Проектное обучение как условие формирования готовности школьников к художественно-творческой деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Захарова, Светлана Алексеевна

  • Захарова, Светлана Алексеевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 239
Захарова, Светлана Алексеевна. Проектное обучение как условие формирования готовности школьников к художественно-творческой деятельности: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2011. 239 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Захарова, Светлана Алексеевна

Введение.

Глава 1. Проектное обучение в теории и практике образовательного процесса.

1.1. Историко-культурные предпосылки развития идей проектной деятельности- в отечественной педагогике.

1.2. Проектное обучение в контексте современных педагогических технологий.

1.3.Особенности театрализации как метода учебно-творческого проекта в работе с подростками.

Выводы по 1 главе.

Глава 2. Теоретико-методологические основы формирования готовности учащихся к художественно-творческой деятельности в процессе реализации проекта.

2.1. Компетентностный подход к проблеме формирования готовности учащихся к художественно-творческой деятельности.

2.2. Модель реализации проектного обучения в художественно-эстетическом образовании подростков.

Выводы по 2 главе.

Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование реализации проектного обучения в художественно-эстетическом образовании подростков.

3.1. Констатирующий эксперимент.

3.2. Апробация интегративной модели проектного обучения (формирующий и контрольный этапы эксперимента).

Выводы по 3 главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проектное обучение как условие формирования готовности школьников к художественно-творческой деятельности»

Я слышу - и забываю, я вижу - и запоминаю, я делаю — и понимаю.

Конфуций

Актуальность исследования. Современный период развития общества характеризуется изменениями, в связи с которыми возрастает потребность в самостоятельной творческой личности, готовой к осуществлению творческой деятельности. Становление личности предполагает формирование определенного мировоззрения, характерологических особенностей, ценностных ориентации, в ряду которых творчеству отведено основополагающее место, поэтому одной из важнейших задач современного образования становится обучение средствам и способам осуществления творческой деятельности и приобретение опыта их успешного применения в жизненной практике.

Признание активной роли учащегося, развитие его творческого потенциала, осуществляемое в совместной деятельности, требуют повсеместного внедрения в педагогическую практику идей развивающего обучения, что, в свою очередь, предполагает переориентацию с традиционной знаниевой парадигмы образования на использование системно-деятельностного, компетентностного подходов. Подобные изменения способствуют созданию условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые, в свою очередь, обеспечивают формирование компетентностей в различных предметных областях познания, а также способствуют целостному восприятию учащимися окружающего мира.

В задачи художественно-эстетического, в том числе музыкального, образования входит развитие творческой личности, обладающей способностью и готовой «вносить поэзию в каждое мгновение жизни» [33:293].

Формирование потребности личности в общении с искусством, в эстетической оценке и понимании его смысла и предназначения предполагает реализацию художественно-творческих способностей, готовность применять их в различных сферах жизнедеятельности человека.

Внедрение в современную школу компетентностного подхода создает условия для формирования готовности учащихся общеобразовательной школы к художественно-творческой деятельности и стимулирует разработку новых педагогических технологий, среди которых важнейшую роль играет технология проектного обучения (В.П. Беспалько, М.П. Горчакова-Сибирская, В.В. Гузеев, JT.B. Зевина, И.А. Колесникова, Е.С. Полат, A.B. Хуторской, И.Д.Чечель и др.). Основу проектного обучения составляет метод проектов (Дж. Дьюи, У.Х.Килпатрик, С.Т.Шацкий и др.), который позволяет оптимизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, формировать адекватную ей мотивацию, обеспечивая развитие самостоятельности, творческой инициативы школьников. '

Перед музыкальным образованием стоит задача разработки технологий, которые, учитывая перспективы проектного обучения, отвечали бы природе искусства и способствовали становлению личностно-смысловой парадигмы образования. Анализ педагогической литературы показывает, что в условиях школы применяется такая форма проектного обучения как «музыкально-проектная деятельность учащихся» - универсальная педагогическая технология, являющаяся действенным средством музыкально-творческого развития учащихся (Т.В. Шевцова). Многие современные педагоги-музыканты (А.С.Архипова, О.В.Василенко, С.О.Грибоедова, Г.Г.Ефремова, Н.С. Ломакина, Ю.А.Сизова и др.) обращаются к методу проектов, организуя исследовательскую и творческую деятельность учащихся, как в рамках урока музыки, так и в системе дополнительного образования. Ведутся исследования, связанные с использованием метода творческого проектирования, который рассматривается в контексте профессиональной подготовки педагога-музыканта (C.B. Ручимская).

Вместе с тем, переход на новые школьные стандарты требует разработки комплексных технологий, направленных на проектирование художественного образовательного процесса. Вопрос о преодолении противоречия между традиционными способами овладения знаниями, умениями и навыками на уроках в школе и готовностью их применения в учебных и жизненных ситуациях остается открытым. Это противоречие определило проблему исследования: необходимость разработки педагогического сопровождения проектного метода как способа активизации художественно-творческой деятельности учащихся, становления компетентной в области различных видов искусства личности, и его тему: «Проектное обучение как условие формирования готовности школьников к художественно-творческой деятельности».

Объект исследования - художественно-эстетическое образование учащихся основной школы (5-9 классы).

Предмет исследования - содержание, формы и методы проектного обучения, способствующие формированию готовности подростков к художественно-творческой деятельности.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель проектного обучения в системе художественно-эстетического образования как условия формирования готовности школьников к художественно-творческой деятельности.

Гипотеза исследования. Проектное обучение будет способствовать формированию готовности учащихся к художественно-творческой деятельности, как качеству личности, обладающей компетентностью в области искусства (музыкального, театрального, изобразительного, хореографического и др.), если будет разработана интегративная модель, которая:

- основана на системно-деятельностном подходе к художественно-эстетическому образованию учащихся основной школы;

- способствует интеграции базового и дополнительного образования в единстве учебно-исследовательской и музыкально-художественной деятельности школьников;

- опирается на метод театрализации (на дифференцированном уровне метод хоровой театрализации), стимулирующий самостоятельную индивидуальную и коллективную художественно-творческую деятельность, связанную с показом, художественным осмыслением замысла учебно-творческого проекта;

- раскрывает содержательную структуру, критерии и показатели оценки полихудожественной компетентности, учитывающей специфику музыкально-театральной деятельности учащихся подросткового возраста.

Задачи исследования:

- раскрыть историко-культурные предпосылки, теоретические основания проектного обучения и особенности его реализации в художественно-эстетическом образовании школьников;

- выявить психолого-педагогические подходы к решению проблемы формирования готовности школьников к художественно-творческой деятельности как компетентности, проявляющейся в процессе учебно-творческих проектов по созданию и постановке музыкально-театральных композиций;

- определить содержательную структуру полихудожественной компетентности, учитывающую возможности подростков, природу музыкально-театральной и вокально-хоровой деятельности;

- разработать и экспериментально проверить интегративную модель проектного обучения в художественно-эстетическом образовании подростков и систему критериев оценки полихудожественной компетентности.

Методы исследования: анализ философских, психолого-педагогических научных трудов; изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое моделирование и проектирование; наблюдение, беседы (индивидуальные и групповые) с педагогами и учащимися, анкетирование; педагогический эксперимент; изучение результатов опытно-экспериментальной работы: качественный и количественный анализ экспериментальных данных; математические и статистические методы обработки экспериментальных данных.

Теоретико-методологической основой исследования являются: философские и педагогические аспекты становления идей проектной деятельности (Н.Ф.Федоров,А.Дистервег, Ж.-Ж. Руссо и др.), метод проектов в образовательном процессе (Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрик, С.Т. Шацкий и др.), технологии проектного обучения (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, Е.С. Полат, A.B. Хуторской, И.Д. Чечель и др.), технология музыкально-проектной деятельности учащихся (Т.В. Шевцова); психология проектной деятельности (В.Г. Леонтьев, Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомова и др.), идеи компетентностного подхода в профессиональном (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.К. Селевко, A.B. Хуторской, Н.В. Васильева, Г.Ю.Ермоленко, И.Р. Левина, Э.Г.Отяковская и др.) и школьном образовании (В.В. Краевский, Е.С. Полат, A.B. Хуторской и др.); теория развития личности в деятельности и общении (М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), теория творчества и готовности к творческой деятельности (К.Роджерс); теоретико-методологические и методические работы, посвященные проблемам музыкального и полихудожественного образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, М.С. Красильникова, Е.П.Кабкова, Л.Г. Савенкова, Е.Б. Спорышева, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая, Л.В. Школяр, Б.П. Юсов, Б.Л. Яворский и др.); основы театральной педагогики (П.М. Ершов, А.П.Ершова, С.В.Клубков, А.Б.Никитина, Н.А.Опарина, К.С.Станиславский, Н.И.Сац и др.) и включения хоровой театрализации в исполнительскую деятельность (Ю.И. Паисов, Т.Н. Овчинникова, Н.В. Кошкарева).

Научная новизна исследования состоит в том, что проектное обучение рассматривается в контексте формирования готовности школьников к художественно-творческой деятельности.

Исследована педагогическая сущность проектного обучения в художественно-эстетическом образовании учащихся основной школы, разработана и экспериментально проверена его модель, основанная на личностно-деятельностном, компетентностном и интегративном подходах, в своем единстве отражающих системно-деятельностную направленность современного образования.

Компетентностный подход адаптирован в условиях художественно-эстетического образования учащихся основной школы на основе корреляционного единства категорий «готовность к художественно-творческой деятельности» и «полихудожественная компетентность».

Определены пути и способы формирования готовности учащихся к художественно-творческой деятельности как компетентности в области искусства (музыкального, театрального и др.), среди которых ведущим стал метод театрализации, в частности хоровая театрализация.

Выявлена сущность полихудожественной компетентности, определяющей готовность подростков к музыкально-театральной проектной деятельности, а также разработана система критериальных уровней и показателей сформированности ее основных компонентов.

Теоретическая значимость исследования заключается: в обосновании структуры интегративной модели проектного обучения, обеспечивающей единство компонентов совместной деятельности педагога и учащихся: целеполагания, содержательно-смыслового, организационно-деятельностного и критериально-уровневого;

- в раскрытии характерных особенностей проектного обучения, обусловленных природой искусства, спецификой музыкально-театральной деятельности и особенностями подросткового возраста;

- в определении готовности школьников к художественно-творческой деятельности как способности самостоятельно реализовывать приобретенные и добывать новые знания, умения, навыки и опыт в музыкально-проектной деятельности, что определяет ее (личности) компетентность;

- в уточнении и расширении научных представлений о «полихудожественной компетентности» как интегративном качестве личности, способной и готовой планировать действия по актуализации учебно-исследовательских и художественно-исполнительских знаний, умений и навыков; осуществлять продуктивно-творческую деятельность; владеть компетенциями и применять их в различных художественно-образовательных и жизненных ситуациях.

Практическая значимость: предложенная в исследовании интегративная модель проектного обучения вносит вклад в разработку научно-методического и организационно-технологического обеспечения художественно-образовательных процессов в школе, может служить эффективной формой интеграции предметов общеобразовательного цикла («Литература», «История», «Русский язык», «Иностранный язык», «Мировая художественная культура», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Информатика», «География» и др.) и различных направлений блока дополнительного образования детей («Музыкальный театр», «Костюмы и декорации», «Хореография», «Вокал» и др.).

Разработанная система консультативно-семинарских занятий для педагогов школы обеспечивает интегративную, полихудожественную направленность проектного обучения. Материалы исследования могут применяться ,в курсах методики музыкально-художественного образования в среднем и высшем профессиональном образовании, а также в системе повышения квалификации преподавателей предметов художественно-эстетического цикла.

Объективность и достоверность результатов исследования обеспечена всесторонним анализом научных источников по данной проблеме, выбором теоретических и методологических позиций; использованием комплекса методов исследования, соответствующих его объекту, цели, задачам; опорой на достоверные -результаты психолого-педагогических научных исследований; результатами проделанной автором опытно-экспериментальной работы, статистической обработкой полученных результатов.

Исследование включало три основных этапа:

Первый этап (2005-2006 гг.) - теоретико-поисковый: включал изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по исследуемой проблеме, определение цели, объекта, предмета, задач, построение гипотезы исследования, систематизацию понятийного аппарата и выявление теоретико-методологических основ технологии проектного обучения.

Второй этап (2006-2009 гг.)— опытно-экспериментальная работа: проведен констатирующий эксперимент; разработана и апробирована интегративная модель проектного обучения в художественно-эстетическом образовании учащихся основного звена школы.

Третий этап (2009—2010 гг.) — обобщающий, связанный с обработкой, систематизацией, анализом, обобщением и коррекцией положений и оформлением полученных результатов опытно-экспериментального исследования.

Апробация и внедрение результатов осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы на базе ГОУ СОШ №626 им. Н.И.Сац, ГОУ СОШ №193, ГОУ ДШИ «Юность», ГОУ ЦО №2030 «Школа Будущего» г.Москвы. Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры пения и хорового дирижирования музыкально-педагогического факультета Московского педагогического государственного университета. и

Апробация исследования проходила через публикацию работ по теме исследования в сборниках научных трудов МПГУ, научно-методических журналах, участие в научно-практических конференциях и семинарах, в том числе в межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Наследие О.А.Апраксиной и музыкальное образование в XXI веке» (МПГУ, 2006), в Окружной научно-практической конференции «Интеграция общего и дополнительного образования детей» ЮЗОУО ДО г.Москвы (ОМЦ ЮЗАУО, 2008), в Межвузовской научно-практической конференции-семинаре студентов, аспирантов и молодых ученых (МПГУ, 2009), во II Международной научно-практической конференции (МПГУ, 2009).

На защиту выносятся следующие положения:

1. В художественно-эстетическом образовании учащихся технология проектного обучения выполняет интегративную функцию и позволяет подчинить процесс обучения различным видам искусства (музыкальному, театральному, хореографическому, изобразительному и др.) единой задаче формирования компетентной личности, готовой мотивированно реализовывать приобретенные знания, умения, навыки и опыт в художественно-творческой деятельности.

2. Готовность к музыкально-проектной деятельности, как формы художественно-продуктивного творчества, представляет собой способность школьников самостоятельно планировать действия по актуализации учебно-исследовательских и художественно-исполнительских знаний, умений, навыков, опыта и предполагает овладение компетенциями в различных видах искусства (музыкального, театрального, хореографического, изобразительного и др.), что является показателем сформированнности такого личностного качества как полихудожественная компетентность, представленной в единстве структурных компонентов: когнитивного, операционно-деятельностного, личностно-ценностного, психофизиологического и мотивационного.

3. Действенным способом формирования полихудожественной компетентности становится метод театрализации учебно-творческого проекта (на дифференцированном уровне — метод хоровой театрализации, активизирующий вокально-хоровую деятельность учащихся) и обеспечивающий реализацию приобретенных и получение новых знаний, умений, навыков и опыта в самостоятельной художественно-творческой деятельности.

4. Разработанная интегративная модель проектного обучения в художественно-эстетическом образовании подростков представляет собой сложно структурированную систему, включающую взаимообусловленные компоненты: целевой, содержательно-смысловой, операционно-деятельностный и критериально-уровневый. Реализация интегративной модели характеризуется конкретными этапами работы над учебно-творческим проектом, освоение содержания которых определяется степенью готовности учащихся к осуществлению самостоятельной музыкально-проектной деятельности.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и 29 приложений. Текст содержит 8 таблиц, 2 гистограммы, 4 схемы. Приложения так же включают* таблицы, гистограммы, схему и иллюстрированы рисунками и фотографиями.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Захарова, Светлана Алексеевна

Выводы по третьей главе

1. Констатирующий эксперимент показал, что уровень готовности учащихся основной школы к осуществлению музыкально-проектной деятельности, определяющий исходную степень сформированности полихудожественной компетентности, у общей массы респондентов достаточно низкий, что определило необходимость разработки технологии проектного обучения, в рамках которого происходило бы успешное формирование полихудожественной компетентности учащихся,

2. В основу разработки оценочно-критериального инструментария диагностики легли критерии и показатели уровней сформированности основных структурных компонентов полихудожественной компетентности учащихся. Основным критерием развития данного личностного качества является продвижение от низкого уровня к высокому.

3. Апробация модели проектного обучения осуществляется путем внедрения в школьный образовательный процесс основных организационно-технологических модулей: установочного, обучающего и контрольно-диагностирующего.

4. Установочный модуль выполняет подготовительную функцию и связан с определением оптимальных условий и методов внедрения музыкально-проектной технологии в учебный процесс основного звена школы. В качестве методического сопровождения мы предлагаем цикл семинаров для педагогов «Музыкально-проектная деятельность учащихся», а в качестве основной формы реализации технологии «Учебно-творческие проектные мастерские».

5. Обучающий модуль характеризуется непосредственно обучением в проекте. Результатом музыкально-проектной деятельности учащихся становится учебно-творческий проект. Конечным продуктом работы над учебно-творческим проектом является создание и постановка музыкально-драматического спектакля на основе интегрированного освоения содержания предметов гуманитарного цикла и художественно-эстетических дисциплин.

6. Контрольно-диагностирующий модуль связан с выявлением эффективности технологии проектного обучения и предполагает диагностику уровней сформированности полихудожественной компетентности в музыкально-проектной деятельности.

7. Сравнительный анализ результатов показал, что разработанная нами модель результативна в отношении всех компонентов музыкально-художественной компетентности. Более динамично и эффективно в условиях проектного обучения протекает формирование операционно-деятельностного и мотивационного компонентов, что объясняется активным включением подростков в оцениваемую ими художественно-продуктивную деятельность и использованием ее результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

1. Проектное обучение как инновационная педагогическая технология представляет собой совокупность проблемно-поисковых методов и выступает в качестве дидактического средства активизации художественно-познавательной, продуктивной творческой деятельности учащихся и развития их личностных качеств.

2. Результаты проведенного исследования показали, что формирование готовности школьников к художественно-творческой деятельности эффективно осуществляется на основе органичного включения в художественно-образовательный процесс разработанной интегративной модели проектного обучения, представленной взаимодополняющими компонентами: целевым, содержательно-смысловым, органнзацнонно-дятелъностным и крнтериалъно-уровневым.

3. Специально разработанная и апробированная модель, реализующая музыкально-проектную технологию и направленная на получение личностно и социально значимого творческого продукта, создает необходимые условия для формирования готовности школьников к художественно-творческой деятельности как процесса развития личности компетентной в сфере искусства (музыкального, театрального и др.), способной мотивированно реализовывать полученные, а также приобретать новые знания, умения, навыки и опыт самостоятельной практической деятельности.

4. Положенный в основу модели системно-деятельностный подход к художественно-эстетическому образования подростков, нацеленный на интеграцию базового и дополнительного образования в основной школе, определяет содержание работы над учебно-творческим проектом, ведущую роль в которой играет метод театрализации и его разновидность метод хоровой театрализации, стимулирующий школьников к самостоятельной индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности.

5. Конечным творческим продуктом работы над проектом является постановка музыкально-драматического спектакля (музыкально-театральной композиции), в процессе создания и подготовки которого учащиеся овладевают художественно-познавательной, музыкально-исполнительской, художественно-продуктивной и художественно-коммуникативной компетенциями, что способствует формированию такого личностного образования как полихудожественная компетентность.

6. Полихудожественная компетентность в единстве образующих ее когнитивного, операционно-деятельностного, личностно-ценностного, психофизиологического и мотивационного компонентов проявляется в овладении соответствующими компетенциями в сфере искусства (музыкального, театрального, художественного, хореографического и т.д.) и определяет "готовность учащихся к осуществлению самостоятельной художественно-продуктивной деятельности.

Таким образом, полученные результаты экспериментального исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и свидетельствуют об эффективности разработанной технологии проектного обучения, способствующего формированию полихудожественной компетентности учащихся, определяющей уровень готовности школьников к художественно-творческой деятельности. Перспективными направлениями дальнейшей научной работы является рассмотрение теоретических основ преемственности в формировании полихудожественной компетентности старших школьников и студентов в условиях проектного обучения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Захарова, Светлана Алексеевна, 2011 год

1. Абдуллин, Э.Б. Николаева Е.В. Методика музыкального образования.-М., Музыка, 2006 - 334с.

2. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования.- М., Академия, 2004.-336с.

3. Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е.В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Прометей, 2003.- 224с.

4. Абдуллина, О. А. Педагогическая практика студентов: учеб. пособие для студентов пед. институтов / О. А. Абдуллина.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1989.- 175с.

5. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта/Ю.Б.Алиев— М.: Владос, 2003.-334с.

6. Алиев, Ю.Б. Подросток-музыка-школа. Вопросы методики музыкального воспитания детей. М.: Просвещение, 1976.- С.71- 115.

7. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике/ Ш.А.Амонашвили.- М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1995.- 496с.

8. Апраксина, O.A. Музыкальное воспитание в школе. М.,1985. —268с.

9. Апраксина, O.A. Методика музыкального воспитания в школе / O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1983. - 224с.

10. Асафьев,, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.-Л., 1973.- 151с.

11. П.Асафьев, Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе // Вопросы музыки в школе.- Л., 1926.- 290с.

12. Асафьев," Б. В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А.Павлова-Арбенина- Л.: Музыка, 1980. -216с.

13. Бахтин, Н.И. Театр и его роль в воспитании — М.: «Польза», 1911.- 226с.

14. Белоусова, А.К. Развитие компетентности учеников в процессе совместной мыслительной деятельности /Белоусова А.К.//Развитие и оценка компетентности: тез. докл. конф. М., 1996 / под ред.

15. B.И.Белопольского и И.Н.Трофимовой.- М.: Институт психологии РАН, 1996-58с.

16. Беспалько,В .П. Педагогика и прогрессивные технологии/ В. П.Беспалько. М.:ИПО МО Россия, 1995.-336с.

17. Беспалько, В.П. Проектирование учебного предмета / В.П. Беспалько // Школьные технологии. 2006. - № 6. — С. 76-88.

18. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.:Педагогика, 1989- 192с.

19. Болотов,'В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. - № 10.1. C. 8-14.

20. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А.Кузнецов.- СПб.:Норинт, 1998.- 1536с.

21. Большой энциклопедический словарь.- М: Советская энциклопедия, 1981.-621с.

22. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования/ Е.В. Бондаревская // Педагогика.-1997.-№4- С. 11-17.

23. Бочкарёв, Л. Л. Психология музыкальной деятельности.- М., 1997.- 352с.

24. Брюсова, Н.Я. Музыкальное просвещение и образование за годы революции // Музыка и революция. 1926. -№1.- 25с.

25. Брюсова, Н.Я. Задачи народного музыкального образования. М.,1919. — 16с.

26. Васильева, Н.В. Формирование музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки: автореферат дис. . канд. пед. наук: 13100.08. Магнитогорск, 2007. -22с.

27. Вендровская, Р.Б., Крупенина, М.В., Шульгин, В.Н. О взаимодействии школы и среды// Педагогика. СПб., 1990. -№2. - С. 110-114.

28. Взаимодействие и синтез искусств./ под ред.Б.Ф.Егорова, Б.С.Мейлоха, Б.М.Тердова и др. Л.: Наука, 1978 -270с.

29. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся /И.С. Якиманская, B.C. Столетов, И.Я. Канлунова и др.; Под ред.И.С. Якиманской.- М.: Педагогика, 1989. 254с.

30. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского, 2-е изд. М.: Просвещение, 1979. 364с.

31. Воронова, Е.Р. Проектная деятельность учащихся как часть современного урока музыки // Искусство в школе. - № 3. -2009. -С.25-26.

32. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический отзыв. Книга для учителя. 3-е изд., М.: Просвещение, 1991.-С.93.

33. Выготский, Л.С. Психология искусства. -Ростов н/Д., 1998. —480с.

34. Газман, О.С.Педагогическая поддержка ребенка в образовании: концепция проектирования Текст. / О.С.Газман // Директор школы: науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. -М., 2007. —№ 3. -С.10-16.

35. Генисаретский, О. И: Экология культуры. Теоретические и проектные проблемы. М., 1991. - 153с.

36. Генкин, Д. М. Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы / Сб. науч. трудов. ЛГИК им. Н. К. Крупской -Л., 1987.-13с.

37. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в,прикладную философию. — М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.

38. Гилёва, И.О. Системно-структурный анализ мотивационной готовности ' к творческой деятельности: дис. канд. психологических наук: 19.00.01— Барнаул, 2000. 173с.

39. Голуб, Г.Б., Чуракова, О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. —Самара: Изд-во Профи, ЦПО, 2003 .-145с.

40. Горюнова, Л.В. На пути к педагогике искусства / Музыка в школе.-М.,1988 №2. - С.7-8.

41. Горюнова, Л.В. Урок музыки урок искусства: кн. для учителя / Л.В. Горюнова. -М.: «Прометей», 1989. - 101с.

42. Громыко, Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования

43. B. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. -2000. -№ 2. С. 36-43. -(Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

44. Гузеев, В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные ^технологии. —1997. -№1. С.3-10.

45. Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. -1995. №6. - С.39-47.

46. Гузеев, В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. — М.,2004. -128с.

47. Гузеев, В.В. Развитие образовательной технологии. —М.: Знание, 1998.1. C.42-52.

48. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.:1986. — 240с.

49. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. - 544с.

50. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Рипол Классик.,2007. - 4т. - 3104с.

51. Джонс; Дж. К. Методы проектирования. / Дж. К. Джонс: Пер. с англ. -2-е изд. доп. М.: Мир, 1986. - 326с.

52. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения. М.:Учпедгиз, 1956.-374с.

53. Дьюи, Дж., Дьюи, Э. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э. Дьюи. — Берлин: Госуд. Изд-во. РСФСР, 1922. 178с.

54. Дьюи, Дж. Демократия и образование: Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс,2000. - 384с.

55. Ермоленко, Г.Ю.Формирование полихудожественной компетентности будущих учителей изобразительного искусства: автореферат дис. . канд.педагогических наук: 13.00.08.-Волгоград, 2010.- 22с.

56. Ершов, П.М. Общение на уроке, или режиссура поведения учителя. -М.:МПСИ: Флинта, 1998. 334с.

57. Ершова, А.П., Гутина, О.М. Театральная культура в школьной педагогике//Народное образование. 1995. - № 8~9. - С. 91~96.

58. Есипов, Б.П., Равкин, З.И. Метод проектов / Б.П. Есипов, З.И. Равкин // Педагогическая энциклопедия. М., 1965. - Т.2. - 806с.

59. Ефремова, Г.Г.Метод проектов в музыкальном образовании//Искусство в школе. -М.,2009 -№ 4. -С.78-80.

60. Ефремова, Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании: учеб. пособие (учеб. пособие) —М.: Логос, 2003. —176с.

61. Живов,В.Л. О музыкально-выразительных средствах в хоровом исполнительстве // Хоровой коллектив. М.: Музыка, 1976. - С.38-49.

62. Живов, В. JI. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: учеб. пособие для вузов. М.: Владос, 2003. - 272с.

63. Занков, JI.B. Обучение и развитие. М.:Педагогика, 1975. - 440с.

64. Зевина,'Л.В. Образовательные технологии и технологическая культура учителя/ Л.В.Зевина// Школьные технологии. -2002. —№5 —С.62-68.

65. Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование/ Э.Ф.Зеер. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998. -336с.

66. Зеер, Э.Ф., Павлова, A.M., Сыманюк, Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учеб. пособие. -М.'Московский психолого-социальный институт,2005-216с.

67. Зимняя,- И.А. Ключевые компетентности новая парадигма результата образования/ И.А.Зимняя//Высшее образование сегодня. -М.,2003. -№5. —С.34-42.

68. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. -3-е изд. М.: Логос, 2000.-384с.

69. Ильин, Г.Л. Проективное образование и реформация науки. М., 1993. -92с.

70. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. Волгоград: Учитель,2007.- 91с.

71. Интеграция общего и дополнительного образования: практическое пособие/ Под ред. Е.Б. Евладовой, A.B. Золотаревой, С.Л. Паладьева.-М.:АРКТИ, 2006.~296с.

72. Ильясов, И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во Московского университета, 1986.-200с.

73. Исаева, Л.А., Курченко, И.В. Хоровой театр в системе педагогической подготовки студентов // Искусство в школе.- № 3- 2003. — С. 82-86.

74. Кабалевский, Д.Б. Музыка в школе.//Искусство и школа.-М.,1981.-197с.

75. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. М., Просвещение, 2004. —186с.

76. Кабкова, Е.П. Интегрированное воспитание и полихудожественное развитие // Инициативы XXI века. М., 2009. №1. - С.46-51.

77. Каган, М.С. Взаимодействие искусств в пед. процессе. В кн.: Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвуз. сб. науч.тр. -JI.:1989. С. 3-12.

78. Каган, М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. -328с.

79. Каганов, Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. Л.: Изд. Бракгауз-Эфрон, 1926.-88с.

80. Карпов, " Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе/ Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы — 2001.- № 6-С.54-63.

81. Килпатрик, У.X. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л.: Брокгауз — Эфрон, 1925- 245с.

82. Киященко, Н. И. Эстетика — философская наука. М.: «Вильяме», 2005. -592с.

83. Кларин, М.В. Развитие критического и творческого мышления/ М.В. Кларин // Школьные технологии. М., 2004. - №2. - С.3-11.

84. Клубков, C.B. Режиссура и педагогика в театре, где играют дети// Театр, где играют дети/ под ред.А.Б.Никитиной. -М.: Владос, 2001. С.86-111.

85. Кобзарева, И.И. Формирование готовности студентов к личностно-ориентрованному педагогическому взаимодействию: дис. .канд. психол. наук: 19.00.07: Ставрополь, 1998.-210с.

86. Коллингс, Е.У. Опыт работы американской школы по методу проектов. —М.,1926. 86с.

87. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А.Коменский. — Пер.А.Щекинского. -М., 1893. -138с.

88. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: В Т.2.-М.:Педагогика,1982. 344с.

89. Компетентности и их классификации / Селевко Т.К.// Народное образование. № 4. - 2004. - С. 13 8-143.

90. Конфуций // Анталогия гуманной педагогики. — Переиздание. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2002. — 224с.

91. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. — М.,2002. -№6. С.10-41.

92. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. - 39с. (Стандарты второго поколения)

93. Корешкова, М.Н. Формирование готовности студентов к организации музыкально-звуковой среды в работе с детьми 6-7 лет: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08: М., 2003. 136с.

94. Корнетов, Г.Б. Педагогическая среда: потенциал и проектирование / Г.Б. Корнетов // Школьные технологии — М., 2006. — № 3. С. 23-32.

95. Кошкарева, Н.В. Сценическая композиция: хоровой театр в творчестве современных отечественных композиторов // Музыковедение. М., 2007. —№5. -С.15—22.

96. Кошкарева, Н.В. Хоровая композиция в современной отечественной музыке. Автореф. дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02. — М., 2007. -31с:

97. Кошмина, И.В. Межпредметные связи в начальной школе. Учебное пособие. М.: Владос, 2003. -143с.

98. Краевский, B.B. Основы обучения. Дидактика и методикагучеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / В.В. Краевский, A.B. Хуторской. —2-ое изд. М.:Академия, 2008. - 352с.

99. Красильникова, М.С. Идеи Д.Б. Кабалевского в свете обновления содержания музыкального образования. // Искусство в школе. 1997. -№3. - С Л 6-22.

100. Критский, Б.Д. Творческая импровизация детей на уроке музыки // Начальная школа. -1974. № 7. - С. 44-51.

101. Крупенина, М.В. От школы учебы к школе общественно полезного труда. -М., 1927.-86с.

102. Крупская, Н.К. О методе проектов: Стенограмма доклада на конференции по методу проектов / Н.К. Крупская. ~М. -Л., 1931-22с.

103. Крылова, Н.Б. Культурология образования. М.,200. - 269с.

104. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ, 1967.-182с.

105. Лебедев, В.В. Структурирование компетенций перспективное направление в решении проблем образования /В.В. Лебедев // Школьные технологии. - 2007. - № 2. - С.97-103.

106. Лебедев, O.E. Комптентностный подход в образовании //Школьные технологии. М.,2004. - № 5. - С. 3-12.

107. Левина, И.Р. Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки: автореферат дисс. . канд. пед. наук: 13.00.01;13.00.08. Ижевск,2004 - 20с.

108. Левитес, Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж, 2003. — 320с.

109. Левитес, Д.Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. Воронеж,!998. - 288с.

110. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.,1977. - 304с.

111. Леонтьев, А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избр. психол. произв. в 2-х т. — Т.2. М.: Педагогика, 1983. — С.232-239.

112. Леонтьев, В.Г. Психологические механизмы мотиваций. — Новосибирск, 1992.-216с.

113. Леонтьев, Д.А. Художественная компетентность как характеристика личности // Эмоции, творчество и искусство. Тезисы докладов международного симпозиума. Пермь, 1997. - С.64-65.

114. Лернер, И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций/ И.Я.Лернер // Педагогика. -1996. №2. - С.7-11.

115. Лихачев, Б.Т. Методологические основы педагогики/ Б.Т.Лихачев. -Самара:СИУ, -1998. 200с.

116. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/ Б.Ф.Ломов. М.:Наука,1984. - 446с.

117. Маркова, А.К., Матис, Т.А., Орлов, А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. - 192с.

118. Мариупольская, Т.Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки. М.,2002.-204с.

119. Масол, Л.М. Компетентностный подход как фактор модернизации художественного образования // Современное музыкальное и художественное образование: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. М., 2006. - С. 24-27.

120. Матяш, Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. -Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. 285с.

121. Матяш, Н.В. Самовоспитание профессиональной компетентности будущего учителя/Н.В.Матяш. Брянск, 1994. - 160с.

122. Матяш, Н.В. Сущность и структура творческой проектной деятельности и проектного обучения школьников // Актуальные проблемытехнологического образования: межвузовский сб. научных трудов. Новокузнецк, 1999. С. 51-60.

123. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 252с.

124. Международный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978/79. Лондон - Нью-Йорк, 1978. - 258с.

125. Мелик-Пашаев, A.A. Мир художника. -М. Прогресс-Традиция, 2000. -271с.

126. Мелик-Пашаев, A.A. Педагогика искусства и творческие способности.-М.: Знание, 1981.-96с.

127. Морарь, М.М. Оценивание школьных результатов на уроке музыкального воспитания: автореферат дис. . д-ра пед.наук: 13.00.01-Кишинёв, 2005.- 29с.

128. Морозова, Н.В. Развитие полимодальных музыкально-образных представлений в процессе обучения (На материале вузовской подготовки учителя музыки) : дис. . канд. пед. наук: 13.00.08, 19.00.07-М., 2005.-184с.

129. Музыкальное образование в школе: учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр и др.; под ред. Л.В. Школяр. -М.:Академия, 2001 232с.

130. Мышкина, В.Т. Психологическая готовность к художественно-творческой деятельности. -М.: Феникс, 1991.- 121с.

131. На путях к методу проектов/ Б.В. Игнатьев, М.В. Крупенина; под редакцией Б.В. Игнатьева, М.В. Крупениной. М., 1930. - 87с.

132. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383с.

133. Направления развития образовательной области «Искусство» в условиях стандартизации обучения/ М.А. Фоминова, И.В.Кошмина, А.Б.Никитина и др.// Музыка в школе. М., 2006. - №5. - С.20-26.

134. Никитенков, В.М. Проект «Дети на оперной сцене»//Искусство в школе. — М.,2009. №4. - С.33-34.

135. Никитин, В.А. Организационные типы современной культуры: автореферат дис. . д-ра культурологии. — Тольятти, 1998. 49с.

136. Никитина, А.Б. Мировая художественная культура: Культура древних цивилизаций: Театральное путешествие в Древний Египет: Методические материалы. -М., 2001. 112с.

137. Никитина, А. Б. Принципы театральной педагогики на уроке искусства.-М.: Искусство, 2007. №1. -С.26-29.

138. Никитина, А. Б. Уроки театра древней Греции. М.:МИОО Московские учебники, 2007. -218с.

139. Новикова, Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. 2000. - № 7. - С. 151-157.

140. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен, квалифиц. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. М.: Академия, 2005. - 272с.

141. Овчинникова, Т.К. Хоровой театр в современной отечественной музыкальной культуре: автореферат дисс. канд. искусствоведения: 17.00.02. Ростов-н/Д, 2009. - 29с.

142. Олейникова, О.Н. Европейское сотрудничество в области профессионального образования и обучения: Копенгагенский процесс. — М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2004. -70с.

143. Опарина, H.A. Театр и дети/ Н.А.Опарина. М.: Владос, - 2008. -476с.

144. Опарина, H.A. Пьесы, сценарии для детей и юношества: методика сценарно-режиссерской деятельности / Н. А. Опарина. М.: Владос, 2004.- 475с.

145. Отяковская, Э.Г. Полихудожественная компетентность педагога-музыканта // Среднее профессиональное образование. — М.,2009-№10. -С.39-41.

146. Павлютенков, Е.М. Профессиональное становление будущего учителя /Е.М.Павлютенков // Сов. Педагогика. -1990. -№11. — С.64-68.

147. Паисов, Ю.И. Новый синтез традиций в современном русском хоровом искусстве // Новая жизнь традиции в советской музыке. Статьи и интервью. М: Сов. комп., 1989. 120с.

148. Пахомова, Н.Ю. Метод проектов: функции и структура учебного проекта // Технологическое образование. 1997. - № 1. - С. 92-96.

149. Пахомова, Н.Ю. Освоение учителем технологии проектного обучения / Н.Ю. Пахомова // Школьные технологии. 2006. - № 6. - С. 109-114.

150. Пахомова, Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель. -2000.-№4.-С. 52-55.

151. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. 4-е изд. -М.: Школьная Пресса, 2002. - 512с.

152. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высших учебных заведений/ И.А.Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой.-М.: Академия,2005 288.

153. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Под общей ред. B.C. Кукушина. -М.:ИКЦ «Март», 2006. 336с.

154. Песталоцци, И.Г. Педагогические сочинения: / И. Г. Песталоцци. -Каунас, 1989.-436с.

155. Петрова, В. И. Метод проектов / В.И. Петрова. -M.-JI.Молодая Гвардия, 1929.-77с.

156. Петровская, JI.A. Компетентность в общении / Л.А.Петровская. -М.:МГУ, 1989.-120с.

157. Петровский, A.B. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.,1982.- С. 255.

158. Пикан, В.В. Технология вариативного обучения. Учебно-методическое пособие. Для учителей школ, гимназий, студентов пед.вузов, аспирантов. -М.: Перспектива, 2008. С.114.

159. Письмак,Г.А. Педагогические условия реализации полихудожественного подхода в гимназическом образовании учащихся: дисс. . кандидата педагогических наук: 13.00.02/Письмак Г. А. М., 2008.- 218с.

160. Подуровский, В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М.: Владос, 2001. -320с.

161. Полат, Е.С. Как рождается проект. М.,1995 - 25с.

162. Поливанова, K.Hi Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/К.Н. Поливанова. М.: Просвещение,2008 - 192с.

163. Политаева, Т.П. Формирование готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в поликультурном социуме: автореферат дис. кандидата пед. наук: 13.00.08- М., 2010. 26с.

164. Португалов, К.С. Серьезная музыка в школе. Пособие для учителей. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1980. - 144с.

165. Прокофьева, И.В. Формирование готовности студентов вузов искусств и культуры к художественно-педагогической деятельности: дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 : Тюмень, 2002. 161с.

166. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособ. для вузов./ Под ред. Г.М.Цыпина М.: Академия, 2003. - 366с.

167. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002 - 396с.

168. Равен,' Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2001. - 142с.

169. Равкин, З.И. Метод проектов / З.И. Равкин // Российская педагогическая энциклопедия в 3 т. М., 1993. - Т. 1.- С. 567-568.

170. Радионов, В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. / В. Е. Радионов. СПб., 1996. - 80с.

171. Разумный, В. А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия. -М.: Педагогика, 1996. 214с.

172. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию, становление личности./Пер. с англ. общ. ред. и предисл. Исениной М. :Прогресс, 1994-480с.

173. Розин, В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования//Вопросы философии. 1984.-№10.- С.101- 111.

174. Российская педагогическая энциклопедия/ Гл. ред. В.В.Давыдов. Т.1. -М., 1993-608с.

175. Рубинштейн, C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир./ С.Л.Рубинштейн. Спб. Литер,2003. -512с.

176. Рубинштейн, С.Л.Проблемы общей психологии: В 2 т. -М.,1989. -Т.2-102с.

177. Руссо, Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании.-М., 1996.-211с.

178. Ручимская, C.B. Феномен просветительства в профессиональной подготовке педагога-музыканта: автореферат дис. . канд. пед. наук: 13.00.08: Москва, 2010.-27с.

179. Савенкова, Л.Г. Интегрированный предметно-пространственный подход к процессу освоения искусства в школе. Виды искусства и их взаимодействие в школе: Пособие для учителя. М., 2001. С. 130-165.

180. Савенкова, Л. Г. Полихудожественное образование как фактор развития детей и юношества //Педагогика. -2006. -№ 5. С. 17-23.

181. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. -1998. -№ 4. С. 144-148.

182. Сац, Н.И. Дети приходят в театр. M., 1961. - 312с.

183. Сибирская, Н.П. Проектирование педагогических технологий / Н.П. Сибирская // Энциклопедия профессионального образования в 3 т. М., 1999. -Т.2. - С. 344-345.

184. Сизова, Е. Р. Профессиональная компетентность специалиста-музыканта: структура, содержание, методы развития // Высшее образование. 2007. - № 11. - С. 36-38.

185. Сизова, Ю. А. Школьный театральный кружок.Электронный ресурс. // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. - 1 сентября. Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2006/0901-16.htm.

186. Селевко, Г.К.Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К.Селевко. -М.:Народное образование, 1998. -256с.

187. Селевко, Г.К.Технологический подход в образовании / Г.К.Селевко// Школьные технологии. 2004. - №4. - С.22-34.

188. Семёнов, А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании/ А.Л.Семенов. М.:Изд-во МИПКРО,2000. -12с.

189. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2004. - 80с.

190. Сериков, В.В. Личностно-ориентироваиное образование/В.В.Сериков//

191. Педагогика. 1994.-№5. - С. 16-21.

192. Сидоренко, В.Ф. Генезис проектной культуры. Вопросы философии. 1984.-С. 86-99.

193. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. -Речь, 2000. 350с.

194. Симоненко, В. Д. Технологическая культура / В. Д. Симоненко. -Брянск, 1999.-216с.

195. Скаткин, М.Н. Принципы обучения. Дидактика средней школы. Под ред. М.Н.Скаткина.2-е изд. М.: Педагогика, 1982. - С.58-89.

196. Скребнева, Н.Р. Формирование готовности педагогов-музыкантов к художественно-творческой деятельности: дис.канд.пед.наук: 13.00.08: М., 2005.-149с.

197. Словарь иностранных слов. 17-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1988. С. 401.

198. Слободчиков, В.И. Основы проектирования развивающего обучения. -Петрозаводск, 1996.-236с.

199. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 4-е. М.": Сов. Энциклопедия, 1987. 1065с.

200. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под ред. Е. С. Полат. М.: Владос, 2000. 81-82.

201. Соколов, В. Г. Работа с хором / В. Г. Соколов. М.: Музыка, 1967. -214с.

202. Соколова-Набойченко, О.Н. Музыкальный театр в школе // Искусство в школе. М., 2003. №3. - С.90-93.

203. Спорышева, Е.Б. Интеграция курсов искусств и предметов гуманитарного цикла в системе художественно-эстетического воспитания и образования школьников: дисс. . д-ра пед. наук: 13.00.02.-М.,2007.-482с.

204. Спорышева, Е.Б. Теория и методика обучения школьников интегрированным курсам предметов искусств и предметов гуманитарногоцикла в системе художественно-эстетического воспитания и образования. Монография. М.: ИОО Минобрнауки РФ, 2006. - 214с.

205. Станиславский, К.С.Работа актера над собой. -М.:Искусство,1985. 479с.

206. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования/ Под ред. А.А.Пинского. М.: «Мир книги», 2001. - 95с.

207. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика технических вузов/ Л.Д.Столяренко, В.Е.Столяренко. Ростов н/Д: Феникс,2001. - 512с.

208. Стулова, Г.П Развитие детского голоса в процессе обучения пению. -М.: Прометей, 1992.-270с.

209. Стулова, Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студентов вузов / Г.П.Стулова. -М.: Владос, 2002. 172с.

210. Ступницкая» М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей/ М.А.Ступницкая. Ярославль,2008.- 256с.

211. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под редакцией А. Б. Никитиной. -Владос, М., 2001.-288с.

212. Тевосян, А. Т. Немного о хоровом театре // Искусство в школе. -М.,1998. № 5. - С. 59-64.

213. Теплов,Б.М.Психология музыкальных способностей. М. -Л., 1947. -355с.

214. Толковый словарь русского языка. /Под ред. Д.И.Ушакова. М.: ОГИЗ, 1939. -Т1. -1562с.

215. Трофимова, И.Н. Компетентность с точки зрения синергретического подхода/И.Н.Трофимова//Развитие и оценка компетентности: Материалы конференции. Москва,20-22 апреля 1996.М.,: Институт психологии РАН, 1996.-С.41-45.

216. Турнер, Д. Ролевые игры. Практическое руководство. СПб.: Питер,2002. 352с.

217. Усачева, В.О., Школяр JI.B., Школяр В.А. Музыкальное искусство// Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа/ Сост. Е.О.Яременко -М.,2001. -288с.

218. Федоров, Н.Ф. Сочинения.-М., 1982.-429с.

219. Филиппов, В. М. Задачи модернизации образования на современном этапе / В. М. Филиппов // Высшее образование сегодня. 2003. - № 3. -С.2-5.

220. Философский словарь/ Под ред. М.М. Розенталя. Изд. третье. М., 1972.-430с.

221. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие/Авт.-сост.:Татарченкова С.С.,Телешов C.B.; Под ред.С.С.Татарченковой. -Спб.:КАРО, 2008.-160с.

222. Хомский, Н. Аспекты теории синтаксиса. -М., 1972(анг.1965) С.9 -59.

223. Хуторской, A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования /A.B. Хуторский//Ученик в обновляющейся школе. -М.: ИОСО РАО,2002. С. 135-157.

224. Чесноков, П.Г. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижеров. -М.: Музгиз, 1952.-224с.

225. Чечель,И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.//Практика административной работы в школе. 2003. - №6. - С.24-31.

226. Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанности всезнающего оракула / И. Чечель // Директор школы. -1998. -№ 3. С. 11-16.

227. Чечель, И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. № 4. - С. 3-10.

228. Чошанов, М.А.Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения/ М.А.Чошанов // Педагогика. -1997. -№2. С.21-30.

229. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.-320с.

230. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.:Педагогика, 1975. 200с.

231. Шацкая, В.Н. Музыка в школе. Художественное воспитание средствами музыкального искусства. Известия АПН РСФСР.М., 1950. 236с.

232. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2Т. М.,1980.

233. Шевцова, Т.В. Музыкально-проектная деятельность как фактор творческого развития учащихся: дисс. . пед.наук: 13.00.02.-М.,2005.-163с.

234. Шишов, С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. - №2.- С.58-62.

235. Школяр, Л.В. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие для учителя музыки и студентов средних и высших учебных заведений. М.: Флинта-Наука, 1998, -360с.

236. Шевченко, О. В. Формирование готовности старших школьников к творческой деятельности в процессе решения учебно-творческих задач: дисс. канд. пед. наук : 13.00.01 М., 2005. -207с.

237. Щедровицкий, Г.П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании(теория и методология). М., 1975. - С. 72-161.

238. Щедровицкий, П.Г. Системомыследеятельностная педагогика и развивающее обучение//Статья «Первые чтения памяти В. В. Давыдова». Рига-Москва, 1999.-С. 117-130.

239. Щербакова, А. И. Аксиологическая подготовка учителя музыки на современном этапе: автореферат дисс. . доктора педагогических наук: 13.00.08-М., 2004.-60.

240. Эльконин, Д.Б. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения/ Д.Б.Эльконин// Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию. Красноярск,2002. - 27с.

241. Энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1981.-1600с.

242. Юсов, Б.П. Интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников// Педагогика искусства: В творческом поиске. Материалы Всерос. Совещания-семинара. Самара, 3-6 дек. 1996 г. М. Самара: ИЦЭВ РАО, Самар. ИПРО, 1996. - 80с.

243. Яворский, Б.Л. Воспоминания, статьи, переписка. Т.1/сост. И.С.Рабинович/М.: Советский композитор, 1972. 712с.

244. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. М., 1998. -112с.

245. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе/И.С.Якиманская.-М.:Сентябрь, 2000. -С.7-37.

246. Fried-Booth, Diana L. Project Work / Diana L. Fried-Booth / / Oxford University Press, 1986. 89p.

247. Hutchinson, Tom. Introduction to Project Work / Tom Hutchinson / / Oxford University Press, 1991. 23p.

248. Kilpatric, W.H. The Project Method//Teachers College Record.-1918.-19 September/P.319-334.

249. Phillips, Diane. Projects with Young Learners / Diane Phillips, Sarah Burwood, Helen Dunford // Oxford University Press, 1999. 180p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.