Формирование системы народного образования в период культурной революции в Киргизии: 20 - 30-е годы XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Тургунбаева, Айгуль Мамадалиевна

  • Тургунбаева, Айгуль Мамадалиевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2008, Бишкек
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 194
Тургунбаева, Айгуль Мамадалиевна. Формирование системы народного образования в период культурной революции в Киргизии: 20 - 30-е годы XX века: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Бишкек. 2008. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Тургунбаева, Айгуль Мамадалиевна

ВВЕДЕНИЕ.3

Глава I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В КИРГИЗИИ.17

1.1. Создание советской системы народного образования.17

1.2. Мероприятия большевиков по организации компании ликбеза и вовлечения в нее населения.40

1.3. Главные итоги компании по ликвидации неграмотности в Киргизии в 20-30-е годы XX века.59

Глава II. КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ КАК ГЛАВОЕ

УСЛОВИЕ СОВЕТИЗАЦИИ ЖЕНЩИН.83

2.1. Решение женского вопроса в Киргизии в рамках культурных преобразований первых лет советской власти.83

2.2. Мероприятия культурной революции по раскрепощению женщин.102

Глава III. МЕСТО И РОЛЬ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ

В КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ.130

3.1. Зарождение и развитие киргизского языкознания.130

3.2. Трагические судьбы киргизского языкознания в 30-е годы.155

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование системы народного образования в период культурной революции в Киргизии: 20 - 30-е годы XX века»

Рисунок «реки памяти» киргизского народа чрезвычайно причудлив и XX век привнес в него весьма примечательные черты. Одной из них явилась культурная революция 20-30-х годов XX века, изменившая материальную и духовную жизнь народа.

Как известно, история приобретает особое значение именно в переходные периоды развития общества. Интерес общества к истории в переломные моменты его жизни возрастает еще и потому, что от невозможности заглянуть в будущее общество пытается найти ответы на животрепещущие вопросы в прошлом, ища аналогии происходящему, пытается отыскать ключи к решению насущных проблем. Общество ставит перед современной исторической наукой задачу корректировки прошлых идей, создания новых знаний, и в то же время, сохранения преемственности исторических взглядов и трудов предшествующих поколений историков. Потребность в объективном взгляде на историю страны в советский период ощущается все более настоятельно. Переходные годы, когда происходит явная и скрытая борьба различных тенденций и стоящих за ними социальных и политических сил, вызывают необходимость критического переосмысления прошлого. В такие годы история в наибольшей степени должна выполнять свою основную функцию - роль социальной памяти общества. В ней общество ищет для себя нужные ему социальные ориентиры, духовные ценности, традиции, нормы поведения и т. д. Современные проблемы заставляют искать в прошлом корни многих проблем, ошибок и трудностей, существующих противоречий. И чем больше мы занимаемся подобным поиском, тем дальше в глубь десятилетий уводит нас канва исторических событий.

Важно основательно разобраться в советском прошлом, выяснить степень и особенности социальных деформаций в различных областях жизнедеятельности, включая и культуру. Такая «перекопка» исторической почвы позволит нам освободить память народа от всякого рода ярлыков и штампов, отделить зерна от плевел и вычленить из прошлого то самое ценное, что и составило суть емкого определения «советская культура», имеющего и сегодня немалое значение для людей постсоветского пространства.

Понятие «культурная революция» могло возникнуть и определиться только в процессе советского строительства и является его продуктом, ибо потребность в этой революции могла родиться и развиться только из советской практики. Опыт реализации культурных преобразований в СССР был в свое время востребован и в других странах мира, выбравших путь ускоренного преодоления культурной отсталости населения и приобщения его к мировой культуре. Советская историография, для которой было характерно толкование всех исторических событий и процессов с позиций марксистско-ленинской парадигмы, представляла культурную революцию как «составную часть социалистической революции, как целостную полосу в культурном развитии народа, в течение которой осуществляется воспитание членов общества в духе идей коммунизма и достигается коренной подъем культурного уровня народа. В ходе культурной революции трудящиеся массы критически усваивают культуру прошлого и обогащают себя достижениями новой, социалистической культуры. Своеобразие культурной революции состоит в том, что она совершается по инициативе и под руководством социалистического государства, направляемого Коммунистической партией, при активной поддержке миллионных масс трудящихся, строящих новое общество».1

Культурная революция как социальная политика советской власти была неоднозначным явлением в жизни Киргизии. С одной стороны, в результате глобальных изменений, которым подверглась киргизская культура, фактически поголовно неграмотный народ получил колоссальную возможность реализации своего внутреннего потенциала, стал обладателем передовой науки и технологий, в лице отдельных своих представителей обогатил общемировую

1 Большая Советская энциклопедия. - 2-е изд. Т.24. - М.,1953. - С.37. культуру. С другой же стороны, в результате революционных методов советизации и политики культурных преобразований первых лет советской власти произошли определенные утраты в традиционной духовно-материальной культуре, репрессии фактически уничтожили первый пласт национальной научной и художественной интеллигенции.

Сам ход культурных преобразований в Киргизии в период культурной революции можно разделить на два этапа: первый — период, когда Киргизия находилась в составе Туркестанской АССР. На наш взгляд, для этого периода были характерны: некое «размывание» нужд культурного строительства в Киргизии на общерегиональном фоне; объективные сложности удаленности Киргизии от центра Туркестанского края - Ташкента, и как следствие — недопонимание, недоверие, дублирование поручений с одной стороны и отчетов — с другой; отсутствие коммуникаций и грамотных кадров, а порой - и просто игнорирование «киргизских» нужд. Второй период в реализации мероприятий культурной революции, несомненно, начался после национально-государственного размежевания республик Средней Азии и вхождения Киргизии в разных статусах вначале в состав РСФСР, а затем и обретения статуса союзной республики. Этот период был сложен тем, что здесь пришлось, как бы заново налаживать работу по культурному строительству, но, в то же время, именно в этот период в Киргизии удалось в большей степени решить основные задачи культурной революции - формирование системы народного образования, становления кадрового состава национальной интеллигенции, зарождения науки.

Актуальность темы исследования заключается в необходимости восстановления исторической правды, теоретического осмысления итогов и последствий реализации культурной революции в Киргизии в 20-30-е гг. XX в.

Данное исследование обусловлено рядом причин научного и практического характера. Во-первых, всесторонний и взвешенный анализ обретений и потерь киргизского народа в ходе культурных преобразований первых десятилетий советского периода истории необходим для определения дальнейших путей развития его культуры как неотъемлемой части государственности.

Во-вторых, проблемы реализации культурной революции до сих пор оставались либо изрядно искаженными по идеологическим мотивам, либо рассматривались фрагментарно, без оценки с точки зрения именно обретений и потерь в масштабах культуры Киргизии в целом.

В-третьих, немаловажным, на наш взгляд, остается вопрос оценки роли культурной революции в становлении и развитии киргизской интеллигенции, науки и культуры. Ответы на данный вопрос проецируются на целый спектр проблем как внутреннего развития современного киргизского общества, путей его дальнейшего духовного развития, так и международных отношений, прежде всего, противостояния идеологическим угрозам целостности государства.

Хронологические рамки исследования охватывают 20-30-е годы XX века. Но при рассмотрении некоторых ключевых вопросов, касающихся, например, письменности киргизов, их традиционной культуры, системы образования дореволюционного периода и т.д., мы намеренно выходили за хронологические рамки, чтобы объективно изучить проблему, не нарушая принципа историзма.

Объект исследования - культурная революция в Киргизии в обозначенный период, а также те положительные и отрицательные последствия её реализации, которые объективно повлияли на общий ход исторического развития культуры Киргизии в целом.

Предметом исследования является основное направление культурной революции в нашей стране — формирование системы народного образования.

Основной целью исследования является анализ особенностей осуществления культурной революции в Киргизии в 20-30-е годы XX века, итогов реализации основных направлений, а также комплексная оценка последствий культурных преобразований для республики.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

• проанализировать процесс создания новой системы образования в Киргизии, как основополагающего условия реализации программ культурной революции;

• определить характер кампании ликбеза и степень вовлеченности в нее населения;

• выявить основные итоги проведенных на первом этапе культурной революции в Киргизии мероприятий со всеми сопутствующими положительными и отрицательными последствиями;

• показать процесс советизации женщин Киргизии в ходе культурных преобразований первых лет советской власти во всем комплексе социальных изменений;

• определить место и роль языковой политики в становлении киргизского языкознания, как необходимого условия развития народного образования;

• раскрыть роль интеллигенции в формировании системы народного образования, а также определить степень влияния на этот процесс репрессий 30-х годов XX века.

Степень научной разработанности проблемы. При рассмотрении историографии изучаемой проблемы в хронологической ретроспективе, можно выделить три периода, отличающиеся как количеством публикаций, так и концептуальными подходами в трактовке и оценке исторических событий. Первый период относится ко времени присоединения региона к России и до Октябрьской революции 1917 года. Основные источники, из которых можно почерпнуть сведения о культуре народов Центральной Азии - это материалы экспедиций Русского географического общества (П.П. Семенов-Тяншанский, Ч. Валиханов, В.В. Бартольд и др.), военные донесения и отчеты эмиссаров российского Военного ведомства, выполнявших помимо разведывательных, еще и исследовательские функции (Н.А. Северцов, Ф. Назаров и др.) и труды чиновников имперской администрации, по долгу службы или в силу своих научных интересов занимавшихся исследованием отдельных аспектов изучаемой проблемы (Н.А. Аристов, Н.Г. Андреев и др.).1

Второй период охватывает все годы существования советской власти и включает в себя источники, созданные в рамках советской исторической науки. Отличительной особенностью трудов данного периода является негативная оценка событий и фактов дооктябрьского периода и завышенная позитивная характеристика культурного строительства в советский период. Внутри этого обширного периода считаем возможным выделить три группы источников: во-первых, это теоретические работы общегосударственного характера (JI. Авербаха, В.В. Горбунова, Л.И. Кабанова, Г.Г. Карпова, М.П. Ким, Ю.А. Лукина, A.M. Савченко, С. Смирнова, И.С. Смирнова, С.А. Федюкина, М.С. Андреева, Т.А. Ремизова, Л.Е. Фрида, В.Л, Соскина, о

A.M. Савченко). Сведения по истории культурных преобразований в Киргизии в этих работах давались фрагментарно, в общей истории культурного развития в СССР данная тема не являлась предметом специального рассмотрения. Во-вторых - труды среднеазиатских советских авторов, посвященные анализу культурного развития, как отдельных республик, так и региона в целом

1 Бартолъд В. В. Европейская культура и русская школа в будущем Туркестане // Туркестанский вестник. - 1917. - №7-8; его Dice: История культурной жизни Туркестана. — Л., 1927; Северцев Н.А. Путешествие по Туркестанскому краю. - М., 1974; Северцов Н.А. Путешествие по Туркестанскому краю. - М., 1947; НазаровФ. Записки о некоторых народах и землях средней части Азии. — М., 1968; Аристов Н.А. Труды по историческому и этническому составу тюркских племен. - Бишкек, 2003; его же: Усуни и кыргызы или кара-кыргызы. - Бишкек, 2001; Андреев Н.Г. Описание средней орды киргиз-кайсаков. — Алматы, 1998 и др.

Авербах Л. Спорные вопросы культурной революции. - М., 1929; Горбунов В.В. Ленин и социалистическая культура (Ленинская концепция формирования социалистической культуры). - М., 1972; Кабанов Л.И. История культурной революции в СССР. — М., 1971; Карпов Г.Г. Партия и культурная революция в СССР. - М., 1957; Ким М.П. Коммунистическая партия - организатор культурной революции в СССР - М., 1955; Лукин Ю.А. Многонациональная социалистическая культура. - М., 1974; Савченко A.M. История культурно-просветительной работы в СССР. — М., 1970; Смирнов С. Из истории строительства социалистической культуры в первый период Советской власти (октябрь 1917 -лето 1918гг.) -М, 1949 и др.

П.Г. Галузо, Р.Б. Сулейменова, Х.И. Бисенова, К.М. Турсунова, Ф.Х. Касымова, В.Я. Непомнина, М. Гафурова, Д.М. Рудницкой, Х.Ш. Иноятова, Б.П. Пальвановой, Р.Х. Аминовой, Р.Я. Раджапова, А.К. Валиева, Т.Т. Тухтаметова, А.А. Семенова, М.С. Джунусова, А. Акбарова, А.А. Акрамова, К.А. Авлиякулова, Б.Л. Оронюк, П.С. Темирходжаева, М.Ф. Думенко, и др.)-1 В них определены характерные черты культурного процесса, исследуется история культурной жизни среднеазиатских народов. Работы этих авторов помогли нам лучше понять принципы становления и развития культуры советского Востока применительно к конкретно - историческим условиям. В-третьих, это работы отечественных ученых, занимавшихся исследованием как проблемы в целом, так и отдельных её составляющих. В методологическом и общетеоретическом плане особенно полезными для нас были работы отечественных ученных (С. М. Абрамзона, А. Алтмышбаева, С. Даниярова, Д. Айтмамбетова, С. Юсупова, И.Соктоева, А. Измайлова, А. Каниметова, К. Каракеева, Ж. Татыбековой, С. Токтогонова и др).2 Написанные в советские

1 Галузо П.Г.Туркестан - колония. (Очерки истории Туркестана от завоевания русских до революции 1917г.). - Ташкент: Гос.изд.Уз.ССР, 1935; Сулейменов Р.Б., Бисенов Х.И. Социалистический путь культурного прогресса отсталых народов. - Алма-Ата, 1967; Турсунов КМ. Преодоление социально-классовых противоречий в условиях перехода к социализму, минуя капитализм (на материалах республик Средней Азии). - Ташкент, 1984; Касымов Ф.Х. Минуя капитализм: Советская историография перехода народов Средней Азии к социализму. — М., 1980 и др.

2 Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. - 2-е изд. — Бишкек, 1990; Алтмышбаев А. Очерк истории развития общественно-философской мысли в дореволюционной Киргизии.- Фрунзе, 1965; Дапияров С.С. Осуществление ленинской программы культурной революции в Киргизии. — Фрунзе, 1972; его же: Становление киргизской советской культуры (1917-1924).- Фрунзе, 1991; Айтмамбетов Д.О. Культура кыргызского народа во второй половине XIX - начале XX вв.- Фрунзе, 1967; Соктоев И.А. Партийное руководство формированием советской интеллигенции в Киргизии— Фрунзе, 1969; его же: Формирование и развитие советской интеллигенции Киргизстана. - Фрунзе, 1981; Измайлов А.Э. От сплошной неграмотности — к вершинам просвещения. — Фрунзе, 1978; Кангшетов А.К. О развитии народного образования в Киргизии за 50 лет советской власти. - Фрунзе, 1967; его же: Народное образование советской Киргизии за полвека. -Фрунзе, 1972; Каракеев К. Из истории культурного строительства в Киргизстане. - Фрунзе, 1968; Татыбекова Ж. С. Раскрепощение женщины киргизки Великой Октябрьской социалистической революцией (1917-1936гг.) - Фрунзе, 1963; ее же: Женщины Советского Киргизстана в борьбе за социализм и коммунизм. — Фрунзе, 1967; Токтогонов С.А. Становление и развитие социалистической культуры Советского Киргизстана (1918-1958) — Фрунзе, 1972 и др. годы они не утратили своей источниковой ценности и в наши дни, несмотря на то, что в трудах этих авторов в силу объективных причин не могла не отразиться основная теоретическая проблема советской исторической науки — соотношение культуры и политики.

Отдельный интерес представляли для нас труды отечественных лингвистов, давшие нам возможность более полно изучить проблему становления киргизского языкознания, поступательного развития киргизской письменности. Это, прежде всего, труды видных отечественных ученых К.К. Юдахина, И.А. Батманова, А. Орусбаева, Б.О. Орусбаевой, С. Джигитова и др.1

Третий период историографии изучаемой проблемы составляют работы, опубликованные в постсоветский период. Прежде всего, это труды, созданные ранее, но в силу ряда причин не доступные до недавнего времени исследователям (И. Арабаева, К. Тыныстанова, Ю. Абдрахманова, Е. Л

Поливанова, К. Рахматуллина и др.). Они представляют особую ценность еще и потому, что их авторы сами были активными творцами социокультурных преобразований первых лет советской власти. Кроме того, мы имеем

1 Батманов И.А. Краткое введение в изучение киргизского языка. - Фрунзе: Киргосиздат, 1947; его же: Состояние и задачи киргизского языкознания // Первая научная сессия Академии наук Кирг.ССР. - Фрунзе: изд-во АН Кирг.ССР, 1955; его же: Таласские памятникик древнетюркской письменности. - Фрунзе: Илим, 1971; его же: Лингвистика в Киргизии // Наука в Киргизии за 20 лет. 1926-1946. - Фрунзе: изд-во АН Кирг. ФАН ССР, 1946; Орусбаев А. Этноязыковая ситуация в Киргизии / Очерки языковой практики в Киргизии. - Фрунзе: Илим, 1989; его же: Языковая политика КПСС и развитие кыргызско-русского двуязычия. - Фрунзе: Илим, 1987; его же: Языковая жизнь Киргизии. Фрунзе, 1990; Орусбаев А., Задорожный М.И., Кыдыршаева К. и др. Очерки языковой практики в Киргизии. - Фрунзе: Илим, 1989; Орузбаева Б.О. Константин Кузьмич Юдахин (к 100-летию со дня рождения) // Советская Тюркология. -1990. - №6; ее же: Кыргызское языкознание // Орузбаева Б.О. Кыргызское языкознание (Сборник статей). - Т.Н. - Бишкек: Илим, 2004; ее же: XX век - время становления и развития кыргызского языкознания // Орузбаева Б.О. Кыргызское языкознание (сборник статей). - Т.П. - Бишкек: Илим, 2004; Джигитов С. Обретение новых традиций. — Фрунзе: Кыргызстан, 1984 и др.

2 Арабаев И. Туулган кунунун 110 жыл жылдыгына арналган жыйнак- Бишкек, 1993; Тыныстанов К. Десять лет борьбы за новый алфавит в Киргизии (Сжатый исторический очерк) // Литературный Киргизстан. - 1991. - №9 —10; Поливанов Е. Киргизский героический эпос «Манас». Исследования и переводы. - Бишкек, 1999; Рахматуллин К. Киргизская литература и литературоведение за 20 лет / Наука Киргизии за 20 лет. 1926 —1946. - Фрунзе, 1946 и др. возможность получить информацию, что называется, «из первых рук», и это значительно облегчает исследователю задачу беспристрастного анализа.

Наибольший интерес для нашего исследования представляют работы отечественных ученых, написанные с современных позиций критического анализа, переосмысления многих реалий исторического прошлого, с привлечением новых исторических источников. Это работы видных отечественных ученых В.М. Плоских, Д.Д. Джунушалиева, А.Ч. Какеева, З.К. Курманова, А. Джуманалиева, В.А. Воропаевой, А.С. Табышалиевой и др.1 о

Вышедшие в свет недавние труды молодых отечественных ученых, в той или иной мере затрагивающие отдельные аспекты изучаемой проблемы, были для нас также крайне полезны.

1 Плоских В.М. Манас не признал себя виновным. - Бишкек, 1993; его сисе: Молдоке национальной интеллигенции / Ишеналы Арабаев. Туулган кунунун 110 жылдыгына арналган жыйнак. - Бишкек, 1993; его же: Поливанов и «Манас». - Бишкек, 1995; Джунушалиев Д.Д. Время созидания и трагедий. 20-30-е годы XX в. - Бишкек, 2003; Джунушалиев Д.Д. и др. Суверенный Кыргызстан: проблемы традиции и социальной целостности. - Бишкек, 1999; Какеев А.Ч., Бактыгулов Д.С., Осмонов ОД. Культура Кыргызстана. - Бишкек, 1995; Какеев А.Ч. Философская мысль в Кыргызстане: поиски проблемы. - Бишкек, 1995; его же: Юсуп Абдрахманов и московские интеллектуалы, или в поисках истины // Диалог цивилизаций. - Бишкек, 2004. - №1(4); Курманов З.К. Политическая борьба в Кыргызстане: 20-е годы. - Бишкек, 1997; его же: Национальная интеллигенция 20-30 годов: вклад в возрождение государственности кыргызского народа и борьбу с тоталитарно-авторитарным режимом. - Бишкек, 2005; Маанаев Э., Курманов 3., Курумбаева Г. Кыргызская интеллигенция: становление, роль в общественно-политической жизни (20-30-е гг.). - Бишкек, 2001; Воропаева В.А. Российские подвижники в истории культуры Кыргызстана. - Бишкек, 2005; Воропаева В.А., Плоских С.В. Две страницы репрессированной науки: В.И. Вернадский и Ф.А. Фиельструп в «Деле славистов». - Бишкек, 2007; Джуманалиев А. Политическая история Кыргызстана. (Становление политической системы кыргызского общества в 1920-1930-е годы). — 2-е изд., испр. - Бишкек, 2005 и др.

2 Торогелъдиева Б.М. Проблемы идентичности народов в постсовесткий период. (На примере Киргизии) / Конфликты и сотрудничество на Северном Кавказе: управление, экономика, общество. - Ростов-на-Дону, 2006; ее же: Формирование институтов политической самоидентификации кыргызов в период установления и укрепления советской власти // Вестник Академии управления, 2007; Плоских С.В. Репрессированная культура Кыргызстана (малоизученные страницы истории). - Бишкек: КРСУ, 2002; ее же: Две страницы репрессированной культуры Кыргызстана. Историко-социолингвистическое наследие Е.Поливанова и К.Тыныстанова. - Бишкек, 2001; Джунушалиева Г.Д. Культурная политика государства в Кыргызстане: этапы и пути реализации (вторая половина XIX - конец 30-х гг. XX в.) - Бишкек, 2005; Черноус Т.Ф. Современная международная интеграция и подготовка кадров высшей квалификации в Кыргызстане. - Бишкек, 2007 и др.

Тем не менее, комплексное освещение проблемы культурной революции в Киргизии с позиций критического анализа, с оценочной точки зрения обретений и потерь в историческом плане еще не разрабатывалось, и это обстоятельство обусловило наше обращение к данной теме в качестве самостоятельного научного исследования.

Источниковую базу работы составил комплекс литературных и документальных источников, основой которого стали архивно-документальные материалы Центрального Государственного архива Кыргызской Республики, Центрального Государственного архива политической документации Кыргызской Республики, Центрального Государственного архива Республики Узбекистан, Ошского областного архива, а также сборники документов и материалов по культурному строительству изданные в разные годы.

В Центральном Государственном Архиве КР (ЦГА КР) выявлен целый ряд фондов (10; 13; 22; 89; 97; 647; 651; 653; 688), содержащие материалы по культурному строительству в Туркестане (а позже — и в Киргизии). Особый интерес для нашего исследования представил 97 фонд данного архива содержащий сведения о результатах научной экспедиции 1927 года советского социо-этнографа Калемина X., описывающие социальную структуру киргизского общества изучаемого периода, характер семейно-бытовых и родоплеменных отношений и, в частности, положение женщины-киргизки.

В Центральном Государственном Архиве политической документации КР (ЦГА ПД КР) нами широко использовались материалы фондов (3; 7; 10; 14; 56; 62: 97), посвященные вопросам кампаниям по ликвидации неграмотности взрослого населения и раскрепощению женщин. Так, например, нами были найдены весьма интересные документы о мероприятиях партийных ячеек по выявлению неграмотных жен первых лиц республики и мер взыскания, наложенных по данному вопросу на К. Тыныстанова, Ю. Абдрахманова и других видных государственных деятелей того времени.

Документальные материалы из Ошского областного архива, содержащиеся в фонде № 90 использованы нами для освещения проблем реализации культурной революции на местах, о существующих нередко разночтениях в докладах и «приписках» в рапортах в центр о сроках и темпах проведения различных мероприятий и компаний, а также о численности вновь создаваемых школ, количестве ликвидировавших свою неграмотность граждан и др.

В Государственном Архиве Республики Узбекистан нами выявлены материалы, относящиеся к периоду существования Туркестанской АССР с центром в Ташкенте, когда из Ташкента в Пишпек шли директивные указания, а обратно - рапорта и отчеты о выполнении декретов и постановлений. Это целый ряд фондов (17; 25; 34; 39; 86; 735), содержащих сведения, позволяющих наиболее рельефно осветить проблему в соответствии с фактами и свидетельствами современников. Кроме того, в данном архиве нами были обнаружены документы о первых социальных преобразованиях в городе Ош.

В диссертационном исследовании использованы сборники документов и материалов по культурному строительству изучаемого периода, изданные как в советский, так и постсоветский период. Надо отметить, что сборники постсоветского периода наиболее свободны от идеологических установок и составлены по вновь открывшимся или ранее замалчивавшимся фактам. И тем не менее, сборники, изданные в советский период, не утратили своего научного значения и служат важным первоисточником о путях и методах реализации политики культурной революции, а также о людях, её осуществлявших.

Методологической основой диссертационного исследования послужили основные принципы исторического познания — историзм и объективизм. В работе широко использовался комплекс таких исследовательских методов, как конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме; историко-культурный, позволяющий рассмотреть проблемы советского периода культуры Киргизии в контексте культуры России и мировой культуры в целом; сравнительно-сопоставительный, способствующий более рельефному раскрытию отдельных составляющих изучаемой проблемы; биографический, дающий возможность изучить события рассматриваемого периода через призму конкретных исторических личностей; метод системного анализа, рассматривающий проблемы развития и функционирования культуры в общей системе социально-политических преобразований. Для более полного анализа общего и особенного в культурных преобразованиях изучаемого периода в общегосударственном, региональном и республиканском масштабах использовались такие общенаучные подходы, как концептуальный и деятельностный.

Научная новизна работы заключается в приоритетной постановке комплексной историко-культурной проблемы — оценки результатов проведения культурной революции в Киргизии в краткосрочный период советизации республики и долгосрочной перспективе эволюции национальной культуры в целом.

Научной новизной исследования является также смещение акцента в освещении проблем культурных преобразований первых лет советской власти на три узловые взаимосвязанные направления, от степени реализации которых зависел успех культурной революции в Киргизии в целом:

• формирование системы общедоступного образования как основы последующих глобальных социальных преобразований;

• женское образование и его роль в раскрепощении женщин, их успешной советизации и активном участии в преобразованиях общественной жизни;

• зарождение и развитие киргизского языкознания как результат и одновременно как условие осуществления программ культурной революции, а также историческое значение создания киргизской письменности для киргизской государственности и культуры.

Научная и практическая значимость исследования. Материалы, обобщения и выводы диссертации дополняют и развивают соответствующие разделы общей истории Киргизии. Некоторые положения исследования могут быть использованы в подготовке и чтении базовых лекционных курсов и спецкурсов по отечественной истории, культурологии, политологии. Общетеоретические выводы диссертационного исследования способствуют более полному и глубокому пониманию необходимости сохранения преемственности при государственном реформировании системы образования современного Кыргызстана.

Основные положения, выносимые на защиту:

• Нормативные основы, пути, методы и средства формирования новой системы образования - главное условие успешности социальных преобразований в первые годы советской власти и последующего строительства нового социалистического общества.

• Массовый характер работы по ликвидации неграмотности взрослого населения через привлечение для реализации этой задачи в порядке трудовой повинности всех слоев населения.

• Национально-государственное размежевание республик Средней Азии — значительный импульс существенного изменения характера, темпов и результатов проведения культурной революции в Киргизии.

• Советизация - конечная цель кампании по раскрепощению женщин Востока. Комплекс политико-экономических, нормативно-правовых, организационно-агитационных, социально-нравственных и других мероприятий выступает решающим условием решения этой задачи культурной революции.

• Образование - основное условие советизации женщин и их последующей активной роли в глобальных общественных преобразованиях советского периода.

• Становление киргизского языкознания одновременно и потребность, и результат практической реализации программ культурной революции.

• Трагичность судеб первых киргизских лингвистов - закономерный результат репрессивного характера взаимоотношений интеллигенции и советской власти в 30-е годы XX века.

Апробация результатов исследования. Основные идеи, выводы и обобщения по исследуемой проблеме изложены автором в монографии «Формирование системы народного образования в период культурной революции в Киргизии (20-30-е годы XX в.)» (Бишкек, 2008. - 11 п.л.), а также девяти статьях в различных отечественных и зарубежных научных изданиях. Отдельные положения диссертационного исследования были представлены в докладах и сообщениях на международных семинарах и научных конференциях в Нидерландах, Венгрии, России, Казахстане, Узбекистане, а также в выступлениях на республиканских научных форумах. По результатам архивно-библиографической части исследования были представлены два научных сообщения на научно-практических конференциях французского Института Исследований Центральной Азии (IFEAC) в Ташкенте (2005, 2007гг.).

Результаты диссертационного исследования используются автором в преподавании дисциплины «Отечественная история» в высших учебных заведениях республики.

Структурно диссертация состоит из введения, трех глав (7 параграфов, включающих 5 таблиц), заключения и библиографии в количестве 110 наименований. Общий объем диссертации составил 194 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Тургунбаева, Айгуль Мамадалиевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дмитрию Лихачеву принадлежит высказывание, как нельзя лучше отражающее суть основной проблемы нашего исследования: «Культура - это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации. Если у людей, населяющих какую-то географическую территорию, нет своего целостного культурного и исторического пошлого, традиционной культурной жизни, своих культурных святынь, то у них (или их правителей) неизбежно возникает искушение оправдать свою государственную целостность всякого рода тоталитарными концепциями, которые тем жестче и бесчеловечнее, чем меньше государственная целостность определяется культурными критериями».1

В советской исторической науке господствовало мнение, что культурная революция направлена на превращение всех трудящихся в социально активных участников культурно — исторического процесса, на формирование нового человека и является одной из важнейших закономерностей построения социализма. В соответствии с программными положениями партии большевиков, культурная революция:

• была обусловлена революционными преобразованиями в экономике и политике (установление диктатуры пролетариата, обобществление средств производства, социалистическая индустриализация, коллективизация сельского хозяйства);

• начинается после завоевания власти рабочим классом;

• осуществляется трудящимися под руководством Коммунистической партии;

• является необходимым условием построения социализма;

• уничтожает духовное господство и культурную монополию буржуазии в обществе;

1 Лихачев Д. С. Культура как целостная среда / Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. - С.348-349.

• превращает отчуждённую от народа в условиях капитализма культуру в его достояние, предоставляя трудящимся полную возможность на деле пользоваться благами культуры, цивилизации и демократии.

Рвение, с которым гиперполитизированный революцией строй стремился к созданию в стране «культуры нового типа», уже в 20-е годы получило марксистское теоретическое обоснование. Именно тогда были установлены основные черты советской культуры, как «высшей ступени развития» культур народов СССР: коммунистическая идейность и партийность, коллективизм, интернационализм и патриотизм, руководство Коммунистической партии и советского государства планомерным развитием культуры. К 1930 году число грамотных в СССР по сравнению с 1913 годом увеличилось почти вдвое, с 33 до 63%. Однако этот рост был обусловлен не столько внедрением систематического школьного образования, сдерживаемого нехваткой школ, учителей, учебников, сколько расширением курсов по ликвидации неграмотности, в задачи которых входило овладение элементарными навыками чтения и письма и основами политграмоты. Причем, как и в других областях, и здесь к концу 1920-х годов явно проступали черты чрезвычайщины и кампанейщины.

В задачах культурной революции, которые выносились на повестку дня, содержались призывы к бдительности к националистическим и буржуазным проявлениям, к критической переработке старого культурного наследия и созданию новой социалистической культуры, внедрялись советские культурные стереотипы. Провозглашались лозунги решительной борьбы с враждебными идеологиями, течениями, нравами, традициями как в области науки, литературы, искусства, так в области труда и быта.

Насаждалось недоверие к «гнилой интеллигенции», усилилась антирелигиозная пропаганда, возглавляемая «Обществом воинствующих безбожников» и сопровождаемая разрушением мечетей, церквей, исторических памятников, арестами религиозных деятелей как классовых врагов. Творческая интеллигенция была поделена по классовому принципу на «пролетарских», «попутчиков», «буржуазно-националистических» и т.д. деятелей. Периодически организовывались разносы и преследования различных группировок и творческих объединений. Под огонь критики попадали многие писатели, поэты, музыканты, художники. Все это сводило на нет многообразие культурной и художественной жизни 20-30-х годов XX века. Нельзя отрицать и тот факт, что в итоге надолго была утрачена преемственность «старой» и «новой» интеллигенции, ведь «.к интеллигенции . принадлежат только люди свободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам. Основной принцип интеллигенции — интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли».1

Октябрьская революция 1917 года коренным образом изменила жизнь киргизского общества, став рубежом, эпохальной вехой, открывшей новый этап отечественной истории - советский. По масштабу и глубине произошедших перемен эта революция, пожалуй, не имеет достоверных аналогов в истории киргизского народа.

Глобальная трансформация культуры стала неотъемлемой частью изменений в политической и социальной сферах. Резкий слом традиции всегда имеет как положительные, так и отрицательные последствия. В полной мере это проявилось в истории послереволюционной Киргизии.

Одной из сфер, развитие которой отразило эту двойственность, явилась сфера образования. Сразу после революции партия большевиков и советское правительство берут под контроль развитие системы образования. В конце 1917 - начале 1918 года были приняты декреты об отделении церкви

1 Лихачев Д. С. О русской интеллигенции / Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - С.372. от государства и школы от церкви. В первые послереволюционные годы издаются декреты об обязательном обучении грамоте. Несмотря на тяжелое материальное, положение повсеместно создаются школы, развернулось всенародное движение за ликвидацию безграмотности. Результатом масштабной деятельности по обучению грамоте не только детей, но и взрослых явилось значительное возрастание доли грамотных среди населения Киргизии.

До Октябрьской революции возможность быть грамотным имела незначительная часть населения Киргизии. Причем, обучаясь на незнакомом или слабо знакомом языке и не находя практического применения полученным знаниям, люди быстро теряли приобретенное и сохраняли в лучшем случае лишь навык механического складывания букв в слова без понимания их смысла. Словом, в этом отношении киргизский народ был одним из самых отсталых народов окраин Российской империи.

Придя к власти, большевики понимали, что в стране с неграмотным населением коммунизма не построить. Школа стала могучим идеологическим оружием в руках большевистского государства. Кардинальному изменению подверглись учебные программы, из которых были исключены не только дисциплины, прямо противоречащие характеру установившегося политического режима (в первую очередь религиозной направленности), но и философия, история, на волне революционного максимализма также отнесенные к "пережиткам". Вместо них были введены предметы, призванные сформировать марксистское (скорее даже большевистское) мировоззрение у широких масс учащейся молодежи: исторический материализм, экономическая политика диктатуры пролетариата и пр.

На фоне острой нехватки учителей, полного отсутствия пригодных помещений, недоверии к советской школе со стороны населения быстрых результатов в этом направлении культурной революции быть не могло. Тем не менее, к концу 20-х годов даже в отдаленных горных районах Киргизии функционировали школы для детей, ликвидировали свою неграмотность взрослые.

В целом, за первые годы существования советской власти система народного образования сложилась в том виде, который впоследствии назовут советской системой образования. Эта новая образовательная система не была лишена недостатков, но все же она позволила решить одну из главных социальных, задач новой власти - образование широких слоев населения за относительно короткий срок.

Важнейшая роль в обеспечении благоприятных условий для культурной революции, несомненно, принадлежит реформам алфавита киргизского языка. Невысокие темпы развития культуры в досоветский период объясняются в значительной степени тем, что местные народы были практически бесписьменными.

Эта помеха была настолько значительной и очевидной для большевиков, что проблеме реформирования языка они придавали большое значение и это, конечно, только способствовало обретению местными народами общедоступной письменности на родных языках. Как справедливо отмечают авторы одной из работ: «Целесообразность введения нового алфавита подкреплялась и экономическими соображениями. В отсталой стране, какой тогда являлся Кыргызстан, легче было провести замену старого арабского алфавита новым, так как не приходилось переучивать на новом алфавите сотни тысяч людей уже грамотных на старом алфавите, не приходилось переводить на новый алфавит большое количество литературы, изданной на арабском алфавите, и производить ломку типографского дела».1

Как один из важнейших аспектов национально - культурного строительства первых лет советской власти «языковой вопрос» включал в себя реализацию провозглашенных большевиками принципов равноправия и

1 Э.Маанаев, З.Курманов, Г.Курумбаева. Кыргызская интеллигенция: становление, роль в общественно-политической жизни (20-30 гг.). — С.24-25. разработку процесса языкового строительства. Однако сегодня мы можем констатировать, что последующие более семидесяти лет существования советской власти показали, что лозунги остались лишь лозунгами.

Культурный рост тормозился еще одним важным обстоятельством -фактически отсутствием у киргизского народа своей интеллигенции. Поэтому уже с середины двадцатых годов советская власть приступила к подготовке кадров местной национальной интеллигенции. Для этого создавались разного рода курсы рабфаки, профтехшколы, техникумы и институты, как на местах, так и в административно-культурных центрах Туркестана — Самарканде и Ташкенте. Именно эти первые образовательные учреждения вырастили первое поколение советской интеллигенции, политически и идеологически лояльных к советской власти и партии. Благодаря этому уже в конце двадцатых - начале тридцатых годов у киргизского народа образовалась заметная прослойка национальной интеллигенции. Ее рождение дало возможность провести в рамках культурной революции колоссальную работу по ликвидации неграмотности среди взрослых, расширению сети школ и улучшению постановки преподавания, созданию и развитию издательского дела, становлению науки и искусства в Киргизии. Результаты не замедлили сказаться, и уже 30-е годы были отмечены возникновением массовой тяги молодежи в вузы, техникумы, специальные училища и на разнообразные курсы.

Постепенно умножалась армия выросших из среды местных народов учителей, партийных, советских, медицинских, хозяйственных, культурно-просветительных работников, и, что очень важно, постепенно возрастал уровень их квалификации. Выросли свои писатели и научные работники, профессиональные деятели искусства, агрономы и инженеры. Словом, за относительно короткое с исторической точки зрения время были достигнуты впечатляющие результаты практически во всех сферах культурной жизни республики.

Коренной перелом в характере и темпах культурного развития произошел после национально-государственного размежевания республик Средней Азии. Именно размежевание явилось тем рубиконом, который разделили два существенно различающихся периода в истории культурной революции в Киргизии. До него вся работа по культурным преобразованиям была подчинена общетуркестанским интересам, а нужды конкретно киргизской культуры как бы размывались в общем потоке проблем и трудностей того периода.

Обретя начальную форму государственности в новом советском государстве, пусть даже в составе РСФСР, киргизская культура получила новый импульс для своего относительно автономного развития, а вместе с ним и возможность формулировать и решать сугубо национальные задачи в области развития культуры. И самым значительным результатом нового положения дел явилось зарождение и дальнейшее развитие киргизского языкознания как науки.

В 20-30-е годы в Киргизии, несомненно, произошел мощный культурный сдвиг. Если социальная революция уничтожила сословность, разделявшую общество на народ и элиту, то культурные преобразования за два десятка лет двинули ее по пути преодоления цивилизационного разрыва в повседневной жизни миллионов людей. В невообразимо короткий срок материальные возможности людей перестали быть существенным барьером между ними и культурой, приобщение к ней значительно меньше стало зависеть от социально статуса людей. И по масштабу, и по темпам эти изменения и в самом деле можно считать общенародной «культурной революцией».

В целом, подводя основные итоги нашего исследования мы можем сделать следующие обобщающие выводы:

1. Советский фактор играл важную роль в культурном строительстве. Именно советская эпоха внесла в жизнь киргизского народа серьёзные национально-культурные изменения. Путем «проб и ошибок» новой властью были найдены необходимые средства, формы и методы работы с народными массами, принесшие в конечном итоге ощутимые плоды в виде изменения личности, создания системы образования, эмансипации женщин, формирования новой национальной интеллигенции, развития искусства. И в то же время, успехи и прогресс в развитии культуры, имевшие место в советский период, скорее характеризуют культуру советской Киргизии, нежели культуру киргизского народа в целом.

2. Основными направлениями реализации культурной революции в Киргизии в первые годы существования советской власти были создание системы народного образования, в первую очередь, школьной сети, и ликвидация неграмотности взрослого населения. Национально-государственное размежевание республик Средней Азии и построение новой киргизской государственности придали дополнительный импульс упорядочиванию работы на всех направлениях культурного строительства.

3. Создание системы народного образования в Киргизии было сопряжено целым рядом существенных проблем, характерных для того времени: становление новой государственности, гражданская война, голод и разруха, и, как следствие, - дефицит денежных средств, отпускаемых РСФСР на нужды социальных программ. К тому же, удаленность республики от центра, острый дефицит кадров, особенно из числа местных национальностей, преимущественно сельский состав населения, упорное сопротивление наиболее консервативной части общества, не желавшей менять традиционный уклад жизни, зачастую негативно сказывались на темпах и сроках реализации социальных программ.

4. Культурные преобразования оказались хотя и широкими, но не глубинными. Социалистическая культура «навязывалась» народу жестким регулированием, всевозможными «мобилизациями», организационным и пропагандистским натиском государственных планов «охвата», комсомольскими кампаниями, социалистическим соревнованием и т.д.

5. Культурная революция - неоднозначный и противоречивый процесс. С одной стороны, в Киргизии произошел некий насильственный разрыв культурно - исторических традиций; с другой, именно благодаря реализации программ культурной революции киргизский народ получил возможность сохранить и развить свою государственность и войти неотъемлемой частью в мировую культуру.

Культурная революция, несомненно, состоялась и сыграла свою историческую роль, для киргизского народа и его государственности эта роль была более позитивной, нежели негативной.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Тургунбаева, Айгуль Мамадалиевна, 2008 год

1. Центральный Государственный архив Кыргызской Республики (ЦГА КР):

2. Ф.10, оп.5, дд.17; 46; оп.9, д.12;2. Ф.13, оп.З, д.6;3. Ф.22, оп.1, д.26;4. Ф.89, оп.1, д.288;5. Ф.97, оп.1, дд.5; 16; 19;

3. Ф.647, оп.1, дд.21; 30; 120; 169; 178; 184;7. Ф.651, оп.1, д.53;

4. Ф.653, оп.1, дд.2; 50; 54; 56; 107; 114; 137; 268; 306;

5. Ф.688, оп.1, дд.1; 11; 12; 38; 39; 62; 219; 388; 443;

6. Ф.688, оп.З, дд.66; 69; 177; 367; 370; 367.

7. Центральный Государственный архив политической документации Кыргызской Республики (ЦГА ПД КР):11.Ф.З, оп.1, дд.115; 116.

8. Ф.7, оп.1, дд.57; 133; 140; 249; 285; 346.

9. Ф.10, оп.1, дд.20; 131; 144; 155; 159; 182; 399.

10. Ф.10, оп.5, дд.1; 4; 7; 13; 17; 24; 28; 35; 42; 47; 68; 82; 84; 93; 94; 131.

11. Ф.10, оп.7, дд.149; 179; 181.

12. Ф.10, оп.8, дд.1; 4; 25; 26.17.Ф.10, оп.9, д.37.

13. Ф.14, оп.1, дд.180; 302; 399.19.Ф.56, оп.1, д.129.20.Ф.62, оп.1, д.198.21.Ф.97, оп.1, д. 16.

14. Центральный Государственный архив Республики Узбекистан (ЦГА РУ):

15. Ф.17, оп.1, дц.277; 652; 678.

16. Ф.25, оп.1, дд.148; 309; 1021.

17. Ф.34, оп.1, дд.1140; 1208; 1232; 1099.25.Ф.39, оп.1, д. 174.26.Ф.86, оп.1, д.2638.27.Ф.735, оп.1, д.1001.

18. Ошский областной государственный архив (ОГА):

19. Ф.90, оп.1, дд.37; 163; 248.1.. Монографии, научные публикации

20. Абдуллаев Э. Роль киргизского литературного языка в общественной жизни // Коммунист Киргизстана. — 1984. №12.

21. Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетическая и историко-культурные связи. Фрунзе: Кыргызстан, 1990.31 .Азимов П.А., Дешериев ЮД Советский опыт развития национальных культур на базе родных языков. — М.: Наука, 1972.

22. Ъ2.Алпатов В.М. К истории советского языкознания: Марр и Сталин // Вопросы истории. 1998. - №1.

23. ЪЪ.Апышева А. Женщины Киргизии — активные строители коммунизма. Фрунзе: Киргосиздат, 1961.

24. Асанов У.А., Джуманазаров А.З., Чоротегин Т.К. Кыргызская наука в лицах: краткий исторический и био-библиографический свод. — Бишкек: Центр гос.языка и энциклопедии, 2002.

25. ЪЪ.Ауанасова A.M. Национальная интеллигенция Туркестана в первой четверти XX века. — Алматы: Казак университет!, 2001.3в.Ашнин Ф.Д., Алпатов В.М., Насшов Д.М. Репрессированная тюкология. М.: Вост.лит., 2002.

26. Бабель А. Женщина и социализм. — М.: Политиздат, 1959.

27. Беляев В.А. Советская интеллигенция в борьбе идей. Казань: Изд-во Казанского университета, 1990.

28. Воропаева В., Дясунушалиев Д., Плоских В. История Отечества: Краткий курс лекций по истории Кыргызстана. Изд.2-ое доп. -Бишкек: Раритет Инфо, 2005.

29. Воропаева В.А. Невозможное возможно, а возможное — должно! /

30. Данияров С.С. Становление киргизской советской культуры (19171924 гг.) Фрунзе: Илим, 1983.

31. Дешериев Ю.Д., Протченко И.Ф. Развитие языков народов СССР в советскую эпоху. М.: Просвещение, 1968.

32. Джаныбеков Ч. Касым Тыныстанов: жизнь и творчество. Бишкек, 2003.

33. Закономерности развития литературных языков народов СССР в советскую эпоху. — T.I. — Кн. 2. М.: Наука, 1969.53 .Измайлов А.Э. Очерки по истории советской школы в Киргизии за 40 лет. — Фрунзе: Киргизучпедгиз, 1957.

34. История Киргизии. Фрунзе: Киргосиздат, 1963.

35. ЪЪ.Кардашев М.С. Е.Д.Поливанов // Вестник Каракалпакского филиала АН Узбекской ССР. 1966. - №1.

36. Ким П. Коммунистическая партия организатор культурной революции в СССР. -М.: Наука, 1955.51 .Костиков В. Воля к власти и воля к культуре // Огонек. 1990. -№50.

37. Костиков В. Изгнанные из рая // Огонек. — 1990 № 24.

38. Красовицкая Т.Ю. НЭП и руководство развитием национальных культур // Вопросы истории. 1988. - №9.

39. Куманев В.А. 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции. — М.: Наука, 1991.

40. Курманов З.К. Национальная интеллигенция 20-30 годов: вклад в возрождение государственности кыргызского народа и борьбу с тоталитарно-авторитарным режимом. Бишкек, 2005.

41. Курманов З.К. Политическая борьба в Кыргызстане: 20-е годы. — Бишкек: Илим, 1997.

42. Курманов З.К. Социокультурные аспекты тендерных отношений в Центральной Азии. Бишкек, 2000.

43. Ларцев В. Самый обычный гениальный человек // Русский язык в школе. 1989,-№3.

44. Ленин В.И. Рабочий класс и национальный вопрос. ПСС - Т. 23.вв.Лихачев Д.С. Предисловие к кн.: Репрессированная наука. Л.: Наука, 1991.

45. Лихачев Д. С. Культура как целостная среда / Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006.

46. Лихачев Д.С. О русской интеллигенции / Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006.

47. Маанаев Э., Курманов 3., Курумбаева Г. Кыргызская интеллигенция: становление, роль в общественно-политической жизни (20-30 гг.). — Бишкек, 2001.

48. Ю.Ненароков А.П. Из опыта национально-языковой политики первых лет Советской власти // История СССР. 1990, №2.

49. Орузбаева Б. Константин Кузьмич Юдахин (к 100-летию со дня рождения) // Советская Тюркология. -1990. №6.72 .Орузбаева Б. О. Кыргызское языкознание // Орузбаева Б.О. Кыргызское языкознание (Сборник статей). Т.П. — Бишкек: Илим, 2004.

50. Орузбаева Б.О. XX век время становления и развития кыргызского языкознания // Орузбаева Б.О. Кыргызское языкознание (сборник статей). - Т.П. - Бишкек: Илим, 2004.

51. Орусбаев А. Этноязыковая ситуация в Киргизии / Очерки языковой практики в Киргизии. Фрунзе: Илим, 1989.

52. Палъванова Б.И Эмансипация мусульманки. Опыт раскрепощения женщины Советского Востока. — М.: Наука, 1982.

53. Плоских В. Одной судьбы печать // Советская Киргизия. 1988. - 24 мая.

54. Плоских В.М. Молдоке национальной интеллигенции / Ишеналы Арабаев. Туулган кунунун 110 жылдыгына арналган жыйнак. -Бишкек: Илим, 1993.

55. ЪО.Плоских В.М. Последний зигзаг судьбы // Литературный Кыргызстан. -1991. № 9-10.

56. Плоских В.М. Манас не признал себя виновным. — Бишкек: Илим, 1993.

57. Плоских В.М., Джунушалиев Д.Д. История кыргызов и Кыргызстана: Учебник для вузов. Бишкек: Раритет Инфо, 2007.

58. S3.Плоских С.В. Две страницы репрессированной культуры Кыргызстана. Историко-социолингвистическое наследие

59. Е.Поливанова и К.Тыныстанова. Бишкек: Илим, 2001.

60. Поливанов Е. Киргизская работа. Тетрадь 7 // В кн.: Плоских С.В. Две страницы репрессированной культуры Кыргызстана. Историко-социолингвистическое наследие Е.Поливанова и К.Тыныстанова. — Бишкек: Илим, 2001.

61. Рудова М., Плоских В.М., Джолдошева Ж., Мамытов С. Курманджан Датка царица Алая. - Бишкек, 2002.

62. Ъб.Сартбаев К.К. Языковедение в Киргизии: Краткий очерк. — Фрунзе: Илим, 1985.

63. Смадияров С. Становление и развитие государственного аппарата Кыргызской Республики в период ее автономии (1924-193 6гг.) Ош, 2001.88.7ябыша/шевау1С.Отражение во времени. — Бишкек, 1998.

64. Татыбекава Ж.С. В вузе учатся только девушки. Фрунзе: Кыргызстан, 1984.

65. Татыбекова Ж.С. Женщины советского Киргизстана в борьбе за социализм и коммунизм. Фрунзе: Илим, 1967.

66. Татыбекова Ж.С. Раскрепощение женщины киргизки Великой Октябрьской социалистической революцией (1917-1936гг.) Фрунзе: Изд-во АН Кирг.ССР, 1963.

67. Татыбекова Ж.С. Раскрепощение киргизской женщины Великой Октябрьской социалистической революцией (1917-1936). Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Фрунзе, 1955.

68. Тыныстанов К. Десять лет борьбы за новый алфавит в Киргизии (Сжатый исторический очерк)// Литературный Киргизстан. — 1991. — №9-10.

69. Ученые записки Киргизского женского педагогического института им. В.В.Маяковского. Вып. II. - Фрунзе, 1975.95 .Хамзаева С.Д. Роль и место женщины в демократических преобразованиях в кыргызском обществе: 1991-2004 годы. — Бишкек, 2007.

70. Ханазаров К.Х. Решение национально-языковой проблемы в СССР. -М.: Политиздат, 1982.

71. Хоролец Е.Г. Научные связи Кыргызстана и России: становление и развитие. Бишкек: КРСУ, 2007.98 .Шарифов О. Латинизация алфавита. Узбекский опыт, http ://sngnews .ru/articles/7/743 68 .html1.I. Документы и материалы

72. Великий Октябрь и раскрепощение женщин Средней Азии и Казахстана (1917-1936гг.). Сборник документов и материалов. — М.: Мысль, 1971.

73. Декреты Советской власти. Т. 1. - М.: Госполитиздат, 1957.

74. Женщина в Киргизской ССР. Статистический справочник. -Фрунзе: Киргосиздат, 1960.

75. Женщины в революции. — М.: Госполитиздат, 1959.

76. КПСС в резолюциях съездов, конференций и Пленумов ЦК (19171924 гг.). Т.2. - М.: Политиздат, 1970.

77. Культурное строительство в Киргизии (1918-1929гг.) Сборник документов и материалов. T.I. - Фрунзе, 1957.

78. Культурное строительство в Киргизии (1930-1941 гг.). Сборник документов и материалов. Т. II. - Фрунзе: Илим, 1972.

79. Культурное строительство в Киргизии. 193 0-1941гг.// Сб. документов и материалов. Т.П. - 4.1. - Фрунзе: Киргосиздат, 1960.

80. Культурное строительство в Туркестанской АССР. 1917-1924гг.// Сб. документов. Т. 1. - Ташкент: Узбекистан, 1973.

81. Культурное строительство Киргизской ССР. К 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Фрунзе, 1957.

82. Первые социалистические преобразования в Киргизии. 1918-1920гг. // Сборник документов. Фрунзе, 1990.

83. Раскрепощение женщин Киргизии Великой Октябрьской социалистической революцией (1917-1937).Сборник документов и материалов. Фрунзе: Кыргызстан, 1973.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.