Формирование политической культуры в условиях демократизации общества: Опыт Таджикистана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.03, кандидат политических наук Пардаев, Сирожиддин Ахмедович

  • Пардаев, Сирожиддин Ахмедович
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 1998, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ23.00.03
  • Количество страниц 160
Пардаев, Сирожиддин Ахмедович. Формирование политической культуры в условиях демократизации общества: Опыт Таджикистана: дис. кандидат политических наук: 23.00.03 - Политическая культура и идеология. Душанбе. 1998. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Пардаев, Сирожиддин Ахмедович

ОГЛАВЛЕНИЕ

Г> Р Т? тт тр тт ТД Т? ° ТО

:1> о а д гл 11 « а « о

ШВА I. МЕТОД)ЛОГИЧЕСКОЕ й ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

§1.Сущность политической культуры и её роль

в духовной жизни общества,

§ 2.Социаль но-поли тические уело бия в о зникнове-ния политической культуры и особенности её формирования в современных условиях

ГЛАВА П. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ТДЩКИСТАНЕ.

§1.Социально-политические и духовные факторы

формирования политической культуры,

§2.Развитие политических взглядов — важный фактор формирования политической культуры людей -

§3.Преодоление негативных явлений — как важный фактор формирования политической культуры

ГЛАВА Ш. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СУВЕРЕННОГО ТАДКИКЙСТАИА.

§1.Влияние нравственных ценностей на формирование политической культуры

§2.Совершенствование системы нового мышления как важного средства формирования политической культуры

§3.Политическая культура современного общества и тенденции её развития в условиях суверенного Таджикистана

3 А К Л 10 Ч Е Н И Е

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ

ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политическая культура и идеология», 23.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование политической культуры в условиях демократизации общества: Опыт Таджикистана»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Среди сложного, многогранного комплекса проблем, которые отчётливо проявились в нашей стране, вопрос политической культуры занимает особое место. 6т правильного решения этой крайне важной деликатной проблемы во многом зависит успех демократических преобразований общества, сплочённость, единство и нравственное здоровье, а в конечном счёте, судьба нашей страны, миллионов лвдей. Формирование политической культуры у каждого человека - насущная потребность нашего общества. Поэтому разработка проблем формирования политической культуры приобретает актуальное теоретическое и практическое значение.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что нынешняя ситуация нашего общества, характеризующаяся кризисным состоянием политической, социально-экономической и духовной жизни, объективно требует нового подхода теоретического анализа политической культуры человека, как сложного и противоречивого социального феномена. Это новый подход, с одной стороны, должен исходить из того, что в процессе демократизации общественной жизни утверждается политическая культура, а с другой, связано с тем, что переломный характер нашего времени, в котором мы живём, сложные социальные и международные коллизии, глобальные проблемы остро ставят вопрос о выработке правильной системы взглядов на мир и отношения человека к нему, осознания взаимосвязанности всего человечества, несмотря на различные социальные системы. И в этих условиях значительно повышает социальный статус политической культуры, усиливают его роль в политической жизни человека и общества.

-4В условиях перехода к рыночной экономике в обществе более активно действует новое политическое мышление. В этой связи люди объединяются в различные политические образования и партии, в которых каждая из них выдвигает свои идеологии и политические позиции. Практика всех социальных революций, в том числе происходящие изменения в современных условиях, убедительно показывает, что без перелома в общественном сознании, без изменения политического мышления людей нельзя добиваться качественного обновления общества. На наш взгляд, такой анализ крайне важен сейчас, когда общественно-политическая ситуация в стране требует консолидации всех прогрессивных общественных сил - наций, классов, социальных групп и слоёв нашего общества.

Как переломить устаревшие стереотипы мышления, психологические привычки людей? Этот вопрос волнует сегодня весь прогрессивный потенциал нашего общества. Сложные экономические, социально-политические и духовные ситуации нашего общества в современных условиях требуют внимательного теоретического рассмотрения в связи между сознанием и политической культурой людей и их практической деятельностью. Вместе с тем, суть происходящих перемен выдвигает задачи коренного изменения сознания, психологии и политической культуры, преодоление пережитков прошлого, всех устаревших традиций, обычаев, отживших понятий и представлений, вредных взглядов, чуждых застарелых догм. В этих условиях политическая культура формируется в процессе борьбы с негативными явлениями. Как видно, по мере дальнейшего развития нашего общества расширяется действие идеологического фактора. Это требует повышения роли и значения политической культуры в духовной жизни общества.

Актуальность темы исследования обусловлена: во-первых, потребностями дальнейшего совершенствования теории политической культуры, необходимостью конкретизации его места и роли в жизни таджикского общества;

во-вторых, наша страна вступила в новый этап своего развития ~ этап демократизации, появления многих суверенных государств, укрепления содружества между народами и качественного преобразования всех сфер общества. Решение этих, в полном смысле, важнейших задач возможно лишь при условии активизации человеческого фактора и повышение его политической культуры;

в-третьих, глубокие перемены в обществе требуют и соответствующих перемен во взглядах, так как без перелома в политической культуре, общественном сознании, без изменений в психологии и мышлении, мы не можем преодолеть кризисное состояние нашего общества. Поэтому формирование политической культуры у каждого человека в духе современности, повышении социальной активности людей в создании гуманного и демократического общества - это сегодня один из мощных факторов в переходе к качественно новому состоянию нашего общества;

в-четвёртых, актуальность проблемы формирования политической культуры в современных условиях обусловлена идеологическим состоянием нашего общества. Кризис идеологии в обществе привёл к тому, что появились такие силы, которые пытаются насаждать и культивировать в обществе национализм, шовинизм, экстремизм, эгоизм,, терроризм, исламский фундаментализм. Они выражают своё твёрдое намерение всеми законными средствами противодействовать попыткам экономического и политического притеснения прогрессивных сил;

в-пятых, актуальность данной проблемы определяется тем, что в современных условиях вопрос о тенденциях дальнейшего возрастания роли и значения политической культуры в жизни общества становится в один ряд с конкретными социально-экономическими и духовными задачами. В осуществлении этих задач велики роль и значение политической культуры как методологической, так и идейно-теоретической основы нашего общества.

Названные факторы обуславливают чрезвычайную актуальность проблем формирования политической культуры. В свою очередь, данное обстоятельство определяет важность анализа,., сущности и структуры культуры, выявление путей и средств его утверщсения в сознании людей на нынешнем этапе развития общества.

Степень научной разработанности проблемы. В последние годы по вопросам теории и практики формирования культуры вышло в печати большое количество монографий, брошюр, статей, коллективных трудов, где рассматривается анализ соотношения культуры и философии, культуры и политики, культуры и идеологии, культуры и морали, культуры и сознания, культуры и традиций, культуры ш религии и других аспектов данной проблемы.

В трудах: известных учёных етран СИГ, таких как: I.M.Ia-босова,В.й.Амелина, Ф.М.Бурлацкого, Э.Я.Баталова, М.А.Ильина, A.B. Камаров а, С. А. Момчагина, A.A. Галкина, В. В. Трощихина, А. П. Че ■-редниченко, Й.Ю.Козлихина, А.А.Ерышева, Е.Б.Шестопала,Э.Я.Бал-лера, Ж.М.Когана, Ю.А.Лданова, В.Е.Давидовича,М.Т.Шевчука и других рассматриваются социально-политические, нравственно-эстетические, атеистические, национальные, патриотические,

юридические аспекты культуры и политической культуры в нашей жизни.

Определённый вклад в развитие понимания природы политической культуры и факторов, определяющих его развитие,внесли и те исследователи, которые хотя и не ставили перед собой задачи непосредственного изучения политической культуры, но,тем не менее, проанализировали целый ряд социальных явлений и зависимостей, теснейшим образом связанных с процессом формирования политической культуры в нашем обществе.

Среди таких работ следует в первую очередь назвать работы

А.А.Зеленова, Г.И.Добротворской, Т.А.Малыгина, И.М.Кейзерова,

т

А.П.Чередниченко, В.А.Щегорцева, Д.С.Мамут и других авторов.

©ни не только раскрыли сложную взаимосвязь объективного и

субъективного факторов в развитии нашего общества, но и научно

обосновали те характерные черты, которые делают возможным нор-

\

мальное формирование эеого общества, реализацию его закономерностей.

Существенный вклад в разработку культурного прогресса нашего общества, формирования политической культуры личности внесли известные учёные. Среди них нужно назвать фундаментальные труды таких ведущих учёных, как: А.М.Арнольдов, К.К.Уледов,

1. А.А.зеленов, Г.М.Добротворская. Политическая культура советского социалистического общества.-йаучный коммунизм,И,1986; Малыгина Т.А. Политическая культура в условиях демократизации советского общества.-Научный ком^шзм.,18,1980: Э.С.Маркарян. Теория культуры м современность. ~М.:"Мысль",1983; Ш.М.Кейзе-ров. Политическая и правовая культура.Методологические проблемы.-!. ,1983; А.П.Чередниченко. Культура активного политического действия.-М.:"Мысль1986; В.А.Щегорцев. Политическая культура и социалистическое самоуправление народа.-1.,1988;

1.С.1амут. Политическая культура и политическое сознание.-М.,

1978 и другие.

Е.А.Вавилнн, В.П.Фофанов, Н.С.Злобин, В.М.Межуев, Н.М.Кей-I -

зеро в и целым ряд других научных трудов, в которых путем теоретического анализа и на основе эмперического материала прослеживаются характерные черты политической культуры членов нашего общества, выявляется их социально-историческая обусловленность, с различной степенью детализации рассматриваются пути их формирования.

При всём внимании научной мысли к культуре, признании её особого места в сознании и акцентировании значения целенаправленного формирования политической культуры в процессе нравственного воспитания, при необоснованных успехах этого процесса непосредственному изучению культуры, её сущности, взаимосвязи е другими видами сознания, его исторической и диалектической динамики посвящён целый ряд работ. В качестве основных работ, представляющих степень современной научной исследованности политической культуры следует назвать работы Ф.В.Садыкова, I).А.Лукина, I.Блинова, Ю.Ожегова,§.Ше-

регина, Е.Евтушенко, Й.Ю.Казмехина, A.A. Ерышева, В.А. Ряб-2

кале и др.

1.Арнольдов A.M. Социалистическая культура:Теория и жизнь.М., 1984; Уледов К.К. Духовная жизнь общества: проблемы методологии исследования.-!.:йысль,1980; Вавилин Е.А.,Фофанов В.П.Исторический материализм и категории культуры. Новосибирск, 1983; Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс.-М.,1980; Межуев В.М. Культура и история.-М.,1977; Демидов A.M.Гласность и политическая культура; философские науки.1989,13; Кейзе-ров I.M. Политическая и правовая культура: методологические проблемы.-М.,1983 и др.

2.Садыков Ф.В. Соотношение категорий "политическая культура" и "политическое мышление", "политическое сознание" и "самосознание личности".-Уфа,1985; Лукин Ю.А.Идеология и художественная культура.-М.,1982; Культурная деятельность: опыт социологического исследования.-!.,198I; Блинов Н.,Ожегов Ю.,Шереги Ф. Политическая культура и молодёжь.-М.,1982; Е.Евтушенко.Полити-ка-привелегия всех.-М., 1990;' Козмехин. И.©.Традицииидеология' и право в полит, куль туре.//Вестник ЖУ,сер.6,философия,1989,вып. 4:Ешшев А.А.,Рябкале В.А.Политическая культура личности.Киев, 1985 и др.

Определённый вклад в области обобщения опыта работы по формированию политической культуры таджикского народа внесли учёные Таджикистана. Вееьма ценными являются работы Б.Г.Гафурова, А.М.Богоутдинова, М.К.Гафаровой, М.К.Комилова, Б.Ш.Шарипова, Т.Р.Рахмонова, Р.А.Ашурова, М.Р. Шукурова,

I

В.И.Собитова, А.М.Махмадова, А.М.Мамадазимова,М.Я.Яхъёева и других.

В названных работах исследуется диалектическая и историческая природа политической культуры в системе общественного сознания и соотношение культуры с философией, наукой, идеологией, раскрываются социальные функции политической культуры.

Однако, во всех указанных работах анализируются вопросы формирования политической культуры в целом, а следовательно, особенности процесса формирования данной проблемы освещаются в общих чертах.

Следует отметить, что всё ещё остаётся много нерешённых проблем в дискуссионных вопросах по проблемам и противоречиям процессов формирования политической культуры, требую-

I. Гафуров В.Г. Таджики:древнейшая.древняя и средневековая история.Душанбе,1983; Богоутдинов А.1.Очерки по истории таджикской философии.Душанбе,1961; Гафарова I.K. Духовный облик женщин Советского Востока.Душанбе,19Ь9; Женщины Советского Востока,Душанбе,1987; Комилов М.К. Формирование новой личности: философские и социологические аспекты.-М.,1975; Шарипов 1.1. Нравственная культура соц-го общества.Душанбе,1986;Рах-монов т. Политическая культура современного общества и тенденции её развития.Куляб,1995; Ашуров Г.А.О некоторых методологических вопросах просветительства в философ.мысли тадж. народа.//Известия АН Тадж.Серия :философия? экономика, правоведение. Душанбе,1986,il: Шукуров 1.Р.Развёртывание культурной революции.!.,1984; Собитов В.Ф.Формирование политической культуры личности.М.,1987; Махмадов А.Н.Социология конфликта. Изд."Сада",Куляб,1995; Махмадов А.Н.Таджикистан:урегулирова-ние"нетрадиционного" конфликта и построение гражданского общества.//Сб.Вашингтон-Москва. ,1997;Мамадазимов A.M.Анализ концепции полит.культуры.//Известия АН РТ.Серия:философия и правоведение, 1993, 13; Нхъёев М.Я.Полит.культура-залог стабилизации общества.//Народная газета.1993,10 июня.

щих дальнейшего исследования и освещения.

Исходя из того, что более или менее полное рассмотрение всего комплекса вопросов, связанных с закономерностями и противоречиями формирования политической культуры членов общества на примере Таджикистана в рамках одной работы невозможно, диссертант понимает всю сложность исследуемой проблемы и не претендует на исчерпывающее раскрытие этой сложной проблемы. Данная задача может быть решена только совместными усилиями представителей различных наук, целых научных коллективов. На основе анализа всех вышеуказанных, взятых в своей совокупности, источников диссертант предпринял попытку исследовать особенности проявления закономерностей формирования политической культуры в странах СНГ на примере республики Таджикистан. Эти и другие, требующие теоретического и практического осмысления вопросы, обусловили выбор данной темы в качестве диссертационного исследования.

Цель и задачи диссертационного исследования. В соответствии с главной целью в исследовании решается целый ряд конкретных и взаимосвязанных задач, среди которых выделим следующие:

- исследовать категорию культуры, изменение её содержания в процессе развития общества; определить понятие политической культуры; показать различные типы культуры в истории общества;

- раскрыть социальную сущность культуры и её роль в развитии духовной жизни общества, выявить механизм взаимосвязи объективных условий и субъективных факторов, влияющих на формирование политической культуры;

- показать общие закономерности и специфику особенностей формирования политической культуры, а также взаимосвязи общих

и региональных моментов в формировании политической культуры;

- проанализировать предпосылки и особенности распространения политической культуры в условиях плюрализма культуры; исследовать процесс ломки старых идеологических отношений в Таджикистане, показать противоречивые процессы формирования политической культуры каждого человека;

- рассмотреть демократизацию общества как важный фактор формирования политической культуры, преодоления отчуждённости человека от общества и духовных ценностей;

-дать характеристику влиянию социально-политических и духовных факторов формирования политической культуры личности, тенденций дальнейшего возрастания роли и значения политической культуры в духовной жизни общества.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются социально-политические и духовные факторы формирования политической культуры. Соответственно, объектом нашего исследования являются, прежде всего, те культурные уровни различных сторон жизни общества в отдельных составляющих его социальных общностей, прежде всего классов, которые делают возможным и необходимым формирование политической культуры.

Предметом исследования являются общие для всех стран СНГ закономерности их проявления в условиях каждой суверенной республики. Вместе с тем, исследование велось в период распада СССР и провозглашения независимости и суверенитета каждой из бывших его республик, в том числе и Таджикистаном. Распад СССР привёл к существенному ослаблению не только экономических, социально-политических областей, но и особенно духовной жизни общества. Это отрицательно повлияло на уровень политической культуры людей. Нельзя не учитывать того, что нынешние

страны СИГ находятся на различных стадиях экономических,социально-политических и духовных развитии. В ряде этих стран, особенно в Таджикистане, весьма ещё сильны пережитки местничества и привычки родовых кланов раннего феодализма. В этих условиях проблема общего и особенного в формировании политической культуры таджикского народа является весьма актуальной.

Научная новизна исследования состоит в следующем: ещё нет специальных работ, посвященных формированию политической культуры в условиях суверенной республики Таджикистан. В работе предпринята попытка воеполнить этот пробел.

В диссертации впервые сделана попытка выявить общие и специфические особенности формирования политической культуры таджикского народа. Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней:

1. проанализирован уровень развития политической культуры Таджикистана, выявлены основные социальные факторы и особенности формирования политической культуры таджикского народа;

2. подвержены анализу объективные условия и субъективные факторы формирования политической культуры ранее отсталого народа, общие и специфические закономерности, вытекающие из них;

3. показаны уровень и содержание политической культуры основных классов и социальных групп Таджикистана, а также место и роль каждого из них в демократическом процессе;

4. показано возникновение и формирование культуры в условиях Таджикистана, проанализированы особенности социально-политических, экономических и духовных предпосылок формирования политической культуры таджикского народа, выявлена

специфика той "духовной" базы, которую получил Таджикистан в. наследство от прошлого;

5. впервые проведён научный анализ процесса формирования политической культуры таджикского народа, обосновано,что это - исторически уникальное явление. В диссертации исследовано, что если у многочисленных наций были объективные условия для перехода к новому обществу, созданные естественными историческими процессами развития, то у таджикского народа такие объективные предпосылки если и были, то в значительно меньшей степени развиты. Негативную роль здесь играли такие факторы как: экономическая и культурная отсталость;

в. проведён научный анализ процесса преодоления устоявшихся стереотипов, выразившийся в стремлении искусственно формировать процесс формирования политической культуры таджикского народа под влиянием мощного механизма административно-командной системы, политики и идеологии застоя;

7. впервые дана целостная характеристика борьбы государственных органов против негативных явлений, консервативных тенденций и последствий застоя нашего общества. Выявлены социально-экономические корни проявления и становления бюрократизма, догматизма, консерватизма, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, которые повлияли на формирование политиче ск о й куль ту ры.

Вместе с тем, в диссертационной работе содержатся и другие элементы научной новизны, вытекающие из самой особенности формирования политической культуры как в дореволюционный период развития общества, так и после периода октябрьских преобразований в республике.

Диссертация явилась результатом той научной работы, в ко-

торой обобщён опыт работы Таджикистана по особенности развития политической культуры таджикского народа в условиях становления суверенного Таджикистана.

В рамках общего философского метода познания политической культуры, в диссертации применены логический, исторический, социологический методы и т.д. Важное место в методологическом арсенале занимает реализация общей линии на восхождение от абстрактного к конкретному.

Главные положения диссертации, выносимые на защиту: -анализ позиций многих исследователей по определению понятий "культура", "духовная культура", "политическая культура" показывает, что культура имеет многоаспектный характер и по-разному отражает широту их подхода к раскрытию этих понятий. По мнению автора в философской литературе всё ещё нет устоявшихся общепринятых определений вышеупомянутых понятий. Поэтому весьма важен углубленный теоретический анализ и изначальная чёткая фиксация самого понятия "политическая культура", раскрытие его роли в социальной практике и духовной жизни общества:

- недооценка и игнорирование роли политической культуры может стать существенным препятствием в деле обновления общества;

- политическая культура как социально-политический феномен проявляется в глобальном противоречии между материальным и духовным, что позволяет включить всю социальную реальность;

- допущенные волюнтаристические ошибки привели к тому, что не все народы в равной степени получили политическую культуру и политическую сознательность;

- политическая культура представляет собой способ циви-

лизированного взаимодействия субъектов (личность, классы, группы, народности, нации);

- отрицательное влияние пережитков прошлого , негативных явлений и противоречий на процесс формирования политической культуры таджикского народа;

- причины проявления административно-командной системы и её отрицательное влияние на процесс формирования политической культуры таджикского народа;

- результаты исследования и анализ общих закономерностей и региональных особенностей формирования политической культуры в условиях суверенного Таджикистана;

- тенденция дальнейшего возрастания роли и значения политической культуры в условиях демократизации общества в Таджикистане.

Методологическая основа исследования. Настоящая работа является методологическим исследованием объективной обусловленности научного характера формирования политической культуры.

3 исследовании диссертант постоянно обращался к осмыслению сущности философских методов, их иммунитетных горизонтов и перспектив прогрессивного метода. На базе общесоциологического метода в диссертационной работе исследуется возникновение, формирование и развитие политической культуры таджикского народа.

Диссертация в методологическом отношении.опирается на наследство, накопленное предыдущими поколениями в области научного зрения, проблемы духовной жизни общества. Методологической основой работы является философский и социологический анализ духовных явлений. По мнению автора, чтобы выявисть

действительные позиции теории культуры, понимание природы и сущности политической культуры, его структуры и функции, закономерности развития культуры, необходимо опираться на общесоциологическое объяснение исторического процесса.

Настоящее исследование позволяет выработать единую методику учёта и оценки тех объективных условий, в которых осуществляется прежняя практика, определившая особенности нынешнего состояния политической культуры.

В методике основными были тщательный текстологический анализ, сравнение источников, проводимые на философской методологической основе. В работе использован обширный круг философских, экономических, социологических и психологических исследований.

Диссертантом с целью глубокого ознакомления с процессом формирования политической культуры в период своего исследования проведены собеседования с многими представителями рабочих, крестьянства, интеллигенции, служащих городов и деревень Таджикистана. Все эти материалы дали автору возможность связать теоретические, положения с практическими задачами по проблемам формирования политической культуры таджикского народа.

Теоретическая и практическая ценность диссертации. Исследование места политической культуры в системе духовной жизни общества имеет огромное теоретическое и практическое значение. Работа имеет огромное значение в конкретизации социально-демократических функций культуры.

Теоретическая и практическая ценность исследования возникает в связи с тем, что формирование у каждого человека политической культуры осуществляется на основе комплекса фило-

софских, социально-политических, нравственных,психолого-педагогических знаний. Это требует глубокой разработки общетеоретической методологической основы проблемы, которая опиралась бы на учёт накопленного положительного опыта идеологических учреждений по формированию у членов общества политической культуры.

Практическая ценность нашего исследования имеет принципиальное значение в формировании политической культуры людей. В этой связи на переднем крае идеологической работы, как важнейшая социально-политическая проблема воспитания людей, стоит формирование политической культуры.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейшем анализе проблем формирования политической культуры, раскрытия специфики духовно-идеологической жизни общества. Тем самым, выводы нашего исследования могут послужить исходной базой для дальнейшего исследования проблег мы соотношения культуры с другими гуманитарными общественными науками. Некоторые разделы диссертации уже используются кафедрами философии и политологии, психологии, педагогики,культурологии Таджикского государственного педагогического университета им. К.Ш.Джураева. Материалы диссертации могут найти применение в практической деятельности, системах нравственного воспитания.

Апробация. Тема диссертации обсуждена и утверждена на заседании кафедры политологии, Учёном совете государственного педагогического университета имени К.Ш.Джураева и включена в план координации АН республики Таджикистан.

Полученные в диссертации выводы нашли практическое применение в учебном процессе, на лекциях и практических заня-

тиях по предмету курса политологии. Основные положения и результаты исследования излагались его автором на ряде научно--теоретичееких конференций и семинаров. Основное содержание диссертационного исследования опубликовано автором в книге и ряде тезисов, докладов и статей.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политическая культура и идеология», 23.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политическая культура и идеология», Пардаев, Сирожиддин Ахмедович

3 А К Л Ю Ч Е Н И Е

Мы рассматривали чрезвычайно сложную и в тоже время наиболее актуальную для современных условий проблему формирования политической культуры членов общества. Процесс формирования политических взглядов, убеждений, мировоззрения и мышления развивается как единое диалектическое целое на всём протяжении конкретно-исторических условий развития общества» В данной работе изучаются, главным образом, предпосылки возникновения социально-политических, экономических и духовных факторов становления и закономерности формирования политической культуры. В работе также рассматриваются понятия, сущность, важнейшие черты, социальные функции культуры и её роль в духовной жизни нашего общества. Вместе с тем, подробно освещаются особенности формирования политической культуры людей в условиях Таджикистана. Автор на конкретном материале убедительно показывает отрицательное влияние пережитков прошлого, негативные явления и противоречия и их влияние на процесс формирования политической культуры.

Исследуя данную проблему пришли к выводу, что формирование политической культуры — одна из важнейших закономерностей демократического общества.

Политическая культура как социальный феномен и основа духовной жизни общества, даёт возможность познавать реальный мир во всём его многообразии, во всей сложности и противоречивости, помогает правильному пониманию тенденций исторического развития, придаёт человеческой деятельности целеустремлённость .

Анализ практического опыта доказал, что культура возникла в глубокой древности человеческого общества. Затем, в связи с процессом развития общества, она вытеснялась на основе исторических событий и влиянием социально-политических факторов, развивалась и формировалась на уровне политической культуры всех членов общества.

На основе исследования данной проблемы можно утвердить, что возникновение, становление и формирование политической культуры является результатом объективного процесса исторического развития общества.

Исторический опыт показывает, что проблемы формирования политической культуры возникают в обществе одновременно с созданием нового демократического общества, с соединением необходимых социально-экономических и духовных предпосылок.

Демократическое преобразование духовной жизни общества явилось одним из культурно-идеологических факторов формирования политической культуры людей. В результате чего для формирования политической культуры членов общества появились следующие социальные условия: в короткий исторический срок в Таджикистане была ликвидирована неграмотность населения, В условиях нашего общества сформировалась новая народная интеллигенция —-- проводник и распространитель культурного наследства среди народных масс. Появилась возможность освободить сознание и поведение многих людей от негативных явлений о

За исторически короткий срок в составе бывшего единого Советского Союза была восстановлена государственность таджикского народа, создан прочный фундамент современной промышленности, сельского хозяйства, транспорта, народного образования, здравоохранения, науки и культуры, реализованы права человека на труд, образование, квалифицированную медицинскую помощь, жильё, обеспеченную старость. Сформировалась интеллигенция, представители которой известны далеко за пределами республики.

Анализ социально-политических факторов в дайной работе показывает, что в нашей стране государство с первых дней своей политической деятельности приняло все меры, использовало самые различные формы, средства и направило их влияние на формирование политической культуры таджикского народа,

Проблема формирования политической культуры у людей предполагает многогранную деятельность и настоятельно требует совершенствования системы идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, её материально-технического обеспечения, поиска новых форм и методов обучения и воспитания, их всесторонности, комплексности.

Решение насущных социально-экономических и идейно-политических проблем будет способствовать стойкости,и тем самым, повышению эффективности и качества формирования политической культуры в каждом трудовом коллективе. Создание здоровой, морально-психологической атмосферы, действенной нормы нашей демократии в каждом коллективе является могучим фактором формирования политической культуры людей.

Конечно, круг вопросов, затронутых в работе, не исчерпывает всего их многообразия. Тем не менее, без глубокой и всесторонней разработки этих вопросов невозможно эффективное практическое совершенствование системы воспитания у людей политической культуры. Следует отметить, что за последние годы в определённой степени социально-политический анализ проблемы формирования политической культуры нашёл отражение в работах многих наших авторов, а также учёных из других стран. Однако многие проблемы, в том числе особенности политической культуры народов республик вредней Азии и других нуждаются в дальнейшем исследовании.

На каждом конкретном историческом этапе развития нашего общества жизнь выдвигает всё новые и более сложные задачи, решение которых зависит от активизации социального творчества людей, от их высокой сознательности и политической культуры и твёрдых убеждений в будущее. В условиях суверенной республики Таджикистан развернулась работа по обогащению общественного сознания и психологии людей, по утверждению нового мышления, борьба с косностью и рутиной в теории и практике, курс на глубокое усвоение идей и концепций,суть происходящих перемен выдвигает задали коренного изменения сознания, психологии и культуры, преодоления пережитков прошлого, всех устаревших традиций, обычаев, отживших понятий и представлений, вредных взглядов, чуждых застарелых догм. В этих условиях политическая культура формируется в процессе борьбы с негативными явлениями, с тем, что называется антиподами общечеловеческих ценностей. Все эти проблемы мало разработаны в условиях суверенного Таджикистана и требуют дальнейшего исследования.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что в условиях тоталитаризма и застоя было много в области идеологии и общественного сознания .ущерба»

Анализ духовной жизни общества показал, что выработанная система культурного воспитания в период тоталитаризма, формировалась настолько, что всё больше вступала в противоречие с исторической действительностью. Догматизированная культурно-идеологическая работа не выдержала испытания нашего времени» Наиболее яркое проявление кризисного состояния, в котором оно пребывает, видется в следующем:

- теоретические работы обществоведов в своём большинстве не удовлетворяют потребности общества в осмыслении происходящих в стране и мире перемен, исторического прошлого, в определении перспектив общественного развития,пути расширения встающих перед человечеством противоречий;

- в обществе утвердилось теоретическое сознание,которое состоялось в своей основе ущербными, односторонними, догматическими, начётническими воззрениями, несопоставимыми с реальными проявлениями жизни, сделалось невосприимчивым ко всему передовому, нестандартному в теории, подвергало это нестандартное преследование на официальном уровне;

- при декларировании господства в общественном сознании культурами, последнее фактически не стало сутью индивидуального сознания большинства людей;

- общественные идеи как бы оторвались от общественной практики;

- расцветала показуха, когда, к примеру, легко принимались обязательства и столь же легко не выполнялись, прокламировались мнимые достижения во всех сферах общественной жизни;

- вся административно™ командная система оказалась пронизанной тотальным унижением достоинства человеческой личности - при том, что именно человек является высшей ценностью нашего общества.

Исходя из вышеизложенного анализа и с целью эффективности решения задач формирования политической культуры людей в современных условиях, нам хотелось бы предложить следующие

РЕКОМЕНДАЦИИ:

I.Прежде всего необходимо учитывать особенности нынешнего кризисного состояния нашего общества, изменение социальной структуры и политических институтов общества и т.д. Здесь на наш взгляд, процесс формирования политической культуры людей надо осуществлять систематически, целенаправленно, нужно дифференцировано подходить к каждому человеку, необходимо учесть, что борьба против проявлений всех форм реакционной идеологии в условиях Таджикистана настоятельно требует конкретности, доказательности, непримиримости всех средств и арсеналов культурно-идеологического воздействия. Эффективность этой борьбы будет в том случае, если мы на научной основе глубоко и всесторонне раскроем реакционную сущность чуждых нам идеологий, национализма, местничества, бюрократизма, терроризма, догматизма, социал-шовинизма,сионизма, неофашизма и ряда других форм и течений современных реакционных взглядов и представлений.

2. С целью эффективности процесса формирования политической культуры таджикского народа необходимо усилить практическую деятельность духовно-идеологических институтов в борьбе с пережитками прошлого, националистическими предрассудками: с помощью печати, радио, телевидения, культурно-просветительных учреждений и других средств раскрыть их реакционную сущность и вредность, дать своевременный и доказательный отпор, разоблачить все и всякие ухищрения враждебной пропаганды в современных условиях.

3. Процесс формирования политической культуры у людей происходит в упорной борьбе с негативными явлениями. Поэтому в докладах и выступлениях на теоретических и практических конференциях, на лекциях, в беседах на уровне государственных, молодёжных и других общественных организаций следует убедительно, наглядно показать несостоятельность и вредность в нашем обществе негативных явлений, тоталитаризма, бюрократизма, местничества, консерватизма, взяточничества, коррупции и других антиподов общечеловеческой морали.

Ведь эти негативные явления только препятствуют и противоречат процессу формирования политической культуры народа.

4. Процесс формирования политической культуры у каждого человека — целостный процесс, предполагающий взаимодействие всех факторов, прежде всего, взаимосвязь обучения,труда, воспитания. Они должны быть направлены на непрерывность и осуществляться в школе, в трудовом коллективе и по месту жительства. Здееь, на наш взгляд, следует учесть то обстоятельство, что в процессе формирования политической культуры надо нацеливать внимание народа на взаимосвязь задачи и цели каждого человека с задачами и целями трудового коллектива и общества в целом.

5. На наш взгляд, новый подход к вопросу формирования политической культуры людей даёт возможность вооружить каждого человека знанием общечеловеческих ценностей, современными выводами естественных наук.

6. При осуществлении комплекского подхода формирования политической культуры членов общества нужно обратить внимание на следующие предложения: учесть постоянные потребности людей в изучении теоретических и политических вопросов, разнообразить и целенэлравленно организовать систему культурно-просветительных мероприятий для рационального использования культурных потребностей членов общества постоянно совершенствовать формы и средства воспитания в общеобразовательных и профессиональных школах для подготовка шлодёжи к поступлению в техникумы и вузы:, совершенствовать пути, средства и формы воспитания нашей молодёжи в духе патриотизма, интернационализма, дружбы народов и веры в общечеловеческие и гуманные идеалы и учение.

7. А области духовно-нравственного развития наступления на бюрократизм— значит возрождать прогрессивные традиции и критерии духовной жизни, творчески использовать и развивать основные принципы политической культуры, освоить и развивать новое политическое мышление, нетерпимо относиться к проявлению местничества, мещанской морали, социального иждивенчества и служебных злоупотреблений» По-нашему мнению в Таджикистане надо создать обстановку сопоставления взглядов и мнений, решительно преодолевать мелочную опеку, пережитков командного стиля в руководстве формированием политической культуры.

8. Намеченные здесь рекомендации и предложения, разумеется, не могут исчерпать всего многообразия средств формирования политической культуры людей. Оно утверждается в сознании народа непосредственно, а складывается под воздействием общих социальных и конкретных условий жизни, труда и быта каждого человека, зависит от его образования, профессиональной подготовки, ценностных ориентаций, нравственности и т.д. Важно, чтобы все компоненты политической культуры людей созревали как прогнозируемый, закономерный и естественный процесс, а не стихийно. Всё это даёт эффективные возможности к решению задач проблемы формирования политической культуры людей в условиях суверенной республики Таджикистан.

9. Совершенствуя политическое, нравственное, интернационально-патриотическое воспитание, государственные органы и общественные организации Таджикистана должны усиливать их политическую заостренность, повышать эффективность в утверждении и развитии духовно-нравственных ценностей. Вместе с тем, в Таджикистане необходимо активно способствовать усвоению таджикским народом взглядов, устремлений, ценностей установок, соответствующих требованиям политической культуры людей, воспитанию у каждого человека высокой гражданственности, активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу.

Подводя итоги диссертационного исследования, автор считает, что разработка вопросов формирования политической культуры на опыте республики Таджикистан не исчерпывает все проблемы и требует постоянного внимания исследователей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Пардаев, Сирожиддин Ахмедович, 1998 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНШХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального "Я". М.:Мыель,1991,-169 с.

2. Абдущукурова Т. Маданияти сиёси (воситаи таълим).Душанбе. "Сино",1992,-160с.

3. Азимов Я. Вахдати умумимиллй — гарави пешрафти Точикис-тон.//Чумхурият", 1998,-4 декабр.

4. Алиев X. Формирование политической системы Таджикистана: правовые и политические аспекты.-Душанбе,1997,-70 с.

5. Алмонд Г.,Верба С. Гражданская культура и стабильность демок ратии (pep. с англ. Галкина A.A.).//Полис.,1992, №4,-С.122-134.

6. Аминзоде 3. Культура и добро возродят о боте ств о.//Народная газета.1993.,-II февраля,

7. Андреев G.G.Политическое управление и политическое руководство . //Соц. полит. науки. 1992., М-5, -С. 12.

8. Андреев С.С. Политическое сознание и политическое поведение. //Соц. по лит. журнал. 1992.,f8.~C.10-12.

9. Андреев С.С. Политическое лидерство в процессе воздействия на объект авторитетом субъекта.//Соц.полит.журнал. 1993.,№1-2.-С.30-37.

10. Атаманчук С.Т. Функции политической культуры в социалистическом обществе: Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. философ.наук.//МГУ им.М.В.Ломоносова, философ. ф-т,-М.:1986.-22с.

11. Афзалов X.,Рахимов В.История педагогики таджикского народа. -Душанбе. ,1994.-192с.

12. Ашуров Г.А. 0 некоторых методологических вопросах просветительства в социально-философской мысли таджикского народа. //Известия АН Тадж. ССР, серия:философия,экономика, прав о ведение.-Душанбе., 1996. »JPI.-C.3-II.

13. Бабосов Е.М. Политическая культура и её роль в формировании личности. -Шнек.: "Знание"., 1982. -22 с.

14. Бабосов Е.М. Духовный мир советского человека.-Шнек.: "Белорусь7,1983.-334с.

15. Бабаханов М. Курсом дружбы и пролетарского интернационализма. -Душанбе.:"Ирфон".,1986.-72с.

16. Бабахалов М. Чахон бе тани марди доио мабод.//"Садои мар-дум".1991.-20 сентябр.

17. Баталов A.A. К философской характеристике практического мышления.//Вопросы философии.1982,М.-С.66-70.

18. Баталов Э.Я. Политическая культура как социальный феномен. //ВМУ,-серия 12: соц.полит.исслед.1991,№5.-С.68-73.

19. Беляев A.A. Политика и её роль в развитии общества.//соц. пол.науки.,1991,-19.-С.15-17.

20. Бенеш Э. Демократия сегодня и завтра.//Вопросы истории. 1993.-13.-С.20-23.

21. Бобоев К.Ф. Социально-политические и этические взгляды Низомульмулка: Афтореферат диссертации на соискание учёной степени канд.философ.наук.-Душанбе.-1996.-22с.

22. Богоутдинов А.М. Очерки истории таджикской философии. Сталинабад. Таджикгосиздат.51961.~332с.

23. Боднар А. Основы политологии (наука о политике).Киев., 199X. —123с.

24. Борисов А.П.Политология: учебное пособие.-М."Белые"альвы". 1996.-136с.

25. Блинов й.,Ожегов Ю.,Шереги Ф.Политическая культура и молодёжь .-М.,-1982.-150с.

26. Брамлей Ю.В. Человечество — это народы.-М.,1990.-180с.

27. Браун А.-,Дилигенский Г. Как изменить политическую культуру общества. //Мировая экономика и международные отношения .1990. ,№2. -С. 9 1-98.

28. Буянов В.Ю. Научное мировоззрение: социально-философский аспект.-М.,Политиздат,, 1987__-208с.

29. Владикова Ю. Культура и политическая культура.//Философия и политика в соврем. мире.-М.,1987.-134с.

30. Всеобщая декларация прав человека.-М.,1990.-75с.

31. Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура.-М.:"Наука".,1990,-240с.

32. Гафарова М.К. Женщины Советского Востока.-Душанбе.:Ирфон. 1987.-128с.

33. Гафуров Б.Г. Таджики.Кн.I.-Душанбе:Ирфон.-1989.-984с.

34. Гафуров Б.Г.Таджики.Кн.П.-Душанбе:Ирфон,1989.-480с.

35. Гердер И.Г. Идеи в философии истории человечества.-М., 1977.-333с.

36. Гончарова И.Е. Демократизация советского общества и политическая культура.//Вестник Московского университета,серия 12,1988.,№5.-С.4-5.

37. Грушин В.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования.-М.:Политиздат.1987.-368с.

38. Девонакулов А. Чароги акл фурузон буд... ¡Оиди таърихи маданияти халки точик}.// Чумз$урият.-1991.-19октябр.

39. Девонакулов А. Аркони сиёсатмадори аз диди унсурмаолй /Оини давлат дори ва сиёсатмадори/. //Чумхурият.-1991.-12 декабр.

40. Дерюгин А. Между прошлым и будущим.(о вопросах культуры). //Вечерний Душанбе.-1992.-20 января.

41. Дерюгин А. Город и культура. // Вечерний Душанбе.-1993. -4 июля.

42. Девид Метюз. Политика для народа.(перев.с англ.-14, "Пресс" Л-д.1995.-225с.

43. Демидов А.И. Гласность и политическая культурам/Философские науки.1989.~№3.-0.15-17.

44. Дониш А."Наводир-ул-вакосъ".-Душанбе.:Крфон.1989.-154с.

45. Евтушенко Е. Политика— привелегия всех. -М.,1990.-118с.

46. Ерышев А.А.,Ребкало В.А.Политическая культура личности. Киев.1985.-150с.

47. Екубов Ю. Давлатдорй мактаби сиесати таърихнст. Оини давлатдори ва сиёсатмадори дар чумхурии Точикистон.//Чумхурият .199I.-20ноябр.

48. Жилин П.А. Политическая культура— залог стабильности. //Народная газета.-1993.-21 августа.

49. За консолидацию и единство: форум таджиков мира.//Вечерний Душанбе.-1992.-10 сентября.

50. Зайченко В. Понять друг друга.//Вечерний Душанбе.-1993. -6 января.

51. Замбровский Б.Я. К вопросу о формировании гражданского обгцества и правового государства.//Соц.полит.науки.-1991. Ш.-С. 30-35.

52.3еленов А.А.,Добротворская Г.И.Политическая культура советского социалистического общества.//Научный коммунизм. -1985.№7.-С.40-45.

53. Зокиров Г.Н.Сиёсатшииоси.-Душанбе:Ирфон»-1995.-230с.

-15554. Икромзода С. Шарм пусти имон ает. Андешахо- оидй .баланд бар-доштани маъновиёти чомеа. //Чавонони точик.-1991.~5декабр.

55. Кадиров К. Таърихи фалсафаи точик.Скурси лекция).-Душанбе. :"Маориф". -1998. -27Ес.

56. Камалов М.М. Демократическая политическая культура:американский опыт.//Вестник Моск.университета,серия 12:соц. полит.исследования.-1991.-№5.-С-74-77.

57. Коберидзе Ш.Б.Политическая культура лидера.//Народная трибуна.-1998.-ТОмая.

58. Козлихин ИЛО.Традиции идеологии и право в политической культуре. //Вестник ЛГУ,серия 6-.философия.-1989.-вып.4. -С.54-55.

59. Комарова Э.И. Личность как субъект и объект социального развития. //Соц. полит. науки. -1992. -М-5, -С. 24-32.

60. Кайзеров Н.М.Политическая и правовая культура¡методологические проблемы.-M.,-1983.-131с.

61. Карпов Г.,Парсонс Л.,Серцова А. Возможно ли мирное существование человечества?.//Диалог.-M.,-1991.-19,-С.37--39.

62. Конституция Республики Таджикистан.-Душанбе,Ирфон.-1994. -75с.

63. Кучмаева И.К. Культурное наследие : современные проблемы. -М.:Наука.1987.-174с.

64. Краснов Б. Конфликты в обществе.//соц.полит.журнал.-М. -1992.-б-7№,-С.30-35.

65. Лазарев В.В. Становление философского сознания нового времени.-М.: Наука.-1987.-137с.

об. Ленин В.И. О пролетарской культуре.//Полн.собр.соч.т.41. -С.335-337.

67. Лобер В.Л. Демократия: от зарождения идеи до современности. -M.-1992.-170с.

68. Лященко П.П. Формирование человека как личности.-Л.:изд. ленинградского университета. 1984.-120с.

69. Мамут Л.С. Политическая культура и политическое сознание. -M.-1978.-32с.

70. Махмадов А.И. Социология конфликта, йзд-во "Сада".Куляб. -1995.-30с.

71. Махмадов А.Н. Таджикистан: урегулирование "нетрадицион-

. ного конфликта и построение гражданского общества. Сб.

Вашингтон-Москва.,1997.,С.53-57.

72.Маыадазимов А. Анализ концепции политической культуры. //Известия АН Таджикистана.Серия: философия и правоведение. -1993.-С.22-24.

73.Мамадазимов А. Новый Таджикистан:вопросы становления суверенитета. -Душанбе.,1996.-176с.

74.Маджидов Р.,Рахимов А.Модернизация ислама в современных условиях.//Коммунист Таджикистана.-1988.12,-С,76-82.

75.Маслов В.А. О сущности бюрократизма в условиях социализма. //Научный к оммунизм.-1988,13.-С.9-16.

76.Махка,мов К.М. За оздоровление всех сфер общественной жизни .//Коммуни ст Таджики стана.-1986*-С.9-26.

77.Механизмы торможения:история действия, пути преодоления. -М.:Политиздат.-1988.-288с.

78.Маърузаи Президента Чумхурии Точикистон Э.Ш.Рахмонов дар назди чавонони республика аз 23 май 1997с. //"Садои мар-дум".-1997.-24 май.

79.Маърузаи Э.Ш.Рахмонова дар назди зиёиёни республика аз 19 марти с.1997.//"Садои мардум".-1997-21март.

80.Маърузаи Президенти Чумхурии Точикистон Э.Ш.Рахмонов бах-шида ба чашни 5-солагии истиклшияти Чумхурии Точикистон ва форуми сеюми точикони чахон 9 сентябри соли 1996.-"Садои мардум".-1996,7-8 сентябр.

81.Политическая культура коммуниста.//Коммунист Таджикистана. -1988.12.-С.29-32.

82.Малыгина Т.А. Политическая культура в условиях демократизации советского общества.//Научный коммунизм.,1980.-18. -С.37-40.

83.Масов Р. История топорного разделения.-Душанбе:"Дониш'% 1991.-170с.

84.Маркарян Э.С. Теория культуры и современность. ~М.:Мысль. -1983.-170с.

85.Махкамов Л.Право на мандат лидера.//Коммунист Таджикистана .-1988.-26 ноября.

86.Мейер Г. Политическая культура Восточной Европы: взгляд со стороны.//ВМУ,серия 12:соц.полит.исследования.,1994. 15,-С.5-13.

87.Мирхонд,Сомониён: Аз сарнавишти точикон.//"илм ва хаёт, I99I.-f6.-C.I-3.

88. Мухторов А. Сар он бояд ки бошад ра.иятнавоз:Аз таърихи давлатдорй ва сиесатмадории давлати миллии точик.//Чум~ хурият.-1991.—22ноябр.

89. Набиев Р. От бесправия к полноправию»//Коммунист Таджикистана. ,1987,,№4.-С.59-63.

90. Еэгма.тов Н. 0 теории Таджикского народного государства. //'Бизнес и по ли тик а__-1994. -№17. -С „ 20-22.

91. Низомулмулк "Сиёсатнома". -Душанбе., "Шарки озод ". -1998. -

¿С»" X %J С е

92. Нысанбаев А.,Сулейманов Ф. Диалектика и новое политическое мышление.//Коммунист.-1991.1II.-С »47-51.

93. Осими М. Форум объединил людей. 11-международный форум таджиков.//Народная газета.-1993.-9октября.

S4. Овчинников B.C. Политические конфликты и кризисные ситуации .//Соц.полит.науки.,1990.I.-С.54-59,

95. Основы политологии (учебное пособие).-С.-Пбг.,1993.С.222-

96. Политология.//Под общ.редакцией проф. Ю.А.Северова.-Тула :"Рару с ",1994. ,fII,,С.60-67.

97. Путь к возрождению — единение наций, /беседа с чл.кор. АН РТ директором инст.философии и права М.Д.Динорпоевым) //Народная газета.,I9S3.-13 марта.

98. Раджабов З.Ш. 0 "Политическом трактате" Ахмада Дошила. Изд-во "Дониш"., Душанбе., 1976.-109с.

99. Раджабов З.Ш. Из истории Общественно-политической мысли таджикского народа во второй половине XIX и начале ХХвв. -Сталинабад.,1957.-175с.

100. Рачабов М.Р. Аз таърихи афкори ичтимоию хаёлии шарк.~ Душанбе.:"йрфон".,1998.,162с.

101. Рахмонов Э.Ш. Опираясь на волю народа.//Вечерний /ушан-бе .,1993.-19 марта.

102. Рахмонов Э.Ш. Точикистон: дар рохи демократия ва чомеаи мутамаддин.-Душанбе.,"йрфон".,1996.-309с.

103. Рахмонов Э.Ш. Таджикистан на пороге будущего.-Москва., 1997,-32с.

104. Рахмонов Т.Политическая культура современного общества и тенденция её развития.-Куляб,1995.-I13с.

-158105. Рахмонов Т. Ташаккули муносибати сиесии • шма оид ба ходи сахои чоглеаи муосир. -Кулоб., 1993.-15с,

106. Рябов А.PL/Чистяков В.Б. Политическая' ку ль тура ,//ВМУ, 1994, Щ.-С.49-59.

10?. Рябов Р.Ф. Духовный мир.2-е изд.перераб. и дополн.-Л.: Лениздат.,1987.~Х56е.

108. Сабитов В„Ф„ Формирование политической культуры личности. -М.:Московский рабочий.,1987.-205с.

109. Садыков Ф.В. Соотношение категорий "политическая культура" и "политическое мышление", "политическое сознание" и "самосознание личности".-Уфа.1989.-109с.

110. Свидбаев Т.С. Ислам: история и современность.-М.:Знание. 1985.-64с. .

111. Самиев А. Историческое сознание и идеология обновления. //Коммунист Таджикистана.,1988.,№3.,С.44-47.

112. Саракуев Э.А.,Крыско В.Г. Введение в этнопсихологию.-М., 1996.-344с.

ИЗ. Спиркин А.Г. Основы философии.Учебное пособие для вузов. ~М.: Политиздат., 1986. --592с.

114. Салимов И.С.,Гуломов Р. Вахдат—якдили(единство).-Душанбе. ,1997. -74 с.

115. Сахаров H.A. Демократия: критерии,ценности, принципы» //Вестник МГУ,серия 12,1991.,12.-0.69-74.

116. Степанов И.Р. Ислам в современном мире. -Л. .'Знание, 1985. -17с.

117. Столетов В.Н. Становление личности.-М.:Мысль.,1987,-336с.

118. Струков Э. Непременное условие нравственного прогресса социализма.//Политическое самообразование.,1984,112,--С.37-44.

119. Тагаев Д.С. Таджикистан: прошлое,настоящее, будущее:-Душанбе.,1994.-75с.

120. Таджикистан на мировой арене. //Народная газета.1993.--21 сентября.

121. Такер P.C. Политическая культура и лидерство в Советской России. От Ленина до Горбачёва (гл.из книги).//США:экономика, политика, идеология.-1990.№1.-С.77-78.

122. Текущий архив министерства культуры РТ за 1997 год(справка "0 деятельности культурно-просветительных учреждений")

123. Тимошенко В.И. Общественно-политическое лидерство.//соц. политические науки.,1990.FII.-С.49-58.

124. Турсунов А.Исторические судьбы разделённых наций.//Известия АН РТ,серия¡Востоковедение, история, филология.-199 ^ •, Ь2, 6 • 3—5»

125. Точикистон: Хукуки инсон дар соли 1994,Вена,1995.-32с.

126. Трофимов М.й. Политическое лидерство.//Соц.полит.науки, 1991. ~№ 12. -С. 17-19.

127. Трошихин В.В. Теоретические проблемы исследования политической культуры.//Известия АН Казахской ССР,серия:общественные науки.31969.№1.-С.11-15.

128. Уледов А.К. Духовная жизнь общества.Проблемы методологии исследований. -М.,1980.-271с.

129. Фадеев Д.А. Демократизация и политическая культура(опыт) послевоенной Германии).//ВМУ, серия 12: соц.полит.исследования . 51993. ~3?2. -С. 69-72.

130. Фарукшин М.Х. Политическая культура общества.//Соц.полит, науки., I99I.M,-С. 108-112.

131. Философский словарь под редакцией Фролова.5-е изд.-М.: Политиздат.,1987.-509с.

132. Хуморов Д. Духовный облик современного рабочего.-Душанбе: Ирфон.-1987.-30с.

133о Хошимов Р.И. Концепция государства и общества согласия и мира. //Народная газета.,1993.-19 января.

134. Фирдавси А. "Шахнома".-.Щдаанбе., 1990. -185с.

135. Чередниченко А,П. Культура активного политического действия .~М.,1986.-180с.

136. Четков Н. Понимание целостного мира.//Мировая экономика и международное отношение.М.,1990,-С.17-19.

137. Шестопал Е.Б. Личность и политика.!.,1988.-101с.

138. Шестопал Е.Б» Очерки политической психологии.-М.,1990. -137с.

139. Шукуров М.Р. Развёртывание культурной революции.Борьба за ликвидацию неграмотности. //Таджикская Советская Социалистическая Республика.-М.,1984.-215с.

140. Шарипов БеШ. Нравственная культура социалистического о бще ства. -Душанбе: Ирфон,., 1986. -150с.

141. Шарипов Я. Нет идеологии — нет цели.//Народпая газета. 1993.-22 июля.

142. Шарипов Я. Гуманизм и демократия. //Голос Таджикистана. 1993.-23 июля.

143. Юнусов С. Религия и политика: традиции и современность. //Коммунист Таджикистана.,1988.-22 июля.

144. Яновский Р.Г. 0 возрастающем значении политического сознания . //Коммунист.,1986,ДО1-С.27-3I.

145. Каландаров И. Сиёсатро омухтан талаби замон аст.-"0муз-гор"., .1993. -15 сентябр.

146. Курбонов А.»Махмадов А. Аз авесто то Хамадонй. Кулоб. "Сада".-1994.-253с.

147. Чомй А. "Хирздномаи искандари". //Куллиёт.-Душанбе.-1990.-195с.

148. Чононов С. Маданияти сиёси. Э.С.Т. -Душанбе.-1983.-С.

345-348,

149» Чорубкашев С. Что важно для общества. // Коммунист Таджикистана. ,1988.,№3.-С.61-65,

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.