Формирование композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Лопасова, Елена Владимировна

  • Лопасова, Елена Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 151
Лопасова, Елена Владимировна. Формирование композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Майкоп. 2015. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лопасова, Елена Владимировна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ

ИСКУССТВУ

1.1. Сущность и содержание композиционного мышления

1.2. Психолого-педагогические условия формирования композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству

1.3. Теоретическая модель формирования композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования

Резюме по первой главе

ГЛАВА Н. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В СИСТЕМЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Организация экспериментальной работы по формированию композиционного мышления у обучающихся

2.2. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования

Резюме по второй главе

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Процессы модернизации системы дополнительного образования в России предъявляют определенные требования к условиям образовательной деятельности и подчеркивают необходимость формирования у обучающихся художественно-творческого мышления как основной способности юного художника. В связи с этим художественное образование необходимо ориентировать на формирование совокупности специальных знаний, умений и навыков обучающихся, которые должны быть готовы к самореализации, творческой самостоятельности и самоопределению.

Ведущие зарубежные и отечественные ученые в своих работах подчеркивают, что успешность современного человека обусловливается степенью готовности к самостоятельному творческому решению социальных и профессиональных задач (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Я.А. Пономарев, В.А. Сластенин, П.М. Якобсон, Дж. Ниренберг и др.). Творческое мышление рассматривается авторами как детерминант, обеспечивающий эффективность жизнедеятельности, как одна из стержневых способностей, качеств личности, выражающаяся в специфической направленности мышления и проявляющаяся в специфических умениях.

Следует отметить, что педагогической наукой накоплен обширный

материал по развитию художественно-творческого мышления (H.H. Волков,

Л.Б. Ермолаева-Томина, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, H.H. Ростовцев, A.B.

Свешников, Е.В. Шорохов и др.), но вопросы формирования

композиционного мышления у юных художников в системе дополнительного

образования не получили полного отражения в научных исследованиях. В

частности, недостаточно полно определены сущность, содержание и

структура композиционного мышления, в существующих методиках его

формирования не в полной мере учитываются современные образовательные

подходы, не выявлены критерии и условия, обеспечивающие эффективность

3

данного процесса. Данной проблеме, представляющей научный интерес для теории и практики, долгое время не уделялось должного внимания в системе дополнительного образования.

Таким образом, потребность в формировании композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования очевидна и предполагает поиск новых путей повышения эффективности данного процесса.

Анализ научно-исследовательских трудов известных философов (Платон, Аристотель, В.Ф. Асмус, Г.-В.-Ф. Гегель, И.А. Ильин, И. Кант, А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский и др.), психологов (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, В.П. Зинченко, С.Е. Игнатьев, B.C. Кузин, С.Л. Рубинштейн и др.), педагогов (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Г.В. Беда, Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич, С.А. Гавриляченко, Л.Б. Ермолаева-Томина, B.C. Кузин, Т.С. Комарова, Л.Г. Медведев, В.А. Сластенин, И.С. Каширин, Е.В. Шорохов, B.C. Щербаков и др.) и т.д. позволяет предположить, что психологические, физиологические и интеллектуальные особенности творческой личности требуют современного подхода к формированию художественно-творческих способностей у обучающихся, что предопределяет необходимость выявления научных основ формирования композиционного мышления.

Степень разработанности проблемы основывается главным образом на изучении психологических аспектов теории креативности (A.B. Брушлинский, Дж. Гилфорд, Я.А. Пономарев, Е. Торренс и др.); на изучении идеи применения возможностей дидактического процесса для активизации творческого потенциала личности (Г.А. Китайгородская, М.В. Кларин, В.В. Сериков, А.Н. Утехина и др.), на изучении вопросов стимулирования творческой активности, концепций формирования мышления личности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, В.В. Давыдов, С.Н. Бегидова, С.А. Хазова, З.А. Муртазова и др.), проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, З.К. Меретукова, М.Н. Скаткин и др.).

Юным художникам необходимо обладать наблюдательностью, способностями анализировать и обобщать явления окружающей действительности, уметь выражать их через художественные образы для последующего создания на высоком уровне авторских произведений в графических, живописных, декоративных материалах. В современной гуманистической парадигме образования сущность учебно-воспитательного процесса видится не только в целенаправленном формировании личности в соответствии с выбранным идеалом, но и в большей степени в создании условий для творческого саморазвития.

Анализ существующей практики обучения изобразительному искусству в системе дополнительного образования показал, что вопросы теории и методики формирования композиционного мышления в настоящее время недостаточно изучены, что снижает качество учебного процесса в сфере изобразительного искусства. В настоящее время недостаточно разработаны теоретико-методологические основы формирования композиционного мышления у обучающихся в системе дополнительного образования.

Таким образом, констатируются противоречия между:

- объективной потребностью в повышении качества обучения изобразительному искусству в системе дополнительного образования в условиях современных требований и существующими в данной системе традиционными подходами;

- необходимостью формирования композиционного мышления как детерминанта художественно-творческой мыслительной деятельности субъекта и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ организации данного процесса.

Неразрешённость этих противоречий определило выбор темы диссертационного исследования и позволило сформулировать проблему: каковы теоретико-методологические основы формирования

композиционного мышления у обучающихся в системе дополнительного образования?

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить модель формирования композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в сфере изобразительного искусства.

Предмет исследования: процесс формирования композиционного мышления у обучающихся в системе дополнительного образования.

Гипотеза исследования: процесс формирования композиционного мышления обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования будет эффективным, если:

- композиционное мышление будет рассматриваться как важное качество художника, отражающее его творческие и мотивационно-ценностные характеристики, обеспечивающее эффективное создание новых произведений;

- проектировать учебно-воспитательный процесс с учетом критериев и показателей сформированное™ композиционного мышления;

- выявить и реализовать совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования композициошюго мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования;

- в учебно-воспитательном процессе учитывать поэтапный характер формирования композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы задачи исследования.*

1. Уточнить сущность и содержание дефиниции «композиционное мышление» в рамках смысловых понятий данного исследования.

2. Обосновать структуру, критерии и уровни сформированное™ композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования.

3. Выявить совокупность психолого-педагогических условий формирования композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования.

4. Разработать и экспериментально апробировать модель формирования композиционного мышления обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования.

Методологическую основу исследования составили философские идеи о творческой сущности личности, о человеке как высшей ценности, о развитии и саморазвитии личности в творческой деятельности (М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, B.C. Соловьев и др.), о творчестве как атрибуте сознания и преобразования; идеи культурологической концепции личностно-ориентированного образования о творчестве как способе развития человека культуры в культуре (Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич и др.).

Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам творческого мышления и творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, A.B. Брушлинский, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, В.П. Каширин, В.Д. Шадриков и др.); творческого мышления (Г.С. Батищев, С.Н. Бегидова, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, З.К. Меретукова, С.А. Хазова, Е.Л. Яковлева и др.); творческих способностей (Л.В. Занков, И.П. Калошина, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.); теории развивающего проблемного обучения как условии формирования творческих способностей (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, З.К. Меретукова, М.Н. Скаткин и др.); концепции поэтапного формирования умственных действий (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.); развития художественно-творческого мышления (H.H. Волков, Л.Б. Ермолаева-

Томина, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, H.H. Ростовцев, A.B. Свешников, Е.В.Шорохов и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялся комплекс следующих методов исследования:

- теоретические методы, понятийно-терминологический анализ философской, психолого-педагогической и специальной научно-методической литературы по изобразительному искусству, теоретическое обобщение явлений педагогической действительности;

эмпирические методы: констатирующий эксперимент по определению уровня сформированное™ композиционного мышления обучающихся в соответствии с разработанными критериями; формирующий эксперимент по созданию комплекса условий посредством реализации системы принципов и педагогических ситуаций; педагогическое наблюдение; анкетирование, тестирование; анализ экспериментальных материалов, данных экспертной оценки уровня художественного творчества обучающихся; математические методы обработки полученных материалов.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов с 2006 по 2014 год. Экспериментальная работа осуществлялась в течение 8 лет (2006-2014 гг.). В основном экспериментальная работа проходила на базе Межшкольного эстетического центра г. Краснодара, Детского центра изобразительного искусства Южного Федерального университета, Детского центра развития Art-творчества.

В эксперименте участвовало в общей сложности 408 человек, из них в контрольных группах - 204 человека, в экспериментальных группах - 204 человека.

Первый этап (2006-2007 гг.) - изучалась и анализировалась

философская, психологическая, педагогическая и другая специальная

литература по проблеме исследования. Обобщался опыт работы ведущих

педагогических работников системы дополнительного образования;

определялся научный аппарат исследования; выдвигалась рабочая гипотеза,

8

формулировались задачи исследования, определялись методика исследования и опытно-экспериментальная база; проводился констатирующий эксперимент.

Второй этап (2008-2011 гг.) - проводилась апробация модели и педагогических условий формирования композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования; внедрялась в практику работы детских художественных школ и детских школ искусств методическая система формирования композиционного мышления у юных художников; анализировались результаты экспериментальной работы, публиковались материалы исследования.

Третий этап (2011-2014 гг.) - интерпретировались полученные в процессе экспериментальной работы данные; систематизировались и обобщались результаты исследования; публиковались материалы исследования; оформлялась рукопись диссертационной работы; определялись дальнейшие направления исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- уточнены сущность и содержание дефиниции «композиционное мышление», определена структура композиционного мышления, представленная совокупностью следующих компонентов: образно-ассоциативное мышление и воображение; оригинальность и гибкость; воплощение художественного образа в изобразительном материале, а также мотивационным, включающем устойчивый интерес к художественно-творческой деятельности, возможность самосовершенствования и самовыражения и др.;

- определены критерии (художественный образ, целостность и гармоничность, выразительность художественного произведения), показатели (подчинение идейному замыслу, стилевое единство, стройность композиции, цветовая гармония: тон, контраст, нюанс, силуэтная трактовка

композиции и др.) и уровни сформированное™ композиционного мышления;

9

- определены и обоснованы психолого-педагогические условия формирования композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования: создание художественно-творческой атмосферы в коллективе; погружение обучающихся в среду «творческого напряжения» (художественно-творческая формирующая среда); участие в выставочно-конкурсной деятельности; проблемная организация учебно-воспитательного процесса; мотивация обучающихся на художественно-творческую деятельность; способность к творчеству личности педагога и др.;

- разработана и экспериментально апробирована теоретическая модель формирования композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования, включающая целевой, содержательно-процессуальный и результативный блоки.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении знаний об организации учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования; в выявлении специфических условий и обосновании теоретических положений развития художественного творчества у обучающихся в учреждениях дополнительного образования; определении эффективности совокупности психолого-педагогических условий формирования композиционного мышления, позволяющих обогатить теоретическую базу художественного образования; в определении этапов данного процесса, позволяющих обеспечить своевременный контроль и коррекцию процесса формирования композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что

предложенные и апробированные психолого-педагогические условия

позволяют повысить эффективность процесса формирования

10

композиционного мышления у обучающихся в системе дополнительного образования. Разработанная и экспериментально апробированная авторская программа, выводы диссертационного исследования могут применяться в качестве научно-методических рекомендаций по формированию композиционного мышления обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования: в Детских художественных школах, Школах искусств, в общеобразовательных школах на факультативных занятиях или в кружковой работе, для слушателей творческой группы системы дополнительного образования и т.д. Результаты диссертационного исследования могут быть полезны при разработке программ, подготовке лекций, учебных пособий, методических рекомендаций, направленных на формирование композиционного мышления и художественно-творческих способностей обучающихся.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций; целостным подходом к исследованию; применением комплекса методов, соответствующих объекту, предмету, задачам и логике исследования; анализом и синтезом теоретического и экспериментального материала, организацией опытно-экспериментальной работы; сочетанием количественного и качественного анализа; корректным использованием методов математической обработки полученных данных.

Ыа защиту выносятся следующие положения:

1. Композиционное мышление представляет собой художественно-творческую мыслительную деятельность субъекта, отражающую процессы создания нового художественного замысла, логику его целостного построения и воспроизведения в художественном образе. Структурными компонентами композиционного мышления являются: образно-ассоциативное мышление и воображение; оригинальность и гибкость; способность к воплощению художественного образа в изобразительном

материале; устойчивый интерес к художественно-творческой деятельности (мотивационный компонент).

2. Основные критерии и показатели, определяющие эффективность процесса формирования композиционного мышления у обучающихся, соответствуют структурным компонентам и включают: художественный образ, целостность и гармоничность, выразительность художественного произведения (критерии), подчинение идейному замыслу, стилевое единство, стройность композиции, цветовую гармонию: тон, контраст, нюанс; силуэтную трактовку композиции и др. (показатели).

3. Эффективность формирования композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования обеспечивается совокупностью психолого-педагогических условий, среди которых приоритетное значение имеют: создание художественно-творческой атмосферы в коллективе; погружение обучающихся в среду творческого напряжения (художественно-творческая формирующая среда); участие в выставочно-конкурсной деятельности; проблемная организация учебно-воспитательного процесса; мотивация обучающихся на художественно-творческую деятельность, а также учет индивидуально-личностных особенностей обучающихся, адекватных каждому этапу формирования композиционного мышления, творческость личности педагога.

4. Теоретическая модель формирования композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования включает целевой блок (цель и задачи формирования композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования); содержательно-процессуальный -раскрывает сущностные аспекты композиционного мышления, знания построения художественной композиции, психолого-педагогические условия, методы, формы, этапы, содержание педагогической деятельности и

др.; результативный - уровень и показатели сформированное™ композиционного мышления.

Апробация исследования и внедрение его результатов. Основные положения и выводы диссертации прошли апробацию на конференциях и семинарах, посвященных проблемам педагогического, дополнительного художественно-педагогического образования, на международных и всероссийских научно-практических конференциях в г. Краснодаре (2009 г.), в г. Геленджике (2009 г., 2011 г.), в г. Ростове-на-Дону (2008 г.), г. Москве (2009 г., 2012 г.); на ежегодных региональных научно-практических конференциях в г. Краснодаре (2006 г. - 2011 г.). Результаты исследования обсуждались и получили одобрение: на заседаниях кафедры, учебно-методического и ученого совета художественно-промышленной академии ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств».

Материалы исследования апробировались в течение ряда лет в учебно-методическом и учебно-творческом процессе Межшкольного эстетического центра, детской арт-студии изобразительного искусства г. Краснодара, Детского центра изобразительного искусства Южного Федерального университета.

Экспериментальные методики нашли применение в практической художественно-творческой деятельности обучающихся дополнительного образования ДХШ, ДШИ, студий и были отражены в художественно-творческих проектах экспериментальных групп. Творческие работы обучающихся демонстрировались на выставках и конкурсах в г. Краснодаре, г. Ростове-на-Дону, Москве, в Париже (Франция) и снискали одобрение зрителей, организаторов, членов жюри, заняли призовые места и получили гран-при.

Материалы исследования способствуют совершенствованию

развивающего, обучающего, учебно-воспитательного и художественно-

творческого процесса в учреждениях дополнительного образования детских

13

художественных школ, школ искусств и студий. Общий объем публикаций по проблеме исследования составляет 3,5 п. л. и более.

Структура и объем диссертации. Методологический подход к теоретическому и экспериментальному решению проблемы определил структуру диссертации: она состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, резюме по главам, выводов, списка литературы и приложений. Общий объем работы составляет 133 страницы компьютерного текста, 16 рисунков, 9 таблиц. В списке литературы - 142 наименования, из них 1 на французском языке. В приложениях представлены рабочая программа и фотографии организации учебного процесса, а также работы, выполненные обучающимися по программе дополнительного образования экспериментальных и контрольных групп.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

1.1. Сущность и содержание композиционного мышления.

В различных исследованиях, посвященных изучению специфики композиционного мышления: истории и теории изобразительного искусства, психологии художественного творчества, методики обучения изобразительному искусству, часто употребляются термины и понятия схожие с понятием «композиционное мышление» [11, 16, 20, 54, 116, 118, 126].

В своем историческом развитии понятие «композиция» проходит сложный путь. Трансформация представлений о композиции обусловлена формированием как теории, методологии, обучения художественной практики, так и явлениями динамично меняющегося научного и теоретического мышления каждой исторической формации. Понятие композиции возникло из обиходной речи как слово естественно присущее языку и не требующее определения. Постепенно оно перешло в профессиональный язык искусства, а со временем стало структурно и содержательно развиваться, что подчеркивает его динамичный характер. Акцентируя внимание на деятельностной природе композиции, Леон Баттиста Альберти подчеркивает, что «композиция есть то правило живописи, при помощи которого отдельные части видимых предметов сочетаются на картине» [5, с. 46].

В Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона дается следующее определение композиции: «...это сочинение художншсом его произведения, т.е. перенесение... тех линий, форм и образов, которые еще смутно рисуются в ... воображении, и составление (compositio) из них, при помощи средств и технических приемов, свойственных его отрасли искусства, органического целого, определенно выражающего задуманное им

содержание» [21]. Далее Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон раскрывают ряд правил, которые выведены на основе анализа лучших произведений изобразительного искусства и которые, в свою очередь, подчеркивают значение и смысл определения понятия «композиция». Во-первых, в композиции не должно быть ничего ни недостающего, ни излишнего; необходимо, чтобы каждая ее часть имела право на свое место в ней, ввиду существования прочих частей, чтобы все части согласовались между собой, были подчинены одной, главной, и содействовали, каждая по-своему, ее первенствующему значению. Не надо, чтобы второстепенное, своим обилием и видной ролью, затмевало существенное: избыток аксессуаров и деталей, которыми современные художники иногда любят загромождать свои создания, столь же вредит композиции, как и отсутствие в ней частностей, помогающих ясному разумению ее содержания.

Во-вторых, художник, особенно скульптор или живописец, должен помнить, что материал для его творчества заключается единственно в природе.... Все, что дозволительно для него (художника, мастера, скульптора) при воспроизведении этих форм и образов, и не только дозволительно, но даже, в некоторых случаях, требуется как необходимое условие, это - устранение случайных черт, без которых не обходится ничто в природе и которые, однако, способны заслонять собой существенные, характерные черты предмета. ... Далее, не следует забывать, что каждая отрасль искусства имеет свою область и свои границы, за которые нельзя переступать безнаказанно, что у каждой отрасли есть средства для выполнения известного рода задач, а для выполнения других - не существует. ... Наконец, достоинство композиции зависит, главным образом, от степени талантливости художника - от силы его фантазии, его вдумчивости, строгого отношения к самому себе, знания меры, артистического чутья» [21].

В Большом энциклопедическом словаре понятие «композиция» (от лат.

сотрозШо) означает составление, связывание; построение художественного

произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и

16

во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. Большая советская энциклопедия дополняет: «Законы композиции, складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности, являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей, явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворенном виде, причем степень и характер их претворения и обобщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения... В пластических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объем, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст...). Композиция организует как внутреннее построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем» [143].

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лопасова, Елена Владимировна, 2015 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. -М.: МПА, 1995.-237 с.

2. Авесян, O.A. Натура и рисование по представлению / O.A. Аветисян. -М., 1985.- 152 с.

3 Азархин, A.B. Мировоззрение и эстетическое формирование личности / A.B. Азарихин. - АН СССР, Ин-т философии. - Киев: Наук. Думка, 1990.-191 с.

4. Алексеева, И.В. Формирование творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности: Монография / И.В. Алексеева. -Ростов-на-Дону: РГПУ, 2005. - 272 с.

4. Альберти, Л.Б. Десять книг о зодчестве / Л.Б. Альберти. - М.: Всесоюз. Акад. архит. СССР, 1935-1937. - Т. 2. - 124 с.

5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001.-336 с.

6. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - М., 1977. - 373 с.

7. Андреев, А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства: Методологические аспекты проблемы / В. И. Андреев. -М., 1981. -192 с.

8. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс / В. И. Андреев. - Т. 1. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. - 568 с.

9. Анохин, П.К. О творческом процессе с точки зрения философии: Художественное творчество - Л.: Наука, 1987. - 262 с.

10. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. -пер. с англ. -М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

11. Аристотель. Сочинения в 4-х т. -Т.1. -М., 1975. -275 с.

12. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев.-М., 1976.-243 с.

13. Асмус, В.Ф. Платон / В.Ф. Асмус. - М., 1969. - 247 с.

14. Асмус, В.Ф. Иммануил Кант / В.Ф. Асмус. -М., 1973. - 536 с.

15. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы / Ю.К. Бабанский. -М.: Педагогика, 2005. - 193 с.

16. Барышников, А. Основы композиции / А. Барышников, И. Лямин. -М., 1978.-203 с.

17. Бегидова, С.Н. Основы формирования опыта профессионально-творческого мышления педагога: учебное пособие / С.Н. Бегидова, С.А. Хазова. - Майкоп: АГУ, 2007. - 168 с.

18. Бондаревская, Е.В., Кульневич, C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич. - Ростов-на-Дону, 1999. - 560 с.

19. Бореев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Бореев. - 3-е изд. - М.: Политиздат, 1981-399 с.

20. Брокгауза, Ф.А. Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауза, И.А. Ефрона. -М.: Русское слово, 1996. - 672 с.

21. Брушлинский, A.B. Психология мышления и проблемное обучение /A.B. Брушлинский. -М.: Знание, 1983. - 96 с.

22. Величковский, Б.М. Психология восприятия / Б.М. Величковский, В.П. Зинченко, А.Р. Лаурия. -М., 1973. - 39 с.

23. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.-159 с.

24. Венгер, А.Л. Педагогика способностей / А.Л. Венгер. - М., 1973. -

117 с.

25. Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. - М.: Наука, 1988. - 520 с.

26. Вертгеймер, M. Продуктивное мышление / M. Вертмейгер. - M.,

1987.-336 с.

27. Вишнякова, В.Ф. Креативная психопедагогика: Психология творческого обучения / В. Ф. Вишнякова. - Минск, 1995. - 239 с.

28. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. -М., 1990.-288 с.

29. Власов, В.Г. Стили в искусстве / В.Г. Власов. - СПб., 1996. - 672 с.

30. Волков, H.H. Цвет в живописи / H.H. Волков. - М., 1965. - 216 с.

31. Волкова, Е.В. Ритм как объект эстетического анализа: Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Е.В. Волкова. - JL, 1974. -85 с.

32. Волкова, Е.В. Эстетический анализ художественных произведений / Е.В. Волкова. - М., 1974. - 48 с.

33. Волкотруб, И.В. Основы художественного конструировании / И.В. Волкотруб. - 2-е изд., перераб. и доп. - Киев: Головное изд-во выш. шк.,

1988.-191 с.

34. Вопросы психологии творчества / под ред. Страхова И.В. - М., 1982.-81 с.

35. Выготский, JI.C. Воображение и его формирование в детском творчестве / JT. С. Выготский. - Собр. соч. в 6 т. - М.: Педагогика, 1982. - 96 с.

36. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологические очерки / Л. С. Выготский. - 3-е изд. - М., 1991. - 93 с.

37. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1997.-416 с.

38. Выготский, Л.С. Формирование высших психических функций -М.: АПН РСФСР, 1960. - С. 13-222.

39. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. -М.: Педагогика, 1991. - 536 с.

39. Гальперин, П.Я. К психологии творческого мышления / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 1985. - № 5. - С. 20-24.

40. Гальперин, П.Я. Управление процессом учения / П.Я. Гальперин // Нов. исслед. в педагогических науках. - 1965. - Вып. 4. - С. 141.

41. Ганзен, В.А. Восприятие целостных объектов / В.А. Ганзен. -Л.,1974. - 153 с.

42. Ганзен, В.А. Системные описания в психологии / В.А. Ганзен. -Л., 1984. - 176 с.

43. Гегель, В.Ф. Эстетика/ В.Ф. Гегель. - Т. 1 -М., 1998.-288 с.

44. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта: Психология мышления / Дж. Гилфорд. -М.: Мысль, 1965.-472 с.

45. Голубева, О.Л. Основы композиции: Учеб. пособие / О.Л. Голубева. - 2-е изд.- М.: Искусство, 2004. - 120 с

46. Горнфельд, А. Пути творчества / А. Горнфельд. - СПб., 1922. - 232

с.

47. Готтенданкер, Р. Основы психологического эксперимента / Р. Готтенданкер. -М., 1982. - 463 с.

48. Давыдов, В.В. Проблемы общевозрастной и педагогической психологии / В.В. Давыдов. - М., 1978. - 240 с.

49. Данилушкина, С.Н. Развитие творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции: Автореф. дис. канд. пед. наук / С.Н. Данилушкина. - Омск, 1999.-16 с.

50. Джанаев, М.Б. Композиционная организация изображения в художественном творчестве подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук / М.Б. Джанаев. -М., 1987. - 17 с.

51. Джусупов, Ж.Н. Художественно-творческое развитие студента в процессе индивидуальных занятий живописью на художественно-графическом факультете педвузов: Дис. канд. пед. наук. - М., 1991.-193 с.

52. Дидактика и теория творчества / под ред. С.С. Гольдентрихта, A.M. Коршунова. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 200 с.

53. Дранков, B.J1. Психология художественного творчества: Учебное пособие / В.Л. Дранков. - Л.: ЛГИ1С, 1991. -75 с.

54. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер Ком., 1999. - 368 с.

55. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: учебное пособие для вузов / Л.Б. Ермолаева-Томилина. - 2-е изд. - М.: Академический проспект: Культура, 2005. - 304 с.

56. Ершов, П.М. Потребности человека / П.М. Ершов. - М.: Мысль, 1990.-364 с.

57. Есипов, В.Н. Формирование творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на начальном этапе обучения композиции: Автореф. дис. канд. пед. наук / В.Н. Есипов.-М., 1986. -16 с.

58. Завалишина, Д.Н. Психологическая структура способностей: Формирование и диагностика способностей / Д.Н. Завалишина. - М.: Наука, 1991. - 236 с.

59. Зайцев, Е.А. Наука о цвете и живопись / Е.А. Зайцев. - М., 1986. -

159 с.

60. Замятин, Е.И. Психология творчества / Е.И. Замятин // Художественное творчество и психология: Сборник. -М.: Наука, 1991. - С. 158-162.

61. Зденек, М. Формирование правого полушария / М. Зденек. - М.: Попурри, - 2004. 352 с.

62. Игнатьев, С.Е. Процессы создания художественного образа в изобразительной деятельности детей: Совершенствование методики преподавания художественно-графических дисциплин / С.Е. Игнатьев. - М.: Прометей, 2001. - С. 352-353.

63. Ищук, Н.С. Формирование у студентов творческого композиционного подхода к рисунку: Автореф. дис. канд. пед. наук / Н.С. Ищук. - М., 1987.-16 с.

64. Каган, М.С. Художественная-творческая способность как синтетический механизм психики / М.С. Каган // Проблемы этики и эстетики. -Вып.2. - JL, 1975.- 137 с.

65. Как построить композицию и перспективу. Изд-во Астрель, 2002. -

32 с.

66. Кандинский, В.В. О духовном в искусстве / В.В. Кандинский. - М.: Архимед, 1992. - 109 с.

67. Кириенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности / В.И. Кириенко. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 304 с.

68. Козырева, А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества /

A.Ю. Козырева. - Пенза, 1994. - 341 с.

69. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. - 2002. - № 2. - С. 84.

70. Кузин, B.C. Психология / B.C. Кузин. - 3-е изд. - М.: Агар, 1997. -

303 с.

71. Кузин, B.C. Психология живописи: учебное пособие для вузов /

B.C. Кузин. - 4-е изд., испр. - М.: ОНИКС 21 век, 2005. - 304 с.

72. Лихачев, Д.С. Очерки по философии художественного творчества / Д.С. Лихачев. - СПб.: БЛИЦ, 1996. -159 с.

73. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. -М., 1979.-304 с.

74. Лернер, И .Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. - 285 с.

75. Лернер, И.Я. Проблема познавательных задач в обучении основам гуманитарных наук и пути ее исследования: Познавательные задачи обучения гуманитарным наукам / под ред.И.Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1972-238 с.

76. Ломов, С.П. Новые направления в деятельности художественно-графических факультетов в условиях возрождения традиционной народной культуры: Художественно-педагогическое образование: история, современное состояние, перспективы развития / С.П. Ломов. - М., 2002. - С. 124.

77. Маслова, Н.В. Ноосферное образование: Монография / Н.В. Маслова. -М.: Инст. Холодинамики, 2002. - 340 с.

78. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. -М., 1998. - 357 с.

79. Матюшкин, A.M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики / A.M. Матюшкин. -М.: Школа - Пресса, 1993. - 127 с.

80. Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. - М., 1972. - 208 с.

81. Махмутов, М.И. Проблемное обучение / М.И. Махмутов. - М., 1975.-551 с.

82. Мейлах, Б.С. Прогресс творчества и художественное восприятие / Б.С. Мейлах. -М.: Искусство, 1985. - 318 с.

83. Мелик-Пашаев, A.A. Мир художника / A.A. Мелик - Пашаев. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 271 с.

84. Мелик-Пашаев, A.A. Об источнике способностей человека к художественному творчеству/ A.A. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. -№1. М., 1998.-С. 76-82.

85. Мелик-Пашаев, A.A. Педагогика искусства и творческие способности / A.A. Мели-Пашаев. - М., 1981. - С. 25-27.

86. Мэй, Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества / Р. Мэй. - Львов: Инициатива: Институт общегуманитарных исследований, 2001. -128 с.

87. Назарова, Н.Г. Организация композиционной деятельности студентов художественно-графического факультета на занятиях по рисунку: Методич. пособие для начальных курсов / Н.Г. Назарова. - Алма-Ата, 1989. -39 с.

88. Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога / Г. Нейгауз. - М.: Изд-во ДЕКА-ВС, 2007. - 332 с.

89. Немов, P.C. Психология / P.C. Немов. -Кн.1. -М., 1995. - 688 с.

90. Никитенков, С.А. Композиционное мышление как фактор творческого развития студентов художественно-графического факультета: Автореф. дис. кан. пед. наук / С.А. Никитенков. -М., 2000. - С. 5.

91. Никифоров, О.И. Исследования по психологии художественного творчества / О.И. Никифоров. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1972. - 153 с.

92. Новиков, Б.Ф. Творчество и философия / Б.Ф. Новиков. - Киев, 1989.- 166 с.

93. Оконь, В. Введение в общую дидактику / пер. с польск. Л.Г. Кашуревича, Н.Г. Горина. М.: Высш. шк., 1990. -382 с.

94. Павлов, И.П. Полное собрание сочинений / И.П. Павлов. -М.: Изд-во АН СССР, 1951. -Т.З. -Кн.2. - С. 327.

95. Павловские среды. -М., 1949, т.2. - С. 429.

96. Паранюшкин, Р.В. Композиция: Теория и практика изобразительного искусства / Р.В. Паранюшкин. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 79 с.

97. Педагогика /под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, E.H. Шиянова. - М., 1997.-512 с.

98. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. - 576 с.

99. Пономарев, Я.А. Психология творческого мышления / Я.И. Пономарев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 352 с.

100. Пономарев, Я.А. Психология творчества: Общая, дифференциальная, прикладная / Я. А. Пономарев. - М., 1990. - 301 с.

101. Пономарев, Я.А. Фазы творческого процесса: Исследование проблем психологии творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1983. -С. 3-26.

102. Популярная художественная энциклопедия / под ред. Полевого В.М. -М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986. - 448 с.

103. Просецкий, П.А. Психология творчества / П.А. Просецкий, В.А. Семиченко. — М.: Прометей, 1989. - 83 с.

104. Пьянкова, Н.И. Изобразительное искусство в современной школе / Н.И. Пьянкова. - М.: Просвещение, 2006. - 176 с.

105. Радченко, A.M. Моделирование основных механизмов мозга / A.M. Радченко.-Л., 1968.-С. 139.

106. Ростовцев, H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / H.H. Ростовцев. - М.: АГАР, 1998. - 256 с.

107. Ростовцев, H.H. Формирование творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / H.H. Ростовцев, А.Е. Тереньтьев. -М.: Просвещение, 1987. -205 с.

108. Рылова, Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие / Л.Б. Рылова. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. -310с.

109. Свешников, A.B. Композиционное мышление в изобразительном искусстве: Автореф. дис. д-ра искусствоведения / A.B. Свешников. - СПб., 2003.-277 с.

110. Седова, Л.Н. Становление творческой личности в условиях развивающей образовательной среды: Дис. д-ра пед. наук / Л.Н. Седова. - М., 2000.-385 с.

111. Сластенин, В. А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Академия, 2003.-480 с.

112. Смирнов, A.A. Проблемы психологии памяти / A.A. Смирнов. -М., 1966.-424 с.

113. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов. - М., 1995. - 272 с.

114. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.М. Сокольникова. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 368 с.

115. Стариченко, H.JI. Развитие художественно-образного мышления студентов художественно-графического факультета: Автореф. дис. канд. пед. наук /H.J1. Стариченко. -М.,1984. - 17 с.

116. Степанов Ф.В. Объемно-пространственная композиция /Ф.В. Степанов. - М.: изд. «Архитектура-С», 2004. - 256 с.

117. Сурина, М.О. История образования и цветодидактики / М.О. Сурина- Ростов н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2003. - 352 с.

118. Теория и практика педагогического эксперимента / под ред. Пискунова А.И., Воробьева Г.В. - М., 1979. - С. 207.

119. Теоретические основы процесса обучения / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. -М., 1989. - 320 с.

120. Торшилова, Е.М. Интеллектуальная и эстетическая одаренность: теория и диагностика / Е.М. Торшилова, В.ГО. Большакова. - М.: ООО «Изд. Дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2000. - 164 с.

121. Тэн, И. Философия искусства /И. Тэн. -М.: Изогиз, 1933. - 360 с.

122. Узнадзе, Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д.Н. Узнадзе. - Тбилиси: Изд-во Груз.ССР, 1961. - 190 с.

123. Ушинский, К.Д. Собр. соч.: В11 т. / К.Д. Ушинский. - М., 1950. -Т.5.-С. 355.

124. Устин, В.Б. Композиция в дизайне: Методические основы композиционно-художественного формообразования / В.Б. Устин. - М.: изд. «АСТ», 2008.-239 с.

125. Федеральный закон №27 «Об образовании в Российской Федерации». - Москва, 2012. Ст. 3880.

126. Физиология человека / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Короткова. -М.: Изд-во «Медицина»,2001. - 448 с.

127. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. -М., 2001. - 576 с.

128. Чистяков, П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания / П.П. Чистяков. - М., 1953. - С. 322.

129. Шаронин, Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в условиях непрерывного образования (синергетический подход) / Ю.В. Шаронин. - М., 1998. - 321 с.

130. Шорохов, Е.В. Композиция / Е.В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1986.-207 с.

131. Щебланова, Е.И. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма / Е.И. Щебланова, И.С. Аверина. -М.: ИНТОР, 1995. - 48 с.

132. Щербаков, B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество / B.C. Щербаков. -М.: Просвещение, 1969.-271 с.

133. Эдварде, Б. Открой в себе художника / Б. Эдвайс. - Минск: Попурри.-2000.-240 с.

134. Эдварде, Б. Художник внутри вас / Б. Эдвайс. - Минск: Попурри, 2000.-256 с.

135. Языкова, Е.В. Творчество: Книга для учителя / Е.В. Языкова. - М.: Просвещение, 1990. - 144 с.

136. Якиманская, И.С. Знания и мышление школьника / И.С. Якиманская. - М., 1985. - 75 с.

137. Якобсон, П.М. Психология художественного творчества / П.М. Якобсон. - М.: Знание, 1971.-41 с.

138. Яковлева, Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Е.Л. Яковлева. - М., 1997. — 79 с.

139. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. - М.: Флинта, 1997. - 97 с.

140. Ясвин, В. А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / В.А. Ясвин - М., 1997. - 167 с.

141. Рубрикон© 2001 Russ Portai Company Ltd.© 2001 «Большая Российская энциклопедия»: htt: //encyd.yndex.ru

142. Binet A La psyhologie artistique de Tade Stuka // L'Annee psychologie. 1908. P.15c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.