Формирование ключевых компетенций в процессе подготовки специалистов на факультете искусств тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Руднева, Наталья Владимировна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 244
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Руднева, Наталья Владимировна
Введение.
Глава I. Теоретические основы формирования ключевых компетенций в процессе подготовки специалистов на факультете искусств.
1.1. Общеметодологическая характеристика ключевых компетенций и их педагогическая интерпретация.
1.2. Педагогические условия формирования ключевых компетенций в процессе подготовки специалистов на факультете искусств.
1.3. Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности будущего музыканта - педагога.
Глава II. Экспериментальное исследование процесса формирования ключевых компетенций при подготовке специалистов на факультете искусств.
2.1. Общая характеристика эксперимента: психологический, дидактический, методический аспекты.
2.2. Технология формирования ключевых компетенций в процессе подготовки специалистов на факультете искусств.
2.3. Анализ эффективности педагогических условий формирования ключевых компетенций будущих музыкантов.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта2010 год, доктор педагогических наук Грибкова, Ольга Владимировна
Формирование литературно-музыкальной компетенции в профессиональной подготовке вокалистов и хормейстеров: к проблеме синтеза музыки и слова в музыкально-образовательном процессе2010 год, кандидат педагогических наук Сигал, Ирина Михайловна
Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств2008 год, кандидат педагогических наук Сахнова, Ирина Владимировна
Педагогические условия реализации системы интегративных связей в процессе профессионального музыкального образования2010 год, кандидат педагогических наук Ануфриев, Евгений Александрович
Формирование этнокультурной компетентности будущих менеджеров в условиях среднего профессионального образования2006 год, кандидат педагогических наук Хаштыров, Якуб Малсагович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование ключевых компетенций в процессе подготовки специалистов на факультете искусств»
Актуальность исследования. В начале XXI века в условиях стремительного развития информационных технологий возрастает роль культуры как основы общественного развития, обеспечивающей интеграцию современных идей и концепций, распространение и воспроизводство их на социальном и личностном уровнях. Особую актуальность приобретают социокультурные проблемы профессиональной подготовки специалистов, прежде всего тех, чья деятельность непосредственно связана с целенаправленным регулированием социокультурных процессов.
Очевидна необходимость модернизации системы высшего профессионального образования с целью повышения качества и эффективности образования, усиления связи с актуальными и перспективными запросами жизни страны, что обеспечит подготовку конкурентоспособного, востребованного специалиста, обладающего высоким уровнем профессиональной компетентности, способного реализовывать свой потенциал в новых условиях. В этой связи первостепенное значение приобретает проблема формирования ключевых компетенций в процессе подготовки специалистов на факультете искусств.
Анализ литературы (ЛГ.Агапов, В.И.Байденко, Ж.Делор, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, И.А.Кальней, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Дж.Равен, Г.Селевко, Ю.Г.Татур, Н.Хомский, А.В.Хуторской, В.Д.Шадриков, С.Е.Шишов, Т.И.Шульга и др.) свидетельствует, что на сегодняшний день понятие «компетенция» достаточно четко не определено. Возникает неоднозначно решаемая исследователями задача определения как содержания этого понятия, так и оснований разграничения ключевых компетенций и объема входящих в них компонентов, что в свою очередь, затрудняет разработку подходов (процедур, критериев) к оценке компетенций, сформированных у специалиста, как результату образования.
Первые исследования по проблеме ориентированного на компетенции образования осуществлялись в 70-е гг. XX века в США в общем контексте предложенного Н.Хомским определения содержания понятия «компетенции» применительно к теории языка. Было заложено понимание рассматриваемых сейчас различий между понятиями «компетенция» и «компетентность», введено понятие «коммуникативная компетентность».
В начале 1990-х гг. уже отечественными учеными (КВ.Кузьмина,
A.К.Маркова, Л.А.Петровская) поднимается вопрос организации обучения, конечным результатом которого должен быть высокий уровень сформированности компетенций.
В 1996г. Жак Делор в докладе Международной комиссии по образованию определяет основные глобальные компетенции, обозначив «четыре столпа», на которых зиждется современное образование. В этом же году В.Хутмахер на симпозиуме в Берне, отмечая неопределенность содержания понятия «компетенции», приводит принятые Советом Европы определения пяти ключевых компетенций.
В настоящее время основные теоретические подходы к исследованию проблемы формирования ключевых компетенций в процессе совершенствования профессиональной подготовки специалистов в условиях высшей школы изложены в работах В.А.Адольфа, АЛ.Алеевой, Н.Е.Астафьевой, В.И.Байденко, В.Л.Бозаджиева, А.Л.Денисовой, Э.П.Комаровой, Ю.В.Койновой, Н.Е.Костылевой, М.Н.Макеевой, С.В.Мелешиной, Н.В.Молотковой, Н.Н.Нацаренус, Л.А.Петровской, Л.В.Самокрутовой,
B.А.Сластенина, Ю.Г,Татур, Г.М.Храмовой, В.А.Шадрикова.
Применительно к высшему профессиональному музыкальному образованию процессу формирования компетенций посвящен ряд научных исследований А.С.Казуровой, И.А.Зимней, М.В.Никешичева.
Изучение литературы по теме исследования показало, что на сегодняшний день представляется недостаточно разработанной проблема внедрения компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования, отсутствуют конкретные педагогические технологии и методики по формированию ключевых компетенций будущих музыкантов в процессе обучения на факультете искусств, что затрудняет осуществление ими на высоком уровне профессиональной деятельности с учетом современных требований.
Все вышеизложенное определило актуальность избранной нами темы исследования: «Формирование ключевых компетенций в процессе подготовки специалистов на факультете искусств».
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки специалистов на факультете искусств.
Предмет исследования: технология формирования ключевых компетенций в процессе подготовки будущих музыкантов.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать концептуальную модель формирования ключевых компетенций в процессе подготовки специалистов на факультете искусств; определить условия оптимизации процесса профессиональной подготовки специалистов-музыкантов.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой процесс формирования ключевых компетенций на факультете искусств будет отвечать требованиям, предъявляемым выпускнику факультета искусств на современном этапе развития общества, если он:
- обеспечивает овладение студентами ценностными и личностными смыслами профессиональной деятельности;
- ориентирован на концептуальную модель формирования ключевых компетенций, предусматривающую развитие мотивационного, содержательно-операционного, рефлексивного компонентов подготовки будущих специалистов;
- обеспечивает готовность к профессиональной деятельности, характеризуемой положительной профессиональной мотивацией, овладением музыкально-теоретическими, музыкально-историческими и музыкально-педагогическими знаниями, сформированностью умений и навыков в области исполнительского искусства; а также педагогической рефлексией личности.
Для проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
- определить спектр ключевых компетенций, исходя из специфики профессиональной деятельности музыканта;
- на основе комплексного междисциплинарного подхода уточнить содержание понятий «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход»;
- разработать концептуальную модель формирования ключевых компетенций в процессе подготовки специалистов на факультете искусств;
- осуществить опытно-экспериментальную проверку разработанной модели формирования ключевых компетенций будущего музыканта.
В методологическую основу исследования вошли:
- основные положения междисциплинарного и системного подходов, разработанные в трудах ПК.Анохина, А. Н. Аверьянова, В.Г.Афанасьева, Л.Берталанфи, И.В.Блауберга, А.А.Богданова, Е.А.Климова, В.П.Кузьмина, В.Н.Садовского, В.Д.Шадрикова, Э.Г.Юдина, способствующие исследованию процесса формирования ключевых компетенций специалистов на принципах целостности и системности;
- компетентностный подход, представленный в работах отечественных ученых (В.И.Байденко, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, И.А.Зимняя, Г.И.Ибрагимов, А.М.Новиков, М.В.Пожарская, А.В.Хуторской, И.С.Якиманская и др.)
- достижения российской музыкальной науки, базирующиеся на культурно-исторической концепции развития музыкального искусства, разработанной в отечественном музыкознании Б.В.Асафьевым, Б.ЛЛворским и их последователями;
Теоретическую основу исследования составили:
- принципы гуманизма и взаимосвязи образования, культуры и социума (М.Н.Берулава, Е.В.Бондаревская, Ю.П.Ветров, Г.М.Гогиберидзе, Ю.В.Громыко, И.Ф.Игропуло, С.В.Кульневич, Н.П.Клушина, И.Б.Котова, Г.Л.Ильин, М.Б.Рамазанов, В.В.Сериков, В.К.Шаповалов и др.);
- концепция личности в интегральной системе человекознания (Б.Г.Ананьев);
- идея гуманистической трактовки человека как многоуровневой и саморазвивающейся системы (М.Я.Басов, В.В.Белоус, А.В.Брушлинский, А.Маслоу, Б.А.Никитюк, К.Роджерс);
- труды, посвященные изучению роли современной системы образования в развитии общества и человека (М.Н.Берулава, Г.М.Гогиберидзе, С.В.Кульневич, И.А.Колесникова, Н.П.Клушина, М.Б.Рамазанов, Н.К.Сергеев, Х.Г.Тхагопсоев, В.К.Шаповалов, И.С.Якиманская и др.)
Для достижения цели и поставленных задач использовался комплекс методов:
- метод теоретического анализа трудов российских и зарубежных психологов, педагогов, философов, искусствоведов, музыкантов по проблеме совершенствования профессиональной подготовки специалистов-музыкантов;
- историко-сравнительный метод, дающий возможность вскрыть сущность изучаемых явлений по сходству и различию присущих им свойств, а также провести сравнение в пространстве и времени, т.е. по горизонтали и вертикали;
- метод моделирования системно-структурных отношений социокультурных и полихудожественных компонентов в процессе формирования ключевых компетенций при подготовке специалистов на факультете искусств;
- эмпирические методы (беседа, наблюдение, эксперимент);
- диагностические методы (тестирование, анкетирование);
- синтез и обобщение, способствующие подведению промежуточных и общих итогов исследования;
- статистические методы (количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики).
Источниковую базу исследования составили:
- исследовательские и практико-ориентированные работы в области педагогики, психологии, психофизиологии (П.К. Анохин, Л.С.Выготский, А.А.Мелик-Пашаев, П.В.Симонов, Ю.У.Фохт-Бабушкин, Ю.А.Цагарелли, Г.П.Шевченко, Р.Штайнер, К.Юнг, Б.П.Юсов и др.);
- основополагающие труды в области философии, эстетики, культурологии (Платон, Г.Ф.Гегель, М.М.Бахтин, М.С.Каган, Д.С.Лихачев,
A.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман, В.Ф.Одоевский, С.Х.Раппопорт, Т.В.Чередниченко, П.Флоренский и др.);
- искусствоведческие труды общего характера (В.В.Иванов, А.Я.Зись,
B.С.Тасалов и др.), в том числе принадлежащие перу крупных мастеров искусства (В.А.Кандинский, О.Мандельштам, И.М.Смоюуновский, Г.А.Товстоногов, С.М.Эйзенштейн и др.);
- работы в области теоретического и исторического музыкознания (Б.В.Асафьев, БЛ.Яворский, Д.К.Кирнарская, В.Д.Конен, Э.Курт, Л.А.Мазель, Е.В.Назайкинский, В.В.Медушевский, А.Н.Серов, С .С .Скребков, В.Н.Холопова и др.);
- исследования и обобщающие труды в сфере музыкально-исполнительского искусства (А.Д.Алексеев, Л.А.Баренбойм, М.М.Берлянчик, Л.Е.Гаккель, В.Ю.Григорьев, Г.М.Коган, А.А.Николаев, М.А.Смирнов, О.Ф.Шульпяков, Г.М.Цыпин и др.);
Достоверность результатов исследования обусловлена согласованностью теоретико-методологических позиций, полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования в его структурных, функциональных и процессуальных характеристиках; использованием разнообразных теоретических и эмпирических методов исследования в соответствии с его концептуальными положениями и логикой организации, опорой на фундаментальные положения музыкальной педагогики, а также репрезентативностью источниковедческой базы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- на основе системного и междисциплинарного подходов уточнено понятие «компетенция», которое представляет собой интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к самостоятельной и успешной профессиональной деятельности, основанное на знаниях, умениях и навыках, опыте, ценностях и склонностях, приобретенных в процессе профессионального становления;
- впервые процесс формирования ключевых компетенций рассмотрен в широком континууме методологических оснований и теоретических связей применительно к проблеме усовершенствования профессиональной подготовки будущих музыкантов на факультетах искусств;
- разработана и научно обоснована концептуальная модель формирования ключевых компетенций в процессе подготовки специалистов на факультете искусств;
- выявлена специфика профессионально-педагогической деятельности музыканта, определена ее структура, исследованы мотивационный, содержательно-операционный и рефлексивный компоненты.
Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена их вкладом в разработку научных основ формирования общепрофессиональных компетенций будущих музыкантов. Дано авторское определение понятия «компетенция», расширены представления о таких терминах как «компетентность», «готовность к профессиональной деятельности музыканта». Раскрыты сущностные характеристики профессионально-педагогической деятельности музыканта-педагога. Описаны уровни сформированности данной готовности. Разработаны и теоретически обоснованы критерии и показатели определения степени профессиональной подготовленности специалиста-музыканта, соответствующие природе музыкально-педагогической деятельности. Выявлен комплекс педагогических условий, нацеленных на формирование ключевых компетенций в процессе обучения студентов на факультете искусств. Результаты исследования могут служить также теоретической основой для построения процесса формирования профессиональных компетенций будущих музыкантов в иных образовательных условиях.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанная автором система подготовки будущих музыкантов к профессиональной деятельности в рамках междисциплинарного и компетентностного подходов позволяет перейти на более высокий уровень качества подготовки специалиста в системе высшей школы; разработано содержание спецкурса «Новые информационные технологии в обучении на факультете искусств», а также курса по выбору «Компьютерные технологии в профессиональной музыкальной деятельности»; предложен комплекс диагностических процедур, способствующих определению уровня владения ключевыми компетенциями в процессе подготовки специалистов на факультете искусств. Полученные данные можно использовать как в системе высшего профессионального образования, так и в системе повышения квалификации специалистов.
Апробация исследования проводилась на факультете искусств Ставропольского государственного университета. Результаты исследования обсуждались и получили положительную оценку на заседаниях кафедры педагогики и педтехнологий Ставропольского государственного университета в течение 2002-2006гг. Материалы исследования нашли отражение в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях по темам: «Проблемы интеграции вузовского курса истории музыки и пути внедрения информационно-компьютерных технологий» (Ставрополь, 2005), «Компетентностный подход к профессиональной подготовке студентов факультета искусств» (Майкоп, 2006). Роли межпредметных связей в формировании профессиональных компетенций на и факультете искусств посвящена публикация в журнале «Культурная жизнь юга России» (№4, Краснодар, 2006). Отдельные положения экспериментального исследования были реализованы в учебно-методическом пособии: «Формирование ключевых компетенций на факультете искусств» (Ставрополь, 2003), а также в комплексе учебных программ по музыкально-профессиональным дисциплинам, разработанных для факультета искусств и изданных в 2005 году.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Ключевые компетенции современного специалиста соотносятся с широким спектром деятельности человека и рассматриваются как базовые, универсальные. Обладание ключевыми компетенциями обеспечивает конкурентоспособность в профессиональной деятельности. Процесс формирования ключевых компетенций взаимосвязан с формированием мировоззрения, системы ценностей и идеалов, обуславливающих гражданскую позицию специалиста, что определяет его отношение к миру. Наличие ключевых компетенций означает обладание знаниями, умениями, навыками, способностями, инициативами, необходимыми в профессиональной деятельности.
2.Наиболее оптимальными педагогическими условиями формирования ключевых компетенций на факультете искусств являются:
- направленность образовательного процесса подготовки специалистов на формирование и развитие мотивационного, содержательно-операционного и рефлексивного компонентов профессиональной деятельности;
- использование в учебно-воспитательном процессе на факультете искусств аксиологической концепции личностного воспитания (что способствует подготовке специалиста как творческой личности, способной к рефлексии и коррекции своих действий по осуществлению культурно-гуманистической личностно образующей функции);
- использование межпредметных связей (открывающее возможность формирования музыкальной, исторической, искусствоведческой компетенций; способствующее углубленному пониманию и исполнению музыкальных произведений; эстетическому и духовно-нравственному росту студентов на фоне эмоционально насыщенного, яркого впечатления от восприятия произведений искусств);
- организация процесса самообразования студентов в рамках андрагогической модели обучения (что позволяет сформировать мотивацию к познавательной деятельности, к самосовершенствованию, саморазвитию; способствует повышению качества образования; стимулирует развитие творческих способностей студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний);
- использование современных информационных образовательных технологий при подготовке специалистов на факультете искусств (что обуславливает формирование у студентов информационной компетенции; расширяет организационные формы самостоятельной работы; открывает возможность не только закреплять полученные знания и умения, но и управлять самостоятельной работой студентов, формируя основы для их дальнейшего самообразования и профессионального роста).
3.Предложенная концептуальная модель формирования ключевых компетенций в процессе подготовки специалиста-музыканта способствует становлению творческой свободной личности с ярко выраженными субъектными свойствами, позволяет существенно повысить профессиональный уровень выпускника факультета искусств, обеспечить его конкурентоспособность в условиях рыночной экономики.
Исследовательская работа проводилась с 2001 по 2006 год и включала три этапа:
I этап (2001-2003гг.) - изучение работ в области теоретического и исторического музыкознания, а также философской, культурологической, искусствоведческой, педагогической литературы по теме исследования.
Работа над определением рабочей гипотезы исследования, а также цели, задач, методов. Анализ современного состояния избранной проблемы исследования, оценка степени ее разработанности.
II этап (2003-2005гг.) - определение сущности и содержания процесса формирования ключевых компетенций при подготовке специалистов факультета искусств с опорой на теоретическую базу. Проведение формирующего эксперимента, в ходе которого проверялась гипотеза и решались выдвинутые задачи.
Ш этап (2005-2006гг.) » обобщение результатов исследования, уточнение теоретических и экспериментальных данных, формулировка основных выводов и рекомендаций, осуществление подготовки и оформления рукописи диссертации и апробации полученных результатов.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 280 наименований, и приложений. Общий объем диссертационного исследования составил 244 страницы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Профессиональная подготовка специалистов в системе классического музыкального образования2008 год, доктор педагогических наук Сизова, Елена Равильевна
Феномен исполнительской интерпретации в музыкально-педагогическом образовании: методологический аспект2011 год, доктор педагогических наук Корноухов, Михаил Дмитриевич
Психолого-педагогическая подготовка студентов музыкальных специализаций в вузе2011 год, доктор педагогических наук Калугина, Наталья Андреевна
Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины "История искусств"2012 год, кандидат педагогических наук Муртазина, Светлана Альбертовна
Педагогические технологии профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов в вузах Китайской Народной Республики2009 год, кандидат педагогических наук Цай Лиянь
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Руднева, Наталья Владимировна
Выводы:
Подводя итог опытно-экспериментальной работе, мы считаем необходимым зафиксировать следующие факты:
1. Успешному формированию ключевых компетенций в процессе подготовки специалистов на факультете искусств способствуют следующие педагогические условия: направленность образовательного процесса на формирование и развитие содержательно-операционного, мотивационного и рефлексивного компонентов; использование в учебно-воспитательном процессе на факультете искусств аксиологической концепции личностного воспитания; использование межпредметных связей; организация процесса самообразования студентов в рамках андрагогической модели обучения; использование в учебном процессе на факультете искусств современных образовательных информационных технологий.
2. В ходе исследования разработаны и апробированы 6 критериев, определяющих уровень сформированности ключевых компетенций будущих специалистов - музыкантов: мотивационный компонент профессиональной деятельности, содержательно-операционный компонент, рефлексивный компонент, аксиологический компонент, эмоционально-ассоциативный компонент и экспрессивно-деятельностный компонент. Качественные изменения уровня сформированности ключевых компетенций оценивались на основании данных критериев.
3. Обобщенный анализ результатов опытно-экспериментальной работы свидетельствует о том, что некоторые позитивные изменения произошли в обеих группах: и в контрольной и в экспериментальной. Однако тенденция формирования ключевых компетенций как интегральных характеристик личности музыканта - профессионала, выраженная не только в повышении уровня музыкальной культуры, но и в поступках, поведении, мироощущении, взаимодействии с окружающими людьми, значительно контрастнее обозначилась у студентов экспериментальной группы. Именно в этой группе был получен существенный прирост по ряду показателей, свидетельствующих о возможности повышения выпускником факультета искусств личного уровня конкурентоспособности на рынке труда, оптимизации процесса профессиональной социализации и значительном расширении потенциала самореализации в профессиональной сфере.
152
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях перехода к информационному обществу начинает формироваться новая концепция отношения к человеку, его интеллектуальным возможностям как основному ресурсу развития. Реализация этой концепции в рамках рыночной экономики определяет качество человеческого капитала как степени его востребованности, карьерный рост, отвечающий общественным запросам и личным устремлениям специалиста.
Развитие модернизации в образовании, формирование мирового образовательного пространства (Болонское соглашение), необходимость непрерывного процесса адаптации образовательной системы к реалиям общественно - экономических преобразований в России проходит на фоне широких дискуссий, столкновения полярных позиций и выработки неоднозначных научных концепций и прогнозов, касающихся содержания и организации работы высшей школы.
Образование как система должна гибко и динамично адаптироваться к социально-экономическим изменениям в государстве. В то же время, она должна быть, по возможности, стабильной в своей психолого-педагогической основе, не подвластной конъюнктуре. Система образования, с одной стороны, должна «расти» из образовательных парадигм и доктрин, которые традиционно сменяют друг друга исторически, а с другой - она должна быть естественно-прогностичной, «работать» на будущее, поскольку выпускники учебных заведений любого типа должны жить и работать во времени и пространстве, существенно отличных от условий периода их учебы.
Проведенное исследование показало, что преобразования могут происходить только с системных позиций, включающих уровень востребованности выпускников высших учебных заведений, их карьерный рост, удовлетворяющих потребности общества и позволяющих реализовать интеллектуальный потенциал личности. Основным качеством системы
153 образования на факультете искусств Ставропольского государственного университета, обеспечивающим карьерный рост выпускников, является сочетание фундаментальной теоретической подготовки и углубленной специализации, номенклатура которой непрерывно расширяется в соответствии с современными требованиями.
Оптимальное соотношение этих направлений в образовании требует новых подходов к образовательному процессу:
- интенсификации образовательного процесса за счет активизации личности обучающегося, путем применения широкого спектра активных форм обучения, а также компьютерных образовательных технологий;
- развитие способностей к саморазвитию личности студента, обучение , новым методам получения знаний с использованием различных информационных систем;
- усиление интеграционного подхода в общеобразовательных и профессиональных дисциплинах и производственной практики, создание на этой основе новых учебных планов при подготовке образовательных стандартов третьего поколения;
- создание среды, способствующей процессу обучения: учебных «кейсов», видеоколлекций, учебных кинофильмов, слайдов, компьютерных программ, тренингов и др.;
- возможность непрерывного получения новых знаний и создание условий для их проверки на практике.
Для разработки модели подготовки специалиста на основе концептуальной модели университетского образования также необходимо: к - совершенствование содержания учебных дисциплин и повышение качества преподавания общеобразовательных и общепрофессиональных предметов;
- расширение в учебных планах предметов, формирующих навыки методологического, аналитического, проектного, стратегического и творческого мышления, навыков научно-исследовательской и организационной работы, навыков поиска информации и самообучения, навыков принятия решений и др,;
- систематизация предметного содержания образования на основе модульного принципа;
- более широкое применение активных и развивающих форм, обучение проектных и деловых игр, анализ ситуаций, конкурсов и др.;
- введение систем тестирования знаний;
-создание экспериментальных творческих лабораторий для практического освоения и тренировки профессиональных навыков и умений;
- усиление единства образовательного и воспитательного процесса, направленного на формирование личности специалиста, ее прохождение через три фазы становления — профессиональной адаптации, творческой индивидуализации и общественной интеграции;
- создания дальнейших условий для осознания студентами личностного смысла культурной деятельности, под которой понимается эмоционально окрашенное, приобретающее характер лично пережитого, усвоение общественно значимых ценностей культуры;
- формирование адаптационно-мобильной личности специалиста, владеющей инструментарием самостоятельного получения новых знаний и способностью к саморазвитию, отвечающему как личным качествам, так и способностям и мотивам деятельности, изменяющейся ситуации на рынке труда.
Успешность обучения и рост профессиональной карьеры во многом зависят от индивидуальных качеств студента, от уровня сформированности у него ключевых компетенций.
Ключевые компетенции современного специалиста соотносятся с широким спектром деятельности человека и рассматриваются как базовые, универсальные. Обладание ключевыми компетенциями обеспечивает конкурентоспособность в профессиональной деятельности. Процесс формирования ключевых компетенций взаимосвязан с формированием мировоззрения, системы ценностей и идеалов, обуславливающих гражданскую позицию специалиста, что определяет его отношение к миру. Наличие ключевых компетенций означает обладание знаниями, умениями, навыками, способностями, инициативами, необходимыми в профессиональной деятельности.
Наиболее оптимальными педагогическими условиями формирования ключевых компетенций на факультете искусств были выделены:
- направленность образовательного процесса подготовки специалистов на формирование и развитое мотивационного, содержательно-операционного и рефлексивного компонентов профессиональной деятельности;
- использование в учебно-воспитательном процессе на факультете искусств аксиологической концепции личностного воспитания (что способствует подготовке специалиста как творческой личности, способной к рефлексии и коррекции своих действий по осуществлению культурно-гуманистической личностно образующей функции);
- использование межпредметных связей (открывающее возможность формирования музыкальной, исторической, искусствоведческой компетенций; способствующее углубленному пониманию и исполнению музыкальных произведений; эстетическому и духовно-нравственному росту студентов на фоне эмоционально насыщенного, яркого впечатления от восприятия произведений искусств);
- организация процесса самообразования студентов в рамках андрагогической модели обучения (что позволяет сформировать мотивацию к познавательной деятельности, к самосовершенствованию, саморазвитию; способствует повышению качества образования; стимулирует развитие творческих способностей студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний);
- использование современных информационных образовательных технологий при подготовке специалистов на факультете искусств (что обуславливает формирование у студентов информационной компетенции; расширяет организационные формы самостоятельной работы; открывает возможность не только закреплять полученные знания и умения, но и управлять самостоятельной работой студентов, формируя основы для их дальнейшего самообразования и профессионального роста).
Предложенная и апробированная в ходе эксперимента концептуальная модель формирования ключевых компетенций при подготовке специалиста-музыканта способствует становлению творческой свободной личности с ярко выраженными субъектными свойствами, позволяет существенно повысить профессиональный уровень выпускника факультета искусств, обеспечить его конкурентоспособность в условиях рыночной экономики. I
157
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Руднева, Наталья Владимировна, 2006 год
1. Абдуллин Э.Б. Методический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М., 1990. -188 с.
2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. M., 1983. -112 с.
3. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. М., 1992.-68 с.
4. Абульханова-Славская К.А. Акмеологическое понимание субъекта. К кн.: Основы общей и прикладной акмеологии. М.: РАГС, 1995. - 205 с.
5. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.
6. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.299 с.
7. Аверинцев С.С. Символ. // Краткая литературная энциклопедия. -М., 1978.-Т.6.
8. Айнштейн В.Г. О логическом и творческом обучении //Вестник высшей школы. -1988. № 3. - С.31-37.
9. Алиев В.В., Шаронова С.А. Тесты для определения критериев профессиональной компетенции учителя музыки общеобразовательных школ. Санкт-Петербург, -1995. - 27с.
10. Ю.Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. М.: НИИВО, 1994.
11. П.Амонашвили Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. - 208 с.
12. Ананьев Б.Г. Проблемы современного человекознания. М.: Наука, 1976.-313 с.
13. Ананьев Б .Г. Человек как предмет познания. JL: Изд-во ЛГУ, 1968.337 с.
14. Анастази А. Психологическое тестирование: Кн. 1; пер. с англ. -М.: Педагогика, 1982. 320 с.
15. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
16. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994.-246 с.
17. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999.-160 с.
18. Анисимов О.С. Акмеологическая концепция самоорганизации педагога: творчество и культура мышления: Автореф. дисс. .докт. психол. наук. М., 1994.-35 с.
19. Анисимов О.С. Профессионализм в воспитании и образовании //Основы общей и прикладной акмеологии. M.: РАГС, 1995. - С.205-219.
20. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы //Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. -С.3-18.
21. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание ситуаций и психологическая защита //Психологический журнал. Т.6. - № 3. - 1991. - С.54-72.
22. Апраксина O.A. Современные требования к учителю-музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов //Музыка в школе. -1983. №1. -С.30-36.
23. Арет А.Я. Основные положения теории самовоспитания: Автореф. диссдокт. пед. наук. Ленинград: ЛГПИ, 1964.
24. Артамонов В.К. Средства оптимизации профессионально-педагогической подготовки студентов университетов: Автореф. канд. пед. наук. Челябинск, 1988. - 25 с.
25. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. - 200 с.
26. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М: Просвещение, 1984. -111 с.
27. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. JL, 1965. -120 с.
28. Асеев В.Г. Мотивация поведения человека. М.: Наука, 1976. - 225 с.
29. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М.: Просвещение, 1986.-280 с.
30. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. - 367 с.
31. Бабанский Ю.К. Взаимосвязь закономерностей принципов обучения и способов его оптимизации //Советская педагогика. 1982. - № 11. - С.30-37.
32. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды, М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
33. Багаева И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущих учителей: Дисс. .докт. пед. наук. Усть-Каменогорск, 1991. - 570 с.
34. Байденко В.И., Джерри Ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. М., 2003.
35. Баренбойм JI.A. Размышление о музыкальной педагогике //Советская музыка. 1967. - № 6. - С.76-86; № 9. - С.74-79.
36. Бегидова С.Н. Влияние индивидуально-психологических особенностей на развитие творческих способностей будущих специалистов //Г и ПФК. -1995. № 5-6. - С.41-43.
37. Бегидова С.Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста физической культуры и спорта. Майкоп: АТУ, 2001.-270 с.
38. Бездухов В.П., Мишина С.Е., Правдина О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. Самара, 2001.
39. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995.
40. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993. - 383 с.
41. Бердяев H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии). -М.: Международные отношения, 19%. 336 с.
42. Берестова Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. М., 1994.
43. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1983.-304 с.
44. Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. СПб., 1905.-225 с.
45. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. Л., 1926.-370 с.
46. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. М., 1979. - 375 с.
47. Богданов E.H. Формирование и развитие профессионально-нравственной культуры будущего учителя: Автореф. дисс. . докт. психол. наук. М., 1995. - 35 с.
48. Богданов E.H., Зазыкин В.Г. Введение в акмеолоппо. Калуга, 2000. -95 с.
49. Бодалев A.A. Акмеология как учебная и научная дисциплина. М.: Изд-во РАУ, 1993.-12 с.
50. Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта, 1998. -168 с.51 .Бодалев A.A. Личность в общении. М.: Педагогика, 1983. - 78 с.
51. Бодалев A.A. О предмете акмеологии //Психологический журнал. -Т. 14. -1993. № 5. - С.73-79.
52. Бодалев A.A., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися? М.: РАГС, 1997. - 104 с.
53. Божович ЛИ. Личность и ее формирование в детском возрасте. -M., 1968.-464 с.
54. Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
55. Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. - № 6. - 96 с.
56. Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием: Дисс .докт. пед. наук. М., 1998.-420 с.
57. Вачков И.В. Основы технологии фуппового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Изд-во «Ось-89», 2000. - 224 с.
58. Введение в педагогическую культуру. Учебное пособие /Под ред. Е.В.Бондаревской. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995. - 172 с.
59. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. Т. 1-2. -М., 1911.-С. 12.
60. Вербицкий A.A., Борисова Н.В. Технология контекстного обучения в системе повышения квалификации. М., 1989.
61. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога как фактор повышения педагогической квалификации // Сб. науч. трудов. -Санкт-Петербург, 1992.
62. Виленский М.Я., Зайцева С.Н. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя: Учебное пособие. М.: Прометей, 1993. - 117 с.
63. Волчегурская Н.Б. Педагогическая культура учителя музыки: Дисс. . канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1996. - 172 с.
64. Выготский JI.C. История развития высших психических функций /Собр. соч. в 6-ти т. M.: Педагогика, 1983. - Т.З. - 328 с.
65. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М., 1991. - 479 с.
66. Выготский JLC. Психология искусства. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-480 с.
67. Выготский JI.C. Воображение в детском возрасте. М., 1991.
68. Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1968.
69. Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению. Автореф. дисс. на сосиск. уч. степени д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2003.
70. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.
71. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Педагогика, 1993.-292 с.73 .Гольденвейзер А.Б. Об основных задачах музыкального воспитания //Советская музыка, 1934. № 10. -С.3-7.
72. Горовая В.И. Педагогическое мастерство в профессиональной деятельности педагога высшей школы //Непрерывное педагогическое образование. Вып. VI. - Ставрополь: Изд-во СПГУ, 1994. - С.44-49.
73. Государственный образовательный стандарт. Направления и специальности профессионального образования //Педагогическое образование в России: Сборник нормативных документов /Сост.: М.Н.Костикова, Э.М.Никитин, Л.Д.Глейзер и др. М., 1994. - С.100-145.
74. Государственные и образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. B.C. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.В. Рыжакова. М., 2002. - С.63.
75. Грехнев B.C. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1990. -144 с.
76. Гришанова H.A. Развитие компетентности специалий как важнейшее направление реформирования профессионального образования. Десятый симпозиум. Квалиметрия в образовании: методология и практика/Под науч. ред. H.A. Селезневой и А.И. Субетто. Кн. 6. М, 2002.
77. Губерман И. И.Бехтерев: страницы жизни. -М., 1977. 150 с.
78. Давыдов B.B. Личностью надо «выделяться». С чего начинается личность? М.: Педагогика, 1979. - 41 с.
79. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. UNESCO, 199S.
80. Деркач A.A. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999. - 392 с.
81. Деркач A.A., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАГС, 1993. - 23 с.
82. Деркач A.A., Михайлов Г.С. Методология и стратегия акмеологического исследования. М.: МПА, 1998. -148 с.
83. Деркач A.A., Старовойтенко Е.Б., Кривокулинский А.Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). М.: РАГС, 1993. - 156 с.
84. Дистерверг А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1956.-С. 136-203.
85. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. — М.: Академия, 1996. 224 с.
86. Дубровский Д.И. К анализу методологических аспектов биосоциальной проблемы. М., 1980. - С. 325.
87. Дурай Новакова K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис.докт.пед.наук.-М.,1983.-356с.
88. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М,: Просвещение, 1989. - 189 с.
89. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. — М.: Логос, 2001.-384 с.
90. Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа / Отв. ред. И.А. Зимняя. Вып. №2. М., 1992.
91. Змеев С.И. Основы андрологии: Учебное пособие для вузов. — М.: Флинта: Наука, 1999. 152 с.
92. Иванов В.П. Человеческая деятельность познание — искусство. - Киев, 1977. - С. 201.
93. Игровое моделирование. Методология и практика /Под ред. И.С.Ладенко. Новосибирск, 1987. - 240 с.
94. Игры. Обучение. Тренинг. Досуг /Под ред. В.В.Петрусинского. — М., 1994.-139 с.
95. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Издательство «Питер», 2000.-288 с.
96. Ильясов И.И. Эвристические приемы. М.: Изд-во МГУ, 1992. —102 с.
97. Каган М.С. О месте искусства в жизни школы //Искусство в школе. 1992. - № 1. -С.11-19.
98. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. - 20 с.
99. Каган М.С., Эткинд А.М. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность //Вопросы психологии. 1989. - № 4. - С.28-1.165
100. Кан-Калик В.А. Ивдивидуально-творческая подготовка учителя //Советская педагогика. -1989. № 12. - С.97-100.
101. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976. - 286 с.
102. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество.
103. М., Педагогика, 1990. 140 с.
104. Каузова А.Г. Гуманно-личностный подход н развивающие тенденции в фортепианно-исполнительском обучении //Преподаватель. М., 1999. - № 4. - С.33-36.
105. ИЗ. Келасьев В.Н. Интегративная концепция человека. JL: ЛГУ, 1992.-205 с.
106. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М.:
107. Просвещение, 1992.- 171 с.
108. Кирсанов A.A., Зайцева Ж.А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе. Казань, 1995. -103 с.
109. Климов Е.А. Общие, особенные и единичные характеристики профессионализма //Основы общей и прикладной акмеологии. М.: РАГС, 1995. -С. 164 и далее.
110. Климов Е.А. Путь в профессию. Л., 1974. - 190 с.
111. Коваленко Н.Д. Методы реализации принципа профессиональной направленности при отборе и построении содержания общеобразовательных предметов в высшей школе: Автореф. дисканд. пед. наук.
112. Коджаспирова П.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -176 с.
113. Колесникова И.А., Нагавкина Л.С., Барышников E.H. Программа исловарь педагогических понятий по проблеме воспитания. СПб., 1994. -С. 4-5.
114. Колышева Т.А. Профессионально-личностная рефлексия учителя музыки: методологический аспект //Методология музыкального образования. М.: 1999. - 200 с.
115. Коменский Я.А. Живая типография //Избр. пед. соч. М., 1982.-Т.2.-С.199.
116. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж. Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие /Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. М., 1987. -370 с.
117. Коменский Я.А. Развитие природных дарований // Избранные сочинения: в 2-х. т.- М., 1982. Т.2- С.32.
118. Коменский Я.А. Межпредметные связи в процессе обучения. -М., «Знание», 1955.
119. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978. - 367 с.
120. Конопкин O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1988. - 256 с.
121. Котова И.Б., Шиянов E.H. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов-на-Дону, 1997. - 144 с.
122. Котова И.Б., Шиянов E.H. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 1994. - 63 с.
123. Кочетов А.И. Методология и методика исследования проблем самовоспитания. Рязань: РЛГИ, 1978. - 144 с.
124. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М., 1977.
125. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Политиздат, 1974.
126. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. М.: Пед. общество России, 2000. - 224 с.
127. Кудрявцев Т.В. Система проблемного обучения. Проблемное и программированное обучение /Под ред. Т.В.Кудрявцева, А.М.Матюшкина. -М.: Советская Россия, 1973.-С. 10-29.
128. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. JI.: ЛГУ, 1980. -168 с.167
129. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. Шул.: Изд-во ШЛИ, 1995.-23 с.
130. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: «Высшая школа», 1990. - 118 с.
131. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогическойдеятельности. СПб, 1993. - 54 с.
132. Кузьмина Н.В. (Головкр-Гаршина). Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М., 2001.
133. Кульневич C.B. Педагогика личности от концепций до технологии: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2001 г. - 160 с.
134. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
135. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия вмыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Просвещение, 1971.
136. Кун Т. Структура научных революций. M., 1975.
137. Лазурский А.Ф. Очерки науки о характере. М.: Просвещение, 1995.-190 с.
138. Лаудан JÏ. Наука и ценности // Современная философия науки. Хрестоматия. М., 1994.
139. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 288 с.
140. Леонтьев А.А. Деятельность и общение //Вопросы философии. -1979.1.-С.121-132.
141. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. M.:1. Просвещение, 1977. 304 с.
142. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.-186 с.
143. Лобейко Ю.А. Творческое развитие педагога в системе послевузовского образования. М.: АПК и ПРО Минобразования РФ, 1999. -152 с.168
144. Логинов И.И. Имитационное моделирование учебных программ.- М.: Педагогика, 1980. 132 с.
145. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. - 350 с.
146. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. - 559 с.I
147. Малинковская A.B. К вопросу моделирования структуры деятельности музыканта-педагога //Актуальные проблемы музыкальной педагогики. М., 1982. - С. 7-31.
148. Мариупольская Т.Г. О традициях фортепианной педагогики // Преподаватель. М., 1999. - № 4. - С.36-39.
149. Максимов В.Н. Анализ ситуации художественного восприятия // , Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев, 1975.
150. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. № 8.
151. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. - 308 с.
152. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1993. -192 с.
153. Маслоу А. К психологии бытия. М.: Просвещение, 1968. - 344с.
154. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972. -168 с.
155. Матюшкин А.М., Петросян А.Г. Психологические предпосылки групповых форм проблемного обучения. М., 1981.
156. Медушевский В.В. Дух музыки и дух музыкального воспитания » //Искусство в школе. -1995. № 2. - С.64-65.
157. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. - 254 с.
158. Межуев В.М. Культура как философская проблема //Вопросы философии. № 3. -1990.169
159. Меретукова З.К. Педагогическая культура и педагогический идеал: Учебное пособие для студентов и аспирантов. Майкоп, 1999. - 160 с.
160. Меретукова З.К. Теория и практика подготовки учителя к развивающему обучению. Майкоп: АГУ, 1997. - 244 с.
161. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследованияIиндивидуальности. М.: Педагогика, 1986. - 256 с.
162. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Пед. общество России, 1999. - 288 с.
163. Мильман В.Э. Рабочая мотивация и удовлетворенность трудом //Психологический журнал, 1985. № 5.f 171. Митина JI.M. Психология профессионального развития учителя.- М.: Флинта, 1998. 200 с.
164. Мороз А.Г. Адаптация молодого учителя к условиям учебно-воспитательного процесса школы: Методические рекомендации. Киев, 1985.-51 с.
165. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М^ 1986. -160с.
166. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат /Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М.: Педагогика, 1990. -104 с.
167. Мясищев В.Н. Психология отношений /Под ред. А.А.Бодалева. -М.: «Ин-т практич. психологии», 1995. 356 с.
168. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема t музыкознания// Восприятие музыки как педагогическая проблема.1. Киев,1975.
169. Неверович С.Д. Игровые методы подготовки кадров. М.: «Высшая школа», 1995.-198 с.
170. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. М.: Музыка. - 240 с.р 170
171. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Проблема самоутвержденияличности в философии и психологии //Вопросы философии. 1995. - № 8. -С.38-52.
172. Никифоров A.JI. Деятельность, поведение, творчество /Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. - 195I
173. Общественно-педагогическая практика студентов 1-3 курсов ГЦОЛИФКа. Методические рекомендации по подготовке студентов к воспитательной работе /Сост. Л.Д.Квиртия, М.С.Пашкова, В.И.Глухов. М.:1. ГЦОЛИФК, 1985.-58 с.
174. Околелов П.К. Педагогическая среда познания //Педагогика. — 1992.-№9-10.-С. 60.
175. Орлов Г.А. Психологические механизмы музыкального восприятия. Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 2. М., «Музыка», 1986.
176. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. М.: Знание, 1986. - 80 с.
177. Остроменский В. Восприятие музыки как педагогическаяпроблема. Киев, 1975, с.48.
178. Осухова Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога //Педагогика. 1992. - № 3-4. - С. 53-57.
179. Павлов И.П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. М., «Знание», 1950.
180. Панкратов В.Н. Искусство управлять собой: Практическое руководство. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2000. - 256 с.
181. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: Практическое руководство. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2000. - 208 с.
182. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов /Под ред. П.КПидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
183. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мшценко, Е.Н.Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.
184. Педагог-музыкант в пространстве Мысли и Духа. Хрестоматия » /Сост. Б.М.Целковников. М., 1998. -126 с.
185. Перфильева И.А. Философско-эстетические основания новой парадигмы музыкально-педагогического образования //Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. М., 1999. -С.28-37.
186. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. М., «Знание», 1963.
187. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
188. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.
189. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 509 с.
190. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно» практическое пособие. М.: «Гном-Пресс», 1999. -192 с.
191. Платон. Сочинения: В 3-х т. М., 1968.
192. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. Изд-е 2-е. М.: Просвещение, 1970.
193. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М.: АПН РСФСР, 1960.-352 с.
194. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 303с.
195. Пономарев Я. А. Фазы творчества и структурные уровни его организации //Вопросы психологии. 1982. - № 2. - С.38-54.
196. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. - 512 с.
197. Пряжников Н.С. Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении //Вопросы психологии. 1987. - № 4. -С.32-35.
198. Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н.Ю.Хрящевой. -СПб.: Речь, 2000. 256 с.
199. Психологические основы педагогической практики студентов: Учебное пособие /Под ред. Н.Н.Гребенькова, Е.И.Дымова и т.д. М.: Пед. общество России, 2000. - 144 с.
200. Психологические проблемы деятельности в особых условиях /Под ред. Б.Ф.Ломова. М.: Наука, 1985.
201. Психология и педагогика. Учебное пособие /Под ред. К.А.Абульхановой, Н.В.Васиной, В.А.Сластенина. М.: Совершенство, 1998.-320 с.
202. Психология личности. Хрестоматия в 2-х т. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2000. - 544 с.
203. Психология развивающейся личности /Под ред. В.А.Петровского. М.: Педагогика, 1987. - 238 с.
204. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2000. - 672 с.
205. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения /Под ред. П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, З.А.Решетовой. М., 1979.
206. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002. (англ. 1984).
207. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: Флинта, 1998. - 263 с.
208. Реан А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ в деятельности педагога //Вопросы психологии. 1990. - № 2. - С.30-43.
209. Рогов Е.И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности: Автореф. дис. .докт. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1999. -42 с.
210. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. М., 1994.-С.411.
211. Роджерс К. Творчество как усиление себя //Вопросы психологии. -1990.-№3.-С.165.
212. Ромек В.Г. Уверенность в себе: этический аспект/Журнал практического психолога. 1999. № 9.
213. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: О месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957. - 329 с.
214. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958.-147 с.
215. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-416 с.
216. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
217. Рувинский Л.И. Основы самовоспитания: Автореф. дис. . докт. пед. наук. -М.: МГУ, 1971.
218. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
219. Семенов И.Н. Акмеологический подход к развитию духовных ценностей и творческих способностей в игрорефлексике //Духовная деятельность и ее специфика. Запорожье, 1993. - С.21-27.174
220. Семенов И.Н. Акмеология новое направление междисциплинарных исследований человека //Общественные науки и современность. - 1998. - № 3. - С. 134-135.
221. Семенов И.Н. Методологические проблемы акмеологии //Общие и прикладные проблемы акмеологии. М.: РАГС, 1995. - С.58-68.
222. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации творчества и рефлексии. В кн.: Наука о человеке /Под ред. Б.Ф.Ломова и др. М., 1990. - С. 35-48.
223. Семушина Л.Г., Кагерманьян B.C., Жукова Е.С., Иванова Л.Н., Карпнюк Г.А., Леонтьева М.Ф. и др. Разработка методики контроля готовности к профессиональной деятельности студентов среднихспециальных учебных заведений. М., 2001.
224. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. - 152 с.
225. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.-166 с.
226. Современный философский словарь /Под ред. В.Е.Кемерова. -М., 1996.-608 с.
227. Соловьев B.C. Собрание сочинений. СПб, 1991. - Т.З. - С.155170.
228. Спирин Л.Ф., Степинский М.А., Фрумкин М.Я. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач: Учебное пособие /Под ред. В.А.Сластенина. Ярославль, 1974. - 232 с.
229. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога:
230. Акмеология воспитания и обучения. М.: Флинта, 1998. - 368 с.
231. Степанов С.Ю., Похмелкина Г.Ф., Калошина Т.Ю. Принципы рефлексии психологии педагогического творчества //Вопросы психологии. -1991.-№5.-С.5-14.175
232. Степин В.И. Философская антропология и философия науки. -М.: Наука, 1992.-284 с.
233. Стог Л.И. Осознание студентами педагогического вуза и учителями своего профессионального долга //Формирование личности специалиста в вузе. Грозный, 1989. - 165 с.I
234. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.
235. Субъект и социальная компетентность личности /Под ред. А.В.Брушлинского. М.: ИПРАН, 1995. - 167 с.
236. Татур Ю.Г. Образовательная система России. Высшая школа. —1. М., 1999.
237. Теория и методика музыкального образования детей /Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.В.Критская и др. М., 1999. - 336 с.
238. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Изд-во АПН, 1947.-335 с.
239. Тихомиров O.K. Психология мышления: Учебное пособие. — М.: МГУ, 1984.-272 с.
240. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: МГУ, 1969.-304 с.
241. Торопова A.B. Музыкально-психологическая антропология в музыкальном образовании //Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. М., 1999. - С.46-53.
242. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960. - 47 с. » 252. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. -М„ 1966. - 450 с.
243. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.З, Т.8. М., «Знание»,1948.
244. Флоренский П.А. Время и пространство //Социологические исследования. М., 1988. - № 1. - С. 100-113.
245. Фролов И.Т. Перспективы человека. М.: Наука, 1983. - 124 с.176
246. Харламов И.Ф. Саморазвитие личности //Советская педагогика. -1990. № 12. - С.28-35.
247. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972 (англ. 1965).
248. Хуторской A.B. (редактор составитель). Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общегоIобразования». М., 2002.
249. Хуторской A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» http//www.eidos/ru/iournal/2002/0423 .htm
250. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника: Учебное пособие. -М.:
251. Изд. центр «Академия», 1999. 192 с.
252. Чернышев A.C. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М.: Педагогическое общество России, 1999. -186 с.
253. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека //Вопросы психологии. -1996. № 3. - С. 116-132.
254. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.320 с.
255. Шаповалов В.Ф. Основы философии современности. К итогам XX века. М.: Флинта: Наука, 1998. - 272 с.
256. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., «Педагогика», 1975.
257. Шиянов E.H. О ценностном подходе к формированию социальноактивной личности учителя. М., 1986. -125 с.
258. Щербакова А.И. Аксиология в музыкально-педагогическом образовании: концепция ориентации личности в мире музыкальных ценностей //Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. М., 1999. - С.38-45.177
259. Щетинин МП Объять необъятное. Записки педагога. М, 1986.176 с.
260. Ядов В.А. Социологическое исследованию. М.: Наука, 1972. —213 с.
261. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. - 224 с.
262. Яковлева Н.М. Теория и практика педагогического творчества: Учебное пособие к спецкурсу. Челябинск: Ч111И, 1987. - 67 с.
263. Baily K.D. Methods of Social Research N-Y., London, 1982
264. Guilford J.P. The nature of human intelligence. New Uork: Mc-Gaw Hill, 1967.
265. Guilford J.P. Measurement of creativity. Exploration in creativity.
266. New Uork: Mc-Gaw Hill, 1967. P. 281-287.
267. Cropley A.J. Europian Journal for High ability. 1992, vol. 3. - P.130.
268. Isaeva Т.Е. To the nature of Pedagogical Culture: Based approach to its Structure// Преподаватель высшей школы в XXI веке. Тр. Международной научно-практической интерконференции.- Ростов на - Дону, 2003.
269. Oech R. Awhach on the Side of the Head: How to Unlock your Mind for innovation Menlo Park. Calif. Creative think, 1983. XVII. 141. - P. 111.
270. Sternberg R. General intellectual ability // Human abilities by R. Sternberg. 1985.-P. 5-31.
271. Whail R.W. Motivation reconsidered: The concept of competens. Psychological review, 1959, №66
272. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe// Report of the
273. Symposium Berne, Switzezland 27-30 March, 1996. // Secondary Education for Europe Stsbuig, 1997.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.