Формирование картины мира талышского этноса как предмет философского анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Мамедов, Азер Агабала оглы

  • Мамедов, Азер Агабала оглы
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 334
Мамедов, Азер Агабала оглы. Формирование картины мира талышского этноса как предмет философского анализа: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Москва. 2018. 334 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мамедов, Азер Агабала оглы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ КАК СЛОЖНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Раскрытие феномена этногенеза в научной и философской литературе...................................................................................24

1.2. Место мифа и религии в культуре этноса......................................44

1.3. Формирование картины мира талышского этноса в условиях «геоэтнического заповедника»........................................................62

ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ КАРТИНЫ МИРА ТАЛЫШЕЙ НА РАННИХ СТАДИЯХ ЭТНОГЕНЕЗА

2.1. Формирование мифологической картины мира..............................90

2.2 Роль мифологических элементов в становлении этнического

сознания.....................................................................................123

2.3. Утверждение мифологической традиции в народном поэтическом творчестве................................................................................134

ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЗОРОАСТРИЙСКОЙ КАРТИНЫ МИРА

3.1. Возникновение зороастрийского религиозного сознания................. 151

3.2. Новруз как символ зороастрийского сознания.............................. 185

3.3. Становление политико-правового сознания.................................206

3.4. Космологические представления в эпоху зороастризма..................228

3.5. Философский дуализм как характерная черта этнического сознания талышей.....................................................................................235

ГЛАВА 4. РЕЛИГИОЗНЫЙ СИНКРЕТИЗМ СОВРЕМЕННОГО ТАЛЫШСКОГО ЭТНИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

4.1. Проникновение идей шиизма в талышское этническое сознание......253

4.2. Формирование культа святых в талышском этническом сознании и на этой основе «народной религии» талышей.........................................268

4.3. Вытеснение доисламских элементов из современного талышского этнического сознания...................................................................275

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................290

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................310

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование картины мира талышского этноса как предмет философского анализа»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Современный мир меняется с колоссальной скоростью, выводя на поверхность как новые, так и давно, казалось бы, решенные или хорошо забытые цивилизационные проблемы. Перемещение огромных потоков людей с насиженной территории в новые ареалы жизни в XXI веке, массовая миграция народов и их активное расселение среди жителей стран, для которых жизнь, привычки, устои и верования мигрантов совершенно чужды (как это происходит сегодня в Европе, где пересекаются культуры народов Сирии, Германии, Франции и других европейских стран), оказываются вынуждены находить способы адаптации к жизни в совершенно новых, необычных, крайне непривычных для них условиях. В этих условиях весьма актуальное значение приобретает проблема духовно-нравственного развития общества, сохранения культурного наследия этносов.

Неслучайно, в начале XXI века внимание научной общественности вновь обращено к проблемам этничности и этнического сознания, и особенно к проблеме самоидентификации народа в эпоху глобализации. Чем древнее народ, его культура, тем труднее ему принять требования глобализации к отказу от своей самобытности, вплоть до вооруженной защиты своей территории. Гражданская война в Сирии, которая длится уже 7 лет и в которую вовлечены все прилегающие страны, тому пример.

Во весь рост встает задача адаптации народов друг к другу в условиях глобализации, не растеряв при этом огромное историческое богатство традиций, культуры, верований, устоев, ритуалов, языка, литературы. Только глубокое и основательное изучение подобных явлений в историческом прошлом способно дать ключ к решению современных проблем. Талышский народ со своей богатой и самобытной культурой, тесно переплетенной с древним мировоззрением, вынужден был и продолжает искать и дальше решение очень сходных по своей сущности антропологически-культурных

проблем. Именно этими новыми обстоятельствами на пути развития человечества и определяется актуальность настоящего исследования.

Одной из основных задач человечества в области культуры на современном этапе его развития является сохранение и развитие языка, культуры, обычаев и традиций этносов, находящихся на грани исчезновения. Конец XX века ознаменовался всплеском возрождения этнического самосознания, вызванного распадом СССР и последовавшими за ним глубокими геополитическими изменениями. В результате на огромном постсоветском пространстве появились многочисленные очаги межэтнических конфликтов, таких как в Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье, Украине.

Но есть и обратный пример - на постсоветском пространстве в указанный исторический период времени остались этносы, которым были чужды как религиозный экстремизм, так и воинствующий национализм. Среди них оказался древний талышский народ - один из коренных народов Южного Кавказа, исторически проживающий в горной и предгорной области Талыш, примыкающей к юго-западному побережью Каспийского моря (юго-восток Азербайджана и северо-запад Ирана).

Только по официальным данным общая численность талышей во всём мире составляет 256 000 человек. Однако различные исследования указывают численность талышей от 500 000 до 1 000 000 человек1.

Талыши - народ, удивительным образом донесший до нашего времени архаичный язык, культуру и традиции своих древних предков. Сердцевиной, не разрушаемым фундаментом всего этого является принцип ненасилия, эволюционные изменения и развитие, способные сохранить базовый культурный пласт, являющийся сегодня уникальным островком в океане транснациональных культур. В условиях быстро изменяющегося мира, стремительного развития науки и техники проблемы, связанные с

1 Ы*р: //www.ethnol ogue .сот/1 anguage/tly

сохранением культурного многообразия этносов, приобретают сегодня важное значение.

Процесс изучения исторической динамики развития этноса необходимым образом включает в себя философское погружение в картину мира, принадлежащую его культуре. Фундаментом культуры любого этноса являются играющие доминантную роль на длительном этапе его исторического развития ценности, идеи, представления, через которые выражают себя ментальность этноса, его крепость и уверенность в завтрашнем дне, в повседневной практике людей. Развитие «философской этнографии» есть попытка обогащения методологии философии культуры и философской антропологии.

Степень научной разработанности проблемы. При анализе вопросов, охватываемых настоящей темой диссертационной работы, автор опирался на достигнутый ранее уровень исторических, филологических, психологических и философских исследований, посвященных вопросам сознания и самосознания, религий, традиций и культур этносов на различных этапах их исторического развития.

Философский анализ сознания и самосознания в истории философии осуществляется еще со времен классической греческой философии -Сократа, Платона и Аристотеля, а в Новое время - в рамках рационалистической философии Декарта, Лейбница, Канта, Гегеля и др. Гегель, помимо общих вопросов сознания и самосознания, впервые освещенных им в «Феноменологии духа», касается также вопроса этнокультурной сущности сознания, выражающей особенности национального языка, характера и менталитета. В лекциях по философии права, философии истории немецкий мыслитель под «этническим сознанием» подразумевал «дух народа».

Научно-теоретическую основу диссертационной работы составляют труды известных зарубежных и отечественных историков, филологов,

психологов, философов. Среди них - основоположники марксизма (К. Маркс и Ф. Энгельс), представители немецкой классической философии (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах), неокантианства (Э. Кассирер), классики мирового религиоведения (М. Мюллер, Э. Ренан, К. Тиле), психологической школы (З. Фрейд, Э. Фромм, А.Н. Леонтьев), советского и зарубежного востоковедения (Ю. Бромлей, С.А. Арутюнов, И.М. Дьяконов, И. Алиев, В.В. Струве, Б.В. Миллер, Л.Н. Гумилев, Э. Яршатер, Ж. Дармстетер, Б.В. Хеннинг, Э. Герцфельд), отечественной философской мысли (А.Ф. Лосев, Е.М. Мелетинский, А.О. Маковельский, С.Н. Трубецкой, В.С. Степин, А.Н. Чанышев, И.Н. Яблоков) и др.2

Огромное значение в религиозно-философском, философско-антропологическом и философско-культурологическом осмыслении взаимосвязи мифологического сознания и религиозного самосознания имеют труды К. Леви-Стросса, Л. Леви-Брюля, А.Ф. Лосева, М. Элиаде, Е.М. Мелетинского и др.3

2 Гегель Г.В.Ф. Философия религии в двух томах. М.: Мысль, 1976-1977; Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М.: Академический проект, 2008; Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб: Наука, 1993; Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990; Фейербах Л. Избранные философские произведения в двух томах. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955; Шеллинг Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: Мысль, 1989; Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2. Мифологическое мышление. М.: Академический проект, 2011; Кассирер Э. Эссе о человеке// Мистика. Религия. Наука. М.: Канон+, 2011. С. 379-430; Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М.: Ладомир, 1999; Элиаде М. Священное и мирское. М.: МГУ, 2013; Мюллер М. Введение в науку о религии. М.: Высшая школа, 2002; Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994; Ренан Э. Очерки по истории религии. М., 1996; Тиле К. Основные принципы науки о религии. М., 1996; Трубецкой С.Н. Сочинения. М.: Мысль, 1994; Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1991; Маковельский А.О. Авеста. Баку, Издательство Академии Наук Азербайджанской ССР, 1960; Чанышев А.Н. Начало философии. М.: МГУ, 1982; Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000; Яблоков И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979.

3 Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: АСТ, 2011; Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994; Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Издательство политической литературы, 1991; Лосев А.Ф. Очерк античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993; Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987; Элиаде М. Миф о вечном возвращении. М.: Ладомир, 2000; Элиаде М. Священное и мирское. М.: МГУ, 2013; Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический проект, 2010; Элиаде М. История веры и религиозных идей: от каменного века до элевсинских мистерий. М.: Академический проект, 2014; Элиаде М. История веры и религиозных идей: от Гаутамы Будды до триумфа христианства. М.:

Этническое сознание включает в себя сознательные и бессознательные компоненты, являющиеся исторически приобретенными формами духовного существования этноса, в совокупности определяющими его мировоззренческие установки, нормы и идеалы, правила жизни.

В зарубежной философской литературе изучение бессознательного компонента этнического сознания связано с именем К.Г. Юнга, показавшего, что в этнической среде человек существует как сознательно, так и бессознательно4, а также В. Вундта, который показал, что, индвидуальное сознание при посредстве языка, религии, жизненных привычек, обычаев связывается с жизнью этноса в целом5.

О высших ценностях - ценностях духовной культуры, мобилизующих нацию, этнос, писали М. Шелер и Х. Ортега-и-Гассет. Ценности духовной культуры, по их мнению, определяют развитие этноса на протяжении длительного исторического периода6.

Изучение вопросов этнического сознания в отечественной философской традиции начато в XIX веке, когда в полемике славянофилов и западников был поставлен вопрос о судьбе и исторической миссии русского народа. Позже существенный вклад в изучение вопросов этнического сознания внес Г. Шлет. В своей работе «Введение в этническую психологию» мыслитель обратил внимание на изучение различных аспектов этнического сознания. По его мнению, сам индивид коллективен; он есть продукт коллективного взаимодействия. Только в коллективной жизни этноса, народа проявляются условия их бытия, характер, дух, этническая ментальность7.

Академический проект, 2014; Элиаде М. История веры и религиозных идей: от Магомета до Реформации. М.: Академический проект, 2012; Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Мир, 2012.

4 См. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Эксмо-Пресс, 2001. С. 171.

5 См.Вундт В. Психология народов. М.: ЭКСМО; СПб: TERRAFANTASTICA, 2002. С. 6.

6 Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. С. 312-313; Ортега-и-Гассет Х. Идеи и верования// Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М.: Весь Мир, 1997. С. 404-436.

7 Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб: Издательский дом «П.Э.Т.», 1996. С. 9.

С середины XIX века различные стороны этнической жизни, включая быт, нравы и язык, изучались Русским географическим обществом, внесшим существенный вклад в изучение языка, истории и культуры народов России, в частности, талышского народа.

В советской философской литературе второй половины XX века вопросы этнического сознания затрагивались в трудах В.Ф. Геннинга, В.П. Алексеева и др.8 Психологические аспекты развития этнического сознания исследованы А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Поршневым, С.Л. Рубинштейном и др.9

Большая работа по исследованию этногенеза, этнического сознания различных этносов проделана в рамках советской этнографической школы: в трудах Ю.В. Бромлея10, С.А. Арутюнова и др.11.

В работах Л.Н. Гумилева этнос и этническое сознание рассматриваются как явление географическое, всегда связанное с вмещающим ландшафтом, который, по мнению мыслителя, и кормит адаптированный этнос. Соответственно, разнообразие ландшафтов порождает этническое разнообразие12.

«Космософический» подход - «Космо-Психо-Логос», опирающийся на единство тела (местной природы), души (национального характера) и духа (языка) применяется в трудах Г.Д. Гачева, полагающего, что труд и культура этноса в ходе истории восполняют то, что не дано ему от природы.

Религиозный компонент этнического сознания исследован в трудах А.И. Бобкова, М.П. Мчедлова, исследовательского центра «Религия в

8 Алексеев В.П. Этногенез. М., 1986; Генинг В.Ф. Этнический процесс в первобытности. Свердловск, 1970.

9 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.,1983; Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. М., 1974; Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.

10 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.

11 Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.

12 Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: популярные лекции по народоведению. М.: Астрель, 2010; Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М.: АСТ, 2002; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб: Кристалл, 2001.

современном обществе» Института социологии РАН и др13. Взаимосвязи веры и знания значительное внимание уделено в трудах Л.А. Микешиной, М.С. Козловой и др.14

История, культура и религия народов Закавказья и Ирана была исследована еще античными авторами - Геродотом, Ктесием, Плутархом, Страбоном, средневековыми арабскими географами - Ибн Хаукаль, Масуди, Мукаддаси, Йакут, Истахри и др.15

С ХК в. стали появляться работы русских и советских этнографов, что свидетельствует об определенных достижениях в изучении некоторых культурных особенностей талышей - их быта, обрядов, образа жизни и т.д. Одной из первых работ, посвященных талышской культуре, является вышедшая в Лондоне работа русского ираниста Александра Ходзько, в которой помимо песен других прикаспийских народов - гилянцев и мазендеранцев, собраны и образцы талышских песен16. В указанной работе А. Ходзько дает краткий очерк о талышах, а также приводит 15 талышских песен на русском и английском языках.

Позже был опубликован ряд работ, в некоторых из которых наряду с исследованием талышского языка значительное место занимает характеристика талышского быта, менталитета, образа жизни, обычаев и традиций талышского народа17.

13 Бобков А.И. Религиозный опыт и этническое самосознание в условиях кризиса национально-цивилизационной идентичности. Иркутск: Издательство ИГУ, 2013; Мчедлов М.П. Религиозный компонент этнического сознания// Россия и мусульманский мир, 2004, №4. С. 48-53; Шахов М.О. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания. М.: Культурная революция, 2009.

14 Микешина Л.А. Вера и достоверность в познании//Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М.: Прогресс-традиция, 2002. С. 259-303; Козлова М.С. Вера и знание. Проблема границы//Вопросы философии, 1991, №2. С. 56-66.

15 Геродот. История. М.: Эксмо, 2008; Страбон. География. М.: Олма-Пресс, 2004; Плутарх. Сочинения. М.: Художественная литература, 1983; Bibliotheca Geographorum Arabicorum// M.J. de Goeje, 1879. Vol. 8.

16 Chodzko Alexander. Specimens of the popular poetry of Persia. London, 1842.

17 Geiger W. Die kaspischen Dialekte//Grundriss der iranischen Philologie. Bd. I, Abt.2. P. 344380; Berezine I. Recherches sur les dialectes persans. Cazan, 1853; Рисс П.Ф. О талышинцах, их образе жизни и языке// Записки Кавказского отдела Русского географического общества. Книга III, 1855; Кистенев Д.А. Экономический быт государственных крестьян

Важный вклад в изучение истории и культуры талышского народа внесли историко-археологические и этнографические исследования, проведенные во второй половине XIX - начале XX веков18.

Весьма полезными для исследования ранних верований талышей и талышского фольклора оказались издания Управления Кавказского округа19.

Новый этап в изучении языка, истории и культуры талышского народа связан с советской научной школой, и, в первую очередь, с трудами Н.Я. Марра, Б.В. Миллера, Г.Ф. Чурсина, Н.И. Ансерова и др.20 Однако уже к началу 40-х гг. эти процессы были приостановлены, поскольку, как считало высшее советское руководство, к новой исторической общности людей -советскому народу - можно было прийти только путем укрупнения наций. Так талыши были записаны «азербайджанцами», как и все остальные этносы Азербайджана.

Конец XX - начало XXI века в научной среде ознаменовался новым всплеском интереса к истории и культуре кавказских народов. В работах

Ленкоранского уезда Бакинской губернии// Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края. Том VII. Тифлис, 1887. С. 535-764.

18 Ханыков Н.В. Записки по этнографии Персии. М.: Наука, 1977; Свадебные обряды талышинцев// Закавказский Вестник, 1854, №12; Зейдлиц Н.К. Этнографический очерк Бакинской губернии// Кавказский календарь. Тифлис, 1870. С.52-56; Morgan J.de. Recherches préhistoriques dans le Talyche russe (Lenkoran)//Mission Scientifique en Perse. T. IV. Recherches archeologiques. Paris, 1896; Иностранцев К.А. Обычаи прикаспийского населения Персии в X веке. СПб: 1909; Иностранцев К.А. О древнеиранских погребальных обычаях и постройках. СПб: 1909.

19 Байрам-Алибеков Т. Из космогонических поверий талышинцев Ленкоранского уезда/ / Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Выпуск XVII. С. 202204; Байрам-Алибеков Т. Талышинские легенды и поверья// Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Выпуск XXVI, ч.2. С. 1-10; Байрам-Алибеков Т. Талышинские тексты// Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Выпуск XX. С. 17-22.

20 Марр Н.Я. Талыши// Труды Комиссии по изучению племенного состава населения России. Петроград, 1922; Миллер Б.В. Предварительный отчет о поездке в Талыш летом 1925 г. (Доклад, читанный на заседании Историко-Этнографической Секции Общества 14 сентября 1925 года) // Издание Общества Обследования и Изучения Азербайджана. Баку, 1926; Миллер Б.В. К вопросу о языке населения Азербайджана до отуречения этой области// Институт этнических и национальных культур народов Востока. Ученые записки. Том 1. М., 1930. С. 199-228; Миллер Б.В. Талышские тексты. М., 1930; Миллер Б.В. Талышский язык. М., 1953; Чурсин Г.Ф. Талыши// Известия Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Том IV. Тифлис, 1926. С. 15-40; Ансеров Н.И. Талыши. Медико-антропологическое исследование. Баку, 1932.

В.А. Авксентьева, Ф.Ю. Албаковой, Б.А. Бичеева, Р.С. Лаво проанализированы различные этапы развития этнического сознания народов Кавказа и связанные с ними этнические проблемы21. Заслуживают внимания работы отечественных и зарубежных историков, философов и лингвистов, посвященных Закавказью и Ирану22, в том числе истории и культуре талышского народа, о чем свидетельствуют международные научные конференции в Тегеране и Ереване, монографии и статьи, посвященные талышской тематике23.

Если проблемы этнического сознания, самосознания в достаточной степени исследованы в отечественной и зарубежной науке, то вопросы этнического сознания в контексте целостной картины мира, через которую, в широком смысле слова, и проявляет себя культура этноса, в исследовательской литературе освещены недостаточно. Фундаментальных

21 Авксентьев В.А. Этнические проблемы Северного Кавказа в контексте общероссийских и мировых этнических процессов// Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Серия: Общественные науки, 1998, №2; Албакова Ф.Ю. Роль жречества в духовной культуре ингушей// Новое в археологии и этнографии ингушей. Нальчик, 1998. - С. 83-96; Албакова Ф.Ю. Современные проблемы исследования национально-этнического сознания. М.: Диалог-МГУ, 1999; Бичеев Б.А. Мифолого-религиозные основы формирования этнического сознания калмыков: диссертация... доктора философских наук: 09.00.13. Ставрополь, 2005; Лаво Р.С. Этнокультурная дисперсия ассирийцев в глобализирующемся мире: диссертация.. .доктора философских наук: 09.00.13. Ставрополь, 2009.

22 Дьяконов И.М. История Мидии от древнейших времен до конца IV века до н.э. М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1956; Алиев М. История Мидии. Баку: Издательство Академии Наук Азербайджанской ССР, 1960; Алиев И. Очерк истории Атропатены. Баку: Азернешр, 1989; Алиев И. О некоторых вопросах этнической истории азербайджанского народа. Баку: Нурлан, 2002; Струве В.В. История Древнего Востока. М.: Госполитиздат, 1941; Струве В.В. Этюды по истории Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии. Л.: Наука, 1968; Луконин В.Г. Древний и раннесредневековый Иран. Очерки истории культуры. М.: Наука, 1987; Луконин В.Г., Дандамаев М.А. Культура и экономика Древнего Ирана. М.: Наука, 1980; Ахмади Х. Талыши. От эпохи Сефевидов до окончания второй русско-иранской войны 1826-1828 гг.// Талышские исследования. Книга V. М., 2009; Талыши: история и культура. Хрестоматия// Талышские исследования. Книга I. М., 2008; Yarshater E. Cambridge History of Iran// Cambridge University Press, 1983; Yarshater E. Old Iranian Myths and Legends. Tehran, 1964; Kasravi A. Azari or the Ancient Language of Azerbaijan. Maryland, 1993.

23 Очерки по истории и культуре талышского народа. Выпуск I// Материалы Международной 1-й Международной научной конференции по талышоведению. Ереван, 2007; Введение в историю и культуру талышского народа. Ереван: Кавказский центр иранистики, 2011; Ахмади Х. Талыши. От эпохи Сефевидов до окончания второй русско-иранской войны 1826-1828 гг. М.: Книжный дом «Либроком», 2008.

исследований, посвященных формированию и развитию целостной картины мира в этнической культуре в принципе, и в талышской в частности, в отечественной и зарубежной науке нет. В отечественной философской литературе нет ни одной монографии, посвященной вопросам комплексного культурно-антропологического и религиозно-философского исследования талышского этнического сознания.

Проблема формирования картины мира талышского этноса остается одной из нераскрытых проблем философии культуры в целом. Эта проблема практически не рассматривалась с позиций философской антропологии и, философии культуры, хотя ряд аспектов обозначенной темы изучался многими исследователями применительно к историко-культурологическим и социально-психологическим аспектам вопросов характеристики этносов в тот или иной исторический период их развития.

Территория, изолированная от остального мира Талышскими горами, с одной стороны, и Каспийским морем, - с другой, способствовала сохранению в течение длительного исторического периода в древнем народе обычаев и традиций, исчезнувших за ее пределами. Проникновение извне новых идей и ценностей никогда не вытесняло существовавшие испокон веков выкристаллизованные ценности и традиции, а, напротив, наслаиваясь, обогащало их этическими и эстетическими аспектами монотеизма - сперва зороастризма, а позже ислама шиитского толка, порождая уникальность данной картины мира.

Необходимость изучения этого процесса и определила тему данного диссертационного исследования - «Формирование картины мира талышского этноса как предмет философского анализа». Оно содержит комплексное представление о философско-антропологической и философско-культурологической концепции ее становления и функционирования.

Объектом исследования являются процессы становления этнического сознания талышской народности в их исторической ретроспективе, насчитывающей более 1000 лет.

Предметом исследования являются условия формирования и социально-исторические проявления картины мира талышского этноса.

Цель исследования - выявить доминантные ценностные установки талышского этнического сознания, способствующие формированию и эволюции его картины мира на разных этапах истории народа.

Гипотеза исследования. Если при анализе мифологической картины мира на раннем этапе исторического развития талышского этноса, восходящей к культу камней, рощ и деревьев, выявляются черты верований, носящих антропоморфный характер и определяющих земледельческий способ существования носителей данной формы религиозного сознания, то в условиях специфического «геоэтнического заповедника» любые наслоения извне - зороастризм, ислам шиитского толка будут включать их в новую картину мира, создавая тем самым уникальные формы культуры. Составляющие данную картину мира не только объясняют историко-культурный процесс формирования и развития самобытности талышского этноса, но и могут лечь в основу прогнозирования его дальнейшей судьбы в современных условиях цивилизационных сдвигов.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили следующие его задачи:

- проанализировать научную и философскую литературу, исследующую генезис этнического сознания, его структурные элементы;

- раскрыть условия «геоэтнического заповедника», в ходе исторического развития которого формировалось талышское этническое сознание;

- обозначить содержательную основу ранних верований талышей, становления мифологической картины мира талышского этноса;

- изучить генезис талышского народного поэтического творчества;

- исследовать механизм возникновения зороастрийских религиозных элементов в структуре талышского этнического сознания;

- выявить условия взаимодействия дозороастрийского и зороастрийского мировоззрений;

- показать роль зороастрийского мировоззрения как доминирующей ценностной ориентации в этническом сознании талышей на протяжении длительного исторического периода;

- определить значение философской составляющей в зороастрийской картине мира талышей;

- исследовать механизм внедрения шиитских религиозных элементов в структуру талышского этнического сознания и их взаимодействие с зороастрийскими;

- показать роль зороастрийско-шиитского синкретизма в формировании «народной религии» талышей;

- раскрыть способы самосохранения талышского этноса, вошедшего с XVIII века в орбиту российского влияния, в условиях современной нестабильной этнополитической ситуации.

Методологическая основа диссертации. Как мировоззренческая установка, наделенная определенной совокупностью принципов и ценностных подходов, обусловленная социально-историческими принципами формирования и развития, картина мира талышского этнического сознания рассматривается и анализируется в исторической динамике социокультурного процесса.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мамедов, Азер Агабала оглы, 2018 год

Список литературы

1. Абаев В.И. Миф и история в Гатах Зороастра // Историко-филологические исследования памяти Н.И. Конрада. - М.: Главная редакция восточной литературы, 1974. С. 310-321.

2. Абдоли Али. История кадусиев (на азербайджанском языке). -Тегеран, 2002. - 272с.

3. Авеста. «Закон против дэвов» (Видевдат). - СПб: Издательство Политехнического университета, 2008. - 301 с.

4. Авеста. Избранные гимны. - М.: Дружба народов; КРАМДС, 1993. - 207 с.

5. Авеста. Избранные гимны. Душанбе, «Адиб», 1990. - 176 с.

6. Авеста в русских переводах (1861-1996). - СПб: «Журнал Нева», «Летний сад», 1998. - 480 с.

7. Авеста. - СПб: СПбГУ, Нестор-История, 2013. - 544 с.

8. Авксентьев В.А. Социально-философские аспекты анализа межэтнических конфликтов. Автореферат дисс... докт. филос. наук. -Ставрополь, 1997. - 42 с.

9. Агаев Г.Д. Данные этнотопонимии о расселении тюркоязычных племен в Азербайджане в Х1-ХУ вв. // Этническая ономастика. - М.: Наука, 1984. С. 143-150.

10. Аджиев М. Скажи свое имя, Талыш // Вокруг света. 1989. №7. С. 11-15.

11. Албакова Ф.Ю. Современные проблемы исследования национально-этнического сознания. - М.: Диалог-МГУ, 1999. - 24 с.

12. Алексеев В.П. Этногенез. - М.: Высшая школа, 1986. - 176 с.

13. Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. - М.: Наука, 1989. - 441 с.

14. Алиев И. История Мидии. Баку, Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1960. - 360 с.

15. Алиев И. Очерк истории Атропатены. Баку, Азербайджанское государственное издательство, 1989. - 160 с.

16. Алиев И. История Азербайджана с древнейших времен до начала XX в. - Баку: Элм, 1995. - 432 с.

17. Алиев И. Несколько замечаний на авестологическую тему. - Баку: Нурлан, 2003. - 88 с.

18. Алиев И. О некоторых вопросах этнической истории азербайджанского народа. - Баку: Нурлан, 2002. - 372 с.

19. Алиев С. Жизнь и деятельность Ахмеда Кесрави Табризи в 1920 -1930 гг. // Краткие сообщения Института востоковедения. Вып. 36. — М.: Изд-во Восточной литературы, 1959. С. 77-85.

20. Антология мировой философии в четырех томах. Т.1. - М.: Мысль,

1969. - 936 с.

21. Антология мировой философии в четырех томах. Т.2. - М.: Мысль,

1970. - 776 с.

22. Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. Т. 1. - М., 2008. - 539 с.

23. Аристотель. Сочинения в 4-х тт. Т. 1. - М.: Мысль, 1975. - 550 с.

24. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. -М.: Наука, 1989. - 247 с.

25. Асадов Ф.С. Талышское ханство (на азербайджанском языке). -Баку: Ченлибел, 1998. - 152 с.

26. Асатрян Г. Этническая композиция Ирана: от «Арийского простора» до Азербайджанского мифа. Ереван, Кавказский центр иранистики, 2012. - 129 с.

27. Ахмедзаде З.А. Избранные произведения (на талышском языке). -Спб., 2002. - 166 с.

28. Бартольд В.В. Место Прикаспийских областей в истории мусульманского мира. - Баку: Общество обследования и изучения Азербайджана, 1925. - 150 с.

29. Бартольд В.В. Сочинения в 9 тт. Т. 7. - М.: Наука, 1971. - 664 с.

30. Бейль П. Исторический и критический словарь в 2-х тт. Т.1. - М.: 1968. - 510 с.

31. Березин И.Н. Путешествие по Дагестану и Закавказью. Казань, 1849-1850. - 473 с.

32. Березин И.Н. Путешествие по Северной Персии. - Казань, 1852. -445 с.

33. Бертельс А.Е. История литературы и культуры Ирана. - М.: Наука, 1988. - 563 с.

34. Бертельс А.Е. Художественный образ в искусстве Ирана 1Х-ХУ вв. - М.: Восточная литература, 1997. - 422с.

35. Бикерман Э. Хронология древнего мира. - М.: Наука, 1975. - 336с.

36. Бируни Абу Рейхан. Избранные произведения. Том 1. Ташкент, Издательство Академии наук Узбекской ССР, 1957. - 485 с.

37. Бичеев Б.А. Мифолого-религиозные основы формирования этнического сознания калмыков: диссертация. доктора философских наук: 09.00.13. Ставрополь, 2005. - 381 с.

38. Бобков А.И. Религиозный опыт и этническое самосознание в условиях кризиса национально-цивилизационной идентичности. Иркутск, Издательство ИГУ, 2013. - 287с.

39. Бойс М. Зороастрийцы: верования и обычаи. - М.: Восточная литература, 1987. - 316с.

40. Большая Советская Энциклопедия. - М.: Государственный научный институт «Советская Энциклопедия», ОГИЗ, РСФСР, 1946. Т.53. - 784с.

41. Большая Советская Энциклопедия. Издание 3-е. - М.: Советская Энциклопедия, 1976. Т. 25. - 600 с.

42. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Загадки истории древних ариев. - М.: Мысль, 1974. - 124 с.

43. Брагинский И.С. Из истории персидской и таджикской литератур. Избранные работы. - М.: Наука, 1972. - 524 с.

44. Брагинский И.С. Из истории таджикской народной поэзии. - М.: Наука, 1956. - 496 с.

45. Брагинский И.С. Иранское литературное наследие. - М.: Восточная литература, 1984. - 295 с.

46. Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. - М.: Весь Мир, 2008. - 552 с.

47. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. - М.: Наука, 1973. - 283 с.

48. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. - М.: Наука, 1981. - 389 с.

49. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983. - 412 с.

50. Введение в историю и культуру талышского народа. - Ереван, Кавказский центр иранистики, 2011. - 200 с.

51. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 808с.

52. Вебер М. Избранное: Образ общества. - М.: Юрист, 1994. - 704с.

53. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания.

- М.: Культурная революция, 2009. - 400 с.

54. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

55. Гадамер Х-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики.

- М.: Прогресс, 1988. - 704с.

56. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. «Космо-Психо-Логос». - М.: Прогресс-Культура, 1995. - 480 с.

57. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии в 3-х кн. Книга 1. -М.: Наука, 2006. - 352 с.

58. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. - СПб: Наука, 1993. -480 с.

59. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет в двух томах. Т.2. - М.: Мысль, 1971. - 630с.

60. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т.8. - М.-Л. Государственное социально-экономическое издательство, 1935. - 470с.

61. Гегель Г.В.Ф. Философия религии в 2-х тт. Т.2. - М.: Мысль, 1977.

- 573 с.

62. Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М.: Мысль, 1990. - 525 с.

63. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. - М.: Академический проект, 2008. - 767 с.

64. Генинг В.Ф. Этнический процесс в первобытности. Свердловск, 1970. - 125 с.

65. Геродот. История. - М.: ЭКСМО, Мидгард. - Спб., 2008. - 704 с.

66. Гоббс Т. Сочинения в 2-х тт. Т.2. - М.: Мысль, 1991. - 735 с.

67. Гольбах П. Избранные произведения в 2-х тт. Т. 1. - М.: Мысль, 1963. - 715 с.

68. Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племен Передней Азии.

- М.: Восточная литература, 2007. - 508 с.

69. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. - М.: АСТ, 2002. - 439с.

70. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. - М.: АСТ: Астрель, 2010. -415 с.

71. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - СПб: Кристалл, 2001.

- 614 с.

72. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. -СПб: Издательский дом «Кристалл», 2003. - 576с.

73. Гуревич П.С. Проблема целостности человека. - М.: Институт философии РАН, 2004. - 178 с.

74. Гуревич П.С. Философия культуры. - М.: КЫаВепе, 2001. - 352с.

75. Дандамаев М.А. Иран при первых Ахеменидах. - М.: Наука, 1963. -290 с.

76. Дандамаев М.А. Политическая история ахеменидской державы. -М.: Наука, 1985. - 317 с.

77. Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика Древнего Ирана. - М.: Наука, 1980. - 415 с.

78. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2008. - 704 с.

79. Декарт Р. Сочинения в 2-х тт. Т.1. - М.: Мысль, 1989. - 654с.

80. Джамбаттиста Вико. Основания новой науки об общей природе наций. - М.: REFL- book, 1994. - 656с.

81. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1979. - 620с.

82. Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране. - М.: Восточная литература, 1982. - 133с.

83. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. -М.: Наука, 1985. - 214с.

84. Древнеиндийская философия. Начальный период. - М.: Мысль, 1972. - 271 с.

85. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.2. -М.: Мысль, 1973. - 383с.

86. Дьяконов И.М. История Мидии с древнейших времен до конца IV в. до н.э. - М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1956. - 485с.

87. Дьяконов И.М. Языки древней Передней Азии. - М.: 1967. - 492с.

88. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. - М.: Восточная литература, 1990. - 247 с.

89. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М.: Наука, 1991. - 575с.

90. Завадский А.М. Поездка в Талыш летом 1902 г.//Известия Кавказского Отдела Императорского Русского Географического общества. Т. XIX, - Тифлис, 1909.

91. Зейдлиц. Этнографический очерк Бакинской губернии//Кавказский календарь, 1871. С. 46-67.

92. Зиммель Г. Избранное в двух томах. Т.2. Созерцание жизни. - М.: Юрист, 1996. - 607 с.

93. Зороастрийские тексты. - М.: Восточная литература, 1997. - 352 с.

94. Из космогонических поверий талыщинцев Ленкоранского уезда // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Выпуск XVII, Тифлис, 1893. С. 202-204.

95. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1961. -628 с.

96. Ильин В.В. Теория познания. Симвология. Теория символических форм. - М.: МГУ, 2013. - 384 с.

97. Ильин В.В. Философия: в 2-х т. Т.1. Ростов, издательство «Феникс», 2006. - 832 с.

98. Имам Али. Путь красноречия. Казань, Идеал-Пресс, 2010. - 400 с.

99. Иностранцев К.А. Обычаи прикаспийского населения Персии в X веке. - Спб., 1909. - 28 с.

100. Иностранцев К.А. О древнеиранских погребальных обрядах и постройках // ЖМНП: Новая серия. Ч. XX. - Спб., 1909. С. 95-121.

101. Иностранцев К.А. Персидская литературная традиция в первые века ислама. Императорская Академия наук. - Спб., 1909. - 43 с.

102. Иностранцев К.А. Переселение парсов в Индию и мусульманский мирр в первой половине VIII века. - Петербург, 1915. - 34 с.

103. Историки античности. Т.1. Древняя Греция. - М.: Издательство «Правда», 1989. - 624 с.

104. Историография Ирана нового и новейшего времени. - М.: Наука, 1989. - 270 с.

105. Кабус-намэ. - М.: Восточная литература, 1958. - 295 с.

106. Кей-Кавус. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили. - 224 с.

107. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. - М.: ОГИ, 2003. -296 с.

108. Кант И. Сочинения: в шести томах. Том 4. Часть 2. - М.: Мысль, 1965. - 478 с.

109. Кант И. Трактаты и письма. - М.: Издательство «Наука», 1980. -709 с.

110. Караулов Н.А. Сведения арабских писателей о Кавказе, Армении и Адербейджане // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Выпуск XXIX, Тифлис, 1901. С. 1-73.

111. Карпович Ф.Г. Арабы и тюрки в Бакинском крае и введение ислама // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Выпуск XXVII, Тифлис, 1900. С. 37-53.

112. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. - М.: Гардарика, 1998. -784 с.

113. Кассирер Э. Философия символических форм. Т.1. Язык. - М.: Академический проект, 2011. - 271 с.

114. Кассирер Э. Философия символических форм. Т.2. Мифологическое мышление. - М.: Академический проект, 2011. - 280 с.

115. Кассирер Э. Философия символических форм. Т.3. Феноменология познания. - М.: Академический проект, 2011. - 398 с.

116. Кистенев Д.А. Экономический быт государственных крестьян Ленкоранского уезда Бакинской губернии//Материалы по изучению экономического быта государственных крестьян Закавказского края. Т. VII, Тифлис, 1887. - 767 с.

117. Классики мирового религиоведения. Антология. - М.: Канон+, 1996. - 496 с.

118. Клима О. История авестийской, древнеперсидской и среднеперсидской литературы // История персидской и таджикской литературы. - М.: Прогресс, 1970. - 418 с.

119. Колесников А.И. Иран в начале VII века // Палестинский сборник, выпуск 22. - Л.: Наука, 1970. - 143 с.

120. Колесников А.И. Сасанидский Иран. История и культура. - СПб: Нестор-история, 2012. - 520с.

121. Коран. Перевод И.Ю. Крачковского. - М.: ИКПА, 1990. - 512 с.

122. Коссович К. Четыре статьи из Зендавесты. - СПб: Типография Императорской Академии наук, 1861. - 161 с.

123. Крупник И.Л. Зурванизм в древнем и средневековом Иране. Опыт религиоведческой реконструкции. - М.: ЛЕНАНД, 2014. - 200 с.

124. Крупник И.Л. Анализ религиозных оснований российской и иранской цивилизаций // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2011. - №1. - С. 112-118.

125. Кушнер П.И. Этнические территории и этнические границы. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1951. - 273с.

126. Лаво Р.С. Этнокультурная дисперсия ассирийцев в глобализирующемся мире: диссертация. доктора философских наук: 09.00.13. Ставрополь, 2009. - 424 с.

127. Легкобытов В. Талышинское ханство // Обозрение Российских владений за Кавказом в статистическом, этнографическом, топографическом и финансовым отношениях. - Спб., 1836. Т. 3. - 392 с.

128. Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет. - СПб: «Европейский дом», 2002. - 400 с.

129. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 608 с.

130. Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М.: Восточная литература, 1985. - 398 с.

131. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. - М.: Республика, 1994. -384 с.

132. Леви-Стросс К. Печальные тропики. - М.: АСТ, 1999. - 576с.

133. Лейбниц Г. Сочинения в четырех томах. Т.4. - М.: Мысль, 1989. -555 с.

134. Лелеков Л.А. Авеста в современной науке. - М.: Государственный научно-исследовательский институт реставрации Министерства культуры и туризма РФ, 1992. - 194 с.

135. Ленкарани Фазил Шейх Мухаммад. Объяснение законов шариата (на азербайджанском языке). Кум, Иран, 1998. - 527с.

136. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в двух томах. Том 1. - М.: Педагогика, 1983. - 392 с.

137. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. - 345 с.

138. Литература Древнего Востока. Тексты. - М.: МГУ, 1984. - 350с.

139. Лобок А.М. Антропология мифа. Екатеринбург, Банк культурной информации, 1997. - 688с.

140. Локальные и синкретические культы. - М.: Наука, 1991. - 318с.

141. Локк Дж. Сочинения в 3-х тт. Т. 1. - М.: Мысль, 1985. - 621с.

142. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Издательство политической литературы, 1991. - 525с.

143. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: Мысль, 1993. - 960 с.

144. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - М.: Мысль, 2001. - 561с.

145. Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Том I. Статьи по семиотике и топологии культуры. - Таллин, «Александра», 1992. - 247с.

146. Луконин В.Г. Искусство Древнего Ирана. - М.: Искусство, 1977. -232 с.

147. Луконин В.Г. Древний и раннесредневековый Иран. Очерки истории культуры. - М.: Восточная литература, 1987. - 296с.

148. Лурье С. Историческая этнология. - М.: Академический проект, 2004. - 624 с.

149. Майоров Г.Г. Философия как искание абсолюта. Опыты теоретические и исторические. - М.: Эдиториал УРСС, 2004. - 416с.

150. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М.: Мысль, 1979. - 431 с.

151. Маковельский А.О. Авеста. - Баку: Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1960. - 144 с.

152. Мамедов А.А. Талыши как носители древнего языка Азербайджана // Вопросы филологических наук. 2006. №5. С. 113-127.

153. Мамедов А.А. Авестийские грамматические традиции в современном талышском языке. Деп. В ИНИОН РАН №50955 от 29.11.1995 г.

154. Мамедов А.А. Некоторые аспекты религиозных обрядов зороастрийцев. Деп. В ИНИОН РАН №50954 от 29.11.1995 г.

155. Мамедов А.А. Религиозно-философские идеи Авесты. Автореферат дисс. канд. филос. наук. - М., 1996. - 28 с.

156. Мамедов А.А. Зороастризм и культурные традиции талышского народа. Lambert Academic Publishing. Saarbruken, Germany, 2002. - 92с.

157. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т.3. - 629 с.

158. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. 12. - 879 с.

159. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. 42. - 535 с.

160. Марр Н.Я. Талыши. - Петроград, 1922. - 24 с.

161. Массэ А. Ислам. Очерк истории. - М.: Крафт+, 2007. - 200с.

162. Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. - М. - Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1938. - 510 с.

163. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М.: Восточная литература,

2000. - 407 с.

164. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. - М.-СПб: «Академия исследований культуры», «Традиция», 2005. -240 с.

165. Мелетинский Е.М. и др. Структура волшебной сказки. - М.: РГГУ,

2001. - 234 с.

166. Материалисты Древней Греции. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. - 239 с.

167. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 873 с.

168. Мирза Ахмед Мирза Худаверди оглы. Книга известий (Из истории Талышского ханства) (на азербайджанском языке). - Баку, Элм, 1975. - 235с.

169. Миронов В.В. Философия и метаморфозы культуры. - М.: Современные тетради, 2005. - 424 с.

170. Миллер Б.В. Предварительный отчет о поездке в Талыш летом 1925 г. - Баку: Общество обследования и изучения Азербайджана, 1926.

171. Миллер Б.В. К вопросу об языке населения Азербайджана до отуречения этой области. - М.: Институт этнических и национальных культур народов Востока СССР. Ученые записки, 1930. Том 1. С. 199-228.

172. Миллер Б.В. Талышские тексты. - М.: РАНИОН, 1930. - 261с.

173. Миллер Б.В. Талышский язык. - М.: Издательство Академии наук СССР. - 1953. - 267с.

174. Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. -М.: Канон+, 2011. - 432с.

175. Моррис Г. Сотворение мира: научный подход. Калифорния, США, 1990. - 79 с.

176. Мусави Саййид Муджтаба Лари. Основные положения ислама. Кум, Иран, 2006. - 326 с.

177. Мутахарри М. Исламское мировоззрение. - М.: Исток, 2010. - 112с.

178. Мутахарри М. Человек и вера. Человек с точки зрения Корана. - М.: Исток, 2009. - 168 с.

179. Мухаммад Бакир ас-Садр. Истинность шиизма. - М.: Центр исламских исследований, 2009. - 63с.

180. Народы России: Атлас культур и религий. - М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008. - 256 с.

181. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т.2. - М.: Мысль, 1996. - 829 с.

182. Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 1986. -415 с.

183. Оришев А.Б. Иранский узел. Схватка разведок. 1936-1945 гг. - М.: Вече, 2009. - 400 с.

184. Оришев А.Б., Мамедов А.А. Талыши: язык, история, культура. Palmarium Academic Publishing, Saarbraken, Germany, 2014. - 108 с.

185. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. - М.: Весь Мир, 1997. - 704с.

186. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991. - 588с.

187. Основы иранского языкознания. Новоиранские языки: Северозападная группа. II. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. - 573 с.

188. Очерки по истории и культуре талышского народа. Выпуск 1. -Ереван, 2007. - 132 с.

189. Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков. - М.: Наука, 1972. - 559 с.

190. Персидские народные сказки. - М.: Главная редакция восточной литературы, 1987. - 504 с.

191. Пехлевийские назидательные тексты. - М.: Восточная литература, 1991. - 192 с.

192. Пирейко Л.А. Талышский язык// Языки народов СССР. Т.1. - М.: Наука, 1966. С. 302-322.

193. Пирейко Л.А. Талышско-русский словарь. - М.: Русский язык, 1975.

- 352с.

194. Платон. Сочинения в четырех томах. Т.1. - М.: Мысль, 1990. - 860с.

195. Платон. Сочинения в трех томах. Т.3, ч.1. - М.: Мысль, 1971. -687 с.

196. Платон. Диалоги. - М.: Мысль, 1986. - 607с.

197. Плутарх. Сочинения. - М.: Художественная литература, 1983. -

407с.

198. Погодин А.Л. Религия Зороастра. - СПб: 1903. -147 с.

199. Поппер К. Логика научного исследования. - М.: Издательство «Республика», 2005. - 447 с.

200. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2. - М.: Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. - 528с.

201. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. - М.: ФЭРИ-В, 2006.

- 640 с.

202. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М.: Наука, 1979.

- 232 с.

203. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. - М.: Искусство, 1976. - 614с.

204. Поэзия и проза Древнего Востока. - М.: Художественная литература, 1973. - 736 с.

205. Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. -552 с.

206. Пьянков В.И. Бактрия в античной традиции. - Душанбе: Дониш, 1982. - 62 с.

207. Пьянков В.И. Средняя Азия и Евразийская степь в древности. -СПб: Петербургское лингвистическое общество, 2013. - 736 с.

208. Рисс П.Ф. О талышинцах, их образе жизни и языке // Записки Кавказского отдела Императорского Русского Географического общества. Книга III. - Тифлис, 1855. С. 1-72.

209. Расторгуева В.С., Эдельман Д.И. Этимологический словарь иранских языков. Том 1. - М.: Издательская фирма «Восточная литература», 2000. - 327 с.

210. Расторгуева В.С., Эдельман Д.И. Этимологический словарь иранских языков. Том 2. - М.: Издательская фирма «Восточная литература», 2003. - 502 с.

211. Расторгуева В.С., Эдельман Д.И. Этимологический словарь иранских языков. Том 3. - М.: Издательская фирма «Восточная литература», 2007. - 493 с.

212. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. - М.: Академия наук СССР, 1957. - 328 с.

213. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб: Издательство «Питер», 2003. - 512 с.

214. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.

215. Саййид Муджтаба Мусави Лари. Основные положения ислама. Кум, Иран, 2006. - 326 с.

216. Самопознание русского народа. Сборник научных статей. - М.: МГПУ, 2014. - 160 с.

217. Словарь географических терминов и других слов, формирующих топонимию Ирана. - М.: Наука, 1971. - 346с.

218. Соколов В.В. Средневековая философия. - М.: Высшая школа, 1979. - 448с.

219. Соколов В.В. Философия как история философии. - М.: Академический проект, 2015. - 863с.

220. Соколов С.Н Авестийский язык. - М.: Восточная литература, 1961.

- 124с.

221. Соколов С.Н. Язык Авесты. Издательство Ленинградского университета, 1964. - 415с.

222. Соловьев Вл. Сочинения в 2-х тт. Т.1. - М.: Мысль, 1990. - 892с.

223. Спиркин А.Г. Происхождение сознания. - М.: Издательство политической литературы, 1960. - 472с.

224. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Издательство политической литературы, 1972. - 303с.

225. Стеблин-Каменский И.М. Гаты Заратуштры. - СПб: Петербургское Востоковедение, 2009. - 192с.

226. Степин В.С. Теоретическое знание. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.

- 744с.

227. Страбон. География в 17 книгах. - М.: Ладомир, 1994. - 994с.

228. Струве В.В. Этюды по истории Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии. - Ленинград, Наука, 1968. - 354с.

229. Сумерки богов. - М.: Издательство политической литературы, 1990.

- 398с.

230. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М.: Издательство политической литературы, 1989. - 573 с.

231. Талыши: история и культура. Хрестоматия. - М.: Книжный дом «Либроком», 2008. - 192с.

232. Талыши: от эпохи Сефевидов до окончания второй русско-иранской войны 1826-1828 гг. - М.: Книжный дом «Либроком», 2009. - 176с.

233. Талышинские легенды и поверья//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Выпуск XXVI, Тифлис, 1899. С. 1-10.

234. Талышинские тексты //Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Выпуск XX, Тифлис, 1894. С. 17-22.

235. Талышские легенды. - М.: Книжный дом «Либроком», 2012. - 120с.

236. Талышские народные предания и сказки. - Ереван, Кавказский центр иранистики, 2005. - 62с.

237. Талышские поминальные песни (на талышском языке). Баку, 2006. - 48с.

238. Талышские сказки (на талышском языке). Баку, 2004. - 167с.

239. Тард Г. Личность и толпа. - СПб.: 1903. - 178с.

240. Тейяр де Шарден. П. Феномен человека. - М.: АСТ, 2002. - 553с.

241. Тишков В.А., Шнирельман В.А. Этничность и религия в современных конфликтах. - М.: Наука, 2012. - 650с.

242. Тойнби А. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991. - 736с.

243. Токарев С.А. Ранние формы религии. - М.: Издательство политической литературы, 1990. - 622с.

244. Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике. Т.3: Индийские и иранские языки. Кн.1. - М.: Языки славянский культур, 2009. -376 с.

245. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995. - 624 с.

246. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. -4-е изд. - СПб: «Азбука-Классика», «Петербургское востоковедение», 2005. - 544с.

247. Трубецкой С.Н. Сочинения. - М.: Мысль, 1994. - 816с.

248. Февр Л. Бои за историю. - М.: Наука, 1991. - 635с.

249. Фейербах Л. Избранные философские произведения в двух томах. Т. 1. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. -676 с.

250. Фейербах Л. Избранные философские произведения в двух томах. Т. 2. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. -943 с.

251. Фирдоуси. Шахнаме. Т. 1. От начала поэмы до сказания о Сохрабе.

- М.: Издательство Академии наук СССР, 1957. - 675с.

252. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. - М.: Наука, 1989. -576с.

253. Фрай Р. Наследие Ирана. - М.: Восточная литература, 2002. - 463с.

254. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М.: Наука, 1991. -456 с.

255. Ханыков Н.В. Записки по этнографии Персии. - М.: Восточная литература, 1977. - 150 с.

256. Хомейни Аятолла. Исламское правление. - Алматы: Атамура. Казахстан, 1993. - 136 с.

257. Хрестоматия по истории Древнего Востока в 2-х ч. Ч. 2. - М., 1980.

- 255 с.

258. Чанышев А.Н. Эгейская предфилософия. - М.: Издательство Московского университета, 1970. - 239 с.

259. Чанышев А.Н. Италийская философия. - М.: Издательство Московского университета, 1975. - 214 с.

260. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М.: Высшая школа, 1981. - 374 с.

261. Чанышев А.Н. Начало философии. - М.: МГУ, 1982. - 184 с.

262. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. - М.: Высшая школа, 1999. - 703 с.

263. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории. - Л.: Наука, 1986. - 304 с.

264. Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры // Советская этнография. 1972. №3. С. 73-85.

265. Чунакова О.М. Пехлевийский словарь зороастрийских терминов, мифических персонажей и мифологических символов. - М.: Восточная литература РАН, 2004. - 286с.

266. Чурсин Г.Ф. Талыши (Этнографические заметки) // Известия Кавказского Историко-Археологического Института в Тифлисе. Т. IV. Тифлис, 1926. С. 15-40.

267. Швейцер А. Культура и этика. - М.: Прогресс, 1973. - 342 с.

268. Шелер М. Избранные произведения. - М.: Гнозис, 1994. - 490 с.

269. Шеллинг Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. - М.: Мысль, 1989. -636 с.

270. Шиповская Л.П., Мамедов А.А. Шиитская религиозно-духовная традиция в картине мира талышского этнического сознания//Казанская наука. 2013. №11. - С. 199-202.

271. Шиповская Л.П., Оришев А.Б., Мамедов А.А. Зороастризм: формирование религиозного сознания//Фундаментальные исследования, 2014. №9-5. - С. 1140-1143.

272. Широкогоров С.М. Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Владивосток, издательство Дальневосточного университета, 2002. - 148 с.

273. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. - М.: Мысль, 1998. - 664 с.

274. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. - М.: Мысль, 1998. - 604 с.

275. Шлет Г.Г. Введение в этническую психологию. - СПб: Издательский дом «П.Э.Т.», 1996. - 154 с.

276. Эдельман Д.И. Иранские и славянские языки. Исторические отношения. - М.: Издательская фирма «Восточная литература», 2002. - 230 с.

277. Эдельман Д.И. Этимологический словарь иранских языков. Том 4. -М.: Издательская фирма «Восточная литература», 2011. - 415 с.

278. Элиаде М. Аспекты мифа. - М.: Академический проект, 2001. -240 с.

279. Элиаде М. Священные тексты народов мира. - М.: Крон-Пресс,

1998. - 624 с.

280. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. - М.: Ладомир,

1999. - 488 с.

281. Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское. - М.: Ладомир, 2000. - 414с.

282. Элиаде М. История веры и религиозных идей: От каменного века до элевсинских мистерий. - М.: Академический проект, 2014. - 432с.

283. Элиаде М. История веры и религиозных идей: От Гаутамы Будды до триумфа христианства. - М.: Академический проект, 2014. - 495с.

284. Элиаде М. История веры и религиозных идей: От Магомета до Реформации. - М.: Академический проект, 2012. - 463с.

285. Элиаде М. Космос и история. Избранные работы. - М.: Прогресс, 1987. - 312 с.

286. Элиаде М. Священное и мирское. - М.: МГУ, 2013. - 142с.

287. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований. Миф, религия, культура. - М.: - СПб: Издательство Рудомино-Университетская книга, 1997. - 415с.

288. Этническая ономастика. - М.: Наука, 1984. - 192с.

289. Этнология. - М.: Академический проект, 2006. - 624с.

290. Юнг К.Г. Психологические типы. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 480с.

291. Юнг К.Г. Алхимия снов. Четыре архетипа. - М.: Медков, 211. -312с.

292. Яблоков И.Н. История религии в 2-х тт. Т.1. - М.: Юрайт, 2014. -526 с.

293. Яблоков И.Н. Социология религии. - М.: Мысль, 1979. - 180с.

294. Ядулла Саяд. Стихотворения (на талышском языке). - СПб: 2003. -119 с.

295. Языки мира. Иранские языки. II. Северо-Западные иранские языки.

- М.: «ИНДРИК», 199. - 302с.

296. Якобсон В.А. Некоторые проблемы исследования государства и права Древнего Востока//Народы Азии и Африки, 1984, №2. С. 89-96.

297. Ali Nasir. Bahand, Tolishabilbil (на талышском языке). Баку, 2004. -111с.

298. Bartholomae Chr. Der Gatha-Dialekt. - Leipzig, 1879. - 25p.

299. Bartholomae Chr., Geldner K.F. et.al. Grundriss der iranischen Philologie. I. Band I. Abteilung. - Strassburg, 1895-1901. - 332p.

300. Bazin M. Le Talech, une region ethnique au Nord I'Iran - Paris, 1980. T. 1. - 220p; T. 2. 314p.

301. Benveniste E. The Persian religion according to the chief Greek texts. -Paris, 1929. - 119p.

302. Benveniste E. Indo-iranian language and society. - University of Miami Press, 1973. - 579p.

303. Boyce M. A history of Zoroastrianism. The early period. BRILL, 1989.

- 349p.

304. Boyce M. A history of Zoroastrianism. Vol. 2: Under the Achaemenians. BRILL, 1982. - 306p.

305. Cameron G. History of Early Iran. The University of Chicago Press, Chicago, 1936. - 260p.

306. Christensen A. L' Iran sous les Sasanides. Paris, 1936. - 559p.

307. Chodzko A. Specimens of the popular poetry of Persia. - London, 1842.

- 583p.

308. Clifton J., Tiessen C., Deckinga G., Lucht L. Sociolinguistic situation of the Talysh in Azerbaijan. USA, Dallas, SIL International, 2005. - 33p.

309. Duchesne-Guillemin. La religion de l'Iran Ancient, Paris, 1962. - 411p.

310. Henning W.B. The Ancient language of Azerbaijan//Transactions of the philological society. - London, 1954. P. 157-177.

311. Henning W.B. A Fragment of a Khwaresmian Dictionary. London, 1971.

- 56p.

312. Henning W.B. Memorial volume. London, 1970. - 512p.

313. Henning W.B. Zoroaster, Politician or Witch-Doctor? London, Oxford University Press, 1951. - 51p.

314. Herzfeld E. Archaeological history of Iran. Oxford University Press, 1935. - 112p.

315. Herzfeld E. Iran in the Ancient East. - New-York, 1941. - 353p.

316. Herzfeld E. Zoroaster and his world. Vol. I-II. Princeton, 1947. - 851p.

317. Jakson A.V.W. An Avesta Grammar in Comparison with Sanskrit. Stuttgart, 1892. - 334p.

318. Jakson A.V.W. Avesta reader: First Series: Easier Texts, Notes, and Vocabulary. Stuttgart, 1893. - 112p.

319. Jakson A.V.W. The Avestan Alphabet and Its Transcriptoin. Stuttgart, 1980. - 44p.

320. Jakson A.V.W. Persia. Past and Present. - London, 1906. - 786p.

321. Jakson A.V.W. Zoroastrian studies. - N-Y.: 1928. - 319p.

322. Lazard G. Le Dialecte Taleshi de Masule (Gilan)//Stidia Iranica. Leiden. T.7, 1978. P. 252-268.

323. Lazard G. Textes en Taleshi de Masule//Studia Iranica. Leiden. T.8, 1979. P. 33-66.

324. Lazard G. Glossaire Masulei//Stidia Iranica. Leiden. T.8, 1979. P. 269275.

325. Merton R.K. Social theory and social structure. - Glencoe, Free Press, 1968.-702p.

326. Morgan J.de. Recherches prehistoriques dans le Talych russe (Lenkoran)// Mission scientifiques en Perse. Part. IV. Recherches archeologiques. - Paris, 1896. - 302p.

327. Radde Gustav. Reisen an der Persisch-Russischen Grenze. Talysch und seine Bewohner. - New-York, Columbia University libraries, 1991. - 450p.

328. Sociolinguistic Situation of the Talysh in Azerbaijan. SIL International. 2005. - 33p.

329. Spiegel F. Eranische Altertumskunde. I-III, Leipzig, 1871-1878.

330. Tarapore J. Law in Ancient Iran//Indo-Iranian Studies, London, 1925. -293p.

331. Tavernier J.B. Les Six Voyages en Turguie, en Perse et aux Indes. Paris, 1676.- 697p.

332. Terry Lynn Todd. A grammar of Dimili, also known as Zaza. Stockholm, 2002. - 179p.

333. The Cambridge history of Iran. Vol. 2: The Median and Achaemenian periods. - L.: CambridgeUniversity Press, 1985. - 955p.

334. The Sacred books of the East. Vol. IV. The Zend-Avesta. Part I. The Vendidad. -Oxford, 1880. - 241p.

335. The Sacred books of the East. Vol. XXIII. The Zend-Avesta. Part II. The Sirozahs, Yasts, and Nyayis. -Oxford, 1883. - 384p.

336. The Sacred books of the East. Vol. XXXI. The Zend-Avesta. Part II. The Yasna, Visparad, Afrinaganm Gahs, and Miscellaneous fragments. -Oxford, 1887. - 404p.

337. Yarshater E. Azari or the Ancient language of Azerbaijan. Maryland, USA, 1993. - 124p.

338. Yarshater E. The Tati Dialect of Kajal//Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, Vol. XXIII, Part 2, 1960. P. 275-286.

339. Yarshater E. The dialect of Shahrud (Khalkhal)//Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, Vol. XXII, Part 1, 1959. P. 52-68.

340. Yarshater E. The Cambridge history of Iran. Cambridge University Press, 1983. - 700p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.