Формирование институтов семейного и наследственного права в Арабском Халифате: VIII - X вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат наук Дадашев, Муса Бахтияр оглы
- Специальность ВАК РФ12.00.01
- Количество страниц 159
Оглавление диссертации кандидат наук Дадашев, Муса Бахтияр оглы
Содержание
Введение 3
Глава I. Институты семейного права 16
§ 1. Порядок заключения брака 16
§2. Права и обязанности супругов 55
§3. Права и обязанности родителей и детей 75
§4. Прекращение брака: виды и характеристика 87
Глава II. Наследственное право 107
§1. Общая характеристика мусульманского наследственного права 107
§2. Наследование по закону 119
§3. Наследование по завещанию 134
Заключение 141
Библиографический список 151
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Межконфессиональные браки согласно исламскому праву: теория и практика2023 год, кандидат наук Кулиев Джамали Тофикович
СООТНОШЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ И ПРАВОВЫХ НОРМ В РЕГУЛИРОВАНИИ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ИРАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ2016 год, кандидат наук Рахматоллах Бабаи Эстахрсари
Особенности функционирования норм шариата в мусульманском сообществе России в конце XVIII - начале XX вв.2010 год, кандидат исторических наук Мухаметзарипов, Ильшат Амирович
Семейное и наследственное право в Киевской Руси: IX - XII вв.2006 год, кандидат юридических наук Дементьева, Татьяна Юрьевна
Полигамия в мировых религиях и ее канонизация в исламе2005 год, кандидат философских наук Миримова, Афисат Абдулкеримовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование институтов семейного и наследственного права в Арабском Халифате: VIII - X вв.»
Введение
Актуальность темы исследования. Вопросы семейного и наследственного права в исламе и истории его формирования являются важнейшими и актуальными, как в историко-правовой науке, так и в современном правоведении.
Актуальность данного диссертационного исследования предопределена не только правовым, но и социально-политическим значением, поскольку в России по разным оценкам живет около 20 млн, а в мире около 1,5 млрд мусульман. Исследование развития мусульманского семейного права позволяет глубже понимать общественные, политические и социально -культурные процессы, происходящие среди мусульманского населения России и в мусульманском мире в целом. А поскольку именно в VIII—X вв. был заложен фундамент современного мусульманского семейного и наследственного права, этот исторический период представляется наиболее значительным и важным. Это связано с тем, что в этот период правотворчество основателей мусульманских богословско-правовых школ (мазхабов) и их учеников, а также шиитских имамов составило основу современного семейного и наследственного законодательства целого ряда государств, где мусульманское право лежит в основе их правовой системы.
В семейном праве правотворчество основателей мусульманских богословско-правовые школ в VIII—X вв. затронуло целый ряд таких семейно-правовых институтов, как установление совершеннолетия при вступлении в брак, суммы предбрачного дара (махра), прав и обязанностей супругов, развода.
В наследственном праве правотворчество мусульманских богословов-правоведов в VIII—X вв. коснулось вопросов наследования «недостойными наследниками», наследников по закону, наследования по завещанию.
Данное исследование позволяет развеять многие стереотипы, касающиеся мусульманского семейного права, большинство из которых связаны с доисламским обычным правом народов.
Актуальность диссертационной работы заключается в том, что исследуемый период в истории развития мусульманского семейного и наследственного права является стержневым и основополагающим, поскольку именно на VIII—X вв. приходится становление основных мусульманских богословско-правовых школ (мазхабов): ханафитской, ханбалитской, маликитской, шафиитской, захиристкой и джафаристской.
Объект исследования. Объектом исследования в данной диссертации являются семейно-правовые и наследственно-правовые отношения, их становление и развитие в исламских религиозно-правовых школах (мазхабах).
Предмет исследования. Предметом исследования являются основополагающие принципы, формы и институты мусульманского семейного и наследственного права в конкретный исторический период (VIII—X вв.).
Цель исследования. Цель исследования состоит в выявлении сущности особенностей и характера исламского семейного права и сопутствующего ему мусульманского наследственного права на определенном историческом отрезке (VIII—X вв.).
Задачи исследования. В рамках диссертационного исследования поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности процесса становления мусульманского семейного и наследственного права в VIII—X вв.
2. Рассмотреть и выявить особенности и правовой генезис мусульманских семейно-правовых институтов в рассматриваемый период.
3. Выявить и показать особенности и различия 4-х суннитских богословско-правовых школ (мазхабов) и джафаритского (шиитского) мазхаба по таким ключевым семейно-правовым вопросам, как заключение брака, права и
обязанности супругов, права и обязанности детей и родителей, развод и определение местожительства детей.
4. Определить роль основателей и представителей мусульманских богословско-правовых школ VIII—X вв. в вопросах систематизации и правового упорядочивания прав женщин.
5. Выявить и показать особенности и различия 4-х суннитских богословско-правовых школ (мазхабов) и джафаритского (шиитского) мазхаба по ключевым наследственно-правовым вопросам, таким как круг наследников по закону и завещанию, порядок передачи наследства по закону и по завещанию, круг «недостойных» наследников.
Методологическую основу диссертационного исследования составляют всеобщие (диалектический), общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, историзм) и специально-юридические (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы познания.
С помощью сравнительно-правового метода установлены особенности мусульманского семейного права VIII—X вв. путем сопоставления с последующим развитием мусульманского семейного права в Новейшем времени, а также с другими правовыми и религиозно-правовыми системами.
Посредством исторического метода показаны особенности становления и динамика развития мусульманского семейного и наследственного права в VIII—X вв.
Источниковую основу исследования составили: Священное Писание -Библия, Священный Коран, сборники высказываний пророка Мухаммеда, в том числе «Сахих аль Бухари» Мухаммед ибн Исмаила, «Сахих аль Муслим» Муслим ибн аль Хаджаджа, «Джами ат Тирмизи» Мухаммед ибн Иса ат Тирмизи, «Сунан ибн Маджа» Мухаммед ибн Язид аль Казвини, «Усуль аль Кафи» Абу Джафар Мухаммед ибн Йакуба аль Кулайни, Абу Джа'фар Мухаммад ибн Али ибн Бабавейх аль-Куми ас-Садук «Ман ла йахдурух аль факих», Абу Джафар Мухаммад ибн аль-Хасан ат-Туси «Тахзиб аль-ахкам фи шарх аль-мукни'а» и «Аль-Истибсар фи ма'хталаф аль-ахбар», «Бихар аль
Анвар» Мухаммеда Бакир ибн Мухаммед Исфахани Маджлиси, «Васаиль аш Шиа» Мухаммеда ибн Хасана, «аль Мугни» Мухаммеда ибн Хатиба аш Ширбини, «Муснад» Ахмад ибн Ханбала, «40 хадисов» имама ан Наваи, а также «Решение и мудрость Али ибн Абу Талиба» Мухаммед Таки Тустари, «Ислам в вопросах и ответах» Ш.Р.Аляутдинова, «Разъяснение шариатских положений» Макарем Ширази и Али Систани, «Исламское право» Али Хаменеи.
В диссертации впервые вводятся в научный оборот такие первоисточники, как «Усуль аль кафи» Мухаммеда ибн Якуба Аль-Кулайни, «Бихар аль Анвар» Мухаммеда Маджлиси, «Васаиль аш Шиа» Хурра Аль-Амили Мухаммеда ибн Хасана, «Муснад» Ахмада ибн Ханбала (VIII—X вв.)
Степень научной разработанности. Среди отечественных исследователей, занимавшихся данной проблематикой, можно отметить таких исследователей, как М.В.Вагабов, И.П.Петрушевский, З.М.Буниятов, Д.Р.Иванов, Б.Д.Нуреев, Н.Е.Торнау, Р.М.Эфендиев, Р.М.Нургалеев, В.В. Цмай, Л.Р.Сюкияйнен, Е.А.Рыжкова, Д.Ф.Латыпова, В.В.Бартольд, Ю.К.Манукян, Д.Е.Еремеев, О.Н.Науменко, И.А.Магомедов, А.А.Али-заде, Э.С.Ахильгова, Г.М. Керимов, Т.С.Саидбаев, В.М.Боер, В.М.Маммадалиев, Р.Б.Ширинова, А.А.Гинц, Д.В.Уланова, Р.А.Минниахметов, Л.Т.Гайсина, Л.Б.Михайлова, А.И.Першиц, О.В.Науменко, Л.И.Шайдуллина, Я.С.Смирнова.
Среди зарубежных исследователей можно выделить таких исследователей, как Абдаль Хамид Тахмаз, Нури Кахвечи, Омар Насухи Бильман, Абу Захра, Вахбе Зухайли, Хайреддин Караман, Ахмед Дидат, Саффет Кесе, Джелал Эрбай, Сердар Мутчалы, Кавакчи Юсуф Зия, Атеш Али Осман, Актан Хамза, Абдуррахман Язычы, Али Юксек, Муртаза Мутаххари, Наджма Яссери. Максуд Р. Шарль Р., Муджтаба Мусави Лари, Хусейн Хафиз Фарук Абдуллах, Афроза Бюльбюль, Али ибн Эмруллах, Усрушени Мухаммад ибн Махмуд, Мехмед Акиф Айдан, Ахмет Яман, Мехмед Дирик, Джон Эспозито, Натана Делонг.
Однако, несмотря на наличие достаточного количества научных работ по мусульманскому семейному и наследственному праву, на данный момент среди отечественных работ отсутствует системное и комплексное научное исследование вопросов формирования мусульманского семейного и наследственного права в VIII—X вв. В мусульманском мире на протяжении всего исторического развития богословами-правоведами и учеными исследовались и разрабатывались различные правовые положения, касающиеся мусульманского семейного и наследственного права.
Научная новизна работы обусловлена тем, что данное диссертационное исследование является одной из первых работ в России комплексного, системного и теоретического анализа становления и развития мусульманского семейного и наследственного доктринального права в VIII— X вв. Это позволило получить следующие научные результаты:
— на основе анализа всех условий заключения брака в мусульманском семейном праве раннего Средневековья выявлены их особенности и предложена авторская классификация условий для бракосочетания;
— были рассмотрены и проанализированы особенности наступления совершеннолетия в мусульманском семейном праве раннего Средневековья, дан анализ факта определения наступления совершеннолетия в сравнении с другими правовыми системами, сформулировано определение совершеннолетия в мусульманском семейном праве и предложена авторская классификация его признаков;
— проанализирован феномен «принуждения к браку» со стороны опекуна девушки в мусульманском семейном праве и на основании первоисточников выдвинуты аргументы об отсутствии фактора принудительного брака;
— выявлена природа махра (предбрачного дара) в VII в. и особенности правотворчества мусульманских богословов-правоведов в сфере махра этого периода, проведен сравнительный анализ с другими правовыми системами, в которых существовал институт предбрачного дара; на основе анализа
института махра в мусульманском семейном праве, выявлены его особенности, дано его авторское определение, предложена классификация его функций;
— описаны существующие требования к свидетелям при заключении брака, показаны особенности подходов к наличию свидетелей при заключении бракосочетания и предложена авторская классификация этих требований;
— проведен анализ шиитского временного брака, проанализированы его условия и позиция шиитских имамов по условиям заключения брака, выявлены особенности его заключения, проведен сравнительный анализ шиитского временного брака с конкубинатом в римском праве и с браком мисйар, имеющим место в современном суннитском праве;
— выявлены особенности правотворчества мусульманских богословов-правоведов VIII—X вв. в сфере нафака и дано авторское определение основополагающему правовому институту в мусульманском семейном праве - нафака;
— рассмотрен феномен «затворничества женщин», на основании первоисточников и доказательных выводов автором дается заключение об отсутствии этого феномена в мусульманском семейном праве раннего Средневековья;
— рассмотрены права и обязанности детей и предложена авторская классификация этих прав и обязанностей;
— рассмотрен институт опекунства и предложено авторское определение опекунства в мусульманском семейном праве рассматриваемого периода;
— рассмотрен феномен «свободы развода», на основании изученных первоисточников автором сделан вывод об отсутствии свободы развода в мусульманском семейном праве раннего Средневековья;
— изучены все известные разновидности разводов в мусульманском семейном праве, предложена авторская классификация этих разводов по видам и по категориям;
— рассмотрена проблематика дачи мужем жене трех разводов одновременно, сформулированы особенности подходов шиитских имамов и суннитских богословов-правоведов в вопросе подачи трех разводов одновременно;
— рассмотрены позиции богословов-правоведов VIII—X вв., по поводу определения места жительства детей при разводе и предложены принципы определения места жительства детей судьей при бракоразводном процессе;
— изучены источники мусульманского наследственного права и предложена их классификация, помимо этого судебный прецедент был выделен в качестве самостоятельного источника мусульманского наследственного права раннего Средневековья;
— выявлены особенности правотворчества богословов-правоведов VIII-X вв. в вопросах круга наследников, «недостойных» наследников, сформулировано авторское определение «наследования по закону», автором предложена классификация круга наследников по закону и классификация долей наследования;
— сформулировано определение наследования по завещанию в мусульманском наследственном праве, предложена авторская классификация видов наследования по завещанию.
Положения, выносимые на защиту
1. В VIII—X вв. мусульманскими богословами-правоведами были произведены существенные преобразования, которые важнейшим образом меняли институт брака и семьи. В семейном праве были пересмотрены условия заключения и расторжения брака, а также права и обязанности супругов, сложившиеся в VII в. при жизни пророка Мухаммеда и «праведных халифов». Так, в частности, были пересмотрены положения, связанные с согласием опекуна (вали) на заключение брака лицами женского пола,
возраст совершеннолетия при вступлении в брак, порядок выплаты нафака, положения развода и т.д. В мусульманском наследственном праве были значительно пересмотрены порядок наследования наследственной массы, перечень «недостойных» наследников по закону, порядок наследования по завещанию, существенным образом отличавшиеся от семейно-правовых и наследственно-правовых норм при пророке Мухаммеде и при «праведных халифах».
Исходя из вышеизложенного, был сделан вывод о том, что VIII—X вв. -первый этап коренной и системной модернизации мусульманского семейного и наследственного права.
2. В VIII—X вв. богословами-правоведами был модернизирован целый ряд институтов семейного и наследственного права, которые существенным образом расширили права женщин: Абу Ханифой и другими богословами -правоведами ханафитской школы Абу Юсуфом и Мухаммедом аш Шейбани были приняты фетвы (богословско-правовые заключения), согласно которым при вступлении в брак женщине вообще не требовалось согласие опекуна; увеличен количество благ при выплате нафака женщинам; установлен размер алиментов при бракоразводном процессе и значительно расширены права женщин при определении места жительства ребенка.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно охарактеризовать данный этап как этап развития правовых гарантий женщин по таким серьезным и актуальным вопросам, как свобода волеизъявления при заключении брака, материальное обеспечение женщин и ее потомства при бракоразводном процессе. Автор полагает, что на данном историческом отрезке (VIII—X вв.), женщина в Арабском халифате в сравнении с другими государствами этого времени была в социально-экономическом аспекте самой защищенной категорией населения. На современном этапе развития человечества данный историко-правовой опыт Арабского халифата должен быть учтен и использован не только государствами со значительным
мусульманским населением, но и государствами, где численность мусульман не является серьезным и значимым фактором.
3. Еще одним важным направлением деятельности мусульманских богословов-правоведов была значительная модернизация прав мужчин на дачу развода. Отсутствие ограничений на размер махра, вкупе со многими другими обязательствами, вытекавшими из бракоразводного процесса, стали «скрытыми» правовыми механизмами, игравшими роль при желании мужа развестись, наряду со значительным расширением оснований приводили к балансу интересов и правовых гарантий мужчин и женщин при бракоразводном процессе.
Таким образом, вопреки установившемуся в отечественной историко-правовой науке мнению, можно сказать что благодаря богословам-правоведам в VIII—X вв. данный определенный правовой баланс между мужчинами и женщинами, в сущности, снизил права мужчин на полную свободу развода, тем не менее сохраняя за ними преимущество как материально-ответственной стороны.
4. Несмотря на то, что модернизация и развитие (VIII—X вв.) мусульманского семейного права происходили в рамках мусульманского права, здесь можно выявить и такое направление деятельности суннитских богословов-правоведов, как компромисс с адатом (обычным правом). В жизни народов, присоединенных к Арабскому халифату в VIII—X вв., мусульманское семейное право во многом сглаживало нормы обычного права народов. Ликвидируя такие архаичные практики различных народов в виде принудительного брака, передачи предбрачного дара роду, а не женщине и т.д., богословы-правоведы не разрушали традиционный уклад разных народов, а способствовали его сохранению.
К компромиссу с адатом можно также отнести: установление правоведами-маликитами института приданого женщины; установление в качестве критерия оценки принудительного махра в виде адата, чего не было в период жития пророка Мухаммеда; установление раннего брачного
возраста, что всегда существовало в обычном праве многих народов до присоединения их к халифату.
Данный опыт должен быть всесторонне учтен государствами, где в основе законодательства лежит мусульманское право или в случае если мусульмане составляют большинство населения и одновременно сильны традиционалистские устои. Это позволяет говорить о том, что обычное право может самым теснейшим образом сосуществовать с мусульманским семейным правом.
5. В течении VIII—X вв. шиитскими имамами был полностью сформирован институт временного брака. Во временном браке правовые гарантии сохранялись лишь за потомством, рожденным от этого брака. Однако при этом, во всех остальных вопросах временный брак был аналогичен постоянному: возможность наличия у женщины только одного мужа, соблюдение идды (выжидательного срока) после окончания времени брака и законнорожденность появившихся от этого брака детей.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что вопреки мнению многих исследователей, временный брак нельзя рассматривать как завуалированную форму проституции, а это именно брак, при котором за женщиной сохраняется значительная личная автономия. Учитывая современную эпоху - культ максимального индивидуализма и личной свободы — данный опыт в современных условиях имеет большую перспективу в мусульманском мире, где существует определенное взаимопроникновение мусульманской и западной правовой систем, как в форме шиитского временного брака, так и его аналога в виде брака мисйар, существующего в современном суннитском семейном праве. При данном формате брака возможно совмещение идеалов личной свободы и автономии женщин при сохранении основополагающих институтов мусульманского семейного права и защиты прав детей, рожденных от этого брака.
6. К Х в. в мусульманском семейном праве брак полностью оформился как договор, заключаемый между мужчиной и женщиной. Формат брака в виде
договора, включавший в себя как императивные, так и диспозитивные нормы, обеспечивал гибкость правовых отношений в семье. В то же время данный договор очевидным образом показывает превосходство и преимущество мужчин во всех аспектах семейно-брачных отношений, в частности в бракоразводном процессе, в вопросе личной автономии женщин.
Исходя из этого можно сделать вывод о том, что данный формат семейно-брачных отношений при одновременной гибкости и с признанием главенствующей роли мужа при большой материально-экономической защищенности также признавал роль и значение женщин в браке. По мнению автора, юридическое неравенство полов при признании прав женщин адекватно отражало физиологическое, физическое положение и материально -экономическую ответственность сторон брачного договора. 7. Особенность рассматриваемого периода развития мусульманского семейного права заключается в том, что права рабов были значительно расширены, и они наделялись ограниченной правосубъектностью.
Правотворчество мусульманских богословов-правоведов в VIII-X вв. в этом вопросе заключалось в том, что рабам предоставлялось право на содержание со стороны хозяина, право жениться как на рабыне, так и на свободной женщине, право зарабатывать и иметь свое хозяйство, запрет на жестокое обращение с рабом и уничижительное к нему отношение. Некоторые богословы-правоведы наделяли их также правом наследования и передачи своего наследства.
Исходя из вышесказанного, автор заключает, что правовые положения в отношении рабов в мусульманском семейном праве в VIII—X вв. были одним из самых прогрессивных для своего времени. Именно такие шаги мусульманских богословов-правоведов способствовали отсутствию в обществе социальных катаклизмов при одновременном сохранении рабского состояния как вынужденного ввиду малого количества уголовно-исправительных учреждений для содержания пленников.
8. Одной из особенностей развития мусульманского семейного права в VIII-X вв. является значительная либерализация семейно-правовых норм отцами-основателями ханафитской правовой школы: Абу Ханифой, Абу Юсуфом и Мухаммедом аш Шейбани. Так в частности, Абу Ханифой и Абу Юсуфом была введена норма, согласно которой совершеннолетняя и благоразумная девушка была наделена полной свободой при выборе супруга, не спрашивая при этом разрешения у опекуна. Определенная либерализация произошла и в шиитском (джафаритском) мазхабе, поскольку шиитскими имамами была установлена норма, согласно которой девушка могла не спрашивать согласия опекуна при заключении брака, если опекун давал немотивированный отказ или же если отказ был связан с мотивами, не связанными с религиозностью, моральными качествами молодого человека.
Исходя из этого можно сказать, что в условиях определенного синтеза мусульманской и западной правовой систем развитие мусульманского семейного права в нынешних условиях зависит от признания права свободного выбора женщиной супруга путем ликвидации роли опекуна либо ее минимизации. В этих условиях раннеханафитский правотворческий опыт должен быть максимально принят во внимание и учтен в государствах, где мусульманское право лежит в основе законодательства, либо где мусульмане составляют большинство населения.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в комплексном анализе и сформулированных выводах и положениях, которые существенном образом обогащают историко-правовую науку в части таких важных институтов мусульманского права как брак и наследование в конкретный исторический период (VIII—X вв.).
Практическая значимость диссертационного исследования. Положения и результаты данного диссертационного исследования могут быть применены при разработке и создании учебной и учебно-методической литературы по историко-правовой науке.
Апробация. Тема диссертационного исследования обсуждалась на заседании кафедры истории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Положения и результаты диссертации излагались на следующих конференциях:
— Летняя школа молодых ученых МГЮА - 2017 г. «Развитие российского права: влияние иностранного и международного права» (Звенигород, 27 июня—2 июля 2017).
— Зимняя школа молодых ученых МГЮА - 2018 г. «Трансформация института юридической ответственности в изменяющейся социальной практике» (Москва, 9 января—2 февраля 2018).
Основные положения и результаты диссертационного исследования также нашли свое отражение в публикациях автора (четыре статьи в журналах, рекомендуемых ВАК).
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из Введения и 2 глав, включающих 7 параграфов, а также заключения и библиографического списка.
Глава I. Институты семейного права §1. Порядок заключения брака
Брак в доисламском семейном праве аравийских племен. В доисламском аравийском родоплеменном обществе брак не был систематизированным правовым явлением. Доисламские исторические источники не сохранили свидетельств по поводу порядка и условий заключения брака. До возникновения Ислама на Аравийском полуострове существовало множество видов брака, которые по своей правовой природе отличались от предыдущих и последующих семейно-правовых систем. Эти отличия заключались в том, что ряд видов брака разнились от классического юридического понимания брака, поскольку они не порождали никаких прав и обязанностей. В доисламском аравийском обществе брак был результатом договоренностей родоплеменных кланов. Причина архаичного характера брака у доисламских арабов, заключалась в без системности правовой системы аравийского общества, которая полностью основывалась на адатах (правовых обычаях).
В доисламском аравийском обществе существовали следующие виды
брака:
• сыдк - брак, в классическом смысле слова, по взаимному согласию, где существуют определенные права и обязанности, регламентирующие супружескую жизнь вступающих в брак;
• мута - брак схожий с сыдком, с той лишь разницей, что он ограничен продолжительностью; в мусульманском семейном праве он называется «временным браком»;
• има - брак со служанкой;
• шигар - брак договорно-обменного характера, при котором в обмен на женитьбу одного мужчины с родственницей другого мужчины (например, дочерью или сестрой), последний также имел право жениться на родственнице первого мужчины; в данном виде брака
отсутствовала обязанность по передаче махра (предбрачного дара) женщине;
• ухтийа - брак, в котором мужчина женился одновременно на двух сестрах;
• рахат - брак, без всяких обязанностей, заключенный с целью совершения полового акта - как правило, такой брак заключали несколько мужчин с одной женщине. Как свидетельствуют исторические источники, каждый мужчина по очереди заходил к женщине и поднятый, затем красный флаг означал, что следующий мужчина мог зайти к женщине для вступления в интимную связь. В случае беременности, женщина звала к себе всех предполагаемых отцов и объявляла кого-либо из них отцом ребенка 1;
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Правовое регулирование бракосочетания в Исламской Республике Афганистан2010 год, кандидат юридических наук Пайкан Сурая
Формирование и развитие мусульманского права в Арабском Халифате (XII-XIII вв.)1985 год, кандидат юридических наук Хайдарова, Муатар Саидмурадовна
Положение женщины в татарском обществе в конце XVIII - первой половине XIX вв.: на материалах Казанской губернии2011 год, кандидат исторических наук Хабибуллина, Алсу Мирзаяновна
Семейно-правовое положение женщины в мусульманских странах2003 год, кандидат юридических наук Ахильгова, Эйза Салимовна
Фетвы как источник мусульманского семейного права в Османской империи в конце XV - начале XVII вв.2014 год, кандидат наук Уланова, Дарья Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дадашев, Муса Бахтияр оглы, 2018 год
Библиографический список
Первоисточники:
1. Антаки П.В. Сборник Постановлений шариата по семейному и наследственному праву, Издание Департамента Духовных дел иностранных исповеданий Санкт-Петербург, 1913 г., стр. 214
2. Ализаде А.А. Исламский энциклопедический словарь, изд-во «Ансар» Москва, 2007, стр. 850
3. Боголюбов А.С. Ислам: энциклопедический словарь, отв.ред С.М. Прозоров, Москва, «Наука», 1991 г. стр. 315
4. Бут Л.О., А.Р. Мухаметов Любовь и секс в исламе, изд-во «Ансар», Москва, 2004, стр. 304
5. Группа переводчиков, Жизнь 14 непорочных, издательство «Ахл аль Бейт», Москва, изд-во «Лейла», изд-ие первое, 2006, стр. 482
6. Имам Мухаммад бин Исма'ил Абу 'Абдуллах аль-Джу'фи альБухари (перевел Абдулла Владимир Нирша), Сахих аль Бухари, изд-во «Умма», Москва, 2004 г., стр. 522
7. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: Юристъ, 2004, стр. 735
8. Кодекс канонического права (CODEX IURIS CANONICI), институт философии, теологии и истории, им. св. Фомы, Москва, 2007, стр. 624
9. Коран, РИПОЛ КЛАССИК, комментарии Иман Валерии Пороховой, Москва, 2005, стр. 802
10. Макарем Ширази Познание шиизма (перевод и составление Айрат Баешев), изд-ие первое, Кум, 2011, стр. 301
11. Мухаммад Таки Тустари, Решения и мудрость Али ибн Абу Талиба / перевод с перс. М. Ибрагимовой. - М.: Изд-во «Исток»; 2010, стр. 264
12. Рийад ас-Салихин мин калам саййид аль-Мурсалин Сады Праведных, изд-во Ummah, Москва, 2003, стр. 768
13. Священное Писание. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, изд-во Московской Патриархии, Москва, 2010, стр. 1376
14. Сочинения блаженного Симеона архиепископа Фессалоникийского, Писания святых отцов и учения Церкви, том 2, Санкт-Петербург, типография Королева и комп., 1856, стр. 555
15. Торнау Н. Основы мусульманского законоведения, типография II отдела канцелярии его императорского величества, Санкт-Петербург, 1850, стр. 634
16. 40 хадисов имама ан-Навави, Перевод Владимир Абдулла Нирша. 2-е издание. - М., изд-во «Инфо-Единство». Благотворительный Фонд «Ибрагим бин Абдулазиз аль Ибрагим». 2001, стр. 615
17. Хаменеи, Сейид Али. Исламское право. пер. с перс. Дж. Мирзоева; ред. А. Байшев. - Т. 2. - М., ООО «Садра»; 2017. - с. 400
18. Aystullah-Uzma Seyid 9li Huseyni Sistani izahli ¡prist msssbbri, Baki, «MSH-poliqraf», 2013, s. 415
19. Ahmed bin Hanbal Musned, (Qev. Zekeriya Yildiz, Huseyn Yildiz, Hasan Yildiz), Ankara, 2014, cilt 4, s. 680
20. Ahmed ibn Hanbel, Musned, (Qev. Zekeriya Yildiz, Huseyin Yildiz, Hasan Yildiz), istanbul, 2016, 5 cilt, s. 736
21. Serdar Mut?ali Arapfa-Turkfe Sozluk, Dagarcik Yayinlari, Istanbul, 1995. s. 1023
Ал^Ц.» j^j j ^j.^iAty Jij^j AJCJAJI ^li^Vl tjb*^ .22
.A^i^ 735 '1989
jb t^jliiJl Jc ^J^^J t^liil Jj^) jJ ЛЛ^Л t^jjKJl .23
^.fjic jl^bVI AAJVI JIJII jj^i jljjVI JIAJ '^»iUJI .24
jx Aw! :^J^- J t^JjjAl^lJl ^jl^iJl ^C ¿Julll A^aU A»<L t^^^il
'^2008 t^jic^ЛсУ! A^i^jx CiljjJa^ 'jjj'^^^^ij
.^hk* 52 'P>110 jjl jta>> ^Ijj^ix t^liliJ) ¿JJI^ jj j^^jJl ^JC jpJl t^^jj^H .25
.A^i^ 420 t1423 (2002) ^ JJJJ
ojAtall ;4J31_LUI AJJ^LAH jljJl ;JjlJ ^J) ^ЗЦ'а'И OJ jUjlui Jjb jjl .26
.2125^Jl '^1988/-A1408 j^--
'^jjjjJl j ^jlx^Jl AJJ^X '^l&jjl ^J^ i^'c ^JI '^j^jjll .27
.3414^H '^j^^2011/1432
'2 ; 'AjjjxJl eb^j jlj ;ojAla]l ^J) i^jjj OJ ^^ .28
i 1568 A^i^ll
j£i!ljb jjJJ '^jl^ljjl OJ ^^l j^^jll^.^- Jjl ^l— '^jl^oll .29
.1453<^ '(1425-1426) 2005 'gjjtfljj&Jlj ^'c Ajjjxll plj^j jlj 'fluL* '^jj^ill OJ 'yjjji'"joH .30
.1425 ¿ujaJl '2932 A^i^Jl ^ '¿jhk* 5 ^1955/-* 1374 'al£j'j ^¿kJl ^JUI j^c '5 ^l^Jl 'Ajx^^Vl jb £jjijl oJ '^jKH .31
.393 '575
.204^ 'JjVl *>Jl '2016 '«jj^ OJVI« jlJ '6 ^l^Jl '2001 '»Aijx^Jl jlj« j^j ;^jjjj '.bj^j^jl 'A^j^l '^'i.j'Jl .33
;^jjjj '^l^J^jl blij) Aij*— ^j) ^IjA^jl ^Ji- i^^l OJ '^ojjj^Jl .34
152A^i^Jl '1414/1994 'AJJl
'2007 -1427 ;jSiH jlj ;j'loJl i^Ltfl ^l w* Jj^jjl 'J^jJl ^i^- OJ .35
'^IjjJl eb^V ^^'Jl ^JJJI J 'Axj^ijl JJI^J OJ jpJl .36
'15 *>Jl j .488 j 458 j 53<^i^l '14e>Jl i211 -ь^И '2 *>Jl '^j^1414
Электронные ресурсы
1. Sahih Bukhari// [Электронный ресурс] https: //www. sunnah. com/bukhari/49
2. Sunan abi Davud// [Электронный ресурс] https://www.sunnah.com/abudawud/43 (Последнее посещение - 1 февраля 2018
г.)
3. Sahih Bukhari// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sunnah.com/bukhari (Последнее посещение - 1 февраля 2018 г.)
4. Sahih Muslim// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sunnah.com/muslim (Последнее посещение - 1 февраля 2018 г.)
5. Sunan abi Davud// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sunnah.com/abudawud (Последнее посещение - 1 февраля 2018 г.)
6. Sunan at Tirmidhi// [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.sunnah.com/tirmidhi (Последнее посещение - 1 февраля 2018 г.)
7. Ibn majah https:// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sunnah.com/ibnmajah (Последнее посещение - 1 февраля 2018 г.)
8. ^jljj^ ^j^lj <jjjb jji^ <jlj^ ^Ij^jl ^jl^^IjSa Насер Макарем Ширази Фетва аятоллы Макарема Ширази на вступление в брак девочек в раннем возрасте // Iranian Students News Agency [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.isna.ir/news/95092213821 (Последнее посещение - 1 февраля 2018 г.)
9. Исламский парламент Ирана [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www. pari i ran. ir/maj les/fa/Content/4 artmajlesl/36239-
(последнее посещение
- 13 января 2018 г.)
10. Фетва Макарема Ширази о дозволенности заключения постоянного брака с женщинами из «Людей Книги» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://makarem.ir/main.aspx?lid=5&typeinfo=4&catid=6437&pageindex=4&mid =61726 (Последнее посещение - 5 февраля 2018 г.)
11. Правила святого Василия Великого, Первое Каноническое Послание Амфилонию Иконийскому // Заочная богословская школа [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.soluschristus.ru/biblioteka/mezhcerkovnye otnosheniya/kanony pravo slavnoj cerkvi/pravila svyatogo vasiliya velikogo/ (Последнее посещение - 1 декабря 2017 г.)
Книги, монографии, учебники, статьи, авторефераты диссертаций.
1. Абдаль Хамид Тахмаз Ханафитский мазхаб в новом обличье, книга четвертая, Нижний Новгород, Изд-во Медина, 2007, стр. 481
2. Бартольд В.В. Ислам, изд-во «Огни», Санкт-Петербург, 1918 г., стр. 98
3. Вагабов М.В. Ислам и женщина, Москва, «Мысль» 1968 г., стр. 230 М.В.Вагабов Ислам, женщина, семья; Дагестанское книжное издательство; Махачкала; 1994, стр. 192
4. Вагабов М.В., Как относится мусульманская религия к женщине, Дагестанское книжное издание, Махачкала, 1963, стр. 50
5. Вагабов М.В. Ислам и семья, изд-во «Наука», главная редакция восточной литературы, Москва, 1980, стр. 174
6. Вагабов М.В. Калым - вредный пережиток, Дагестанское книжное издательство, Махачкала, 1975, стр. 43
7. Еремеев Д.Е. Ислам - образ жизни и стиль мышления, Москва, Политиздат, 1990, стр. 288
8. Михайлова Л.Б., «религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам, учебное пособие, «Прометей», Москва, 2013, стр. 380
9. Муртаза Мутаххари Вопрос хиджаба/ Пер. с перс. М.С. Махшулов. - М.: ООО «Садра», 2012, стр. 240
10. Нургалеев Р.М. Наследственное право в исламе: учебное пособие. -Набережные Челны: «Духовно-деловой центр «Ислам нуры»»: 2013, стр. 132
11. Омельченко О.А. Римское право: Учебник. Издание второе. Москва.: Тон-Остожье, 2000, стр. 208
12. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в У11-ХУ вв., Ленинград, изд-во Ленинградского университета, 1966, стр. 395
13. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров/ - 6-е изд-ие, Москва, изд-во Юрайт, 2013, стр. 354
14. Иванова Д.Р., Нуриев Б.Д., «Институт брака в исламском праве раннего средневековья», Уфа, РИЦ БашГУ, 2014, стр. 143
15. Страшун Б.А. Конституционное право на жизнь в современном мире // «Актуальные проблемы российского права», №6, 2015, стр. 61-67
16. Науменко О.Н. Наследование в мусульманском праве //Вестник ЮжноУральского Федерального Университета. Серия: Право, 2010, стр. 92-95
17. Латыпова Д.Ф. Правовое положение женщины в мусульманских государствах от древности к современности: Монография / Акад. наук Респ. Башкортостан. - Уфа: Гилем, 2008. - 133 с.
18. Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской Православной Церкви Х1-ХХ1 вв.): учебное пособие. - Москва: Проспект; Екатеринбург, Издательский дом Уральского государственного юридического университета, 2016, стр. 394
19. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики, изд-во «Наука», Москва, 1986, стр. 235
20. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право и семейное законодательство стран Арабского Востока // Мусульманское право: Структура и основные институты. - М., 1984. - С. 120-145.
21. Сюкияйнен Л.Р. Ислам и права человека, изд-во «Садра», Москва, 2014, стр. 202
22. Цмай В.В., Боер В.М., Гинц А.А. Мусульманское семейное право / С.-Петерб. ун-т аэрокосм. приборостроения. - СПб.: СПбГУАП, 1998. - 119 с.
23. Цмай В.В. Регулирование семейно-брачных отношений мусульман «правом личного статуса» / С.-Петерб. ун-т аэрокосмич. приборостроения / С.-Петерб. ун-т МВД России. - СПб.: СПбГУАП; СПбУ МВД России, 2000. - 239,[1] с.
24. Тарусина Н.Н. Брак по российскому семейному праву, учебное пособие, ЯрГУ, 2007, стр. 255
25. Цмай В.В. Право личного статуса: Механизм формирования и реализации в мусульманских странах: Исторический и теоретико-правовой анализ: Автореф. дис. д-ра юрид. наук / С.-Петерб. ун-т МВД России. - СПб., 2000. -58 с.
26. Рубаба Бахадыр кызы Ширинова, автореф. диссер. доктора философии по философии, Баку, 2014, стр. 31
27. Шамиль Аляутдинов «Ислам в вопросах и ответах», Москва, изд-во «Аст» 2005, стр. 333
28. Эфендиев Р. Мухтасар шариат, Учебник магометанского вероучения суннитского толка, типография Т-ва «Культура», 1911 ч..11, Тифлис, 1911, стр. 85
29. Gandz Solomon The algebra of Inheritance: A rehabilitation of al -Khuwarizmi// Osiris (University of Chicago Press). Chicago, Volume 5, pp. 319-391
30.Nadjma Yassari Intestate Succession in Islamic Countries// Oxford Scholarship Online, Comporative Succession Law: Volume II: Intestate Succession, pp. 423441
31.Carroll, L. The Ithna Ashari Law of Intestate Succession: An Introduction to Shia Law// Applicable in South Asia (Modern Asian Studies, Vol. 19, No. 1. Cambridge, 1985, pp. 83-86
32. Hussain Farooq Hafiz Abdullah Laws of Inheritance in Islam and Hinduism: a comparative study// Al Idah 29, Shaykh Zayed Islamic Center, University of Peshawar, pp. 29-43
33. Afroza Bulbul Implication of Islamic Law of Inheritance: Ultimate Solution to family conflict// Asian journal of applied science and Engineering, Vol. 2, No 2, 2013, pp. 118-128
34. 9li 9kbsr Babazads islamda ails huququ vs evlsnms usulu, Baki, 9lsm ns§riyyati, 2015, s. 408
35. Шукуров А. Ислам, адsт вs sro^, Б., Азsрнsшр, 1981, 73 сsh
36. Ислам: Гыса мsлумат китабы - Б.: Все Баш редаксщасы, 1989 - 160 с.
37. akademik Vasim Msmmsdsliyev, Mu§srrsf Oliyeva islam huququnda vs milli qanunvericilikds u§aq haqlari// Baki Dovlst Universitetinin ilahiyyst fakultssi, 2012, s. 7-25
38. Ali bin Emrullah, Muhammed Hadimi islam ahlaki, istanbul, 1992, s. 544
39. Aktan, Hamza, Miras// Diyanet i slam Ansiklopedisi. i stanbul 2006, cilt 30, s. 143145
40.Yazici, Abdurrahman, Sahabe Do nemi Miras Hukuku Uygulamasi, Yayinlanmamis Yuksek Lisans Tezi, istanbul Universitesi Sosyal Bilimler Enstitusu, i stanbul, 2005, s.
41.Ebu Zehra Muhammed, i slam hukuku metodolojisi (Usulii Fikih), (ter. A. Sener), Ankara, 1979, s. 384
42.Celal Erbay Evlilik ve ve Hisimlik Nafakasi, Istanbul, 1998, s. 185
43.Omer Nasuhi Bilmen Hukuku islamiye ve istilahat-i Fikhiye Kamusu, Istanbul, 2016, s. 3335
44.Ahmet Yaman, Islam aile hukuku, Ifav yayinlari, Konya, 1998, s. 142
45.Usmseni Muhammed b. Mahmud, Ahkamus sigar. (terciime eden Ibrahim Canan), Yaylacik matbaasi, Istanbul, 1984, s. 488
46.Ates, Ali Osman, "Asr-i Saadet'te Dinler ve Gelenekler", Biitiin Yonleriyle Asr-i Saadet'te i slam, Beyan Yay., i stanbul 2006, s. 1792
47.Hayreddin Karaman Mukayeseli Islam Hukuku, Istanbul, 1974, s. 480
48.Karaman Hayreddin, Islamda kadin ve aile, Ensar, Istanbul 2008 s. 446
49. Yrd. Do?. Ali Yuksek islam Hukuku ii // Ondokuz mayis universitesi uzaktan egitim merkezi Unit 10, Samsun, s. 18
50.Celal Erbay Nafaka //Diyanet islam Ansiklopedisi, Vakfi Yayimlari, Istanbul, 32 cilt, s. 285
51. Omer Nasuhi Bilmen Hukuku islamiye ve istilahat-i Fikhiye Kamusu, Istanbul, 1988, II cilt, s. 3355
52. Vehbe Zuhayli islam fikhi ensiklopedisi (?eviren Nurettin Yildiz), istanbul, 2012, 10 cilt, s. 5250
53. Mehmet Akif Aydan Mehir// Islam Ansiklopedisi. Istanbul, 2003, cilt 28, s. 389391
54. Nuri Kahve? Islam aile hukuku, Hikmetevi Yaymlan, Istanbul, 2017, s. 280
55. Yrd. Do?. Dr. Mehmet DiRiK iSLÄM AiLE HUKUKUNDA KOCANIN NAFAKA MÜKELLEFiYETiNi DܧÜREN HALLER// islam Hukuku Ara§tirmalan Dergisi, Ankara, sy. 25, 2015 s. 135-159.
56. S. Kose Misyar nikahi// islam Hukuku Ara§tirmalari Dergisi, Nisan, sy. 13, 2009, s. 13-34
57. John L. Esposito, with Natana J. Delong Bas, Women in Muslim Family Law (2nd ed.), Syracuse University Press, Syracuse, 2001, p. 195
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.