Межконфессиональные браки согласно исламскому праву: теория и практика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Кулиев Джамали Тофикович

  • Кулиев Джамали Тофикович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 191
Кулиев Джамали Тофикович. Межконфессиональные браки согласно исламскому праву: теория и практика: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2023. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кулиев Джамали Тофикович

Введение

Глава I. Брачно-семейные отношения — центральный институт исламского права личного статуса мусульман

1.1. Шариат и фикх как основа права личного статуса

1.2. Право личного статуса

1.3. Общая характеристика семейного законодательства мусульманских стран и его соотношение с шариатом

1.4. Особенности заключения мусульманского брака

1.4.1. Помолвка («хитба») и её роль в дальнейшем заключении брака

1.4.2. Действительность брачного договора

1.4.3. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

1.4.4. Брачный дар («махр»)

1.5. Расторжение брака

1.6. Шариатская концепция наследования

Глава II. Межконфессиональный брак: вопросы теории и практики

2.1. Общая характеристика регулирования межконфессиональных браков в шариате и фикхе

2.1.1. Межконфессиональный брак согласно шариату

2.1.2. Межконфессиональный брак согласно фикху

2.1.3. Брак с многобожниками и «людьми Писания»: терминологический аспект

2.1.4. Основания запрета браков мусульманок с немусульманами

2.2 Межконфессиональный брак согласно законодательству мусульманских государств

2.3. Современные взгляды на заключение межконфессионального брака с мусульманами

2.3.1. Богословское заключение Совета улемов Духовного управления мусульман России о межконфессиональных браках

2.3.2. Брак мусульманки с мужчиной из «людей Писания»: современная интерпретация коранического запрета

Глава III. Отдельные правовые вопросы, вытекающие из

межконфессионального брака

3.1. Наследование в межконфессиональном браке

3.2. Возможность унификации норм, регулирующих межконфессиональные браки, в мусульманских государствах

3.3. Возможность унификации норм о межконфессиональных браках в светских государствах (на примере России)

3.4. Перспективы развития исламского права в России: регулирование отношений в межконфессиональном браке

3.4.1. Шариатские суды как инструмент защиты интересов мусульман в светском государстве

Заключение

Список использованных источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Межконфессиональные браки согласно исламскому праву: теория и практика»

Введение

С конца XIX века идет процесс формирования современного исламского права, которое имеет существенные особенности, отличающие его от средневекового исламского права. Это касается источников (ранее была доктрина, а на сегодняшний день - это нормативный правовой акт), последовательного разделения религиозного и юридического начала. Спецификой современного исламского права является тесное взаимодействие с другими правовыми системами. В настоящее время мы можем наблюдать, с одной стороны, ориентацию на традиционные положения шариата и фикха, с другой — отход от некоторых этих положений, что может объясняться процессом глобализации, общими тенденциями общемирового правового развития. Для современного исламского права характерна решающая роль государства в определении того места, которое занимает исламское право в современных правовых системах.

Все эти особенности современного исламского права могут анализироваться (исследоваться) как на уровне всей системы исламского права, так и на примере его отдельных структурных элементов (отраслей). Среди этих структурных частей исламского пава выделяется право личного статуса, анализ которого позволяет высветить характерные черты современного исламского права, показать его современный статус и тенденции развития. В этом отношении межконфессиональный брак как один из институтов права личного статуса представляет особый интерес, на его примере можно показать характерные черты исламского права в его современной эволюции.

Сегодня, когда глобализация играет большую роль, всё большее распространение получили браки между людьми, исповедующих разные религии. Помимо прочего, различие в вероисповедании в западном мире уже давно не воспринимается как препятствие для заключения брака, в том числе такого положения нет в действующем светском законодательстве.

Межконфессиональный брак — это не только культурные различия, но и зачастую совершенно противоположное понимание некоторых юридических аспектов, особенно это касается браков между мужчиной-мусульманином и женщиной иной веры. В Коране уделяется большое внимание вопросам семьи и брака, однако смешанный брак детально не урегулирован. Из Корана можно лишь сделать вывод о том, что мусульманин может жениться на женщине другой веры, если она принадлежит к так называемым «людям Писания» (является христианкой или иудейкой), а женщина-мусульманка может вступить в брак только с мужчиной, исповедующим ислам.

Так, в шариате однозначно рассмотрен только вопрос о том, может ли в принципе мусульманин вступать в брак с приверженицей другой веры (хотя в некоторых хадисах можно найти информацию о том, что жениться на «людях Писания» нежелательно). Однако другие аспекты межконфессионального брака не регламентированы. Например, из норм шариата не совсем очевидно, как именно происходит заключение брака между мусульманином и немусульманкой, каким образом осуществляется расторжение брака, каковы последствия развода, как и по поводу чего заключается брачный договор, как регулируются имущественные отношения между супругами, вопрос о статусе детей.

Ответы на вопросы, которые мы не нашли в Коране и Сунне, даёт фикх. Однако школы фикха не всегда едины во мнении по поводу того или иного вопроса. Этим можно объяснить то, почему законодательство стран, где применяются положения шариата и фикха, содержит разные нормы по одинаковым вопросам: законодатель заимствует нормы определенной школы фикха и включает их в законодательство; также законодатель часто отсылает к положениям фикха как к субсидиарному источнику.

В этой работе мы предполагаем рассмотреть регулирование смешанных браков согласно исламскому праву, прежде всего, в соответствии с законодательством различных стран, а также положениями, помимо

законодательства, применяемыми при решении юридически значимого вопроса. Так как исламское право вытекает из фикха, а фикх — из шариата, мы также коснемся общих вопросов по смешанным бракам, ответы на которые можно найти в Коране и Сунне, а также в разных школах фикха.

Объектом исследования являются общественные отношения, сложившиеся в сфере регулирования межконфессионального брака с участием мусульман.

Предметом диссертационного исследования выступают соответствующие нормы шариата, фикха и законодательства, которые регулируют вопросы межконфессионального брака.

Цель работы заключается в выявлении особенностей современного исламского права в сравнении с положениями шариата, традиционного и современного фикха на примере законодательного регулирования межконфессиональных браков в современных исламских, а также некоторых светских государствах, на территории которых проживает большое количество мусульман. Достижение поставленной цели необходимо для комплексной оценки и более точной характеристики современного исламского права, определения направлений его эволюции, отражения в положениях фикха и исламского права современных глобальных тенденций правового развития, характерных для нынешней ситуации в мире.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1) раскрыть соотношение шариата, фикха и исламского права1;

2) исследовать предписания шариата и выводы различных школ фикха по вопросам брака и его юридических последствий в исламском праве;

1 На тему определения шариата, фикха и исламского права, а также соотношения между ними существует множество научных работ, в связи с чем подробного анализа имеющихся подходов в настоящем исследовании произведено не будет. Однако, с учетом важности разграничения и соотношения между названными явлениями для диссертационного исследования указанному вопросу посвящён отдельный параграф.

3) рассмотреть законодательство современных исламских2 государств в части регулирования обычных и смешанных браков как элемента их правовых систем, основанных на взаимодействии исламской и европейской правовых культур;

4) на основе собранной информации выявить отражение в семейном законодательстве исламских государств общих тенденций правового развития мусульманских стран;

5) провести сравнительный анализ подходов к решению вопроса межконфессиональных браков в практике современных мусульманских стран;

6) выявить наиболее типичные модели регулирования традиционных и межконфессиональных браков в современном семейном праве исламских государств;

7) исследовать деятельность мусульманских общин в светских государствах по вопросу применения ими норм шариата и фикха в контексте регулирования брачно-семейных отношений, в том числе межконфессионального брака.

Несмотря на предпринятые усилия по поиску материалов судебной практики, автору удалось найти лишь одно судебное решение, которое касается исследовательского вопроса. По этой причине исследование судебной практики не было задачей настоящей работы. Сложность, связанная с нахождением примеров судебной практики, заключается в том, что бывают случаи, когда мусульмане при возникновении спора обращаются не в официальные судебные или арбитражные органы, а в неофициальные3.

Методологическую основу настоящей работы составляет концепция разграничения понятий шариата, фикха и исламского права.

Вкратце эти методологические положения сводятся к следующему:

2 В настоящем исследовании определения «исламский» и «мусульманский» используются как синонимы, в связи с чем в тексте диссертации будут встречаться оба варианта.

3 Подробнее настоящий вопрос будет освещен в подпараграфе 3.4.1.

— шариат представляет собой положения, ниспосланные Аллахом через его Посланника и выраженные в Коране и Сунне Пророка Мухаммада (т. е. положения шариата могут быть почерпнуты исключительно из Корана и Сунны);

— фикх означает область знания, изучающую правила внешнего поведения, а также сами эти правила. С фикхом связано понятие иджтихада, который представляет собой деятельность по извлечению норм внешнего поведения из шариата; источниками фикха являются как шариат, так и методы извлечения норм из шариата;

— под исламским правом следует понимать те правила фикха, которые соответствуют критериям права, то есть положения, получившие государственно официальный статус, например, в виде закрепления в законодательстве или применения судом;

— спор о правопонимании не является предметом этой работы, поэтому мы будем придерживаться позитивистской концепции, согласно которой право выражено, прежде всего, в законодательстве;

— шариат является религиозным феноменом, смысл которого состоит в указании «прямого пути» людям, а исламское право — это то, что создано людьми (пусть и на основе божественных предписаний);

— положения шариата и исламского права могут совпадать, когда положения Корана и Сунны включены в законодательство того или иного исламского государства; однако шариат сам по себе, не имеющий отражения в законодательстве, не может быть назван правом в точном смысле;

— нельзя категории, выражающие религиозные явления (в нашем случае это шариат), отождествлять с категориями юридическими (исламское право); именно поэтому, говоря о межконфессиональных браках согласно исламскому праву, мы будем исследовать не только то, что указано в Коране и Сунне, но и включено в содержание законодательства мусульманских государств.

Поставленная цель требует анализа религиозных текстов (их толкования), законодательства и научной литературы, в связи с чем предполагается использовать широкий набор методов. Это как стандартные для любого научного исследования методы (синтез, анализ, дедукция, индукция), так и методы специальные.

Во-первых, это формально-юридический метод, с помощью которого положения исламской мысли могут быть интерпретированы в категориях науки о праве и государстве. Этот метод необходим ввиду того, что исламское право — это многомерный объект, который, основываясь на религиозных постулатах (шариате), является категорией юридической.

Во-вторых, это набор методов сравнительного правоведения. Применение юридической компаративистики прямо вытекает из цели диссертационного исследования, в том числе из корреспондирующих ей задач, и исследовательского профиля работы. При этом предполагается использовать три варианта сравнения:

— догматический подход, который подразумевает сравнение норм, выраженных в законодательстве. В рамках такого сравнения мы можем на уровне норм законодательства сравнить регулирование межконфессиональных браков, что особенно актуально для исламских государств, законодательство которых содержит такие нормы;

— функциональный подход, рассматривающий право как инструмент решения социальных проблем. При этом будут сравниваться не только правовые нормы, но и правовые концепции, которые связаны между собой темой исследования, т.е. 1втИит сотратаИот8;

— культурологический подход, согласно которому право воспринимается как образец специфической национальной культуры. Этот вариант сравнения особенно важен в контексте исследования вопросов, связанных с исламским правом, изучение которого тесно связано с нравственными ценностями. Он также подразумевает, что каждой культуре присущи свои понятия и их интерпретация.

В-третьих, это социологические методы, использование которых позволяет получить информацию о том, как с течением времени изменяется количество межконфессиональных браков с участием мусульман (использование статистических данных), что, в свою очередь, подчеркнет актуальность выбранной темы. Помимо прочего, с помощью социологического подхода становится возможным обозначить закономерности развития выбранных для анализа государств, обосновать наличие или отсутствие изменений в их законодательстве по вопросу регулирования межконфессиональных браков. Кроме того, социологический подход позволяет расширить перечень используемых источников (например, богословские заключения, которые не являются источниками права в светских государствах, но всё же имеют важное значение при разрешении споров между лицами, если хотя бы один из них исповедует ислам).

Степень разработанности темы. В российской и в зарубежной науке отсутствуют комплексные тематические исследования, посвященные вопросам регулирования межконфессиональных браков как самостоятельного предмета или его роли в традиционном и современном исламском праве. Вместе с тем следует отметить, что в отдельных трудах зарубежных авторов тем или иным образом освещается вопрос межконфессиональных браков. В отечественной научной литературе и в работах российских мусульманских религиозных деятелей данная проблематика практически не рассматривается. Однако для темы нашего исследования представляют интерес публикации российских авторов, посвященные семейному праву современных мусульманских государств.

В целом имеющиеся на сегодняшний день исследования можно разделить на две группы:

1) общие работы по исламском праву, в которых имеется небольшой массив информации о регулировании брачно-семейных отношений, а также поверхностно затрагивается вопрос о праве личного статуса;

2) исследования, посвящённые непосредственно вопросу брачно-семейных отношений в соответствии с шариатом, фикхом и исламским правом, в том числе подробно рассматривается институт права личного статуса.

Работы отечественных исследователей целесообразно структурировать и проводить их анализ в соответствии со следующей периодизацией: дореволюционные, советские и постсоветские (российские) исследования.

I) Так, дореволюционными исследователями ислама и исламского права было издано достаточно обширное количество трудов. Однако научный интерес для настоящей работы многие из них не представляют, так как они посвящены либо истории/культуре4 или философии ислама5, либо догматическим вопросам шариата6, либо быту мусульман7, либо той части/разделу исламского права, которые не относятся в полной мере к теме диссертационного исследования8.

4 Бартольд В.В. Культура мусульманства. Петроградъ: Огни, 1917. 124 с.; Остроумов Н.П. Аравия и Коран. Опыт исторического исследования. Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1899. 272 с.; Шмидт Э. А. Очерки истории ислама, как религии // Мир ислама. 1912. Т. 1. № 1. С. 32-55; Шмидт Э. А. Очерки истории ислама, как религии // Мир ислама. 1912. № 2. С. 185202; Шмидт Э. А. Очерки истории ислама, как религии // Мир ислама. 1912. № 3. С. 562581.

5 Уманец С.И. Очерк развития религиозно-философской мысли в исламе. (Опыт истории мусульманского сектантства от смерти Мухаммеда до наших дней). СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1890. 164 с.

6 Цветков П. Исламизм: Практические обязанности исламизма. Т. 3. Асхабад: б.и., 1913. -560 е.; Наливкин В.П. Ислам и закон Моисея. Самарканд: б.и., 1898. 93 с.; Боголюбский Н.И. Ислам, его происхождение и сущность, по сравнению с христианством. Опыт историко-апологетического исследования. Самара: Тип. Гран, 1885. 295 с.

7 Машанов М.А. Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда как введение к изучению ислама: Очерк религиозного быта арабов язычников в эпоху Мухаммеда. Ч. 1. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1885. 877 с.

8 Торнау Н.Е. О правъ собственности по мусульманскому законодательству. СПб.: Тип. Императ. Акад. Наук, 1882. 87 с.; Абуль-Гкасым (Аль-Мухагкыгк). Шераиуль-Ислям или законы мусульман шиитского вероисповедания. Вып. 1.: О торговле и залоге СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1862. 234 с.; Антаки П.В. Сборник постановлений шариата по семейному и наследственному праву. Вып. II. Об опеке, дарении и признании. По учению Абу Ханифы. СПб.: Изд. деп. духов. дел иностр. исповеданий, 1913. 99 с.

Вместе с тем в трудах, посвященных общим вопросам/институтам исламского права, возможно найти информацию, касающуюся исследуемого в диссертации вопроса.

Так, Н.Е. Торнау указывает, что «оставление веры мусульманской и принятие иной» является одним из оснований «уничтожения брака»9. Для подробного разъяснения приведенного тезиса ученый приводит различные позиции: 1) в соответствии с одной точкой зрения (не указывается чьей), если не было сожительства, то оставление ислама одним из супругов немедленно уничтожает брак. В случае же последовавшего сожительства брак остаётся в законной силе, если жена оставила веру; но если муж отрекся от ислама, то брак расторгается, и муж обязан выдать «махр»; 2) отречение от ислама кем-либо из супругов, в соответствии с ханафитской и шафиитской школами фикха, является безусловным основанием для расторжения брака. Однако, если отречение от веры мужа или жены совершается после сожительства, то жена получает полный «махр», если же до сожительства жена отрекается от ислама, то выплата «махра» ей вовсе не предусмотрена, но если муж выходит из ислама до сожительства, то он обязан выдать жене половину «махра»10. Также Н.Е. Торнау пишет о том, что, «принятие ислама «людьми Писания» не уничтожает прежнего их брака; по мнению иных духовных лиц, женщины, обратившиеся к исламу, могут требовать уничтожения брака с неправоверным. Принятие же ислама лицами прочих вероисповеданий -идолопоклонниками, уничтожает прежние их обязательства о браке»11.

Также Торнау Н.Е. в своих исследованиях обращает внимание на причины, препятствующие приобретению наследства. Одной из такой причин

9 Торнау Н.Е. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб.: тип. II Отд. Собств. е. и. в. Канцелярии (1), 1880. С. 154. Торнау Н.Е. Особенности мусульманского права. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1892. С. 42-43.

10 Торнау Н.Е. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб.: тип. II Отд. Собств. е. и. в. Канцелярии (1), 1880. С. 154.

11 Торнау Н.Е. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб.: тип. II Отд. Собств. е. и. в. Канцелярии (1), 1880. С. 154-155.

является «неправоверие»12. Вместе с тем, подробнее освящая эту проблематику, Торнау Н.Е. не рассматривает вопроса относительно возможности и порядке наследования в межконфессиональном браке.

В обозначенных работах Н.Е. Торнау иных сведений, представляющих значение для исследуемого вопроса, не содержится. В том числе не анализируется законодательство мусульманских государств, а также не приводится судебная практика при ее наличии или указание на ее отсутствие.

В «Курсе мусульманского права», который читал Нофаль И.Г. в 18841885 г. в учебном отделении восточных языков при Азиатском департаменте, вообще не уделяется внимание регулированию межконфессионального брака. Однако в последнем разделе («О наследовании или наследстве») приводятся основания, препятствующие наследованию. В этой части позиция исследователя аналогична мнению Н.Е. Торнау13.

Работа М.А. Машанова «Мухаммеданский брак в сравнении с христианским браком, в отношении их влияния на семейную и общественную жизнь человека», по названию которой может показаться, что в ней имеется значимая информация для настоящего исследования, таковой не содержит. Единственное, что может быть почерпнуто из труда М.А. Машанова - это вывод, согласно которому одним из препятствий к заключению брака является «различие религий»14.

Из труда Н.П. Остроумова «Исламоведение. 4. Шариат по школе (мазхабу) Абу-Ханифы» следует, что различное вероисповедание служит препятствием для брака в следующих случаях: 1) мужчина исповедует ислам, а женщина исповедует многобожие или язычество, или является атеисткой; 2)

12 Торнау Н.Е. Мусульманское право. Вьш.1. О праве наследования по закону. СПб.: б.и., 1866. С. 72-73; Торнау Н.Е. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб.: тип. II Отд. Собств. е. и. в. Канцелярии (1), 1880. С. 402-404.

13 Нофаль И.Г. Курс мусульманского права: Читанный в 1884/85 г. в Учебном отделении восточных языков при Азиатском департаменте. Перевод с французского. О собственности. Вып. 1. СПб.: Воен.-учеб. ком. Глав. штаба, 1886. 231 с.

14 Машанов М.А. Мухаммеданский брак в сравнении с христианским браком, в отношении их влияния на семейную и общественную жизнь человека. Казань: Типо-лит. К.А. Тилли, 1876. С. 90.

женщина исповедует ислам, а мужчина не является мусульманином15. Иных данных, которые бы касались исследуемого в диссертации вопроса, в работе не имеется.

Тематические исследования, посвященные наследованию в соответствии с положениями шариата и фикха, тем или иным образом повторяют позиции, приведенные выше16. Вместе с тем представляется важными исключения, отмеченные П.В. Антаки по поводу устранения от права наследования лиц различных с наследодателем религий. Так, в примечании к приведенному пункту указываются следующие два исключения: 1) исключение допускается для мусульманина, которому разрешается наследовать имущество мусульманина-вероотступника, приобретённое последним, пока он исповедовал ислам; 2) имущество, приобретенное мусульманином после своего вероотступничества, переходит

17

в казну17.

Следует отметить, что в указанных выше работах не исследовался вопрос эволюции исламского права в общем, в том числе исламского семейного права, в частности, не рассматривалось влияние на него законодательства и культуры стран Запада.

Таким образом, анализ трудов дореволюционных исследователей ислама и исламского права показывает, во-первых, отсутствие тематических исследований по вопросу регулирования межконфессионального брака в соответствии с положениями шариата, фикха и исламского права. Во-вторых, в имеющихся работах по исламскому праву, в том числе тематически

15 Остроумов Н. П. Исламоведение. 4. Шариат по школе (мазхабу) Абу-Ханифы. Ташкент: б.и., 1912. С. 10.

16 Мухин В.Ф. Очерк магометанского права наследования. СПб.: Ред. Комис. по сост. гражд. уложения, 1898. 314 с.; Абуль-Гкасым (Аль-Мухагкыгк). Шераиуль-Ислям или законы мусульман шиитского вероисповедания. Вып. 2.: О наследстве. (В 2 ч.) СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1867. 234 с.

17 Антаки П.В. Сборник постановлений шариата по семейному и наследственному праву. Вып. I. О наслъдовании у мусульманъ суннитовъ. СПб.: Деп. духов. дел иностр. исповеданий, 1912. С. 7.

посвящённых наследованию или брачно-семейному праву, не уделяется никакого внимания проблематике межконфессиональных браков.

II) Научный интерес к проблематике регулирования смешанных браков в исламском праве в советский период не наблюдался. Советские юристы, историки, востоковеды, философы, социологи так же, как и их коллеги предыдущего периода, не посвящали свои исследования непосредственно институту права личного статуса или регулированию межконфессиональных браков, кроме того, в своих трудах обходили своим вниманием указанные вопросы.

Вместе с тем, представляется необходимым отметить авторов, которые в своих работах тем или иным образам касались отдельных вопросов, проблем «личного статуса» (преимущественно брачно-семейных отношений). К таким авторам относятся: М.И. Садагдар18, В.Е. Чиркин19, М.В. Вагабов20, М.С. Хайдарова21, Л.И. Шайдуллина22, Е.В. Гусев23, С.М. Пелевин24. Однако каких-либо новых позиций по вопросам вступления в брак и расторжения брака между лицами разных конфессией в соответствии с нормами шариата, фикха и исламского права, а также вопросу наследования в таком браке в их публикациях не приводится.

Однако необходимо отметить монографию Л.Р. Сюкияйнена «Мусульманское право. Вопросы теории и практики»25. Работа представляет

18 М.И. Садагдар. Основы мусульманского права. М.: б.и., 1968. 159 с.

19 Чиркин В.Е. Мусульманская концепция права // Мусульманское право (структура и основные институты). М.: Инс-т гос-ва и права АН СССР, 1984. 146 с.

20 Вагабов М. В. Ислам и семья. М.: Наука, 1980. 174 с.

21 Хайдарова М.С. Формирование и развитие мусульманского права в Арабском Халифате (ХП-ХШ вв.). Дис. ... канд. юр. наук. М. 1985. 220 с.

22 Шайдуллина Л. И. Арабская женщина и современность (эволюция ислама и женский вопрос). М.: Наука, 1978. 198 с.

23 Гусев Е.В. Реформа брачно-семейного права в некоторых странах Арабского Востока и Индонезии // Проблемы правоведения. Республиканский междуведомственный научный сборник. Киев. 1981. Выпуск 42.

24 Пелевин С.М. Брак и развод по законодательству НДРЙ // Правоведение. 1974. № 4.

25 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986. 254 с. Также см. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право и семейное законодательство стран Арабского Востока. Мусульманское право (структура и основные институты). М.: Наука, 1984.

несомненный интерес, потому что Л.Р. Сюкияйнен является ведущим отечественным специалистом в области шариата, фикха и исламского права. В своих исследованиях профессор Л.Р. Сюкияйнен обосновал подход к исламскому праву как юридическому феномену. Указанная монография имеет важное теоретико-правовое значение при написании настоящей работы. Одна глава этой монографии посвящена семейному законодательству мусульманских стран. В труде приводятся главные институты семейного права: брак, брачный договор, опекунство, права мужа и жены и др. В этой работе дается обобщенный анализ источников семейного права и судебной практики в некоторых исламских государствах, в том числе показывается эволюция исламского права в целом и исламского семейного права в частности. Вместе с тем, как и в других публикациях Л.Р. Сюкияйнена, в указанной монографии не освещается тема межконфессиональных браков. Также стоит отметить, что работа вышла в свет в 1986 г. За прошедшие после ее издания годы законодательство, а также судебная практика стран, которые рассматривал Л.Р. Сюкияйнен, существенно изменились.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кулиев Джамали Тофикович, 2023 год

Список использованных источников и литературы

I. Источники

1. Коран / Перевод с арабского и комментарии М.-Н.О. Османова. СПб.: ДИЛЯ, 2018. 976 с.

2. Закон № 10 от 1984 г. «О положениях, касающихся брака и развода, и их последствиях» // [Электронный ресурс]. URL: art. 12. http://aladel.gov.ly/home/?p=1246. (дата обращения: 08.03.2023). (на араб. яз.)

3. Child Law of Egypt. [Электронный ресурс]. URL: https://learningpartnership.org/resource/child-law-egypt-document-english. (дата обращения: 10.05.2022).

4. Civil Law of the Republic of Afghanistan (Civil Code) (1977). [Электронный ресурс]. URL: http://www.asianlii.org/af/legis/laws/clotroacogn353p1977010513551015a650/. (дата обращения: 09.03.2023).

5. Egyptian Court of Cassation. Civil Cassation on 21/6/1934, Appeal No. 40 J. Year 3, Published in Omar Al-Madaniya, V. 1, s. 200, p. 454) [Электронный ресурс]. URL: https://ahmedazimelgamel.blogspot.com/2020/08/40-3-21-6-1934-1-200-454.html. (дата обращения: 10.05.2022 г.), (на араб. яз.).

6. Egyptian Laws on Personal Status Law. [Электронный ресурс]. URL: http://www.arabwomenlegal-emap.org/document%20legalsystem/

%20J^^-ilj%20uj^1^i1^%20eaj%201%20^i^J%202000.pdf. (дата обращения: 10.04.2022); Egyptian Law on Establishing Family Courts. [Электронный ресурс]. URL: https://www.el3dala.com/2019/03/Establishment-of-family-courts.html. (дата обращения: 10.04.2022).

7. Egyptian Statute of Mazuns. [Электронный ресурс]. URL: http s://dspace. univ-

adrar. edu. dz/xmlui/bitstream/handle/123456789/481/%D8%B3%D9%83 %D8%A7 %D9%86%20%D8%A8%D9%84%D8%A7%D8%AF%20%D8%A7%D9%84%D

9%85%D8%BA%D8%B1%D8%A8%20%D8%A7%D9%84%D9%82%D8%AF %D9%8A%D9%85%20%D9%81%D9%8A%20%D8%A7%D9%84%D8%B9%D 9%87%D8%AF.pdf?sequence=1&isAllowed=y. (дата обращения: 10.04.2022), (на араб. яз.).

8. Family Act, 2000. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ilo.org/dyn/natlex/docs/ELECTRONIC/85773/96233/F731879773/MD V85773.pdf. (дата обращения: 15.03.2022).

9. Fatwa no. 9542 of Permanent Committee (The General Presidency of Scholarly Research and Ifta). [Электронный ресурс]. URL: https://alifta.gov.sa/Ar/IftaContents/Pages/FatawaChapters.aspx?cultStr=Ar&View =Page&PageID=6975&PageNo=1 &BookID=3. (дата обращения: 10.06.2022).

10. Federal Law No. (28) of 2005 On Personal Status. [Электронный ресурс]. URL: https://legaladviceme.com/legislation/140/uae-federal-law-28-of-2005-on-personal-status. (дата обращения: 08.03.2023).

11. Islamic Family Law (Federal Territory) Act, 1984. [Электронный ресурс]. URL: http: //www2. esyariah. gov. my/esyariah/mal/portalv 1/enakmen2011 /Eng_act_lib. nsf /858a0729306dc24748257651000e16c5/1d314361e2750042482569810025f0fc?0 penDocument. (дата обращения: 10.03.2022).

12. Islamic Family Law Act, cap. 217. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ftcam.de/ft_files/Scheidung_BruneiDarussalam1.pdf. (дата обращения: 08.03.2023).

13. Jordan Personal Status Law, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://lob.gov.jo/?v=1.14&url=ar/LegislationDetails?LegislationID:3261,Legislati onType:2,isMod:false. (дата обращения: 10.05.2022 г.).

14. Law Reform (Marriage and Divorce) Act, 1976. [Электронный ресурс]. URL: http://www.commonlii.org/my/legis/consol_act/lrada1976272/. (дата обращения: 12.03.2022).

15. Legal Rights of Children in Iran. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wunrn.org/news/2007/09_07/09_24_07/093007_iran.htm. (дата обращения: 10.05.2022 г.).

16. Nizam on Personal Status of Saudi Arabia. [Электронный ресурс]. URL: https://laws.boe.gov.sa/BoeLaws/Laws/Viewer/90beb4f6-f8e5-4f23-9228-ae5800d6bafa?lawId=4d72d829-947b-45d5-b9b5-ae5800d6bac2. (дата обращения: 17.05.2023).

17. Ottoman Family Rights Law (1917). [Электронный ресурс]. URL: http://scharee.com/?p=3017. (дата обращения: 09.03.2023), (на араб. яз.).

18. Personal Status Law, 1959. [Электронный ресурс]. URL: https://www.refworld.org/pdfid/5c7664947.pdf. (дата обращения: 10.05.2022 г.).

19. Republican Decree Law No. (20) of 1992 regarding personal status. [Электронный ресурс]. URL: https://yemen-nic.info/db/laws_ye/detail.php?ID=11351. (дата обращения: 08.03.2023), (на араб. яз.).

20. Shiite Personal Status Law (2009). [Электронный ресурс]. URL: https://www.refworld.org/pdfid/4a24ed5b2.pdf. (дата обращения: 09.03.2023).

21. Syrian Personal Status Laws, 1953. [Электронный ресурс]. URL: https://www.upr-

info. org/sites/default/files/document/syrian_arab_republic/session_12_october_2

011/ahrcwg.612syr1e. (дата обращения: 10.05.2022 г.).

22. The Civil Code of The Islamic Republic of Iran (in Persian). [Электронный ресурс]. URL: https://www.usb.ac.ir/FileUpload/7242_2017-3-8-12-27-22.pdf. (дата обращения: 10.05.2022 г.).

23. The Civil Code of The Islamic Republic of Iran, 1928. [Электронный ресурс]. URL: https://www.refworld.org/docid/49997adb27.html. (дата обращения: 20.04.2022).

24. The Family Code of Algeria (2007). [Электронный ресурс]. URL: https://www.joradp.dz/TRV/AFam.pdf. (дата обращения: 08.03.2023), (на араб. яз.).

25. The Family Law of Bahrain (2019). [Электронный ресурс]. URL: https://www.legalaffairs.gov.bh/Publications/Download/049.pdf. (дата обращения: 08.03.2023).

26. The Family Protection Act. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fis-iran.org/en/women/laws/family. (дата обращения: 10.05.2022 г.).

27. The Indian Christian Marriage Act, 1872. [Электронный ресурс]. URL: https://www.indiacode.nic.in/bitstream/123456789/2186/1/a1872- 15.pdf. (дата обращения: 20.02.2022).

28. The Law of the Republic of Indonesia Number 1 of the Year 1974 on Marriage. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cambridge.org/core/books/abs/sharia-and-politics-in-modern-indonesia/law-of-the-republic-of-indonesia-number-1 -of-the-year-1974-on-marriage/C93550E393785DF11BA9FA3385C34F90. (дата обращения: 08.03.2023).

29. The Moroccan Family Code (Moudawana), 2004. [Электронный ресурс]. URL: https://learningpartnership.org/sites/default/files/resources/pdfs/Morocco%20Famil y%20Code%20%28Moudawan%29%202004%20English.pdf. (дата обращения: 10.05.2022 г.).

30. The Muslim Personal Law (Shariat) Application Act (1937). [Электронный ресурс]. URL: http://bdlaws.minlaw.gov.bd/act-details-173.html. (дата обращения: 09.03.2023).

31. The Special Marriage Act, 1954. [Электронный ресурс]. URL: https://legislative.gov.in/sites/default/files/A1954-43_1 .pdf. (дата обращения: 21.02.2022).

32. Tunisia: Government Lifts Ban on Inter-Religious Marriages. [Электронный ресурс]. URL: https://www.loc.gov/item/global-legal-monitor/2017-09-19/tunisia-government-lifts-ban-on-inter-religious-marriages/#:~:text=Article%20Tunisia%3A%20Government%20Lifts%20Ban,Mu slims%2C%20AL%20JAZEERA%20(Sept. (дата обращения: 10.05.2022).

33. Tunisian Code of Personal Status Law, 1956. [Электронный ресурс].

URL:

https://web.archive.org/web/20181031185426/http://www.legislation.tn/affich-code/Code-du-statut-personnel_95. (дата обращения: 10.05.2022 г.).

34. Turkish Civil Code. [Электронный ресурс]. URL: https://rm.coe.int/turkish-civil-code-family-law-book/1680a3bcd4. (дата обращения: 01.02.2022).

35. Unified Arab Draft Law For Personal Status (1988). [Электронный ресурс]: URL: https://www.carjj.org/news/file/3223/%D9%88%D8%AB%D9%8A%D9%82%D8 %A9-%D8%A7%D9%84%D9%83%D9%88%D9%8A%D8%AA-%D9%84%D9%84%D9%82%D8%A7%D9%86%D9%88%D9%86-%D8%A7%D9%84%D8%B9%D8%B 1%D8%A8%D9%8A-%D8%A7%D9%84%D9%85%D9%88%D8%AD%D8%AF-%D9%84%D9%84%D8%A3%D8%AD%D9%88%D8%A7%D9%84-%D8%A7%D9%84%D8%B4%D8%AE%D8%B5%D9%8A%D8%A9. (дата обращения: 21.08.2023).

II. Нормативные правовые акты

36. Закон Республики Ингушетия от 2 августа 1999 г. N 19-РЗ «О регулировании некоторых вопросов семейно-брачных отношений в Республике Ингушетия» (с изменениями и дополнениями) // СПС «Гарант»

37. Каирская декларация прав человека Организации исламского сотрудничества (2021 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.oic-oci.org/upload/pages/conventions/en/CDHRI_2021_ENG.pdf. (дата обращения: 30.06.2023).

38. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске

22.01.1993) (ред. от 28.03.1997) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994) // СПС «Консультант+».

39. Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков (1962 г.). [Электронный ресурс]. URL: https: //www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/conmarr. shtml. (дата обращения: 30.06.2023).

40. Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей (Гаага, 19 октября 1996 г.)) // СПС «Гарант».

41. Конституция Исламской Республики Иран, 1979. [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=83. (дата обращения: 10.05.2022 г.).

42. Конституция Королевства Марокко, 2011. [Электронный ресурс]. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=481. (дата обращения: 10.05.2022 г.).

43. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант+».

44. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант+».

45. Конституция Турции (Турецкой Республики). [Электронный ресурс]. URL: https://legalns.com/download/books/cons/turkey.pdf. (дата обращения: 10.02.2022).

46. Указ Президента Республики Ингушетия от 19 июля 1999 г. N 166 «О некоторых вопросах государственной регистрации заключения брака» // СПС «Гарант».

47. Arbitration Act (1996). [Электронный ресурс]. URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1996/23/section/34. (дата обращения: 30.06.2023 г.).

48. Charter of the Organisation of Islamic Cooperation (OIC). [Электронный ресурс]: URL: https://www.oic-oci.org/upload/documents/charter/en/oic_charter_2018_en.pdf. (дата обращения: 01.07.2023).

49. Federal Constitution (Malaysia), 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://ilo.org/dyn/natlex/docs/ELECTR0NIC/44034/117925/F1077439210/MYS4 4034.pdf. (дата обращения: 12.03.2022).

50. Law on the Organization of the Sharia Courts (1962). [Электронный ресурс]. URL: http://www.pcm.gov.lb/arabic/subpgoldJo.aspx?pageid=3836. (дата обращения: 09.03.2023), (на араб. яз.).

51. Ontario's Arbitration Act (1991). [Электронный ресурс]. URL: https://www.ontario.ca/laws/statute/91a17. (дата обращения: 30.06.2023 г.).

52. Ontario's Family Act (1990). [Электронный ресурс]. URL: https://www.ontario.ca/laws/statute/90f03?search=family+act. (дата обращения: 30.06.2023 г.).

53. The Constitution of Egypt. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sis.gov.eg/Newvr/consttt%202014.pdf. (дата обращения: 09.03.2023), (на араб. яз.).

54. The Constitution of Indonesia. [Электронный ресурс]. URL: https://tonz94.files.wordpress.com/2011/02/uud-1945-satunaskah.pdf. (дата обращения: 08.03.2023).

55. Tunisia's Constitution of 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lse.ac.uk/GranthamInstitute/wp-content/uploads/laws/4808.pdf. (дата обращения: 10.05.2022 г.).

III. Толкования канонических текстов

56. Богословское заключение 5-19 (межконфессиональные браки) от 19.11.2019 г. [Электронный ресурс]. URL: http://dumrf.ru/sulem/sufatwa/17388. (дата обращения: 08.03.2023).

57. Богословское заключение 5-19 (межконфессиональные браки) от 19.11.2019 г. (вариант с правками от 13.11.2020 г.). [Электронный ресурс]. URL: http://dumrf.ru/sulem/sufatwa/17388. (дата обращения: 08.03.2023).

58. Имам аш-Шафии Китаб аль-Умм. [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/KitabalUmm/alom01p/. (дата обращения: 09.03.2023 г.).

59. Мухаммад Али ас-Сабуни (Сафват ат-Тафсир). [Электронный ресурс]. URL: https://shamela.ws/book/8967. (дата обращения: 09.03.2023 г.).

60. Мухаммад Иззат Дарваз (Аль-Тафсир аль-Хадис). [Электронный ресурс]. URL: https://www.noor-book.com/en/ebook-000060-jj^a^ll-^j^^il-ejjjj-^-

(дата обращения: 09.03.2023 г.).

61. Тафсир Ар-Рази (Мафатих аль-гайб, или ат-Тафсир алл-Кабир). [Электронный ресурс]. URL: https://darul-kutub.com/uploads/books/5f9e3be92ddcec6648f1bb6b2fdc10648250ae8b.pdf. (дата обращения: 09.03.2023 г.).

62. Тафсир ат-Табари (Джами аль-баян ан ай аль-Куран). [Электронный ресурс]. URL: https://amrayn.com/2?tafid=8167. (дата обращения: 09.03.2023 г.).

63. Толкование Св. Корана Ибн Касира. [Электронный ресурс]. URL: https://quran-online.ru/60:10. (дата обращения: 08.03.2023 г.).

64. Fatwa No: 416887 A Muslim Revert Inquiring How to Make a Will. [Электронный ресурс]. URL: https://www.islamweb.net/en/fatwa/416887/a-muslim-revert-inquiring-how-to-make-a-will. (дата обращения: 09.03.2023 г.).

IV. Монографии, книги, научно-практические издания

65. Абу Бакр Аль-Касани. Бадаи ас-санаи. [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/BadaiAsSanai/3/page/n81/mode/2up. (дата обращения: 09.03.2023 г.).

66. Абуль-Гкасым (Аль-Мухагкыгк). Шераиуль-Ислям или законы мусульман шиитского вероисповедания. Вып. 1.: О торговле и залоге СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1862. 234 с.

67. Абуль-Гкасым (Аль-Мухагкыгк). Шераиуль-Ислям или законы мусульман шиитского вероисповедания. Вып. 2.: О наследстве. (В 2 ч.) СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1867. 234 с.

68. Антаки П.В. Сборник постановлений шариата по семейному и наследственному праву. Вып. II. Об опеке, дарении и признании. По учению Абу Ханифы. СПб.: Деп. духов. дел иностр. исповеданий, 1913. 99 с.

69. Антаки П.В. Сборник постановлений шариата по семейному и наследственному праву. Вып. I. О наслъдовании у мусульманъ суннитовъ. СПб.: Деп. духов. дел иностр. исповеданий, 1912. 115 с.

70. Бартольд В.В. Культура мусульманства. Петроградъ: Огни, 1917.

124 с.

71. Берг Л.В.С. ван ден. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу-Ханифа и Шафии / Пер. с голланд. В. Гиргас. М.: Наталис, 2005. 240 с.

72. Бернард Дж. Вайсс. Дух мусульманского права / Пер.с англ. СПб.: ДИЛЯ, 2008. 320 с.

73. Боголюбский Н.И. Ислам, его происхождение и сущность, по сравнению с христианством. Опыт историко-апологетического исследования. Самара: Тип. Гран, 1885. 295 с.

74. Вагабов М. В. Ислам и семья. М.: Наука, 1980. 174 с.

75. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. СПб.: ДИЛЯ, 2012. 512 с.

76. М.И. Садагдар. Основы мусульманского права. М.: б.и., 1968. 159

с.

77. Маргинани Б. Хидоя. Комментарии мусульманского права. 2 ч. ч. 1. т. 1-11 / пер. с англ. под ред. Н.И. Гродекова. М.: Волтерс Клувер, 2010. 808 с.

78. Маргинани Б. Хидоя. Комментарии мусульманского права. 2 ч. ч. 2. т. Ш-1У / пер. с англ. под ред. Н.И. Гродекова. М.: Волтерс Клувер, 2010. 656 с.

79. Машанов М.А. Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда как введение к изучению ислама: Очерк религиозного быта арабов язычников в эпоху Мухаммеда. Ч. 1. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1885. 877 с.

80. Машанов М.А. Мухаммеданский брак в сравнении с христианским браком, в отношении их влияния на семейную и общественную жизнь человека. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1876. 350 с.

81. Мухин В.Ф. Очерк магометанского права наследования. СПб.: Ред. Комис. по сост. гражд. уложения, 1898. 314 с.

82. Наливкин В.П. Ислам и закон Моисея. Самарканд: б.и., 1898. 93 с.

83. Нофаль И.Г. Курс мусульманского права: Читанный в 1884/85 г. в Учебном отделении восточных языков при Азиатском департаменте. Перевод с французского. О собственности. Вып. 1. 1886. 231 с.

84. Нургалеев Р.М. Классическое исламское семейное право. Наб. Челны: «Духовно-деловой центр «Ислам Нуры», 2016. 109 с.

85. Остроумов Н. П. Исламоведение. 4. Шариат по школе (мазхабу) Абу-Ханифы. Ташкент: б.и., 1912. 237 с.

86. Остроумов Н.П. Аравия и Коран. Опыт исторического исследования. Казань: Типо-лит. Имп. ун-та 1899. 272 с.

87. Роэ М. Исламское право: история и современность / Пер. с нем. А. Мухаматчиной; науч. ред. М. Кудратов; под общ. ред. Д. Мухетдинова. М.: Медина, 2019. 576 с.

88. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право и семейное законодательство стран Арабского Востока. Мусульманское право (структура и основные институты). М.: Наука, 1984.

89. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986. 254 с.

90. Сюкияйнен, Л. Р. Исламское право и диалог культур в современном мире [Текст] / Л. Р. Сюкияйнен; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 684, [4] с. — (Монографии ВШЭ: Юридические науки). 500 экз.

91. Торнау Н.Е. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб.: тип. II Отд. Собств. е. и. в. Канцелярии (1), 1880. 652 с.

92. Торнау Н.Е. Мусульманское право. Вьш.1. О праве наследования по закону. СПб.: б.и., 1866. 273 с.

93. Торнау Н.Е. О правъ собственности по мусульманскому законодательству. СПб.: Тип. Императ. Акад. Наук, 1882. 87 с.

94. Торнау Н.Е. Особенности мусульманского права. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1892. 92 с.

95. Уманец С.И. Очерк развития религиозно-философской мысли в исламе. (Опыт истории мусульманского сектантства от смерти Мухаммеда до наших дней). СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1890. 164 с.

96. Хайдарова М.С. Формирование и развитие мусульманского права в Арабском Халифате (ХП-ХШ вв.). Дис. ... канд. юр. наук. М., 1985. 220 с.

97. Халляк В. История исламских теорий права: введение в суннитскую теорию права [Текст]: учеб. пособие / пер. с англ. И.А. Царегородцевой; под науч. ред. И.Л. Алексеева; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. С. 141-142.

98. Цветков П. Исламизм: Практические обязанности исламизма. Т. 3. Асхабад: б.и., 1913. 560 с.

99. Чиркин В.Е. Мусульманская концепция права // Мусульманское право (структура и основные институты). М.: Наука, 1984. 146 с.

100. Шайдуллина Л. И. Арабская женщина и современность (эволюция ислама и женский вопрос). М.: Наука, 1978. 198 с.

101. Шарль Р. Мусульманское право / Пер. с фр. С.И. Волка. М.: Наука, 1959. 141 с.

V. Научные статьи, публикации в журналах и сборниках

102. Адыгамов Р.К. Богословский аспект межэтнических и межконфессиональных браков в трудах мусульманских мыслителей // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 4. № 4. С. 53-61.

103. Ахильгова Э.С. Особенности мусульманского семейного права // Социальные проблемы права. 2002. № 3. С. 102-124.

104. Ахильгова Э.С. Статус женщины по мусульманскому семейному праву // Социальные проблемы права. 2001. № 2. С. 289-299.

105. Барковская Е. Семейное право и законодательство на мусульманском Востоке // Восток. 2006 г. № 4. с. 120-130.

106. Борминская Д.С. Новые тенденции в развитии семейного права на примере Семейного кодекса Королевства Марокко 2004 г. // Семейное и жилищное право. 2009. № 3. С. 3-14.

107. Валько О.Ю. Влияние процессов конвергенции на сферу семейного права // Семейное и жилищное право. 2008. № 1. С. 11 -13.

108. Валько О.Ю. Теоретико-правовые тенденции модернизации и основания действительности мусульманского брака // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. Вып. 3-2. С. 87-93.

109. Валько, О.Ю. Институт брака и правовая культура общества: теоретико-правовые аспекты взаимодействия // Правовая культура. 2011. № 2. С. 60-62.

110. Голованова Н.А. Шариатские суды в Великобритании: параллельная правовая система или религиозный арбитраж? // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. № 3. С. 23-29.

111. Гусев Е.В. Реформа брачно-семейного права в некоторых странах Арабского Востока и Индонезии // Проблемы правоведения. Республиканский междуведомственный научный сборник. Киев. 1981. Выпуск 42.

112. Кулиев Д. Т. Межконфессиональный брак: сравнительный анализ норм ислама и современного законодательства мусульманских государств // Азия и Африка сегодня. 2022. № 8. С. 42-49.

113. Кулиев Д. Т. Многоженство и межконфессиональные браки по шариату, фикху и современному законодательству мусульманских государств // Азия и Африка сегодня. 2021. № 11. С. 64-71.

114. Кулиев Д.Т. Благополучие мусульманки: заслуга права или религиозных предписаний? // В кн.: Сборник докладов XI Московской юридической недели: XX Международная научно-практическая конференция XXII Международная научно-практическая конференция Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. В 5 ч. Том. Часть 2 Т. 2. Ч. 2. М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. С. 516-519.

115. Кулиев Д.Т. Брак и расторжение брака в контексте института личного статуса в исламском праве // Законодательство. 2022. Т. 1. С. 68-77.

116. Кулиев Д.Т. Комментарий к богословскому заключению 5-19 (межконфессиональные браки) от 19.11.2019 г. // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2022» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, Е.И. Зимакова. [Электронный ресурс] М.: МАКС Пресс, 2022.

117. Кулиев Д.Т. Межконфессиональный брак по исламу в России: теория и практика // В кн.: Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2021». М.: МАКС Пресс, 2021. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); 12 см.

118. Кулиев Д.Т. Межконфессиональный брак с мусульманами: влияние современных тенденций на динамику этноконфессиональных процессов в России // В кн.: Ислам и исламоведение в современной России.

Сборник докладов III Всероссийского исламоведческого форума. Махачкала: АЛЕФ, 2022. С. 122-129.

119. Кулиев Д.Т. Шариат и фикх: понятие, источники и соотношение // Исламоведение. 2020. Т. 11. № 1. С. 13-25.

120. Мухаметзарипов И.А. Религиозные суды в современных государствах Европы // Современная Европа. 2020. № 3. С. 148-157.

121. Пелевин СМ. Брак и развод по законодательству НДРЙ // Правоведение. 1974. № 4.

122. Писарчик С.Ю. Анализ правового регулирования некоторых аспектов семейных отношений международными договорами и законодательством отдельных государств // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2011. № 75. С. 5-20.

123. Рыжкова Е.А. Основные направления развития законодательства Туниса о личном статусе // Московский журнал международного права. 2000. № 3. С. 220-238.

124. Рыжкова Е.А. Смешанные браки немусульман с мусульманами // Московский журнал международного права. 1999. № 4. С. 48-65.

125. Сюкияйнен Л.Р. Шариат, фикх, исламское право: проблема соотношения // В честь Станислава Михайловича Прозорова / Под ред. М.Б. Пиотровского, А.К. Аликберова. М.: Наука, 2016. С. 604-619.

126. Сюкияйнен Л.Р. Шариатские суды: современная практика и перспективы в России // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 4. С. 45-62.

127. Шмидт Э. А. Очерки истории ислама, как религии // Мир ислама. 1912. Т. 1. № 1. С. 32-55.

128. Шмидт Э. А. Очерки истории ислама, как религии // Мир ислама. СПб. 1912. № 2. С. 185-202.

129. Шмидт Э. А. Очерки истории ислама, как религии // Мир ислама. СПб. 1912. № 3. С. 562-581.

VI. Диссертационные исследования и авторефераты

130. Ахильгова Э.С. Семейно-правовое положение женщины в мусульманских странах. Дис. ... канд. юр. наук. М. 2003. 166 с.

131. Валько О.Ю. Институт брака в праве исламских государств: историко-правовое исследование. Дис. ... канд. юр. наук. М. 2016. 185 с.

132. Манукян Ю.К. Процессы взаимодействия и противоречия семейного права и шариата в современной России. Дис. ... канд. юр. наук. М. 2002. 147 с.

133. Рыжкова Е.А. Становление семейного права Туниса (историко-правовой аспект). Дис. ... канд. юр. наук. Ростов-на-Дону. 2003. 157 с.

134. Цмай В.В. Право личного статуса: Механизм формирования и реализации в мусульманских странах. Исторический и теоретико-правовой анализ. Дис. ... д-ра юр. наук. СПб. 2000. 441 с.

VII. Справочные издания и словари

135. Али-заде А. А. Махр // Исламский энциклопедический словарь. М.: Ансар, 2007. 400 с.

136. Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1991. С. 255.

137. Al-Waqa'i' al-Misriyya. № 92, 13.10.1937. P. 8 (на араб. яз.).

138. Encyclopedia of Islamic Jurisprudence (Mosoua-Fiqhiyah). [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20180802230529/http://feqh.al-islam.com:80/Loader.aspx?pageid=1299&BookID=510&T0CID=1. (дата обращения: 09.03.2023 г.).

139. The Oxford Dictionary of Islam. [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/books?id=6VeCWQfVNjkC&pg=PA310&redir_esc=y#v= onepage&q&f=false. P. 310. (дата обращения: 10.05.2022 г.).

VIII. Интернет-ресурсы

140. «Это фетва отчаяния!»: почему ДУМ РФ «запретило» мусульманам смешанные браки? [Электронный ресурс]. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/487788. (дата обращения: 08.03.2023).

141. Бог один, просто религии разные. Как живут межконфессиональные пары. [Электронный ресурс]. URL: https://mbk-news.appspot.com/suzhet/religiiraznye. (дата обращения: 28.07.2021).

142. В России разрешено многоженство. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/222270. (дата обращения: 08.03.2023 г.).

143. Дагестанские богословы призвали мусульман не вступать в брак с православными женщинами. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rodon.org/relig-090623133419. (дата обращения: 20.08.2023).

144. Заключение брака с иноверцами. Сайт Муфтията Республики Дагестан. [Электронный ресурс]. URL: https://muftiyatrd.ru/fatawa/zaklyuchenie-braka-s-inovercami. (дата обращения: 20.08.2023).

145. Муфтии выступили против шариатских судов в России. [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31161493. (дата обращения: 08.03.2023 г.).

146. Путин подписал закон об эксперименте с исламским банкингом в Башкирии, Татарстане, Дагестане и Чечне. [Электронный ресурс]: URL: https://www.kommersant.ru/doc/6146791. (дата обращения: 05.08.2023).

147. Российским мусульманам запретили браки с иноверцами. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/brief/2020/11/11/musl/. (дата обращения: 08.03.2023).

148. Шариатские суды в России: вперед в прошлое?». [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikinews.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D

1 %82%D 1 %81 %D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D 1 %81 %D 1 %83 %D0%B4%D 1 %8B_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %81 %D0%B8%D0%B8:_% D0%B2%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4_%D0%B2_%D0%BF% D1 %80%D0%BE%D 1 %88%D0%BB%D0%BE%D0%B5%3F. (дата обращения: 08.03.2023 г.).

149. Abou El Fadl Khaled. On Christian Men Marrying Muslim Women (Updated). [Электронный ресурс]. URL: https://www. searchforbeauty. org/2016/05/01/on-christian-men-marrying-muslim-women-updated/. (дата обращения: 09.03.2023 г.).

150. Abou El Fadl Khaled. On Christian Men Marrying Muslim Women (Updated). [Электронный ресурс]. URL: https://www. searchforbeauty. org/2016/05/01/on-christian-men-marrying-muslim-women-updated/. (дата обращения: 09.03.2023 г.).

151. Azzam, Leena Salah Fadl. 2015. The Regulation of Interfaith Marriages in Islamic Legal Discourse. Master's thesis, American University in Cairo, Cairo, Egypt. [Электронный ресурс]. URL: https://fount.aucegypt.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1128&context=etds. (дата обращения: 09.03.2023 г.).

152. Difference in Religion is an Obstacle to Inheritance. Fatawa n. 3734. [Электронный ресурс]. URL: https://aliftaa.jo/Question2.aspx?QuestionId=3734#.ZAY6WS96CRs. (дата обращения: 08.03.2023 г.).

153. Diyanet (дианет) - Управление по делам религии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.diyanet.gov.tr/ru-RU; https://kurul.diyanet.gov.tr/Cevap-Ara/800/musluman-kadin-gayrimuslim-bir-erkekle-evlenebilir-mi-. (дата обращения: 08.03.2023).

154. Diyanet (дианет) - Управление по делам религии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.diyanet.gov.tr/ru-RU; https://kurul.diyanet.gov.tr/Cevap-Ara/799/musluman-erkek-gayrimuslim-bir-kadinla-evlenebilir-mi. (дата обращения: 08.03.2023).

155. Elmali-Karakaya A. Interfaith Marriage in Islam: Classical Islamic Resources and Contemporary Debates on Muslim Women's Interfaith Marriages. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.3390/rel13080726. (дата обращения: 09.03.2023).

156. Kern S. Germany Submits to Sharia Law «A parallel justice system has established itself in Germany». [Электронный ресурс]. URL: https://www. gatestoneinstitute.org/9461/germany-sharia-law. (дата обращения: 30.06.2023 г.).

157. Khaleel Muhammed. Imam Khaleel Mohammeds Defense of Interfaith Marriage. [Электронный ресурс]. URL: https: //freethinkingstokie .files. wordpress. com/2012/04/eng_bothpages. pdf. (дата обращения: 09.03.2021 г.).

158. Leila Salarpour G. Mahr and Divorce: An Islamic Marriage Concept and Its Effects on Intrahousehold Bargaining Power of Couples. [Электронный ресурс]. URL: https://conference.iza.org/conference_files/Gender_2018/salarpour_goodarzi_l260 70.pdf. P. 2. (дата обращения: 10.05.2022 г.).

159. Torrance David. Sharia Law Courts in the UK. [Электронный ресурс]. URL: https://researchbriefings.files.parliament.uk/documents/CDP-2019-0102/CDP-2019-0102.pdf. (дата обращения: 09.03.2023 г.).

160. U.S. Department of State, Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor, 2012 Report on International Religious Freedom: Brunei (May 20, 2013). [Электронный ресурс]. URL: http://www.state.gov/j/drl/rls/irf/2012/ eap/208216.htm. (дата обращения: 08.03.2023).

161. What does the Quran about the interfaith marriage? [Электронный ресурс]. URL: http://www. asma-lamrabet. com/articles/what-does-the-qur-an-say-about-the-interfaith-marriage/. (дата обращения: 08.03.2023 г.).

Научные издания на иностранных языках IX. На английском языке

162. Abdo Nahla. Muslim family law: articulating gender, class and the state // International Review of Comparative Public Policy. 1997. N 9. 171 p.

163. Abu Zahra M. Family Law // Law in the Middle East. 1955. Vol. 1. 29

p.

164. Ali Gomaa. Responding from the Tradition: One Hundred Contemporary Fatwas by the Grand Mufti of Egypt. Fons Vitae, 2011. 117 p.

165. As-Shafii, Al Umm. Vol. 5, The Book of Marriage (Cairo).

166. Buisson, Johanna Marie. 2016. Interfaith Marriage for Muslim Women: This Day Are Things Good and Pure Made Lawful Unto You. CrossCurrents 66. P. 430-449.

167. Cerchiaro, F. (2022). 'When I told my parents I was going to marry a Muslim.': Social perception and attitudes towards intermarriage in Italy, France and Belgium. Social Compass, 69(3). P. 329-331.

168. Elmali-Karakaya A. Interfaith Marriage in Islam: Classical Islamic Resources and Contemporary Debates on Muslim Women's Interfaith Marriages. Religions. 2022; 13(8):726. https://doi.org/10.3390/rel13080726

169. Esposito J.L. Women in Muslim Family Law. New York: Syracuse University Press, 2001. 127 p.

170. Friedmann Yohanan. Tolerance and Coercion in Islam. Interfaith Relations in the Muslim Tradition. Cambridge University Press, 2009. 200 p.

171. Leeman A.B. Interfaith Marriage in Islam: An Examination of the Legal Theory Behind the Traditional and Reformist Positions. Indiana Law Journal. 84 (2). 2009. 743-772 p.

172. Mark Cammack. Legal Aspects of Muslim-non-Muslim Marriage in Indonesia. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cambridge.org/core/books/abs/muslimnonmuslim-marriage/legal-aspects-of-muslimnonmuslim-marriage-in-

indonesia/4DECF7DCC65C4B3D784A6F500E018E65. (дата обращения: 10.03.2022).

173. Mehdi R. Legal rights of Muslim Women - a pluralistic approach // Law and the Islamic World. Past and Present. Copenhagen, 1995. P. 97.

174. Michal Moch. Nasr Abü Zayd: A Critical Rereading of Islamic Thought. Bydgoszcz, 2017. 128 p.

175. Nasir J.J. The Islamic Law of Personal Status. L.: Graham and Trotman., 1986. 358 p.

176. Nasir J.J. The Status of Women Under Islamic Law: And Under Modern Islamic Legislation. London: Graham & Trotman. 1990. 151 p.

177. Nasir, Dr. Jamal J. Ahmad. The Status of Women Under Islamic Law and Modern Islamic Legislation. Netherlands, 2009. 117 p.

178. Schacht J. An introduction to Islamic law. New York: Oxford University Press, 1982. 304 p.

179. Simon Butt, Polygamy and Mixed Marriage in Indonesia: Islam and the Marriage Law in the Courts. Indonesia: Law and Society. [Электронный ресурс]. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1401135#. (дата обращения: 11.03.2022).

180. Simon Butt, Polygamy and Mixed Marriage in Indonesia: Islam and the Marriage Law in the Courts, in INDONESIA LAW AND SOCIETY 266, 278 (Tim Lindsey ed., 2d ed. 2008).

181. Spies, O. (2012). «Mahr». In P. Bearman; Th. Bianquis; C.E. Bosworth; E. van Donzel; W.P. Heinrichs (eds.). Encyclopaedia of Islam. Vol. 6 (2nd ed.). Brill. Pp. 78-79.

182. Widjaja, G., Sijabat H.H. (2021). The conceptual fallacy of Indonesian constitutional court decision no.69/PUU-XIII/2015 on nuptial agreement. Journal of Management Information and Decision Sciences. 24 (S6). Р. 1-17.

X. На арабском языке

183. Абдуллах ал-Умар. Положения исламского шариата о личном статусе. Александрия, 1968. 402 с.

184. Йусуф ал-Карадави. Разрешенное и запрещенное в исламе. Бейрут, 1967. 402 с.

185. Yusuf Al-Qardawi. Fatawa Muasirah. Dar Al-Qalam. 2000. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kotobati.com/book/download/12982768-2b7f-4a73-88ac-628c2f009867. (дата обращения: 09.03.2023).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.