Формирование евразийского индустриального ландшафта в условиях современной научно-технологической интеграции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.08, кандидат наук Махова Наталья Владимировна
- Специальность ВАК РФ09.00.08
- Количество страниц 153
Оглавление диссертации кандидат наук Махова Наталья Владимировна
Введение
Глава первая. Феномен евразийства в контексте технологической интеграции
1.1. Зарождение и развитие идей евразийства: традиции технологической интеграции
1.2 Интерпретация технологической интеграции в евразийском пространстве в работах отечественных и зарубежных исследователей
1.3 «Евразийский поворот»: особенности технологической интеграции и формирование индустриального ландшафта
Глава вторая. Евразийские идеи в формировании новых образовательных пространств
2.1 Евразийство как фактор технологической интеграции в образовательном пространстве
2.2 Евразийство как фактор формирования нового научно-образовательного пространства
2.3 Научные сообщества в евразийском индустриальном ландшафте
2.4 Влияние современных технологий на развитие евразийского индустриального ландшафта
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы исследования
Важной характеристикой современного мира является быстрота изменений во всех сферах жизни общества и на всех уровнях межгосударственного взаимодействия. Ключевыми детерминантами этих трансформаций являются процессы глобализации и интеграции, обусловленные рядом причин, в том числе ростом научно-технологических и производственных взаимодействий между разными странами. Образование, наука и технологии становятся особенно важными сегодня, являясь первостепенными факторами развития стран и регионов, т.к. определяют уровень производства и экономики. Одним из ключевых факторов, способствующих росту значимости научно-исследовательской и производственной деятельности, выступает четвертая промышленная революция, задача которой заключается в технологическом и цифровом развитии всех сфер жизни и деятельности общества.
Процесс формирования нового индустриального ландшафта, образовательных стратегий и пространств, способных соответствовать требованиям четвертой промышленной революции сегодня представляет собой одну из наиболее значимых задач для государств, которые стремятся стать лидерами в вопросах развития промышленности и формирования знаний будущего. Эти стремления определяют современные евразийские стратегии, направленные на укрепление России как региона с уникальными геополитическими характеристиками, являющегося основным территориально связующим звеном между Востоком и Западом. Представления об уникальности евразийского региона лежали в основе классических евразийских концепций и остаются одними из центральных положений данной доктрины сегодня. Осмысление и прояснение их в соответствии с существующими реалиями современного мира делают обращение к наследию евразийства актуальным.
Актуальность идей евразийства в настоящее время обусловлена еще и тем, что они носят проективный характер, содержат потенциал для прояснения ряда
интеграционных процессов, происходящих в современности, в том числе и процесса формирования индустриального ландшафта. Евразийство - направление, призванное отстаивать цивилизационное достоинство России, - сегодня стремится к созданию новых отраслей науки и к формированию опережающего характера развития страны, в том числе благодаря развитию цифровых технологий. На сегодняшний день исследованию евразийского наследия посвящено немало работ, но в основном евразийство представлено как фактор социокультурных, экономических и политических взаимодействий. Однако проблемы, связанные с евразийскими технологическими и научно-образовательными интеграциями, систематизировано рассмотрены в значительно меньшей степени. Тем не менее, научные, производственные, социально-экономические и технологические изменения, происходящие в современном мире в целом и на евразийском пространстве, требуют анализа и систематизации. Этим обусловлена актуальность рассматриваемой тематики.
Степень разработанности проблемы
Тема евразийства широко описана в трудах как классических евразийцев, так и в работах современных отечественных и зарубежных ученых. Ей посвящено множество диссертационных исследований в области философии, политологии, юриспруденции и социологии. Несмотря на это, диссертаций, изучающих евразийство с точки зрения философии науки и техники, не было.
Рассматривая труды классических евразийцев необходимо отметить следующие работы: манифест евразийского движения «Евразийство. Формулировка 1927 года. Евразийская хроника», коллективные сборники евразийцев «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев»; «На путях. Утверждение евразийцев»; «Евразийский временник»; «Евразийская хроника»; «Евразийский сборник», а также многочисленные статьи, опубликованные в евразийских периодических изданиях - еженедельник «Евразия», и другие.
Рассматривая современные монографии, посвящённые евразийской философии, можно выделить: Н.А. Омельченко «В поисках России: общественно
политическая мысль русского зарубежья о революции 1917 года, большевизме и будущих судьбах российской государственности (историко-политический анализ)», М.Г. Вандалковская «Историческая наука российской эмиграции: «евразийский соблазн», О.Д. Волконогова «Образ России в философии русского зарубежья», И.Б. Орлова «Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива», Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская «Русская философия истории», С.Н. Пушкин «Евразийское учение», В.Я. Пащенко «Идеология евразийства», Е.И. Тимонин «Исторические судьбы русской эмиграции (1920-1945 гг.)», С.С. Хоружий «О старом и новом», С.М. Соколов «Философия русского зарубежья: евразийство», С. Глебов «Евразийство между империей и модерном: История в документах», Ю.И. Шпилькин «Философия древнего мира и средневековья: евразийский аспект», «Евразийский дискурс истории философии», «Евразийский дискурс теории философии», «Евразийский нарратив философии», «Евразийский менталитет», и другие.
Статьи, выходившие в периодических изданиях: А.В. Соболев «Своя своих не познала. Евразийство: Л.П. Карсавин и другие»; С.С. Хоружий «Карсавин, евразийство и ВКП», Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская «Политическая программа евразийцев: реальность или утопия?»; И.А. Исаев «Евразийство: идеология государственности», H.A. Омельченко «Споры о евразийстве (опыт исторической реконструкции)»; В. Кожинов «Историософия евразийцев»; И.Ф. Кефели «Зарождение евразийства как идейного движения»; А.А. Грякалов «Россия и Евразийский контекст: образы и стратегии идентификации в ХХ! в.», К.В. Султанов «Наука как "общечеловеческое" и "национальное" явление культуры в концепции Н.Я. Данилевского», «Будущность России : ожидания и пророчества Н. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби», И.С. Болдонова, А.Л. Болдонов «Об актуальности идей евразийства и Российской цивилизации в контексте современности», А.О. Бороноев «Поиск российской идентичности и евразийские идеи», и другие. А также переиздания сочинений евразийских авторов: Н.И. Толстой «Н.С. Трубецкой и евразийство»; Л.Н. Гумилев «Историко-философские сочинения князя Н.С. Трубецкого (Заметки последнего евразийца)»;
С.М. Половинкин «Евразийство и русская эмиграция»; А.Г. Дугин «Евразийский триумф», и другие.
Значительный вклад в разработку евразийской проблематики внесли конференции и круглые столы, проводившиеся с 90-х годов, такие как: «Евразийская идея: вчера, сегодня, завтра»; Международный конгресс «Культура и будущее России»; «Проблемы русской геополитики»; «Евразийство: за и против, вчера и сегодня»; «Россия: прошлое, настоящее, будущее»; «Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения»; «Межнациональные отношения на Евразийском пространстве. Роль Ассамблеи народа Казахстана по сохранению мира и согласия в Казахстане»; Евразийский экономический форум молодежи; Круглый стол «Трансрегионализм Евразии»; «Коммуникативные среды информационного общества: тренды и традиции»; «Евразийский форум», и др.
Разработка проблемы евразийства, производимая на уровне диссертационных исследований продолжается, но по сравнению с 1990-ми годами их количество значительно сократилось. Авторами диссертационных исследования выступают представители различных специальностей: философы -Р.А. Урханова «Евразийство как идейно-политическое течение в русской культуре XX века», А.П. Горяев «Евразийство как явление культуры России: Историков-философский аспект», С.И. Данилов «Социальная философия евразийства: истоки, сущность, современное состояние», Ю.В. Колесниченко «Концепция личности в философии евразийства», З.О. Губбыева «Историософская концепция евразийства», В.Я. Пащенко «Идеология евразийства», А.И. Гарлик «Идеи евразийства в контексте современного развития России», С.М. Губаненкова «Социально-философский анализ евразийства», Ю.Ю. Елисеев «Философско-идеологическое учение левого евразийства»; историки - Е.Г. Кривошеева «Пореволюционное течение - евразийство (19211932)», И.В. Вилента «Концепция истории России в научном наследии евразийцев», Р.А. Абдуразаков «Атлантизм и евразийство как концептуальные основы внешней политики России 1991-1997 гг.», Е.А. Гогохия «Русская
революция 1917 года в идейно-политической наследии евразийцев (19211931 гг.)»; политологи - К.В. Пишун «Политическое учение евразийства: Опыт системной реконструкции и интерпретации», А.Б. Шатилов «Евразийство как феномен политической культуры. Двадцатые годы XX века»; юристы -А.Г. Палкин «Концепция государства в учении евразийцев», Б.В. Назмутдинов «Политико-правовые воззрения евразийцев в российском государствоведении ХХ в.»; социологи - А.Е. Еремеев «Социологический анализ евразийства».
Определенное место в изучении евразийского наследия занимают зарубежные исследования. В 1990-е годы в США была издана книга М. Раева «Зарубежная Россия: история культуры русской эмиграции (1919-1939)», в которой автор сравнивает две историософские концепции: позитивисткую и сформировавшуюся в эмиграции - евразийскую. М. Басин в статье «Россия между Европой и Азией. Идеологическое построение географического пространства» исследовал историю вопроса от введения в интеллектуальный оборот дихотомии европейской и азиатской части как двух составляющих Российского государства (период перехода от Московского Царства к Петровской империи) до появления России как единого природно-географического региона.
Важное место в понимании значения евразийских интеграций также занимают такие труды зарубежных авторов, как: М. Кундера «Трагедия Центральной Европы», З. Бжезинский «Великая шахматная доска», А.А. Акаев «Евразийское единение - историческая закономерность», Д. Кисудис «Золотой фон Евразии. Новая Холодная война и Третий Рим».
Исследованиями индустриального и антропогенного ландшафта занимались следующие авторы: А.Д. Гожев, который ввел в 1930 году данный термин, Ф.Н. Мильков «Человек и ландшафты», А.Г. Исаченко «О так называемых антропогенных ландшафтах», А.М. Рябчиков «Ландшафтная структура суши Земли», Е.В. Миланова, Э.П. Романова, предлагающие рассматривать не антропогенный ландшафт, а антропогенные модификации природного ландшафта. Важную роль существующих сегодня технологических интеграций как на личностном, так и на глобальном уровнях рассматривали в своих работах
С.А. Черпаков, В.И. Ярошевич «Макроконкурентоспособность как императив евразийской интеграции», К. Шваб, Б. Новек «Умные граждане - умное государство», М. Ташман и Ч. О'Райли «Победить с помощью инноваций», Д. П. Коттер «Ускорение перемен», М. Каку «Будущее разума», и др.
О влиянии евразийского фактора на становление научно-образовательного пространства, индустриального ландшафта и развитие евразийской технологической интеграции можно узнать из работ А.С. Панарина «Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством)», В.Л. Макарова «Социальный кластеризм. Российский вызов», А.И. Подберезкина «Евразия и Россия», а также в статьях Т.Д. Хузиятова «Регионализация в АТР: условия и предпосылки формирования единого образовательного пространства», С.Н. Исаева и Н.В. Тихомировой «Евразийское пространство: развитие на основе экономической интеграции, информатизации и научно-образовательного сотрудничества», Ю.И. Енина «Формирование единого научно-образовательного и производственного пространства в условиях евразийской экономической интеграции», Е.В. Мюлдера «К вопросу о реализации национальной стратегии образования для устойчивого развития в России», М.В. Богуславского «Модернизация российского образования в контексте современных стратегий его развития», Т.Л. Гурулевой «Единое образовательное пространство в АТР», Л. Смирновой «Современное состояние и задачи развития евразийского пространства высшего образования», Б.Ж. Абдраимова «Межвузовское сотрудничество как ключевой фактор развития общего образовательного пространства: евразийское измерение», Н.А. Ащеуловой, Э.И. Колчинского «Реформы науки в России (историко-социологический анализ)», П.С. Аветисяна «Модернизация систем высшего образования стран ЕАЭС в контексте интеграционных процессов».
О влиянии современных технологий на развитие индустриального ландшафта, преобразовании роли ресурса человеческого труда и трансформации производственных и интеллектуальных сфер, о создании новых требований и условий для комфортной жизни и инновационного развития регионов
размышляли М. Форд «Роботы наступают: развитие технологий и будущее без работы», А. Аптекман и В. Калабин «Цифровая Россия: новая реальность», И.Р. Агамирзян «Новая индустриализация между 1Т и промышленностью», и др.
Цель исследования - философский анализ формирования евразийского индустриального ландшафта в условиях современной научно-технологической интеграции.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Выявление основной проблематики современных технологических интеграций в евразийском пространстве.
2. Исследование сущности и особенностей «евразийского поворота» в определении и формировании индустриального ландшафта глобального мира.
3. Изучение сущности евразийства как фактора, способствующего формированию нового научно-образовательного пространства.
4. Рассмотрение роли евразийских научных сообществ в векторе нового научно-образовательного пространства и индустриального ландшафта евразийского региона.
5. Определение влияния современных технологий на развитие и трансформацию индустриального ландшафта евразийского региона.
Объект исследования - процесс глобальной информатизации и евразийской технологической интеграции в глобальном мире.
Предмет исследования - современные евразийские технологические стратегии в условиях научно-технологической интеграции.
Научная новизна
1. Представлены основные концепции евразийства через призму научно-образовательных подходов, технологических интеграций и развития евразийского индустриального ландшафта. Тема ранее структурировано не рассматривалась.
2. Показана важная роль евразийских идей в формировании нового единого евразийского научно-образовательного пространства и индустриального ландшафта глобального мира, в связи с чем проводится рассмотрение евразийских идей в новом ключе.
3. Определен смысл «евразийского поворота» для научно-технологической интеграции и формирования современного индустриального ландшафта.
4. Выявлены основные черты, определяющие формирование и развитие нового евразийского научно-образовательного пространства.
5. Доказано, что территории евразийского пространства, являющиеся связующими между Востоком и Западом, играют определяющую роль в формировании индустриального ландшафта современного мира.
6. Обосновано, что в формировании современного евразийского индустриального ландшафта важную роль играют научные сообщества, чья деятельность направлена на развитие евразийского региона в соответствии с глобальными научными, промышленными и межгосударственными требованиями.
7. Подтверждено, что современные технологии, и в первую очередь глобальное цифровое развитие, постепенно изменяют индустриальный ландшафт евразийского региона.
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования
Теоретическая значимость работы состоит в проведенном многостороннем анализе евразийских идей, который позволяет более глубоко понять роль современных евразийских интеграций не только в социальном, но и в научно-технологическом аспекте. Результаты проведенного анализа евразийских идей в классическом и современном периоде в условиях технологической интеграции позволяют проследить особенности развития евразийских концепций и ценностей. Результаты сравнительного анализа евразийского и европейских союзов позволяют дифференцировать специфику развития научно-технологических интеграций в данных регионах и их индустриальных ландшафтов.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования
Результаты и выводы данного исследования позволяют систематизировать сведения об особенностях евразийских интеграционных процессов, евразийского индустриального ландшафта в условиях научно-технологических интеграций и четвертой промышленной революции, что ранее не было реализовано. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при анализе и прогнозировании будущих научно-технологических и евразийских интеграционных процессов, а также в таких учебных курсах, как: «История и методология науки», «Концепции современного естествознания», «Философия науки и техники».
Методы исследования
Для определения и решения поставленных задач был использован междисциплинарный подход, который предполагает обращение не только к широкому спектру философских знаний, касающихся как базового понятийного и проблемного аппарата, так и современных глобальных научно-технологических проблематик, но и к результатам исследований в других научных отраслях знаний: истории, экономики, геополитики, истории и философии науки и техники, и т.д.
В рамках данной работы использовались теоретические методы исследования, такие как: абстрагирование, способствующее отвлечению от теорий, высказанных евразийцами не только в области культуры и политики для более полного осмысления их идей, но и в области технологической интеграции; структурно-функциональный и парадигмальный анализ, позволяющий выделить и рассмотреть отдельные параметры, играющие особую роль в формировании евразийского индустриального ландшафта. Поскольку в диссертационном исследовании автор обращается к проблеме, ранее мало рассматриваемой в научных трудах, то немаловажное значение имеют герменевтический и описательный методы, при помощи которых проясняются факторы, оказавшие влияние на формирование современных смыслов евразийских идей и евразийского индустриального ландшафта.
Для определения уровня развитости современных евразийских идей, степени их интегрированности в современную жизнь, влияния на формирование единого научно-образовательного пространства и нового индустриального ландшафта глобального мира, использовались системный анализ и компаративистский подход, исследующий национальные особенности и стереотипы в развитии евразийских концепций научно-образовательной и технологической интеграций.
Положения, выносимые на защиту:
1. Пройдя сложный путь своего становления, идейного упадка и возрождения, евразийские идеи сегодня трансформируются, приобретая более прагматичный характер, ориентируются на все сферы жизни общества и лежат в основе формирования нового евразиаориентированного индустриального ландшафта глобального мира.
2. Смысл «евразийского поворота» для научно-технологической интеграции и формирования современного индустриального ландшафта состоит в более планомерной ориентации на активное сотрудничество в научно-технологической сфере со странами Азии и развитие регионов Сибири и Дальнего Востока, ориентации на новые возможности и перспективы, без отрицания укрепления сотрудничества со странами Запада.
3. Евразийский индустриальный ландшафт обладает специфическими особенностями, отличающими его от Западного, и призван развиваться в соответствии с учетом наиболее сложных и важных особенностей России-Евразии, способствуя созданию уникальных инновационных технологий, определяя наиболее приоритетные позиции своего региона развития.
4. В формировании современного евразийского индустриального ландшафта важную роль играют научные сообщества, чья деятельность направлена на развитие евразийского региона в соответствии с глобальными научными, промышленными и международными требованиями.
5. Ключевыми тенденциями, определяющими формирование и развитие нового евразийского научно-образовательного пространства, являются
компьютеризация, междисциплинарность, цифровая культура деятельности и образования, связь с реальным производством и подготовка инженеров-дивергентов, что выявлено в результате анализа евразийских научно-образовательных интеграций.
6. В формировании нового научно-образовательного пространства и технологического развития индустриального ландшафта евразийство играет особенно важную роль, поскольку его идеи направлены на сохранение баланса национального, антропогенного и технологического факторов в условиях четвертой промышленной революции.
7. Развитие индустриального ландшафта евразийского региона определяется влиянием цифровизации и современных технологий, однако, в результате проведенного анализа, было выявлено, что их внедрение точечно, а устаревшая нормативно-правовая база, отсутствие четкого планирования и экономической базы не позволяет на данный момент в полной мере внедрить технологии по всему региону для его качественного и современного развития.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия науки и техники», 09.00.08 шифр ВАК
История России в контексте евразийского культурно-исторического синтеза2005 год, кандидат исторических наук Полякова, Ольга Леонидовна
Проблема целостности России в воззрениях эмигрантов-евразийцев: 1921-1938 гг.2009 год, кандидат исторических наук Сангаджиев, Чингис Геннадьевич
Евразийская идея и проблема самоидентификации России2003 год, доктор философских наук Горяев, Андрей Тюрбеевич
Социологический анализ евразийства2010 год, кандидат социологических наук Еремеев, Александр Евгеньевич
Евразийство как явление культуры XX века. Историография и методология исследования2005 год, кандидат культурологии Кутыева, Эльмира Рафаиловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование евразийского индустриального ландшафта в условиях современной научно-технологической интеграции»
Апробация работы
Отдельные положения и выводы данного диссертационного исследования получили апробацию на: Конференции с международным участием «Евразийский феномен в пространстве актуальной интеграции: экософия - диалог культур -образование» (г. Санкт-Петербург, 2014); Международной научно-теоретической конференции «Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества» (г. Санкт-Петербург, 2014, 2015, 2016); Всероссийской научно-теоретической конференции «Первая мировая война» (г. Санкт-Петербург, 2014); Научном форуме с международным участием «Неделя науки СПбПУ» (г. Санкт-Петербург, 2014, 2016); Круглом столе с международным участием «Философия коммуникации: Ценность традиции» (г. Санкт-Петербург, 2015), XIII Конгрессе МАПРЯЛ (г. Гранада, Испания, 2015); VII Всероссийском философском конгрессе «Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад - диалог мировоззрений» (г. Уфа, 2015); VII евразийском экономическом форуме молодежи (г. Екатеринбург, 2016); Научно-теоретической конференции
«Профессиональная культура специалиста XXI в.» (г. Санкт-Петербург, 2016); научно-практической конференции «ХХ век в мировой истории: от революции к глобализации» (г. Санкт-Петербург, 2017); XII научно-практической конференции с международным участием «Коммуникации и новый технологический уклад: вызовы в отрасли, науке, образовании и социальной сфере» (г. Санкт-Петербург, 2017), Международной научно-практической интернет-конференции «ХХ век в мировой истории: от революции к глобализации» (г. Санкт-Петербург, 2017), Международной философской конференции «Русский логос: горизонты осмысления» (г. Санкт-Петербург, 2017), научной конференции «Контуры будущего: технологии и инновации в культурном контексте» (г. Санкт-Петербург, 2017), Х юбилейных социологических чтениях «Четвертая промышленная революция: реалии и современные вызовы» (г. Санкт-Петербург, 2018).
По ключевым выводам и положениям работы было опубликовано 21 публикаций, из них 15 в изданиях, рецензируемых в базах РИНЦ, а также 6 - в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации для публикации результатов диссертационных исследований.
На основе исследуемой проблематики также был написан и подан к конкурсному участию ряд работ:
15-й ежегодный конкурс научных работ молодых ученых, бакалавров, магистрантов, соискателей, аспирантов в возрасте до 30 лет памяти Галины Васильевны Старовойтовой «ГАЛАТЕЯ» (2015 г.), тема работы - «Евразийство как путь разрешения конфронтационных ситуаций на постсоветском пространстве»;
Конкурс грантов для студентов вузов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, аспирантов вузов, отраслевых и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга. Категория - аспирант. Тема проекта 2015 года - «"Евразийский поворот" в современной теории и практике коммуникаций». Тема проекта 2016 года - «Геополитический смысл идей евразийства в диалоге "Восток - Запад"». Тема проекта 2017 года - «Евразийство как фактор технологической интеграции в образовательном пространстве».
Проект, предложенный автором в 2015 году, получил поддержку Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга.
Международный конкурс молодежных проектов «Молодые профессионалы Евразии» в рамках конгресса инноваторов VII евразийского экономического форума молодежи. Тема проекта - «Евразийские направления в современных интеграционных стратегиях высшего образования». Автор работы был награжден диплом и орденом «Звезда Евразии» 2-й категории.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы в объеме 155 наименований. Диссертационное исследование изложено на 153 страницах машинописного текста.
Глава первая. Феномен евразийства в контексте технологической интеграции
1.1. Зарождение и развитие идей евразийства: традиции технологической интеграции
Одним из ключевых процессов, происходящих в современном мире является интеграция. Политическая, экономическая, культурная, технологическая интеграции характерны сегодня для большинства государств мира. Общее определение интеграции (от латинского слова integratio - восполнение, integer -целый) формулируется следующим образом: интеграция - это сближение, слияние, объединение частей, образующих единое целое, но при сохранении их идентичности. Известный российский ученый В.Г. Барановский подразумевает под интеграцией «состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию»1. Определение понятия «интеграция» было предложено и основателем структурного функционализма Т. Парсоном, который включает два основных компонента: внутреннюю совместимость элементов интеграции и поддержание специфических условий, при этом интеграционная система как бы отделяется от другого, внешнего по отношению к ней, окружения2.
Основными предпосылками интеграции являются:
1. Сходство уровней технологического развития интегрирующихся стран. В случае несовместимости технологических параметров заключаются преференциальные соглашения либо между отдельными странами, либо между интеграционным объединением и страной. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный режим, чем третьим странам. Преференциальные соглашения рассматриваются как подготовительный этап
1 Барановский В.Г. Политическая интеграция в Западной Европе // М., 1983- 264 с.
2 Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль. — М.: Изд. Международного ун-та бизнеса и управления. 1996. - С.462-478
интеграционного процесса. Действие данных соглашений продолжается до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы условия, сопоставимые с условиями более развитых стран.
2. Территориальная близость интегрирующихся стран, наличие общих границ, признание территориальной целостности и сложившихся границ. Данный фактор позволяет минимизировать затраты на транспортные перевозки.
Интеграция представляет собой процесс движения и развития определенной системы, в которой усиливается связь ее участников и уменьшается их самостоятельность, при этом появляются новые формы взаимодействия, которых не было в прежней системе. Уменьшение самостоятельности участников интеграционного процесса вызывает опасения по поводу утраты тех ценностей, которые составляли специфичность и особенность той или иной культуры.
Привлекательность евразийства порождена ее интегрирующими конструктивными смыслами, способствующими «сборке» современного фрагментарного социума. Интегративные процессы на евразийском пространстве протекают с разными скоростями и монтируются из разных смысловых модулей -идентификационные самоопределения сообществ идут в ситуации активного этногенеза3. Проникнутые интегративным духом и строящиеся, по сути, на принципе интеграции, евразийские идеи, зародившиеся в среде русских эмигрантов в начале 20-х годов прошлого столетия, и оказавшиеся вновь актуальными начиная с 1990-х годов (что было вызвано масштабным кризисом во всех сферах общественной жизни и деятельности в связи с распадом СССР), открывают своего рода возможность избегания потенциальной утраты специфичности культур, вступающих в процесс интеграции. Значимым моментом здесь выступает то, что представителями евразийского движения были обозначены основные ветви развития интеграций, и представлены возможности сохранения культурной самобытности.
Грякалов А.А. «Евразийский текст»: лингвистика - субъективность - открытые горизонты... // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки № 2. 2013. -С. 58
Если обратиться к истокам евразийства, то их следует искать в размышлениях о судьбе России и связи этой судьбы с культурно-историческими, духовными и геополитическими процессами, происходящими в странах Запада и Востока. Связанные с этими аспектами вопросы являются одними из ключевых в традиции русской мыслительной практики. «Откуда пошла земля Русская?» -один из первых вопросов древнейшего документа русской философской мысли -«Повести временных лет». В тесной связи с этим вопросом находится и вопрос «Куда мы идем?». Митрополит Илларион в своем трактате «Слово о законе и благодати», который по своей идее можно назвать первой программой самостоятельного и независимого развития Русского государства и церкви от Византии, пишет, что христианство является достоянием всех народов, а не одного. Тем самым, отвергая единовластие Византии, он описывает главные задачи, стоящие перед русским государством. Эти задачи: обеспечение мира, сохранение преемственности власти и ее следование праву и нравственности. Позже игумен псковского Елизарьевского монастыря Филофей в XVI веке сформулировал концепцию «Москва-третий Рим», ставшую первой оформленной идеологической мыслью России, в которой ключевое место занимает идея русского мессианства. Старец Филофей отмечал, что именно наша страна является оплотом православия, поэтому она может и должна стать новой столицей христианства после падения Рима и Византии и остаться центром этой религии, что означало стать одним из ключевых и наиболее влиятельных регионов мира. Таким образом монах описал историческую миссию России, которую считал единственно верным путем развития страны.
Приход Петра I к власти трансформировал существующую философию, а также положение русской культуры и государственности в мире, возведя в эталонный образ сильное светское государство, усиливая влияние европейских ценностей и формируя систему высшего образования: в 1724 году открылась Академия наук, в 1755 году - Московский университет. Это приводит к тому, что знатные слои российского общества по своим убеждениям становятся более европейскими, а западные традиции особенно активно интегрируются в
российскую ментальность. Влияние просветительских идей Запада еще сильнее укрепляется в России в эпоху Просвещения.
В 1830-х гг. устами П.Я. Чаадаева начинает формироваться новая русская философия, в которой, однако, он критикует российский уклад жизни, традиции, обычаи и нравы страны, говоря о том, что Россия и русский народ отвергает всяческий прогресс. При этом Запад и европейское общество выступают эталонами развития и цивилизованности, сформированными благодаря христианству. Но уже в 1837 году Чаадаев высказывает противоположную точку зрения, говоря о том, что у России есть великое и историческое призвание4.
Полярность взглядов П.Я. Чаадаева также отразилась и в двух противоположных течениях общественной мысли - западничестве и славянофильстве, которые начали формироваться в 40-х годах XIX века в качестве реакции на укрепление европейского подхода к развитию жизни русского общества. Эти идеи возникли в связи с обсуждением проблемы выбора исторического развития России, а именно того, пойдет ли страна по пути Запада или выберет свой самобытный вектор становления.
Славянофилы выступали за самобытность страны, которую видели в отсутствии классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии как единственно истинном христианстве. Это идейное течение отстаивали А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, П.В. Киреевский, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, Ф.В. Чижов, а также такие деятели культуры как В.И. Даль, А.Н. Островский, Ф.И. Тютчев. Ключевыми проблемами, которые обсуждали славянофилы, были отмена крепостного права «сверху», устранение цензурного гнета, телесных наказаний и смертной казни. Славянофилы стремились опровергнуть немецкий тип философствования и выработать на основе исконно отечественных идейных традиций особую русскую философию, которая могла бы отразить мысли, переживания и бытийность русской души и жизни, в том числе через расцвет и укрепление православия. Эти идеи характерны для раннего периода развития славянофильства. Поздние славянофилы не
4 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма // М.: Наука, 1990. - 224 с.
формировали качественно новых идей, но говорили о несостоятельности концепции общечеловеческой цивилизации. Одними из наиболее ярких представителей позднего славянофильства являются К.Н. Леонтьев и Н.Я. Данилевский. Концепции К.Н. Леонтьева о значении не только отказа от панславистских иллюзий, но и признании важной роли туранских народов в формировании самобытной российской цивилизации как наследницы византизма стали важными для развития евразийской философии. Идеи Н.Я. Данилевского о противопоставлении славянского культурно-исторического типа германо-романскому, признании множественности путей цивилизационного развития, критике представлений о возможности общечеловеческой цивилизации и однонаправленности исторического прогресса были поддержаны и развиты в евразийской концепции. Так, Данилевский в своей работе «Россия и Европа» писал: «Европа - есть поприще романо-германской цивилизации, ни более, ни менее»5. Он видел в культе западной цивилизации большую ошибку, ведь она отрицает важность всех восточных культур. Именно эту позицию отличительности славянской культуры от европейской и ее значимости можно назвать первыми истоками зарождения евразийской философии.
Можно также говорить о значительном влиянии на развитие евразийских идей концепций слависта и славянофила В.И. Ламанского. Он впервые заговорил о греко-славянском, или среднем, мире как об особой цивилизации, которую позднее стали называть евразийской. Это подготовило ту теоретическую почву для создания концепции Л.Н. Гумилева, в основе которой лежит тезис - Россия может сохраниться только как евразийское государство6. Он старался разрабатывать свои взгляды в русле «политической географии», где обосновывал цивилизационное своеобразие «третьего» или «греко-славянского» мира. В этнографическом отношении Средний мир включает в себя множество
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://dugward.ru/library/danilevskiy_n_ya/danilevskiy_n_rossiya_i_evropa.html#evropa (дата
обращения 05.05.2015)
6 Малинов А.В. Л.Н. Гумилев и традиция изучения философии истории в Петербургском университете // Вестник Санкт-Петербургского университета. Спецвыпуск, 2012. - С.58-68
разнообразных народов при преобладании славянского населения, связующего этот мир в единое целое. В.И. Ламанский в своих работах обозначил ряд тем, которые позже были поддержаны и развиты евразийцами: представление о среднем мире как особой цивилизации; влияние Византии, монголов и Европы на формирование культурно-исторического своеобразия среднего мира; негативное отношение к современной романо- германской цивилизации; признание значения «инородческих элементов» не только для понимания истории среднего мира, но и для уяснения перспектив его развития7.
Придерживаясь полярных идей, западники (Н.В. Станкевич, К.Д. Кавелин, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, П.В. Аненнков, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов) считали, что основа качественного развития России не связана с критериями, выдвигаемыми славянофилами, а может базироваться только на западных традициях как на приоритетных.
Наступление ХХ века привнесло с собой масштабные перемены, которые повлияли на все сферы жизни общества и страны, в том числе на научное и технологическое развитие: распад Империи, Первая мировая война, революция 1917 года, расстрел царской семьи, эмиграция, в чьих кругах стала зарождаться евразийская философия.
Основные идеи евразийской концепции во многом схожи с идеями славянофилов: сохранение самобытности России, следование собственному пути развития, без зависимости от Европы. Исходя из того, что исследования поздних славянофилов опирались на принципы географического детерминизма, органицизма, многообразия путей культурно-исторического развития, можно говорить, что славянофильские истоки евразийства достаточно очевидны. Но говорить о полном наследовании евразийцами идей славянофилов тем не менее нельзя. Это обуславливается тем, что евразийская философия более политизирована в своих воззрениях и убеждениях и более прагматична.
п
Малинов А.В. Русская философия XIX-XX веков. // Историко-философские очерки. Saarbrücken, 2011. - С. 275-281
Евразийские идеи, отражающиеся в восприятии каждой цивилизации как самостоятельной и самодостаточной, выступают за неповторимость каждого народа, в связи с чем видят ошибочность в популяризации и копировании установок Запада. Евразийцы утверждали, в отличие от славянофилов, что русско-евразийская культура не является исключительно славянской, так как огромную роль в ее развитии сыграл так называемый туранский фактор. Под туранцами они понимали народы прежде всего тюркского происхождения: хазары, половцы и монголо-татары. Поэтому отличительной чертой русско-евразийской цивилизации евразийцы признавали ее многонациональность. Особенно большое внимание они уделяли монголо-татарскому влиянию на Россию, которое, с их точки зрения, является «наследием Чингисхана» .
В классических евразийских представлениях Евразия, как самостоятельный регион, определяется территорией от Лиссабона до Владивостока. Сегодня это понятие становится чуть шире, включая в себя ряд стран Азии. Евразия выступает как особое смысловое и бытийное образование - это объединения равноправных народов, связанных одним географическим ареалом, общей исторической судьбой и культурными перекличками9. В современном восприятии Евразия ориентируется не только на географические и культурные представления, но и на политические, экономические и интеллектуально-технологические.
В самостоятельное философско-идеологическое течение евразийство смогло оформиться в 1920 г., благодаря работам П.Н. Савицкого, Н.С. Трубецкого, П.П. Сувчинского, Г.В. Флоровского, Г.В. Вернадского. Оно возникло в условиях политической эмиграции, существовало среди эмигрантов, создало свои основные центры в Париже и в Праге и характеризовалось эмигрантским стилем мышления.
П.Н. Савицкий - выпускник экономического отделения Петроградского политехнического института императора Петра Великого, - официальный лидер евразийского движения и руководитель его пражского отделения, автор терминов
Савицкий П.Н. Степь и оседлость // На путях. Утверждение евразийцев; кн. 2.- М.; Берлин : Геликон, 1922. - С. 341-356.
9 Грякалов А.А. Россия и Евразийский контекст: образы и стратегии идентификации в XXI в. // Университетский научный журнал, № 1, 2011. - С. 69-78.
«евразийство» и «Евразия» в понимании не только как географического термина, но и как объединения стран по культурно-идеологическому и геополитическому принципу, близких по духу и национальному настроению, писал, что евразийство «есть попытка творческого реагирования русского национального сознания на факт русской революции»10. Представители евразийской мысли пытались выяснить, из-за чего случилось это восстание, потому что не признавали его причиной только политическую составляющую. Они были убеждены, что во многом это была революция культурная, главная причина которой - незнание народом истории своей страны, неуважение к ней и чрезмерная европеизация России, начатая Петром I и способствовавшая постепенному уничтожению национальной самостоятельности. Революция стала причиной резкого социального расслоения и абсолютного отрыва «правящего слоя» от широких народных масс, что в итоге и сделало революцию 1917 года неизбежной. Это раздробленное общество было во многом оторвано от национальной почвы, духовных основ, но укрепляло иллюзорные представления, что жизнь страны незамедлительно станет лучше, как только будут полностью переняты европейские нравы, устои, законы и миропорядок.
Сторонники евразийства, будучи убежденными в ошибочности данных представлений интеллигенции о европейском образе жизни как эталонном, начали предлагать свой план развития России, описывающий революцию 1917 г. не как гибель страны, а как гибель в ней европейского и инокультурного. В евразийском понимании революция стала началом периода «новой России», долгожданным шансом поставить страну на истинный культурно-исторический путь и доказать, что она имеет иной вектор развития, которого должна придерживаться, далекий от навязанных идей Европы, за которые долгое время держалась отечественная интеллигенция, во всем опирающаяся на европейские стандарты, нормы и опыт: в управлении страной, в проведении реформ, в организации быта и жизни. Ни
10 Савицкий П.Н. Идеи и пути евразийской литературы. // Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. М., 1997. - 369 с.
Запад, ни Восток не могут дать ответ, как правильно строить жизнь страны, только она сама сможет спасти себя, если вернется к своим корням.
Евразийство в среде своих сторонников воспринималось не только одной из теорий развития России, но и способом изменения страны, укрепления ее исторических корней и культурных особенностей. Приверженцы евразийских идей пытались решить задачи, связанные с перестройкой общественного мышления, формирования понимания того, что славянская, романо-германская, китайская и все остальные цивилизации представляют собой абсолютно несравнимые между собой культуры, экономики, стандарты, истории и мировосприятия, которые должны быть самостоятельными и независимыми друг от друга. Это понимание должно было стать основой для формирования нового образа России-Евразии.
Одним из способов решения этой задачи виделось изменение политического строя государства. Разработанный евразийцами проект включал в себя несколько основных направлений. Во-первых, будущую Россию они связывали с православием, как с основной и исторической верой, при этом не исключая иные религии, поддерживаемые народами, проживающими на территории России-Евразии; во-вторых, с однопартийностью, т.к. многопартийность - следствие европеизации, которая не подходит к условиям Евразии, и с развитием «общего дела», как баланса между частной и коллективной собственностью11. Так П.Н. Савицкий считал, что пришедшая к власти после революции коммунистическая партия была приемлема для евразийцев по своему устройству, но не по содержанию, т.к. атеизм и антихозяйственность противоречат духовным основам народов России-Евразии12.
Говоря о том, что евразийская культура порождает государство особого типа, определенного как идеократическое, П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Н.Н. Алексеев, Л.П. Карсавин в своих работах подчеркивали, что государство -
11 Соколов С.М. Философия русского зарубежья: евразийство / Монография. // Улан-Удэ, Изд-
во ВСГТУ, 2003. - 594 с.
12
Евразийство (Формулировка 1927г.) / Политическая история русской эмиграции 1920-1940 гг. Документы и материалы / Под.ред. А.Ф. Киселева // М.: Владос, 1999. - С. 260-272
это вторичная форма бытия культуры и сама культура в ее единстве. Из этого следовало, что сфера государства - это все сферы жизни общества. При этом, она не должна была устанавливать государственно-правовые и финансовые отношения с церковью, допустимы могли быть только личностно-духовные в виде личной религиозности каждого человека.
В «Основах политики» Л.П. Карсавин отмечает, что «с точки зрения европейских представлений о государстве и европейской антитезы "государства" и "общества" это неизбежно будет воспринято как предельный "этатизм", как неслыханное засилье государства. На самом деле подобные обвинения нас нимало
13
не затрагивают...»13. При этом значима его мысль о том, что «государство в таком большом и многонациональном, культурном целом, как Евразия - Россия, может только или быть сильным, или совсем не быть»14. И П.Н. Савицкий отмечал необходимость комбинации государственной и частной собственности. Что, однако, отрицал П.П. Сувчинский, возглавлявший парижское отделение евразийцев, утверждая, что восстановить частный сектор невозможно и не нужно.
Савицкий развивал концепцию культурно-исторических типов, которая представляла собой вторую составляющую в решении задачи восстановления мощи и самобытности России-Евразии. Он уделял особенное внимание «ощущениям», под которыми подразумевал особый способ восприятия окружающей действительности: ощущение моря и ощущение континента, называя одно западноевропейским, другое — монгольским: «на пространстве всемирной истории западноевропейскому ощущению моря как равноправное, хотя и полярное, противостоит единственно монгольское ощущение континента»15. В понимании П.Н. Савицкого, русские в некоторой доле тоже
13
Карсавин Л. П. Основы политики // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Наука, 1993. - 212 с.
14 Степун Ф.А. Россия между Европой и Азией. [Электронный ресурс] Библиотека учебной и научной литературы // Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/stepun_ros/ (дата обращения 13.04.2015)
15 Савицкий П.Н. Континент Евразия. // М.: Аграф, 1997. - 464 с.
монголы, ибо «в русских "землепроходцах", в размахе русских завоеваний и освоении — тот же дух, то же ощущение континента»16.
«Пережив в начальные века развития влияние степных народов как влияние внешнее, ныне народ российский сам как бы охватывает степь. Степное начало, привитое русской стихии как одно из составляющих её начал со стороны, укрепляется и углубляется в своем значении, становится неотъемлемой её принадлежностью; и наряду с "народом-земледельцем", "народом-промышленником" сохраняется или создается в пределах русского национального
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия науки и техники», 09.00.08 шифр ВАК
Русская революция 1917 года в идейно-политическом наследии евразийцев, 1921 - 1931 гг.1999 год, кандидат исторических наук Гогохия, Елена Альбертовна
Общественно-политическая и научная деятельность Петра Николаевича Савицкого в годы эмиграции (1920-1938 гг.)2003 год, кандидат исторических наук Быстрюков, Владимир Юрьевич
Геополитическая концепция исторического развития России первой трети XX века П.Н. Савицкого2008 год, кандидат исторических наук Матвеева, Александра Михайловна
Социокультурная концепция русского евразийства: зарождение и эволюция доктрины2005 год, кандидат философских наук Белошапко, Андрей Викторович
Историко-философский анализ евразийского учения1995 год, кандидат философских наук Игнатова, С. В.
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Махова Наталья Владимировна, 2019 год
Список литературы
1. Абдраимов, Б.Ж. Межвузовское сотрудничество как ключевой фактор развития общего образовательного пространства: евразийское измерение [Электронный ресурс] / Б.Ж. Абдраимов// Режим доступа: www.ia-centr.ru/expert/4223
2. Аветисян, П.С. Модернизация систем высшего образования стран ЕАЭС в контексте интеграционных процессов / П.С. Аветисян // Евразийская интеграция: истоки, проблемы, перспективы: коллективная монография. T.II., СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2017. - С.118 - 132
3. Аветисян, П.С., Галикян, Г. Э. Особенности институциональных изменений в высшем образовании в контексте интеграционных процессов (на примере постсоветских стран) /П.С. Аветисян, Г.Э. Галикян // Alma Mater (Вестник высшей школы). № 6., 2016. - C. 13-17
4. Агамирзян, И.Р. Новая индустриализация между IT и промышленностью [Электронный ресурс] / И.Р. Агамирзян // https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/05/15/novaya-mdustrializatsiya-mezhdu-it-i-promishlennostyu
5. Айтимов, А.С. Об опыте интеграции науки и образования в Евразийском экономическом союзе / А.С. Айтимов // Международный электронный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. 2016. Вып. 2 (17). С. 111-116.
6. Акаев, А.А. Евразийское единение - историческая закономерность / А.А. Акаев// Евразийская интеграция : сборник научных трудов : ежегодник. Вып. 1. — СПб. : СПбГУП, 2014. - С.30-47
7. Акаев, А.А., Пантин, В.И. Финансово-экономические кризисы и геополитические сдвиги: анализ и прогноз / Моделирование и прогнозирование глобального, регионального и национального развития / Отв. ред. А.А. Акаев, А.В. Коротаев, Г.Г. Малинецкий, С.Ю.Малкова. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012 - С. 68-109
8. Аничкин, Е.С. Модернизация высшего образования в центрально азиатских странах: тенденции, проблемы и решения / Е.С. Аничкин // Международный образовательный форум «Алтай - Азия 2016: Евразийское образовательное пространство — новые вызовы и лучшие практики» : сборник материалов (22-23 сентября 2016 г., Барнаул). - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2016. - с.23-30
9. Аптекман, А., Калабин, В. Цифровая Россия: новая реальность [Электронный ресурс] / А. Аптекман, В. Калабин, и др. // Ь11р5://шшш.тск1п5еу.сот/~/теё1а/МсК1п5еу/Ьоса11оп5/Еигоре%20апё%20М1ёё1е% 20Еа51/Яи551а/Оиг%201п51^Ь15/01^11а1%20Яи551а/01^11а1-Яи551а-герог1.а5Ьх
10. Арефьев, И.П. Интеграция технологического образования в теоретико-философском познании / И.П. Арефьев// Научный поиск, № 4, 2013. -С.6-8
11. Арсеньев, К.И. Статистические очерки России / К.И. Арсеньев// СПб., 1848. - 503 с.
12. Атоян, К.Л. Перспективы интеграции высшего образования стран ЕАЭС / К.Л. Атоян// Евразийская экономическая перспектива : 3-й Международный форум : сборник докладов / под ред. И.А. Максимцева. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2015.- С.36-40
13. Атоян, К.Л. Высшее образование в государствах-членах ЕАЭС: вопросы интеграции / К.Л. Атоян// «Диалог: политика, право, экономика» Издание Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ), №2 (9), СПб., 2018 - С.65-71
14. Ащеулова, Н.А., Колчинский, Э.И. Реформы науки в России (историко-социологический анализ) / Н.А. Ащеулова, Э.И. Колчинский // ВИЕТ, № 1, 2010. - С. 95-120
15. Баксанский, О.Е. Мировоззрение будущего: конвергенция как фундаментальный принцип / О.Е. Баксанский// Педагогика и просвещение, № 3(15), 2014. - С. 17-29
16. Баранов, Н.А. Евразийская интеграция в контексте цивилизационного самоопределения России / Н.А. Баранов// Вести Волгогр. гос. ун-та. Сер. 4, Ист., № 6(36), 2015. - С. 47-54
17. Барановский, В.Г. Политическая интеграция в Западной Европе / В.Г. Барановский// - М., 1983. - 264 с.
18. Бауман, З. От паломника к туристу [Электронный ресурс] / З. Бауман// Режим доступа: http: //j our.isras .ru/index.php/socj our/article/viewFile/218/219
19. Бедряев, Н.А. Евразийцы. [Электронный ресурс]/ Н.А. Бердяев // -Электронная библиотека «Вехи». - Режим доступа: http: //www.vehi. net/berdyaev/evrazis.html
20. Бердяев, Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А. Бердяев// М.: Наука, 1990. - 224с.
21. Бжезинский, З. Великая шахматная доска. / З. Бжезинский // Пер с англ. О.Ю. Уральская. М.: Изд-во: Международные отношения, 2009. - 280 с
22. Богоявленская, Д.Б. К вопросу о дивергентном мышлении / Д.Б. Богоявленская, И.А. Сусоколова / Психологическая наука и образование, 2006 №1 - С. 85-96
23. Богуславский, М.В. Модернизация российского образования в контексте современных стратегий его развития / М.В. Богуславский // Вестник Брянского государственного университета №1, 2014 - С. 125-129
24. Болдонова, И.С., Болдонов, А.Л. Об актуальности идей евразийства и Российской цивилизации в контексте современности [Электронный ресурс] / И.С. Болдонова, А.Л. Болдонов // Евразийский союз ученых, № 4 (13) - Режим доступа : http://euroasia-science.ru/filosofskie-nauki/ob-aktualnosti-idej-evrazijstva-i-rossij skoj -civilizacii-v-kontekste-sovremennosti/
25. Бондарев, В.П. Концепции современного естествознания / В.П. Бондарев // М., Альфа-М, 2003 - 464 с.
26. Бороноев, А.О.Поиск российской идентичности и евразийские идеи / А.О. Бороноев // Пограничья Евро-Азии. Debaty artes liberales. Том VII. Warszawa, 2013. - С. 31-45.
27. Быстрюков, В.Ю. Общественно-политическая и научная деятельность Петра Николаевича Савицкого в годы эмиграции (1920-1938 гг.): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / В.Ю. Быстрюков - Самара, 2003. - 220 с.
28. Вернадский, Г.В. Начертание русской истории /Г.В. Вернадский// Ч.1. Прага. 1927.- 283 с.
29. Виссема, Й.Г. Университет третьего поколения: Управление университетом в переходный период: перевод с английского / Й.Г. Виссема -Москва: Изд-во «Олимп-Бизнес», 2016 - 422 с.
30. Вульф, Л. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения / Л. Вульф// М.: Новое литературное обозрение. 2003 - 560 с.
31. Гелин, Д.В. Социальное партнерство в государственном вузе / Д.В. Гелин // Ученые записки РГСУ №11 (111), 2012. - С.64-66.
32. Глебов, С. Евразийство между империей и модерном: История в документах / С. Глебов // М.: Новое издательство, 2010 - 632 с.
33. Грякалов, А.А. «Евразийский текст»: лингвистика - субъективность -открытые горизонты... / Грякалов А.А.// Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки №2, 2013 - С.57-64
34. Грякалов, А.А. Мысль и настоящее / А.А. Грякалов // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. Гуманитарные и общественные науки (философия, история, лингвистика, экономика, социология, право). — № 2. - СПб., 2002 - С.11-22
35. Грякалов, А.А. Россия и Евразийский контекст: образы и стратегии идентификации в XXI в. / А.А. Грякалов// Университетский научный журнал. 2011, № 1. - С. 69-78.
36. Гумилев, Л.Н. От Руси до России. / Л.Н. Гумилев// - М.: Айрис-пресс, 2003. - 318 с.
37. Гумилев, Л.Н. РавБюпагшт. Теория пассионарности и этногенеза. Этногенез и биосфера земли. Конец и вновь начало / Л.Н. Гумилев // - М., Изд-во: АСТ, 2016 - 936 с.
38. Гурулева, Т.Л. Единое образовательное пространство в АТР / Т.Л. Гурулева// Высшее образование в России, №12, 2014. - С. 134-140
39. Гурулева, Т.Л. Евразийское образовательное пространство России: предпосылки формирования и теоретические аспекты моделирования (на примере образовательного сотрудничества с КНР) [Электронный ресурс] / Т.Л. Гурулева// Режим доступа : Ы1р8://8с1епсе-еёиса1:юп.ги/рё172015/5/21875.pdf
40. Гусаков, Б. Перспективы промышленного сотрудничества стран ЕАЭС / Б. Гусаков // Наука и инновации, № 7(149), 2015 - С. 48-53
41. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа. [Электронный ресурс] / Н.Я. Данитевский // Режим доступа : Мр:/Ми^аМ.ги/ПЬгагуМат1еУ8к1у п уаМапйеУБМу п говв1уа 1 еугора.Ыт1#еугор а
42. Дугин, А.Г. Евразийский путь как национальная идея [Электронный ресурс] / А.Г. Дугин // «Евразийское обозрение» № 9, 2003. - Режим доступа: http://www.eyrazia.org/modu1es.php?name=News&fl1e=artic1e&sid= 1324
43. Дугин, А.Г. Основы геополитики / А.Г. Дугин // Изд-во: Арктогея, М., 1997 - 608 с.
44. Дугин, А.Г. Проект «Евразия» / А.Г. Дугин // М., 2004. - 512 с.
45. Дынкин, А.А. Россия и мир: 2016. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / А.А. Дынкин // М.: ИМЭМО РАН, 2015. - 166 с.
46. Евразийские технологические платформы могут разрабатывать продукцию будущего [Электронный ресурс] // ЬИрУ/ет^ап-studies.org/archiyes/1915
47. Егоров, В.Г. Постсоветская интеграция: институты, процессы, технологии / В. Г. Егоров, С. Я. Лавренов, А. С. Жусупов // СПб. : Алетейя, 2015. - 240 с.
48. Енин, Ю.И. Формирование единого научно-образовательного и производственного пространства в условиях евразийской экономической интеграции / Е.Ю. Енин// Научно-аналитический журнал Евразийская экономическая интеграция, №2 (15), 2012. - С.43-50
49. Ефимов, В.С., Лаптева, А.Л. Трансформация университетов -Университет 4.0 (концептуальный анализ) / В.С. Ефимов, А.Л. Лаптева// Международный образовательный форум «Алтай-Азия 2016: Евразийское образовательное пространство - новые вызовы и лучшие практики»: сборник материалов - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2016 - с.60-73
50. Запесоцкий, А.С. Россия на евразийском пространстве. Размышления о прошлом и будущем (К вопросу о современной теории и практике евразийства) / А.С. Запесоцкий // Евразийская интеграция : сборник научных трудов : ежегодник. Вып. 1. — СПб. : СПбГУП, 2014. — 156 с.
51. Ивашков, А.В. Логика развития научно-технической политики Европейского Союза: реализация принципа системности в научно-технической интеграции / А.В. Ивашков // Вестник Томского государственного университета, 2007, № 296 - С.160-164
52. Ивашов, Л. Хоронить не спешите Россию /Л. Ивашов// М., 2003 -
285 с.
53. Ильин, В.Н. Религия революции и гибель культуры / В.Н. Ильин// YMCA-PRESS, Париж, 1987.- 136 с.
54. Исаев, С.Н., Тихомирова, Н.В. Евразийское пространство: развитие на основе экономической интеграции, информатизации и научно-образовательного сотрудничества / С.Н. Исаев, Н.В. Тихомирова// Евразийское пространство: приоритеты соцально-экономического развития: материалы международной научно-практической конференции. Том 1. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011 - С. 1319
55. Какова роль СЭЗ в странах ЕАЭС [Электронный ресурс] // http://www.bizexpert.kg/2017/02/09/evrazijskie-partnery-riskuyut-utratit-svoi-svobodnye-zony/
56. Каку, М. Будущее разума : перевод с английского / Митио Каку // Изд-во «Альпина нон-фикшн», 2017 - 502 с.
57. Караганов, С. От поворота на Восток к Большой Евразии / Россия в глобальной политике [Электронный ресурс] / С. Караганов // Режим доступа : http://www.globalaffairs.ru/pubcol/Ot-povorota-na-Vostok-k-Bolshoi-Evrazii-18739
58. Карсавин, Л.П. Основы политики / Л.П. Карсавин // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Наука, 1993 - 212 с.
59. Каррер д'Анкосс, Э. Евразийская империя: история Российской империи с 1552 г. до наших дней / Э. Каррер д'Анкосс. - М. : РОССПЭН, 2010. -431 с
60. Кизеветтер, А.А. Евразийство /А.А. Кизеветтер// Русский экономический сборник. Прага, 1925. Вып. 3.
61. Ковальчук, А. Постсоветское пространство в российских внешнеполитических концепциях / А. Ковальчук // М.: Аспект Пресс, 2015. -176 с.
62. Коттер, Джон П. Ускорение перемен : перевод с английского / Джон П. Коттер // Изд-во «Олимп-Бизнес», 2015 - 256 с.
63. Лавров, С. Россия и АТЭС: к новым горизонтам азиатско-тихоокеанской интеграции / С. Лавров// Международная жизнь, 2012 - С.8-23
64. Лаумулин, Ч. Новые открытия изменят индустриальную реальность в ЕАЭС - ученый Кембриджского университета [Электронный ресурс] / Ч. Лаумулин // Евразия. Эксперт, 2016. Режим доступа : http://eurasia.expert/novye-otkrytiya-izmenyat-mdustrialnuyu-realmst-v-eaes-uchenyy-kembridzhskogo-universiteta/
65. Леонидова, Г.В. Теория и практика формирования научно-образовательного пространства / Г.В. Леонидова// Вологда, ИСЭРТ РАН, 2010272 с.
66. Ложникова, А.В. Научно-техническое развитие России: проблемы формирования эффективного механизма, или как сделать важными «особо важные» НИОКР / А.В. Ложникова, А.Э. Сазонов, Л.М. Огородова // Экономика, 2012 - с. 113-119
67. Ломоносов, М.В. Избранные произведения. / М.В. Ломоносов // В 2 т. Т.1. М.: Наука 1989 - 490 с.
68. Лузянин, С.Г. Шанхайская организация сотрудничества: модель 20142015: рабочая тетр. № 21/2015 / С.Г. Лузянин и др // Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: Спецкнига, 2015. - 36 с
69. Лукин, В. Внешнеполитический курс постсоветской России: в поисках идентичности [Электронный ресурс] / В.Лукин // Международная жизнь - Режим доступа: https: //interaffairs .ru/i author/material/1796
70. Макаров, В.Л. Социальный кластеризм. Российский вызов /В.Л. Макаров// М.: Бизнес Атлас, 2010 - 272 с.
71. Маккиндер, Х.Дж. Географическая ось истории [Электронный ресурс] / Х.Дж. Маккиндер// Режим доступа: http://www.polisportal.ru/files/File/puvlication/Starie publikacii Polisa/M/1995-4-Makkinder-Geografi4eskaia os istorii.pdf
72. Максимцев, И.А. Единое образовательное пространство как интеллектуальная инфраструктура устойчивого развития евразийского экономического союза [Электронный ресурс] / И.А. Максимцев // Режим доступа: http://ind.pskgu.ru/proiects/pgu/storage/conferences/2014 02/2014-02-1 -03.pdf
73. Малинов, А.В. Л.Н. Гумилев и традиция изучения философии истории в Петербургском университете / А.В. Малинов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Спецвыпуск, 2012 - С.58-68
74. Малинов, А.В. Русская философия XIX-XX веков. / А.В. Малинов // Историко-философские очерки. - Saarbrücken, 2011. - 450 с.
75. Малявин, В.В. Евразия и современность / В. В. Малявин// - М. : РИПОЛ классик, 2015. - 352 с
76. Мастеров, А.Г. Основы инновационного менеджмента / А.Г. Мастеров// изд-во ФГБОУ ВПО «ВГАФК», Волгоград, 2012 - 164 с.
77. Медведев, В.Е. Образовательная стратегия исследовательского университета как инструмент синергии образовательного и научного
пространства России / В.Е. Медведев// Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. № 5, 2012, с.1-8
78. Музяков, С.И. Трансформация элит в условиях глобализации / С.И. Музяков// Society: Politics, Economics, Law. 2016, Issue 3, p 82-85.
79. Мюлдер, Е.В. К вопросу о реализации национальной стратегии образования для устойчивого развития в России [Электронный ресурс] / Е.В. Мюлдер// Современные проблемы науки и образования. - 2013, № 6 - Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10955
80. Никуленков, В.В. Политические аспекты под видом гармонизации образовательных систем. Программы мягкой силы и вызовы евразийскому образовательному пространству / Международный образовательный форум «Алтай - Азия 2016: Евразийское образовательное пространство — новые вызовы и лучшие практики» : сборник материалов - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2016 -с.85-88
81. Новек, Б.С. Умные граждане - умное государство. Экспертные технологии и будущее государственного управления: перевод с английского / Б.С. Новек // Изд-во «Олимп-Бизнес», 2016 - 512 с.
82. Нысанбаев, А.Н. Наследие аль-Фараби и современная философия взаимопонимания / А.Н. Нысанбаев, Г.К. Курмангалиева, Г.Г. Соловьева, Н.Л. Сейтахметова// - Алматы; 2011. - 208 с.
83. Нысанбаев, А.Н.. Философия взаимопонимания. / А.Н. Нысынбаев// Алматы. 2001. - 544с.
84. Оганесян, А. Океан далекий и близкий / А. Оганесян// Международная жизнь, 2012- с.1-6
85. Павлинская, Л.Р. Сибирь в контексте евразийской теории / Л.Р. Павлинская// Евразия: Этнос, ландшафт, культура. - СПб., 2001 - С.20-83
86. Панарин, А.С. Искушение глобализмом / А.С. Панарин// М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 416 с.
87. Панарин, А.С. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством) / А.С. Панарин// М., 1994 - 262с.
88. Парсонс, Т. Система координат действия и общая теория систем действия. Функциональная теория изменения. Понятие общества /Т. Парсонс// Американская социологическая мысль. — М.: Изд. Международного ун-та бизнеса и управления, 1996. — с.462-525
89. Подберезкин, А.И.. Евразия и Россия. /А.И. Подберезкин// М., 2012г. -1012 с.
90. Полянкина, С.Ю. Понятие интеграции в категориальном аппарате философии образования /С.Ю. Полянкина// Интеграция образования, № 2, 2013 -с.76-82
91. Путин, В.В. Ответы на вопросы журналистов форума «Один пояс -один путь» [Электронный ресурс] /В.В. Путин// Режим доступа : http://www.krem1in.ru/eyents/president/news/54499
92. Рассадина, С.А. Горнопромышленная провинция: дискурс памяти и национальная идентичность /С.А. Рассадина // Записки Горного института. 2017. Т. 227 - с. 603-607
93. Ридингс, Б. «Университет в руинах» / Б. Ридингс// пер. с англ. А.М. Корбута; Гос.ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом Гос. ун-та -Высшей школы экономики, 2010 - 304 с.
94. Рубини, Н. Евразийское видение России /Н. Рубини// Мир перемен. -2014. - № 3. - С. 68-71.
95. Савицкий, П.Н. Евразийство / П.Н. Савицкий // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993. - С.100-106.
96. Савицкий, П.Н.. Географические и геополитические основы евразийства. [Электронный ресурс] / П.Н. Савицкий // Режим доступа: http://www.gumi1ey-center.ru/geograflcheskie-i-geopo1iticheskie-osnoyv-eyraziiistya/
97. Савицкий, П. Н. Идеи и пути евразийской литературы / П.Н. Савицкий //- В кн.: Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. М., 1997, - 369 с.
98. Савицкий П. Н., Континент Евразия. / П.Н. Савицкий // М.: Аграф, 1997, - 464 с.
99. Савицкий, П.Н. Континент - Океан (Россия и мировой рынок) / П.Н. Савицкий // Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. Книга 1., София, 1921.
100. Савицкий, П.Н. Степь и оседлость / П.Н. Савицкий // На путях. -Утверждение евразийцев ; кн. 2.- М. ; Берлин : Геликон, 1922. - С. 341-356.
101. Садовничий, В.А. Развитие общего научно-образовательного пространства СНГ - базовое условие успешности евразийской интеграции / В.А. Садовничий // Проблемы современной экономики, № 3 (47), 2013 -С. 20
102. Салми, Д. Создание университетов мирового класса / Д.Салми// перевод с английского - М.: Издательство «Весь Мир», 2009. 132 с.
103. Салми, Д., Фрумин, И. Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса / Д.Салми, И. Фрумин// Вопросы образования, № 3, 2007- с.5-45
104. Саритас, О. Технологии совершенствования человека: перспективы и вызовы / О. Саритас// Форсайт, Т.7, № 1, 2013 - с. 6-14
105. Смирнова, Л. Современное состояние и задачи развития евразийского пространства высшего образования [Электронный ресурс] / Л.Смирнова// Режим доступа : http://eurasian-movement.ru/archives/19110 (дата обращения : 28.06.2016)
106. Соколов, С.М.. Философия русского зарубежья: евразийство /С.М. Соколов// Монография. / Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2003 - 594 с.
107. Специан Л. М. Интеграция в образовании — важное требование евразийского пространства // Ценности евразийской культуры: духовность, традиции, экономические приоритеты сотрудничества: EXPO 2017 ASTANA : матер. междунар.науч. конф. (Минск, 21 марта 2017 г.). Минск : БНТУ, 2017. С. 215-218.
108. Степанищев, А.Ф. Научная рациональность: Пределы перепутья: монография / А.Ф. Степанищев, Д.М. Кошлаков.// - Брянск: БГТУ, 2011. -239 с.
109. Степун, Ф.А. Россия между Европой и Азией. Библиотека учебной и научной литературы [Электронный ресурс] / Ф.А. Степун// Режим доступа : http://sbiblio.com/biblio/archive/stepun ros/
110. Татаркин А.И., Новикова К.А. Инновационный потенциал территории в поведенческих оценках населения / А.И. Татаркин, К.А. Новикова // «Экономика региона», № 3, 2015 - с. 279-294
111. Трубецкой, Н.С. Европа и человечество. /Н.С. Трубецкой // История. Культура. Язык., М.:Прогресс, 1995 - 799 с.
112. Тютюнник, Ю.Г. Понятие промышленного ландшафта / Ю.Г.Тютюнник// Междисциплинарный научный и прикладной журнал «Биосфера», 2015, т.7, № 3- с.280-288
113. Флоровский, Г. В. Пути русского богословия. /Г.В. Флоровский// Отв. ред. О. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2009. — с.848
114. Форд, М. Роботы наступают : развитие технологий и будущее без работы / М. Форд // М., Изд-во «Альпина нон-фикшн», 2016 - с. 430.
115. Хузиятов, Т.Д. Регионализация в АТР: условия и предпосылки формирования единого образовательного пространства [Электронный ресурс] / Т.Д. Хузиятов// Философия образования № 6, 2006. - Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/490/1813 .php
116. Шваб, К. Четвертая промышленная революция : перевод с английского / Клаус Шваб// - Москва: Изд-во «Э», 2017. - 208 с.
117. Шиповалова, Л.В. Эффективность науки как философская проблема / Л.В. Шиповалова// Мысль (Журнал Петербургского философского общества). № 19, СПб., 2015 - С.7-15
118. Юн, С.М. Образование как сфера сотрудничества в рамках евразийского экономического союза: проблемы и перспективы / С.М. Юн // Вестник Томского государственного университета. История. № 50, 2017. - С. 8992.
119. Ярошевич, В.И. Макроконкурентоспособность как императив евразийской интеграции / В.И. Ярошевич // Евразийская интеграция: истоки, проблемы, перспективы: коллективная монография. Т.П., СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2017. - С.327-337
120. Агентство стратегических инициатив. Национальная технологическая инициатива [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://asi.ru/nti/
121. Всемирный доклад ЮНЕСКО. К обществам знаний / Изд-во ЮНЕСКО, 2005 г. - 231с.
122. В СПбПУ обсудили вопросы развития автомобильной промышленности РФ до 2025 года [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.spbstu.ru/media/news/nauka i innovatsii/spbspu-development-automobile-industry-russian-federation/
123. В «Точке кипения» в Санкт-Петербурге прошел баркемп «Национальная технологическая революция 20.35» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http : //fea.ru/news/6673
124. Время поумнеть. Какими будут российские города будущего [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.forbes.ru/biznes/363909-vremya-poumnet-kakimi-budut-rossiyskie-goroda-
budushchego?utm source=vk&utm medium=social&utm campai gn=targetings-forbes&utm content=articels#0 5 3637 13985 1248 188942468
125. Гибридное образование для развития бизнеса. Журнал «Стратегия» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http : //strate gyj ournal .ru/articles/ gibridnoe-obrazovanie-dlya-razvitiya-biznesa/
126. Евразийство (Формулировка 1927г.) // Политическая история русской эмиграции 1920-1940 гг. Документы и материалы / Под.ред. А.Ф. Киселева. М.: Владос, 1999 - с.260-272
127. Евразийская ассоциация университетов. Официальный сайт [Электронный ресурс] // Режим доступа: http : //www.eau-msu.ru/
128. Евразийский коммуникационный центр [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://eurasiancenter.ru/news/20151006/1004262235.html
129. Евразийское региональное отделение Всемирной организации «Объединенные Города и Местные власти» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http : //www.euro asia-ucl g .ru/
130. Евразийская экономическая перспектива / 3-й Международный форум, 16 апреля 2015 г. : сборник докладов / под ред. д-ра экон. наук, профессора И. А. Максимцева. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2015. - 135 с.
131. Заметки П.Н. Савицкого о «Тресте» // Политическая история русской эмиграции 1920-1940 гг. Документы и материалы / Под.ред. А.Ф. Киселева. М.: Владос, 1999 - 776 с.
132. Научно-техническое сотрудничество как фактор евразийской экономической интеграции / ежегодный доклад интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ за 2015 год, 120 с.
133. Национальная технологическая инициатива [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.nti203 5. ru/
134. О проведении Евразийского научного форума «Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации», посвященного 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. / Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации: Избранные труды Евразийского научного форума, посвященного 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова / Под. ред. М.Ю. Спириной. — СПб.: МИЭП, 2012. - С. 3-21
135. Официальный сайт города Иннополис [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.innopolis.com/
136. Официальный сайт мирового рейтинга университетов QS (Quacquarelli Symonds World University Rankings) [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2016
137. Официальный сайт Университета НТИ «20.35» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http ://2035.university/
138. Пленарное заседание съезда Российского союза ректоров [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/57367
139. Послание Президента Федеральному Собранию / [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //kremlin.ru/events/president/news/17118
140. Президент поручил разработать план развития до 2025 года под названием «Национальная технологическая инициатива Казахстана» / Информационный портал Kazakhstan Today [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://www.kt.kz/rus/state/prezident poruchil razrabotatj plan razvitija do 2025 god a pod nazvaniem nacionaljnaia tehnologicheskaja iniciativa kazahstana 1153633864 .html
141. Садовничий В.А. Доклад на пленарном заседании съезда Российского союза ректоров [Электронный ресурс] // http://kremlin.ru/events/president/news/57367
142. Сколково. Официальный сайт [Электронный ресурс] / Режим доступа : http: //sk.ru/city/p/engineering infrastructure.aspx
143. Союз развития наукоградов России [Электронный ресурс] // http://naukograds.ru/7page id=9
144. СПбПУ: создавая экономику будущего / Деловая Россия: промышленность, транспорт, социальная жизнь, №11-12, 2015 - С.146-149.
145. СПбПУ - участник Евразийского саммита по высшему образованию EURIE [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.spbstu.ru/media/news/international activities/spbpu-eurasia-summit-higher-education-eurie/
146. Университет Шанхайской Организации Сотрудничества [Электронный ресурс] Режим доступа: http://uni-sco.ru/
147. Центр компьютерного инжиниринга СПбПУ. Официальный сайт / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fea.ru/
148. Edensor, T. National Identity, Popular Culture and Everyday Life / T. Edensor// Oxford. New York, BERG, 2002, 216 р.
149. Entin M., Entina E. The New Role of Russia in the Greater Eurasia / M. Entin, E. Entina // Strategic Analysis, Vol. 40, No. 6, 2016 - p.590-603
150. Bonme, G. The Knowledge Society / G. Bonme, N. Stehr / Sociology of the sciences - D.Reidel Publishing Company, 1986, 120 p.
151. Gryakalov, A. Eurasianism as a Phenomenon and Strategies of Identification: Post-Soviet Experiences / A. Gryakalov // Eurasiannes and National Identities in the Post-Soviet Era. Hanyang University. Seoul, Korea. 2009. - р. 67-83.
152. Kisoudis, D. Goldgrund Eurasien. Der Neue Kalte Krieg und das Dritte Rom. Leipzig / D. Kisoudis // Manuscriptum Waltrop, 2015. 120 p.
153. Kundera, M. The Tragedy of Central Europe / M. Kundera // New York Review of Books, Volume 31, Number 7. 1984. р. 33-38
154. Spanger, H.-J. Russia's turn eastward, china's turn westward: cooperation and conflict on the new silk road [Электронный ресурс] / H.-J. Spanger // Режим доступа: http://valdaiclub.com/a7valdai-papers/valdai-paper-47-russia-turn-eastward/
155. Mareeva, S. The Value Orientations and Conceptions of the Middle Class Concerning the Desired Vector of the Country's Development / S. Mareeva// Russian Social Science Review, vol. 57, no. 6, 2016, p. 436-449
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.