Формирование эстетической культуры студентов профессиональных учебных заведений традиционного прикладного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Калинина, Людмила Петровна

  • Калинина, Людмила Петровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 165
Калинина, Людмила Петровна. Формирование эстетической культуры студентов профессиональных учебных заведений традиционного прикладного искусства: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2004. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Калинина, Людмила Петровна

Введение.

Глава 1. Теоретические и исторические предпосылки развития эстетического воспитания в системе профессионального образования в области традиционного прикладного искусства

1.1. Теоретические основы эстетического воспитания в профессиональном образовании в области традиционного прикладного искусства.

1.2. Исторический аспект развития эстетического воспитания в учебных заведениях традиционного прикладного искусства.

Глава 2. Формирование эстетической культуры студентов профессиональных учебных заведений традиционного прикладного искусства

2.1. Обновление содержания эстетической компоненты учебно-воспитательного процесса профессиональной подготовки в области традиционного прикладного искусства.

2.2. Экспериментальная работа по реализации инноваций эстетического воспитания в учебных заведениях традиционного прикладного искусства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование эстетической культуры студентов профессиональных учебных заведений традиционного прикладного искусства»

В современной России проблемы организации и содержания профессионального образования приобретают все большее значение и привлекают внимание специалистов различных областей научного знания. Изменения, происшедшие в социально-экономической жизни страны, повлекли за собой возникновение крайнего разнообразия образовательных учреждений, учебных планов, учебно-методической документации, нацеленных на модернизацию содержания образовательного процесса. В образовательном пространстве современной России сложились новые культурно-педагогические отношения и требования. В деятельности учебных заведений профессионального образования постепенно обозначилась проблема эстетического воспитания студентов, будущих специалистов в различных сферах культуры и искусства.

Эстетическое воспитание образует важную составную часть формирования всесторонне и гармонично развитого человека, творчески активной личности, обладающей высокой индивидуальной эстетической культурой. Такой человек способен воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве; жить и преобразовывать мир «по законам красоты» (Ф.Шиллер). Отношения человека с другими людьми, его поступки, чувства, стремления носят разный с точки зрения эстетики характер. Поэтому эстетическое воспитание решает свои задачи в тесном взаимодействии со всеми другими видами воспитания: нравственным, трудовым, экологическим, художественным и т.д. Эстетическое воспитание формирует интерес личности к эстетически значимым предметам и явлениям, помогает выработать ценностное отношение к миру. В процессе эстетического воспитания складываются индивидуальные эстетические творческие способности человека, которые впоследствии помогают формированию активной, социально значимой личности, способной к адекватной профессиональной деятельности в любой сфере человеческого бытия.

В современном обществе технический прогресс, увеличивающийся темп жизни «решительно помог в оккупации внимания и времени молодых» занятиями более легкими, шумными, не оставляя места для раздумий, самоанализа и самосовершенствования. «Обесценивается. такой тип бытия, мировосприятия, общения, который требует духовных усилий, духовного труда, уединения, рефлексии, созерцательной установки, вообще - остановки во Времени» (Е.М.Торшилова) [146]. Естественно полагать, что в такой ситуации возрастает необходимость привития молодежи верных ценностных ориентиров, в том числе принципов этики и эстетики, поскольку этико-эстетические нормы лежат издревле в основе формирования любой человеческой личности. При этом имеется в виду не только формирование эмоциональной сферы ребенка, подростка, юноши, но и утверждение крепкого жизненного стержня, той основы, которая определяет всю будущность подрастающего поколения. В связи с тем, что значительно ослабло воспитательное воздействие семейной педагогики, главная роль в эстетическом воспитании молодежи отводится учебным заведениям как общеобразовательным, так и профессиональной направленности. Профессиональное образование призвано усилить свои гуманистические позиции, чтобы явить собой контекст саморазвития личности, способной продуктивно реализовывать себя в современных условиях. Это направление особенно важно в сфере традиционного прикладного искусства, переживающего сложные и временами откровенно негативные процессы в нынешней экономике, социокультурной сфере, в области образования.

Проблемы эстетического воспитания всегда оставались объектом пристального внимания ученых-педагогов. В настоящее время для различных областей профессионального образования, кроме традиционного прикладного искусства, издано около десятка учебников и учебных пособий по эстетике (для высшей школы и системы среднего профессионального образования). Авторами их являются Ю.Б. Борев, В.В. Бычков, П.С. Гуревич, О.И. Кривцун, Р.А. Куренкова, Е.Г. Яковлева, другие. В них даются разные подходы к системе эстетического воспитания и образования, но главной остается общепринятая, дидактическая схема чисто теоретического ознакомления обучающихся с основами эстетических знаний, не учитывающая профиль специальности, по которой ведется подготовка. Вопросы формирования системы эстетического воспитания и его осуществления занимали многих ученых и педагогов-практиков. Исторический опыт научно-исследовательской и практической педагогической деятельности содержит не только подведение итогов прошлого, но и включает потенции дальнейшего развития и совершенствования эстетического воспитания. Мы обратились к трудам А И. Бурова [16], поскольку именно под его руководством проводились фундаментальные исследования по теории и практике эстетического воспитания.

На разработанные А.И.Буровым положения и сейчас опираются ученые и педагоги, работающие в области эстетического воспитания.

Особой заботы эстетическое образование и воспитание требуют в процессе профессиональной подготовки художников, и прежде всего - художников декоративно-прикладного искусства, чьи произведения, формируя среду жизни людей, предметный мир вокруг них, существенно влияют на человека и его душу. А.Ф. Павловский в анализе понятий эстетической оценки и эстетического вкуса подчеркнул, что «эстетическая оценка художника в произведении выражается эмоционально-интуитивно. Критерием оценки является эстетический вкус и идеал художника. Через эстетическую оценку художники приобщают зрителей, читателей, слушателей к своим идеалам и вкусам» [117].

Как известно, Россия - страна богатейших историко-культурных традиций. Традиционное прикладное искусство является выдающимся явлением художественной культуры. Оно отличается от других видов художественного творчества тем, что его произведениями являются утилитарные бытовые предметы. При этом их роль не ограничивается чисто практическим применением. Не меньшее значение имеет и их способность отвечать духовным потребностям человека. Т.М. Разина, рассматривая эстетические принципы произведений народных мастеров, выделила в качестве главной идеи, лежащей в основе народного декоративного искусства, идею «эстетического преображения реально-предметного мира, создание красивых вещей, делающих жизнь прекрасней» [125]. Традиционное прикладное искусство несет для живущих ныне поколений понимание прекрасного, формировавшееся веками и тысячелетиями, созданный и сохраненный народом эстетический идеал. В произведениях традиционного прикладного искусства отражаются и этические представления, содержащиеся в национальном менталитете. Они вобрали в себя культурные традиции и сохраняют яркий национальный характер. Эти изделия современны , актуальны и сегодня. Они играют важную воспитательную роль, поскольку в них раскрываются высокие моральные ценности и внутренняя красота народа. Чтобы произведения традиционного прикладного искусства выполняли свою историческую миссию, художники, создающие их, должны обладать высокой эстетической культурой. Именно от уровня эстетической культуры художника зависит, насколько он будет являться носителем этого направления в искусстве. Особенно актуально это сейчас, когда рынок буквально заполонен низкопробными, безвкусными поделками, выдающимися за произведения традиционного прикладного искусства.

В учебных заведениях, где готовят мастеров-художников традиционного прикладного искусства, важно развивать эстетическую культуру учащихся, чувство прекрасного, формировать высокие эстетические идеалы с тем, чтобы будущие художники умели понимать, ценить произведения мастеров народного искусства и могли достойно продолжить их дело, стать носителями национальной культуры. Формирование эстетической культуры у выпускников профессиональных образовательных учреждений нацелено на то, чтобы привить им умение строить, осмыслять, переживать и оценивать свою связь с миром, чувствовать и выражать ее полноту и глубину; на то, чтобы сформировать художника традиционного прикладного искусства, способного обогащать содержание и формы выражения своей деятельности в мире путем создания эстетически совершенных произведений традиционного искусства. Мы рассматриваем эстетическую культуру как развитие специфической чувствительной способности человека, умения воспринимать и оценивать самую разнообразную эстетическую информацию; как формирование целостных эстетических отношений человека с миром «на сугубо человеческих началах» [148] с учетом новых реалий постоянно меняющегося мира и сохранением вечных, непреходящих ценностей. Эстетическое воспитание при этом выступает как средство формирования эстетической культуры, являющей собой совокупность ценностных ориентиров личности в ее взаимоотношениях с миром. Эстетическая культура социализирует и окультуривает человека, который всегда находится в стадии становления (М.К. Мамардашвили) [95].

Несмотря на очевидность этого положения, в учебных заведениях традиционного прикладного искусства не существует какой-либо научно обоснованной системы эстетического воспитания. Эстетическое воспитание зачастую подменяется художественным. Мы разделяем точку зрения тех исследователей (А.И. Буров, В.В. Бычков, М.С. Каган, О.И. Кривцун, В.А. Разумный, др.), которые утверждают неравнозначность художественного и эстетического воспитания. В отечественной педагогике, в отличие от зарубежной, четко и отдельно формулируются понятия «художественное воспитание» и «эстетическое воспитание». И дело здесь не в разделении средств воспитания, поскольку искусство как носитель высшей эстетической ценности рассматривается в качестве основного средства воспитания вообще. Эти два вида воспитания разграничиваются по целям и задачам. Художественное воспитание базируется на художественном образовании личности и преследует, кроме общего развития, еще и цели подготовки подрастающего поколения к профессиональной художественной деятельности. В эстетическом воспитании искусство используется для развития чувственной сферы личности и ее способностей, которые в любом виде деятельности помогут человеку творить по законам красоты. Эстетическое воспитание рассматривается как более широкое понятие по отношению к художественному воспитанию, которое входит в него составной частью.

Нельзя также упускать из виду опыт историко-педагогической мысли, свидетельствующий, что в педагогической науке сформировались и утвердились относительно устойчивые определения феноменов образования и воспитания. В основе феномена воспитания лежит, как известно, процесс целостного воздействия на человеческую личность. Недаром К.Д. Ушинский отмечал, что предметом воспитания является человек в целом. Общая задача воспитания состоит в формировании личности как качественного новообразования [169]. Смысл воспитания заключается в формировании целостной личности, способной к практической деятельности в различных ее формах и видах. Исходя из этого, эстетическое воспитание является важной образующей воспитания студентов в профессиональных учебных заведениях, особенно в образовательных учреждениях культуры и искусства.

Вместе с тем за последнее десятилетие эстетика как наука и эстетическое воспитание как учебный предмет были исключены из государственных образовательных стандартов по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Такое «нововведение» затронуло обе ступени профессионального образования: среднее специальное и высшее. Можно только предположить, что авторы стандартов первого и второго поколений посчитали, что эстетическое воспитание обучающихся традиционному прикладному искусству происходит во всей образовательной деятельности соответствующих учебных заведений как образовательных учреждений культуры и искусства. Однако нельзя забывать, что без кропотливого, систематического, целенаправленного и упорного эстетического воспитания невозможно сформировать творческую личность выпускника, готового к реальной практической деятельности в различных областях общественных отношений. Это предполагает усиление креативных компонентов образования и ведет к расширению его гуманитарных рамок.

Нам представляется неправомерным ограничивать развитие эстетического сознания обучаемых только процессом приобретения художественного мастерства. Работа должна проводиться гораздо шире. Иначе в результате обучения, как считал В.В. Давыдов, студенты получат средства художественно-эстетического выражения, но при этом у них будет отсутствовать содержание, которое этими средствами выражается. Нельзя рассматривать эстетическое воспитание только как формирование личности, тонко чувствующей красоту, поскольку чуткость к красоте еще никак не определяет личность и душу. Культура же имеет отношение прежде всего именно к душе, нравственности, духовности будущего художника. Художник традиционного прикладного искусства не может творить, не имея эстетической культуры, основанной на этических идеалах. Такова традиция народного художественного творчества, воспринятая эстетическими системами различных религий: их основополагающий базис -единство Добра и Красоты.

Новые принципы, на которых основывается профессиональная подготовка специалистов среднего и высшего звена, определяются современными социокультурными и социально-экономическими потребностями российского общества ХХ1 века. Вместе с тем, нельзя не отметить все более укрепляющуюся тенденцию опираться в обновлении содержательной стороны образования на исторический опыт отечественной педагогики, следствием чего явилось формирование нового направления педагогической науки, получившего название этнопедагогики. Мы не будем вдаваться в особенности применения термина «этнопедагогика» в разных смыслах. Для нашего исследования важным является то, что в своей профессиональной деятельности педагоги все чаще и все внимательнее обращаются к опыту народной педагогики, историческому опыту художественного образования. Такая деятельность нашла отражение в Концепции художественного образования в Российской Федерации, где особо отмечена необходимость ведения учебно-воспитательной работы на основе национального этического и эстетического идеала.

Поставив перед собой задачу формирования в процессе профессионального обучения человеческой личности с необходимым набором человеческих качеств, мы определили и круг необходимых к изучению учебных предметов, способствующих формированию эстетической культуры обучаемых. Постоянный научный поиск осуществлялся в образовательной деятельности Московской школы художественных ремесел (колледже-вузе), существующем более семидесяти лет, и в созданном впервые в России государственном учебном заведении нового типа в области традиционного прикладного искусства Высшей школе народных искусств (институте). Здесь определились приоритетные направления в формировании эстетической культуры студентов. Были особо выделены общие гуманитарные и социально-экономические, естественнонаучные предметы, а также дисциплины общепрофессионального цикла. Мы рассматриваем только один из аспектов общешкольной доктрины: использование в воспитании творческого мышления и личности художника-гражданина принципов народной этики и эстетики, имея также в виду пробуждение национального самосознания, формирование тонкой эмоциональной сферы, необходимой в будущей профессиональной деятельности, и складывание широкого культурного кругозора. Эти ценностные составляющие образуют эстетическую культуру будущего художника декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

В процессе анализа и выявления основных компонент формирования эстетической культуры студентов мы обратились прежде всего к опыту истории народного декоративно- прикладного искусства и истории искусств в целом. Хотя традиционно считается, что «труд - старше искусства» (Г.В. Плеханов), нельзя упускать из виду, что человек в своем развитии шел от синтеза художественной, научной, практической деятельности в своей повседневной работе к выделению их в отдельные сферы общечеловеческой культуры с тем, чтобы на рубеже XX и ХХ1 столетий придти к их новому объединению в гармоничной, всесторонне развитой личности художника постмодернистского культурного пространства.

На протяжении веков в России постепенно складывались традиционные формы ведения хозяйства, определялись нравственные устои, развивались этические представления, эстетические пристрастия и многое другое, касающееся духовной жизни людей. До нашего времени дошли традиционные основы народной культуры, частью которых является педагогическая культура. В течение долгих столетий, когда специальных воспитательных заведений не существовало, а немногочисленные школы мало что значили в воспитании, не было разработанной педагогической теории по проблемам воспитания. В его осуществлении была значительной роль других факторов: природно-исторического пространства, социальной среды, видов трудовой деятельности, семьи, религии, народного искусства, т.д. Поэтому народную педагогическую культуру и современную этнопедагогику можно рассматривать как междисциплинарную область знаний. На основе этого в нашем исследовании главным моментом стало применение исторического опыта отечественной педагогики - с древнейших времен до наших дней. Мы можем с полной ответственностью сказать, что именно в обучении народным художественным ремеслам впервые и проявила себя художественная педагогика. Народными мастерами были отработаны многие методические приемы подготовки будущего художника. И мы постарались воспользоваться художественно-педагогическим опытом собственного народа в целях подготовки специалиста в области отечественной культуры и искусства.

Особенности русского этноса отразились в его этнопедагогической культуре, т.е. в выборе идеала, содержания, средств, методов воспитания детей, в этических воззрениях, передаваемых подрастающему поколению и регулирующих его взаимоотношения с окружающим миром природы и людей. «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известные средства и пути воздействия на новые поколения. Совокупность и взаимосвязь их и дают то, что следует назвать народной педагогикой», - писал Г.С. Виноградов [25].

Не последнюю роль в определении того, как и чему учить студентов колледжа и вуза, готовящихся стать художниками декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, сыграли работы педагогов из лаборатории Б.П. Юсова, предложившего использовать принцип полихудожественности в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. Главным принципом программы стало включение разных видов искусства в учебную деятельность детей и подростков.

Привлекались для изучения и применения материалы, отражающие практическую педагогическую деятельность учебных заведений начального и среднего профессионального образования за период, охватывающий конец Х1Х века - начало ХХ1 века. Вполне понятно, что мы обращались главным образом к истории тех учебных заведений, где готовили мастеров-исполнителей и художников-мастеров традиционного прикладного искусства. К ним относятся, в первую очередь, Московская школа художественных ремесел, Ломоносовская художественная школа резьбы из кости (Архангельская область), Семеновская художественная профтехшкола (Нижегородская область), Торжокская профтехшкола золотной вышивки (Тверская область), Федоскинская школа миниатюрной живописи; Абрамцевское художественно-промышленное училище (Московская область), Уральское училище прикладного искусства и др. Изучался также опыт детских образовательных учреждений дополнительного образования, например, Архангельской областной школы народных ремесел.

В результате внимательного изучения и научного анализа деятельности разнообразных учебных заведений были разработаны авторские учебные программы по предметам «Основы этики и эстетики», «Русский язык», «Совершенствование языковой подготовки и культура речи», «Этика и эстетика в народном прикладном искусстве». В них нашли свое отражение основные направления учебной работы со студентами и методы формирования в душе подростка «высоких порывов», способствующих их успешной творческой деятельности на занятиях рисунком, живописью, композицией, мастерством и при разработке дипломных проектов, завершающих процесс профессионального обучения.

Развитие эмоциональной сферы способствует складыванию образного мышления будущего художника, расширяет его художественный кругозор, углубляет творческие способности и делает разнообразнее спектр методов осуществления профессиональной деятельности.

Цель исследования: научно-практическое обоснование формирования эстетической культуры будущего художника - носителя традиционного прикладного искусства.

Объект исследования: педагогический процесс интеграции различных видов искусства и методов этнопедагогики в сферу профессионального образования в области традиционного прикладного искусства.

Предмет исследования: особенности формирования эстетической культуры студентов профессиональных учебных заведений традиционного прикладного искусства.

Задачи исследования:

1.На основе анализа научной литературы изучить роль и специфику эстетической компоненты в профессиональной подготовке художника традиционного прикладного искусства.

2. Проанализировать исторические аспекты и современное содержание эстетического воспитания в профессиональных учебных заведениях, готовящих художников традиционного прикладного искусства.

3. Разработать программы по эстетическому обучению и воспитанию будущих художников как носителей традиционного прикладного искусства.

4. Провести экспериментальную работу по интеграции различных видов искусства в учебно-воспитательный процесс подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства.

Гипотеза исследования: формирование у студентов эстетической' культуры способствует повышению качества профессиональной подготовки и интенсификации творческой деятельности художника традиционного прикладного искусства, определяет эффективность формирования креативной личности художника в ХХ1 веке, если:

- изучены и обоснованы сущность и место эстетической культуры как результата эстетического образования - неотъемлемой части профессиональной подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства и выявлена специфика содержания эстетической компоненты профессионального образования в традиционном прикладном искусстве;

- в содержании эстетического воспитания будет использоваться исторический опыт теоретического осмысления и практического применения различных схем эстетического воспитания будущих художников;

- интеграция в учебно-воспитательный процесс подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства других видов искусства (в нетрадиционном их сочетании) будет осуществлена на основе разработанных (и представленных) учебных программ и системы творческих заданий как способа развития эстетических суждений, эстетического вкуса и совершенствования эмоциональной сферы будущего специалиста в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

- эстетическая культура формируется на базе методов этнопедагогики, что всегда было основой становления творческой личности мастера народного искусства, национального, регионального эстетического и этического идеалов будущих художников уникального ручного художественного труда;

- изучение предметов эстетического цикла в совокупности с предметами профессионального цикла направляется на развитие эмоционально-духовной сферы обучающихся, ознакомление их с основами научных знаний в области эстетических идеалов и этических норм отечественной культуры.

Методологической основой исследования послужили:

- труды философов и педагогов, посвященные эстетике, характеристике эстетических категорий и значимости эстетического воспитания в формировании личности человека (И.И. Бецкой, А.И, Буров,В.И. Водовозов, И.А. Ильин, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили, Н.И. Новиков, В.П. Острогорский, Е.М. Торшилова, С.Л. Франк и др.);

- искусствоведческие работы в области народного искусства и стилистики традиционного прикладного искусства, а также труды о проблемах передачи мастерства в народных художественных промыслах (В.А. Барадулин, И.Я. Богуславская, Н.М. Ведерникова, Б.В. Графов, Н.Р.Казанская, Б.И. Коромыслов, И.А. Крапивина, В.Ф. Максимович, Н.Н. Мамонтова, М.А. Некрасова, Т.М. Разина, П.И. Уткин, И.Н. Уханова);

- педагогические теории творческого развития личности, формирования образно-творческого мышления художника, а также использования как опыта народной педагогики, так и современных методов этнопедагогики (А. В. Бакушинский, П.П.Блонский, Г.Н.Волков, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, В.С.Кузин, Г.В.Лабунская, А.Н.Леонтьев, А.С. Макаренко, В.Ф.Максимович, Б.М.Неменский, Л.П.Печко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, В.Н. Шацкая, С.Т. Шацкий, Л.В.Школяр, B.C. Щербаков, Д.Б. Эльконин и т.д.)

Методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической и искусствоведческой литературы; анализ собственной многолетней педагогической работы со студентами учебных заведений традиционного прикладного искусства; педагогическое моделирование; проектирование; беседы; анкетирование.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

- разработана система эстетического воспитания студентов, обучающихся именно традиционному прикладному искусству с учетом его особенностей;

- обосновано понятие «формирование эстетической культуры художников традиционного прикладного искусства», которое включает воспитание эстетических идеалов будущих художников - носителей векового национального искусства как неотъемлемой части современной культуры;

- представлен новый взгляд на проблему подготовки студентов профессиональных учебных заведений традиционного прикладного искусства на основе интеграции различных видов искусства.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что:

- обоснованы необходимость и целесообразность включения эстетического воспитания будущих художников традиционного прикладного искусства как носителей народной культуры при соблюдении определенных условий, не только через общехудожественные и специальные предметы (рисунок, живопись, композицию, мастерство и т.д.), но и через введение в образовательный процесс различных видов искусства;

- разработан программно-целевой подход к развитию эстетической культуры будущих художников традиционного прикладного искусства в процессе подготовки по предметам «Русский язык», «Совершенствование языковой подготовки и культуры речи», «Основы этики и эстетики», «Этика и эстетика в народном прикладном искусстве» и через учебно-методические пособия как программный способ интеграции целей и механизмов их реализации.

Практическая значимость:

• Разработаны и внедрены в учебный процесс учебные программы по предметам «Основы этики и эстетики», «Этика и эстетика в народном прикладном искусстве», «Совершенствование языковой подготовки и культура речи», «Русский язык», позволившие развивать эстетическое образование студентов, расширять возможности совершенствования речи обучающихся, формировать образное восприятие мира и самого традиционного искусства.

• Внедрены в педагогическую практику для учителей и обучающихся в профессиональных учебных заведениях традиционного прикладного искусства, а также общеобразовательных школах и системе дополнительного образования учебно-методические пособия, которые способствуют использованию опыта в различных сферах эстетического воспитания, в т.ч. «Музыкальный образ в эстетическом воспитании студентов - будущих художников традиционного прикладного искусства», «Эстетосфера жилища».

• Результаты исследования могут и, с нашей точки зрения, должны быть использованы в профессиональной подготовке по различным видам традиционного прикладного искусства, дополнительном образовании в процессе введения детей в мир народной художественной культуры, эстетического воспитания, в профильных классах средних школ.

Достоверность исследования и обоснованность результатов обусловлены всесторонним анализом проблемы при определении теоретико-методологических позиций; комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели, гипотезе и задачам исследования; многолетней деятельностью автора в области профессионального художественного образования; экспериментальной проверкой предлагаемых путей формирования эстетической культуры студентов.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 10 лет в три этапа. На первом этапе (1995 -1997 гг.) изучалась и анализировалась научная литература по философии, эстетике, культурологии, педагогике, психологии, а также опыт работы учебных заведений в области эстетического воспитания; обобщался и систематизировался собранный материал.

Второй этап (1998-2000 гг.) включал в себя работу по определению рабочей гипотезы и формированию методологической базы исследования. Разрабатывались авторские программы как по предметам Государственного образовательного стандарта, так и дополнительно вводимым в содержание профессионального художественного образования, корректировалось содержание программ, определялись задания, предлагаемые обучающимся, анализировалось их выполнение. Осуществлялся педагогический эксперимент.

На третьем этапе (2001-2003 гг.) анализировались и обрабатывались полученные результаты экспериментальной работы, редактировался текст диссертационного исследования, формулировалось заключение и выводы.

Апробация и внедрение.

Основные положения диссертационного исследования прошли апробацию на семинарах, совещаниях, научно-практических конференциях: «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» (г. Самара, 1996 г.); «Русское декоративно-прикладное искусство и образование» (г. Москва, 1998, 1999, 2000 гг.), «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития» (г. Москва, 2001, 2002, 2003 гг.); а также в Государственном центре русского фольклора (г. Москва, 1997 г.). Материалы исследования использовались при проведении мастер-классов и открытых уроков в гг. Архангельске, Вологде, Нижнем Тагиле, Москве для преподавателей профессиональных учебных заведений, учреждений дополнительного образования, а также общеобразовательных школ. Автор применила результаты исследования в практической педагогической деятельности в Московской школе художественных ремесел (колледже-вузе), Высшей школе народных искусств (институте), Московском государственном университете культуры и искусств.

Авторские программы по предметам «Русский язык», «Основы этики и эстетики», «Совершенствование языковой подготовки и культуры речи», «Этика и эстетика в народном прикладном искусстве» используются в учебно-воспитательном процессе преподавателями различных учебных заведений в Республиках Карелия, Марий Эл, Саха (Якутия), Бурятия, Ханты-Мансийском национальном округе, гг. Архангельске, Вологде, Москве, Самаре, Санкт-Петербурге, Ставрополе, Тюмени и др.

Выводы и положения исследования обсуждались в лаборатории пластических искусств Института художественного образования РАО.

База исследования. Основная работа по апробации результатов исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы по авторским программам в Московской школе художественных ремесел, Высшей школе народных искусств (институте), Московском государственном университете культуры и искусств на кафедре «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», Палехском художественном училище, Вологодском училище народных промыслов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Традиционное прикладное искусство, являясь важнейшим историческим пластом национальной культуры человечества, требует от художников особой эстетической культуры, обеспечивающей не только совершенствование эмоционально-образной сферы, расширение общекультурного кругозора, но и формирование жизнеутверждающей духовной основы этого искусства, его сохранение, возрождение и востребованность в современном мире.

2. Эффективность развития эстетической культуры будущего художника традиционного прикладного искусства обуславливается учетом современных требований к подготовке художника традиционного прикладного искусства, программно-целевым подходом * к развитию его эстетической = культуры, использованием педагогических инноваций в ее формировании.

3. Эстетическая компонента в профессиональной подготовке художника традиционного прикладного искусства основывается на интеграции в процесс обучения других видов искусства (театра, музыки, живописи, графики и т.д.) в их нетрадиционном сочетании, но с применением традиционных методик путем углубления теоретических знаний и разработки комплекса практических заданий с целью формирования эстетосферы традиционной национальной культуры в современном социуме.

4. Введение в учебный процесс дополнительных предметов эстетического цикла и i разработка учебных программ, в том числе, по предметам «Основы этики и эстетики», «Этика и эстетика в народном прикладном искусстве», «Совершенствование языковой подготовки и культура речи», позволяет развивать эстетическую культуру, индивидуальную сущность обучаемого до формирования высокопрофессионального художника традиционного прикладного искусства, обладающего культурно-исторической и художественно-практической компетентностью, способного творчески решать задачи профессионального характера и важные социальные проблемы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Калинина, Людмила Петровна

Заключение

В настоящее время система профессионального образования ориентирована на претворение в жизнь Национальной доктрины образования, в которой подчеркивается настоятельная необходимость модернизации всей образовательной системы при условии опоры на богатейший опыт и лучшие традиции отечественного образования, при этом особо выделяется искусство как средство формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности. Концепция модернизации российского образования выделяет в качестве основы обновления содержания образования опыт отечественной науки и практики. В художественном образовании важное место занимает такая самоценная часть отечественной культуры, как традиционное прикладное искусство, которое содержит многоаспектный опыт и потенции будущего развития культуры и образования. Обращение к народной художественной культуре постепенно становится нормой для различных уровней обучения и воспитания. Особую роль традиционное прикладное искусство играет в том, чтобы обеспечить значимое место России в системе международных экономических, культурных и пр. контактов. Одновременно традиционное прикладное искусство служит основой сохранения и развития отечественной культуры, национального менталитета. Для пробуждения национального самосознания чрезвычайно важно, будет ли звучать в будущем мелодия русской речи, народной песни, народного узорочья, раскрывающие каждому подростку красоту души своего народа. Д.С. Лихачев всегда подчеркивал, что русское народное искусство, как и искусство любого народа, представляет собой мир особого отношения к труду, к деятельности вообще и жизни в целом. Поэтому в нашем исследовании неоднократно подчеркивается актуальность интегративного эстетического воспитания будущих художников традиционного прикладного искусства, глубокое содержание которого в сочетании с опытом народной педагогики и традиционными методами обучения и воспитания народного мастера оказывает стимулирующее воздействие на формирование творческой личности современного художника-прикладника, отвечающего социальным нуждам и культурологическим требованиям современного российского общества.

Традиционное прикладное искусство творит своей мир красоты, живет своими идеалами добра и справедливости. Оно воздействует и на своего работника, и на своего зрителя (потребителя), позволяя решить остро стоящие в современной России проблемы пробуждения национального самосознания, воспитания патриотически настроенного гражданина, опирающегося на все богатство отечественной и зарубежной культуры. В связи с этим эстетическое воспитание тех, кто будет творить такой мир, принимает государственное значение.

Работая над формированием принципов и форм эстетического воспитания для профессиональных учебных заведений, ведущих образовательную деятельность в сфере традиционного прикладного искусства, ознакомившись с опытом эстетического образования в разнообразных образовательных учреждениях, мы пришли к выводу о том, что традиционное прикладное искусство в целом обладает огромным нравственным и эстетическим потенциалом, который необходимо использовать как можно шире в восстановлении национального менталитета, формировании той самой нравственной личности, о которой говорится в Концепции модернизации российского образования, и, естественно, подготовке высокопрофессионального художника декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, необходимого современному обществу и государству. Именно оно дает возможность формировать у будущих художников прикладного искусства национальный образ мира и общекультурный интеллект личности. Особо хотелось бы подчеркнуть влияние, которое народное искусство оказывает на формирование эстетического вкуса, культуру эстетического восприятия предметного мира, что способствует складыванию потребительского рынка для изделий традиционного прикладного искусства и общему культурному развитию населения.

Нельзя забывать и о праздничном чувстве радости жизни, направленности традиционного искусства на жизненность, доброжелательность и действительность, которые способствуют сохранению здоровья и психологической нормативности в самой личности и человеческом общении.

В связи с вышеперечисленным система формирования эстетической культуры студентов, которую мы апробировали в Московской школе художественных ремесел, приобретает многоаспектный и многоцелевой характер, отражая не только уникальность, но и многофункциональность традиционного искусства как самостоятельной художественной системы, объединяющей духовную, культурную, созидательную, социальную, эстетическую, утилитарную, праздничную, коммуникативную, экологическую компоненты. Предлагаемая нами система может быть использована как структура (схема), с помощью которой выстраивается система эстетического образования в любом учебном заведении. Ез применение позволит достигнуть целей, определенных концепцией модернизации российского образования, где зафиксировано, что российскому обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их развитие, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны [66]. Самым первым практическим результатом ее осуществления становится формирование творческой личности высокопрофессионального художника современного прикладного искусства.

Мир народного искусства - мир целостного человека. Включая современного подростка в такое духовное и культурное пространство, мы одновременно объединяем внутри его души все то, что составляет стержень человеческой личности, позволяет преодолеть осколочно-мозаичное мышление, отличающее, с точки зрения социологии, современную молодежь. Искусство, представленное в предлагаемой модели различными его видами, всегда учило человечество идеалам прекрасного, возвышенного, идеального, прививало им высоконравственные этические принципы, без наличия которых невозможно формирование существа с гордым именем «Человек». Применяя одновременно в учебно-творческой деятельности студентов графику, живопись, литературу, музыку, театр, мы выводим художника в смежные сферы индивидуального художественного творчества и в то же время прививаем ему этический и эстетический идеал. Система практических творческих заданий позволяет открыть обучающемуся дополнительные сферы мира творчества, привить навыки поведения в сопредельных областях искусства, заразить творческим азартом, выработать дополнительные навыки творческого мышления.

Проведенное нами научное исследование и педагогический эксперимент позволили подтвердить выдвинутую гипотезу и придти к следующим выводам:

1 .Эстетическая культура является важной образующей в профессиональной подготовке художников - носителей национального прикладного искусства при условии обновления теоретического содержания и применения инновационных методик формирования эстетической культуры, поскольку она способствует расширению художественного кругозора, углублению профессиональной подготовки, развитию духовности обучающихся через их творчество в эстетизации окружающего мира.

2. В формировании эстетической культуры будущих художников традиционного искусства выявлены противоречия между осознанием необходимости глубокого эстетического образования в области народного искусства, соотносимого с высокой человеческой культурой в целом, и неустойчивой мотивационной основой школьников как абитуриентов, отсутствием у них не только элементарных знаний в области эстетики, но и интереса к национальной культуре своего народа.

3. Разработанная модель развития эстетической культуры обучающихся в учебных заведениях традиционного прикладного искусства определяет цель, задачи, содержание, методы, формы и средства, а также критерии оценки результатов эстетического образования через выполнение дипломного проекта, в том числе воплощение творческой идеи в материале. Формирование эстетической культуры должно основываться на интеграции в учебно-воспитательный процесс различных видов искусства в их нетрадиционном взаимодействии как дополнительных сфер развития творческого мышления. Интегративные принципы и приемы дают возможность добиться существенного развития креативности личности обучаемого, глубинного обогащения его духовности, придания уверенности в мире индивидуально-творческой деятельности и пропаганде традиционного прикладного искусства как самоценной части отечественной художественной культуры, востребованной в современном мире.

4. Наиболее эффективно предлагаемая система будет функционировать при условии включения в нее этнопедагогических методов и средств воспитания, образующих теоретическую основу и прививающих практические умения дальнейшего саморазвития и самосовершенствования, что позволит модернизировать в целом профессиональное образование в области народного прикладного искусства.

5. Применение предлагаемой системы формирования эстетической культуры будущих художников традиционного прикладного искусства на основе разработанных авторских программ по предметам эстетического цикла позволяет сформировать активную личность выпускника, способную профессионально грамотно решать задачи индивидуально-творческой, педагогической, культурно-просветительской деятельности и приобретшую одновременно особую способность пластично включаться и адаптироваться в современном социокультурном и экономическом пространстве России.

Гипотеза и положения, вынесенные на защиту, в ходе исследования подтвердились. Перспективой продолжения диссертационного исследования мы полагаем совершенствование принципов и методов формирования эстетической культуры и распространение его методики не только на сферу профессионального художественного образования, но на образование в целом. Не претендуя на полное рассмотрение проблемы формирования эстетической культуры студентов профессиональных учебных заведений традиционного прикладного искусства, данное исследование, на наш взгляд, является отправной точкой для педагогического поиска содержания, форм, методов и средств развития эстетической культуры обучающихся не только по конкретным (более восьмидесяти) видам традиционного декоративно - прикладного искусства, но и по другим направлениям народного искусства (музыкальное, хореографическое и т.д.), каждое из которых, несомненно, представляет особый пласт в национальной культуре России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Калинина, Людмила Петровна, 2004 год

1. Алахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб.: изд-во ДНК, 2001. - 200 с.

2. Андреев А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. М.: Алгоритм, 2004. - 319 с.

3. Антология педагогической мысли: В 3-х т. /Сост. Н.Н. Кузин. М.: Высшая школа, 1989.-463 с.

4. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. — М.: Советский художник, 1987.-230 с.

5. Астахов А. И. Воспитание творчеством. М.: Просвещение, 1986. - 158 с.

6. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х т. М.: Современный писатель, 1995.

7. Афасижев М.Н. Изобразительное искусство и наука. М.: Алетейя, 2002. - 183 с.

8. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. — М.: Культура и просвещение, 1922.-240 с.

9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -423 с.

10. Белоглазова Н.М. В. Поленов и Е. Поленова в Абрамцеве. — Л.: Художник РСФСР, 1980.-72 с.

11. Белякова Г.С. Славянская мифология. М.: Просвещение, 1995. -239 с.

12. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

13. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. М.: Искусство, 1972, - 151 с.

14. Богуславская И.Я.', Графов Б.В. Искусство Жостова. Л.: Искусство, 1979. -150 с.

15. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Искусство, 1975. - 175 с.

16. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т.1 СПб.: 1861. С. 1-2.

17. Бутов А.Ю. Традиции российского образования: диалог культур и педагогическая реальность. М.: Московский философский фонд, 2001. -424 с.

18. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика X! ХУ11 века. - М.: Мысль, 1995.-637 с.

19. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика, 1997, № 3, с. 15-19.

20. Ванслов В. В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Советский художник, 1966. - 120 с.

21. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве X XX в.в. - М.: Советский художник, 1974. - 294 с.

22. Ведерникова Н.М Особенности развития русского народного искусства. М.: Изд-во НИИХП, 1991. - С. 126.

23. Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962-135 с.

24. Ветрова И. Б. Неформальная композиция: от образа к творчеству. Учебное пособие. М.: Изд-во «Ижица», 2004. -174 с.

25. Виноградов Г.С: Народная педагогика. Иркутск: 1926. - 99 с.

26. Вишнякова J1.Р. Формирование эстетической культуры молодых рабочих в системе профессионально-технического образование. Автореферат диссерт. на соиск. уч. ст. канд. филос.наук. М.: 1972.

27. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары: 1993. -85 с.

28. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 200. - 176 с.

29. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965. -213 с.

30. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. Избранные труды. М.: Советский художник, 1972. - 351 с.

31. Воротников Ю.Л. Слова и время. М.: Наука, 2003. - 167 с.

32. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Госиздат РСФСР, 1930.-120 с.

33. Выготский Л.С. Избранные психологические труды. М.: 1957. -237 с.

34. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. -250 с.

35. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. - 350 с.

36. Гачев Г. Д. Ментальности народов мира. М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. - 396 с.

37. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв. Ред. И сост. П.В.Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. - 448 с.

38. Гизе М.Э. Очерки истории художественного конструирования в России ХУШ -начала XX века. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1978. - 278 с.

39. Графов Б. В. Профессиональное обучение мастеров жостовской декоративной росписи. // В: Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах. М.: НИИХП, 1990. - 148 с.

40. Громов Е.С. Начала эстетических знаний: Эстетика и искусство. М.: Сов. Художник, 1983. - 335 с.41: Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986.- 239 с.

41. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: 1967. - 213 с.

42. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. М.: Просвещение, 1994. -288 с.

43. ХХ1 век: проблемы культуры и образования, вып. 2. / Сборник научных статей.- М.: изд-во МГУКИ, 2003. 146 с.

44. Демина Н.Д. О системе эстетического воспитания учащихся (Содержательные и структурные аспекты). Рига, 1978. -132 с.

45. Дмитриев А.В., Максяшин А.С. Тагильская роза. История «лакирного дела» на Урале. Екатеринбург: Изд-во «Старт», 2000. - 140 с.

46. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. М.: Искусство, 1956. -148 с.

47. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. - 201 с.

48. Добрых рук мастерство. Произведения народного искусства в собрании государственного Русского музея. Сост. И.Я. Богуславская. Л.: Искусство, 1981.-311 с.

49. Духовные основы русского искусства. Сб. научных статей Великий Новгород: 2001.-103 с.

50. Елисеев О.П. Культурная антропология. М.: АПК и ПРО, 2003. - 357 с.

51. Жизнь искусства, № 285, 1919, 18 ноября.

52. Закономерности развития искусства народных художественных промыслов. Сборник научных трудов НИИХП. М.: 1991. - 230 с.

53. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова. - М.: Гардарики, 2002. - 365 с.

54. Зинченко В.П. Посох Осипа Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997. - 334 с.

55. Зись А.Я. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1967. - 440 с.

56. Идеи эстетического воспитания: Антология, в 2-х тт. М.: Искусство, 1973.

57. Ильин И.А. Наши задачи, т. 1. М.: 1994. - 387 с.

58. Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969. - 334 с.

59. История педагогики в России. Хрестоматия. М.: Издательский центр «Академия», 1999. -400 с.

60. Каган М.С. Лекции по эстетике. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1998. - 364 с.

61. Кандинский В.В. Значение теоретического обучения в живописи. // Искусство и образование, №4, 1998. -с.59.

62. Киященко Н.И., Лейзеров И.Л. Эстетический вкус. // В кн.: Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.: Искусство, 1981. - 323 с.

63. Коган Л.Н. Художественный вкус. М.: Мысль, 1966. - 213 с.

64. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

65. Концепция модернизации российского образования // В: Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнительного Профессионального образования. М.: Изд-во ГАИ, 2002. - 519 с.

66. Концепция художественного образования в Российской Федерации. // Культура. Искусство. Образование. М.: 2002, №1, с. 7-12.

67. Кончаловский П.П. Об искусстве. М.: Искусство, 1969. - 732 с.

68. Королева Г. И., Петрова Г.А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях. Казань: изд-во Казанского университета, 1984. -182 с.

69. Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. М.: Искусство, 1977. -159 с.

70. Крапивина И.А. Русский расписной поднос. Л.: Аврора, 1981.-201 с.

71. Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2000. - 434 с.

72. Крупская Н. К. Трудовая школа. 114 с.

73. Крутоус В.П. Категория прекрасного и эстетический идеал. М.: 1985 - 138 с.

74. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. -272 с.

75. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1970. -114 с.

76. Кузьмичев И.К. Лада, или повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда Русская красота стала есть. (Эстетика Киевской Руси). М.: Молодая гвардия, 1990.-302 с.

77. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. -М.: Просвещение, 1965 -139 с.

78. Лабунская Г.В., Рожкова Е.Е. Внешкольная работа с детьми по изобразительному искусству. Л.: 1946. -151 с.

79. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X -начало XX века): Учебное пособие. М.: Издательский Дом «Форум», 1998. -584 с.81; Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. М.: РОССПЭН, 2003.-607 с.

80. Леонтьев А.Н. Об историческом подходе в изучении психики человека. // В сб.: Психологическая наука в СССР. М.: Наука, 1959. - 317 с.

81. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.

82. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения, т.1. М.: Педагогика, 1983.

83. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. - 64 с.

84. Литература и живопись. Л.: Наука, 1982. - 288 с.

85. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: 1980.-638 с.

86. Лихачев Д.С. Земля родная. М.: Просвещение, 1983. - 256 с.

87. Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х тт. Таллинн, 1999.

88. Лотман Ю.М. Учебник русской литературы для средней школы. Таллин: 1976

89. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. - 389 с.

90. Макаренко А.С. Педагогические труды. М.: Инфра - М, 1999. - 392 с.

91. Максимович В.Ф. Теоретические и исторические предпосылки существования профессиональной подготовки в области народных художественных промыслов: Методическое пособие для преподавателей. -М.: Худож. Гравюра, 1989.-101 с.

92. Максимович В.Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: Исторический аспект, современное состояние и пути обновления. М.: Флинта, 2000. - 200 с.

93. Мамардашвили М.К. Европейская ответственность. Литературная газета, 06.03. 1991, №9(5335).

94. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Языки русской культуры, 1997.-224 с.

95. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. СПб.: Изд-во Моск. Школы полит, исслед., 2001. -412 с.

96. Мамонтова Н.Н. Искусство народных промыслов и задачи формирования среды. М.: Легпромиздат, 1989. -111 с.

97. Мартынов В.Ф. Эстетика. Мн.: ТетраСистемс, 2003. - 336 с.

98. Материалы к биографии Асафьева . М.: Музыка, 1981. - 264 с.

99. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М.: Мол. Гвардия, 1988. -224 с.

100. Миловский АС. Народные промыслы. М.: Мысль, 1994. - 397 с.

101. Мир по-японски: эстетические и этические ценности в японской культуре — СПб.: Северо-Запад, 2000. 566 с.

102. Молчанова А.С. На вкус, на цвет. М.: Мысль, 1963. - 176 с.

103. Народная художественная культура: проблемы этнохудожественного образования. Сборник статей / Науч. ред. Э.И. Петрова. М.: МГУКИ, 2003. -200 с.

104. Народное искусство. Исследования и материалы. // Сб. статей. Сост. И.Я. Богуславская. СПб.: Palace ed., 1996. -237 с.

105. Народное искусство России в современной культуре. М.: Коллекция М, 2003.-256 с.

106. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобраз. искусство, 1983.-344 с.

107. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. - 253 с.

108. Нечаев А.П. Курс педагогической психологии для народных учителей. 4.1. -П.-М.: 1916.-221 с.

109. Новиков А.Д. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004. - 67 с.

110. Новые ценности образования: ТРИЗ педагогика. - М.: 2003, №1(12).-133 с.

111. Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников, М.: Наука, 1997. 105 с.

112. Олейникова О.Н. Многоуровневые учебные заведения профессионального образования за рубежом. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2001. - 46 с.

113. Оршанский Л.Г. Художественная и кустарная промышленность СССР 1917 1927 гг. - Л.: Изд-во Академии художеств, 1927. - 185 с.

114. Основы художественного ремесла. в 2-х тт. Под ред. В.А.Барадулина и О.В.Танкус. М.: Просвещение, 1978. - 278с. - 224 с.

115. Павловский А.Ф. Эстетическое и художественное // В кн.: Эстетическое и художественное: опыт, проблемы, перспективы. Ежегодник Института художественного образования РАО. М.: 2001. - 280 с.

116. Печко Л. П. Формирование эстетического сознания у детей школьного возраста. // В кн.: Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.: Искусство, 1981. — 259 с.

117. Печко Л.П., Савенкова Л.Г., Сухова Т.И. Воспитание у подростков и молодежи творческой активности. М.: 1986 - 209 с.

118. Печко Л. П. Эстетическая культура и воспитание человека. М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1991. -102 с.

119. Пономарев Я. Психология художественного творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976. -196 с.

120. Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. - 318 с.

121. Потебня А.А. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 1999. - 268 с.

122. Преподавание курса «Эстетическое воспитание» в профессионально-технических училищах. Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1973. -121 с.

123. Проблемы эстетического развития личности школьника / Под ред. А.И.Бурова, Е.В. Квятковского, Л.П. Печко. М.: Педагогика, 1987. - 96 с.

124. Разина Т.М. Русское народное творчество. М.: Изобразительное искусство, 1970. -256 с.

125. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. М.: Советский художник, 1985. -192 с.

126. Разина Т.М. Прикладное искусство в русской культуре ХУШ Х1Х вв. - М.: изд-во Московского университета, 2003. -158 с.

127. Разумный В.А. О хорошем художественном вкусе. М.: 1962. - 165 с.

128. Разумный В.А. Творчество народа и современность. М.: 1990. - 269 с.

129. Разумный В.А. Драматизм бытия, или Обретение смысла. М.: Изд-во «Пихта», 2000. - 556 с.

130. Рождественская М.В. Психология художественного творчества. СПб.: Языковый центр Спбгу, 1995

131. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Проблемы художественного творчества. Как построено и как функционирует произведение искусства. М.: Советский художник, 1978. - 237 с.

132. Рубинштейн С.Л. Об эстетическом воспитании. М.: Учпедгиз, 1917. -1001 с.

133. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.; 1976. - с.369.

134. Русские: народная культура (история и современность), т.5. Духовная культура. Народные знания. М.: РАН, 2002. - 376 с.

135. Савенкова Л.Г., Сухова Т.И., Юсов Б.П. Живой мир искусства: Программа полихудожественного развития школьников. -М.: 1994.

136. Савенкова Л. Г. Педагогические условия интегрированного освоения изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Автореферат диссерт. на соиск. учен степ. докт. пед. наук. М.: 2001.

137. Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира: История и современность. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 576 с.

138. Сборник научных трудов Инновации в образовании. - М.: АПК и ПРО, 2001.-207 с.

139. Свободное образование: зарубежный опыт. М.: 2003, № 2(13). - 121 с.

140. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. М.: Мастерство, 2001. - 272 с.

141. Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб, ФПБ - ТОО «БИОНТ», 1997. - 64 с.

142. Скатерщиков В. Твой эстетический вкус. М.: 1963. - 146 с.

143. Современные концепции воспитания и образования за рубежом. М.: 1985. -201 с.

144. Современные концепции эстетического воспитания. Теория и практика. -М.: 1998.-429 с.

145. Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности.// Материалы Всероссийской научной конференции (21-28 марта 1996 года). -Томск, 1996, в 3-х частях.

146. Современные подходы к теории эстетического воспитания. (Материалы и тезисы Буровских чтений). М.: ИХО РАО, 1999. - 208 с.

147. Современные проблемы истории образования и педагогической науки. // Монографический сб. в 3-х тт. М.: 1994

148. Современные проблемы образования. Сборник научных трудов. Чита, Сибирское отделение РАО, 2003. - 155 с.

149. Современные проблемы философии образования. М.: 1998. - 479 с.

150. Содружество школы и учреждений культуры в художественном воспитании учащихся. Сборник научных трудов. М.: 1998. -132 с.

151. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991.- 240 с.

152. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. //Сб. научн. тр. Вып.9: Фольклор и художественная культура: История и современность. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1999. - 224 с.

153. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Гардарики, 2001. - 339 с.

154. Столович Л.Н. Опыт построения модели художественной деятельности. // В кн.: Ученые записки Тартусского университета. Труды по философии, т. ХУП. -Тарту, 1974.

155. Столович Л.Н. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение. М.: Знание, 1983. - 64 с.

156. Столович Л.Н. Добро. Истина. Красота. М.: 1996. - 238 с.

157. Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников: Сб. науч. тр. M.t АПН СССР, 1989. - 126 с.

158. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1982. - 270 с.

159. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -344 с.

160. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов.//Сб. статей. Сост. И.Я. Богуславская. Л.: Художник РСФСР, 1981.- 374 с.

161. Тенишева М.К.Впечатления моей жизни. Л.: Искусство, 1991. - 285 с.

162. Торшилова Е.М. Проблемы культурного развития личности в современной школе. В кн.: Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы // Ежегодник Института художественного образования РАО. М.: 2001. - 280 с.

163. Традиция в истории культуры. М.: Наука, 1978. - 260 с.

164. Традиции и современность в образовании. СПб.: Изд-во Спбгу, 1996. -308 с.

165. Уткин П.И. О предметной сущности и художественном содержании изделий народных промыслов. М.: НИИХП, 1992. -184 с.

166. Учитель и эстетическая культура / Научные редакторы составители Л.П. Печко, А.Ф. Павловский. - М.: 1994. - 85 с.

167. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 тт. / Под ред. А.М. Еголина, Е.Н. Медынского, В.Я. Струминского. М.: изд-во АПН РСФСР , 1948 - 1952.

168. Философско-психологические проблемы развития образования. Под ред. В.В.Давыдова. М.: ИНТОР, 1994. - 127 с.

169. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. М.: Академиа, 2002.-215 с.

170. Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах. М.: НИИХП, 1990. - 148 с.

171. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура и развитие личности. М.: Наука, 1987.-222 с.

172. Ховов О.Б. Теория деятельности. М.: РАО, 2004. - 16 с.

173. Хроника Абрамцевского художественного кружка. М.: 1994. - 60 с.

174. Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991

175. Челышева Т.В. Теория и методика преподавания предметов искусства: музыка, изобразительное искусство. Программа курса повышения квалификации. М.: АПК и ПРО, 2001. - 16 с.

176. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975.-276 с.

177. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4-х тт. М.: Просвещение, 1875.

178. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. М.: Московский рабочий, 1989. - 204 с.

179. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. -128 с.

180. Школа и искусство / Под ред. К. Лехта. Таллин: Научно-исследовательский центр педагогики Эстонской ССР, 1977. - 132 с.

181. Шпет Г.Г. Сочинения. М.: Правда, 1989. - 601 с.

182. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб: Изд. Дом П.Э.Т. Алетейя, 1996. - 153 с.

183. Шпикалова Т.Я., Некрасова М.А., Поровская Г.А., Бордюг Н.Д. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. М.: Владос, 2000. - 272 с.

184. Шульженко А.К. Освоение окружающей среды и задача экол о го-эстетического воспитания личности в ФРГ. Новополоцк, 1999. - 104 с.

185. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. Проблемы руководства изобразительной деятельностью детей. М.: просвещение, 1969. - 149 с.

186. Эренгросс Б.А. Эстетическое воспитание учащихся профтехучилищ в условиях научно-технической революции. М.: Высшая школа, 1977. - 126 с.

187. Эстетическое и художественное. М.: 1965. - 239 с.

188. Эстетическая культура. М.: 1998. - 200 с.

189. Эстетичекая культура и эстетическое воспитание. М.: Просвещение, 1983. -304 с.

190. Эстетическое развитие и воспитание молодежи. Под ред. О.В. Лармина. -М.: Изд-во МГУ, 1978. 159 с.

191. Юсов Б.П. Проблемы художественного воспитания и развития школьников. Автореф. дис. М.: 1984.

192. Яковлев И.Я. Моя жизнь. М.: Республика, 1997. - 694 с.

193. Lazarus М. Das Leben der Seele in Monographien uber seine Erscheinungen und Gesetze. Berlin, 1856-1857. Bd. 2, S.202.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.