Фольклорно-поэтические истоки прозы И. Костякова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Чаптыкова, Юлия Иннокентьевна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 165
Оглавление диссертации кандидат наук Чаптыкова, Юлия Иннокентьевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ФОЛЬКЛОРНАЯ ЭСТЕТИКА РАННЕЙ ПРОЗЫ И «ОХОТНИЧЬИХ» РАССКАЗОВ И. КОСТИКОВА
1.1. Роль устного народного творчества в создании малой прозы
И. Костякова
1.2. Этнопоэтические истоки художественного мира «охотничьих» рассказов И. Костякова
ГЛАВА II. СВОЕОБРАЗИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТРАДИЦИЙ В РОМАНЕ И. КОСТЯКОВА «ШЕЛКОВЫЙ ПОЯС»
2.1. Фольклорно-поэтические образы в художественном мире
романа «Шелковый пояс» И. Костякова
2.2. Преломление эпических идей военного времени и пространства
в романе «Шелковый пояс»
2.3. Героический образ человека войны в романе И. Костякова «Шелковый пояс»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Этнопоэтическое своеобразие хакасской прозы 1930-1990-х гг.2009 год, кандидат филологических наук Челтыгмашева, Лариса Викторовна
Творчество Г.Г. Батца в контексте русскоязычной прозы Хакасии: жанрово-стилистическое своеобразие2010 год, кандидат филологических наук Канзычакова, Анна Анатольевна
Ингушская проза ХХ века: национально-художественные истоки, жанровая специфика, поэтика2017 год, доктор наук Мартазанова Ханифа Магамедовна
Этнопоэтическое своеобразие прозы С. Сарыг-Оола2008 год, кандидат филологических наук Очур, Тайгана Хертековна
Несказочная проза теленгитов2012 год, кандидат наук Яданова, Кузелеш Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фольклорно-поэтические истоки прозы И. Костякова»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В результате изменения идеологических и духовных ориентиров в конце XX - начале XXI в. возрос интерес к национальным культурам. Возникла необходимость поиска путей сохранения каждого этноса и его художественного наследия, формирования современно^ методологии, позволяющей по-новому взглянуть на тот вклад, который внесли национальные художники в культуру XX в. В последнее время в литературоведении формируются разнообразные подходы к изучению национальных литератур России, особое внимание уделяется таким сторонам, как мифологическая основа художественного творчества, этнопоэтическое своеобразие литературного произведения.
Хакасская литература относится к новописьменным литературам, хотя зарождение и становление художественного слова происходило в ней задолго до появления первых произведений литературы. Богатый художественный опыт воплощен в произведениях устного народного творчества, поэтому становление письменной литературы не могло обойтись без опоры на фольклор как кладезь этических и эстетических представлений народа, его мудрости, источника его творческих возможностей. Принципы народной эстетики представлялись хакасским писателям условием формирования их собственных индивидуальностей.
Известно, что в советское время многие исконно народные традиции, обычаи, обряды, национальные моральные принципы и этические нормы подверглись нивелированию, но, несмотря на это, национальные писатели пытались выразить особенности жизни и быта своего народа, его многовековой опыт, сумели художественно отобразить самобытные черты своих народов, их уникальный и неповторимый облик.
В диссертационной работе предпринята попытка рассмотрения национального своеобразия хакасской прозы на примере творчества одного из основоположников хакасской литературы Ивана Мартыновича Костякова
(1916-1983). И.М. Костяков был одним из первых членов Союза писателей СССР, одним из тех талантливых людей, кто осознавал ответственность перед своим народом, и как один из зачинателей хакасской художественной литературы "сыграл значительную роль в ее становлении и развитии. Многогранным был его талант: он был писателем, журналистом, редактором, этнографом, поэтом-песенником, переводчиком. И. Костяков вошел в хакасскую литературу как автор многих песен, лирических стихотворений, басен. Долгое время восприятие его творчества ограничивалось рамками поэтическихлфоизведений: лирических стихотворений «Харагай» («Сосна»), «Аскиз», «Агбаннын салгахтары» («Волны Абакана»), «Ким хазында» («На берегу Енисея»), «Чазыдацар ыр» («Песни о степи»), «Мирге мир» («Миру мир»), «Ынархастацар ыр» («Песня дружбы»), «Если сильный, горячий скакун под тобою...» и т. д.; знаменитых не только в Хакасии, но и за ее пределами песен «Сацызах» («Калинушка»), «Нымыртах» («Черемуха»); басен «Осю паза Мойнах» («Коза и Собака»), «Саасхан пастых» («Сорока-начальник»). Меньше внимания уделялось другой части его наследия -уникальным «охотничьим» рассказам и роману «Шелковый пояс». Именно эти прозаические произведения отличаются, на наш взгляд, особой глубиной постижения и раскрытия национального характера, национальной жизни.
Авторская индивидуальность И. Костякова и этнопоэтическое своеобразие его прозы еще не получили достаточного внимания со стороны исследователей. Имеются работы лишь по отдельным аспектам его творчества, в то время как поэтика его произведений заслуживает целостного монографического изучения.
Потребность в монографическом исследовании творчества И. Костякова возникает и в связи с необходимостью определенного системного представления о закономерностях литературного процесса Хакасии. Генетические связи творчества писателя с национальной культурой, с мировоззрением народа, содержание его произведений, которое выражает
этническую ментальность хакасов, формируя этнопоэтическое своеобразие литературы в целом, еще предстоит изучить в полном объеме.
Проза И. Костякова сыграла определяющую роль в становлении хакасской литературы. С раннего детства он рос в своеобразном народнопоэтическом окружении: сам играл на хакасских инструментах, сочинял и исполнял тахпахи (песни). На формирование и развитие художественного творчества И. Костякова большое влияние оказали известные хакасские сказители С. Кадышев, П. Курбижеков и др.
Изучение творчества И. Костякова может привести к пониманию закономерностей формирования творчества многих зачинателей национальных литератур Сибири. Одна из таких закономерностей -общность их творческих судеб. Во многом схожим было начало творчества у X. Намсараева, классика бурятской литературы: еще будучи ребенком он полюбил народные сказки и улигеры бабушки Бадмы и дяди Жамсарана Балданова, кбторый был превосходным сказочником, именно они научили будущего писателя рассказывать произведения народного творчества и побудили записывать эпические произведения. Известно, что в его литературной обработке были опубликованы некоторые произведения героического эпоса. Похожа на творческую судьбу И. Костякова и X. Намсараева и судьба известного тувинского писателя С. Сарыг-оола. По свидетельству З.Б. Самдан, его мать была известной исполнительницей народных песен, а отец и дяди по отцу были сказителями, они развили в нем потребность собирать и изучать произведения устного народного творчества [146].
Творческий путь П. Ойунского, основоположника якутской литературы, родившегося в Паттинском улусе, который был «колыбелью якутской народной поэзии» и в котором «жили известные сказители и олонхосуты», начинался с того, что он слушал произведения устного народного творчества, которые ему увлекательно рассказывала его мать [17: 13].
Потому не случайно еще в раннем детстве П. Ойунский увлекся народными сказаниями и песнями - будучи учеником начальной школы, он импровизировал народные предания и олонхо. Он практически воссоздал монументальный эпос - олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», написал монографию «Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание». Творческий путь А.П. Кучияка, одного зачинателей алтайской литературы, также похож на путь его собратьев по перу. Он с детства приобщается к фольклору, записывает сказки крупнейшего алтайского сказителя Н. Улагашева, издает книгу «Алтайские сказки» и героическое сказание «Темир Сана». Таков путь зачинателей национальных литератур - все они приобщаются к творчеству благодаря родному фольклору, его эстетике, богатству форм и содержания народно-поэтических жанров.
В художественной литературе многих народов мира, фольклорные принципы и приемы изображения, различные этнографические реалии играют немаловажную роль. Прежде всего они обнаруживают фольклорно-поэтическую основу национальной культуры, за их применением стоит целое мироощущение народа. Фольклорные мотивы, сюжеты, сохраняя духовный опыт и культурную память народа, используются писателями, творчески трансформируются в их художественном опыте. Эмоциональность фольклора, его образность, символический смысл отвечают самой природе художественного творчества, и поэтому фольклор становится одним из источников литературы у самых разных народов.
Использование фольклорной поэтики и ее художественно-изобразительных средств, безусловно, расширяет возможности реализма, обогащает и наполняет исторической цельностью и глубиной художественные образы, то есть подвигает литературу к более масштабным и углубленным историческим, философским, идейно-художественным обобщениям, что и «придает повествованию дополнительный, как бы второй
смысл, оттенок, открывая читателю второе зрение, другой канал видения...» [162: 238].
Литература XX века представляет самые различные варианты использованиях фольклорных традиций. Наиболее распространенным способом создания фольклорно-поэтической основы литературного произведения является использование различных фольклорных жанровых форм (легенд и преданий, пословиц и поговорок, сказок и песен и т.д.), народных бытовых и этнографических реалий. Фольклорно-поэтическая традиция обеспечивается и путем включения в образную ткань произведения разнообразных изобразительно-выразительных, стилистических, языковых и прочих этнографических элементов и компонентов.
В литературоведческий обиход вошел так называемый этнокультурный фактор, такие понятия, как этнические литературы в США и Канаде, «новый латиноамериканский роман». Исследователи с огромным вниманием изучают эти явления, кдторые, несомненно, обогатили палитру мирового искусства в середине XX века. В России таким явлением стала «многонациональная проза», возникшая на основе целого ряда ярких произведений писателей, выходцев из среды коренных народов Средней Азии, Кавказа и Сибири.
Рассмотрение хакасской литературы в мировом контексте национальных литератур обосновано и общностью сложившейся особой модели фольклоризма, который основывается на традиции сохранившегося вплоть до XXI века «живого» фольклорного, мифологического сознания народа. При всем многообразии идейно-эстетической палитры этого зарубежного фонда в нем проявились и несомненные черты сходства, указывающие на общность развивающегося процесса. Эта общность заключалась в освоении писателями народных корней, в опоре на неповторимость истории своих этносов или стран [42].
Народные корни в хакасской литературе ярко проявляются в их интенсивном развитии, при котором происходит совмещение древнейших
воззрений с новейшими. Фольклор в данном случае представляет собой естественную и органичную основу художественного творчества. В литературе сибирских народов, в частности, в хакасской литературе, закономерности авторского мышления определены во многом фольклорным мышлением, которое сохраняется в самой языковой модели. Для писателей Сибири фольклор является первичной точкой отталкивания для начала художественных поисков.
По свидетельству Е.М. Мелетинского, российской науке «на всех этапах характерно умение отдать должное фольклору, оценить значение народного творчества в становлении литературы» [102: 136]. Ученый заметил, что генетически литература связана с фольклором, а проза свой генезис ведет, в первую очередь, от сказки и героического эпоса.
Для фольклора характерно взаимодействие и взаимопроникновение разных жанров. Такие произведения малых жанровых форм, как пословицы и поговорки, загадки и благопожелания, лирические песни, легенды и предания широко вводились в художественную ткань более крупных произведений -сказок, новелл, героического эпоса. Этот фольклорный принцип используется писателями национальных литератур, в частности, И. Костяковым.
Существуют разные пути вовлечения фольклора в художественное произведение, разные формы бытования фольклора и этнографических реалий. И. Костяков рано начинает записывать произведения устного народного творчества, подвергая их литературной обработке. На основе устных рассказов он напишет позже свои «охотничьи» рассказы. Освоение национальной традиции, богатая школа народного художественного слова стали для писателя настоящей творческой учебой. И. Костяков одним из первых в хакасской литературе осваивает жанр романа, его «Шелковый пояс» не раз издавался на хакасском языке, в 2006 году в Хакасском книжном издательстве он был опубликован на хакасском и русском языках. На
русский язык роман перевел молодой хакасский прозаик Юрий Черчинский. В данной работе роман «Шелковый пояс» рассматривается на языке оригинала (хакасском).
Малая проза И. Костякова - очерки, сатирические и «охотничьи» рассказы знаменует начало его творческого пути. В ней сильны фольклорные начала, прежде всего они содержат комические ситуации, напоминающие устные сказания и байки, по наличию сказочных элементов приближаются к
бытовым и волшебным сказкам.
/
В романе «Шелковый пояс» повседневная, будничная жизнь солдат благодаря достигнутому художественному мастерству приобрела свою полновесность и самодостаточность. Образы природы, животных вписаны в историческую жизнь нации. Ее изображение во многом перекликается с древними представлениями хакасов. Автору удалось воплотить свое национальное чувство в такую эпическую форму, как роман, в сюжете которого отражается реальный уклад жизни народа, его этническая история, мировоззрение., обычаи и традиции.
Степень изученности темы. Творческое наследие И. Костякова вызывает большой научный интерес у литературоведов. Своеобразие прозаических произведений писателя отмечено в работах
A.Г. Кызласовой, Р.Т. Саковой, В.А. Карамашевой, Л.В. Челтыгмашевой и др. В своих статьях А.Г. Кызласова раскрывает идейно-тематическую проблематику рассказов И. Костякова в контексте его биографии. Р.Т. Сакова в статьях «Фольклоризм прозы И.М. Костякова», «Человек и природа в словесной культуре хакасов» определяет аспекты преломления фольклорных традиций в «охотничьих» рассказах И. Костякова. В монографии
B.А. Карамашевой «Становление хакасской прозы: жанр, проблематика, характер» рассматривается своеобразие национального характера в прозе хакасских писателей, в том числе в прозе И. Костякова. В исследовании Л. В. Челтыгмашевой «Фольклоризм хакасской прозы 1930-1990-х гг.»
\
рассмотрены отдельные аспекты фольклоризма в романе И. Костякова «Шелковый пояс». Тем не менее, на наш взгляд, еще не предпринято целостное изучение фольклорно-поэтических истоков прозы писателя в рамках актуальных для современного литературоведения структурно-семантического и мифопоэтического подходов.
Объект исследования - фольклорно-поэтические истоки в хакасской литературе XX в. и прозаических произведениях И. Костякова.
Предмет исследования - своеобразие освоения фольклорно-поэтических образов и мотивов в художественном мире И. Костякова.
Цель работы - исследование фольклорно-поэтических истоков прозы И. Костякова.
Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих
задач:
- выявить роль народно-поэтических традиций в становлении прозы И. Костякова;
- определить наиболее устойчивые средства и приемы художественной образности «охотничьих» рассказов, придавшие прозе писателя национальное своеобразие и колорит;
- обозначить идейно-эстетическую роль основных архетипических символов и образов в структуре произведений;
- установить место и роль традиций фольклора при создании военного времени и пространства и человека войны в романе.
Научная новизна работы состоит в том, что это первый опыт целостного монографического исследования творчества хакасского писателя XX в. И. Костякова, формировавшегося в контексте национальной устно-поэтической традиции и традиций реалистической литературы.
Автор диссертации впервые в хакасском литературоведении исследует процесс творческого освоения И. Костяковым фольклорно-поэтических традиций при создании рассказов и романа «Шелковый пояс», национальное
своеобразие которых не изучено в должной мере до сегодняшнего дня.
Методологической и теоретической основой диссертации послужили труды известных отечественных ученых А.Н. Веселовского,
B.М. Жирмунского, Е.М. Мелетинского, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Г.Н. Поспелова, В.И. Тюпы, В.Е. Хализева, Л.В. Чернец и др. В диссертации отражен опыт таких литературоведов Сибири, как С.Ж. Балданов,
C.И. Гармаева, М.А. Хадаханэ, З.Б. Самдан, P.A. Палкина, Н.М. Киндикова и др. Неоценимую помощь оказали работы хакасских филологов М.А. Унгвицкой, К.Ф. Антошина, П.А. Троякова, А.Г. Кызласовой, Р.Т. Саковой, В.А. Карамашевой и др.
Методология и методы исследования основаны на структурно-семантическом и мифопоэтическом подходах к изучению литературы.
Положения, выносимые на защиту:
1. В процессе формирования творчества хакасского прозаика особую
/
роль в создании литературного героя сыграли фольклорно-поэтические традиции, отразившие специфику национальной ментальности и менталитета.
2. Художественное осмысление обрядов, обычаев, табу, законов тайги, воплощенных в произведениях хакасского фольклора, позволило
И. Костякову________отразить ценностные критерии в изображении
художественного мира хакаса.
3. Творческое использование традиционных сюжетов и мотивов, фольклорных принципов сюжетостроения и конфликтообразования в прозе становится одним из важных истоков художественного мастерства И. Костякова.
4. Мифологические архетипы, образы-символы и мотивы сыграли организующую роль в создании художественных произведений писателя.
5. Мотивы фольклорных сюжетов в авторской интерпретации позволили И. Костякову создать особое художественное военное время и
пространство и особую концепцию мира и человека войны в романе «Шелковый пояс».
Материал исследования - произведения И. Костякова, написанные и изданные в разные периоды его творчества: роман «Шелковый пояс», рассказы сборников «Звериными тропами» и «Моим друзьям», часть которых рассматривается в литературоведческом аспекте впервые. Тексты произведений писателя исследовались на языке оригинала (хакасском), переводы для анализа сделаны нами, автором диссертации Ю. Чаптыковой. В работе использованы архивные материалы (рукописные и машинописные тексты) общим объемом около 450 с.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть применены в дальнейших научных исследованиях по истории хакасской литературы. Материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов лекций по литературе народов Российской Федерации, при проведении спецкурсов, семинаров по творчеству И. Костякова в вузовской и школьной практике преподавания.
Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации апробированы в докладах на международных научных конференциях: «Актуальные проблемы изучения языка и литературы: языковая политика в межкультурной среде» (Абакан, 2006); «Чатхан: история и современность» (Абакан, 2007); «Хакасия и Россия: 300 лет вместе» (Абакан, 2007); «Историко-культурное взаимодействие народов Сибири» (Новокузнецк, 2007); «Развитие языков и культур коренных народов Сибири в условиях изменяющейся России» (Абакан, 2008); «Народы и культуры Южной Сибири и сопредельных территорий: история, современное состояние, перспективы», посвященной 65-летию ХакНИИЯЛИ (Абакан, 2009); «Тувинская письменность и вопросы исследования письменностей и письменных памятников России и Центрально-Азиатского региона», посвященной 80-летию тувинской письменности (Кызыл, 2010);
международном конгрессе «Актуальные проблемы комплексного исследования алтаистики и тюркологии» (Кокшетау, 17-20 июня 2009); всероссийской конференции «Урал - Алтай: через века в будущее», посвященной 100-летию со дня рождения Н.К. Дмитриева (Уфа, 2008); региональной научной конференции «Бурятская литература в условиях современного соцкультурного контекста» (Улан-Удэ, 2006); региональной научно-практической конференции 22 апреля 2010 г. (Абакан, 2010).
Основные результаты исследования отражены в 17 публикациях, из них 2 статьи - в рецензируемом научном издании «Мир науки, культуры и образования» в Горно-Алтайске (2009).
Диссертация обсуждалась на кафедре литературы Института филологии и журналистики Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова (2010).
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
Диссертационная работа посвящена исследованию фольклорно-поэтических истоков прозы И. Костякова. Полученные результаты научного исследования соответствуют пунктам 4 и 5 паспорта специальности 10.01.02 - литература народов Российской Федерации (сибирская литература: алтайская, бурятская, тувинская, хакасская, якутская).
Структура работы. Цели и задачи научного исследования определили его структуру. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 178 наименований.
ГЛАВА I. ФОЛЬКЛОРНАЯ ЭСТЕТИКА РАННЕЙ ПРОЗЫ И «ОХОТНИЧЬИХ» РАССКАЗОВ И. КОСТИКОВА
Переосмысление представлений об истории и культуре различных наций и народностей на рубеже ХХ-ХХ1 веков обусловливает все больший интерес к их духовному наследию. Художественное творчество хакасского народа является частью мировой культуры, богато традициями, имеет глубокие древние корни.
Хакасы, как и другие тюркоязычные народы, в основном занимались скотоводством, охотой и рыболовством. Их жизнь сопровождали обрядовые жанры фольклора. Так, большое место в них занимали мифологические рассказы о необычайных явлениях и встречах с духами местности во время охоты. Они рассказывались в основном в охотничьей среде и не имели распространения среди тех, кто был далек от этого традиционного образа жизни, - в советское время такие рассказы относились к области суеверия.
«Охотничьи» рассказы Ивана Мартыновича Костякова отражают разнообразные проблемы взаимоотношений природы и человека. Автор сам принадлежал к среде охотников, вырос в ней, впитал все богатство и красоту национальной "'жизни, связанную с охотой. Детство, проведенное среди хайджи (сказителей), в арсенале которых были героические сказания, сказки, устные рассказы, не могло не оставить отпечаток в жизни И. Костякова. Будучи сам страстным охотником, он, находясь среди других охотников, внимательно вслушивался в их рассказы, в которых отразились мировидение и традиции жизни хакасов.
Осмысление и изображение национального колорита традиционных обычаев, принципов этики и морали охотников, людей, занимающихся другими видами деятельности, - этнопоэтическая основа произведений автора, придающая им своеобразие и глубину содержания.
Этнопоэтические традиции достаточно устойчивы, потому что они
формируются веками в общей системе материальной и духовной культуры народа. Менталитет этносов формируется под влиянием природы, опыта приспособления к ней, всем образом жизни. В основе мировидения хакасского народа, его самоориентации во Вселенной - в его мифологических воззрениях, о чем свидетельствуют целый комплекс обрядовых ритуалов, жертвоприношений «хозяевам» гор, рек, озер, существующие представления тотемизма, шаманизма, которые собственно и генерируют духовность народа, его художественное творчество.
Народно-поэтическое слово занимает, как правило, особое место, так как оно было и остается и предпосылкой, арсеналом и содержательным материалом для литературы. Фольклор всегда отличался жизненной активностью, правдой народной жизни, мудростью народной мысли, своим богатым содержанием. Использование писателем фольклорных и этнографических материалов обусловлено идейно-эстетической необходимостью, возникающей в процессе художественного творчества. Фольклорно-этнографический контекст обеспечивается включением в литературный текст различных народно-поэтических (образных, языковых, стилистических и др.) элементов. И все это, несомненно, сказалось на становлении и развитии художественного мира И. Костякова.
Использование фольклорных мотивов, сюжетов, элементов, отдельных малых жанров, таких как пословицы, поговорки, песни, воспроизведение обрядов, других этнографических реалий - все это имеет целью воспроизведение и сохранение «исторической памяти этноса», по словам Б.Н. Путилова. Ученый считал, что «фольклор содержит единую систему мифологических, религиозных, нравственных и других представлений и норм, которые в целом выражают своеобразную историческую память этноса, его отношения к природе и обществу, нравственные принципы, взгляд на мир. Фольклору свойственно собирать и закреплять опыт традиции в его "разноцветий", в контрастных столкновениях» [135: 67].
В процессе литературного творчества всегда сильна национальная традиция, которая формирует особенности национальной картины мира и особенности художественного мышления писателя. Рассмотрим роль фольклорных и этнопоэтических традиций в раннем прозаическом творчестве И. Костякова в создании национальных образов и национального характера.
1.1. Роль устного народного творчества в создании малой прозы И. Костякова
Хакасский поэт, прозаик, один из первых членов Союза писателей СССР Иван Мартынович Костяков пришел в литературу в 1940-е годы. Это было сложное для молодой хакасской литературы время, когда целая плеяда талантливых писателей: В. Кобяков, Г. Бытотов, А. Казанаков, В. Субраков, К. Самрин, Н. Спирин, К. Тодышев, А. Кузугашев - были репрессированы, ушли из жизни основоположники национальной литературы М. Коков, П. Штыгашев, М. Аршанов. Поколение И. Костякова вступило в зрелую жизнь незадолго до начала Великой Отечественной войны, чтобы затем принять в ней самое активное участие. Именно это событие оказало решающее значение в судьбе поколения.
Иван Костяков происходил из рода «сарыглар» («желтые»), самый младший в большой семье из двенадцати детей, в которой после войны осталось в живых только трое. Об отце писателя мы узнаем по воспоминаниям литературоведа П.А. Троякова: «Познакомился я с Иваном Мартыновичем где-то в 40-х гг. Он рассказал о своем отце интересные вещи. Отец был коневодом у промышленника Кузнецова. Как-то приехал к их стоянке художник В.И. Суриков. Он в то время собирал фрагменты к известной теперь картине «Покорение Сибири Ермаком». Художник интересовался жизнью сибирских аборигенов. Он заметил отца Костякова,
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Роль фольклора в эволюции чеченской прозы XX века2010 год, доктор филологических наук Джамбекова, Тамара Белаловна
Фольклорная парадигма русской прозы последней трети XX века2004 год, доктор филологических наук Скаковская, Людмила Николаевна
Хакасская драматургия XX в.: художественная эволюция, фольклорный контекст2008 год, кандидат филологических наук Майнагашева, Нина Семеновна
Этнопоэтические истоки сюжетостроения бурятского романа 60-80-х гг. ХХ века2019 год, кандидат наук Доржиева Эржэна Сергеевна
Мифо-фольклорные истоки прозы народов Сибири и Севера 60-80-х гг. XX века2015 год, кандидат наук Малзурова, Сэсэгма Даша-Нимаевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чаптыкова, Юлия Иннокентьевна, 2012 год
БИБЛИОГРАФИЯ
Тексты
1. Катанов, Н.Ф. Хакасский фольклор (Из книги «Образцы народной литературы тюркских племен». Т. IX. - СПб., 1907) [Текст] / Н.Ф. Катанов. - Абакан: Хакас, кн. изд-во, 1963. - 162 с.
2. Костяков, И.М. Ац чолларынчд [Текст] / И.М. Костяков. - Абакан: Хакас, кн. изд-во, 1960. - 58 с.
3. Костяков, И. Задачи писателей Хакасии [Текст] / И. Костяков // Сов. Хакасия. 1950. 10 мая. - С. 2.
4. Костяков, И.М. Минщ нанчыларым [Текст] / И.М. Костяков. - Абакан: Хакас, кн. изд-во, 1971. - 118 с.
5. Костяков, И. Сохацнас [Текст] / И. Костяков // «Хызыл аал». 1943. 27 авг.
6. Костяков, И. М. HiocK хур [Текст] / И.М. Костяков. - Абакан: Хакас, кн. изд-во. 1966. -221 с.
7. Распутин В. Живи и помни [Текст] / В. Распутин. Повести. - М., 1976. - С. 197-394.
8. Хакас чонныц cocneKTepi, чоох-чаахтары, cncncKTepi. Хакасские пословицы, поговорки и загадки [Текст]. - Абакан, 1960. - 85 с.
Список использованной литературы
9. Анжиганова., Л.В. Ментальные основы культур и цивилизаций [Текст] / Л.В.
Анжиганова. - Абакан: Изд-во Хакас, гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 2006. -114 с.
10. Анжиганова, Л.В. Традиционное мировоззрение хакасов. Опыт
реконструкции [Текст] / Л.В. Анжиганова. - Абакан: Роса, 1997. - 128 с.
11. Анжиганова, Л.В. Хакасы во времени и пространстве [Текст] /
Л.В. Анжиганова, Е.В. Анжиганова. - Абакан: Изд-во Хакас, гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2001. - 71 с.
12. Антошин, К.Ф. У истоков жизни: о современной литературе Хакасии, Тувы,
Горного Алтая, Красноярского края. [Текст] / К. Антошин. - Красноярск: Краснояр. кн. изд-во, 1982. - 96 с.
13. Антошин, К. Жизнь молодой литературы: Творчество хакасских писателей в
послевоенные годы [Текст] / К. Антошин. - Красноярск: Краснояр. кн. изд-во, 1967.-74 с.
14. Аристотель. Поэтика [Текст] / Аристотель. - М.: Художественная
литература, 1957. - 183 с.
15. Бады-Монге, Е.Т. Национальное своеобразие художественной детали в
тувинской прозе: автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст] / Е.Т. Бады-Монге. - Абакан, 2004. - 20 с.
16. Балданов, С. Ж. Общность литератур народов Сибири [Текст] /
С.Ж. Балданов. - Улан-Удэ: Нзд-во «Бэл и г», 2001. - 199 с.
17. Балданов, С.Ж. Литература народов Сибири [Текст] / С.Ж. Балданов,
Б.Б. Бадмаев, Г.Ц-Д. Буянтуева. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2008. - 303 с.
18. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет
[Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.
19. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи [Текст] / М.М. Бахтин. - М.:
Художественная литература, 1986. - 531 с.
20. Бахтин, М.М. Эпос и роман [Текст] / М.М. Бахтин. - СПб.: Азбука, 2000. -
304 с.
21. Баялиева, Т.Д. Доисламские верования и их пережитки у киргизов [Текст] /
Т.Д. Баялиева. - Фрунзе. 1972. - 167 с.
22. Белинский, В.Г. Соч: В 13 т. [Текст] / В.Г. Белинский. - М., 1954. Т. 5. - 863
с.
23. Береговская, Э.М. Поэтика современной притчи [Текст] / Э.М. Береговская //
Филологические науки. 2007. - № 1. - С. 42-47.
24. Бикмухаметов, Р.Г. Орбиты взаимодействия [Текст] / Р.Г. Бикмухаметов. -
М.: Советский писатель, 1983. - 239 с.
25. Бройтман, С. Н. Историческая поэтика [Текст] / С.Н. Бройтман // Теория
литературы: В 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: ИЦ «Академия», 2004. -Т. 2.-368 с.
26. Бурятская литература в условиях современного социокультурного контекста.
Материалы региональной научной конференции. Ч. I [Текст]. - Улан-Удэ: ИД «Буряад унэн», 2006. - 283 с.
27. Бутанаев, В.Я. Свадебные обряды хакасов в конце XIX - начале XX в.
[Текст] / В.Я. Бутанаев // Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири. - Новосибирск, 1987. - С. 179-193.
28. Бутанаев, В.Я. Медвежий праздник у хакасов [Текст] / В.Я. Бутанаев //
Традиционное мировоззрение и культура народов Сибири и сопредельных территорий: тез. и материалы всесоюз. науч. конф. - Улан-Удэ, 1990. - С. 39-42.
29. Бутанаев, В.Я. Традиционная культура и быт хакасов [Текст] / В.Я. Бутанаев.
-Абакан, 1996.-224 с.
30. В мире традиционной культуры бурят. Вып. 2 [Текст]. - Улан-Удэ: Изд-во
БНЦ СО РАН, 2007. - 239 с.
31. Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные
понятия и термины [Текст] / под ред. Л. В. Чернец. - М.: ИЦ «Академия», 2000.-556 с.
32. Веселовский, А.Н. Избранные произведения [Текст] / А.Н. Веселовский. -
Л., 1939.
33. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика [Текст] / А.Н. Веселовский;
вступит, ст. И.К. Горского; сост., коммент. В.В. Мочаловой. - М.: Высшая школа, 1989. - 406 с.
34. Взаимодействие литератур народов Сибири и Дальнего Востока [Текст]. -
Новосибирск: Наука, 1983. - 272 с.
35. Виноградов, В.В. Из истории русской лексики [Текст] /В.В. Виноградов //
Доклады и сообщения института языкознания АН СССР. - М., 1959. - Т. 12.-С. 31-49.
36. Вопросы развития хакасской литературы [Текст] / ХакНИИЯЛИ. - Абакан:
Хакас, кн. изд-во, 1990. - 200 с.
37. Вопросы хакасской филологии: сб. науч. трудов [Текст] / под ред.
М.И. Боргоякова. - Абакан: Хак. кн. изд-во, 1977. - 178 с.
38. Габышева, Л.Л. Фольклорный текст: семиотические механизмы устной
памяти [Текст] / Л.Л. Габышева. - Новосибирск: Наука, 2009. - 143 с.
39. Гармаева, С.И. Методология национального художественного мышления в
контексте современных социокультурных процессов [Текст] / С.И. Гармаева // Бурятская литература в условиях современного социокультурного контекста. - Улан-Удэ: ГУП «ИД Буряад унэн», 2006. -С. 9-14.
40. Гармаева, С.И. Типология художественных традиций в прозе Бурятии XX в.
(Опыт сравнительного анализа литератур тюрко-монгольского ареала) [Текст] / С.И. Гармаева. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 1997. - 170 с.
41. Гачев, Г. Национальные образы мира [Текст] / Г. Гачев. - М: Советский
писатель, 1988.-448 с.
42. Гачев, Г. Национальный Космо-Психо-Логос [Текст] / Г. Гачев // Вопросы
философии. - 1994. - № 12.
43. Гладышевский А. Культ огня (из истории шаманизма в Хакасии) [Текст] / А.
Гладышевский // Хакасия: живая старина в научно-популярных статьях, интервью и очерках (1828-2006 г.). - Абакан: Хакас, кн. изд-во, 2007. - С. 175-180.
44. Горький, М. Несобранные литературно-критические статьи. [Текст] /
М. Горький. - М., 1941. — 489 с.
45. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера земли [Текст] / Л.Н. Гумилев. - М.:
Институт ДИДИК», 1989. - 640 с.
46. Гусейнов, Ч. Формы общности советской многонациональной литературы
[Текст] /Ч. Гусейнов. - М.: Мысль, 1978. - 180 с.
47. Далгат, У.Б. Введение [Текст] / У.Б. Далгат // Роль фольклора в развитии
литератур народов СССР. - М.: Наука, 1975 - 247 с.
48. Далгат, У.Б. Литература и фольклор [Текст] / У.Б. Далгат. - М.: Наука, 1981.
- 304 с.
49. Далгат, У.Б. Этнопоэтика в русской прозе 20-90-х гг. XX века (Экскурсы)
[Текст] / У.Б. Далгат. - М.: ИМЛИ РАН, 2004. - 212 с.
50. Дарвин, М.Н. Русский лирический цикл: проблемы истории и теории [Текст]
/ М.Н. Дарвин. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. - 137 с.
51. Даржа, В.К. Лошадь в традиционной практике тувинцев-кочевников [Текст]
/ В.К. Даржа. - Кызыл, 2003. - 184 с.
52. Джанджакова Е. В. О поэтике заглавий [Текст] / Е.В. Джанджакова //
Лингвистика и поэтика. - М. 1979. - С. 207-214.
53. Донгак, У.А. Художественное время в романе С. Сарыг-оола «Ангыр-оолдун
тоожузу» («Повествование Ангыр-оола») [Текст] / У.А. Донгак // Бурятская литература в условиях современного социокультурного контекста. - Улан-Удэ: ГУП ИД «Буряад унэн», 2006. - С. 179-181.
54. Емельянов, Л.И. Методологические вопросы фольклористики [Текст] / Л.И.
Емельянов. - Л.: Наука, 1978. 205 с.
55. Есин, А.Б. Принципы приема и анализа литературного произведения: учеб.
пособие. - 3-е изд. [Текст] / А.Б. Есин. - М.: Флинта, Наука, 2000. - 248 с.
56. Жирмунский, В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад
[Текст] / В.М. Жирмунский. - Л.: Наука, 1979. - 493 с.
57. Жирмунский, В.М. Тюркский героический эпос. Избранные труды [Текст] /
В.М. Жирмунский. - Л.: Наука, 1974. - 727 с.
58. Иванова, Д.М. Мифопоэтический и философско-эстетический аспекты воплощения образа природы в прозе И.А. Бунина: автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст] / Д.М. Иванова. - Елец, 2004. - 22 с.
59. Исупов, К.Г. Мифологизм, фольклоризм и художественный историзм писателя [Текст] / К.Г. Исупов // Проблемы типологии литературного фольклоризма: сб. науч. тр. / под ред. А. И. Лазарева. - Челябинск, 1990. - С. 4-15.
60. Карамашева, В.А. Становление хакасской прозы: жанр, проблематика, характер [Текст] / В.А. Карамашева. - Абакан, 1996. - 136 с.
61. Карамашева, В.А. Творчество хакасских писателей [Текст] / В.А. Карамашева. - Абакан: Хакас, кн. изд-во, 2010. - 304 с.
62. Карамашева, В.А. Творчество хакасских писателей в школе [Текст] / В.А. Карамашева. - Абакан, 1995. - 216 с.
63. Карамашева, В.А. Эволюция хакасского рассказа [Текст] / В.А. Карамашева. - Абакан: Изд-во Хакас, гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2004. - 100 с.
64. Катанов, Н.Ф. Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сентября 1896 года в Минусинском округе Енисейской губернии [Текст] / Н.Ф. Катанов. -Казань, 1897.- 153 с.
65. Катанов, Н.Ф. Избранные научные труды. Тексты хакасского фольклора и этнографии [Текст] / Н.Ф. Катанов. - Абакан: Айра, 2000. - 547 с.
66. Катанов, Н.Ф. Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В.Радловым. Ч. IX [Текст] / Н.Ф. Катанов. - СПб., 1907.
67. Квятковский, А. Поэтический словарь / науч. ред. И. Роднянская [Текст] / А. Квятковский - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 376 с.
68. Кидиекова, И.К. Семантика пояса в средневековом костюме хакасов [Текст] / И.К. Кидиекова // Материалы междунар. науч.-практич. конф. «Открытие и сохранение орхоно-енисейской письменности». - Абакан. 2008. - 96-97.
69. Киндикова, Н.М. Алтайская литература в контексте тюркоязычных литератур Сибири [Текст] / Н.М. Киндикова. - Горно-Алтайск: Изд-во Горно-Алтайск, гос. ун-та, 2001. - 203 с.
70. Киселев, B.C. Структура «Арабесок Н. В. Гоголя и вопросы поэтики русского прозаического цикла 20-30-х годов XIX века: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Красноярск, 2000. - 23 с.
71. Кожинов, В.В. Происхождение романа [Текст] / В.В. Кожинов. - М.: Сов.
писатель, 1963. - 440 с.
72. Колганова, A.A. Роль заглавия в формировании читательского интереса
[Текст] / A.A. Колганова // Чтение в дореволюционной России. - М., 1991.
73. Котожеков, Г.Г. Культура народов Саяно-Алтайского нагорья [Текст] / Г.Г.
Котожеков. - Абакан, 1992. - 192 с.
74. Кошелева, А.JI. Время в слове и лицах. Очерки, статьи [Текст] / А.Л.
Кошелева. - Абакан: Изд-во Хакас, гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 2003. - 87 с.
75. Кошелева, А.Л. Лирический мир хакасской поэзии в контексте духовных
памятников евразийской культуры: генезис, поэтика, типология [Текст] / А.Л. Кошелева. - Абакан: Хакас, кн. изд-во, 2008. - 182 с.
76. Краткая литературная энциклопедия [Текст]. - М., 1962. - 1088 ст.
77. Кржижановский, С.Д. Поэтика заглавий [Текст] / С.Д. Кржижановский. //
Собр. соч. в 6 т.: Т. 4. - М, 2006. - 848 с.
78. Кужугет, А.К. Зрелищно-игровые элементы в культовых обрядах тувинцев
[Текст] / А.К. Кужугет. - Кызыл, 2002. - 79 с.
79. Кулагашева, Л.Г. Хайраллапчабыс аныц хумартхызын [Текст] / Л.Г.
Кулагашева // Хакас чирг 1996 чыл. 5 дек. № 163.
80. Кызласов Л.Р. Древнейшая Хакасия [Текст] / Л.Р. Кызласов. - М.: Изд-во
МГУ, 1986.-294 с.
81. Кызласов, Л.Р. Сибирское манихейство и его роль в культурном развитии
народов Сибири и Центральной Азии [Текст] / Л.Р. Кызласов // Хакасия: история и современность. - Новосибирск, 2000. - С. 12-37.
82. Кызласова, А.Г. Зарождение и развитие хакасской литературы [Текст] / А.Г.
Кызласова // Фонд Л -5, Оп. 1, д. 525., л. 73-75.
83. Кызласова, А.Г. И. М. Костяковтыц чоохтары [Текст] / А.Г. Кызласова //
Учен. зап. Хакас. НИИ яз., лит. и истории. - 1973. - Вып. XVIII. - С. 123127.
84. Кыржинаков, A.A. Обычаи и обряды хакасов, связанные с охотничьим
промыслом [Текст] / A.A. Кыржинаков // Религия и общество: материалы межвуз. науч. конф. - Абакан, 2003. - С. 92-94.
85. Лазутин, С.Г. Поэтика русского фольклора. - 2-е изд., испр., и доп. [Текст] /
С.Г. Лазутин. - М.: Высшая школа, 1989. - 208 с.
86. Ламзина, A.B. Заглавие // Введение в литературоведение. Литературное
произведение: основные понятия и термины [Текст] / A.B. Ламзина. - М.: Высшая школа, 2000. - С. 94-107.
87. Лейдерман, Н.Л. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: Учеб.
пособие: В 2-х т. [Текст] / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. - М.: ИЦ «Академия». - Т. 1. 1953-1968. - 2003. - 416 е.; Т. 2. 1968-1990. - 2003. -688 с.
88. Литература советской Хакасии: сб. критических статей [Текст]. - Абакан:
Хакас, кн. изд-во, 1962. - 152 с.
89. Литературы Сибири: История и современность [Текст]. - Новосибирск:
Наука, 1984.-256 с.
90. Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы [Текст] / Д.С. Лихачев. -
Л., 1971.-С. 237.
91. Ломидзе, Г. Чувство великой общности. Статьи [Текст] / Г. Ломидзе. - М.:
Советский писатель, 1978. - 272 с.
92. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа [Текст] / А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 2001. - 558
с.
93. Лосев, А.Ф. Проблема вариативного функционирования поэтического языка
[Текст] / А.Ф. Лосев // Лосев А.Ф. Имя. Избранные работы, переводы, беседы, исследования, архивные материалы. - СПб., 1997. -614 с.
94. Лотман, Ю.М. Символ в системе культуры [Текст] / Ю.М. Лотман // Лотман
Ю.М. Избранные статьи в трех томах. - Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллин, 1992. - С. 191-199.
95. Лотман, Ю.М. О мифологическом коде сюжетных текстов [Текст] / Ю.М.
Лотман // Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб: Искусство, 2000. - С. 670-673.
96. Львова, Э.И. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири.
Человек. Общество [Текст] / Э.И. Львова, И.В. Октябрьская, A.M. Сагалаев, М.С. Усманова. - Новосибирск: Наука, 1989. - 243 с.
97. Ляпина, Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX века. - СПб.: НИИ
химии СПбГУ, 1999. - 281 с.
98. Майнагашев, С.А. Рубежи войны и труда [Текст] / С.А. Майнагашев //
Хакасия в годы Великой Отечественной: боевой и трудовой подвиг. -Абакан, 1995.-С. 152-156.
99. Майногашева, В.Е. Немеркнущая красота [Текст] / В.Е. Майногашева//
Хакасия: живая старина в научно-популярных статьях, интервью и очерках (1828-2006 гг.): Книга для чтения по историческому краеведению. - Изд. 2-е, испр. и доп. / сост. В.Ф. Буров. - Абакан: Хакас, кн. изд-во, 2007. - С. 138-140.
100. Майногашева, В.Е. О хакасах и их народном поэтическом искусстве [Текст] / В.Е. Майногашева // Хакасские сказители и певцы. Очерки, эссе о некоторых мастерах фольклора. - Абакан: Хакас, кн. изд-во, 2000. - С. 5056.
101. Малов, С.Е. Памятники древнетюркской письменности: тексты и исследования [Текст] / С.Е. Малов. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951.-451 с.
102. Мелетинский, Е.М. От мифа к литературе [Текст] / Е.М. Мелетинский. -М.: Изд-во РГГУ, 2000. - 170 с.
103. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа [Текст] / Е.М. Мелетинский. - 4-е изд., репр. - М.: Вост. лит., 2006. - 407 с.
104. Мелетинский, Е.М. Статус слова и понятие жанра в фольклоре [Текст] / Е.М. Мелетинский, С.Ю. Неклюдов, Е.С. Новик // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М.: Наследие, 1994.-С. 39-104.
105. Мижит, Э.Б. Тувинская традиционная космология в литературе (Сакральный космос в «Повести о светлом мальчике» С. Сарыг-оола) [Текст] / Э.Б. Мижит // Учен. зап. - Вып. XIX. - Кызыл, 2002. - С. 228-239.
106. Мир бурятских традиций в контексте истории и современности [Текст]. -Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2008 - 239 с.
107. Мискина, М.С. Фольклорно-мифологические мотивы в прозе Чингиза Айтматова: автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст] / М.С. Мискина. -Томск, 2004. - 23 с.
108. Мифологический словарь [Текст] / М.Н. Ботвинник, М.А. Коган, М.Б. Рабинович, Б.П. Селецкий. - Изд. 3-е, доп. - М.: Просвещение, 1965. -300 с.
109. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. [Текст] / гл. ред. С. А. Токарев. - М.: НИ Большая Российская энциклопедия, 2000. - Т. 1: А
- К. - 672 е.; Т. 2: К - Я. - 720 с.
110. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. [Текст] / под ред. С. А. Токарева. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - Т. 1: А - К. -671 с.
111. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. [Текст] / под ред. С. А. Токарева. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - Т. 2: К - Я. -719 с.
112. Мущенко, Е. Г., Поэтика сказа [Текст] / Е.Г. Мущенко, В.П. Скобелев, J1.E. Кройчик. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1978. - 289 с.
113. Найдаков, В.Ц. Традиции и новаторство в бурятской советской литературе [Текст] / В.Ц. Найдаков. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1976. - 424 с.
114. Николина, H.A. Филологический анализ текста: учеб. пособие [Текст] / H.A. Николина. - М.: ИЦ «Академия», 2007. - 272 с.
115. Новичкова, Т.А. Эпос и миф [Текст] / Т.А. Новичкова. - СПб.: Наука, 2001.
- 248 с.
116. Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В. Радловым. Ч. IX: Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов / тексты собраны и переведены Н.Ф. Катановым [Текст]. - СПб, 1907.
117. Обряд и обрядовый фольклор / под ред. В.М. Гацака, В.М. Бахтина, Т.М. Аманчиева. - М.: Наследие, 1997. - 424 с.
118. Окорокова, В.Б. Пути развития прозы в литературах народов Якутии. Ч. II: Художественное своеобразие прозы литератур Якутии [Текст] / В.Б. Окорокова. - Якутск: Изд-во Якут, ун-та, 2001. - 128 с.
119. Османова, З.Г. Встречи преображения: Поэтика повествовательных жанров в контексте взаимосвязей национальных литератур [Текст] / З.Г. Османова.
- М.: Наследие, 1993. - 232 с.
120. Очерки истории хакасской советской литературы / ХакНИИЯЛИ. -Абакан: Хакас, кн. изд-во, 1985. - 288 с.
121. Очерк истории якутской советской литературы [Текст]. - М., 1970. - 390 с.
122. Палкина, P.A. Роман в литературах народов Южной Сибири [Текст] / P.A. Панкина. - Горно-Алтайск: Горно-Алтайск, кн. изд-во, 1979 - 123 с.
123. Паранук, К.Н. Художественный мифологизм повести Н. Куска «Превосходный конь Бечкан» (Мифологемы коня и дерева) [Текст] / К.Н. Паранук // Художественно-историческая интерпретация литературного процесса: материалы регион, науч. конф. - Майкоп: Изд-во Адыгейского гос. ун-та. 2003. - С. 148-151.
124. Пархоменко, М. Рождение эпоса [Текст] / М. Пархоменко. - М.: Современник, 1979. - 352 с.
125. Пархоменко, М.Н. Горизонты реализма: О традициях и новаторстве советской литературы [Текст] / М.Н. Пархоменко. - М.: Сов. писатель, 1982.-464 с.
126. Патачаков, К. М. Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом (XVIII-XIX вв.) [Текст] / K.M. Патачаков. - Абакан: Хакас, кн. изд-во, 1958. - 104 с.
127. Петров, В.Т. Фольклорные традиции в якутской советской литературе [Текст] /В.Т. Петров. -М.: Наука, 1983. - 138 с.
128. Пивоев, В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира [Текст] / В.М. Пивоев. - Петрозаводск: Карелия, 1991. - 109 с.
129. Поспелов, Г.Н. Проблемы литературного стиля [Текст] / Г.Н. Поспелов. -М.: Изд-во МГУ, 1970. - 330 с.
130. Потебня, A.A. Полное собрание трудов: Мысль и язык [Текст] / A.A. Потебня. - М., 1999. - 134 с.
131. Потебня, А. Теоретическая поэтика [Текст] / А. Потебня. - М.: Высшая школа, 1990.-344 с.
132. Потебня, A.A. Символ и миф в народной культуре. Собрание трудов [Текст] / A.A. Потебня. - М.: Лабиринт, 2000. - 480 с.
133. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки [Текст] / В.Я. Пропп. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. - 364 с.
134. Пропп, В.Я. Поэтика фольклора [Текст] / В.Я. Пропп. - М.: Лабиринт, 1998.-352 с.
135. Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2003. - 458 с.
136. Роль фольклора в развитии литератур народов СССР [Текст] / отв. ред. У.Б. Далгат. - М.: Наука, 1975. - 247 с.
137. Романенко, Д. Рождение романа. Становление и развитие романа в младописьменных литературах российской Федерации [Текст] / Д. Романенко. - М.: Сов. Россия, 1970. - 220 с.
138. Романова, Г.И. Практика анализа литературного произведения (русская классика) [Текст] / Г.И. Романова. - М.: Флинта, Наука, 2006. - 256 с.
139. Рукописный фонд ХакНИИЯЛИ. Патачаков K.M. Религиозно-бытовые пержитки хакасов и пути их преодоления. Ф. 925, л.11.
140. Русская проза конца XX века / сост., вступ. ст. С.И. Тиминой; коммент. М.А. Черняк. - М.: Академия, 2002. - 600 с.
141. Рымарь, Н.Т. Введение в теорию романа [Текст] / Н.Т. Рымарь. - Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1989. - 268 с.
142. Сагалаев, A.M. Мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. [Текст] / A.M. Сагалаев, Н.В. Октябрьская. - Новосибирск: Наука, 1990. -208 с.
143. Сакова, Р.Т. Фольклоризм прозы И.М. Костякова [Текст] / Р.Т. Сакова // Вопросы хакасской филологии. - Абакан, 1977. - С. 30-37.
144. Сакова, Р. Миф как реальность - реальность как миф [Текст] / Р. Сакова // Енисей. 1985. №3.
145. Сакова, Р.Т. Человек и природа в словесной культуре хакасов [Текст] / Р.Т. Сакова // Вопросы развития хакасской литературы. - Абакан, 1990. - С. 5866.
146. Самдан, 3. От фольклора к литературе [Текст] / 3. Самдан. - Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1987.
147. Самдан, З.Б. Лики тувинской словесности. Ч. II: В поисках идеала [Текст] / З.Б. Самдан. - Кызыл, 2001. - 82 с.
148. Семенов, B.C. Культура и развитие человека [Текст] / B.C. Семенов // Вопросы философии. - 1982. - № 4. - С. 15-29.
149. Сибирь - единое фольклорно-литературное полиэтническое пространство. Ч. I. Вып. 1 [Текст]. - Улан-Удэ: ГУП ИД «Буряад унэн», 2005. - 180 с.
150. Скороспелова, Е.Б. Русская советская проза 20-30-х годов: Судьбы романа [Текст] / Е.Б. Скороспелова. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 264 с.
151. Теория литературы. Т. III: Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении) [Текст]. - М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2003. -592 с.
152. Теория литературы. Том IV: Литературный процесс [Текст]. - М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. - 624 с.
153. Теория литературы: учеб. пособие: В 2 т. [Текст] / под ред. Н.Д. Тамарченко. - Т. 1: Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. - М.: ИЦ «Академия», 2004. - 512 с.
154. Теория литературы: учеб. пособие: В 2 т. [Текст] / под ред. Н. Д. Тамарченко. - Т. 2: Бройтман С. Н. Историческая поэтика. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 368 с.
155. Толмашова, М.С. Традиционная и современная культура (экологический аспект) [Текст] / М.С. Толмашова // Традиционное мировоззрение хакасов: прошлое, настоящее, будущее (материалы между нар. семинара). - Абакан, 1997.-С. 58-60.
156. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика [Текст] / Б.В. Томашевский. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 334 с.
157. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического [Текст] / В.Н. Топоров. - М.: Культура, 1995. - 624 с.
158. Традиционное мировоззрение хакасов: прошлое, настоящее, будущее: материалы между нар. семинара [Текст]. - Абакан: ОПП Госкомстата Республики Хакасия, 1997. - 115 с.
159. Трояков, П.А. Очерки развития хакасской литературы [Текст] / П.А. Трояков. - Абакан: Хакас, кн. изд-во, 1963. - 144 с.
160. Тутачикова, A.C. Тун пайрам и летний цикл хакасских праздников [Текст] / A.C. Тутачикова. - Абакан, 2006. - 68 с.
161. Тюпа, В.И. Анализ художественного текста [Текст] / В.И. Тюпа. - М.: «Академия», 2008. - 336 с.
162. Уланов Э.А. О мифо-фольклорном и литературном взаимодействии [Текст] / Э.А. Уланов // Найдаковские чтения-2: материалы науч. конф. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. - С. 223-239.
163. Унгвицкая, М.А. Значение устно-поэтических традиций для развития хакасской поэзии [Текст] / М.А. Унгвицкая // Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. - М.: Наука, 1975. - С. 189-214.
164. Унгвицкая, М.А. Хакасское народное поэтическое творчество [Текст] / М.А. Унгвицкая, В.Е. Майногашева. - Абакан: Хак. кн. изд-во, 1972. - 311 с.
165. Федоров, Е. Якутская проза довоенного периода [Текст] / Е. Федоров. -Новосибирск: Наука, 1982. - 136 с.
166. Федоров, Е.В. Концепция личности в тюркоязычной прозе Сибири [Текст] / Е.В. Федоров. - Якутск: Якут. Науч. центр СО РАН, 1992. - 184 с.
167. Фрэзер Д. Золотая ветвь [Текст] / Д. Фрэзер. - М.: Науч. о-во «Атеист», 1928. - Вып. III: Умирающие и воскресающие боги растительности. - 197 с.
168. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра [Текст] / О.М. Фрейденберг. -Л., 1997.- 448 с.
169. Хадаханэ, М.А. Тувинская проза [Текст] / М.А. Хадаханэ. - Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1968.
170. Хал и зев, В.Е. Теория литературы [Текст] / В.Е. Хализев. - М: Высшая школа, 2007. - 405 с.
171. Челтыгмашева, Л.В. Фольклоризм хакасской прозы 1930-1990-х гг. [Текст] / Л.В. Челтыгмашева. - Абакан: Хакас, кн. изд-во, 2010. - 144 с.
172. Челтыгмашева, Л.В. Этнопоэтическое своеобразие хакасской прозы 19301990-х гг.: автореф. дисс. ... канд. филол. наук [Текст] / Л.В. Челтыгмашева. - Улан-Удэ, 2009. - 20 с.
173. Чернец, JI.В. Литературное произведение как художественное единство [Текст] / Л.В. Чернец // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. - М., 1999. - С. 56-64.
174. Чернец, Л.В. Виды образа в литературном произведении [Текст] / Л.В. Чернец // Филологические науки. - 2003. - № 4. - С. 3-13.
175. Шерстова, Л.И. Легенды о Шуну у народов Южной Сибири (Мифы и реальность в традиционных сюжетах) [Текст] / Л.И. Шерстова // Вопросы древней истории Южной Сибири. - Абакан, 1984. - С. 141-147.
176. Шкловский, В.Б. О теории прозы [Текст] / В.Б. Шкловский. - М.: Сов. писатель, 1983. - 292 с.
177. Шлейермахер, Ф.Д. Герменевтика [Текст] / Ф.Д. Шлейермахер // Общественная мысль. - М., 1993. - Вып. IV. - С. 224-236.
178. Юнг, К.Г. Архетип и символ [Текст] / К.Г. Юнг. - М.: Прогресс, 1991. -426 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.