Фольклоризм прозы В.Ф. Потанина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Украинцева, Нина Ефимовна

  • Украинцева, Нина Ефимовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Курган
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 175
Украинцева, Нина Ефимовна. Фольклоризм прозы В.Ф. Потанина: дис. кандидат филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Курган. 2005. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Украинцева, Нина Ефимовна

ВВЕДЕНИЕ. ф

Глава 1. ПРОБЛЕМА ФОЛЬКЛОРИЗМА

В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ.

1.1 Из истории изучения фольклоризма русской литературы.

1.2 Системный подход к проблеме фольклоризма в отечественной науке.

1.3 Обращение к триаде «миф-фольклор-литература» как качественно новый уровень осмысления проблемы.

Глава 2. ФОЛЬКЛОРИЗМ ПРОЗЫ В.Ф. ПОТАНИНА.

2.1 Истоки фольклорной традиции в творчестве

В.Ф. Потанина. v 2.2 Эволюция фольклоризма прозы В.Ф. Потанина.

2.2.1 Черты этнографического фольклоризма рассказов и повестей писателя 1963-1971-го годов.

2.2.2 Психологический фольклоризм творчества

1970-х-80-х годов.

2.2.3 Этико-философская направленность фольклоризма прозы 1990-х - 2005-го годов.

2.3 Разнообразие способов художественного освоения фольклора в прозе В.Ф. Потанина.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фольклоризм прозы В.Ф. Потанина»

Проблема литературного фольклоризма - одна из центральных проблем современной филологии. В отечественной науке существуют разные аспекты ее изучения. Интерес представляет, во-первых, изучение истории фольклоризма русской литературы. Попытки осмыслить роль фольклора в становлении национальной литературы делались крупнейшими писателями уже в XVIII веке. В конце XVIII - начале XIX века фольклоризм исследовался в рамках понятий «простонародности» и «народности». Собственно изучение взаимосвязей между творчеством писателей и народной поэзией наметилось в конце XIX века. Первыми шагами в этом направлении стали работы В. Перетца о народных песнях («Современная русская народная песня», 1891) и др. В плане выявления включения фольклора в литературу важную роль сыграли работы В. Миллера (о Пушкине-этнографе), К. Кузьминского и другие.

После 1917 года проблема взаимодействия литературы и фольклора поднималась в трудах Н.П. Андреева, Г.С. Виноградова, A.M. Астаховой, которые внимательно исследовали произведения литературы на предмет выявления в них отдельных элементов устной народной поэзии. В первой половине XX века учение о фольклоризме получило дальнейшее развитие. Этот период характеризуется дальнейшим накоплением материалов о взаимодействии литературы и фольклора. Появляется множество работ, посвященных взаимодействию обеих ветвей поэтического слова (В .К. Пиксанов - «Горький и фольклор», 1935; A.M. Новикова - «Песни A.B. Кольцова в устном народном творчестве», 1958 и

ДР-)

В 60-е годы появился сам термин «фольклоризм», однако определение его будет дано гораздо позднее, при изучении типологии фольклоризма.

В отечественной науке высветился и такой аспект проблемы фольклоризма, как взаимовлияние сфер «миф - фольклор - литература». В XIX веке этот вопрос освещался в трудах мифологической школы (Ф.И. Буслаев), а также А.Н. Веселовского, А.Н. Афанасьева и других ученых. В советскую эпоху данный аспект проблемы был под контролем цензуры. Тем не менее, на страницах журнала «Вопросы литературы» (1978) развернулась дискуссия с участием таких критиков, как В. Кубилюс, В. Якименко, К. Султанов, А. Эбаноидзе, которые обсуждали обращение писателей к мифу и притче: «Фольклор присутствует в творчестве современных писателей по-разному: одни черпают из колодца народной мудрости поговорки, речения, меткие словечки, другие перенимают, стилизуют сказовую тональность, третьи используют «конструкции» притч и мифов, на остове которых «лепят» свои современные произведения» [206, 79]. Полемика велась весьма осторожно, однако не оспаривалось то, что мифопо-этика позволяет писателям разрешать в произведениях нравственно-философские проблемы на новом уровне. Данный аспект проблемы фолькло-ризма освещается в трудах В.Я. Проппа, В.Н. Топорова, Ю.Н. Лотмана и других ученых, которые опираются на теории аналитической психологии и структурализма. Плодотворно в этом направлении работают ученые Уральского государственного университета, в центре внимания которых - вопрос об архетипиче-ских структурах художественного сознания (В.Б. Корона, Е.К. Созина, О.Н. Ту-рышева, Е.Е. Приказчикова).

Еще один аспект проблемы фольклоризма в отечественной науке, наметившийся в 1970-80-е годы, - это системный подход к проблеме. Шло углубленное ее изучение, было дано определение термина «фольклоризм», появившегося еще в 60-е годы. Внимание исследователей в этот период сосредоточено на создании типологии фольклоризма, характера связей, логики отношений между литературой и фольклором на разных идейно-эстетических уровнях и в разные исторические эпохи.

В.Е. Гусев определил фольклоризм в культурологическом плане, как «социально детерминированный эволюционный процесс адаптации, репродукции и трансформации фольклора в условиях, отличающихся от тех, в каких развивался и бытовал традиционный фольклор» [56, 7]. «Как социальное явление фольклоризм появляется тогда, когда в жизни общества возникают объективные причины, затрудняющие развитие традиционного фольклора в народной среде, и тогда, когда сам фольклор воспринимается общественным сознанием как утрачиваемая ценность, как источник и материал для создания или возрождения национальной культуры» [56, 7].

У.Б. Далгат в работе «Литература и фольклор» дала расшифровку понятия «фольклоризм» применительно к литературоведческой науке: «Сознательное обращение писателей к фольклорной эстетике принято называть фолькло-ризмом» [58, 4]. С точки зрения У.Б. Далгат, фольклоризм литературы возникает с момента «самозарождения художественной письменности», проходя в развитии два уровня: «уровень младописьменных литератур и уровень развитых литератур» [58, 13-15]. У.Б. Далгат сделала попытку систематизации явлений фольклоризма.

В начале 80-х годов XX века к проблеме обратился Д.Н. Медриш. Он рассмотрел литературу и фольклор как две словесно-поэтические системы: «В реальное взаимодействие вступают не просто элементы одной системы с другой системой, а две целостные взаимосвязанные системы - фольклор и литература» [103, 5-6]. Фольклоризм, по его мнению, является художественным качеством литературного произведения, появившимся в результате взаимодействия двух разных словесно-поэтических систем. Явления фольклоризма Д.Н. Медриш расположил на уровне генетических связей и уровней типологических соответствий. В рамках генетических связей он рассмотрел структуру фольклорного и художественного времени, исследовал систему взаимопроникновения текстов фольклора и литературы (цитация, аллюзия, перифраз). К типологическим соответствиям Д.Н. Медриш отнес явление «лиризации» [103, 238] русской прозы, связанное с ее фольклоризмом, а также сближением сюжетно-композиционных ситуаций. Свои теоретические положения ученый иллюстрировал анализом художественных произведений A.C. Пушкина Н.В. Гоголя, В.В.Маяковского, включающих элементы фольклорной традиции.

A.M. Новикова в работе «Фольклор и литература» (1978) отметила, что в чисто научном отношении органичность связей между творчеством писателей и народной поэзией была подтверждена рядом выдающихся ученых фольклористов. Она представила исторический срез работы собирателей, исследователей фольклора и литературного фольклоризма от П.В. Киреевского до Д.С. Лихачева.

Серьезный вклад в изучение проблемы фольклоризма внесли труды В.В. Блажеса, который тесно связывал ее с регионалистикой, что основательно иллюстрировал при исследовании фольклоризма сказов П.П. Бажова. В новом тысячелетии идеи ученого о региональном подходе к проблеме фольклоризма вновь приобрели актуальность.

Системный подход к проблеме фольклоризма литературы принадлежит профессору А.И. Лазареву. Ученый дал определение «фольклоризма» как «единства художественных принципов отражения действительности в фольклоре и литературе» [91,8].

А.И. Лазарев подчеркнул мысль о том, что «факт использования в литературном произведении готовых форм фольклора (былинных образов, сказочных сюжетов, песенной стилистики и т.п.) не требует особого термина, хотя часто сам по себе является показателем фольклоризма данного произведения. Но еще чаще наличие в романе, поэме, стихотворении, пьесе выдержки из фольклора, цитирование песни, использование пословицы и поговорки не означает их фольклоризма» [91, 9].

В названной работе А.И. Лазарев, характеризуя фольклоризм писателей XIX века, указал на многообразие его типов, особенно на идейно-эстетическом уровне. Так, он выявил созерцательно-гуманистический фольклоризм (И.С. Тургенев), ностальгический (Н.С. Лесков), агитационно-поэтический (H.A. Некрасов), психологический (Чехов, Бунин, Куприн) и др. Анализируя творчество поэта XX века Б.А. Ручьева, А.И. Лазарев отметил, что здесь «можно говорить о типе фольклоризма на уровне народности», «о фольклоризме его поэтического сознания в целом» [91,74]. «Высший тип фольклоризма тот, что рождается непосредственно как результат формирования литературы в народной среде; это тип особого воспитания, когда выражение народных дум и чаяний приобретает соответствующую им народную форму» [91, 75]. К сожалению, творчество прозаиков «лирического направления» XX века А.И. Лазаревым не рассматривалось. Во второй половине XX века в Челябинском университете сформировалась научная школа последователей А.И. Лазарева, работающая над проблемой фольклоризма. В русле его концепции ведутся исследования литературного фольклоризма на Урале, в Зауралье, в Сибири (Т.А. Еки-мова, Г.С. Вардугина, В.Е. Манакова и др.)

В конце XX века не только формируются школы по проблеме исследования литературного фольклоризма, но и расширяется география исследований (труды ученых Москвы, Екатеринбурга, Челябинска, Омска, Кургана). Проблема фольклоризма введена в вузовские программы. Изучение материалов по проблеме позволяет говорить о плодотворности данного аспекта исследования, поэтому представляется обоснованной необходимость рассмотреть наследие писателя Виктора Федоровича Потанина, творчество которого относят к направлению писателей-«деревенщиков» (В. Распутин, Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Крупин). Роль фольклора в их творчестве отмечена, однако отдельными штрихами. В.Ф.Потанин - зауральский писатель, автор 30 сборников рассказов и повестей, лауреат премии Ленинского комсомола, премий литературных конкурсов имени И.А. Бунина, имени Д.Н. Мамина-Сибиряка и др.

Монографических работ, посвященных анализу взаимодействия литературы и фольклора в прозе В.Ф. Потанина, нет. Отдельные аспекты проблемы освещаются в работах Н. Рубцова, И. Богатко, Д. Дычко, Н. Кузина, Ю. Селезнева, В. Петелина, В. Олейника, В. Ганичева, В. Федоровой и многих других критиков, что представляет прозу писателя заметным явлением в литературе.

Так, Н. Рубцов в статье «Корни» (1977) отмечал проявление народности творчества В. Потанина, подчеркивая связь его героев с землей, с народной нравственностью: «В скромных, но героических по своей сути проявлениях нравственности героев, видит автор те самые корни, что питают чувство любви к родному народу» [155, 52].

И.А. Богатко в работе «Размышление над чувством» (1990) подчеркивала мысль о красоте народной речи в произведениях В.Ф. Потанина, об использовании фольклора родного края, что говорит об этнографизме творчества писателя: «Его герои говорят ярко, красиво, писатель передает красоту их речи, подчас неправильной по строгим законам, но именно эта неправильность речи героев придает особое обаяние прозе Потанина» [42, 27].

Д. Дычко в литературном обозрении «За густой путаницей дней» (1977) писала об истинно народных ценностях, которые несет проза В.Ф.Потанина: «Его рассказы и повести, проникнутые гуманной мыслью и благородным чувством, исполнены светлого духовного огня» [62, 34].

В. Петелин в книге «Россия - любовь моя» (1986), анализируя повесть В.Потанина «На чужой стороне», отмечал черты фольклоризма в ней, подчеркивая, что она «задумана и исполнена превосходно», что в ней побеждает мудрость «деревенского люда с его здоровой психологией, нравственной чистотой, духовной крепостью» [139, 354], т.е. выразил мысль о единстве этических принципов отражения действительности в прозе Потанина и в фольклоре.

Н. Кузин в работе «Диалог со временем» поставил литературную судьбу В. Потанина в один ряд с судьбой таких писателей, как В. Белов, В. Распутин, В. Лихоносов, В. Солоухин. Анализируя повесть Потанина «Легкая», он отметил лирический склад его дарования, обратил внимание на «своеобразие его стилистической манеры», на то, что «лирическая струя превалирует в поэтике писателя» [85, 16], что обусловлено, в первую очередь, опорой писателя на фольклорную традицию. Критик также обратил внимание на чистоту и смысловую точность разговорной лексики, используемой прозаиком. «У героев Потанина тональность речи всегда соответствует их психологическому состоянию. Их речь не отличается лексической изощренностью, но наделена осязаемой плотностью, свойственной коренным русским речениям; - примеры рассыпаны по всем страницам потанинских повестей и рассказов» [85, 16]. Н. Кузин, однако, не иллюстрировал свое высказывание примерами.

Ю. Селезнев в работе «Вечное движение» (1976), давая оценку творчеству В. Шукшина, В. Распутина, В. Тендрякова, В. Потанина, размышлял о назначении искусства слова в современном мире. Он отмечал, что эти писатели «восстанавливают, сохраняют в самом народном слове, а через это слово и в сознании, в душе нашего современника целостное, народное мироотношение, всеобщую связь вещей и явлений, которую не может дать слово информационное» [164, 204]. В главе «Красота спасет мир», посвященной В. Потанину, Ю. Селезнев отметил, что истоки гуманизма повести «Пристань» в видении писателем духовной красоты народа: «В утверждении добра как эстетической ценности - один из истоков красоты русской литературы, которая восходит к началам духовной красоты самого народа» [164, 209]. В. Олейник в статье «От человека к человеку» (1986), анализируя повесть Потанина «На обрыве», верно определил ее конфликт как «конфликт нравственного с агрессивностью бездуховного» [131, 3], однако не увидел, что за нравственным в повести стоят герои, смолоду впитавшие крестьянские народно-этические нормы: трудолюбие, чувство любви к родному краю - воспетые в фольклоре; что важную роль в композиционно-сюжетном замысле повести играет фольклорная цитация.

В. Ганичев в предисловии к сборнику повестей «Куст шиповника» (публикация 1995 г.) упомянул о лауреате премии имени И.А. Бунина, Викторе Потанине, «который исходя из великого опыта, соответствуя ему», умеет «быть самим собой, соответствовать своему времени» [51, 1], тем самым служит единению России. «Быть самим собой», иначе говоря, иметь свой авторский стиль, писателю помогает фольклоризм его прозы. В. Ганичев отмечал также, что «трудно представить русскую литературу без Виктора Потанина, без его тихого, совестливого, чистого русского голоса. Слово его, звучащее из Кургана, -как бы связующее звено между Востоком и Западом России, между Сибирью,

Уралом и центром. Это ведь внешне кажется, что мы одинаковы тут и там, но если не свяжет нас слово русское, слово писательское, дух общий, то как раз и время поработать разъединителю, то бишь сепаратисту. Потанин - соединитель, он совесть, он взывает к лучшему, к человеческому, к братскому» [51,2].

Анализ указанных работ, касающихся исследования поставленной нами проблемы, свидетельствует о том, что в них затронуты лишь отдельные ее аспекты. Исследование фольклоризма прозы В.Ф. Потанина представляется как назревшая проблема науки о художественном слове.

Актуальность исследования обусловлена теоретической значимостью концепции фольклоризма для фольклористики и литературоведения. Последние десятилетия в истории отечественной фольклористики отмечены оживлением интереса исследователей к разным аспектам проблемы литературного фольклоризма, в том числе и его типологии. В рамках данной темы появились работы общего характера, развивающие типологическую теорию фольклоризма (Д.Н. Медриша, У.Б. Далгат, A.M. Новиковой, A.M. Астаховой, П.С. Выходце-ва, А.И. Лазарева). Типология фольклоризма позволяет предложить системный анализ произведений литературы, который охватывает все уровни их идейно-эстетической структуры и художественной системы писателя в целом; выявляет эволюцию художественного мышления. Вышедшие в последние годы труды Е.А. Мироненко, Е.К. Созиной, В.А. Михнюкевича говорят о творческих поисках в этом направлении. Методология и методика исследования фольклоризма нуждается в дальнейшем углублении и системности в анализе творчества отдельных писателей.

Кроме того, в современных условиях падения интереса к литературе с глубокой идейной направленностью и расширения сферы влияния массовой культуры, в условиях активного навязывания детективной литературы, несущей негативную этико-психологическую доминанту, важно показать красоту слова подлинной литературы, хранящей общечеловеческие ценности. Именно на приверженности этим ценностям и держится феномен преемственности человеческой культуры. К такой литературе мы относим творчество зауральского прозаика В.Ф. Потанина, писателя «традиционной школы». Исследование прозы В.Ф. Потанина поднимает проблему регионально-локальной специфики: разговор о национальной фольклорной традиции конкретизируется регионально-локальным контекстом. В прозе Потанина Зауралье представлено как неповторимый социальный локус, вписанный в общерусскую социокультурную традицию. Выбор темы определен малой исследованностью творчества В.Ф. Потанина, которое, несомненно, заслуживает большего научного внимания и работы над прозой этого писателя в вузе и в школе в рамках регионального компонента. Перспективным представляется выявление и анализ форм и способов репрезентации национальной картины мира в прозе В.Ф. Потанина.

Объектом исследования являются повести и рассказы В.Ф. Потанина, предствленные в 19 сборниках 1963-2005 гг.

Предмет исследования — своеобразие фольклоризма прозы В.Ф. Потанина, идейно-композиционная роль фольклора в его творчестве.

Цель диссертационного исследования - выявление специфики фольклоризма прозы В.Ф. Потанина.

Задачи, намеченные для реализации цели:

1) проанализировать научные подходы к изучению литературного фольклоризма;

2) выявить истоки фольклорной традиции в творчестве В.Ф.Потанина;

3) проследить эволюцию фольклоризма прозы В.Ф. Потанина и охарактеризовать тип фольклоризма в творчестве писателя;

4) исследовать художественно-стилевые формы фольклоризма прозы В.Ф.Потанина;

5) выявить роль мифо-фольклорных мотивов в произведениях писателя.

Методы исследования. Помимо общенаучных методов анализа, синтеза, обобщения и систематизации, в работе использованы специальные методы историко-литературного и сравнительно-типологического анализа, а также элементы структурного анализа.

Методологической основой работы являются труды ведущих теоретиков фольклоризма: Д.Н. Медриша, У.Б. Далгат, A.M. Новиковой, А.И. Лазарева, а также ученых, разрабатывающих тему о фольклоризме творчества отдельных писателей: В.В. Блажеса, В.А. Михнюкевича, Е.А. Мироненко, Е.К. Созиной и других.

Научная новизна исследования заключается в следующем: 1) дается новое освещение подходов к изучению истории фольклоризма и созданию типологии фольклоризма;

2)разработан подход к периодизации творчества В.Ф.Потанина с точки зрения эволюции фольклорной традиции и определен тип фольклоризма прозы писателя;

3) произведена систематизация элементов фольклоризма прозы В.Ф. Потанина, установлены их функции;

4) осуществлен системный анализ произведений В.Ф.Потанина с опорой на их «фольклорную квоту».

Теоретическая значимость работы состоит в том, что сделанные в ходе работы выводы могут явиться основой для разрешения ряда актуальных вопросов, возникающих в процессе исследования проблемы взаимодействия фольклора и литературы. Диссертация углубляет и расширяет научные представления о типах и функциях литературного фольклоризма.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее материалы могут найти применение в практике преподавания в качестве регионального компонента, в университетском курсе лекций по теории фольклора, в спецкурсах и спецсеминарах по истории русской литературы Урала и Зауралья, а также при составлении учебных пособий и словарей по творчеству писателя.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Украинцева, Нина Ефимовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования фольклоризма прозы В.Ф.Потанина мы пришли к следующим выводам.

1 Направленность научных изысканий по проблеме литературного фольклоризма представляет собой поступательный процесс. Вследствие выявления проблемы взаимодействия литературы и фольклора сформировалось понятие «народности». Исследование диалектической триады «миф-фольклор-литература» вызвало появление различных научных школ и методов изучения фольклоризма. Выбор методов при изучении произведения литературы зависит от особенностей литературного произведения, идиостиля писателя. Системный V, . . подход к проблеме типологии фольклоризма дает возможность обобщать накопленный исследователями опыт и развивать учение о фольклоризме, позволяющее по-новому, многогранно исследовать фольклорную традицию в творчестве писателей.

2 Одной из актуальных проблем современной филологической науки является дальнейшая разработка типологии фольклоризма и исследования своеобразия фольклоризма творчества отдельных писателей, изучение наследия которых (в том числе и прозы В.Ф. Потанина) может являться региональным компонентом программ преподавания литературы.

3 Формирующими источниками мировоззрения В.Ф. Потанина и фольклорной традиции в его творчестве следует считать определенные исторические и социальные корни: эпоху хрущевской «оттепели» в России, окружение семьи и школы, жизнь зауральской деревни военных и послевоенных лет; высокие идеалы поколения 1960-х; особенности литературного процесса эпохи, давшего направление традиционной школы. Все это обусловило установку взглядов В.Потанина на народные этические и эстетические принципы.

4 В творчестве В.Ф. Потанина можно выделить три основных периода, отражающих эволюцию фольклорной традиции: 1) период этнографического фольклоризма (1963 - 1971гг.); 2) период утверждения метода психологизма в рамках фольклорной традиции (1970 - 80-е гг.; 3) период отражения российского социального перелома ХХ-Х1 вв. в прозе писателя с позиций народности, обретения этико-философской направленности фольклоризма В. Потанина (1990- 2005гг.).

5 Способы художественной интерпретации фольклора в прозе В.Ф. Потанина свидетельствуют о своеобразии ее фольклоризма. Художественно-стилевые формы фольклоризма прозы писателя разнообразны: фольклорная цитация, аллюзия и реминисценция, традиции народно-песенного лиризма - все они играют важную роль в осуществлении сюжетно-композиционного замысла, несут функцию воздействия на восприятие читателя, участвуют в характеристике образов героев, привносят эмоциональный фон как средство создания передачи настроения. Важнейший элемент фольклоризма прозы В.Ф. Потанина -мифо-фольклорные мотивы в его рассказах и повестях, реализация в художественных образах древнейших архетипов (архетип матери, архетип тотемов, домашнего очага и др.). Реализация архетипов в символе (образе) свидетельствует о глубинных связях писателя с народной культурой. Анализ элементов фольклоризма в прозе В.Ф. Потанина с позиций совокупности взаимосвязей мифа, фольклора и литературы выявляет переплетение коллективно-бессознательного и авторско-индивидуального в мировоззрении писателя, подтверждает его стремление показать нравственно-эстетические народные ценности.

6 Типологическое сходство авторского и мифо-фольклорного сознания проявилсь при системном анализе произведений В.Ф. Потанина. Это сходство несет идею писателя о бережном отношении к народным культурным идеалам. Системный анализ рассказов и повестей с опорой на «фольклорную квоту» показал, что ее составляют поверхностные и глубинные слои фольклоризма. К поверхностным слоям относятся элементы фольклорной стилизации, диалектные и просторечные элементы, пословицы, поговорки, предания, притчи, прямая цитация. Глубинные слои фольклоризма составляют такие элементы, как фольклорная реминисценция и аллюзия, народно-песенная лиризация, мифофольклорные элементы (мифопоэтика, реализация древнейших архетипов в образах (символах).

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Украинцева, Нина Ефимовна, 2005 год

1. Потанин В.Ф. Боря маленький и другие. (Из цикла «Блокадные мальчики») // Тобол. Лит.-худож. альманах . - 1995. - Вып. 2. - С. 174-184.

2. Потанин В.Ф. До будущей осени: Повести и рассказы. Челябинск: Юж.-Ур. кн. изд-во, 1974. - 301с.

3. Потанин В.Ф. Журавли прилетели: Сборник рассказов. Курган: Сов. Зауралье, 1963. - 74 с.

4. Потанин В.Ф. Избранное: Повести и рассказы. М.: Молод, гвардия, 1982.-510 с.

5. Потанин В.Ф. На обрыве: Рассказы и повести. М.: Современник, 1986. -349 с.

6. Потанин В.Ф. На чужой стороне: Повести и рассказы. М.: Детская литература, 1988. - 336 с.

7. Потанин В.Ф. Наследник солдата. М.: Сов. Россия, 1967. - 48 с.

8. Потанин В.Ф. Письма к сыну. М.: Молод, гвардия, 1989. - 284 с.

9. Потанин В.Ф. Плакала кукушка: Повести и рассказы. М.: Сов. писатель, 1992.-445с.

10. Потанин В.Ф. Подари мне сизаря. Челябинск: Юж-Урал. кн. изд-во, 1966.-81с.

11. Потанин В.Ф. Поздний гость: Рассказы. Челябинск: Юж-Урал. кн. изд-во, 1980.-240 с.

12. Потанин В.Ф. Ради этой минуты. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1971.- 190 с.

13. Потанин В.Ф. Слышит земля: Документальные рассказы. М.: Сов. Россия, 1971.-64 с.

14. Потанин В.Ф. Танцуем без перерыва. Курган: Зауралье, 1995. - 542с.

15. Потанин В.Ф. Тихая вода: Повести и рассказы. М.: Современник, 1976.-383 с.

16. Потанин В.Ф. Туман на снегу: Рассказы. Челябинск: Юж-Урал. кн. изд-во, 1968.-350 с.

17. Потанин В.Ф. Украденная жизнь: Повести и рассказы. Курган: Зауралье, 2000.-480 с.

18. Потанин В.Ф. Ушел и не вернулся: Рассказ // Наш современник. М. -2002.-№12.-С. 120-143.

19. Потанин В.Ф. Шальная весна: Рассказы. М.: Сов. Россия, 1969. - 191с.

20. Аверьянова А. П. Фразеология как средство речевой характеристики персонажей в произведениях И.А.Бунина / Вопросы семантики фразеологических единиц: Тезисы докладов и сообщений: В 2ч. 4.1. - Новгород, 1971.-377с.

21. Агапкина Т.Н. Мифоэпические основы славянского народного календаря. Весеннее-летний цикл. -М.: Логос, 2002. 816с.

22. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. Л.: Наука, 1974.-170с.

23. Азадовский М.К. История русской фольклористики: В 2 т. Т.2. - М.: Госуд.учеб.-пед. изд-во М-ва.просвещ. РСФСР, 1963. - 363 с.

24. Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре. М.;Л.: Госуд. изд-во худож. лит-ры, 1960. - 546 с.

25. Айтматов Ч.Т. Точка присоединения // Вопросы литературы. 1976. -№8. - С.157.

26. Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Худож. литература, 1984. -176с.

27. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М.: Высш.школа, 2001.-726с.

28. Аникин В.П. Теория фольклорной традиции и ее значение для исторического исследования былин. М.: МГУ, 1980. - 331с.

29. Антонов С. Начало пути // Литературная Россия. 1986.- 1 июля. - С.5

30. Астафьев В. Во глубине России // Советская Россия. 1979. - 29 февраля. - С. 3.

31. Астафьева Л.А. Параллелизм в лирических песнях // Худож. средства русского народного поэтического творчества / Под ред. В.П. Аникина, Н.М. Кравцова. М.: МГУ, 1981. - > СЯ7-(0\

32. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М.: Сов. Россия, 1988. -508с.

33. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В Зт. Т.1. -М.: Наука, 1995.-416 с.

34. Афанасьев А.Н. Древо жизни. М.: Современник, 1982. - 464 с.

35. Баландин А.И. Мифологическая школа в русской фольклористике. М.: Наука, 1988.-224 с.

36. Безрукова Л .Я. «Я вспоминаю, сердцем посветлев.» // Новый мир. -1997.- 14авг.-С. 4.

37. Белая Г.А. Рождение новых стилевых форм как процесс преодоления «нейтрального» стиля /Многообразие стилей советской литературы: Вопросы типологии. М.: Наука, 1978. - 510 с.

38. Белинский В.Г. Собрание соч.: В 9т. Т. 6. - М.: Худож. литература, 1981.-678 с.

39. Белов В.И. За тремя волоками: Повести. Рассказы. Очерки. М.: Худож. литература, 1989. - 527с.

40. Блажес В.В. Народная история о Ермаке: Исследования и тексты / Сборник. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. - 186 с.

41. Богатко И.А. Предчувствие: Лит.-крит. статьи и очерки. М.: Современник, 1990. - 304 с.

42. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.-543 с.

43. Бондарев Ю. Время. Жизнь. Писатель // Литературная газета. 1972. -1 ноября. - С. 15.

44. Булгаков H.H. «Простонародность» в русской литературе конца XVIII -нач. XIX в. // Ежегодник научных работ 1960 г.: Гуманитарные науки. -Херсон: Херсонский госуд. пед. институт им. Н.К.Крупской, 1961.-С.115-119.

45. Бухарина Г. Лирик пишет, как он дышит // Зауралье. 1999. - 10 авг. -С.4.

46. Валентина Павловна Федорова: Библиографический указатель / Сост. Курган, обл. универс. науч. б-ка. им А.К. Югова. Курган: Изд-во Курганского ун-та, 2005. - 68 с.

47. Верт H.A. История Советского государства. 1900 -1991. М.: Наука, -1998.-544 с.

48. Выходцев П.С. Об исторических закономерностях взаимосвязей литературы и фольклора // Русская литература. 1977. - №2. - С.5-20.

49. Выходцев П.С. Русская советская поэзия и народное творчество. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963. - 548 с.

50. Ганичев В. Торжество рассказа // Роман-газета: Куст шиповника. 1995. - №19. - С.1-2.

51. Гладкова Л.В. Крестьянский писатель М.П. Новиков / Новиков М.П. Из пережитого. М.: Энциклопедия сел и деревень, 2004. - С.З- 16.

52. Горелов А. Русская частушка в записях советского времени / Частушки в записях советского времени. -М.; Л.: Наука, 1965. С.5-27.

53. Горелов A.A. Н.С. Лесков и народная культура. Л.: Наука, 1988. -295с.

54. Гуковский Г.А. Русская литература 18 века. М.: Аспект Пресс, 1999. -453 с.

55. Гусев В.Е. Типология фольклоризма / Понятия и явления фольклоризма. ВНР: Кечкемет, 1981. - С.43-50.

56. Гусев В.Е. Методы изучения фольклора // Методы изучения фольклора: Сборник научных трудов / Сост. В.Е. Гусев и др. М.: Наука. 1983. -154 с.

57. Далгат У.Б. Литература и фольклор. М.: Наука, 1981. - 302 с.59' Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник В.Даля: В 2т. Т.1. -М.: Худож. литература, 1984. - 383 с.

58. Дорошевич О.М. Сказки и легенды. М.: Наука и техника, 1983. - 382с.

59. Добровольский О. Познание человека // Литературная Россия. — 1981. — 22 мая.-С. 16.

60. Дычко Д. За густой путаницей дней // Литературное обозрение. 1977. -№9. - С.32-34.

61. Елисеев И.А., Полянова А.Г. Словарь литературных терминов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 320с.

62. Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики. Л.: Наука, 1978.-205с.

63. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л.: Наука, 1991. - 207с.

64. Зезина М.Р. История русской культуры. М.: Высшая школа, 1990. -431с.

65. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач // Сост. Д.Н. Садовников / Вступит, статья, ред. и примеч. В.П.Аникина.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1959. 335с. 2л. илл.

66. Зуева Т. Русский фольклор: Словарь-справочник. М.: Просвещение, 2002.-334 с.

67. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для вузов. 6-е изд., испр. - М.: Флинта; Наука, 2003. - 400 с.

68. Иванова Т.Г. Русская фольклористика в биографических очерках. -СПб, 1993.-203 с.

69. Илюшин В. Лауреат «Смены» Виктор Потанин // Советское Зауралье .- 1979. 28 января. - С.4-72.

70. Карташева И.Ю. К проблеме фольклоризма В.Белова // Проблемы типологии литературного фольклоризма: Сб. науч. трудов. / Под ред.

71. A.И.Лазарева. Челябинск: Урал. гос. ун-т; Челяб. гос. ун-т, 1990. - 136 с.

72. Кисунько В. Лучшие минуты жизни // Литературная. Россия. 1976. — 23 янв. - С.11.

73. Клитко А. Продолжение пути // Наш современник. 1970. - №10. -С.119-120.

74. Клитко А. Участие в хронике времени / В мире книг. 1973. - №3. -С.52-54.

75. Козлов И. Живет в Кургане рассказчик // Литературная газета. 1969. -26 февр. - С.5.

76. Коробов В. Похожий только на себя: Творческий портрет писателя

77. B. Потанина // Комсомольская правда. 1978. - 4 ноября. - С.4.

78. Кравцов Н.И. Искусство психологического изображения в русском народном поэтическом творчестве // Психологическое изображение в русском народном поэтическом творчестве. / Под ред. Н.И.Кравцова. М.: Изд-во МГУ, 1969. - 60 с.

79. Краткая литературная энциклопедия: В 9т. Т.6. - М.: Сов. энц.,1976. -1004 стлб.

80. Краткая энциклопедия славянской мифологии: Около тысячи статей. / Сост. Н.С.Шапарова. М.: Астрель; Русские словари; ACT, 2001. -624с. с илл.

81. Киреевский П.В. Песни, собранные П.В. Киреевским: новая серия, вып.2: В 2ч. -4.1. -М., 1917 1929.

82. Криничная Н.А. Русская народная мифологическая проза: В Зт. Т.1. -СПб: Наука. - 2001. - 584 с.

83. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М.: Высш. школа, 1982. -277с.

84. Кузин Н. Диалог со временем. Свердловск.: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1985. -221с.

85. Кузнецов Ф. Добираться до первопричин // Литературная газета. 1973. - 21 марта. - С.8.

86. Кузнецова Т.В. Традиции народности в культуре постсоветской России // Вестник МУ. Сер.7. - 2001. - №2. - С. 111-119.

87. Куницын В. Посмотри окрест // Наш современник. 1977. - №3. -С.187-189.

88. Курганская область / Сост. Г.П.Устюжанин, А.М.Букреев. Курган: Парус, 1993. - 192с.

89. Лаврова Э.А. Особенности развития литературы 1940-1960-х годов. // Русская литература XX века / Под. Ред. Л.П. Кременцова: В 2-х т. -Т.2. М.: Академия, 2003. - 464с.

90. Лазарев А.И. Типология литературного фольклоризма: На материале истории русской литературы. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 1991.-93с.

91. Лазутин С.Г. Особенности поэтики жанровых разновидностей и народных песен / Вопросы поэтики литературы и фольклора. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та. - С. 120-127.

92. Лапин H.A., Горелов В.А. ЗООлет Кургану. Курган: Зауралье, 1962. -151с.

93. Леви-Строс К. Мифологики: В 4т. Т.З. - М.; Спб., 2001 - 398 с.

94. Лейдерман Н.Л., Липовецкая М.Н. Современная русская литература: 1950 1990-е годы: В 2 т. - Т.2. - М.: Академия, 2003. - 688 с.

95. Литературное Зауралье: Библ. указатель. Вып. 2. / Сост. М. Ефремова. -Курган: Курганская обл. универс. науч. библ-ка, 1997. 141с.

96. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. - Л: Сов. писатель, 1981.-215с.

97. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. -352 с.

98. Лобанов М. Ценности народного характера: Литературные заметки // Огонёк. 1971. - №30. - С.20.

99. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века: Истоки и эстетическое своеобразие. Л.: Наука, 1974. - 350 с.

100. Маяковский В.В. Поли. собр. соч.: В 13т. -Tl.- М.: Худож. лит-ра, 1958.-420 с.

101. Медриш Д.Н. Взаимодействие двух словесно-поэтических систем как междисциплинарная теоретическая проблема //Русская литература и фольклорная традиция: Сб. науч. трудов. Волгоград.: Изд-во Волгоградского ун-та, 1983. - С.3-16.

102. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1980. 266 с.

103. Межевикин В. Как рождаться счастью // Молодая гвардия, 1973. №5. -С. 296-299.

104. Межевикин В. Любить человека // Литературная Россия. 1976. - 4 июня. - С.9.

105. Межевикин В. Судьба, труд, характер // Литературная Россия. 1974. -30 августа. - С. 10.

106. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов // Вопросы философии. 2000. - №3. -С.23-30.

107. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 2000. - 407с.

108. Мущенко Е.Г. Сказовое повествование у Н.В.Гоголя / Вопросы поэтики литературы и фольклора. Воронеж.: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. -С. 63-95.

109. Менщикова Т. «Просто, как течёт река»: О творчестве В. Потанина // Советская культура. 1984. - 7 июня. - С.4

110. Мерковский В. Главная книга пишется: Заметки о творчестве писателя В. Потанина // Новый мир. 1998. - 3 марта. - С.4.

111. Мешков Ю. «Слышишь меня?.» // Урал. 1987. - №8. - С.161-167.

112. Мирзоев В.Г. Былины и летописи: Памятники русской исторической мысли. -М., 1978. -254 с.

113. Мироненко Е.А. Фольклорно-мифологический контекст художественной прозы Ч. Айтматова: Автореф. дисс. на соиск. ученой степени к.ф.н.- Респ. Казахстан. Алматы: Комплекс, 2002. 24 с.

114. Мирошниченко М. Сверстники. -М.: Современник, 1977. -215 с.

115. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2т. Т.1. / Гл. ред. С.А.Токарев.- 2-е изд. М.: Рос. энцикл, 1987. - 671с., илл.

116. Михайлова Л. Маршруты фантазий // Литературная газета. 1973. -10 окт,-С.4.

117. Михнюкевич В.А. Ф.М.Достоевский и национальная христианская культура // Ф.М. Достоевский и национальная культура. Вып. 2 / Под ред. Г.К.Щенникова. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1996. - С. 117-141.

118. Михнюкевич В.А. Фольклоризм // Достоевский: эстетика и поэтика: Словарь-справочник / Сост. К.Г.Щенников, А.А.Алексеев; ЧелГУ. -Челябинск: Металл, 1997. С.123-125.

119. Нагибин Ю. Достоинство жанра: Современный рассказ: проблемы и суждения // Литературная Россия. 1980. - 18 января. - С. 10.

120. Народная культура Сибири: Материалы X научно-практического семинара Сиб. регионального вузовского центра по фольклору. /Ред. Т.Г.Леонова. Омск: Изд-во ОМГПУ, 2000. - 326 с.

121. Неупокоева И.Т. История всемирной литературы: проблемы системного и сравнительного анализа. М.: Наука, 1976. 359 с.

122. Новиков М.П. Из пережитого. М.: Энциклопедия сел и деревень, 2004. - 560с.

123. Новикова A.M. Русская поэзия 18 первой половины 19 века и народная песня. -М.: Просвещение, 1982. - 192с.

124. Новикова A.M., Александрова Е.А. Фольклор и литература. М.: Просвещение, 1978.- 143с.

125. Никульков А. Про улицу широкую: Молодая литература Сибири // Молодая гвардия. 1973. - №4. - С.265-281.

126. Носов Е. Тишина и биение сердца: Интервью М. Ломуновой // Литературная Россия. -1981.-9 янв. С. 12.

127. Огрызко В. Жизнь это книга с чистыми листами: заметки о творчестве Виктора Потанина // Литература в школе. - 1990. - № 6. - С. 51-58.

128. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Изд. 10-ое стереотип. / Под. ред. И.Ю.Шведовой. -М.: Сов. энцикл., 1973. 846 с.

129. Олейник В.Н. Виктор Федорович Потанин / Культура Зауралья: прошлое и настоящее. Курган: КГУД999. -Вып.2. - С. 173-182.

130. Олейник В.Н. От человека к человеку // Молодой ленинец. — 1986. -30 сент.-С.З.

131. Олейник В.Н. Трудная дорога любви: 50 лет курганскому писателю // Молодой ленинец. 1987. - 13 авг. - с.2.

132. Орлов A.C., Георгиев В.А. История России с древнейших времен до наших дней. М.: Проспект, 2001. - 420 с.

133. Панков А. Ничто не даётся даром // Москва. 1972. - №6. - С.215-216.

134. Панков В.К. Время, человек, литература. М.: Знание, 1972. - 112с.

135. Пашнина Д.П. Неопределенность мифа и особенности мифопоэтической картины мира// Вестник МУ. Серия 7. - 2001. - №6. - С.88-107.

136. Перескоков Р. Проза, полная лирики // Советское Зауралье. 1969. -23апр. - С.4.

137. Петелин В.В. Нравственный компас писателя // Правда. 1971. -23 июня. С.8.

138. Петелин В.В. Россия любовь моя. - М.: Моск. рабочий, 1986. - 384 с.

139. Подгорбунских H.A. Мифология русского народа: Учебно-методические указания к изучению спецкурса. Курган: Изд-во Курган, гос. ун-та, 2001. - 27с.

140. Позднякова В.Г. Фольклоризм прозы НМ.Карамзина: Диссер. на соиск. ученой степени к.ф.н. Курган: ЮГУ, 2002. - 187с.

141. Потанин В.Ф. Лучшее в жизни // Смена. 1971. - № 6. - С.З.

142. Потанин В.Ф. На своей тропе: Слово о друге-писателе // Тобол. 2002. -Вып. 2. - С.88-95.

143. Потанин В.Ф. Необходимость // Наш современник. 1987. - № 7. -С.129-143.

144. Потанин В.Ф. Ответы на вопросы анкеты Пушкинского дома института русской литературы РАН. М. - 2004. - 14 с.

145. Пропп В .Я. Поэтика фольклора. М.: Лабиринт, 1998. - 351с.

146. Пропп В .Я. Фольклор: Литература: История. М.: Лабиринт, 2002 . -462 с.

147. Пропп В .Я. Фольклор и действительность // Русская литература. 1963. - №3. - С.79 - 83.

148. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. JL: Наука, 1976. - 244 с.

149. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура; In memoriam. СПб.: Пе-терб. востоковедение, 2003. - 463 с.

150. Пушкин A.C. Собр. соч.: В Ют. Т.З. - М.: Худож. литература, 1975. -485 с.

151. Пыпин А.Н. История русской литературы: В 3 т. Т.З. - СПб, 1902. -552с.

152. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. JL: Худож. литература, 1981.-200с.

153. Распутин В. / Избранные произведения: В 2т. Т. 1. - М.: Молод, гвардия, 1984. - 398 с.

154. Рубцов Н. Корни // Молод, гвардия. 1972. - №4. - с. 304-309.

155. Русские писатели 20 века: Биобиблиографический словарь: В 2ч. 4.1 / Ред. Н.Н.Скатов. - М.: Просвещение, 1998. - 784 с.

156. Русские писатели 20 века. Биобиблиографический словарь. В 2-х ч. 4.2 /Ред. Н.Н.Скатов. -М.: Просвещение, 1998. - 656 с.

157. Русский фольклор XIX: Вопросы теории фольклоризма. Л.: Наука, 1979.-238с.

158. Русский фольклор: Библиографический указатель: 1901-1916 / Сост. М.Я. Мельц. Л.: БАН, 1981. -478с.

159. Русский фольклор: Библиографический указатель: 1917-1944 / Сост. М.Я. Мельц. Л.: БАН, 1966. - 683с.

160. Русский фольклор: Библиографический указатель: 1945-1959 / Сост. М.Я. Мельц. Л. : БАН, 1961. - 402с.

161. Русский фольклор: Библиографический указатель: 1960-1965 / Сост. М. Я. Мельц. Л.: БАН, 1967. - 539с.

162. Русский фольклор: Библиографический указатель: 1991 1995 // РАН; Институт русской литературы / Под ред. Т.Г. Ивановой. - СПб. - 2001. -644с.

163. Селезнев Ю.И. Вечное движение: Искания современной прозы 60-х -начала 70-х годов. -М.: Современник, 1976. -237с.

164. Созина Е.К. Архетипические основания поэтической мифологии И.С. Тургенева // Архетипические структуры художественного сознания: Сб. статей / Науч. ред. В.Б.Корона, Е.К.Созина. Екатеринбург: УрГУ, 1998. - С.60-68.

165. Снегирев A.B. Интертекст: типология, включение и функционирование в художественном тексте: Автореф. диссер. на соиск. ученой степени к.ф.н. Екатеринбург: УрГУ, 2000. - 18с.

166. Соколов В.В. Мировоззренческие константы древнейших мифологий II Ф. и О. 1998 - №5. -С. 30.

167. Соболевский А.И. Великорусские народные песни: Изданы

168. A.И.Соболевским: В 7т. Т.4. - СПб, 1987 - 1902.

169. Солженицын А.И. Слово при вручении премии Солженицына

170. B.Распутину 4 мая 2000 года // Новый мир. 2000. - №5. - С. 8-10.

171. Срубщик М. Безмолвный диалог // Сов. Зауралье, 1983. 31 дек. - С.4.

172. Сто сказок Южного Зауралья: Учебное пособие. Курган: КГУ, 2005. -139 с.

173. Стрелкова И. Дом на родной земле / Потанин В.Ф. На чужой стороне. -М.: Дет. лит.,1988. С.3-5.

174. Стрелкова И. Достойнейший сюжет литературы: Тема военного детства в современной прозе // Литературная Россия. 1972. 16 июня. - С.9.

175. Суровцев Ю. В мире современной прозы // Октябрь. 1980. - №6. -С.42-45.

176. Татьяничева Л. Молодость и зрелость // Литературная Россия. 1966. -25 ноября. - С.9.

177. Топильская Е.В. Фольклоризм как речевое средство: Автореф. диссер. на соиск. ученой степени к.ф.н. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1996.-22с.

178. Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология / Мифы народов мира: В 2т. Т.1. -М.: Сов. Энц., 1987. - С. 11-20.

179. Топорков А.Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века. -М., 1997.-455с.

180. Топоров В.Н. Русская литература второй половины XVIII века: Исследования, материалы, публикации / Топоров В.Н. Из истории русской литературы: В2ч. Ч. 2. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 928 с.

181. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной литературе: В 2т. — Т.1. -М.: Гнозис, 1995. 875с.

182. Трубин В. Островок памяти // Литературная Россия. 1986. - №15. -С.7.

183. Федорова В.П. Диалектизмы и топонимика в народной лирике Южного Зауралья / Русский язык как государственный: Материалы международной научной конференции. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 1997. - С.34-36.

184. Фёдорова В.П. Жанрообразующая роль мотива дороги в заговорах //Народная культура Сибири: Материалы ХШ-го научного семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т.Г.Леонова. Омск: Изд-во ОГПУ, 2004. - С. 127-131.

185. Федорова В.П. Мифема дома в прозе В.Потанина //Актуальные проблемы современной литературы. Курган: Изд-во Курган, гос. ун-та, 2002.- С.82-88.

186. Федорова В.П. Свадьба в системе календарных и семейных обычаев старообрядцев Южного Зауралья. Курган: Изд-во Курган, гос. ун-та, 1997.-283 с.

187. Федорова В.П. Человек и слово в заговорах: Южное Зауралье, конец 20 века. Курган: Изд-во Курган, гос. ун-та, 2003. - 288с.

188. Федотов Г.П. Стихи духовные: Русская народная вера по духовным стихам. -М.: Московский рабочий, 1991. 185с.

189. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф.Ильичева, П.Н.Федосеева и др. М.: Сов.энцикл. - 1997. - 840с.

190. Фольклор и литература: Учебное пособие / Сост. В.Я. Коровина. М., 1996.-204с.

191. Хализев В.Е. О народности в литературе // Русская словесность. 2004.- № 6. С.6-10.

192. Харитонова А. О книге « Сельские монологи» // Сельская жизнь. 1980.- 29 июня. С.20.

193. Хомяков A.C. О старом и новом: Статьи и очерки. М.: Современник, 1988.-461с.

194. Храпченко М.Б. Собр. соч.: В 4т. Т.4. -М.: Худож. лит-ра, 1982. - 478с.

195. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. Киев: Ра-даньска школа, 1989. - 511с.

196. Чалмаев В. Насущные заботы прозы: Литературные споры и размышления // Литературная Россия. 1974. - 26 апреля. - С. 12.

197. Червинский П.П. Семантический язык фольклорной традиции // Сб.науч. трудов / Отв. ред. Циньян. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1989.-222 с.

198. Черкасов В.Г. Путешествия: рассказы о писателях России. М.: Современник, 1987. - 224с.

199. Шапошников В. Человек, природа, земля // Сибирские огни. 1975. -№11. - С.52.

200. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. М.: ТЕРРА, 1997. - 240с.

201. Шишов В. Люди отчего края // Знамя. 1968. - №10. - С.248-250.

202. Шукшин В.М. Избранные произведения: В 2-х т. Т.1. - М.: Молод, гвардия, 1975. - 496с.

203. Шундик Н. Уроки нравственности // Роман-газета: Встреча. 1976. -№21. - С.1-2.

204. Эртнер E.H. Феноменология провинции в русской прозе конца XIX -начала XX века. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2005. - 212с.

205. Эбаноидзе А. «.не храм, а мастерская» // Вопросы литературы. 1978. - №5. - С.78-104.

206. Юдин А. В. Русская народная духовная культура. М.: Высшая шк., 1999.-331с.

207. Юдин Ю.И. Русская народная бытовая сказка. -М.: Академия, 1998. -253с.

208. Юнг К.Г. Психология бессознательного. -М.: АСД ЛТД. -1998.- 400 с.

209. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М.: Практика, 1992. -420с.

210. Якименко В. Границы и возможности: Миф и притча в современной литературе // Вопросы литературы. 1978. -№11.- С.82 - 104.

211. Янко М.Д. Советские писатели Зауралья. Челябинск: Челябинский гос. пед. инст-т. - 1973. - 172с.

212. Яновский H.H. История и современность: Статьи. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во. - 1974. - 416с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.