Фольклор как идиостилевой фактор в "Повести дивной" Владимира Трегубова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Манакова, Екатерина Владимировна
- Специальность ВАК РФ10.01.09
- Количество страниц 217
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Манакова, Екатерина Владимировна
Введение.
Глава I. Старообрядчество Зауралья. Историко-этнографический очерк.
1.1. Появление и распространение старообрядчества в Зауралье.
1.2. Формы протеста старообрядцев.
1.3. Книжная рукописная традиция.
1.4. Биография оренбургского казака-старообрядца В. Трегубова. .42 Выводы.
Глава II. Фолькпорно-мифологические основы хронотопа «Повести дивной».
2.1. Категория пространства - художественного текста и ее осмысление.
2.2. Дуалистическая пространственная картина мира.
2.3. Фольклорная символика границы.
2.4. Образ леса.
2.5. Фольклорные истоки образа Беловодья.
2.6. Семантическая парадигма дороги.
2.7. Категория художественного времени.
2.8. Темпоральная структура «Повести дивной» в ее взаимосвязи с фольклорной традицией.
Выводы.
Глава Ш. Фольклорная символика камня в "Повести дивной".
3.1. Полисемантичность камня в разных культурах.
3.2. Представления о связи камня со смертью.
3.3. Камень как символ опоры.
3.4. Сема крепости камня.
3.5. Камень - магическая сила.
3.6. Когнитивная символическая функция камня.
3.7. Сакральная семантика каменных гор.
Выводы..
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК
Рукописная литература Урала: наследование традиций и обретение самобытности2006 год, доктор филологических наук Соболева, Лариса Степановна
Литературное творчество усть-цилемских крестьян в контексте печорской рукописно-книжной традиции: XVIII-XX вв.2012 год, доктор филологических наук Волкова, Татьяна Федоровна
Эволюция фольклорно-мифологических образов и мотивов в поэзии Николая Клюева2007 год, кандидат филологических наук Мануковская, Татьяна Васильевна
Фольклорная парадигма русской прозы последней трети XX века2004 год, доктор филологических наук Скаковская, Людмила Николаевна
Старообрядчество и крестьянская книжность Южного Урала и Зауралья в XVIII - начале XX вв.2008 год, кандидат исторических наук Мангилев, Петр Иванович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фольклор как идиостилевой фактор в "Повести дивной" Владимира Трегубова»
Старообрядчество как общественно-религиозное движение сыграло значительную роль в истории Зауралья. В этой связи тезис о том, что ".осмысление истории края в общем невозможно без изучения старообрядчества как важной составной регионоведения"1, представляется бесспорным.
В последние годы наблюдается усиление интереса к старообрядчеству разных регионов России, в том числе и Зауралья. "Значительная консервация архаического фонда различных форм культуры в среде старообрядчества Зауралья"2 определила пристальное внимание исследователей к культурному потенциалу, нашедшему отражение в письменном слове и в различных формах обрядовой практики.
Современная постановка различных проблем старообрядчества обусловила наше обращение к "Повести дивной", написанной зауральским казаком - старообрядцем Владимиром Трегубовым во второй половине XIX века. "Повесть дивная" лишь недавно введена в науку H.H. Покровским. Ей посвящены публикации H.H. Покровского3 и В.П. Федоровой.4
H.H. Покровский рассматривает "Повесть дивную" в историческом аспекте - в связи с антифеодальным протестом сибирского крестьянства. Предметом изучения стала содержательная сторона произведения.
1 Савицкая О.Н. Старообрядцы // История Курганской области (Церковь Южного Зауралья в досоветский период). - Т.4. - Курган, 1998. - С. 295.
2 Федорова В.П. Свадьба в системе календарных и семейных обычаев старообрядцев Зауралья. - Курган, 1997.-С. 211.
3 Покровский H.H. Путешествие за редкими книгами. -М., 1984.; Он же. Биография оренбургского казака // Исследование по истории общественного сознания эпохи феодализма в России. - Новосибирск, 1984.
4 Федорова В.П. Свадьба в системе календарных и семейных обычаев старообрядцев Зауралья. - Курган, 1997. - С.27-39; Она же. Крестьянские писатели Зауралья//Наука и образование Зауралья. - 1997. - №1. - С. 54-59.; Она же. «Повесть дивная» В.ТрегубоваУ/Фольклор и литература Зауралья: Учебное пособие для учителей и учащихся: В 2тJ Сост. В.П. Федорова. - Курган, 2000. T.1. - С.48-59. 5
Обращение В.П. Федоровой к "Повести" продиктовано интересом к проблемам краеведения. Она сделала первые попытки рассмотреть произведение как памятник старообрядческой литературы Зауралья.
Этими работами ограничивается круг научной литературы о "Повести дивной". Художественная природа произведения еще не стала объектом специального исследования.
В изучении произведений старообрядческой письменности утвердились три подхода. Первый - исторический, второй - археографический, недавно стал утверждаться филологический. Первый и второй во многом перекликаются. Памятники письменности исследуются в соответствии с современными требованиями, выявляется их содержательная сторона. Внимание сосредоточивается на исторических, социальных, религиозных, мировоззренческих представлениях защитников старинных заветов, их исканиях, верованиях.1 Методологической основой таких подходов является убеждение в том, что созданное старообрядцами - не литература. Так Н.С. Гурьянова пишет: "Несмотря на то, что авторы-старообрядцы для выражения своих идей пытались использовать традиционные жанрово-стилевые формы древнерусской литературы, их сочинения нельзя назвать литературно-художественными". 2
Исторический и археографический методы подготовили возможность современного филологического аспекта исследования старообрядческой литературы. Названный аспект наметился в 50-е годы XX века в связи с
1Покровский H.H. Новые сведения о крестьянской старообрядческой литературе Урала и Сибири ХШвека // ТОДРЛ. - Л., 1976.T.30. -С.173-198.; Поздеева И.В. Верещагинское территориальное книжное собрание и проблемы истории духовной культуры русского населения верховьев Камы 11 Русская письменная и устная традиции и духовная культура. - Изд-во МГУ, 1982. - С. 91-127.; Никитина С.Е. Устная традиция в народной культуре русского населения Верхокамья // Русская письменная и устная традиции.-С.91-127.; Круглова Т. А. Обзор кириллических рукописных книг Молдовско-Украинской коллекции Московского университета//Русская письменная и устная традиции.-С.128-141.; Дергачева-Скоп Е.И. «Сердца болезна сестры убодающь остен. .»-рукописный плач середины XY111 в. // Научные библиотеки Сибири и Дальнего Востока.-Новосибирск, 1978.Вып. 14: Вопросы книжной культуры и Дальнего Востока,- С.45-51.; ГурьяноваН.С. История и человек в сочинениях старообрядцев XYIII веке. - Новосибирск, 1997.
2 Гурьянова Н.С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. - Новосибирск, 1988.-С.5. 6 изучением наследия протопопа Аввакума.1 Еще Н.К. Гудзий писал в свое время об Аввакуме, что его сочинения "стали выдающимся явлением старой русской литературы независимо от того идейного наполнения, которое им присуще".2
Сравнительно недавно наметился новый аспект филологического подхода: тщательный комментарий к старообрядческим произведениям, изучение дискурса старообрядческих памятников и книг священного Писания,' традиций отцов церкви, произведений византийских и других авторов.3
Специфика художественности произведений старообрядческой книжности справедливо отмечена О.Н. Бахтиной: "Сочинения старообрядцев не являются художественными с точки зрения новой европейской литературы, они продолжают традицию древнерусской книжности, которая также не являлась художественной в полном смысле этого слова. Основные жанры древнерусской литературы — проповеди, жития, послания, наставления, поучения, торжественные слова, нравоучительные слова, летописи и т.д. - создавались по другим законам, чем романы и повести. Само понятие художественности в приложении к старообрядческой литературе должно наполняться новым содержанием. Старообрядческая литература, несомненно - не только исторический или идеологический материал, но и проявление Слова. Слово в старообрядческой литературе можно определить как каноническое (обрядовое), но не художественное".4
Канонизм литературы старообрядчества во многом детерминирован общей установкой на традиционализм. Стержневым понятием в религиозной
1 Гусев В.Е. Заметки о стиле «Жития» протопопа Аввакума ¡1 ТОДРЛ. Т. 13,- М, Л., 1957. - С.273-281.; Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исследования и тексты.-М. , 1963.; Малышев В.И. Заметки о рукописных списках Жития протопопа Аввакума // ТОДРЛ.Т. 10. - Л., 1954. - С. 43 5-446.
2 Гудзий Н.К. История древнерусской литературы. - М., 1966. - С.482.
3 Напр., Титова Л.В. Источники послания дьякона Федора сыну Максиму // Исследование по истории литературы и общественного сознания феодальной России. - Новосибирск, 1992,- С.70-79.
4 Бахтина О.Н. Книга и Слово в старообрядческой системе ценностей // Мир старообрядцев. Живые традиции: результаты и перспективы комплексных исследований русского старообрядчества. - М., 1988. -Вып.4. - С. 167. 7 и нравственной жизни старообрядцев, в том числе и зауральских, выступала верность традиции: учению, обрядам, обычаям, поведению и т. д. Менталитет сибиряков-старообрядцев охарактеризовал Л.Н. Толстой: "Сибирский крестьянин набожен, но эта набожность особого свойства. Она в уважении обрядов, традиций нашей крестьянской истории. Хранителем свойств крестьянского сознания является ретроспективность и исторический рационализм. «Чем древнее, тем подлиннее» - такова максима сознания сибирского крестьянства."1
То обстоятельство, что распространение старообрядчества оказалось исторически связанным с народной крестьянской средой, предопределило доминирующую функцию фольклорной традиции в произведениях старообрядческой книжности. "Старообрядчество представляло в русской культуре такое движение, которое объединило тенденции к демократизации духовной культуры христианства и к оцерквлению крупных пластов народной фольклорной культуры".2 В этой связи исследование "Повести дивной", написанной крестьянским писателем-старообрядцем, в аспекте взаимодействия ее с фольклором представляется закономерным.
Проблема литературного фольклоризма - одна из актуальных в фольклористике. Ее разработке посвящены работы П.С.Выходцева, Б.Н.Путилова, В.Г. Гусева, У.Б. Далгат, В.И. Чичерова, Д.Н. Медриша, А.И.Лазарева3 и других исследователей.
1 Толстой Л.Н. Сибирский крестьянин // Зауралье в панораме веков. - Курган, 2000. - С. 124.
2 Савицкая O.H. Старообрядцы // История Курганской области. Т. 4. - С. 296.
3 Выходцев П.С. Советская литература и устное народно-поэтическое творчество // Русский фольклор Материалы и исследования. - М., 1962.; Гусев В.Е.Типология фольклоризма // Понятия и явления фольклоризма: Докл. междунар. конф. фольклористов. -Кечкемет, 1981.; Путилов Б.Н. О некоторых прблемах фольклоризма // Вопросы советской литературы. Вып. 4. -С. 45-56.; Далгат У.Б. Литература и фольклор: Теоретическте аспекты. - М., 1981.; Медриш Д.Н. Взаимодействие двух словесно-поэтических систем как междисциплинарная теоретическая проблема // Русская литература и фольклорная традиция: Сб. статей. - Волгоград, 1983.; Лазарев А.И. Типология литературного фольклоризма: Учеб. пособие. Урал, гос. ун-т, Челяб. гос. ун-т. - Челябинск, 1991. 8
Долгое время вопрос о взаимоотношении литературы и фольклора решался путем выделения в том или ином произведении элементов устной народной поэзии - отрывков из былин и сказок, пословиц и поговорок. Недостаточность такой методологии стала осознаваться в 80-е годы XX века. Если раньше при изучении литературно-фольклорных связей исследователи уделяли особое внимание установлению источников, выявлению фольклорных элементов в литературных произведениях, то теперь акцент делается на "установлении самого типа фольклоризма, характера связей, логики отношений между литературой и фольклором на разных общественно-исторических и идейно-эстетических уровнях."1 У.Б.Долгат дала определение фольклоризма, близкое к его современной трактовке: "фолышоризм -сознательное отношение писателей к фольклорной эстетике".2
В середине 80-х годов появились работы Д.Н.Медриша, посвященные изучению "взаимодействия двух словесно-поэтических систем" - литературы и фольклора. Критикуя исследователей, в трудах которых "фольклоризм писателя сводится обычно к заимствованию (пусть даже с последующим переосмыслением и включением в новую художественную структуру) определенного, твердо установленного набора фольклорных элементов и свойств", Д.Н. Медриш в своей формуле фольклоризма выделяет следующее положение: "в реальное взаимодействие вступают не просто элементы одной системы с другой системой, а две целостные и взаимосвязанные системы -фольклор и литература".
В 90-годы определилась Челябинская школа изучения проблемы фольклоризма. Однако наблюдения заключительного характера сделаны в
1 Далгат У.Б. Литература и фольклор: Теоретические аспекты. - М. , 1981. - С. 4.
2 Там же.
3 Медриш Д.Н. Взаимодействие двух словесно-поэтических систем как междисциплинарная теоретическая проблема// Русская литература и фольклорная традиция: Сб. статей. - Волгоград, 1983. - С. 5-6. 9 одной работе - в учебном пособии А. И. Лазарева "Типология литературного фольклоризма".1 Исследователь предлагает свое понимание фольклоризма. Для него это "особый способ образного пересоздания жизни, основанный на народных принципах типизации и соответствующей им фольклорной л эстетике". А.И.Лазарев разработал историческую типологию фольклоризма, позволяющую охарактеризовать взаимоотношение литературного произведения любого направления с фольклором. Вместе с тем он говорит о сложности проблемы и о "необходимости вести частные изыскания для обобщающих выводов".3
Проблема фольклоризма остается открытой и далекой от своего завершения до сих пор. Одно из наиболее перспективных направлений в ее современной разработке - накопление материалов по исследованию взаимодействия литературы и фольклора на примере конкретных произведенй, позволяющее делать общетеоретические выводы (то, о чем говорил А.И.Лазарев).
Объектом исследования диссертации стала "Повесть дивная" В. Трегубова, датируемая второй половиной XIX века.
Предметом нашего изучения является фольклорная традиция, пронизывающая всю художественную структуру произведения и определяющая особенности идиостиля В. Трегубова. Под идиостилем мы понимаем "индивидуальный стиль автора"4 Доминанта фольклорной традиции, сохранившей "неизменную архаическую сущность"5,
1 Лазарев А.И. Типология литературного фольклоризма: Учеб. пособие. Урал. гос. ун-т, Челяб. гос. ун-т. -Челябинск, 1991. - С. 14.
2 Там же. - С. 16.
3 Там же.
4 Литературный энциклопедический словарь / Под общ.ред. В.М.Кожевникова и П. А.Николаева. - М., "Советская энциклопедия", 1987. - С. 165.
3Фрейденберг О.МВведение в теорию античного фольклора//Миф и литература древности.-М.,1978.~С. 25
10 рассматривается в ее взаимосвязи с архетипическими мифологическими элементами.
На наш взгляд, в формировании идиостиля В.Трегубова участвует комплекс фолыслорно-мифологических "ассоциаций", определяющих художественное своеобразие произведения и логику развития повествования.
Цель работы - в выявлении данных "ассоциаций" и в анализе их идейно-функциональной и сюжетообразующей направленности.
Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Провести ретроспективный анализ состояния проблем крестьянской старообрядческой литературы Южного Зауралья, ее связей с историческими, социальными, экономическими условиями края.
2. Выявить условия, способствовавшие широкому введению в "Повесть дивную" фольклора.
3. Выявить круг фольклорных жанров, оказавших влияние на "Повесть".
4. Установить элементы фольклорной традиции, обусловившие идейно-художественное своеобразие произведения.
5. Проанализировать связь "Повести" с фольклором на уровне хронотопа, показать народные принципы изображения пространства и времени.
6. Определить характер взаимодействия "Повести" с фольклором на основе анализа символики. Рассмотреть фольклорные истоки одного из сквозных символических образов "Повести" - камня.
7. Исследовать воздействие фольклора на уровень сюжетостроения.
Для достижения поставленной цели мы исходим из позиции Ю.М.
Лотмана, утверждавшего, что идейное содержание произведения представляет собой структуру в виде иерархии взаимосвязанных элементов: сюжетных, композиционных, образных и иных. Идея произведения, таким образом, есть сложно построенный смысл, реализованный в виде модели,
11 воссоздающей некий образ действительности.1 "Исследователь литературы, -писал Ю.М. Лотман, - который надеется постичь идею, оторванную от авторской системы моделирования мира, от структуры произведения, напоминает ученого-идеалиста, пытающегося отделить жизнь от той конкретной биологической структуры, функцией которой она является"2. Следовательно, при анализе художественной логики событий исследователь должен установить роль, место и значение всех, элементов произведения в их взаимосвязи. Заявленная нами проблема связана с определением художественной целостности и структурной функциональности произведения, обусловливающих реализацию идеи во всей ее полноте и незаурядности смысла.
Цель диссертации определила ее структуру. Первая глава посвящена рассмотрению истории старообрядчества Южного Зауралья, а также роли книжной традиции в ее среде. Данный подход позволяет осмыслить тот фундамент, на котором вызрело стремление Владимира Трегубова осмыслить в слове свою жизнь и жизнь сподвижников, высказать свою заветную мечту, рассказать о времени и о себе. В главе книжная традиция Зауралья рассматривается как основа мыслящего крестьянского писателя, верного "древлему" благочестию. Наблюдения и выводы по поводу старообрядческой ментальности, нашедшей отражение в книжности староверов, проясняют истоки такого широкого введения фольклора в "Повесть дивную".
Во второй главе диссертации в соответствии с концепцией Ю.М. Лотмана мы считаем целесообразным начать анализ "Повести дивной" с рассмотрения фольклорно- мифологических основ ее хронотопа как одного из основных уровней отношений художественных элементов текста.
Категории художественного пространства и времени организуют всю композицию художественного произведения в широком смысле - построения
1 Лотман Ю.М. Структура художественного текста. ~М., 1970. -С.19
2 Гам же.
12 сюжета и образной системы. Понять поведение людей, ритм жизни, отношение к ней, отражение человека в искусстве возможно только через конкретное познание пространства и времени. Через хронотоп мы изучаем представление писателя о мире и человеке, так как человек и все сущее определенным образом размещено в пространстве и времени. Поэтому обращаясь к человеку конкретного времени и пространства, писатель высказывает собственное отношение к происходящему, то есть к самой жизни. Хронотоп - мировоззренческий маркер произведения, помимо своей сюжетообразующей функции позволяющий делать выводы об его идейной направленности.
Рассмотрение архетипической модели хронотопа "Повести дивной", объединяющей сюжетно-композиционные и идейно-эстетические элементы структуры художественного текста, представляется основополагающим для выявления фольклорных "ассоциаций" в произведении. Древнее мифологическое противопоставление "своего" и "чужого" пространств, нашедшее разнообразное отражение в широком круге произведений фольклорных жанров, актуально для "Повести". Пространственная семиотика произведения, основанная на противопоставлении земного небесному, мирского - спасительному, святого - грешному совпадает с представлениями о мироздании религиозных жанров фольклора, в частности, духовных стихов. Нежелание пребывать в царстве Антихриста заставляет героя отправляться в дорогу в поисках "своей" стороны. Разнонаправленная и состоящая из множества малых отрезков дорога в "Повести дивной" метафорически оформляется в путь страдания и укрепления веры, а также путь поиска смысла жизни. Путь этот может быть назван "истинным" и "спасенным" в соответствии с топикой духовного стиха.
Анализ влияния фольклорной традиции на "Повесть дивную" продолжен нами в III главе. За основу сопоставления произведения с фольклором взята поэтика. Под поэтикой понимаем "совокупность средств,
13 приемов, методов, применение которых придает произведениям словесного искусства их специфический характер"1.
Сквозным в "Повести дивной" является образ камня. Он - один из наиболее значимых элементов поэтической структуры произведения. Данный образ определяет художественную специфику "Повести" как произведения, взаимодействующего с фольклорной традицией: основные фольклорные символико-семантические значения камня сохранены в "Повести". Камень в произведении несет в себе пучок фольклорных образных сем-значений. Он ассоциируется с загробным миром. Камень - символ твердости, крепости, магической силы, "истинного" знания. Наконец, общая сакрализованность камня нашла отражение в реализовавшейся в произведении мифологеме каменных гор - ''чистого" и "святого" пространства. Камень в "Повести" -основополагающий образ и в развитии сюжета. Он или заканчивает одну из сюжетных линий, или определяет магистральные направления развития сюжета. Таким образом, образ камня - элемент сразу нескольких уровней организации художественного текста, что позволяет определить его, исходя из позиции Ю.М. Лотмана, как маркер идейного содержания произведения. Поэтому этот образ был выбран нами в качестве объекта исследования для определения художественной природы "Повести дивной".
Актуальность темы настоящей диссертации обусловлена современными проблемами старообрядческой духовности, а также задачами краеведения. Актуальность связана и с неизученностью произведения в филологическом аспекте - конкретно в его связях с фольклором. Представляется, что рассмотрение художественной специфики "Повести дивной" расширит представление о старообрядческой традиции книжности Зауралья. Исследование проблемы фольклорного воздействия позволит увидеть "Повесть дивную" во всей полноте ее фольклорно-литературных связей, раскрывающих глубину и богатство смысловых коннотаций, что, в
1 Пропп В. Поэтика фольклора.-М.)1988.-С.24.
14 свою очередь, дополнит и расширит понимание авторского замысла и его воплощения в художественной ткани произведения.
Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшем развитии теории литературного фольклоризма. Впервые исследована творческая индивидуальность зауральского писателя В.Трегубова, опиравшегося на развитые фольклорную и книжную традиции края.
Практическая ценность работы состоит в том, что сделанные в диссертации наблюдения и выводы могут быть использованы в качестве материала для лекций, спецкурсов и семинаров по фольклору, древнерусской литературе, фольклорному и литературному краеведению.
В диссертации для сопоставления "Повести" с фольклорными текстами в качестве основных выбраны сравнительно-типологический и генетический методы. Кроме этого, использованы элементы семиотического, интертекстуального и структурного анализа.
Обсуждение работы осуществлялось на заседании кафедры истории литературы и фольклора.
По теме диссертации имеются 8 (восемь) публикаций.
15
Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК
Поэтика фольклора в художественной системе "Слова о полку Игореве"2007 год, кандидат филологических наук Новоселова, Антонина Николаевна
Фольклоризм прозы Ф. Абрамова 1970-1980-х годов: характер, эволюция, типы заимствований2010 год, кандидат филологических наук Чухланцева, Анна Ивановна
Фольклорный контекст прозы В.К. Кюхельбекера2011 год, кандидат филологических наук Стафеева, Наталья Анатольевна
Поэтико-аксиологический аспект творчества П.И. Мельникова-Печерского: на материале дилогии "В лесах" и "На горах"2009 год, кандидат филологических наук Тарасова, Светлана Александровна
Архетипическая парадигма: миф, сказка, обряд в русской литературе XIX века2006 год, доктор филологических наук Ларионова, Марина Ченгаровна
Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Манакова, Екатерина Владимировна
152 выводы
Очерченные нами рамки контекста широкого круга произведений различных фольклорных жанров убеждают в преемственности "Повести дивной" по отношению к фольклорной традиции на уровне поэтики.
В выявлении фольклорных аллюзий на данном уровне организации художественного текста за основу был взят элемент фольклорной поэтической топики - образ камня, позволяющий выявить типологические связи Повести с большинством фольклорных жанров.
В результате проведенного анализа "Повести" и сопоставления ее с произведениями устного народного творчества обнаружено, что образ камня в исследуемом памятнике содержит в себе тот же символический подтекст, что и в фольклоре.
С фольклорной эстетикой объединяет "Повесть" основное семиотическое значение камня в фольклоре. Это сема, основанная на древних мифологических представлениях, - "принадлежащий загробному миру, пограничный с ним".
Употребление эпитета "кменны" в отношении умерших героев "Повести" обусловило наше обращение к мотиву окаменения в фольклоре. Выяснилось, что по своей семиотической наполненности авторский эпитет укладывается в смысловые рамки реализации указанного мотива в произведении устного народного творчества.
Объединяет "Повесть" с фольклором символическая ассоциация "камень - полифункциональный сакральный предмет". Просьба Владимира Трегубова даровать ему камень истолкована нами как восприятие героем камня во всем многообразии его фольклорных значений, связанных с реализацией данной ассоциации.
Представления о сакральности камня в "Повести" нашли отражение в
153 мифологеме гор как святого, "чистого" пространства - аналога "божьего мира".
Таким образом, мы пришли к выводу, что фольклорный образ камня в "Повести дивной" Владимира Трегубова несет в себе всю систему образно-символических ассоциаций, которые он реализует в произведениях устного народного творчества.
Образ камня в исследуемом памятнике определяет собой логику повествования: он намечает наиболее значимые для реализации идейного плана произведения сюжетные ходы и завершает "Повесть".
154
Заключение
В настоящем исследовании мы рассмотрели идейно-художественное своеобразие "Повести дивной" в аспекте ее взаимодействия с фольклорной традицией.
В процессе изучения были решены поставленные задачи и сделаны следующие выводы:
1. Историческими условиями, подготовившими появление "Повести", является своеобразие Южного Зауралья как крупного старообрядческого центра.
2. Изучение материалов позволяет говорить о значительности устной и рукописной традиций книжности Зауралья. Предметом особого внимания стали редкие рукописные книги, свидетельствующие о стремлении старообрядцев использовать поэтическое слово в отстаивании веры, обрядов. Бережное отношение к поэтическому слову метонимически обусловило высокую оценку книги как сакрального предмета.
3. В основе "Повести" лежат достоверные исторические события. Это позволяет рассматривать ее как средство изучения религиозного сознания и одну из форм антифеодального протеста, демонстрирующую осознание литературного творчества как способа борьбы в защиту своих убеждений.
4. Вместе с тем "Повесть" - ключ к пониманию личности крестьянского писателя-старообрядца. Социальный статус Владимира Трегубова и развитая фольклорная традиция - основы, на которых сложилось обращение писателя к фольклору. Публикации XIX века и собирание его в позднее время позволяет говорить о сильной фольклорной традиции в старообрядческой
155 среде Южного Зауралья. Подтверждение тому - богатые фольклорные коллекции кафедр литературы Курганского государственного университета и Шадринского педагогического института.
5. "Повесть дивная" в результате освоения писателем фольклора может быть рассмотрена как источник исследования народной культуры XIX века Зауралья.
6. По нашим наблюдениям, фольклор является одним из организующих компонентов идиостиля В.Трегубова. Взаимодействие "Повести" с фольклором проявляется на разных уровнях организации художественного текста.
7. На уровне хронотопа оно привело к типологии изображения пространства в "Повести дивной" и фольклоре.
Пространство в произведении организовано мифологической оппозицией "своего" и "чужого" пространств, получившей разнообразное воплощение в различных фольклорных жанрах. Семиотика основных пространственных образов в "Повести" -дороги, леса, реки - совпадает с символическими значениями, присущими им в фольклоре.
Нами установлена идентичность изображения времени в "Повести" и фольклоре. Время в "Повести" так же сакрально, качественно неоднородно, как и в произведениях устного народного творчества. Кроме того, концепция времени как трехчленной парадигмы основана на фольклорно-мифологической триаде, отразившей взгляды первобытного человека на мироздание.
8. Фольклорное воздействие в "Повести дивной" проявляется на уровне поэтики. За основу выявления типологической общности произведения с фольклором избран один из сквозных для последнего образ камня. Фольклорная полисемантичность камня
156 отразилась в «Повести дивной». Сохранены основные символические значения данного образа: сема связи с загробным миром, значения опоры, твердости, крепости, истинного знания, магической силы.
9. Уровень сюжетостроения "Повести" также отмечен влиянием фольклорной традиции. Сюжет произведения организуется по универсальной мифопоэтической схеме, принятой в фольклоре. Герой-медиатор В. Трегубое, способный противопостоять некоему тотальному деструктивному началу, вступает на путь открытой борьбы со своим антагонистом (в "Повести" - царем-Антихристом). Сравнительно-типологический анализ выявил, что пространственные передвижения героев - сюжетообразующий стержень для былин, сказок и большинства духовных стихов. В подобной функции выступают они и в «Повести дивной». Поэтические символы в произведении кроме своей художественной значимости становятся элементами сюжета. Так, образ камня направляет магистральное развитие сюжета, заканчивает одну из основных сюжетных линий и завершает "Повесть".
10. Идейно-художественное своеобразие "Повести дивной" позволяет рассматривать ее не только как памятник старообрядческой литературы Зауралья, но и как достояние культуры России в целом.
157
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Манакова, Екатерина Владимировна, 2003 год
1. Трегубов В. Повесть дивная. Рукопись хранится в Отделе редких книг СО: РАН.
2. Аввакум протопоп. Снискание и собрание о божестве и о твари и како созда бог человека // Пустозерский сборник (Автографы сочинений Аввакума и Епифания ) / Изд. подгот. Н.С. Демкова, Н.Ф.Дробленкова, А.И. Сазонова: Отв. ред. В.И. Малышев. Л. , 1975.
3. Агеева Е. А. Из истории старообрядческих центров // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1998. - С.6-14.
4. Азбелев С. Н. О подразделении несказочной прозы . М., 1986.
5. Аникин В. П. Теория фольклора: Курс лекций. М. , 1996.
6. Аникин В. П. Русское устное народное творчество. М. , 2000. .
7. Арутнюнова Н. Д. Путь по дороге и бездорожью // Логический анализ языка. Языки динамического мира. Дубна, 1999.
8. Архив кафедры литературы КГУ. Коллекция "Ильино-91".
9. Архив кафедры литературы КГУ. Колекция "Неонилино 94".
10. Архив кафедры литературы КГУ. Коллекция "Духовные стихи -Юргамыш".
11. Архив кафедры литературы КГУ. Коллекция "Ильино-87".
12. Архив кафедры литературы КГУ. Коллекция "Ирюм 88."
13. Архив кафедры литературы КГУ. Коллекция " Духовные стихи Курган". 14-Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М. , 1991 .1. Т.З.
14. Афанасьев А. Н. Языческие предания об острове Буяне // Афанасьев А.Н. Избранные сочинения. - М. , 2000.158
15. Байбурин А. К. Семиотический стату вещей и мифология // Материальная культура и мифология. Сборник музея антропологии и этнографии. JI. , 1981. Т. 37.
16. Байбурин А.К. , Левинтон ГА. К описанию организации пространства в восточнославянской свадьбе //Русский народный свадебный обряд: Исследования и материалы / Под ред. К.В. Чистова и Т.А. Бернштам. -Л.,1978.
17. Байдин В.И. Новые источники по организации и идеологии урало-сибирского старообрядчества конца XVIII первой половины XIX вв. // Сибирское источниковедение и археография. - Новосибирск, 1980. - С. 93109.
18. Байдин В. И. , Шашков А. И. Новые материалы к изучению биографии и творчества зауральского крестьянина М. И. Галанина // Культура и быт дореволюционного Урала: Сб. науч. тр. Свердловск, 1989. - С.52-61.
19. Байдин В. И. Старообрядчество Урала и самодержавие. Новосибирск, 1987.
20. Байдин В.И. Антихрист у власти // Уральский следопыт.- 1991 . №3. -С.39-12.
21. Байдин В.И. Исторические сочинения уральских старообрядцев XVIII -XIX веков // Историография общественной мысли дореволюционного Урала. Свердловск, 1988. - С.1 -9.
22. Баранова В. Народные рассказы о Боге в Тверской области // Живая старина. 1996. -№1 . - С. 51-54.
23. Бахтин M. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М., 1975.
24. Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000.
25. Бахтин М.М. Формы времени и пространства в романе // Вопросы языкознания. 1971 . - №3. - С.1 6-18.159
26. Бахтина О.H. Книга и Слово в старообрядческой системе ценностей // Мир старообрядцев. Живые традиции: результаты и перспективы комплексных исследований русского старообрядчества. М., 1988. Вып.1 . - С.167-172.
27. Белослюдов А. К истории "Беловодья" // Записки Западно-сибирского отделения Русского географического общества. Омск, 1916. - С.265-269.
28. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1971 .
29. Бердяев H.A. Судьба России. М.,1990.
30. Богатырев П. Г.Традиция и импровизация в народной культуре Моравской Словакии. М.,194 7.
31. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.,1940.
32. Вургафт C.B.,Ушаков И.А. Старообрядчество. Лица, предметы, события, символы. Опыт энциклопедического словаря. М.Д996.
33. ГААК, ф.З, св. 8, №131, л. 2.
34. Голубиная книга сорока пядень // Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым / Подг. текстов А. П. Евгеньевой и Б. Н. Путилова. М. , 1977.
35. Грязнова Т. А. Дорога или путь? // Русский язык в школе. 2000. - №5. - С. 51-54.
36. Гудзий Н.К. История древнерусской литературы. -М., 1966.
37. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.- "Искусство", M ., 1972.
38. Гуревич А.Я. Что есть время? // Вопросы литературы.-1968.-№ 11.- С.11-24.
39. Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988.
40. Гурьянова Н.С. История и человек в сочинениях старообрядцев XYIII в. -Новосибирск, 1997.160
41. Гурьянова Н.С. Крестьянский антимонархический протест старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988.
42. Гусев В.Е. Заметки о стиле «Жития» протопопа Аввакума // ТОДРЛ. Т. 13.-М., Л., 1957.
43. Даль В. Толковый словарь великорусского языка: Т. 1-4: Т.2. М.: Из-во "Прогресс", 1991.
44. Демиденко Е. Л. Значение и функции общефольклорного образа камня // Русский фольклор. T.XXIV. Л., 1987.
45. Дергачева-Скоп Е.И. «Сердца болезна сестры убодающь остен.»-рукописный плач сер. XYIII в. // Научные биб-ки Сибири и Дальнего Востока.-Новосибирск, 1978. Вып. 11: Вопросы книжной культуры и Дальнего Востока. С.15-51.
46. Дополнения к актам историческим. Спб. , 1862. Т. 8.
47. Елеонская E.H. Сказка, заговор и колдовство в России: Сборник трудов. -М.,1991 .
48. Емельянова Е. Н. Камень-оберег // Живая старина. 2000. №5. - С. 21-24 .
49. Еремина В. И. Историко-этнографические истоки мотива "вода-горе" // Фольклор и этнография. Сб. научных трудов / Под ред. Б.Н. Путилова. -С.15-28.
50. Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии, собранные П.С. Ефименком: В 4 ч. М. , 1978. Ч. 2.
51. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Иркутск, 1979.
52. Жуков С.А. Русский крестьянский эпос Алтая // Тезисы докладов I Международной конфекренции "Алтай. Космос. Микрокосм." Барнаул, 1993. -С.161-169.161
53. Зайцева Jl. Ю. История православной церкви Южного Зауралья в досоветский период // Православная церковь Южного Зауралья в досоветский период. Краеведческий сборник. Вып. 16. Курган, 1996. -С. 10-21.
54. Земля курганская: прошлое и настоящее. Краеведческий сборник.
55. Выпуск 1. Курган, 1990. 56.3олотова Г. А. Время в мире и тексте // Категоризаци^ мира: пространствои время. М., 1997. L
56. Зорин Н.В. , Лештаева Н.В. Погребальный ритуал русского населения Казанского Поволжья // Семейная обрядность народов Среднего Поволжья- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990. С.11 0-120.
57. Иванов В.В.,Топоров В.Н. Славянские языыковые моделирующие семиотические системы . Древнейший период. М., 1965.
58. Калуцков В.Н. , Иванова A.A. , Давыдова Ю.А. , Фадеева Л.В. , Родионов Ю. А. Культурный ландшафт Севера: Пинежье, Поморье. М. , 1998.
59. Клибанов А. И. Народная социальная утопия в России XVIII века. М. , 1979. - С. 171 -182.
60. Ковальчук С.Ю. Старообрядчество на Алтае // Литература в школе. 1998.- №3. С.28-29.
61. Кондрашенков А. А. Очерки истории крестьянских восстаний в Зауралье в XVII-XVIII веках. Курган, 1962.
62. Котляревский А. А. О погребальных обычаях языческих славян. М. , 1968.
63. Краткая литературная энциклопедия. Т. 7. М., 1972.
64. Кресты // Шадринские села. Сост. Гаев И.М., Перунов И.К. , Иовлева В.Н.- Шадринск,1997.
65. Круглова Т.А. Обзор кириллических рукописных книг Молдовско-Украинской коллекции Московского университета // Русская письменная и устная традиции и духовная культура. Изд-во МГУ, 1982. - С. 128-131.162
66. Кукушкина Е. Ю. Дом в свадебных причитаниях и духовных стихах. М. , 2000.
67. Кулешов Е.,Тарабукина А. Современный прицерковный круг : рукописные тексты // Живая старина. 1995. -№1. - С. 13 -15.
68. ЛАИ УрГУ. V (Курганское собрание ). 99 р /11 06.
69. Легенды, предания, бывальщины / Сост. , подг. текстов , вступ. ст. и прим. Н. А. Криничной. М., 1987.
70. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред.
71. B.М.Кожевникова, П.А. Николаева. М ., 1987.
72. Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1986.
73. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М. , 1980.
74. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный процесс // Проблема канона в древнем искусстве Азии и Африки: Сб.ст. / Под ред.И. Ф. Мурман. М., 1973. - С. 19-27.
75. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М. , Изд-во "Искусство", 1970.
76. Лотман Ю.М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах II Труды по знаковым системам. Тарту, 1965. Вып. 2. -С.210-212.
77. Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Н.В.Гоголя // Лотман Ю.М. Изб. соч.в Зт. Тарту, 1993. Т.З.
78. Лотман Ю.М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия. -М., 1980. С. 59.
79. Лотман Ю.М. Труды по знаковым системам. Тарту, 1965.Вып. II.1. C.211.
80. Мавродин В.В. Крестьянская война в России в 1773-1771 годах. Восстание Пугачва. Л. ,1961. Т. 1.
81. Майков Л. И. Великорусские заклинания. СПб., 1999.163
82. Малышев В.И. Заметки о рукописных списках Жития протопопа Аввакума // ТОДРЛ. Т. 10. Л., 1951.
83. Мангилев П. И. О круге чтения крестьян-старообрядцев Зауралья в середине XIX века // Уральский сборник. История. Культура. Религия.-Екатеринбург, 1998.
84. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М. , Наука, 1976.
85. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М. , 1991 .
86. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М. : Российский гос. гуманит. ун-т, 2000.
87. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М. ,1976.
88. Мельников-Печерский П.И. В лесах.- М., Современник, 1985.
89. Менцей М Вода в представлениях древних славян о загробном мире. М .: Международные отношения, 1997.
90. Менщиков В. В. Заселение русскими Южного Зауралья XVII XVIII вв. // Земля курганская: прошлое и настоящее. Краеведческий сборник. Выпуск 1,-Курган, 1990.-С. 51 -58.
91. Мильков В.В. Древнерусские апокрифы. Спб.: Изд-во РХГИ, 1999.
92. Минеева С.В. Актуальные проблемы преподавания и изучения древнерусской агиографии. Курган, 1997.
93. Миненко H.A. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (XVIII -первая половинаХГХ века). Новосибирск, 1979.
94. Моление Даниила Заточника // Литература Древней Руси : Хрестоматия / Сост. Л.А. Дмитриев. М., 1990. - С. 133-141.
95. Морохин В. Н. Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия: Учебное пособие для филологических специальностей. М.: Высшая школа, 1983.
96. Народные русские сказки А Н. Афанасьева. М. , 1999.
97. Нехлюдов С. Ю. Время и пространство в былине // Славянский фольклор. Изд-во "Наука".- М. ,1972. С. 21-38.164
98. Никитина С.Е. О многозначности, диффузии значений и синонимии в тезаурусе языка фольклора // Облик слова. М., 1997. - С. 369-389.
99. Никитина С.Е. Роду предшественного.(о концепте пути в русских конфессиональных культурах) // Логический анализ языка. Языки динамического мира. Дубна, 1999. - С. 298-305.
100. ЮО.Никитина С.Е. Келья в три окошечка (о пространстве в духовном стихе) // Логический анализ языка. Языки пространств. М. , 2000. - С. 352-365.
101. Никитина С.Е. Устная традиция в народной культуре русского населения Верхокамья // Русская письменная и устная традиции и духовная культура. М.: Изд-во МГУ.- С.91-127.
102. Никифоровский А. Н. Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. Л. , 1977.
103. ЮЗ.Оборутова Г.Н. Философия мифа. -Вологда, 1998.
104. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М. , 1981.
105. Онежские былины, записанные А .Ф. Гильфердингом летом 1871 года. -М., 1950.
106. Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. -Екатеринбург, 2000. С. 25-39.
107. Памятники литературы и письменности крестьянства Зауралья. Т. 1. Вып.2. / Сост. А.Т. Шашков. Свердловск, 1991.
108. Ю8.Пихоя Р. Г. Общественно-политическая мысль трудящихся Урала (кон. ХУП-ХУШ вв.). Свердловск, 1997.
109. Ю.Плюханова М.Б. Гибель Петра 1 в реке Смородине // Единство и изменчивость историко-литературного процесса: Труды по русской и славянской филологии. Тарту , 1982. - С. 28-33.
110. Повесть временных лет.- М., 1950.
111. Подгорбунских H.JI. Семейные предания крестьян Южного Зауралья: Автореф. дис. .канд. фил. наук /МПГУ.-М.,1996.
112. ПЗ.Поздеева И.В. Верещагинское территориальное книжное собрание и проблемы истории духовной культуры русского населения верховьев Камы // Русская письменная и устная традиции и духовная культура. М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 91-127.
113. Покровский H.H. Скитские биографии II Новый мир. 1992. - №8. -С.152-168.
114. Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестян -старообрядцев в XVIII веке. Новосибирск, 1971
115. Покровский Н. Н. Биография оренбургского казака // Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России,-Новосибирск, 1981 . С. 95-159.
116. Покровский Н. Н. Урало-сибирская крестьянская община: УШвек и проблемы старообрядчества // Крестьянская община в Сибири XVII-нач.Х1Х в. Новосибирск: Наука, 1977.
117. Покровский H.H. Новые находки произведений крестьянской литературы Урала и Сибири XVIII века // Вопросы истории книжной культуры. Новосибирск, 1975. Вып. 15. - С. 51-59.
118. Покровский H.H. Путешествие за редкими книгами. М., 1981.
119. Покровский H.H. Новые сведения о крестьянской старообрядческой литературе Урала и Сибири ХШвека II ТОДРЛ. Л., 1976. Т.ЗО. -С. 173198.166
120. Полетаева Е. А. "Уход в пустыню" в древнерусской и старообрядческой книжности // Уральский сборник . История. Культура. Религия. -Екатеринбург, 1998. С. 196-205.
121. Попов А. Н. Влияние церковного учения и древнерусской церковной письменности на миросозерцание русского народа. Казань, 1883.
122. Потебня А. Слово и миф. М. , 1989.
123. Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. Издательство "Лабиринт", М. , 2000.
124. Пропп В. Поэтика фольклора.-М., 1988,- С.21 .
125. Пропп В .Я. Путь былинного богатыря // Живая старина. -1999. -№5. -С.16-18.
126. Путилов В. Н. Миф обряд - песня Новой Гвинеи. - М., 1980. С.282.
127. Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исследования и тексты. М., 1963.
128. Родословие поморской веры на Урале и в Сибири. УрГУ, Курганское собрание.
129. Руденко М. Б. Курдская обрядовая поэзия (Похоронные причитания ) . -М., 1982.
130. Русский фольклор / Сост. и примеч. В. Аникина. М. : Худож. лит. , 1985.
131. Рыбаков Б. А.Язычество Древней Руси. М. , 1988.
132. Рыжкова С. И. Спит камешек без снов. // Живая старина. -2000. №3. -С. 13-11 .
133. Рязановский Ф.А. Демонология в древнерусской литературе. Лейпциг, 1971 . Репринт, воспроизведение с изд. 1915г.
134. Савицкая О. Н. Старообрядчество Южного Урала и Зауралья в XVII -XVIII веке // Земля Курганская: прошлое и настоящее. Краеведческий сб. Вып. 15. Курган, 1995. - С.21-35.167
135. Савицкая О.Н. История старообрядческого религиозного движения в Южном Зауралье в середине XVII второй половине XVIII вв.: Автореф. дисс. .канд. ист. наук . - Курган, 2000.
136. Савицкая О.Н. Старообрядцы // История Курганской области. Курган, 1998. Т. 4. - С.295-356.
137. Серман И. Чудо и его место в исторических преданиях XVII-XVIII веков // Русская литература. 1995. - №2. - С. 106-119.
138. Сесейкина И. В. Переделка сочинений Аввакума об Антихристе в сибирских рукописях. Новосибирск, 1989.
139. Сказки из разных мест Сибири / Под ред. М.К. Азадовского . -Иркутск, 196 8.
140. Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. Очерки. -М., 1921 .
141. Славянские древности : Этимологический словарь в 6-ти т. томах / Под общ. ред. Н.И. Толстоого. М.,1999.
142. Славянский фольклор. Текты / Составители Н. И. Кравцов, А. В. Кулагина. М.: Изд-во МГУ, 1987.
143. Смирнов J1.C. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. Исследования из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданиям и ркописям. Спб.,1898.
144. Соболева J1.C. Апокриф "Сон Богородицы" в поздней рукописной традиции (по материалам территориальных собраний УрГУ) // Источники по истории народной культуры Севера. Сыктывкар, 1991. - С. 65-79.
145. Соболева J1.C. К вопросу о фольклоризации образа Бориса и Глеба в духовных стихах // Публицистика и исторические сочинения периода феодализма. Новосибирск, 1989. - С. 132-141.
146. Сорокин Ю.А. Текст и его пространство // Категоризация мира: пространство и время. М., 1997.
147. Сочнев М. Е. Шатровский район в досоветский период // Шатровский, Петухоский и Половинский районы и старообрядцы Зауралья в168досоветский период: Краеведческий сборник. Вып. 11: Земля курганская. -Курган, 1996. С. 12-21.
148. Список населенных мест Тобольской губернии. СПб. 1871.
149. Сравнительный указатель сюжетов. Восточная сказка. Л., 1979.
150. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры: Опыт исследования. -М., 1997.
151. Супинский А.К. Взгляды на загробную жизнь (Череповецкий краеведческий музей, рукопись 29).
152. Титова JI.B. Источники послания дьякона Федора сыну Максиму // Исследование по истории литературы и общественного сознания феодальной России. Новосибирск, 1992. - С.70-79.
153. Толстой Л.Н.Сибирский крестьянин // Зауралье в панораме веков. -Курган, 2000.
154. Топоров В. Н. Миф. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: "Прогресс" , 1995.
155. Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семиотика и структура. -М., 1983.
156. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семиотика и структура. -М., 1983.
157. Турилов А. А. Камень для вызывания дождя и ветра // Живая старина. -2000.-№3.-С. 17-19.
158. УрГУ. Шатровский собр. №78. р 55.
159. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982.
160. Успенский Б. Дуалистический характер русской средневековой культуры // Избранные труды. Т.1. Семиотика культуры : 2-е изд. 1996. -С.258-315.169
161. Успенский Б.А. Поэтика композиции: структура художественного текста и типология композиционной формы // Успенский Б.А. Семиотика искусства.-М., 1995
162. Успенский Б.А.Анти-поведение в культуре Древней Руси // Избранные труды . Т.1. Семиотика культуры : 2-е изд. 1996. - С. 1 67-189.
163. Фаткулина Л.В. Локальные зауральские сюжеты духовных стихов // Локальные традиции народ ной культуры в конце XX века: Материалы региональной научно-практической конференции. Курган, 2002. - С.27-34.
164. Федорова В. П. Свадьба в системе календарных и семейных обычаев старообрядцев Южного Зауралья. Курган, 1997.
165. Федорова В. П. Свадьба на Ирюме. Челябинск, 1991.
166. Федорова В.П. "Повесть дивная'Ъ. Трегубова // Фольклор и литература Зауралья: Учебное пособие для учителей и учащихся: В 2 т. / Сост. В.П.Федорова. Курган, 2000. Т.1. - С. 18-59.
167. Федорова В.П Заговоры в жанровой системе фольклора. Омск, 2000.
168. Федорова В.П. Крестьянские писатели Зауралья //Наука и образование Зауралья. 1997. - №1. - С. 51 -59.
169. Федорова В.П. Фольклор старообрядцев // История Курганской области. Курган, 1998. Т. 1 .-С.368-389.
170. Федорова В.П. Человек и слово в заговорах: Южное Зауралье. Конец XIX XX вв. - Курган, 2001.
171. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М .,1990.
172. Фрейденберг О.М.Введение в теорию античного фольклора // Миф и литература древности. -М., 1978. С.53.
173. Хохлов Т.Г. Путешествие уральских казаков в Беловодское царство (Записки Русского географического общества по отделению этнографии. Т.ХХУП, вып. I.). -СПб, 1901.
174. Чернышев С. Русские на Исети. Шатрово, 1995.170
175. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX вв. -М., 1967.
176. Шарапова Н. С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. М. , 2001.
177. Шашков А.Т. Сочинения Максима Грека в старообрядческой рукописной традиции и идеологическая борьба в России во второй половине XVII первой половине XVIII вв.: Автореф. дис.канд. ист. наук. -Новосибирск, 1982.
178. Шашков А.Т. "Послание сибирской братии" протопопа Аввакума и его адресаты // Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма: археография и источниковедение Сибири. Новосибирск, 1985.-С. 85-97.
179. Шевелев В. В. Конь камень // Живая старина. -2000. - №2. - С.1 9 - 21. 181 .Шелгунов Б.Н. Мифологический словарь. - Екатеринбург. , 2001. 182.Элиаде М. Аспекты мифа. - М. , 1995.1 ЯЧ
180. Энциклопедия православной святости. М., «Лик.пресс» , 1997. 184.Ясинская М. В. Похоронные обряды в Уржумском районе Кировской области // Живая старина . - 2000. - №1. - С. 16-19.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.