Философско-сотериологические воззрения средневекового мыслителя китайского буддизма Дао-шэна тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Литвинцев, Олег Сергеевич

  • Литвинцев, Олег Сергеевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2011, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 181
Литвинцев, Олег Сергеевич. Философско-сотериологические воззрения средневекового мыслителя китайского буддизма Дао-шэна: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Улан-Удэ. 2011. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Литвинцев, Олег Сергеевич

шэна

§2. Теоретические источники философских взглядов Дао-шэна

Глава 2. Философско-сотериологические воззрения Дао-шэна

§1. Формирование взглядов Дао-шэна в контексте синтеза китайской и

буддийской философских традиций

§2. Основные принципы философского учения Дао-шэна

§3. Влияние учения Дао-шэна на развитие философии буддизма на

Дальнем Востоке

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-сотериологические воззрения средневекового мыслителя китайского буддизма Дао-шэна»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Дао-шэн является выдающимся буддийским мыслителем раннесредневекового Китая. Он считается самым известным на Дальнем Востоке идеологом махаянской «Махапаринирвана-сутры». В числе других, Дао-шэн заложил основу философско-сотериологической базы китайского буддизма. Выдвинутое им положение о внезапном и мгновенном просветлении предопределило дальнейшее направление развития философской и сотериологической мысли китайского буддизма. Разработка ключевых понятий философии Махаяны и концепций татхагата-гарбхи и наличия природы Будды во всем сущем оказала большое влияние на формирование идеологии школ китайского буддизма тяньтай, хуаянь и чань. Взгляды Дао-шэна способствовали адаптации буддизма к социокультурным реалиям китайского раннесредневекового общества. Он осуществил синтез учения «Махапаринирвана-сутры» с учением сутр Праджняпарамиты, в рамках которой происходило становление философии китайского буддизма на основе традиционного мировоззрения китайцев, тем самым обусловив дальнейшую популяризацию буддизма в Китае. Рассмотрев сотериологические принципы махаянского буддизма через призму китайского менталитета, Дао-шэн предвосхитил идею единства и тождества сансары и нирваны, лежащую в основе философского дискурса китайского буддизма.

Однако философско-сотериологические взгляды китайского буддийского мыслителя Дао-шэна никогда в российской науке не становились предметом специального научного исследования и до сих пор остаются мало изученными отечественной буддологией. Всестороннее исследование философско-сотериологических воззрений Дао-шэна даст более полное представление о процессе формирования китайского буддизма.

Степень разработанности проблемы. Среди исследователей философии Дао-шэна прежде всего нужно отметить китайских ученых.

Фан Лн-тянь посвятил взглядам Дао-шэна ряд работ, которые были объединены в отдельной главе первого тома шеститомного собрания сочинений ученого - «Буддизм династий Вэй, Цзинь, Южных и Северных

царств» (Уз 11 Л. ШШШ&ШШШ.. Пекин, 2006). Фан Ли-тянь исследует

жизнедеятельность Дао-шэна в контексте развития буддизма в эпоху восточной Цзинь и Южного Царства. Реконструирует его взгляды по проблемам синтеза Праджняпарамиты и «Махапаринирвана-сутры», учения о природе Будды, концепции внезапного просветления, доктрине вечного «Я» Татхагаты. Анализирует важнейшие постулаты философии Дао-шэна, такие как «отсутствие воздаяния за добро», «наличие природы Будды во всех живых существах», «у Будды нет Чистой Земли». Определяет место и роль Дао-шэна в истории китайского буддизма.

Тан Юн-тун в «Истории буддизма династий Хань, Вэй, двух Цзинь,

Южных и Северных царств» Шанхай, 1938)

также изучает воззрения Дао-шэна. Ученый обратил внимание на преемственность идей между Дао-шэном и чань-буддизмом в свете генезиса китайского буддизма, попытался проследить пути, ведущие от сторонников концепции внезапного просветления к истокам чань-буддизма.

Фэнь Ю-лань в «Истории китайской философии» (Ф Э Ш ^ . Пекин,

1961) исследует основные принципы учения Дао-шэна и их влияние на китайский буддизм и неоконфуцианство. Он анализирует сочинение Се Лин-юня «Рассуждение об основах» как главный источник, из которого мы узнаем концепцию внезапного просветления Дао-шэна. Обращает внимание на генетическую связь воззрений мыслителя с философией Чжуан-цзы и Мэн-цзы. По его мнению, Дао-шэн и его последователи подготовили теоретическую почву для чань-буддизма, а также, что во взглядах мыслителя можно обнаружить и зерна, взрастившие несколько столетий спустя неоконфуцианство.

Подборка высказываний Дао-шэна из комментариев к сутрам, соавтором которых он был, а также сведения о его жизнедеятельности приведены в коллективно подготовленном сборнике «Избранные материалы по

буддийской мысли в Китае» Пекин, 1981. Т. 1).

В числе китайских исследований системы взглядов Дао-шэна также нужно назвать статью Лань Цзи-фу «Чжу Дао-шэн» в энциклопедическом

словаре «Китайские мыслители прошлого» (Мр i. Ф ВДН"^/® ШШ. Тайбэй, 1999. Т. 6), докторскую диссертационную работу Лю Гуй-цзе «Исследование философии Чжу Дао-шэна» ^Ш^Ш^Ж'ё.ЩЗъ, 1982), докторскую

диссертационную работу Чэн Сун-бая «Исследование учения Дао-шэна о внезапном просветлении» (ШУШ. ^ЗМ^ФШ , 1989).

Среди западных ученых исследованием философии Дао-шэна занимались: А. Уотте, Г. Дюмулен, У. Либенталь, У. Лай, Д. Юй и др.

Алан Уотте в труде «The way of Zen» (New York, 1957) проследил путь возникновения дзэн (чань). Ученый заключает, что значение предшественников дзэн-буддизма - как-то Сэн-чжао и, в еще большей степени, Дао-шэн - в том, что с их помощью складывается историческая картина возникновения дзэн даже в том случае, если мы отвергаем традиционную версию, согласно которой дзэн появился в Китае в 520 году, принесенный индийским монахом Бодхидхармой.

Генрих Дюмулен в первом томе своего труда по истории дзэн-буддизма «Zen Buddhism: A History» (New York, 1988) рассматривал философию Дао-шэна в контексте хронологических и идеологических путей, ведущих к истокам дзэн-буддизма. Он указывает на большое влияние «Махапаринирвана-сутры» на формирование воззрений раннесредневекового мыслителя китайского буддизма.

Уолтер Либенталь опубликовал три статьи, специально посвященные

Дао-шэну «А Biography of Chu Tao-Sheng» (Monumenta Nipponica, Vol. 11, No.

5

3, 1955 - pp. 284-316), «The World Conception of Chu Тао-sheng» (Monumenta Nipponica Vol. 12, No. 1-2, 1956 - pp. 66-72), «The World Conception of Chu Тао-sheng: Texts» (Monumenta Nipponica Vol. 12, No. 3-4, 1956 - pp. 74-76). Ученый всесторонне исследовал взгляды мыслителя и пришел к выводу, что его учение ближе к буддо-даосизму, нежели чань-буддизму. Согласно Либенталю, чань-буддизм анти-интеллектуален, тогда как учение Дао-шэна интеллектуально.

Уолен Лай в работе «Тао-sheng's Theory of Sudden Enlightenment Reexamined Sudden and Gradual» (Honolulu, 1987), а также статье «The Mahaparinirvana-Sutra and Its Earliest Interpreters in China: Two Prefaces by Tao-lang and Тао-sheng» (Journal of the American Oriental Society, Vol. 102, No. 1, 1982 — pp. 99-105) называл Дао-шэна «последним великим нео-даосским буддистом». Он утверждал, что идея внезапного просветления, с одной стороны, основана на концепции единства и неразрывности истинно-сущего ли, а с другой - на учении «Махапаринирвана-сутры» о наличии природы Будды во всем сущем.

Дэвид С. Юй в статье «Skill-in-Means and the Buddhism of Тао-sheng: A Study of a Chinese Reaction to Mahayana of the Fifth Century». (Philosophy East and West, Vol. 24, No. 4, 1974. - P. 413^127) обратил внимание на причины, побудившие Дао-шэна выдвинуть тезис о внезапности достижения состояния Будды, который, по его мнению, стал реакцией мыслителя на концепцию «искусных средств» и вытекал из положения «Махапаринирвана-сутры» о наличии природы Будды во всех живых существах.

В литературе на русском языке жизнедеятельность и взгляды Дао-шэна

упоминаются в переводах монографий А. Уоттса «Путь дзэн» (Киев, 1993. -

С. 134-137), Г. Дюмулена «История дзэн-буддизма: Индия и Китай» (СПб.,

1994. - С. 84-88), Фэн Ю-ланя «Краткая история китайской философии»

(СПб., 1998. - С. 272-278), а также в переведенном М. Е. Ермаковым

биографическом трактате буддийского писателя эпохи Лян Хуэй-цзяо

«Жизнеописание достойных монахов», Т. 1 (М., 1991. - С. 87-88, С. 140-141)

6

и «Жизнеописание достойных монахов», Т. 2 (СПб, 2005 - С. 107-110). Дао-шэну посвящена краткая статья в энциклопедическом словаре по китайской философии «Китайская философия. Энциклопедический словарь» / под ред. М. Л. Титаренко (М., 1994). И, наконец, наиболее обширное на сегодняшний день упоминание философии Дао-шэна в отечественной буддологии мы встречаем в монографии Л. Е. Янгутова «Традиции Праджняпарамиты в Китае» — Улан-Удэ: Изд. Бурятского госуниверситета, 2007 (С. 91-93).

Объектом диссертационного исследования является учение китайского буддийского мыслителя Дао-шэна.

Предметом диссертационного исследования является философско-сотериологическое взгляды Дао-шэна.

Целью диссертационного исследования ставится исследование взглядов Дао-шэна в контексте формирования философско-сотериологических принципов китайского буддизма.

Поставленная цель достигается посредством решения следующих исследовательских задач:

- раскрыть основные этапы становления буддизма в Китае: проникновения, распространения и преломления буддийских философских идей, предшествовавших появлению учения Дао-шэна;

- доказать на основе историко-философского анализа сутр Праджняпарамиты, «Саддхармапундарика-сутры» и «Махапаринирвана-сутры», что именно эти сутры явились главными теоретическими источниками философско-сотериологического учения Дао-шэна;

- объяснить процесс формирования философско-сотериологических воззрений Дао-шэна в контексте столкновения традиционного китайского и индо-буддийского мировоззренческих типов;

- осуществить историко-философскую реконструкцию и проследить эволюцию взглядов мыслителя, приведших его к выдвижению тезиса о внезапном достижении состояния Будды;

- выявить степень влияния Дао-шэна на формирование философии

китайского и дальневосточного буддизма.

Методологические основы диссертационного исследования.

Методологической основой данного исследования явились принципы научной объективности, историзма и системности. В качестве методов исследования послужили базирующиеся на вышеуказанных принципах методы историко-философской реконструкции воззрений мыслителя китайского буддизма Дао-шэна. Реконструкция философско-сотериоло-гического учения Дао-шэна основывалась на наших собственных переводах значимых для диссертационного исследования глав из главного теоретического источника взглядов мыслителя - китайской версии «Махапаринирвана-сутры», а также на сохранившихся комментаторских работах философа, трактатах его современников и более поздних работах, в которых упоминаются его идеи. В связи с этим исследуется философско-сотериологическая система «Махапаринирвана-сутры». Для этого применяется метод структурной и содержательной классификации содержания сутры, конкретного описания текста, его герменевтика. Методы конкретного описания и структурной классификации содержания сутры позволили выявить ее научную ценность. Использование метода герменевтики дало возможность определить синхронность и ретроспективность изучаемого источника.

Однако взгляды Дао-шэна также многим обязаны традиционной китайской философии, и прежде всего даосизму. Для выявления степени их влияния, равно как и влияния буддизма Махаяны, привлекаются также сравнительные историко-философские методы, позволяющие выделить как заимствованные, так и собственные положения, разработанные мыслителем. Наконец, используется конкретно исторический подход в исследовании вклада Дао-шэна в философско-сотериологическое основание китайского буддизма в его историческом развитии.

Научная новизна работы заключается в том, что диссертация представляет собой первое всестороннее исследование философии Дао-шэна в отечественной науке.

Установлено, что идеи сутр Праджняпарамиты, «Саддхармапундарика-сутры» и, в первую очередь, «Махапаринирвана-сутры» послужили главной теоретической основой для формирования философско-сотериологических взглядов Дао-шэна. В тоже время выявлено, что мыслитель находился под большим влиянием холистического натурализма традиционной китайской философии.

Определено, что идеология Дао-шэна продиктована стремлением связать праджняпарамитскую теорию Пустоты, абсолютной и относительной истин с сотериологическими концепциями «Саддхармапундарики» и «Махапаринирваны» о тождестве сансары и нирваны, вечном Татхагате и изначально пробужденной природе Будды тождественной природе всего сущего, рассмотренными через призму китайского менталитета.

Обнаружено, что сотериологические принципы учения Дао-шэна базируются на рассмотрении буддийской концепции просветления с точки зрения традиционных китайских мировоззренческих представлений об обретении единства и гармонии с универсумом.

Доказано, что концепция внезапного просветления, впервые выдвинутая Дао-шэном, в полной мере соответствовала менталитету китайцев, стремящихся к достижению максимально возможных результатов в настоящей жизни.

Обосновано, что разработанные Дао-шэном концепции изначального пробуждения всего сущего, содержания природы Будды во всех живых существах и внезапности просветления легли в основу философско-сотериологических принципов китайского, а вместе с тем и всего дальневосточного буддизма.

Впервые в российской науке осуществлен частичный перевод с

китайского языка главного теоретического источника воззрений Дао-шэна и

9

одной из пяти важнейших сутр буддизма Махаяны - «Махапаринирвана-сутры», ее наиболее полной китайской версии Дхармакшемы (421г.), дана историко-философская характеристика произведения.

Результаты настоящего исследования заключены в следующих основных положениях, которые выносятся на защиту:

- возникновение учения Дао-шэна является закономерным этапом развития буддизма в Китае и обусловлено распространением в Китае философских доктрин поздней Махаяны;

- на формирование взглядов Дао-шэна большое влияние оказали махаянские сутры Праджняпарамиты, «Саддхармапундарика-сутра» и, особенно, «Махапаринирвана-сутра», китайской интерпретацией которой и является учение мыслителя;

- доктрина изначального просветления всего сущего «Махапаринирвана-сутры» в учении Дао-шэна стала основанием для облачения буддийской концепции спасения в форму традиционных мировоззренческих представлений китайцев об обретении единства и гармонии со всем универсумом;

- синтез концепции просветления, понятой как обнаружение в себе природы Будды, с китайскими традиционными представлениями о едином структурообразующем принципе всех объектов феноменального мира - ли, привел Дао-шэна к выдвижению тезиса о внезапном достижении состояния Будды, который стал главным сотериологическим принципом китайских буддистов;

- философия Дао-шэна стала отправной точкой в становлении теории Единой колесницы (экаяны) - центральной теории китайского и дальневосточного буддизма, в основе которой лежат представления о единстве и тождестве феноменального мира и истинной реальности. Практическая значимость работы состоит в том, что сделанные выводы

позволяют глубже понять особенности исторического развития буддизма в

Китае. Основные положения данного исследования могут быть использованы

10

в дальнейших теоретических исследованиях по истории и философии китайского буддизма, а также при разработке спецкурсов по истории культуры раннего буддизма, истории и философии китайского буддизма.

Апробация работы пройдена на заседаниях кафедры философии Бурятского государственного университета. Идеи диссертационного исследования отражены в статьях и докладах на ежегодных научно-практических конференциях студентов, преподавателей и молодых ученых Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ, 2009-2010), на международной конференции «Буддизм и вызовы третьего тысячелетия» (Улан-Удэ, 2008) и ежегодных конференциях иностранных преподавателей Цзилиньского института русского языка (г. Чанчунь, КНР, 2008-2010). Результаты исследования представлены в 5 научных публикациях, которые отражают основное содержание работы.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 167 наименований и приложения. В приложении дается выполненный диссертантом перевод с китайского языка избранных глав из «Махапаринирвана-сутры» версии Дхармакшемы. Общий объем работы -181 страница.

ГЛАВА 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ ДАО-ШЭНА

§1. Социокультурная ситуация в Китае в период жизнедеятельности Дао-шэна

Знакомство китайцев с учением Будды началось в I веке нашей эры. К VI веку произошла интеграция буддизма в культурный комплекс и государственную структуру Китая1. Таким образом, процесс завоевания буддизмом Китая длился более пяти веков и был сопряжен с немалыми трудностями, обусловленными культурным своеобразием традиционного китайского общества. Е.А.Торчинов, выделяет следующие тому основания:

Во-первых, утвердившиеся представления китайцев о своем государстве как о центральном (срединном) государстве мира, а о китайской культуре как единственной культуре мира, что предполагало необходимость объяснения причин, зачем Китаю нужно варварское, чужеземное учение - буддизм.

Во-вторых, в китайском обществе не было никаких аналогов института монашества, поэтому буддийские монахи обвинялись в нарушении не только основополагающих норм культуры и морали, но и вселенского, универсального порядка.

В-третьих, в Китае сложилась концепция сакрального характера власти императора, управляющего силами вселенной и осуществляющего упорядочивающее воздействие на весь мир посредством присущей ему Благодати, Силы -Дэ. Китайское государство, персонифицированное в особе монарха, требовало полного подчинения ему буддийской сангхи: никаких независимых от государства общин или иных объединений в Китае не было2.

В эпоху Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) в Китае господствовали известные философско-религиозные представления об устройстве мира и месте в нем человека. С одной стороны, в их основании лежало

1 Хуэй-цзяо. Жизнеописание достойных монахов // пер. и комм. М.Е.Ермакова. - СПб, 2005 - С.7

2 Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000 - С. 180

конфуцианство, представленное философами Дун Чжун-шу (179-104 или 187-120 до н.э.), Лю Анем (179-122 или 180-122 до н.э.), великим ученым и историком Сыма Цянем (ок. 145 или 135-86 до н.э.) и т.д. С другой стороны -укоренившиеся в сознании народа традиционные представления о мироустройстве, берущие начало из древних мифологических построений. Так, вышеназванные мыслители «оперировали уже терминами, однозначно указывавшими на сформировавшееся в осознании элиты представление о мире как о системе, функционирующей по принципу некоторого устройства типа гомеостата, где все части взаимосвязаны, и где в качестве универсального субстрата "всего существующего" (ванъ у) выступает динамический "эфир" (или "пневма", ци), а в качестве управляющего начала - абсолют дао» . В социуме, управляющим началом, соответствующим естественному порядку вещей, считалась государственная власть данная императору Небом. В этой системе человек был призван к нахождению своего места с тем, чтобы следуя порядку вещей, всегда достигать максимально возможного успеха в жизни, как-то долголетие, избежание конфликтов с обществом и окружающей средой. Философ Дун Чжун-шу -чьи политические взгляды и творческая деятельность способствовали становлению конфуцианства в качестве государственной идеологии ханьской империи - позиционировал конфуцианский принцип сыновней почтительности сяо как гарант успешности человека. Принцип сяо отражал идею прославления своих родителей и почитания отца в семье, а в рамках государства - прославление и почитание императора путем государственной службы. Государственное устройство в период Хань позволяло человеку добиваться успехов не по праву рождения, а по праву хорошей службы, что обеспечило конфуцианству положение идеологии служивого сословия. Конфуцианство оставалось идеологией служивого сословия и после падения

4

ханьской империи .

3 История восточной философии. // отв.ред. М.Т.Степанянц. М.: Изд-во ИФ РАН, 1998

4 Янгутов Л.Е. Традиции Праджняпарамиты в Китае. Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2007 - С.61

Буддизм в первоначальный период своего становления в Китае во многом был обязан даосизму. На первых порах он представлялся китайцам как даосская тайная секта, а Будда - идолом, объектом поклонения. По выражению Е.А.Торчинова, до III века буддизм «оставался для китайцев малопонятным экзотическим учением, которое зачастую воспринималось в качестве одного из направлений даосизма. Об этом свидетельствует, например, такой факт, что в 165 г. император Хуань-ди совершил жертвоприношение JIao-цзы, обычно почитаемому как основателю даосизма, и Будде. Уже сам факт совершения жертвоприношения Будде показывает, сколь поверхностным было в то время у китайцев представление о буддизме»5. Но и даосизм был подвержен некоторому влиянию со стороны пришлой религии. Обеты даосизма - не убивать живых существ, не пить вина, не одобрять словами того, чего не одобряешь сердцем, не воровать и не придаваться сладострастию - возникли как ответ буддийскому восьмеричному пути. Как писал выдающийся русский синолог В.П. Васильев: «Даосизм принял окончательную форму религии только тогда, когда распространился в Китае буддизм»6.

В современной буддологии относительно этапов адаптации буддизма к китайским социокультурным условиям наибольшее признание получила периодизация, предложенная Артуром Райтом. А.Райт выделяет следующие четыре периода:

1. Подготовительный период («the period of preparation»): I—III вв.

2. Период «доместикации» («the period of domestication»): IV—VI вв.

3. Период независимого роста («the period of independent growth»): конец VI—VIII вв.

у

4. Период «присвоения» («the period of appropriation»): начиная с IX века . В первый, подготовительный период знакомство китайцев с учением

Будды происходило следующим образом. Монахи-миссионеры, большей

5 Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000 - С.176

6 Васильев В.П. Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм. Спб., 1873 - С.81

7 Wright A.F. Buddhism in Chinese history. L., 1959 -P.52-53

частью из Кушанского царства, Парфии, Средней Азии и Восточного Туркестана (часть современного Синьцзян-Уйгурского автономного округа), и меньшей частью - из Индии, чаще всего пешим маршрутом с большой поклажей канонических писаний прибывают в Китай, где при условии «социального заказа» и материальной поддержки властей вместе со своими учениками переводят, записывают и издают тексты. Изданный перевод становится базовым текстом для проповеди. Таким образом, вокруг миссионера складывается сообщество монахов и мирян со своим каноном, уставом и традициями. По словам М.Е.Ермакова, эти сообщества стали непосредственными предшественниками самостоятельных буддийских школ в Китае8. В этот период (I - III вв.) буддийские центры и монастыри появились в крупных городах и столицах государственных образований того времени, таких как Лоян, Чанъань, Пэнчэн, Цзянье. Однако всецело Китай еще оставался «враждебным конфессиональным пространством»9.

Решающую роль в укреплении позиций буддизма в Китае, как полагает Л.Е.Янгутов, сыграли складывающиеся там во втором веке экономические и социально-политические условия. Второй век нашей эры связан с разложением в Китае рабовладельческих отношений и ослаблением военного могущества империи Хань. «Она находилась в состоянии глубокого экономического и политического упадка. Обострилась классовая борьба, а также противоречия в среде господствующего класса. По всей стране вспыхивали волнения и голодные бунты. Обострилась борьба и в области идеологии. Конфуцианство, ставшее в период династии Хань господствующей идеологией, утрачивало свою значимость, а даосизм, как выразитель недовольства масс, пользовался все большим успехом. Широкий размах получила деятельность тайных даосских сект. Особой популярностью пользовалась даосская секта Тайпиндао (Путь великого равенства). Эта секта возникла в первом веке нашей эры. Она проповедовала идеи равенства и

8 Хуэй-цзяо.

9 Хуэй-цзяо.

Жизнеописание достойных монахов. // пер. комм. М.Е.Ермакова. -

Жизнеописание достойных монахов. // пер. комм. М.Е.Ермакова. -

СПб, 2005 - С.6 СПб, 2005 - С.6

осуждения богатства. Когда в 184 г. н.э. вспыхнуло грандиозное восстание "желтых повязок", секта Тайпиндао встала во главе его. Восстание было подавлено в 205 г. Вместе с поражением "желтых повязок" временно утратил свое значение и даосизм. В этой обстановке буддийское учение быстро находило все новых адептов, так как обещало избавление от страданий»10.

К буддизму, призывавшему отрешиться от мирской суеты, обращались бедные слои населения - за высокими станами монастырей от потрясений смутного времени укрывались крестьяне и беглые горожане, - а также искали покоя и уединения богатые аристократы. По историческим сведениям, в III-IV вв. вокруг столичных центров, городов Лоян и Чанъань, действовало около 180 буддийских монастырей, храмов и кумирен11. В то же время, буддизм оказался учением, способным заполнить сложившийся идеологический вакуум. В нем искали поддержки многие правители южных, и особенно северных неханьских династий: некоторые признавали его официальной государственной идеологией. Буддийские монастыри освобождались от налогов и притеснений покровительствующих им властей. Все это способствовало распространению буддизма в Поднебесной и появлению его новых центров и последователей в разных частях страны.

Вместе с тем, наряду с последователями появлялись и противники чужеземной веры. Ярким примером идеологического противостояния между буддистами и скептически настроенной частью китайской интеллигенции явился дошедший до нашего времени трактат Моу-цзы «Лихолунь», написанный в конце правления династии Хань (конец II - начало III вв.) и являющийся одним из первых попыток апологетики учения Будды 12 . Главными причинами недовольства буддизмом были следующие:

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Литвинцев, Олег Сергеевич, 2011 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

на русском языке:

1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. Новосибирск: «Наука», 1983 - 128с.

2. Абаев Н.В. Концепция просветления в Махаяна-шраддхотпада-шастре. // Психологические аспекты буддизма. Отв. ред. Н.В.Абаев - Новосибирск: «Наука», 1991 - Сс.23-46

3. Алексеев В.М. Китайская народная картина: Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях. - М.: Наука, 1966 - 260с.

4. Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. М.: Изд. Вост. лит. РАН, 2001 - 508с.

5. Андросов В.П. Буддийская классика Древней Индии. Слово Будды и трактаты Нагарджуны. / Перевод с пали, санскрита и тибетского языков с комментариями. — М.: «Открытый мир», 2008 - 512с.

6. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая / Вступ. ст., пер. и коммент. Л.Д. Позднеевой.- М: Наука, 1967 - 404с.

7. Бартаханова М.А. Переводческая деятельность уйгуров в XII-XI веках // 6-ая буддологическая конференция: тезисы. / сост. С.Э.Коротков, Е.А.Торчинов - СПб., 1999 - Сс.15 - 18

8. Бичурин Н.Я. [Иакинф]. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М-Л. АН СССР, Институт этнографии им. Миклухо-Маклая, 1950- 1049с.

9. Бонгард-Левин Г.М. Индия эпохи Маурьев. - М.: «Наука», 1973 - 407с.

10. Буддизм и государство на Дальнем Востоке. - М.: «Наука», 1987 - 225с.

11. Будон Ринчендуб. История буддизма (Индия и Тибет) / Пер. с тибет. Е.Е. Обермиллера, перевод с англ. A.M. Донца. - СПб.: Евразия, 1999 - 336с.

12. Ваджраччхедика праджняпарамита сутра. Алмазная сутра или сутра о совершенной мудрости, рассекающей [тьму невежества], как удар молнии //

Перевод с санскрита В.П.Андросова [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://abhidharma.ru/AA/edalla/Content/VPPC.htm

13. Васильев JI.C. История религий Востока. М.: «Университет», 2004 - 704с.

14. Васильев В.П. Буддизм, его догматы, история и литература: Общее обозрение. Ч. 1. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1857 - 368 с.

15. Васильев В.П. Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм. - Спб.: Изд. типография B.C. Балашева, 1873 - 184с.

16. Волков C.B. Ранняя история буддизма в Корее. - М.: «Наука», 1985 - 152с.

17. Вон Кью-Кит. Энциклопедия дзэн // пер. с англ. А.Гарькавого. - М.: «Фаир-пресс», 2001 -395с.

18. Гарри И.Р. Дзогчен и Чань в буддийской традиции Тибета. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2003 - 207с.

19. Гарри И.С. Дзэн-буддийское миросозерцание Эйхэй Догэна. - М.: Вост.лит. РАН, 2003 - 208с.

20. Дао-дэ цзин / пер. Ян Хиншуна. - СПб.: «Азбука», 1999 - 93с.

21. Дао: Гармония мира.- М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1999 - 860с.

22. Древнекитайская философия // сост. Ян Хиншун. Ред.коллегия: В. Г. Буров, Р. В. Вяткин, М. Л. Тигаренко. - М.: «Мысль», 1972. Т.1. - 303с.

23. Духовная культура Китая. Энциклопедия // ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов - М.: «Вост.лит. РАН», 2006. Т.1 - 727с.

24. Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. Индия и Китай // пер. с англ. А.М.Кабанова. - СПб.: ТОО «ОРИС» - ТОО «ЯНА-ПРИНТ», 1994 - 336с.

25. Дюмулен Г. История дзэн-буддизма // Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2003 - 317с.

26. Еремеев В.Е. Коррелятивный детерминизм в древнекитайском мировоззрении // XIII Всероссийская научная конференция "Философии восточно-азиатского региона (Китай, Япония, Корея) и современная цивилизация": Информационные матариалы (Сер. Г). М., 2008. Вып. 15, ч. 2. С. 151-157.

27. Еремеев В.Е. Древнекитайская коррелятивная методология // Методология в искусстве и науке: Сборник материалов конференции. М., 2010 - Сс. 201-209.

28. Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма: По материалам коротких рассказов IV—VI вв. СПб.: «Андреев и сыновья», 1994 - 238с.

29. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. СПб.: «Петербургское востоковедение», 1999 - 288с.

30. Игнатович А.Н. Десять ступеней Бодхисаттвы (на материале сутры «Цзиньгуанмин-цзюйшэ-ванцзин) // Психологические аспекты буддизма. Отв.ред. Н.В.Абаев. - Новосибирск, 1991 - Сс.69 - 90

31. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии: очерк ранней истории. М.: «Наука» -1987-314с.

32. Игнатович А.Н. О Саддхарма-пундарика-сутре и её месте в истории развития буддизма махаяны. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.abhidharma.rU/A/Vedalla/Content/Q%20Caddharma-pundarika-cutre. Мт#у1

33. Избранные сутры китайского буддизма // пер. с кит. Д.В.Поповцева. - СПб.: «Наука», 2000 - 426с.

34. История восточной философии // Отв.ред. М.Т.Степанянц. - М.: ИФ РАН, 1998-122с.

35. История китайской философии // пер. с кит. В. С. Таскина; общ. ред. и послесл. М. Л. Титаренко. - М.: «Прогресс», 1989 - 551с.

36. Источниковедение и историография истории буддизма (Страны центральной Азии). / отв.ред. Р.Е.Пубаев. - Новосибирск: «Наука», 1986 - 124с.

37. Китайская философия. Энциклопедический словарь. // под ред. М.Л.Титаренко. - М.: «Мысль», 1994 - 573с.

38. Классические тексты дзэн. / Пер. и комм. А. А. Маслова. Ростов-на-Дону, 2004 - 479с.

39. Кобзев А.И. Категории и основные понятия китайской философии и культуры // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. - Сс. 66 - 81

40. Кобзев А.И. Философия и духовная культура Китая // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко - М.: Вост. лит., 2006. T.l.-Cc. 44-55

41. Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М.: «Наука», 1983 -353с.

42. Комиссарова Т.Г. Роль библиографии в истории китайского буддизма // Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования. Ежегодник 1978 -1979. М.: «Наука», 1987 - Сс.218 -233

43. Кравцова М.Е. Буддизм в мировоззрении аристократии раннесредневекового Китая // Буддийский взгляд на мир. Ред.сост. Е.П.Островская, В.И.Рудой. -СПб.: Изд-во «Андреев и сыновья», 1994 - Сс.321 - 372

44. Кравцова М.Е. История культуры Китая СПб.: «Лань», 1999 - 416с.

45. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. - М.: «Наука», 1987 - 311с.

46. Лепехов С.Ю. Идеи шуньявады в коротких сутрах Праджняпарамиты // Психологические аспекты буддизма. Отв.ред. Н.В.Абаев - Новосибирск: «Наука», 1991 - Сс.90 - 104

47. Лепехов С.Ю. Философия мадхъямиков и генезис буддийской цивилизации. Улан-Удэ, 1999-238с.

48. Лепехов С.Ю., Донец A.M., Нестеркин С.П. Герменевтика буддизма. Улан-Удэ: Изд. БНЦ СО РАН, 2006 - 264с.

49. Лукьянов А.Е. Лаоцзы и Конфуций: Философия Дао - М.: Вост. Лит., 2000 -384с.

50. Лысенко В.Г., Терентьев Л.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М.: Вос.лит. РАН, 1994 - 383с.

51. Малявин В.В. К вопросу о взаимодействии буддизма с китайской традицией // Тезисы Всесоюзной буддологической конференции. М., 1987

52. Малявин В.В. Буддизм и китайская традиция (к проблеме формирования идеологического синкретизма) // Этика и ритуал в традиционном Китае:

Сб.ст./АН СССР, Ин-т востоковедения / Отв. ред. JI.C. Васильев. М.: «Наука», 1988 - Сс. 256-273

53. Малявин В.В. Китайская цивилизация. - М.: Изд-во Астрель; ООО Изд-во ACT; ИПЦ "Дизайн. Информация. Картография", 2000 - 632с.

54. Махапаринирвана сутра. Сутра о великой нирване Гаутамы Будды. Избранные главы // Пер. с англ. и комментарии Ф.В. Шведовского. - СПб: «Триада», 2005 - 288с.

55. Махапариниббана-сутта / пер. с пали А. Я. Сыркина [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.theosophv.ru/sutra/mahapari.htm

56. Мялль Л.Э. Четыре термина праджняпарамитской психологии: по материалам Аштасахасрика-праджняпарамиты / Л.Э.Мялль // Учен.зап. Тартуск. ун-та 1973. Вып.309. Т.2. - С.208

57. Мялль Л.Э. "Аштасахасрика Праджняпарамита" как исторический источник // дисс. на соискание уч.степ. к.и.н. Тарту, 1984 - 183с.

58. Нестеркин С.П. Концепция татхагатагарбхи в философии Махаяны. // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Востоковедение 2008/8-Сс.18-24

59.Островская Е.П., Рудой В.И. Классическая буддийская философия. СПб.: «Лань», 1999-544с.

60. Письмена на воде: Первые наставники Чань в Китае / Пер., исслед. и коммент. А.А. Маслова. - М.: «Сфера», 2000 - 604с.

61. Проблема человека в традиционных китайских учениях: Сб. ст. / АН СССР, Ин-т востоковедения. Отв. ред. Т.П. Григорьева. - М.: «Наука», 1983 - 262с.

62. Радхакришнан С. Индийская философия. -М., 1956. Т.1 - 624с.

63. Радуль-Затуловский Я.Б. Великий китайский атеист Фань Чжэнь // Ежегодник музея истории религии и атеизма. М.-Л., 1957, Т. 1

64. Религии Китая. Хрестоматия. // ред.-состав. Е.А.Торчинов. - Спб.: «Евразия», 2001 -509с.

65. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М: «Наука», 1991- 295с.

66. Рудой В.И. Введение в буддийскую философию // Васубандху. Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы). 4.1. Анализ по классам элементов. Предисл., пер., коммент. В.И. Рудого. - М., 1990 - 317с.

67. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого М.: «Наука», 1978 - 384с.

68. Солонин К.Ю. Учение Тяньтай о недвойственности // Петербургское востоковедение. Выпуск № 8, 1996 - Сс. 41-87

69. Степанянц М.Т. Восточная философия. М.: «Вост. лит. РАН», 2001 - 511с.

70. Судзуки Д.Т. Основы Дзэн-буддизма. // Буддизм: четыре благородных истины. М.: «Эксмо», 2002 - 992с.

71. Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Сутра о постижении деяний и Дхармы Бодхисаттвы Всеобъемлющая мудрость // пер. с кит. А.Н.Игнатовича. - М.: «Ладомир», 1998 - 537с.

72. Сутра «Поучения Вималакирти» / Перевод с тибетского, предисловие и комментарии A.M. Донца. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005 -144с.

73. Торчинов Е.А. Даоссо-буддийское взаимодействие (теоретико-методологические проблемы исследования) // Народы стран Азии и Африки. История, экономика, культура. Выпуск 2. М., 1988 - Сс.45 - 54

74. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. Спб.: Центр "Петербургское востоковедение", 1998 - 384с.

75. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000 - 304с.

76. Торчинов Е.А. Китайская картина мира и буддизм (к вопросу о характере взаимодействия культур Китая и Индии) // История философии, культура и мировоззрение. К 60-летию профессора A.C. Колесникова. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000

77. Торчинов Е.А. Парадигмы классической китайской философии в компаративистском аспекте // Размышления о философии на перекрестке второго и третьего тысячелетий. Сборник к 75-летию профессора М.Я.

Корнеева. Серия «Мыслители». Выпуск И. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002 - Сс. 192-209

78. Торчинов Е.А. Пути Философии Востока И Запада: Познание Запредельного. Спб.: "Азбука-Классика", "Петербургское Востоковедение", 2007 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psvlib.ukrweb.net/books/torch02/index.htm

79. Трактат о пробуждении веры в махаяну «Махаяна шраддхотпада шастра» («

Л Ш ЙЭ ^М Т& »). Перевод с китайского, предисловие и комментарий

Е.А.Торчинова - СПб.: Издательство Буковского, 1997 - 92с.

80. Уотте А. Путь дзэн / пер. с англ. Ю.Михайлик - Киев: «София», 1993 - 320с.

81. Успенский В.Л. Буддийский канон // Книга Монголии. М.: «Книга», 1988 -Сс. 191-200

82. Фэнь Ю-лань. Краткая история китайской философии. - СПб.: «Евразия», 1998-376с.

83. Философские вопросы буддизма / отв.ред. В.В.Мантатов. - Новосибирск, 1984-133с.

84. Хуэй-цзяо. Жизнеописание достойных монахов. // Пер. с кит., вступ.ст., коммент. и указат. М. Е. Ермакова - М.: «Наука», 1991 - 250с.

85. Хуэй-цзяо. Жизнеописание достойных монахов. // Пер. с кит., вступ.ст., коммент. и указат. М. Е. Ермакова - СПб.: «Петербургское востоковедение», 2005-230с.

86. Цзун-ми. О началах человека / пер. с кит. Е.А.Торчинов // Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2000 - Сс.286 - 303

87. Чжуан-цзы. Ле-цзы: Каноны даосской традиции Китая/ Пер. с кит., вступ. ст., примеч. и указ. В.В. Малявина. - М.: «Мысль», 1995 - 440с.

88. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М.: "Наука", 1988 - 428с.

89. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен» // Конфуций: уроки мудрости. М.: «Эксмо-пресс», 2000 - Сс.429 - 906

90. Янгутов Л.Е. Философское учение школы хуаянь. Новосибирск, 1982 - 142с.

91.Янгутов JI.E. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосибирск, 1995 -224с.

92. Янгутов JI.E. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь. Улан-Удэ, 1998- 160с.

93. Янгутов JI.E. Традиции Праджняпарамиты в Китае. Улан-Удэ: Изд. Бурятского госуниверситета, 2007 - 272с.

на западных языках:

94. Bareau Andre. La composition et les Étapes de la formation progressive du Mahaparinirvanasutra ancien. - BEFEO 56, 1979 - P.45-103

95. Bongard-Levin G.M. «New Sanskrit Fragments of the Mahayana Mahaparinirvanasutra» // Central Asian Manuscript Collection at Leningrad. -1986

96. Ch'en K. Buddhism in China. A Historical Survey. Princetone, 1964

97. Ch'en K. The Chinese transformation of Buddhizm. Princeton, 1973

98. Dumoulin Heinrich, Zen Buddhism: A History. Vol.1, India and China. New York: Macmillan Publishing Company, 1988

99. Guang Xing. The concept of the Buddha: it's evolution from early Buddhism to the trikaya theory. London and New York: RoutledgeCurzon, 2005

100. Hakeda Y. The Awakening of Faith. - N.Y.; L., 1967

101. Hodge Stephen. Textual History of the Mahäyäna-mahäparinirväna-sütra, 2004 // http://www.nirvanasutra.org.uk/historicalbackground.htm

102. Hodge Stephen. The lecture at the University of London, SOAS, 2006 // http ://www.nirvanasutra. org.uk/historicalbackground2 .htm

103. Liebenthal Walter. A Biography of Chu Tao-Sheng. // Monumenta Nipponica, Vol. 11, No. 3 (Oct., 1955), pp. 284-316

104. Liebenthal W. The World Conception of Chu Tao-sheng. // Monumenta Nipponica, Vol.12, No. 1-2 (1956), pp. 66

105. Liebenthal Walter. The World Conception of Chu Tao-sheng: Texts. // Monumenta Nipponica, Vol.12, No. 3-4 (1956), pp. 74-76

106. Lusthaus Dan. Critical Buddhism and Returning to the Sources // ed. by James Hubbard and Paul Swanson. - University of Hawaii Press, 1997

107. Ming-Wood Liu. The Doctrine of the Buddha-Nature in the Mahayana Mahaparinirvana-Sutra // Journal of the International Association of Buddhist Studies, 5(2) 1982-P.63-84

108. Murty T.R.V. The Central philosophy of Buddhizm. London, 1955

109. Nanjio B. A Catalogue of the Chinese Translation of Buddhist Tripitaka. Oxford, 1883

110. Page Tony. Buddha Nature Is Not Mere "Upaya / Dr. Tony Page, 2006 -http://www.nirvanasutra.net/buddhanaturenotupaya.htm

111. Page Tony. Some Basic Principles of the «Mahayana Mahaparinirvana Sutra». / Dr Tony Page, 2004 - http://www.nirvanasutra.org.uk

112. Page Tony. Buddha-Self: The Secret Teachings of the Buddha in the Mahaparinirvana Sutra // Nirvana Publications. - London, 2003

113. Silk Jonathan A. Body Language. Indie sarira and Chinese sheli in the Mahaparinirvanasutra and Saddharmapundarika. - Tokyo, 2006

114. Shimoda Masahiro. «The Mahaparinirvana Sutra and the Origins of Mahayana Buddhism». - Tokyo, 1997

115. Soothill W.E., Hodous B.A. A dictionary of Chinese Buddist Terms. Taipei, 1972

116. Takakusu Y. The Essentials of Buddhist Philosophy. Honolulu, 1956

117. The Great Mahaparinirvana sutra. // as translated into English by Charles D. Patton II, 1999

118. The Mahayana Mahaparinirvana Sutra // as translated into English by Kosho Yamamoto and edited and revised by Dr. Tony Page. London: Nirvana Publications, 1999-2000

119. The Li-Tai fa-pao chi and the Ch'an Doctrine of Sudden Awakening // Early Ch'an in China and Tibet. / ed. Walen Lai and Lewis R. Lancaster. Berkeley: Asian Humanities Press, 1983

120. Whalen Lai. The Mahaparinirvana-Sutra and Its Earliest Interpreters in China: Two Prefaces by Tao-lang and Tao-sheng // Journal of the American Oriental Society, Vol. 102, No. 1 (Jan. - Mar., 1982) - pp.99-105

121. Walen Lai. Tao-sheng's Theory of Sudden Enlightenment Re-examined // Sudden and Gradual, Edited by Peter N. Gregory. Honolulu: University of Hawaii Press, 1987

122. Watts A. W. The way of Zen. New York, 1957

123. Wright A.F. Buddhism in Chinese history. L., 1959

124. Yamamoto Kosho. Mahayanism. A Critical Exposition of the Mahay ana Mahaparinirvanasutra - Tokyo, 1975

125. Yu David C. Skill-in-means and the Buddhism of Tao-sheng: A study of a Chinese reaction to Mahayana of the fifth century // Philosophy East and West. vol.24.no.4(l974) - pp. 413-427

126. Yuyama Akira ( % [JL| ). Sanskrit Fragments of the Mahayana

Mahaparinirvanasutra. Koyosan Manuscripts. - Tokyo, 1981

127. Zurcher E. The Buddhist Conquest of China. Leiden, 1959

на китайском языке:

128. Ван Бан-вэй. Краткие сведения о переводах махаянской Махапаринирвана-сутры // Вестник исследований китайского буддизма №6,

07.1993 - Факультет восточных языков Пекинского госуниверситета (5-ШШ.

тъкт <**ий;&> // шкфящя, Фтштътът

1993.07 ¿М)-Сс.103- 127.

129. Ван У-ле. Упадок и расцвет культуры строительства храмов. Тайбэй, 2003. (ЖйШ. ЗЁ^ЬЙЙШШЕ - fcdbrfr : 2003)

130. Ван Те-цзюнь. История переводов сутр буддизма в Китае. Пекин, 2006(ЗЕШ1 2006)-295с.

131. Гун Цзюань. От концепции внезапного просветления учителя Дхармы Дао-шэна до представлений о внезапном и постепенном просветлении

раннего Чань-буддизма // Сборник статей 3-ей конференции посвященной изучению Чань-буддизма обоих направлений. // Тайчжун, 2001 (ЩЩ {)АШ

, «_оо-ЩШЕ.

ЛМ^ШЭД^^г^И-ШШ^Ш» , ЙФ : ШШ^ШШ .

2001) - С.231 -248

132. Избранные материалы по буддийской мысли в Китае // составители: Ши Цзюнь, Лоу Ю-ле, Фан Ли-тянь, Сю Кан-шэн, Лэ Шоу-мин - Пекин: Изд.

«Чжунхуашу», 1981. Т.1 (Ф ШШШ&ШЖШЖо / ЪШ , Ш^Ш ,

, , : ( 1981)-449с.

133. Китайско-русский словарь // гл. сост. Ся Чжун-и. ред.колл. Шанхайского института иностранных языков. Пекин: Изд-во «Шан у ин шу»,

2000 еждаш // ш ж#« ш-. 2000) -

С.1250

134. Краткий словарь буддизма // составители: Чжу Бянь, Ду Цзи-вэнь, Хуан Мин-синь. Шанхай - 2006 ±Ш: ±

2006) -773с.

135. Лю Го-цзун. Сокровенный смысл махаяны. Исследование учения Чжу Дао-шэна, Терминология современных буддийских канонов. Т. 13 - Тайбэй:

1978 (ялш , тъяшФяжт

13 , : ЛИШЬ , 1978)

136. Лань Цзи-фу. Чжу Дао-шэн // Китайские мыслители прошлого. Т.6 -Тайбэй: 1999 (Л^Ш , 6 , ЫЬ , 1999)

137. Лю Гуй-цзе. Исследование философии Чжу Дао-шэна. // Диссер.исслед. на степ, доктора наук Коммерческого Университета Китайской Культуры,

1982 {^т^т^ш^} ,

± , 1982)

138. Махапаринирвана-сутра: версия Дхармакшемы и современный перевод. Пекин, 2003 / ЯЯШШЩ ; 0 - it

Ж : , 2003)-280с.

139. Нирвана-сутра. Перевод Дхармакшемы. Пекин, 2001 - Т. 1,2 (МИЙИ /

( Ш ) ^тсШт? ; ШИШ - : Ж^ШМЯИ: , 2001 - ±,Т«)

- 807с.

140. Основатель перевода буддийских текстов на китайский язык Ань Шигао // Электронное издание министерства культуры Китая («Ш^ЖЩ

и».Ш^ХЯ/г^ \ Copyright©2007 CCRN. All

rights Reserved. \ Ж ICP # 05037878 ■§■) - http://www.ndcnc.gov.cn

141. Первый переводчик сутр махаяны Чжилоуцзячэн // Электронное издание министерства культуры Китая Щ».

{«»). МШ^ \ Copyright©2007 CCRN. All rights Reserved. \

Ж ICP # 05037878 Ц) - http://www.ndcnc.gov.cn

142. Тан Юн-тун. История буддизма династий Хань, Вэй, двух Цзинь, Южных и Северных царств / Тан Юн-тун - Шанхай, 1938 (ЙяЯШ , С/Х8Ш

WffidkSI^«« , ±Ш , 1938)

143. Ту Янь-цю. Сравнительный анализ концепции внезапного просветления Чжу Дао-шэна с учением «Сутры помоста шестого патриарха» Хуэй-нэна. // Тезисы науч.конф. «Чтение и осмысление литературы». Тайбэй:

Тайбэйский гос. пединститут, 2003 (ШШ (т£/\Ш±г^Ф -

,2ооз т^шш^т^шш^^хщш

, 93.6.30 ШТ www.google.com.tw ЩЩ

144. Фан Ли-тянь. Буддизм династий Вэй, Цзинь, Южных и Северных царств / Фан Ли-тянь - Пекин: Изд. китайского народного университета, 2006

tfJJKtt , 2006)-458с.

145. Фан Ли-тянь. Сущность философии китайского буддизма. Пекин,

2002 т.1, 2 05^. Ф ШШП^ШХ ( ±,Т£ ) -

2002)-1269с.

146. Цю Да-чэн. Исследование «Махапаринирвана-сутры». Тайбэй: Изд. Вэньцзинь, 1994 Ш <ЫВвШЖ> ШЯ/ - :

83 [1994])

147. Чэн Сун-бай. Исследование учения о внезапном просветлении Чжу Дао-шэна. // Диссер.исслед. на степ, доктора наук Китайского

Государственного Строительного Университета, 1989 С^ЖЗЕ'Ш 1н"

ия^даю , т&яттшштямшш±ш, 1989)

148. Чэн Синь -цзе. Рассуждения о причинах написания трактата Чжу Дао-шэна «О природе Будды». // Диссер.исслед. на степ, доктора наук Китайского Государственного Университета Права, 2001

тш) , , 2001)

Список использованных оригинальных буддийских произведений

(Заново составленная Трипитака, изданная в годы Тайсё: в 100 т. Токио,

1927 - 1934; 2-е изд. - Токио, 1960 - 1978. Электронная версия издания ф^

- Режим доступа: http://www.fodian.net)

149. Дао Ши. Лес жемчужин из сада Дхармы // Заново составленная трипитака, 53 цзюань, №2122 + . No.2122, Jf

- http://www.fodian.net/1 7-shihui/53/T53n2122.zip

150. Книга ответов Чжу Дао-шэна вану Вэй-цзюню. Гуан хунминцзи. 18 цзюань // Заново составленная трипитака, 52 цзюань, №2103 (ЛШШШЗЦ-

. No.2103, / тш.) -

http://www.fodian.net/l 6-shizhuan/52/T52n2103 .zip

151. Собрание толкований Махапаринирвана-сутры // Заново составленная

трипитака. 37 цзюань № 1763 (АШЩЩН-Ы^ . No.1763 , IßT «ЛШ1

Й^ШШ Ш - http://www.fodian.net/13- jingshu/37/T37n 1763.zip

152. Примечания к Вималакирти-сутре // Заново составленная трипитака. 38 цзюань №1775 (ХШШШ^Ат . No.1775 , IßT ЁШ

iiiiii) - http://www.fodian.net/13-iingshu/38/T38n 1775.zip

153. Комментарии к Саддхармапундарика-сутре // Дополнение к трипитаке. 27 цзюань №577 (ДШШ Л = t "t % . No.577 , ) -

http://www.fodian.net/xzi/27-35fahua/x27/x27n0577.zip

154. Махапаринирвана-сутра (северный канон) в 40 цзюанях / пер.

Дхармакшемы // Заново составленная трипитака. 12 цзюань № 0374 (АШЩ

ш + . № 0374, <*«мт&у (40 ль ж -

http ://www.fodian.net/05-baoii/l 2/Т12п03 74.zip

155. Махапаринирвана-сутра (южный канон) в 36 цзюанях / пер. Хуэй-яня и

др. // Заново составленная трипитака. 12 цзюань № 0375 (АШШЩ"—^ . №

0375, « А 51 Ш £ » (36 $ ), * Я Г $ tt >Jb Ш & tü £ ) -

http://www.fodian.net/05-baoii/12/T12n0375.zip

156. Нирвана-сутра в 6 цзюанях / пер. Фа Сяня // Заново составленная

трипитака. 12 цзюань № 0376 (АШЩЩ-И^ . № 0376, «ШЙАШьШ

Ю) (6 - http://www.fodian.net/05-baoii/12/T12n0376.zip

157. Махапаринирвана-сутра. Окончание / пер. Джнянабадры // Заново составленная трипитака. 12 цзюань № 0377 (АШЛ§Щ~—% . № 0377, CA

(2 £) ш ЯМШт^Щ) - http://www.fodian.net/05-

baoji/12/Т 12n0377.zip

158. Нянь-чан. Летописи буддизма // Заново составленная трипитака, 49

цзюань №2036 (АШШШИ + А^ . No.2036, Л ±Ш) -

http://www.fodian.net/16-shizhuan/49/T49n2036.zip

159. Се Лин-юнь. Рассуждения об основах. Гуан хунминцзи. 18 цзюань //

Заново составленная трипитака, 52 цзюань, №2103 t Z

т . no.2103, {тт&> шлж / сгздвдю ли-л« it) -

http://www.fodian.net/16-shizhuan/52/T52n2103.zip

160. Сэн Ю. Жизнеописание учителя Дхармы Дао-шэна. Собрание записей

Трипитаки // Заново составленная трипитака, 55 цзюань, №2145 (ЛГЕМИЗ!

+ Ж $ . No.2145, « Щ = Ш iE Ш » / « Ж £ й № гё » Ж Ü ft ) -

http://www.fodian.net/17-shihui/55/T55n2145.zip

161. Хуэй Цзяо. Учитель дхармы Дао-шэн. Жизнеописание высоких

монахов // Заново составленная трипитака, 50 цзюань №2059 (ЛШШИЗ!-!-

% . No.2059, / ШПЮ т ШШ) - http://www.fodian.net/16-

shizhuan/5 0/Т5 0п2059.zip

162. Хуэй Сян. Монах Дао-шэн из монастыря Лунгуан столицы империи Цзинь. Записки о Лотосовой сутре // Заново составленная трипитака, 51

цзюань №2068 + . No.2068, {ЩЖШ jE^PMö / «>£

iE» Ш Ш¥) - http://www.fodian.net/16-shizhuan/51/T5 ln2068.zip

163. Чжи Юань-шу. Тайна, из которой берет начало глубокий смысл Нирваны // Заново составленная трипитака. 38 цзюань №1766 (А1ЕШ111Н +

А « . No. 1766 , « 51 А £ SL Ж Ш Ш Ш » , * € Ш Ж ) -

http ://www.fodian .net/13 - j ingshu/3 8/T3 8n 1766.zip

164. Чжи Пань. Общее наследие Будды // Заново составленная трипитака.

49 цзюань №2035 (ЛШЩЛИ+ . No.2035 , ШШ&Ш , &ШШ)

- http://www.fodian.net/l 6-shizhuan/49/T49n2135.zip

165. Ши Цин. Введение в смысл трех шастр // Заново составленная

трипитака. 45 цзюань №1855 (АШЩШИ + Ж^ . No.1855, { =

PS - http://www.fodian.net/l5-zhuzong/45/T45nl855.zip

166. Ши Хуэй-линь. Эпитафия учителя Дхармы из монастыря Лунгуан Чжу Дао-шэна. Гуан хунминцзи. 18 цзюань // Заново составленная трипитака. 52

цзюань №2103 . No.2103, {Ш^т^тШШЩ}

ШШШ / «Г^кЩШ» Щ-/Ш It) - http.7/www.fodian.net/l6-

shizhuan/52/T52n2103 .zip

167. Юань-кан. Комментарии к трактату Чжао Лунь // Заново составленная

трипитака, 45 цзюань №1859 (АШаИШ+г^ . No. 1859, «ШёЙ» Ш 7Б Ш) - http://www.fodiaii.net/15-zhuzong/45/T45nl859.zip

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.