Философско-религиозные искания в поэзии Эмили Дикинсон тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Боровкова, Татьяна Юрьевна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 175
Оглавление диссертации кандидат наук Боровкова, Татьяна Юрьевна
Содержание
Введение
Глава 1. Философия природы в лирике Э. Дикинсон
1.1 Природа как явление, родственное человеку
1.2 Природа как вечная загадка
1.3 Природа как воплощение божественного начала
1.4 Природа - идеальная система?
1.5 Природа как символ вечного обновления
Глава 2. Религиозные поиски и вопросы веры в творчестве Э. Дикинсон
2.1 «Духовная эквилибристика»: истоки
2.2 Вера и поиск доказательств
2.3 Пуританский канон: притяжение и отталкивание
2.4 Бог-отец vs Бог-деспот: величие или тирания?
Глава 3. Темы смерти и бессмертия в стихотворениях Э. Дикинсон
3.1 «The Flood subject»: причины интереса Э. Дикинсон к феномену
смерти
3.2 'Tis so appalling - it exhilarates: пугающая таинственность смерти
3.3 Смерть-проводник, Смерть-демократ, Смерть-элитист
3.4 Смерть человека и увядание природы. Естественность смерти
3.5 Смерть как избавление
3.6 Бессмертие: надежда и сомнение
Заключение
Список литературы
144
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Романтические традиции в американской лирике 1850-80-х годов: Эмили Дикинсон и Эмили Бронте2004 год, кандидат филологических наук Сироштан, Светлана Владимировна
Рецепция поэзии Эмили Дикинсон в России2010 год, кандидат филологических наук Аникеева, Татьяна Юрьевна
Эмили Дикинсон и библейская традиция в новоанглийской поэзии XIX века2002 год, кандидат филологических наук Виноградова, Светлана Геннадиевна
Изолированный дискурс в литературном поле: Э. Дикинсон2008 год, кандидат филологических наук Логутов, Андрей Владимирович
Мир поэтической личности Эмили Дикинсон: Поэзия и эпистолярии2004 год, кандидат филологических наук Костицына, Марина Германовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-религиозные искания в поэзии Эмили Дикинсон»
Введение
На небосклоне мировой литературы трудно найти звезду более яркую и, вместе с тем, более загадочную, чем американская поэтесса XIX века Эмили Дикинсон (1830-1886). Несмотря на столетие кропотливой - сначала «скачкообразной», а в последние десятилетия почти непрекращающейся -работы множества биографов и исследователей во всем мире, мы до сих пор удивительно мало знаем о ее жизни и творчестве. Справедливости ради нужно отметить, что столь ограниченному количеству сколько-нибудь достоверных фактов в немалой степени поспособствовала сама поэтесса, проведшая долгие годы в едва ли не полном уединении и написавшая однажды, что «Душа изберет сама свое Общество - // И замкнет затвор» (3031, перевод В. Марковой).
Сегодня судить о жизни духа, скрывавшегося за однообразным, почти бессобытийным существованием, можно по обширному поэтическому и эпистолярному наследию, составляющему 1775 стихотворений и более тысячи писем. Глобальность затронутых в них вопросов поражает; в одном из стихотворений Э. Дикинсон, со свойственным ей сочетанием наивности и вызывающе смелой парадоксальности, пишет:
My Basket holds - just - Firmaments - В моей Корзинке - лишь - Небеса -Those - dangle easy - on my arm, Их - мне легко нести - в руках -
But smaller bundles - Cram. (352) А груз поменьше - чересчур тяжел.
Несмотря на «вечные» темы ее творений, при жизни было анонимно опубликовано лишь около десяти стихов Э. Дикинсон, причем некоторые из них - вопреки желанию автора и со значительными, искажающими смысл и стиль корректировками. Однако вряд ли можно говорить о полном безразличии Э. Дикинсон, да и вообще какого бы то ни было поэта или писателя, к потенциальной читательской аудитории. Как основной способ «публикации» своих произведений поэтесса воспринимала переписку.
1 Здесь и далее тексты стихотворений приводятся (с соблюдением нумерации) по изданию The Complete Poems of Emily Dickinson / [ed. by Т. H. Johnson], - Boston : Little, Brown and Company, 1960.-770 p. Здесь и далее, если не указано иначе, подстрочный перевод стихотворении и писем мои. - 1. Ь.
Порядка шестисот ее стихотворений были разосланы в письмах друзьям и знакомым.
Так, когда в апреле 1862 года в респектабельном литературном журнале Atlantic Monthly появилась статья под названием «Letter to a Young Contributor», в которой Томас Уэнтворт Хиггинсон - известный в Новой Англии того времени литератор - обращался к молодым писателям и поэтам с наставлениями и призывом присылать свои литературные опыты, тридцатиоднолетняя Э. Дикинсон вскоре отправила ему письмо: четыре стихотворения и просьбу сказать, «дышат ли они» (L 2603).
Впоследствии Т. У. Хиггинсон писал, что сразу увидел в тех стихах «абсолютно новый, оригинальный поэтический гений» [Higginson, 1891]. Тем не менее, изначальным его суждением, которое он выразил в ответном послании, была осторожная похвала оригинальной мысли и достаточно резкая критика формы: слабых рифм, «рваного» ритма, стилистических и
пунктуационных «ошибок».
Поэтесса, почти неизменно подписывая свои письма «Your Scholar», всегда горячо благодарила за «хирургию» и... ничего не меняла в своей поэтической манере. По сей день критики спорят о том, зачем ей на самом деле была нужна такая переписка. Возможно даже, что именно отрицание и критика Хиггинсона помогали Дикинсон увидеть самое необычное и ценное в собственной поэзии. Так или иначе, эти письма были единственной связью поэтессы с литературной жизнью США и, несомненно, являются своего рода
ключом к пониманию ее внутреннего мира.
Когда Т. У. Хиггинсон, прочтя стихи, посоветовал Э. Дикинсон «повременить с публикацией», поэтесса ответила, что мысль о ней чужда ей «как небесная твердь - плавнику». «Если слава принадлежит мне, я не смогу убежать от нее, если же нет - самый длинный день пронесется мимо, не заметив меня, и я тогда не получу признания даже у моей собаки. Лучше мне
3 Злесъ и далее нумерация писем приводится (после префикса «L») по изданию The Letters of Emily DicSon/И ЬуТн Johnson, Т. vL]. - Cambndge, Mass. : The Belknap Press of Harvard University Press,
1958.-Vol. 1-3.- 999 p.
оставаться в моем низком положении», - продолжала она [«Что за риск -письмо!», 1990, с. 210].
Впоследствии в одном из своих лирических произведений поэтесса напишет о публикации как об аукционе, «продаже сердца и ума», унижающей дух человека ценой:
Publication - is the Auction Of the Mind of Man -Poverty - be justifying For so foul a thing
Possibly - but We - would rather From Our Garret go White - Unto the White Creator -Than invest - Our Snow -
Thought belong to Him who gave it Then - to Him Who bear Its Corporeal illustration - Sell The Royal Air -
In the Parcel - Be the Merchant Of the Heavenly Grace -But reduce no Human Spirit To Disgrace of Price - (709)
Публикация - продажа Сердца и Ума -Этакой торговли лучше Нищая сума.
А быть может, лучше даже Прямо с чердака В белом перейти на Небо -Влиться в облака.
Мысль принадлежит тому лишь, Кто ее нам дал, И еще тому, кто после За нее страдал.
Продавай хоть Божью милость И торгуй Весной -Только Душу Человека Не унизь ценой! (Перевод А. Гаврилова)
Интересно, что в этих строках Э. Дикинсон говорит о том, что предпочтет умереть, но остаться «white» - чистой, непорочной. Более того, белый цвет здесь характеризует и Создателя («White Creator»), и, хотя
и
косвенно, саму поэзию, именуемую в стихотворении «снегом». (А ведь именно белое платье было неизменным облачением поэтессы на протяжении последних нескольких лет жизни). Представляется, что стихи для Э. Дикинсон - дар, ниспосланный свыше, а печатать их за деньги - значит продавать милость Божию, «упаковав» ее в коробки, что не только будет являться оскорблением их божественной сущности, но и неизбежно повлечет за собой умаление духовного начала как «продавца», так и «товара». Поэт, по
мнению Э. Дикинсон, является всего лишь посредником, посланцем, несущим мысль от Бога, а потому не может считаться полноправным владельцем своих произведений и не имеет морального права делать их
объектом торговли.
В другом стихотворении (1659) поэтесса говорит о славе как о
крошках, которые не привлекают мудрых птиц, предпочитающих зерна
Фермера (с большой буквы; очевидно, - Бога), но так часто губят людей:
Fame is a fickle food Upon a shifting plate <...>
Whose crumbs the crows inspect And with ironic caw Flap past it to the Farmer's Corn -Men eat of it and die.
Слава - ненадежная пища На движущейся тар еже <...>
Ее крошки осмотрят вороны И с ироничным карканьем Летят мимо -К Зерну Фермера -Люди пробуют ее и гибнут.
Кроме того, Э. Дикинсон редко пишет о прижизненной известности. Напротив, она часто говорит о смерти как о необходимом условии славы:
Fame is the one that does not stay Its occupant must die Or out of sight of estimate Ascend incessantly - (1475)
Славу долго никто не удержит • Владелец ее умрет-Или - выше любой оценки -Стремит непрерывный взлет -(Перевод В. Марковой)
Так произошло и с самой поэтессой: современники не могли оценить всей неординарности ее творчества, да и сейчас вокруг наследия Э. Дикинсон ведутся нескончаемые дискуссии. В числе прочих предметов научных споров - жанровая классификация произведений поэтессы, до недавнего времени не вызывавшая никаких сомнений. Однако, еще Т. X. Джонсон, издавший в 1955 году сборник сверенных с рукописями текстов писем Э. Дикинсон, отмечал, что «стилистические и ритмические характеристики ее писем столь схожи с чертами, свойственными ее лирике, что читателю порой бывает неясно, где заканчивается письмо и начинается стихотворение» [Johnson, 1986, р. ix]. В качестве примера неоднозначного отнесения произведения к
определенному жанру можно привести стихотворение «А Narrow Fellow in the Grass» (986), которое было в разное время опубликовано как в сборнике стихотворений, так и в сборнике писем. Хотя этот факт сам по себе не указывал на сколько-нибудь значительные трудности классификации, именно он натолкнул исследователей на размышления о ее однозначности и правомерности.
В предисловии к книге «New Poems of Emily Dickinson» исследователь Уильям Шёр признает, что многие произведения, представляемые им в качестве стихотворений, на самом деле не что иное, как выдержки из писем, никак не отделенные от остального текста письма визуально (то есть при помощи заглавных букв, красной строки или каким бы то ни было иным образом) [New Poems of Emily Dickinson, 1993, pp. 1-4]. Выбор таких отрывков производился исходя из соображений ритмичности: У. Шёр полагает, что поэзию можно отличить от прозы по характерной «пульсации» ритма. Он утверждает, что в прошлом, при публикации творческого наследия Эмили Дикинсон, исследователи не смогли правильно выделить ее стихотворные произведения из их эпистолярного окружения. Однако норвежский исследователь Доминик Митчелл в книге «Measures of Possibility: Emily Dickinson's Manuscripts» [Mitchell, 2005, p. 139] заявляет, что при попытке такого выделения мы неизбежно сталкиваемся с проблемой: письма поэтессы полны отрывков, в которых можно усмотреть своеобразную ритмичность. Более того, даже рифмы не всегда прямо указывают на то, что данное произведение или его часть является стихотворением. Например, строки из письма Э. Дикинсон другу семьи Отису Филлипу Лорду «So delicate a diffidence, how beautiful to see! I do not think a Girl extant has so divine a modesty» [Цит. no: Mitchell, 2005, p. 140] вполне можно определить как четверостишие с типичной для Э. Дикинсон abcb-рифмой. С другой стороны, анализ творчества поэтессы указывает на тенденцию употребления ею заглавных букв в начале стихотворных строк, чего нет в данном отрывке.
Таким образом, если она сама не выделила его в отдельное стихотворение, встает вопрос о том, правомерно ли такое выделение теперь.
С другой стороны, объективным критерием для вычленения стихотворений из писем можно считать отправку их разным адресатам. Так, четверостишие «Pass to they Rendezvous of Light» (1564) было в разное время отослано двум адресатам - Томасу Хиггинсону и Сьюзан (подруге Э. Дикинсон). Можно предположить, что поэтесса вряд ли стала бы копировать отрывки из письма одному человеку в послании другому.
Необходимо отметить, что, по мере того, как Э. Дикинсон становилась зрелым поэтом, ее письма все больше походили на стихотворения, но это и неудивительно. В XIX веке, когда эпистолярный жанр был весьма распространенным и общепринятым средством коммуникации, письмо определялось, согласно словарю английского языка Ноя Вебстера, как «свободное, простое и естественное»4. Вспомним, что общение Э. Дикинсон с окружающим миром практически полностью сводилось к переписке и написанию стихов. Из этих двух компонентов фактически и складывалась, особенно в последние два десятилетия, ее жизнь. Вряд ли является совпадением и то, что с началом добровольного отшельничества поэтессы совпало по времени и изменение стиля ее корреспонденции. Представляется логичным, что стихи и письма в этот период стали очень похожи друг на друга - изъясняться именно таким образом было естественно для Э. Дикинсон, и значительное размежевание эпистолярного и лирического начал, вероятно, было бы затруднительным для нее. В последние годы письма отражали ту «плотность», «компактность» использования языка, которая была особенно свойственна ее стихотворениям. В посланиях зачастую нет обращений и подписи; исследователи также отмечают уменьшение количества слов в строке. Например, последнее письмо, отправленное Э. Дикинсон ее кузинам, состоит всего из трех слов: «Отозвана
назад. Эмили» (L 1046).
Webster N. Air American dictionary of the English
4 Здесь и далее определения слов приводятся по словарю Weoster in. . ^
language // Emily Dickinson Lexicon : [website], - URL: щтШ^ШФШ (accessed. 12.09.2011).
Вероятно, такое смешение эпистолярного и поэтического начал в едином «стихотворении-письме» («letter-poem», термин, предлагаемый новым онлайн-проектом Dickinson Electronic Archives) есть не что иное, как еще одна, хотя и необычная, характерная черта произведений Э. Дикинсон, наряду с другими, новаторскими для ее времени, особенностями.
Неординарность творческого почерка Э. Дикинсон проявлялась не только в двойственности избранного ею жанра, но и в особенностях языка и стиля ее стихов, до сих пор шокирующих приверженцев классических правил стихосложения. Это и необычные рифмы (а иногда - замена их аллитерациями и ассонансами), и многочисленные заглавные буквы, и нарушение грамматического и синтаксического строя высказываний, и употребление слов в нетрадиционных значениях5, и кажущееся чрезмерным обилие тире. Более того, как утверждает И. В. Раюшкина, «прагматический эффект в поэтическом языке Эмили Дикинсон создается за счет «сверхкомпрессии» текста, предполагающей имплицитное, закодированное автором отношение к явлениям и фактам изображаемой действительности, а также его стремление оказать то или иное воздействие на читателя, который постоянно находится в состоянии обманутого ожидания» [Подробнее об этом см.: Раюшкина, 2004, с. 63-94]. Всем этим особенностям уже посвящен ряд исследований зарубежных и отечественных ученых: «Dickinson: The Modern Idiom» (1981) Д. Портера, «Emily Dickinson: A Poet's Grammar» (1987) и «Dickinson's Language: Interpreting Truth Told Slant» (1989) К. Миллер, «Emily Dickinson and the Life of Language: a Study in Symbolic Poetics» (1985) Э. Бью дик, «Positive as Sound: Emily Dickinson's Rhyme» (1990) Дж. Дж. Смол, а также исследования Дж. Таубман «Пауза в женской речи: тире у Э. Дикинсон и М. Цветаевой» (1992), Е. Н. Кисловской «К проблеме структурной организации поэтической речи Эмили Дикинсон» (1999) и др.
Однако такое откровенное пренебрежение всеми современными поэтессе литературными нормами и установками, - вместо того, чтобы
' Исследователями творчества Э. Дикинсон из Университета Бригама Янга (США) даже составлен так называемый «Emily Dickinson Lexicon» (далее именуемыи «ED Lexicon»).
рассматриваться как по-новаторски своеобразная система, - даже в XX веке часто описывалось учеными и критиками как проявление причудливой эксцентричности.
С тех пор как вскоре после смерти поэтессы стали появляться первые публикации ее стихов (по словам биографа Р. Сьюэлла, «порционные и непрофессионально отредактированные» [Sewall, 2003, р. 234]), восприятие «феномена Э. Дикинсон» постоянно менялось, что в значительной мере было связано с эволюцией фокуса биографических и иных научных работ. Странная отшельница («the nun of Amherst»), несчастная жертва безответной любви, пылкая бунтарка-феминистка - все это «лица», открывавшиеся усилиями редакторов и исследователей недоумевающей читательской
аудитории.
Конечно, было издано и немало стремящихся к объективности литературоведческих и критических трудов биографического («Emily Dickinson: an Interpretive Biography» Т. Джонсона (1955), «The Years and Hours of Emily Dickinson» Дж. Лейды (1960), «The Life of Emily Dickinson» P. Сьюэлла (1974)) и текстологического («Choosing Not Choosing: Dickinson's Fascicles» Ш. Кэмерон (1992), «Rowing in Eden: Rereading Emily Dickinson» M. H. Смит (1992)) толка, развенчивающих сложившиеся ранее мифы.
Интерес исследователей не ограничивался личностью Э. Дикинсон: многие работы анализируют собственно ее творчество. Некоторые из них (например, «Thematic Patterns Of Emily Dickinson's Poetry» H. Тандон и А. Треведи (2008)) носят общеописательный характер, другие - напротив, концентрируются на частных, специфических аспектах лирики поэтессы («The Gardens of Emily Dickinson» Дж. Фарр и Л. Картер (2004), «Emily Dickinson, Accidental Buddhist» P. Аллена (2007), «Emily Dickinson and the Labor of Clothing» Д. Вордроп (2009) и др.). Кроме того, ряд ученых -Дж. Д. Эбервейн, Дж. Фарр, Р. Миллер, Ш. Лейтер и Д. Прист - публиковали
комментарии к стихотворениям Э. Дикинсон.
Зарубежными учеными Ч. Андерсоном, Дж. JI. Кэппсом, Р. Паттерсон, Р. Миллер, Р. Сьюэллом и др. также достаточно подробно изучен вопрос о литературно-философском влиянии на Э. Дикинсон ее предшественников и современников. Как писал У. К. Брайент, «даже если [поэт] не читает сочинений своих собратьев, <... > он непременно усвоит что-то от их гения, который накладывает свой отпечаток не только на современную литературу, но и на образ мыслей его собеседников и близких» [Брайент, 1977, с. 63], и мы склонны согласиться с Р. Сьюэллом в том, что феномен Э. Дикинсон, несмотря ни на что, «суммирует культуру, а не является небольшим эксцентричным ответвлением от нее» [Sewall, 2003, р. 671].
В России до 7Ох гг. XX столетия произведения Э. Дикинсон были практически не представлены (за исключением нескольких стихов, переведенных М. Зенкевичем и И. Кашкиным), а академическое советское литературоведение, по словам Т. Д. Бенедиктовой, «было настроено сурово и, в целом добросовестно описывая американскую литературную традицию, фигуру Дикинсон не видело в упор» [Бенедиктова, 2007, с. 232]. Лишь с 1976 г., когда был выпущен 119-й том «Библиотеки всемирной литературы» с переводами 218 стихотворений Э. Дикинсон, выполненными В. Марковой, началась истинная популярность творчества поэтессы в России. Дальнейшее знакомство русскоязычных читателей с Э. Дикинсон обеспечили переводчики А. Гаврилов, Т. Стамова, А. Величанский, А. Кудрявицкий,
О. Седакова, Г. Кружков, С. Рабинович и др.
Параллельно с переводами, в виде журнальных публикаций или предисловий к сборникам стихов выходят и первые отечественные научно-критические статьи о творчестве Э. Дикинсон. Так, в предисловии к сборнику стихов 1981 г. В. Маркова отмечает органическую связь лирики Э. Дикинсон с породившей ее эпохой. «В любом стихотворении Дикинсон, даже самом сокровенном или самом философски углубленном, можно найти «точку пересечения со временем», не сиюминутным, а историческим, выпестованным в ходе долгого развития. Эмили Дикинсон остро ощущала
подземные толчки и сдвиги: трещина проходит сквозь сердце поэта» [Маркова, 1981, с. 4-5]. Переводчица говорит о влиянии на мировоззрение поэтессы крушения старых идеалов, ослабления до тех пор безусловно стойкой веры пуритан, когда «прогрессивные для того времени американские философы и просветители восстали против окостенелых догм мрачного кальвинизма» [Маркова, 1981, с. 8]. В статье также упоминается тот факт, что Э. Дикинсон восприняла многие «носившиеся в воздухе и подсказанные самой историей» идеи Р. У. Эмерсона, но «пошла гораздо дальше в своем разрушительном анализе» [Маркова, 1981, с. 9].
Более подробно интерпретация «феномена Дикинсон» в контексте мировоззренческих тенденций эпохи производится Э. Ф. Осиповой. В статье «Романтические традиции в творчестве Эмили Дикинсон» она также обращается к вопросу о влиянии на Э. Дикинсон эмерсоновских идей, утверждая, что «философская проза и поэзия трансценденталистов прошла через призму ее восприятия и наложила несомненный отпечаток на все ее творчество» [Осипова, 1998, с. 127]. Так, автор статьи отмечает отражение в некоторых стихотворениях Э. Дикинсон трансценденталистской доктрины self-reliance («We never know how high we are // Till we are asked to rise» (1176)), концепта «solitude» как слияния с природой и «renunciation» в целом, а также обращает внимание на разделяемую Р. У. Эмерсоном и Э. Дикинсон мысль о метафизическом родстве человека и природы. Тем не менее, исследовательница справедливо говорит о ряде заметных отличий между мировоззрением поэтессы и принципами трансцендентализма: «Здесь романтическая приподнятость, свойственная Эмерсону, сменяется приземленной, но от этого не менее поэтической интонацией человека, женщины, знающей домашний труд - и много других простых и «обыденных» вещей - не понаслышке, сообщающей этому миру особый, скажем так, женский колорит» [Осипова, 1998, с. 130]. В отличие от У. Уитмена, Э. Дикинсон постепенно отходила от неоплатоновских представлений о мире, ознаменовывая «поворот американской мысли от
оптимизма к пессимизму» [Осипова, 1998, с. 136]. Так, одним из главных расхождений между двумя писателями Э. Ф. Осипова называет отношение к Богу: некоторые из стихотворений Э. Дикинсон свидетельствуют об утере веры и обвиняют Бога в слабости и двуличии. В выражаемой поэтессой концепции мира как хаоса и отрицании высшей благой воли или предустановленной гармонии исследовательница видит предвосхищение экзистенциальной картины мира, поясняя, однако, что безнадежность и отчаяние вовсе не доминируют в поэзии Э. Дикинсон.
В статье «Поэзия Эмили Дикинсон: потаенные страницы американского романтизма», Т. Бенедиктова рассматривает вольное толкование поэтессой вопросов веры с позиции романтизма: «Маленькая женщина из самодовольно-чопорной пуританской провинции переживала в своем сердце великую свободу, обещанную человечеству новой эпохой, открытую для искусства романтизмом. <...> Там, где иные обретали уютное счастье, Дикинсон испытывает отчаянную тоску узника по свободе. Райское блаженство сравнивается с бессрочным тюремным заключением»
[Бенедиктова, 1980, с. 30].
Среди диссертационных исследований первой русскоязычной работой стала «Философская поэзия американского романтизма. Поэтическое творчество Ральфа Уолдо Эмерсона и Эмили Дикинсон» (1988 г.) С. Д. Павлычко, в которой автор устанавливает связи идей и образов лирики Э. Дикинсон с трансцендентализмом и эстетикой Р. У. Эмерсона, анализируя «зарождение реалистических элементов в рамках романтической эстетики» [Павлычко, 1988, с. 5]. После этого наступил длительный перерыв, и лишь в 2002 г. появилась работа С. Г. Виноградовой «Эмили Дикинсон и библейская традиция в новоанглийской поэзии XIX века», предлагающая «целостную историко-литературную интерпретацию лирики Э. Дикинсон, ее связи с библейской традицией пуританской поэзии Новой Англии и в контексте эстетики и философии США второй половины XIX столетия» [Виноградова, 2002, с. 22].
Самым «продуктивным» стал 2004 год, когда появилось три диссертации, обращающиеся к наследию Э. Дикинсон: «Язык поэтического перевода в аспекте лингвистической прагматики (на материале стихотворений Эмили Дикинсон)» И. В. Раюшкиной, рассматривающая язык поэтических текстов Э. Дикинсон как объект переводческой деятельности; «Романтические традиции в американской лирике 1850-80-х годов (Эмили Дикинсон и Эмили Бронте)» С. В. Сироштан, посвященная сопоставительному анализу творчества двух поэтесс, и «Мир поэтической личности Эмили Дикинсон (поэзия и эпистолярии)» М. Г. Костицыной, исследующая влияние на творчество поэтессы современной ей исторической эпохи, а также поэтику цветописи в стихах и письмах Э. Дикинсон.
В 2008 г. была завершено диссертационное исследование А. В. Логутова «Изолированный дискурс в литературном поле: Э. Дикинсон», в котором анализируется поэтический язык Э. Дикинсон в контексте публичного дискурса, а также механизм взаимодействия личного и публичного (с применением к творчеству поэтессы символа мембраны/вуали).
Наконец, последняя из известных на сегодняшний день работ -диссертация Т. Ю. Аникеевой «Рецепция поэзии Эмили Дикинсон в России» (2010 г.), исследующая динамику восприятия творчества Дикинсон в отечественном литературоведении и историю переводов (включая публикуемые в сети Интернет) ее стихов на русский язык.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в нем выявлена основная доминанта мировоззрения Э. Дикинсон, определяемая как сомнение, и осуществлен системный анализ ее поэзии с учетом отличительных особенностей философско-религиозных исканий поэтессы. Впервые предлагается классификация создаваемых Э. Дикинсон образов и акцентируется их неоднозначность и противоречивость.
Сомнение всегда присутствовало - незримо или совершенно открыто и даже демонстративно - во всем творчестве Э. Дикинсон. «Ехрепшеп!
escorts us last - // His pungent company // Will not allow an Axiom // An Opportunity» (Скептический Эксперимент // Проходит с нами путь - // Чтоб Аксиома не могла // На Правду посягнуть), - писала она в одном из стихотворений (1770, перевод А. Гаврилова). Об однозначном толковании Э. Дикинсон той или иной темы, а порой даже о преобладании единственной точки зрения на один и тот же вопрос, говорить не приходится: ее произведения - поле боя, на котором нет победителей и проигравших, а есть лишь спор, противоборство, поиск истины:
Sweet Skepticism of the Heart -That knows - and does not know -And tosses like a Fleet of Balm -Affronted by the snow -Invites and then retards the Truth Lest Certainty be sere Compared with the delicious throe Of transport thrilled with Fear -(1413)
О как сладка Ирония Души -Когда Душа то верит - то не верит -Ее кидает - как Кораблик детства -Весна и Снег - живут за этой Дверью. Любую Истину оспорит и сразит-И Несомненность растечется Лужицей-
Чтоб вдруг в Ночи почувствовать Толчок -
Восторга - вперемежку - с Ужасом. (Перевод С. Рабинович)
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что самобытность Э. Дикинсон заставляет интерпретировать ее творчество как уникальное явление в американской поэзии, а ее искания в области философии, философии природы и религии, а также толкования темы смерти и бессмертия, открывают все новые горизонты для понимания ее поэзии.
Объектом исследования является литературное наследие Э. Дикинсон в аспекте специфики ее мировоззрения, предметом - философско-религиозные искания Э. Дикинсон, отраженные в ее стихотворениях и письмах.
Материалом для настоящей работы послужили оригиналы и переводы стихотворений Э. Дикинсон, отобранные путем анализа всего корпуса ее лирики по принципу наибольшей репрезентативности в рамках исследуемых тем творчества поэтессы; а также оригиналы и переводы ее
эпистолярных произведений. Многие из рассматриваемых стихотворений анализируются впервые в отечественном литературоведении.
Теоретической и методологической основой исследования явились классические труды Ю. М. Лотмана, М. Л. Гаспарова, В. М. Жирмунского, Е. Г. Эткинда, В. Е. Хализева, В. В. Виноградова, а также работы А. А. Ричардса, У. Эмпсона, К. Брукса, В. Изера, Г. Лансона, П. Кэйн и др. При работе над диссертаций использовались биографический, историко-литературный, сравнительно-исторический методы, а также метод «пристального чтения» (close reading).
Цель диссертации заключается в том, чтобы раскрыть своеобразие религиозно-философских исканий Э. Дикинсон.
Вышеобозначенная цель предполагает решение следующих задач:
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Язык поэтического перевода в аспекте лингвистической прагматики: На материале стихотворений Эмили Дикинсон2004 год, кандидат филологических наук Раюшкина, Ирина Владимировна
Философская поэзия американского романтизма (поэтическое творчество Ралфа Уолдо Эмерсона и Эмили Дикинсон)1984 год, кандидат филологических наук Павлычко, Соломия Дмитриевна
Уильям Каллен Брайант: поэзия и поэтика1984 год, кандидат филологических наук Ханжина, Елена Павловна
Бегство от культуры как идейно-художественная доминанта поэзии С.Хоув2009 год, кандидат филологических наук Плахотя, Юлия Анатольевна
Метафизическая поэзия в американской литературной традиции2006 год, доктор филологических наук Половинкина, Ольга Ивановна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Боровкова, Татьяна Юрьевна, 2012 год
Список литературы
Тексты художественных произведений
1. Американская поэзия в русских переводах. XIX - XX вв. / [сост., предисл. и коммент. С. Б. Джимбинова]. - М. : Радуга, 1983. - 667 с.
2. Американские поэты / пер. М. Зенкевича. - М. : Худож. лит.,
1969.-285 с.
3. Брайент У. К. Лекции о поэзии. / У. К. Брайент // Эстетика
американского романтизма. -М., 1977. - С. 32-67.
4. Величанский А. Охота на эхо : [Стихотворения. Переводы] / А. Величанский. - М. : Прогресс-Традиция, 2000. - 366 с.
5. Дикинсон Э. Лирика / Э. Дикинсон ; [сост. А. Кудрявицкий]. -
М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 381 с.
6. Дикинсон Э. Письма к Томасу Уэнтворту Хиггинсону /
Э. Дикинсон ; пер. А. Гаврилова // Эмили Дикинсон. Лирика / [сост. А. Кудрявицкий]. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 280-336.
7. Дикинсон Э. Стихотворения / Э. Дикинсон // Лонгфелло Г. Песнь о Гайавате; Уитмен У. Стихотворения и поэмы; Дикинсон Э. Стихотворения
-М., 1976. -С. 427-502.
8. Дикинсон Э. Стихотворения / Э. Дикинсон ; пер. А. Гаврилова,
Я. Бергера, Л. Ситника // Библиотека Максима Мошкова : [Электронный ресурс]. - URL: http-//www.lib.ni/POK7,IO/DlKINSON/stihi.txt (дата
обращения 15.10.2011).
9. Дикинсон Э. Стихотворения / Э. Дикинсон ; [пер., предисл. и
коммент. В. Марковой]. -М.: Худож. лит., 1981. - 174 с.
10. Дикинсон Э. Стихотворения / Э. Дикинсон ; пер. с англ. Л. Подистовой // Топос : литературно-философский журнал : [электронный журнал]. - URL: bttp://mvw.tODOS.ru/article/819 (дата обращения: 15.10.2011).
11. Дикинсон Э. Стихотворения / Э. Дикинсон ; пер. с англ. С. Рабинович. - Екатеринбург : Лавка, 1997.- 197 с.
12. Дикинсон Э. Стихотворения / Э. Дикинсон ; пер. с англ. С. Рабинович. - Екатеринбург : Урал. лит. агентство, 2002. - 343 с.
13. Дикинсон Э. Стихотворения = The Poems / Э. Дикинсон ; [предисл. и пер. А. Гаврилова]. - М. : Радуга, 2001. - 205 с.
14. Дикинсон Э. Стихотворения. Письма. = Poems. Letters. /
Э. Дикинсон. - М. : Наука, 2007. - 549 с.
15. Дикинсон Э. «Что за риск - письмо!» : (Письма к Т. У. Хиггинсону) / [вступ. ст., коммент., пер. с англ. А. Гаврилова] // Вопросы литературы. - 1990. - №7. - С. 202-232.
16. Кириллина JI. В. Из Эмили Дикинсон. Переводы / Л. В. Кириллина // СОАВТОРСТВО : электрон, журн. - 2008. - №9. -URL: http://www.litsovet.ru/index.php/material.read7material id=63780 (дата
обращения: 15.10.2011).
17. Мальцева Л. Эмили Дикинсон. 1599. Though the great Waters /
Л.Мальцева : [сайт]. - URL: http://www.stihi.ru/2011 /09/09/1261 (дата
обращения 15.10.2011).
18. Попова Т. Ю. Переводы из Эмили Дикинсон / Т. Ю. Попова : [сайт]. - URL: http://tamara-popova.liveiournal.com/922.html (дата обращения
15.10.2011).
19. Пустогаров А. Эмили Дикинсон. Как непонятен прах... / А. Пустогаров : [сайт]. - URL: http://www.st.ihi.m/2010/05/13/8139 (дата
обращения 15.10.2011).
20. Санадзе И. В. Из Эмили Дикинсон / И. В. Санадзе : [сайт]. - URL: http://nadzira.1iveiournal.com/36914html (дата обращения: 15.10.2011).
21. Чуковский К. И. Мой Уитмен. Его жизнь и творчество. Избранные переводы из "Листьев травы" - Проза / К. И. Чуковский. - М. :
Прогресс, 1969.-304 с.
22. Уитмен У. Стихотворения и поэмы / У. Уитмен // Лонгфелло Г. Песнь о Гайавате; Уитмен У. Стихотворения и поэмы; Дикинсон Э. Стихотворения - М., 1976. - С. 167-424.
23. Эмерсон Р. У. Природа / Р. У. Эмерсон // Эстетика американского
романтизма. - М., 1977. - С. 178-224.
24. Bianchi М. Emily Dickinson. Face to Face. Unpublished Letters with Notes and Reminiscences / M. Bianchi. - Boston : Houghton Mifflin, 1932. -290 p.
25. A Poet's Parents: the Courtship Letters of Emily Norcross and Edward Dickinson / ed. by V. Pollak. - Chapel Hill : University of North Carolina Press, 1988.-236 p.
26. Bolts of Melody: New Poems of Emily Dickinson / [ed. by M. Todd Bingham, M. Loomis Todd], - New York ; London : Harper & Brothers, 1945. -350 p.
27. Dickinson E. Selected Letters / E. Dickinson ; ed. by Thomas H. Johnson. - Cambridge, Mass. : Belknap Press of Harvard University Press, 1986.-384 p.
28. Emerson R. W. Essays and Lectures / R. W. Emerson. - New York : Literary Classics of the United States : Distributed by Viking Press, 1983. -1150 p.
29. Higginson T. W. Emily Dickinson's Letters / T. W. Higginson // The Atlantic [electronic resource]. - 1891. - October. - URL:
http://w\vw.theatl antic.com/Dast/docs/unbound/poetrv/emilvd/edletter.htm
(accessed: 10.07.2010).
30. New Poems of Emily Dickinson / ed. by W. Shurr, A. Dunlap,
E. G. Shurr. - Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 1993. - 136 p.
31. Open Me Carefully: Emily Dickinson's Intimate Letters to Susan Huntington Dickinson / ed. by E. L. Hart, M. N. Smith. - Ashfield, Mass. : Pans
Press, 1998.-315 p.
32. The Complete Poems of Emily Dickinson / [ed. by Т. H. Johnson], -
Boston : Little, Brown and Company, 1960. - 770 p.
33. The Letters of Emily Dickinson / [ed. by Т. H. Johnson, T. Ward], -Cambridge, Mass. : The Belknap Press of Harvard University Press, 1958. - Vol. 1-3.-999 p.
34. The Manuscript Books of Emily Dickinson / ed. by R. Franklin. -Cambridge ; London : The Belknap Press of Harvard University Press, 1981. -Vol.1-2. - 1442 p.
35. The Master Letters of Emily Dickinson / [ed. by R. W. Franklin] -
Amherst, Mass. : Amherst College Press, 1986. - 48 p.
36. The Poems of Emily Dickinson / ed. by R. Franklin. - Cambridge,
Mass.; London, England, 1998. - Vol. 1-3. - 1654 p.
37. Dickinson E. The Single Hound: Poems of a Lifetime / E. Dickinson ; ed. by M. Dickinson Bianchi. - London : Hesperus Press, 2005. - 170 p.
38. Thoreau H. D. Walden: A Fully Annotated Edition / H. D. Thoreau. -
New Haven : Yale University Press, 2004. - 400 p.
39. Whitman W. Leaves of Grass. / W. Whitman. - Toronto ; New York :
Bantam Books, 1983. -528 p.
Теоретические работы, справочные пособия общего характера, дополнительная литература
40. Алякринский О. А. Поэтический текст и поэтический смысл / О. А. Алякринский // Тетради переводчика. - М. : Высшая Школа, 1982. Вып. 19.-С. 20-32.
41. Американский характер. Традиция в культуре : Очерки культуры США / [отв. ред. О. Э. Туганова]. - М. : Наука, 1998. - 412 с.
42. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики : Исследования
разных лет / М. М. Бахтин. - М. : Худож. лит., 1975. - 504 с.
43. Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. - М. : Искусство, 1979. С. 281-307.
44. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. -М.: Искусство, 1979. - 424 с.
45. Берковский Н. Я. О романтизме и его первоистоках / И. Я. Берковский // Проблемы романтизма : Сб. статей. Вып. 2. - М. : 1971. -С. 6-18.
46. Библия онлайн / [Русский синодальный перевод] : [сайт]. - URL: http://bibleonline.ru/bible/rus/ (дата обращения: 15.10.2011).
47. Брукс В. В. Писатель и американская жизнь / В. В. Брукс. - М. : Прогресс, 1976.-Т. 1. -424 с.; Т. 2. -256 с.
48. Вейдле В. В. Эмбриология поэзии. Введение в фоносемантику поэтической речи / В. В. Вейдле. - М. : Языки славянских культур, 2002. -456 с.
49. Бенедиктова Т. Д. Поэтическое искусство США: Современность и традиция : Учеб.-метод, пособие / Т. Д. Бенедиктова. - М. : Изд-во Моск.
университета, 1988. - 86 с.
50. Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики /
В.В.Виноградов.-М., 1981.-320 с.
51. Волькенштейн М. Стихи как сложная информационная система / М. Волькенштейн // Чтение с листа, с экрана и "на слух" : опыт России и других стран : сб. матер, для руководителей программ по продвижению
чтения. -М. : РШБА, 2009. - С. 32-47.
52. Гаспаров М. JL Метр и смысл. Об одном механизме культурной
памяти / М. Л. Гаспаров. - М. : РГГУ, 1999. - 297 с.
53. Гаспаров М.Л. О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики / М. Л. Гаспаров. - СПб. : Азбука, 2001. - 480 с.
54. Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха / М. Л. Гаспаров. - М. : Наука, 1989. - 302 с.
55. Гиленсон Б. А. История литературы США : Учеб. пособие / Б. А. Гиленсон. - М. : Академия, 2003. - 703 с.
56. Жирмунский В. М. Из истории западноевропейских литератур : Избр. тр. / В. М. Жирмунский. - J1. : Наука : Ленингр. отд-ние, 1981. - 303 с.
57. Журавлев А.П. Фонетическое значение / А. П. Журавлев. - Л., 1974.- 150 с.
58. Задорнова В. Я. Восприятие и интерпретация художественного текста / В. Я. Задорнова. - М. : Высшая Школа, 1994. - 152 с.
59. История литературы США: В 7 т. Т. 4. Литература последней трети XIX в. 1865 - 1900 (становление реализма) / [ред. кол.: Я. Н. Засурский
и др.] - М. : ИМЛИ РАН, 2003. - 991 с.
60. Кашкин В. Б. Грамматика поэтического дискурса и перевод /
В. Б. Кашкин : [Сайт]. - URL:
http://kachkme-narod.m/^ (дата
обращения 15.10.2011)
61. Ковтунова И. И. Поэтика пунктуации (функции тире) / и. и. Ковтунова//Язык как творчество.-М., 1996.-С. 331-339.
62. Кольцова Л. М. Пунктуационный эксперимент в художественном тексте: монография / Л. М. Кольцова. - Воронеж : Изд-во Воронежского государственного университета, 2006. - 194 с.
63. Левицкий, В. В. Звуковой символизм = Sound symbolism :
Основные итоги / В. В. Левицкий. - Черновцы, 1998.- 129 с.
64. Литературная история Соединенных Штатов Америки. Т. 3. / [под ред. Р. Спиллера, У. Торпа, Т. Н. Джонсона, Г. С. Кэнби]. - М. :
«Прогресс», 1978. - 526 с.
65. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии : Анализ поэтического текста.
Ст. и исслед. Заметки. Рецензии. Выступления / Ю. М. Лотман. - СПб. :
Искусство-СПБ, 2001. - 846 с.
66. Лотман Ю. М. Структура художественного текста /
Ю. М. Лотман. - М. : Искусство, 1970.-384 с.
67. Маркова В. Предисловие / В. Маркова // Дикинсон Э. Лирика. -
М., 1981.-С. 3-22.
68. Осипова Э. Ф. Ральф Уолдо Эмерсон и американский романтизм
/ Э. Ф. Осипова. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2001. - 190 с.
69. Поляков М. Я. Вопросы поэтики и художественной семантики /
М. Я. Поляков - М. : Сов. писатель, 1978.-446 с.
70. Потебня А. А. Теоретическая поэтика / А. А. Потебня. - М. : Академия ; СПб. : Филол. фак. СПбГУ, 2003. - 373 с.
71. Портер Э. Поллианна / Э. Портер : [электронный ресурс]. - URL: http: //lib .ru/TALES/PORTER/pollianna.txt (дата обращения: 15.10.2011).
72. Романтические традиции американской литературы XIX века и современность : [Сб. ст.] / АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; [Ред. кол.: Я. Н. Засурский (отв. ред.) и др.]. - М.: Наука, 1982. - 351 с.
73. Сухарев-Мурышкин С. Л. Некоторые особенности строфического стиха и стихотворный перевод. Сборник научных работ / С. Л. Сухарев-Мурышкин. - Л. : Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт имени А. И. Герцена, 1977.-352 с.
74. Теологический энциклопедический словарь / под ред. У. Элвелла. - М. : Ассоциация "Духов, возрождение", 2003. - 1467 с.
75. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика : Учеб. пособие / Б. В. Томашевский. -М. : Аспект Пресс, 1996. - 334 с.
76. Хализев В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. - М. : Высш.
шк., 2000. - 398 с.
77. Ханжина Е. Романтическая поэзия США / Е. Ханжина. - Пермь,
1998.- 195 с.
78. Христианство: Энциклопедический словарь. В 3 т. / [ред. кол.: С. С. Аверинцев (гл. ред.) и др.] - М. : Большая Российская Энциклопедия,
1995. - Т. 1. - 868 с. ; Т. 2. - 671 с.; Т. 3. - 783 с.
79. Цветкова М. В. "Эксцентричный русский гений..." (Поэзия
Марины Цветаевой в зеркале перевода) : Монография / М. В. Цветкова. -Москва, Нижний Новгород : Вектор-ТиС, 2003. - 212 с.
80. Эстетика американского романтизма / [под ред. М. Ф. Овсянникова]. - М. : Искусство, 1977. - 463 с.
81. Эткинд Е. Материя стиха / Е. Эткинд. - Репр. изд. - СПб. :
Гуманит. союз, 1998. - 506 с.
82. Эткинд Е. Г. Психопоэтика / Е. Г. Эткинд. - СПб. : Искусство-
СПб, 2005.-701 с.
83. Якобсон Р. Поэзия грамматики и грамматика поэзии //
Семиотика. - М. : Радуга, 1983. - С. 462-482.
84. Asselineau R. The Transcendentalist Constant in American Literature
/ R. Asselineau. - New York : New York University Press, 1980. - 189 p.
85. Barrett F. "Drums off the Phantom Battlements": Dickinson's War Poems in Discursive Context / F. Barrett // A Companion to Emily Dickinson. -
Maiden, Mass. : Blackwell Pub., 2008. - P. 107-132.
86. Bloom H. A Map of Misreading / H. Bloom. - New York : Oxford
University Press, 1975. - 206 p.
87. Bloom H. The Anxiety of Influence : A Theory of Poetry / H. Bloom.
-New York : Oxford University Press, 1973. - 157 p.
88. Brooks C. The Well Wrought Urn : Studies in the Structure of Poetry /
C. Brooks. - New York : Reynal & Hitchcock, 1947. - 270 p.
89. Brummett B. Techniques of Close Reading / B. Brummett. - Los
Angeles: SAGE, 2010.- 137 p.
90. Buell L. New England Literary Culture from Revolution through
Renaissance / L. Buell. - Cambridge, Cambridgeshire ; New York, NY, USA :
Cambridge University Press, 1986. - 513 p.
91. Close Reading : The Reader / ed. by F. Lentricchia, A. DuBois. -
Durham, N.C. : Duke University Press, 2003. - 391 p.
92. Cook A. S. Thresholds : Studies in the Romantic Experience /
A. S. Cook. - Madison, Wis. : University of Wisconsin Press, 1985. - 308 p.
93. Daiches D. God and The Poets / D. Daiches. - Oxford, Oxfordshire ; New York : Oxford University Press, 1985. - 227 p.
94. Empson W. Seven Types of Ambiguity / W. Empson. - New York :
New Directions, 1966. - 256 p.
95. Garces-Foley K. Death and Religion in a Changing World / K. Garces-Foley. - Armonk, New York : M. E. Sharpe, 2006. - 322 p.
96. Howe E. A. Close Reading : An Introduction to Literature / E. A. Howe. - Boston : Longman, 2010. - 303 p.
97. Jeffrey D. L. A Dictionary of Biblical Tradition in English Literature. / D. L. Jeffrey. - Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publishing, 1992. - 992 p.
98. Manfredi J. The Social Limits of Art / Manfredi J. - Amherst, Mass. :
Univ. of Massachusetts Press, 1982. - 208 p.
99. Reynolds D. S. Beneath the American Renaissance : the Subversive
Imagination in the Age of Emerson and Melville / D. S. Reynolds. - New York : Knopf: Distributed by Random House, 1988. - 625 p.
100.Richards I. A. Practical Criticism : a Study of Literary Judgment / I. A. Richards. - London : Routledge & Kegan Paul, 1964. - 370 p.
101.Richards I. A. Principles of Literary Criticism /1. A. Richards. - New
York : Harcourt, Brace, 1961. - 299 p.
102. Starmard D. E. The Puritan Way of Death: a Study in Religion, Culture and Social Change / D. E. Stannard. - New York : Oxford University
Press, 1979.-236 p.
103. The Official King James Bible Online : [website], -TTRL: http://www.kingiamesbibleonline.org (accessed: 10.09.2011).
104.Walker Ch. The Nightingale's Burden : Women Poets and American Culture before 1900 / Ch. Walker. - Bloomington, Ind. : Indiana University Press,
1982,- 189 p.
105.Webster N. An American dictionary of the English language // Emily Dickinson Lexicon : [website], - TTCT■• http7/edl.bvu.edu/webster (accessed:
12.09.2011).
Научно-критические работы о жизни и творчестве Эмили Дикинсон
106. Аникеева Т. Ю. Рецепция поэзии Эмили Дикинсон в России : дис. ... к. филол. н. / Т. Ю. Аникеева ; Дальневосточный государственный
университет. - Владивосток, 2010. - 222 с.
107.Бенедиктова Т. Д. Обретение голоса. / Т. Д. Бенедиктова. - М. :
Изд-во Моск. университета, 1990. - 152 с.
108. Бенедиктова Т. Д. Поэзия Эмили Дикинсон. Потаенные
страницы американского романтизма / Т. Д. Бенедиктова // Вестник Московского университета. Сер 9. Филология. - 1980. - №5. - С. 27-35.
109.Бенедиктова Т. Путешествие Эмили Дикинсон из Америки в Россию / Т. Д. Бенедиктова // Иностранная литература. - 2007. - № 10. -С. 231-241.
110.Бенедиктова Т. Д. Тематический лексикон поэзии Э. Дикинсон / Т. Д. Бенедиктова// Дикинсон Э. Стихотворения. Письма. - М. : Наука, 2007.
С. 398-420.
111. Виноградова С. Г. Эмили Дикинсон и библейская традиция в новоанглийской поэзии XIX века : дис. ... к. филол. н. / С. Г. Виноградова ; Нижегородский государственный педагогический университет. -
Н. Новгород, 2002.- 180 с.
112. Гаврилов А. Г. Переводя Эмили Дикинсон (Из дневников) / А. Г.
Гаврилов // Эмили Дикинсон. Стихотворения. Письма. - М. : Наука, 2007. -С.420-447.
ИЗ.Джимбинов С. Б. Поэтические истины Эмили Дикинсон / С. Б. Джимбинов // Эмили Дикинсон. Стихотворения. Письма. - М. : Наука, 2007. С.378-397.
114.Дьяконова Н. Я. Поэзия и перевод. Аркадий Гаврилов -истолкователь Эмили Дикинсон / Н. Я. Дьяконова // Нева. - 2002. - №5. -С.200-202.
115.Зверев А. М. Эмили Дикинсон. Три стихотворения / А. М. Зверев
// Иностранная литература. - 1994. - №5. - С. 216-224.
116. Зверев А. М. Эмили Дикинсон и проблемы позднего американского романтизма / А. М. Зверев // Романтические традиции американской литературы XIX века и современность [под ред. Я. Н. Засурского]. - М. : Наука, 1982. - С. 266-309.
117. Кашкин И. Эмили Дикинсон // Кашкин И. Для читателя-современника. Статьи и исследования. - М. : Советский писатель, 1968. - С.
177-191.
118. Кисловская Е. Н. К проблеме структурной организации поэтической речи Эмили Дикинсон / Е. Н. Кисловская // Вестник Тюменского Государственного университета. - 1999. - №4. - С. 62-66.
119. Комнин А. Напечататься = продаться. Нетипичные американцы: Генри Topo и Эмили Дикинсон / А. Комнин // Независимая газета:
[электронный ресурс]. - URL: Щ^аЩ^ 18/5 ятлericans.html (дата обращения 15.10.2011).
120. Костицына М. Г. Мир поэтической личности Эмили Дикинсон (поэзия и эпистолярии) : дис. ... к. филол. н. / М. Г. Костицына ; Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина. - Казань, 2004. -
208 с.
121. Кудрявицкий А. Посланье миру / А. Кудрявицкий // Дикинсон Э.
Лирика. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 6-22.
122. Левидова И. Эмили Дикинсон / И. Левидова // Писатели США.
Краткие творческие биографии. - М., 1990. - С. 137-139.
123. Логутов А. В. Изолированный дискурс в литературном поле: Э. Дикинсон : дис. ... к. филол. н. / А. В. Логутов ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. - Москва, 2008. - 210 с.
124. Осенева Е. Три классика американской поэзии / Е. Осенева // Лонгфелло Г. Песнь о Гайавате; Уитмен У. Стихотворения и поэмы; Дикинсон Э. Стихотворения - М., 1976. - С. 5-22.
125. Осипова Э. Ф. Романтические традиции в творчестве Эмили Дикинсон / Э. Ф. Осипова // Американский характер. - М. : Наука, 1998. -С. 126-142.
126. Павлычко С. Д. Философская поэзия американского романтизма (поэтическое творчество Ралфа Уолдо Эмерсона и Эмили Дикинсон) : дис. ... к. фил. н. / С. Д. Павлычко ; Киевский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции государственный университет имени Т. Г. Шевченко. - Киев, 1984.- 187 с.
127. Павлычко С. Д. Философская поэзия американского романтизма. Эмерсон, Уитмен, Дикинсон / С. Д. Павлычко. - Киев : Наукова думка, 1988. -228 с.
128.Парин А. Богатство бедной поэзии / А. Парин // Литературное
обозрение, 1981,-№4.-С. 54-56.
129. Раюшкина И. В. Язык поэтического перевода в аспекте
лингвистической прагматики: на материале стихотворений Эмили Дикинсон: дис. ... к. филол. н. / И. В. Раюшкина ; Кубанский государственный университет. - Краснодар, 2004. - 185 с.
130. Рабинович С. Моя Дикинсон / С. Рабинович // Дикинсон Э. Стихотворения ; пер. с англ. С. Рабинович. - Екатеринбург : Лавка, 1997. - С.
7-16.
131. Савченко А. Л. Ключевые понятия в поэзии Э. Дикинсон / А. Л. Савченко // IX Пуришевские чтения. Всемирная литература в контексте культуры. Материалы научной конференции. - М., 1997 г. - С. 65.
132. Сироштан С. В. Образы природы в поэзии Эмили Дикинсон: (К проблеме художественного метода американской литературы конца XIX в.) // Проблемы литературы XX века: в поисках истины. - Архангельск, 2003. -
С. 36-40.
133. Сироштан С. В. Романтические традиции в американской лирике 1850-1880-х годов (Эмили Дикинсон и Эмили Бронте) : дис. ... к. филол. н. /
С. В. Сироштан ; Российский государственный педагогический университет
им. А.И. Герцена. - СПб., 2004. - 216 с.
134. Таубман Дж. Пауза в женской речи: тире у Э. Дикинсон и М. Цветаевой / Дж. Таубман // Литературное обозрение. - 1992. - №11/12. -С. 37-41.
135. Allen R. С. Emily Dickinson : Accidental Buddhist / R. С. Allen. -
Victoria, ВС : Trafford Publishing, 2007. - 271 p.
136. Allen R. C. Shatter me with Dawn : the Transcendent Experience of Emily Dickinson / R. C. Allen. - Bloomington, Ind. : Trafford Publishing, 2010. -
360 p.
137. Allen R. C. Solitary Prowess : the Transcendentalist Poetry of Emily Dickinson / R. C. Allen. - San Francisco : Saru Press, 2005. - 336 p.
138. Anderson C. R. Emily Dickinson's Poetry: Stairway of Surprise / C. R. Anderson. - New York : Holt, Rmehart and Winston, 1960. - 334 p.
139. Anderson C. R. The Conscious Self in Emily Dickinson's Poetiy / C. R. Anderson // American Literature. - Vol. 31. - No. 3 (Nov., 1959). - P. 290308.
140. Armand B. L. St. Emily Dickinson and her Culture : the Soul's Society / B. L. St. Armand. - Cambridge, Cambridgeshire ; New York :
Cambridge University Press, 1986. - 368 p.
141. Armand B. L. St. Paradise Deferred: The Image of Heaven in the
Work of Emily Dickinson and Elizabeth Stuart Phelps / B. L. St. Armand // American Quarterly. - Vol. 29. - No. 1 (Spring, 1977). - P. 55-78.
142. Banning E. I. Helen Hunt Jackson / E. I. Banning. - N. Y. :
Vanguard, 1971.-248 p.
143. Banzer J. "Compound Manner": Emily Dickinson and the
Metaphysical Poets / J. Banzer // American Literature. - Vol. 32. - No. 4 (Jan., 1961).-P. 417-433.
144. Barker W. Lunacy of Light : Emily Dickinson and the Experience of Metaphor / W. Barker. - Carbondale : Southern Illinois University Press, 1987. -214 p.
145. Barnstone A. Changing Rapture: Emily Dickinson's Poetic Development / A. Barnstone. - Hanover : University Press of New England, 2006. - 187 p.
146. Bayley S. Home on the Horizon : America's Search for Space, from Emily Dickinson to Bob Dylan / S. Bayley. - Witney, Oxfordshire : Peter Lang, 2010.-226 p.
147. Benfey C. E. G. A Summer of Hummingbirds : Love, Art, and Scandal in the Intersecting Worlds of Emily Dickinson, Mark Twain, Harriet Beecher Stowe, and Martin Johnson Heade / C. E. G. Benfey. - New York :
Penguin Press, 2008. - 287 p.
148. Benfey C. E. G. Emily Dickinson and the Problem of Others / C. E.
G. Benfey. - Amherst: University of Massachusetts Press, 1984. - 131 p.
149. Bennett F. R. A Reference Guide to the Bible in Emily Dickinson's Poetry / F. R. Bennett. - Lanham, Md. : Scarecrow Press, 1997. - 500 p.
150. Bennett P. Emily Dickinson: Woman Poet / P. Bennett. - Iowa City :
University of Iowa Press, 1990. - 223 p.
151 Birdsall V. O. Emily Dickinson's Intruder in the Soul / V. O. Birdsall
//American Literature.-Vol. 37.-No. 1 (Mar., 1965).-P. 54-64.
152. Brantley R. E. Experience and Faith : the Late-Romantic Imagination of Emily Dickinson / R. E. Brantley. - New York : Palgrave Macmillan, 2004. -
275 p.
153. Budick E. M. Emily Dickinson and the Life of Language: a Study in Symbolic Poetics / E. M. Budick. - Baton Rouge : Louisiana State University
Press, 1985.-233 p.
154. Budick E. M. When the Soul Selects: Emily Dickinson's Attack on
New England Symbolism / E. M. Budick // American Literature. - Vol. 51. - No. 3 (Nov., 1979).-P. 349-363.
155. Cameron Sh. Choosing Not Choosing: Dickinson's Fascicles / Sh. Cameron. - Chicago : University of Chicago Press, 1992. - 257 p.
156. Cameron Sh. Lyric Time : Dickinson and the Limits of Genre/ Sh. Cameron. - Baltimore : Johns Hopkins University Press, 1979. - 280 p.
157. Capps J. L. Emily Dickinson's Reading, 1836-1886 / J. L. Capps. -Cambridge, Mass. : Harvard University Press, 1966. - 230 p.
158. Carton E. The Rhetoric of American Romance : Dialectic and Identity in Emerson, Dickinson, Poe, and Hawthorne / E. Carton. - Baltimore : Hopkins
Univ. Press, 1985.-288 p.
159. Cody J. After Great Pain: the Inner Life of Emily Dickinson /
J. Cody. - Cambridge, Mass. : Harvard University Press, 1971. - 538 p.
160. Cooley C. L. The Music of Emily Dickinson's Poems and Letters : a Study of Imagery and Form / C. L. Cooley. - Jefferson, N.C. : McFarland, 2003. -
186 p.
161. Crumbley P. Inflections of the Pen : Dash and Voice in Emily Dickinson / P. Crumbley. - Lexington : University Press of Kentucky, 1997. -
212 p.
162. Crumbley P. Winds of Will : Emily Dickinson and the Sovereignty of Democratic Thought / P. Crumbley. - Tuscaloosa : University of Alabama Press,
2010.-278 p.
163. Cuddy L. A. The Latin Imprint on Emily Dickinson's Poetry: Theory and Practice / L. A. Cuddy // American Literature. - Vol. 50. - No. 1 (Mar., 1978). _ p. 74-84.
164. Delli-Carpini J. Poetry as Prayer : Emily Dickinson / J. Delli-Carpim.
- Boston, Mass. : Pauline Books & Media, 2002. - 144 p.
165. Dickenson D. Emily Dickinson / D. Dickenson. - Leamington Spa,
UK ; Dover, NH : Berg, 1985. - 132 p.
166. Diehl J. F. Dickinson and the Romantic Imagination / J. F. Diehl. -
Princeton, N.J. : Princeton University Press, 1981. - 205 p.
167. Diehl J. F. Emerson, Dickinson, and the Abyss / J. F. Diehl // English Literary History. - Vol. 44. - No. 4 (Winter, 1977). - P. 683-700.
168. Diehl J. F. Women Poets and the American Sublime / J. F. Diehl. -
Bloomington : Indiana University Press, 1990. - 203 p.
169. Dobson J. Dickinson and the Strategies of Reticence : the Woman Writer in Nineteenth-century America / J. Dobson. - Bloomington : Indiana
University Press, 1989.- 160 p.
170. Dommermuth-Costa C. Emily Dickinson : Singular Poet / C. Dommermuth-Costa. - Minneapolis : Lerner Publications, 1998. - 112 p.
171. Doriani B. M. Emily Dickinson, Daughter of Prophecy / B.M. Doriani. - Amherst, Mass. : University of Massachusetts Press, 1996. -
230 p.
172. Duchac J. The Poems of Emily Dickinson : an Annotated Guide to Commentary Published in English, 1890-1977 / J. Duchac. - Boston : G. K. Hall, 1979.-658 p.
173. Eberwein J. D. An Emily Dickinson Encyclopedia / J. D. Eberwein. -
Westport, Conn. : Greenwood Press, 1998. - 395 p.
174. Eberwein J. D. Dickinson: Strategies of Limitation / J. D. Eberwein. -Amherst, Mass. : University of Massachusetts Press, 1985. - 308 p.
175. Emily Dickinson. A Collection of Critical Essays / ed. by R. Sewall -
Englewood Cliffs, N.J. : Prentice-Hall. - 183 p.
176. Emily Dickinson Lexicon [electronic resource] / [Brigham Young
University]. - URL: http://edl.bvu.edu (accessed 23.10.2011).
177. Erkkila B. Dickinson and Rich: Toward a Theory of Female Poetic Influence / B. Erkilla // American literature. - Durham, 1984. - Vol. 56. - № 4. -P. 541-559.
178. Farland M. M. "That Tritest/Brightest Truth" : Emily Dickinson's Anti-Sentimentality / M. M. Farland // Nineteenth-Century Literature. - Vol. 53. -No. 3 (Dec., 1998).-P. 364-389.
179. Fan J. Gardens of Emily Dickinson I J. Farr, L. Carter. - Cambridge,
Mass. : Harvard University Press, 2004. - 350 p.
180. Fair J. The Passion of Emily Dickinson / J. Farr. - Cambndge,
Mass. : Harvard University Press, 1992. - 390 p.
181. Folsom L. E. "The Souls That Snow": Winter in the Poetry of Emily Dickinson / L. E. Folsom // American Literature. - Vol. 47. - No. 3 (Nov., 1975). -P. 361-376.
182. Ford Th. W. Heaven Beguiles the Tired : Death in the Poetry of Emily Dickinson / Th. W. Ford. - University, Ala. : University of Alabama Press,
1966. -208 p.
183. Franklin R. W. The Editing of Emily Dickinson : a Reconsideration / R. W. Franklin. - Madison, University of Wisconsin Press, 1967.- 187 p.
184. Freedman L. Emily Dickinson and the Religious Imagination / L. Freedman. - Cambridge ; New York : Cambridge University Press, 2011. -
210 p.
185. Fry A. J. Writing New Englandy: A Study of Diction and Technique in the Poetry of Emily Dickinson / A. J. Fry // From Cooper to Philip Roth: Essays
on .American Literature. - Amsterdam : Rodopi, 1980. - 117 p.
186. Fuller J. The Diary of Emily Dickinson / J. Fuller. - San Francisco :
Mercury House, 1993. - 208 p.
187. Gardner Th. A Door Ajar : Contemporary Writers and Emily
Dickinson / Th. Gardner. - Oxford ; New York : Oxford University Press, 2006. -257 p.
188. Gelpi A. J. Emily Dickinson: the Mind of the Poet / A. J. Gelpi. -
Cambridge, Mass. : Harvard University Press, 1965. - 201 p.
189. Gilbert S. M. A Woman - White: Emily Dickinson's Yarn of Pearl / S. M. Gilbert // Literary Theories in Praxis [ed. by Sh. F. Staton], - Philadelphia :
Univ. of Pennsylvania Pr„ 1987. - P. 69-74.
190. Gordon L. Lives like Loaded Guns : Emily Dickinson and her
Family's Feuds / L. Gordon. - New York : Viking, 2010. - 491 p.
191. Griffith C. The Long Shadow: Emily Dickinson's Tragic Poetry. -
Princeton, N.J., Princeton University Press, 1964. - 308 p.
192. Guthrie J. R. Emily Dickinson's Vision: Illness and Identity m her Poetry. - Gainesville : University Press of Florida, 1998. - 208 p.
193. Habegger A. My Wars are Laid Away in Books : the Life of Emily Dickinson / A. Habegger. - New York : Random House, 2001. - 764 p.
194. Heginbotham E. E. Reading the Fascicles of Emily Dickinson: Dwelling in Possibilities / E. E. Heginbotham. - Columbus : Ohio State University
Press, 2003,- 185 p.
195. Higgins D. J. M. Portrait of Emily Dickinson : the Poet and her Prose
/ D. J. M. Higgins. - New Brunswick, N.J : Rutgers University Press, 1967. -266 p.
196. Homans M. Women Writers and Poetic Identity: Dorothy Wordsworth, Emily Bronte, and Emily Dickinson / M. Homans. - Prinston, NY :
Prinston Univ. Press, 1980. - 260 p.
197. Johnson G. Emily Dickinson : Perception and the Poet's Quest /
G. Johnson. - University, Ala. : Univ. of Alabama Press, 1985. - 231 p.
198. Johnson T. H. Emily Dickinson: An Interpretive Biography / T. H. Johnson. - Cambridge, Mass. : Belknap, 1955. - 276 p.
199. Johnson T. H. Introduction / T. H. Johnson // Dickinson E. Selected Letters. - Cambridge, Mass. : Belknap Press of Harvard University Press, 1986. -P. ix-xvi.
200. Juhasz S. Feminist Critics Read Emily Dickinson / S. Juhasz. - Ann
Arbor, Mich. : UMI Books on Demand, 2002. - 184 p.
201. Juhasz S. The Undiscovered Continent : Emily Dickinson and the Space of the Mind / S. Juhasz. - Bloomington : Indiana University Press, 1983. -
189 p.
202. Keane P. J. Emily Dickinson's Approving God : Divine Design and the Problem of Suffering / P. J. Keane. - Columbia : University of Missouri Press,
2008.-256 p.
203. Kearns M. S. Writing for the Street, Writing in the Garret : Melville, Dickinson, and Private Publication / M. S. Kearns. - Columbus : Ohio State
University Press, 2010. - 171 p.
204. Keller K. The Only Kangaroo among the Beauty : Emily Dickinson
and America / K. Keller. - Baltimore : Johns Hopkins University Press, 1979. -340 p.
205. Kher I. N. The Landscape of Absence : Emily Dickinson's Poetry / I. N. Kher. - New Haven : Yale University Press, 1974. - 354 p.
206. Kimpel B. Emily Dickinson as Philosopher / B. Kimpel. - New
York : E. Mellen Press, 1981. - 308 p.
207. Knapp B. L. Emily Dickinson / B. L. Knapp. - New York :
Continuum, 1989.-204 p.
208. Ladin J. Meeting her Maker: Emily Dickinson's God / J. Ladm // Emily Dickinson (Bloom's Modern Critical Views). - New York : Bloom's
Literary Criticism, 2008. - 231 p.
209. Lambert R. G. A Critical Study of Emily Dickinson's Letters : the
Prose of a Poet / R. G. Lambert. - Lewiston, NY : Mellen University Press, 1996. -223 p.
210. Lambert R. G. Emily Dickinson's Use of Anglo-American Legal Concepts and Vocabulary in her Poetry : Muse at the Bar / R. G. Lambert. -
Lewiston, N.Y. : Edwin Mellen Press, 1997. - 130 p.
211. Leiter Sh. Critical Companion to Emily Dickinson : a Literary Reference to her Life and Work / Sh. Leiter. - New York, NY : Facts on File,
2007.-448 p.
212. Ley da J. The Years and Hours of Emily Dickinson / J. Leyda. - New
Haven : Yale University Press, 1960. - Vol. 1. - 400 p.; Vol. 2. - 528 p.
213. Lind S. E. Emily Dickinson's "Further in Summer than the Birds" and
Nathaniel Hawthorne's "The Old Manse" / S. E. Lind. - American Literature. -Vol. 39. - No. 2 (May, 1967).-P. 163-169.
214. Lindberg-Seyersted B. The Voice of the Poet: Aspects of Style in the Poetry of Emily Dickinson / B. Lindberg-Seyersted. - Cambridge (Mass.) :
Harvard University press, 1968. - 290 p.
215. Loeffelholz M. Dickinson and the Boundaries of Feminist Theory /
Loeffelholz M. - Urbana : University of Illinois Press, 1991.- 179 p.
216. Longsworth P. The World of Emily Dickinson / P. Longsworth. -
New York : Norton, 1990. - 136 p.
217. Louis M. K. Emily Dickinson's Sacrament of Starvation / M. K. Louis
// Nineteenth-Century Literature. - Vol. 43. - No. 3 (Dec., 1988). - P. 346-360.
218. Loving J. M. Emily Dickinson : the Poet on the Second Story / J. M. Loving. - Cambridge, Cambridgeshire ; New York : Cambridge University
Press, 1986.- 128 p.
219. Lowenberg C. Musicians Wrestle Everywhere : Emily Dickinson and
Music / C. Lowenberg. - Berkeley, Calif. : Fallen Leaf Press, 1992. - 210 p.
220. Lubbers K. Emily Dickinson : The Critical Revolution / K. Lubbers. - Ann Arbor, Mich.: University of Michigan Press, 1968. - 335 p.
221. Lucas D. D. Emily Dickinson and Riddle / D. D. Lucas. - DeKalb,
IL: Northern Illinois University Press, 1968. - 151 p.
222. Lundin R. There Before Us: Religion, Literature, and Culture from
Emerson to Wendell Berry / R. Lundin. - Grand Rapids, MI : Wm. B. Eerdmans
Publishing, 2007.-274 p.
223. MacKenzie C. J. Concordance to the Letters of Emily Dickinson /
C. J. MacKenzie, P. Gilbert. - Boulder : University Press of Colorado, 2000. -899 p.
224. Mamunes G. "So Has a Daisy Vanished" : Emily Dickinson and Tuberculosis / G. Mamunes. - Jefferson, N.C. : McFarland & Co., 2008. - 199 p.
225. Manley F. An Explication of Dickinson's "After Great Pain" / F. Manley // Modern Language Notes. - Vol. 73. - No. 4 (Apr., 1958). - P. 260264
226. Martin W. An American Triptych : Anne Bradstreet, Emily Dickinson, Adrienne Rich / W. Martin. - Chapel Hill : University of North
Carolina Press, 1984.-272 p.
227. Martin W. The Cambridge Introduction to Emily Dickinson / W. Martin. - Cambridge, UK ; New York : Cambridge University Press, 2007. -148 p.
228. McDowell M. Emily Dickinson's Gardens : a Celebration of a Poet and Gardener / M. McDowell. - New York : McGraw-Hill, 2005. - 218 p.
229. Mcintosh J. Nimble Believing: Dickinson and the Unknown / J. Mcintosh. - Ann Arbor : University of Michigan Press, 2000. - 194 p.
230. McNaughton R. F. The Imagery of Emily Dickinson / R. F. McNaughton. - Lincoln : University of Nebraska, 1949. - 66 p.
231. McNeil H. Emily Dickinson / H. McNeil. - New York : Pantheon
Books, 1986.-208 p.
232. Messmer M. A Vice for Voices : Reading Emily Dickinson's Correspondence / M. Messmer. - Amherst, Mass. : University of Massachusetts
Press, 2001.-280 p.
233. Miller C. Dickinson's Language: Interpreting Truth Told Slant 7/ Approaches to Teaching Dickinson's Poetry. New York : Modern Language
Association of America, 1989. - P. 78-84.
234. Miller C. Emily Dickinson: A Poet's Grammar / C. Miller. -
Cambridge, Mass. : Harvard University Press, 1987. - 212 p.
235. Miller R. The Poetry of Emily Dickinson / R. Miller. - Middletown,
Conn. : Wesleyan University Press, 1968. - 480 p.
236. Mitchell D. Emily Dickinson: Monarch of Perception / D. Mitchell. -
Amherst: University of Massachusetts Press, 2000. - 352 p.
237. Mitchell D. Measures of Possibility: Emily Dickinson's Manuscnpts / D. Mitchell. - Amherst: University of Massachusetts Press, 2005. - 425 p.
238. Monteiro G. Traditional Ideas in Dickinson's "I Felt a Funeral in My Brain" / G. Monteiro // Modern Language Notes. - Vol. 75. - No. 8 (Dec., 1960). -P. 656-663.
239. Morgan V. N. Emily Dickinson and Hymn Culture : Tradition and Experience / V. N. Morgan. - Farnham, England ; Burlington, VT : Ashgate, 2010. -236 p.
240. Morris T. The Development of Dickinson's Style / T. Morris //
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.