Философско-правовое учение Б.Н. Чичерина как явление русской мысли тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Катенина, Наталья Викторовна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 145
Оглавление диссертации кандидат наук Катенина, Наталья Викторовна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Личность как основа политико-правовой философии
Б.Н. Чичерина
1.1. Природа личности и ее свойства в философии Б.Н. Чичерина
1.2. Свобода - неотъемлемое содержание личностного начала
Глава II. Закон нравственный и закон юридический в философско-правовом учении Б.Н.Чичерина
2.1. Соотношение свободы, нравственности, права в учении Б.Н.Чичерина
2.2. Полемика Б.Н. Чичерина и B.C. Соловьева относительно нравственных основ права
Глава III. Особенности либерализма Б.Н. Чичерина
3.1. Охранительный либерализм Б.Н. Чичерина
3.2. Христианский аспект философско-правовых взглядов
Б.Н. Чичерина
Заключение
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Историческая концепция Б.Н. Чичерина2006 год, доктор исторических наук Криницкая, Галина Степановна
Государственно-правовые воззрения Б. Н. Чичерина2001 год, кандидат юридических наук Захаров, Александр Вячеславович
Эволюция политико-философского учения Б.Н. Чичерина2009 год, кандидат политических наук Чижков, Сергей Львович
Проблема достоинства человеческой личности в социальной философии Б.Н. Чичерина2017 год, кандидат наук Кирякин, Александр Викторович
Философия права Б.Н. Чичерина2003 год, кандидат философских наук Фишер, Сергей Иванович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-правовое учение Б.Н. Чичерина как явление русской мысли»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Переживаемый Россией в настоящее время период политико-правового самоопределения и идентификации в мировом правовом поле обуславливает интерес к изучению политических и правовых учений. Особенно актуальным является обращение к богатейшему наследию русской либеральной социально-политической, правовой и философской мысли конца XIX - начала XX вв., давшего сильные импульсы общественному сознанию. Разработки теорий отечественными учеными являются ориентиром движения по пути демократических преобразований и чрезвычайно важны для понимания современных проблем России, особенностей развития и становления российского общества.
Достойное место среди представителей политико-правовой мысли дореволюционной России конца XIX - начала XX вв. занимает Б.Н. Чичерин, внесший заметный вклад в развитие отечественной философии и общественно-политических идей. Б.Н. Чичерин создал фундаментальные сочинения в различных областях науки: право, история, философия, политология, социология. Уже в преклонные годы ученый посвятил несколько лет занятию высшей математикой и естествознанием, опубликовав на эти темы несколько специальных статей. Б.Н. Чичерин - фигура уникальная, сложная; обширно его научное наследие, и столь же велико общественное и нравственное значение ученой деятельности мыслителя: талантливого педагога, публициста, политика.
В богатом и разностороннем научном творчестве Б.Н. Чичерина значительное место отводится философскому осмыслению проблем права и государства. Своей философией права, защитой государственно-правовых начал, глубоким анализом свободы личности
Б.Н. Чичерин внес существенный вклад в обновление и развитие философских и юридических идей в России. Суждения ученого созвучны современным реалиям. Многие размышления и выводы Б.Н. Чичерина представляют интерес для сегодняшней науки и могут использоваться практически в процессе реформирования российской правовой действительности.
Б.Н. Чичерину, безусловно, принадлежит почетное место в истории русского либерализма. При этом оригинальность философии права мыслителя проявляется в его особой мировоззренческой позиции, гармонично сочетающей положения либерализма и консерватизма, основывающейся на христианских ценностях, которую сам Б.Н. Чичерин обозначил именем «охранительного либерализма». За последнее время состоялось немало дискуссий о содержании либеральной политики применительно к условиям нашей страны. Либерализм явился базовой идеологией и политикой западноевропейских стран, принципы которых для России имеют на современном этапе развития, несомненно, большое значение. Однако его не стоит рассматривать как поверхностное заимствование. Представляется, что в современной России существует потребность в выявлении базовых философских характеристик, которые разработал российский либерализм.
Труды Б.Н. Чичерина, развивая европейскую философско-правовую науку, одновременно продолжают традиции русской фило-софско-правовой мысли, особенностью которой является сосредоточенность на нравственно-правовых вопросах, попытке приблизиться к нравственному идеалу, что важно для нынешней России, которой требуются не только институциональные преобразования, но и социально-психологическая, идеологическая, нравственная переориентация общества.
Взгляды мыслителя покоятся на солидной философской основе. Мировоззрение Б.Н. Чичерина формировалось под влиянием известных профессоров: Т.Н. Грановского, B.C. Соловьева, К.Д. Кавелина, П.Г. Редкина. Кроме того, ученый был современником таких выдающихся фигур, как А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.Н. Катков, JI.H. Толстой, И.С. Тургенев и др. Б.Н. Чичерин выступал оппонентом или единомышленником почти всех знаковых фигур своего времени. Его полемика с B.C. Соловьевым, А.И. Герценом является серьезным моментом в истории русской философии. Важно также отметить, что Б.Н. Чичерин вместе с С.М. Соловьевым и К.Д. Кавелиным был основателем государственной школы русской историографии.
Творчество Б.Н. Чичерина было достойно оценено его современниками. Однако впоследствии работы Б.Н. Чичерина оказались забытыми на многие годы, и только в последние десятилетия появились публикации, посвященные анализу его политических и правовых взглядов. Однако существующие на сегодняшний день работы раскрывают лишь отдельные грани творчества мыслителя. Философско-правовые воззрения Б.Н. Чичерина не получили достаточно полного историко-философского рассмотрения и требуют дальнейшего изучения.
Степень научной разработанности темы. Основательных научных исследований философско-правовых идей Б.Н. Чичерина существует немного, несмотря на интерес к его творчеству, появившийся особенно в последнее время.
Философско-правовые идеи Б.Н. Чичерина получили определенное освещение в работах философов и юристов конца XIX - начала XX века: К.Д. Кавелина, H.H. Алексеева, С.М. Соловьева, B.C. Соловьева, П.И. Новгородцева, П.Б. Струве, Б.А. Кистяковского, E.H. Трубецкого, И.В. Михайловского и др. После революции 1917
года исследований, посвященных работам Б.Н. Чичерина, в России не было. И только в 1940-1950-е годы XX столетия к творчеству Б.Н. Чичерина обратились представители русского зарубежья: В.В. Зеньков-ский и Н.О. Лосский в работах по истории русской философии. В контексте взглядов указанных мыслителей в данном исследовании рассматривается философия права Б.Н. Чичерина.
В трудах советских ученых Н.Л. Рубинштейна, Н.Г. Сладкевича и др1. Б.Н. Чичерин изображался как защитник буржуазных ценностей, его философско-правовые взгляды подвергались резкой критике с точки зрения марксистско-ленинской философии. Более взвешенная оценка творчества мыслителя дана в работах Г.Б. Кизелыптейна, В.Д. Зорькина2, в которых Б.Н. Чичерин характеризуется как выдающийся философ, историк, государственный деятель, а также отмечается существенный вклад мыслителя в науку.
Рост интереса к творчеству Б.Н. Чичерина наблюдается в 1990-е годы. На родине мыслителя, в Тамбове, был создан Центр по изучению теоретического наследия Б.Н. Чичерина. В его организации и научной работе приняли активное участие ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа и др. городов. A.C. Кокоревым, Н.М. Авериным, Л.М. Искрой и др. проводятся «Чичеринские конференции», издаются сборники статей, монографии, посвященные творчеству Б.Н. Чичерина3.
1 Рубинштейн Н.Л. Очерки истории исторической науки в СССР. Т. I. -М.: Изд-во АН СССР, 1955; Сладкевич Н.Г. Очерки истории общественной мысли в России в кон. 50-х - нач. 60-х. - JL: Изд-во Ленинград, ун-та, 1962; Астахов В.И. Курс лекций о русской историографии. - Харьков: Изд-во Харьков, ун-та, 1965.
2 Кизелыптейн Б.Г. К эволюции историко-политических взглядов Б.Н. Чичерина. - М., 1965; Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной мысли России второй половины XIX -XX в. (Чичерин). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975; Зорькин В.Д. Чичерин / отв. ред. П.С. Грацианский. - М.: Юридическая литература, 1984.
3 Искра Л.М. Борис Николаевич Чичерин о политике, праве, истории. - Воронеж:
Изд-во Воронеж, ун-та, 1995; Искра Л.М. Борис Николаевич Чичерин о порефор-
менном развитии России, капитализме, социализме - Воронеж: Изд-во Моск. гос.
6
Слабая разработанность заявленной тематики объясняется также тем, что тексты мыслителя стали в определенной части доступны с середины 90-х годов XX века. Основные научные и публицистические работы Б.Н. Чичерина оказались библиографической редкостью. И лишь в последние годы трудами A.B. Полякова, И.И. Евлампиева и др., в России появились новые издания классических работ Б.Н. Чичерина, среди которых - «Философия права», «Наука и религия», «Собственность и государство», «Общее государственное право», «История политических учений» и др1.
Рассматриваемые Б.Н. Чичериным в своих произведениях темы, особо интересовавшие ученого, находят отражение в работах современных исследователей, таких как A.M. Руткевич, В.Н. Порус, В.В. Ванчугов, Б.И. Пружинин, И.В. Кондаков и др. На философско-правовых вопросах, как и Б.Н. Чичерин, акцентируют внимание А.Ф. Филиппов, Б.Н. Кашников, И.К. Пантин и др. Среди отечественных авторов, развивающих тему свободы в своих трудах, такие как
социал. ун-та Фил. в г. Воронеже, 1999; Духовное наследие Б.Н. Чичерина и современность: материалы межрегиональной научной конференции, 9-11 декабря 2003 г.: к 175-летию со дня рождения Б. Н. Чичерина / отв. ред. A.C. Кокорев. -Тамбов: ТГУ, 2003; Аверин Н.М., Осипов И.Д. Поборник свободы и права: Б.Н. Чичерин и социально-философская мысль Росси 2-ой пол. XIX века / под. ред. Н.М. Аверина. - Тамбов: ТГУ, 2003; Искра JI.M. Государство, общество в концепции Б.Н. Чичерина // Государство и общество в творчестве Б.Н. Чичерина и современность: материалы международной научной конференции, 18-19 мая 2006 г.: Пятые Чичеринские чтения / отв. ред. A.C. Кокорев. - Тамбов: ТГУ, 2006.
1 Чичерин Б.Н. Москва сороковых годов / ред., вступ.ст. и коммент. Т.Ф. Пирожковой. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997; Чичерин Б.Н. Философия права. - С-Пб.: Наука, 1998; Чичерин Б.Н. Избранные труды / под ред. A.B. Полякова, A.B. Тимошина. - С-Пб.: Изд-во С-Пб. ун-та, 1998; Чичерин Б.Н. Наука и религия. М.: Республика, 1999; Чичерин Б.Н. Несколько современных вопросов / вступ. ст., указ. A.C. Сенина. -М.: ГПИБР, 2002; Чичерин Б.Н. Собственность и государство / подготовка текста, вступ.ст. и коммент. И.И. Евлампиева. - С-Пб.: РХГА, 2005; Чичерин Б.Н. Общее государственное право / под ред. В.А. Томсинова. - М.: Зерцало, 2006; Чичерин Б.Н. История политических учений. В 3-х тт. / подготовка текста, вступ.ст. и коммент. И.И. Евлампиева. - С-Пб: РХГА, 2006; Чичерин Б.Н. Воспоминания. В 2-х тт. / предисл., примеч. C.B. Бахрушин. -М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2010.
Г.Jl. Тульчинский, В.П. Зинченко, Г.С. Померанц и др. Проблема личности разрабатывается в книгах М.К. Мамардашвили, Л.М. Баткина,
A.B. Прокофьева и др. Философско-нравственным, религиозным вопросам посвящены публикации Д.И. Дубровского, А.К. Судакова, Т.П. Лифинцевой и др.
Большой вклад на современном этапе в изучение идей либерализма в России, концепций отдельных либеральных мыслителей, в том числе воззрений Б.Н. Чичерина, занимались А. Валицкий,
B.C. Нерсесянц; С.С. Алексеев, В.Ф. Пустарнаков, И.Д. Осипов,
B.И. Приленский, A.A. Кара-Мурза, В.К. Кантор, Т.Ю. Сидорина, Б.В. Емельянов, O.A. Жукова, A.B. Захаров, А.Н. Ерыгин, Е.В. Миронов, С.Л. Чижков, Е.А. Прибыткова, Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская,
C.С. Секиринский, А.Л. Доброхотов, A.C. Туманова, Э.Ю. Соловьев и
1 Валицкий А.Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX -начала XX века // Вопросы философии. 1991. № 8; Приленский В.И. Полемика с Вл. Соловьевым // Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. - М.: ИФ РАН, 1995; Пустарнаков В.Ф. Либерализм в России. - М.: ИФ РАН, 1996; Осипов И.Д. Философия консервативного либерализма Б.Н. Чичерина // Философия русского либерализма (XIX-нач. XX в.) - С-Пб.: Изд-во Спб. ун-та, 1996; Нерсесянц B.C. Философия права. - М: ИНФРА-М: Норма, 1997; Кантор В.К. Личность и власть в России: сотворение катастрофы // Личность и власть: интеркультурный диалог: материалы конференции. - М.: Московский философский фонд, 1998; Алексеев С.С. Философия права: История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. - М.: НОРМА, 1999; Кара-Мурза A.A. Русский либерализм: идеи и люди. - М.: Новое издательство, 2000; Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Либерализм как альтернативная модель развития России (Классический либерализм :модель Чичерина) // Три модели развития России / Новикова Л.И., Сиземская И.Н. - М.: ИФ РАН, 2000; Секиринский С.С. Борис Николаевич Чичерин // Российские либералы: Сб. статей / под ред. Б.С. Итенберга и В.В. Ше-лохаева. - М.: РОССПЭН, 2001; Емельянов Б.В. Борис Чичерин: интеллектуальная биография и политическая философия. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2003; Захаров A.B. Государственно-правовые воззрения Б.Н. Чичерина. -Тамбов: ТГУ, 2004; Ерыгин А.Н. Традиционная и модернизирующаяся Россия в философии либерализма. - Ростов: Изд-во Рост, ун-та, 2004; Евлампиев И.И. Философские и социально-политические взгляды Б.Н. Чичерина // Чичерин Б.Н. Собственность и государство / подготовка текста, вступ.ст. и коммент. И.И. Ев-лампиева. - С-Пб.: РХГА, 2005; Миронов Е.В. Право и государство в концепции Б.Н. Чичерина // Актуальные проблемы права России и стран СНГ. - Челябинск:
Различного рода работы, касающиеся научного наследия Б.Н. Чичерина, в виде небольших статей опубликованы в некоторых изданиях. Среди прочих статьи В.Э Березко, В.Н. Жукова, A.C. Сени-на, Т.Ф. Пирожковой, Ю.Г. Клименко, A.B. Зимина и др.
Работы указанных авторов чаще всего касаются биографии или обзору главных произведений мыслителя (A.C. Кокорев, Н.М. Аверин и др.). Значительное внимание уделено исторической (JIM. Искра, А.Н. Ерыгин и др.), социологической (A.C. Кокорев, B.C. Нерсесянц и др.) концепциям Б.Н. Чичерина, его политической позиции (И.Д. Осипов, И.И. Евлампиев и др.), конституционно-правовым взглядам (А. Валицкий, A.B. Захаров и др.). Таким образом, анализ творчества Б.Н. Чичерина в целом ряде аспектов философско-правовых идей является еще не завершенным.
О недостаточной научной разработанности темы свидетельствует также малое количество диссертационных работ, посвященных исследованию философии права Б.Н. Чичерина.
В современных исследованиях, при всей их значимости, за пределами внимания исследователей остались философско-правовые воз-
ЮУрГУ, 2005; Кара-Мурза A.A. Борис Николаевич Чичерин и Иван Сергеевич Аксаков: Два понимания русской свободы // Интеллектуальные портреты: очерки о русских политических мыслителях XIX - XX вв. - М.: ИФ РАН, 2006; Кантор В.К. Между произволом и свободой. К вопросу о русской ментальности. - М.: РОССПЭН, 2007; Кантор В.К. Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России. - М.: РОССПЭН, 2008; Миронов Е.В. Философские и социально-политические воззрения Б.Н. Чичерина. - Челябинск: ЮУрГУ, 2008; Сидорина Т.Ю. Кризис XX века. Прогнозы русских мыслителей. - М.: ГУ ВШЭ, 2001; Доброхотов AJI. Антиномия права и нравственности в философии Вл. Соловьева // Сущность и слово: сборник научных статей к юбилею Н.В. Мотрошиловой. - М.: Феноменология-Герменевтика, 2009; Кара-Мурза A.A., Кантор В.К. и др. Российский либерализм и христианские ценности: материалы круглого стола // Полис. 2011. № 3; Туманова A.C. Теория прав человека как интегральное направление либеральной правовой мысли России конца XIX - начала XX вв. // Общественная мысль России: истоки, эволюция, основные направления: материалы международной научной конференции. М.: РОССПЭН, 2011; Чижков СЛ. Борис Николаевич Чичерин: личность, свобода и религиозное мировоззрение // Россия. История. Политика. - М.: Идея-Пресс, 2011.
зрения Б.Н. Чичерина на категории «личность», «свобода», «закон», «нравственность» в их взаимосвязи с особенностями российского уклада жизни, а также христианская основа философско-правового учения мыслителя. К тому же в научных кругах по сей день продолжается спор о концептах либерализма и консерватизма. Учитывая, что эти вопросы составляют основное смысловое содержание философии права Б.Н. Чичерина, представляется необходимым провести их историко-философский анализ. Это определило выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.
Объектом исследования является философско-правовая мысль конца XIX - начала XX вв.
Предметом исследования является система философско-правовых взглядов Б.Н. Чичерина
Целью исследования является историко-философский анализ философско-правового учения Б.Н. Чичерина о личности, свободе, нравственных основах права. Исходя из поставленной цели, в диссертационном исследовании ставятся и решаются следующие задачи:
1. Изучение биографических, философско-правовых и идейно-политических истоков учения Б.Н. Чичерина. Анализ философско-правовых взглядов Б.Н. Чичерина в контексте его современников, предшественников и последователей.
2. Исследование особенностей либерализма Б.Н. Чичерина.
3. Определение понятия «личность» в трактовке Б.Н. Чичерина, анализ взглядов мыслителя на природу личности и ее свойства.
4. Установление и анализ философских оснований предлагаемого Б.Н. Чичериным соотношения свободы, нравственности, права. Методологическая основа исследования определяется его
комплексным междисциплинарным характером, что предполагает со-
четание приемов и методов различных дисциплин, прежде всего философии, а также истории и права.
Существенное место в методологическом арсенале работы занимают такие методы, как сравнительно-исторический, позволивший проанализировать философско-правовые воззрения Б.Н. Чичерина на фоне реформирования современной ему политико-правовой действительности; сравнительно-правовой, посредством которого сопоставлялись философско-правовые взгляды Б.Н. Чичерина с теоретическими положениями российских философов-правоведов, получившими распространение в дореволюционной России рубежа Х1Х-ХХ веков.
Источниковую базу исследования составили, прежде всего, философские произведения Б.Н. Чичерина, его публицистические статьи и письма, а также труды предшественников, современников и последователей философа, изучение которых дало возможность наиболее полно и рельефно выявить вклад ученого в отечественную философию права. Кроме того, в качестве источников были привлечены аналитические работы исследователей философии Б.Н. Чичерина, а также произведения авторов, развивающих философско-правовые воззрения мыслителя.
Научная новизна исследования. В результате проведенной работы
■ исследована особая мировоззренческая позиция Б.Н. Чичерина в подходе к проблеме права, сочетающая основные идеи либерализма и консерватизма, а также христианский аспект философ-ско-правовых взглядов мыслителя;
■ выявлены фундаментальные, традиционные составляющие русской философско-правовой мысли - ее ценностное ядро в представлении Б.Н. Чичерина, а именно: личность, свобода, нравственность;
■ на основе изучения взглядов Б.Н. Чичерина на природу личности и ее свойства сформулировано определение понятия «личность» в трактовке ученого;
■ проанализирована специфика воззрений Б.Н. Чичерина на категорию «свобода»;
■ осуществлен анализ теоретических оснований предлагаемого Б.Н. Чичериным соотношения свободы, нравственности, права. Научная новизна исследования получила воплощение в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Б.Н. Чичерин занимает особое положение в истории духовного и политического развития России, отличаясь оригинальной мировоззренческой позицией, включающей в себя идеи либерализма и консерватизма. Философско-правовое учение Б.Н. Чичерина имеет своей основой христианские ценности. Но, будучи гегельянцем, мыслитель строго придерживается рациональных подходов. В своем учении мыслитель пытается синтезировать в единое целое религиозные и философские воззрения.
2. Основными категориями философии права Б.Н. Чичерина выступают личность, свобода, нравственность. По мысли ученого, мы ничего не поймем в общественных отношениях, не зная природы и свойств человека. Свобода личности, согласно Б.Н. Чичерину, является «краеугольным камнем» всего правового порядка, всего государственного и общественного здания. Проблема соотношения права и нравственности также занимает центральное место в политико-правовой философии Б.Н. Чичерина.
3. В трактовке Б.Н. Чичерина личность в своем специфическом проявлении есть единая, сосредоточенная в себе и
отдельная от других сущность, человеческая индивидуальность, которая является носителем абсолютного начала, подтвердившая свою метафизическую природу, осознающая свободу на основе собственного внутреннего опыта, обладающая внутренней самоопределенностью, свободной волей и независимостью от внешних определений. При этом необходимо учитывать противоречивость духовной природы человека, определяемой в своих действиях не только добром, но и злом. Поэтому личность возможна лишь в становлении, непрерывном преодолении собственной ограниченности.
4. Б.Н. Чичерин различает свободу внутреннюю (свободу воли), которая проявляется в нравственном самоопределении и регулируется нравственным законом и совестью человека, и свободу внешнюю (свободу действий), которая реализуется в сфере гражданского общества и в государстве, и определяется правовым законом. Идея внутренней свободы личности тесно связана с идеей абсолютного начала. Человек, как носитель Безусловного, - абсо-лютныи источник своих действии. Этим он возвышается над остальным творением и только в силу этого свойства он должен быть признан свободным лицом, имеющим права.
5. В представлении Б.Н. Чичерина категорически необходимо разграничение права и нравственности, несмотря на непременную их взаимосвязь, взаимодополнение на основе общих ценностных оснований. Идеалом общежития для мыслителя является такая его форма, где нравственный закон господствовал бы над всеми отношениями. Вместе с
тем Б.Н. Чичерин убежден в том, что невозможно вести человечество к нравственному идеалу путем внешнего принуждения, а только лишь путем свободы, так как нравственность по принуждению - это искажение нравственности как таковой.
Научно-практическая значимость. Материалы работы углубляют и расширяют представления о наследии Б.Н. Чичерина. Предпринятое исследование творчества мыслителя позволяет глубже увидеть непреходящее значение фундаментальных ценностей русской философско-правовой мысли и в этом контексте оценить современные социальные, правовые, духовные процессы с их возможными последствиями.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов и результатов исследования в научной работе для дальнейшего изучения наследия Б.Н. Чичерина, в разработке и преподавании курсов по истории русской философии, философской антропологии, истории политических и правовых учений, философии права. Кроме того, положения работы могут быть приняты во внимание современной публичной властью, занимающейся поиском действенных средств формирования правового государства, разработкой современной модели либерализма, а также законодательства и правоприменительной практики.
Апробация исследования. Диссертационная работа была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории философии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на 2-ой научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых НИУ ВШЭ «Философия. Язык. Культура» (Москва, 2011); XVIII Международной научной
конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2011); научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых НИУ ВШЭ «Философия свободы» (Москва, 2011).
Основные выводы и положения диссертации опубликованы в следующих работах:
Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК Минобрнауки России:
1. 1. Катенина Н.В. Закон нравственный и закон юридический в философско-правовом учении Б.Н. Чичерина // Вопросы философии. 2011. № 2. С. 139-150.-0,9 п.л.
2. Катенина Н.В. Личность как основа политико-правовой философии Б.Н. Чичерина // Философские науки. 2012. № 2. С. 70-81. - 0,6 п.л.
3. Катенина Н.В. Рецензия на книгу: Россия. История Политика: к 80-летию И.К. Пантина. - М.: Идея-Пресс, 2011, 224 с. // Вопросы философии. 2012. № 3. С. 180-183. - 0,4 п.л.
Другие статьи и материалы конференций:
4. Катенина Н.В. Правовая культура личности: дискурс о свободе в текстах Б.Н. Чичерина // Философия. Язык. Культура. Вып. 2 / отв. ред. Горбатова Ю.В. - С-Пб: Алетейя, 2011. С.231-239. -0,4 п.л.
5. Материалы XVIII международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов -2011». [Электронный ресурс]. - М: МАКС Пресс, 2011. - Режим доступа свободный: ЬЦр^Лотопозоутзи.ш/агсЫуе/Ьотопозоу 2011/1326/30632 27Ь d.pdf- 0,1 п.л.
6. Катенина Н.В. Взаимосвязь свободы, нравственности, права в учении Б.Н. Чичерина // Философия свободы: коллективная на-
учная монография / отв. ред. Д.Э. Гаспарян. - С-Пб: Алетейя, 2011. С. 44-54.-0,5 п.л.
ГЛАВАI
ЛИЧНОСТЬ КАК ОСНОВА ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ФИЛОСОФИИ Б.Н. ЧИЧЕРИНА
1.1. Природа личности и ее свойства в учении Б.Н. Чичерина
С именем Б.Н Чичерина связано создание оригинальной целостной концепции личности и ее абсолютной ценности как главного теоретического фундамента социально-политической, правовой и философской системы либерализма. Русские либералы конца XIX - начала XX вв. ориентировали самодержавие на создание конституционно-демократического строя и правового государства, в котором личность занимала бы достойное место. Однако альтернатива либерального развития в России в начале XX века так и осталась нереализованной.
Представляется, что особая актуальность этой проблемы в наши дни вытекает из ее прямой взаимосвязи с утверждением правовой государственности, насущной необходимости реального воплощения в жизнь основополагающего принципа современной государственно-правовой жизни - свободы личности. Идея свободы личности развивалась большинством философов и правоведов XIX века. И взгляды современных исследователей на данную проблему во многом базируются на идеях мыслителей XIX века, яркими представителями которых являются Б.Н. Чичерин, B.C. Соловьев, E.H. Трубецкой, П.И. Новгородцев, И.В. Михайловский и многие другие.
Чтобы лучше понять современность и все происходящие перемены, а также избежать опасных повторений прошлого, безусловно, важен богатый интеллектуальный и практический опыт, накопленный предшествующими эпохами. Справедливо и то, что философия необ-
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Духовно-нравственный смысл права в русской идеалистической философии второй половины XIX века2011 год, доктор философских наук Днепровская, Инесса Викторовна
Этика русского либерализма конца XIX - начала XX веков2007 год, кандидат философских наук Борисова, Юлия Вячеславовна
Конституционно-правовые взгляды Б. Н. Чичерина2003 год, кандидат юридических наук Березко, Владимир Эдуардович
Борис Николаевич Чичерин в истории политической мысли России1998 год, кандидат политических наук Боровинская, Лидия Сергеевна
Правовые и политические взгляды Е.Н. Трубецкого2009 год, кандидат юридических наук Овчинникова, Надежда Альбертовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Катенина, Наталья Викторовна, 2012 год
Библиография
1. Чичерин Б.Н. Вопросы политики. - М.: тип. т-ва И.Н. Кушнере-
ваиК, 1903.-170 с.
2. Чичерин Б.Н. Воспоминания. В 2-х тт. Т. 1. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2010. - 494 с.
3. Чичерин Б.Н. Воспоминания. В 2-х тт. Т. 2. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2010. - 526 с.
4. Чичерин Б.Н Восточный вопрос с русской точки зрения 1855. -
Лейпциг: тип. Бера и Германа, 1861. - 44 с.
5. Чичерин Б.Н. Вступительная лекция по государству и праву, читанная в Московском университете 28 октября 1861 г. // Философия права / Чичерин Б. Н. - С-Пб.: Наука, 1998. С. 177.
6. Чичерин Б.Н. История политических учений. В 3-х тт. Т. 1 / подготовка текста, вступ.ст. и коммент. И.И. Евлампиева. -
С-Пб: РХГА, 2006.-720 с.
7. Чичерин Б.Н. История политических учений. В 3-х тт. Т. 2 / подготовка текста, вступ.ст. и коммент. И.И. Евлампиева. -С-Пб: РХГА, 2008.-752 с.
8. Чичерин Б.Н. История политических учений. В 3-х тт. Т. 3 / подготовка текста, вступ.ст. и коммент. И.И. Евлампиева. -
С-Пб: РХГА, 2010.-784 с.
9. Чичерин Б.Н. Конституционный вопрос в России. - С-Пб.: тип.
Т-ва печ. станка, 1906. С. 7.
10. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. В 3-ех тт. Т. 1. Общее государственное право. - М.: тип. т-ва И.Н. Кушнерева и К, 1894.-482 с.
11. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. В 3-ех тт. Т. 3. Политика. - М.: тип. т-ва И.Н. Кушнерева и К, 1898. - 556 с.
12. Чичерин Б.Н. Мистицизм в науке. - М.: тип. Мартынова и К, 1880.-191 с.
13. Чичерин Б.Н. Москва сороковых годов / ред., вступ.ст. и ком-мент. Т.Ф. Пирожковой. - М.: тип. Мартынова и К, 1880. -191 с.
14. Чичерин Б.Н. Наука и религия. -М.: Республика, 1999. - 495 с.
15. Чичерин Б.Н. Нравственный мир // Русская философия права: философия веры и нравственности: Антология / сост. и авт. вступ. ст. А.П. Альбов - С-Пб.: Алетейя, 1997 - 398 с.
16. Чичерин Б.Н. О крепостном состоянии // Голоса из России. Кн. 2. Лондон, 1856. С. 130-131.
17. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. - М.: тип. Грачева и К, 1886. С. VIII.
18. Чичерин Б.Н. О началах этики. Оправдание добра, нравственная философия Вл. Соловьева. - Право и нравственность, очерки из прикладной этики // Философские науки. 1989. № 12. С. 74; 1990. № 1. С. 102.
19. Чичерин Б.Н. О современном состоянии русской жизни // Голоса из России. Кн. 2. - Лондон, 1856. С. 115-125.
20. Чичерин Б.Н. Общее государственное право / под ред. В.А. Томсинова. -М.: Зерцало, 2006. - 536 с.
21. Чичерин Б.Н. Опыты по истории русского права. - М.: Изд. К. Солдатенкова и Н. Щепкина, 1858. С. 43.
22. Чичерин Б.Н. Различные виды либерализма // Несколько современных вопросов / Б.Н. Чичерин. - М.: ГПИБР, 2002. С. 146-159.
23. Речь Б.Н. Чичерина Московского городского головы 16 мая 1883 г. Эпизод из истории коронации в Москве. - Берлин, 1883. -23 с.
24.Чичерин Б.Н. Россия накануне двадцатого столетия // Русский патриот. Берлин: Г. Штейниц, 1901. - 160с.
25. Чичерин Б.Н. Русское дворянство // Несколько современных вопросов. -М.: ГПИБР, 2002. С. 73-109.
26. Чичерин Б.Н. Собственность и государство / Подготовка текста, вступ.ст. и коммент. И.И. Евлампиева. - С-Пб.: РХГА, 2005. -824 с.
27. Чичерин Б.Н. Философия права. - С-Пб.: Наука, 1998. - 656 с.
28. Чичерин Б.Н. Что такое охранительные начала? // Несколько современных вопросов / Б.Н. Чичерин. - М.: ГПИБР, 2002. С. 116-145.
29. Аверин Н.М., Кокарев A.C. Научное наследие Б.Н. Чичерина: история и современность. // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Том I, выпуск 4. [Электронный ресурс]. -Режим доступа свободный: http ://www. i ourssa.ru/1998/4/averin.html
30. Аверин H.M., Осипов И.Д. Поборник свободы и права: Б.Н. Чичерин и социально-философская мысль Росси 2-ой пол. XIX века / под. ред. Н.М. Аверина. - Тамбов: ТГУ, 2003. - 168 с.
31. Аксаков К.С. Рабство и свобода // Москва, 1991. № 8. С. 199.
32. Алексеев H.H. Идеи и личность Чичерина // Путь. 1930. № 24. С. 99.
33. Алексеев H.H. Основы философии права. - С-Пб.: Лань, 1999. С. 217.
34. Алексеев С.С. Философия права: История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. - М.: НОРМА, 1999. С. 194.
35. Алиева А.Л. Вопросы нравственности и права в религиозной философии Вл. Соловьева // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 7. Философия. 1999. № 5. С. 85.
36. Аристотель. Политика / пер. С.А. Жебелева, M.JI. Гаспарова. -М.: ACT: ACT МОСКВА, 2010. - 393 с.
37. Архиеп. Иоанн (Маслов). Преп. Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. - М., 1993 С. 135.
38. Архиеп. Сергий Староградский. Православное учение о спасении. - М.: Моск. патриархат, 1991. С. 249.
39. Астахов В.И. Курс лекций о русской историографии. - Харьков: Изд-во Харьков, ун-та, 1965. - 583 с.
40. Бахрушин C.B. Предисловие C.B. Бахрушина / Чичерин Б.Н. Воспоминания. В 2-х тт. Т. 1. -М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2010. С. 13.
41. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS. 1955, - М.: Наука, 1990.-224 с.
42. Бердяев H.A. Философия неравенства. - М.: ACT: Хранитель, 2006. С. 171.
43. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т. 3. - М.: Спасо-Преображен.Валаам. Ставропигиал. монастырь, 1994. С. 55.
44. В чем сила и слабость христианства: материалы круглого стола // Континент. 2009. № 142. С. 340-367.
45. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX - начала XX века // Вопросы философии. 1991, №8. С. 25-42.
46. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии // Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса / вступ. ст., сост. и ком-мент. В.В. Сапова. -М.: Республика, 1994. С. 92.
47. Гегель Г.В.Ф. Собр. соч. в 15-ти тт. Т. 8: Философия истории / пер. с нем. A.M. Водена; под ред., с предисл. Ф.А. Горохова. -М.: Госполитиздат, 1956. - 470 с.
48. Гегель Г.В.Ф. Философия права / пер. с нем. Б.Г. Столпнера; вступ. ст. B.C. Соловьева; примеч. B.C. Нерсесянца. - М.: Мир книги, Литература, 2007. - 462 с.
49. Герцен А.И. К концу года // Собр. соч. В 30 т. Т. 18. - М., 1954 -1956. С. 469.
50. Герцен А.И. С того берега // Герцен А.И. Избранные труды / сост., автор вступ. ст., коммент. В.К. Кантор. - М.: РОССПЭН, 2010. С. 114.
51. Глушаченко С.Б., Гриб В.В., Сальников М.В. Либеральные учения русских юристов второй половины XIX - начала XX веков // История государства и права. 2001. № 4. С. 12.
52. Гнатюк О.Л. П.Б. Струве как социальный мыслитель. - С-Пб.: СпбГТУ, 1998.-376 с.
53. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, КноРус, 2011. С. 7.
54. Грановский Т.Н. Сочинения. - М.: Т-во тип. А.И. Мамонтова, 1900. С. 445.
55. Денисов В.В. Диалектика свободы: критерии и приоритеты (Проблема иерархии прав человека) // Философия и общество. 2000. № 4. С. 49.
56. Доброхотов А.Л. Антиномия права и нравственности в философии Вл. Соловьева // Сущность и слово: сборник научных
статей к юбилею Н.В. Мотрошиловой. - М.: Феноменология-Герменевтика, 2009. 530-540.
57. Евлампиев И.И. Главный труд Б.Н. Чичерина: достижения и неудачи // Чичерин Б.Н. История политических учений. В 3-х тт. Т. 3 / подготовка текста, вступ.ст. и коммент. И.И. Евлампиева. - С-Пб: РХГА, 2006. С. 3.
58. Евлампиев И.И. Философские и социально-политические взгляды Б.Н. Чичерина // Чичерин Б.Н. Собственность и государство / подготовка текста, вступ.ст. и коммент. И.И. Евлампиева. - С-Пб.: РХГА, 2005. С. 11.
59. Емельянов Б.В. Борис Чичерин: интеллектуальная биография и политическая философия. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2003. С. 99.
60. Ерыгин А.Н. Традиционная и модернизирующаяся Россия в философии либерализма. - Ростов: Изд-во Рост, ун-та, 2004. -373 с.
61. Захаров A.B. Государственно-правовые воззрения Б.Н. Чичерина. - Тамбов: ТГУ, 2004. С. 8.
62. Зеньковский В.В. История русской философии. - М.: Академический Проект, Раритет, 2001. - 878 с.
63. Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной мысли России второй половины XIX - XX в. (Чичерин). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 16.
64. Зорькин В.Д. Чичерин / отв. ред. П.С. Грацианский. - М.: Юридическая литература, 1984.
65. Зорькин В.Д. Прощание с мифами: (Мысли вслух) // Наш современник. 1994. № 9. С. 143.
66. Зубов А.Б. Причины антицерковности русской либеральной интеллигенции: материалы круглого стола «Российский либерализм и христианские ценности» // Полис. 2011. № 3. С. 124.
67. Идеи. Лидеры. Действия / под общ. ред. О.В. Морозова - М.: Олма-Пресс, 2006.-416 с.
68. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. - Париж - Москва, 1993. С. 51-52.
69. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. С. 402.
70. Искра Л.М. Борис Николаевич Чичерин о политике, праве, истории. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1995. С. 202.
71. Искра Л.М. Борис Николаевич Чичерин о пореформенном развитии России, капитализме, социализме- Воронеж: Изд-во Моск. гос. социал. ун-та Фил. в г. Воронеже, 1999. - 194 с.
72. Искра Л.М. Государство, общество в концепции Б.Н. Чичерина // Государство и общество в творчестве Б.Н. Чичерина и современность: материалы международной научной конференции, 18 - 19 мая 2006 г.: Пятые Чичеринские чтения / отв. ред. A.C. Кокорев. - Тамбов: ТГУ, 2006. С. 43.
73. Кавелин К.Д. Задачи этики: учение о нравственности при современных условиях знания. - С-Пб.: тип. М. Стасюлевича, 1887.-148 с.
74. Кавелин К.Д. Злобы дня // Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры / сост., вступ. ст. В.К. Кантора; подгот. текста и примеч. В.К. Кантора, O.E. Майоровой. -М.: Правда, 1989. С. 489.
75. Кавелин К.Д. Философия и наука в Европе и у нас // Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры / сост., вступ. ст. B.K. Кантора; подгот. текста
и примеч. В.К. Кантора, О.Е. Майоровой. - М.: Правда, 1989. С. 289.
76. Кавелин К.Д., Чичерин Б.Н. Письмо к издателю // Голоса из России: Сборники А.И. Герцена и Н.П. Огарева. В 4 выпусках. М., 1974-1976. Вып. 1.С. 30.
77. Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. - С-Пб.: Наука, 1995. С. 286.
78. Кантор В.К. Личность и власть в России: сотворение катастрофы // Личность и власть: интеркультурный диалог: материалы конференции. - М.: Московский философский фонд, 1998. -С. 74.
79. Кантор В.К. Между произволом и свободой. К вопросу о русской ментальности. -М.: РОССПЭН, 2007. С. 28.
80. Кантор В.К. «Профессорская культура» в контексте российской словесности // Русская классика, или Бытие России. - М.: РОССПЭН, 2005. С. 280.
81. Кантор В.К. Пути и катастрофы русской мысли. Кого будил А.И. Герцен? / Вопросы литературы. 2009. Июль - Август. С. 291-348.
82. Кантор В.К. Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России. - М.: РОССПЭН, 2008. С. 476.
83. Кантор В.К. Христианский либерализм и народное двоеверие: материалы круглого стола «Российский либерализм и христианские ценности» // Полис. 2011. № 3. С. 131.
84. Кара-Мурза А.А. Борис Николаевич Чичерин и Иван Сергеевич Аксаков: Два понимания русской свободы // Интеллектуальные
портреты: очерки о русских политических мыслителях XIX -XX вв. - М.: ИФ РАН, 2006. С.120.
85. Кара-Мурза A.A. К истории христианского либерализма в России: материалы круглого стола «Российский либерализм и христианские ценности» // Полис. 2011. № 3. С. 122.
86. Кара-Мурза A.A. Русский либерализм: идеи и люди. - М.: Новое издательство, 2000. С. 142.
87. Кашников Б.Н. Либеральные теории справедливости и политическая практика России. - Нижний Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2004. С. 52.
88. Кизелыдтейн Б.Г. К эволюции историко-политических взглядов Б.Н. Чичерина // История и историки. -М., 1965. С. 429-439.
89. Киреевский И.В. Избранные статьи. - М.: Современник, 1984. -383 с.
90. Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии и психологии / под ред. Л.М. Лопатина -М.: тип. т-ва И.Н. Кушнерева и К, 1906. Ноябрь - декабрь. С. 474.
91. Кистяковский Б.А. Философия и социология права / изд-во под-гот. Ю.Н. Давыдов и В.В. Сапов. - С-Пб.: РХГА, 1998. С. 223.
92. Ключевский В.О. Собр. соч.: в 9-ти тт. Т. 8. - М.: Мысль, 1989. С. 298.
93. Козловский В.В. Либеральный консерватизм в России // Российская социология / под ред. А.О. Бороноева. - С-Пб.: Спб ГУ, 1993. С. 79-93.
94. Кокорев A.C. Духовное наследие Б.Н. Чичерина и современность: материалы межрегиональной научной конференции, 9 -11 декабря 2003 г.: к 175-летию со дня рождения Б. Н. Чичерина / отв. ред. A.C. Кокорев. - Тамбов: ТГУ, 2003. - 102 с.
95. Конституция Российской Федерации. - М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. С. 8.
96. Леонтович В.В. История либерализма в России, 1762-1914. М.: Русский путь, 1995. - 548 с.
97. Локк Дж. Два трактата о правлении // Правовая мысль: Антология. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. С. 191.
98. Лосский Н. О. История русской философии. - М.: Академический Проект, 2007. - 551 с.
99. Лукашева Е.А. Права человека как критерий нравственного измерения политики и государственной власти // Права человека и политическое реформирование (юридические, этические, социально-психологические аспекты) / отв. ред. Е.А. Лукашева. -М.: Ин-т государства и права РАН, 1997. С. 5.
100. Матвеева С.Я. Консервативный либерализм в современной России // Общественные науки и современность. 1993. № 2. С. 5-18.
101. Миронов Е.В. Философские и социально-политические воззрения Б.Н. Чичерина. - Челябинск: ЮУрГУ, 2008. - 302 с.
102. Михайловский И.В. Очерки философии права // Правовая мысль: Антология / Автор-составитель В.П. Малахов. - М.Екатеринбург: Академический Проект, 2003. С. 605.
103. Михайловский И.В. Философия права и политики Бориса Чичерина // Наука и религия / Б. Н. Чичерин. - М.: Республика, 1999. С. 458.
104. Нарский И.С. Категория свободы у Канта / И.С. Нарский // Кантовский сборник: межвуз. темат. сб. науч. тр. - Калининград: Изд-во Калининград, ун-та, 1992. (вып. 17). С. 14.
105. Нерсесянц B.C. Философия права Гегеля. - М.: Юрист, 1998.-352 с.
106. Новгородцев П. И. Борис Николаевич Чичерин // Научное слово. 1904. № 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный: http .7/www.liberalism.m
107. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. -М.: Наука, 1996. С. 136 - 137.
108. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве / Предисл.: Альбов А.П. - С-Пб.: Алетейя, 2000. -355 с.
109. Новгородцев П.И. Право и нравственность // Правоведение. 1995. №6. С. 107.
110. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Три модели развития России. -М.: ИФ РАН, 2000. С. 169.
111. Осипов И.Д. Патриарх русской государственной науки // Философия права / Б. Н. Чичерин. - С-Пб: Наука, 1998. С. 7.
112. Осипов И.Д. Философия консервативного либерализма Б.Н. Чичерина // Философия русского либерализма (XIX - нач. XX в.) - С-Пб.: Изд-во Спб. ун-та, 1996. С. 80.
113. Пантин И.К. Историческая драма русского либерализма // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы: материалы международной научной конференции. - М.: РОССПЭН, 1999. С.94-110.
114. Пантин И.К. Социалистическая идея: Герцен versus Маркс: материалы конференции «Актуальность Герцена» // Вопросы философии. 2010. № 12. С. 74.
115. Платон. Государство / пер. А.Н. Егунова. - М.: ЗАО «Биз-неском», 2010.-288 с.
116. Полторацкий Н.П. П.Б. Струве как политический мыслитель. -Лондон-Канада: Заря, 1981. С. 42-43.
117. Полторацкий Н.П. Сборник «Из глубины» и его значение // Из глубины. Сборник статей о русской революции. - Нью-Йорк: Телекс, 1991. С. XXII.
118. Поляков A.B. Политико-правовое учение Чичерина // Чичерин Б.Н. Избранные труды / под ред. A.B. Полякова, Е.В. Тимошиной. - С-Пб., 1998. С. 14.
119. Поляков A.B. Либеральный консерватизм Б.Н. Чичерина // Правоведение. 1993. № 5. С. 79-87.
120. Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - Ростов-на-Дону, 1992. - с.
121. Прибыткова Е.А. Владимир Сергеевич Соловьев о нравственном призвании права // Вопросы философии. 2011. № 8. С. 103.
122. Приленский В.И. Полемика с Вл. Соловьевым // Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. - М.: ИФ РАН, 1995. С. 250-276.
123. Пустарнаков В.Ф. Либерализм в России. - М.: ИФ РАН, 1996.-448 с.
124. Радлов Э.Л. Философское учение Б.Н. Чичерина // Наука и религия / Б. Н. Чичерин. - М.: Республика, 1999. С. 477.
125. Ранние славянофилы: A.C. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы / сост. Н.Л. Бродский. - М.: т-во И.Д. Сытина, 1910. С. 69.
126. Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. Документальная публикация / под ред. Е.Л. Рудницкой. - М.: Археографический центр, 1997. С. 84.
127. Редкин П.Г. Энциклопедия юридических и политических наук. - С-Пб., 1872-1873. С. 18.
128. Рубинштейн H.JL Очерки истории исторической науки в СССР. Т. I. - М.: Изд-во АН СССР, 1955.
129. Руткевич A.M. Что такое консерватизм? - М.: Университетская книга, 1999. - 224 с.
130. Св. Феофан Затворник. Начертания христианского нравоучения. В 2-ух тт. Т. 1.-М., 1994. С. 73.
131. Св. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. - Л., 1991. С. 179.
132. Секиринский С.С. Борис Николаевич Чичерин // Российские либералы: Сб. статей / Под ред. Б.С. Итенберга и В.В. Ше-лохаева. - М.: РОССПЭН, 2001. С. 109.
133. Сенин A.C. «Европой я мог любоваться, но жить и действовать я мог только в России» // Б.Н. Чичерин. Несколько современных вопросов - М.: ГПИБР, 2002. С. 9.
134. Сидорина Т.Ю. Кризис XX века. Прогнозы русских мыслителей. - М.: ГУ ВШЭ, 2001. - 180 с.
135. Сидорина Т.Ю., Полянников Т.Л., Филатов В.П. Феномен свободы в условиях глобализации..) - М.: РГТУ, 2008. - 410 с.
136. Сладкевич Н.Г. Очерки истории общественной мысли в России в кон. 50-х - нач. 60-х. - Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1962.
137. Великий спор и христианская политика // Соловьев B.C. Чтение о богочеловеке // Сочинения. Т. 2. - М.: Мысль, 1989. С. 118-192.
138. Соловьев B.C. Оправдание добра: Нравственная философия. / Вступ. ст. А.Н. Голубева, Л.В. Коноваловой; Примеч. А.Н. Голубева и др. -М.: Республика, 1996. С. 328.
139. Соловьев B.C. Собр. соч.: в 8 тт. Т. 7. - С-Пб.: Общественная польза, 1891-1897. - 677 с.
140. Соловьев B.C. Собр. соч. Т. 8. - С-Пб.: Общественная польза, 1897-1900. С. 233.
141. Соловьев Э.Ю. Гуманитарно-правовая проблематика в философской публицистике B.C. Соловьева // Соловьевский сборник: материалы международной конференции «B.C. Соловьев и его философское наследие». Москва. 28-30 августа 200 г. - М.: Изд-во «Феноменология - Герменевтика», 2001. С. 35.
142. Степун Ф.А. О свободе (Демократия, диктатура и «Новый град») // Опыт русского либерализма: антология. - М., 1997. С. 358.
143. Струве П.Б. Социальная и экономическая история России с древнейших времен до настоящего времени, в связи с развитием русской культуры и ростом российской государственности. (Посмертно публикуемый труд с приложением некоторых ране напечатанных статей из области русской истории и списка трудов П.Б. Струве). - Париж, 1952. С. 329.
144. Струве П.Б. О мере и границах либерального консерватизма//Политические исследования. 1994. № 3. С. 120-121.
145. Струве П.Б. Б.Н. Чичерин и его место в истории русской образованности и общественности // Россия и славянство. 1929. 26 января. № 9. С. 3.
146. Творения преп. Максима Исповедника. - М., 1993. Кн. 1. С. 150.
147. Трубецкой E.H. Смысл жизни. - М.: Республика, 1994. -431 с.
148. Трубецкой E.H. Труды по философии права. / сост. И.И. Евлампиев. - С-Пб.: РХГА, 2001. С. 300.
149. Трубецкой E.H. Учение Б.Н. Чичерина о сущности и смысле права // Вопросы философии и психологии / под ред. JI.M. Лопатина - М.: тип. т-ва И.Н. Кушнерева и К., 1905. Кн. 80. С. 353 -381.
150. Трубецкой E.H. Энциклопедия права. - М.: т-во скоропеч. A.A. Левенсон, 1908. -244с.
151. Туманова A.C., Киселев Р.В. Права человека в правовой мысли и законотворчестве Российской империи второй половины XIX - начала XX века. - М. : Изд. Дом ВШЭ, 2011. - 279 с.
152. Туманова A.C. Теория прав человека как интегральное направление либеральной правовой мысли России конца XIX -начала XX вв. // Общественная мысль России: истоки, эволюция, основные направления: материалы международной научной конференции. М. : РОССПЭН, 2011. С.640-669.
153. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992. С. 73.
154. Хомяков A.C. Сочинения богословские. - С-Пб.: Наука, 1995.-479 с.
155. Чернышевский Н.Г. Сочинения. T. I. - М.: Мысль, 1989. С. 645.
156. Чижков С.Л. Борис Николаевич Чичерин: личность, свобода и религиозное мировоззрение // Россия. История. Политика: к 80-летию И.К. Пантина. -М.: Идея-Пресс, 2011. С. 115-132.
157. Ященко A.C. Философия права Соловьева. - С-Пб.: Але-тейя, 1999. С. 43.
158. Freeden M. The New Liberalism. An Ideology of Social Reform. Oxford: Clarendon Press, 1978. P. 26-27.
159. Hamburg G.M. Boris Chicherin and Early Russian Liberalism, 1862-1866, Stanford, California: Stanford University Press, 1992. P. 252.
160. Hayek F.A. Liberalism // New Stadies in Philosophy, Politics, Economics and the History of Ideis / Hayek F.A. - London and Henley: Routledge and Kegan Paul, 1978. P. 138-139.
161. Kelly A. 'What is Real is Rational': the Political Philosophy of B.N. Chicherin // Cahiers du monde russe et sovietique. 1977. XVIII (3). July-Sept. P. 196.
162. Pipes R. Struve. Liberal on the Right, 1905 - 1944. - Cambridge, Massachusetts and London: Harvard University Press, 1980. -P. 376.
163. Walicki A. Boris Chicherin: the 'Old Liberal' Philosophy of Law // Legal Philosophies of Russian Liberalism / Walicki A. — Oxford: Clarendon Press, 1987. P 105-164.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.