Философско-культурологический дискурс ценностных смыслов татарских этноэпических нарративов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Гайфутдинова, Рамзия Муллануровна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 168
Оглавление диссертации кандидат наук Гайфутдинова, Рамзия Муллануровна
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭТНОЭПИЧЕСКОГО НАРРАТИВА КАК ЦЕННОСТНОГО ЯДРА ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Место и роль этноэпических нарративов в процессе сохранения и трансляции культурного наследия
1.2. Этноэпические нарративы в контексте дискурсного и метатеоретического анализа
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫЕ СМЫСЛЫ ТАТАРСКОГО ЭТНОЭПИЧЕСКОГО НАРРАТИВА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ БЫТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Сравнительно-типологические особенности этноэпических нарративов татар в их сопряженности с полиэтническими культурными традициями
2.2. Герменевтический анализ этноэпических образов как архетипов традиционной национальной культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Взаимовлияние фольклора и литературы в татарских романических дастанах2022 год, кандидат наук Хусайнова Гульнира Разифовна
Татарские книжные дастаны: история становления жанра и поэтика2015 год, кандидат наук Мухаметзянова, Лилия Хатиповна
Народное творчество периода Золотой Орды: мифологические и исторические основы2011 год, доктор филологических наук Закирова, Ильсеяр Гамиловна
Народный эпос "Идегей" и его исторические основы1999 год, кандидат филологических наук Хайруллина, Венера Ивановна
Современные культурные практики сохранения олонхо2020 год, кандидат наук Стрекаловская Зоя Андреевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-культурологический дискурс ценностных смыслов татарских этноэпических нарративов»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования обусловлена рядом важных причин. Во-первых, во второй половине XX в. вплоть до наших дней в мире происходило неуклонное и повсеместное нарастание процессов глобализации во всех сферах общественной жизни (экономической, политической, культурной и т.д.), что в конечном итоге породило обоснованные опасения многих стран полностью утратить свою историческую и культурную идентичность, ядром которой всегда выступают этнические традиции. Естественно предположить, что успех государств в политике сохранения собственной национальной специфики невозможен без ревитализации ее этнической составляющей, что требует комплексного анализа процессов, происходящих внутри отдельных национальных культур, каждая из которых является неотъемлемым элементом общемирового культурного процесса.
Во-вторых, проблема сохранения этнического компонента каждый национальной культуры имеет чрезвычайно важное значение для Российской Федерации, на территории которой проживают около 200 различных наций и народностей и где одновременно происходят взаимоисключающие процессы интеграции и глокализации как в масштабе всей страны, так на уровне отдельных регионов, что также порождает необходимость сохранения и возрождения самобытных культур отдельных этнических общностей. Следовательно, изучение традиционных культур всех наций и народностей, проживающих на территории РФ является, на наш взгляд, значимым условием успешного социально-экономического и духовного развития всей страны и отдельных регионов.
В-третъих, важнейшим элементом общероссийского культурного пространства являются различные тюркоязычные народы, объединенные общими культурными традициями, языком и духовными ценностями. С одной стороны, в РФ проживают представители десятков тюркоязычных этносов
(татары, башкиры, чуваши, якуты и т.д.), а с другой стороны, наша страна в рамках СНГ и т.н. «евразийского партнерства» все более активно сотрудничает с такими тюркоязычными странами, как Казахстан, Киргизия, Азербайджан, Турция и др. Это позволяет нам утверждать, что изучение культурных традиций этих наций и этносов имеет важное значение как для сохранения общероссийской национальной идентичности и идентичности каждого народа, проживающего в нашей стране, так и для поддержания межкультурного диалога и предотвращения национальной ксенофобии на всем евразийском пространстве1.
В-четвертых, полиэтническая Республика Татарстан занимает особое место в РФ, поскольку обладает огромным позитивным многовековым опытом формирования единого культурного пространства для проживающих в ней народов (за последние 500 лет в этом регионе не было ни одного межнационального и межкультурного конфликта) и выступает своеобразным «мостом», соединяющим европейскую и восточную культуры. Особую роль в формировании диалога между разными культурами, проживающими в этом регионе, на наш взгляд, играет толерантность и духовные ценности татарского народа, укорененные в его обычаях и культурных традициях. Поэтому необходим глубокий анализ духовных ценностей и смыслов, содержащихся в традиционной культуре татарского народа, и выявление их роли в современной национальной культуре.
В-пятых, в сохранении и постоянном воспроизводстве специфических особенностей национальной культуры немаловажную роль играют этноэпические нарративы (мифы, эпосы, былины, саги, дастаны и т.д.), в которых посредством художественных образов описываются в значительном пространственно-временном континууме исторические события прошлого,
1 На наш взгляд, этнос (этническая общность, народ) - это исторически возникший вид социальной группы людей, которая может быть представлена племенем, народностью или нацией. Для нашего исследования особый интерес представляет тот факт, что, как правило, народности обладают лишь традиционной (этнической) культурой, т.е. специфическими обычаями и способами художественного осмысления мира, направленными на поддержание своего гомеостаза и самобытности. В тоже время нациям присуща еще культура и иного, теоретического уровня, способствующая их максимальной включенности в общемировую культуру.
имеющие огромное значение для данного этноса и выступающие главным источником народного духа и самосознания. Поэтому изучение ценностных смыслов эпических нарративов, относящихся к традиционной культуре татар, является важной общекультурной проблемой, имеет большое теоретическое и прикладное значение и требует глубокого философско-культурологического анализа.
В-шестых, в современном мире происходит значительное усиление социокультурной динамики и ломка многих традиционных мировоззренческих представлений о добре-зле, красивом-безобразном, должном-недолжном и т.д., во многом базирующихся на духовно-нравственных идеалах, представленных в образцах этнической культуры. Надо подчеркнуть, что в этом процессе немаловажную роль играют деструктивные попытки отдельных политических или националистических сил стран Западной и Восточной Европы (прежде всего, Украины) переосмыслить ценность традиционных духовных ценностей, идеалов и норм поведения и придать ранее считавшимся негативным событиям и персонажам истории абсолютно противоположное, позитивное содержание. Исторический опыт показывает, что подобное «переформатирование» общественного сознания носит разрушительный характер прежде всего по отношению к собственной культуре и ведет к межнациональным и межкультурным конфликтам. В связи с этим возникает необходимость философско-культурологического анализа ценностных смыслов, присутствующих в традиционной культуре, с целью противодействия подобным попыткам изменить ее гуманистическое содержание в современном мире.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что изучение этноэпического наследия разных культур (особенно того, что представлено в классических эпосах) и заложенных в нем ценностных смыслов, имеет большое теоретическое и прикладное значение, поможет сохранить и «ревитализировать» традиционную (этническую) культуру и тем самым
позитивно повлиять на развитие всей национальной культуры в контексте современной цивилизации.
Степень изученности проблемы.
Этноэпические нарративы регулярно становились объектом изучения философских, культурологических, исторических, лингвистических, этнографических и иных изысканий. А сами традиции экспликаций ценностных смыслов этноэпических нарративов (мифов, эпосов, былин, саг и т. д.) заложены уже в истории философской эстетики и искусствознания. Как известно, древнегреческие мифы и эпосы рассматривались в трудах В. Винкельмана, Г.В.Ф. Гегеля и И.В. Гете, И.Г. Гердера и Г.Э. Лессинга, Ф.В.Й. Шеллинга, Ф. Шиллера и Ф. Шлегеля, в XX в. - А.Ф. Лосева1. Мифы, мифологические сюжеты, эпосы, а также любые историко-культурные тексты как нарративы активно рассматриваются и в современной науке. Среди них особую популярность получили такие произведения, как «Песнь о Нибелунгах», «Калевала», «Слово о полку Игореве», «Махабхарата», «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Теогония» Гесиода и т.д. Исторические этапы становления мифотворчества, как и целый ряд сопутствующих ему культурных феноменов как своего рода текстов, нуждающихся в интерпретирующем понимании, исследованы в трудах Р. Барта и Ж. Дерриды, Ж-Ф. Лиотара и Ф. Джеймисона2 , а также в трудах современных
1 См.: Винкельман И. И. История искусства древности. Малые сочинения / Перевод с немецкого, статья, комментарий, научный аппарат И. Е. Бабанова. СПб. Государственный Эрмитаж, Алетейя. 2000. 800 с.; Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. М.: изд-во «Искусство», 1968-1973; Гердер И.Г. Избранные сочинения / Переводы под редакцией В.М. Жирмунского и Н.А. Сигал. М-Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. 392 с.; Гете И.В. Об искусстве. М.: изд-во: Искусство, 1975. 626 с.; Шеллинг Ф.В. Й. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1989. 636с.; Шиллер Ф. Избранные произведения. М.: ГИХЛ, 1954. 708 с., Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. М., 1983; Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М: Издательство «Мысль», 1993; Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии / Общая редакция, вступ. статья и примечания Г.М. Фридлендера. М.: Художественная литература, 1957. 520 с.
2 См.: Барт Р. Мифологии / Перевод, вступ. ст. и коммент. С.Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. 312 с.; Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна / Перевод с французского Н.А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии, СПб. Алетейя, 1998. 160 с.; Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос, 2000. №4. С.63-77; Деррида Ж. О грамматологии / Пер. с фр. и вст. ст. Н. Автономовой. М.: Ad Marginem, 2000. 512 с.
отечественных исследователей В.С. Семенцова, В.С. Сыродеевой1 и т.д.
Исследование эпических нарративов тюркских народов в общетеоретическом плане в РФ было начато еще в трудах ученых второй половины XIX - первой половины XX века - В.В. Бартольдом, Ч.Ч. Валихановым, Г.Н. Потаниным, А. Диваевым, П.М. Мелиоранским, В.В. Радловым, А.Н. Самойловичем, А.Ю. Якубовским и др2, затем продолжено в трудах В.Я. Владимирцова, С.Ю. Неклюдова, где в отличие от работ общетеоретического характера изучены элементы антропогенеза и космогенеза, а также сверхъестественного статуса и мистического наполнения эпических образов как знаков божественной теофании. Кроме того, существенный вклад в теоретическое осмысление специфики тюркского эпоса и его главных героев был внесен такими видными специалистами, как И.А. Беляев, изучавший каракалпакскую народную поэму (1917), А.С. Орлов с его анализом казахского героического эпоса (1945) и П.А. Фалев с его работой по «ногайской сказке об Ак Кубеке» (1918) и др.
Наряду с этим, наибольший интерес для нас представляют те труды по этноэпическому наследию тюркоязычных народов, которые были разработаны В.М. Жирмунским в сравнительно-историческом и социально-историческом планах, где «живое прошлое народа», по мнению этого ученого, представлено прежде всего в лице его гуманных вождей-правителей3.
В свою очередь современные исследователи Ф.В. Ахметова, Ф.И.
1 См.: Семенцов В.С. Проблемы интерпретации брахманической прозы: Ритуал и символизм. М.: Наука, 1981. 180 с. Сыродеева А. А. Возможности малого. Опыт описания локальности. М.: изд-во: Институт философии РАН, 1998. 103 с.
2 См.: Бартольд В.В. Очерк истории Семиречья. Киргиз Госиздат. Фрунзе. 1943. 104 с.; Валиханов Ч.Ч. Собр. соч. в 5-ти томах / Ч.Ч. Валиханов. Алма-Ата: Изд-во Ак. наук КазССР, 1961, 1972.; Диваев А.А. Батырлар. Т.1-6.Ташкент, 1922; Потанин Г.Н. Тангутско-тибетская окраина Китая и Центральная Монголия. Т.2. Спб.1983; Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи. Ч. IV. СПб: Тип. Имп. Акад. наук, 1872. 414 с. Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен / В.В. Радлов. Ч.1-Х. СПб: Тип. Имп. Акад. наук, 1886-1907; Самойлович А.Н. Вариант сказания о Едигее и Тохтамыше, записанный Н. Хакимовым // Тюркологический сборник, 1972. С.188-213; Жирмунский В.М. П.М. Мелиоранский и изучение эпоса «Едигей» // Тюркологический сборник. 1972. М., 1973. С. 141-186.
3 См.: Жирмунский В. М. Народный героический эпос: Сравнительно литературные очерки. М-Л.: Гослитиздат. Ленингр. Отд-ние, 1962. 435 с.; Жирмунский В.В. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. М.: Изд-во восточной лит-ры. 1960. 335 с. Жирмунский В.В. Тюркский героический эпос. Л.: Наука,1974. 728 с.
Урманчеев и Х. Ярми разработали и обогатили исследования эпического наследия принципами классификации татарского эпоса 1 . Более того, на материале татарского фольклора Ф.И. Урманчеев впервые рассмотрел героя в связи с его эпической средой как своеобразного прототипа исторической личности.
Особый вклад в изучение «дастанного эпоса» татарского народа, то есть эпоса «подвергнутого литературной переработке переписчиком» (Л.Х. Мухаметзянова), внесли такие ученые нашего региона, как М.И. Ахметзянов и М.Х. Бакиров, А. Госманов и И.Г. Закирова, Л.Х. Мухаметзянова и Н.Ш. Хисамов, А.Р. Фахрутдинова и Я.Я. Ярмухаметов, предпринявшие конкретно-предметное и сравнительно-типологическое исследование татарского фольклора2 и в частности татарского народного эпоса на основных этапах его становления.
Особо необходимо выделить ценностный подход (И.Г. Закирова, Р.С. Липец)3 в изучении фольклора тюркоязычных народов, их этноэпического наследия в современной отечественной фольклористике, а также тот факт, что Р.С. Хаким4 выделяет ценностный смысл эпической героики в традиционной культуре татар в связи с глобальной историей становления тюркоязычной цивилизации. Интерес представляют исследования художественных образов и их культурных смыслов в татарской литературе, которые были предприняты
1 См.: Ахметова Ф. О дастанах в татарском фольклоре // Идель. №11,12. 1999. Татар дастаннарыньщ бYгенге яшэеше // Татар халык иж;атыныц хэзерге торышы. Казан, 1988. Б.25-47. Она же. Жанровая специфика татарского эпоса в сравнении с книжными изданиями // Межэтнические общности и взаимосвязи фольклора народов Поволжья и Урала. Казань, 1983; Урманчеев Ф.И. Героический эпос татарского народа. Казань: Тат. кн. изд-во, 1984. 312 с. Он же. Народный эпос «Идегей». Казань, 1999. 200 с. Он же. Тюркский героический эпос. Казань: ИЯЛИ, 2015. 448 с.
2 См.: Эхмэтжанов М.И. Татар кулъязма китабы. Казан: Тат. кит. нэшр., 1994. 270 б.; Бакиров М. Гомумтерки поэзиянец яралуы hэм борынгы формалары. Казан: Мэгариф, 2001. 343 б.; Госманов М. Каурый калэм эзеннэн. Казан: Тат. кит. нэшр., 1994. 223 б.; Закирова И.Г. Болгар чоры халык ижаты. Казан: Фикер, 2003. 145 с.; Ибрагимова Л.Х. Терки халыклар и^атында «Чура батыр» дастаны. Казан: Фикер, 2002. 192 б. Мухаметзянова Л.Х. «Татарский эпос: книжные дастаны». Казань, 2014. 380 с.; Хисамов Н.Ш. Кол Гали hэм терки «Йосыфнамэ» Казан: Тат. кит. нэшр., 2006. 208 б.; Фахрутдинова А.Р. Дастан «Туляк и Сусылу»: тюрко-татарские варианты. Казань: б. и., 2011.124 с.
3 Закирова И.Г. Эпический фольклор периода Золотой Орды: мифологические и исторические основы. Казань, 2011. 268 с.; Липец Р.С. Образ батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М.: Наука, 1984. 263 с.
4 Хаким Р.С. Метаморфозы духа (к вопросу о тюркско-татарской цивилизации). Казань: «Идель-Пресс», 2005. 304 с.
А.Д. Батталовой и Д.Ф. Загидуллиной, Г.Р. Гайнуллиной и А.М. Саяповой1, а в масштабах общей истории развития татарской литературы - Ю.Г. Нигматуллиной2. Ценностные аспекты фольклора вообще рассматриваются О.А. Абрамовой3, а татарского фольклора в частности - З.М. Брусько, Ф.Х. Завгаровой4. Кроме того, для настоящего исследования интерес представляют те исследования, в которых рассматривается феноменология архетипов бытия культуры и соответствующая интерпретация литературных произведений5.
Вклад в изучение этнического наследия татарского народа внесли такие философы и культурологи, как Р.М. Бажанова6, Д.С. Булатова7, А.Е. Бусыгин8, А.А. Гагаев9, Л.А. Гафиятуллина10, Р.Г. Нугманов11, Р.Р. Тактамышева12 и
1 См.: Батталова А.Д. Эволюция дома в татарской драматургии (1960-2000 гг.). Автореф. на соис. уч. степ. канд. фил. наук. Казань, 2006. 26 с.; Загидуллина Д.Ф. Выявление национального в литературе и задачи современной фольклористики // Материалы международной практической конференции. Казань.2009. С.97-99; Гайнуллина Р.Г. 1940-1980 еллар татар прозасында милли яшэеш нигезлэрен барлау. Казан: Ихлас, 2012. 100 б.; Саяпова А.М. Диалог творческого сознания А.А. Фета с Востоком (Фет и Хафиз). М.: Флинта: Наука, 2010.
2 См.: Нигматуллина Ю.Г. Запоздалый модернизм в татарской литературе и изобразительном искусстве. Казань: Фэн, 2002. 176 с.; Системно-комплексное исследование художественного творчества: история научного направления в Казанском университете. Казань: Казан. ун-т, 2004. 229 с.; Между дисгармонией и гармонией: проблемы «срединной» культуры. Казань, 2013.
3 См.: Абрамова О.Г. Нравственно-эстетические и ментальные ценности фольклора. Автореф. на соис. уч. степ. канд. философ. наук. Барнаул, 2006. 26 с.
4 См.: Брусько З.М. Фольклор семейно-бытовой обрядности татар. Автореф. на соис. уч. степ. канд. фил. наук. Казань, 2012; Завгарова Ф.Х. Вопросы истории татарской фольклористики // Татар халык ижаты (фэнни эзлэщлэр hэм Yрнэклэр). Казан: Алма-лит., 2009. С.5-10.
5 См.: Рукавишников Н.А. Антропологическая теория культуры К.Г. Юнга. Автореф. диссер. канд.филос. наук. Великий Новгород, 2002. Седаков Н.Э. Архетипы бытия и символы культуры. Автореф. диссер. канд.историч.. наук. М, 2004; Майкова А.Н. Интерпретация литературных произведений в свете теории архетипов Карла Юнга. Автореф. диссер. канд.фил. наук. М., 2000; Архетипы в фольклоре и литературе. Сб.научн. тр. Кемерово: Кузбасвузиздат, 1994.
6 См.: Бажанова Р.К. Дух артистизма и ревитализация булгарской культуры в творчестве Булата Гильванова // Проблемы ревитализации традиционной культуры народов Волго-Камья: Сборник статей VT-VTI Всероссийских научно-практических конференций с международным участием, 16-17 ноября 2012 года, 8 ноября 2013 года. Йошкар-Ола: ФГБОУ ВПО «Марийский гос. ун-т», 2014. 383 с.
7 См.: Булатова Д.С. Элементы нарратива и мифотворчества в музейном искусстве (на этнокультурном материале) // Проблемы ревитализации традиционной культуры народов Волго-Камья: Сборник материалов международной научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 2008. С.255-260.
8 См.: Бусыгин А.Е. Диалог культур в музейном пространстве. URL. http://lihacev.ru/chten/6514/7204 (дата обращения 23.02.2017). Он же. О роли культуры в развитии современного российского общества.2008. 28 с.
9 См.: Гагаев А.А., Гагаев П.А. Педагогика Махабхараты. М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРАМ, 2015.246 с.; Они же. Философия татарской сказки. Саранск, 2017. 190 с.
10 См.: Гафиятуллина Л.А. Этнокультурные традиции в культурной жизни: монография. Казанский гос. ун-т культуры и искусств. Казань: Культура, 2010.116 с.
11 Нугманов Р.Г. Принципы современной культурологии // Вестник Кемеров. Гос. ун-та культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. 2012. .№21. С. 29-33; Он же. Изобразительное искусство в Татарстане: учеб. Для 4-11 на тат яз. / Р.Г. Нугманов, М.Х. Хасанов, Г.В. Мухаметзянова. Казань: Ихлас, 2011.
12 См.: Тактамышева Р.Р. Сущность диалектики традиционности и новаторства в татарской национальной культуре. Автореф. на соис. уч. степ. канд. философ. наук. Казань: Тип. КГЭУ, 2007. 24 с.
Н. Г. Юрченкова1, Е.Л. Яковлева2 и др., внимание которых было направлено на изучение прежде всего этнокультурных традиций татарского народа, диалектики новаторства и традиционализма в культуре и т.д.
Тем не менее, при всей актуальности проведенных ранее исследований этноэпические нарративы в традиционной татарской культуре еще не становились предметом собственно философско-культурологического изучения. Притом, что, хотя проблема места и значения эпического наследия в становлении и функционировании татарской национальной культуры была более или менее разработана, собственно комплексного исследования ценностного ядра этноэпической традиции тюркоязычных культур с привлечением новейших методик философско-культурологического дискурса еще предпринято не было.
Между тем, в сложившейся современной ситуации, когда растет востребованность патриотических стимулов, в том числе в героических образцах многонациональной истории России и Татарстана, такое исследование чрезвычайно актуально. Отсюда, вырисовывается проблемная ситуация. Она состоит в том, что этноэпическое наследие как ценностное ядро любой национальной культуры переживает своего рода противоречивый «ренессанс» в современном мире глобализации и глокализации (Ф. Джеймисон), межкультурной интеграции и самоопределения, культурной энтропии и фрагментарности, всеобщей модернизации и реактивации традиционализма. И от того, насколько хорошо сохранится это наследие, зависят судьбы и перспективы развития всей национальной и мировой культуры.
1 См.: Юрченкова Н.Г.В мире многоликого мифа (монография). Palmarium Akademic Publishing. Berlin, 2013. 211 c.; Она же. Героический эпос / Финно-угорские народы России (Коллективная монография). Саранск, 2016. С. 439-477; Она же. О народных доблестях и идеалах языком эпоса // Центр и периферия: Научно-публицистический журнал. 2016. №3. С.12-17.;
2 См.: Яковлева Е.Л. Роль культуры в процессе обретения этнической идентичности // Социально-гуманитарные знания. 2016. №9. С.227-236; Она же. Возвращение к истокам: Каюм Насыйри в оптике современности. Философский триптих о татарском Леонардо да Винчи: Монография. Казань: Познание, 2016. 158 с. Она же. Татарский дом и его интерьер: культурологический аспект. «В начале было слово...»: Язык, культура, религия и вопросы национальной безопасности / Под ред. Е.В. Груздевой. Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. 176 с.
Поскольку этноэпическое наследие со сложившимся набором устоявшихся мировоззренческих и поведенческих архетипов можно рассматривать как своего рода «аттрактор» такой сложной диссипативной системы как «национальная культура», а ценностные смыслы, присутствующие в этноэпических нарративах, могут быть охарактеризованы как особые «резонансные точки», воздействие на которые может качественно изменить содержание любой социокультурной ситуации, то возникает вопрос «правильной» оценки и интерпретации изучаемых смыслов в интересах как науки (как это требует идеал «объективности» знания), так и различных участников культурно-исторического процесса.
Исходя из проблемной ситуации, формулируется рабочая гипотеза исследования. Согласно ей, более полное знание и понимание смыслов, присутствующих в этноэпических нарративах и выраженных в специфических «архетипах», можно использовать для ревитализации этнической культуры, стремящейся к самосохранению в стремительно изменяющемся мире, что обязательно приведет к развитию национальной культуры в контексте повышения ее роли в мировом культурно-историческом процессе и динамики всех ее межкультурных связей и коммуникаций. А поскольку татарский народ является специфической частью российского и тюркского мира, то полученные выводы могут быть экстраполированы на другие этнические общности всего евразийского континента. При этом мы должны исходить из того, что ценностные смыслы всегда имплицитно присутствуют в этноэпических нарративах татар, обнаруживая при этом разнообразные способы вступать в «диалоги» с рядоположными или же с предшествующими прототрадициями, а также с исторически последующими тюркоязычными, и не только эпическими, но и современными ретро-литературными традициями, что, безусловно, расширяет границы их исторического существования до масштабов бытийности (онтологический аспект) всего пространственно-временного континуума культуры.
Объектом исследования является этноэпическое наследие
тюркоязычных народов как основа татарской традиционной культуры.
Предметом исследования становится философско-
культурологический дискурс ценностных смыслов этноэпических нарративов в традиционной культуре татар.
Цель исследования состоит в выявлении и раскрытии ценностных смыслов системы основных архетипов, на которых базируется татарская этническая культура; экспликации их роли для национальной культуры; определении основных путей ревитализации этнической культуры в современном мире.
Логика исследования определяется междисциплинарным характером рассматриваемой проблемы и требует комплексного подхода, включающего в себя следующие направления работы:
- теоретический анализ сущности этноэпического нарратива как фундамента этнической культуры в контексте ее включенности в мировую культуру и разработка соответствующего теоретико-понятийного аппарата исследования;
- разработка новой методологии исследования, направленной на рассмотрение этноэпических текстов в максимально широком философско-культурологическом аспекте (т.е. в контексте понятия «метакультуры») и использовании дискурсного метода анализа не просто как некого «рассуждения», а как инструмента, стоящего между «речью» и «языком» и способного понять не только рациональную сторону феноменов, но и их невыразимый характер и ценностное значение для этнической культуры;
- эмпирический анализ ценностных смыслов архетипов татарской этноэпической культурной традиции; а затем построение на его основе (с помощью приема «предельного перехода» 1 ) системы абстрактных и идеальных объектов, необходимых для проведения научного анализа
1 Более подробно о приеме «предельного перехода». См.: Философия науки / Под редакцией С. А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2005. С.231-234.
(поскольку сами по себе «архетипы» не могут являться в качестве объекта исследования, так как не могут быть даны во внешнем и внутреннем опыте);
- формулирование выводов и рекомендаций по изучаемой проблеме.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования были определены следующие задачи:
- на основе современной философско-культурологической методологии раскрыть и уточнить исходные понятия исследования: «метакультура» и «культура», «традиция» и «этническая (традиционная) культура», а также «этноэпическое наследие», «этноэпический нарратив», «ценностные смыслы» и «архетипы»;
- провести сравнительный анализ ценностного ядра этноэпического нарратива татар с рядоположными полиэтническими традициями и выявить его роль в национальной культуре;
- определить и проинтерпретировать основные «архетипы» и «архетипические образы» традиционной татарской культуры в контексте их «положительной и отрицательной эвристики» и установить их степень соответствия общеизвестным архетипам;
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Дастан "Туляк и Сусылу": тюрко-татарские варианты2007 год, кандидат филологических наук Фахрутдинова, Алена Ришатовна
Этносоциальная история и культура барабинских татар второй половины XIX - начала XXI в.: по материалам фольклора2009 год, кандидат исторических наук Лукманова, Динара Маликовна
Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа. XIX - начало XXI вв.2004 год, доктор исторических наук Шарафутдинов, Дамир Рауфович
Ногайская поэзия XX века в национальном и общетюркском историко-культурном контексте2006 год, доктор филологических наук Суюнова, Насипхан Хусиновна
Образ богатыря в русском и башкирском героическом эпосе2014 год, кандидат наук Кульсарин, Нур Галинурович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гайфутдинова, Рамзия Муллануровна, 2017 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции / С.С. Аверинцев. - М., 1996. - 447 с.
2. Алишев С.Х. Болгаро-казанские и золотоордынские отношения в ХШ-ХУ1 вв. / С.Х. Алишев. - Казань: Тат. кн. изд-во, 2009. - 159 с.
3. Аникин В.П. Русская народная сказка / В.П. Аникин. - М.: Просвещение, 1977. -208 с.
4. Андреев Д.Л. Роза мира / Д.Л. Андреев. - М.: Товарищество «Клышников-Комаров и К», 1993. - 64 с.
5. Архетипы в фольклоре и литературе. Сб. научн. тр. Кемеровский гос. ун-т. / Ред. Б.П. Невзоров. - Кемерово: Кузбасвузиздат, 1994. - 94 с.
6. Ахметзянов М.И. Татарские родословные / М.И. Ахметзянов. - Казан: Тат. кн. изд-во, 1995. - 127 с.
7. Баллер Э.А. Социальный вопрос и культурное наследие / Э.А. Баллер / Отв. ред. Н.С. Злобин. - М.: Наука, 1987. - 158 с.
8. Барт Р. Мифологии / Перевод, вступ. ст. и коммент. С.Зенкина. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. - 312 с.
9. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М.Х. Бахтин. - 2-ое изд.- М.: Худ. лит, 1990. - 543 с.
10.Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. - М: Худ. лит., 1975. -С. 234-407.
11.Белый А. Символизм как миропонимание /А. Белый / Сост., вступ. ст. и примеч. Л.А. Сугай. - М.: Республика, 1994. - 528 с.
12.Беляев И.А. Ценностное содержание целостного мироотношения / И.А. Беляев // Вестник Оренбургского университета. - 2004. - №2. - С. 9-13.
13.Березин И. Н. Турецкая хрестоматия / И.Н. Березин. - Казан: Тип. Каз. ун - та, 1862. - Т. 2. - С. 41 - 56.
14. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. - М.: Правда, 1989. - 608 с.
15. Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начало XX века / Н.А. Бердяев. - М., 2002.
16.Бердяев Н.А. Диалектика божественного и человеческого / Н.А. Бердяев / Сост. и вступ. сл. В.Н.Калюжного. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2003. - 623 с.
17.Бондаренко Н.А. Дефеноменологизация как кризис сознания общества / Н.А. Бондаренко // Вопросы культурологии. - 2009. - №8. - С.18-20.
18.Богин Г.И. Филологическая герменевтика / Г.И. Богин. - Калинин: изд-во КГУ, 1982. - 50 с.
19. Бажанова Р.К. Дух артистизма и ревитализация булгарской культуры в творчестве Булата Гильванова / Р.М. Бажанова // Проблемы ревитализации традиционной культуры народов Волго-Камья: Сборник статей VI-VII Всероссийских научно-практических конференций с международным участием, 16-17 ноября 2012 года, 8 ноября 2013 года. - Йошкар-Ола: ФГБОУ ВПО «Марийский гос. ун-т», 2014. - 383 с.
20.Бартольд В.В. Очерк истории Семиречья / В.В. Бартольд. - Фрунзе: КиргизГосиздат, 1943. - 104 с.
21.Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы / Й. Брокмейер, Р. Харре // Вопросы философии. - 2000. - №3. -С.29-42.
22. Булатова Д.С. Многонациональная культура современного общества перед лицом инновационных трансформаций (методологический аспект) / Д.С. Булатова // Социально-интеграционный потенциал национальной культуры, искусства, туризма в условиях модернизации российского общества (к 90-летию
со дня образования Татарской республики): материалы Междунар. науч. конф., 20 апреля 2010 г. / Сост. Р.М. Валеев. В.А. Алиакберова; науч. ред. Р.Р. Юсупов, Р.М. Валеев. - Казань: Изд-во Казан. гос. университета культуры и искусств, 2010. - Ч.1. - С.35-37.
23.Булатова Д.С. Кто приходит после «субъекта культуры»? / Д.С. Булатова // Проблемы формирования культурной компетентности личности. - Казань. -2010. - С12-19.
24.Булатова Д.С. Элементы нарратива и мифотворчества в музейном искусстве (на этнокультурном материале) / Д.С. Булатова // Проблемы ревитализации традиционной культуры народов Волго-Камья: Сборник материалов международной научно-практической конференции. - Йошкар-Ола, 2008. -С.255-260.
25.Валитова А. А. О версиях татарской прозаической сказки «Алпамша» / А. А. Валитова // Тюрко-монгольское языкознание и фольклористика. - М.: Изд-во Восточной литературы, 1960. - С. 173-209.
26. Валиханов Ч.Ч. Избранные произведения / Ч.Ч. Валиханов. - М.: Главная редакция восточной литературы. Наука, 1986. - 414 с.
27. Винкельман И. И. История искусства древности. Малые сочинения / И. И. Винкельман / Перевод с немецкого, статья, комментарий, научный аппарат И. Е. Бабанова. - СПб.: Государственный Эрмитаж, Алетейя, 2000. - 800 с.
28.Культурный ландшафт как объект наследия / Ред. Ю.А. Веденин, М.Е. Кулешова. - СПб.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин. - 2004. - 620 с.
29. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. - Москва, Высшая школа, 1989. - 648 с.
30.Виноградов В.В. Героический эпос народа и его роль в истории культуры / В. В. Виноградов. - М., 1988. - 360 с.
31. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм / Б.Я. Владимирцов. - Ленинград: Издательство академии наук СССР, 1934. — 224 с.
32.Гагаев А.А., Гагаев, П.А. Педагогика Махабхараты / А.А. Гагаев, П.А Гагаев. -М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРАМ, 2015. - 246 с.
33.Гагаев А.А., Гагаев П.А. Философия татарской сказки / А.А. Гагаев, П.А. Гагаев.
- Саранск, 2017. - 190 с.
34.Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основные черты философской герменевтики / Пер. с нем. общ. ред. и вступ. статья Б.Н. Бессонова. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.
35.Гафиятуллина Л.А. Этнокультурные традиции в культурной жизни: монография / Л.А. Гафиятуллина. - Казань: Культура, 2010. - 116 с.
36. Гачев Г. Национальные образы мира / Г. Гачев. - М.: Изд-во Советский писатель, 1988. - 233 с.
37.Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. / Г. В. Гегель. - М.: изд-во «Искусство», 1973.
38.Гердер И.Г. Избранные сочинения / Переводы под редакцией В.М. Жирмунского и Н.А. Сигал. - М-Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. - 392 с.
39. Гете И.В. Об искусстве / И.В. Гете / Сост. вступ. статья и примеч. В.А. Гулыги.
- М.: изд-во: Искусство, 1975. - 623 с.
40.Героический эпос народов СССР: Библиотека всемирной литературы. Серия первая. - Т. 2. - М.: Художественная литература, 1975. - 576 с.
41.Греков И. Б., Якубовский, Л. Восточная Европа и упадок Золотой Орды / И. Б. Греков, Л. Якубовский. - М.: Наука, 1975. - 519 с.
42. Гребнев Л.В. Тувинский героический эпос: Опыт историко- этнографического анализа / Л.В. Гребнев / Отв. ред. Л. П. Потапов. - М.: Изд-ство вост. лит., 1960.
- 145 с.
43. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для гуманитарных вузов / П.С. Гуревич. - М.: Аспект Пресс, 1994. - 314 с.
44.Гумилев Л.Н. Древние тюрки / Л.Н. Гумилев. - М.: Товарищество Клышников, Комаров «К», 1993. - 528 с.
45. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь / Л.Н. Гумилев. - М.: Товарищество Клышников, Комаров «К», 1992. - 511 с.
46. Диваев А.А. Батырлар / А. А. Диваев. - Т.1-6. - Ташкент, 1922.
47. Дамбаева А.Н. Современные методы изучения бурятского эпоса «Гэсэр» / А.Н. Дамбаева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - №15.
- С.117-120.
48.Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления / Ф. Джеймисон // Логос, 2000. - №4. - С.63-77.
49. Дмитриева Л.В. Рукопись работы П.А. Фалева об эпосе «Едигей» в архиве востоковедов Институт Востоковедения Ан СССР / Л.В. Дмитриева // Тюркологический сборник. - 1972. - С. 213-217.
50.Деррида Ж. О грамматологии / Ж. Деррида / Пер. с фр. и вст. ст. Н. Автономовой. - М.: Ad Marginem, 2000. - 512 с.
51. Дугин А. Г. Ноомахия. Войны ума. По ту сторону Запада. Индоевропейские цивилизации: Иран, Индия / А. Г. Дугин. - М.: Академический проект, 2014. -495 с.
52.Гудинг Д. Леннокс, Д. Мировоззрение: Для чего мы живем и каково наше место в мире / Д.Гудинг, Д. Леннокс / Пер. с анг. / Общей ред. Т.В.Барчуновой. -Ярославль: ТФ «Норд», 2001. - 384 с.
53.Данто А. Аналитическая философия истории / А.Данто. - М.: Идея-пресс, 2002.
- 292 с.
54. Духовный мир Б. Урманче. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - 303 с.
55. Дэвид Гудинг, Джон Леннокс. Мировоззрение: Для чего мы живем и каково наше место в мире / Пер. с анг. / Общей ред. Т.В.Барчуновой. - Ярославль: ТФ
«Норд», 2001. - 384 с.
56.Жирмунский В.В. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка / В.В. Жирмунский. - М.: Изд-во восточной литры, 1960. - 335 с.
57. Жирмунский В. М. Народный героический эпос: Сравнительно литературные очерки / В.В. Жирмунский. - М-Л.: Гослитиздат. Ленингр. отд-ние, 1962. - 435 с.
58.Жирмунский В.М. Некоторые итоги изучения героического эпоса народов Средней Азии / ВМ. Жирмунский // Вопросы изучения эпоса народов мира: сборник научных трудов / Под ред. В.И. Чичерова. - СПб., 1968. - С. 24-66.
59.Жирмунский В. М. П. М. Мелиоранский и изучение эпоса «Едигей» / В.В. Жирмунский // Тюркологический сборник. 1972. - М., 1973. - С.141-186.
60. Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос / В.В. Жирмунский. - Л.: Наука, 1974. - 728 с.
61. Закирова И.Г. Эпическое творчество периода Золотой Орды: мифологические и исторические основы / И.Г. Закирова. - Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, 2011. - 268 с.
62.Завгарова Ф.Х. Татарский героический эпос: общеалтайские мотивы дуальной мифологии / Ф.Х. Завгарова // Татар халык иж;аты: Фэнни эзлэнртэр hэм фольклор Yрнэклэре. - Казань, 2010. - С. 75-109. 63.Запесоцкий А.С. Тоерии культуры академика В.С. Степина: лекции, прочитанные студентам СПбГУП в мае - сентябре 2010 года / А.С. Запесоцкий. - СПб.: СПбГУП, 2010. - 112 с.
64.Измайлов И. Идегей / И. Измайлов // Татарстан. - 1992. - №1-2.
65. Ионин И.Г. Социология культуры: в путь новое тысячелетие. Учебное пособие для вузов / И. Г. Ионин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во дом ГУ ВШЭ, 2004. - 427 с.
66.История Казани. Кн. 1. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1988. - 352 с.
67.Каиров В.М. Традиции и исторический процесс / В.М. Каиров / Рос. Акад. Упр. -М.: Луч, 1994. - 189 с.
68.Казыдуб Н.Н. Аксиологические системы в языке и речи / Н.Н. Казыдуб // Вестник Иркутского государственного лингвистического анализа. - 2009. - №2 (6). - С. 132-137.
69. Каракалпакская народная поэма. Запись И.А. Беляева // Протоколы заседаний и сообщений членов Закаспийского кружка любителей Археологии и Истории Востока. - Вып. 3. - Ашхабад, 1917.
70.Каррыев Б. А. Эпические сказания о Кер-Оглы у тюркоязычных народов / Б. А. Каррыев. - М., 1968.
71. Карамзин Н. М. История Государства Российского. В 3-х книгах. Книга 1. / Н. М. Карамзин. - 5-е изд. - СПб.: Издание И. Эйнерлинга, 1842. - 690 с.
72.Киселев С.В. Древняя История Южной Сибири / С.В. Киселев. - М.: изд-ство АН ССР, 1951. - 635 с.
73. Клавихо Рюи Гонсалес. Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканд в 1403-1406 гг. / Под ред. И.И. Срезневского - СПб.: Издательство: Тип. Императорской Академии наук, 1881. - 466с.
74. Кожин П.М. Китай и центральная Азия до эпохи Чингисхана: проблемы палеокультурологии / П.М. Кожин. - М.: ИД «ФОРУМ», 2011. - 368 с.
75.Козин С.А. Джангариада: героическая поэма калмыков. Введение и изучение памятника и перевод торгутской его версии / С.А. Козин. - М., Л.: Изд-во АН СССР, 1940. - 252 с.
76. Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921 - 922 гг. / А. П. Ковалевский. - Харьков, 1958. - 343 с.
77. Кондрашов В.А., Королев В.К. Феноменология культуры. Учебник для вузов. Кредитно-модульный формат / В.А. Кондрашов, В.К. Королев / Под ред. проф. Драча Г.В. - Ростов-на-Дону, 2011. - 292 с.
78. Костина А.В. Традиционная культура: к проблеме определения понятия / А.В. Костина // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2009. - №4.
79. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, по направлению 033000 «Культурология» / Р.К. Бажанова. И.И. Лисович. - Издание 2-ое, исправленное. - Казань: Изд-во КазГУКИ, 2015. - 215 с.
80. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба за миров / В.А. Кутырев. - М.: Прогресс- Традиция, 2001. - 240 с.
81. Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов: Коллективная монография / Автор идеи и руководитель проекта: доктор филологических наук, профессор Е.Ф. Серебренникова. - М.: Тезаурус, 2011. -352 с.
82. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А.Ф. Лосев. - М., 1993. - 960 с.
83. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии / Г.Э. Лессинг / Общая редакция, вступ. статья и примечания Г.М. Фридлендера. - М.: Художественная литература, 1957. - 520 с.
84. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна / Ж.Ф. Лиотар. - М.: Институт экспериментальной социологии. - Спб.: «Алатейя», 1998. - 160 с.
85. Липец Р. С. Образ батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе / Р.С. Липец. -М.: Наука, 1984. - 263с.
86.Лихачев Д.С. Декларация прав культуры и ее международное значение /Д.С. Лихачев // Наука и жизнь. - 2006. - №2. - С. 27.
87.Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха (пособие для студентов) / Ю.М. Лотман. - Ленинград: Издательство «Просвещение», ленинградское отделение, 1972. - 272 с.
88. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. - М.: Политиздат, 1991. - 525 с.
89.Луков В. Л. А. Академик Д.С. Лихачев и его концепция теоретической истории литературы: Монография / В.Л. Луков. - М.: Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР), 2011. - 116 с.
90.Майкова А.Н. Интерпретация литературных произведений в свете теории архетипов Карла Юнга: автореф. дис... к.ф. н.: 10.01.08 / А.Н. Майкова. - М., 2000. - 21 с.
91.Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука / Э.С. Маркарян. - М., 1993. - 284 с.
92.Махабхарата. Рамаяна / Пер. с санскрита. - М.: Художественная литература, 1974. - 608 с.
93.Мелетинский Е. М. О былинных мотивах / Е. М. Мелетинский // Фольклор и культура. 1п Мешопаш. - Спб.: Востоковедение, 2003. - С. 334 - 351.
94. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: ранние формы и архаические памятники / Е. М. Мелетинский. - М.: Восточная литература, 2004. - 464 с.
95. Мелетинский Е.М. Избранные статьи. Воспоминания / Е.М. Мелетинский /Отв. Ред. Е. С. Ноник. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. - 576 с.
96.Миргалиев И.М. Актуальные проблемы истории государственности татарского народа / И.М. Миргалиев // Материалы научной конференции. К вопросу о начале идегеевской эпохи. - Казан, 2000. - С.58-62.
97. Меньчиков Г.П. Основы антропологии: традиции и новации: Учебное пособие для вузов / Г.П. Меньчиков. - Казань: РИЦ «Школа», 2006. - 240с.
100. Меньчиков Г.П. Неосознаваемое как ценность духовной культуры человека / Г.П. Меньчиков. - Казань: Таглимат, 2006. - 255 с.
101. Мунье Э. Что такое персонализм / Пер. с франц., примеч. И.С. Вдовиной. - М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1994. - 128с.
102. Мухаметзянова Л. Х. Некоторые вопросы изучения «Кахармана Катил», эпического достояния казанских татар // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - №4 (295). - Филология. Искусствоведение. - Вып. 75. - С. 79-81.
103. Мухаметзянова Л. Х. Татарский эпос: книжные дастаны / Л.Х. Мухаметзянова. - Казань, 2014. - 318 с.
104. Нигматуллина Ю.Г. Запоздалый модернизм в татарской литературе и изобразительном искусстве / Ю.Г. Нигматуллина. - Казань: Фэн, 2002. - 176 с.
105. Нигматуллина Ю.Г. Системно-комплексное исследование художественного творчества: история научного направления в Казанском университете / Ю.Г. Нигматуллина. - Казань: Казан. ун-т, 2004. - 229 с.
106. Новиков В.С. Феноменология фольклора (в аспекте генезиса и эволюции) /
B.С. Новиков. - Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2007. - 132 с.
107. Нугманов Р.Г. Проблемы теории и истории культуры / Р.Г. Нугманов. - Казань, 1997. - 244 с.
108. Нугманов Р.Г. Принципы современной культурологии / Р.Г. Нугманов. // Вестник Кемеров. Гос. ун-та культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2012. - №21. - С. 29-33.
109. Нугманов Р.Г. Изобразительное искусство в Татарстане: учеб. Для 4-11 на тат яз. / Р.Г. Нугманов, М.Х. Хасанов, Г.В. Мухаметзянова. - Казань: Ихлас, 2011.
110. Нугманов Р.Г. Культураналитические подходы к поэтическому творчеству Г.Тукая / Р.Г. Нугманов // Вестник Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. -
2013. - №1 (22-2). - С. 47-51.
111. Нагуманова С.Ф. Материализм и сознание: анализ дискуссии о природе сознания в современной аналитической философии / С.Ф. Нагуманова. -Казань: Казанский университет, 2011. - 222 с.
112. Поликультурное пространство Российской Федерации в семи книгах. Культура Поволжья. Книга VI. - Санкт-Петербург: Издательский дом «Петрополис»,
2014. - 262 с.
113. Потанин Г.Н. Сага о Соломоне. Сочинения / Г.Н. Потанин. - Т.IV. - М.,1966. -
C.371-373.
114. Потапов Л. П. Героический эпос алтайцев / Л. П. Потапов // Советская этнография. - 1949. - №1. - С.132-152.
115. Попова Г.С. Ренессанс традиционного эпического наследия / Г.С. Попова // Гуманитарные исследования Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2015. - №1. - С.82-89.
116. Путилов Б. Н. Эпическое сказительство: типология и этническая специфика / Б. Н. Путилов. - М.:Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1997. -295 с.
117. Путилов Б. Н. Русь в лицах: боги, люди и герои / Б. Н. Путилов. - Спб: "Азбука", 2000. - 367 с.
118. Путилов Б.Н.Фольклор и народная культура / Б. Н. Путилов. - СПб.,1994. -239 с.
119. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. / Перевод с английского Ю. А. Данилова. Общая редакция и послесловие В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича и Ю. В. Сачкова. - М.: Прогресс, 1986. - 432 с.
120. Пропп В.Я. Русский героический эпос / В.Я. Пропп. - М.: Лабиринт, 1991. -638 с.
121. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки (Собрание трудов В.Я. Проппа) / В.Я. Пропп / Комментарии Е.М. Мелетинского, А.В.Рафаевой. - М.: Лабиринт,1998. - 512 с.
122. Рукавишников Н.А. Антропологическая теория культуры К.Г. Юнга: автореф. дис. к. ф. н.: 24.00.01. / Н.А. Рукавишников. - Великий Новгород, 2002.
123. Самойлович А.Н. Вариант сказания о Едигее и Тохтамыше, записанный Н.Хакимовым / А. Н. Самойлович // Тюркологический сборник. - М., 1972. -С.188-213.
124. Саяпова А.М. Диалог творческого сознания А.А. Фета с Востоком (Фет и Хафиз) / А.М. Саяпова. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 168 с.
125. Салмин А. Н. Чувашские сказки о богатырях / А.Н. Салмин // Советская тюркология. - 1985. - №1. - С.38 - 43.
126. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды / Извлечения из персидских сочинений, собранные В.Г. Тизенгаузеным и обработанные А.А. Ромаскевичем и С.Л. Волиным. - М-Л.: Изд-во АН СССР, Институт востоковедения, 1941. - 307 с.
127. Седаков Н.Э. Архетипы бытия и символы культуры. автореф. дис. к.ф. н. 09.00.03 / Н.Э. Седаков. - М, 2004. - 19 с.
128. Семенцов В.С. Проблемы интерпретации брахманической прозы: Ритуал и символизм / В.С. Семенцов. - М.: Наука, 1981. - 181 с.
129. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. - Изд. 4-е. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 1600 с.
130. Современная западная философия: словарь / Составитель В.С. Малахов и В.П. Филатов. Букинистическое издание. - М.: Издательство политической литературы, 1991. - 416 с.
131. Соколова Б.Г. Культура и традиция / Б. Г. Соколова // Метафизические исследования МПбГУ. - 1997. - Культура. - Вып. №4.
132. Степин В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. -М.: Высшая школа, 1992. - 191 с.
133. Сыродеева А. А. Возможности малого. Опыт описания локальности / А.А. Сыродеева. - М.: изд-во: Институт философии РАН, 1998. - 125 с.
134. Сун Минхань. Национальные образы культуры: концепция Г. Гачева / Сун Минхань // Культура народов Причерноморья. - 2011. - № 212. - С. 182-184.
135. Тагиров Э.Р. На перекрестке цивилизаций. История татар в контексте культуры мира / Э.Р. Тагиров. - Казань: Татарское кн. изд-во, 2007. - 389 с.
136. Тактамышева Р.Р. Сущность диалектики традиционности и новаторства в татарской национальной культуре: автореф. дис. к. ф. н.: 24.00.01 / Р.Р. Тактамышева. - Казань: Тип. КГЭУ, 2007. - 24 с.
137. Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии, 1 999. - 703 с.
138. Тибетская книга мертвых. - М: Агенство «Файр», «Скрип», 1995. - 116 с.
139. Тимощук А.С. Традиционная культура: сущность и существование: дис. д. н.: 24.00.01 / А.С. Тимощук. - Нижний Новгород, 2007. - 402 с.
140. Толмачев Ю.А. Народное музыкальное творчество: учебное пособие / Ю. А. Толмачев. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - 120 с.
141. Традиционная культура народов Поволжья: материалы II Всероссийской научно-практической с международным участием (10-12 февраля 2015г.). -Казань: Ихлас, 2015. - 733 с.
142. Урманчеев Ф. И. Эпические сказания татарского народа / Ф.И. Урманчеев. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1981. - 118 с.
143. Урманчеев Ф. И. Героический эпос татарского народа: Исследования / Ф.И. Урманчеев. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1984. - 312 с.
144. Урманчеев Ф. И. По следам Белого Волка. Ранние этнокультурные связи тюрко-татарских племен / Ф.И. Урманчеев. - Казань, 1994. - 125 с.
145. Урманчеев Ф. И. Народный эпос «Идегей» / Ф.И. Урманчеев. - Казань: Фан, 1999. - 200 с.
146. Урманче Ф. И. Лиро-эпос татар Среднего Поволжья / Ф.И. Урманчеев. -Казан, 2002. - 255 б.
147. Урманчеев Ф.И. Тюркский героический эпос / Ф.И. Урманчеев. - Казань: ИЯЛИ, 2015. - 448 с.
148. .Фалев П. А. Ногайская сказка об Ак Кобеке / П. А. Фалев // Сборник музея антропологии и этнографии при Российской академии наук. - Т. 5. - Вып. 1. -Петроград, 1918. - С. 189 -196.
149. Фрэзэр Д. Золотая ветвь / Д.Фрэзэр. - Вып.1. - М-Л., 1931.
150. Федяев А.П. История и философия науки как объект метатеоретического анализа / А.П. Федяев // Философия науки. - 2013. - №2. - С.15-26.
151. Федяев А.П. Символическая модель Бытия: смысл, структура и динамика / А.П. Федяев // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - №23. - С.243-251.
152. Федяев А.П. Понятие и роль «метакультуры» в историческом процессе: философско-культурологический аспект / А.П. Федяев // Вестник КазГУКИ. -2016. - №4. - С.9-12.
153. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.
154. Философия науки. Учебное пособие для вузов / Под редакцией СА. Лебедева. -М.: Академический проект, 2005. - 736 с.
155. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Э. Фромм; пер. с англ. - М.: ACT МОСКВА, 2006. - 571 с.
156. Хаким Р. С. Метаморфозы духа (к вопросу о тюркско-татарской цивилизации) / Р.С. Хаким. - Казань: «Идель-Пресс», 2005. - 304 с.
157. Халиков А. Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья / А.Х. Халиков. -Казань, 1978. - 160 с.
158. Халиков А. Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария / А.Х. Халиков. -Казань: Издательство "Фан", 1994. - 162 с.
159. Хомски Н. Язык и мышление / Н. Хомски. - М.: Изд-во МГУ, 1972. - 126 с.
160. Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства. Репринтное воспроизведение издания 1923г. / Худяков М. Г. - Казань, 1990. - 310 с.
161. Чичеров В. Н. Вопросы изучения эпоса народов СССР / Под ред. И.С. Брагинский, А.А. Петросян, В.И. Чичеров . - М.: Наука, 1958. - С. 5-24.
162. Чистов К. В. Традиция, «традиционное общество» и проблемы варьирования / К.В. Чистов // Советская этнография. - 1981. - №2. - С.106.
163. Шеллинг Ф.В. Й. Введение в философию мифологии (в 2 томах) / Ф.В.Й. Шеллинг / Пер. с нем. В. М. Линейкина; под ред. Т. Г. Сидаша, С. Д.
Сапожниковой; вст. ст. Т. Г. Сидаша. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. -480 с.
164. Шелер М. Избранные произведения / М.Шелер. - М.: Изд-во «Гнозис»,1994. -490 с.
165. Шиллер Ф. Избранные произведения / Ф.Шиллер. - М.: ГИХЛ, 1954. - 708 с.
166. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. / Ф. Шлегель. - М., Искусство, 1983. - т. 1: 480 с.; т. 2: 446 с.
167. Шульга Е.Н. Когнитивная герменевтика / Е.Н. Шульга. - М.: ИФ РАН, 2002. -237 с.
168. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. Учебное пособие / А.В. Серый, М.С. Яницкий. - Кемерово: Кемеровский гоударственный университет, 1999. - 92 с.
169. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты / Кондаков И.В., Соколов К.Б., Хренов Н.А. - М.: Прогресс-Традиция, 2011. - 1024 с.
170. Юнг К.Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. - М: Renaissance IV EWO Zamp D., 1991. - 336 c.
171. Юрченкова Н.Г.В мире многоликого мифа (монография) / Н.Г. Юрченкова. -Palmarium Akademie Publishing. Berlin, 2013. - 211 c.
172. Юрченкова Н.Г. Героический эпос / Финно-угорские народы России (Коллективная монография) / Н.Г. Юрченкова. - Саранск, 2016. - С. 439-477.
173. Юрченкова Н.Г. О народных доблестях и идеалах языком эпоса / Н.Г. Юрченкова // Центр и периферия: научно-публицистический журнал. - 2016. -№3. - С.12-17.
174. Яковлева Е.Л. Роль культуры в процессе обретения этнической идентичости / Е.Л. Яковлева // Социально-гуманитарные знания. - 2016. - №9. - С.227-236.
175. Яковлева Е.Л. Возвращение к истокам: Каюм Насыйри в оптике современности. Философский триптих о татарском Леонардо да Винчи: Монография / Е.Л Яковлева. - Казань: Познание, 2016. - 158 с.
176. Яковлева Е.Л. Татарский дом и его интерьер: культурологический аспект / Е.Л. Яковлева / «В начале было слово...»: Язык, культура, религия и вопросы национальной безопасности / Под ред. Е.В. Груздевой. - Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. - 176 с.
Список использованный литературы на татарском и на других языках
177. Атласи Ь. Себер тарихы. Сеен-бикэ. Казан ханлыгы (Тарихи эсэрлэр) / Ь. Атласи. - Казан: Тат.кит. нэшр., 1992. - 448 б.
178. Бакиров М.Х. Татар фольклоре: югары уку йортлары ечен дэреслек / М.Х. Бакиров. - Казан: Мэгариф, 2008. - 400 с.
179. Госманов М. А. Каурый калэм эзеннэн. Археограф язмалары / М.А. Госманов.
- Казан: Тат.кит.нэшр., 1984. - 288 б.
180. Госман Х. Шигырь тезелеше / Х. Госман. - Казан: Тат.кит.нэшр., 1975. - 132 б.
181. Закирова И.Г. Болгар чоры халык иж;аты / И.Г. Закирова. - Казан: Фикер, 2003.
- 144 б.
182. Исхакый Г.Остазбикэ / Г. Исхакый // Эсэрлэр: 15 томда. - Казан, 1999. - 2 нче том. - 255 б.
183. Ибрагимова Л. Х. Терки халыклар иж;атында «Чура батыр» дастаны / Л. Х. Ибрагимова. - Казан: Фикер, 2002. - 192 б.
184. Идегей. Татарский народный эпос. (Перевод С. Липкина). - Казань, 1990. -256 с.
185. Идегэй. Татар халык дастаны. - Казан, 1994. - 255 б.
186. «Идегей» дастаны. ^ыйналма вариант. ТезYче Н. Исэнбэт. Редакторлар Х. Ярми, Ш. Маннур // Архив, сакл., бер. 202 а.
187. Идегей. Н. Хэким варианты. // Архив, сакл., бер. 167. 168.
188. Сэйфуллин Р.Т. Музыка дэреслэре: 5-7 нче сыйныфлар: Укытучылар ечен методик кулланма / Р.Т. Сэйфуллин. - Казан: Магариф, 2004. - 183 б.
189. Татар халык иж;аты: Хрестоматия. - Казан: Мэгариф, 2004. - 479 б.
190. Татар эпосы. Дастаннар. / ТезYче, кереш CYЗ hэм искэрмэлэр язучы, CYЗлекне эзерлэYче Ф. В. Эхмэтова-Урманче. - Казан, 2004. - 640 б.
191. Татар халык иж;аты. Дастаннар / ТезYче, кереш мэкалэ hэм искэрмэлэр авторы Ф. В. Ахметова. - Казан: Тат. кит. нэшр., 1984. - 384 б.
192. Татар халык иж;аты. Риваятьлэр hэм легендалар / ТезYче, кереш мэкалэ hэм искэрмэрлэр авторы С. Гыйлэж;етдинов. - Казан: Тат. кит. нэшр., 1987. - 368 б.
193. Татар халык экиятлэре. - Казан: Тат. кит.нэшр., 1994. - 415 б.
194. Татар халык иж;аты. Бэетлэр / Томны тезYчелэр Ф.В. Эхмэтова, И.Н. Надиров, К.Б. Ждмалетдинова: кереш мэкалэлэр авторы: Ф.В. Эхмэтова, И.Н. Надиров, Р.Ф. Ягъфэров. - Казан: Тат.кит.нэшр., 1983.
195. Татар фольклоры жанрлары. - Казан, 1978. - 138 б.
196. Татар халык жърлары / Тез. И. Надиров. - Казан,1976. - 249.б.
197. Татар теленец ацлатмалы CYЗлеге. Эч томда. II том. / Зиляева Р.А., Абдрахманова Г.Г. - Казан: Тат.кит.нэшр, 1979. - 726 б.
198. Тукай Г. Сабыйга / Г. Тукай. - Казан: Тат. кит. нэшр., 1982. - 128 с.
199. Урманче Ф.И. Татар мифологиясе. Энциклопедик CYЗлек: 3 томда: 2 том / Ф.И. Урманчеев. - Казан: Мэгариф, 2009. - 343 б.
200. Фаттах Н. Сызгыра торган уклар: Тарихи роман / Н.Фаттах. - Казан: Тат кит.нэшр, 1991. - 810 с.
201. Фольклор жанрларын анализлау. - Казан: КДУ нэшрияте, 1986. - 115 с.
202. Фэхретдинов Р. Алтын Урда ханнары - Ханы Золотой Орды / Р. Фэхретдинов.
- Казан, 1996. - 127 б.
203. Фэхретдинов Р. Казан ханнары / Р. Фэхретдинов. - Казан: Тат.кит.нэшр., 1995.
- 189 б.
204. Чура батыр: татар халык дастаны / Хэзерге эдэби телгэ KY4epY4e Ф. Латыйфи. -Казан: Тат.кит.нэшр., 1993. - 64 б.
205. Халиков, А. Х. Болгар-татар чыгышлы 500 рус фамилиясе / А.Х Халиков. -Казань: Издательство «Казань», 1992. - 192 с.
206. Эхмэтж;анов М. И. Нугай Урдасы: Татар халкынын, тарихи мирасы / М. И. Эхмэтж;анов. - Казан: Мэгариф, 2002. - 343б.
207. Эхмэтж;анов М. И. Идел-Урал буе татарларыныц этник тарихына карата фикерлэр / М. И. Эхмэт^анов // Мирас. - 2001. - № 10. - Б.30-36.
208. Эхмэтж;анов М. И. Татар шэжэрэлэре / М. И. Эхмэтж;анов. - Казан, 1995. - 128 б.
209. Эхмэтж;анов М. И. Ждде бабацны белэсецме? / М. И. Эхмэтж;анов // Ялкын. -1994. - № 1. - Б. 4.
210. Эхмэтж;анов М. И. Татар кулъязма китабы / М. И. Эхмэтж;анов. - Казан, 2000. -270 б.
Список использованный литературы из электронных ресурсах:
211. Баркова А.Л. Сильный младший герой / Баркова А.Л. - URL: http://mith.ru/alb/mith/mith01/. (Проверено 14.08.2016)
212. Бранский В. Искусство и философия / В. Бранский. - URL: www.gumer.info/bibliotek buks/ (Проверено 27.07.2016).
213. Бусыгин А.Е. Диалог культур в музейном пространстве / А.Е. Бусыгин. - URL: http: // lihacev.ru/chten/6514/7204/7206. (Дата обращения 23.02.2017. 8:00).
214. Дуб. - URL: http://www.legendami.ru/bod/russia / (Проверено 13.09.2016).
215. Дискурс - Философский словарь. - URL: www.gufo.me/ content fil/ diskurs -1325.html (Проверено 23.07.2016).
216. Дискурс. Культурология. XX век. Энциклопедия. - URL: www.dic.academik.ru/ (Проверено 13.07.2016).
217. Керемет. - URL: http : //dic/academic. ru/ (Проверено 13.09.2016).
218. Клен в славянской культуре. - URL: http://slavyanskaya-kultura.ru (Проверено 13.09.2016).
219. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. - URL: http://www. grandars.ru/college /sociologia/kultura-danilevskogo/ (Проверено 11.08.2016).
220. Культурология. Учебник. - URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/ solonin-kagan -culturology-2007. (Проверено 05.08.2016)
221. Идеация. Современный философский словарь. - URL: http://encyclopedia pilosophy. (Проверено 13.08.2016).
222. Лотман Ю.М. Текст как семиотическая проблема / Ю.М. Лотман. - URL: www. gumer. info/bibliotek_Buks/ (проверено 17.07.2016).
223. Миф. Культурология. XX век. Энциклопедия. - URL: www.dic.academik.ru/ (Проверено 13.07.2016).
224. Касавин И.Т. Текст, дискурс, контекст. Эпистемологические и междисциплинарные акты философии языка / И. Т. Касавин // Человек. - №26. - 2006. - URL: www.intelros.ru (Проверено 13.07.2016).
225. От мифологии к философии. - URL: http://abc.vvsu.ru/ Books/filosof/ page0004.asp (Проверено 23.07.2016).
226. Олицетворение. - URL: http: //dic. academic .ru/dic. nsf/enc/ (Проверено 13.09.2016).
227. Понимание категорий в философии. - URL: http://eurasialand.ru/txt/asp/110 (Проверено 13.09.2016).
228. Молния. - URL: http://www/newacropol.ru/ (Проверено 10.09.2016).
229. Почитание деревьев. - URL: http://tatarkam.livejournal.com/10203/ (Проверено 13.09.2016).
230. Принцип детерминизма. - URL: www: ru.m.wikipedia.org / wiki. (Проверено 20.07.2016).
231. Типы культурных систем. Культурологический словарь. - URL: http://sbiblio.com/. (Проверено 11.08.2016).
232. Усмотрение сущности. Философская энциклопедия. - URL: http://dic.academic.ru/di. nsf/ enc . (Проверено 13.08.2016).
233. Феноменология искусства: авангард. - URL: http://www.e-reading.club (Проверено 13.08.2016).
234. Феноменология. Философская энциклопедия. - URL: http://dic.academic.ru/di.nsf/enc philosophy/1280 (Проверено 13.08.2016).
235. Функции культуры. Культурология. XX век. Энциклопедия. - URL www.dic.academik.ru/ (Проверено 11.07.2016)
236. Феноменология. Энциклопедия эпистемологии и философская науки. - URL: http://epistemology of science.academic.ru/855. (Проверено 13.08.2016).
237. Хакимов Р.С. Кто ты, татарин? / Р.С. Хакимов. - URL: http://tatarica.narod.ru (Проверено 09.07.2016).
238. Яса. Свод законов Чингисхана. - URL:http://www.yaplakal.com/forum. (Проверено 04.12.16).
239.Яхин Ф. «Кисекбаш китабынын, мистик-мифологик эчтэлеге hэм Г. Тукайнын, «Печэн базары, яхYД яца Кисекбаш» поэмасы / Ф. Яхин. - URL: gabdullatitkay.rimndex.php... (Проверено 06.09.2016).
240. URL: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/ (Проверено 06.09.2016).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.