ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ФАХРИДДИНА ИРАКИ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Назриева Ойниел Шарифовна

  • Назриева Ойниел Шарифовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Институт философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 156
Назриева Ойниел Шарифовна. ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ФАХРИДДИНА ИРАКИ: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Институт философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан. 2015. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Назриева Ойниел Шарифовна

Введение

Глава I. Исторические и социально-политические условия

жизни и деятельности Фахриддина Ираки

1.1. Историко-культурные и социально-политические услови

развития восточного общества в ХП-ХШ вв

1.2. Влияние учений мыслители-предшественники Ираки на формированиие его философско-этических воззрений

1.3. Жизнь и деятельность Ираки

Глава II. Основные направления философско-этических

воззрений Фахриддина Ираки

2.1. Особенности философских взглядов Ираки

2.2. Гносеология Фахриддина Ираки

2.3. Этические воззрения Ираки

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ФАХРИДДИНА ИРАКИ»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Совершенно очевидно, что в эпоху глобализации происходит, как бы, новое открытие Востока, его духовного наследия. В произведениях авторов средневековья современные исследователи находят определенные подходы и наброски концептуальных схем, позволяющих объяснить актуальные для современности явления. К числу таковых можно отнести взаимоотношение рационального и иррационального путей познания, единство бытия как основы для решения этических проблем, формирование совершенного человека как методологической рамки в поисках путей и способов формирования целостной, гармонично развитой современной личности. В этом также проявляется и основное свойство философии, как поиска ответов в новых условиях на «вечные» вопросы1.

Неоспоримый факт, что в современной не простой социально-политической обстановке изучение прогрессивных идей мыслителей прошлого позволяет обоснованно и аргументировано проводить профилактическую работу по недопущению распространения религиозного экстремизма в национальном обществе. При этом, особое значение приобретает гуманистическое содержание воззрений такого видного средневекового восточного мыслителя, как Фахриддина Ираки, где изложены его доводы о миролюбивом, конструктивном характере ислама, веротерпимости по отношению к другим этносам и религиям, не допустимости применения силы в решении социальных проблем.

В советской и российской историко-философской литературе основное внимание обращалось на такие философские школы средневекового Востока как перипатетизм, «ихван ас-сафа», в определенной мере, суфизм и

1Огурцов А.П. Философия науки: двадцатый век: концепции и проблемы. В 3х частях. - Ч.1: Философия науки: исследовательские программы. - СПб.: Мир, 2013. - 503с.

исмаилизм. Это было также связано как с определенным европоцентризмом российского историко-философского сообщества (данные школы подверглись наиболее значительному влиянию древнегреческой философии), так и с идеологической установкой на более углубленное изучение материалистических доктрин. Лишь в последние полтора десятилетия предпринимаются попытки серьезного академического изучения направлений «калам», «ишрак», «вахдат аль-вуджуд» и др. В связи с этим стали появляться более значимые работы, посвященные творчеству таких философов, как Сухраварди, Ибн Араби, Фахриддин Ираки, Кунави. Изучение новых (незаслуженно забытых) имен в истории философии Востока связано с творческим порывом ученых Таджикистана, для которых эти исследования являются не только данью познавательному интересу, но и служат благому делу восстановления исторической памяти народа.

Среди множества работ известных ученых Таджикистана необходимо выделить публикации Баховаддинова А.М., Раджабова М.Р., Мухаммадходжаева А., Одилова Н.Ф., Шамолова А.А., Олимова К., Зиёева Х.М., Мамаджановой М.Т. и ряда других, во многом и благодаря которым в проблематику историко-философских исследований было включено имя Фахриддина Ираки, как оригинального мыслителя, переосмыслившего и продолжившего направление философского размышления, заложенного Сухраварди, Ибн Араби и Газзали .

По различным аспектам темы учения суфизма вели серьёзные исследования также и российские ученые, к числу которых можно отнести

2Олимов К. Хорасанский суфизм (Опыт историко-философского анализа). - Душанбе: Дониш, 2014. - 320с.; Мухаммадходжаев А. Накшбандия ва Ходжа Асрор. -Душанбе: Дониш, 2007; Шамолов А.А. Философия теологии Мухаммада Газзали. - Душанбе: Дониш, 2008; Одинаев Я.К. Фахриддин Ираки: эпоха, жизнь, учение и его трактат «Ламаот» («Отблески»). - Душанбе: Ирфон, 2008. - 262с.; Одинаев Я.К. Философия озарения (Хикмат аль-ишрак). - Душанбе: Ирфон, 2004. - 182 с.; Махмаджонова М.Т. Этические взгляды Джалалуддина Руми. - Душанбе: Дониш, 2007. - 250 с. и др.

Абдуллаева М. А., Алескерову Н. Э., Кныша А.Д., Мекерову М.Д., Смирнова А.В., Степанянца М. Т. и многих других.

Как известно, в средние века суфизм, как специфическая форма религиозно-философского мировоззрения, распространился по всей огромной территории мусульманского мира. Он представляет собой логически и эмоционально целостную, завершенную систему взглядов, убеждений, способов познания и деятельности, охватывающую весь универсум, включая Бога, бытия и человека.

В формировании суфизма как системы, значимо место Фахриддина Ираки (1210-1289 гг.), автора трактатов «Ламаот» («Отблески») и «Ушшак-наме» («Песня влюбленных»), являющихся фундаментальными для понимания суфийской парадигмы в целом. Трактат «Ламаот» («Отблески»), по своей сути, выступает персидским приложением знаменитой книги Ибн Араби под названием «Фусус ал-хикам» («Геммы мудрости»), в котором суть философско-этичекой концепции Ибн Араби изложена на арабском языке . Считается, что именно Фахриддин Ираки соединил, восполнил суфийскую лирику (персоязычную) с концепцией «вахдат ал-вуджуд» Ибн Араби.

В ХШ-ХУ-х веках появились поэты, создававшие на основе суфийских воззрений, изложенных в произведениях Ф.Ираки, гуманистические произведения, впоследствии признанные шедеврами мировой литературы -это «Гулистан» и «Бустан» Саади Ширази, лирические диваны Хафиза Ширази, «Маснави» Джалалиддина Руми, «Ламаат» и «Ушак-наме»

3См.: Абдуллаев М. А. Суфизм и его разновидности на Северо-Восточном Кавказе. - Махачкала: Новый день, 2000. - 243 с.; Алескерова Н. Э. Суфийское братсво Гюльшанийа. - СПб.: "Петербургское

востоковедение, 2002. - 160 с.; Мекерова М.Д. Суфизм: любовь и гнозис // Философия в XXI веке: Международный сборник научных трудов. - Вып. 3. - Воронеж: Изд-во Воронежского государственного педагогического университета, 2004. - С. 117-121; Кныш А.Д. Некоторые проблемы изучения суфизма. -Ислам. Религия, общество, государство. - М., 1984. - 345 с.; Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. - М., 1993; Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. - М., 1987. - 468 с.

Фахриддина Ираки, «Гулшани роз» Махмуда Шабистари, «Лаваих» Абдурахмана Джами4 и др.

Указанными причинами и рядом других, не менее значимых факторов, определяется актуальность выносимого на защиту диссертационного исследования и его темы.

Объектом диссертационного исследования выступает философско-этическое учение Фахриддина Ираки, изложенное им в своих трактатах «Ламаот» и «Ушшак-наме».

Предметом исследования являются онтологические, гносеологические и этические взгляды Фахриддина Ираки в их взаимосвязи с учениями предшествующих мыслителей и философов - суфиев будущего.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования на основе изучения, анализа первоисточников «Ламаот» и «Ушшак-наме», написанных на двух языках - персидском, и частично на арабском, определить фундаментальные мистико-философские концепции Ираки, сопоставить и изучить имеющиеся исследовательские работы по данной тематике, как восточных, так и западноевропейских востоковедов, а также труды таджикских философов. Основными задачами диссертации являются:

- на базе достоверных и фундаментальных исследований отечественных и зарубежных ученых раскрыть историческую и духовную жизнь эпохи Фахриддина Ираки;

- проанализировать содержание этико-философских учений и концепций, повлиявшие на формирование воззрений Ираки;

- обосновать и подвергать научному анализу философско-этическое содержание произведений Ираки;

4 Йылмаз Х.К. Тасаввуф и тарикаты. - М.: САД, 2007. - 300 с.

6

- определить степень влияния произведений Ираки на создание аналогичных трактатов последующими таджикско-персидскими мыслителями;

- выявить и фиксировать особенности суфийской терминологии, использованной Ираки при изложении своих воззрений.

Теоретические и методологические основы диссертационной работы. Методологической основой исследования являются исторические и диалектические принципы историко-философского исследования, научно-логический и сравнительный методы анализа. В качестве теоретической основы исследования использованы труды известных европейских, иранских, таджикских и российских ученых по рассматриваемой теме. Широкое применение в анализе проблемы получил метод сопоставления идей, рассматриваемых в диссертации вопросов.

Степень изученности темы. Необходимо отметить, что по теме диссертационного исследования имеется небольшое количество зарубежной литературы. При этом, следует заметить, что странах ислама исследование жизни, духовного наследия и учения Фахриддина Ираки началось еще в средние века. Самое серьёзное изучение биографии и философско-этического наследия Ираки предпринял Абдурахман Джами (до него были известны лишь фрагменты из биографии Ираки, написанной анонимным автором). Произведение Фахриддина Ираки «Ашиат ал-Ламаот» стало основным материалом изучения его воззрения для последующих исследователей5.

Примечательно, что начиная со второй половины XIX века, творчество Ираки становится предметом исследований европейских и российских ориенталистов. Среди них выделяются произведения Э. Брауна6, А. Крымского, А.Дж. Арберри , связанные как непосредственно с изучением

5 Мавлоно Абдурахмони Джами. Ашиат ал-Ламаот. - Тегеран, 1974. - 138 с.

6 Browne Edward C. A. Literary History of Persian. vol.III, - Cambridj at the University Press; 1930. - Р. 124-127.

7 The song of lovers.(Ushaq-nama) by Iraqi. Edited and translated into English verse by A.I. Arberry, Litt. D.

7

содержания доктрины Ираки, так и с изданием его трудов в переводе на европейские языки. Во второй половине XX века значительный вклад в изучение и критическое издание биографии и произведений Ираки внесли иранские литературоведы и исследователи суфизма, среди которых особое

8 9

место занимают Насрин Мухташам , С. Насафи , С.Х. Наср. В этом плане заслуживают внимания работы американского профессора В. Читтика10. В бывшем СССР о суфизме и трудах Фахриддина Ираки есть упоминания в книгах Е.Э. Бертельса11. Начиная, с 1989 г. об Ираки и его учении чаше

опубликовывались статьи таджикского ученого Одинаева Я.К. в журнале

12

«Памир». Названный исследователь также опубликовал свою моногрфию об этом мыслетеле под названием «Фахриддин Ираки: эпоха, жизнь, учение и

13

его трактат «Ламаот» («Отблески») .

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- установлены и обстоятельно подвергнуты анализу политические и социальные условия эпохи жизни Ираки;

- впервые осуществлена попытка выявить предпосылки формирования философско-этических воззрений Ираки;

- фиксировано и доказано влияние концепции Ибн Араби о единстве бытия на концепцию Фахриддина Ираки;

- сформулирован и обоснован вывод, что суфизм, как наиболее отдаленное от рационального философского осмысления течение, не столько опровергает философские положения откровениями Корана, сколько делает

8Собрание сочинения Фахриддина Ираки. - Тегеран, 2004. 674 с.

9Куллиёти Шайх Фахриддин Иброхими Хамадони мутахаллис ба Ироки. Ба кушиши Сайид Насафи. -Тегеран, 1960.

10 Fakhriddin Iraqi. Divine Flashes. Translations and introduction by William C. Chittich and Peter Lamboru Wilson.Preface by Seyyed Hossein Nasr. - New-York, 1982.

11 Бертельс Е.Э. Избранные труды. История персидско-таджиксой литературы. - М., 1960; Е.Э. Бертельс. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. - М., 1965.

12 Одинаев Я.К. Журнал «Памир», 1989. - № 11.

13Одинаев Я.К. Фахриддин Ираки: Эпоха, жизнь, учение и его трактат «Ламаот» («Отблески»). - Душанбе: Ирфон, 2008. - 262 с.

их необходимыми друг другу, взаимодополняющими друг друга до некоторого смыслового универсума;

- в качестве отличительного признака онтологического учения Ираки определено то, что вместо понятия «бытие» («вуджуд»), которое является фундаментальным понятием или категорией концепции Ибн Араби, в философско-этическом учении Ираки применяется понятие «любовь» («ишк»). Ираки, в основном, понятие «любовь» рассматривает не как эстетическое понятие, а как онтологическое, что делал и Ахмад Газзали;

- на основе изучения текста первоисточника установлено, что Ираки, следуя Газзали, называет «Конечную реальность» «Любовью», при этом отказываясь от терминологии, относящейся к Бытию и предпочитаемую сторонниками Ибн Араби;

- доказано, что Ираки, как и его предшественники, тоже отрицает познание Абсолютной истины и Абсолютной реальности при помощи чувств. Он считает это невозможным. Важным является также и то обстоятельство, что, по мнению Ираки, вне Бога невозможно вообще какое-либо познание. Оно осуществляется только при Его желании и при Его помощи;

- выявлено, что у Ираки идея Ибн Араби о единстве действительности соединяется с доступной пониманию простого человека идеей человеческого начала, похожего на общественное единство, благодаря чему главная часть его учения — Божественная Любовь, достигает у Ираки предельного значения (хотя она не достигает «боли любви» Газзали, но зато гораздо мягче и человечнее).

Положения, выносимые на защиту:

1. Катастрофические последствия монгольского нашествия, которые

серьёзным образом сказались на социально-экономической и политической

жизни персидских народов, в то же время побудили их стремление к

изучению первооснов мироздания, способствовали развитию отшельничества

и аскетических настроений, привели к поиску мирных способов

9

сосуществования, объяснения происходящих событий. Сложившиеся социальные условия привели к дальнейшему развитию философской мысли и формированию уникального религиозно-философского течения суфизма.

2. Суфизм как целостное религиозно-философское течение сложился на основе одной из интерпретаций богословского догматизма ислама и учений о Божественной любви Газзали и Единства бытия Ибн Араби. Философскими учениями Фахриддина Ираки суфизму были приданы качества законченной интегрированной философской системы, освещающей с единых позиций учения о бытии (онтология), познании (гносеология), человеке и его поведении (Теория «Совершенного человека» - этика).

3. Учение Ираки о бытии, по своей сущности, тождественно концепции Ибн Араби, а по своей форме изложения и терминологии, в определенной степени, отличается от воззрений Ибн Араби. Во-первых, вместо понятия бытие («вуджуд»), которое является фундаментальным понятием или категорией концепции Ибн Араби, в мистико-философском учении Ираки применяется понятие «любовь» («ишк»). Ираки, в основном, понятие «любовь», как и Ахмад Газзали, рассматривает не как эстетическое понятие, а как онтологическое.

4. Хотя исследователи в области истории и философии суфизма не разделяют между собой гносеологическое учение Ибн Араби, Сухраварди и Фахриддина Ираки, считая их взаимосвязанными и взаимодополняющими, однако в трактатах Ираки уделяется большое внимание размышлениям над идеями тасаввуфа, формулируется специфическая терминология суфизма и дается ее объяснение.

5. Фахриддин Ираки говорит о Боге, как о Любви, как о Единственном

Возлюбленном, как и многие другие суфии, вслед за Газзали. Он полностью

не последовал детальной терминологии метафизики ни одного из своих

учителей. Сохранив концептуальное ядро учения Газзали - как и он,

отождествляя Бога с Любовью, Ираки основывает свою доктрину

10

исключительно на созерцательном видении реальности вещей. Когда Ираки рассматривает природу Любви, он следует концептуальной системе другого своего учителя - Кунави. Это не просто его терминологический выбор. Он, как бы, продвигается дальше своих учителей. В одном случае у него, как у Газзали, любовь тождественна Богу или Бытию; в другом, как у Кунави, Любовь - одно из Свойств Бога. Эти две точки зрения могут слиться в одну, если будет принято, что Любовь - это Свойство Бога, но в то же время, она тождественна самой Его Сущности, т.е. Она - сам Бог. Ираки рассматривает Единство Бытия в терминологии Любви. Он считает, что Бытие и Любовь одно и то же, так как каждое свойство Бога - есть только Сущность, рассматриваемая с определенной точки зрения. Но то, что эта точка зрения возможна и существует, означает, что о Любви можно говорить на языке, свойственной ей самой. Именно последнее положение и доказывается Ираки. Мыслитель, следуя Газзали, называет Конечную Реальность Любовью, при этом отказываясь от терминологии, относящейся к Бытию и предпочитаемую сторонниками Ибн Араби, в чем и заключается оригинальность его концепции.

6. В своей гносеологии, следуя за Ибн Араби, Ираки для

подтверждения своей мысли не применяет логические суждения и

умозаключения. Он был первым мыслителем, развертывающим философское

восприятие находясь исключительно в контекстуальном поле чистых

понятий. Ираки последовательно отстаивает мысль о том, что нет ничего

самостоятельного в реальном материальном мире, который является теневым

аспектом божественного мира. Все, что происходит в мире, и, в первую

очередь, психологические и познавательные процессы человека, происходят

благодаря и под воздействием Бога. Он, как и многие суфии, не отрицает

роль чувственного и рационального познания. Главная задача познания есть

познание Бога как абсолютной реальности. Согласно учению ислама, живой

человек не в состоянии созерцать Бога. Ираки, как и его предшественники,

11

тоже отрицает познание Абсолютной Истины и Абсолютной Реальности при помощи чувств считая это невозможным. Важным является также и то обстоятельство, что, по мнению Ираки, вне Бога невозможно вообще какое-либо познание. Оно осуществляется только при Его желании и при Его помощи.

7. Божественная любовь, согласно учению Фахриддина Ираки, это движущая сила самопроявления Бога. Человеческая любовь - это движущая сила самосовершенствования человека, его стремление к слиянию с Богом. Одна не может существовать без другой, и они проявляются только друг через друга. Полностью раскрыться оба вида любви могут только в совершенном субъекте. Так как Бог - совершенен, то его Любовь изначально полна, завершена и совершенна. Истинно же любить Бога может только Совершенный Человек. Истинно любить Бога означает знать, что Бог как таковой и есть то совершенство, которого нужно достичь и есть тот Единственный, который заслуживает Любви и позволяет нам Любить.

Научно-практическая значимость. Основные положения и выводы работы могут быть использованы при составлении учебников и учебных пособий для школ и ВУЗов Таджикистана. Полученные результаты исследования также могут быть использованы в сопоставительном анализе при написании работ по истории философии и общественной мысли, а также для более углубленного изучения философскщ-этических учений ислама.

Источники исследования. В качестве первоисточников для написания работы были введены в научный оборот основные избранные произведения, газели, стихи, рубаи Ираки и его трактаты по суфизму - «Ушшак-наме», «Ламаот» и «Истилахати Суфия», а также исследовательские работы иранских ученых, которые указаны в библиографии.

В качестве методологической, научно-исследовательской литературы с

целью обоснованного и всестороннего анализа философских вопросов

суфизма и концепции «вахдат ал-вуджуд» Ибн Араби и её влияния на

12

воззрения Ираки были использованы труды Е.Э. Бертельса, А.Д. Кныша, А.В. Смирнова и Я.К. Одинаева.

Апробация работы. Работа обсуждалась на заседаниях кафедры философии ТГПУ им. С. Айни и Отдела истории таджикской философии Института философии АН РТ и была рекомендована к защите. Основные положения работы опубликованы автором в виде научных статей в изданиях, рецензируемых ВАК РФ, а также озвучены в докладах на научно-теоретических конференциях ТГПУ им. Садриддина Айни. Автором также опубликован собственный перевод трактата «Ушшак-наме» на русский язык, подготовлено предисловие к нему и историко-философско-литературный комментарий.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающие шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА I. Исторические и социально-политические условия жизни и

деятельности Фахриддина Ираки

1.1. Историко-культурные и социально-политические условия развития

восточного общества в Х11-Х111 вв.

Жизнь и творчество Фахриддина Ираки соотвествуют XIII веку в разных городах арабского халифата. Будущий ученый родился в городе Хамадане в Иране, где получил образование под руководством отца и местных учителей. Затем, по иронии судьбы, юноша Ираки покинул Хамадан, и 20 лет оставался в городе Мультане - в Индии, где он женился, обзавёлся семьей. Позднее политическая нестабильность в городе заставила его, под предлогом паломничества, эмигрировать в Малую Азию в город Конье, где он жил и творил до конца своих дней.

Детство и юность Фахриддина Ираки проходили в суровые годы нашествия монголов. В 1219-1220 гг. северные и восточные земли Ирана подверглись вторжению орд кочевников-монголов, принесших страшные опустошения и разрушения многолюдным городам и селениям. Дворцы были стерты с лица земли. Такие города, как Герат, Рей, Тус, Нишапур и другие крупные центры были сожжены дотла или разрушены до основания; поля вытоптаны монгольской конницей, оросительные системы многих областей разрушены и приведены в негодность. В первые годы своей власти монголы собирали дань с населения завоеванных ими областей с помощью местных феодалов.

Не довольствуясь этим, завоеватели прибегали к прямому грабежу,

14

установив режим систематического насилия .

К концу 50-х годов ХШ-го века монголы подчинили себе весь Иран. В 1256 г. в Иране появились новые монгольские орды во главе с внуком Чингис-хана - Хулагу-ханом. Хулагу-хан, заручившись поддержкой

14 Васильев Л.С. История Востока. В 2х т. Т.2. - М.: Изд-во МГУ, 2013.

14

определенных кругов местной иранской знати, взял крепость Аламут и уничтожил орден исмаилитов. В 1258 г. Хулагу занял Багдад. После чего, номинально правивший арабский халиф, являвший на протяжении пяти веков духовную власть в империи под названием Арабский халифат, навсегда утратил своё политическое влияние. На этом завершилось господство арабов и институт халифатства.

На огромной территории, включавшей большую часть Ирана, арабского Ирака, Азербайджана, Армении, Туркестана, Грузии, возникла новая феодальная империя, известная как государство Хулагидов или Ильханов15 со столицей в Тебризе. В начале XIV века столица империи была перенесена в город Султания.

В вассальной зависимости от Хулагидов полусамостоятельными оставались правители Герата, Фарса, Луристана до 80-х гг. XIII в., мелкие княжества Гиляна, Ширвана, Армении, Месопотамии, а также Кирмана16.

Монгольское завоевание, не изменив существующих общественных и экономических отношений, установившихся в Иране к первой четверти XIII в., придало, тем не менее, этой системе ряд специфических особенностей.

Господство кочевников над страной древней земледельческой культуры, развитых ремесел и градостроительства тяжело отразилось на состоянии производительных сил Ирана. Кочевое скотоводство, составлявшее основу способа производства, экономическую составляющую завоевателей, требовали наличия больших пространств земли для выпаса скота. Поэтому многие земледельческие районы были превращены в

17

пастбища и луга .

Завоевания монголов, сопровождавшиеся захватом и уводом в плен сотен тысяч дехкан и ремесленников, дало толчок новому распространению

15 Иль-хан - буквально «повелитель народа» был титул, полученный в 1263 г. Хулагу от великого хана Хубилая.

16 История Востока. В 6-ти т. Т.2. Восток в средние века. - М.: Вост. Лит-ра, 2002. 716 с.

17 Васильев Л.С. История Востока. В 2-х т. Т.2. - М.: Изд-во МГУ, 2013. С.207.

15

рабской формы труда, как в сельском хозяйстве, так и в ремеслах. В так называемых карханэ (ханские ремесленные мастерские), были в значительной степени активизированы рабско-крепостнические формы эксплуатации ремесленников. А это способствовало повсеместному упадку ремесленного производства в городах.

В результате опустошения монгольскими завоевателями восточных областей Ирана, более значимыми стали города западных и южных районов страны. Выросло значение Исфахана, Иезда, Шираза. Большую роль во внешней торговле хулагидского Ирана приобрел город Хормуз (порт на берегу Персидского залива), перенесенный в начале XIV века на остров Джераун, на расстояние нескольких километров от Старого Хормуза. Через этот порт осуществлялась торговля с рядом стран, сопредельных с Ираном, особенно с Индией, куда в большом количестве вывозились лошади, а взамен ввозились индийские индиго, лак, специи и хлопчатобумажные ткани.

Ко времени правления Хулагидов относится начало подъёма Табриза, первой столицы Ильханов. Изделия табризских ремесленников - шелковые, золототканые, шерстяные и хлопчатобумажные ткани, сафьян и пр. приобрели большую известность в стране. Город занимал видное место в транзитно-караванной торговле, являясь важным перевалочным пунктом. Несколько позже аналогичную роль играла вторая столица Хулагидов Султания (в Ираке Персидском), основанная Аргун-ханом к (1284-1291) и достроенная в 1305 г.18

Следует отметить, что в этих городах в тот период происходило обострение классовой борьбы. Городская беднота часто выступала против торгово-ростовщической системы, навязанной крупными землевладельцами.

Безусловно, установление в Иране монгольского ига внесло изменения и в земельные отношения страны. Образование обширного государства

18 История Востока. В 6-ти т. Т.2. Восток в средние века. - М.; Вост. Лит-ра, 2002. С.400.

16

требовало создания многочисленного бюрократического аппарата. Содержание этого аппарата, а также многочисленного и пышного ханского двора, в свою очередь, требовало постоянного источника доходов. Поэтому еще при Хулагухане начались широкомасштабные конфискации земель. Был создан обширный фонд казенных земель. Огромные земельные массивы сосредотачивались в руках монгольской знати, особенно, ханского рода.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Назриева Ойниел Шарифовна, 2015 год

- 88 с.

86. Мухаммадходжаев А. Накшбандия ва Хоча Ахрор / А.Мухаммадходжаев. -Душанбе, 2007. - 263 с.

87. Мухаммад-Али М. Введение в антропологию. М.Мухаммад-Али. -Душанбе, 1999. -130 с.

88. Мухсини М. Тахкик дар ахвол ва осори Начмиддин Куброи Увайси / М.Мухсини. - Тегеран, 1968. - 266 с.

89. Мучтабии Минави. Ахвол ва афволи Шайх Абдулхасани Харафони / Минави Мучтабии. -Тегеран, 1985. - 180 с.

90. Нафиси С. Источник суфизма в Иране / С.Нафиси. - Тегеран, 1964. - 276 с.

91. Никелсон Рейнолд А. Исламский суфизм / А.Никелсон Рейнолд. -Тегеран, 1980. - 254 с.

92. Нурбахш Д. Духовная нищета в суфизме. Великий демон Иблис / Д.Нурбахш.

- М., 2000. -266 с.

93. Нурбахш Д. Иисус глазами суфиев / Д.Нурбахш. - М., 1999. - 127 с.

153

94. Нурбахш Д. Таверна среди руин. Семь эссе о суфизме / Д.Нурбахш. - М., 1999. - 133 с.

95. Огурцов А.П. Философия науки: двадцатый век: концепции и проблемы. В 3х чч. - Ч.1: Философия науки: исследовательские программы. - Спб.: Мир, 2013. - 503 с.

96. Одилов Н. Мировоззрение Джалалидцина Руми / Н.Одилов. - Душанбе, 1974. - 117 с.

97. Одинаев Я.К. Ибн Араби / Я.К.Одинаев. - Душанбе, 1979. - 128 с.

98. Одинаев Я.К. Влюбленный шейх / Я.К.Одинаев. - Душанбе: Ирфон, 1990.

99. Одинаев Я.К. Фахриддин Ираки / Я.К.Одинаев // Журнал "Памир". -1990. -№ 11.

100. Одинаев Я.К. Коран: его философское, этическое и эстетическое учение / Я.К.Одинаев. - Душанбе, 1991.

101. Одинаев Я.К. Фахриддин Ираки: эпоха, жизнь, учение и его трактат "Ламаот" / Я.К.Одинаев. - Душанбе, 2008. -259 с.

102. Одинаев Я.К. Абдурахман Джами: мистико-философские воззрения / Я.К.Одинаев. - Душанбе, 2009. - 271 с.

103. Олимов К. Мир суфизма. Избранные произведения (Опыт историко-философского анализа) / К.Олимов. - Душанбе: Дониш, 2014. - 320с.

104. Олимов К. Баррасихо дар тасаввуф / К.Олимов. - Душанбе, 1999. - 140 с.

105. Олимов К. Чахонбинии Абдуллохи Ансори / К.Олимов. - Душанбе, 1999.

106. Осими М. Пайдоиш ва ташаккули тафаккури фалсафи / М.Осими. -Душанбе, 1970. - 140 с.

107. Полотин В. А. Евангелие глазами мусульманина. Два взгляда на одну историю / В.А.Полотин. - М., 2006. - 346 с.

108. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в У11-ХУ вв. / И.П.Петрушевский -М., 1966. - 400 с.

154

109. Размчу X. Инсони ормони ва комил дар адабиёти хамосй ва ирфонии форси / Х.Размчу. - Техрон, 1990. - 432 с.

110. Рассел Б. Почему я не христианин / Б.Рассел. - М., 1987. - 333 с.

111. Рейнолд А. Никелсон. Ирфони орифони мусалмон. -Тегеран, 2004.

112. Сагадеев А.В. Гуманистические идеалы мусульманского средневековья // Человек как философская проблема: Восток Запад. -М., 1991.

113. Саидов И. А. Проблемы онтологии и гносеологии в философии Хади Сабзавори / И.А.Саидов. - Душанбе, 1998. - 290 с.

114. Сафозода Сиддик. Ахли хак. - Тегеран, 1983. - 254 с.

115. Саччоди 3. Мукаддима бар мабонии ирфон ва тасаввуф / З.Саччоди. -Тегеран, 2002.

116. Степанянц М.Т. Концепция совершенного человека в творчестве Джалалиддина Руми и Мухаммада Икбала / М.Т.Степанянц. - М., 1982.

117. Степанянц М.И. Философские аспекты суфизма / М.И.Степанянц. - М., 1987. - 190 с.

118. Султонов М. Суфийская доктрина Али Хамадани / М.Султанов. -Душанбе, 1993. - 137 с.

119. Суруш Абдулкарим. Авсофи порсиён / Абдулкарим Суруш. - Тегеран, 1993. - 381 с.

120. Суратгар Лутфали. Тачаллиёти ирфон дар адабиёти форси / Лутфали Суратгар. - Тегеран, 1981. - 254 с.

121. Суфии: Восхождение к истине. - М., 2001. - 639 с.

122. Суфийская мудрость. - Минск, 1998. - 397 с.

123. Суфизм в Центральной Азии. - Спб., 2001. - 392 с.

124. Сухо Манучехр Садуки. Таърихи хукамо ва урафо. - Тегеран, 1981. -254 с.

125. Тримингейм Дж.С. Суфийские ордены в исламе / Дж.С.Тримингейм. -М., 1989.

126. Умаров И. Айнулкузот и идеология суфизма/И.Умаров. - Ташкент, 1979.

127. Хазраткулов М. Философские взгляды Садриддина Ширази / М.Хазраткулов. - Душанбе, 1985. - 144 с.

128. Хазраткулов М. Тасаввуф / М.Хазраткулов. - Душанбе, 1988. - 124 с.

129. Хазраткулов М. Философия ишрак (озарения): истоки, проблемы, тенденция развития: автореф. д-ра филос. наук. - Ташкент, 1991. - 42 с.

130. Шамолов А. А. Хуччат-ул-ислом Газзоли. Андешахои ичтимои ва сиёси / А.А.Шамолов. - Душанбе: "Дониш", 1996.

131. Шамолов А. А. Хикмати назми ниёгон/А.А.Шамолов. - Душанбе, 1999.

132. Шамолов А. А. Машхади Ризо / А.А.Шамолов. - Душанбе, 1998.

133. Шамолов А. А. Философия теологии Мухаммада Газали / А.А.Шамолов. - Душанбе: Дониш, 2008.

134. Шамолов А. А. Ахвол, осор ва афкори Имоми Аъзам / А.А.Шамолов. -Душанбе, 2009. - 388 с.

135. Эйкент Г. История и система средневекового миросозерцания / Г.Эйкент. -СПБ, 1907.

136. Эрнст К. Суфизм / К.Эрнст. - М., 2002. - 320 с.

ИССЛЕДОВАНИЯ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

137. Browne Edward С. A literary history of Persian, vol IV. Cfmbridg at the

138. University Press, 1930.

139. Tabivi Abdul Hay. Sufism in Afganistan. Kaboul, 1977. - 81 pp.

140. Cyprian Rice. Nhe Persian Sufis. - London, 1964. - 104 c.

141. Early Sufi Women. - USA, 1999. - 334 c

142. Idries Shah. The Sufism. London, 1971. - 408 pp.

143. In Seach of Hafiz. - London, 1996. - 249 c.

144. Rastagi T.C. Islamic mysticism, Sufism. New Delhi, 1982. - 126 pp.

145. Rizvi S.A. A history of Sufism in India. New Delhi, 1978. vol. I. - 467 pp.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.