Философско-антропологический анализ идеи свободы: На материалах французского экзистенциализма XX века: Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, А. Камю тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Чиркова, Светлана Владимировна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 128
Оглавление диссертации кандидат философских наук Чиркова, Светлана Владимировна
Введение
Глава 1. Экзистенциализм в сущности человека
1.1. Предпосылки возникновения экзистенциализма
1.2. Понимание человека во французском экзистенциализме
Глава 2. Свобода как ценность
2.1. Антропологический контекст свободы в трудах Ж.-П. Сартра,
А.Камю и Г.Марселя
2.2 Онтология свободы во французском экзистенциализме
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Сущность человека в философии экзистенциализма: По работам М. Хайдеггера и А. Камю2001 год, кандидат философских наук Черногорцева, Галина Владимировна
Нравственные ценности в философии Альбера Камю1999 год, кандидат философских наук Сазеева, Ирина Борисовна
Антропология Н. Бердяева и Л. Шестова: опыт концептуальной реконструкции2007 год, кандидат философских наук Черных, Сергей Сергеевич
Проблема взаимоотношения человека и мира в социальной онтологии2009 год, кандидат философских наук Пащак, Игорь Владимирович
Феномен свободы в философской антропологии: генезис неклассической парадигмы2009 год, кандидат философских наук Шумилкина, Оксана Геннадьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-антропологический анализ идеи свободы: На материалах французского экзистенциализма XX века: Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, А. Камю»
Актуальность исследования. Экзистенциализм возникает как поиск ответов на важнейшие вопросы человеческого существования, обнаружившиеся при кризисе рационалистической традиции философствования, потере гуманитарного измерения социальной жизни в первой половине XX в.
Классический рационализм выразился в дегуманизации человека. Господство разума в просвещенческой идеологии нашло отражение в реализации прагматичных, технократичных схем социального переустройства (идеология тоталитаризма - яркое проявление господства рационалистической традиции в оценке природы социальных трансформаций, когда с помощью опоры на идеал стало возможно волюнтарное «перекраивание» действительности). Признание самоценности человеческого существования как точки отсчета философских размышлений во французском экзистенциализме подрывались социальной ситуацией того времени - гуманитарной катастрофой периода двух мировых войн. На повестке дня оказались вопросы природы и содержания ценностей человеческого существования, оснований социально-политического устроения, гражданского творчества.
История, развитие интеллектуальной жизни подтвердили, что необходимы новые установки в понимании человека. Сущность человека обретается в существовании, пограничных ситуациях, конкретной деятельностной реализации. В раскрытии подобных оснований социальной жизни и сыграл свою роль экзистенциализм, нацеленный на тематизацию судьбы личности, ценностей жизни.
Обращение к оценке ^свободы в экзистенциализме способствует прояснению ценностных новаций культуры XX в. Опыт осмысления свободы во французском экзистенциализме позволяет определить ценностные приоритеты в понимании сущностных особенностей человека, социального взаимодействия, как в онтологическом, так и аксиологическом контекстах.
Степень научной разработанности проблемы.
Основные вопросы понимания сущности человека содержатся в трудах Сартра «Стена», «Экзистенциализм - это гуманизм», «Герострат», «Тошнота».
Теме абсурда посвящены работы Камю - философское эссе «Миф о Сизифе», повесть «Посторонний», пьеса «Калигула»; теме бунта - эссе «Бунтующий человек», роман «Чума», пьеса «Праведники», «Творчество и свобода», «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде».
Проблематика бытия в философии Марселя выражена трудами «Экзистенция и объективность», «Быть и иметь», «Трагическая мудрость философии», «Человек праведный» и т.д.
В отечественной литературе проблема свободы во французском экзистенциализме представлена разработками: тему свободы у Ж.-П.Сартра и исторический контекст экзистенциализма исследовал Л.Г.Андреев, философское осмысление свободы - К.С.Гаджиев, И.А.Гобозов, свободы и культуры - П.П.Гайденко, «Я» и природы ценностей - Ю.Н.Давыдов, исторической эпохи и ее ценностей - А.Ф.Зотов, личности и свободы
B.Н.Карпушин, экзистенциализма в философии и литературе - Е.Коссак, отношений «человека и природы» - Т.А.Кузьмина, творческой эволюции Ж.П.Сартра - В.Н.Кузнецов, абсурда в творчестве Ж.-П.Сартра и А.Камю
C.Н.Кузнецова, нигилизма как проявления отчуждения - И.М.Кутасова, бунта в творчестве А.Камю - С.И.Паньковский, свободы и ответственности -А.Ф.Плахотный, Г.М.Тузова, исторической эволюции экзистенциализма -А.М.Руткевич, свободы и одиночества - Б.Рюриков, наследия экзистенциализма в философской традиции - Т.А.Сахарова, личности и ее свободы - Г.Я.Стрельцова, человека - Г.М.Тавризян, отчаяния и страха -Л.Чалина и др.
Объект исследования - сущность человека в интерпретации основоположников и крупнейших представителей философской мысли во французском экзистенциализме.
Предмет исследования - свобода как фактор самореализации человека на материалах работ французских экзистенциалистов.
Цель исследования - целостная реконструкция и системный анализ основных моделей интерпретации свободы на материалах французского экзистенциализма.
Задачи исследования:
- оценить особенности понимания самореализации человека во французском экзистенциализме;
- определить сущность свободы как антропологической ценности;
- выявить сущность свободы как онтологической ценности.
Теоретические источники исследования.
Идейным источником экзистенциализма является творчество Сократа, Б.Паскаля, С.Кьеркегора, Э.Гуссерля, представителей кантианства (Баденская школа), философия жизни Ф.М.Достоевского, Н.А.Бердяева.
Оформление направления связано с этапами развития немецкой и французской традиции. Первая представлена М.Хайдеггером, К.Ясперсом, вторая - Ж.-П.Сартром, А.Камю, Г.Марселем. Течение экзистенциализма не однородно. Так Г.Марсель, К.Ясперс - мыслители религиозной ветви экзистенциализма, Ж.-П.Сартр, А.Камю - светской. Во французском экзистенциализме основные исследования человека и такого атрибута его существования, как свобода содержатся в работах Ж.-П.Сартра, А.Камю, Г.Марселя1.
Теоретико-методологическая основа темы исследования.
Учитывая исходно комплексный, динамический статус социальной материи, методологический остов исследования составили принципы единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, всесторонности, реалистичности, объективности рассмотрения, целостности. Особое внимание уделяется критике спекулятивно-схоластических, абстрактно-умозрительных построений, дезориентирующих искания, искажающих объективный взгляд на избранную предметную область, принципы ее концептуализации. Данный методологический аппарат использовался при оценке феномена французского экзистенциализма в контексте социально-культурного развития, осмысления человека в рамках гуманитарной парадигмы, свободы как важнейшей ценности социо- и культуротворчества. В ходе работы были использованы результаты, полученные крупнейшими представителями философской, социологической мысли; труды как отечественных, так и зарубежных ученых.
Научная новизна исследования заключается в следующих полученных автором результатах:
Ж.-П.Сартр - «Стена», «Экзистенциализм - это гуманизм», «Герострат», «Тошнота»; А.Камю - «Миф о Сизифе», «Посторонний», пьеса «Калигула»; «Бунтующий человек», роман «Чума», «Праведники», «Творчество и свобода», «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде»; Г.Марсель -«Экзистенция и объективность», «Быть и иметь», «Трагическая мудрость философии», «Человек праведный», «Метафизический дневник», «Расколотый мир», «Жажда», «Рим больше не в Риме».
Оценены особенности самореализации человека во французском экзистенциализме. В оценке бытия человека первоначальное значение приобретает ценность экзистенции. Продемонстрировано, что развитие экзистенциализма определяется возможностью построения универсальной онтологии, позволяющей преодолеть разрыв человека и мира. В центре новой онтологии - человек как активное деятельностное начало, в своем выборе осуществляющий социо-, культуротворчество.
Определена сущность свободы как антропологической ценности. Приоритет существования над сущностью характеризует свободу как неотъемлемую важнейшую характеристику человека. Природа свободы иррациональна, она не детерминируется внешними причинами. Оценка человека сводится к необходимости реализации выбора. Свобода рассматривается как духовное творчество, возможность проявления инициативы «Я». Разум, воображение детерминируют движения по законам творчества, выражающимся в законах формостроительства.
Наделенный свободной волей человек обладает самодостаточностью. С опорой на гуманитарные абсолюты человек проявляет самостийность. Свободы нет вне ответственности, творчества, реализации «Я». Свобода носит амбивалентный характер: с одной стороны, есть выражение индивидуального выбора, выбора собственной линии жизни, утверждения, проявления личности; с другой стороны, невозможна вне оценки, выбора, решения относительно «другого», вне понимания себя как части «мы».
Выявлена сущность свободы как онтологической ценности. Следствие признания экзистенции как свободы - формирование новой онтологии, позволяющей преодолеть особенности традиционной онтологии -разорванность субъекта и объекта, детерминизм, рационализм, революционизм, прогрессизм. Свобода тождественна экзистенции - через свободу рождается бытие. Посредством реализации свободы человеком выбора гуманитарных ценностей существования происходит социо- и культуротворчество.
Основные положения, выносимые на защиту.
- В диссертационном исследовании выявлено, что экзистенциализм вносит существенный вклад в формирование гуманитарной парадигмы в культуре. Направление экзистенциализма позволяет развивать идеологию гуманизма, поскольку в центре внимания философского поиска оказывается человек, его активность, уникальность, возможности проявления свободы.
- Экзистенциальная философия оценивается как утверждение человека, его свободы - так возможна реализация атроподицеи, ее проявление в мироустроительстве. Бытие дано непосредственно, в виде собственного бытия - существования, экзистенции. С опорой на данную трактовку возможно преодоление онтологизма в толковании человека. Понимание человека возможно только посредством соотнесения человеческого существования и ценностей. Ценности выступают важнейшим основанием выбора стратегии социального конструирования реальности.
- Свобода во французском экзистенциализме выступает онтологическим атрибутом человека. Реализация свободы способствует эволюции важнейших гуманитарных ценностей человеческого бытия (прежде всего смысла существования). В результате выбора человек приходит к осознанию основополагающих ценностей человеческого существования, выступающих содержательной и регулирующей основой социального поведения.
- Идеи новой онтологии отражаются в гуманитарной парадигме, в центре которой - существование человека, посредством выбора утверждающего гуманитарные ценности бытия.
Теоретическая значимость исследования. Работа имеет важное значение для понимания культурных новаций в осмыслении человека XX в., оценке развития онтологической, гносеологической, аксиологической, социальной философской традиции. Результаты исследования могут использоваться при анализе современных тенденций развития человека и общества, формирования его ценностных установок и духовно-нравственных ориентиров. социального развития, формирования ценностной идейной платформы управления социумом.
Практическая значимость исследования. Результаты работы могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по религиоведению, философской антропологии, философии культуры, социальной философии, социальной психологии, социологии.
Апробация работы. Результаты исследования представлены на Рождественских чтениях (Нижний Новгород, 2005), на II Всероссийской научно-практической конференции (Набережные Челны, 2005), проблемном семинаре кафедры философии Камской государственной инженерно-экономической академии. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Российского Нового университета (г. Москва). По теме диссертации опубликованы три статьи.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли2007 год, кандидат философских наук Лямцев, Евгений Владимирович
Философско-антропологические основания экзистенциальной концепции субъекта2006 год, кандидат философских наук Федосова, Ульяна Владимировна
Взаимоопределение свободы и социального2002 год, кандидат философских наук Захарова, Елена Владимировна
Проблема отчуждения в русском экзистенциализме: Н. А. Бердяев и Л. И. Шестов2002 год, кандидат философских наук Серегина, Татьяна Николаевна
"Философия существования" Андрея Платонова2000 год, кандидат филологических наук Червякова, Лариса Валериевна
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Чиркова, Светлана Владимировна
Заключение
Обострение проблемы «я» субъекта, человеческого существования в конце XIX — первой половине XX вв. - закономерный период развития философской традиции, развитой в рамках европейской культуры. Еще в античный период начинает появляться тематика размышлений, сконцентрированных вокруг оценки души. В римской философии происходит обособление внутреннего мира «я».
Средневековье, христианство позволило обострить проблему личностного измерения человека. Поскольку в отличие от античного мироощущения, в котором человек - часть полиса, в средневековье человек возможен в соотнесении с Богом. Личность оценивается в понятиях долга, совести, греха, праведности. Человек оказывается один на один с Богом, хотя его жизнь - всецело предопределена провидением.
Становление ценности автономного индивида происходит в Средние века не только в связи с появлением христианства, но и развитием феодализма. Последнее проявлялось в существующем естественнонаучном укладе законовладения собственностью, ее пользованием, распоряжением. Чувство собственности рождало чувство властелина, что подкреплялось неприкосновенностью социальной, гражданской, духовной ниши лица; ответственностью несения ролевой функции; самодостоинством, самоуважением, гордостью за свой статус.
Возрождение формирует контекст понимания человека как homo faber. В центре культурных новаций эпохи - человек как активное, творческое, самодеятельное начало, сфера приложения интересов которого -пространство земного. Образ человека приравнивается к образу творца.
Человек отныне ответствен не только за свою судьбу, но и за образ мира. Центральной чертой осмысления человека становится его индивидуальность, возможной на началах свободы и культуры. Свобода культивирует субъективность как дееспособную, деятельную субстанцию. Культура создает пространство норморегулированности межличностных взаимодействий, поднимает индивида до ответственного актора.
Свобода, культура продуцируют в свободе самоидентичную самость, характеризуется сознанием собственной незаменимости, незаместимости. В результате активности субъекта, действие которого опосредовано свободой и культурой, становится возможным создание гуманитарной среды.
Реформация обеспечила модель интерпретации человека, согласно которой личность вне посредника реализует свой путь к Богу. Данные тенденции способствовали рационализации, секуляризации, индивидуализации жизни.
Экзистенциализм отразил в философии состояние сознания, переживаний людей в современном мире, тем самым он во многом обнажил и объяснил те противоречия, с которыми столкнулся человек. Экзистенциализм стал философской традицией, в рамках которой человек существенно переоценивался с позиций не рациональных, а нерациональных.
Необходимость экзистенциализма связана с преодолением классического рационализма.
Классический рационализм предполагал оценку онтологии на основании субъект-объектной парадигмы. Ключом к пониманию действительности оказывалась линия целесообразного, разумного устройства бытия. Бытие отождествлялось с единым, понимаемое как самотождественное, абсолютное, инвариантное, идентичное. В результате из понимания бытия устранялось единичное, уникальное, преходящее. Оценка человека сводилась к инструментализму, что выражалось в экспансии человекобожества и богочеловечества.
Однако разум не может выступать воплощением жизненного благородства. Гражданские стороны организации, обустройства, упорядочения жизни подменялись такими началами, как: народ - аморфная масса, деспотизм, насилие, террор, произвол, бесправие, авторитарный вождизм.
Как продемонстрировало развитие философской традиции, преодолевающей рационализм, как доказала история, содержание исторического процесса сводится не к утверждению разума, а к «самотворчеству» человека в мире. Время новоевропейской. Просвещенческой философии с утверждением физикалистского, объективистского взгляда на природу вещей сменяется иной философией, в центре которой - ценности жизни, гуманитарная идеология человеческого существования. Экзистенциализм, в том числе французский - идейное, культурное течение, внесшее существенный вклад в развитие не только в изменение философской рациональности, но и в формирование представлений о новой онтологии.
Свобода трактуется как тождественная человеческому существованию характеристика. Свобода позволяет трактовать жизнедеятельность согласно интересам человека. Камю учил: «.Мир не имеет значения, и кто понимает это, обретает свободу».
С точки зрения экзистенциалистов, в результате многогранной творчески-созидательной деятельности человека формируются новые ценности и новая культура. Единственный путь к их обретению лежит через себя.
В итоге человек стал оцениваться как самодостаточная, самостоятельная часть культуры, общества. Жизненный мир человека - мир активного действования субъекта, его активной самореализации, борения ценностей, страстей. Человек предстает многоплановым, активно живущим, мыслящим, чувствующим субъектом, преобразующим себя и мир.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Чиркова, Светлана Владимировна, 2006 год
1. Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. М.,1994. -333 с.
2. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988.-255 с.
3. Аристотель Никомахова этика // Соч. в 4-х тт. М. Мысль, 1996. - Т.4.- 830 с.
4. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М., 1981.-432 с.
5. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М.: Наука, 1986. - С. 82-138.
6. Бердяев H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Харьков: Фолио, 2003. - 623 с.
7. Богомолов A.C. (и др.) Современная буржуазная философия и религия.- М.: Политиздат, 1977. 367 с.
8. Боранецкий П. Основные начала. Онтология творческого миросозерцания. Париж, 1995. - 220 с.
9. Борзенков В.Г. Жизнь и ценности. К обоснованию современного натурализма / Жизнь как ценность. М.: ИФ РАН, 2000. - С .23-45.
10. Великовский С.И. Грани «несчастного сознания». М.: Искусство, 1973.-240 с.
11. Веряскина В.П. Жизнь и ценности как основополагающие понятия философской антропологии // Жизнь как ценность. М.: ИФ РАН,2000. -С. 151-161.
12. Визгин В.П. Г.Марсель и русская философия // www.bfrz.ru//news/rus filos / vizgin doklad
13. Гаджиев K.C. Размышления о свободе // Вопросы философии. 1993. №2. С .33-46.
14. Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры: критика философии М.Хайдегера. М.: Высшая школа, 1963. - 121 с.
15. Гобозов И.А. Введение в философию истории. М.: Теис, 1999. -363 с.
16. Гуревич П.С., Столяров В.И. Мир философии. М.: Политиздат, 1991 -62 с.
17. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект-пресс, 1993. - 315 с.
18. Гусейнов A.A. Великие моралисты. М.: Республика, 1995 - 351 с.
19. Гусейнов A.A. История этических учений. М.: Гардарики, 2003 -911 с.
20. Гусейнов A.A., Асперсян Р.Г. Этика. -М.: Гардарики, 1998. 461 с.
21. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М.: Молодая гвардия, 1989.-320 с.
22. Денхофор М.Г. Границы свободы. Капитализм должен стать цивилизованным. М.: Международные отношения, 2001. - 231 с.
23. Долгов K.M. Эстетика Сартра. М.: Знание, 1990. - 224 с.
24. Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч. в 30 т. JI.: Советский писатель, 1984.-Т.26.-228 с.
25. Дюрин Е. Ценность жизни. М.: Харвест, 1999. - 333 с.
26. Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. — М.: Советский писатель, 1990. 448 с.
27. Ерофеева В. Путь Камю // Октябрь. 1985. №1. - С. 187-197.
28. Зенкин С. Человек в осаде: Художественный мир Сартра // Литературное обозрение. 1990. №3 - С. 33-39.
29. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. М.: Высшая школа, 1988. - 520 с.
30. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 1996. - 335с.
31. Ильин В.В. Аксиология. М.: МГУ, 2005. - 216 с.
32. Ильин В.В. Философия. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - В 2 т.
33. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. -205 с.
34. Кадышев B.C. Проблема свободы в творчестве Сартра. Научные труды. Ташкент, 1968. Вып. 318. - С. 24-31.
35. Камю А. Бунтующий человек. М.: Радуга, 1990. - 464 с.
36. Камю А. Избранное: Сборник. М.: Радуга, 1989. - 464 с.
37. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М.: Изд-во политической литературы, 1990. — С. 222-318.
38. Камю А. Размышления о гильотине // Иностранная литература. 1989. №1.-С. 23-41.
39. Камю А. Творчество и свобода. М.: Радуга, 1990. - 602 с.
40. Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума // Соч. в 6-ти тт. М.: Мысль, 1965. - Т.4. - 338 с.
41. Карпушин В.А. Концепция личности у А.Камю // Вопросы философии. 1967. №2. - С.34-45.
42. Карпушин В.А. Критический анализ проблемы свободы Камю // Вестник Киевского университета. Киев, 1971. №5. - С. 35-45.
43. Киссель М.А. Дороги свободы Ж.-П. Сартра // Вопросы философии. -1994. № 11.-С. 45-56.
44. Киссель М.А. Философская эволюция Сартра. Л.: Лениздат, 1976. -239 с.
45. Козлова О.Н. Духовная жизнь как система, ее сущность и структура //I
46. Социально-гуманитарные знания. 2001. № 2. - С. 106-118.
47. Козлова О.Н. Участь и участие человека в духовной жизни общества // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 5. - С. 116-128.
48. Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПБ.: СПбУ, 1995. - 326 с.
49. Критика современной буржуазной философии и социологии. М.: ВПШиАОН, 1963.-216 с.
50. Кузнецова С.Н. Взаимоотношения отношения человека и общества в творчестве Камю // Вестник МГУ. 1975. №1. - С. 34-46.
51. Кузнецова С.Н. Категория абсурда в творчестве Сартра и Камю// Вопросы истории и эстетики. М.: Мысль, 1977. - С. 37-54.
52. Кузнецы мифов // Вопросы литературы. 1986. №9. - С. 45-51.
53. Кузьмина Т.А. Проблема субъекта в современной буржуазной философии. М.: Наука, 1979. - 197 с.
54. Кузьмина Т.А. Проблема «человека и природы» в философии А.Камю // Вестник МГУ. 1976. №4. - С. 35-43.
55. Кутасова И.М. А.Камю: нигилист против нигилизма // Вопросы философии. 1975. №7. - С. 96-108.
56. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Ростов н/Д.: Феникс, 1998 - 416 с.
57. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. - 383 с.
58. Лакшин В. Так начинал Камю // Иностранная литература. 1992. №2. -С. 168-170.
59. Летов О. Мир абсурда и бунтующий человек // Коммунист. 1991. №13.-С. 35-44.
60. Лотце Г. Основания практической философии. СПб, 1992. - 141 с.
61. Магницкий Ю.Г. Проблема свободы в творчестве Достоевского и Камю.-М.: Наука. 1971.-234 с.
62. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Г.В.Лейбница. М.: МГУ, 1973.-334 с.
63. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси: Мецниереба, 1981-81 с.
64. Маньковская Н.Б. Проблема «человек» и «природа» в философии Камю // Вестник МГУ. Сер.8. - Философия. - 1976. №4. - С. 84-89.
65. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956.-633 с.
66. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1995. - 216 с.
67. Морфология культуры. Структура и динамика. М.: Наука, 1994. -286 с.
68. Моруа А. От Монтеня до Арагона. М.: Радуга, 1983. - 552 с.
69. Москвина P.P. «Метод абсурда» Камю как феномен неклассического философствования //Вопросы философии. 1974. №10. - С. 133-139.
70. Мотылева Т. Зарубежный роман сознания. М.: Советский писатель, 1966.-472 с.
71. Мур Дж. Принципы этики. М.: Прогресс, 1990. - 384 с.
72. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М.: REFL-book, 1994.-352 с.
73. Ницше Ф. Генеалогия морали. По ту сторону добра и зла. М.: Elibron Classic, 2000. - 304 с.
74. Паньковский С.И. О книге Камю «Бунтующий человек». Историко-философские исследования. Минск: Наука, 1991. - 234 с.
75. Пенчев Г.Г. Философско-эстетические взгляды Сартра. София, 1978. -234 с.
76. Платон. Избранные диалоги. М.: Художественная литература, 1965. -442 с.
77. Поппер К. Мир предрасположенностей: два новых взгляда на причинность // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. -М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 176-210
78. Проблема ценности в философии. M.; JL: Наука, 1966. - 260 с.
79. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. -518 с.83. «Проклятые вопросы» французского экзистенциализма: Сартр, Камю // Преодоление трагедии: Вечные вопросы в литературе. М.: Искусство, 1989.-С. 57-71.
80. Риккерт Г. О системе ценностей. М.: Логос, 1914. - Т. 1. - Вып. 1.
81. Риккерт Г. Философия жизни. Пг.: Академия, 1922.
82. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. М.: Политиздат, 1985. -175 с.
83. Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политиздат, 1991. -348 с.
84. Сартр Ж.-П. Герострат. М.: Республика, 1992. - 222 с.
85. Сартр Ж.-П. Проблемы метода. М.: Прогресс, 1994. - 224 с.
86. Сартр Ж.-П. Пьесы. М.: Искусство, 1967. - 434 с.
87. Сартр Ж.-П. Слова. М.: Прогресс, 1966. - 171 с.
88. Сартр Ж.-П. Стена. М.: Политиздат, 1991.-480 с.
89. Сартр Ж.-П. Тошнота. Харьков: Фолио, 1998. - 399 с.
90. Сартр Ж-П. Что такое литература. СПб.: Алетейя, 2000. - 466 с.
91. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С. 319-344.
92. Сартр Ж.П. Стена. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1992. — 480 с.
93. Семенова С. Повесть Камю «Посторонний» и раннее творчество писателя // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. - 1973. - Т.32. - Вып.5. -С. 419-429.
94. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М.: Политиздат, 1991. - 432с.
95. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. - 463 с.
96. Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме. -М.: Наука, 1977. 141 с.
97. Трофимова М.К. Философия экзистенциализма и проблемы истории раннего христианства // ВДИ. 1967. № 2. С. 34-52.
98. Тузова Т.М. Ответственность личности за свое бытие в мире. — Минск: Наука и техника, 1987. 158 с.
99. Угринович Д.М. Попытки «экзистенциальной» интерпретации религии // Вопросы философии. 1965. №8. - С. 31-45.
100. Фаркаш J1. Экзистенциализм, структурализм и фальсификация марксизма. М.: Прогресс, 1977. - 272 с.
101. Филиппов JI. Экзистенциальный психоанализ Сартра: замысел и результат // Вопросы философии. 1968. №7. - С. 18-51.
102. Филиппов Л.И. Эстетические воззрения и метафизическая концепция Ж-П. Сартра // Вопросы литературы. 1973. №10. - С.28-49.
103. Философия и современность. Саратов: Изд-во Саратовского унта, 1990.-Вып. II.- 120 с.
104. Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991.-253 с.
105. Философская антропология / Под ред. С.А.Лебедева М., 2005.
106. Фогелер Я.Г. К критике экзистенциалистской концепции существования // Вестник МГУ. 1962. №5.
107. Франкл В. Человек в поисках смысла. М: Прогресс, 1990. -366 с.
108. Франкл В. Реальность и человек. М.: Прогресс, 1997. - 479 с.
109. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Наука, 1992.- 176 с.
110. Чавчавадзе Н.Э. Культура и ценности. Тбилиси: Мецниереба, 1984.- 171 с.
111. Чалин M.JI. Философия отчаяния и страха. М., 1962.
112. Чалин M.JI. В плену индивидуализма. М., 1966.
113. Чухина JI.A. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. Рига: Зинатне, 1980. - 288 с.
114. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. - С. 192-220.
115. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. - 490 с.
116. Шварц Г. От Шопегауэра к Хайдеггеру. М.: Прогресс, 1964. -360 с.
117. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. Смысл и предпосылки ценностного выбора. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 208 с.
118. Эстетические исследования: методы и критерии. М.: ИФ РАН, 1996.-235 с.
119. Ярошевский Т. Личность и общество. М.: Прогресс, 1973 -543 с.
120. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. -274 с.
121. Barret W. Irrational Man, a study in existential philosophy. Garden City (N.Y.): Doubleday Anchor Books, 1962. - 284 p.
122. Boss M. Ego? Motivation? // Journal of Existentialism. 1960. №1. -P.275-283.
123. Condrau G. Why Heidegger? // Journal of the Society for Existential Analysis. 1996. №8. - P.21-27.
124. Hora Thomas. Psychotherapy, existence and religion // Psychoanalysis and Existential Philosophy. New York: E.P.Dutton Co, 1962. -P.70-80.
125. Kahn Eugen. An appraisal of existential analysis // Psychoanalysis and Existential Philosophy. New York: E.P.Dutton Co, 1962. - P. 188-249.
126. Maslow A. The Farther Reaches of Human Nature. N.Y.:Viking Press, 1975. - P.280-299.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.