Философский аспект бытия человека в медицине тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Коробко, Екатерина Викторовна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 140
Оглавление диссертации кандидат философских наук Коробко, Екатерина Викторовна
Введение
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИИ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЕ.
1.1. Осмысление бытия человека в период становления медицины.
1.2. Философские поиски целостной концепции бытия человека в медицине.
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА В МЕДИЦИНЕ.
2.1. Философская антропология как методология медицинского знания.
2.2. Медицинская антропология как методология медицинского знания.
ГЛАВА 3. БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЕ.
3.1. Философская рефлексия жизни в медицине.
3.1.1. Жизнь как бытие.
3.1.2. Здоровье в системе индивидуальных ценностей.
3.2. Философская рефлексия смерти в медицине.
3.2.1. Смерть как небытие.
3.2.2. Критика философской апологетики эвтаназии.
3.3. Философская апологетика эвтаназии.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Танатологический дискурс и социальные практики адаптации2011 год, кандидат философских наук Башилова, Светлана Михайловна
Философские основания проблемы эвтаназии: методологический анализ2006 год, доктор философских наук Рыбин, Владимир Александрович
Смерть как проблема истории философии и биоэтики2007 год, кандидат философских наук Лях, Константин Федорович
Эвтаназия как общественный феномен: социально-философский анализ2009 год, кандидат философских наук Ивченко, Инна Александровна
Проблема соотношения жизни и смерти в социокультурном опыте России2000 год, кандидат философских наук Георгиади, Татьяна Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философский аспект бытия человека в медицине»
Актуальность темы исследования Антропологический тупик техногенной цивилизации, выражающийся в крушении казавшихся ранее незыблемых общечеловеческих ценностей, перенес акцент рассмотрения бытия человека с позиций его сущности на сам факт его существования. И в мире современных крупномасштабных перемен становится особенно необходимым осмысление феноменов человеческого бытия. Актуальность их исследования определяется необходимостью развития философского учения о человеке, потребностью в уточнении и углублении современных представлений о человеческом бытии и важностью методологической разработки новых подходов к осмыслению проблемы человека.
Кризисная антропологическая ситуация нашего времени делает человека предметом исследования не только гуманитарных, но и естественных наук. Более того, проблема человека может быть решена лишь совместными усилиями всего комплекса научного и вненаучного знания. Дело в том, что современные биомедицинские технологии (возможности воздействия на геном человека, трансгенные практики, суррогатное материнство, клонирование и т.п.) поставили под вопрос устоявшиеся представления о природе человека, тем самым вызвав к жизни необходимость не только новой проработки проблемы человека и его жизни, но и нового осмысления сущности бытия. Возникшая потребность в концепции целостного человека может быть удовлетворена при использовании медицинского знания, т. к. индивидуальный подход к человеку в медицине вносит конкретику в философское обобщение. В то же время в такой концепции нуждается и сама медицина, которая, породив антрополого-онтологические проблемы, не может их самостоятельно решить, поскольку они носят мировоззренческий и аксиологический характер, выходящий за пределы ее компетенции в сферу философской антропологии.
Целостная концепция человека на базе философского знания нужна современной медицине, потому что медицинскими науками накоплено множество эмпирических знаний, но каждая дисциплина по отдельности не в состоянии дать ответ на глубинные вопросы о смысле человеческого бытия, иначе исчезнет ее предмет. Кроме того, глобальное вмешательство человека в природные процессы привело к таким изменениям биосферы, которые влияют на качество его жизни. В связи с этим человек начинает глубже осознавать ее ценность. Сегодня современный человек перешел от добывания средств к существованию, составляющего основное содержание его жизни, к добыванию средств к хорошему существованию. Медицина — одно из таких средств, поэтому потребность и требования к ней возрастают. Удовлетворить их средствами аналитической медицины, рассматривающей человека по частям - отдельным органам и функциям — невозможно. В то же время медицина не может обойтись без этого. Поэтому необходимо обобщение более высокого уровня, синтезирующего все знание о человеке. По нашему мнению оно достигается единством медицинских и философских представлений, которые пересекаются в проблемном русле философской антропологии.
Степень научной разработанности проблемы.
Вопрос о сущности бытия имеет долгую историю обсуждения в философии. Проблема бытия отличается от остальных философских тем своей глубинностью. Можно сказать, что это - первая и последняя проблема философии, разрешимая и неразрешимая, абстрактная и конкретная, общечеловеческая и персонифицированная. Но нас интересовали только те работы, в которых понятия, соотносимые с бытием, выводятся в категориальное поле медицины.
Исследованием человеческого бытия в таких формах, как жизнь, смерть и бессмертие занимались философские антропологи М. Шелер, X. Плеснер, А. Гелен и другие. Идея неделимости бытия отстаивалась медицинскими антропологами: В. Вайцзеккером, В. Гебзаттелем, В. Дерром и другими. Они подчеркивали необходимость введения в медицинское мировоззрение переживающего экзистенциального субъекта. Современные исследователи П.С. Гуревич, И.В. Вишев, П.П. Калиновский, З.М. Какабадзе, В.Ш. Сабиров, И.Д. Панцхава, H.H. Трубников и А.П. Лаврин размышляют о ценности жизни, подчеркивая ее уникальность. Они отмечают внутреннее противоречие жизни, заключающееся в том, что, с одной стороны, человек должен предпочитать жизнь смерти - это закон индивидуального бытия, а с другой стороны, смерть - это закон природы, упорядочивающий и развивающий жизнь - закон видового бытия. Человеческая жизнь, развертываясь через постоянное сопротивление смерти, противостоит небытию. Это находит отражение в философской рефлексии, фиксирующей абсолютную ценность жизни.
Философские основания феноменов здоровья и болезни в медицине исследовали И. И. Брехман, В. М. Дильман, И.А. Амосова, Н. А. Агаджян, Ю.П. Лисицын, И. А. Серова и другие. Здоровье - это фундаментальная ценность, считают они, а в современную техногенную эпоху перед обществом как никогда раньше стоит глобальная проблема — сохранение здоровья населения планеты.
Аксиологические аспекты феноменов эвтаназии и самоубийства изучали многие философы: С. Кьеркегор, А. Камю, Н. А. Бердяев, Э. Фромм, М. Фуко, А. А. Гусейнов, С. В. Курбатов, В. Ш. Сабиров, Ф. Фут; а также психологи и социологи: 3. Фрейд, У. Джемс, Э. Дюркгейм, Ф. Дивайн, Р. Кастенбаум, Р. Мэй, В. Франки, и другие. Они отмечают, что человек -единственное живое существо, склонное к самоуничтожению. Человек решается на самоубийство, когда по тем или иным причинам не видит смысла жизни или не может продолжать дальнейшее существование. Некоторые исследователи различают несколько видов самоубийств, считая одним из них эвтаназию, другие же относят эвтаназию к социально одобряемым формам убийства.
Цель данной диссертационной работы заключается в выявлении особенностей философской рефлексии бытия человека в медицине.
Цель диссертации раскрывается в следующих исследовательских задачах:
• проследить взаимосвязь философских и медицинских концепций в историческом контексте.
• показать роль философской антропологии как методологии медицинского знания.
• эксплицировать понятие «жизнь» как категорию философии и медицины.
• провести компаративный анализ понятий «смерть», «эвтаназия» и «самоубийство».
Объект исследования - бытие человека в философии и медицине. Предмет исследования - феномены человеческого бытия в медицине. Гипотеза исследования.
Философский и медицинский подходы к проблеме человека взаимодействовали и пересекались на протяжении веков. В настоящее время точкой такого пересечения становятся философская и медицинская антропологии, первая - как целостное учение о человеке, вторая - как теория, занимающаяся медицинскими проблемами во всей их целостности. Нашей задачей является рассмотрение тех феноменов человеческого бытия, которые философией могут быть исследованы только на основе данных медицины.
Философское понятие «бытие» шире, чем понятие «жизнь». В философии понятие «бытие» - это всеобщее понятие, это самоценность. Философская мысль рассматривает «жизнь», «смерть» и «бессмертие» как основные понятия человеческого бытия. Таким образом, понятия «болезнь», «здоровье», «эвтаназия», «самоубийство» философией могут быть рассмотрены только вместе с медициной.
Философская категория «бытие» - это фундаментальное, абстрактное, основополагающее и мировоззренческое понятие, которое охватывает все явления человеческого существования. В медицине понятие «бытие» обозначает жизнь конкретного человека, который постоянно испытывает на прочность ее ценность. В медицине здоровье и болезнь рассматриваются как явления жизни, а эвтаназия и самоубийство как явления смерти. Общефилософское понятие бытия аксиологизирует медицинское понятие «жизнь», тем самым гуманизируя медицинскую деятельность. Таким образом, философская рефлексия бытия аккумулирует онтолого-антропологические ценности, которые реализуются в медицинской теории и практике.
Врач вынужден задаваться философскими вопросами, когда перед ним стоит решение проблемы: жить или не жить человеку. И когда происходит осознание проблемы бытия в пограничных ситуациях, то есть между жизнью и смертью, медицина вспоминает о философском понятии «бытие» и соотносит свои методы с общими представлениями.
Методологическую основу диссертационного исследования составляют концептуальные положения философской антропологии и биофилософии. Помимо этой основной базы исследования автор использовал методологические принципы социального и исторического познания, обосновывающие идею многомерности и многокачественности бытия человека. Сложность и разноплановость избранной темы потребовали привлечения историко-философских и историко-медицинских материалов. Данное обстоятельство обусловило использование таких методов, как компаративный анализ, социокультурный подход и междисциплинарный синтез, наиболее адекватных цели исследования. Кроме того, в работе применялись принципы объективности, историзма, дополнительности, противоречивости, единства исторического и логического, социокультурной обусловленности человеческой деятельности и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что эксплицирована референциальная (сообщающаяся) связь понятийных рядов, описывающих бытие в философии и медицине: жизнь и смерть - здоровье и болезнь; обнаружена их аксиологическая совместимость.
Научная новизна раскрывается в положениях, выносимых на защиту:
1. Философское осмысление бытия человека продуцировало релевантное медицинское понимание: античной завершенной целостности человека соответствовала гиппократовская медицина, при средневековом установлении иерархии уровней человеческой природы медицине отводилась прикладная функция, механицизм Нового и Новейшего времени привел к доминированию аналитической медицины, современное понимание человека как открытой целостной системы ставит задачу формирования соответствующей медицинской парадигмы.
2. Философская антропология, являясь целостной концепцией человека, объединяющей в себе естественнонаучные и философские подходы, выступает методологическим основанием медицинского знания.
3. Медицинская антропология формирует парадигмальные основания медицины, задавая определенный образ и стиль медицинского мышления, видение задач и способы их решения, и, наконец, соответствующий образ медицинской практики через концептуализацию понятия «бытие».
4. Понятия «здоровье» и «болезнь» в категориальном поле медицины есть дериваты понятия «жизнь» в категориальном поле философии, а понятия «эвтаназия» и «самоубийство» - дериваты понятия «смерть».
5. Жизнь и смерть воплощают феноменальность человеческого бытия. Интеграция философии и медицины обеспечивает формирование целостного подхода к бытию человека на индивидуальном, видовом и биосферном уровнях, что является основанием для понимания глубинной сущности человека.
Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования позволили дать комплексную характеристику проблем бытия человека, рассматриваемых в философии и медицине; показана методологическая и аксиологическая роль философской антропологии по отношению к современной медицине. Материалы и выводы работы могут быть использованы в разработке спецкурсов, курсов лекций по философской антропологии и философии медицины.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были представлены в выступлениях на III Международном научном конгрессе «Наука, искусство, образование в III тысячелетии» (Волгоград, 2004 г.), IV Российском Философском Конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005 г.), научных конференциях различных уровней (Казань, 2004, Волгоград 2004 и др.) По материалам работы опубликовано 8 научных статей.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Объем диссертации 140 страниц. Список литературы включает 171 источник.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Человеческая смертность: Пути познания и социализации1999 год, кандидат философских наук Лаврикова, Ирина Николаевна
Человеческая смерть: Социально-философский анализ1999 год, доктор философских наук Мухамедьянов, Самат Абдрахимович
Мировоззрение военного врача: Формирование, развитие и объективация. Социально-философский анализ2000 год, доктор философских наук Боровков, Михаил Иванович
Социальные аспекты смерти: Философско-антропологический анализ2004 год, доктор философских наук Минеев, Валерий Валерьевич
Культурфилософский анализ феномена эвтаназии2004 год, кандидат философских наук Шредер, Ольга Борисовна
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Коробко, Екатерина Викторовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В условиях современного общества становится особенно необходимым изучение различных феноменов человеческого бытия. Ведь только через человека мы можем проникнуть в суть всех вещей и явлений. На сегодняшнем этапе развития науки и техники остается открытым вопрос: «что такое человек?». И вряд ли когда-нибудь будет дан на него окончательный ответ, потому что человек это многообразный, постоянно развивающийся феномен.
Тем более ответить на него невозможно с помощью только одной философии без привлечения естественных наук и наоборот. Множество научных знаний о человеке накопленных на сегодняшний день нуждается в целостном осмыслении для их более полного постижения. В современную эпоху является особенно необходимым создание целостной концепции человека, которая возникла на базе философии совместно с наукой.
Для чего нужна методология медицине? Специфика современных медицинских представлений о человеке складывается из следующих положений: во-первых, человек является основным предметом медицинского знания, во-вторых, знания в медицине о человеке складываются опытно-эмпирическим путем, в-третьих, цель медицины — опытно-практическая деятельность, каждая медицинская система имеет своим предметом не человека в целом, а отдельные части, системы, структуры.
Если медицина будет заниматься поиском всеобщих связей, то исчезнет ее предмет. Все это приводит к тому, что целостной концепции человека в медицине нет. Но сегодня, когда потребности человека изменились, больному нужен врач, который не только вылечит конкретную болезнь, но поможет понять причину болезни и ее последствия, будет рассматривать телесное и духовное человека в неразрывном единстве.
Мы исследовали историческое развитие философских и медицинских концепций, находя точки их соприкосновения в рамках феноменов человеческого бытия. Натурфилософами Античности болезнь понималась как нарушение правильных соотношений взаимодействия природных субстанций. Древнегреческие врачи воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром, стремились поддерживать имеющиеся в организме природные целительные силы. По мнению Платона и Аристотеля, человек должен заботиться о своем здоровье и телесном и душевном, потому что жизнь это самая главная ценность, которая у него есть.
В религиозных концепциях Востока и Запада понятия жизнь, смерть и бессмертие рассматривались как величайшая ценность и священная тайна человека. Исследования человека опытным путем считались кощунственными и пресекались церковью.
В Возрождение, Новое время и Просвещение сложилось два противоборствующих лагеря: механицистов и виталистов. Механицисты старались свести свойства живого к наиболее простым механическим закономерностям тела: Л. да Винчи, Р. Декарт (ятрофизика), Дж. Борелли (ятромеханика), Парацельс (ятрохимия). Механицисты эпохи французского Просвещения Ж. Леруа, Ж. О. Ламетри, П. Ж. Кабанис и другие пропагандировали опытный путь развития естественной медицины.
Виталисты - Г. Дриш, А. Галлер, У. Куллен, Дж. Броун, Ф. Буссе, Ф. Месмер и другие — объясняли все процессы жизнедеятельности существованием души, управляющей живыми существами.
В конце XIX - начале XX века произошел решительный поворот в постижении человека как живого существа. Представители философии жизни, Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, оставаясь в русле биологической парадигмы, проявили обостренный интерес к человеку как живому существу. XIX — начале XX века - время выдающихся открытий в медицине. Многие болезни стали связываться с психическими факторами больше, чем с физическими.
Современная философия в поисках определения человека осмысливает все многообразие его бытия. Различные направления в философии и медицине пытаются не только понять человека но и направить его в русло сохранения собственной жизни и здоровья, ведь никогда еще в истории человек не был так близок к «ничто» как в технологическую эпоху. Особенно заострили акцент на этой проблеме такие мыслители как М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, В. Франкл, М. Фуко и другие.
XX век, его потребности вновь сближают философский и медицинский подходы. 3. Фрейд дал импульс для развития психосоматической медицины, или психоаналитической психосоматики, его последователями были
A. Адлер. Э. Фромм, К. Г. Юнг. Наряду с психоанализом в XX веке возникли такие концепции как холизм, органицизм и неогиппократизм (С. П. Федоров, Н. Пенде, П. Делор).
Рассмотрев эти концепции, мы пришли к выводу, что ни одна из них не может быть методологией медицины. Для этого необходима интегративная теория более высокого уровня обобщения. Философская антропология, возникшая в начале XX века, изначально опиралась на принцип целостности человека, что позволяло синтезировать философские и естественнонаучные знания о человеке.
Философия объективно явлется методологией различных наук, у нее есть методологическая функция, но нашей целью было показать, как философская антропология, а также медицинская антропология являются методологией медицинского знания.
Медицинская антропология ориентирована на изучение таких проблем как болезнь и здоровье. Опираясь на учение 3. Фрейда, учение
B. Вайцзеккера предполагает необходимость исследования как соматического, так и психического и является антропологизированной психиатрией. Медицинские антропологи занимаются изучением отдельных отраслей медицинского знания, таких, как анатомия, физиология, хирургия, диетология, фармакология, физиотерапия, акушерство и гинекология, психотерапия, санитария, гигиена и косметика. Таким образом, медицинская антропология объективно является методологией медицины.
Философская антропология является методологией медицины по некоторым другим причинам. Во-первых, философской антропологией сделана небезуспешная попытка преодолеть тот метафизический дуализм души и тела, вследствие которого медицинские знания и по сей день сохраняют свою организмическую дискретность. Во-вторых, принципиальная гипотеза о развитии культуры как способе сохранения природной сущности человека предопределяет в медицине возможность единой теории патологии, что до сих пор считалось желанным, но недостижимым. В-третьих, познавательные процедуры, которые разрабатываются в рамках философской антропологии, позволяют говорить об инварианте диагностических приемов, пока еще медиками не осмысленных теоретически. В-четвертых, предыдущий тезис связан еще с одной методологической установкой, которая «работает» в большей степени в медицинской практике, а не в теории. Отношение «врач» - «пациент» как выражение диалогизма «я-ты» в медицине - это идеал, который вряд ли достижим, но к которому надо стремиться.
Поскольку философия объективно является методологией медицинского знания в рамках философской антропологии выделяются феномены человеческого бытия, которые нуждаются в целостном философском осмыслении вместе с медициной: это, прежде всего, жизнь смерть и бессмертие. В медицине жизнь — это два состояния здоровье или болезнь, а смерть от руки врача или с помощью лекарственных препаратов называется разновидностью самоубийства — эвтаназией.
И именно поэтому мы должны были обратиться к философскому понятию бытие, чтобы глубже понять конкретные медицинские феномены жизнь — как здоровье и болезнь, и смерть — как эвтаназию и самоубийство. Нами было показано, как из этой основопологающей категории вытекают упомянутые нами явления.
И . О
Для медицины понятие бытие человека 1 это индивидуальное, 1 у конкретное бытие, жизнь «вот этого» человека, которая обладает / ' несоразмеримой ценностью. Именно уровень здоровья-болезни определяет качество жизни человека. А решать жить или умереть человеку^ зачастую приходится врачу. Что лучше: умереть полноценным человеком или жить ^ | страдающим? В философии понятие бытие - это всеобщее понятие, это самоценность. Только связь с философией направляет медицину в русло ) О помощи больному и позволяет нас удержать от глобального внедрения ' эвтаназии. ^ ¿{ ^
Врач становится философом, когда перед ним стоит вопрос жить или ") не жить человеку. Доктрина святости жизни, ее ценности требует использование всех доступных средств лечения для продления жизни. Но качество жизни может стать настолько невыносимым, что смерть покажется лучше. И в этом случае врач может стать орудием самоубийства. Это [ психологически очень сложно, вопросы о вечности, о бессмертии, о смысле и ценности человеческой жизни встают перед ним.
Вопрос о том, нужна эвтаназия или нет, остается открытым и останется таким и впредь. Потому что этот ответ появится лишь тогда, когда будет решена загадка жизни и смерти человека. И конечно ответы на этот вопрос вывели бы нас к постижению феномена человека.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Коробко, Екатерина Викторовна, 2005 год
1. Аббаньяно Н. Структура экзистенции: введение в экзистенциализм; позитивный экзистенциализм / Пер. с итал., коммент. А.Л. Зорина. СПб: Алетейя, 1998.-505 с.
2. Абу Али Ибн Сина Канон врачебной науки // Избр. разделы в 3-х ч. / Сост. У. Каримов, Э. У. Хуршут. Ташкент: Издательство МИКО «Коммерческий вестник», 1994. 4.1. - 398 с.
3. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии, 1989. №2. С. 24-35.
4. Адо А.Д., Царегородцев Г.И. Борьба материализма и идеализма в учении о здоровье и болезни. М.: Медицина, 1970. - 100 с.
5. Айер А. Дж. Человек как предмет научного исследования / Предисл. и перевод Е.Г. Рудневой // Философские науки, 1991. №1. — С. 120-136.
6. Алексеев С.С. Жизнь — абсолютная ценность // Смертная казнь: «за» и «против» (сборник) / Сост. О.Ф. Шишов, Т.С. Парфенова. — М.: Юридическая литература, 1989. 525 с.
7. Альбуханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. (Соотношение методологических и конкретно-научных подходов к проблеме индивида). М.: Мысль, 1977. - 224 с.
8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
9. Аристотель Метафизика. О душе // Соч.: в 4 т. / Ред. и авт. предисл. В.М. Асмуса. М.: Мысль, 1975. т.1. - 550 с.
10. Аристотель // Соч.: в 4 т. / Ред. и авт. предисл. З.Н. Микеладзе. М.: Мысль, 1978. т. 2.-687 с.
11. Белик A.A. Человек: раб генов или хозяин своей судьбы? / Отв. редактор JI.A. Рачков. -М.: Наука, 1990. 141 с.
12. Бердяев H.A. О назначении человека. Самопознание. М.: Республика, 1993.-383 с.
13. Бердяев H.A. О самоубийстве. М.: Изд-во МГУ, 1992. - 23 с.
14. Билибин А.Ф., Царегородцев Г.И. О клиническом мышлении. М., 1973. — 287 с.
15. Бэкон Ф. // Соч.: в 2 т. -М.: Мысль, 1971. т. 1. 590 с.
16. Ватин И.В. Человеческая субъективность. Ростов н/Д.: Издательство Ростовского университета, 1984. — 197 с.
17. Ведин И.Ф. Бытие человека, деятельность и смысл. Рига: Рижское отделение мин. высш. шк., 1987. - 211 с.
18. Вишев И.В. Бессмертие человека. Реально ли оно? — Минск: Беларусь, 1990.-142 с.
19. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия / Отв. редактор Н.Р. Аксенов. — Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1990. 246 с.
20. Гегель Г.В.Ф. Философия природы // Соч.: в 3 т. M.-JL, 1934. т.2. - 683 с.
21. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии.-М.: Прогресс, 1988.-С. 152-201.
22. Героименко В. А. и др. Знание, компьютер, общество / Под ред. H.A. Слемнева. М., 1992. - 149 с.
23. Грибакин A.B. Жизненный путь как социально-историческое утверждение человека. — Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1985. — 199 с.
24. Григорьян Б.Т. Философская антропология: критический очерк. М.: Мысль, 1982.-188 с.
25. Григорьян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. -М.: Мысль, 1986.-222 с.
26. Григорьян Б.Т. Проблема философского осмысления научного знания о человеке // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. - С. 35-42.
27. Гуревич П.С. Человек будущего: мифы и реальность. М.: Молодая гвардия, 1979. - 176 с.
28. Гуревич П.С. Человек как объект социально-философского анализа // Философские науки, 1982. № 11. С. 43-56.
29. Гуревич П.С. Вселенная по имени человек // Свободная мысль, 1991. № 14. — С 53-61.
30. Гуревич П.С. Человек как микрокосм // Общественные науки и современность, 1993. № 6. С. 179-188.
31. Гуревич П.С. Уникален ли человек? // Философские науки, 1994. № 1-3. — С. 135-153.
32. Гуревич П.С. Куда идешь, человек? М.: Знание, 1994. - 46 с.
33. Гуревич П.С. Философская антропология: опыт систематики // Вопросы философии, 1995. №8. С. 92-102.
34. Гусейнов A.A. О прикладной этике вообще и эвтаназии в частности // Философские науки, 1990. № 6. С. 80-84.
35. Декарт Р. Избранные произведения / Пер. с фр. и ред. В.В. Соколова. М.: Издательство политической литературы, 1950. — 711 с.
36. Джемс У. Психология / Под ред. A.A. Петровской. М.: Педагогика, 1991. -368 с.
37. Дичев Т, Тарасов К.Е. Проблема адаптации и здоровье человека. М., 1976.-184 с.41 .Дубровский Д.И. Проблема духа и тела: возможности решения // Вопросы философии, 2002. № 10. С. 92-107.
38. Дубинин Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983. — 334 с.
39. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. — М.: Мысль, 1994. -399 с.
40. Жирнов В.Д. Проблема предмета медицины: (методологический анализ). — М.: Медицина, 1978. 240 с.
41. Казначеев В.П. Феномен человека: Космические и земные истоки. — Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 1991. 128 с.
42. Какабадзе З.М. Проблема человеческого бытия. Тбилиси: Мецниереба, 1985.-309 с.
43. Какабадзе З.М. Человек как философская проблема. Тбилиси: Мецниереба, 1970.- 135 с.
44. Камю А. Миф о Сизифе; Недоразумение; Письмо к немецкому другу; Чума; Осадное положение // Соч.: в 5 т. Харьков: Фолио, 1997. т.2. - 525 с.
45. Каннабих Ю. История психиатрии / Предисл. П.В. Ганушкина. — М.: ЦТР МГПВОС, 1994.-528 с.
46. Кант И. Сочинения в 6 т / Под общ. ред. В.Ф. Асмуса и др. М.: Мысль, 1963-1966. т 2.-510 с.
47. Карпинская P.C. Человек и его жизнедеятельность: философско-публицистический очерк. М.: Знание, 1988. - 63 с.
48. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. — М.'.Прогресс, 1988.-С. 3-30.
49. Коваль Б.И. Смыслы жизни: мнения и со-мнения. — М.: ООО «Соверо-Принт», 2001.-493 с.
50. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. -М.: Мысль, 1984.-252 с.
51. Коган Л.Н, Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. - 283 с.
52. Козин Н.Г. Бесконечность. Прогресс. Человек. Статус человека в объективной реальности / Под ред. B.C. Тюхтина. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1988. — 198 с.
53. Койре А. Очерки истории философской мысли: о влиянии философских концепций на развитие научных теорий / Пер. с фр. Я.А. Ляткера. М.: Прогресс, 1985. - 286 с.
54. Корольков A.A. Диалектика и теория медицины. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 100 с.
55. Корольков A.A., Петленко В.П. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине. М.: Медицина, 1977. - 391 с.
56. Кувакин В. А. Твой Рай и Ад: человечность и бесчеловечность человека (философия, психология и стиль мышления гуманизма). СПб: Алетейя, М.: Логос, 1998.-360 с.
57. Кузнецов Н.С. Человек: потребности и ценности. Закончится ли спор Иисуса Христа с Великим Инквизитором? Свердловск: Издательство Уральского университета, 1992. - 145 с.
58. Кузнецов Б.Г. Этюды об Энштейне. М.: Наука, 1970. - 495 с.
59. Курбатов С. Сократ и Гамлет: культурные парадигмы смерти // Человек, 2004. №1.-С. 43-48.
60. Лекторский В.А. Человек как проблема научного исследования // Человек в системе наук. -М: Наука, 1989. С. 31-34.
61. Ламарк Ж. Философия зоологии. М. -Л.: Наука, 1935. - 587 с.
62. Ламетри Ж.О. Сочинения. М.: Мысль, 1976. - 551 с.
63. Ламетри Ж.О. Человек-машина / Пер. с фр. А. Деборина // Избр. соч. М.-Л. 1925.-370 с.
64. Лисеев И.К. Философия жизни путь к новой парадигме культуры // Биофилософия. - М., 1997. - С. 95-107.
65. Лисицын Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины. Критический анализ. М.: Медицина, 1982. - 326 с.
66. Лисицин Ю.П., Сахно A.B. Здоровье человека социальная ценность. -М.: Мысль, 1988.-270 с.
67. Любутин К.Н. Критика современной философской антропологии. — М.: Знание, 1970.-48 с.
68. Мамардашвилли М.К. Как я понимаю философию (сборник) / Предисл. Ю.П. Сенокосова. М.: Прогресс, 1990. - 366 с.
69. Марков Б.В. Антропологический поворот в философии XX века // Очерки социальной антропологии. СПб.: ТООТК Петрополис, 1995. - С. 18-29.
70. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. -СПб.: Издательство Лань, 1997. - 384 с.
71. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч., 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1955. т. 3. - С. 7-544.
72. Маркс К., Энгельс Ф. // Соч.: в 3 т., 2-е изд. М.: Политиздат, 1986. т.2 -543 с.
73. Мартынюк И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. Киев: Наукова думка, 1990. — 119 с.
74. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск: Сибирское отделение, 1989. 202 с.
75. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. — М.: Мысль, 1972.-190 с.
76. Назарова О.Н. О смысле жизни, его утрате и творении. М.: Знание, 1989. -62 с.
77. Некоторые философские вопросы биологии и медицины (сборник статей) / Отв. редактор А.К. Сухотин. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1962. — 136 с.
78. Неструх М.Ф. Происхождение человека. М.: Наука, 1970. - 439 с. 83.0конская Н.Б. Философская антропология: концепции и проблемы //
79. Вестник МГУ, Сер. 7. Философия. 2000, №5. С. 23-28. 84,Омельченко Н.В. Первые принципы философской антропологии. —
80. Волгоград: изд-во Волгоградского ун-та, 1997. 196 с. 85.0 смерти и бессмертии (сборник) / Сост. Гуревич П.С. - М.: Знание, 1991. -62 с.860 человеческом в человеке / Общ. ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-384 с.
81. Панцхава И.Д. Человек, его жизнь и бессмертие. М.: Политиздат, 1967. — 191 с.
82. Паперно И. Самоубийство как культурный институт. Пер. с англ. — М.: Новое литературное обозрение, 1999. 252 с.
83. Паскаль Б. Мысли, гл.Х, разд. 1 / Пер с фр., вступ. ст. и коммент. Ю.А. Гинзбурга. М.: Издательство им. Сабашниковых, 1995. - 478 с.
84. Петленко В.П., Сержантов В.Ф. Проблема человека в теории медицины. -Киев: Здоров'я, 1984. 200 с.
85. Петленко В.П., Царегородцев Г.Ц. Философия медицины. — Киев: Здоров'я, 1979.-230 с.
86. Петленко В.П. Основные методологические проблемы теории медицины. JL: Медицина. Ленинградское отделение, 1982. — 256 с.
87. Петров Б.Д. От Гиппократа до Семашко. М.: Медицина, 1990. — 207 с.
88. Петров Б.Д. Врач, больные и здоровые. М.: Медицина, 1972. — 28 с.
89. Петров В.И., Седова H.H. Проблема качества жизни в биоэтике. -Волгоград: Государственное учреждение Издатель, 2001. — 96 с.
90. Платон Апология Сократа / Общ. ред. А.Ф. Лосева // Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1990. т. 1.-860 с.
91. Платон Федон / Общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса // Соч.: в 3 т. М.: Мысль, 1970. T.2.-611 с.
92. Платон Государство. Кн. 2 / Общ. ред. А.Ф. Лосева // Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1994. т.З. - 654 с.
93. Платон Законы. Сочинения платоновской школы // Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1993. Т.4.-830 с.
94. Плеснер X. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - С. 96-151.
95. Поликарпов B.C., Поликарпова В.А. Феномен человека — вчера и завтра (феномен человека накануне XXI столетия; феномен религиозного фанатизма). Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 572 с.
96. Поссе В.А. Счастье и смысл жизни: Беседы. Петроград: Б.И., 1916. -256 с.
97. Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии, 1989. №2.-С. 41-50.
98. Риккерт Г. Философия жизни. Спб.: Типография Эттингера, 1902. -532 с.
99. Рикман X. П. «Возможна ли философская антропология?» // Это человек. Антология. М.: Высшая школа, 1995. - С. 54-74.
100. Сагатовский В.Н. Философия как теория всеобщего и ее роль в медицинском познании. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1968. — 395 с.
101. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.-359 с.
102. Сержантов В.Ф., Гречаный В.В. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1980. 216 с.
103. Скворцов В.Я. О плодотворности поиска взаимосвязи медицины, философии и гуманитарного знания // Гуманитарное образование и медицина. — Волгоград: Издатель, 2001. С. 107-117.
104. Смысл жизни. Антология / Общ. ред. Н.К. Гаврюшина. М.: ИГ «Прогресс-культура», 1994. - 592 с.
105. Совершенство, счастье и идеалы жизни человека, на основании общепризнанных истин мировой философии. Популярная энциклопедия человеческой мудрости. М.: Издание книгопродавца Г.Т. Бриллиантова, 2001.-101 с.
106. Современная наука: познание человека. М.: Наука, 1988. - 204 с.
107. Солонин Ю.Н. Наука как предмет философского анализа: сциентическая традиция в буржуазной философии науки. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.-172 с.
108. Стёпин B.C., Кузнецова Л.Ф. Современная научная картина мира, Русский космизм и диалог культур «Восток-Запад» // Философия русского космизма. — М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. С. 6-25.
109. Стёпин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М.: РАН Институт философии, 1994. — 274 с.
110. Стёпин B.C. Философская антропология и философия науки. — М.: Высш. школа, 1992. 192 с.
111. Степин B.C., Елсуков А.Н. Методы научного познания. Минск: Вышэйш. школа, 1974. - 152 с.V
112. Терлецкий В.Н. Жизненная позиция личности. — Киев; Одесса Лыбидо, 1990.-201 с.
113. Трубников H.H. О смысле жизни и смерти. М.: РОССПЭН, 1996. — 382 с.
114. Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек. Л.: Издательство ЛГУ, 1978.-128 с.
115. Фарре Л. Философская антропология // Это человек. Антология. — М.: Высшая школа, 1995.-С. 170-211.
116. Фейербах Л. Избранные философские произведения: в 2 т. / Общ. ред
117. М.М. Григорьяна. М., 1955. т. 1. - 676 с.
118. Феномен человека: Антология. — М.: Высш. школа, 1993. 349 с.
119. Философия человека: традиции и современность / Вып. 2: Сборник обзоров. М., 1991. - 222 с.
120. Философия и медицина / Под ред. В.Ф. Сержантова, A.A. Королькова, М.А. Едимской. Л.: ЛГУ, 1986. - 212 с.
121. Философские вопросы медицины и биологии / Респ. межвед. сборник. Вып. 7. Киев: Здоров'я, 1975. - 164 с.
122. Философские основания естественных наук / Сборник статей. М.: Наука, 1976.-384 с.
123. Философские основания естествознания / Под ред. С.Т. Мелюхина. -М.: Издательство Московского университета, 1977. 343 с.
124. Философские основания научной теории / Отв. ред. В.В. Целищев, В.Н. Карпович. — Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1985. — 289 с.
125. Философские проблемы медицины. Для методол. семинаров. Киев:1. Здоров'я, 1969.-286 с.
126. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. -М.: Прогресс, 1988. С. 357-403.
127. Франк С.Л. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. - 478 с.
128. Франк С.Л. Смысл жизни // Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.-С. 147-216.
129. Франкл В. Психотерапия на практике. СПб.: Речь, 2001.-251 с.
130. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
131. Фрейд 3 Введение в психоанализ: лекции / Пер. с нем., комментарии М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 1989. - 455 с.
132. Фролов И.Т. О человеке и 1уманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989. - 559 с.
133. Фролов И.Т. Перспективы человека: опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. — М.: Политиздат, 1983. 350 с.
134. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 429 с.
135. Фромм Э. Сущность человека, его способность к добру и злу // Это человек: Антология. М.: Высш. школа, 1995. - С. 41-53.
136. Фуко М. Рождение клиники. -М.: Смысл, 1998. 307 с.
137. Фут Ф. Эвтаназия // Философские науки, 1990. №6. С. 62-79.
138. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - С. 314-356.
139. Холлич И.И. Человек — живая система: естественнонаучный и философский анализ. Минск: Беларусь, 1989. — 269 с.
140. Холличер В. Человек в научной картине мира / Общ. ред. П.Я. Гальперина.-М.: Прогресс, 1971.-431 с.
141. Холличер В. Личность и гуманизм / Пер. с нем., общ. ред. А.Г. Мысливченко. -М.: Прогресс, 1981.- 174 с.
142. Холостова Т.В. Человек как предмет социально-антропологического исследования // Очерки социальной антропологии. СПб.: ТООТК Петрополис, 1995.-С. 74-84.
143. Хонин С.М. Индивид как субъект жизнедеятельности / Науч. ред. М.П. Козлов. Куйбышев: Издательство Саратовского университета. Куйбышевский филиал, 1990. — 164 с.
144. Чанышев А. Н. Трактат о небытии // Вопросы философии, 1990. №10. -С. 158-165.
145. Человек в зеркале наук: труды методологического семинара «Человек». Межвузовский сборник / Под ред. А.О. Бороноева. Д.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 123 с.
146. Человек в контексте глобальных проблем. М.: ИНИОН, 1989. — 138 с.
147. Человек в системе наук Сборник статей АН СССР. / Сост. Е.В. Филипова. Отв. ред. И.Т. Фролов. М.: Наука, 1989. - 503 с.
148. Человек и его бытие как проблема современной философии: Критический анализ некоторых буржуазных концепций / Сборник статей. -М.: Наука, 1978.-278 с.
149. Человек как философская проблема: Восток-Запад / Отв. редактор Н.С. Кирабаев. М.: Издательство университета дружбы народов, 1991. — 279 с.
150. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М.: Республика, 1995. - 528 с.
151. Чхартишвили Г.Ш. Писатель и самоубийство. М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 573 с.
152. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. — 576 с.
153. Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. — М.: Прогресс, 1988. С. 31-95.
154. Шепуто Л.Л. Вопросы философии и теории медицины. М. 1969. — 213 с.
155. Ширинский П.П., Царегородцев Г.И. Методологические проблемы медицины. М. 1974. - 368 с.
156. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / Пер с нем. Ю. Айхенвальда, Ф. Черниговеца, Р. Кресина. Минск: Современный литератор, 1999. - 1405 с.
157. Янкелевич В. Смерть. Пер. с фр. М.: Литературный институт им. A.M. Горького, 1999. - 444 с.
158. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Политиздат, 1991. — 528 с.
159. Frank, Philipp. Philosophy of Sciense. The Link Between Sciense and Philosophy. Prentice-Hall, 1957 - 394 p.
160. Freud, Sigmund. The basic writings of Sigmund Freud. New York: The Modern Libr. cop., 1988. - 101 p.
161. Fromm, Erich. Greatness and limitations of Freud's thought. New York: Harper and Row, 1980. - 148 p.
162. Fulmer Robert M. Human life: the Value and Meaning. Homewood, Georgetown, Richard D. Irwin, Irwin-Dorsey, 1977. - 527 p.
163. Greene, John C. Sciense, ideology, and world view: Essays in the history of evolutionary ideas. Berkley: University of California Press, 1981. — 202 p.
164. Kant, Immanuel. Grounding for the metaphysics of morals / Transl. by James W. Ellington. Indianapolis; Cambridge; Hackett, 1981. - 72 p.
165. Michrina, Barry. Boundaries between Humanism and Science // Anthropology Newsleller. 1996. - Vol.37. - No. 3. - P.l 0.
166. Papalia, Diane E., S.W. Olds, and R.D. Feldman. Human Development. 4th edition. New York: Mc Graw-Hill Book, 1989. - 676 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.