Философские интенции российской психоаналитической мысли тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Брылев, Дмитрий Петрович

  • Брылев, Дмитрий Петрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 132
Брылев, Дмитрий Петрович. Философские интенции российской психоаналитической мысли: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2003. 132 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Брылев, Дмитрий Петрович

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Современное состояние динамично развивающейся российской социальной мысли в общем характеризуется также наличием ряда диспропорций и лакун, препятствующих ее оптимальному развитию и эффективному использованию теоретических, прикладных и эмпирических результатов научных исследований. Одной из существенных лакун в истории российской философской и общественной мысли являются содержание, место и влияние философских и социологических компонентов российской психоаналитической мысли, игравшей и играющей значительную роль в развитии социально-философских, социологических, антропологических и социально-психологических воззрений.

Эта важная междисциплинарная проблема не была предметом специальных исследований, хотя большая научная значимость её неоднократно отмечалась в публикациях отечественных и зарубежных философов, социологов и историков.

Актуальность, проблемное поле и границы диссертационного исследования в конечном счете обусловливались рядом причин и обстоятельств: реальным философским потенциалом различных идей и концепций, их местом и ролью в создании и развитии российской психоаналитической мысли и влиянием на различные сферы общественного сознания.

Предварительный контент-анализ наиболее основательных идей и работ российских психоаналитически ориентированных мыслителей позволил выделить и проанализировать два принципиально важных момента формирования и развития российской психоаналитической мысли, составившие ее философскую и методологическую основу и задавшие основной вектор ее эволюции.

С учетом этого основное внимание в диссертационном исследовании было уделено не изученным дотоле, стартовым философско-антропологическим и социально-философским компонентам российской психоаналитической мысли.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философские интенции российской психоаналитической мысли»

Дальнейшее развитие российской психоаналитической мысли в значительной мере будет определяться полнотой и уровнем знания и понимания ее основ и умением сделать должные выводы из уроков эволюции ее философско-антропологических и социально-философских компонентов.

Степень разработанности темы. Анализ библиографических указателей литературы1 показывает, что в XX веке существовал устойчивый и всевозрастающий интерес ученых к философскому содержанию классического психоанализа З.Фрейда, совокупности постфрейдистских учений и различным психоаналитически ориентированным философским, социальным, культурологическим и антропологическим теориям.

Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на огромное количество исследований такого рода, изучение содержания и направленности российской психоаналитической мысли до 90-х гг. XX века осуществлялось эпизодически.

1 См. Лейбин В.М., Овчаренко В.И. Психоаналитическая литература в России. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 144 е.; Овчаренко В.И., Лейбин В.М. Антология российского психоанализа: в двух томах. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. Т.1. - 848 е., Т.2. - 864 с.

Значительный вклад в постановку, осмысление и разработку комплекса различных междисциплинарных проблем российского психоанализа внесли отечественные и зарубежные философы, культурологи и психологи: Белкин А.И., Воскобойников А.Э., Гуревич П.С., Добреньков В.И., Жоровски Дж., Каротенуто А., Кельнер М.С., Крылов А.Н., Левитин В., Лейбин В.М., Литвинов А.В., Лобнер X., Лотан Ц., Люнгрен М., Максимов И., Марти Ж., Менсон И., Миллер М., Михайлов Ф.Т., Михалевич А., Овчаренко В.И., Палмер Д., Пружинина А.А., Пружинин Б.И., Райе Дж., Ранкур-Лаферрьер Д., Решетников М.М., Рудинеско Э., Руткевич A.M., Федоркина А.П., Харитонов А.Н., Эткинд A.M., Ярошевский М.Г. и др.

В трудах этих ученых были исследованы в том числе различные грани междисциплинарной проблемы философских интенций российской психоаналитической мысли. Однако сама проблема как таковая не только не изучалась, но даже и не формулировалась, хотя в работах некоторых авторов (Лейбин В.М., Овчаренко В.И. и др.) отмечалось, что несущей конструкцией классического психоанализа являются его философские и психологические компоненты.

Таким образом, специальное исследование философских интенций российской психоаналитической мысли осуществлено впервые.

Цели и задачи исследования. Целью работы являлось осуществление исследования философских интенций российской психоаналитической мысли, её места и роли в эволюции отечественной и зарубежной социальной мысли.

Адекватная реализация этой цели предполагала получение соответствующих теоретических обобщений на основе постановки и решения сопряженных исследовательских проблем и задач, ориентированных на достижение новых научных результатов и прирост научных знаний.

В соответствии с целью ставились следующие задачи:

- выявить основные параметры российской психоаналитической мысли (черты, свойства и т.д.);

- осуществить теоретическую реконструкцию и анализ генезиса и развития российской психоаналитической мысли в контексте ее связи с содержанием, традициями и тенденциями развития социальной мысли;

- выявить и исследовать основные философские концепции российской психоаналитической мысли;

- осуществить анализ философских интенций российской психоаналитической мысли;

- установить роль российской психоаналитической мысли в развитии социально-философского и социального теоретизирования.

Теоретико-методологической базой исследования являются фундаментальные положения диалектико-материалистической социальной философии, на основе и с использованием которых осуществлено исследование философских интенций российской психоаналитической мысли.

При постановке и решении научной проблемы, в силу ее междисциплинарного статуса, также использовались диалектико-материалистические положения социологии, психологии и истории, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных исследователей.

Методология и источники исследования. Предпринятый в диссертации социально-философский, социологический, антропологический и социально-психологический анализ проблемы основан на репрезентативном историко-философском, психоаналитическом и культурологическом материале.

Сложность и многогранность предмета исследования обусловили разнообразие эмпирической базы и выбор соответствующих методологических, гносеологических и мировоззренческих подходов.

Источники, использованные при написании диссертационной работы в общем могут быть представлены в виде трех основных групп:

Во-первых, оригинальных работ российских философов, психоаналитиков, социологов, психологов, педологов и др. (Бассин Ф.В., Белкин А.И., Бердяев Н.А., Волошинов ВН., Воронский А.К., Воскобойников А.Э., Выготский JI.C., Вырубов НА., Вышеславцев Б.П., Горский А.К., Григорьев И., Залкинд А.Б., Лейбин В.М., Лосский Н.О., Лурия А.Р., Овчаренко В.И., Осипов Н.Е., Рейснер М.А., Сапир И.Д., Федоров Н.Ф., Фридман Б.Д., Шпильрейн С.Н., Юринец В.А., Ярошевский М.Г. и др.).

Во-вторых, труды создателей и реформаторов психоанализа и постфрейдизма (Фрейд 3., Адлер А., Гроф С., Лакан Ж., Райх В., Ранк О., Салливан Г.С., Фромм Э., Хорни К., Эриксон Э., Юнг К.Г. и др.).

В-третьих, работ классиков мировой философии (Ленин В.И., Маркс К., Ницше Ф., Сартр Ж.П., Платон, Энгельс Ф.).

В качестве методологии исследования использовались фундаментальные положения диалектико-материалистического понимания истории и материалистически ориентированные парадигмы современных философских и научных исследований.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней на основе новой постановки научной проблемы осуществлено исследование философских интенций российской психоаналитической мысли. В процессе и итоге данного исследования получены следующие результаты, обеспечившие прирост научных знаний:

1. Выявлены и исследованы основные предпосылки, причины и детерминанты формирования и развития российской психоаналитической мысли.

2. Проанализированы и систематизированы оригинальные философско-психоаналитические концепции российских философов и ученых.

3. Осуществлена систематизация теоретической картины российской психоаналитической мысли.

4. Осуществлено исследование основных российских философскопсихоаналитических концепций как составного элемента мировой философской мысли.

5. Обнаружены, обозначены, исследованы и классифицированы философско-антропологическая и социально-философская формы и тенденции развития российского философского психоанализа.

6. Определены направления дальнейших исследований философских компонентов российской психоаналитической мысли.

7. Создана компьютерная база данных о российских философах, психоаналитиках, социологах, психологах и педологах, создавших и развивавших российский философский психоанализ. Таким образом, впервые в отечественной и зарубежной литературе, на основе новой постановки научной проблемы и ее решения, осуществлено исследование философских интенций российской психоаналитической мысли, в итоге которого получены новые научные результаты и прогностические теоретические обобщения, имеющие важное научное и общественное значение.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Создание и развитие классического психоанализа З.Фрейда как философско-психологического учения в значительной мере детерминировало исторически одновременное формирование российской психоаналитической мысли и ее философских интенций.

2. Формирование и развитие философских интенций российской психоаналитической мысли происходило преимущественно вне основной линии развития классической русской идеалистической философии и в известном смысле являло собой ее потенциальную, преимущественно материалистически ориентированную альтернативу.

3. В качестве основных форм и тенденций развития российского философского психоанализа выступали его философско-антропологические и социально-философские компоненты.

4. Философско-психологическая концепция деструктивности российского психоаналитика Сабины Шпильрейн оказала существенное влияние на создание классической психоаналитической картины природы и сущности человека и тем самым - на развитие психоанализа в XX-XXI веках.

Философские интенции российской психоаналитической мысли стали одной из основ возрождения и развития российского психоанализа в конце XX - начале XXI веков.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в результате исследования философских интенций российской психоаналитической мысли найдено решение поставленных актуальных проблем и тем самым восполнены значительные пробелы, существовавшие в отечественной и зарубежной философии, социологии, психологии и истории.

Материалы диссертации, ее результаты, выводы и прогнозы могут быть использованы в качестве теоретической, методологической, мировоззренческой и эмпирической основы при исследовании комплекса проблем развития социальной мысли и решении различных прикладных задач.

Информационный потенциал диссертации может быть использован для изучения эволюции и современного состояния социальной философии, социологии, социологического психологизма, психоанализа, персонологии, психоистории и других наук и дисциплин.

Практическая ценность работы заключается в восполнении и уточнении существенных моментов истории отечественной философии и социальной мысли, реконструкции важных элементов российской психоаналитической мысли и возможности использования некоторых результатов исследования для развития социально-философской теории, коррекции клинических доктрин и практики современной психотерапии.

Материалы диссертации могут найти применение при чтении курсов и спецкурсов по социальной философии, социальной антропологии, психоанализу, философии культуры и истории.

Апробация результатов исследования. Результаты и выводы диссертационного исследования изложены в опубликованных статьях и составленном автором диссертации сборнике избранных трудов Н.Е. Осипова «Психоаналитические и философские этюды» (М., 2000) .

Материалы и выводы диссертации докладывались на Международной российско-австрийской научной конференции «Зигмунд Фрейд и психоанализ в контексте австрийской и русской культур» (2000 г.). Автор диссертации стал одним из составителей сборника «Бытие и время психоанализа» (М., 2000) , подготовленного по материалам конференции.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите кафедрой философии Московского государственного лингвистического университета.

Структура диссертации определялась в соответствии с актуальностью и степенью разработанности проблемы, а также целями, задачами и логикой исследования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.

2 Осипов Н.Е. Психоаналитические и философские этюды. Сост. Д.П.Брылёв. М.: Академический проект, 2000. - 608 с.

3 Бытие и время психоанализа: материалы Международной российско-австрийской конференции «Зигмунд Фрейд в контексте австрийской и русской культур». Сост. М.М.Абовьян, Д.П.Брылёв. М.: Московский государственный лингвистический университет, 2000.- 100 с.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Брылев, Дмитрий Петрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ генезиса, содержания и развития философских интенций российской психоаналитической мысли позволяет полагать, что в общем стартовые фазисы процесса формирования российской психоаналитической философии могут быть определены и классифицированы как философско-антропологический (1904-1921 гг.) и социально-философский (1922-1932 гг.) этапы.

Содержание и направленность концепций, созданных в то время, оказали значительное воздействие на содержание, форму и ориентации всей российской психоаналитической мысли.

С учетом этого обстоятельства российская психоаналитическая мысль в целом может быть понята и определена как относительно самостоятельное психоаналитически ориентированное междисциплинарное направление, реализующееся на теоретическом, прикладном и эмпирическом (клиническом) уровнях.

Основными компонентами данного направления являются философия, социология, антропология, психология и медицина. Однако несущей конструкцией его является материалистически ориентированная философия, в решающей мере обусловливающая сопряженность российской психоаналитической мысли с содержанием и развитием мировой психоаналитической мысли и практики.

Философские интенции российской психоаналитической мысли предопределили ее самобытность, реализовавшуюся и в содержании и в форме.

В философских концепциях Н.Е.Осипова, С.Н.Шпильрейн, А.К.Горского и Б.П.Вышеславцева отразились доминирующие оригинальные философские идеи, являющиеся неотъемлемой и основополагающей частью психоаналитической философии в России.

Созданная Н.Е. Осиповым концепция философии революции является ярким элементом русской философской мысли. Его идеи и труды представляют собой интересный аналитический материал, затрагивающий различные области знаний, включая философию, психоанализ, антропологию, историю и др. Его концепция особенно интересна и тем, что вопреки диктату времени и ситуации она не отягощена идеологическими и политическими догмами. Идея Н.Е.Осипова о Любви как космическом факторе носит философский характер и обладает существенными признаками российской общественной мысли, которая внесла и вносит значительный вклад в развитие мировой философии и культуры.

Оригинальная концепция С.Н.Шпильрейн о деструкции (деструктивности) как разрушительно-созидательной силе отчасти предвосхитила идеи З.Фрейда и оказала влияние на психоаналитическую панораму человека и психоаналитическую философию, в том числе и современную106.

В трудах А.К.Горского проанализирована сущность творческого процесса, который, по его мнению, имеет целью перестройку организма по образу и подобию безграничного совершенства, и определены возможные пути и средства этой перестройки. В психоаналитической концепции А.К.Горского о созидательной силе Эроса, о возможности его активной и творческой трансформации был предложен один из вариантов снятия противоречия между высшими мозговыми центрами и сексуальными силами. В его работах была предпринята попытка раскрытия религиозного смысла Любви и возможности благодатного действия всех видов силы и энергии, данных человеку природой. Определенного внимания заслуживает мысль А.К.Горского о регуляции, утверждающая неразрывность внешнего воздействия на мир (метеорологическую, космическую регуляцию) и внутренней (психофизиологической) перестройки человеческого организма.

Созданная П.Б.Вышеславцевым этика «преображенного Эроса» является своеобычным элементом русской философской мысли. Его идеи

106 См. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. -М.: Республика, 1994. -447 с. затрагивают различные области знаний - философию, психоанализ, антропологию, историю, религиоведение и др.

Анализ библиографии и содержания публикаций показывает, что в

20-х годах XX века в Советской России психоаналитические идеи в наиболее ярко выраженной форме существовали и развивались в философии, различных сферах социальной мысли и в искусстве. В данных формах взаимодействия психоаналитической философии и общественного сознания отразились существенные, типичные и специфические проявление взаимодействия психоаналитической философии и общественного сознания в России.

Большинство подходов к сопоставлению психоаналитической философии и марксизма (марксизма-ленинизма) носило и поныне носит преимущественно отчетливо выраженный идеологический характер.

Примером тому работа В.Н.Волошинова «Фрейдизм. Критический очерк»107, вышедшая в 1927 году. Подход В.Н.Волошинова по сути своей

108 был идеологическим, поскольку, например, в отличие от А.Р.Лурии и Б.Д.Фридмана109, он даже не попытался разграничить предметные области исторического материализма и психоанализа, а изначально представил учение З.Фрейда как параллельное и противостоящее марксизму учение, охватывающее те области знания, в которых уже утвердились законы исторического материализма. Таким образом, как в слабых работах А.Б.Залкинда110, В.А.Юринца111 и И.Д.Сапира112, так и в

107 Волошинов В.Н. Фрейдизм. Критический очерк. - М., Л., 1927.

108 См. Лурия А.Р. Психоанализ как система монистической психологии. / Психология и марксизм. Под ред. К.Н. Корнилова. - JL: Московский институт экспериментальной психологии, 1925.

109 См. Фридман Б.Д. Основные психологические воззрения Фрейда и теория исторического материализма. / Психология и марксизм. Под ред. К.Н. Корнилова. - J1. : Московский институт экспериментальной психологии, 1925.

110 См. Залкинд А.Б. Фрейдизм и марксизм // Красная новь, 1924, № 4, с. 163-186.

111 См. Юринец В.А. Фрейдизм и марксизм// Под знаменем марксизма, 1924, № 8-9, с. 51-93.

112 См. Сапир И.Д. Фрейдизм и его марксистская оценка // Молодая гвардия, 1925, № 1, с. 113131. сильной книге В.Н.Волошинова отразились типичные недостатки ангажированного идеологического подхода. В общем, данный подход главенствовал в Советской России и СССР в XX веке. Причиной этому служила насильственно навязанная партийно-государственная идеология, которая отвергала любое учение, реально, потенциально или мнимо противоречившее марксизму-ленинизму. В силу этих обстоятельств идеи классического и современного психоанализа либо замалчивались, либо подвергались разносной критике.

Другой формой взаимодействия психоаналитической философии и общественного сознания является взаимодействие теоретического психоанализа и социальной мысли. Первоначальное отношение советских ученых к психоаналитическим идеям отличалось некоторым интересом и относительной благосклонностью. Тогда в психоанализе даже усматривали определенный источник новаций, положения, подтверждающие постулаты марксистского учения, и элементы критики капиталистического строя. В этот период идеи классического психоанализа оказали определенное влияние на российскую социальную мысль и инициировали создание ряда статей и монографий, посвященных общественным проблемам. Однако по мере укрепления тоталитарных тенденций психоаналитические идеи были необоснованно отодвинуты на второй план, а затем принудительно изъяты из философского оборота.

Анализируя проблемы использования психоаналитических идей З.Фрейда в исследовании художественного творчества и искусства в российской науке, можно выделить следующие общие моменты: во-первых, в 20-х годах XX века большинство ученых согласились с тезисом о том, исследование художественного творчества и искусства невозможно без анализа бессознательной сферы человеческой психики; во-вторых, большая часть специалистов склонялась к отрицанию доминирующей роли сексуального фактора и остатков инфантильных переживаний в процессе создания художественного произведения; в-третьих, почти все исследователи подчеркивали главенствующую роль социального фактора принимая во внимание как прямое влияние, так и транспортирование113 через бессознательное); и в-четвертых, особое внимание обращалось на вопрос о важности отражения социума в художественных произведениях и становлении творцов искусства как неотъемлемой части социума.

Дальнейший анализ философских интенций российской психоаналитической мысли может идти по направлениям: 1) изучения взаимодействия психоаналитической философии с другими формами общественного сознания и 2) использования психоаналитических идей в политологии.

Философские интенции российская психоаналитической мысли являются неотъемлемой частью не столько истории русской философии и психоаналитической философии в России, сколько существенным элементом современного содержания и направленности русской философии нашего времени.

113 Понятие введено в оборот И.Григорьевым.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Брылев, Дмитрий Петрович, 2003 год

1. Автономова Н.С. К спорам о научности психоанализа // Вопросы философии, 1991, № 4, с.58-75.

2. Аграчев С.Г. К вопросу о месте и роли психоанализа в современной культуре // Московский психотерапевтический журнал, 1996, № 2, с. 1425.

3. Адлер А. Предисловие издателя к книге «Психоанализ и этика» // Психотерапия, 1912, №3, с. 185-186.

4. Адлер А. Роль бессознательного в неврозе И Психотерапия, 1913, № 1, с. 1-8.

5. Адлер А. Сны и их толкование // Психотерапия, 1914, № 1, с. 20-31.

6. Асатиани М.М. Современное состояние вопроса теории и практики психоанализа по взглядам Юнга // Психотерапия, 1910, № 3, с. 117-124.

7. Бассин Ф.В. К проблеме «бессознательного» // Вопросы философии, 1962, №7, с. 112-124.

8. Бассин Ф.В. Критический очерк современного фрейдизма // Вестник Академии мед. наук СССР, 1959, №11.

9. Бассин Ф.В. Фрейдизм в свете современных научных дискуссий // Вопросы психологии , 1958, № 5, 6.

10. Бассин Ф.В., Рожнов В., Рожнова М. Фрейдизм: псевдонаучная трактовка психических явлений//Коммунист, 1972, №2, с. 94-106.

11. Бассин Ф.В., Ярошевский М.Г. Фрейд и проблемы психической регуляции поведения человека. / Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. -М.: Наука, 1991, с. 418-438.

12. Белкин А.И. Зловещая тайна Фрейда // Психоаналитический вестник, 1998, №6, с. 3-13.

13. Белкин А.И. Открытия и заблуждения Зигмунда Фрейда // Психоаналитический вестник, 1996, № 5, с. 4-8.

14. И.Белкин А.И. Современные социальные проблемы в свете психоанализа//Российский психоаналитический вестник, 1991, № 1, с. 931.

15. Белкин А.И., Литвинов А.В. К истории психоанализа в Советской России //Российский психоаналитический вестник, 1992, № 2, с. 9-32.

16. Белокоскова Е.В. З.Фрейд и В.Розанов. Два взгляда на сексуальность // Вестник психоанализа, 2001, № 2, с. 96-102.

17. Блейлер Э. Бессознательное //Психотерапия, 1913, № 1, с. 60-65.

18. Большой энциклопедический словарь: Философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. Гл. научн. ред. и состав. С.Ю.Солодовников. Мн.: МФЦП, 2002. -1008 с.

19. Бытие и время психоанализа: материалы Международной российско-австрийской конференции «Зигмунд Фрейд в контексте австрийской и русской культур». Сост. М.М.Абовьян, Д.П.Брылёв. М.: Московский государственный лингвистический университет, 2000. - 100 с.

20. Быховский Б.Э. Генеономические воззрения Фрейда // Под знаменем марксизма, 1926, № 9-10, с. 178-194.

21. Быховский Б.Э. О методологических основаниях психоаналитического учения Фрейда // Под знаменем марксизма, 1923, № 11-12, с. 158-177.

22. Внуков В. А. Миф и действительность. Опыт психопатологии социалистического быта. М., 1924. -234 с.

23. Волошинов В.Н. По ту сторону социального // Звезда, 1925, № 5, с.186-214.

24. Волошинов В.Н. Фрейдизм. Критический очерк. / Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. Сост. В.М.Лейбин. М.: Республика, 1994, с. 269-346.

25. Воронский А.К. Фрейдизм и искусство // Красная новь, 1925, № 7, с. 241-261.

26. Всемирная энциклопедия: Философия. Гл. научн. ред. и состав. А.А.Грицанов. М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. -1312 с.

27. Всемирная энциклопедия: Философия XX век. Гл. научн. ред. и состав. А.А.Грицанов. М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002. -976 с.

28. Вульф М.В. Идея смерти у Всеволода Гаршина. Психоаналитический этюд // Психоаналитический вестник, 2002, №10, с. 161-187.

29. Вульф М.В. Открытое письмо проф. В.М.Гаккебушу // Современная психоневрология, 1926, №3, с. 355-359.

30. Вульф М.В. О психоаналитическом методе лечения (теория Фрейда) // Терапевтическое обозрение, 1909, № 7, с. 159-168.

31. Выготский Л.С. Психология искусства (фрагмент). / Овчаренко В.И., Лейбин В.М. Антология российского психоанализа. Т.1. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999, с. 355-366.

32. Вырубов Н.А. Психоаналитический метод Фрейда и его лечебное значение // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова, 1909, кн. 1-2, с. 1-28.

33. Вырубов Н.А. Психологические основы теории Фрейда о происхождении неврозов // Современная психиатрия, 1909, с. 163-180.

34. Вырубов Н.А. К психопатологии обыденной жизни. Психоанализ из недавней борьбы за депутатские кресла // Психотерапия, 1913, № 1, с. 2535.

35. Вышеславцев Б.П. Этика преображённого Эроса. М.: Республика, 1994.-368 с.

36. Гаккебуш В.М. К критике современного применения психоаналитического метода лечения // Современная психоневрология, 1925, №5, с. 89-93.

37. Гаккебуш В.М. Ответ председателю русского психоаналитического общества д-ру М.В. Вульфу // Современная психоневрология, 1926, № 3, с. 359-360.

38. Гачева А. А.Горский, Н.Сетницкий. / Горский А.К., Сетницкий Н.А. Сочинения. -М.: Раритет, 1995, с. 5-18.

39. Гейманович А.И. О психоаналитическом методе лечения неврозов (по Фрейду) // Харьковский медицинский журнал, 1910, т. X, № 6, с. 4456.

40. Горский А.К. Огромный очерк. / Сборник. Горский А.К., Сетницкий Н.А. Сочинения. -М.: Раритет, 1995, с. 185-266.

41. Горский А.К. Организация мировоздействия. / Сборник. Горский А.К., Сетницкий Н.А. Сочинения. -М.: Раритет, 1995, с. 143-184.

42. Григорьев И. Психоанализ как метод исследования художественной литературы // Красная новь, 1925, № 7, с. 221-236.

43. Гуревич П.С. Либидо. «Величайшее доступное нам наслаждение .» //Архетип, 1996, № 1, с. 126-127.

44. Дадун Р. Фрейд. М: Издательство АО «Х.Г.С.», 1994. - 512 с.

45. Деборин A.M. Фрейдизм и социология // Воинствующий материалист, 1925, №4, с. 3-39.

46. Ермаков И.Д. Психоанализ у Достоевского // Российский психоаналитический вестник, 1994, № 3-4, с. 145-154.

47. Жизнь и смерть. Сборник памяти д-ра Н.Е.Осипова. Под ред. А.Л.Бема, Ф.Н.Досужкова, Н.О.Лосского. Прага, 1935. - 138 с.

48. Залкинд А.Б. Нервный марксизм или паническая критика // Под знаменем марксизма, 1924, № 12, с. 260-274.

49. Залкинд А.Б. Фрейдизм и марксизм // Красная новь, 1924, № 4, с. 163186.51.3еньковский В.В. История русской философии: в двух томах. -Ленинград, «Эго», 1991. Т.1 ч.1 221 е., ч.2 - 280 е.; Т.2 ч.1 - 255 е., ч.2 -269 с.

50. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. Сост. и авт. вступ. ст. В.М.Лейбин. -М.: Республика, 1994. 384 с.

51. История философия: Энциклопедия. Мн.: Интерпресссервис; Книжний Дом, 2002. - 1376 с.

52. Каннабих Ю.В. История психиатрии. М.: ЦТР МГП ВОС, 1994. -528 с.

53. Кельнер М.С. Антипсихиатрия: философские и социально-идеологические аспекты // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1978, вып. 8., с. 1257-1265.

54. Косов М.Б. Марксистская критика психоанализа // Вопросы философии, 1959, № 11, с. 176-178.

55. Краткая философская энциклопедия. М.: Издательская группа «Прогресс»-«Энциклопедия», 1994. - 576 с.

56. Крылов А.Н. Гармония смерти: Сабина Шпильрейн впереди Зигмунда Фрейда // Новости медицины и фармации. Яринвест медикал, 1997, № 1, с. 48-50.

57. Крылов А.Н. Творчество и психоанализ // Теория, история, методика детского движения. Инф. бюллетень. Вып. IV, М., 1998, с. 91-98.

58. Крылов А.Н. Человек в российском психоанализе. М.: Национальный институт бизнеса, 1999. - 204 с.

59. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: «Макет», 1995. - 316 с.

60. Лейбин В.М. Из истории возникновения психоанализа (Письмо З.Фрейда В.Флиссу) // Вопросы философии, 1988, № 4, с. 104-117.

61. Лейбин В.М. История психоанализа в России. / Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. Сост. В.М.Лейбин. М.: Республика, 1994, с. 3-15.

62. Лейбин В.М. Психоанализ в России, f Овчаренко В.И., Лейбин В.М. Антология российского психоанализа: в двух томах. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999, Т.2, с. 480-488.

63. Лейбин В.М. Психоанализ и бессознательное: уточнение понятий // Психологический журнал, 1989, т.10, № 3, с. 17-22.

64. Лейбин В.М. Психоанализ, Юнг, Россия // Российский психоаналитический вестник, 1992, № 2, с. 49-54.

65. Лейбин В.М. Репрессированный психоанализ: Фрейд, Троцкий, Сталин II Российский психоаналитический вестник, 1991, № 1, с. 32-55.

66. Лейбин В.М. Русскость Фрейда. М.: А/О «Виктори», типография издательства МГУ, 1994. - 80 с.

67. Лейбин В.М. Фрейд и Достоевский // Психоаналитический вестник, 1996, № 5, с. 52-59.

68. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Политиздат, 1990. - 397 с.

69. Лейбин В.М., Овчаренко В.И. Психоаналитическая литература в России. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.- 144 с.

70. Литвинов А.В. Обзор основных психоаналитических работ С.Шпильрейн // Российский психоаналитический вестник, 1993-1994, № 3-4, с. 25-31.

71. Лихницкий В.Н. Психотерапия и психоанализ. Одесса-М., 1912. -78 с.

72. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.-480 с.

73. Лурия А.Р. Кризис буржуазной психологии И Психология, 1932, № 12.

74. Лурия А.Р. Психоанализ как система монистической психологии. / Психология и марксизм. Под ред. К.Н.Корнилова. Л.: Московский институт экспериментальной психологии, 1925.

75. Мамардашвили М.К. О психоанализе // Логос. Философско-литературный журнал, 1994, № 5, с. 123-140.

76. Марти Ж. Психоанализ в России и в Советском Союзе с 1909 по 1930 г. // Российский психоаналитический вестник, 1992, № 2, с. 33-48.

77. Мифологический словарь / под ред. Е.М.Мелетинского. М.: Советская энциклопедия, 1991. - 736 с.

78. Морозов В.М. Философия волюнтаризма и психоанализ Фрейда // Журнал невропатологии и психиатрии имении С.С.Корсакова, 1959, т. 59, вып. 5.

79. Новейший философский словарь. Сост. А.А.Грицанов. Мн.: Изд. В.М.Скакун, 1998. - 896 с.

80. Овчаренко В.И. История российского психоанализа и проблемы ее периодизации// Архетип, 1996, № 3-4, с. 145-150.

81. Овчаренко В.И. К вопросу о психоаналитической модели психики // Философские науки, 1980, № 4, с. 149-153.

82. Овчаренко В.И. Классический и современный психоанализ. М.: Академический проект, 2000. - 622 с.

83. Овчаренко В.И. Первая волна российского психоанализа // Российский психоаналитический вестник, 1993-1994, № 3-4, с. 32-38.

84. Овчаренко В.И. Под знаком деструкции // Логос, 1994, № 5, с. 239256.

85. Овчаренко В.И. Психоаналитическая антропология // Вопросы психологии, 1998, № 5, с. 114-119.

86. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. Мн.: Выш. шк., 1994.-307 с.

87. Овчаренко В.И. Российские психоаналитики. М.: Академический проект, 2000. - 432 с.

88. Овчаренко В.И., Брылёв Д.П. Психоаналитические и философские искания Николая Осипова. / Осипов Н.Е. Психоаналитические и философские этюды. Сост. Д.П.Брылёв. М.: Академический проект, 2000, с. 5-14.

89. Овчаренко В.И., Грицанов А.А. Психоаналитическая концепция З.Фрейда. / История социологии. Мн., 1993, с. 82-97.

90. Овчаренко В.И., Лейбин В.М. Антология российского психоанализа: в двух томах. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. Т.1. - 848 е.; Т.2. - 864 с.

91. Овчаренко В.И., Лейбин В.М. Российская психоаналитическая традиция. / Овчаренко В.И., Лейбин В.М. Антология российского психоанализа: в двух томах. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999, Т.1, с. 7-8.

92. Осипов Н.Е. Еще о психоанализе // Психотерапия, 1910, № 4-5, с. 154172.

93. Осипов Н.Е. Жизнь и смерть. / Жизнь и смерть, сборник памяти д-ра Н.Е.Осипова. Под ред. А.Л.Бема, Ф.Н.Досужкова, Н.О.Лосского. Прага, 1935, с. 67-78.

94. Осипов Н.Е. О «пансексуализме» Фрейда // Журнал невропатологии и психиатрии имени С.С.Корсакова, 1911, кн. 5-6, с. 749-760.

95. Осипов Н.Е. О психоанализе // Психотерапия, 1910, № 1, с. 11-28; № 3, с. 106-116.

96. Осипов Н.Е. Последние работы Фрейдовской школы // Журнал невропатологии и психиатрии имени С.С.Корсакова, 1909, кн. 3-4, с. 526586.

97. Осипов Н.Е. Психоаналитические и философские этюды. Сост. Д.П.Брылёв. М.: Академический проект, 2000. - 608 с.

98. Осипов Н.Е. Революция и сон. / Научные труды Русского народного университета в Праге, t.IV. Прага, 1931, с. 175-203.

99. Платон. Пир. / Соч. в 3-х тт. т.2. М.: Мысль, 1970.

100. Дружинина А.А., Дружинин Б.И. Из истории отечественного психоанализа (историко-методологический очерк) // Вопросы философии, 1991, № 7, с. 87-99.

101. Райх В. Диалектический материализм и психоанализ // Под знаменем марксизма, 1929, № 7-8, с. 180-206.

102. Райх В. Сексуальная революция. СПб., М., 1997. - 352 с.

103. Рейснер М.А. Проблема психологии в теории истории материализма // Вестник социалистической академии, 1923, т. III, с. 210256.

104. Рейснер М.А. Социальная психология и учение Фрейда // Печать и революция, 1925, № 3, с. 54-69; № 4, с. 88-100; № 5, с. 135-150.

105. Решетников М.М. Влечение к смерти. / Рязанцев С. Танатология -наука о смерти. СПб.: Восточно-европейский институт психоанализа, 1994, с. 5-12.

106. Руткевич A.M. Мятежный век одной теории // Новый мир, 1990, № 1, с. 259-262.

107. Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. М., 1999.-347 с.

108. Сапир И.Д. Фрейд и марксизм // Медицина и диалектический материализм, 1927, № 2, с. 49-82.

109. Сапир И.Д. Фрейдизм и его марксистская оценка // Молодая гвардия, 1925, № 1, с. 113-131.

110. Сапир И.Д. Фрейдизм и марксизм // Под знаменем марксизма, 1926, № 1, с. 57-87.

111. Сапир И.Д. Фрейдизм, социология, психология (по поводу статьи Райха В. «Диалектический материализм и психоанализ») // Под знаменем марксизма, 1929, № 7-8, с. 207-236.

112. Соколов А.В. Фрейд: попытка реконструкции основ мировоззрения // Вестник Московского университета, сер. 7, Философия, 1989, № 2, с. 44-57.

113. Фельцман О.Б. К вопросу о психоанализе и психотерапии // Современная психиатрия, 1909, № 4, с. 214-225; № 5-6, с. 257-270.

114. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды / под ред. П.В.Алексеева. Третье изд.; перераб. и доп. М.: Академический проект, 1999.-944 с.

115. Франк C.JI. Психоанализ как миросозерцание // Путь, 1930, № 25, с. 22-50.

116. Фрейд 3. .К непознанным психическим силам. М.: (Русское издание). Российская психоаналитическая ассоциация, 1993. 46 с.

117. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Атеист, 1928, № 32, с. 63-96.

118. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции / Авторы очерка о Фрейде Ф.В.Бассин и М.ГЛрошевский. М.: Наука, 1991. - 456 с.

119. Фрейд 3. Избранное: в двух книгах. М.: Издательство «Московский рабочий» с совместным советско-западногерманским предприятием «Вся Москва», 1990. Кн.1 - 160 е.; Кн.2- 176 с.

120. Фрейд 3. К толкованию снов // Психотерапия, 1912, № 2, с. 69-75.

121. Фрейд 3. Недовольство в культуре // Философские науки, 1989, № 1.

122. Фрейд 3. Поэт и фантазия // Вопросы литературы, 1990, № 8, с. 167-181.

123. Фрейд 3. Толкование сновидений. Ереван: «Камар», 1991. - 448 с.

124. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995. -400 с.

125. Фридман Б.Д. Основные психологические воззрения Фрейда и теория исторического материализма. / Психология и марксизм. Под ред. К.Н. Корнилова. Л.: Московский институт экспериментальной психологии, 1925.

126. Фриче В. Фрейдизм и искусство // Вестник коммунистической академии, 1925, т. XII, с. 236-264.

127. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. - 447 с.

128. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. - 336 с.

129. Харитонов А.Н. Восприятие идей З.Фрейда психоаналитиками в Советской России в 20-е годы // Российский психоаналитический вестник, 1992, №2, с. 55-63.

130. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; самоанализ. -М.: Издательская группа «Прогресс»-«Универс», 1993. 480 с.

131. Шиллер Ф. Марксизм, психоанализ и искусство // Вестник коммунистической академии, 1926, т. XVIII, с. 244-257.

132. Ширвиндт М.Л. Психоанализ. / Выготский Л., Геллерштейн С., Фингерт Б., Ширвиндт М. Основные течения современной психологии. -М.-Л., 1930, с. 126-152.

133. Шпильрейн С.Н. Деструкция как причина становления // Логос. Философско-литературный журнал, 1994, № 5, с. 207-238.

134. Эткинд A.M. Чистая игра, или необыкновенная история Сабины Шпильрейн, рассказанная документами (Из жизни Зигмунда Фрейда, Карла Юнга и Сабины Шпильрейн) // Звезда, 1992, № 7, с. 115-138.

135. Эткинд А.М. Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб.: Медуза, 1993. - 463 с.

136. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев: AirLand, 1994.-416 с.

137. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 336 с.

138. Юрииец В.А. Фрейдизм и марксизм // Под знаменем марксизма, 1924, №8-9, с. 51-93.

139. Ярошевский М.Г. Возвращение Фрейда // Психологический журнал, 1988, т.9, № 6, с. 129-138.

140. Ярошевский М.Г. Победы и поражения Зигмунда Фрейда // Народное образование, 1989, № 5, с. 167-172.

141. Яхот И. Подавление философии в СССР (20-30-е годы) // Вопросы философии, 1991, №9-11.

142. Federn P. Zur Psychologie der Revolution: Die vaterlose Gesellschaft. 1919.132

143. Fischer E. und R. Geschichte der Psychoanalyse in Russland // Zeitschrift fur psychoanalytische Theorie und Praxis, Jahrgang XI, 1996, 4, S. 357-374.

144. Marcuse H. Triebstruktur und Gesellschaft. Ein philosophischer Bietrag zu Sigmund Freud. Frankfurt a. M., 1969.

145. McGuire W. The Freud-Jung Letters. London: Hogarth Press / Routledge & Kegan Paul, 1974.

146. Ovcharenko V.I. Love, psychoanalysis and destruction // The Journal of Analytical Psychology, 1999, Volume 44, No. 3, p. 355-373.

147. Ovcharenko V.I. The history of Russian psychoanalysis and the problem of its periodisation // The Journal of Analytical Psychology, 1999, Volume 44, No. 3, p. 341-354.

148. Reich W. Dialektischer Materialismus und Psychoanalyse. / Psychoanalyse und Marxismus. Dokumentation einer Kontroverse. Frankfurt a. M., 1970.

149. Spielrein S. Destruction as a cause of coming into being // The Journal of Analytical Psychology, 1994, Volume 39, No. 2.

150. Spielrein S. Die Destruktion als Ursache des Werdens. Hrsg. V. Gerd Kimmele. Tubingen: edition diskord. 1986. 60 S.

151. Werthmann A. Zur Restitution der Psychoanalyse in Moskau Bericht iiber Supervisionen in Moskau // Zeitschrifi fur psychoanalytische Theorie und Praxis, Jahrgang XI, 1996, 4, S. 375-393.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.