Философские аспекты учения Карлоса Кастанеды тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Русаков, Юрий Александрович
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 136
Оглавление диссертации кандидат наук Русаков, Юрий Александрович
Содержание
Введение
Глава I: Феномен Кастанеды
I. Место Карлоса Кастанеды в идейных течениях и культуре его времени
И. Роль дона Хуана в формировании взглядов Карлоса Кастанеды
III. Структура учения Карлоса Кастанеды и его теоретические истоки
Глава II: Учение Карлоса Кастанеды о мире («Нагуале»)
I. История и эволюция понятия «Нагуаль» в культуре
II. Апофатический Абсолют у Карлоса Кастанеды
III. Энергетическая сущность учения Карлоса Кастанеды и функции
«центра Орла» в нем
Глава III: Учение Карлоса Кастанеды о человеке («Тонале»)
I. Дихотомия Нагуаль/Тональ и двойственная природа человека
II. Точка сборки как онтологический центр человека
III. Проблема совершенствования человека и приемы его достижения
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Парафилософия Карлоса Кастанеды в контексте психоделического мистицизма контркультуры XX века2012 год, кандидат философских наук Ежова, Ольга Анатольевна
Философско-религиозные воззрения Карлоса Кастанеды2000 год, кандидат философских наук Тукмаков, Денис Игоревич
Философско-антропологические взгляды Карлоса Кастанеды2017 год, кандидат наук Багаи Элика Фарзин
Концепции К. Кастанеды в русской рок-поэзии и постмодернистских романах В. Пелевина и М. Фрая конца XX – начала XXI веков2020 год, кандидат наук Любарский Руслан Васильевич
Феномен Карлоса Кастанеды в культуре второй половины XX века2004 год, кандидат философских наук Смоликов, Алексей Борисович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философские аспекты учения Карлоса Кастанеды»
Введение
В данном исследовании мы будем опираться прежде всего на оригинал произведений Карлоса Кастанеды на английском языке, с тем чтобы не допустить неточностей перевода. Также отмечу, что в данной работе будут приводиться цитаты из книг Карлоса Кастанеды, и ради научной прозрачности исследования они будут подразумевать только Карлоса Кастанеду как автора, безотносительно к дону Хуану Матусу, дону Хенаро Флоресу и каким-либо иным персонажам книг; т.е. последние будут рассматриваться сугубо как персонажи, создателем которых (а стало быть, и подлинным автором их идей и высказываний) является Карлос Кастанеда.
Актуальность темы исследования
Карлос Кастанеда является автором концепции, в которой присутствуют некоторые философские идеи и размышления. Его учение предназначено для познания человеком самого себя и реальности вокруг него. Учение полно интересных с философской точки зрения идей, однако, несмотря на все это, его учение не подвергается серьезному исследованию и сводится к несостоятельному и малоадекватному рассказу о приключениях антрополога, ведущего задушевные беседы с аборигенами Центральной Америки. Что известно о Кастанеде и почему он так интересен для нас сегодня? Он создал эзотерическое учение на базе антропологических данных и философского дискурса своего времени. На сегодняшний день было проведено только одно серьезное исследование его творчества с позиции философии на диссертационном уровне [Йодер У., «Возможность онтологии и эпистемологии на базе мистицизма»]1. Учение Кастанеды, не являясь философским в строгом смысле, содержит немало положений, которые могут быть рассмотрены именно с позиции
'Yoder William R. Possibility Of An Ontology And Epistemology Of Mysticism, New York, Buffalo, 1978.
3
философии. Антрополог по образованию, Кастанеда предпринял смелые шаги на пути к исследованию образа мышления и постижения реальности в духе древнемексиканских индейцев. Кастанеда разработал учение от лица древних мексиканцев, а если точнее - жрецов древней цивилизации Мезоамерики - тольтеков2.
Кастанеда - чрезвычайно неоднозначная фигура XX столетия. Он известен всему миру прежде всего как автор «хроники ученичества у индейского мага дона Хуана Матуса» (это самое распространенное наименование корпуса работ Кастанеды). Дон Хуан является протагонистом в десяти из двенадцати книг Кастанеды, а также напрямую и косвенно упоминается во многих работах «околокастанедовского» толка [сюда принято относить работы прямых учеников Кастанеды, а также работы, косвенно связанные с затрагиваемой им тематикой. Имя «дон Хуан Матус» встречается довольно часто в различных коннотациях в обеих категориях текстов]. Внутри текстов Кастанеды дон Хуан выступает в роли индейского мага. Оригинальный термин, используемый Кастанедой, - это английское слово 'sorcerer' - «колдун», «волшебник», «кудесник». Однако я целенаправленно в данной работе буду использовать иной перевод данного слова - «маг», т.к. цельное знание, о котором пойдет речь ниже, Кастанеда именует «магией»3, и, следовательно, его носитель - дон Хуан -приобретает статус мага. Я рассматриваю дона Хуана не как реальное лицо, но как собирательный образ для выражения древнеиндейской мудрости. «По моей просьбе дон Хуан неоднократно пытался дать определение своему знанию. Он чувствовал, что самым подходящим названием был бы термин «Нагвалиш», но это слишком неясно. Назвать
2Индейская народность, древние обитатели Мексики, куда они вторглись с севера в VIII веке. В IX веке создали большое государство со столицей Тольян (Тула); в X веке тольтеки подчинили себе города майя на Юкатане и вгорной Гватемале. В сер. XII века нашествие с севера чичимеков положило конец владычеству тольтеков в Мексике. - Советская историческая энциклопедия: В 16 т. М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961—1976.
3От лат. magia, от греч. цауеих - колдовство, чародейство, волшебство; обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путём воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов.
его просто «знанием» было бы слишком размыто, а «колдовством» — просто унизительно. «Мастерством намерения» — слишком абстрактно, «поиском абсолютной свободы» - слишком длинно и метафорично. В конце концов, поскольку он не смог найти более подходящего названия, он назвал его «магией» (англ. "sorcery"), хотя и признавал, что и это не слишком точно»4 . Исследование новых, нераскрытых областей философского знания порой находит себя в трудах мыслителей, которые исходно не позиционировали себя как философы, примером тому могут служить Паскаль, Кьеркегор, а также многие русские философы.
Степень разработанности темы
Всевозможные СМИ и Интернет перенасыщены информацией о Кастанеде, однако зачастую это повторение одного и того же сотни раз переработанного материала, представленного еще в 1976 году Ричардом Де Милле в его книге «Путешествие Кастанеды: сила и аллегория» и в 1980 году в книге «Записки о доне Хуане: прочие противоречия Кастанеды», а также в 1993 году - Джеем Кортни Файксом в его антропологическом исследовании «Карлос Кастанеда: академический оппортунизм и психоделические шестидесятые»5. Ричард Де Милле по праву считается наиболее строгим и рациональным критиком Кастанеды. Он приводит в своих книгах явные временные и фактические противоречия относительно мест, в которых якобы происходит действие в книгах. Несмотря, однако же, на радикальные выводы насчет реальности дона Хуана (Де Милле убежден, что его не существовало никогда, а весь материал для книг Карлос взял из библиотеки), он, тем не менее, пишет в заключении: «...Кастанеда <...>-трикстер (англ. букв, «хитрец»), тот, кто, злоупотребляя доверчивостью людей, преподает им ценнейшие уроки»6. Джей Кортни Файкс, в свою очередь, будучи вдохновленным Кастанедой студентом-антропологом,
"Castañeda Carlos, The Power Of Silence, LA, 1987, p.ll.
5Fikes Jay Courtney, Carlos Castañeda: Academic Opportunism and the Psychedelic Sixties, 1993.
6Mille De R. Don Juan's Papers, N.Y, 1979, p.47.
решил повторить его опыт. Он отправился в ту же самую местность, где (согласно книгам) путешествовал Кастанеда. Он не смог найти реального дона Хуана, но договорился с местным шаманом, чтобы тот взял его в ученики. Однако его учение настолько не походило на описанное Кастанедой и несло в себе столько противоречий с представленным Кастанедой, что Файкс написал свой труд именно в ключе разгрома творчества Кастанеды и его несостоятельности с точки зрения серьезной антропологии. Джей Кортни Файкс и Ричард Де Милле - это, пожалуй, единственные серьезные исследователи наследия Кастанеды, помимо авторов диссертаций, о которых речь пойдет ниже. Сама кастанедовская хроника ученичества у дона Хуана Матуса насчитывает девять книг7, которые были изданы при жизни Кастанеды. Далее были опубликованы
о
еще три книги под именем Кастанеды . Однако авторское право на последние три закреплено не за Кастанедой, как в случае с первыми девятью книгами, но за компанией «Логан Продакшнс» (англ. "Laugan Productions"), которая была образована ближайшим окружением Кастанеды. Также обратим внимание на то, что последние три книги выпущены все в один год (1998), в то время как ранее Кастанеда выпускал книги с промежутком в три-четыре года. Эти и немногие другие факты делают возможным предположить, что в качестве аутентично кастанедовских можно рассматривать именно первые девять книг автора. Отметим также, что «Колесо времени»9 является только набором цитат из книг Кастанеды (якобы, однако, отобранных самим автором) с комментариями, а «Активная сторона бесконечности» представляет собой его памятные записки разного времени.
7(1)-The Teachings of Don Juan: A Yaqui Way of Knowledge, 1968; (2) A Separate Reality: Further Conversations with Don Juan, 1971; (3) Journey to Ixtlan: The Lessons of Don Juan, 1972; (4) Tales of Power, 1974; (5) The Second Ring of Power, 1977; (6) The Eagle's Gift, 1981; (7) The Fire From Within, 1984; (8) The Power of Silence: Further Lessons of Don Juan, 1987; (9) The Art of Dreaming, 1993.
8(10) Magical Passes: The Practical Wisdom of the Shamans of Ancient Mexico, 1998; (11) The Wheel of Time: Shamans of Ancient Mexico, Their Thoughts About Life, Death and the Universe, 1998; (12) The Active Side of Infinity, 1998.
9The Wheel of Time: Shamans of Ancient Mexico, Their Thoughts About Life, Death and the Universe, 1998.
6
Из существующих подходов к творчеству Кастанеды можно
выделить три основных: (1) сторонники-ученики - те, кто
непосредственно так или иначе общался с Кастанедой; (2) сторонники-
продолжатели - те, кто, не имея ничего общего с самим Кастанедой,
используют его понятия и категории его учения для разработки
собственных идей, и наконец, (3) - противники, которые подвергают
Кастанеду натиску всевозможной критики и фальсификации (к последним
я отношу и все научные исследования, предпринятые до сих пор в лице Де
Милле, Файкса и диссертационных работ, рассматриваемых ниже). К
первым относятся Кэррол Тиггс, Флоринда Доннер10, Тайша Абеляр11, -
три женщины-сподвижницы и ученицы непосредственно самого
Кастанеды. Их работы (у Кэррол Тиггс нет известных изданных работ) -
это повествование о том, как они встретили Кастанеду и какие уроки он им
преподал лично или посредством магических практик, а то и вовсе через
третьих лиц, также там упоминается дон Хуан Мату с. Сюда же относятся
12
такие авторы, как Армандо Торрес и его работа «Встречи с Нагвалем» , где повествуется о судьбе «очень близкого ученика» Кастанеды. В отличие от прочих комментаторов, Торрес уделяет особое внимание тому, что Карлос был «трехзубчатым нагвалем» (о том, что такое «нагваль», «Нагуаль» и «Тональ» см. ниже), отличаясь тем самым от прочих нагвалей своей линии в общем и от дона Хуана - в частности. «Искусство навигации» Феликса Вульфа13 - это собственные переживания автора и его мысли о Кастанеде, его рассказ о том, как менялась его жизнь под влиянием Кастанеды в то время, как он был одним из учеников на семинарах. «Магический переход» Эйми Уоллесс 14 - это собственные
w(l) Donner-Grau Florinda, Shabono: A Visit to a Remote and Magical World in the South American Rain Forest, Delacorte Press, 1982; (2) Donner-Grau Florinda, The Witch's Dream: A Healer's Way of Knowledge, Simón & Schuster, 1985; (3) Donner-Grau Florinda, Being-in-Dreaming: An Initiation Into the Sorcerers' World. Harper Collins, 1992.
"Abelar Taisha, The Sorcerer's Crossing: A Woman's Journey (Compass), Viking Books USA Inc, 1992.
12Torres A., Encuentros Con El Nagual, Conversaciones con Carlos Castañeda, Editora Alba, 2002.
13Wolf Félix, The Art of Navigation: Travels with C.Castaneda and Beyond, pbk., LA, 2010.
14Wallace Amy, Sorcerer's Apprentice: My Life with Carlos Castañeda, North Atlantic Books, 2003.
7
мысли и переживания в стиле романа (что и не удивительно, ибо Э. Уоллесс - писательница-романистка). Все эти авторы утверждают, что присутствовали на «магических пассах», т.е. семинарах, посвященных изучению магических техник (англ. "Sorcerers' Workshop"), и описывают свой опыт того времени и после, а также (как, например, А. Торрес) возлагают на себя какую-либо миссию, якобы порученную им самим Кастанедой15. Книги некоего Якова Бена Бирсави под названием «Карлос Кастанеда. Закрытый семинар великого мастера. Продвижение к Силе» и «Карлос Кастанеда. Утраченные лекции. Охота за Силой. Путь Собаки»16 -это, пожалуй, самый яркий пример ненадежности литературы околокастанедовского толка. Весьма туманным явлением предстают его произведения. В книге заявлено, что это перевод с английского некоего Г. Петрова. Однако на английском языке подобная книга нигде не упоминается. Более того, существует русскоязычный сайт автора (при том, что он, вроде бы, американец), где представлены различные спекуляции с использованием понятий из книг Кастанеды. Выглядит это как попытка заработать на имени Кастанеды. К сожалению, этот пример отчетливо иллюстрирует характер большей части литературы околокастанедовского толка. Существует еще немало подражателей, самыми крупными авторами
17 18 19
из которых будут: Теун Марез , Виктор Санчес , Алексей Ксендзюк . К чести последних отмечу, что, несмотря на использование поначалу многих
15см. Армандо Торрес, Послание Карлоса Кастанеды: Встречи с нагвалем, [Пер. с исп.] Наследие-М, 2003, Введение.
1б(1) Бирсави Яков Бен, Карлос Кастанеда. Закрытый семинар великого мастера. Продвижение к Силе, ACT, М., 2010; (2) Бирсави Яков Бен, Карлос Кастанеда. Утраченные лекции. Охота за Силой. Путь Собаки, ACT, М., 2011.
17Mares Theun: (1) Return of the Warriors, 1995; (2) Cry of the Eagle, 1997; (3) This Darned Elusive Happiness, The Quest for Maleness, Unveil the Mysteries, 1999; (4) The Mists of Dragon Lore, 1998; (5) Shodows of Wolf Fire, 2002; (6) The Book of Aphorisms, 2006; (7) Numerology Revealed, 2009.
I8(l) Sánchez Víctor, The Teachings of Don Carlos: Practical Applications of the Works of Carlos Castañeda, Bear & Co, VT, 1995; (2) Sánchez Victor, Toltecs of the New Millennium, Bear & Co, VT, 1996; (3) Sánchez Víctor, The Toltec Path of Recapitulation: Healing Your Past to Free Your Soul, Bear & Co, VT, 2001; (4) Sánchez Víctor, The Toltec Oracle, Bear & Co, VT, 2004.
19(1) Ксендзюк А.П. Тайна Карлоса Кастанеды. Анализ магического знания дона Хуана: теория и практика. Одесса. 1995; (2) Ксендзюк А.П., После Кастанеды: дальнейшее исследование, София, К., 2001; (3) Ксендзюк А.П., Видение Нагуаля, София, К., 2002; (4) Ксендзюк А.П., Человек неведомый: Тольтекский путь усиления осознания, София, К. 2004; (5) Ксендзюк А.П., Пороги сновидения, София, К., 2005.
идей и понятий Кастанеды, эти авторы определили свой курс независимо от него. Однако что касается, например, Теуна Мареза (1952-2009), информация, которую можно найти о нем - это лишь обсуждения на интернет-ресурсах, и в большинстве своем - негативного характера. Теун
Марез во многом подражал Кастанеде в своей деятельности, но, в отличие от последнего, не предложил ничего кардинально нового и в целом просто копировал как структуру учения, так и личность Кастанеды. Он, бесспорно, заслуживает внимания как автор, активно развивавший тематику, заявленную Кастанедой, но, к сожалению, очень велика вероятность полагать, что его произведения - это не более чем компиляция идей Кастанеды и его собственных фантазий. Таким образом, данный автор не представляет научного интереса в контексте представленной Кастанедой концепции.
Виктор Санчес предстает, в свою очередь, более надежным автором,
нежели Теун Марез, и действительно до сих пор занимается
исследованиями мексиканского племени Уичоль (\\чггапка). Он не только
во многом повторяет путь Кастанеды, но и более открыто идет именно по
его стопам, развивая в итоге собственное ответвление кастанедовского
учения. Его первая работа - это особый взгляд на творчество Кастанеды и,
в некотором смысле, развитие его идей, интегрированных в собственный
опыт. На своем официальном сайте 20 Санчес представил вполне
исчерпывающую информацию о себе и своей деятельности. Он занимается
разработкой идейного движения «Тольтеки Нового Тысячелетия» и
предлагает занятия в группах и индивидуально для
самосовершенствования человеческого духа. Говоря о Викторе Санчесе,
нельзя не упомянуть дона Мигеля Руиса - еще одного «учителя Новой
21
Эры». Его работы - это эзотерические очерки возможностей человека и
20http://www.toltecas.com.
21(1) Ruiz Miguel Ángel, The Four Agreements: A Practical Guide to Personal Wisdom (A Toltec Wisdom Book), Amber-Allen Publishing, 1997; (2) Ruiz Miguel Ángel, The Mastery of Love: A Practical Guide to the Art of Relationship (A Toltec Wisdom Book), Amber-Allen Publishing, 1999; (3) Ruiz Miguel Ángel, The Four
руководства по созданию гармонии внутри себя. Его произведения
максимально абстрактны, хотя и не совсем лишены смысла. Сам дон Руиз,
несмотря на то что испытал огромное влияние Кастанеды, никогда не
выдавал себя за продолжателя его традиции, но просто занимался
22
тематикой, очень близкой последнему. На его официальном сайте представлена подробная информация о проводимых им классах, его книгах, а также о двух его сыновьях (доне Хосе Руизе и доне Мигеле Руизе-младшем), занимающихся тем же, чем и их отец.
Практически тем же самым, но на российской почве занимается Алексей Ксендзюк. Его первые несколько работ — это комментарии и детальный разбор творчества Кастанеды, а также попытка адаптировать его под российского читателя. Ксендзюк также написал немало статей по
23
«Нагвализму» - так, согласно его книгам, называется учение, на базе которого Кастанеда построил свое. Оговорюсь, что у Кастанеды мы встречаем как термин «Нагуаль», обозначающий Апофатический Абсолют, так и абсолютно идентичный термин (англ. nagual), являющийся магическим титулом книжного дона Хуана. Во избежание путаницы будем здесь и далее использовать «Насаль» для обозначения трансцендентной реальности и Апофатического Абсолюта, а «Нагваль» - для титула дона Хуана или другого мага выдающейся энергетической конфигурации, в мире Кастанеды - того, кто может возглавить группу магов. На встрече с читателями в июле 2012 года Алексей Ксендзюк открыто заявил, что то, о чем он говорит как о «Нагвализме» - честно, прямо, откровенно - это
Agreements Companion Book: Using The Four Agreements to Master the Dream of Your Life (A Toltec Wisdom Book)", Amber-Allen Publishing, 2000; (4) Ruiz Miguel Angel, Prayers: A Communion with Our Creator (Toltec Wisdom), Amber-Allen Publishing, 2001; (5) Ruiz Miguel Ángel, Wisdom from the Four Agreements (Charming Petites), , Peter Pauper Press, 2003; (6) Ruiz Miguel Ángel, Wisdom from the Mastery of Love (Charming Petites), Peter Pauper Press, 2003; (7) Ruiz Miguel Ángel, The Voice of Knowledge: A Practical Guide To Inner Peace, Amber-Allen Publishing, 2004; (8) Ruiz Miguel Ángel, The Fifth Agreement: A Practical Guide to Self-Mastery, Amber-Allen Publishing, 2010.
22 http://www.miguelruiz.com/.
23Такое наименование данного направления в эзотерике употребляется довольно широко. Несмотря на то, что Карлос Кастанеда нигде в своих книгах не употребляет этого термина, принято употреблять его для обозначения группы эзотерических учений базирующихся на [якобы] тольтекском происхождении.
уже очень далеко от того, что писал Карлос Кастанеда . Отмечу, что благодаря именно его усилиям увидел свет наиболее точный, по моему мнению, перевод книг Кастанеды, опубликованный издательством «София». Также он долгое время занимался и до сих пор занимается развитием понятия «Нагвализм», о чем еще пойдет речь ниже. В целом наименование «Нагвализм» вполне уместно, так как начиная с пятой книги («Второе кольцо силы»)25 Кастанеда ссылается на Тольтеков как магов-основателей учения, которое он представляет, а они, в свою очередь, именовали своих учителей внутри контекста учения «нагвалями», т.е. «нагваль» - это буквально титул мага, а стало быть, мы можем именовать так («Нагвализм») и все учение в целом, исходя из того, что это высший титул мага. Но следует помнить, что у Кастанеды в его книгах этот термин («Нагвализм») не встречается нигде.
Еще один автор, которого необходимо упомянуть в обзоре - это Лухан Матус, который является нагвалем, шаманом и автором трех произведений26, затрагивающих темы, истории и понятия книг Кастанеды. Лухан Матус - это компиляция двух имен учителей автора, их подарок силы'. Учителя же эти относятся к исторической линии магов, к которым относил себя и Кастанеда (а также описываемые последним прочие маги). Однако, несмотря на то, что Лухан Матус вроде бы относится к той же исторической линии, на самом деле понятия его учения сильно разнятся с кастанедовскими, за исключением общей околошаманской эзотерической ориентации. В дополнение к авторским трем книгам Лухан Матус организует семинары по шаманским практикам по всему миру и является основателем «шаманского» сообщества «Параллельные восприятия» - см. его сайт, посвященный «развитию современного шаманизма»27.
24http://www.youtube.com/watch?v=cNZoEUsxPLQ.
25Castaneda Carlos, The Second Ring of Power, 1977.
26(1) Matus Lujan, The Art of Stalking Parallel Perception: The Living Tapestry of Lujan Matus, Trafford, 2005; (2) Matus Lujan, Awakening the Third Eye: Discovering the True Essence of Recapitulation, Parallel Perception, 2010; (3) Matus Lujan, Shadows in the Twilight: Conversations with a Shaman, 2012.
27http://www.parallelperception.com.
Что же до критиков Кастанеды, то здесь, помимо двух уже
упомянутых (Де Милле и Файкс), следует обратить внимание на несколько
научных работ диссертационного уровня. Одной из них, бесспорно,
является диссертация на соискание докторской степени по философии У.
Иодера от 1978 года, защищенная в университете Баффало, Нью-Йорк,
США. В своей диссертации, название которой звучит как «Возможность
28
онтологического и эпистемологического подхода в мистицизме» , он рассматривает мистицизм как форму знания/познания и в качестве центрального примера таковой приводит концепцию Кастанеды. По мнению Йодера, «основной характеристикой мистического опыта является переживание собственного единства или единения с самой основой Бытия (или, в религиозной терминологии, — единство или единение
29
человека с Богом) и осознание того, что все едино в этом основании» . Также существует диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук Д.И. Тукмакова от 2000 года, защищенная в Москве,
30
МГУ , где автор отмечает в качестве предмета исследования широкий круг теоретико-практических знаний, представленный в одиннадцати книгах Кастанеды, названный им «магической интерпретацией мира». Этот круг сложился на основе идей и представлений самого Кастанеды как одновременно философа и ученого-антрополога, пересказов его диалогов с индейскими магами, полевых заметок, анализа собственных ощущений, сомнений и открытий. Цель же диссертации, согласно Тукмакову, заключается в том, чтобы «провести теоретическую реконструкцию философско-религиозных воззрений Кастанеды, транслированных в одиннадцати его книгах». Он анализирует, насколько все одиннадцать книг Кастанеды представляют неразрывное единство магической интерпретации мира, которое позволяло бы оперировать одними и теми же понятиями и
28Yoder William R. Possibility Of An Ontology And Epistemology Of Mysticism, New York, Buffalo, 1978.
29Yoder William R. Possibility Of An Ontology And Epistemology Of Mysticism, New York, Buffalo, 1978, p.1-2.
30Тукмаков Д.И. Философско-религиозные воззрения Карлоса Кастанеды, диссертация на ■ соискание ученой степени кандидата философских наук, Москва, МГУ, 2000.
12
категориями на всем протяжении поля исследования; претендует на раскрытие основных онтологических и гносеологических воззрений Кастанеды, слагающих фундамент его философии. Однако работа в целом имеет описательный характер. Большим недостатком ее является и то, что автор использует в качестве основного источника не первые девять книг Кастанеды, но вышедшее уже посмертно «Колесо времени», которое, по моему мнению, не может рассматриваться как окончательный источник философии Кастанеды. В 2004 году в Ростове-на-Дону была защищена диссертация Смоликова А.Б. под названием «Феномен Карлоса Кастанеды в культуре второй половины XX века»3'. Данная работа представляет собой качественный культурологический обзор идей Кастанеды, но именно культурологический. Автор не рассматривает понятия учения Кастанеды глубже, чем культурологи XX века. Много сказано о популярности Кастанеды, а также о причинах этого феномена: «Мы считаем, что существует еще один подход, позволяющий посмотреть на проблему с новой точки зрения. Мы бы хотели рассмотреть вопрос о причинах столь высокой популярности Кастанеды в современном мире. Почему современная культура так живо отреагировала на знания, принадлежавшие или якобы принадлежавшие давно ушедшей культуре? Какой духовный нерв наших современников был задет Карлосом Кастанедой? На наш взгляд эти вопросы обладают достаточной актуальностью, чтобы быть рассмотренными в рамках диссертационной работы. Эти вопросы еще не получили развернутых, исчерпывающих
32
ответов в культурологических исследованиях» . Работа достаточно критична, то есть автор не спешит записываться в сторонники Кастанеды, а очень обстоятельно критикует сомнительные стороны его биографии. Спектр внимания при этом сосредоточен, скорее, на влиянии работ
3,Смоликов А.Б.. Феномен Карлоса Кастанеды в культуре второй половины XX века: на соискание ученой степени кандидата философских наук, Ростов-на-Дону, 2004.
32Смоликов А.Б., Феномен Карлоса Кастанеды в культуре второй половины XX века : диссертация кандидата философских наук: 24.00.01. - Ростов-на-Дону, 2004, С.6.
13
Кастанеды на культуру второй половины XX века, а также влиянии культуры на его работы.
Наконец, в 2012 году в Белгороде была защищена диссертация на тему «Парафилософия Карлоса Кастанеды в контексте психоделического
33
мистицизма контркультуры XX века» за авторством Ежовой O.A. , и это самое последнее диссертационное исследование наследия Кастанеды на сегодняшний день. В этой работе автор использует, как и в предыдущей диссертации, культурологический подход. Автор подходит к проблеме сугубо с культурологической точки зрения, делая акцент на «перспективах духовного развития российского общества»: «К концу XX века наблюдается значительный интерес молодежи, ориентированной на контркультуру, к творчеству латиноамериканского мистика Карлоса Какстанеды, сформировавшегося под воздействием идеологии контркультуры 50-х - 70-х гг. XX века и оказавшего влияние на развитие культуры США и Европы в 60-х - 70-х годах XX века»34. Ежова указывает Виктора Санчеса в качестве «российского» исследователя Кастанеды (при том, что оригинал книги последнего издан на английском, а сам он родом из Мексики; хотя, конечно, подобный недочет только косвенно относится к рассматриваемой проблеме). Вывод: это работа по культурологии, но не философии. Кастанеда здесь рассматривается только как феномен явления контркультуры.
Для понимания Кастанеды необходимо хорошо усвоить значение терминов, обозначающих определенные аспекты мира и его описания. Берклианское «esse est percepi» во многом отражает принцип описания мира• Кастанедой, практически полностью совпадая с подходом «мага». Вот что говорит дон Хуан устами Кастанеды, иллюстрируя процесс вовлечения ученика в знание: «Первая задача учителя состоит в том,
33 Ежова O.A., Парафилософия Карлоса Кастанеды в контексте психоделического мистицизма контркультуры XX века: диссертация кандидата философских наук. [Место защиты: Белгород, гос. ун-т], Белгород, 2012.
34Ежова O.A., Парафилософия Карлоса Кастанеды в контексте психоделического мистицизма контркультуры XX века: диссертация кандидата философских наук, Белгород, 2012, С.4.
14
чтобы поставить ученика перед фактом, что мир, что мы думаем, мы
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Шаманизм: философско-религиоведческий анализ2012 год, кандидат наук Тимофеев, Дмитрий Геннадьевич
Осмысление кризиса культуры в эссеистике Н. А. Бердяева и Мигеля де Унамуно1999 год, кандидат культурол. наук Устинова, Ирина Владимировна
Творчество мексиканского хореографа Глории Контрерас: Национальное и общекультурное2003 год, кандидат искусствоведения Илларионов, Борис Александрович
Социально-культурный эксперимент и образ цивилизации будущего в творчестве У. Фрэнка2018 год, кандидат наук Попова, Виктория Юрьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Русаков, Юрий Александрович, 2013 год
Список литературы
Русскоязычные источники
1. Айсберг Марк. Сны воинов духа: Ключевые моменты философии и реальности. Марк Айсберг Центр, М.обл., 2004 г.
2. Бёме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. Москва, «Мусагетъ», 1914.
3. Бёме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. Москва, Гуманус, 1990.
4. Бёме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. Москва, Амфора, 2008.
5. Бёме Я. Christosophia, или Путь ко Христу. СПб, Амфора, 1994.
6. Бёме Я. Теософия. СПб, Санкт-Петербургское философское общество, 2000.
7. Бёме Я. Ключ. СПб, «Азбука», 2001.
8. Бёме Я. Истинная психология, или Сорок вопросов о душе. Москва, «София», 2004.
9. Бёме Я. О тройственной жизни человека. СПб, Издательский дом «Миръ», 2007.
10. Большой сонник великих. Москва, Диадема-Пресс, 2000.
11. Бринтон Дэниэл Г. Нагуализм, исследование фольклора и истории американских индейцев (прочитано перед Американским философским обществом 5 января 1894 г). Филадельфия, MacCala & Company (вступ. статья Ксендзюк А.П., Ксендзюк О.И.). М., Постум, 2008.
12. Бугаев А.Ф. Введение в единую теорию мира. Основы экстрасенсорики. Саморегулируемая эволюция человека — путь воина К.Кастанеды. КМК, М., 1998.
13. Бурсейе Кристоф. Карлос Кастанеда. Истина лжи /пер. с фр. М., ИД «Флоид», 2008.
14
15
16
17
18
19
20
21
22,
23,
24,
25,
26,
27
28,
29,
30,
31,
32,
Гуревич П.С. Этот зыбкий фантомный мир. Общекультурный смысл размышлений Кастанеды //Философские науки, 1991, №10. Джелдашев Василий. Карлос Кастанеда. Расколотое знание. М., Эксмо, 2011.
"Ежова O.A. Парафилософия Карлоса Кастанеды в контексте психоделического мистицизма контркультуры XX века: диссертация кандидата философских наук. [Место защиты: Белгород, гос. ун-т] Белгород, 2012.
Кастанеда Карлос. Учение Дона Хуана. Путь Знания Индейцев Яки. Москва, София, 2008.
Кастанеда Карлос. Отдельная Реальность. Москва, София, 2008. Кастанеда Карлос. Путешествие в Икстлан. Москва, София, 2008. Кастанеда Карлос. Сказки о Силе. Москва, София, 2008. "Кастанеда Карлос. Второе Кольцо Силы. Москва, София, 2008. Кастанеда Карлос. Дар Орла. Москва, София, 2008. Кастанеда Карлос. Огонь изнутри. Москва, София, 2008. Кастанеда Карлос. Сила безмолвия. Москва, София, 2008. Кастанеда Карлос. Искусство Сновидения. Москва, София, 2008. Кастанеда Карлос. Активная сторона бесконечности. Москва, София, 2008.
Кастанеда Карлос. Колесо Времени. Москва, София, 2008. Кастанеда Карлос. Лекции и интервью. Москва, София, 2008. "Кимов Ю.А. Сонник Кастанеды. М., Вече, 2002. Классен Норберт. Мудрость Тольтеков в новой эпохе: Карлос Кастанеда и завещание Дона Хуана. [Пер. с нем. Л. Руддат] Киев, София, 1999.
Ксендзюк А.П. Тайна Карлоса Кастанеды. Анализ магического знания дона Хуана: теория и практика. Одесса, 1995. Ксендзюк А.П. После Кастанеды: дальнейшее исследование. Киев, София, 2001.
33
34
35
36
37
38
39
40,
41,
42.
43.
44.
45.
46.
Ксендзюк А.П. Видение Нагуаля. Киев, София, 2002. Ксендзюк А.П. Человек неведомый: Тольтекский путь усиления осознания. Киев, София, 2004.
Ксендзюк А.П. Пороги сновидения. Киев, София, 2005. Лао-цзы. Дао Дэ Цзинь. «Древнекитайская философия, том 2», пер. с кит. Ян Хин-шуна. Москва, Мысль, 1972. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989. [Псевдо-]Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Пер. М. Г. Ермаковой. СПб., РХГИ-Университетская книга, 1997. [Псевдо-]Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник [и другие]. Толкования. Пер. и пред. Г. М. Прохорова. (Серия «Византийская библиотека». Раздел «Источники».) СПб, Алетейя, 2002.
Розин В.М. Эзотерический мир. Семантика сакрального текста. Москва, 2002.
Смоликов А.Б. Феномен Карлоса Кастанеды в культуре второй половины XX века: на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ростов-на-Дону, 2004. Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961—1976.
Степанов С.С. Философия Карлоса Кастанеды: Путь Воина. Москва, Беловодье, 2008.
Санчес В. Учение дона Карлоса. Практическое применение тпроизведений Карлоса Кастанеды. Москва, 1996. Санчес В. Тольтеки нового тысячелетия. Москва, 1997. Тукмаков Д.И. Философско-религиозные воззрения Карлоса Кастанеды, диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва, МГУ, 2000.
47. Фатеев A.M. Хроника развития сознания. "Процесс" и учение К. Кастанеды. Рус. след Создателя. М., 1996.
48. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения (репринтное воспроизведение издания 1912 года / Мейстер Экхарт; Пер. со средне-верхне-немецкого, вступит, статья и оформление М. В. Сабашниковой; Послесл. Александра Доброхотова). Москва, Политиздат, 1991.
49. Экхарт М. Об отрешённости (сост., пер. со средневерхненем. и лат. яз., предисл. и примеч. М. Ю. Реутина). Москва-СПб, Унив. кн., 2001.
50. Экхарт М. Избранные проповеди и трактаты (перев., вступит, ст. и коммент. Н. О. Гучинской). СПб., 2001.
51. Экхарт М. Проповеди (перев., предисл. и коммент. И. М. Прохоровой) «Антология средневековой мысли»: в 2-х томах. Т.2. Спб.,2002. С. 388-416.
52. Экхарт М. Трактаты, проповеди. Москва, Наука, 2010.
53. Юдзан Дайдодзи Будосесинсю. Ямамото Цунэтомо Хагакурэ. Юкио Мисима. Хагакурэ Нюмон. Кодекс Самурая. Бусидо. Пер. Котенко Р.В., Мищенко A.A. СПб., Евразия, 2000.
Источники на иностранных языках:
1. . Abelar Taisha, The Sorcerer's Crossing: A Woman's Journey (Compass), Viking Books USA Inc, 1992.
2. Castaneda Margaret Runyan, A Magical Journey with Carlos Castaneda, Victoria: Millenia Press, 1996.
3. Castaneda Carlos, The Teachings of Don Juan, A Yaqui Way Of Knowledge, New York, WSP, 1998.
4. Castaneda Carlos, A Separate Reality, New York, WSP, 1991.
5. Castaneda Carlos, Journey To Ixtlan, New York, WSP, 1991.
6. Castaneda Carlos, Tales of Power, New York, WSP, 1992.
7. Castaneda Carlos, The Second Ring of Power, New York, WSP, 1991.
8. Castaneda Carlos, The Eagle's Gift, New York, WSP, 1991.
9. Castaneda Carlos, The Fire From Within, New York, WSP, 1991.
10. Castaneda Carlos, The Power of Silence, New York, WSP, 1991.
11. Castaneda Carlos, The Art of Dreaming, New York, Harper Perennial, 1994.
12. Castaneda Carlos, The Active Side of Infinity, New York, Harper Perennial, 2000.
13. Castaneda Carlos, Wheel of Time, New York, WSP, 2001.
14. Castaneda Carlos, Magical Passes: The Practical Wisdom of the Shamans of Ancient Mexico, New York, Harper Perennial, 1999.
15. Donner-Grau Florinda, Shabono: A Visit to a Remote and Magical World in the South American Rain Forest, Delacorte Press, 1982.
16. Donner-Grau Florinda, The Witch's Dream: A Healer's Way of Knowledge, Simon & Schuster, 1985.
17. Donner-Grau Florinda, Being-in-Dreaming: An Initiation Into the Sorcerers' World. Harper Collins, 1992.
18. Fikes Jay Courtney, Carlos Castaneda: Academic Opportunism and the Psychedelic Sixties, 1993.
19. Goodman Martin, I Was Carlos Castaneda: The Afterlife Dialogues, Three Rivers Press, NY, 2001.
20. James W, The Varieties of Religious Experience, being the Clifford Lectures on Natural Religion delivered at Edinburgh in 1901-1902.
21. Kehoe Alice, Shamans and Religion: "An Anthropoligical Exploration in Critical Thinking", London, Waveland Press, 2000.
22. Mares Theun, Return of the Warriors, Renascent Legacy Press, 1995.
23. Mares Theun, Cry of the Eagle, Renascent Legacy Press, 1997.
133
24. Mares Theun, This Darned Elusive Happiness, Renascent Legacy Press, 1999.
25. Mares Theun, The Quest for Maleness, Renascent Legacy Press, 1999.
26. Mares Theun, Unveil the Mysteries, Renascent Legacy Press, 1999.
27. Mares Theun, The Mists of Dragon Lore, Renascent Legacy Press, 1998.
28. Mares Theun, Shodows of Wolf Fire, Renascent Legacy Press, 2002.
29. Mares Theun, The Book of Aphorisms, Renascent Legacy Press, 2006.
30. Mares Theun, Numerology Revealed, Renascent Legacy Press, 2009.
31. -Marshall, Robert, The dark legacy of Carlos Castaneda, San Francisco,
CA: Salon Publishing Group, 2009.
32. Mille Richard De, Castaneda's Journey, The Power And The Allegory, Capra, 1976.
33. Mille Richard De, The Don Juan Papers, Further Castaneda Controversies, Ross-Erickson, 1980.
34. Noel Daniel C., Seeing Castaneda: Reactions to the "Don Juan" Writings of Carlos Castaneda, Perigee Books, 1976.
35. Pelevin Viktor, My Mescalito Trip. Victor Pelevin on Carlos Castaneda,
.Los Angeles, Weekly, May 1, 2002. f _
36. Ruiz Miguel Angel, The Four Agreements: A Practical Guide to Personal Wisdom (A Toltec Wisdom Book), Amber-Allen Publishing, 1997.
37. Ruiz Miguel Angel, The Mastery of Love: A Practical Guide to the Art of Relationship (A Toltec Wisdom Book), Amber-Allen Publishing, 1999
r _____
38. Ruiz Miguel Angel, The Four Agreements Companion Book: Using The Four Agreements to Master the Dream of Your Life (A Toltec Wisdom Book)", Amber-Allen Publishing, 2000.
r
39. Ruiz Miguel Angel, Prayers: A Communion with Our Creator (Toltec -Wisdom), Amber-Allen Publishing, 2001.
40. Ruiz Miguel Angel, Wisdom from the Four Agreements (Charming Petites),, Peter Pauper Press, 2003.
41
42
43
44
45
46
47
48,
49,
50,
51
52
53,
54,
г
Ruiz Miguel Angel, Wisdom from the Mastery of Love (Charming Petites), Peter Pauper Press, 2003.
r ___
Ruiz Miguel Angel, The Voice of Knowledge: A Practical Guide To Inner Peace, Amber-Allen Publishing, 2004.
r
Ruiz Miguel Angel, The Fifth Agreement: A Practical Guide to Self-"Mastery, Amber-Allen Publishing, 2010.
Stace Walter Т., Mysticism and Philosophy, J. B. Lippencott Co., New York, 1960.
Sánchez Víctor, The Teachings of Don Carlos: Practical Applications of the Works of Carlos Castañeda, Bear & Co, VT, 1995. Sánchez Víctor, Toltecs of the New Millennium, Bear & Co, VT, 1996. Sánchez Víctor, The Toltec Path of Recapitulation: Healing Your Past to Free Your Soul, Bear & Co, VT, 2001. Sánchez Víctor, The Toltec Oracle, Bear & Co, VT, 2004. "Stace W.T., Mysticism and Philosophy, Macmillan & Co Ltd, London, 1961.
Torres A., Encuentros Con El Nagual, Conversaciones con Carlos Castañeda, Editora Alba, 2002.
Wallace Amy, Sorcerer's Apprentice: My Life with Carlos Castañeda, North Atlantic Books, 2003.
Wasson R. Gordon, A Review of Carlos Castaneda's "The Teachings of Don Juan: A Yaqui Way of Knowledge" Economic Botany, vol. 23(2): \91, 1969
Wasson R. Gordon. A Review of Carlos Castaneda's "A Separate Reality: Further Conversations with Don Juan" Economic Botany, vol. 26(1 ):98-99, 1972
Wasson R. Gordon, A Review of Carlos Castaneda's "Journey to Ixtlan: The Lessons of Don Juan" Economic Botany, vol. 27(1): 151—152, 1973.
55. Wasson R. Gordon, A Review of Carlos Castaneda's "Tales of Power", Economic Botany, vol. 28(3): 245-246, 1974.
56. Wolf Felix, The Art of Navigation: Travels with Carlos Castaneda and Beyond, pbk., LA, 2010.
57. Yoder William R., Possibility Of An Ontology And Epistemology Of Mysticism, New York, Buffalo, 1978.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.