Философская проблема "текст-читатель": историческая динамика и интерпретации XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Бурмистрова, Ирина Викторовна

  • Бурмистрова, Ирина Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 150
Бурмистрова, Ирина Викторовна. Философская проблема "текст-читатель": историческая динамика и интерпретации XX века: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Ростов-на-Дону. 2013. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бурмистрова, Ирина Викторовна

ВЕКА

§ 1 Рецептивная эстетика: история и проблематика

§ 2 Констанцкая школа: история и исследования

§ 3 Философия X. Р. Яусса

§ 4 Философия В. Изера

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философская проблема "текст-читатель": историческая динамика и интерпретации XX века»

Введение

Актуальность темы исследования.

Актуальность философской проблемы «читатель-текст», которую иными словами можно определить как проблему взаимоотношений читателя и текста в процессе формирования смысла произведения, ясна по ряду причин.

Во-первых, в гуманитарной науке в XX веке возникла необходимость смены исследовательских парадигм в изучении литературы и поиска новых путей интерпретации вследствие смещения интереса от фигуры автора к фигуре читателя. Во второй половине XX века происходит обращение к тексту как к самостоятельной категории в структурализме, постструктурализме, философской герменевтике и феноменологии.

Во-вторых, в эпоху массовой культуры и развития средств массовой коммуникации в современном информационном, постиндустриальном обществе, обществе потребления, где высшей ценностью становится информация и господствует текст, где происходит отказ от истины в пользу идеи множества интерпретаций, философы обращаются к читателю как потребителю текстовой информации. Исследователей последних десятилетий интересует проблематика формирования читательских потребностей и реакций сознания на произведения искусства и литературы в частности, феномен чтения, механизмы восприятия. В философии и философском литературоведении вырабатывается новое понимание читателя как самостоятельного конструктора смыслов, чей новый статус осмысливается в рамках философских рецептивно-эстетических исследований, а также понимание текста как смыслопорождающей структуры, чьи стратегии также оказывают влияние на читательское восприятие в структурализме.

В-третьих, современное развитие средств коммуникации и массовой информации сталкивает нас с проблемами манипуляции сознанием, целенаправленного конструирования потребностей читателей (а также

зрителей и слушателей), что также требует философского осмысления.

В этих условиях в XX веке появилась необходимость философского осмысления взаимоотношения читателя и текста, а также роли и статуса художественной литературы в эпоху информационного общества и общества потребления. Отказ от нахождения одного заданного автором смысла произведения литературы, направляет философов последней трети XX века в сферу исследований читательского восприятия, где имеет место множество интерпретаций, на формирование которых также оказывают влияние структуры текста. Как происходит формирование смысла произведения, какую роль в этом процессе играет сознания читателя, как проявляет себя текст, по каким законам формируется восприятие, как происходит взаимодействие читателя и текста, и какой из этих категорий принадлежит главная роль в формировании смыслов произведений литературы - все эти вопросы лежат в поле философской проблемы «текст-читатель».

Наибольшее освещение заявленная проблематика получила в философских работах представителей французского постструктурализма и немецкой рецептивной эстетики последней трети XX века, хотя предпосылки осмысления проблемы взаимоотношения текста как литературного произведения и читателя мы можем проследить в истории философии, начиная с Античности. В отечественной науке проблема также получила некоторое освещение работах представителей русской формальной школы и московско-тартусской школы. Однако, необходимо более подробное освещение проблемы взаимоотношения текста и читателя в современной российской гуманитарной науке, что также определяет актуальность данного исследования.

Степень научной разработанности темы.

Избранная тема ориентирована на вхождение в круг философских проблем последней трети XX века в исследованиях отношений категорий автора, текста и читателя у французских постструктуралистов (работы Р. Барта, Ю. Кристевой, Ж. Деррида, М. Фуко) и представителей констанцкой

школы рецептивной эстетики (Х.Р. Яусса, В. Изера), возникшей как направление в немецкой философской и философско-литературоведческой мысли второй половины XX века. Для более полного раскрытия проблемы взаимоотношений текста и читателя в истории философии также потребовалось обращение к работам А. Моля, П. Рикера, Н. Гартмана, М. Дюфрена, Ю. Лотмана, М. Бахтина и др. по проблематике текста, автора, читателя, чтения, письма, понимания и интерпретаций. В качестве предшественников рассматриваются исследования представителей романтического течения в европейской философии (йенские романтики и представители романтической историографии), Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, Р. Ингардена, Х.Г. Гадамера, формальной школы и др., повлиявшие на формирование исследовательской мысли второй половины XX века по проблематике текста и читателя.

Как мы видим, значительная часть исследований приходится на французских и немецких философов, исследования которых в области взаимоотношений текста и читателя, могут быть разделены на два направления: герменевтическое (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, X. Г. Гадамер, Х.Р. Яусс) и феноменологическое (Р. Ингарден, Н. Гартман, М. Дюфрен, П. Рикер, В. Изер). Феноменологическое направления во Франции испытало значительное влияние философии Э. Гуссерля. Можно заключить, что в XX столетии немецкая и французская философская мысль развиваются в одном проблемном поле, дополняют и обогащают друг друга.

Большая глава в исследовании посвящена проблематике констанцкой школы рецептивной эстетики. При всей популярности исследований роли читателя в формировании смысла произведения в отечественной философской науке проблематика исследований констанцкой школы (ФРГ, вторая половина XX века) оставалась слабо изученной, о чем говорит малая представленность этой темы в русскоязычной аналитической литературе, малое количество переводов.

В работе также происходит обращение к первоисточникам на немецком языке: Jauss H.R. «Literaturgeschichte als Provokation der Literaturwissenschaft», «Ästhetische Erfahrung und literarische Hermeneutik» (Яусс X.P. «История литературы как провокация литературоведения», «Эстетический опыт и литературная герменевтика»), Iser W. «Akt des Lesens», «Das Fiktive und das Imaginäre— Perspektiven literarischer Anthropologie» (Изер В. «Акт чтения», «Фиктивное и имагинарное - перспективы литературной антропологии». Также представлен аналитическая литература по проблематике «текст-читатель» в европейской философии - русскоязычные работы Г. Тиханова, С.Н. Зотова, В.М. Жирмунского, Е.И. Ляпушкиной, И.П. Ильина, Н. Зоркой, А.Ю. Большаковой, А. Дранова, A.B. Соснина, Т.Г. Румянцевой, Е.В. Абрамовских, Е.В. Золотухиной-Аболиной, И.М. Савельевой, A.B. Полетаева, И.С. Вдовиной, Е.А. Цургановой и др.), немецкоязычные (К. Stierle, К. Knipp, Р. Boden), а также работы зарубежных исследователей философов, литературоведов, нарратологов В. Шмида, А. Компаньона, У. Эко, А. Шенле, Э. Уолла, М. Вишке, переведенные на русский язык.

Объект исследования - проблема «текст - читатель» в философских исследованиях XX века.

Предмет исследования - философские и философско-литературоведческие концепции взаимоотношений текста и читательского сознания в истории философии во второй половине XX века.

Цель исследования: анализ взаимоотношения текста и читателя в философских концепциях XX века.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач: -охарактеризовать основные концепции философских исследований проблемы «текст-читатель» в XX веке;

-проанализировать развитие проблемы взаимоотношения текста и читателя в истории европейской философии;

-охарактеризовать основные положения текстовой теории и роль читателя во французском постструктурализме;

- проанализировать модели коммуникации «автор-читатель» и «текст-читатель» в европейской философии второй половины XX века;

-раскрыть специфику рецептивной эстетики и основные этапы развития констанцкой школы рецептивной эстетики (на примере исследовательской группы «Поэтика и герменевтика»);

- раскрыть основные положения теории Х.Р. Яусса;

-показать специфику концепции В. Изера.

Теоретические и методологические основания исследования.

В предлагаемом исследовании происходит обращение к конкретно-исторической ситуации, сложившейся в интеллектуальной жизни Европы в XX столетии. Уход от метафизики привел философские искания последней трети XX века в пространство междисциплинарных исследований. В этот период философия перестала быть чисто академической дисциплиной, обитающей преимущественно в учебных аудиториях и хранящей чистоту своего предмета. Она получила мощную прививку со стороны других дисциплин - психологии, лингвистики, литературоведения и далее активно развивалась на этом интегральном гуманитарном поле. В связи с этим на первый план вышли относительно новые объекты исследования, имеющие длинную философскую предысторию. Среди таких новых объектов были текст и читатель.

Проблема текста возникла в XX веке на стыке философии, литературоведения, культурологии, лингвистики, семиологии, нарратологии. На формирование текста как самостоятельной категории, отличной от литературного произведения, повлияли философские исследования структуралистов и постструктуралистов (Р. Барт, Ж. Деррида, Ю. Кристева, М. Фуко и др.). Поворот исследовательских интересов к читателю произошел в рецептивно-эстетических, герменевтических и феноменологических концепциях (Х.Г. Гадамер, П. Рикер, Р. Ингарден, констанцкая школа).

Обращаясь к проблематике соотношения текста и читателя (читательского сознания), также необходимо разъяснить понятия

интерпретации и читателя как личности, воспринимающей произведение литературы. Сознание читателя необходимо признать инструментом интерпретации; интерпретация понимается как «производная от восприятия литературного произведения»1, восприятие - шире интерпретации.

В работе активно используются такие понятия как текст, читатель, автор, читательское сознание, читательское восприятие, чтение, литература, произведение, письмо, интерпретация, восприятие, герменевтика, воображение, интуиция, вчувствование и др. Под читателем (читательским сознанием) понимается адресат текста, т.е. субъект восприятия; читательское сознание, испытывающее на себе влияние текста. Под текстом понимаем последовательность знаков в определенной связи, особую систему и производство знаков (структуралистский и постструктуралистский подходы). В соотнесении с текстом рассматриваются произведения литературы. Категория автора как создателя произведения также подвергается анализу в этом исследовании, где происходит переосмысление влияния этой категории на формирование смысла произведения, с новых позиций в философской мысли XX века автор рассматривается в его взаимоотношении с текстом.

Проблема соотношения текста и читателя (с какими бы именами, ролями и функциями читатель нам не являлся: как литературный критик, как профессиональный интерпретатор или простой читатель) является проблемой истории философии, теории познания, методологии, эстетики, философской антропологии и философского литературоведения; она тесно связана с проблемами автора, текста, творчества и смыслообразования, с проблемами определения сущности художественного произведения и интерпретации, интуиции, воображения и др.

Одной из предпосылок проблемы нашего исследования может стать понимание троичного отношения «автор - текст - читатель» как

1 Цурганова Е.А. Новая критика // Современное зарубежное литературоведение. Страны Западной Европы и США. Концепции, школы, термины, М.: Интрада, 1996

динамического процесса «объективации - субъективации», в котором замысел автора, объективируясь в тексте, становится самостоятельным артефактом, смысл которого необходимо раскрыть читателю. Следует употребить эти понятия, не присущие исследуемым мыслителям, чтобы выявить движение философских идей, облаченных в формы теоретического литературоведения.

Хотя тема нашего исследования может рассматриваться как междисциплинарная, в данной работе она исследуется в историко-философском ракурсе. Этому способствует используемый историко-философский метод, компартивистский метод, метод реконструкции философских концепций избранных авторов, которые дополняются общефилософскими методами, методом культурно-исторического анализа, методом интерпретации, общенаучными методами (синтез, дедукция, индукция). Методология исследования позволяет реконструировать воззрения на категории текст и читатель в истории философии, провести сравнительный анализ подходов к исследованиям категорий текста и читателя, интерпретацию анализируемых текстов, включая самостоятельно переведенные источники с немецкого языка.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Проанализировано развитие проблематики текста и читателя в истории европейской философии в XIX - XX вв., в философских концепциях XX века как смещение интереса от проблематики взаимоотношений автора и литературного произведения, автора и читателя-истолкователя к взаимодействию текста и читателя в формировании смыслов произведения.

2. Выявлены принципы понимания взаимосвязи текста и читателя, присущие постструктурализму (Р. Барт, Ю. Кристева, Ж. Деррида, М. Фуко), такие как множественность читательских восприятий текста, определенность читательского восприятия стратегиями текста, понимание читателя как потребителя информации.

3. Проанализированы модели коммуникации «автор-читатель» и

«текст-читатель» в европейской философии XX века в работах В. Шмида, У. Эко, где читатель рассматривается как потребляющее, синтезирующее, принимающее сообщение начало, во многом пассивное и подверженное в своем восприятии влиянию структур текста и контекста.

4. Раскрыта специфика рецептивной эстетики, основные этапы развития констанцкой школы рецептивной эстетики (исследовательская группа «Поэтика и герменевтика»), представлены исследования в области соотношения текста и читателя, где текст исследуется в сфере художественной литературы.

5. Раскрыты основные положения теории Х.Р. Яусса и его проекта новой литературной истории, целью которой являются поиски вопросов, на которые должно отвечать произведение, исходя из ожиданий читателей в конкретных исторических условиях. Читатель представлен как конкретно-историческая личность.

6. Раскрыты основные положения теории В. Изера и его проекта антропологии художественной литературы, целью которой является самопознание, преобразование человека. Читатель представлен как абстракция (имплицитный читатель), внутритекстовый конструкт, влияющий на ход восприятия текста реальным читателем.

Научно-практическая значимость исследования.

Исследование позволяет осмыслить историю отношений категорий текста и читателя в европейской философии, войти в круг проблем рецептивной эстетики, расширить представления об условиях и механизмах читательского восприятия. Результаты исследования могут быть использованы при разработке курсов по истории философии, эстетике, гносеологии, философскому литературоведению.

Апробация работы.

Основные результаты исследования докладывались на вузовских, всероссийских и международных конференциях, круглых столах, таких как: 8-я Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и

молодых ученых «Молодежь XXI века - будущее российской науки» (Ростов-на-Дону, 2010 г.), Ежегодная международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва 2011 г.), Конференция кафедры истории философии факультета философии и культурологии ЮФУ «Философия как пространство диалога и дискуссии» (Ростов-на-Дону, 2012 г.), Открытый междисциплинарный семинар «Смерть» Автора: философия, литературоведение, искусство» в рамках деятельности Научного совета студентов и аспирантов факультета философии и культурологии ЮФУ (Ростов-на-Дону, 2012 г.).

Структура работы и объем диссертации.

Структура диссертации включает введение, три главы, состоящие из семи параграфов, заключения и список литературы Объем работы составляет 150 страниц. Библиографический список включает 106 источников.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

1. В истории европейской философии фигура читателя прошла путь от ученика школы софистики и риторики в Античности , к профессиональному толкователю священных текстов в Средневековье, к литературному критику, профессиональному интерпретатору в новоевропейской философской мысли и, наконец, до со-творца смыслов произведения, вполне самостоятельную фигуру в формировании смыслов в постструктуралистских и рецепивно-эстетических исследованиях XX века.

2. Смещение исследовательских интересов от автора к тексту и читателю было вызвано необходимостью смены парадигм интерпретирования в западном философствующем литературоведении и эстетике. Вторая половина XX века знаменуется активными исследованиями соотношения текста и читателя во французском структурализме, поструктурализме и рецептивной эстетике в немецкой философской мысли в

Дильтей В. Возникновение герменевтики // сб. Герменевтика и теория литературы, соб. соч. т. IV, М.2001, с.243-244

рамках герменевтического и феноменологического подходов, а именно: исследования текстовых структур и стратегий, определяющих читательское восприятие, положения о механизмах читательского воображения и процессах субъективации, множестве интерпретаций и пр.

3. Принципы понимания взаимосвязи текста и читателя, присущие постструктурализму (работы Ю. Кристевой, Р. Барта, Ж. Деррида, М. Фуко) во французской философской мысли состоят в следующем: читательские интерпретации текста множественны, разнородны и меняются от чтения к чтению; читательское восприятие определено стратегиями текста и культурными кодами; взаимодействие читателя и текста осуществляется в процессе игры, где игра читателя представляет собой активное восприятие и создания текста; читатель потребляет текст и др.

4. Соотношение текста, читателя и теряющего свои позиции автора, может быть представлено в форме трехсторонней коммуникации, в которой исследователей XX века более интересуют модели (схемы) «автор-читатель» и «текст-читатель» (работы В. Шмида, У. Эко). Для этих исследований характерны представления о различных проявлениях читателя (от конкретно-исторической личности до абстрактного читателя), о множестве субъективных читательских прочтений и интерпретаций, на формирование которых оказывают влияние структуры и стратегии текст. Читатель представлен как внутритекстовый конструкт, который модулируется текстом (текстоцентричные модели); личность читателя уходит на задний план, текст определяет восприятие.

5. В немецкой философской мысли второй половины XX века проблема взаимоотношения текста и читателя представлена в рецептивной эстетике (исследовательская группа «Поэтика и герменевтика», известная также как констанцкая школа). Самые значимые для этого исследования представители школы Х.Р. Яусс и В. Изер вошли в историю философии и философствующего литературоведения как авторы новых подходов в исследованиях читателя и авторы гуманитарных научных проектов: проекта

новой литературной истории (Яусс) и проекта антропологии художественной литературы (Изер). Новизной этих проектов стало методологическое обращение к субъекту-читателю как к самостоятельной фигуре, самостоятельной категории. В работах этих исследователей текст представлен в сфере художественной литературы, а также как продукт исторического контекста, зависящий от позиции читателя, совершающего интерпретацию.

6. Основные положения теории Х.Р. Яусса состоят в следующем: субъект-читатель представлен как конкретно-историческая личность, адресат текста, рефлексирующее сознание, активное начало; в субъективном восприятии в процессе активного понимания читателем литературного текста происходит развертывание заложенного в произведении смыслового потенциала; важную роль в формировании литературной истории играют поколения читателей, которые одно и то же литературное произведение понимают по-своему в зависимости от социально-исторического контекста своей эпохи. Цель литературной истории - познание исторической жизни литературного произведения в его критическом восприятии различными поколениями читателей. В интересе к проблеме диалогического понимания между произведениями и публикой (иными словами, между текстом и читателем) Яусс перекликается с диалогическими идеями и принципами теории М. Бахтина.

7. Основные положения теории В. Изера состоят в следующем: в тексте присутствует объективированная авторским воображением фигура читателя; читатель — это абстракция (имплицитный читатель); читательские ожидания косвенно смоделированы автором в тексте и участвуют в формировании смысловой структуры произведения, задают ход его восприятия. Цель литературной антропологии - самопросвещение и самопознание, преобразование человека.

8. Сравнение идей французского постструктурализма и немецкой школы рецептивной эстетики в XX веке раскрывает нам важную тенденцию:

хотя первое направления характеризуется акцентом на исследованиях текста (текстоцентричность), а второе - на интересе к исследованию читателя (субъектоцентричность), представители двух направлений работали в одном интеллектуальном поле, ставили перед собой сходные исследовательские задачи, испытывали взаимное идейное влияние друг на друга, а также -влияние российской философской мысли (идеи М. Бахтина, Ю. Лотмана, В. Шкловского и др.)

ГЛАВА 1. ТЕКСТ И ЧИТАТЕЛЬ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ XIX -XX ВВ.

§ 1 Автор, текст, читатель в философии (концепты и концепции)

Философская и литературоведческая, междисциплинарная проблема взаимоотношения текста и читателя раскрывается в исследованиях XX века под влиянием работа структуралистов в областях лингвистики и семиологии и французского постструктурализма (труды Р. Барта, Ж. Дерриды, Ю.

л

Кристевой), а также в работах итальянского философа У. Эко и др. Однако исток исследовательской проблемы соотношения текста и читателя следует искать в работах немецких философов, посвященных герменевтике (проблемы интерпретации и понимания) - работы Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, Х.-Г. Гадамера, а также польского философа Р. Ингардена и др., оказавшие влияние и на немецкую философско-литературоведческую школу рецептивной эстетики XX века (Х.Р. Яусс, В. Изер и пр.).

В этом исследовании я постараюсь проследить не только ключевые положения теорий, раскрывающих проблематику текста и читателя в XX столетии и ее философские предтечи, но также выявить моменты становления и взаимовлияния немецкой и французской философской традиции в интересующих меня вопросах.

Акцент будет сделан на работах представителей французской и немецкой философской мысли последней трети XX века, когда исследования текста и читательского сознания получили особенную популярность и развитие.

Обращение философов XX века к исследованиям читателя как самостоятельной категории в ее соотношении с категорией текста явилось ответом на методологический кризис в гуманитаристике, сложившуюся

3 Щирова И.А., Гончарова Е.А. Многомерность текста: понимание и интерпретация, СПб, 2007, с. 36 // URL: http://window.edu.ru/resource/249/64249/files/shirova.pdf Дата обращения 25.04.2013.

необходимость смены подходов в интерпретации повествовательных произведений (традиционные подходы с их приоритетом автора в создании смыслов произведения и соответствующей критикой литературных произведений требовали переосмысления). По словам французского философа Р. Барта, в XX веке в гуманитарных дисциплинах произошли изменения в представлениях о языке и, как следствие, также изменились представления о произведениях литературы. Эти изменения были вызваны новыми открытиями в таких дисциплинах как психоанализ, марксизм, лингвистика, антропология. Каждая из дисциплин получила свое обновление и столкнулась с необходимостью изучения нового для себя объекта, которым стал текст.4 «Текст» как категория вышел за пределы исследований теории литературы, распространившись на все остальные письменные артефакты и явления культуры. Литературное произведение стали отличать от текста как более широкого и самостоятельного объекта исследований.

Сравнительный анализ текста и произведения через призму новой парадигмы детально представлен в работе Ролана Барта «От произведения к тексту», где философ подчеркивает важность «принципа относительности» при исследовании взаимоотношений скриптора (пишущего текст), читателя и наблюдателя (литературного критика).5

До второй половины XX века в сознании философов в основном царил автор как абсолютный монополист, отец и хозяин смыслов произведений, а читателю отводилась скорее второстепенная роль потребителя текстовой информации, чьей основной задачей является раскрытие заложенного автором смысла произведения. Профессионалами в этой области раскрытия смыслов стали литературный критик (специалист по работе с художественными текстами) и профессиональный интерпретатор (специалист по работе с иными,

4Барт Р. От произведения к тексту // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1989, с. 413

5 Там же.

нехудожественными текстами - религиозными, юридическими, историческими и пр.).

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бурмистрова, Ирина Викторовна, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абрамовских Е.В. Рецептивные стратегии текста NON-FINITO // Вестник ЮУрГУ, 2007, № 8 (80).

2. Абушенко В.Л., Дорошевич Э.К. Диахронность и синхронность // Новейший философский словарь, Минск, 1998.

3. Автономова И.С. Структурализм // Новая философская энциклопедия на сайте Института философии РАН. URL: http://iph.ras.ru/elib/2858.html Дата обращения: 05.03.2013.

4. Автономова Н.С. Постструктурализм // Новая философская энциклопедия на сайте Института философии РАН. URL: http://iph.ras.ru/elib/2858.html Дата обращения: 05.03.2013.

5. Аксенов А.В. Теоретические исследования. Вненаходимость и диалог // сб. Диалог. Карнавал. Хронотоп 1999, № 1 // URL http://www.nevmenandr.net/dkx/?y=l 999&n=l &abs=Aksenov Дата обращения: 13.10.2013.

6. Аристотель, Риторика // Библиотека Машкова. URL: http://ww.lib.rn/POEEAST/ARISTOTEL/ritoriki.txt Дата обращения: 24.04.2012.

7. Барт Р. Текстовый анализ одной новеллы Эдгара По // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1989.

8. Барт Р. От произведения к тексту // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1989.

9. Барт Р. Писатели и пишущие // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1989.

10. Барт Р. Удовольствие от текста // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1989.

11. Барт Р., Смерть автора // Эстетика и теория искусства XX века. Хрестоматия, М., 2007 // Портал «Philology.ru». URL: http://www.philology.ru/literature 1/barthes-94e.htm

12. Бахтин М. Проблемы содержания, материала и формы в словесном

художественном творчестве // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

13. Бахтин М.М. Проблема текста — опыт философского анализа // Вопросы литературы, 1976. № 10.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества, М., 1979.

15. Бахтин М.М., Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М.М. Работы 20-х годов, Киев, 1994.

16. Большакова А.Ю., Образ читателя как литературоведческая категория // URL: http://ebiblioteka.ru/browse/doc/4991655 Дата обращения: 14.05.2012.

17. Бурмистрова И.В. Рецептивная эстетика: история, проблематика // эл. сб. по итогам Молодежного научного форума «Ломоносов-2011», М., 2011.

18. Вайнштейн О. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля. - М.: Рос. гос. гуманитарный ун-т, 1994.

19. Вальденфейльс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о «Чужом» // Сайт журнала «Логос». URL: http://anthropology.rinet.ru/old/6/wald.htm Дата обращения: 15.12.2012.

20. Введение в литературоведение // Электронное учебное пособие. Сост.: Чубарова В.Н., Мирошниченко О.С., Джумайло O.A. URL: http://litved.rsu.ru/concep.htm Дата обращения: 09.12.2012.

21. Вдовина И.С. Феноменология во Франции (историко-философские очерки). Монография, М. Изд.: Канон «+», 2009.

22. Вишке М., Конечность понимания. Произведение искусства и его опыт интерпретации Х.-Г. Гадамера // Исследования по феноменологии и философской герменевтике, Минск, 2001.

23. Вольфганг Изер в Москве: Материалы круглого стола // Вестник МГУ. Серия 9: Филология, М., 1999, № 5.

24. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма: Гельдерлин, Шейермахер. М.: Наука, 1978.

25. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного, М.: Искусство, 1991.

26. Гадамер Х.-Г. Истина и метод, М.: Прогресс, 1988.

27. Грицанов A.A. Текст // История философии. Энциклопедия, Минск: Изд-во «Книжный дом», 2002.

28. Гюнтер X. Андрей Платонов sub specie anthropologiae, Журнал «Новое литературное обозрение» № 113, 2012 // http://magazines.mss.rU/nlo/2012/l 13/gl8.html#_ftn4 Дата обращения: 20.03.2013.

29. Деррида Ж. О грамматологии // Философский портал «Philosophy.ru». URL: http://philosophy.ru/library/derrida/grammatologie.html Дата обращения: 02.04.2013.

30. Деррида Ж., Хартман Д., Изер В., Деконструкция: триалог в Иерусалиме// Электронная библиотека «Гумер» - гуманитарные науки. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/philos/Derr/dekon.php Дата обращения: 12.12.2009.

31. Дильтей В. Возникновение герменевтики // сб. Герменевтика и теория литературы, соб. соч. т. IV, М.2001.

32. Дранов A.B., Рецептивная эстетика // Современное зарубежное литературоведение. Страны Западной Европы и США. Концепции, школы, термины, М.: Интрада, 1996.

33. Жирмунский В. М. Введение в литературоведение, СПб, 1997.

34. Жирмунский В.М., Немецкий романтизм и современная мистика. СПб, Аксиома. 1996.

35. Золотухина-Аболина Е.В. Проблема вымысла: между фантазией и реальностью // Эпистемология и философия науки, 2010, T.XXIII, № 1.

36. Зоркая Н., In Memoriam. Ханс-Роберт Яусс // Новое литературное обозрение, 1997, №25.

37. Изер В., Акты вымысла или что фиктивно в фикциональном тексте //Немецкое философское литературоведение. Антология, СПБ, 2001.

38. Изер В., Вымыслообразующие акты // Новое литературное,

обозрение, № 27, 1997.

39. Изер В., Изменение функций литературы. Процесс чтения: феноменологический подход // Современная литературная теория. Антология. М., 2004.

40. Изер В., Историко-функциональная модель литературы // вестник МГУ, Серия 9: Филология, М., 1997, № 3.

41. Изер В. К антропологии художественной литературы // Новое литературное обозрение, 2008, № 6 // URL: http://www.polit.ru/article/2009/02/27/izer/ Дата обращения: 15.04.2013

42. Изер В. Проблема переводимости: герменевтика и современное гуманитарное знание // URL: http://www.independent-academy.net/science/library/iser.html Дата обращения: 23.09.2010.

43. Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм // Электронная библиотека «Гумер» - гуманитарные науки. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Ilin_Post/100.php Дата обращения: 10.03.2013.

44. Ингарден Р. Исследования по эстетике, М. 1961.

45. Инишев И.Н. Литература как медиум философской рефлексии // сб. Язык философии: традиции, новации. Материалы межвузовской конференции. Москва, 7-8 декабря 2010 г.

46. Инишев И.Н. Чтение и дискурс: трансформации герменевтики. Вильнюс, 2007.

47. Кожевникова В.М., Николаева П.А., Литературный энциклопедический словарь, М., 1999.

48. Компаньон А., Демон теории, М., изд-во им. Сабашниковых, 2001.

49. Кондаков И.В. Лотман // Культурология. XX век. Энциклопедия. 1988 // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/488AJIoTMaH Дата обращения: 12.06.2013

50. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: От структурализма к постсруктурализму, М. 2000.

51. Кристева Ю. Семиотика, М. 1970.

52. Кроне Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика, М.1920, Ч. 1

53. Куренной В. Вальденфейлс Б. Мотив чужого. Минск: Пропилеи,

1999.

54. Лавлинский С.П. Читатель у Бахтина // Новый филологический вестник 2005, № 1.

55. Лотман Ю.М. Структура художественного текста //

Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб, 1998. - С. 14 - 285. Электронная библиотека «Гумер» - гуманитарные науки. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Lotman/_01 .php Дата обращения: 13.06.2013.

56. Ляпушкина Е.И. Введение в литературную герменевтику // Сайт СПбГУ. URL: http://lit.phil.spbu.ru/article.php?id=23 Дата обращения: 29.03.2012.

57. Можейко М.А. Автор // История философии. Энциклопедия, Минск: Изд-во «Книжный дом», 2002.

58. Моль А. Социодинамика культуры //

URL: http ://yanko .lib.ru/books/cultur/mol_sociodinamika_cult-

a.htm#_Tocl94072099 Дата обращения 4.06.2013.

59. Мукаржовский Я. Структуральная поэтика // Ян Мукаржовский. М.: Языки русской культуры, 1996.

60. Мукаржовский Я. Преднамеренное и непреднамеренное в искусстве // Исследования по эстетике и теории искусства. М. 1994.

61. Новейший философский словарь. Минск, 1999.

62. Огданец М. Интертекст // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / сб. под ред. В.В. Бычкова. Электронная библиотека «Гумер» - гуманитарные науки. // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Buchkov_Lexikon/_12.php Дата обращения: 06.03.2013.

63. Огданец М. Интертекстуальность // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / сб. под ред. В.В. Бычкова. Электронная библиотека «Гумер» - гуманитарные науки. // http ://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Buchkov_Lexikon/_l 2 .php Дата обращения: 06.03.2013.

64. Поль де Манн, Борьба с теорией // Новое литературное обозрение, 1997, №23.

65. Постмодернизм // Новейший философский словарь. Минск 1999

66. Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности. М. // URL: http://abuss.narod.ru/Biblio/piegegro.htm Дата обращения 20.06.2013.

67. Ревзина О.Г. Методы анализа художественного текста // Структура и семантика художественного текста. М., 1998. URL: http://danefae.org/lib/ogrevzina/metody.htm Дата обращения: 08.03.2013.

68. Рикер П. Герменевтика и метод социальных наук // Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. М.: Изд. центр "Academia", 1995.

69. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 2002. // Архив сайта СФИ URL: http://archive.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=834 Дата обращения: 15.06.2013

70. Руднев В. Словарь культуры XX века // Электронная библиотека «Гумер» - гуманитарные науки. URL: http ://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Rudnev/Dict/_l 9.php Дата обращения: 01.04.2013.

71. Румянцева Т.Г. Читатель // История философии. Энциклопедия, Минск: Изд-во «Книжный дом», 2002.

72. Рыклин М.К. Барт Р. // Новая философская энциклопедия на сайте Института философии РАН. URL: http://iph.ras.ru/elib/0354.html Дата обращения: 05.03.2013.

73. Савельева И.М., Полетаев A.B., История и интуиция: наследие романтиков. М., 2003.

74. Сайт С. Зотова // URL: http://czotov.ru/content.php?id=34919 Дата обращения: 20.04.2012.

75. Силичев Д. Феноменологическая эстетика // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / сб. под ред. В.В.Бычкова // Электронная библиотека «Гумер» - гуманитарные науки. URL: http://\vww.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Buchkov_Lexikon/_33.php Дата обращения: 15.02.2013.

76. Соснин A.B. Степень самодостаточности текста и связанные с ней проблемы перевода (на материале английского языка). Монография. Нижний Новгород. 2011.

77. Турышева О.Н. Реальный читатель как объект литературной науки // Вестник ЧГПУ № 10 2010 г.

78. Тиханов Г., Почему современная теория литературы возникла в центральной и восточной Европе? // Новое литературное обозрение, №53, 2002.

79. Уолл Э., О взглядах Бахтина в Германии // URL: http://russianway.rchgi.spb.ru/Bakhtin/volume_2/19_wall.pdf Дата обращения: 14.05.2010.

80. Философский словарь // URL: http://www.agape-biblia.org/books/Book04/SH.htm Дата обращения: 01.03.2013.

81. Фуко М. Что такое автор? // Философский портал «Philosophy.ru». URL: http://philosophy.ru/library/foucault/aut.html Дата обращения: 15.03.2013.

82. Цурганова Е.А. Новая критика // Современное зарубежное литературоведение. Страны Западной Европы и США. Концепции, школы, термины, М.: Интрада, 1996

83. Цурганова Е.А., Введение (вводная статья) // Современное зарубежное литературоведение. Страны Западной Европы и США. Концепции, школы, термины, М.: Интрада, 1996

84. Шенле А., Теории фикциональности: критический обзор // Новое литературное обозрение, № 27, 1997.

85. Шлейермахер Ф. Герменевтика // Альманах «Общественная мысль», 1993 г., вып. IV.

86. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003.

87. Щирова И.А., Гончарова Е.А. Многомерность текста: понимание и интерпретация, СПб, 2007, с. 36 // URL: http://window.edu.ru/resource/249/64249/files/shirova.pdf Дата обращения 25.04.2013.

88. Эко У. Два типа интерпретации // Новое литературное обозрение.

1996. №21.

89. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. М.: Издательство РГГУ, 2007.

90. Эстетический опыт // Сайт Института философии РАН, URL: http://iph.ras.ru/elib/2197.html Дата обращения: 17.03.2013.

91. Яусс Х.Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение, 1995, №12.

92. Яусс Х.Р. Письмо Полю де Ману // Новое литературное обозрение,

1997, №23.

93. Яусс Х.Р., История литературы как вызов теории литературы. Речь по случаю вступления в должность в университете Констанца // Современная литературная теория. Антология. М., 2004.

94. Яусс Х.Р., К проблеме диалогического понимания // Вопросы философии, 1994, №12.

95. Boden Р. Arbeit an Begriffen. Zur Geschichte von Kontroversen in der Forschungsgruppe «Poetik und Hermeneutik» // Сайт библиотеки Варшавского университета. URL: http://www.buw.uw.edu.pl/ Дата обращения: 23.12.2011.

96. Enziklopaedie Philosophie und Wissenschaftstheorie, Band 3, Stuttgart,

1995.

97. Hans Robert Jauss romanistiescher Literaturwissenschaftler // Сайт университета Duisburg-Essen. URL: http://www.uni-due.de/einladung/Vorlesungen/methoden/jauss.html Дата обращения: 14.02.2011

98. Iser W., Der Akt des Lesens. Theorie ästhetischer Wirkung, Muenchen,

1976.

99. Iser W., Das Fiktive und das Imaginäre— Perspektiven literarischer Anthropologie, Muenchen, 1994.

100. Jauss H.R., Literaturgeschichte als Provokation der Literaturwissenschaft // R. Warning (Hg.): Rezeptionsaesthetik, 4, Auflage. Muenchen 1994.

101. Jauss H.R., Ästhetische Erfahrung und literarische Hermeneutik, Muenchen, 1982.

102. Knipp K., Der Leser als Hauptfigur - zum Tode des Literaturwisschenschaftlers Wolfgang Iser // Сайт „Deutschlandradio". URL: http://www.dradio.de/dlf/sendungen/kulturheute/587315/ Der Leser als Hauptfigur Дата обращения: 04.02.2010.

103. Rezeptionsaesthetik // Сайт «Википедия" на немецком языке. URL: http://de.www.wikipedia.org/wiki/rezeptionsaesthetik Дата обращения: 04.02.2010

104. Stierle К., Ein Nachruf Prof. Dr. phil. emer. Hans Robert Jauß // Сайт университета г. Констанц. URL: http://www.uni-konstanz.de/FuF/Philo/LitWiss/romanistik/literatur/personalia/jauss/index.html Дата обращения: 04.02.2010.

105. Vodicka F.P., Die Struktur der Entwicklung — Muenchen, 1976 — С

III

106. Wolfgang Iser anglistischer Literaturwissenschaftler // Сайт университета Duisburg-Essen. URL: http://www.uni-due.de/einladung/Vorlesungen/lektuere/iser.html Дата обращения: 04.02.2010.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.