Философская антропология М. Ландмана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Трубачев, Сергей Александрович

  • Трубачев, Сергей Александрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 120
Трубачев, Сергей Александрович. Философская антропология М. Ландмана: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2006. 120 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Трубачев, Сергей Александрович

Введение.3-7 стр.

Глава 1: От антропологической философии к культурной антропологии

М. Ландмана. 8-39 стр.

1.1. Человек в мифе, религии, этике, теории познания, психологии, метафизике и общественной теории.

1.2. Антропологический поворот в философии 20 века.

1.3. Культурная антропология М. Ландмана.

Глава 2: Человек как создатель и создание объективного духа. 40-59 стр.

2.1. Человек в его отношении к объективному духу.

2.2. Техническое воплощение духа.

2.3. Человек и объективации.

Глава 3: Образ человека у М. Ландмана. 60-111 стр.

3.1. Система антропин.

3.2. Основные характеристики человека.

3.3. Антропология и образ человека в древнееврейской культуре. Заключение. 112-113 стр.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философская антропология М. Ландмана»

Актуальность темы исследования. Актуальность темы диссертационного исследования определяется обращением к одному из ведущих направлений в философии 20 века - философской антропологии. От своих истоков до наших дней философская антропология развивалась по трем основным направлениям. Речь идет о биологической, религиозной, и культурной философской антропологии. Каждому из этих типов антропологии был присущ свой собственный метод в исследовании человека. Для представителей биологической антропологии - Гельмута Плеснера и Арнольда Гелена таковым стал метод сравнительного анализа биологической организации человека и животного. Для религиозной антропологии - метод соотнесения человека с Богом, а для культурной антропологии - рассмотрение человека на более широком жизненном фоне, как творца и творение культуры. Если биологическому и религиозному направлению философской антропологии в современных историко-философских исследованиях было уделено достаточно много места и внимания, то на долю культурно-исторического направления выпало меньшее число работ. Так, ни творчество Эриха Ротхакера, ни тем более Михаэля Ландмана, до сих пор не стало темой отдельного исследования. Однако несмотря на их общую принадлежность к культурной антропологии, между ними существовали и определенные различия. Поэтому нам представляется, что творчество каждого из них заслуживает специального исследования.

Объектом рассмотрения данной диссертации является творчество Михаэля Ландмана (1913-1984)*- наименее изученного и наименее известного из всех М. Ландман ( 16.12. 1913 (Базель) -25.01.1984 (Хайфа, Израиль))- швейцарский философ, культуролог, социолог, исследователь творчества Г. Зиммеля, один из главных представителей культурной антропологии. Ученик Г. Шмаленбаха. С 1946-51 г.-ассистент Г. Шмапенбаха в Базеле (с 1948 г. - К. Ясперса), с 1951-1978 г. - профессор Свободного университета Западного Берлина, с 1978-1984г.- в Хайфе. Докторская работа - «Сократизм как этика ценностей» (1943), габилюгационная работа - «Проблема незнания и потребность в знании в философском сознании» (1949).

Основные работы: «Философская антропология» (1955), «Человек как творец и творение культуры» (1961), «Конец индивида» (1971), «Отчужденный разум» (1975), «Обвинение против разума» (1976), «Фундаментальная антропология» (1979) и др. философов, которые придерживались культурно-исторического направления в философской антропологии.

Возникновение культурной антропологии представляет собой, кроме того, эпизод более широкой проблемной ситуации, представляющей интерес с точки зрения эволюции философии к культурологии. Именно во второй половине. 20 века происходит становление культурологии как отдельной научной дисциплины. Драматизм процесса заключался, однако, в том, что философия инкорпорировала в область своей проблематики те вопросы, на разработку которых все более начинала претендовать культурология как самостоятельная дисциплина. Тематизация проблемы человека в связи его с проблемой культуры приводит к возникновению особого направления в рамках философской антропологии -культурной антропологии, которая наиболее близко подходит к культурологии как таковой. Таким образом актуальность исследования объясняется и тем, что оно позволяет прояснить определенные аспекты взаимодействия культурологии и философии в немецкой мысли.

Степень разработанности проблемы. Фигура и творчество Михаэля Ландмана недостаточно известны даже в Германии и Швейцарии. Среди работ посвященных ему можно выделить лишь книгу «Выборка и пророчество: книга памяти Михаэля Ландмана» (2001), изданную одним из исследователей его творчества Клаусом - Юргеном Грюнднером, а также небольшую статью Клауса-Кристиана Кёнке «Зиммель без Ландмана?»1 в книге: Георг Зиммель «Индивидуальный закон». В ней освещены основные вехи биографии философа и отмечено влияние философии позднего Зиммеля на всё творчество М. Ландмана.

В России философия Ландмана практически не изучена. Его работы никогда не переводились на русский язык.2 Книг Ландмана в наших библиотеках

1 Kohnke К.С. Simmel ohne Landmann? // Simmel G. Das individuelle Gesetz.-Frankfurt am Main.: Suhrkamp, 1987.-S.256-275.

2 За исключением небольшой статьи «Георг Зиммель: контуры его мышления» в качестве приложения ко второму тому работ Г. Зиммеля (Избранное. Т. 2 : Созерцание жизни. - М.: Юристь, 1996.- С. 529-538) мало. Исследований посвященных его наследию у нас тем более нет. Его имя крайне редко упоминалось в философских справочниках и словарях. Единственным исключением из этого может служить лишь книга Б.Т. Григорьяна «Философская антропология» (1982),3 в одной из глав которой он попытался кратко охарактеризовать культурно-антропологическую концепцию М. Ланд-мана. О том же, что М. Ландман занимался помимо этого ещё философией сознания, социологией, эстетикой и этикой, вообще нет нигде никакого упоминания.

Дели и задачи исследования. Целью исследования является целостное рассмотрение антропологии Михаэля Ландмана, включающее в себе освещение и решение следующих задач:

-определение места и отношения культурной антропологии М. Ландмана к другим направлениям философской антропологии;

-анализ структуры и своеобразия ландмановской концепции взаимоотношения культуры и человека;

-рассмотрение и оценка эффективности предлагаемого М. Ландманом концептуального аппарата к решению основных философско-антропологических проблем;

-определение взаимоотношений культурной антропологии и философии культуры.

Научная новизна и основные результаты исследования. Научная новизна диссертации определяется тем, что сама по себе данная работа являет собой первую в России попытку всестороннего анализа философской антропологии швейцарского философа. В проведенном анализе впервые антропологическая концепция М. Ландмана предстаёт во всей своей полноте и целостности в качестве одного из вариантов культурно-исторического направления в философской антропологии XX века.

К числу основных результатов настоящего исследования необходимо

3 Григорьян Б.Т. Философская антропология. - М.: Мысль, 1982. отнести следующие:

- определено место антропологии М. Ландмана в истории антропологической философии 20 века;

- дан философский анализ основных характеристик человека, представленных в двух его ключевых работах «Человек как творец и творение культуры» (1961) и «Фундаментальная антропология» (1979);

- выявлены взаимосвязь и взаимозависимость человека и объективного духа в ландмановской концепции культурной антропологии;

- раскрыты смысл и значение ключевого понятия концепции М. Ландмана-понятия антропины;

- выявлено и охарактеризовано различие культурной антропологии и философии культуры, характеризующие позицию М. Ландмана;

- рассмотрена ландмановская характеристика образа человека в древнееврейской культуре в качестве попытки прикладного использования его концепции культурной антропологии и как свидетельство ее эволюции в направлении к культурологии.

Методология исследования. В диссертации применяется системный историко - философский метод исследования. Анализ идей культурной антропологии М. Ландмана осуществляется в русле сравнительно-исторического подхода, учитывающего социально - культурный контекст его идей, а также общую логику и преемственность историко-философского процесса.

Источниковедческая база исследования. Источниковедческая база исследования представлена работами М. Ландмана, трудами отечественных и зарубежных исследователей по немецкой философии, культурологии и антропологии.

Научно-практическая значимость исследования. Материалы и общие выводы исследования могут быть использованы в дальнейшем теоретическом исследовании историко-философских проблем, учебно-педагогической практике, при чтении курсов по культурологии, истории философии, а также спецкурсов по философской антропологии и социологии.

Апробация работы. Работа обсуждалась и получила одобрение на заседании "теоретического семинара кафедры современных проблем философии философского факультета РГГУ, межвузовской конференции «Взаимодействие традиций отечественной и западноевропейской философии» (РГГУ, 6-7 декабря 2005 г.). Основные положения работы отражены в публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Трубачев, Сергей Александрович

Заключение.

Первым и, пожалуй, самым главным выводом исследования с нашей точки зрения является тот, что в рамках культурной антропологии М. Ландмана, несмотря на некоторый значительный акцент собственно антропологического характера, происходит отход от антрополого-гуманистического философствования, нежели попытка нового обоснования философской антропологии. В ней наблюдается характерная для современной философии тенденция перехода от философии к культурологии. В этом отношении концепция М. Ландмана с большим основанием может быть охарактеризована и как культурологическая концепция.

Таким образом мы можем сказать, что в лице М. Ландмана не культурная антропология идет на смену антропологической философии, а культурология.

Второй вывод. В антропологии М. Ландмана закладываются основы немецкой культурологии. Такие понятия как креативность, Kulturalitat, общественность, историчность и традиционность - с нашей точки зрения являются не только важнейшими характеристиками человека, но и основополагающими культурологическими понятиями.

Третий вывод. Попытка Ландманом преодолеть недостатки индивидуалистической философской традиции, свойственные как философии прошлого, так и современным философским направлениям, обнаружившие себя в первоначальных философско-антропологических концепциях, и особенно ярко в экзистенциализме, приводит к тому, что Ландман отказывает философии в праве заниматься человеком в его индивидуальных формах. Его попытка рассматривать человека всегда в его связи с культурой, обществом, историей, как творца и как творение их - означает, что проблема человека, как и многие другие философские проблемы переносятся из плоскости философии в плоскость культурологии.

Если говорить о возможных дальнейших перспективах в исследовании культурно-исторической версии философской антропологии, то здесь необходимо сделать следующее:

1.Рассмотреть антропологию М. Ландмана с точки зрения влияния на него Георга Зиммеля - одного из тех философов, которые наиболее близко подошли к современной философской антропологии. Как мы полагаем, понять культурную антропологию М. Ландмана, в центре которой стоит взаимодействие между креативностью и Kulturalitat человека, традицией и инновацией, без Г.Зиммеля достаточно сложно. Само название его книги «Человек как творец и творение культуры» ясно указывает на зиммелевское разделение и теорию субъективного и объективного духа.

2.Для понимания антропологии М. Ландмана также необходимо исследовать его понимание индивида. Этому в частности посвящена одна из его последних книг- «Конец индивида» (1971), в которой также обнаруживается влияние Зиммеля. В ней на первый план выходит не проблема взаимоотношений между культурой и индивидом, а проблема взаимоотношений между государством/ обществом и индивидом.

3.Кроме этого, следует рассмотреть культурно-историческую концепцию Эриха Ротхакера, которая до сих пор не стала темой отдельного исследования. Это послужит лучшему пониманию как ландмановской антропологии, так и культурной антропологии в целом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Трубачев, Сергей Александрович, 2006 год

1. Landmann М. Der Sokratismus als Wertethik.- Basel. 1943.

2. Landmann M. Phanomenologische Ethik.in: Jb.der Schweizerischen philosophischen Gesellschaft, № 3/1943.

3. Landmann M. Problematik. Nichtwissen und Wissensverlangen in philosophischen Bewusstsein.- GOttingen. 1949.

4. Landmann M. Elenktik und Maieutik. Bonn. 1950.

5. Landmann M. Erkenntnis und Erlebnis.- Berlin. 1951.

6. Landmann M. Geist undLeben. Bonn. 1951.

7. Landmann M. Die drei Typen der Geschichtsphilosophie, in: Philosophische Rundschau, №1/1954.

8. Landmann M. Philosophische Anthropologie.Menschliche Selbstdeutung in Geschichte und Gegenwart.- Berlin.: Gryter, 1955.-224 S.

9. Landmann M. Das Zeitalter als Schicksal. Die geistesgeschichtliche Kategorie der Epoche. Basel.: Verlag fur Recht und Gesellschaft, 1956.-104 S.

10. Landmann M. Das Tier in der Judischen Weisung.- Heidelberg. 1959.11 .Landmann M. Der Mensch als Schopfer und Geschopf der Kultur. Geschichts und Sozialanthropologie.- Miinchen/Basel.: Reinchardt, 1961.-236 S.

11. Landmann.M. Creatura creatrix.- Berlin. 1962.

12. Landmann M. De homine: Der Mensch im Spiegel seines Gedankens.- Freiburg/ Munchen.: Alber, 1962.-619 S.

13. Landmann M. Die absolute Dichtung. Essais zur philosophische Poetik.-Stuttgart.: Klett, 1963.-212 S.

14. Landmann M. Pluralitat und Antinomie. Kulturelle Grundlagen der seelischen Konflikte.- Munchen.: Alber. 1963.

15. Landmann M.Ursprungsbild und Schopfertat.- Munchen. 1966.

16. Landmann M. Stefan George. Erinnerungen und Interpretation, in: Neue Deutsche Hefte, №15\1968.

17. Landmann M. Das Ende des Individuums. Antropologische Skizzen.- Stuttgart.:1. Klett, 1971.-276 S.

18. Landmann M. Das Isralepseudos der Pseudolinken. Antwort an Isaak Deutscher-Berlin. 1971.

19. Landmann M. Der Mensch als geschichtlicheswesen, in: Anthropologic und Historie. Festschrift zum 60 Geburtstag.- Stuttgart. 1974.

20. Landmann M. Entfremdende Vernunft.- Stuttgart. 1975.

21. Landmann M. Anklage gegen Vernunft.- Stuttgart. 1976.

22. Landmann M Neugestaltung der hebraischen Schrifl. 1976

23. Landmann M. Was ist Philosophie?- Bonn.: Bouvier,1977.-294 S.

24. Landmann M. Fundamental Anthropologic.- Bonn.: Bouvier, 1979.-309 S.1. Литература.

25. Баткин Л. M. К истолкованию итальянского Возрождения: антропология Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола. // Из истории классического искусства Запада. -М.: 1980.

26. Бубер М. 2 образа веры.// Пер. с нем. М. К Левиной и др. М: Республика, 1994.-462с.

27. Буржуазная философская антропология 20 века./ Отв. ред. Б.Т. Григорьян. -М.: Наука, 1983.-294с.

28. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М.: Мысль, 1962.-183с.

29. Григорьян Б.Т. Философская антропология. Критический очерк. М.: Мысль, 1982.-188с.

30. Григорьян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. -М.: Мысль, 1986.-222с.

31. Губин В. Д. Культура и творческая деятельность. М.: Издательство Университета Дружбы народов, 1987. - 85с.

32. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология М.: Университетская книга, 2000.-235с.

33. Гумбольдт В. Язык и философия культуры.// Сост., общ. ред., вступ. статья А.В. Гулыги и Г.В. Рамишвили. М.: Прогресс, 1985.- 449с.

34. Ю.Гуревич П.С. Философская антропология. М.: Институт философии РАН/

35. Академия гуманитарных исследований, 1997.- 443с.

36. Гуссерль Э. Парижские доклады.//Логос. №2,1991.

37. Кант. Антропология с прагматической точки зрения. СПб.: Наука, 1999.-585с.

38. Кимелев Ю.А. Современная буржуазная философско-религиозная антропология . М.: Наука, 1985.-143с.

39. Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. М.: Ключ, 1999.-187с.

40. Корнеев П.В. Критика современных буржуазных и ревизионистских направлений человека. М.: Высшая школа,1981.-136с.

41. Корнеев П.В. Современная философская антропология. М.: Наука, 1967.-56с.

42. Марков Б. В. Философская антропология. СПб.: Лань, 1997. -384с.

43. Маркс К. Социология. М.: Канон-пресс, 2000.-350 с.

44. Немецкая социология.// Под ред. Р.П. Шпаковой. -СПб.: Наука, 2004.-563с.

45. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. // Ницше. Соч. В 2т. Т. 1.-М.: Мысль, 1996.-С.158-230.

46. Новейшие течения и проблемы философии в Ф.Р.Г.// Отв. редактор Б.Т. Григорьян. М.: Наука, 1978.-368 с.

47. Плеснер Г. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. // Пер. с нем., статья А.А. Гаджикурбанова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.-368с.

48. Проблема человека в западной философии. Сборник переводов с англ., нем., фр. яз.// Составление и послесловие П.С. Гуревича. М.: Прогресс, 1988.-552с.

49. Сартр Ж-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии.// Пер. с фр., пред. и примеч. В.И. Колядко. М.: Республика, 2000.-638с.

50. Современная западная философия: словарь.// Сост. B.C. Малахов, В.П. Филатов Москва.: Политиздат, 1991- 414с.

51. Тённис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии.// Пер с нем. Д.В. Скляднева СПб.: Владимир Даль, 2002- 452с.

52. Тойнби А. Постижение истории. Сборник статей./ Сост. А.П. Огурцов; Вступ. статья В. И. Уколовой; Закл. статья Е. Б. Рашковского. М.: Прогресс, 1991.-730с.

53. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия; Я и Оно; Неудовлетворенность культурой. СПб.: Алетейя, 1998.-251с.

54. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления.// Сост., пер., вступ. статья, комм., и указ., В. В. Бибихина. М.: Республика,1993.-445с.

55. Хайдеггер М. Бытие и время.// Пер. с нем. В. В. Бибихина. -СПб.: Наука, 2002- 452с.

56. Шелер М. Избранные произведения.// Пер с нем. А.В. Денежкина и др.; Сост. и ред. А. В. Денежкина. М.: Гнозис,1997.- 413с.

57. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории.// Пер. с нем., вступ. статья и примечания К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1997.-668с. 37.Элиас Н Общество индивидов.// Пер с нем. Ю.А. Антоновского и др. - М.: Праксис, 2001.-331с.

58. Ясперс К. Смысл и назначение истории.// Пер. с нем. М. И. Левиной.// Вступ. статья П. П. Гайденко. М.: Республика, 1994.-527с.

59. Bloch Е. Geist der Utopie.- Frankfurt am Main.: Suhrkamp, 1964.-352 S.

60. Bollnow O.F. Die philosophische Anthropologic und ihre methodische Prinzipen, in: Philosophische Anthropologic heute.- Miinchen.: 1972,- S. 19-37.

61. Bruning W. Philosophische Anthropologic. Historische Voraussetzungen und gegenwartige Stand. Stuttgart.: Klett, 1960.-189 S.

62. Frayer H. Theorie des objektiven Geistes. Berlin. 1928.

63. Funke G. Gewohnheit als philosophischen Problem, in: Philosophisches Jahrbuch.1967.

64. Gehlen A. Anthropologische Forschung. Zur Selbstbegegung und Selbstentdeckung des Menschen.- Hamburg.: Reinbeck bei Hamburg, 1977.-150 S.

65. Gehlen A. Der Mensch. Seine Natur und seine Stellung in der Welt.- Wiesbaden.: Akademische Verlangsgesellschaft, 1978.- 410 S.

66. Gehlen A. Die Seele im technischen Zeitalter. Sozialpsichologische Probleme in der industriellen Gesellschaft.- Hamburg. 1970.-132 S.

67. Gehlen A. Studien zur Anthropologie und Soziologie.- Neuwied am Rhein / Berlin.: Luchterhand, 1963.-132 S.

68. Gehlen A.Urmensch und SpStkultur. Philosophische Ergebnisse und Aussagen.-Bonn/Frankfurt am Main.: Athanauen, 1965.-271 S.

69. Graber F. Die Welt6ffenheit des Menschen. Eine Darstellung und Deuteung der philosophischen Anthropologie. Freiburg (Schweiz).: 1974.-294 S.

70. Griindner K.J. Exzept und Prophetie: Gedenkschrift ftir M. Landmann.

71. Wiirzburg.: Konigshausen § Neumann, 2001.-311 S.

72. Hammer F. Die exzentrische Position des Menschen. Methode und Grundlinien der philosophische Anthropologie Helmuth Plefiners.-Bonn.: Bouvier, 1967.-216 S.

73. Jaspers K. Chiffren der Transzendenz.- Miinchen. 1970.-111 S.

74. Jaspers K. Existenzphilosophie. Drei Vorlesungen gehalten am Freien Deutschen Hochstifit in Frankfurt am Main im September 1937. Berlin-New York.: Walter de Gryter, 1974.-96 S.

75. Jaspers K. Vernunfit undExistenz. 5 Vorlesungen.- Miinchen.: R. Piper § Co.,1960.-155 S.

76. Kohnke K.C. Simmel ohne Landman? // Simmel G. Das individuelle Gesetz.-Frankfurt am Main.: Suhrkamp, 1987. S.256-275.

77. Kriiger G. Geschichte und Tradition.- Stuttgart. 1948.

78. Landsberg P. Einfiihrung in die Philosophische Anthropologic.- Frankfurt am Main.: Klostermann, 1960.-199 S.

79. Litt Th. Hegels Begriff des «Geistes» und das Problem der Tradition., in: Studium Generale № 6,1951.

80. MtillerM. Philosophische Anthropologic- Miinchen / Freiburg, 1974.-384 S.

81. Philosophische Anthropologic heute. Miinchen. 1970.

82. Ple6nerH. Conditio humana.-Pftillingen. 1964.

83. Plel3ner H. Die Frage nach der conditio humana. Aufsatze zur philosophische Anthropologie.- Frankfurt am Main.: Suhrkamp Taschenbuch, 1976.-198 S.

84. PleBner H. Diesseites der Utopie. Ausgewalte Beitrage zur Kultursoziologie.-Koln.: Suhrkamp, 1974.-243 S.

85. Ple6ner H. Macht und menschliche Natur.- in: Zwischen Philosophic und Gesellschaflt. Frankfurt am Main, 1979.

86. Plel3ner H. Philosophische Anthropologie; Lachen und Weinen; Lacheln; Anthropologie der Sinne.- Frankfurt am Main.: Fischer, 1970.-350 S.

87. PleBner H. Uber einige Motive der philosophische Anthropologie., in: Studium Generale № 9, 1956.

88. Portmann A. Biologie und Geist.- ZQrich.: Rhein, 1956.-360 S.

89. Portmann A. Biologische Fragmente zu einer Lehre vom Menschen.- Basel. 1951.

90. Portmann A. Wir sind unterwegs. Der Mensch in seiner Umwelt.- Olten-Freiburg imBreisgau.: Walter, 1973.-143 S.

91. Portmann A. Zoologie und das neue Bild des Menschen.- Ztirich.: Rowohlt, 1962.-146 S.

92. Rothacker E. Die Schichten der Personlichkeit.- Leipzig.: Barth, 1965.-171 S.

93. Rothacker E. Logik und Systematik der Geisteswissenschaften.- Bonn.: Bouvier, 1948.

94. Rothacker E. Mensch und Geschichte. Studien zur Methodologie und Wissenschaftsgeschichte.- Bonn.: Bouvier,1950.

95. Rothacker E. Philosophische Anthropologie.- Bonn.: Bouvier, 1966.-199 S.

96. Rothacker E. Probleme der Kulturanthropologie.- Bonn.: Bouvier, 1966.-144 S.

97. Rothacker E. Zur Genealogie des menschlichen BevvuBtseins.- Bonn.: Bouvier, 1966.-384 S.

98. Riistow A. Kulturtradition und Kulturkritik., in: Studium Generale №6,1951. 78.Simmel G. Das individuelle Gesetz. Philosophische Exkurse.- Frankfurt am

99. Main.: Suhrkamp, 1987.-261 S. 79.Snell B. Entdeckung des Geistes: Studien zur Entstehung des europeaschen Denkens bei den Griechen.- Gottingen.: Vandenhoeck und Ruprecht, 1975.-334 S. 80.Vierkandt A. Die Stetigkeit im Kulturwandel. Berlin. 1908.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.