Философия русской культуры в творческом наследии И. А. Ильина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Голубева, Антонина Романовна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 156
Оглавление диссертации кандидат философских наук Голубева, Антонина Романовна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Мировоззренческо-методологические основания философии культуры И.А.Ильина.
Глава 2. Онтология и гносеология культуры Ильина.
§ 1. Онтология русской культуры И.А. Ильина.
§ 2. Гносеология русской культуры в понимании И.А.Ильина.
Глава 3. Аксиологический и праксиологический аспекты философии русской культуры И.А.Ильина.
§ 1. Учение о ценности, понятие и роль духовности в философии И.А.Ильина.
§ 2. Осмысление И.А.Ильиным проявлений кризиса в культуре.
§ 3. Праксиологические проблемы в философском анализе русской культуры И.А.Ильина.
Глава 4. Значение культурфилосфского учения
И.А. Ильина для современной философии культуры.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Религиозная философия Ивана Александровича Ильина1997 год, кандидат философских наук Ерисов, Дмитрий Павлович
Религиозно-философская концепция русской культуры: На материале работ И.А. Ильина2004 год, доктор философских наук Финько, Маргарита Васильевна
Антропологическая интерпретация гегелевской философии в творчестве И.А. Ильина2012 год, кандидат философских наук Коломейцева, Татьяна Сергеевна
Концепция культурного самоопределения русского народа в творческом наследии И.А. Ильина2009 год, кандидат культурологии Рудская, Нина Владимировна
Социальная философия И. А. Ильина1995 год, кандидат философских наук Булгак, Инга Борисовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия русской культуры в творческом наследии И. А. Ильина»
Актуальность темы. Одна из актуальнейших проблем современной России - выбор пути развития, стратегии и направленности культурных преобразований. Их теоретико-методологической базой должна быть, прежде всего, философия культуры как целостное видение данного феномена в его всеобъемлющей сущности. Поэтому разработка системного видения и изучения культуры - одна из первоочередных задач культурфилософского знания. Тем более, что глубокой, системно-обоснованной и всесторонней философии культуры в России и для России на сегодняшний день нет. Существующие системы либо формальны, либо их основания не вытекают из специфики русской культуры, так как зачастую носят космополитический характер.
Актуальность данного исследования обусловлена еще и тем, что в современной российской философии культуры существует множество подходов, образующих школы и направления, поэтому решение проблем методологического характера внутри самого культурфилософского знания является также одной из актуальнейших задач. При существующем многообразии философских, культурологических систем остаются неосмысленными многие проблемы, которые на первый взгляд имеют прикладной характер, а на самом деле являются жизненно важными в перспективе эволюции культуры и ее прогнозирования. Большинство культурфилософских построений направлено на изучение и осмысление культуры как всеобщего явления, но для изучения локальной культуры этого оказывается недостаточно, поскольку оставляет за рамками осмысления именно то, что делает культуру российской, американской, китайской или японской.
Традиция рассматривать культуру более всего как единую, мировую, всечеловеческую, окончательно сложилась к началу XIX века. И лишь к концу XIX века начинает нарастать тенденция к философскому рассмотрению культуры дифференцированно, с учетом национальных, государственных особенностей. В современном социогуманитарном знании начинает постепенно преобладать плюралистическая модель культурного развития и признания субъектности культурного творчества не за человечеством в целом, а за этнонациональными, государственными образованиями. Но эта тенденция весьма слаба, особенно в философском осмыслении культуры. По-прежнему приоритет остается за всеобщим видением и осмыслением культуры. Именно поэтому на сегодняшний день весьма необходима философская система для изучения национальных, региональных культур, поскольку в каждой культуре воплощается дух народа, его характер, опосредованные в свою очередь природными, религиозными, историческими факторами.
Изучение современных российских культурфилософских систем не дают примера для системного, всеобъемлющего философского осмысления локальной национальной культуры. В поисках оптимальной системы, отвечающей требованиям всестороннего философского осмысления культуры, было обращено внимание на историю русской философии и, в частности, на русскую религиозную философию, как наиболее значительное направление в русской философии. В рамках этого направления проблема культуры и, в частности, культуры России была одной из наиболее актуальных и обсуждаемых.
Анализ взглядов на философское осмысление культуры русскими религиозными философами первой половины XX века позволил выделить наиболее органичную, непротиворечивую и законченную систему осмысления культуры, осуществленную И.А.Ильиным. В основе его культурфилософской системы лежит вера в Дух народа, природу и почву, на которой произрастает древо культуры, творческая активность и самосознание творящего субъекта. Иван Александрович Ильин наряду с разработкой нравственной философии, философии права и государства, выступает как оригинальный философ культуры. Более того, его философия культуры носит системный, всеохватывающий характер. Философия культуры И.А.Ильина характеризуется в первую очередь православной укорененностью и предстает как исследование органического единства тела, души и духа народа. Для нее характерен метод реального переживания и интуитивного постижения, а не отвлеченные логические построения. В философии культуры И.А.Ильина выделяется: константы культуры (религия, душа, национальный характер, язык), национальный лик культуры, построение иерархии ценностей. Эвристичен его взгляд на культуру как разворачивание духовно-душевной жизни, необходимых жизненных сил, сосредоточенных в природе, языке, религии, душе народа, его характере. В философии культуры Ильина отражен сам дух русской нации, особенности русского мыслительного строя и видение культуры как живой органической системы, в которой элементы сращены естественным образом, где одно из другого вырастает и одно с другим сочетается. Все это делает обращение к философии культуры Ильина особенно актуальным для современного российского культурфилософского знания.
Именно поэтому автор данной работы поставил своей целью реконструирование культурфилософской системы Ивана Александровича Ильина.
Степень разработанности проблемы Творческое наследие И.А.Ильина было предметом анализа и исследования, как при его жизни, так и в последующие годы. Однако в этом процессе существовал довольно длительный перерыв, особенно на родине мыслителя. Первый всплеск интереса к творчеству философа был после написания и защиты им диссертации о Гегеле - «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». Она была признана одним из лучших исследований гегелевской философии. Это отмечали в своих работах Ф.Степун, С.Булгаков, о. П.Флоровский, В.Зеньковский, Н.Лосский и другие.
Второй всплеск интереса к творчеству И.А.Ильина в России и «русском зарубежье» начинается после выхода его работ в поддержку Белого движения и, главным образом, книги «О сопротивлении злу силой». Полемика вокруг его книги была весьма активной. Эмиграция раскололась на два лагеря: за и против. Особой активностью отличался лагерь «против»: З.Гиппиус, Н.Бердяев, М.Кольцов, С.Франк и другие. Однако и в поддержку позиции И.А.Ильина выступили весьма значительные силы - П.Б.Струве, Н.О.Лосский, архиепископ Антоний.
После смерти философа в изучение его творческого наследия внес большой вклад Н.П.Полторацкий, ученик И.А.Ильина. Он впервые систематизировал большинство работ философа, повторно на свои средства издал некоторые работы («О сопротивлении злу силой», «Путь духовного обновления»), дав их глубокий анализ, и архивные документы. Ему принадлежат работы об Ильине - «И.А.Ильин. Жизнь. Труды. Мировоззрение» (Teneflau, 1989), «Ильин и полемика вокруг его идей о сопротивлении злу» (Лондон (Канада), 1975), «Россия и революция: Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль XX в: Сб. ст». Teneflau, N.J. Эрмитаж, 1988.
В 90-е годы XX века начинается новый всплеск интереса к творчеству И.А.Ильина на родине. В поле зрения оказываются его произведения социально-политической и государственно-правовой направленности. Произведения И.А.Ильина начинают издавать, вначале фрагментарно, а затем они выходят отдельными книгами «О сопротивлении злу силой», «Путь духовного обновления» и др. С 1993 года под редакцией Ю.Т.Лисицы начинается издание десятитомного собрания сочинений И.А.Ильина. В издании представлены преобладающее большинство работ философа, письма, архивные материалы. В 1999 году вышел альбом «Иван Ильин и Россия», в 2000, 2001 годах в рамках продолжающего издания Собрания сочинений вышли работы о революции, лекции, выступления, рецензии. Работа над изданием творческого наследия русского философа далеко не закончена. Если станет возможным издать все наследие И.А.Ильина, то собрание сочинений будет насчитывать 37 томов.
Объектом научного исследования, по преимуществу, в это время является социально-политическая и правовая проблематика. В этом плане можно отметить работы Шаронова Д.И. «Концепция органической демократии И.А.Ильина» (1994), Рутковской М.В. «Философия государства и права в философском наследии И.А.Ильина» (2000), Постникова К.Р. «Концепция тоталитаризма в политической философии И.Ильина» (1996), Зернова И.Н. «Концепция монархической государственности в социальной философии И.А.Ильина» (1998), Золиной М.Б. «Политическая философия И.А.Ильина» (1996). Объясняется это, по-видимому, начавшимися изменениями в государственном устройстве страны и поиском новых идей и решений в этом направлении.
Еще один наиболее активно исследуемый аспект - нравственная философия И.А.Ильина. Работа И.А.Ильина «О сопротивлении злу силой» не оставила равнодушными и поколение ученых конца XX века. Диссертационные исследования Демидовой Е.В. «Идея ненасилия в русской общественно-философской мысли первой трети XX века (книга И.А.Ильина «О сопротивлении злу силой» и полемика вокруг нее)» (1996), Загребина М.В. «Проблема насилия в философском наследии И.А.Ильина» (1996), Самохиной А.А. «Проблема человека в произведениях И.А.Ильина доэмигрантского периода» (1996), Сысуева Д.А. «Проблема насилия и справедливости в нравственной философии
И.А.Ильина» (1997), Цвык В.А. «Проблема борьбы со злом в философии И.А.Ильина» (1995) посвящены анализу проблем справедливости и сопротивления злу.
Наименее исследуемая часть философии И.А.Ильина -мировоззренческие и культурфилософские проблемы. В этом плане можно отметить работы Бабинцева С.М. «Историософские идеи И.А.Ильина в контексте его религиозной метафизики» (1996), Лаврова А.Г. «Философия культуры И.А.Ильина» (1997), Ерисова В.Д. «Религиозная философия Ивана Александровича Ильина» (1997), в диссертационном исследовании которого есть глава «Философия культуры». Однако, несмотря на то, что работа Лаврова носит название «Философия культуры И.А.Ильина», собственно философии культуры отведено всего два параграфа третьей главы. Большая часть работы посвящена источникам его философии, и представляется, что автор несколько преувеличивает влияние западной философии на формирование взглядов И.А.Ильина. Вне всякого сомнения, такое влияние было, но выбор того, кто «будет на него влиять» оставалось за философом. К тому же И.А.Ильин в достаточной степени творчески подходил к наследию западноевропейских и русских философов.
Таким образом, философия культуры - один из наименее исследованных пластов философского наследия И.А.Ильина.
Преимущественно работы о творчестве И.А.Ильина носят публицистический характер, поэтому наибольший интерес для данного исследования представляли мировоззренческие работы о русском философе. Это работы Бабинцева С.М. «Миросозерцание И.А.Ильина» (1997), Евлампиева И.И. «Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина» (1998), а так же статьи Н.К.Гаврюшина, А.В.Гулыги, И.Н.Смирнова, Ю.Т.Лисицы и некоторых других.
Большинство авторов диссертационных исследований категорично заявляют об Ильине как о философе права и государства, либо политическом философе, либо философе культуры. Нам же представляется, что Иван Александрович Ильин - Философ в полном смысле этого слова, именно поэтому в его творчестве мы встречаем осмысление такого множества проблем, которые остаются актуальными и до сегодняшнего дня.
Цель диссертационного исследования системная реконструкция философско-культурологической концепции русской культуры И.А.Ильина.
Достижение цели предполагает решение ряда задач: определить философско-методологические основания философии культуры И.А.Ильина; выделить основные составляющие культурфилософской системы И.А.Ильина; воссоздать основные параметры онтологии культуры И.А.Ильина; определить этапы и способы познания культуры, систематизировать подходы и принципы ее истинного постижения, обоснованные И.А.Ильиным; определить ценностные основания «истинной культуры и истинной духовности» в философской системе И.А.Ильина; реконструировать праксиологический аспект философии культуры Ильина, содержащий разработку способов и путей преодоления кризиса современной ему культуры, показать эвристическую значимость философии русской культуры И.А.Ильина для научного анализа современного состояния русской культуры, построения философии культуры как научной и учебной дисциплины, а также для выработки действенных способов преодоления современного культурного кризиса.
Объектом диссертационного исследования является культурфилософское наследие И.А.Ильина.
Предметом исследования философская концепция русской культуры И.А.Ильина.
Методологической и теоретической основой исследования является системно-философский подход к культуре и творчеству И.А.Ильина, единство общенаучных принципов объективности, конкретности, историзма и сочетание приемов герменевтического, историко-философского и культурно-сравнительного анализа, системного и структурно-функционального методов. В работе диссертант опирался в первую очередь на труды И.А.Ильина, на исследования русских религиозных мыслителей (В.С.Соловьева, Е.Н.Трубецкого, В.В.Зеньковского) и русских религиозных философов культуры (С.Л.Франка, Н.О.Лосского, Н.А.Бердяева, Г.П.Федотова), современные исследования по русской культуре (А.А.Гусейнова, С.С.Хоружего, Л.К.Нагорной, Т.А.Семилет), работы классиков системно-философского подхода к анализу культуры (М.С.Кагана, В.С.Библера, Э.С.Маркаряна, П.С.Гуревича, С.Н.Иконниковой, Ю.М.Лотмана).
Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:
1. Реконструирована и систематизирована философия культуры И.А.Ильина, выделены ее основные теоретические блоки.
2. Показана органическая связь онтологии, гносеологии и аксиологии в философии культуры И.А.Ильина с его культурпреобразовательной рецептурой (праксиологией).
3. На основании проведенного анализа культурфилософских построений в современной философии культуры и анализа ее проблемного поля, показана практическая значимость и востребованность современной культурологией и философией культуры методологических оснований и системно-теоретических разработок Ивана Ильина.
4. Выделены сформулированные И.А.Ильиным основные требования к модели адекватного анализа национальных культур.
Положения, выносимые на защиту:
1. В творческом наследии И.А.Ильина в комплексном виде представлена культурфилософская концепция, позволяющая системно и всесторонне анализировать русскую культуру.
2. Философское осмысление культуры Ильиным включает в себя онтологию, гносеологию, аксиологию и праксиологию как органическое единство четырех составляющих культурфилософской системы
3. Онтологическими основаниями философии культуры И.А.Ильина выступают морфология культурной системы, выделение основания и стержня культуры, специфика духовности и ее ценностно-смыслового ядра.
4. Гносеологические основания философии культуры И.А.Ильина включают в себя познающее сознание, для которого необходимы наличие внутреннего призыва к постижению, прочувствованность и вжитость в предмет, стремление к максимальному соответствию Предмету, достигаемому созерцающей индукцией.
5. Аксиологический аспект философии культуры И.А.Ильина включает в себя обоснование системы культурных ценностей, признание Бога в качестве высшей из них, руководящее и определяющее значение Добра, Истины и Красоты, представленность высших духовных ценностей во всех сферах человеческой жизни: духовной, душевной и материально-телесной.
6. Праксилогический аспект философии культуры И.А.Ильина содержит анализ причин кризисного состояния современной ему европейской и в частности русской культуры, его проявлений в важнейших сферах человеческой жизни и, что особо важно, пути и способы преодоления кризиса, возрождения истинной духовности, и устроение всей социально-материальной жизни по законам Истины, Добра и Красоты. 7. Философия культуры И.А.Ильина имеет значительно большее соответствие с русским духом, русской ментальностью, спецификой современной русской действительности в сравнении с современными системами культурфилософского знания. Она в систематизированном нами виде может быть успешно использована для адекватного анализа современной социокультурной ситуации в России, выработки принципов правильной культурной политики и в конечном счете формирования русской интеллигенции и возрождения русской культуры.
Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что она стала еще одним шагом в изучении многогранного, но малоизученного философского наследия И.А.Ильина, а также в нахождении (реконструкции) системы для философского осмысления национальной культуры. Материалы диссертации могут быть использованы в качестве основы для изучения национальной культуры в учебных курсах и теоретических работах по философии культуры, а также как материал по изучению исторического наследия русской философской мысли.
Апробация исследования Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены автором в материалах Международного конгресса «Жизненные силы славянства на рубеже веков и мировоззрений» (2000 г.), в тезисах межвузовской конференции: «Университетское образование как гуманитарная инвестиция в народное хозяйство» (апрель, 2002, Барнаул), межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения русской культуры» (январь,
2003, Барнаул), Научно-практический семинар «Координация усилий научно-исследовательских коллективов Сибири в изучении и развитии русской культуры» (февраль, 2003, Барнаул).
По теме диссертации опубликовано 4 печатных работы. Материалы диссертационного исследования были использованы при чтении курса «Культурология» на психологическом факультете Томского государственного университета (Барнаульское представительство).
Диссертация обсуждалась на кафедре общей социологии Алтайского государственного университета.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка. Основное содержание изложено на 156 страницах машинописного текста. Библиографический список содержит 290 источников.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Идея религии, духа и патриотизма в образах России И.А. Ильина2007 год, кандидат философских наук Иванченко, Ирина Николаевна
Концепция духовного обновления российского общества в социальной философии И.А. Ильина2008 год, кандидат философских наук Гутлин, Михаил Наумович
Социально-философская антропология И.А. Ильина2006 год, кандидат философских наук Честнейшина, Диана Анатольевна
Концепция религиозного опыта И.А. Ильина в контексте христианской антропологии2009 год, кандидат философских наук Болотнов, Григорий Валерьевич
И.А. Ильин о роли культуры и религии в национальном возрождении России2005 год, кандидат философских наук Барковская, Татьяна Васильевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Голубева, Антонина Романовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная российская философия культуры многогранна и многообразна. Существует множество методических и методологических подходов, образующих школы и направления. Поэтому решение проблем методологического характера внутри самого культурфилософского знания, является одной из актуальнейших задач. Большинство культурфилософских построений направлено на изучение и осмысление культуры как всеобщего явления, но для изучения локальной культуры этого оказывается недостаточно, поскольку оставляет за рамками осмысления именно то, что делает культуру российской, американской, китайской или японской.
Изучение различных современных российских культурфилософских систем не дают примера для системного, всеобъемлющего философского осмысления локальной национальной культуры. В поисках оптимальной системы, отвечающей требованиям всестороннего философского осмысления культуры, было обращено внимание к истории русской религиозной философии. В рамках этого направления проблема культуры и, в частности культуры России, была одной из наиболее актуальных и обсуждаемых.
Анализ взглядов на философское осмысление культуры этого периода позволил выделить наиболее органичную, непротиворечивую и законченную систему осмысления культуры, в которой было показано значение культуры не в перспективе вечности, а в условиях этого мира, осуществленную И.А.Ильиным.
В основе реконструированной нами культурфилософской системы лежат отологические, гносеологические, аксиологические и праксиологические воззрения философа.
Учение о бытии И.А.Ильина обусловлено его принадлежностью к религиозному направлению русской философии и, следовательно, в качестве того первоначала, которое стоит над миром у него выступает Бог. В философских работах И.А.Ильина эквивалентом слову Бог «выбрано» слово «Предмет». Бога философ определяя как Высшее Совершенство, причину всего остального, причину всех причин, абсолютного каузального фактора как феноменального, так и трансцендентального мира и вместе с тем единственную причину Самого Себя, Своего Собственного бытия. Вместе с тем Ильин полагал, что человек как сущность явленного в мире есть единство Духа, души и тела. И именно человек и человеческое бытие. является для Ильина центральным элементом онтологической структуры реальности.
Таким образом, объективно-сущий Предмет, который исследует философ, есть мироздание. Оно представляет собой динамическое и целесообразное Единство, в котором, тем не менее, ведущую роль, играет Дух, как сила, способная направить человека на постижение истинного Предмета, всего того, что дается человеку - мир, природа, история, дух или искусство, все это «дар Божий». Строгая иерархия Духа, души и тела, верно позволяет исследовать онтологический аспект культуры.
Специфика Предмета диктует и специфику направленности в стиле мышления. Для Ильина характерен иррационализм, поскольку главные и глубочайшие корни человеческой духовности заложены в бессознательном и имеют иррациональную природу.
Анализ гносеологических построений И.А.Ильина позволяет сделать следующие выводы. В своей гносеологии И.А.Ильин формулирует ряд требований, которые необходимы для достижения истины. Они заключаются в следующем. Первое - наличие внутреннего призыва, глубокой личной потребности. Второе - опытная обоснованность знания, прочувствованность, вжитость. Третьим аспектом гносеологической теории является максимальное соответствие образа Предмету. Четвертым аспектом гносеологической теории И.А.Ильин является созерцающая индукция,! в противовес дедуктивному методу И.А.Ильин также выделяет конкретные этапы, которые проходит философ в исследовании предмета. Они суть: чувственное восприятие, интуитивно-логическое понимание, и как результат, постижение истины.
Онтологические и гносеологические построения легли в основание реконструкции культурфилософской системы И.А.Ильина.
Онтологический аспект культурфилософской системы включает в себя три основных структурных элемента. Это, во-первых, выделение основания культуры, ее стержня. В качестве такого основания в философии культуры Ильина выступает религиозность культуро-творящего народа. Вторым элементом онтологической структуры выступает содержание культуры, то есть ее качественные определенности, специфика ее духовности и ее ядра. Третьим элементом является морфология культурной системы: искусство, мораль, наука, право, хозяйство, а также различие культуры и цивилизации. Следует отметить, что третий элемент системы в большей степени носит всеобщий характер. Хотя и здесь могут прослеживаться особенности, в частности И.А. Ильин вносит в духовную культуру хозяйство. Приоритетное же значение при анализе национальной культуры имеют первые два элемента, а именно основание культуры и ее содержание.
Гносеологический аспект включает в себя характеристику Духа познающего культуру и включает в себя три аспекта: первое - наличие внутреннего призыва; второе - прочувствованность и вжитость в исследуемый предмет; третье - максимальное соответствие образа Предмету, достигаемое созерцающей индукцией
Основанием аксиологии Ильина выступает учение о высшей ценности. В представлении философа эта ценность есть Бог. Достижение высшей ценности возможно лишь при активности Духа, который предстает как выбирающая, действующая, решающая сила, энергия, которая определяет свой выбор. Он (дух) самостоятелен и независим в силу своей природы. Природа же Духа кроется в его Божественной укорененности, в подчинении себя Богу, «что есть подлинно реальное Совершенство».
Таким образом, аксиологический аспект философии культуры включает в себя, во-первых, признание Бога в качестве высшей культурной ценности; во-вторых, руководящее, определяющее значение Добра, Истины и Красоты и в-третьих, представленность высших духовных ценностей во всех сферах человеческой жизни: духовной, душевной, материально-телесной.
Достижение духовности в культуре возможно лишь через преодоление кризиса, захватившего современную культуру. Философ отмечает, что, прежде всего, кризис затронул религиозность, как основание культуры. Он заключается в том, что произошел отход от религиозной веры. Духовная же культура последних веков, отмечал философ, отделилась не только от христианства, а от религии вообще. «Она не перешла от старой религиозности к новой; она не перешла даже к поискам новой. Она обособилась от христианской религии и ушла в безрелигиозную, безбожную пустоту». Ильин не осуждает и не отвергает достижения современной ему цивилизации, однако обращает внимание на отсутствие духовности, без которого все становится мелким, плоским и пошлым. Без духовности о культуре вообще не может идти речи. Человек, лишенный религиозности, духовности, веры в Бога опустошается и обессиливается. Человеческий дух, религиозную пустынность, мертвенность и религиозное бессилие. Бессердечность, черствость, бездуховность, проявляясь в религиозной сфере, этом главном основании культуры, приводит к кризису во всех ее составляющих: самой личности как творца культуры, а вслед за ним и морали, искусства, право, государства и хозяйства.
Ильин не просто констатирует наличие кризиса, но и формулирует основные принципы построения сердечной культуры. Изменение и обновление культуры необходимо начинать с основания - религиозности. Необходим возврат к христианской вере, к истинной религиозности, которая выступит как живая, искренняя воля к совершенству. Изменение основы культуры неизбежно приведут к изменению ее составляющих. Преобразованию русской культуры будут способствовать следующие факторы: во-первых, Православие, которое в корне отличается от католицизма и протестантизма, во-вторых, характер и душа русского народа, в- третьих, особенности исторического развития России.
Таким образом, праксиологический аспект философии культуры И.А.Ильина включает анализ причин кризисного состояния современной ему европейской и в частности русской культуры, его проявление в важнейших сферах человеческой жизни, пути преодоления кризиса и возрождение истинной духовности, сердечного созерцания и устроение всей социально-материальной жизни по законам Истины, Добра и Красоты.
Для вывода о степени востребованности культурфилософского наследие И.А.Ильина был проведен анализ современной философии культуры, его проблемного поля, и теоретико-методологических подходов.
Обширность проблемного поля напрямую зависит от двух факторов: методологического подхода (деятельностного, аксиологического, диалогического, семиотического), а также от используемого философского метода. Наиболее обширным проблемное поле выступает при деятельностном подходе. В этом случае возможен анализ практически всех аспектов культуры. Другое дело, что философы либо рассматривают все, либо, обозначив обширность проблем, останавливаются на одном, двух.
Что же касается философского метода, то наибольшее преимущество, по мнению диссертанта у индуктивного метода.
Современные культурфилософы, в целом разделяются на два лагеря. Одни, наиболее ярким представителем, которых является П.С.Гуревич, убеждены, что философия культуры не представляет собой целостного типа рефлексии, основанного на единстве онтологических и гносеологических принципов, в отличие от «традиционных и методологически оформленных направлений современной философии». Следовательно, философия культуры, существует и может существовать как анализ и синтез всех аспектов феномена культуры, которые «разбросаны» по многочисленным философским системам, рассматриваются с различных философских позиций, имея различные методологические и мировоззренческие основания.
Вторая точка зрения обоснована М.С.Каганом и заключается ч стремлении рассматривать культуру в системном авторском изложении. Разноликость и разбросанность философского анализа культуры по различным философским системам философом отмечается как данность, но вместе с тем он видит в этом и недостаток. По мнению М.С.Кагана, философия культуры должна существовать как единая система.
Анализ современных философско-культурологических построений позволяет сделать вывод о том, что они значительно уступают культурфилософской системе И.Ильина. Ее достоинствами являются логическая стройность, системный охват всей философской проблематики культуры в органическом единстве онтологической, гносеологической и аксиологической сфер, с выходом на праксиологические проблемы, а также соответствие традициям русского мышления. В основе его философии культуры лежит вера и Дух народа, природа и почва, на которой произрастает древо культуры, творческая активность и самосознание творящего субъекта.
Исследование многогранного наследия Ивана Александровича Ильина не может быть исчерпано анализом, например, его философии культуры. И даже в этой области неизбежно проявляются многие грани его философии, требующие более пристального изучения. К подобного рода сторонам творческого наследия философа можно отнести его праксиологические воззрения.
Проблема выбора Пути, основанного на «сердечном созерцании», как нам видится, будет логичным продолжением изучения наследия философа.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Голубева, Антонина Романовна, 2003 год
1. Алексеев В.А., Маслин М.А. Русская социальная философия конца XIX начала XX веков: Психологическая школа: Тр. Исследовательского центра. М., 1992.
2. Алексеев П.В. Философы России XIX XX столетий. Биографии, идеи, труды. Изд. 3-е, доп. и перераб. М.: Акад. Проект, 1999-944 с.
3. Ан С.А. Русское философское зарубежье: Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, И.А. Ильин // Культура русского зарубежья. -Барнаул, 1996. С. 13-26.
4. Ануфриев Ю.Е. Критика культурологических концепций российского религиозного идеализма конца XIX начала XX в. и современность // Философские проблемы культуры: Межвузовский сборник научных трудов. - Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1984. - 136 с. -С. 62-71.
5. Аосян Ю., Малофеев А. Открытие идеи культуры (Опыт русской культурологии середины XIX начала XX веков).- М.: ОГИ, 2000. - 344с.
6. Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи // Астафьев П.Е. Философия нации и единство мировоззрения. М.: Москва, 2000. - 544 с. - С. 25-57
7. Афанасьева О.М. Реконструкция языковой картины мира публициста (на материале бюллетеней «Наши задачи» Ивана Александровича Ильина) // Дисс. . канд. филос. наук. М., 2000. 244 с.
8. Ахиезер А.С. Философские основы социокультурной теории и методологии // Вопросы философии. 2000. № 9. - С. 29-45.
9. Бабинцев С.М. Историософские идеи И.А. Ильина в контексте его религиозной метафизики: Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1996. 211 с.
10. Бабинцев С.М. Миросозерцание И.А. Ильина. М.: Прометей, 1997. - 170 с.
11. Бабинцев С.М. Н. Бердяев И. Ильин. Контроверзы сопротивления злу силой. Фрагмент общей полемики // Научные труды Мос.пед.гос. ун-та им. В.И. Ленина. Сер. Социально-исторические науки. Ч. 2.-М.: Прометей, 1996. - С. 10-13.
12. Баммель И. Философ Ильин И.А. // БСЭ. 1-е изд.- М.: Сов. Энциклопедия, 1930. Т.27. С. 778.
13. Баранов П.П., Фомин А. А. Актуальные проблемы философии права в свете государственно-правовых воззрений И.А. Ильина // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2000. № 1. - С. 10-16.
14. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998. - 241 с.
15. Бердяев Н.А. Кризис искусства // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т. 1. - М.: Искусство, 1994. - 542 с. - С. 399-419.
16. Бердяев Н.А. О культуре // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т. 1. - М.: Искусство, 1994. - 542 с. - С. 523-529.
17. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. -1990. № 1. С.
18. Бердяев Н.А. Русский духовный ренессанс начала XX века и журнал "Путь" (к десятилетию "Пути") // Н.А. Бердяев о русской философии/Сост., вступ. ст. и примеч. Б.В. Емельянова, А.И.
19. Новикова (В 2-х ч.) 4.2. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. - С. 217-235.
20. Бердяев Н.А. Человек и машина // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т. 1. - М.: Искусство, 1994. - 542 с. - С. 499-523.
21. Бессонов Б.Н. Судьба России: Взгляд русских мыслителей. М.: Луч, 1993. - 252 с.
22. Библер B.C. От науконаучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век М.: Политиздат, 1991. -С. 413 с.
23. Бонецкая К.К. М.М. Бахтин и традиции русской философии // Вопросы философии. -. 1993. № 1 С. 83-93.
24. Булгак И.Б. Социальная философия И.А. Ильина: Дисс. . канд. филос. наук. М., 1995. 145 с.
25. Ваврюгина Т.О. Ценности в системе категорий и понятий культуры // Философия культуры и философия науки: проблемы и гипотезы / Под ред. С.Ф. Мартыновича. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1999. - 200 с. - С. 79-84.
26. Вашестов А.Г. Критика феноменлогического метода И.А. Ильина // Вестник МУ. Сер. 7. Философия. М., 1984. № 5. - С. 46-55.
27. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии/Сост., вступ. ст., примеч. Б.В. Емельянова, К.Н. Любушкина. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. - 592 с.
28. Верещагина Т.Н. Парадигматический феномен в философии: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. М., 2000. - 16 с.
29. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. № С. 111-121.
30. Гаврюшин Н.К. Антитезы «православного меча»: Взгляды И.А.Ильина // Вопросы философии 1992. № 4. - С. 79-83.
31. Гаврюшин Н.К. В спорах об антропософии: Иван Ильин против Андрея Белого // Вопросы философии 1995. № 4. - С. 98-105.
32. Гаврюшин Н.К. Путь духовного обновления (К выходу первого тома Сочинений И.Ильина) // Наш современник. 1994. № 3. -С. 181-183.
33. Гаврюшин Н.К. Самопознание как таинство (Заметки о русской религиозной антропологии) // Вопросы философии. 1996. № 5. - С. 140-162.
34. Гаврюшин Н.К. Слово об И.А.Ильине // Вестник высшей школы. М., 1990. № 6. - С. 88-89.
35. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. -М.: Издательский центр «Академия», 1998. 432 с.
36. Глубева А.Р. К вопросу о характеристике проблемного поля в культурфилософских системах // Образование и социальное развитие региона. 2002. № 3-4. - С. 157-159.
37. Голубева А.Р. Проблема национального и интернационального в теории культуры И.А. Ильина // Жизненные силы славянства на рубеже веков и мировоззрений (Материалы международного конгресса). Ч. 1.- Барнаул, 2001. С. 106-110.
38. Голубева А.Р. Проблемы веры и культуры в творчестве И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка // Образование и социальное развитие региона. 2001. № 1-2. - С. 190-192.
39. Голубева А.Р. Факторы и условия жизнеспособности культуры // Жизненные силы русской культуры: Пути возрождения в России начала XX века. М.: Изд. Дом Магистр-Пресс, 2002.
40. Григорьев В.И. Наука и техника в контексте культуры: Монография. М.: Изд-во УДН, 1989. - 160 с.
41. Григорьева Т.П. О взаимодополнительности культур // Философские проблемы культуры. Тбилиси, 1980. - 220 с. - С. 141157.
42. Губин В.Д. «Культура» и «Природа» в феномене творчества // Философия и история культуры. М.: Наука, 1985. - 319 с. - С.95-119.
43. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. -Тверь: ЛЕАН, 1997. 287 с.
44. Гузнов А.Г. И.А.Ильин О государстве и демократии // Советское государство и право. - 1991. № 11. - С. 131-134.
45. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995.- 310 с.
46. Гуревич П.С. Идея форумности культур / Новые идеи в философии: Ежегодник Философского общества СССР. 1991. Культура. Религия. М.: Наука, 1991. 231 с. - С. 5-23.
47. Гуревич П.С. Культура как объект социально-философского анализа // Вопросы философии.- 1984. № 5 С. 48-62.
48. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманитарных вузов.- М.: АО «АспектПресс», 1994. 317 с. - (Программа: Обновление гуманитарного образования в России).
49. Гусев В.А. Консервативная политология Ивана Ильина // Социс. 1992. № 4. - С. 64-70.
50. Гусейнов А.А. Понятие насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994. № 6. - С. 35-42.
51. Давыдов Ю. Философия культуры // Философская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1970 . - Т.5. 742 с. - С. 353354.
52. Демидова Е.В. Идея ненасилия в русской общественно-философской мысли первой трети XX века (книга И.А.Ильина «Осопротивлении злу силой» и полемика вокруг нее): Дис. . канд. филос. наук. М., 1996. 164 с.
53. Донских О.А., Кочергин А.Н. О предпосылках культурологического подхода к истории русской философии // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 7. Философия. 1996. № 3. - С. 75-83.
54. Дробжев М.И. Проблема человека в русской религиозной философии XIX первой половины XX века. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. - 320 с.
55. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов М.: Политиздат, 1967. - 351 с.
56. Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. СПб.: Наука, 1998. - 511 с.
57. Евлампиев И.И. Иван Ильин и его книга о Гегеле // Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В двух томах. СПб.: Наука, 1994. - 541 с. - С. 5-12.
58. Евлампиев И.И. Трагедия божьих страданий: И.Ильин // История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. Ч. 2. СПб: Алетейя, 2000. - 413 с. - С. 218-311.
59. Евлампиев И.И. Философские и правовые взгляды И.А.Ильина // Известия высших учебных заведений. Сер. Правоведение. СПб., 1992. № з. с. 81-83.
60. Емельянов Б.В. Очерки русской философии начала XX века: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. -340 с.
61. Емельянов Б.В. Три века русской философии (XVII-XX вв.): Уч. пособие. Екатеринбург, Нижневартовск, 1995.
62. Ерисов Д.М. Религиозная философия И.А. Ильина: Дисс. . канд. филос. наук. М., 1997. 130 с.
63. Ефимов Ю.И., Громов И.А. Человеческий фактор и культура. Л.: Наука, 1989. - 191 с.
64. Загребин М.В. проблема насилия в философском наследии И.А. Ильина: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. М., 1996.-24с.
65. Закунов Ю.А. Проблема движущих сил истории в философском наследии Г.П. Федотова и И.А. Ильина: Дисс. . канд. филос. наук. Нижний Новгород. 1999. 223с.
66. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии (Х1-ХХ вв.). СПб.: Изд. - Торг. дом «Лет. сад», 2001.-396 с.
67. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. Т. 2. Ростов-на-Дону: "Феникс", 1999. - 544 с. - С. 418-423.
68. Зернов И.Н. Концепция монархической государственности в социальной философии И.А. Ильина: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. М., 1998.- 23 с.
69. Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века // Юность. 1993. № 1,2,4,5.
70. Золина М.Б. Политическая философия И.А.Ильина // Социально-политический журнал. 1996. № 3. - С. 169-179.
71. Золина М.Б. Политическая философия И.А. Ильина: Дисс. . канд. филос. наук. М., 1996. 182 с.
72. Золотухина-Аболина Е.В. О функциях культуры // Научные доклады высшей школы. Философские науки. 1986. № 3. -С. 43-48.
73. Ивонин Ю.П. Религиозная ценность культуры. Постановка проблемы в русской философии начала XX в. // Проблемы культуры: Сборник научных трудов. Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.-192с. - С.4-58.
74. Иконникова С.Н. Культурология в системе гуманитарных наук: междисциплинарные взаимосвязи // Гуманитарий. Ежегодник. № 1. СПб, ТОО «Петрополис», 1995. - 312 с. - С. 73-82.
75. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464 с. - (Мыслители XX века).
76. Ильин В.В., Солнцев Н.В., Чалов Н.М. Русская философия в лицах: Учеб. пос. М.: Издание журнала «Юность». 1997. - 192 с.
77. Ильин В.Н. Профессор Иван Александрович Ильин // Вестник РСДХ. Париж Нью-Йорк. - 1995. № 36. - С. 32-35.
78. Ильин И. О частной собственности: Ст. русского философа, опубл. в журн. "Русский колокол" в 1929 г / Предисловие Ю.Лисицы. // Знание-сила, 1991. №7.-С. 1-9.
79. Ильин И. Обоснование частной собственности/Предисловие и публ. В. Мохнача // Совершенно секретно.- 1992. № 5.- С. 24-25.
80. Ильин И.А. Собрание сочинений: Письма. Мемуары. (1939-1954) // Сост. И коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1999. -512 с.
81. Ильин И.А. Собрание сочинений: Дневник. Письма. Документы. (1903-1938) // Сост. и коммент. Ю.Т.Лисицы. М.: Русская книга, 1999. - 608 с.
82. Ильин И.А. Академическое несчастье молодых поколений (№ 26)/Наши Задачи. Статьи 1948-1954 гг.// Собраниесочинений: В 10 т. Т. 2. Кн. 1./Сост. и коммент. Ю.Т.Лисица. М.: Русская книга, 1993. - 496 с. - 50-54.
83. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. В 2-х томах. -М.: ТОО «Ррарогъ», 1993. 448 с.
84. Ильин И.А. Белая идея // И.А.Ильин Родина и мы. Статьи / Сост., вступ. Ст. и комент. Ю.Т. Лисицы. Смоленск: «Посох», 1995. - 512 с. - С. 221-230.
85. Ильин И.А. Борьба за художественность // Собрание сочинений: В 10 т. Т.6. Кн. Н/Сост. и коммент. Ю.Т.Лисица. М.: Русская книга, 1996. - 672 с. - С. 358-370.
86. Ильин И.А. Взгляд в даль. Книга размышлений и упований // И.А. Ильин Собрание сочинений в 10 т. Т. 4. // Сост. и коммент. Ю.Т.Лисицы. М.: Русская книга, 1996. - 576 с. - С. 343-564.
87. Ильин И.А. Духовный смысл войны // И.А. Ильин Родина и мы. Статьи / Сост., вступ. Ст. и комент. Ю.Т.Лисицы. Смоленск: «Посох», 1995. - 512 с. - С. 68-90.
88. Ильин И.А. Искусство и вкус толпы // Собрание сочинений: В 10 т. Т.6. Кн. II / Сост. и коммент. Ю.Т.Лисица. М.: Русская книга, 1996. - 672 с. - С. 334-339.
89. Ильин И.А. Кошмар Бердяева. Необходимая оборона // И.А.Ильин Собрание сочинений в 10 т. Т 5 //Сост. и коммент. Ю.Т.Лисицы. М.: Русская книга, 1996. - 608 с. - С. 236-243.
90. Ильин И.А. Кризис безбожия // Собрание сочинений: В 10 т. Т. l./Сост. и коммент. Ю.Т.Лисица. М.: Русская книга, 1993. -400 с. - С. 333-358.
91. Ильин И.А. Мировые причины русской революции // Ильин И.А. Собрание сочинений: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней / Сост. и коммент. Ю.Т.Лисицы. -М.: Русская книга, 2001. 576 с. - С. 176-240.
92. Ильин И.А. О грядущей русской культуре // И.А. Ильин Родина и мы. Статьи/Сост., вступ. ст. и комент. Ю.Т.Лисицы. -Смоленск: «Посох», 1995. 512 с. - С. 441-482.
93. Ильин И.А. О Любезности // И.А. Ильин Собрание сочинений в 10 т. Т 6: Кн. 1. //Сост. И коммент. Ю.Т.Лисицы. М.: Русская книга, 1996. - 560с. - С. 5-49.
94. Ильин И.А. О Национальном высокомерии. Из дневника патриота // Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т. Т. 8. / Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1996. - 576 с. - С. 359364.
95. Ильин И.А. О православии и католичестве // Москва. -1993. № 3. С. 3-8.
96. Ильин И.А. О религиозном кризисе наших дней// Ильин И.А. Собрание сочинений: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней / Сост. и коммент. Ю.Т.Лисицы. М.: Русская книга, 2001. - 576 с. - С.147-175.
97. Ильин И.А. О России. Три речи. 1926-1933. // Собрание сочинений: В 10 т. Т.6. Кн. II / Сост. и коммент. Ю.Т.Лисица. М.: Русская книга, 1996. - 672 с. - С. 7-34.
98. Ильин И.А. О русской идее (№ 127-129) / Наши Задачи. Статьи 1948-1954 гг. // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 2. Кн.1. / Сост. и коммент. Ю.Т.Лисица. М.: Русская книга, 1993. - 496 с. - С. 423431.
99. Ильин И.А. О русской культуре. Три размышления // И.А. Ильин Собрание сочинений в 10 т. Т. 6. Кн. II // Сост. И коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1996. - 672 с. - С. 373-632.
100. Ильин И.А. О русском национализме I (№ 111) / Наши Задачи. Статьи 1948-1954 гг. // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 2. Кн.1.
101. Сост. и коммент. Ю.Т.Лисица. М.: Русская книга, 1993. - 496 с. -С.359-363.
102. Ильин И.А. О русском национализме II (№ 112) / Наши Задачи. Статьи 1948-1954 гг. // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 2. Кн.1. / Сост. и коммент. Ю.Т.Лисица. М.: Русская книга, 1993. - 496 с. - С. 363-366.
103. Ильин И.А. О сопротивлении злу силой // Кодры. 1991. № 3. - С. 144-153.
104. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // И.А. Ильин Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - 431 с. - (Мыслители XX века). - С.
105. Ильин И.А. О сопротивлении злу. Вступ. статья и составление Б.Н.Любимова // Новый мир. 1991. № 10. - С. 197-224.
106. Ильин И.А. О сущности правосознания // И.А.Ильин Родина и мы. Статьи / Сост., вступ. Ст. и комент. Ю.Т.Лисицы. -Смоленск, «Посох», 1995, 512 с. С.
107. Ильин И.А. Об органическом понимании государства и демократии // Москва. 1993. № 3. - С. 139-147. № 4. - С. 144-154.
108. Ильин И.А. Опасности и задания русского национализма I (№ 113, 114) / Наши Задачи. Статьи 1948-1954 гг. // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 2. Кн.1. /Сост. и коммент. Ю.Т.Лисица. М.: Русская книга, 1993. - 496 с. - С.366-374.
109. Ильин И.А. Основное нравственное противоречие войны // И.А.Ильин Собрание сочинений в 10 т. Т 5 // Сост. и коммент. Ю.Т.Лисицы. М.: Русская книга, 1996. - 608 с. - С. 5-30.
110. Ильин И.А. Основы борьбы за национальную Россию // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 9-101/Сост. и коммент. Ю.Т. Лисица. -М.: Русская книга, 1999. 507 с. - 317-396.
111. Ильин И.А. Основы христианской культуры // Ильин И.А. Одинокий художник /Сост., предисл. и примеч. В.И.Белов. М.: Искусство, 1993. 348 с. - С. 219-336.
112. Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве // И.А. Ильин Собрание сочинений в 10 т. Т 6: Кн. 1. /Сост. и коммент. Ю.Т.Лисицы. М.: Русская книга, 1996. - 560 с. - С. 51-182.
113. Ильин И.А. Отрицателям меча // И.А.Ильин Собрание сочинений в 10 т. Т 5 //Сост. и коммент. Ю.Т.Лисицы. М.: Русская книга, 1996. - 608 с. - С. 228-234.
114. Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний // И.А.Ильин Собрание сочинений в 10 т. Т. 3. // Сост. и коммент. Ю.Т.Лисицы. М.: Русская книга, 1996. - 592с. - С. 229-380.
115. Ильин И.А. Против России (№ 30) / Наши Задачи. Статьи 1948-1954 гг. // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 2. Кн.1. / Сост. и коммент. Ю.Т.Лисица. М.: Русская книга, 1993. - 496 с. - С. 62-67.
116. Ильин И.А. Путь к очевидности / /И.А.Ильин Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - 431 с. - (Мыслители XX века). -С. 290-403.
117. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. /Сост. и коммент. Ю.Т.Лисица. М.: Русская книга, 1993. - 400 с. - С. 39-284.
118. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. Три речи. 1914-1923. // И.А. Ильин Собрание сочинений в 10 т. Т 3. // Сост. и коммент. Ю.Т.Лисицы. М.: Русская книга, 1996. - 592 с. - С. 15-88.
119. Ильин И.А. Самобытность или оригинальничанье? Публикация и вступ. ст. А.А. Королькова // Север. 1993. № 3. - С. 114-118.
120. Ильин И.А. Собрание сочинений. Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии. (1906-1954) / Сост. и коммент. Ю.Т.Лисицы. -М.: Русская книга, 2001. 560 с.
121. Ильин И.А. Собрание сочинений: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней // Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Русская книга, 2001. - 576 с.
122. Ильин И.А. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов (1927-1934) / Сост., вступ. ст. и коммент. Ю.Т.Лисицы. М.: Русская книга, 2000 - 560 с.
123. Ильин И.А. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов (1935-1946) / Сост., вступ. ст. и коммент. Ю.Т.Лисицы. М.: Русская книга, 2000 - 575 с.
124. Ильин И.А. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов (1947-1950) / Сост., вступ. ст. и коммент. Ю.Т.Лисицы. М.: Русская книга, 2000 - 527 с.
125. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего // И.А.Ильин Собрание сочинений в 10 т. Т.7. / Сост. и коммент. Ю.Т.Лисицы. М.: Русская книга, 1998. - 608 с. - С.453-488.
126. Ильин И.А. Ушедшим победителям // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 9-101/Сост. и коммент. Ю.Т.Лисица. М.: Русская книга, 1999. - 507 с. - С. 192-192.
127. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В двух томах. СПб.: Наука, 1994. -542 с.
128. Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий / И.А. Ильин Собрание сочинений в 10 т. Т. 3. // Сост. И коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1996. - 592с. - С. 89-226.
129. История философии и вопросы культуры. М.: Наука, 1975.- 319 с.
130. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. - 384 с.
131. Каган М.С. Философия культуры. СПб, ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416 с.
132. Каган М.С. Философская система ценности. СПб, ТОО «Петрополис», 1977. - 205 с.
133. Казаков А. И.А. Ильин: Рус. философ. // Родник. 1990. № 3. - С. 68-69.
134. Кантор В.К. Стихия и цивилизация: два фактора «российской судьбы» // Вопросы философии. 1994. № 5. - С.
135. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб.: Изд-во «Лань», 1997. - 512 с.
136. Карякина Е. Что несет вестернизация отечественной культуре // Диалог. 1997. № 11-12. - С. 7-11.
137. Касянова К. О русском национальном характере. М.,1994.
138. Кленов А.А. К проблеме сущностных противоречий культуры // Научные доклады высшей школы. Философские науки. -1986. №3,-С. 37-44.
139. Клягин В.Н. Происхождение цивилизации (Соц.-философ. аспект). М.: ИФРАН, 1996. - 252 с.
140. Козлов М. Иван Ильин о католицизме // Москва. 1994. № 11.-С.139-202.
141. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры (теоретический очерк): Учебник. М.: Наука, 1994. - 378 с.
142. Коробейникова Л. А. Эволюция представлений о культуре в культурологии // Соц. исследования. 1996 № 7.- С. 79-85.
143. Корольков А. Русская духовная философия. Спб.: Изд-во Рус. христианского гуманит. ун-та, 1998. - 575 с.
144. Круглова JI.К. Актуальные проблемы теории культуры // Научные доклады высшей школы. Философские науки. 1986. № 3. -С. 25-35.
145. Кувакин В.А. Религиозная философия в России начала XX века. М.: Мысль. - 1980. - 309 с.
146. Кузнецов Б.Г. Современная наука и философия: Пути фундаментальных исследований и перспективы философии. М.: Политиздат, 1981. - 183 с.
147. Культура и цивилизация. М., 1984. АН СССР Инст. философии. - 161 с.
148. Культура и цивилизация / Под ред. Н.С. Савкина -Саранск: Изд-во Сарат. ун-та. Саран, фиол., 1989. 120 с.
149. Культура- Цивилизация- Человек. Материалы региональных философских чтений молодых ученых. Фергана, 6-7 сентября, 1985. Ташкент: Изд-во «Фан» Узб. СССР, 1989. - 139 с.
150. Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. - с.
151. Культурология. XX век. Словарь. Спб. Университетсткая книга, 1997. - 640 е.- (Культурология. XX век)
152. Кураев В. Философ волевой идеи // Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1992.-431 с. - С. 404-414.
153. Кураев В.И. И.А. Ильин // Русская философия. Словарь. -М.: 1995.
154. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. -М.: Прогресс-Традиция, 2001. 240 с.
155. Лавров А.Г. Кризис европейской культуры в оценке И.А. Ильина // Вопросы культурологии образования. Сб. статей. М.: Изд-во МГУ, 1997.-С. 12-19.
156. Лавров А.Г. Философия культуры И. А. Ильина: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. М., 1997. 24 с.
157. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли. Т. 2. Двадцатый век. М.: Мысль, 1998.
158. Левченко В. Духовный наставник русского народа // Ильин И.А. Что сулит миру расчленение России М.: Изд-во МГУ,1992. С. 57-62.
159. Лесков Л.В. Возрождение России: синергетический подход // Россия и современный мир. 1996. № 4. - С.
160. Лисица Ю.Т. «Жить стоит только тем, за что стоит умереть» // И.А. Ильин Родина и мы. Статьи / Сост., вступ. Ст. и комент. Ю.Т. Лисицы. Смоленск, «Посох», 1995. 512 с. - С. 5-18.
161. Лисица Ю.Т. И.А. Ильин как духовный писатель и национальный мыслитель // Воскресенье. 1992. № 1. - С. 57-61.
162. Лисица Ю.Т. И.А. Ильин как правовед и государствовед // Вопросы философии. 1991. № 5. - С. 146-158.
163. Лисица Ю.Т. Иван Александрович Ильин. Историко-биографический очерк // Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1/Сост., вступ ст. и коммент. Ю.Т.Лисицы. М.: Русская книга, 1993. -400 с. - С. 5-36.
164. Лисица Ю.Т. Русская правда Ивана Ильина // Москва.1993. № З.-С. 138-139.
165. Лисица Ю.Т. Русская правда Ивана Ильина // Наш современник. 1993. № 3. - С.
166. Лисица Ю.Т. Творческое и идейное наследие И.А. Ильина // Социальная философия И.Ильина: Материалы всерос. семинара, 9-10 апреля 1993. Ч. 1-2.-СПб, 1993.
167. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Сов. писатель, 1991.-478 с.
168. Лосский Н.О. Своеобразие русской философии // Ступени. СПб., 1992. № 1. - С. 122-137.
169. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. - 368 с. (24236; 238-360)
170. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении; Интуитивизм.- М.: Издательская группа «Прогресс», VIA, 1992. 208 с.
171. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., «Искусство», 2000. - 704 с. - С. 150-390.
172. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек текст- семиосфера история. - М.: «Языка русской культуры», 1999. - 464 с.
173. Лотман Ю.М. Культура и взрыв //Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., «Искусство», 2000. - 704 с. - С. 12-148.
174. Лотман Ю.М. О динамике культуры // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., «Искусство», 2000. - 704 с. - С. 647-661.
175. Лотман Ю.М. О типологическом изучении культуры // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., «Искусство», 2000. - 704 с. - С. 447-556.
176. Лотман Ю.М. Феномен культуры // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., «Искусство», 2000. - 704 с. - С. 568-580.
177. Любимов Б. Поющее сердце: О рус. философе И.А. Ильине. // Театр, жизнь. 1989. № 9. - С. 24-25.
178. Макаров М.Г. Темы и направления русской философии // Вече. СПб., 1997. № 10. С. 178-188.
179. Малинин В.А. Отечественная философия истории в контесте русской идеи // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 7. Философия. -1994. № 4. С. 2-8.
180. Малинин В.А. Рационализм и иррационализм в русском неокантианстве. Неогегельянстве // История философии в СССР: в 2 т.- М.: Мысль, 1971. С. 112-125.
181. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. - 284с.
182. Маркарян Э.С. Исходные посылки понимания культуры как специфического способа человеческой деятельности // Философские проблемы культуры. Тбилиси, 1980. - 220 с. - С. 16-44.
183. Мережковский Д.С. Грядущий хам // Полярная звезда. -1905. № 3. С. 185-192.
184. Микешина JT.A. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М.: Прометей, 1990. 212 с.
185. Мильдон В.И. Природа и культура // Вопросы философии. № 12. 1996. С. 62-74.
186. Моисеев Н.Н. Экология, нравственность и политика // Вопросы философии. 1989. № 5. - С. 3-25.
187. Нагорная JI.K. Богочеловечество в русской религиозной философии (середина XIX начало XX в.) Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 1994. - 143 с.
188. Налимов В.В. Размышления о путях развития философии // Вопросы философии. 1993. № 9. С. 85-93.
189. Некрасова Е.Н. Живая истина: Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века. М.: Мартис, 1997. - 160 с.
190. Неретина С., Огурцов А. Время культуры. Спб.: Изд-во РГХИ, 200 - 334 с.
191. Неретина С.С. О концепции культуры М.К. Петрова / Философия не кончается. Из истории отечественной философии. XX век: В 2-х кн. / Под ред. В.А. Лекторского. Кн. II. 60-80-е гг. М.: «Российская политическая энциклопедия», 1998. - 768 е.- С.597-619.
192. Нижников С.А. Метафизика веры в русской философии. М.: Изд-во РУДН, 2001. - 355 с.
193. Никитина Н.Н. Философия культуры русского позитивизма начала века: Пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: АО "Аспект Пресс", 1994. - 127 с. - (Программа: Обновление гуманитарного образования в России).
194. Новикова Л.И. Цельность живого знания: О своеобразии русской философской мысли // Общественные науки и современность. 1992. № 1. - С. 173-181.
195. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: курс лекций. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. - 327 с.
196. Новые идеи в философии: Ежегодник Философского общества СССР. 1991. Культура. Религия. М.: Наука, 1991. - 231 с.
197. О России и русской философской культуре. Философия русского послеоктябрьского Зарубежья. М.: Наука, 1990. - 528 с.
198. Обертынский А. Злое добро // Дон. 1992. № 3-4. - С. 242-243.
199. Ойзреман Т.И. Международный форум философов: мировоззренческий спор // Вопросы философии. 1984. № 5. - С. 3147.
200. Окара А. Жизнь как сопротивление злу к 115-летию рус. религиоз. философа И. Ильина, не принимавшего инквизицию и теократию. //Независимая газета. 1998. (прил.: "НГ-Религии, № 4.).
201. Павлов А.Т. К вопросу о своеобразии русской философии // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 7. Философия. 1992. № 6. -С. 27-35.
202. Паламарчук П. Иван Ильин критик // Московский вестник. Журнал московских писателей. - 1990. № 1. - С. 246-256.
203. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. -М.: Издательство «Языки русской культуры», 1998. 376 с.
204. Петров М.К. Античная культура / Предисл. В.Н. Дубровина, Ю.Р. Тищенко. М.: РОСПЭН, 1997. - 352 с.
205. Петров М.К. Искусство и наука: Пираты Эгейского моря и личность / Вступ. ст. С.С.Неретиной. М.: РОСПЭН, 1995. - 238 с.
206. Петухов В.В. Прирорда и культура. М.: Тривола, 1996.- 160 с.
207. Пивоваров Ю.С. Может ли спасти Россию самодержавная монархия //Вопросы философии. 1996. № 3. - С. 7684.
208. Полтораций Н. Монархия и республика в восприятии И.А. Ильина // Ильин И.А. Собрание сочинений: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней / Сост. и коммент. Ю.Т.Лисицы. М.: Русская книга, 2001. - 576 с. - С. 478-524.
209. Полторацкий Н. И.А. Ильин и полемика вокруг его идей о сопротивлении злу силой // И.А. Ильин Собрание сочинений в 10 т. Т 5 // Сост. И коммент. Ю.Т.Лисицы. М.: Русская книга, 1996. - 608 с.- С. 479-528.
210. Полторацкий Н.П. Иван Александрович Ильин: жизнь, труды, мировоззрение. Сборник статей. Teneflau, N.J. Эрмитаж, 1989.- С. 320 с.
211. Полторацкий Н.П. Россия и революция: Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль XX в: Сб. ст. Teneflau, N.J. Эрмитаж, 1988. - 352 с.
212. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия // Вопросы философии. 1992. № 2. - С. 123-140.
213. Поляков А.А. И.А. Ильин // Философская энциклопедия: в 2 т.- М.: Сов. Энциклопедия, 1962. Т. 2. С. 252.
214. Поляков А.А. Ильин: историко-биографический очерк // Философия права. М.: Юрист, 1992. № - С. 3-8.
215. Поляков JI.B. Философия в России как русская философия // Вопросы философии. 1988. № 9. - С.
216. Померанц Г. Выход из транса. М.: Юрист, 1995. - 575 с. - (Лики культуры).
217. Попов Ю.В. Ильин И. А. // Философский энциклопедический словарь, 2-у изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1980. -С. 209.
218. Постников К.Р. Концепция тоталитаризма в политической философии И.Ильина: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. М., 1996. 25 с.
219. Проблема бессмертия человека в русской философии: Из истории вопроса и персоналии: О философе И.А. Ильине. // Проблемы имморологии. Кн. 2. Пробл. бессмертия и современность. Челябинск, 1994. - С. 69-74.
220. Рашковский Е.Б. Природное и историческое в русской философской культурологии конца прошлого столетия // Философские проблемы культуры. Тбилиси, 1980. - 220 с. - С. 178-189.
221. Религиозно-идеалистическая философия в России XIX-начала XX веков: (Критический анализ). М., 1989.
222. Русская культура XX века: старые и новые смыслы // Москва. 1996. № 10. - С. 154-168.
223. Русская философия конца XIX- начала XX веков. -СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1993,- 590 с.
224. Русская философская мысль конца XIX начала XX вв. -Саратов, 1993.
225. Рутковская М.В. Философия государства и права в философском наследии И.А. Ильина: Дисс. . канд. филос. наук. Пятигорск, 2000.
226. Савельев J1. Записки по русской философии // Москва, 1993. № 5,7,8.
227. Самохина А.А. проблема человека в произведениях И.А. Ильина доэмигрантского периода: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. М., 1996. -23 с.
228. Семенов Ю.И. О русской религиозной философии конца XIX- начала XX веков // Философия и общество. 1997. № 4. - С. 113137.
229. Сильвестров В.В. Культура. Деятельность. Общение. -М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 1998. 478 с.
230. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М.: Изд-во ВЗПИ, 1990. - 242 с.
231. Смирнов И. духовный подвиг Ивана Ильина (к 110-летию со дня рождения) // Журнал Московской патриархии. 1993. № 3. - С. 18-26.
232. Смирнов И.Н. И.А. Ильин о духовном обновлении России // Ильин И.А. Наши задачи. М., 1992.
233. Соколов Э.В. Культура и личность. JL: Наука, 1972.226 с.
234. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России . Выпуск первый // B.C. Соловьев. Литературная критика / Сост. и коммент. Н.И. Цимбаева, вступ ст. Н.И. Цимбаева и В.И. Фатющенко. М.: Современник, 1990. - 422 с. - С.292-330.
235. Соловьев B.C. Оправдание добра // Сочинения в 2 т. Т. 1 / Сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и А.В. Гулыги; Примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. - 892 с.
236. Соловьев Вл. С. Русская идея // Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. Отв. Ред. И авт. Вст. Ст. А.Ф. Замалеев.-СПб.: Наука, 1991.-364 с. - С. 311-339.
237. Сохряков И. Ильин И.А. // Писатели русского зарубежья. М., 1993. Вып. 1. - С. 230-238.
238. Сохряков Ю.И. Возраст русской идеи: к 110-летию И. Ильина // Рос. литературоведческий жкрн.: Теория и история лит. -1993. № 2. С. 65-79.
239. Сохряков Ю.И. Ильин И.А. как мыслитель и литературный критик // Литература в школе. 1996. № 1. - С. 36-41.
240. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. М.: Гардарика, 1999. - 815 с.
241. Степин B.C. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого // Вопросы философии. 1997. № 5. С. 4-13.
242. Степин B.C. Философия и универсалии культуры. Актовая лекция, прочтенная 22 мая 1998 года. Спб., 2000. - 17 с.
243. Сто русских философов: Биографический словарь. М.,1995.
244. Стрельцова А.С. Русская философско-религиозная школа. Калуга: Эйдос. 2000. - 178 с.
245. Струве П., Франк С. Очерки философии культуры // Полярная звезда. 1905. № 2. С. 104-117, № 3. С. 170-184.
246. Сухов А.Д. Русская философия: Пути развития: Очерки теоретической истории. М.: Наука, 1989. - 205 с.
247. Сухов А.Д. Феномен русской философии // Общественная мысль: исследования и публикации. М., 1993. № 4. -С. 3-40.
248. Сысуев Д.А. Проблема насилия и справедливости в нравственной философии И.А. Ильина: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. Саранск, 1997. 19 с.
249. Тихомиров Ю.А. Государственно-правовые идеи И.А. Ильина // Вопросы философии. 1991. № 8.
250. Толстых В.И. Цивилизация и модернизация в контексте глобализации / Философия, наука, цивилизация / Под ред. В.В. Козютинского. М.: Эдиториал, УРСС - 1999. - 398 с.
251. Троицкий Е.С. Властитель дум патриотической России // И.Ильин. Родина. Русская философия. Православная культура. М., 1992.
252. Троицкий Е.С. Что такое русская соборность?. М., 1993.
253. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология. / Сост., общ. ред., предисл. и прим. Н.К. Гаврюшина. М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. - 592 с. - С.243-488.
254. Трубников Н.Н. Без четверти двенадцать (к вопросу о преодолении духовного кризиса европейской культуры) // Вопросы философии. 1993. - № 1. - С. 48-50.
255. Тульчинский Г.Л. Об одной ошибке русской философии //Вопросы философии. 1995. № 3. - С. 83-94.
256. Туровский М.Б. Философские обоснования культурологии. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997. - 440 с.
257. Федотов Т.П. Судьба и грехи России/избранные статьи по философии, русской истории и культуры: В 2-х тт. / Составл., вступительная статья, примечания Байкова В.Ф.- С.Петербург, 1991.
258. Философия в России XIX начала XX веков: Преемственность идей и поиски самобытности. - СПб., М., 1991.
259. Философия и история культуры. И.: Наука, 1985. 319 с.
260. Философия и культура: Тезисы к XVII Всемирному философскому конгрессу (Монреаль, 1983). М., 1983. - 209 с.
261. Философия и культура: XVII Всемирный философский конгресс: проблемы, дискуссии, суждения. М.: Наука, 1987. 335 с.
262. Философия культуры '98: Сборник научных статей. -Самара: Издательство «Самарский университет», 1998. 158 с.
263. Философия культуры и философия науки: проблемы и гипотезы / Под ред. С.Ф. Мартыновича. Саратов: Изд-во Сарат. Унта, 1999. - 200 с.
264. Философия культуры: Становление и развитие: Учеб. пособие / Под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Петрова, В.В. Прозерского, Э.П. Юровской. СПб.: Издательство С-Петербургского университета, 1995. - 312 с.
265. Философия не кончается. Из истории отечественной философии. XX век: В 2-х кн. / Под ред. В.А. Лекторского. Кн. II. 6080-е гг. М.: «Российская политическая энциклопедия», 1998. - 768 с.
266. Философия реализма: Из истории русской мысли: сб. статей / Под ред. А.Ф. Замалеева. Спб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. - 148 с.
267. Франк С.JI. De Profundis/Из глубины. Сб. статей о русской революции // Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России / Сост. вступ. ст., комент. И.А. Исаева. М.: Русская книга, 1992.
268. Франк С.Л. Крушение кумиров // Франк С.Л. Сочинения.- М.: Правда, 1990.
269. Франк С.Л. Непостижимое // Франк С.Л. Сочинения. -М.: Правда, 1990. 607 с.
270. Франк С.Л. Религиозно-исторический смысл русской революции // Русская идея / Сост. и автор вступ. статьи М.А. Маслин.- М.: Республика, 1992. 496 с.
271. Франк С.Л. Русское мировоззрение // Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. - 511 с. -(Мыслители XX в.). - С. 471-500.
272. Франк С.Л. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии // Франк С.Л. Духовные основы общества. -М.: Республика, 1992. 511 с. - (Мыслители XX в.). - С. 405-470.
273. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии//Философские науки. 1990. № 5. - С. 81-91.
274. Франк С.Л. Этика нигилизма // Франк С.Л. Сочинения. -М.: Правда, 1990. 607 с.
275. Хоружий С.С. Неопатристический синтез и русская философия // Вопросы философии. 1994. № 5. - С. 75-88.
276. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии: Учебное пособие. СПб, 1994.
277. Хоружий С.С. Предисловие к избранным статьям И.А. Ильина //Юность. 1990. № 8. - С. 60-61.
278. Хоружий С.С. Путем зерна: русская религиозная философия сегодня // Вопросы философии. 1994. № 5. - С. 139-147.
279. Хоружий С.С. Трудный возврат к главному // Вопросы философия. 1997. № 5. - С. 182-183
280. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии. 1991. № 5. - С. 26-57.
281. Цвык В.А. Проблема борьбы со злом в философии И.А. Ильина: Дисс. . канд филос. наук. М., 1997. 112 с.
282. Чавчавадзе Н.З. Человек культура - ценности // Вопросы философии. 1981. № 6. С. 59-69.
283. Шапошников JI.E. Философия соборности: Очерки русского самосознания. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1996. - 199 с.
284. Шаронов Д.И. Концепция органической демократии И.А. Ильина: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. М., 1994. 24 с.
285. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия: (Очерки русской философии и культуры: Учеб. пособие). М.: ВЛАДОС, 1995. - 208 с.
286. Шпенглер О. Закат Европы / Авт. вступ. статьи А.П. Дубнов, авт. комментариев Ю.П. Бубенков й А.П. Дубнов. -Новосибирск: ВО «Наука», 1989. 592 с.
287. Штурман Д. В поисках универсального со-знания (Перечитывая «Вехи») // Новый мир. 1994. № 4. - С. 153-184.
288. Штурман Д. После катастрофы (По страницам сборников «Из глубины» и «Из-под глыб») // Новый мир. 1994. № 4. -С. 108-163.
289. Яковлев Е.Г. Заглянуть в самую бездну (о некоторых онтологических чертах русского духа) // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 7. Философия. 1994. № 2. - С. 45-47.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.