Философия Герберта Уэллса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Кригер, Илья Борисович

  • Кригер, Илья Борисович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 134
Кригер, Илья Борисович. Философия Герберта Уэллса: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2005. 134 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Кригер, Илья Борисович

Введение.

Глава I. Философские основания творчества Герберта Уэллса

§ I . Природа и человек в философии Уэллса.

§ 2. Теория прогресса в философии Герберта Уэллса.

§ 3. Герберт Уэллс и проблема свободы воли.

§ 4. «Дух света и разума»: роль науки в социуме.

§ 5. Личность, общество и концепция «расового разума».

Глава 2. Человечество в процессе самосозидания

§ I . Образование, его роль и принципы.

§ 2. «Открытый заговор»: революционный проект Уэллса.

§ 3. Космополис и конструирование утопии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия Герберта Уэллса»

Герберт Джордж Уэллс (1866-1946) широко известен как автор художественных произведений; публицист и общественный деятель. Его наследие содержит не только большой; комплекс художественных произведений; и публицистики, но и труды, специально посвященные философско-мировоззренческихм; вопросам: большое количество статей, доклады на научных конференциях, трактаты по философии, социологии, педагогике, истории и богословию.

Прижизненные издания сочинений Герберта Уэллса составили более ста томов1. В рамках настоящего исследования анализируются его социально-философские,- социологические, исторические и политологические труды. Оригинальные, хотя и системно не оформленные и не свободные от противоречивости (это неудивительно, если учесть темперамент этого человека), идеи Герберта' Уэллса претерпели; сложную эволюцию. Их систематизация; и анализ являются непростым, но не безнадежным делом. Данная диссертация - шаг в этом направлении.

Анатолий Луначарский заметил: «Мы, пожалуй, не имеем случая, когда великий художник был бы вместе с тем великим философом или социологом, но целый ряд истинно великих художников являлись в то же время мыслителями совершенно выдающимися, и этот выдающийся ум не только не мешал их художественности, но; и поднимал ее на огромную высоту»2. Герберт Уэллс не был академическим философом. Ему был близок способ философствования, принятый в традиции европейского Просвещении

В нашей стране научные работы Герберта Уэллса после; 1920-х годов не переводились и не издавались, а те его книги, что попадали в СССР, отправлялись в спецхраны. Опубликованное в 1964 году собрание сочинений включило преимущественно художественные произведения Уэллса. См.: Уэллс Г. Собр. соч.: В 15-ти т. - М.: Правда, 1964. Вышедшее в 2003 году собрание сочинений содержит исключительно беллетристику Уэллса. См.: Уэллс Г. Собр. соч.: В 12-ти т.

М.: Терра. 2003.

Луначарский А.В. Собр. соч.: В 8-ми т. - Т. 4. - М.: Художественная литература. 1964. - С. 444. например, у Вольтера и Дидро)1. Герберта Уэллса, как и многих его современников, привлекал своего рода философский активизм, возможность не только объяснить, но и изменить социум2.

Был ли Уэллс выдающимся мыслителем? Мнения по этому вопросу расходятся. Одни исследователи- говорят о нем как о наиболее влиятельном мыслителе своего поколения3. Уэллс как мыслитель, - говорят другие, -сомнительная величина. Он, по его собственным словам, Америку не открыл4. Зато он одним из первых ощутил, описал и проанализировал надвигающиеся, процессы глобализации, научно-техническую революцию, бум информационных технологии и проблемы, связанные с этими явлениями. Эти и другиевопросы, поднятые Гербертом Уэллсом более полувека назад, звучат чрезвычайно современно. Актуальность работы обусловлена также отсутствием подавляющей, части социально-философских, исторических, социологических трудов Герберта Уэллса в русских изданиях- и переводах, а также отсутствием переводов на русский* язык исследований зарубежных ученых, посвященных Уэллсу.

Степень изученности проблемы. Отечественного исследования,, полностью посвященного социально-философским; идеям Герберта Уэллса и: рассматривающего эти идеи в комплексе, до сих пор не существовало. Зарубежная литература на эту тему представлена монографиями = и статьями, страгивающими отдельные аспекты его философии. Основная же часть работ

1 См. например: Becker, С. Mr. Wells and the new history / C. Becker. - Everyman his own historian. - New York. 1935. - P. 190: Guerard A. The new history: H.G. Wells and Voltaire / A. Guerard. // Scribner magazine. - 1924. - № 76. - Pp. 476-484.

Например. Бертран Рассел может считаться философом в том смысле, какой в это понятие вкладывали французские просветители.

Показателем: успеха Уэллса как социального мыслителя; может служить следующий факт. VIиллионы жителей Европы и Америки усвоили концепции Уэллса настолько прочно, что уже следующее поколение стало относиться к нему как к человеку, говорящему трюизмами. Scott-James. R.A. Fifty years of English literature, 1900-1950. - London: Longman, Green. - 1951. - P. 32-jj. Цит. по книге: Wagar. W.W. H.G. Wells and the world state. - New Heaven: Yale University Presv 1964.-P. 269-270. Brorne, V. H.G. Wells: A biography. - London-New York: Longmans - Green, 1951. - P. 179. русских исследователей Уэллса посвящена, его художественным произведениям. Первым серьезным трудом о Герберте Уэллсе стала работа Е. 'Замятина1 - брошюра, составленная из двух статей::«Генеалогическое дерево Уэллса» (об его литературных предшественниках) и «Герберт Уэллс» (о социальных и теологических идеях).

Библиографические материалы ; об Уэллсе были впервые собраны в? книге, составленной его однофамильцем Дж. Уэллсом2. Английское: Уэллсовское общество опубликовало полную библиографию т работ Герберта Уэллса3. Первая; библиография; русских переводов с Герберта: Уэллса: и критической литературы о нем появилась в 1922 году4. В 1966 году в Москве вышла библиография, составленная И.М. Левидовой и: Б.М. Парчевской5. В 1995 году опубликована наиболее полная библиография? русскоязычной критики, посвященной Уэллсу, за период с 1898 по 1993 год6.

Горячие споры, вылившиеся в целые публицистические баталии, вызвала историческая, концепция Герберта Уэллса. Отметим в этой связи книги «М-р Уэллс как историк» А.У. Гомма7; полемические работы X. Беллока «Справочник; к «Очерку истории» Уэллса» ш «М-р Беллок по

Чамятин Е. Герберт Уэллс. - Пг.: Эпоха. 1922. -47 с.

Wells. G.H. A bibliography of the works of H.G. Wells, 1893-1925 (with some notes and comments). London: G. Routledge and sons, Ltd., 1925. - 72 p.

Wells. H.G. A comprehensive bibliography / A foreword by K. Martin. - London: The H.G. Wells society, 1985.

4 Дитякин В. Уэллс на русском языке и русская литература о нем: 1895-1922 гг. // Казан, библиофил. - 1923.-№4.-С. 59-63. Левидова И.М. Парчевская Б.М. Герберт Джордж Уэллс: Библиогр. рус. пер. и крит. лит. на рус. яз. 1898-1965. - М.: Книга, 1966.- 167 с.

6 Гиривенко А., Недачина А. Уэллс Герберт Джордж // Английская литература в русской критике: Библиогр. указ. - Ч. 3. - Кн. II. - М.: ИНИОН РАН, 1995. - С. 121-147.

Gomme. A.W. Mr. Wells as historian: An inquiry into those parts of Mr. H.G. Wells' «Outline of history» which deal with Greece and Rome. - Glasgow: MacLehose, Jackson and Co., 1921. - 47 p. прежнему возражает»1, «Очерк истории» Герберта Уэллса» Дж. Шапиро2, «М-р Уэллс и новая история» К. Беккера3. Некоторые авторы пытаются оспорить религио зные идеи Уэллса («Бог и м-р Уэллс» У. Арчера; «Конечное божество м-ра Бритлинга» Т.А. Лэси, «Невидимый владыка м-ра Уэллса» Л. Винниса), другие - его социалистические убеждения4.

Из работ, посвященных: нескольким аспектам философии Уэллса, особенно выделяется- книга американского исследователя У. Уэйгера «Герберт Уэллс и мировое, государство»5. Она представляет собой анализ политических взглядов? Уэллса, однако автор поставил вопрос так широко и привлек материал столь разнообразный, что его книга может служить общей характеристикой воззрений; Уэллса. По той же причине: интересна; работа американского ученого Дж. Рида «Естественная история Герберта Уэллса»6.

На: русском? языке: творчеству Уэллса: посвящено; несколько кандидатских диссертаций по литературоведению (например, «Социальный роман Уэллса» И.Г. Эбер и «Язык и стиль научно-фантастических романов Г.Дж. Уэллса» Л.А. Кузнецовой), а также докторская: диссертация («Герберт Уэллс» Ю.И. Кагарлицкого, защищена; в 1970 году в Ленинградском педагогическом институте имени А.И.Герцена). Исследование Юлия Кагарлицкого носит в большей степени филологический характер, в то же

Belloc. Н. Companion to Mr. Wells' «Outline of History». - London: C.A. Watts and Co. 1926. - 78 p.: Belloc. H. Mr. Belloc still objects to Mr. Wells' «Outline of History». - London: C.A. Watts and Co. 1926.-55 p.

Schapiro. J.S. H.G. Wells' «Outline of history» // Types of the essay / Ed. by B.A. Heydrick. - New York. 1921.-Pp. 209-233; Becker. C. Mr. Wells and the new history / C. Becker. - Everyman his own historian. New York. 1935.-Pp. 169-190.

4 См. например: Брагинский M. Уэльс и социализм // Северные записки. - 1913. - Август. - С. 37: Hyde, W.J. The socialism of H.G. Wells in the early twentieth century // Journal of the history of ideas. - 1956.-Vol. 17. Wagar. W. W\ H.G. Wells and the world state. - New Heaven: Yale University Press, 1964. - 301 p. Reed. J.R. The natural history of H.G. Wells. - Athens (O.): Ohio University Press. 1982. - 294 p. время автор много внимания уделил философским, социальным и рел и г и о зн ы м вз гл ядам Герберта Уэллса1.

Настоящая! диссертация является: первым отечественным исследованием,- целиком посвященным: социально-философским идеям Уэллса. Автор, анализируя теоретические работы Герберта Уэллса (абсолютное их большинство не переведено на русский язык), а также критические труды, вводит эти работы в отечественный научный; оборот. Впервые в отечественной научной практике идеи Герберта Уэллса о природе и человеке, эволюции и прогрессе, роли научного знания и возможных вариантах развития общества сводятся к единой социально-философской проблематике. В рамках данной диссертации социально-философские, теоретико-социологические и политологические идеи Герберта Уэллса представлены комплексно и анализируются в многоаспектном проблемном контексте. В отечественный научный, оборот вводится ряд новых, трактовок проблем социальной и общей философии; политологии и теоретической социологии, в частности проблемы отношения природного и социального, общественного процесса, социальной инженерии; Этим обусловлена научная новизна диссертации.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации являются анализ и систематизация социально-философских идей Герберта Уэллса. Реализация этих целей обусловила постановку и решение следующих задач:

- проанализировать социально-философские и? политические идеи Герберта Уэллса, касающиеся природы и места в ней. человека, эволюционной теории и теории прогресса, роли? научного знания, и возможных путей развития социума;

1 Перу Юлия Кагарлицкого принадлежат несколько монографий, посвященных Г. Уэллсу. См.: Кагарлицкий Ю.И. Вглядываясь в грядущее: Книга о Герберте Уэллсе. - М: Книга. 1989. - 350 е.: Кагарлицкий Ю.И. Герберт Уэллс: Очерк жизни и творчества. - М.: Гослитиздат. 1963. - 279 с. Последняя работа была издана на английском < языке Уэллсовским обществом (Великобритания), а ее автор занял почетный пост вице-президента Общества.

- систематизировать социально-философские и политические идеи Уэллса:.

- выявить истоки этих идей и проанализировать их судьбу. Теоретической и методологической базой исследований послужили работы классиков общей и социальной; философии, теоретической социологии, истории, психологии, социальной: педагогики: Гераклита. Пифагора, Демокрита, Платона, Аристотеля, А. Смита, М. Вебера, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина, А. Бергсона, 3; Фрейда, К.Г. Юнга, и других. При: анализе эволюционных идей: Уэллса, его взглядов на взаимоотношения человека и природы диссертант обращался к трудам Д. Дидро, Ж.-Б. Ламарка, Т.Г. Хаксли, Э. Геккеля, Ч. Дарвина, Дж. Холдейна, Дж. Хаксли. Анализируя проблему общественного прогресса, автор настоящего исследования? опирался на: труды Ш.-Л. де Монтескье, Ж.-Ж Руссо, И.Г. Гердера, Г.Э. Лессинга, О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, К. Поппера, других социальных мыслителей. При рассмотрении теории технократической революции диссертант обращался к работам Т. Веблена,. У. Липпмана, Дж. Бернхэма, других экономистов и социальных мыслителей. Концепции Ш Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, К. Маркса. Л. Фейербаха, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра,*. А. Камю, Э. Дюркгейма. и др: составляют методологическую основу анализа; проблемы воли. Теоретической базой для исследования элитистских концепций; Уэллса счал и работы Платона, Сенеки, Фомы Аквинского, Пико делла Мирандолы. Т. Гоббса, Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассета, Г. Лебона, В. Парето. Г. Моски, Р. Михельса, и других социальных мыслителей. При анализе концепций социальной- инженерии диссертант обращался к работам^ представителей социополитического утопизма: и исследователей; утопии и утопического: Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ф. Бэкона, М. Бернери, Дж. Герцлера, К. Каутского, А. Кирхенгейма, А. Свентоховского, Ж. Сореля, П.-Ж. Прудона, К. Мангейма, Р. Миллса, Д. Рисмена, Л. Мэмфорда, К. Поппера и других.

Методологическим принципом исследования: является системный анализ. Данное исследование опирается на антропокосмический способ миропонимания, согласно которому мир рассматривается как единое целое, находящееся в процессе саморазвития. Человек при этом является активным участником глобального процесса мировой самоорганизации. Особенности аптропокосмического миропонимания- требуют при решении проблем использовать методологический принцип: системного подхода к концепции эволюционизма. В анализе мировоззренческих концепций используется метод сопоставления, метод аналогий;

Познавательная; парадигма как, бы «суммирует» картину мира, содержащую не только понятия, идеи, законы, но и представления, предпочтения, ценности. Этот субъективный слой проявляется; в способе и характере видения мира; как; целого, понимания и интерпретации. Такой подход определяет идеологическую; окрашенность, мировоззренческую составляющую парадигмы. Картина мира является не исключительно научной,, а интегративной, включающей мировоззренческие компоненты, следовательно, всю систему человеческих проявлений.

Научная и практическая ценность. Теоретическая значимость работы заключается во введении в отечественный научный оборот терминов и определений, предложенных Гербертом Уэллсом, его концепций и методов; На сегодняшний день остается непереведенными на русский язык абсолютное большинство научных работ Уэллса и посвященных им исследований, поэтому данная; работа; поможет, отечественным ученым? открыть для себя; общефилософские и социально-философские, а также политологические и I еоретико-социологические идеи Герберта Уэллса.

Практическая ценность диссертации заключается в том, что материалы проведенного исследования могут быть использованы для подготовки спецкурсов, лекций, семинаров по философским вопросам естествознания, этики, социальной философии.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации; были; изложены в публикациях; автора. Диссертация была обсуждена на заседаниях кафедры социальной; философии 1 ноября 2004 года и кафедры зарубежной философии-: 11 апреля 2005 года. Отдельные исследовательские приемы. использованные в данной диссертации, были описаны в докладе и вынесены на обсуждение на Международной научно-теоретической конференции «Дни науки-2002» в Киеве 14-16 апреля 2002 года.

Структура настоящей работы определена задачами исследования. Диссертация включает в себя введение, главу I, включающую пять параграфов, главу II (три параграфа), заключение и библиографический список.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Кригер, Илья Борисович

Заключение

Карел Чапек писал о Герберте Уэллсе: «Он представляет собой исключительное явление среди современных писателей и мыслителей в силу своей необыкновенной универсальности; как писатель он соединяет склонность к утопическим фикциям и фантастике с документальным реализмом и огромной книжной эрудицией; как мыслитель и толкователь мира он с поразительной глубиной и самобытностью охватывает всемирную историю, естественные науки, экономику и политику. Ни наука, ни философия не отваживаются на создание такого аристотелевского синтеза, какой оказался по плечу писателю Уэллсу.

Но Уэллс не ограничивается познанием и систематизацией исторического опыта человечества; для него этот опыт - только предпосылка будущего, более прогрессивного мироустройства. Этот всеобъемлющий исследователь является одновременно одним из самых настойчивых реформаторов человечества - он не стал догматическим вожаком и пророком, но избрал роль поэтического открывателя путей в грядущее. Он не предписывает нам, что мы должны делать, но намечает цели, которые мы можем поставить перед собой, если разумно используем все, чему нас учат история и физический мир. Герберт Уэллс никогда не будет принадлежать исключительно истории литературы, в равной и, возможно, еще большей степени он войдет в историю человеческого прогресса»1.

• Герберт Уэллс является продолжателем эволюционной традиции, заложенной Чарльзом Дарвином и Томасом Хаксли. Эволюционный ряд, к которому принадлежит человек, не завершен. Человек, согласно Уэллсу, - не «венец эволюции». Согласно теории Чарльза Дарвина, эволюция полностью определяется адаптацией к условиям среды и не содержит никакой цели. Эволюция, трактуемая таким образом, не допускает отождествления ее с прогрессом,

Пит. по: Кагарлицкий Ю.И. Вглядываясь в грядущее: Книга о Герберте Уэллсе. - М: Книга. 1489.- С. 343. потому что адаптация не предполагает обязательного повышения уровня организации организмов.

Вселенная, какой ее видел Герберт Уэллс, была пустыней, безразличной к бедам и радостям человечества. Однако действие природных законов распространяется и на человека. Поэтому он; вынужден приспособиться к постоянно меняющейся; природной среде: или смириться с деградацией и вымиранием. Для того, чтобы остаться; человеком — самостоятельным, разумным, духовным - он вынужден победить, в войне с собственными инстинктами. Уэллс писал, что «фундаментальное; бытие человека, его призвание - восстать против инстинктов, против ограничений, ускользать из ловушек, ошибаться; и. одолеть те силы, которые властвуют над ним». Человек, по Уэллсу, - это бунтарь, сродни Прометею, чье предназначение заключается; в том, чтобы «победить природу и обратить историю вспять». Человек в ходе эволюции обрел силу, позволившую ему освободиться от оков механизма естественного отбора. Теперь, в отличие от животных,, человек, если захочет, сможет контролировать процесс собственной эволюции.

• Человек, по мысли Уэллса, это «Прометей; вырвавшийся из мрака» и противостоящий природе.

Природа видится? Герберту Уэллсу «жестокой силой; которую необходимо обуздать». Уэллс постоянно; напоминал читателям о хрупкости: жизни и нестабильности положения человечества. «Нет ни малейшего повода; полагать, - говорил он, - что интеллектуальные, духовные и эмоциональные; силы, которыми случилось обладать^ человеческим существам, являются; наиболее значительными из всего, на что способна эта планета».

Уэллс отвергает мысль о привилегированности: нашего положения во» Вселенной. Природа: не заботится о человеке более, чем о других видах; живых существ. Мы безразличны природе. Человек как продукт эволюции и как биологический вид остается субъектом законов биологии. Уэллс говорил о том, что «Homo sapiens не является привилегированным исключением: из общих условий, определяющих судьбу всего живого. <.> Нет: причины; верить в то, что природа пристрастна по отношению к человеку более, чем по отношению к ихтиозавру или птеродактилю». Среди условий, определяющих судьбу биологических видов, Уэллс выделяет два, которые человечество не в состоянии ни изменить,, ни игнорировать. Это закон изменчивости и закон адаптации.

• Прогрессивное развитие человечества вероятно, но не предопределено. Нош о sapiens может преуспеть или? исчезнуть. Успех зависит от того, сможет ли человек преодолеть свои звериные инстинкты.

Уэллс смотрел на мир глазами; ученого-биолога. Природа враждебна: человеку; удел людей:- это непрерывная борьба.за существование, которую описывали Чарльз Дарвин; и Томас Хаксли. Появление Homo sapiens - это причуда эволюции, человек вынужден адаптироваться к природным условиям; или исчезнуть. Для Уэллса эти мысли стали отправной точкой его творчества и философских изысканий.

Логическое следствие из закона изменчивости таково: человек не может позволить природе изменять себя?по ее прихоти;.Любой:вызов;.от эпидемии: чумы до глобального кризиса XX века, человек должен встретить успешной адаптацией.

Герберт Уэллс отвергает попытки трактовки эволюционной : теории: в том смысле, что законы биологии допускают братоубийственное соревнование среди, рас, народов; и цивилизаций. Но; каждое человеческое: существо несет на. теле и в: сознании свидетельства: своего животного происхождения, поэтому всегда существует риск того, что страх, жадность и: лень, унаследованные людьми от животных,, перевесят гуманистические ценности и интересы человечества. Уэллс на протяжении своей долгой жизни; стал., свидетелем: неоднократных подобных «срывов», например, двух мировых войн.

Несколько тысяч поколений - чересчур малый срок для исчезновения глубоко укорененных инстинктов. Граница между природным и человеческим лежит в душе человека. На этом «нескончаемом поле боя страсти, желания, трусости, лени, доброжелательности» древние инстинкты борются с разумом.

• Путь спасения человечества * лежит, по Уэллсу, в радикальной социальной и экономической реконструкции социума. Построение планового мирового государства (космополиса): является, по Уэллсу, насущной необходимостью.

Представление о природе как о слепой-жестокой силе, взгляд на человека как:на Прометея; восставшего против: сил природы, а также вера в наступление «расового бытия» (органического единства человечества), привели Уэллса к идее интегрированной мировой цивилизации. Он посвятил себя «идее солидарного в своих стремлениях человечества»1,, разработке программы спасения человечества, и достижения нового мирового порядка, который обеспечил бы безопасность и процветание людей;

Цивилизация - это продукт человеческой изобретательности, начиная с обретения;речи и заканчивая достижениями современной науки. Посредством обучения и трансляции социального опыта человек получил возможность измениться сам, «овладев материей», изменить окружающий мир. Век покорности завершился, и то, что не сумела, или не успела сделать природа, должен сделать человек. То, что было хаотичным или случайным в окружающем мире, то, что бездумно копировалось из окружающей среды, может быть усовершенствовано или устранено планированием. Вместе с человеком «во Вселенную пришел логос — слово и воля; чтобы: понять и покорить згу Вселенную».

Уэллс полагал, что путь преодоления «мирового беспорядка» лежит в постепенном осознании людьми : общности своих: интересов; и достижении общечеловеческого единства: «Проходят века, меняются общественный и государственный строй, делаются чрезвычайно важные открытия и изобретения, человек подчинил себе огонь и воду, воздух и землю, но лучшее будущее ему рисуется таким же, как тысячи лет тому назад: в равенстве и в братстве».

Уэллс противопоставляет «великий мировой порядок, к которому ведет научный и промышленный прогресс», несовершенству бытия, где «царит

1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1994. - С. 208.

118 концепция социальной жизни как узаконенной внутри определенных рамок борьбы людей, стремящихся взять верх друг над другом»1.

В центр философии мирового единства Уэллс помещает новую этику: «Ваши царства и империи, ваша мораль и ваше право - все, что кажется вам столь прекрасным и возвышенным, геройство и жертвы на поле брани, мечты о господстве, вся эта ваша романтика, преданность слуг, покорность женщин, привычка лгать детям, все хитросплетения; и непроходимый вздор вашего старого мира - все это будет смыто с человеческого разума. Мы готовим новую нравственность и новое мужество. Вместо того чтобы вечно подозревать и убивать друг друга, соперничать друг с другом; порабощать и пожирать друг друга, мы создадим мир равных, где все будут трудиться сообща, руководствуясь. познанной действительностью, стремясь к целям столь высоким, что вы их и вообразить не можете»2.

• Научное знание («дух света и разума») и образование - главные инструменты освобождения человечества.

Вера в возможности науки способствовала осознанию Уэллсом необходимости: воспитания людей в духе «научного» взгляда на: мир. Современная наука сделала возможным планирование и управление сложным индустриальным обществом. Убежденность Уэллса в важности и превосходстве коллективной воли и «расового разума» над индивидом привела его к неприятию демократии: он симпатизировал идее и функционального» правительства (меритократии). Уэллс называл переход к такому способу правления «творческой революцией»: «компетентным восприемником власти» должна стать интеллектуальная элита. Такой подход позволяет рассматривать Герберта Уэллса как одного из авторов технократической теории.

1 Wells H.G. Experiment in autobiography. Discoveries and conclusions of a very ordinary brain (since 1866). - New York: The Macmillan Co., 1934. - P. 556

У ).uc Г. Самовластье мистера Парэма // Уэллс Г. Собр. соч.: В 15-ти т. - Т. 12. - С. 52.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кригер, Илья Борисович, 2005 год

1. Баталов, Э.Я. Философия бунта. Критика идеологии левого радикализма / Э.Я. Баталов. - М.: Политиздат, 1973. - 222 с.

2. Бергсон, А. Опыт о непосредственных данных сознания; Материя и память / А. Бергсон. Собр. соч.: в 4-х т. Т. 1. — М.: Моск. клуб, 1992. -325 с. - ISBN 5-7642-0003-2.

3. Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон. М.-СПб.: Русская мысль, 1914.-320 с.

4. Бердников, В.А. Эволюция; и прогресс / В.А. Бердников. -Новосибирск: Наука, 1991. 187 с. - ISBN 5-02-03006204.

5. Бердяев, Н.А. Философия неравенства; / Н!А. Бердяев. М.: ИМА-Пресс, 1990. - 285 с. - ISBN 5-7070-0039-9.

6. Берлин, И. Философия свободы. Европа / И. Берлин. М.: Новое лит. обозрение, 2001.-439 с. - ISBN 5-86793-132-3.

7. Брукнер, К. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества / К. Брукнер // Thesis. 1993. - № 4. -С. 50-57.

8. Булгаков, С.Н. Основные проблемы теории прогресса / Булгаков С.Н. // Соч.: в 2-х т. Т. 2. - М.: Наука, 1993. - С. 46-94. - ISBN 5-3357-1026-6.

9. Вебер, М. Избр. произв. / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. - 804 с. -ISBN 5-01-001584-6.

10. Ю.Винер, Н. Кибернетика и общество / Н. Винер. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. - 183 с.

11. Винер. Н. Я математик / Н. Винер. - М.: Наука, 1964. - 336 с.

12. Волков, Г.Н. Социология науки / Г.Н. Волков. М.: Наука, 1968. - 226 с.

13. З.Воронцов, Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии / Н.Н. Воронцов. М.: Прогресс-Традиция, ABF, 1999. - 639 с. - ISBN 588800-107-4.

14. М.Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте / П.П. Гайденко. -М.: Наука, 1990. 128 с.

15. Гегель, Г.В.Ф. Работы разных лет: в 2-х т. / Г.В.Ф. Гегель. — М.: Мысль, 1970.

16. Гегель, Г.В.Ф. Соч.: в 14-ти т. / Г.В.Ф. Гегель. M.-JI.: Соцэкгиз, 1934.

17. Гердер, И.Г. Избр. соч./И.Г. Гердер. М.-Л.: ГИХЛ, 1959;.-312"с.

18. Гиривенко, А.Н., Недачи на, А.Р. Английская литература: в русской критике: Библиогр. указ. Ч. 3. - Кн. II. / А.Н. Гиривенко,. А.Р. Недачина. - М.: ИНИОН РАН, 1995. -247 с. - ISBN Б. ц.

19. Гитлер, А. Моя борьба / А. Гитлер. М.: Т-Око, 1992. - 570 с. - ISBN 586523-066-2.

20. Гэлбрейт, Дж. Новое индустриальное общество / Дж. Гэлбрейт.- М.: Прогресс. 1969. -479 с.

21. Дитякин; В. Уэллс на русском языке и русская литература о нем. 18951922 гг. / В: Дитякин // Казан, библиофил. 1923. - № 4: - С. 59-63.

22. Замятин, Е. Герберт Уэллс / Е. Замятин. Пг.: Эпоха, 1922. - 47 е.,

23. Кагарлицкий, Ю.И. Вглядываясь в грядущее: Книга о Герберте Уэллсе / Ю.И. Кагарлицкий. М: Книга, 1989.-350 с. - ISBN 5-212-00114-5.

24. Кагарлицкий, Ю.И. Герберт Уэллс:: автореф. дис.д-ра филол. наук: 10.01.03 / Кагарлицкий Юлий Иосифович Л., 1971. - 26 с.

25. Кагарлицкий, Ю.И. Герберт Уэллс: Очерк жизни и творчества / Ю.И. Кагарлицкий. М.: Гослитиздат, 1963; — 279 с.

26. Кагарлицкий, Ю.И. Уэллс, Дарвин, Хаксли / Ю.И. Кагарлицкий // НФ: Сб. науч. фантастики. Вып. 15. - М.: Знание, 1974. - 209-223 с.

27. Калинин, М.И; О коммунистическом воспитании / М.И. Калинин. Л:: Лениздат, 1947. — 232 с.

28. Кант, И. Идея: всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Родоначальники позитивизма. Вып. I. - СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1910. -258 с.

29. Кант, И. Критика чистого разума. СПб.: Тайм-аут, 1993. - 472 с. -ISBN 966-7198-39-1.

30. Кант, И. Соч.: в 6-ти т. / И. Кант. М.: Мысль, 1963-1966.

31. Кант, И. Трактаты и письма / И: Кант. -М.: Наука, 1980. 709 с.

32. Капустин, П.В. Постмодернистская ситуация и проектная альтернатива: Методологические заметки о движении к будущему Эл. ресурс. / Режим доступа: http://www.expedition.vsu.ru/ex/kapust.html, свободный.- Загл. с экрана.

33. Карабущенко, П.Л. Антропологическая элитология / П.Л. Карабущенко.- М., Астрахань: АстрФ МОСУ (АСИ), 1999. 231 с. - ISBN 5-89774020-8.

34. Кирвель, Ч.С. Утопическое сознание: сущность, социально-политические функции / Ч.С. Кирвель. Минск: Университетское изд-во, 1989.- 192 с.-ISBN5-7855-0166.

35. Крыжановская, О.А. Свобода, воля, власть: Философские проблемы социальной и политической воли / О.А. Крыжановская. Ростов-н/Дону: СКНЦВШ, 1996. - 163 с. - ISBN 5-02-70439-9.

36. Левидова, И.М., Парчевская, Б.М. Герберт Джордж Уэллс: Библиогр. рус. пер. и крит. лит. на рус. яз. 1898-1965 гг. / И.М; Левидова, Б.М. Парчевская. М.: Книга, 1966. - 167 с.

37. Лессинг, Г.Э. Избр. произв. / Г.Э. Лессинг. Mi: Гос. изд-во художественной литературы, 1953. - 278 с.

38. Липман, М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия / М. Липман // Вопр. философии. 1995. - № 2. - С. 110121.

39. Лукиан. Избранная проза / Лукиан. М.: Правда, 1991. - 719 с. - ISBN 5-253-00167-0.

40. Луначарский, А.В. Собр. соч.: в 8-ми т. / А.В. Луначарский. М:: Художественная литература, 1963-1967.

41. Манхейм, К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. М.: Юрист, 1994.- 700 с. ISBN 5-7357-0046-4.

42. Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч.: В 50-ти т. Изд. 2-е / К. Маркс, Ф. Энгельс. -М.: Изд-во политической литературы, 1974.

43. Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч.: В 3-х т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Изд-во политической литературы, 1970.

44. Милль, Д.С. Огюст Конт и позитивизм / Д.С. Милль. СПб: Тип. Б.М. Вольфа, 1906.-214 с.

45. Момджян, Х.Н. Французское Просвещение XVIII века/ X.Hi Момджян. -Ml: Мысль, 1983;-447 с.

46. Мортон, А. Английская утопия / А. Мортон. М.: Изд-во иностранной литературы, 1956. - 278 с.

47. Мыслители Греции: От мифа к логике Сб. / Платон, Аристотель, Эпикур. М.-Харьков: ЭКСМО-Пресс - Фолио, 1998. - 832 с. - ISBN 504-001264-0.

48. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ницше Ф. Полн. собр. соч. Т. 9. - М.: Московское книгоиздательство, 1910. -230 с.

49. Новикова, Т. Необыкновенные приключения науки в утопии и антиутопии: (Г. Уэллс, О. Хаксли, А. Платонов) / Т. Новикова?// Вопр. лит-ры. 1998. - № 4. - С. 179-203.

50. ЗО.Оруэлл, Дж. Эссе. Статьи. Рецензии / Дж. Оруэлл. Пермь:. Капик, 1992.-316 с.-ISBN Б.ц.

51. ЗГ.Пайпс. Р. Собственность и свобода / Р. Пайпс. М.: Моск. шк. полит, исслед., 2000.-415 с. - ISBN 5-93895-001-5.

52. Петропавловский, Р.В. Диалектика прогресса и ее проявления в нравственности // Р.В. Петропавловский. М.: Наука, 1978. - 280 с.

53. Полибий. Всеобщая история в 40 кн. В 3-х т. / Полибий. СПб.: Наука, Ювента, 1995. - 381 с. - ISBN 5-02-028321-5.

54. Поппер, К. Нищета историцизма / К. Поппер // Вопр. философии. -1992.-№8:-С. 49-53:

55. Поппер, К. Открытое общество и его враги: В 2-х т. / К. Поппер. М.: Между нар. фонд «Культурная инициатива», 1992. - 448 + 526 с. - ISBN 5-85042-065-7,5-85042-064-9.

56. Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции / А.И. Ракитов. -М.: Политиздат, 1991.-287 с.-ISBN 5-250-01308-2.

57. Свентоховский, А. История утопий / А. Свентоховский. М., 1910. -470 с.

58. Семенов, Ю.И. Философия истории от истоков до наших дней: Основные проблемы и концепции / Ю.И. Семенов. М.: Старый сад, 1999. - 380 с. - ISBN 5-89930-020-5.

59. Сизов, С.С. Утопия и общественное сознание: Филос.-социол. Анализ / С.С. Сизов.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 121 е.-ISBN 5-288-00161-8.

60. Сковрон, С. Развитие теории эволюции: / С. Сковрон. Варшава: Польское гос. мед. изд-во, 1965.-316 с.

61. Сорель, Ж. Введение в изучение современного хозяйства / Ж. Сорель. -М.: В. Иванов, 1908. 320 с.

62. Сорель, Ж. Социальные очерки современной экономии / Ж. Сорель. -М.: С. Дороватовский и А. Чарушников, 1908. 342 с.

63. Спенсер, Г. Опыты научные, политические и философские / Г. Спенсер. Минск: Совр. литератор, 1998: - 1408 с. - ISBN 985-6524-02-4.

64. Спенсер, Г. Основные начала / Спенсер Г. // Соч. Т. 1. - СПб.: Издание СПб. Акционерного общ. печат. дела «Издатель», 1899. - 228 с.

65. Сутт, Т.Я. Проблема направленности органической эволюции / Т.Я. Сутт. Таллинн, 1977. - 424 с.

66. Таран, Л. Теория «исторического синтеза» Анри Берра / Л. Таран // Французский ежегодник. 1968. - Вып. I. - 368-374 с.

67. Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. М.: Прогресс, 1990. -730 с. - ISBN 5-01-001638-0.

68. Ушков, A.M., Дайнеко, М.М. Методологические аспекты типологии социальных утопий / A.M. Ушков, М.М. Дайнеко // Вестн. Моск. ун-та. Серия 7. Философия. 1984. -№ 1. - С. 49-58.

69. Уэллс Г. Собр. соч.: в 15-ти т. / Г. Уэллс. Под общ. ред. и со вступ. статьей Ю.И. Кагарлицкого. М.: Правда, 1964.

70. Уэллс, Г. Краткая история мира / Г. Уэллс. М.: Мосполиграф, 1924. -348 с.

71. Уэллс, Г. Краткая история мира / Г. Уэллс. М.: Мосполиграф, 1924. -348 с.

72. Уэллс, Г. Очерки истории цивилизации / Г. Уэллс. М:: Эксмо, 20041 -960 с. - ISBN 5-699-05662-9.73;Уэллс, Г. Собр. соч.: В 12-ти т. / Г. Уэллс. Mi: Терра, 2003. - ISBN 5275-00754-Х.

73. Уэллс, Г. Собр. соч.: в 12-ти т. / Г. Уэллс. М.: Изд-во И.Д. Сытина, 1909.

74. Уэллс, Г. Современная утопия / F. Уэллс // Альманах «Завтра». 1991. -Вып. 1.-С. 120-130:

75. Уэллс, Г. Спасение цивилизации / Г. Уэллс. Пг.: Мысль, 1923. - 190 с.

76. Уэльс, F. Предвидения; о воздействии прогресса механики и науки на человеческую жизнь и мысль / Г. Уэльс. М.: Изд. т-ва И.Н. Кушнерева и К0, 1902.-291 с.

77. Фихте, И.Г. Несколько лекций; о назначении ученого; Назначение человека;. Основные черты современной эпохи / И.Г. Фихте. Минск: Попурри, 1998. -480 с. - ISBN 985-438-192-7.

78. Франк, СЛ. Духовные основы общества. Введение в социальную психологию / СЛ. Франк. М.: Республика, 1992. - 510 с. - ISBN 5250-01494-1.

79. Чаликова, В.А. Идеологии не нужны фантазеры / В:А Чаликова // Альманах «Завтра». 1991. - Вып. 2. - С. 206-211.

80. Черткова, E.JI. Утопия как способ постижения; социальной действительности Эл. ресурс. / Режим доступа: http://www2.usu.ni/philosophy/socjDhil/rus/texts/society/8/chertkova.htrnl, свободный. Загл. с экрана.]

81. Шацкий, Е. Утопия и традиция / Е. Шацкий. М.: Прогресс, 1990. - 454 с.-ISBN 5-01-002046-7.

82. Шварц, Т. От Шопенгауэра к Хейдеггеру / Т. Шварц. М.: Прогресс, 1964.-360 с.

83. Шелест, Е.С. Утопии и утопичность как фактор культуры / Е.С Шелест // «Новые» и «вечные» проблемы философии. Сборник научныхтрудов Второй конференции аспирантов и соискателей СО РАН. М., 1999.-С. 26-33.

84. Шестаков, В.П. Понятие утопии и современные концепции утопического / В.П. Шестаков // Вопр. философии. 1972. - № 8. - С. 151-158.

85. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М^: Республика, 1994. - 527 с. - ISBN 5-250-02454-8.

86. Becker, C.L. Everyman his own historian / C.L. Becker. New York::F. S. Crofts & Co., 1935.-325 p.

87. Belloc, H. Companion: to Mr. Wells' «Outline of history» / H. Belloc. -London: C.A. Watts and Co., 1926. 78 p.

88. Belloc, H. Mr. Belloc still objects to Mr. Wells' «Outline of history» / H. Belloc. London: C.A. Watts and Co., 1926. - 55 p.

89. Bergonzi, B. The early H.G. Wells: A study of the scientific romances / B; Bergonzi. Toronto: University of Toronto Press, 1961. - 256 p.

90. Bloch, E. Freiheit und Ordnung. Abriss der Social-Utopischen / E. Bloch. -Berlin: Aufbau-Verlag, 1947. 213 s.

91. Brome, V. H.G. Wells: A biography / V. Brome. London - New York: Longmans - Green, 1951. - 255 p.

92. Brookes, M. Ripe old age. Review of «Of Flies, mice and men» by Francois Jacob. Harvard University Press, 1999 / M. Brookes. // New scientist. Vol. 161. - № 2171. - 30 January 1999. - Pp. 38-45.

93. Brooks, V.W. The world of H.G. Wells / V.W. Brooks. New York: M. Kennerley, 1915.- 189 p.

94. Bultmann, R.K. History and eschatology / R.K. Bultmann. Edinburgh: University Press, 1958. - 170 p.

95. Burnham, J. The managerial revolution: What is happening in the world / J. Burnham. New York: John Day Company, 1941. - 285 p.

96. Bury, J.B. The idea of progress: An inquiry into its growth and origin / J.B. Bury. London: Macmillan and Co., Ltd., 1920. - 377 p.

97. Carr, E.H. What is history? / E.H. Cam Harmondsworth, Middlesex, Eng.: Penguin books, 1967. - 209 p.

98. Chase, S. The tyranny of words / S. Chase. New York: Harcourt, Brace and Co., 1938.-396 p.

99. Cole, G.D.H. A history of socialist thought, 1789-1939: In 5 vols. /

100. G.D.H. Cole. New York: St. Martin's Press, 1953-1960.

101. Connes, G.A. Etude sur la pensee de Wells / G.A. Connes. Strasbourg, 1926.-389 p.

102. Costa, R. H.G. Wells / R. Costa. New York: Twayne Publishers, 1967. - 181 p.

103. Dandieu, A. Wells et Diderot / A. Dandieu. // Mercure de France. 1927. -№194.-Pp. 513-536.

104. Darwin, C.R. The descent of man and selection in relation to sex / C.R. Darwin. London: John Murray, 1922.

105. Documents of American history / Ed. by H.S. Commager. New York: Appleton-Century-Crofts, 1968. -746 p.

106. Doughty, F.H. H.G. Wells: Educationalist;/ F.H. Doughty. London: J. Cape, Ltd., 1926.- 192 p.

107. Duveau, G. Sociologie de l'utopie et autres essays / G. Duveau. Paris: Presses universitaires de France, 1961. - 193 p.

108. Earle, E.M. Nationalism and Internationalism / E.M. Earle. New York: Columbia University Press, 1950. - 510 p.

109. Ervine, St. J.G. Some impressions of my elders / St. J.G. Ervine New York: The Macmillan Co., 1922. - 305 p.

110. Friedrich, C.J. The new belief in the common man / C.J. Friedrich. -Boston: Little, Brown and Co., 1942. 345 p.

111. Gomme, A. W. Mr. Wells as historian: An inquiry into those parts of Mr.

112. H.G. Wells' «Outline of history» which deal with Greece and Rome / A.W. Gomme. Glasgow: MacLehose, Jackson and Co., 1921. - 47 p.

113. Haldane, J.B.S. The inequality of man and other essays / J.B.S. Haldane. London: Chatto & Windus, 1932. - 295 p.

114. Huxley, Т.Н. Collected essays: In 9 vols. / Т.Н. Huxley. New York: D. Appleton and Co., 1896-1902.

115. Huxley, Т.Н. Emancipation, black and white / Т.Н. Huxley. -Lectures and lay sermons. London: J.M. Dent & Co., 1926. -471 p.

116. Huxley, Т.Н. Evolution and ethics and other essays / T.H- Huxley. New York: D; Appleton & Co., 1901. - 521 p.

117. Huxley, Т.Н. Man's place in nature / Т.Н. Huxley. New York: D. Appleton & Co., 1894. - 328 p.

118. Hyde, W.J. The socialism of H.G. Wells in the early twentieth century / W.J. Hyde.// Journal of the history of ideas. 1956. - Vol. 17. - Pp. 217234.

119. Keynes, J.M. Essays in persuasion / J.M: Keynes. New York: The Macmillan Co., 1931.-376 p.

120. Krysmanski, H.J. Die utopische methode / H.J: Krysmanski. Koln: Westdeutscher Verlag, 1963. - 159 s.

121. Kumar K. Utopia and anti-Utopia in modern times / K. Kumar. Oxford, U.K. - New York: Oxford University Press - Blackwell; 1987. - 506 p.12Г. Letters of William James: In 2 vols. / Ed. by H. James. Boston: Atlantic Monthly Press, 1920.

122. Mannheim, K. Man and society in an age of reconstruction / K. Mannheim. London: K. Paul, Trench, Trubner & Co., Ltd., 1940. - 469 p.

123. Molnar, T.S. Utopia the perennial heresy / T.S. Molnar. - New York: Sheed and Ward, 1967. - 245 p.

124. Morgan, A.E. Nowhere was somewhere: How history makes Utopias and how Utopias make history / A.E. Morgan. Chapel Hill, N.C., 1946. - 452 p.V

125. Mumford, L. The story of Utopias / L. Mumford. New York: Boni and Liveright, 1922.-315 p.

126. Murry, J.M. Heritage / J.M. Murry. New York: Greenwood Publishing Group, 1986.-206 p.

127. Noiiy, P.L. Human destiny / P.L. Noiiy. New York - London - Toronto: Longmans - Green and Co., 1947. -289 p.

128. Nozick, R. Anarchy, state, and Utopia / R. Nozick. New York: Basic Books Inc., 1974.-367 p.

129. Orwell, G. The collected essays, journalism and letters / G. Orwell. -London: Seeker & Warburg, 1968. 452 p.

130. Philmus R.M., Hughes D.Y. H.G. Wells: early writings in science and science fiction / R.M. Philmus, D.Y. Hughes. Berkeley: University of California Press, 1975. - 249 p.

131. Raknem, I. H.G. Wells and his critics / I. Racknem.- London: George Allen and Unwin, 1962.-475p.

132. Rayward, W. H.G. Wells' idea of a world brain: A critical re-assessment / W. Rayward // Journal of the American, society for information: science. -1999. № 50. - Pp. 557-579.

133. Reed, J.R. The natural history of H.G. Wells / J.R. Reed. Athens (O.): Ohio University Press, 1982. - 294 p.

134. Schapiro, J.S. H.G. Wells' «Outline of history» / J.S. Schapiro // Types of the essay / Ed. by B.A. Heydrick. New York, 1921. - Pp. 209-233.

135. Seguy, R. H.-G. Wells et la pensee contemporaine / R. Seguy // Mercure de France. 1912. - № 95. - Pp. 673-699.

136. Smith, D.C. H.G. Wells: Desperately mortal: A biography / D.C. Smith. -New Haven: Yale University Press, 1986. 634 p.

137. Spencer, S. H.G. Wells, materialist and mystic / S. Spencer // Hibbert journal. 1948.-№ 46. - P.p. 358-361.

138. The evolution of world peace // Ed. by F.S. Marvin. London - New York: H. Milford - Oxford University Press, 1921.- 191 p.

139. The invention of tradition / Ed. by E. Hobsbawm and T. Ranger. -Cambridge, 1983. 354 p.

140. The open conspiracy: H.G. Wells on world revolution / Ed. by W.W. Wagar. Westport, Conn.: Praeger, 2002. - 151 p. - ISBN 0275970264.

141. Toynbee, A. A study of history / A. Toynbee. New York: Weathervane books, 1979.-576 p.

142. Trousson R. D'Utopie et d'Utopistes / R. Trousson. Paris: Harmattan, 1998. -233 p.

143. Utopias and Utopian thought / Ed. by F.E. Manuel. Boston: Houghton Mifflin, 1966.-321 p.

144. Wagar, WAV. Herbert G. Wells and the world state / W.W. Wagar. -New Haven: Yale University Press, 1961. 301 p.

145. Walsh C. From Utopia to nightmare / G. Walsh. New York: Harper & Row, 1962. -190 p.

146. Wells H.G; Boon / H.G. Wells. London: T.F. Unwin, Ltd;, 1915. - 342 p.

147. Wells H.G. Modern Utopia / H.G. Wells. Lincoln: University of Nebraska Press, 1967. - 392 p.

148. Wells H.G. Open conspiracy; blue prints for a world revolution; a second version of this faith of a modern man; made more explicit and plain / H.G. Wells. London: L. and V. Woolfatthe Hogarth Press, 1930. - 243 p.

149. Wells FI;G. The works. Atlantic edition: In 28 vols. / H.G. Wells. New York, 1924-1927.

150. Wells H.G. Travels of a republican radical in search of hot water / H.G; Wells. Harmondsworth, Middlesex, Eng.: Penguin books Ltd., 1939. —152 P

151. Wells H.G. Way the world is going, guesses & forecasts of the years ahead; 26 articles & a lecture / H.G. Wells. London: E. Benn Ltd, 1928. -301; p.

152. Wells H.G. Year of prophesying / H.G. Wells. London: T.F. Unwin,r-jr<1.d., 1924.- 271 p.V

153. Wells H.G., Grey E. etc. The idea of a League of Nations / H.G. Wells, E. Grey [etc.]. Boston: Atlantic Monthly Press, 1919.-44 p.

154. Wells, G.H. A bibliography of the works of H.G. Wells, 1893-1925 (with some notes and comments) / G.H. Wells. London: G. Routledge and sons, Ltd., 1925.-72 p.

155. Wells, H.G. After democracy / H.G. Wells. London: Watts & Co., 1932:-239 p.

156. Wells, H.G. All aboard for Ararat / H.G. Wells. New York: Alliance book corp., 1941.-257 p.

157. Wells, H.G. Anatomy of frustration;; a modern synthesis / H.G. Wells. -New York: The Macmillan Co., 1936. 300 p.

158. Wells, H.G. Anticipations of the; reaction; of mechanical and scientific progress upon human?life and thought / H.G. Wells. Leipzig, Tauchnitz,1. 1902.-286 p.

159. Wells, H.G. Babes in the darkling woodi/ H.G. Wells. New York: Alliance Book corp., 1940. -410 p.

160. Wells, H.G; Common sense of war and peace: World revolution or war unending / H.G. Wells. Harmondsworth, Middlesex, England - New York: Penguin books, 1940.- 116 p.

161. Wells, H.G. Conquest of time / H.G. Wells. London: Watts & Co., 1942.-86 p.

162. Wells, H.G. Croquet player / H.G. Wells. New York: The Viking press, 1937.-98 p.

163. Wells, H.G. Experiment in autobiography. Discoveries and conclusions1. J:of a very ordinary brain (since 1866) / H.G. Wells. New York: The Macmillan Co., 1934. - 718 p.

164. Wells, H.G. Fate of Homo sapiens; an unemotional statement of the things that are happening to him now, and of the immediate possibilities confronting him / H.G. Wells. London: Seeker and Warburg, 1939. - 329

165. Wells, H.G. First and last things: A confession of faith and rules of life / H.G. Wells. London: A. Constable &Co„ Ltd., 1908. - 246 p.

166. Wells. H.G. Future in America / H.G. Wells. New York: Arno Press, 1974.-258 p.

167. Wells, H.G. God the invisible king / H.G. Wells. New York: n. p., 1917.- 112 p.

168. Wells, H.G. Guide to the new world / H.G. Wells. London: V. Gollancz, 1941.- 152 p.

169. Wells, H.G. Happy turning / H.G. Wells. New York: The Macmillan Co., 1946.-84 p.

170. Wells, H.G. History of Mr. Polly / H.G. Wells. New York: Nelson, 1910.-374 p.

171. Wells, H.G. Human evolution, an artificial process / H.G. Wells // The Forthnightly Review. 1896. - Oct. - Pp. 590-595.

172. Wells, H.G. Huxley / H.G. , Wells // Royal College of Science Magazine. 1901.-April.

173. Wells, H.G. Idea of a world encyclopaedia / H.G. Wells. Philadelphia: R. West, 1977.-26 p.

174. Wells, H.G. Joan and Peter: The story of an education / H.G. Wells. -New York: The Macmillan Co., 1918. 574 p.

175. Wells, H.G. Mankind in the making / H.G. Wells. New York: C. Scribner's sons, 1904.-400 p.

176. Wells. H.G. Marriage / H.G. Wells. London: The Macmillan Co., 1912. -551 p.rm

177. Wells, H.G. Men like gods / H.G. Wells. New York: The Macmillan ^ Co., 1923.-327 p.

178. Wells, H.G. Mind at the end of its tether, and The happy turning, a dream of life / H.G. Wells. New York: Didier, 1946. - 50 p.

179. Wells, H.G. New Machiavelli / H.G. Wells. New York: Duffield & Co., 1919.-490 p.

180. Wells, H.G. New teaching of history / H.G. Wells. London, New York etc. Cassell and Co., Ltd., 1921. - 35 p.

181. Wells, H.G. New worlds for old7 H.G. Wells. New York: The Macmillan Co., 1908. - 333 p.

182. Wells, H.G. Outline of history: Being a plain history of life and mankind: In 2 vols. / H.G. Wells. New York: The Macmillan Co., 1926.

183. Wells, H.G. Phoenix: A summary of the inescapable conditions of world reorganization / H.G. Wells. London: Seeker & Warburg, 1942. - 192 p.w 186. Wells, H.G. Re-discovery of the unique / H.G. Wells // Fortnightly1. Review. 1891. - Vol. 50.

184. Wells, H.G. Salvaging of civilization / H.G. Wells. London: Cassell and Co., 1921.-202 p.

185. Wells, H.G. Science and the world mind / H.G. Wells. London: New Europe Pub. Co., 1942. -63 p.

186. Wells, H.G. Shape of things to come, the ultimate revolution / H.G. Wells. London: Hutchinson & Co., Ltd., 1933. -431 p.

187. Wells, H.G. Short history of the world / H.G. Wells. Harmondsworth, Middlesex: Penguin books, 1960. - 366 p.

188. Wells, H.G. Socialism and the family / H.G. Wells. London: AC. Fifield, 1906.-60 p.

189. Wells, H.G. Star-begotten: A biological fantasia / H.G. Wells. New York: The Viking press, 1937. - 217 p.

190. Wells, H.G. The «cyclic» delusion / H.G. Wells // Saturday Review. -1894.-№78.-Pp. 506-507.1. Р'Ж-ч

191. Wells. H.G. The greatest opportunity the world has ever had / H.G. Wells // Sunday dispatch. 1941. - July 27.

192. Wells, H.G. The rights of man: an essay in collective definition / H.G. Wells. Brighton, Sussex: Poynings Press, 1943. - 15 p.

193. Wells, H.G. Thesis on the quality of illusion in the continuity of the individual life in the higher Metazoa with particular reference to the species Homo sapiens / H.G. Wells. London: C.A. Watts, 1944. - 38 p.

194. Wells, H.G. Things to come / H.G. Wells. New York: The Macmillan Go., 1935.-200 p.

195. Wells, H.G. Time machine / H.G. Wells. New York: H. Holt and Co., 1895.-216 p.

196. Wells, H.G. Undying fire / H.G. Wells. New York: The Macmillan Co., 1919.-229 p.

197. Wells, H.G. Utopias / H.G. Wells // Science-fiction studies. 1982. -Vol. 9.-Pp. 125-140.

198. Wells, H.G. What are we to do with our lives? / H.G. Wells. Garden City - New York: Doubleday - Doran & Co., Inc., 1931. - 143 p.

199. Wells, H.G. Work, wealth, and happiness of mankind: In 2 vols. / H.G. Wells. New York: Greenwood Press, 1968. - 924 p.

200. Wells, H.G. World brain / H.G. Wells. Garden City - New York: Doubleday-Doran & Co., Inc., 1938. - 194 p.

201. Wells, H.G. World of William Clissold / H.G. Wells. London: Benn, 1926.-219 p.

202. Wells, H.G. You can't be too careful: a sample of life 1901-19417 H.G. Wells. London: Seeker & Warburg, 1941. - 297 p.

203. Wells, H.G., Huxley J., Wells G.P. The science of life: In 2 vols. / H.G. Wells et al.. Garden City - New York: Doubleday — Doran & Co., Inc., 1931.- 1473 p.

204. Wells, H.G.: A comprehensive bibliography / With a foreword by K. Martin. London: The H.G. Wells' society, 1985. - 95 p.

205. Williamson, J. H.G. Wells: critic of progress / J. Williamson. -Baltimore: Mirage Press, 1973. 162 p.

206. Wingfield-Stratford, E.C. The Victorian cycle / E.C. Wingfield-Stratford. New York: W. Morrow and Co., 1935. - 560 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.