Феномен страха в российском обществе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Шевченко, Евгений Валериевич

  • Шевченко, Евгений Валериевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 140
Шевченко, Евгений Валериевич. Феномен страха в российском обществе: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2002. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Шевченко, Евгений Валериевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СТРАХ КАК ПОНЯТИЕ

И СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. 1. ФЕНОМЕН СТРАХА

В ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ. 2. ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХА В БЫТИИ ЧЕЛОВЕКА.

ГЛАВА II. ФЕНОМЕН СТРАХА

В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ.

§ 1. ОСНОВНЫЕ СТРАХИ В ОБЩЕСТВЕ И ВЛАСТИ. 2. РОЛЬ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА В СТРАХАХ РОССИЯН.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен страха в российском обществе»

Актуальность темы исследования.

В современном мире происходят глубокие изменения, охватывающие все сферы и уровни существования человека. В соотношении рационального и иррационального влияние последнего не уменьшается более того, как считают экзистенциалисты неизбежно усиливается. В связи с этим растет роль феноменов бытия и сознания на стыке рационального и иррационального. Одним из таких феноменов является страх, прежде всего социальный страх.

Страх как состояние отдельного индивида и общества интересовал философов на протяжении веков, и большинство проблем не потеряло свою актуальность и в наше время. Страх понятие многозначное. В психологии называют страхом отрицательную эмоцию, возникающую в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности и защищаемым этой личностью ценностям (идеалам, принципам и т.п.).

В истории социально-философской мысли и современной философии, в частности экзистенциалистской, страх выступает как одно из основных понятий. Так, Кьеркегор1 различает обычный «эмпирический» страх-боязнь (нем. Furcht), вызываемый конкретными предметными обстоятельствами, и неопределенный, безотчетный страх-ужас (нем. Angst) - метафизический страх, предметом которого является «ничто» и который обусловлен тем, что человек конечен и знает это в отличие от животного. Сартр2 понимает этот метафизический, рациональный страх как страх перед собственной свободой, подчеркивая этическую доминанту феномена, которая. свидетельствует об универсальной ответственности переживаемой индивидом в момент личного выбора, поскольку

1 См.: Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1998.

2 См.: Сартр Ж.-П. Избранные произведения. М., 1994. индивидуальный выбор как бы выступает выбором от имени всего человечества. Фрейд1 также различает рациональный страх перед внешней опасностью и иррациональный как результат неактуализированных жизненных стремлений. Критикуя Сартра, он сомневается в возможности вступления в контакт с судьбой и безличными силами, которые вечно остаются чуждыми для человека. Человек способен бороться с безрассудным страхом потому, что его окружают известные из собственного опыта существа, и он способен свой безрассудный страх обрабатывать психически. В неофрейдизме XX в. страх предстает всеобщим иррациональным состоянием, связанным с иррациональным состоянием современного общества, что выявили 1-я и 2-я мировые войны, обнаружившие явный дефицит гуманности в самом фундаменте научно-технической цивилизации и в отношениях между людьми.

С развитием цивилизации индивид избавляется от одних страхов, но взамен сталкивается с ранее неизвестными, связанными с новыми реалиями существования человечества. Страшные события в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года показали хрупкость современного существования человека. Оказалось, что в ведущей стране Запада, которая всегда гордилась своей силой и безопасностью собственных граждан, в течении нескольких часов в мирное время может погибнуть несколько тысяч человек. Трагические события показали, что никто из граждан, независимо от социального положения, доходов и известности не может чувствовать себя в безопасности. Весь ужас ситуации заключается в том, что традиционно безопасные места (конечно с учетом аварий и катастроф): почтовое сообщение, авиатранспорт, жилые дома (как См.: Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. здесь не вспомнить взрывы в Москве и Волгодонске), метро (газовая атака в Токио) уже перестают быть таковыми.

Ученым еще предстоит выявить и описать возникшие в результате этих трагических событий страхи, определить, какое воздействие они окажут на жизнь человека. Исследование страха как феномена современного общественного бытия становится особенно актуальным в переходные периоды развития общества, в точках экстремума социальных систем, когда повышается интенсивность ощущения страха и ширится . распространение феномена, захватывающего целые социальные группы и все общество. Именно на таком этапе развития находится Россия, и поэтому изучение феномена страха во всех его аспектах представляется особенно важным.

Фундаментальные основания страха следует искать в характере взаимодействия и взаимовлияния между феноменом страха и системой мировоззрения человека, принципами мышления, образом среды, которые формируют в сознании картину окружающего мира. Картина мира определяет правила бытия человека, что, во многом, способствует появлению, функционированию и исчезновению страхов. Значительную роль в поддержании картины мира играют опыт человека и авторитеты, которым он доверяет. Человек обладает определенными предметами и отождествляет себя с некоторыми ценностями, которых боится лишиться. В зависимости от их значимости человек, группа, общество боятся или не боятся потерять эти предметы и ценности. Еще одна сторона страха связана с влиянием феномена на отказ человека, из-за страха, совершать действия, что во многом может быть объяснено существующей у индивида картиной мира, его опытом и авторитетам, которым он доверяет.

Для эффективного управления обществом необходимо знание о взаимодействии между картиной мира человека и страхами, о роли опыта и авторитетов в функционировании страхов, о характере и значимости потерь для индивида, об источниках страхов, препятствующих человеку совершать действия. Обладание такой информацией может способствовать выбору наиболее правильных управленческих решений, сущность которых заключена в сведении к минимуму отрицательных последствий преобразований социума, его отдельных сфер для граждан и общества.

Необходимо иметь в виду, что феномен страха постоянно модифицируется, не отставая от изменений, происходящих с человеком, группами, обществами и миром в целом. Древние сочувствовали тем, кому доведется жить в эпоху перемен, и их слова можно с полным основанием отнести к нам, живущим именно в такой период развития общества.

Наша страна вступает в новый этап развития, а общество приобретает новые черты, исследование которых, в купе с обращением к предыдущим периодам истории России, позволяет нащупывать ответы на столь важные для дальнейшего существования вопросы: «Почему происходит то, что происходит?», «Что делать?», «Как делать?» и «Кто мы?», без ответов на которые трудно понять, почему мы живем, думаем, действуем так, а не иначе.

Власть в российском социуме играет совершенно особую роль, и поэтому специфическая значимость ее влияния не позволяет рассматривать российское общество отдельно, как самостоятельную сущность, т.к. власть и общество оказывают взаимное воздействие друг на друга, а их своеобразие взаимоотношений и взаимовлияний уходит своими корнями в историю. Наконец, не следует забывать и о населении. Ведь из миллионов наших сограждан складывается Россия, а повседневная жизнь россиянина, его окружение, взаимодействие с другими людьми - все это накладывает отпечаток на общество и власть.

Страхи облекают человека на социальную пассивность. Знание о тревогах, опасениях, страхах способствует лучшему пониманию бед и чаяний гражданина, страхи, присутствующие в обществе, указывают на масштаб, глубину и прочие характеристики социальных бедствий и неизбежно ставят нас перед вопросами, требующими ясных ответов: «В чем причина страхов? Какое воздействие на их формирование оказывает повседневная жизнь? Связано ли это с чертами общества? Какова роль власти? Как влияют на страхи отношения между властью и обществом?».

Наличие и характер страхов человека, группы или общества определяет характеристики существования и дальнейшего развития этих субъектов. Знание о страхах, с одной стороны, позволяет воздействовать на отдельного индивида, группу или общество в целом, с другой - оказывать такому влиянию противодействие и находить противоядие. Ведь перед тем как действовать, необходимо понять - с чем имеешь дело.

Тема страха остается малоизученной современными отечественными гуманитарными дисциплинами. Исключение, пожалуй, составляет психология, но и там число работ о страхе ограничено. Эти факторы, в совокупности со сказанным выше, определили актуальность обращения к теме настоящего исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Сразу хотелось бы отметить два важных момента. Во-первых, из-за многогранности феномена, его изучение входит в сферу как естественных наук, например, физиологии, так и гуманитарных, в частности психологии, социологии и философии. В данной работе мы в основном опираемся на труды и исследования философов и социальных мыслителей. Отсюда следует второе замечание. Непосредственно феномену страха посвящено не слишком много работ и проблемы страха, в основном, рассматриваются в контексте исследований состояния сознания и более общих проблем, что, однако, не мешает существованию среди социальных мыслителей многообразия мнений по поводу самого феномена.

Аристотель1, развивая свою теорию равновесия рассматривает появление аффекта страха из-за потери равновесия, которое присутствует в таких социальных качествах как, например дружба, семья, мировоззрение, образ жизни. В понимании страха с Аристотелем расходится Августин2. У него феномен страха выступает в качестве зла, зла, которое заставляет человека понапрасну терзаться, особенно в случаях мнимой опасности. В отличие от Августина Макиавелли3 рассматривает страх, всегда сопровождающий человека, как один из способов управления подданными. Иное мнение о страхе у Монтеня4, который утверждает, что в результате воздействия страха человек теряет разум и, пережив приступ страха, еще долго о нем вспоминает. С другой стороны подходит к изучению феномена Гоббс5, связывая со страхом способность человека предвосхищать будущую опасность. Под страхом он понимает, помимо стремления бежать от опасности, недоверие и подозрение, осторожность и предусмотрительность. Свой вклад в исследование страха вносит Декарт. Появление неожиданных событий, как считает Декарт6, является причиной наступления страха, а сам страх выступает противоположностью надежды, когда душа склоняется к убеждению,

1 Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск, 1998. С. 1082.

2 Августин А. Исповедь /Августин А. Исповедь; Абеляр П. История моих бедствий: М. 1992. С. 86.

3 Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996. С.81-82.

4 Монтень М. Опыты. В 3-х кн. М., 1979. Кн.1. С.73.

5 Гоббс Т. Левиафан. М., 1936. С. 103.

6 Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 555-556. что желаемое не сбудется и чем меньше вероятность достичь задуманного, тем большему страху подвержен человек. Несколько иначе понимает страх Паскаль1. В результате фундаментальных различий между природой и человеком страх перед конечностью своего существования находится рядом с человеком, а его воображение рисует картины смерти и разум не способен обуздать эту фантазию. Спиноза , изучая страх, исходит из понимания желания, которое составляет сущность человека, и, также как и Декарт, применяет понятие «надежда», которая, будучи формой души, была двязана с удовольствием и знанием человека о том, что будущая вещь хороша и имеет высокую вероятность появления, в отличии от противоположной надежде формы души - страха появляющегося когда человек полагает, что наступающее событие принесет ему отрицательный результат. На еще одну сторону феномена обращает внимание Монтескье3. Сравнивая формы правления он приходит к выводу, что страх является основной чертой деспотического правительства, но когда страх входит в привычку он уже не так страшен, т.к. воображение привыкает к большей каре, как оно привыкло к меньшей. Связывая страх с будущим, Юм4 предлагает свой вариант понимания феномена. Отсутствие у человека полной уверенности по поводу будущих событий является одной из причин страха или надежды, в результате аффект страха тесно связан с неустойчивостью души, которая появляется после таких состояний неуверенности как беспокойство, удивление, неожиданность, сомнение, любопытство, колебание. Иное направление выбирает Гольбах5, который изучает страх не только с психологической точки

1 Паскаль. Мысли о религии. М., 1902. С. 33.

2 Спиноза. Б. Избранные произведения. В 2 томах. М., 1957. Т.1. С. 495.

3 Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С.233.

4 Юм Д. Сочинения. В 2 томах. М, 1966. Т.1. С. 582-583.

5 Гольбах П. Избранные произведения. В 2 томах. М., 1963. Т.1. С. 175. зрения, но и как социальный феномен, понимая под страхом мотив, останавливающий человека от действий, наносящих ущерб обществу, поэтому, чтобы уберечь себя от страха в обществе, человек сам должен бояться. Для того, чтобы лучше разобраться в феномене страха Кант1 использует понятие силы, присутствующей в каждом объекте, и позволяющей ему преодолевать сопротивление, сущность которого заключена в силе другого объекта, встречающееся на пути его развития, и поэтому когда в результате противостояния объектов силы одного из них недостаточно для сопротивления, наблюдается ситуация страха. По-иному расставляет акценты Фейербах, связывая со страхом «чувство зависимости от предмета, без которого или благодаря которому я ничто, предмета, во власти которого меня уничтожить»2. Перевод исследования страха на новый уровень о осуществляет Гегель , утверждая, что страх возникает во взаимодействии внутренних и внешних противоположностей бытия. Нечто ведет борьбу с иным, находящимся внутри нечто и с иным, которое является внешним. Любое «нечто» может производить экспансию своего качества, и оказываясь за пределами собственной самости оно встречается с другим нечто, и открывающуюся возможность для нечто лишиться собственной непосредственности можно рассматривать в качестве главного основания страха. Воля к жизни, выраженная по отношению к человеку как голод и страх смерти, а к виду - как инстинкт воспроизводства и забота о потомстве, становится основным понятием, при помощи которого Шопенгауэр4 раскрывает страх смерти. С разных сторон подходят к пониманию страха Кьеркегор и Ницше. Кьеркегор5 соединяет со страхом

1 Кант И. Сочинения: В б т. М., 1966. Т.5. С.268.

2 Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2 томах. М., 1955. Т. 2. С. 525.

3 Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2 томах. М., 1976. Т.1. С.304.

4 Шопенгауэр А. О четверояком корне. Мир как воля и представление. Т. 1. Критика кантовской философии. М., Наука, 1993. С.494.

5 Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1998. С. 367. этические и религиозные вопросы, противоречие между которыми повергает человека в страх, в основе которого лежит первородный грех. В отличие от него Ницше1 считает страх основным чувством человека связанным с сильными и опасными инстинктами индивида, которые наносят ущерб окружающим. Касаясь изучения феномена страха, Хайдеггер обращается к понятию «Ничто». Страх у Хайдеггера сопровождает бытие человека, где он может столкнуться с Ничто. Это случается, когда человек охвачен ужасом, который, в отличие от боязни перед определенным предметом, характеризуется неопределенностью предмета и ускользанием сущего от человека. В отличие от Хайдеггера, Фромм3 поднимает проблему сохранения человеком естественных связей с природой, матерью, кровью и почвой, от которых он начинает отрываться с момента рождения. Такой разрыв, который Фромм называет «освобождение», оказывается источником страха, и человек остается один, без родины.

Свой вклад в постижение феномена страха вносят и отечественные мыслители. Противоречие человека Богу проявляющееся в чувстве несоответствия абсолютному Добру или совершенству порождает, по мнению Вл.С.Соловьева4 страх, выступающий в виде «религиозного стыда». Иная точка зрения по поводу страха у С.Л.Франка5, который рассматривает страх через призму взаимоотношений «я-ты», где «ты» выступает в виде внешней силы, которая вторгается в самобытие человека и стесняет внутреннюю полноту «я». Отличаясь в понимании страха от С.Л.Франка, Л.Шестов6 сближается с Хайдеггером. В основе страха, по Л.Шестову, лежит стремление защититься от влияния Ничто при

1 Ницше Ф. Сочинения в 2-ух томах. М., 1990. Т.2. С. 319.

2 Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 20-21.

3 Фромм Э. Ситуация человека - ключ к гуманистическому психоанализу // Проблема человека в западной философии. М., 1979. С. 457.

4 Соловьев Вл.С. Оправдание добра: Нравственная философия. М., 1996. С. 163.

5 Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

6 Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. М. 1992. помощи знания, выступающего в виде несотворенных, ни от кого не зависящих и всеобщих истин, которые должны защитить человека от случайностей и произвола, присутствующих в бытии. Схожее понимание феномена и у Н.С.Бердяева1, считавшего, что страх основан на эгоизме и самовлюбленности человека ведущим к боязни веры, в основе которой лежит непредсказуемый результат действий индивида, поэтому страх заставляет человека обратиться к знанию, дающему гарантию по поводу исхода собственных действий.

По различным причинам, в том числе и идеологическим («советские люди не знают чувства страха») проблема страха остается малоизученной в современной отечественной философии и смежных дисциплинах. Лишь в последнее время появилось несколько исследований, затрагивающих разные стороны страха, авторами которых выступают Л.В.Скворцов, В.А.Андрусенко, Н.В.Павленко, П.С.Гуревич.

В.А. Андрусенко понимает под страхом «соотнесение мощности собственного качества социального субъекта с противостоящими ему иными силами, включая самопорождающиеся потенции внутри

2 3 самого субъекта» . По мнению П.С. Гуревича страх выступает одновременно как общечеловеческий феномен и индивидуальное чувство. В первом случае страх основан на родовых свойствах человека, где сконцентрировано все вызывающее ужас у людей. Во втором случае у каждого человека есть собственный набор страхов. Н.В. Павленко4 рассматривает страх как переживание отрицательной эмоции разной степени интенсивности, а среди механизмов взаимосвязи страха и политики выделяет существование ложных форм реализации потребности в общении, осуществляемым в виде

1 Бердяев Н.С. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 255-256.

2 Андрусенко В.А. Социальный страх (опыт философского анализа). Оренбург, 1995.С. 169.

3 Страх / Сост. П.С.Гуревич. М., 1998.

4 Павленко Н.В. Страх.в политике: Автореф. дис. канд. полит, наук. Саратов, 1995. повелевания или подчинения, что приводит к бегству индивида от самого себя. Общий исток страха, по мнению Л.В. Скворцова1, находится в специфики бытия человека, которому необходимо иметь онтологическую сетку бытия, без которой он теряется в мире, утрачивает понимание направления своей жизни.

Вместе с тем, современные российские исследователи страха, за исключением В.А. Андрусенко, практически не уделяют внимание комплексному рассмотрению феномена страха, в особенности социального страха, мало проясненными остаются причины возникновения социального страха и механизмы его протекания. В основном предметом изучения становится какой-либо отдельный аспект феномена, например политический, что, зачастую, ограничивает исследование узкими рамками. Еще не получило должное освещение в научной литературе место и влияние социального страха на современное российское общество и существующие в нем проблемы.

Следует также упомянуть, что во всемирной компьютерной сети Интернет находятся результаты социологических исследований о страхах в России «Фонда общественное мнение» и фонда «Русский проект».

Предмет, цель и задачи исследования.

Предметом настоящего исследования является феномен страха в российском обществе. Основной целью работы является выявление причин и следствий социального страха в современном российском обществе. Для осуществления цели поставлены следующие задачи: • провести операционализацию понятия «страх» в трудах отечественных и зарубежных исследователей применительно к изучению феномена в России; Скворцов Л.В. Проблема страха: искусство жизни в «век смерти» //Человек: образ и сущность. М, 1991.

• определить методологические основания страха в социальном существовании человека;

• предложить вариант определения страха;

• рассмотреть основные страхи российского общества и власти;

• попытаться установить роль власти и общества в возникновении социального страха.

Методологические основы исследования.

Диссертационное исследование базируется на методологическом синтезе понимания страха зарубежными и отечественными исследователями, прежде всего, это изучение феномена Монтенем, Кантом, Гегелем, Ницше, Н.С.Бердяевым, С.А.Левицким, В.А.Андрусенко, Л.В. Скворцовым.

При рассмотрении страха как способа социального взаимодействия уделено внимание дискуссии между номинализмом и реализмом, холизмом и индивидуализмом о существовании общества как отдельной реальности и функционального соподчинения надындивидуальных структур взаимодействия.

Важнейшим методологическим принципом диссертации является сочетание философско-исторических методов с социологическим анализом конкретных фактов и событий в развитии российского общества и власти, а также социальных страхов в современной России.

Среди использованных диссертантом социально-философских методов исследования следует отметить, прежде всего такие, как системный, структурно-функциональный, институциональный.

Эмпирическая база работы представлена данными социологических исследований, сведениями, приводимыми в работах российских и зарубежных исследователей, а также материалами из периодических изданий.

Научная новизна исследования.

В настоящей работе впервые предпринят теоретико-прикладной анализ причин и следствий социальных страхов в современном российском обществе. Новизна исследования может быть конкретизирована по следующим направлениям:

• формулируется понимание социального страха в современном российском обществе;

• раскрывается значимость понятий «вера», «будущее» и «потери» для определения страха;

• проведена типология многообразных потерь кого-либо, что-либо, вызывающих страх;

• выявляется роль человеческой деятельности в функционировании страхов;

• предпринимается попытка комплексного рассмотрения социальных страхов в российском социуме;

• определяется роль власти и общества в существовании социальных страхов россиян.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и выводы диссертации могут быть использованы при чтении лекций, спецкурсов и проведении семинарских занятий, а также, при составлении курсов в рамках таких наук как философия, социальная философия, социология, политология. Материалы диссертации могут быть использованы научно-исследовательскими институтами, фондами и организациями в рамках их исследовательских программ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Шевченко, Евгений Валериевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Основные итоги работы могут послужить для дальнейшего изучение феномена страха.

1. В бытии человека характеристики и использование понятия «страх» получило широкое распространение. Ученые и философы исследовали разные аспекты страха связанные, например, с ясностью, определенностью, либо с неизвестностью, неопределенностью самого предмета страха, относящиеся к боязни из-за страха совершать действия и страхом перед потерями. В существовании страхов уделялось внимание изучению роли сознания и воображения, оценке своих сил и возможностей в ситуации страха, влияние на страх опыта человека и авторитетов.

2. Предметы страха существуют в обществе не сами по себе, а как результат человеческой деятельности, а страх выступает одним из способов социального взаимодействия, некой социальной структурой. В определении места и роли социальных структур мы придерживаемся подхода, представителями которого являются Маркс, Вебер, Поппер, Момджян. Согласно этой точке зрения коллективные структуры, оказывая решающее влияние на становление человека и его функционирование в обществе, тем не менее не могут действовать сами по себе, и что способность к целенаправленной деятельности дарована только людям и никому другому.

3. Индивид верит в данную ему картину мира, ее элементы и не только сверяет с повседневной жизнью, но и изменяет при помощи опыта и авторитетов. Существующие в обществе предметы страха изменяются и исчезают в случае несоответствия повседневной жизни, когда вера индивида в них иссякает. Из повседневной жизни образуются новые предметы страхов, в которые верит индивид, и распространяются на группы и общество. Если опыт и авторитеты указывают на утрату ценностями своей значимости для индивида, то их не боятся потерять и формируют новые. В случае неопределенности картины мира и ее элементов индивид, основываясь на опыте и авторитетах, стремится создать ясную картину мира, в том числе с понятными угрозами и предметами страха. Это может привести к вере слухам, попадание под действие паники, широкому и быстрому распространению слухов и паники.

4. Получается замкнутый круг, в котором ценности и предметы страха поступают от общества к индивиду, вера в которые подвергается проверке опытом и авторитетами в повседневной жизни, где происходит изменение или замена некоторых ценностей и предметов страха" на новые. Эти новые ценности и предметы страха, в которые индивид верит, распространяются на общество, а от общества обратно поступают к индивиду и т.д.

5. Ключевое понятие в определении страха - вера. Индивид верит в неизбежность наступления будущего события или совершения собственного действия, в результате чего он понесет потери.

6. На основании разных групп потерь проведена систематизация страхов. В первую группу вошли страхи перед опасностями физического существования человека (смерть, разум, здоровье, свобода), вторую группу составили все живые существа, которые дороги человеку (от кактусов и аквариумных рыбок до членов семьи), следующая группа связана с социальной жизнью человека (статус, репутация, деятельность, мораль и т.п.) и последняя группа объединяла материальную и интеллектуальную собственность человека. Данная классификация дополняет базовое определение и может применяться в изучении страхов на индивидуальном, коллективном и глобальном уровнях.

7. Страхи перед потерями и несовершение действий из-за страхов в российском обществе распределены по следующим уровням: на горизонтальном уровне - страх внутри власти и внутри общества, на вертикальном уровне - страх общества перед властью и власти перед обществом.

8. Чужеродность власти, прежде всего в культурном измерении, для общества и навязываемый характер действий власти по отношению к обществу ведет к существованию страха перед потерями и несовершению действий из-за страха в обществе и власти, общества перед властью и власти перед обществом.

9. Снижению страха и уменьшению негативных характеристик сопровождающих этот феномен в обществе будет способствовать утеря властью своей «чужеродности» для общества, прежде всего в культурном измерении, и навязываемого характера действий по отношению к обществу.

В России изучение страха находится в начале пути. Дальнейшие исследования феномена, присутствующего во всех сферах бытия человека, принесет пользу, как отдельным людям, так и стране в целом. Разные стороны страха позволят по-новому взглянуть на себя и осознать, "кто мы". Но, чтобы преодолеть страх, необходимо знать, с чем имеешь дело.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шевченко, Евгений Валериевич, 2002 год

1. Августин А. Исповедь /Августин А. Исповедь; Абеляр П. История моих бедствий: М. 1992.

2. Андрусенко В.А. Социальный страх (опыт философского анализа). Оренбург, 1995.

3. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск, 1998.

4. Афанасьев М. Испытывая политические институты //Pro et Contra. 1999. Т. 4. №2.

5. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. М., 1991. Т.З.

6. Басина Е. Кривое зеркало Европы // Pro et Contra. 1997. Т.2. № 4.

7. Бердяев Н. О фанатизме, ортодоксии и истине //Человек. 1997. №9.

8. Бердяев H.A. Философия неравенства // Русское зарубежье. Л., 1991.

9. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

10. Бородкин Ф.М. Третий сектор в государстве благоденствия // Мир России. 1997. № 2.

11. Бурышкин П. Москва купеческая: Записки. М., 1991.

12. Бызов Л.Г. Кризис идентичности современного российского общества и мотивация социально-политического выбора //Вестник МГУ. Политические науки. 1999. № 4.

13. Виноградский В.Г. Российский крестьянский двор //Мир России. 1996.№ 3.

14. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М. 1988.

15. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2 томах. М., 1976.

16. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 томах. М., 1977.

17. Гоббс Т. Левиафан. М., 1936.

18. Гольбах П. Избранные произведения. В 2 томах. М., 1963.

19. Декарт Р. Сочинения: в 2 т. М., 1989.

20. Дилигенский Г.Г. Реформы и общественная психология //Власть. 1998. № 3;

21. Дюкло Д. Страх и знание. Реферат //Человек: образ и сущность. М., 1991.

22. Дюркгейм Э. Метод социологии. М., 1990.

23. Земцов Б. Ментальность масс в канун "великих потрясений" // Свободная мысль. 1997. № 11.

24. Иванова В.Г., Шубкин В.Н. Структура страхов и тревог в России и на Украине //Мир России. 1999. № 2.

25. Ильин И. Наши задачи. Т. 1-2. Париж-Москва. 1992.

26. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.

27. Искандеров A.A. Российская монархия, реформы и революция //Вопросы истории. 1999. № 11-12.

28. Кавелин К.Д. Мысли и заметки о русской истории // Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989.

29. Кагарлицкий Б. Время неоправдавшихся надежд // Свободная мысль. 1997. № 3.

30. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1966.

31. Карсавин Л.П. Феноменология революции //Русский узел евразийства. М., 1997;

32. Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века. М., 1999.

33. Качорский К. Народное право. М., 1906.

34. Кемпински А. Страх. Реферат. //Человек: образ и сущность. М., 1991.

35. Кистяковский Б.А. В защиту права (интеллигенция и правосознание) // Вехи: Интеллигенция в России. Сборник статей 1909-1910. М., 1991.

36. Климент Александрийский. Строматы. Ярославль, 1892.

37. Климова С.Г. Стратегии сторон трудовых конфликтов // Общественные науки и современность. 1997. № 2.

38. Клямкин И.М. Политическая социология переходного общества //Полис. 1993. № 4;

39. Ковалевский М.М. Очерки по истории политических учреждений в России. СПб., 1908.

40. Коваленко Т.А. Менталитет дворянской культуры XVIII века // Общественные науки и современность. 1997. № 5.

41. Комаровский В., Садовая Е. Объединения работодателей в системе социального партнерства: опыт развитых стран и России // Мировая экономика и международные отношения. 1997. №5.

42. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1998.

43. Левицкий С.А. Сочинения. М., 1995. Т. 1. Трагедия свободы.

44. Леонов C.B. Партийная система России (конец XIX века 1917 год) //Вопросы истории. 1999. № 11/12.

45. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. -М., 1995.

46. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия.О военном искусстве. М., 1996.

47. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1977.

48. Матвеева СЛ., Шляпентох В.Э. Страхи в России в прошлом и настоящем. Новосибирск. 2000.

49. Меджевский A.A., Гирин С.А., Мизерий А.И. Граждане и эксперты о коррупции //Социс. 1999. № 12.

50. Милюков П.Н. Катастрофа самодержавия // Свободная мысль. 1997. №2.

51. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.

52. Монтень М. Опыты. В 3-х кн. М., 1979.

53. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

54. Мунье Э. Человечество время от времени содрогается от страха.//Страх. М., 1998.

55. Ницше Ф. Сочинения в 2-ух томах. М., 1990.

56. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1990.

57. Оболонский A.B. На службе государевой: к истории российского чиновничества // Общественные науки и современность. 1997. № 5.

58. Орлов Б. Россия в поисках новой идентичности (90-е годы 20-го столетия). М., 1997.

59. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

60. Павленко Н.В. Страх в политике: Автореф. Саратов, 1995.

61. Пантин В., Лапкин В. Ценностные ориентации россиян в 90-е годы // Pro et Contra. 1999. Т. 4. № 2;

62. Паскаль. Мысли о религии. М., 1902.

63. Пащенко В.Я. Марксизм, большевизм, революция в зеркале евразийства//Вестник МГУ. Политические науки. 1999. № 3.

64. Платон. Диалоги. Ростов-на-Дону, 1998.

65. Платон. Сочинения. В 3 томах. М.,1972.

66. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992.

67. Риман Ф. Основные формы страха. М., 1998.

68. Рукавишников В.О., Рукавишникова Т.П., Золотых А.Д., Шестаков Ю.Ю. В чем едино "расколотое общество"? // Социологические исследования. 1997. № 6.

69. Садовский Я.Д. Оппонентам евразийства //Евразийский временник. Кн. 3. Берлин. 1923.

70. Скворцов Л.В. Проблема страха: искусство жизни в "век смерти" //Человек: образ и сущность. М., 1991.

71. Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х,-М., 1993.

72. Современная западная философия: Словарь. М., 1998.

73. Современный философский словарь. М., 1998.

74. Соловьев Вл.С. Оправдание добра: Нравственная философия. М., 1996.

75. Соловьев С.М. Избранные труды. Записки. М., 1983.

76. Сорокин П.А. Кризис современной семьи // Вестник МГУ. Серия 18. 1997. №3.

77. Спиноза. Б. Избранные произведения. В 2 томах. М., 1957.

78. Страх/Сост. П.С.Гуревич. М., 1998.

79. Тиллих П. Слово устраняет угрозу небытия. //Страх. М., 1998.

80. Токаренко О.В. Русские как предприниматели // Мир России. 1996. № 1.

81. Тоффлер А. Шок от будущего.//Страх. М., 1998.

82. Трубецкой Н.С. Мы и другие //Евразийский временник. Кн. IV. Париж. 1923.

83. Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2 томах. М., 1955.

84. Филиппов В.А. Народное обычное право как исторический материал // Русская мысль. 1886. № 9.

85. Франк С.JI. Духовные основы общества. М., 1992.

86. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.

87. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989.

88. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

89. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.

90. Фромм Э. Ситуация человека ключ к гуманистическому психоанализу // Проблема человека в западной философии. М., 1979.

91. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

92. Хайдеггер М. Что такое метафизика? //Новая технологическая волна на Западе. М., 1986.

93. Хархордин О. "Проект Достоевского" // Pro et Contra. 1997. Т.2. №4.

94. Хлопин А.Д. Гражданское общество или социум клик: российская дилемма//Полития. 1997. № 1.

95. Шеллинг Ф. Сочинения. В 2 томах. М., 1989.

96. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. М. 1992.

97. Шопенгауэр А. О четверояком корне. Мир как воля и представление. Т. 1. Критика кантовской философии. М., Наука, 1993.

98. Шубкин В.Н. Страхи в России // Социологический журнал. 1997. №3.

99. Щербинин П.П. Городские средние слои Центрального Черноземья в буржуазно-демократических революциях. Тамбов, 1992.

100. Юм Д. Сочинения. В 2 томах. М., 1966.

101. Ядов В.А. Структура и побудительные импульсы социально-тревожного сознания // Социологический журнал. 1997. № 3.

102. WWW-документ. URL http://www.philosophy.ru/library /bern/О. html

103. WWW-документ. URL http://www.fom.ru

104. WWW-документ. URL http://www.society.ru

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.