Феномен религиозной толерантности в поликонфессиональном российском регионе: социологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат наук Хайруллин, Рустам Минхайдарович

  • Хайруллин, Рустам Минхайдарович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Казань
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 183
Хайруллин, Рустам Минхайдарович. Феномен религиозной толерантности в поликонфессиональном российском регионе: социологический анализ: дис. кандидат наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Казань. 2018. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Хайруллин, Рустам Минхайдарович

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа религиозной толерантности

1.1. Концептуальные основы анализа толерантности как социального феномена

1.2. Сущность и содержание религиозной толерантности

1.3. Социологические показатели уровня религиозной толерантности

Глава 2. Уровень религиозной толерантности и пути его повышения в поликонфессиональном регионе (на примере Республики Татарстан)

2.1. Уровень религиозной толерантности в оценках жителей Республики Татарстан

2.2. Реализация принципов толерантности в поведенческих практиках населения

2.3. Основные направления повышения уровня религиозной толерантности в поликонфессиональном регионе

Заключение

Список литературы

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен религиозной толерантности в поликонфессиональном российском регионе: социологический анализ»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Для мирового сообщества XXI века характерен небывалый рост напряженности в межэтнических и межрелигиозных отношениях, что выражается в крупномасштабных вооруженных конфликтах, а также в высоком уровне конфликтогенности, обусловливающей массовые столкновения на религиозной почве. В совокупности рост межэтнической напряженности, масштабов террористических угроз и многие другие деструктивные процессы в современном обществе можно рассматривать как следствия снижения уровня религиозной толерантности. Российское общество, для которого характерны постоянное межэтническое взаимодействие, рост интенсивности миграционных потоков, представляет собой благоприятную почву для снижения религиозной толерантности.

Фундаментальность выбранной темы связана и с общемировыми процессами в этнополитической сфере социума: глобализацией мирового пространства, ростом напряженности во взаимоотношениях как внутри отдельных стран, так и между ними. В связи с этим религиозную толерантность можно рассматривать как преграду, предупреждающую возникновение этнической напряженности и ксенофобии, которые, в свою очередь, являются источниками конфликтов, экстремизма и нетерпимости.

В поликонфессиональном социуме, в котором рядом проживают представители разных религий, толерантность выступает основой поддержания стабильности и препятствует эскалации конфликтов. Снижение уровня религиозной толерантности влечет за собой поляризацию населения на основе этнических различий, приводит к дезинтеграции интеграционного потенциала общества в целом. Недостаточный уровень религиозной толерантности не только существенно препятствует экономическому, социальному и политическому развитию, но и приводит к снижению общего потенциала государства в международной конкурентной

борьбе. Все чаще именно на основе религиозных разногласий развязываются войны между государствами и применяется сила. Данные тенденции обусловливают необходимость научного осмысления и социологического анализа выбранной темы.

Необходим поиск новых исследовательских подходов к изучению и измерению религиозной толерантности, которые не только позволили бы составить общую картину происходящих процессов, но и реализовали прогностическую функцию и обеспечивали адресность в разработке предложений и рекомендаций по гармонизации межконфессиональных отношений. В целом указанные обстоятельства характеризуют проблемную ситуацию, обуславливают актуальность темы диссертационного исследования, необходимость комплексного изучения и научного осмысления вопросов религиозной толерантности.

Степень научной разработанности проблемы.

Значительный вклад в раскрытие интересующей нас проблемы внесли работы П. Сорокина и Г. Зиммеля, в которых толерантность выступает одной из разновидностей социального взаимодействия и включает такие аспекты, как тактичность, воздержание от открытых действий и т.д. В русле структурно-функционалистского подхода потенциально заложены идеи изучения толерантности через призму социального порядка как «естественной формы» общества; с точки зрения этого подхода функция толерантности сводится к поддержанию «гармонического» бесконфликтного отношения между элементами системы (Т. Парсонс).

При анализе толерантности автор опирался на работы представителей интеракционистского подхода (Дж. Мид, Ч. Кули), в которых раскрывается сущность толерантности на личностном и групповом уровнях. При этом действия первичных социальных групп, приоритетные с точки зрения

представителей данного подхода, играют важнейшую роль в формировании основ и принципов толерантного отношения и поведения.

В контексте исследуемой проблемы актуальны идеи П. Бурдье, согласно которым обоснование толерантности можно провести через призму категории габитус как системы диспозиций, через которую агенты воспринимают социальный мир. Именно габитусы функционируют в качестве структур, порождающих практики и представления, в том числе и относительно толерантности.

Значительный вклад в социологическую интерпретацию феномена толерантности внесли отечественные исследователи. Толерантность как определенную характеристику нравственного поведения и набор ценностей, реализуемых в практической жизни, исследовал В. А. Тишков; толерантность как производную от веротерпимости и доверия обосновывали В. И. Гараджа, В. И. Мукомель, С. В. Рыжова.

Исследование толерантности на теоретическом уровне не может быть успешным без анализа ее антипода - интолерантности. Данный феномен подробно рассмотрен в трудах Л. М. Дробижевой, П. В. Масычева и др.

В качестве отдельного направления в исследовании религиозной толерантности можно выделить работы, в которых раскрываются вопросы проявления и формирования основ толерантного взаимодействия у молодежи (Е. Ю. Зарубаева, А. Зубок, В. В. Неклюдова, Е. Н. Прокофьева, В. И. Чупров, Ф. Э. Шереги и др.).

Проблемы религиозной толерантности и межконфессионального взаимодействия на региональном уровне исследовали Г. Я. Гузельбаева, Л. Г. Егорова, М. Ю. Ефлова, О. А. Максимова, Р. Г. Минзарипов, Л. Р. Низамова, А. Ю. Шакирова и др.

Логика диссертационного исследования потребовала обращения к литературе, анализирующей категорию «установка». Диссертантом были использованы труды Вал. А. Лукова и Вл. А. Лукова, В. А. Ядова.

Имеется широкий круг работ, в которых затронуты методические вопросы выявления состояния толерантности (А. Д. Дерендяева, М. С. Жамкочьян, Н. П. Коробкова, В. С. Магун, Г. У. Солдатова, Г. Стефаненко, Е. Хартли, Л. А. Шайгерова, Е. И. Шлягина и др.).

Проблема религиозной толерантности в контексте исследований роли религии как фактора, определяющего особенности политических, культурных и пр. процессов, освещалась в трудах Г. Б. Кошарной, С. Д. Лебедева, М. П. Мчедлова, Э. А. Паина, Ю. М. Почты.

Таким образом, в социологической науке накоплен достаточно большой опыт изучения религиозной толерантности. Вместе с тем анализ научной литературы показал, что исследования данной тематики сохраняют определенную фрагментарность:

- достаточно часто в рассмотренных научных трудах интерпретации термина «религиозная толерантность» не уделяется существенного внимания вследствие опоры на такие общепринятые обозначения, как «терпимость», «доброжелательное отношение» и пр.;

- религиозная толерантность анализируется без учета внутренней дифференциации и иерархии ее компонентов.

Определение и научное осмысление вышеуказанных причин стали ключевыми ориентирами диссертационного исследования, а потребность в комплексном изучении уровня религиозной толерантности - основой социологического решения проблемы, имеющей важное теоретическое и практическое значение.

Объект исследования - религиозная толерантность в современном российском регионе.

Предмет исследования - уровень и сферы проявления религиозной толерантности в поликонфессиональном региональном социуме.

Цель диссертационной работы - определить уровень религиозной толерантности в поликонфессиональном регионе и разработать практические рекомендации для его повышения.

Задачи исследования:

1. Проанализировать концептуальные основы социологического анализа феномена толерантности, систематизировать подходы к определению термина «религиозная толерантность» и на основе проведенного анализа предложить авторское определение данного понятия.

2. Разработать систему показателей уровня религиозной толерантности в регионе.

3. Проанализировать уровень и сферы проявления религиозной толерантности в оценках жителей региона.

4. Определить характер и особенности реализации принципов толерантности в поведенческих практиках населения.

5. Выявить основные направления повышения уровня религиозной толерантности в условиях поликонфессионального региона.

Гипотеза исследования: показатели уровня религиозной толерантности в поликонфессиональном регионе неоднозначны, внутренне дифференцированы, имеют отличительные признаки в зависимости от сферы социального взаимодействия; имеются противоречия в субъективных оценках состояния и перспектив развития религиозной толерантности в месте непосредственного проживания респондента, в России и мире в целом.

Теоретико-методологическую базу диссертационного

исследования составили идеи П. Сорокина и Г. Зиммеля о толерантности как форме социального взаимодействия, ориентированной на тактичность и воздержание от открытых действий. На основе концепции Т. Парсонса раскрыто значение толерантности как условия поддержания социального порядка и интеграции. Положения П. Бурдье дали возможность

рассмотреть толерантность в качестве одной из форм проявления практик, порождаемых габитусом, через который агенты воспринимают социальный мир. Идеи В. А. Ядова позволили исследовать установки по отношению к религиозной толерантности и формированию предрасположенности к определенному типу межконфессионального взаимодействия.

Эмпирическая база включает авторские исследования:

- авторский анкетный опрос «Состояние толерантных установок и тенденций реализации религиозной толерантности в поведенческих стратегиях населения» (n=1500, 2016 г.);

- авторский анкетный опрос «Измерение уровня религиозной толерантности в поликонфессиональном регионе» (n=1500, 2017 г.);

- авторское экспертное полуструктурированное интервью, в котором в качестве экспертов выступали представители профессий, чья деятельность непосредственно связана с вопросами религии.

В работе использовался вторичный анализ материалов исследований отечественных и зарубежных ученых по проблемам религиозной толерантности, в частности исследования «Толерантность малых этнических групп Татарстана» (руководитель - Т. А. Титова, 2006), исследования Института социологии РАН «Консолидирующие идентичности и модернизационный ресурс в Татарстане» (руководитель -Л. М. Дробижева, 2012), «Позитивные межнациональные отношения и предупреждение нетерпимости: опыт Татарстана в общероссийском контексте» (руководитель - Л. М. Дробижева, 2016), а также зарубежные исследования по вопросам толерантности в мире в целом «Religious Tolerance in World Religions» (2008).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Обобщены и систематизированы теоретико-методологические основы исследования и различные направления в изучении религиозной

толерантности; представлено авторское определение понятия «религиозная толерантность».

2. На основе анализа существующих методик эмпирического анализа феномена толерантности предложены авторские показатели, позволяющие определить уровень религиозной толерантности в поликонфессиональном регионе.

3. Выявлены оценки жителей региона, демонстрирующие состояние религиозной толерантности в месте их непосредственного проживания, в стране и в мире в целом; раскрыты противоречия в данных оценках.

4. Установлена степень проявления религиозной толерантности в поведенческих практиках населения, дана общая характеристика уровня религиозной толерантности в различных сферах социального взаимодействия.

5. Разработаны меры по повышению уровня религиозной толерантности, выделены перспективные направления оптимизации обеспечивающих его процессов.

Основные научные положения, выносимые на защиту.

1. Проведенный теоретико-методологический анализ позволил констатировать, что при смысловом наполнении понятия толерантности ученые исходят из ее понимания как вида социального взаимодействия, механизма интеграции социальной системы и адаптации личности, рассматривают данный феномен как социальную практику, которая усваивается индивидами в ходе коммуникации, восприятия и интериоризации. Систематизация подходов к религиозной толерантности показала, что необходимо различать институциональное, территориальное и факторное направления в ее изучении. В совокупности проведенный анализ позволил обосновать авторское определение религиозной толерантности как терпимого отношения к носителям иных религиозных

взглядов и готовности к равноправному взаимодействию с ними; при этом религиозная толерантность проявляется как в поведенческих практиках социального взаимодействия (объективная форма), так и в оценках населения ее уровня (субъективная форма).

2. Имеющиеся способы измерения религиозной толерантности отличаются направленностью на измерение личностного уровня толерантности, ориентацией на оценочные суждения представителей обследуемых групп и детализацией религиозных направлений и конфессий, при этом религиозная толерантность выступает только в качестве составной части исследования. Соответственно, эти методики, применяемые изолированно, не позволяют комплексно анализировать проблему религиозной толерантности в рамках многоконфессионального региона.

Уровень религиозной толерантности в регионе может быть определен посредством авторской системы показателей, которая включает два блока. Первый блок основан на анализе оценок респондентами текущих характеристик, произошедших и ожидаемых изменений уровня религиозной толерантности, степени благоприятности условий для ее формирования, а также удовлетворенности ее состоянием в месте непосредственного проживания респондента, в стране и в мире в целом. Второй блок ориентирован на выявление отношения к представителям других религиозных взглядов и степени реализации толерантных установок в поведенческих практиках социального взаимодействия в семейной, профессиональной, дружеской, соседской сферах и в сфере случайных повседневных контактов.

3. Показатели оценки текущего уровня религиозной толерантности и удовлетворенности ее состоянием достаточно высоки, что позволяет утверждать о доминировании позитивной оценки отношений, сложившихся между представителями различных религий в Республике Татарстан.

Показатели произошедших и ожидаемых изменений уровня религиозной толерантности были схожи. Их значения демонстрируют наличие позитивного опыта межконфессионального взаимодействия и оптимистичных настроений относительно его сохранения в будущем. В то же время показатель благоприятности условий для формирования религиозной толерантности относительно невысок, что несколько противоречит оптимистическим ожиданиям респондентов. Последнее может свидетельствовать о влиянии внешних факторов макросреды, в которой большую роль играют средства массовой информации, рост террористических угроз и пр. Вероятно, на эту оценку влияют негативные ожидания, которые отразились в снижении общего показателя, характеризующего религиозную толерантность в стране и особенно в мире в целом.

4. Показатель религиозной толерантности в семейной сфере принял значение, которое позволяет утверждать: в большинстве своем в данной сфере население реализует толерантные практики социального взаимодействия. Однако наблюдается снижение ее уровня, когда речь заходит о создании семьи с представителем иной религии. Уровень религиозной толерантности в трудовой сфере достаточно высок за счет доминирования убежденности в том, что сплоченность коллектива не зависит от его религиозного состава. При этом значимость религиозного фактора возрастает, если речь идет о религиозной принадлежности начальника. Наивысший уровень религиозной толерантности зафиксирован в дружеской сфере, которая отличилась высокой степенью принятия межконфессиональных дружеских связей. Сферы случайных повседневных контактов и соседская сфера получили самые низкие показатели за счет того, что на фоне явно положительного восприятия религиозной принадлежности людей готовность поступиться своими религиозными принципами в данных сферах находится на минимальном уровне.

При этом с проявлением интолерантного отношения респонденты чаще всего сталкивались в транспорте, реже - при дружеском взаимодействии и в трудовой сфере. Женщины чаще становятся объектом насмешек и высказываний в свой адрес в связи с их религиозной принадлежностью, а также чаще сталкиваются с проявлением интолерантного отношения. Мужчины, в свою очередь, чаще вступают в конфликт на религиозной почве. Данные тенденции касаются всех рассмотренных сфер проявления толерантности.

5. Успешное развитие поликонфессионального регионального социума на основе принципов религиозной толерантности в современных условиях детерминируется рядом социальных факторов. На основании результатов экспертного опроса можно выделить ряд приоритетных направлений региональной политики, связанных с реализацией задачи повышения уровня религиозной толерантности. В образовательном направлении требуется активизация занятий по преподаванию основ религиозной толерантности за счет внедрения новых методик, форм и приемов работы, проведение тренингов по антиэкстремистской деятельности. В сфере миграционной политики необходимо усилить адаптационные механизмы для мигрантов в поликонфессиональном регионе и создать условия для их интеграции за счет профилактической и пропагандистской работы. В межконфессиональном направлении необходимо дальнейшее поддержание установившегося в республике межконфессионального сотрудничества, диалога религиозных объединений с институтами гражданского общества и органами власти. В направлении работы с молодежью требуется создание институциональной структуры противодействия молодежному экстремизму; формирование в молодежной среде нетерпимого отношения к идеям ксенофобии, расизма и мигрантофобии и создание механизма мониторинга деятельности неформальных молодежных объединений. В масс-медийном направлении

необходимы совершенствование медийной среды посредством создания единого информационного пространства, рост рекламной деятельности социального характера для укрепления и распространения в общественном сознании основ религиозной толерантности.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты диссертационного исследования позволяют углубить и систематизировать имеющиеся научные представления о религиозной толерантности; могут оказать определенную помощь в разработке технологий регулирования межконфессиональных взаимодействий и минимизации конфликтов на религиозной почве. Решаемые в диссертационном исследовании научные задачи создают основу для выявления показателей, позволяющих определить уровень религиозной толерантности.

Материалы исследования могут быть использованы в практической работе политических и религиозных организаций. Сформулированные в диссертации выводы и рекомендации могут найти применение при составлении программ по созданию бесконфликтной поликонфессиональной среды. Итоги исследования могут быть использованы в преподавании вузовских курсов «Общая социология», «Социология религии» и «Социология конфликта».

Соответствие содержания диссертации избранной специальности. Тема и содержание диссертации соответствуют паспорту специальности 22.00.04 - «Социальная структура, социальные институты и процессы»: п. 29. Проблемы социальных конфликтов, социальной напряженности, проявления группового, корпоративного эгоизма; п. 33. Социальная идентификация, ее основные виды: социально-групповая, социально-слоевая идентификация. Типы идентификационного поведения.

Апробация диссертационного исследования. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на международных и

всероссийских конференциях: «Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты» (Пермь, 2016); «Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы» (Таганрог, 2016); «Актуальные научные исследования в условиях вызова XXI века» (Самара, 2016); «Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире» (Екатеринбург, 2017); «INTERNATIONAL INNOVATION RESEARCH» (Пенза, 2017); «Перспективы науки и образования» (Москва, 2017); «Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире» (Санкт-Петербург, 2017); «Вопросы современных научных исследований» (Омск, 2018); «Перспективы развития мировой социально-экономической системы» (Саратов, 2018).

Диссертация обсуждена в ГБУ «Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан» и рекомендована к защите.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 17 статей, в том числе 3 работы - в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РЕЛИГИОЗНОЙ

ТОЛЕРАНТНОСТИ

1.1. Концептуальные основы анализа толерантности как социального феномена

Религиозная толерантность представляет собой одну из форм толерантности, поэтому для обоснования авторской категории необходимо рассмотреть теоретико-методологические основы изучения толерантности в целом. В начале своего анализа обратимся к словарям. В толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова указано, что термин «толерантность» является производным от французского «tolerant» -терпимый. Толерантность соотносится только с терпимостью как с синонимичной характеристикой [163].

У С. И. Ожегова под толерантностью понимается терпимое «отношение к чужим мнениям» [11о, с. 278].

Современный толковый словарь иноязычных слов Л. П. Крысина трактует термин следующим образом: «Толерантный, ая, ое, тен, тна {фр. tolerant < лат. tolerans (tolerantis)} - терпеливо переносящий. Терпимый, снисходительный к кому-чему-нибудь» [67, с. 701].

В словаре М. Ю. Смирнова под религиозной толерантностью понимается терпимое отношение к каким-либо религиям со стороны, как неверующих, так и последователей других религий. С одной стороны, она предстает в виде феномена общественного сознания, который находит свое отражение в мировоззренческих и социально-психологических установках, с другой стороны, в виде конкретных действий индивидов, государства и разнообразных общественных структур направленных на обеспечение

свободы вероисповедания. Основными чертами религиозной толерантности являются [142, с. 270].

Также стоит упомянуть, что в различных языках в слово «толерантность» вкладываются разные лексические значения, что обусловлено историческим опытом определенного народа. Так, в английском языке толерантность соотносится с умением воспринимать личность или вещь, исключая при этом внутренний протест, во французском - сводится к уважению свободы другого человека, включая образ мыслей, поведение, ориентир на те или иные политические и религиозные взгляды. В китайском языке под толерантностью понимают такие действия, как позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других. Прощение, мягкость, снисходительность, благосклонность, сострадание, терпение доминируют в смысловых трактовках в арабском языке, тогда как терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению - в персидском [144, с. 8-10; 73, с. 288].

С позиции социологической науки в самом упрощенном виде толерантность рассматривается через призму социального взаимодействия людей. Здесь имеется в виду терпимость к иному образу жизни, иным чувствам, обычаям, поведению, идеям и верованиям [150, с. 1128].

Она анализируется через понимание качества, которое характеризует отношение к другому человеку, к личности, равной по всем параметрам. При этом сопровождается подавлением чувств неприятия таких аспектов, как внешность, стиль речи, вкусы, включая образ жизни и убеждения. Стоит учесть, что имеет место именно сознательное подавление [10].

Смысловое содержание термина «толерантность» достаточно поливариативно и в процессе развития научной мысли претерпело интерпретационные изменения. Изучение специальной литературы

показало, что толерантность представляет собой социальный феномен, который отличается сложностью и противоречивостью. Его смысловые и содержательные компоненты формировались тысячелетиями. При этом содержание термина во многом определяется как исторической эпохой, так и спецификой науки, объектом исследования которой он становится.

В целом психологический подход при анализе понятия «толерантность» обращается к состоянию личности, к ее эмоциональному взгляду на окружающую действительность. В его рамках важно утверждение о наличии оценки и фиксации установок. Толерантность представляет собой базовую ценность, которая может закладываться в коллективном бессознательном через традиционные представления или формироваться через оценочные компоненты.

В философии толерантность трактуется с позиции основополагающего принципа, инварианта, мировоззренческой нравственной ценности, нравственных принципов социальных субъектов. Достаточно часто толерантность сводится к мировоззрению человека, которому свойственно уважение к своей культуре, национальной и религиозной «самости».

В педагогике в ходе раскрытия понятия толерантности выражаются морально-нравственные идеи, связанные с воспитанностью, самоограничениями, построенные на идеях добровольного и осознанно выбираемого отношения к поведению другого человека. Политология, в свою очередь, рассматривает толерантность через призму таких категорий, как свобода личности, реализация ее гражданских прав. Она выступает как принцип государства, имеющего правовую и гражданскую основу, как норма поведения нравственной личности. Такое понимание толерантности тесно переплетается с идеями западноевропейского либерализма.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хайруллин, Рустам Минхайдарович, 2018 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапов М.Г. Границы толерантности: анализ религиозной ситуации в Тюменской области / М. Г. Агапов, И. В. Бобров // Вестник Удмуртского университета. - 2006. - №7. - С. 222-232.

2. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 496 с.

3. Арухова А.Н. Веротерпимость и толерантность в Республике Дагестан / А. Н. Арухова // Культура. Духовность. Общество. - 2016. -№22. - С. 91-95.

4. Баранова Н.М. Формирование тезаурусов личностной микросреды индивидуума в процессе обучения / Н. М. Баранова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. - 2012. - №3. - С. 129-133.

5. Батагова Л.Х. Религиозный экстремизм и проблемы этноконфессиональной толерантности на Северном Кавказе / Л. Х. Батагова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - №118. - С. 288-295.

6. Белозерова А.С. Религиозная толерантность в обществе социального транзита / А. С. Белозерова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. -2010. - №3. - С. 38-41.

7. Бланк опросника «Типы этнической идентичности» [Электронный ресурс]. - URL: https://sites.google.com/site/test300m/tei (дата обращения: 13.01.16).

8. Богардус Э. Социальная дистанция в городе / Э. Богардус // Социальное пространство: Междисциплинарные исследования. Реферативный сборник. Сер. Социология / Центр социальных научно-информационных исследований; отв. ред. Л. В. Гирко. - М., 2003. - С. 179186.

9. Богатова О.А. Социологическое измерение религиозной идентичности в полиэтническом регионе / О. А. Богатова // Научный результат. Серия: Социология и управление. - 2016. - Т.2. - №3. - С. 11-19.

10. Большой толковый социологический словарь [Электронный ресурс]. - URL: https://gufo.me/dict/social_dict (дата обращения: 13.05.16).

11. Брежнева С.Н. Толерантность по-русски: из истории проведения религиозной политики российской империи в Туркестане / С. Н. Брежнева // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. - 2015. - №8. - С. 211-222.

12. Бузыкина Ю.С. Формирование толерантного отношения как направление профилактики экстремистского поведения молодежи / Ю. С. Бузыкина // Историческая и социально-образовательная мысль. -2014. - №3 (25). - С. 161-164.

13. Булатова Т.А. Проблема религиозной толерантности в томских СМИ / Т. А. Булатова, Н. Б. Галашова, Н. А. Камарова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - №12 (127). -С. 208-214.

14. Бурдье П. Начало / П. Бурдье; пер. с фр. Н. А. Шматко. - М.: SocioLogos, 1994. - 288 с.

15. Бурлахиева Ш.О. Религиозная толерантность как один из факторов межконфессионального мира и согласия / Ш. О. Бурлахиева // Приволжский научный вестник. - 2012. - №1. - С. 28-31.

16. Витовцев В.Н. Социологическое измерение уровня этнической толерантности в регионе (на примере Республики Алтай) / В. Н. Витовцева //Социология власти. - 2008. - № 6. - С. 21.

17. Вицентий И.В. Религиозная толерантность населения Мурманской области / И. В. Вицентий, В. В. Стрельников // Труды Кольского научного центра РАН. - 2017. - №4-11 (8). - С. 121-132.

18. ВЦИОМ [Электронный ресурс]. - URL: http://wciom.ru/about.html (дата обращения: 13.04.16).

19. Гаджигасанова Н.С. Особенности проявления этнической толерантности во взаимодействиях молодежных групп: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Гаджигасанова Наиде Сефтеровна; Ярослав. гос. ун-т. им. П. Г. Демидова. - Ярославль, 2012. - 216 с.

20. Галкин A.A. Культура толерантности перед вызовами глобализации / A. A. Галкин, Ю. А. Красин // Социологические исследования. - 2003. -№8. - С. 64-74.

21. Гараджа В.И. Веротерпимость / В. И. Гараджа // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; пред. науч.-ред. совета В. С. Степин.

- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мысль, 2010.

22. Гегешидзе А. Толерантность в Грузии: религиозные и этнические аспекты / А. Гегешидзе // Кавказ и глобализация. - 2006. - Т.1. - №1. -С. 172-178.

23. Городнева М.С. Религиозная толерантность и проблема межкультурной коммуникации / М. С. Городнева // Научное обозрение: теория и практика. - 2012. - №4. - С. 116-122.

24. Гриншпун И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности (к вопросу о толерантности как психическом явлении) / И. Б. Гриншпун // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. статей. - М.: Изд. МПСИ; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2002. - 231 с.

25. Гузельбаева Г.Я. Агенты религиозной социализации в постсекулярный период: роль в трансформации ценностно-нормативной системы / Г. Я. Гузельбаева // Казанский социально-гуманитарный вестник.

- 2015. - № 4. - С. 21-26.

26. Гузельбаева Г.Я. Исламская идентичность молодых татар в Республике Татарстан (по материалам социологических исследований

2008-2012 гг.) / Г. Я. Гузельбаева // Россия и мусульманский мир. - 2014. -№ 1 (259). - С. 37-48.

27. Гузельбаева Г.Я. Межэтнические взаимодействия в Республике Татарстан: современное состояние и новые вызовы / Г. Я. Гузельбаева // Казанский социально-гуманитарный вестник. - 2015. - Т. 16. - № 3. - С. 812.

28. Гутиева И.Г. Веротерпимость как один из факторов борьбы с терроризмом / И. Г. Гутиева // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. - 2015. - №4 (6). - С. 318-319.

29. Дмитриев А.В. Мигранты в новой среде: практики взаимодействия / А. В. Дмитриев, Г. А. Пядухов. - М.: Альфа-М, 2011. - 96 с.

30. Дмитриев А.В., Назарова Е.А. Миграционные проблемы Москвы. Социологические очерки / А. В. Дмитриев, Е. А. Назарова. - М.: Альфа-М, 2011. - 96 с.

31. Дробижева Л.М. Актуальная идентичность и межэтнические отношения в Поволжском регионе / Л. М. Дробижева, Г. Б. Кошарная // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2016. - №4 (40). - С. 106-112.

32. Дробижева Л.М. Баланс согласия и нетерпимости в межнациональных отношениях в общероссийском измерении / Л. М. Дробижева // Позитивные межнациональные отношения и предупреждение нетерпимости: опыт Татарстана в общероссийском контексте: [монография] / Под ред. Л. М. Дробижевой, С. В. Рыжовой; Институт социологии РАН. - М.-СПб.: Нестор-История, 2016. - С. 48-55.

33. Дробижева Л.М. Об условиях формирования толерантных установок общественного сознания и поведения групп в российском социуме / Л. М. Дробижева // Век толерантности. - 2004. - №3 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tolerance.ru/p-mag-last.shtml (дата обращения: 11.02.16).

34. Дробижева Л.М. Российская, республиканская, этническая идентичность в Татарстане / Л. М. Дробижева, С. В. Рыжова // Позитивные межнациональные отношения и предупреждение нетерпимости: опыт Татарстана в общероссийском контексте: [монография] / Под ред. Л. М. Дробижевой, С. В. Рыжовой; Институт социологии РАН. - М.- СПб.: Нестор-История, 2016. - С. 33-41.

35. Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости / Л. М. Дробижева // Толерантность и согласие / Отв. ред. В. А. Тишков. - М., 1997. - С. 61-72.

36. Дробижева Л.М. Толерантность как основа консолидации в полиэтническом регионе / Л. М. Дробижева, Г. Б. Кошарная // Сб. статей Всероссийской научно-практической конференции «Социокультурные факторы консолидации современного российского общества» / Под ред. Г. Б. Кошарной, А. Л. Маршака. - Пенза, 2015. - С. 3-7.

37. Егорова Л.Г. Репрезентация религиозных конфессий и межконфессиональных отношений в региональных печатных СМИ // Л.Г. Егорова // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - Т. 152. - № 5. - С. 38-49.

38. Елисеев С.М. Толерантность к политическим партиям в субкультуре студенчества (на материалах эмпирического исследования по Мурманской обл.) / С. М. Елисеев, И. В. Устинова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2009. -№4. - С. 3-16.

39. Ефлова М.Ю. Конструирование религиозной идентичности в поликультурном обществе: социальные детерминанты / М.Ю. Ефлова, Д.Р. Гимадеева // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - Т. 155. - № 6. - С. 15-22.

40. Ефлова М.Ю., Минзарипов Р.Г. Православие и православные в Республике Татарстан: социологический портрет / М.Ю. Ефлова, Р.Г.

Минзарипов // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - Т. 154. - № 6. - С. 87-93.

41. Жуков А.В. Толерантность жителей г. Читы / А. В. Жуков, Н. С. Зубакова // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. - 2007. - №1. - С. 237-244.

42. Завалишин А.Ю. Студенческая молодежь Дальнего Востока: между этнической толерантностью и экстремизмом / А. Ю. Завалишин, Н. Ю. Костюрина // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2013. - №4. - С. 83-93.

43. Зазаева Н.Б. Коммуникативное измерение межэтнической толерантности в поликультурном регионе (на примере Саратовской области) / Н. Б. Зазаева // Власть. - 2013. - №6. - С. 74-79.

44. Замогильный С.И. Толерантность в установках молодежи к трудовым этническим мигрантам (на примере российско-белорусских исследований) / С. И. Замогильный, Н. А. Дикун // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2011. - Т. 4. - №1 (59). - С. 245-251.

45. Зарубаева Е.Ю. Императивы правовой культуры: религиозная толерантность в молодежной среде / Е. Ю. Зарубаева // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - №5. - С. 262-267.

46. Зарькова Е.Н. Проблема формирования толерантности подростков с нарушениями в развитии / Е. Н. Зарькова // Этнокультурное образование в современном мире: Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-методической конференции / Науч. ред. Е. А. Александрова. - М., 2017. - С. 232-235.

47. Зиммель Г. Избранное: Т. 2. Созерцание жизни / Г. Зиммель. - М.: Юрист, 1996. - 397 с.

48. Зиновьев Д.В. Формирование социокультурной толерантности как фактор повышения педагогического мастерства будущего педагога / Д. В. Зиновьев, В. С. Нургалеев. - Красноярск: СибГТУ, 2001. - 72 с.

49. Злоказов К.В. Метод исследования экстремистско-деструктивных установок личности / К. В. Злоказов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - №1 (61). - С. 173-180.

50. Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Социологические исследования. - 2008. - №5. - С. 37-47.

51. Иванова Р.А. Религиозная толерантность в межкультурных взаимодействиях / Р. А. Иванова // Информация - Коммуникация -Общество. - 2011. - Т. 11. - С. 49-52.

52. Ильин И.Е., Иванова H.M. Формирование этнической толерантности современной молодежи [Электронный ресурс]. - URL: http://www.chnmuseum.ru/files/almanac2003/almanac2003_202.pdf (дата обращения: 08.01.2016).

53. Ипполитова А.Г. Веротерпимость как проявление религиозной толерантности / А. Г. Ипполитова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2010. - №4-2. - С. 133-138.

54. Исмагилова А.Н. Толерантность: этническое, эстетическое и религиозное содержание / А. Н. Исмагилова // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - 2012. - №3. - С. 108-113.

55. Кандауров С.П. Веротерпимость: опыт межконфессионального взаимодействия в Самарском регионе / С. П. Кандауров // Вояджер: мир и человек. - 2016. - №7. - С. 139-159.

56. Карпушкин А.В. Конституционно-правовые аспекты религиозной толерантности во взаимоотношениях государства с религиозными объединениями / А. В. Карпушкин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2008. - №4. - С. 91-95.

57. Кизилов М.Б. Толерантность, мистицизм и еврейские религиозные секты в эпоху императора Александра I / М. Б. Кизилов // Российская история. - 2010. - №1. - С. 108-117.

58. Ким И.Г. Религиозная толерантность Республики Корея / И. Г. Ким // Аналитика культурологии. - 2015. - №2 (32). - С. 170-174.

59. Кириченко О.В. Толерантность как религиозная и нравственная проблема современности / О. В. Кириченко // Традиции и современность. -2006. - №5. - С. 15-40.

60. Клименко Е.В. Этнические различия и толерантность: к проблеме разработки социально-культурных программ формирования межэтнической толерантности / Е. В. Клименко // Вестник Санкт-Петербургского госуниверситета культуры и искусств. - 2012. - №3. - С. 46-50.

61. Ковалева А.И. Социология молодежи: Теоретические вопросы / А. И. Ковалева, В. А. Луков. - М.: Социум, 1999. - 351 с.

62. Ковальчук О.В. Диалог советского и религиозного и толерантность в средневековой культуре Западной Европы / О. В. Ковальчук, В. П. Римский // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2012. - №19. - С. 330-338.

63. Ковригин Н.Е. Китайская община в Японии: вчера и сегодня / Н. Е. Ковригин // Япония. - 2009. - №38. - С. 189-214.

64. Кольцова Е.Ю. Измерение толерантности / Е. Ю. Кольцова, Е. Е. Таратута // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2003. -Т.6. - №4. - С. 11-15.

65. Консолидирующие идентичности и модернизационный ресурс в Татарстане [Электронный ресурс]. - М.: Институт социологии РАН, 2012. -149 с. - URL: http://www.isras.ru/inab_2012_06.html (дата обращения: 08.01.2016).

66. Коробкова Н.П. Индекс этнической толерантности как методика изучения межнациональных отношений в среде студенческой молодежи (на примере Алтайского государственного университета) / Н. П. Коробкова,

А. Д. Дерендяева, Д. А. Казанцев // Известия Алтайского государственного университета. - 2015. - Т. 1. - №2 (86). - С. 231-236.

67. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. -М.: Эксмо, 2006. - 944 с.

68. Кузнецов И.М. Многообразие этнокультурных миров / И. М. Кузнецов // Социология межэтнической толерантности / Отв. ред. Л. М. Дробижева. - M.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. - 222 с.

69. Кузьмичева А.А. Проблемы религиозной толерантности российского общества (на примере православного раскола XVII века) / А. А. Кузьмичева, А. С. Жукова // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2014. - №12. - С. 408-413.

70. Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок / Ч. Кули; пер. с англ. А. Б. Толстого. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. -320 с.

71. Кулиев Ф. Межрелигиозное сотрудничество: история религиозной толерантности России / Ф. Кулиев // Россия и мусульманский мир. - 2008. -№6. - С. 35-41.

72. Куприянова Е.А. К вопросу о религиозной толерантности в античной Греции / Е. А. Куприянова // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - №3. - С. 272-276.

73. Кушаев У.Р. Толерантность: энциклопедический словарь / У. Р. Кушаев, И.Г. Дорошина. - Пенза: Научно-издательский центр «Социосфера», 2014. - 484 с.

74. Ларионова И.В. Факторы этнической толерантности Республике Татарстан: поколенческий аспект / И.В. Ларионова, О.А. Максимова // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 3. - С. 226-230.

75. Лебедев С.Д. Православный консенсус в России в начале XXI как феномен религиозной ситуации / С. Д. Лебедев // Научный результат. -2015. - Т. 1. - № 1 (3). - С. 14-21.

76. Лебедев С.Д. Особенности рефлексии религиозной культуры в современном российском образовании / С. Д. Лебедев // Вестник Ленинградского университета им. А.С. Пушкина. - 2015. - Т. 2. - С. 201.

77. Левада-Центр [Электронный ресурс]. - URL: http://www.levada.ru/indexi.html (дата обращения: 13.04.16).

78. Лиджи-Горяева Б.В. О религии и религиозной толерантности в Республике Калмыкия / Б. В. Лиджи-Горяева // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. - 2007. - Т. 2. - №2 (15). - С. 137-139.

79. Лоюанова Ю.А. Ксенофобические установки в подростковой субкультуре / Ю. А. Лоюанова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №4-4. - С. 97-100.

80. Луков Вал. А. Тезаурусный анализ в гуманитарном знании: итоги проекта / Вал. А. Луков // Знание. Понимание. Умение. - 2014. - №4. -С. 125-136.

81. Луков Вал. А. Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков. - М.: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2008. - 784 с.

82. Луков Вал. А. Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков. - М.: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2013. - 640 с.

83. Луценко Е.Л. Межэтническая толерантность молодежи в социологическом измерении / Е. Л. Луценко, О. В. Буховцева // В мир научных открытий. - 2013. - №9.1 (45). - С. 414-432.

84. Магун В.С. Вопросник для измерения толерантности / В. С. Магун, М. С. Жамкочьян, М. М. Магура / Под ред. Г. У. Солдатовой и Л. А. Шайгеровой. - М.: МГУ, 2003. - 116 с.

85. Магун В.С. Оценка эффективности тренинга толерантности как средства воздействия на сознание старшеклассников / В. С. Магун, М. С.

Жамкочьян, М. М. Магура // На пути к толерантному сознанию / Под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Смысл, 2000. - 255 с.

86. Максимова А.Р. Развитие толерантного отношения старших подростков средствами этнопедагогики в сельских школах / А. Р. Максимова // Единство России в дружбе народов: Материалы Первого Гражданского межрегионального форума. - Йошкар-Ола, 2017. - С. 49-52.

87. Маслак А.А. Модель Раша для проверки качества метода измерения толерантности / А. А. Маслак, С. А. Поздняков // Социология: методология, методы, математическое моделирование. - 2008. - №6. - С. 87-104.

88. Масычев П.В. Репрезентации проблем толерантности и интолерантности в современном религиозном дискурсе / П. В. Масычев // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. -№18 (272). - С. 26-32.

89. Мацковский M. Толерантность как объект социологического исследования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tolerance.ru/vek-tol/3-0-rnackovskii.html (дата обращения: 04.01.2015).

90. Мовсисян А.А. Политическая толерантность в современной России: условия развития и пути формирования / А. А. Мовсисян // Система ценностей современного общества. - 2010. - №15. - С. 125-130.

91. Молодежь в обществе риска / Ю. А. Зубок, К. Ульямс, В. И. Чупров. - М.: Наука, 2003. - 231 с.

92. Молодов О.Б. Межконфессиональная толерантность в социологическом измерении / О. Б. Молодов // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2015. - Т. 206. -С. 352-361.

93. Мукомель В.И. Ксенофобии на Юге России: носители интолерантных установок / В. И. Мукомель // Гуманитарий Юга России. - 2017. - №5. -С. 29-47.

94. Мукомель В.И. Ксенофобия в молодежной среде / В. И. Мукомель // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.15 / Отв. ред. М. К. Горшков. -М.: Новый Хронограф, 2017. - С. 228-258.

95. Мукомель В.И. Доверие и недоверие в межнациональных отношениях / В. И. Мукомель, С. В. Рыжова // Социологические исследования. - 2017. -№1. - C. 37-46.

96. Мусаев М. Исторические корни религиозной толерантности в Узбекистане / М. Мусаев // Наука и Мир. - 2015. - Т. 1. - №9 (25). - С. 155157.

97. Мухаметзянова Ф.Ш. Воспитание толерантности у учащейся молодежи как основы поликультурного мира / Ф. Ш. Мухаметзянова, Г. А. Шайхутдинова // Формирование гражданской идентичности и культуры межнациональных отношений в условиях поликультурного образовательного пространства: Материалы итоговой научно-практической конференции / Под ред. И. Ш. Мухаметзянова, Р. Р. Фахрутдинова. -Казань, 2015. - С. 12-19.

98. Мухаммадсидиков М. Религиозная толерантность как главная черта общественной жизни Узбекистана / М. Мухаммадсидиков // Евразийский журнал региональных и политических исследований. - 2009. - №40. - С. 69-72.

99. Мчедлов М.П. Феномен религиозности в изменяющейся России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rusoir.ru/print/01/24/index.html (дата обращения: 22.03.2015).

100. Мчедлова М.М. Толерантность как требование современности: религиозные основания идентичности в России и Европе / М. М. Мчедлова // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2008. - №4. - С. 50-60.

101. Нартдинова С.С. Религиозная толерантность как онтологическая проблема / С. С. Нартдинова // Вестник Костромского государственного университета. - 2013. - Т. 19. - №1. - С. 43-46.

102. Невмержицкая А.Н. Толерантность как фактор противодействия религиозному экстремизму в современной России / А. Н. Невмержицкая, Ю. А. Ургалкин // Наука XXI века: актуальные направления развития. -2017. - №2-1. - С. 150-152.

103. Неклюдова В.В. Вопрос формирования этнической и религиозной толерантности сотрудников уголовно-исполнительной системы / В. В. Неклюдова // Проблемы современного образования. - 2017. - №54-3. - С. 131-137.

104. Низамова Л.Р. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / Л.Р. Низамова // Социологический журнал. - 2014. - № 1. - С. 181-185.

105. Низамова Л.Р. Смыслы и дилеммы мулькультурализма в России: идеологический поворот 2010-х гг. / Л.Р. Низамова // Вестник экономики, права и социологии. - 2017. - № 1. - С. 155-159.

106. Нуржанов А.А. Религиозная толерантность как система взаимоотношений мировых религий на территории средневекового Казахстана (У1-ХШ вв.) / А. А. Нуржанов, С. Е. Муратова // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. - 2015. - №8. - С. 79-93.

107. Огий О.Г. Этническая, религиозная, гражданская идентичности и проблема толерантности на Камчатке / О. Г. Огий // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2014. - №30. - С. 104-117.

108. Одинцов Н.П. Толерантность - важнейшее условие демократизации общественно-политической жизни Республики Казахстан / Н. П. Одинцов, Л. Г. Кротова // Мир Евразии. - 2011. - №1 (12). - С. 38-44.

109. Одинцова Ю.И. Расовая и религиозная гармония: сингапурская интерпретация толерантности / Ю. И. Одинцова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. - 2015. - №1. - С. 204214.

110. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. - 22-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1990. - 917 с.

111. Омарова М.К. Особенности самосознания толерантной личности / М. К. Омарова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2009. -№3. - С. 18-20.

112. Опросник «Индекс толерантности» [Электронный ресурс]. - URL: http://kit68.ru/files/Vospit_rabota/prof_rabota/test/ (дата обращения: 13.05.16).

113. Парсонс Т. О социальных системах / Т. Парсонс; под ред. В. Чесноковой и С. Балановского. - М.: Академический Проект, 2002. -832 с.

114. Парсонс Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. - М.: Академический Проект, 2000. - 800 с.

115. Пашкевич А.В. Опыт совместного использования закрытых и открытых вопросов при изучении толерантности / А. В. Пашкевич // Социология: методология, методы, математическое моделирование. - 2010. - №30. - C. 131-150.

116. Перцев А.В. Жизненные стратегии толерантности в России и на Западе / А. В. Перцев. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2002. - 253 с.

117. Петров В.Н. Толерантность и идентичность: взаимодействие этнических мигрантов и местного населения в Краснодарском крае / В. Н. Петров // Социологический журнал. - 2002. - №4. - С. 110-120.

118. Петров В.Н Этнические мигранты и полиэтничная принимающая среда: проблемы толерантности / В. H. Петров // Социологические исследования. - 2003. - №7. - С. 84-91.

119. Пистрякова С.А. Студенчество в многонациональных мегаполисах и крупных городах России: этническое самосознание и межэтнические отношения / С. А. Пистрякова, А. Н. Покида, Н. В. Зыбуновская, А. Ф. Дашдамиров, С. А. Семедов, А. Ю. Соклаков, Ж. А. Шишова. - М. Изд-во РАГС, 2008. - 152 с.

120. Погребицкая Е.М. Адаптация детей мигрантов в условиях образовательной организации / Е. М. Погребицкая // Этнодиалоги. - 2016. -№2(51). - С. 255-264.

121. Потехина О.В. Толерантность: этическое, эстетическое и религиозное содержание / О. В. Потехина // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - 2012. - №3. - С. 159-162.

122. Почта Ю.М. Значение ислама и роль мусульман в становлении современной российской государственности / Ю. М. Почта // Ислам в современном в современном мире: внутригосударственный и международно-политические аспекты. - 2015. - Т. 11. - №4. - С. 91-100.

123. Почта Ю.М. Мусульманский мир: роль института гражданского общества в процессе принудительной демократизации / Ю. М. Почта // Россия и мусульманский мир. - 2013. - №5 (251). - С. 140-155.

124. Почта Ю.М. Политическое значение исламского фундаментализма в эпоху постмодерна / Ю. М. Почта, Т. В. Обремко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - 2014. - №1. - С. 5 -19.

125. Прокофьева Е.Н. Этническая и религиозная толерантность студенчества - ключевой фактор противодействия экстремизму / Е. Н. Прокофьева // Полиэтнический аспект этнокультурного образования как инструмент формирования толерантности в межкультурном взаимодействии народов Республики Татарстан: Материалы I научно-практической конференции: В 2 ч. / Сост. А. Р. Камалеева. - Казань, 2015. -С. 164-167.

126. Пузанова Ж.В. Исследование этнической толерантности в полиэтничной молодежной среде РУДН / Ж. В. Пузанова // Вестник РУДН. Серия: Социология. - 2010. - №4. - С. 119-126.

127. Пуртова А.С. Этническая толерантность в современном поликультурном обществе / А. С. Пуртова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - №1. - С. 63-66.

128. Ресурс межэтнического согласия в Москве / Рук. проекта и отв. ред. Л. М. Дробижева. - М.: Институт социологии РАН, 2014. - 124 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.isras.ru/inab_2014_02.html (дата обращения: 13.06.16).

129. Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру / Б. Э. Риэрдон. - М.: Бонфи, 2001. - 304 с.

130. Рокина Г.В. Новые методические подходы в изучении национального самосознания и конфессиональных предпочтений: опыт социологического исследования / Г. В. Рокина, О. Н. Сутырина // Запад - Восток. - 2012. -№4-5. - С. 67-75.

131. Руденко А. Религиозная толерантность как фактор духовной безопасности юга России / А. Руденко, Г. Могилевская, О. Сысоева // Центральная Азия и Кавказ. - 2016. - Т. 19. - №2. - С. 43-53.

132. Рыжова С.В. Доверие и этническая толерантность в условиях социальных перемен / С. В. Рыжова // Социологический журнал. - 2016. -Т. 22. - №1. - С. 72-94.

133. Савостьянов А.И. Учитель, будь толерантным / А. И. Савостьянов // Начальное образование. - 2016. - Т. 4. - №1. - С. 46-48.

134. Сайфулин И.С. Взаимодействие принципов толерантности и факторов религиозного экстремизма в политической системе современной России / И. С. Сайфулин // Вестник Поволжского института управления. -2014. - №6 (45). - С. 114-119.

135. Саканян Н.Ш. Формирование религиозной толерантности у старшеклассников / Н. Ш. Саканян // Культура и образование: от теории к практике. - 2015. - Т. 1. - №1. - С. 52-56.

136. Самеева В.С. Религиозная толерантность в Бурятии / В. С. Самеева // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - №2 (10). -С. 125-129.

137. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения: Диспозиционная концепция. - 2-е расширенное изд. - М.: ЦСПиМ, 2013. -376 с.

138. Самсонова Е.А. Этническая толерантность в сознании тульской молодежи / Е. А. Самсонова, Е. Ю. Юдина // Социологические исследования. - 2009. - №10. - С. 66-69.

139. Свинцова О.А. Интеграционный потенциал толерантности в российском обществе (региональный аспект): дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Свинцова Ольга Александровна; Волгоград. гос. ун-т. -Волгоград, 2008. - 166 с.

140. Селюкова Е.А. Толерантность и интолерантность как методологическое основание межэтнического взаимодействия / Е. А. Селюкова // Вестник Московского университета МВД России. - 2008. - №3. - С. 114-115.

141. Следзевский И.В. Мультикультурализм: хрупкий баланс между интеграцией и дезинтеграцией / И. В. Следзевский // Общественные науки и современность. - 2013. - №2. - С. 123-137.

142. Смирнов М.Ю. Социология религии: словарь. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. - 412 с.

143. Современный словарь иностранных слов. - М.: Наука, 1993. - 731 с.

144. Солдатова Г.У. О смыслах понятия толерантность / Г. У. Солдатова, А. Г. Асмолов, Л. А. Шайгерова // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. - 2001. - №1-2. - С. 8-19.

145. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Под общ. ред. А. Ю. Согомонова; пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

146. Сосоковец Л.И. Религиозная толерантность и свобода совести: история и теория вопроса / Л. И. Сосоковец // Известия Томского политехнического университета. - 2004. - Т. 307. - №2. - С. 177-180.

147. Социальные факторы консолидации Российского общества: социологическое измерение / Под ред. чл.-корр. РАН М. К. Горшкова. - М.: Новый хронограф, 2010. - 256 с.

148. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер; пер. с англ. и ред. С. А. Ерофеева. - 2-е изд.- М.: Экономика, 2004. - 620 с.

149. Социология межэтнической толерантности / Отв. ред. Л. М. Дробижева. - М.: Издательство Ин-та социологии РАН, 2003. - 222 с.

150. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. - Мн.: Книжный дом, 2003. - 1528 с.

151. Стамболиди А. Государственная религиозная толерантность 1960-х годов / А. Стамболиди // Родина. - 2007. - №10. - С. 102-104.

152. Страусс А. Основы качественного исследования: Обоснованная теория, процедуры и техники / А. Страусс, Дж. Корбин; пер. с англ. и закл. сл. Т. С. Васильевой. - изд. 2-е, стереотип. - М.: КомКнига, 2007. - 256 с.

153. Тазуркаев У.И. Религиозная идентичность и культура толерантности в условиях глобализации / У. И. Тазуркаев // Тенденции науки и образования в современном мире. - 2015. - №7 (7). - С. 30-32.

154. Тайбех Н. О методиках диагностики толерантности / Н. Тайбех // Дискуссия. - 2010. - № 6. - С.106-110.

155. Телебаев Г.Т. Религиозная толерантность молодежи и Интернет / Г. Т. Телебаев // Сб. материалов Межрегиональной научно-практической конференции по профилактике экстремизма «Противодействие

распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи». -Уфа, 2017. - С. 231-236.

156. Титова Т.А. Толерантность малых этнических групп Татарстана / Т. А. Титова, В. Е. Козлов // Социологические исследования. - 2006. - №6. - С. 47-54.

157. Тишков В.А. Единство в многообразии / В. А. Тишков. - 2-е изд., перераб и доп. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2011. - 232 с.

158. Тишков В.А. Что провоцирует нетерпимость / В. А. Тишков // Стратегия России. - 2006. - №5. - С. 22-29.

159. Тишков В.А. Этническое и религиозное многообразие - основа стабильности и развития российского общества: статьи и интервью / В. А. Тишков. - М.: «Academia», 2008. - 84 с.

160. Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004. -416 с.

161. Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками ксенофобии в обществе риска / Под ред. Ю. П. Зинченко. - М.: Наука, 2011. - 584 с.

162. Толерантность против ксенофобий / Под ред. В. И. Мукомеля и Э. А. Паина. - М.: Институт социологии РАН, 2005. - 184 с.

163. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.», 1939. - Том III. - 1424 стлб.

164. Турамбетов Н.К. Религиозная толерантность: социальная значимость и особенности / Н. К. Турамбетов // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2014. - №34. - С. 154-157.

165. Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке / Д. Н. Узнадзе. - М.: Наука, 1966. - 231 с.

166. Флусова В.С. Исследование влияния степени религиозности на социальные установки отношения к аутгруппам в православной среде /

В. С. Флусова // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религоведение. - 2014. - Т. 7. - С. 195-202.

167. Форсова В.В. О религиозных корнях толерантности / В. В. Форсова // Социологические исследования. - 2004. - №1. - С. 54-60.

168. Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий / Ю. Хабермас // Социологические исследования. - 2006. - №5. - С. 45-53.

169. Хаджаров М.Х. Социология конфессионально-культурных отношений: толерантность как основа диалога религиозных сознаний / М. Х. Хаджаров // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. -№7 (126). - С. 144-151.

170. Хайруллин Р.М. Коммуникация представителей различных религий: опыт социологического исследования вопросов толерантности / Р. М. Хайруллин // Коммуникология. - 2017. - Т. 5. - №5. - С. 106-115.

171. Хайруллин Р.М. Религиозная толерантность в межконфессиональном регионе (по итогам социологического исследования в Республике Татарстан) / Р. М. Хайруллин // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - №5. - С. 54-56.

172. Хайруллин Р.М. Религиозная толерантность в современном полиэтническом мегаполисе (на примере г. Казани) / Р. М. Хайруллин // Вестник экономики, права и социологии. - 2016. - №4. - С. 263-266.

173. Хамдохова Ж. Толерантность и политический процесс (случай Кабардино-Балкарии) / Ж. Хамдохова // Этносоциум и межнациональная культура. - 2007. - №2 (6). - С. 190-200.

174. Харламов А.В. Религиозная толерантность в современной России / А. В. Харламов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - №2 (5). - С. 81-83.

175. Цепкова И. Влияние толерантности в религиозной сфере на политическую стабильность (на примере Казахстана и России) / И. Цепкова // Центральная Азия и Кавказ. - 2010. - Т. 13. - №1. - С. 180-197.

176. Чебыкина О.А. Организация и методики исследования формирования толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия / О. А. Чебыкина // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2014. - №10 (93). - С. 260-265.

177. Чимитова И.З. Межэтническая толерантность населения современного полиэтнического города (на примере г. Улан-Удэ): дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Чимитова Ирина Зоригтоевна; Бурят. гос. унт. - Улан-Удэ, 2011. - 206 с.

178. Шабанов Л.В. Пара «толерантность - интолерантность» как регулятор взаимоотношений этнических субкультур / Л. В. Шабанов, В. В. Лапшин // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - №2. - С. 100-109.

179. Шейкина Л.В. Этническая толерантность как мировоззренческая позиция современного преподавателя высшей школы / Л. В. Шейкина // Социальная политика и социология. - 2011. - №9. - С. 167-172.

180. Шереги Ф.Э. Этническая и религиозная толерантность молодежи / Ф. Э. Шереги // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2010. - №2 (96). - С. 21-40.

181. Шипилов А.В. Религиозная толерантность: ислам и православие в Кыргызстане во второй половине XIX века / А. В. Шипилов // Этносоциум и межнациональная культура. - 2013. - №5 (59). - С. 139-145.

182. Школьный В.А. Взаимоотношения религии и государства: религиозная толерантность и психологическая безопасность населения / В. А. Школьный // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. - 2009. - Т. 9. - №3. - С. 33-36.

183. Шульга М.М. Мультикультурализм и проблемы безопасности в полиэтничном регионе / М. М. Шульга // Вестник Северо-Кавказкого гуманитарного института. - 2013. - №1 (5). - С. 116-124.

184. Юсупова Г.И. Причины терроризма и религиозно-политического экстремизма на Северном Кавказе и этноконфессиональная толерантность как фактор их профилактики / Г. И. Юсупова // Вестник Дагестанского научного центра РАН. - 2006. - №26. - С. 109-115.

185. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В. А. Ядов // Мир России. - 1995. - Т. 4. - №3-4. - С. 158-181.

186. Burns E.C., White K. Religious Tolerance, Education and the Curriculum. - Boston: Sence Publishers. - 2011. - Р. 313.

187. Glaser E. Religious Tolerance in the Atlantic World: Early Modern and Contemporary Perspectives. - London: Palgrave Macmillan. - 2013. - Р. 275.

188. Grenda С., Benk C. The First Prejudice: Religious Tolerance and Intolerance in Early America. - Philadelphia: University of Pennsylvania Press. - 2011. - Р. 408.

189. Jakobsen J., Pellegrini A. Love the Sin: Sexual Regulation and the Limits of Religious Tolerance. - Boston: Beacon Press. - 2004. - 212 p.

190. Levinovitz A. Limits of Religious Tolerance. - Amherst: Amherst College Press. - 2016. - Р. 82.

191. Neal L., Korrighan J. Religious Intolerance in America: A Documentary History. - Chapel Hill: The University of North Carolina Press. - 2010. - Р. 304.

192. Neusner J., Chilton B. Religious Tolerance in World Religions. - West Conshohocken: Templeton Press. - 2008. - Р. 368.

193. Nolte I., Olukoya O., Rebecca J. Beyond Religious Tolerance: Muslim, Christian & Traditionalist Encounters in an African Town (Religion in Transforming Africa). - Melton: James Currey. - 2017. - Р. 336.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.