Феномен Петербурга в русской художественной культуре: проблема "двоемирия" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Филиппова, Юлия Геннадьевна
- Специальность ВАК РФ17.00.09
- Количество страниц 243
Оглавление диссертации кандидат наук Филиппова, Юлия Геннадьевна
Оглавление
Введение
Глава I. Образы Петербурга как средоточия антиномичности российского бытия
§ 1. Парадный Петербург
1.1. Первая половина XVIII века
1.2. Вторая половина XVIII века
1.3. Первая половина XIX века
1.4. Вторая половина XIX века и рубеж XX столетия
§2. «Изнанка» Петербурга
2.1. Фантазмы «Петербургских повестей»
2.2. Ракурсы критического реализма
2.3. Метаморфозы Петербурга в отечественной словесности
Глава II. «Двоемирие» Петербурга как целостность
§ 1. Петербургская пушкиниана
1.1. Панегирические сочинения
1.2. «Медный всадник» и его реинтерпретации
1.3. От Пушкина к Чайковскому
§ 2. Антитеза отторжения-приятия жизни
§ 3. Рефлексии Александра Блока
§ 4. Постлюдии классического Петербурга
Заключение
Список литературы
Приложение (СО): Слайды (архитектура и изобразительное искусство), Литературные
фрагменты, Фильмография
Текстовая версия Литературных фрагментов
Текстовая версия Фильмографии
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
"Готический стиль" в русской архитектуре второй половины XVIII - начала XX вв.: На примере памятников Санкт-Петербурга и его пригородов2005 год, кандидат искусствоведения Баранова, Мария Геннадьевна
Повседневность итальянских мастеров в процессе формирования европейской культуры в России первой половины XVIII в.2010 год, кандидат исторических наук Цыганова, Любовь Александровна
Интерьеры Большого Ораниенбаумского дворца XVIII - середины XIX века. История создания и опыт теоретической реконструкции2002 год, кандидат искусствоведения Павлова, Марина Анатольевна
Творческая жизнь архитектора Н. Микетти1982 год, Долбнин, Виктор Георгиевич
Декоративные росписи итальянских художников в интерьерах Петербурга конца XVIII - первой трети XIX века2005 год, кандидат искусствоведения Трефилова, Ирина Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен Петербурга в русской художественной культуре: проблема "двоемирия"»
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к таким культурным феноменам, как Петербург, сохраняется на протяжении многих поколений, не утрачивая своей значимости. Однако сегодня внимание к этой теме особенно оправдано. Это связано с переходным характером современного этапа российской истории, отмеченного вновь актуализировавшимися поисками национальной идентичности, осмыслением противоречивости её характеристик. Как очень точно подметил известный учёный-литературовед В. Топоров «...Тема Петербурга мало кого оставляет равнодушным. Далёкая от того, чтобы быть исчерпанной или окончательно решённой, она характеризуется особой антитетической напряжённостью и взрывчатостью, некоей максималистской установкой как на разгадку самых важных вопросов русской истории, культуры, национального самосознания, так и на захват, вовлечение в свой круг тех, кто ищет ответ на вопросы» [215, 259].
Санкт-Петербург, с момента основания ставший символом кардинальных перемен и грандиозных свершений, всегда отличался от других российских городов. Его уникальность, помимо факта возникновения данного географического объекта на чухонских болотах, вопреки самой природе, подтверждается всей последующей историей, которой он, по словам выдающегося петербуржца, филолога и искусствоведа Д. Лихачёва, уверенно утвердил себя в статусе средоточия лучших черт русской культуры [136, 552]. Стоящий на краю Русской земли, он причудливым образом соединил в себе европейские и исконно русские национальные черты, образовав новое явление - петербургскую культуру.
Богатый исследовательский материал, касающийся петербургской тематики, состоит из множества подлинных исторических документов, эпистолярных источ-
ников и исключительного по своему объёму и художественной ценности трёхсотлетнего наследия, создатели которого черпали своё творческое вдохновение именно на невских берегах.
Степень разработанности проблемы. Тема Петербурга - одна из наиболее изученных в истории Российского государства. В течение прошедшего столетия вышло множество научных работ, к настоящему времени вполне сформировавших новую отрасль знания - петербурговедение.
С начала 1990-х годов существует Ассоциация исследователей Санкт-Петербурга, регулярно проводящая «Петербургские чтения», открывая с каждым новым исследованием всё новые грани этого уникального порождения гения Петра I.
Базовые научные изыскания, непосредственно связанные с темой Петербурга, представлены фундаментальными трудами учёных, исследующих те или иные её стороны в области истории, философии, эстетики, архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, драматического театра и кино. Так, Н. Анциферов, наряду со своим учителем И. Гревсом стоявший у истоков исторической и городской культурной антропологии, в своей книге «Душа Петербурга» на примере Петербурга Пушкина, Гоголя, Некрасова и Блока описывает формирование и развитие петербургских образов и мотивов в русской литературе Х1Х-ХХ веков [12]. Тема Петербурга в русской литературе сегодня изучена достаточно глубоко. Наиболее заметными работами на этой ниве, позиционирующими Петербург не только как текст, но и как механизм их порождения, стали труды известных учёных Ю. Лотмана и В. Топорова, последний из которых ввёл в научный оборот понятие петербургский текст [215].
Большой интерес представляют труды петербургской тематики С. Волкова, А. Гордина, И. Грабаря, А. Запесоцкого, Н. Измайлова, К. Исупова, Д. Лихачёва, М. Пыляева, Н. Синдаловского, Д. Спивака, М. Уварова и др. Изучению подверга-
лись различные периоды петербургской истории, отдельные стороны развития петербургского искусства либо петербургские архитектурные стили, либо популярные сегодня аспекты метафизической направленности, вызванные к жизни неповторимой аурой северной столицы, - петербургский миф, петербургский дух, петербургский стиль, гений места (genius loci) и т.д.
Отмечая несомненную научную ценность проведённых исследований, подчеркнём, что большинство работ посвящено отдельным сторонам облика Петербурга, что не позволяет составить целостное представление об этом историко-культурном феномене как многосложном, едином организме, наполненном внутренними противоречиями, делающими его непохожим ни на один другой город России и даже мира.
В последнее время появилось немало научных работ, связанных с изучением феномена Петербурга. С 1999 года в течение пяти лет во Всероссийском музее A.C. Пушкина регулярно проводились международные конференции «Феномен Петербурга», где специалисты в разных областях науки, объединённые общей любовью к этому городу, высказывали различные версии по этому, достаточно сложному и противоречивому вопросу. Кроме того, проблемы феномена Петербурга нашли отражение в таких сборниках, как «Метафизика Петербурга», «Петербург как феномен культуры», «Петербургские чтения» и др.
Не перечисляя множества предположений, связанных с поисками сущности феномена Петербурга, отметим, что наиболее часто встречающаяся версия опирается на генезис северной столицы, заключающийся в уникальном сочетании её европейской природы с русской традицией.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что взаимодействие российской и европейской культур имело место и в допетровский период, и, следовательно, не в этом состоит уникальность феномена Петербурга, на что обращают внимание А. Запесоцкий и А. Михайлов. Не отрицая влияния общемировых (а не только европейских) культурных традиций на формирование петербургской культуры и тем
самым позиционируя северную столицу как центр мировой культуры, авторы умышленно не ставят точку в данном вопросе и призывают к «дальнейшему развитию дискуссии по различным аспектам историко-культурной сути феномена Петербурга». [82, 107].
Однако, кроме совершенно очевидной двойственности образа города на Неве, обусловленной сильнейшим влиянием западной культуры, «возделываемой» на русской «почве», не менее значимой, сущностной характеристикой Петербурга выступает оппозиция двух противоречивых его ипостасей: парадного «фасада» и «изнанки». Именно они являются основанием резко противоположных и однозначных в своей категоричности оценок, которые часто вызывает Петербург в человеческом восприятии, как и неразрывно связанный с ним образ его основателя -Петра Великого, личность которого также была исполнена противоречий.
Наряду с восторженным отношением к городу на Неве, нередко встречается полное неприятие того, что с ним ассоциируется. Для одних это Парадиз Петра, с его величественными дворцами, роскошными ансамблями, парками, каналами, ажурными мостами, фонтанами и романтикой белых ночей, для других - свинцо-во-серый город вечных дождей, туманов, промозглых ветров, тревожно-мрачных дворов-колодцев, инфернально-мистический город, уводящий в затемнённые глубины депрессивных психических состояний.
В научной литературе преобладают многочисленные исследования, направленные на изучение какого-то одного полюса видения сущности Петербурга. Чаще всего речь идёт именно о мрачной стороне его действительности, ибо именно она, наиболее полно представленная, прежде всего, в классике русской литературы, послужила основой для целого ряда интерпретаций и реинтерпретаций в различных видах искусства.
На сегодняшний день отечественное искусствоведение не располагает научными работами, посвящёнными комплексному исследованию историко-культурного феномена Петербурга в срезе биполярности его сущности, осуществ-
лённого сквозь призму различных видов искусства, включая архитектуру, литературу, живопись, графику, скульптуру, музыку, оперу, балет, драматический театр, кинематограф и анимацию.
Проблема «двоемирия» Петербурга, до настоящего момента представленная в исследовательской литературе как выражение взаимоисключающей оппозиции, в данном исследовании выводится на уровень основополагающей проблемы исследования сущности этого города. Осуществляется попытка осмысления его как некой целостности, в единстве позитивных и негативных черт, в совокупности определяющих специфическую сущность историко-культурного феномена города на Неве.
Объектом исследования выступает архитектурный облик Петербурга как среда обитания человека, в его преломлении в различных видах искусства. Исторический диапазон исследования ограничен ХУШ-началом XX вв., так как образ классического Петербурга в искусстве формировался со времени его основания и, в основном, именно до рубежа XX века, то есть в период так называемого «золотого века» русской культуры - от петровского барокко до стиля модерн (в дальнейшем культурно-исторический облик северной столицы продолжал развиваться, но принципиально новых достижений, равнозначных созданиям периода высокого петербургского стиля, привнесено не было). При этом с целью достижения необходимой полноты картины по тому или иному аспекту исследования, эпизодически осуществляются экскурсы в искусство середины и второй половины XX века, а также начала XXI столетия.
Материалом исследования являются художественные воплощения Петербурга, представленные во множестве творений архитектуры от первых построек начала XVIII века до начала XX столетия, а также произведения литературы, живописи, графики, скульптуры, музыки, драматического театра, кино и анимации.
Критериями отбора художественных произведений выступают концентриро-
ванностъ в них петербургского акцента, показательность (корреляция с проблематикой исследования) и ориентация на шедевры как наиболее значимые результаты осмысления феномена Петербурга.
Временное поле диссертационного исследования сознательно ограничено двумя столетиями с начала XVIII до начала XX века - временем «цветения» Петербурга как архитектурного объекта и всей петербургской культуры. Эта локализация вызвана тем, что в XX столетии с потерей столичного статуса Петербург оказался на относительной периферии художественного процесса в сравнении с Москвой, которая утверждалась как безусловная и окончательная столица. В дальнейшем сложившуюся ситуацию усугубило негативное отношение к Ленинграду «вождя народов», резко обострившееся на рубеже 1940-1950-х годов, и политические установки его преемников. Не в последнюю очередь это было продиктовано оппозиционным настроем к власти петербургской интеллигенции - людей высокообразованных, мыслящих и по-европейски свободных в своих суждениях.
Всё это неизбежно привело к ощутимому снижению культурного потенциала города, к обезличиванию его современной архитектуры и, как следствие, во многом, к утрате петербургского стиля как такового. Нельзя не заметить, что в архитектуре северной столицы советского периода практически отсутствуют сооружения хоть сколько-нибудь соответствующие вершинам зодчества классического Петербурга.
Предметом исследования выступает «двоемирие» как существенная черта Петербурга, биполярность его культуры (антитеза «фасад-дно»), амбивалентность его образа и характер взаимодействия этих полюсов.
Целью исследования является обоснование атрибутивности «двоемирия» Петербурга, органичного единства и взаимообусловленности образующих его противоположностей.
Задачи исследования:
• осуществить теоретическую реконструкцию эволюции архитектурного облика классического Петербурга как важнейшей предпосылки формирования художественного образа города;
• выявить роль произведений искусства в формировании негативного образа Петербурга;
• рассмотреть эволюцию художественных интерпретаций Петербурга в различных видах искусства;
• показать эволюцию облика и нравов петербуржцев в произведениях литературного творчества, изобразительного, музыкального, театрального и киноискусства; —
• дать характеристику двух противоречивых ипостасей Петербурга - его парадно-репрезентативного облика и «изнанки-дна».
Методология исследования носит комплексный характер и включает в себя методы искусствоведения, в частности интертекстуального анализа, системного подхода, а также общенаучные методы сравнения и обобщения. Исследование осуществляется с позиций исторического, социокультурного и антропологического подходов.
Базовыми трудами по обозначенным отраслям знания (искусствоведение, филология, философия и культурология), в том числе и через системное осмысление художественных явлений, стали труды видных учёных отечественной гуманитарной науки - Д. Лихачёва, А. Лосева, Ю. Лотмана, М. Кагана, В. Топорова, К. Исупова, А. Запесоцкого, М. Уварова, В. Медушевского, А. Демченко, 3. Фоминой, Л. Саввиной, Г. Консона, Д. Варламова, П. Волковой, Б. Зильберта и др.
Методологически важными понятиями для развиваемой в диссертации концепции выступают интерпретация, трактуемая как непосредственный первичный художественный отклик на реальные явления петербургского мира (архитектура и
жизнь его обитателей), и реинтерпретация как вторичный художественный продукт, непосредственно отталкивающийся от того или иного артефакта и в материале другого вида художественного творчества создающий свою версию, которая может чрезвычайно отличаться от первоисточника. В результате выстраивается последовательная цепь интерпретаций и реинтерпретаций художественных образов Петербурга, образующая единый, целостный художественный облик города. Раскрытие данного аспекта в исследовании осуществлялось в опоре на теорию реинтерпретации, разработанную П. Волковой [48].
Научная новизна исследования:
• проведена теоретическая реконструкция эволюции архитектурного облика классического Петербурга от петровского барокко до стиля модерн как важнейшей предпосылки формирования художественного образа города; выявлены характерные особенности архитектуры, обусловленные взаимодействием русской и европейской культур;
• впервые широкая панорама развёртывания образа Петербурга в произведениях художественного творчества представлена в аспекте репрезентации «двоемирия»;
• разножанровые материалы, анализируемые в работе, впервые выстроены в русле принадлежности единой тематике Петербурга, являющейся центром некой системы координат, главными направлениями которой выступают художественный текст и его интерпретации. Выявлена последовательная цепь реинтерпретаций художественных образов северной столицы, образующая целостный художественный облик города;
• впервые осуществлён антропологический подход к исследованию культурного феномена Петербурга: образ города раскрыт через эволюцию облика и нравов петербуржцев, представленную в произведениях художественного творчества;
• обозначена резкая контрастность бинарных сторон, составляющих сущность Петербурга как целостного феномена;
• на основе комплексного исследования образов Петербурга город представлен в объёмном облике различных художественных воплощений в диапазоне целого ряда последовательно сменяющих друг друга исторических эпох. Обосновано положение о единстве и взаимообусловленности двух различных ипостасей Петербурга - парадного «фасада» и «изнанки» города.
Положения, выносимые на защиту:
1. В ходе эволюции архитектурного облика Петербурга, обусловленной взаимодействием русской и европейской культур, сложились предпосылки для формирования парадно-респектабельного репрезентативного образа, элиминирующего его негативные черты. Начиная с середины XIX века, художественные интерпретации облика Петербурга всё чаще обнаруживают его «изнанку», причём предельная концентрация резко выраженных негативных сторон петербургского бытия выступает как среда порождения текстов городской культуры депрессивной направленности.
2. Широкая панорама художественных воплощений образа Петербурга свидетельствует о его резко выраженной биполярности, демонстрирующей огромную пропасть, лежащую между «фасадом» и «изнанкой».
3. Эволюция облика и нравов петербуржцев в произведениях художественного творчества в контексте «двоемирия» отражает процесс становления специфической фигуры петербуржца, впоследствии обусловивший формирование личности петербургского интеллигента.
4. «Двоемирие» выступает существенной характеристикой Петербурга, рассматриваемого как целостный феномен, имплицитно включающий обе взаимообусловленные грани оппозиции «парадный фасад - изнанка». В свете такого под-
хода односторонняя трактовка (позитивная либо негативная) феномена Петербурга представляется не вполне адекватной.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в концептуальном осмыслении одного из наиболее ярких и сложных феноменов российской культуры на основе комплексного охвата всех видов художественного творчества, что расширяет инструментальную базу аргументации его специфики. Междисциплинарный статус представленной работы обусловливает возможность использования его результатов представителями разных областей гуманитарного знания. Различные положения данного исследования могут стать стимулом для дальнейших научных разработок, связанных с Петербургом, с историей русской культуры в целом. Материалы диссертации могут быть использованы в курсах лекционных и семинарских занятий гуманитарных учебных заведений по предметам «История искусств», «Культурология», «История музыки», «Эстетика» и др.
Апробация работы проходила на кафедре гуманитарных дисциплин Саратовской государственной консерватории (академии) им. Л.В. Собинова. Основные положения и материалы диссертации представлены в двенадцати научных публикациях общим объёмом 8,4 печатных листа (из них одна монография и четыре статьи в изданиях, рекомендованных ВАК России), а также в выступлениях на научных конференциях: Российская научно-практическая конференция молодых учёных «Актуальные проблемы современного искусствознания» (Оренбург, 2008), Всероссийские научные чтения, посвящённые Б.Л. Яворскому «Проблемы художественного творчества» (Саратов, 2011), Международная конференция «Музыкальное искусство и наука в современном мире: параллели и взаимодействия» (Астрахань, 2012), XXVIII Международная научно-практическая конференция «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Новосибирск, 2013 - диплом лауреата), Международный научно-творческий форум «Молодежь в науке и культуре XXI века» (Челябинск, 2013) и др.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, делящихся на параграфы и разделы, Заключения, Списка литературы и Приложения на СЭ диске. В Приложении приведены иллюстрации рассматриваемых образцов архитектуры, изобразительного искусства, цитаты из художественной литературы, филь-мография.
ГЛАВА I. ОБРАЗЫ ПЕТЕРБУРГА КАК СРЕДОТОЧИЯ АНТИНОМИЧНОСТИ РОССИЙСКОГО БЫТИЯ
§ 1. Парадный Петербург. Само возникновение Петербурга как реализация целенаправленного проекта строительства некоего идеального образца нового -европейского - города изначально предполагало создание его парадного облика. Именно на это были направлены усилия архитекторов, и именно это сформировало самые первые художественные образы города, представленные, прежде всего, в изобразительном искусстве.
1.1. Первая половина XVIII века. В первой половине XVIII века сложился фешенебельный «респект» новой столицы в формах так называемого петровского барокко с его стремлением к простоте, экономности, рационализму и чёткой функциональной заданности. Определяющий вклад в создание этого стиля принадлежал архитектору Доменико Трезини (1670—1734), автору проектов таких сооружений, как Петеропавловская крепость с одноимённым собором, шпиль которого стал первой высотной доминантой города (1712-1733, слайды 1-17), здание Двенадцати коллегий (1722-1742, слайды 18-20), Летний дворец Петра I (1710-1712, слайды 21-23).
Многие архитектурные и особенно дворцово-парковые ансамбли складывались на протяжении долгих лет усилиями целого ряда зодчих, скульпторов, живописцев и декораторов. Так, первый из них - Петропавловская крепость (слайды 24-27) - помимо ранних сооружений (например, Петровские ворота, 1717-1718, Д. Трезини, слайды 28-29), включает постройки, относящиеся к различным эпохам, в том числе Невские ворота (1784-1787, Н. Львов, слайд 30) и Великокняже-
екая усыпальница (1896-1908, Д. Гримм и др., слайды 31-32). Разумеется, происходила естественная смена стилей, однако создателям Петербурга, как правило, удавалось добиваться достаточного единства ансамблевого целого, и с самого начала цементирующим элементом служила ориентация на высокую классику.
Первым парковым ансамблем в российской истории стал Летний сад (с 1704 г.) с его регулярной планировкой и с установленными вдоль аллей многочисленными скульптурами итальянских мастеров, что стало подлинным эстетическим переворотом, открывавшим для страны данный вид искусства и утверждавшим красоту обнажённого тела. Этот комплекс даёт ещё один пример становления на длительном протяжении: заложенный в 1704 году, он последовательно, в течение полутора столетий, пополнялся новыми объектами, среди которых великолепная ограда (1771-1784, Ю. Фельтен и др., слайды 33-46), Кофейный домик (1826, К. Росси, слайды 47-49) и памятник И. Крылову (1855, П. Клодт, слайды 50-52).
В церковном зодчестве происходит стремительный переход от традиционных форм русского православного храма (компромиссное соединение привычных для русских церквей очертаний с элементами петровского барокко в архитектуре Сампсониевского собора, 1728-1740, Д. Трезини, слайды 53-56) к полному разрыву с ними (церковь св. Пантелеймона, 1735-1739, И. Коробов, слайды 57-59) и к формированию очертаний храма-дворца (церковь Симеона и Анны, 1731-1734, М. Земцов, слайды 60-62). Аналогичная тенденция наблюдалась и в дворцовом строительстве: стремление к кардинальному обновлению общей конструкции и чисто европейскому убранству интерьера (Кикины палаты с их старорусским наименованием, 1714-1720, А. Штауберт, слайды 63-65), а также всё больше заявлявший о себе вкус к грандиозности (дворец Меншикова, слайды 66-72).
Таким образом, в петровское время кардинально изменилась типология зданий и, параллельно этому, на совершенно иной основе стало развиваться градостроительство. Петербург с самого начала застраивался по регулярному плану, оригинальность которого состояла в том, что центральная часть города складыва-
лась вдоль основных дорог, образовавших трёх-лучевую систему улиц, которые расходятся от Адмиралтейства.
Пик расцвета архитектурного барокко приходится на елизаветинскую эпоху. Главная фигура - Варфоломей Растрелли (1700-1771, первоначальное итальянское имя - Бартоломео Франческо), с которым, в известной мере, «состязался» Савва Чевакинский (1713—1780?). Для обоих зодчих почти в равной мере характерны исключительный масштаб, пространственный размах и пышность архитектурных форм, богатство и прихотливость творческой фантазии, что своё особое выражение получило в пристрастии к криволинейным очертаниям (всевозможные выступы и углубления по горизонтали, «изломанные» фронтоны) и в обилии свободно расставленных колонн.
Столь же исключительные формы приобрела роскошь отделки с использованием орнаментальных рисунков, лепных деталей, позолоты, скульптуры, живописи (в т.ч. росписи огромных плафонов с иллюзионистическим эффектом прорыва в небесное пространство) - весь этот декор исполнялся с невероятной прихотливостью, даже изощрённостью и, нередко, с заведомой избыточностью.
С елизаветинским барокко к середине XVIII столетия на первый план выдвинулась дворцовая архитектура, представленная в Петербурге такими великолепными образцами, как дворцы Воронцова и Строганова (1749-1757 и 1753— 1754, оба - В. Растрелли, слайды 73-75, 76-88) и дворец Шувалова (1749-1756, С. Чевакинский, слайды 89-92). Венцом этого направления петербургского строительства стал Зимний дворец (1754-1762, В. Растрелли; последующие перестройки и обновления интерьеров вплоть до середины XIX века - Д. Кваренги, И. Старов, К. Росси, В. Стасов и др., слайды 93-125), вокруг которого постепенно вырос грандиозный, центральный для города ансамбль Дворцовой площади {слайды 126129): Малый Эрмитаж (1766-1769, Ж. Валлен-Деламот, Ю. Фельтен, слайды 130135), Старый Эрмитаж (1771-1787, Ю. Фельтен), Эрмитажный театр (1783-1787, Д. Кваренги), Новый Эрмитаж (1839-1852, Л. Кленце; портик с изваяниями атлан-
тов - А. Теребенёв, слайды 136-144), полукружье зданий Главного штаба (18191829, К. Росси; его арка увенчана колесницей Славы - С. Пименов, слайды 145168) и Штаба гвардейского корпуса (1837-1843, А Брюллов) с водружённой по центру площади Александровской колонной (1830-1834, О. Монферран; фигура ангела с крестом - Б. Орловский, слайды 169-175).
В области храмового зодчества грандиозный масштаб и великолепие форм елизаветинского барокко во всей законченности предстали в сооружениях Смольного монастыря (1748-1757, В. Растрелли, слайды 176-192) и Никольского морского собора (1753-1762, С. Чевакинский, слайды 193-205). Их колокольни (в Смольном не реализована - существует в виде модели), основанные на многоярусной пирамидальности, увенчанной шпилем, напрямую корреспондируют высотной вертикали Петропавловского собора.
Неотъемлемой частью представлений о Петербурге являются загородные императорские резиденции в Петергофе, Царском Селе, Стрельне, Ораниенбауме, Гатчине и Павловске. Две первые из них (Петергоф и Царское Село) в своей исходной ипостаси стали наиболее ярким выражением устремлений русского барокко. По мысли их основателя, Петра I, они должны были не только соответствовать уровню лучших королевских дворцово-парковых ансамблей Европы, включая Версаль, но и превосходить их по всем параметрам. Центром этих комплексов является Большой дворец (в Царском Селе за ним укоренилось обозначение Екатерининский), и в обоих случаях его окончательный облик формировал В. Растрелли. И если в Петергофе (слайды 206-219, 220-243) он придерживался достаточно строгой конструктивной схемы, то Екатерининский дворец {слайды 244-279) оказался настоящим апофеозом уникальности барочной фантазии, представляя собой, по трёхсотметровой линии, целую цепь контрастирующих друг с другом фасадов.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Клавесин в России. К проблеме национальной идентификации2009 год, кандидат искусствоведения Демченко, Ольга Александровна
Семантика культурного пространства русского дворцового интерьера XVIII века2006 год, кандидат культурологии Сивак, Наталья Алексеевна
"Китайская тема" в творчестве санкт-петербургских архитекторов и декораторов XVIII-XIX веков2008 год, кандидат искусствоведения Ян Чжи
Архитектура неоготического стиля в России второй половины XVIII - середины XIX вв.2013 год, кандидат наук Ямшанов, Игорь Васильевич
Гатчина в 1783-1855 годах: город-резиденция в контексте русской градостроительной культуры2006 год, кандидат искусствоведения Петрова, Ольга Валентиновна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Филиппова, Юлия Геннадьевна, 2013 год
Список литературы
1. Авсеенко В. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках 1703— 1903 [Текст] / В. Авсеенко. - СПб.: Сотис, 1993. - 240 с.
2. Агеева О.Г. «Величайший и славнейший более всех градов в свете...» - град святого Петра: Петербург в русском общественном сознании нач. XVIII в. [Текст] / О.Г. Агеева. - СПб.: Русско-Балтийский информационный центр "БЛИЦ", 1999.-343 с.
3. Агеева О.Г. Преобразование русского двора от Петра I до Екатерины II [Текст]: дис. д-ра ист. наук: 07.00.02 /Агеева Ольга Гениевна. - М., 2007. -481 с.
4. Азизяп И.А. Диалог искусств серебряного века [Текст] / И.А. Азияп. - М.: Прогресс-традиция, 2001. - 398 с.
5. Акопян И.О. Контрапункт «сюжетов» в опере Шостаковича «Нос» [Текст] / Л.О. Акопян //Анализ глубинной структуры музыкального текста. - М.: Практика, 1995. - 151 с.
6. Алексеева М. Михайло Махаев - мастер видового рисунка 18в. [Текст] / М. Алексеева. - СПб.: Изд-во «Журнал "Нева"», 2003. - 447 с.
7. Алешина Л.С. Образы и люди Серебряного века [Текст] / Л.С. Алешина. -М.: Галарт, 2005.-272 с.
8. Андросов С.О. Античные мифы в камне и бронзе: Петербургская городская скульптура [Текст] / С.О. Андросов. - СПб.: ЛИК, 2003. - 157 с.
9. Андросов С.О. О статуе Петра Великого работы Фальконе [Текст] / С.О. Андросов .// Феномен Петербурга. - СПб.: БЛИЦ, 2000. - С. 209-219.
Ю.Анисимов Е. Санкт-Петербург: три века архитектуры [Текст] / Е. Анисимов. - СПб.: Норинт, 2002. - 64 с.
11 .Анциферов Н. Быль и миф Петербурга [Текст] / Н. Анциферов. - Пг.: Издательство Боркгауз-Ефрон, 1924. - 84 с.
12.Анциферов Н.П. Душа Петербурга; Петербург Достоевского; Быль и миф Петербурга [Текст] / Н.П. Анциферов // Репр. воспр. изд. 1922-1924 гг. - М.: Книга, 1991.-523 с.
ХЪ.Анциферов Н.П. «Непостижимый город...»: Душа Петербурга; Петербург Достоевского; Петербург Пушкина [Текст] / Н.П. Анциферов. - СПб.: Лен-издат, 1991.-335 с.
14.Анциферов Н., Анциферова Т. Город как выразитель сменяющихся культур: Картины и характеристики [Текст] / Н. Анциферов, Т. Анциферова. - Л.: Издательство Брокгауз-Ефрон, 1926. -224 с.
15.Базарова Т.А. Планы петровского Петербурга [Текст] / Т.А. Базарова // Феномен Петербурга. - СПб.: БЛИЦ, 2000. - С. 314-326.
1 в.Бачинин В.А. Петербург как феномен и ноумен [Текст] / В.А. Бачинин // Феномен Петербурга. - СПб.: БЛИЦ, 2000. - С. 29-30.
17.Белое С. Петербург Достоевского. Научное знание [Текст] / С. Белов. - Спб.: Алтейя, 2002.-361 с.
18.Белякаева-Казанская Л. Силуэты музыкального Петербурга [Текст] / Л. Бе-лякаева-Казанцева. - СПб.: Лениздат, 2001. - 500 с.
19.Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке [Текст] / А.Н. Бенуа. - М.: Республика, 1999. - 448 с.
20.Бенуа А.Н. Мои воспоминания: в 5 кн. [Текст] / А.Н. Бенуа. - М.: Наука, 1990. [Т. 1]: Кн.1-3,-711 с.
21 .Бенуа А.Н. Русское искусство XVIII - XX веков [Текст] / А.Н. Бенуа. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2004. - 543 с.
22.Берг М.Ю. Несколько тезисов о своеобразии петербургского стиля [Текст] / М.Ю. Берг // Феномен Петербурга. - СПб.: БЛИЦ, 2000. - С. 115-124.
23.Беспятых Ю.Н. Основание Петербурга: государственная необходимость или государева блажь? [Текст] / Ю.Н. Беспятых // Феномен Петербурга. - СПб.: БЛИЦ, 2000. - С. 277-287.
24.Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях [Текст] / Ю.Н. Беспятых. - Л.: Наука, 1991 -290 с.
25 .Биллингтон Дж. Лики России: страдание, надежда и созидание в русской культуре [Текст] / Дж. Биллингтон / Пер. с англ. - М.: Логос, 2001. - 247 с.
2б.Бирон В. Петербург Достоевского [Текст] / В. Бирон. - Л.: Товарищество «Свеча», 1991. -44 с.
21.Благой Б. Творческий путь Пушкина [Текст] / Б. Благой. - М.: Советский писатель, 1967.-721 с.
28.Бло Ж. Идеальный город [Текст] / Ж. Бло // Феномен Петербурга. - СПб.: БЛИЦ, 2000.-С. 11-19.
29.Блок А. Записные книжки [Текст] / А. Блок. - М.: Художественная литература, 1965.-663 с.
30.Блок А. Интеллигенция и революция [Текст] / А. Блок // Собр. соч. в 6 томах. Том 4. / Очерки. Статьи. Речи 1905-1921. -Л.: Художественная литература, 1982.-С. 229-239.
31 .Богданов-Березовский В.М. Оперное и балетное творчество Чайковского [Текст] / В.М. Богданов-Березовский. - Л.-М.: Искусство, 1940. - 188 с.
32.Бочаров С. Петербургские повести Гоголя [Текст] / С. Бочаров // Н.В. Гоголь Петербургские повести. - М.: Советская Россия, 1984. - 208 с.
ЪЪ.Боженкова М. Кумир на бронзовом коне: образ Петра Великого в монументальной скульптуре С.-Петербурга [Текст] / М. Боженкова. - СПб.: Пальмира, 1997.- 160 с.
ЪА.Бретаницкая А. «Нос» Д.Д. Шостаковича [Текст] / А. Бретаницкая. - М.: Музыка, 1983.-95 с.
35.Бугаева Н.А. Петр I в русском общественном сознании конца XVII-первой четверти XVIII века: формирование нового образа государя в России [Текст]: диссертация канд. ист.: 07.00.02 / Бугаева Наталья Александровна. -Омск, 2008.-200 с.
36.Буганов В. Петр Великий и его время [Текст] / В. Буганов. - М.: Наука, 1989. - 188 с.
37.Бунатян Г.Г. Город Муз [Текст] / Г.Г. Бутанян. - JL: Лениздат, 1975. - 368 с.
ЪЪ.Бунатян Г.Г., Чарная М.Г. Петербург серебряного века: Дома, события, люди [Текст] / Г.Г. Бутанян, М.Г. Чарная. - СПб.: Лениздат, 2002. - 256 с.
39.Бурлак В. Петербург таинственный. История, легенды, предания [Текст] / В. Бурлак.—М.: Вече, 2008. - 384 с.
40.Валицкая А. Орест Кипренский в Петербурге [Текст] / А. Валицкая. - Л.: Лениздат, 1981.- 264 с.
АХ.Ванслов В.В. Амбивалентность художественного образа города в искусстве [Текст] / В.В. Ванслов // Обсерватория культуры. - № 6. - Архангельск, 2007.-С. 52-55.
42.Ванчугов В. Москвософия и Петербургология. Философия города [Текст] / В. Ванчугов. - М.: Пилигрим, 1997. - 224 с.
43.Варламов Д.И. Онтология искусства: Избранные статьи 2000-2010 гг. [Текст] / Д.И. Варламов. -М.: Композитор, 2011. -316 с.
44.Вацуро В., Гиллелъсон М., Иезуитова Р., Левкович Я. Комментарии [Текст] / В. Вацуро, М. Гиллельсон, Р. Иезуитова, Я. Левкович // Пушкин в воспоминаниях современников. - СПб.: Академический проект, 1998. - 524 с.
45.Волков С. История культуры Санкт-Петербурга с основания до наших дней [Текст] / С. Волков. - М.: Издательство «Независимая Газета», 2001. - 544 с.
46.Волкова П.С., Невская П.В. Вечные сюжеты искусства в современном кинематографе [Текст] / П.С. Волкова, П.В. Невская // Культурная жизнь юга России-2013,-№4.-С. 20-23.
47.Волкова П.С. Ментальность как феномен культуры: социально-философский анализ [Текст]: монография / П. С. Волкова, И. Г. Лабутина. - Москва: Ин-т социал. педагогики РАО, 2013. - 130 с.
48.Волкова П.С. Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства XX века) [Текст]: дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.09 / Волкова Полина Станиславовна. - Краснодар, 2009. - 347 с.
49.Вольное В. Феноменология [Текст] / В. Вольнов. - СПб.: «Алетейя», 2008. -304 с.
50.Вольное В. Петербург как феномен [Текст] / В. Вольнов // Феномен Петербурга. - СПб.: БЛИЦ, 2001. - С. 125-127.
51 .Володин Б.Ф. Санкт-Петербург как Р1е1ап (Финские черты российской столицы) [Текст] / Б.Ф. Володин // Феномен Петербурга. - СПб.: БЛИЦ, 2000. -С. 400-410.
52.Гермонт Г. Решетки Ленинграда и его окрестностей [Текст] / Г. Гермонт / вступ. Ст. В. Курбатова. - М.: Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры, 1938. - 30 с.
53.Гиллелъсон М., Мануйлов В., Степанов А. Гоголь в Петербурге [Текст] / М. Гиллельсон, В. Мануйлов, А. Степанов. - Л.: Лениздат, 1961. - 307 с.
54.Глезеров С. Петербургские тайны начала XX века [Текст] / С. Глезеров. -СПб.: МиМ-Дельта, 2005. - 429 с.
55.Глинка Н. «Красуйся град Петров...»: Золотой век архитектуры Санкт-Петербурга [Текст] / Н. Глинка. - СПб.: Лениздат, 1996. - 286 с.
56.Головатая Г.Ф. «Евгений Онегин» Пушкина и Чайковского. Текст и версии [Текст]: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Головатая Галина Федоровна - Саратов, 2008. - 246 с.
57.Горбатенко С. Новый Амстердам: СПб и архитектурные образы Нидерландов [Текст] / С. Горбатенко. - СПб.: Печатный двор, 2003. - 367 с.
58.Гордин А. Пушкинский Петербург [Текст] / А. Гордин. - СПб.: Художник РСФСР, 1991.-324 с.
59.Горный С. Санкт-Петербург. Видения [Текст] / С. Горный. - СПб.: Гипери-он, 2000.- 112 с.
60.Город глазами художников: Петербург - Петроград - Ленинград в произведениях живописи и графики [Текст] / Составители, авторы текстов А. Гордин, Ю. Денисова, Н. Козырева и др. - Л.: Художник РСФСР, 1978. - 394 с.
61.«Город под морем», или Блистательный Санкт-Петрбург: Воспоминания. Рассказы. Очерки. Стихи [Текст] / Сост. С. Прохватилова. - Спб.: Лениздат, 1996-446 с.
62.Грабарь И. Петербургская архитектура в XVIII и XIX вв. [Текст] / И. Грабарь. - СПб.: Лениздат, 1994. - 383 с.
63.Графика А.П. Остроумовой-Лебедевой: Гравюра и акварель [Текст] / Авт. вступ. ст. и сост. М.Ф. Киселева. - М.: Искусство, 1984. - 135 с.
64Тулинская З.К. Рейнгольд Морицевич Глиэр. (1875-1956) [Текст] / З.К. Тулинская. - М.: Музыка, 1986. - 316 с.
65.Гуськов H.A. К вопросу о природе конфликта К.А. Федина «Города и годы» [Текст] / H.A. Гуськов // Из истории русской литературы XX века (Петербургский текст. Вып. 2). - СПб., 2003. - С. 112-137.
66.Данилевич Л. Книга о советской музыке (главы: Р. М. Глиэр. Опера «Шахсе-нем». Балет «Красный цветок») [Текст] / Л. Данилевич. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. - 444 с.
67.Демченко А.И. Картина мира в музыкальном искусстве России начала XX века: Исследование [Текст] / А.И. Демченко. - М.: Издательский Дом «Композитор», 2005. - 264 с.
68Демченко А. Мировая художественная культура как системное целое [Текст] / А. Демченко. - М.: Высшая школа, 2010. - 525 с.
69 Демченко А. Сергей Рахманинов. Звёзды и тернии «русского пути» [Текст] / А. Демченко. - Тамбов: Издательство Р.В. Першина, 2013. - 140 с.
70Демченко А.И. «Серебряный век» русской художественной культуры [Текст] / А.И. Демченко. - Саратов: Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л.В. Собинова, 2011. - 70 с.
1 Х.Демченко А. «Что не подвластно мне?..» / Муза Александра Пушкина. Эссе в шести частях [Текст] / А. Демченко. - Саратов: Pan-Art, 1999. - 120 с.
72Длуголенский Я. Панорама столичной жизни. Век Достоевского [Текст] / Я. Длуголенский. - СПб.: Издательство Пушкинского фонда, 2005. - 280 с.
73 Добужинский М.В. Воспоминания [Текст] / М.В. Добужинский. - М.: Наука, 1987.-554 с.
I А.Добужинский М.В. Живопись. Графика. Театр [Текст] / М.В. Добужинский.
- М.: Изобразительное искусство, 1982. - 203 с.
15 Долгополое JI.K. Андрей Белый и его роман «Петербург» [Текст] / Л.К. Дол-гополов. —Л.: Советский писатель, 1988. — 416 с.
16.Долгополое Л. Поэма Блока «Двенадцать» [Текст] / Л. Долгополов. - Л.: Художественная литература, 1979. - 104 с.
II Друскин М. Андрей Петров [Текст] / М. Друскин. - Л.: Музыка, 1980. - 168 с.
78.Душа Петербурга: Петербург в произведениях русских писателей XIX в. [Текст] / Ред.-сост. Л. Решетникова. - СПб.: Лениздат, 1996. - 239 с.
19.Евлампиев И.И. Философия человека в творчестве Ф. Достоевского (от ранних произведений к «Братьям Карамазовым») [Текст] / И.И. Евлампиев. -СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2012. -585 с.
80.Зажурило В.К, Кузьмина Л.И., Назарова Г.И. «Люблю тебя, Петра творенье...»: Пушкинские места Ленинграда [Текст] / В.К. Зажурило, Л.И. Кузьмина, Г.И. Назарова. - Л.: Лениздат, 1989. - 272 с.
81 .Зайцева Т.А. Музыкальный Петербург как феномен западноевропейской и отечественной культуры [Текст] / Т.А. Зайцева // Актуальные проблемы культуры, искусства и художественного образования. - Вып. 11 - Оренбург, 2012.-С. 13-21.
82.Запесоцкий A.C., Михайлов A.A. Петербург как культурный феномен российской истории [Текст] / A.C. Запесоцкий, A.A. Михайлов // Вопросы философии. - 2007. - №9. - С. 96-107.
83.Запесоцкий A.C., Шехтер Т.Е. Д.С. Лихачев: Оригинальная версия истории русской художественной культуры [Текст] / A.C. Запесоцкий, Т.Е. Шехтер // журнал «Человек» №5. - М.: Издательство «Наука», 2007. - С. 5-18.
84.Запесоцкий ЮгА. Петровские реформы как культурная доминанта [Текст] / Ю.А. Запесоцкий. - 2007. -N 4. - С. 67-74.
$5.3емцовский И. «Слово о Петровых фресках» [Текст] / И. Земцовский // Советская музыка. - 1974. - № 4. - С. 10-23.
86.Зимина С.Ю. Петербург как эстетический феномен [Текст]: диссертация канд. филос.: 09.00.04 / Зимина Свелана Юрьевна. - СПб, 1999. - 208 с.
87.Зильберт Б.А. Семиотический язык музыки (в развитие идей Б.Л. Яворского) [Текст] / Б. А. Зильберт // Венок Яворскому: межвуз. сб. науч. ст. I науч. чтений. - Саратов: Саратов, гос. консерватория, 2005. - С. 44-55.
88.Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век [Текст] / сост. В.Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 1997. — 1021 с.
89.Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века [Текст] / сост. В.Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 1998. — 1070 с.
90.Иванов А. Петербургские истории: путешествия в прошлое Северной столицы [Текст] / А. Иванов. - СПб.: Центполиграф, 2008. - 333 с.
91 .Иванов Ю., Иванова О., Халхатов Р. Санкт-Петербург и пригороды [Текст] / Ю. Иванов, О. Иванова, Р. Халхатов. - Смоленск: Русич, 2007. - 336 с.
92.Иванова Н.Б. Загадка и тайна в литературе «петербургского стиля» [Текст] / Н.Б. Иванова // Феномен Петербурга. - СПб.: БЛИЦ, 2000. - С. 96-102.
9Ъ.Иезуитов Р., Левкович Я. Пушкин и Петербург: страницы жизни поэта [Текст] / Р. Иезуитов, Я. Левкович. - СПб.: Специальная Литература, 1999. -454 с.
94.Из истории Ленинградской консерватории: Материалы и док., 1862-1917 [Текст]. - Л.: Музыка, 1964. - 328 с.
95.Измайлов Н. «Медный всадник» Пушкина. История замысла и создания, публикации иПйзучения [Текст] / Н. Измайлов. - Л.: Наука, 1978. - С. 147— 265.
96.Измайлов Н. Очерки творчества Пушкина [Текст] / Н. Измайлов. - М.: Наука, 1976.-340 с.
91 .Исаченко В.Г. Архитектура Санкт-Петербурга [Текст] / В.Г. Исаченко. -СПб.: Паритет, 2002. - 416 с.
9%.Исаченко В.Г. Памятники Санкт-Петербурга [Текст] / В.Г. Исаченко. - СПб.: Паритет, 2004. - 398 с.
99.Каган М. История культуры Петербурга [Текст] / М. Каган // Учебное пособие. - СПб: Изд-во СПбГУП, 2008.- 320 с.
100. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры [Текст] / М.С. Каган. - СПб.: Славия, 1996. - 408 с.
101. Каганов Г. Санкт-Петербург: Образы пространства [Текст] / Г. Каганов. - М.: Индрик, 1995. - 223 с.
102. Каганович А. «Медный всадник». История создания монумента [Текст] / А. Каганович. - Л.: Искусство, 1982. - 192 с.
103. Кайсаров Е. История культуры Петербурга. Пушкинский Петербург [Мультимедийный учебник]. - СПб.: СПбГУП, 2008.
104. Кайсаров Е. История культуры Петербурга. XVIII век [Мультимедийный учебник]. - СПб.: СПбГУП, 2008.
105. Калязина Н.В., Комелова Г.Н. Русское искусство Петровской эпохи [Текст] / Н.В. Калязина, Г.Н. Комелова. - СПб.: Художник РСФСР, 1990. -272 с.
106. Кац Б.А. Музыкальные ключи к русской поэзии: Исследовательские очерки и комментарии [Текст] / Б.А. Кац. - Санкт-Петербург, 1997. - 272 с.
107. Келлер Е.Э. Праздничная культура Петербурга. Очерки истории [Текст] / Е.Э. Келлер. - СПб.: Издательство В.А. Михайлова, 2001. - 320 с.
108. Кириков Б.М., Кирикова Л.А., Петрова О.В. Невский проспект. Дом за домом [Текст] / Б.М. Кириков, JI.A. Кирикова, О.В. Петрова. - М.: Центрпо-лиграф, 2006. - 235 с.
109. Кириллов В. Архитектура «Северного модерна» [Текст] / В. Кириллов. - М. : Эдиториал УРСС, 2001. - 112 с.
110. Кнабе Г. Воображение знака: Медный всадник Фальконе и Пушкина [Текст] / Г. Кнабе. -М.: РГГУ, 1993. - 17 с.
111. Ковалева C.B. Философско-культурологический анализ кинематографического текста [Текст] / C.B. Ковалева // Вестник Тверского государственного университета. / Сер. Философия. - 2009. - № 2. - С. 35^13.
112. Комарова Т.В. Балеты Андрея Петрова [Текст]: канд. диссертация 17.00.02 / Комарова Татьяна Валерьевна. - СПб., 2004. - 160 с.
113. Комелова Г.Н. Панорама Петербурга-гравюра работы А. Зубова [Текст] / Г.Н. Комелова // Сб. Культура и искусство петровского времени. -Л.: Аврора, 1977. - С. 111-143.
114. Консон Г.Р. Целостный анализ как универсальный метод научного познания художественных текстов (на материале музыкального искусства) [Текст]: монография / Г.Р. Консон. - М.: Композитор, 2010.-352 с.
115. Корее Ю. «Медный всадник» Р. Глиэра [Текст] / Ю. Корев. - М.: Муз-гиз, 1951.-50 с.
116. Костылев Р., Пересторонина Г. Петербургские архитектурные стили (XVIII - нач. XX в.) [Текст] / Р. Костылев, Г. Пересторонина. - СПб.: Паритет, 2007. - 256 с.
117. Кротов П.А. Новое о гравере А.Ф. Зубове [Текст] / П.А. Кротов // Феномен Петербурга. - СПб.: БЛИЦ, 2000. - С. 272-276.
118. Крюковских А. Дворцы Санкт-Петербурга [Текст] / А. Крюковских. -СПб.: Лениздат, 1999.-318 с.
119. Крюковских А.П. Скульптура Санкт-Петербурга: Художественно-исторический очерк [Текст] / А.П. Крюковских. - СПб.: Лениздат, 2001. -380 с.
120. Кузнецов М.М. Романы Константина Федина [Текст] / М.М. Кузнецов / 2-е изд. - М.: Худож. лит., 1980. - 158 с.
121. Кузнецов Н.И. К.А. Федин - художник: проблемы метода и стиля [Текст] / Н.И. Кузнецов. - Томск: Издательство Томского ун-та, 1980. - 276 с.
122. Кузнецов П. Метафизика и практика Петербурга [Текст] / П. Кузнецов // Звезда.- 2002. - №8. - С. 232 - 235.
123. Кураев М.Н. Петербург - Ленинград: столкновение мифов. К вопросу о современной мифологии [Текст] / М.Н. Кураев // Феномен Петербурга. -СПб.: БЛИЦ, 2000. - С. 75-83.
124. Курбатов В.Я. Старая тяжба или Окно в Россию [Текст] / В.Я. Курбатов // Феномен Петербурга. - СПб.: БЛИЦ, 2000. - С. 84-95.
125. Кючарианц Д., Раскин А. Сады и парки дворцовых ансамблей СПб и пригородов [Текст] / Д. Кючарианц, А. Раскин. - СПб.: Паритет, 2003. - 446 с.
126. Лебедев Г.С. Феномен Петербурга в региональном контексте [Текст] / Г.С. Лебедев // Феномен Петербурга. - СПб.: БЛИЦ, 2000. - С. 59-72.
127. Лебедянский M. Алексей Зубов - первый видописец [Текст] / М. Лебедянский. - М.: Белый город, 2003. - 175 с.
128. Левин С. Два балета Р. М. Глиэра. «Красный цветок», «Медный всадник» [Текст] / С. Левин // Музыка советского балета. — М.: Гос. муз. изд-во, 1962Г— С.126—162.
129. Ленинград: Монументальная и декоративная скульптура XVIII-XIX веков [Текст] / сост. И.В. Крестовский, E.H. Петрова, H.H. Белехов. - М.-Л.: Искусство, 1951. - 344 с.
130. Ливанова T. H .Я. Мясковский. Творческий путь [Текст] / Т. Ливанова. -М.: Музыка, 1953.-409 с.
131. Литературный Петербург, Петроград [Текст] / авт.-сост. Л.Д. Мики-тич. -М.: Советская Россия, 1991. -334 с.
132. Литое кружево оград [Текст] / сост.: Л. Баранова, В. Саблин. - СПб.: Лицей, 2002.- 144 с.
133. Лихачев Д. С. Была ли эпоха петровских реформ перерывом в развитии русской культуры? [Текст] / Д.С. Лихачев // Петр Великий: pro et contra. Личность и деяния Петра I в оценке русских мыслителей и исследователей / Антология. - СПб.: РХГИ, 2003. - С. 708—712.
134. Лихачев Д.С. Небесная линия города на Неве: Воспоминания, статьи [Текст] / Д.С. Лихачев / Составитель Ю.В. Мудров. - СПб.: Издательство «Logos», 2000. - 605 с.
135. Лихачев Д.С. Петербург в истории русской культуры [Текст] / Д.С. Лихачёв // Раздумья о России. - СПб.: Издательство «Logos», 1999. - С. 541552.
136. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре [Текст] / Д.С. Лихачев. - СПб.: СПбГУП, 2006. - 416 с.
137. Лихачев Д.С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей [Текст] / Д.С. Лихачев. - Л.:Наука, 1982. - 343 с.
138. Лонго А.П. Genius loci и петербургский стиль [Текст] / А.П. Лонго // Феномен Петербурга. - СПб.: БЛИЦ, 2000. - С. 20-26.
139. Лотман Ю., Погосян Е. Былой Петербург. Великосветские обеды [Текст] / Ю. Лотман, Е. Погосян. - СПб.: Издательство Пушкинского фонда, 2006. - 320 с.
140. Лотман Ю. М. Об искусстве [Текст] / Ю. Лотман. - Санкт-Петербург: Искусство - С. - Петербург, 1998. - 702 с.
141. Лотман Ю. Символика Петербурга и проблемы семиотики города [Текст] / Ю. Лотман // Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. 1984. Вып. 664. - С. 30— 45.
142. Лосев А.Ф. Философия имени [Текст] / А.Ф. Лосев // Самое само: Сочинения. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 1024 с. — С. 29-204.
143. Лурье Ф. Абрам Ганнибал. Африканский прадед русского гения [Текст] / Ф. Лурье. — СПб.: Вита Нова, 2012. — 368 с.
144. Лурье Ф. Архитектурные ландшафты Петербурга: печатная графика [Текст] / Ф. Лурье // Феномен Петербурга. - СПб.: БЛИЦ, 2001. - С. 304315.
145. Лукино Висконти / Биография [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kino-teatr.ru/kino/director/euro/55147/bio/
146. Маевский В. Слушал мир дыханье Ленинграда [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://rus.ruvr.ru/2011/01/27/41484753/
147. Максимов Д. Поэзия и проза Блока [Текст] / Д. Максимов. - Л.: Советский писатель, 1975. - 526 с.
148. Мархасев Л. Андрей Петров [Текст] / Л. Мархасев. - М.: Композитор, 1995.- 143 с.
149. Матвеев Б.М. «Северная Пальмира» как опыт целесообразного конструирования реальности [Текст] / Б.М. Матвеев // Феномен Петербурга. -СПб.: БЛИЦ, 2000. - С. 47-58.
150. Маяковский В. Полное собрание сочинений. [Текст] / В. Маяковский. -М.: Художественная литература, 1959. - Т. 12.-716 с.
151. Медушевский В. Человек в зеркале интонационной формы [Текст] / В. Медушевский // Советская музыка. - 1980. - № 9. - С. 39-48.
152. Медушевский В. Музыкальный стиль как семиотический объект [Текст] / В. Медушевский // Советская музыка, 1979. - №3. - С. 30-39.
153. Метафизика Петербурга [Текст] / Отв. Ред. Л. Морева. // Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры; Вып. 1. - СПб.: Эй-дос, 1993.-315 с.
154. «Музыкальный Петербург» [Текст] / Энциклопедический словарь / Под ред. Порьфирьевой А. //Т. 1. Книга 1. - СПБ.: Композитор, 2000. - 415 с.
155. «Музыкальный Петербург» [Текст] / Энциклопедический словарь / Под ред. Порьфирьевой А. //Т. 1. Книга 2. - СПБ.: Композитор, 1998. - 502 с.
156. «Музыкальный Петербург» [Текст] / Энциклопедический словарь / Под ред. Порьфирьевой А. // Т. 1. Книга 3. - СПБ.: Композитор, 2000. - 328 с.
157. Муравьева И. Век модерна: панорама столичной жизни [Текст] / И. Муравьева. - СПб.: Издательство Пушкинского фонда, 2004. - 272 с.
158. Невская П.В. Портрет в пространстве культуры [Текст] / П.В. Невская // История, современность, перспективы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Кострома, 2013. - С. 105-110.
159. Образы Петербурга: из собр. гос. музея истории С.-Петербурга [Текст] / Рук. проекта Б. Аракчеев, Н. Головко. - СПб.: Артдеко, 2002. - 274 с.
160. Образы Ф.М. Достоевского в иллюстрациях Ильи Глазунова: [Фотоальбом / Сост. H.A. Виноградова-Бенуа; Авт. текста Л.Я. Ермилова]. - М.: Планета, 1990.-208 с.
161. Овсянников Ю. Великие зодчие СПб: Доменико Трезини, Франческо Растрелли, Карл Росси [Текст] / Ю. Овсяников. - СПб.: Искусство, 2001. -632 с.
162. Огаркова Н. Церемонии, празднества, музыка русского двора XVIII начала XIX вв. [Текст] / Н. Огаркова. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. - 352 с.
163. Оклянский Ю.М. Федин [Текст] / Ю.М. Оклянский. - М.: Мол. Гвардия, 1986.-350 с.
164. Орлов В. Поэт и город: Александр Блок и Петербург [Текст] / В. Орлов. - Л.: Лениздат, 1980. - 272 с.
165. Орлов В. Гамаюн, птица вещая [Текст] / В. Орлов. - М.: Центрполи-граф, 2001.-617 с.
166. Орлова Е. Очерки о русских композиторах XIX начала XX вв. [Текст] / Е. Орлова. - М.: Музыка, 1982. - 223 с.
167. Первые художники Петербурга: Ф. Васильев, Г. Мусикийский, А. Зубов, И. Никитин, А. Матвеев [Текст] / сост. Е.И. Гаврилова, М.А. Алексеева, Г.Н. Комелова и др. - Л.: Лениздат, 1984. -271 с.
168. Петербург-Ленинград в гравюрах А.П. Остроумовой-Лебедевой [Текст] / Сост. М. Флекель. - Л.: Художник РСФСР, 1973. - 22 с.
169. Петербург в произведениях Патерсена [Фотоальбом / Сост. Г. Комелова, Г. Принцева, И. Котельникова]. -М.: Изобразительное искусство, 1978. -142 с.
170. Петербург в русской поэзии (XVIII - начало XX века). Поэтическая ■ антология [Текст] / Сост. М. Отрадин. - СПб.: Изд-во Ленинградского университета, 1988. - 384 с.
171. Петербург в русском очерке XIX в. [Текст] / Сост. М. Отрадин. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1984. - 375 с.
172. Петербург как феномен культуры [Текст] // Сб. статей. - СПб.: Образование, 1994.-432 с.
173. Петербург. Место встречи с Европой [Текст]: Материалы IX Царскосельской науч. конф.: [300-летию С.-Петербурга посвящается] / Гос. музей-заповедник «Царское Село». - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2003. - 377 с.
174. Петербургские страницы русской музыкальной культуры [Текст] // Сборник статей и материалов / Ред.-сост.: Л.Г. Данько, Т.В. Брославская. -СПб.: СПбГК, 2001.-211 с.
175. Петрова Н. P.M. Глиэр. Краткий очерк жизни и творчества [Текст] / Н. Петрова. - Л.: Государственное музыкальное издательство, 1962. - 119 с.
176. Платек Я. Каторжная душа. Музыка на страницах Ф.М. Достоевского [Текст] / Я. Платек. - М.: Композитор, 2006. - 207 с.
177. Платек Я. Невские вариации [Текст] / Я. Платек. - М., Композитор, 2004.-380 с.
178. Подорога В. Метафизика ландшафта [Текст] / В. Подорога // Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX-XX вв. - М.: «Наука», 1993.-319 с.
179. Портретная миниатюра в России XVIII - начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа [Фотоальбом / авт. вступ. ст. и каталога Г. Н. Комелова, Г. А. Принцева]. - Л.: Художник РСФСР, 1986. - 336 с.
180. Поэтическая летопись Санкт-Петербурга, 1709-2003 [Текст] / Сост. И. Шкляревский. - М.: Согласие, 2003. - 207 с.
181. Прошин Г.Г. «Вылитое лицеподобие»: генезис памятников Петру I [Текст] / Г.Г. Прошин // Феномен Петербурга. - СПб.: БЛИЦ, 2000. - С. 220229.
182. Психология Петербурга и петербуржцев за три столетия [Текст] // Материалы Российской научной конференции, 25 мая 1999г., СПб / под ред. В.И. Старцева и др. - СПб.: Нестор, 1999. - 156 с.
183. Пушкарев И. Николаевский Петербург [Текст] / И. Пушкарев. - СПб.: Лига Плюс, 2000. - 688 с.
184. Пушкарев Л.Н. Петербургский менталитет: начальный этап формирования [Текст] / Л.Н. Пушкарев // Феномен Петербурга. - СПб.: БЛИЦ, 2000. - С. 288-298.
185. Пушкинист: сборник Пушкинской комиссии Института мировой литературы им. А. М. Горького. Вып. 1 [Текст] / сост. Г. Г. Красухин. - М.: Современник, 1989.-411 с.
186. Пушкинский Петербург [Текст] / Авт.-сост.: Б.В. Томашевский, Л.И. Шлионский, Л.Н. Назарова, Л.П. Мезерский / Под общ. ред. Б.В. То-машевского. - СПб.: Академ, проект, 2000. - 431 с.
187. Пыляев М. Забытое прошлое окрестностей Петербурга [Текст] / М. Пыляев. - СПб.: Паритет, 2008. - 528 с.
188. Пыляев М. Старый Петербург: рассказы из былой жизни столицы. 300 лет [Текст] / М. Пыляев. - СПб: Паритет, 2005. - 480 с.
189. Рахманова М. Аннотация к диску: Ю. Буцко Записки сумасшедше-го[Текст]. - «Мелодия», С. 10-08239-42.
190. Русинова О. Образец для подражания. Этьен-Морис Фальконе, скульптура и литература [Текст] / О. Русинова. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2012. - 248 с.
191. Саввина Л.В. Музыка и живопись первой половины XX века: параллели и взаимодействия [Текст] / Л.В. Саввина // Вестник Адыгейского государственного университета / Глав. ред. Р.Д. Хунагов. - 2009. - № 2. - С. 255-259.
192. Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград в русской поэзии: Антол. [Текст] / Сост., предисл., коммент. М. Синельникова. - СПб.: Лимбус Пресс, 2003.-671 с.
193. Санкт-Петебург: портрет города и горожан: каталог выставки [Текст] / /Гос. Рус. Музей; Авторы-составители каталога и биографий: А. Алексеев, А. Антонова, И. Арская и др. - СПб.: Palace editions, 2003. - 485 с.
194. Семенова Г. Царское Село: знакомое и незнакомое [Текст] / Г. Семенова. - М.: Центполиграф, 2010. - 638 с.
195. Семиотика города и городской культуры. Петербург [Текст] / Ред. А.Э. Мальц. - Тарту: Тартус. гос. ун-т, 1984. - 139 с.
196. Сердобольский О. Ваш Андрей Петров [Текст] / О. Сердобольский. -Издательство Ивана Лимбаха, 2010.-384 с.
197. Синдаловский H.A. Легенды и мифы Санкт-Петербурга [Текст] / H.A. Синдаловский. - СПб.: Норинт, 2003. - 224 с.
198. Синдаловский Н. Пороки и соблазны Северной столицы [Текст] / Н. Синдаловский. - М.: Центрполиграф, 2007. - 379 с.
199. Синдаловский Н. Пушкинский круг. Легенды и мифы [Текст] / Н. Синдаловский- М.: Центрполиграф, 2008. - С. 348.
200. Синдаловский Н. Санкт-Петербург. От дома к дому. От легенды к ле-. генде [Текст] / Н. Синдаловский. - СПб.: Норинт, 2001. - 397 с.
201. Синдаловский Н. Санкт-Петербург. История в преданиях и легендах [Текст] / Н. Синдаловский. - СПб.: Норинт, 2002. - 480 с.
202. Слонимский Ю. Советский балет [Текст] / Ю. Слонимский // Материалы к истории советского балетного театра. - М.-Л.: Искусство, 1950. - 368 с.
203. Сокол К.Г. Монументы империи [Текст] / К.Г. Сокол. - М., 2001. - 456 с.
204. Соловьева Т.А. Адмиралтейская набережная [Текст] / Т.А. Соловьева. - СПб.: Крига, 2007.- 176 с.
205. Спивак Д.Л. Культурология Петербурга [Текст] / Д.Л. Спивак // Феномен Петербурга. - СПб.: БЛИЦ, 2000. - С. 125-127.
206. Спивак Д.Л. Северная столица: метафизика Петербурга [Текст] / Д.Л. Спивак. - СПб.: Тема, 1998. - 427 с.
207. Старков А.Н. Герои и годы: романы К. Федина [Текст] / А.Н. Старков. - М.: Сов. писатель. 1972. - 288 с.
208. Старков А.Н. Ступени мастерства: очерки творчества К. Федина [Текст] / А.Н. Старков. - М.: Сов. писатель, 1985. -335 с.
209. Стернин Г. Художественная жизнь России середины XIX века [Текст] / Г. Стернин. - М.: Молодая гвардия, 1991. - 456 с.
210. Строфы века. Антология русской поэзии [Текст] / Ред. Евтушенко Е. -М.: Полифакт, 1999. - 1056 с.
211. Судьба Блока: сборник воспоминаний, писем, заметок, статей [Текст] / сост. О. Немеровская и Ц. Вольпе. - Л.: Издательство писателей в Ленинграде, 1930.-280 с.
212. Томашевский Б. Петербург в творчестве Пушкина [Текст] / Б. Тома-шевский // Пушкинский Петербург. - Л.: Лениздат, 1949. - 416 с.
213. Топалова Е. Жизненный путь Э. М. Фальконе [Текст] / Е. Топалова. -М.: Де-По, 2011.-204 с.
214. Топоров В.Н. Петербург и «петербургский текст русской литературы» (введение в тему) [Текст] / В.Н. Топоров // Миф. Ритуал. Символ. Образ: Избранное. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура» , 1995. - С. 259-367.
215. Туманина Н.В. Чайковский: путь к мастерству 1840-1877 г. [Текст] / Н.В. Туманина. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1962. - 582 с.
216. Уваров М. Бинарный архетип [Текст]: монография / М. Уваров. -СПб.: Изд-во Балтийского госуд. технич. унив-та, 1996. - 214 с.
217. Уваров М.С. Метафизика смерти в образах Петербурга [Текст] / М.С.Уваров // Метафизика Петербурга. — СПб.: Изд-во ФКИЦ «Эйдос», 1993.-С. 113-129.
218. Уваров М.С. Поэтика Петербурга: очерки по философии культуры [Текст] / М.С. Уваров. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. - 252 с.
219. Федоров-Давыдов A.A. Русское и советское искусство: статьи и очерки [Текст] / A.A. Федоров-Давыдов. - М.: Искусство, 1975. - 739 с.
220. Фейнберг И. Незавершённые работы Пушкина [Текст] / И. Файнберг. -М.: Художественная литература, 1979. - 366 с.
221. Феномен Петербурга [Текст] / Труды Первой Международной конференции. - СПб.: БЛИЦ, 2000. - 432 с.
222. Феномен Петербурга [Текст] / Труды Второй Международной конференции. - СПб.: БЛИЦ, 2001. - 544 с.
223. Феномен Петербурга [Текст] / Труды Третьей Международной конференции. - СПб.: БЛИЦ, 2006. - 576 с.
224. Фомина З.В. Еще раз об автономности искусства [Текст] / З.В. Фомина // Проблемы художественного творчества / Сб. ст. - Саратов: изд-во СГК им. Л.В. Собинова, 2010. - С.364-372.
225. Фомина З.В. Онтология музыки [Текст] / З.В. Фомина. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2005. - 88 с.
226. Фришман Д. «В поисках художественной правды... » [Текст] / Д. Фришман // Советская музыка, 1971 - №8. - 74-76 с.
227. Фролов В., Яковлев О. Как родился Петербург [Текст] / В. Фролов, О. Яковлев. - СПб.: Лики России, 1995. - 46 с.
228. Шостакович Д. К премьере «Носа» [Текст] / Д. Шостакович // Рабочий и театр, 1929, № 24. - С. 12-17.
229. Шостакович Д. О времени и о себе [Текст] / Д. Шостакович. - М.: Советский композитор, 1980. - 375 с.
230. Шостакович Д. Собрание сочинений [Текст] / Д. Шостакович. - М.: Музыка, 1981,-Т. 18.-496 с.
231. Штиглиц М.С. Стиль в промышленной архитектуре Петербурга (1830-1930-е годы) [Текст] / М.С. Штиглиц // Феномен Петербурга. - СПб.: БЛИЦ, 2000.-С. 237-245.
232. Шубин В.Ф. Поэты Пушкинского Петербурга [Текст] / В.Ф. Шубин. -Л.: Лениздат, 1985. - 327 с.
233. Элъяш Н. Пушкин и балетный театр [Текст] / Н. Эльяш. - М: Искусство, 1970. -344 с.
234. Эткинд М.Г. А.Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX - начала XX в. [Текст] / М.Г. Эткинд. - Л.: Художник РСФСР, 1989. -480 с.
235. Язвы Петербурга (Столичное дно глазами газетных репортёров рубежа веков) [Текст] / Сост., подг. Текстов, вступ. статья и комм. Л.Я. Лурье. -Л.: ЛО СФК, 1990.- 142 с.
236. Ярустовский Б. Очерки по драматургии оперы XX века [Текст] / Б. Ярустовский. -М.: Музыка, 1978. -Кн.2. -280 с.
237. Billington J.H. The Icon and the Axe: An Interpretive History of Russian Culture [Text] / J.H. Billington. - New York: New York University Press, 1966. -804 p.
238. Brumfield W.C. The Origins of Modernism in Russian Architecture [Text] / W.C. Brumfield. - Berkeley: University of California Press, 1991. - 345 p.
239. Buckler J. Mapping St. Petersburg: Imperial Text and Cityshape [Text] / J. Buckler. - Princeton: Princeton University Press, 2005. - 384 p.
240. Cross A. G. By the banks of the Neva: chapters from the lives and careers of the British eighteenth-century Russia [Text] / A.G. Cross. - UK.: Cambridge University Press, 2007. - 476 p.
241. Clark K. Petersburg, Crucible of Revolution [Text] / K. Clark. - Cambridge: Harvard University Press, 1995. - 392 p.
242. D'Amato G. San Pietroburgo, la capitale del nord [Text] / G. D'Amato //
Viaggio nell'Hansa baltica. L'Unione europea e l'allargamento ad Est. -Greco&Greco editori, Milano, 2004. - pp. 27-46.
243. George A., George E. St. Petersburg: Russia's Window to the Future, The First Three Centuries [Electronic resource] - Access mode: http://www.foreignaffairs.com/articles/59306/robert-legvold/st-petersburg-russias-window-to-the-future-the-first-three-centu/
244. Glantz D.M. The Battle for Leningrad, 1941-1944 [Text] / D.M. Glantz. -Lawrence: University Press of Kansas, 2002. - 704 p.
245. Hellberg-Hirn E. Imperial Imprints: Post-Soviet St. Petersburg [Text] / E. Hellberg-Hirn. - Helsinki: SKS Finnish Literature Society, 2003. - 440 p.
246. Hughes L. Russia in the Age of Peter the Great [Text] / L. Hughes. - New Haven and London: Yale University Press, 1998. - 602 p.
247. Lincoln W.B. Sunlight at Midnight: St. Petersburg and the Rise of Modern Russia [Text] / W.B. Lincoln. - New York: Basic Books, 2000. - 432 p.
248. Shvidkovsky D. St. Petersburg: Architecture of the Tsars [Text] / D. Shvidkovsky. - Abbeville Press, 1996. - 360 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.