Феномен "нового искусства" в концепции кризиса культуры Х. Ортеги-и-Гассета тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Артемьев, Алексей Иванович

  • Артемьев, Алексей Иванович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 129
Артемьев, Алексей Иванович. Феномен "нового искусства" в концепции кризиса культуры Х. Ортеги-и-Гассета: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2012. 129 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Артемьев, Алексей Иванович

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРНОГО КРИЗИСА X. ОРТЕГИ-И-

ГАССЕТА

1.1. Рациовиталистское понятие культуры

1.2. Аннигиляция элитарного и массового как сущность

кризиса культуры

1.3. Типология субъектов кризиса

Глава II.«НОВОЕ ИСКУССТВО» КАК ЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА

2.1. Сущность «нового искусства»

2.2 Культурная модель «нового искусства»

2.3. «Новое искусство» как средство преодоления

кризиса культуры

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Источники

Литература

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен "нового искусства" в концепции кризиса культуры Х. Ортеги-и-Гассета»

ВВЕДЕНИЕ

Теоретическое наследие выдающегося мыслителя XX века X. Ортеги-и-Гассета занимает одно из особых мест в гуманитарном наукознании. В течение почти ста лет его идеи не теряют своей популярности, поскольку относятся к наиболее значимым вопросам для существования человека и общества, культуры и цивилизации, искусства и науки, находятся в кругу проблем, решение которых обрело особый смысл в новейший период истории. Среди испанских авторов XX века X. Ортега-и-Гассет занимает первое место по тиражу опубликованных книг, а во всей испанской литературе, по этому параметру, он уступает только М. Сервантесу. Исходя из степени значимости его работ и произведенного ими резонанса, ученого сравнивают с Ж.Ж. Руссо и К. Марксом.

В наше время изучение идей мыслителя предусмотрено образовательными программами высшего профессионального образования, его работы включены в хрестоматии. Его изучают в рамках различных гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Теории X. Ортеги-и-Гассета относятся к таким областям научного знания, как философия, культурология, эстетика, социология, антропология, политология, философия науки и др. Основная часть работ ученого посвящена проблемам культуры.

Несмотря на то, что учению X. Ортеги-и-Гассета посвящено немало исследований, его концепция кризиса культуры является проблемным научным полем, поскольку ряд ее основных понятий, таких как «элита», «масса» и «человек-масса», остается до сих пор неясным. А такие понятийные штампы, как «массовое общество» и «массовая культура», равно как и лексическое родство ортегианской «массы» и «масс» в теории классовой борьбы К. Маркса, не только не способствуют прояснению, а даже искажают истинный смысл орегианского учения о культуре. Наконец, необходимо уточнить понятия «масса» и «элита», бытующие в современном гуманитарном знании

в искаженном истолковании. Здесь требуется размежевание ортегианского термина для обозначения особого состояния или свойства человека и общества - «массы» и понятия «масса», связанного с социально-политическими теориями классовой борьбы. Ошибочно на ортегианскую «элиту» переносятся представления современного гуманитарного знания о политической и экономической элите, с которыми она не имеет ничего общего. Все эти понятийные и терминологические неточности, искажения и устаревшие трактовки, обедняющие смысл учения Ортеги, требуют разрешения.

С другой стороны, концепция культурного кризиса X. Ортеги-и-Гассета, как показала неснижающаяся популярность его теории, имеет глубокое и многогранное по смыслу содержание, которое остается неисчерпанным, требующим уточнения и переосмысления на новом историческом витке. Остаются недостаточно изученными воззрения ученого о сущности культуры как социального явления, а также проблемы культуры в контексте дихотомии «элита» - «масса». Это, в свою очередь, обусловливает осмысление на новых теоретических основаниях природы кризиса культуры, его сущности, а также способа и механизма его преодоления. Устоявшаяся парадигма гуманитарного знания, основанная на теориях массового общества и массовой культуры (К. Маркс, Ф. Ницше, Г. Лебон, Г. Тард и др.), не позволяет проникнуть в сущность учения испанского мыслителя, являясь теоретическим препятствием. Между тем одно только понимание общества у Ортеги как «динамического единства» диктует необходимость рассмотрения кризиса культуры как органического культурного феномена, обусловленного эндогенными противоречиями, достигшими крайнего обострения. Поэтому в поисках средств преодоления кризиса в рамках реконструкции ортегианской концепции целесообразно обращаться к эндогенным культурным факторам, внутренним составляющим культуры.

Наследие X. Ортеги-и-Гассета относится к учениям, имеющим особое значение для своего исторического периода и вместе с тем одинаково злободневным для разных времен. Ввиду богатства и многоликости культурологи-

ческих идей философа, а также их перманентной теоретической актуальности они нуждаются в том, чтобы их пересматривали с позиции современности. Даже для самого Ортеги свойственно обращение к ранее написанному и сказанному с целью уточнения. Являясь владельцем газет и журналов, определяя их политику, Ортега не сталкивался в полной мере с критикой своих теорий, поэтому был вынужден осуществлять роль критика по отношению к самому себе и при жизни постоянно перерабатывать свое учение.

Ортега стремился к тому, чтобы быть постоянно современным автором, отсюда его крайняя обеспокоенность судьбой своего учения, важность которого в наше время, когда слово «кризис» является одним из самых часто употребляемых, определяется потребностью в накоплении знаний о последнем. Поэтому, и кризисная эпоха, которая, начавшись на рубеже Х1Х-ХХ вв., продолжается в наши дни, и метод постоянного обновления, применявшийся Ортегой по отношению к своему учению, требуют пересмотра ортегианской теории кризиса культуры как исследовательской адекватности и развития гуманитарного знания. Этим определяется актуальность данного исследования.

Исходя из названной выше актуальности, очерчивается проблемное поле данного исследования. Диссертация посвящена переосмыслению учения испанского исследователя культуры, раскрытию оригинальности его концепции культурного кризиса и выработке новых методологических подходов к изучению последнего, а также реконструкции системы «кризис культуры -«новое искусство». Работа открывает новые стороны концепции кризиса культуры и кризисного феномена - «нового искусства», при этом обнаруживает пути для дальнейших исследований в области ортегианского наследия.

Культурологи и искусствоведы задаются вопросом: «В чем истинный смысл «нового искусства» и его особенность?». Оригинальную интерпретацию это явление приобретает при его рассмотрении в рамках концепции культурного кризиса X. Ортеги-и-Гассета.

Степень научной разработанности проблемы

В советский период работы X. Ортеги-и-Гассета для исследователей были труднодоступны. Исключение составляла лишь «Дегуманизация искусства»1. Корпус основных работ мыслителя издается в нашей стране только в перестроечное время. В 1989 году было издано «Восстание масс» , а начиная с 1991 года - целый ряд важных работ, среди которых «Размышления о «Дон Кихоте», «Идеи и верования», «Тема нашего времени», «Миссия университета», «Musicalia» и др. В советский период ввиду отсутствия изданных на русском языке работ Ортеги ученые исследовали их, используя оригинальные тексты и немецкоязычные переводы.

В основном наследие X. Ортеги-и-Гассета разрабатывалось в рамках философии. Так, философское осмысление получает ортегианская теория

__л

элитарного искусства в работах Ю.Н. Давыдова , учение Ортеги о человеке в философском ракурсе раскрывается в работах А.Б. Зыковой4, проблемы кризиса культуры исследуются K.M. Долговым5. П.П. Гайденко и

1 На русском языке впервые опубликованы фрагменты книги в сборнике "Современная книга по эстетике. Антология". М., Изд-во иностр. лит., 1957, с. 447-456.

2 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. 1989. № 3. С. 119-154; Ортега-и-Гассет X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. 1989. №4. С. 114-155.

3 Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. М.: Искусство, 1966. 344 с.

4 Зыкова А.Б. «Опыт жизни» как форма знания //Вопросы философии 1971. № 7. С. 172176.; Зыкова А.Б. Критический анализ проблемы человека в философии X. Ортеги-и-Гассета. Автореф. Дисс. ... канд. филос. наук. М., 1973. 26 е.; Зыкова А.Б. Поиски сферы свободного «самовыражения» личности и философия X. Ортеги-и-Гассета // Вопросы философии. 1969. № 9. С. 78-87.; Зыкова А.Б. Учение о человеке в философии X. Ортеги-и-Гассета. Критический очерк. М.: Наука, 1978. 160 е.; Зыкова А.Б. Хосе Ортега-и-Гассет // Философы двадцатого века. М.: Искусство, 1999.; Зыкова А.Б. Человек в философском учении Хосе Ортеги-и-Гассета // Буржуазная философская антропология XX века. М.: Наука, 1986. С. 88-97.

5 Долгов K.M. От Киркегора до Камю. Философия, эстетика, культура / Научное знание // K.M. Долгов. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. 472 сДолгов K.M. Философия культуры и эстетика Хосе Ортеги-и-Гассета // О современной буржуазной эстетике. Вып. 3. М., 1972, С. 51-58.; Долгов K.M. Дегуманизация искусства (Хосе Ортега-и-Гассет) // Долгов K.M. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре. М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 273-304.

A.M. Руткевич6 рассматривают творчество Ортеги в философско-историческом контексте. Идеи мыслителя в контексте философии кризиса рассматривает Т.Ю. Сидорина , сопоставляя концепцию кризиса Ортеги с идеями других мыслителей мировой значимости того времени, такими, как О. Шпенглер, Г. Зиммель, Т. Лессинг, А. Вебер и др. Идеи мыслителя в курсе

о

элитологии исследуются Г.К. Ашиным . Культурологические проблемы учения Ортеги исследует А.И. Шендрик9. В контексте проблем массовой культуры исследует работы Ортеги A.B. Костина10. Проблемы взаимодействия «нового искусства» и массового общества рассматриваются в работах Э.В. Соколова11.

К числу первых отечественных диссертационных исследований ортеги-анского учения принадлежат диссертации А.Б. Зыковой, А.Г. Кутлунина, Л.К. Куличенко, О.В. Журавлева12. Далее, начиная с 1989 года появляется целый ряд диссертаций, посвященных философии Ортеги. Это исследования Л.С. Капитановой, Ф.Х. Монтона, С.Н. Гур, В.А. Одиноченко13. Реконструк-

6 Гайденко П.П. Хосе Ортега-и-Гассет и его «Восстание масс» // Вопросы философии. 1989. № 4. С. 155-169.; Руткевич A.M. Социальная философия Мадридской школы. М., Издательство МГУ, 1981. 176 с.

7 Сидорина Т.Ю. Философия кризиса. М.: Флинта: Наука, 2003. 456 с.

8 Аилин Г. К. Доктрина "массового общества". М. : Политиздат, 1971. 192 с.

9 Представления о природе и судьбе культуры в работах Ортеги-и-Гассета / А.И. Шендрик // Теория культуры. М.: Единство, 2002. С. 308-322.

10 Костина A.B. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд. 5-е. М.: Издательство ЛКИ, 2011. 352 с.

11 Соколов Э.В. Ортега-и-Гассет. Век элитного искусства и массового общества // Человек. М„ 2002. № 6. С. 78-95.

12 Кутлунин А.Г. Критика философских и социологических воззрений Ортеги-и-Гассета. Автореф. Дисс. ... канд. филос. наук. Свердловск, 1972.; Куличенко Л.К. Критика концепции общественного развития социальной философии Хосе Ортеги-и-Гассета. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. М., 1973. 23 е.; Журавлев О.В. Философия «жизненного разума» X. Ортеги-и-Гассета как социально-этическая доктрина: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. JL, 1972.; Журавлев О.В. Испанская философия XVIII-XX вв.: этапы становления и логика развития. Автореф. дисс. ... доктора филос. наук. СПб: 1993. 37 с.

13 Капитонова Л.С. Проблема кризиса культуры в творчестве X. Ортеги-и-Гассета и Й. Хейзинги: Дисс. ... канд. филос. наук. СПб, 2002. 163 е.; Монтон ФеррерХ. Концепция «жизненного разума» в философском учении Хосе Ортеги-и-Гассета: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. М., 1989. 20 с.; Гур С.Н. Этико-эстетическая концепция Хосе Ортеги-и-Гассета (Сущностные характеристики и социально-культурные функции). Автореф. дисс. ... канд. филос. наук Киев, 1991. 14 с.;

ции культурологического учения X. Ортеги-и-Гассета посвящена работа Д.А. Буклова14, его публицистику исследовали М.А. Сильва-Вега, А.В Тараненко15. Социологическим проблемам в творчестве Ортеги посвящена работа Е.В. Деревянко16.

Проблемы культуры в учении X. Ортеги-и-Гассета рассматриваются у А.Б. Зыковой, В.А. Одиноченко, Е.В. Деревянко. Концепция кризиса Ортеги исследуется в сравнении с концепцией Й. Хейзинги в исследовании Л.С. Капитановой. Проблемы кризиса и феномен «человека-массы» рассматривается В.Ф. Титовым и А.В. Погорельчик.17

Наследие X. Ортеги-и-Гассета изучалось и зарубежными исследователями. Особое место среди них занимает ученик и соратник Ортеги X. Мариас18, перу которого принадлежит большое количество работ, где разъясняются положения ортегианского рациовитализма.

Теологическим проблемам в учении X. Ортеги-и-Гассета посвящено

19

исследование, проведенное испанским ученым П. Рамино де Пано. Философские аспекты учения Ортеги-и-Гассета раскрывает М. Гарсия Моренте,

20

X. Эскамес Санчес, Р. Джаханбеглу и др.

Одиноченко В.А. Концепция культуры X. Ортеги-и-Гассета. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Минск, 1990. 18 с.

14 Буклов Д.А. Культурологическое учение Ортеги-и-Гассета: Дисс. ... канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2002. 120 с.

15 Силъва-Вега М.А. "El Espectador" Хосе Ортеги-и-Гассета как журнал одного автора: Дисс. ... канд. филол. наук. М., 2011. 194 е.; Тараненко А.В. Публицистика Хосе Ортеги-и-Гассета в информационном пространстве Испании XX века: Дисс. ... канд. филол. наук. Москва, 2004. 178 с.

16 Деревянко Е.В. Аристократическая версия общественного идеала в социологии Хосе Ортеги-и-Гассета: Автореф. дис. канд. соц. наук. М., 1992. 21 с.

17 Титов В. Ф. Хосе Ортега-и-Гассет о месте и роли философии в жизни общества // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2010. Т. 13, № 2. С. 249-255Погорельчик А.В. "Человек-масса": Социально-философский портрет XX века. Дисс. канд. филос. наук. Воронеж, 2004. 143 с.

18 Mañas J. Acerca de Ortega. Madrid, Espasa-Calpe, 1991.; Marías J. Ortega. Т. 1. Circustancia y vocacion. Madrid, Alianza Editorial, 1984.; Marías J. Ortega. T. 2. Las traectorias. 2 ed. Madrid, Alianza Editorial, 1983.

19 Romiro de Paño P. Dios y cristianismo en Ortega y Gasset. Tesis doctoral. Universidad Complutense de Madrid. 1997. P. 252

20 García Morente M. El "curso" de Ortega y Gasset // Estudios y ensayos. México, Editorial porrua, S.A., 1992. P. 15-34; García Morente M. Evolucion filosófica de Ortega y Gasset //

Уникальная культурологическая концепция кризиса X. Ортеги-и-Гассета подвергалась критике в СССР и других странах так называемого социалистического блока, а значение ряда ее понятий, таких, как «общество» и «масса», затушевывалось или просто замалчивалось. В то время Ортегу критиковали за антидемократизм и отрицание прогрессивной роли масс в обществе. При этом некорректно интерпретировали его критику буржуазного общества и буржуазной культуры. К учению Ортеги относились двояко. С одной стороны, его причисляли к прогрессивным, антибуржуазным авторам, с другой стороны, его концепция противоречила господствующей познавательной парадигме. К сожалению, учение Ортеги продолжают стереотипно воспринимать и в наше время. Оно не только не согласуется с доктриной массового общества и современными представлениями об элите, но и совершенно им противоположно. «Масса» у него - это сущность, и «восстание масс» является не чем иным, как метафорой, при этом «избранное меньшинство» элитарно постольку, поскольку является носителем и транслятором высших духовных, но не материальных ценностей. Его идеи и раньше, и сегодня адекватны современности, поскольку его учение является реактивным по отношению к политической конъюнктуре.

Одностороннее рассмотрение воззрений мыслителя привело к сведению его идей к критике основ буржуазного общества, при этом понимание им других исторических феноменов, таких, как тоталитарные режимы, в том числе и советский, предпочитали обходить. Причина заключается в том, что раскрытие сущности учения X. Ортеги-и-Гассета и особенно его концепции культурного кризиса на базе чуждой этим идеям научной парадигмы диалектического материализма не представлялось возможным. Исследователями выбирались отдельные области его учения, такие, как проблемы человека,

Estudios у ensayos. Mexico, Editorial porrua, S.A., 1992. P. 35-40.; Escamez Sanchez J. JOSÉ ORTEGA Y GASSET. Paris, UNESCO: International Bureau of Education, vol. XXIV, no. 1/2, 1994, p. 261-278.; Jahanbegloo R. Reading Jose Ortega Y Gasset in 21st Century [Электронный ресурс] URL: http://jahnbegloo.com/articles/ortega.html (дата обращения 09.12.2011).

рациовитализм, философия Ортеги в контексте испанской философии и др., по принципу легитимности по отношению к марксизму. Целостного исследования кризиса культуры как органического явления учеными до настоящего времени проведено не было.

Цель диссертационного исследования - раскрытие оригинальной концепции кризиса культуры X. Ортеги-и-Гассета как неизбежного, закономерного этапа развития культуры, в котором последняя, реализуя свою способность к самосохранению, рождает «новое искусство».

Согласно цели исследования ставятся следующие задачи.

1. Реконструировать учение X. Ортеги-и-Гассета о кризисе культуры.

2. Выявить теоретико-методологические основания концепции культурного кризиса X. Ортеги-и-Гассета.

3. Уточнить значение понятий «общество», «элита», «масса», «человек-масса».

4. Показать целостность культуры как поля кризисных противоречий в контексте учения X. Ортеги-и-Гассета.

5. Раскрыть сущность кризиса культуры в контексте культурологических воззрений X. Ортеги-и-Гассета.

6. Воссоздать ортегианское определение кризиса культуры.

7. Сопоставить концепцию кризиса X. Ортеги-и-Гассета с идеями других мыслителей (Ф. Ницше, О. Шпенглера, H.A. Бердяева и

ДР-).

8. Реконструировать типологию субъектов кризиса в концепции кризиса культуры X. Ортеги-и-Гассета.

9. Раскрыть сущность и проанализировать характерные черты «нового искусства».

10. Показать значение «нового искусства» как способа преодоления кризиса культуры.

Объект исследования - комплекс идей и теоретических воззрений X. Ортеги-и-Гассета, составляющих концептуальное обоснование сущности

культурного кризиса.

Предмет исследования - феномен «нового искусства» как имманентного кризису культуры явления, природа которого связана с преодолением кризиса и сохранением аристократической (элитарной) по природе культуры.

Источниковую базу исследования составляет корпус трудов X. Ортеги-и-Гассета, при работе с которым использовались тексты на языке оригинала: El tema de nuestro tiempo («Тема нашего времени»); Misión de la Universidad («Миссия университета»); Ideas y creencias («Идеи и верования»); La rebelión de las masas («Восстание масс»); España invertebrada («Бесхребетная Испания»); La deshumanización del arte («Дегуманизация искусства»); Meditationes del Quijote («Размышления о «Дон Кихоте»); El hombre y la gente («Человек и люди»); Sobre el punto de vista en las artes («O точке зрения в искусстве»); Musicalia; Tiempo, distancia y forma en el arte de Proust («Время, расстояние и форма в искусстве Пруста»); En torno de Galileo («Вокруг Галилея»); Cultura .у culturas21 («Культура и культуры») и др. Названные работы входят с состав полного собрания сочинений X. Ортеги-и-

21 Ortega y GassetJ. El tema de nuestro tiempo. Obras completas. Madrid. Revista de occidente, 1966 T. 3, P. 143-203.; Ortega y GassetJ. Misión de la Universidad. Obras completas. Madrid. Revista de occidente, 1966. T. 4. P. 313-353.; Ortega y GassetJ. Ideas y creencias. Obras completas. Madrid. Revista de occidente, 1964. T. 5. P. 379-409.; Ortega y GassetJ. La rebelión de las masas: Obras completas. Madrid, Revista de occidente, 1966. T. 4. P. 113-306.; Ortega y GassetJ. España invertebrada: Obras completas. Madrid, Revista de occidente, 1966. T. 3. P. 37-128.; Ortega y Gasset J. La deshumanización del arte: Obras completas. Madrid, Revista de occidente, 1966. T. 3. P. 353-419.; Ortega y GassetJ Meditationes del Quijote. Obras completas. Madrid. Revista de occidente, 1966. T. 1. P. 309-400.; Ortega y GassetJ El hombre y la gente. Obras completas. Madrid. Revista de occidente, 1964. T. 7. P. 71-272.; Ortega y GassetJ Sobre el punto de vista en las artes: Obras completas. Madrid, Revista de occidente, 1966. T. 4. P. 443-457.; Ortega y GassetJ. Musicalia: Obras completas. Madrid, Revista de occidente, 1966. T. 2. P. 235-244.; Ortega y Gasset J. Tiempo, distancia y forma en el arte de Proust: Obras completas. Madrid, Revista de occidente, 1966. T. 2. P. 701-709.; Ortega y GassetJ. En torno de Galileo. Obras completas. Madrid. Revista de occidente, 1964. T. 5. P. 13-164.; Ortega y GassetJ. Cultura y culturas. Obras completas. Madrid. Revista de occidente, 1966. T. 3. P. 252-254.

Гассета в 9 томах, опубликованных в 1963-1966 годах издательством Revista

22

de occidente («Ревиста де оксиденте») .

В круг источников вошли также работы, служившие сопоставительными текстами для раскрытия оригинальности концепции кризиса культуры X. Ортеги-и-Гассета. Среди них труды Ф. Ницше, О. Шпенглера, Й. Хейзинги, А. Швейцера, Г. Лебона, Г. Тарда, Л.Н. Толстого, Н.А. Бердяева23.

Методологические и теоретические основы исследования Для проведения целостного исследования концепции культурного кризиса X. Ортеги-и-Гассета и определения в ней места и роли «нового искусства» автором использовался методологический комплекс, включающий в себя общефилософские, общенаучные и частнонаучные исследовательские методы. В частности, применение диалектического метода восхождения от абстрактного к конкретному в исследовании обусловлено необходимостью определения значения «нового искусства» как первостепенного фактора преодоления кризиса культуры в концепции X. Ортеги-и-Гассета, что достигается переведением кризисного противоречия «элиты» и «массы» из абстрактного поля в конкретное поле межиндивидуальных отношений.

22 Ortega у Gasset J. Obras completas. Madrid. Revista de occidente. Т. 1. 7a ed., 1966; T. 2. 6a ed., 1963; T. 3. 6a ed, 1966; T. 4. 6a ed., 1966; T. 5. 6a ed., 1964; T. 6. 6a ed., 1964; T. 7. 2a ed, 1964; T. 8. 2a ed, 1965; T. 9. 2a ed, 1965.

23 Бердяев Н.А. Кризис искусства // Семиотика и Авангард. М.: Академический Проект; Культура, 2006. С. 359-371.; Бердяев Н.А. Философия свободы // Бердяев Н.А. Сочине-ния./Сост, вступ. статья и прим А.В. Гулыги. М.: «Раритет», 1994. С. 11-244.; Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Сочинения. М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2010. С. 557-748.; Ницше Ф. Казус Вагнер. Проблема музыканта // Фридрих Ницше; По ту сторону добра и зла. Минск: Харвест, 2011. С. 159-186.; Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству // Фридрих Ницше; По ту сторону добра и зла. Минск: Харвест, 2011. С. 187-242.; Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. // Фридрих Ницше; По ту сторону добра и зла. Минск: Харвест, 2011. С. 1015-1276.; Швейцер А. Культура и этика. М.: «Прогресс», 1973. Электронный ресурс URL: http://psylib.org.ua/books/shvei01/txt01.htm (дата обращения 31.01.2012).; Шпенглер О. Закат Западного мира; Очерки морфологии мировой истории. / Пер. с нем. М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2010. 1085 е.; Лебон Г. Психология народов и масс: Пер. с фр. М.: Академический проект, 2011. 240 е.; Тард Г. Сущность искусства: Пер. с фр. / Под ред. и с предисл. JI.E. Оболенского. Изд. 2-е. М.: Издательство ЛКИ, 2007. 120 с.

Использование метода аналогии позволяет раскрыть механизм преодоления кризиса культуры. Ортегианское определение понятия «общество» как «динамического единства» элиты и массы, а также определение понятия «кризис», смысловое содержание которого было определено Гиппократом и изначально носило медицинский характер, служат основанием рассматривать развитие общества, прибегая к образу аналогии с биологическим организмом, что оправдано естественнонаучными истоками идей Ортеги. Следуя данному методу, конструируются теоретические пары понятий: «искусство» и «иммунная система», «кризис культуры» и «аутоиммунное заболевание», «человек-масса» и «антиген», «новое искусство» и «иммунный ответ», произведения «нового искусства» и «антитела».

Применение метода дедукции обусловливает построение логии исследования и заключается в движении от более емкого ортегианского понятия «культура», путем сужения фокуса исследования, к кризису культуры и, далее, к внутренним противоречиям дихотомии «элита» - «масса» и феномену «нового искусства». В свою очередь, выяснение ключевых понятий исследования, таких, как «культура» и «кризис культуры» в понимании X. Ортеги-и-Гассета, осуществляется с помощью анализа, а раскрытие понятия «новое искусство» - с помощью синтеза. Для определения рациовиталистской природы культуры в учении философа используется метод сопоставления, в соответствии с которым сопоставляется понятие «культура» с понятиями «наука», «религия», «цивилизация», «искусство». Для подтверждения исключительного значения искусства в концепции культурного кризиса X. Ор-теги-и-Гассета используется метод сравнения, который позволяет выделить характерные черты «нового искусства» по отношению к другим витальным функциям, а также обнаружить противоречия между «элитой» и «массой».

В контексте реконструкции ортегианской концепции культурного кризиса используется метод персонификации. Он позволяет преобразовать метафизическую модель кризиса культуры в практическую сферу за счет воплощения сущности («элита», «масса») в конкретные личности.

В процессе работы с оригиналами и переводами текстов X. Ортеги-и-Гассета применен лигвокультурологический метод, благодаря которому выявлены лингвистические особенности ортегианской речи, значимые для реконструкции культурологического учения Ортеги о кризисе. С целью уточнения понятий использован сравнительный анализ оригинальных текстов мыслителя и русскоязычных переводов.

Данное исследование не выходит за рамки теории рациовитализма, в соответствии с которым проводится реконструкция учения X. Ортеги-и-Гассета.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в расширении спектра современных представлений о концепции кризиса культуры X. Ортеги-и-Гассета. Ввиду того, что учение мыслителя не вписывается в доктрину массового общества, и одновременно с этим находится в противоречии с представлениями об элите, а также о кризисе культуры как конфликте двух типов культур - элитарной и массовой, его реконструкция невозможна без уточнения и переосмысления ряда понятий. Поэтому в научный оборот вводятся уточненные понятия «элита», «масса», «человек-масса», «общество», «культура», «новое искусство». В диссертации предложены теоретико-методологические основания концепции культурного кризиса X. Ортеги-и-Гассета.

Исходя из ортегианских определений понятий «культура», «элита» и «масса», раскрыта сущность кризиса. Понимание культуры как имманентного свойства общества, а кризиса культуры - как эндогенного явления и девиации, достигается ограничением логики исследования метафизическими рамками рациовитализма, с одной стороны, и постулатом Ортеги о единстве и исключительном аристократическом устройстве общества, с другой.

Новое теоретическое обоснование концепции культурного кризиса X. Ортеги-и-Гассета, базирующееся на принципе аутентичности, позволяет осмыслить понятие ортегианского кризиса культуры как органического явления, обусловленного гипертрофированной активностью сущности массового.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Артемьев, Алексей Иванович, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЯ

Источники

1. Бердяев H.A. Кризис искусства // Семиотика и Авангард. М.: Академический Проект; Культура, 2006. С. 359-371.

2. Бердяев H.A. Философия свободы // Бердяев H.A. Сочинения./Сост., вступ. Статья и прим A.B. Гулыги.-М.: «Раритет», 1994-С. 11-244.

3. Лебон Г. Психология народов и масс: Пер. с фр. М.: Академический проект, 2011. 240 с.

4. Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству // Фридрих Ницше; По ту сторону добра и зла. - Минск: Харвест, 2011. С. 187-242.

5. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. // Фридрих Ницше; По ту сторону добра и зла. - Минск: Харвест, 2011. С. 10151276.

6. Ницше Ф. Казус Вагнер. Проблема музыканта // Фридрих Ницше; По ту сторону добра и зла. - Минск: Харвест, 2011. С. 159-186.

7. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. По ту сторону добра и зла : Сочинения. - М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2010. - 848 с.

8. Тард Г. Сущность искусства: Пер. с фр. / Под ред. и с предисл. Л.Е. Оболенского. Изд. 2-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2007. — 120 с.

9. Толстой Л.Н. Об искусстве // Что такое искусство? / Вступит, статья и коммент. В.В. Основина.-М.: Современник, 1985. С.106-109.

10. Толстой Л.Н. Что такое искусство? / Вступит, статья и коммент. В.В. Основина.-М.: Современник, 1985. С 135-279.

11. Швейцер А. Культура и этика. М.: «Прогресс», 1973. Электронный ресурс URL: http://psylib.org.ua/books/shvei01/txt01.htm (дата обращения 31.01.2012).

12. Шпенглер О. Закат Западного мира; Очерки морфологии мировой истории. / Пер. с нем. - М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2010. -1085 с.

13. Ortega у Gasset J. Cultura у culturas. Obras completas. Madrid, Revista de occidente. Т. 3. P. 252-254.

14. Ortega y Gasset J. El hombre y la gente: Obras completas. Madrid, Revista de oxidente, 1964. T. 7. P. 71-272.

15. Ortega y Gasset J. El tema de nuestro tiempo. Obras completas. Madrid, Revista de occidente. Т. 3. P. 143-203.

16. Ortega y Gasset J. En torno de Galileo. Obras completas. Madrid, Revista de occidente. T. 5. P. 13-164.

17. Ortega y Gasset J. España invertebrada: Obras completas. Madrid, Revista de oxidente, 1966. Т. 3. P. 37-128.

18. Ortega y Gasset J. Ideas y creencias. Obras completas. Madrid, Revista de occidente. T. 5. P. 379-409.

19. Ortega y Gasset J. La deshumanización del arte: Obras completas. Madrid, Revista de occidente, 1966. Т. 3. P. 353-419.

20. Ortega y Gasset J. La rebelión de las masas: Obras completas. Madrid, Revista de occidente, 1966. T. 4. P. 113-306.

21. Ortega y Gasset J. Meditationes de Quijote. Obras completas. Madrid, Revista de occidente. Т. 1. P. 309-400.

22. Ortega y Gasset J. Misión de la universidad. Obras completas. Madrid, Revista de occidente. T. 4. P. 313-353.

23. Ortega y Gasset J. Musicalia: Obras completas. Madrid, Revista de occidente, 1966. T.2. P. 235-244.

24. Ortega y Gasset J. Sobre el punto de vista en las artes: Obras completas. Madrid, Revista de occidente, 1966. T. 4. P. 443-457.

25. Ortega y Gasset J. Tiempo, distancia y forma en el arte de Proust: Obras completas. Madrid, Revista de occidente, 1966. T. 2. P. 701-709.

Литература

1. Авангард в культуре XX века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / [под ред. Ю.Н. Гирина]. М.: ИМЛИ РАН, 2010. Кн. 1. 600 е., Кн. 2. 704 с.

2. Акопян К.З. XX век в контексте искусства (История болезни как повод для размышлений). М.: Академический Проект: РИК, 2005. 336 с.

3. Арсланов В.Г. Западное искусствознание XX века. М.: Академический Проект; Традиция, 2005. 864 с.

4. Артемьев А.И. Кризис европейской культуры рубежа XIX-XX вв. как детерминанта «нового искусства» в культурологической доктрине X. Ортеги-и-Гассета // Исторические, философские и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 2 (16): в 2-х ч. Ч. I. С. 24-28.

5. Артемьев А.И. Причины кризиса европейской культуры и типология его субъектов в культурологическом учении X. Ортеги-и-Гассета // IV Международная заочная научно-практическая конференция «Социально-гуманитарные и юридические науки: тренды в изменяющемся мире»: сборник материалов конференции (1 декабря 2011 г.). - Краснодар, 2011. С. 58-60.

6. Ашин Г.К., Охотский Е.В. Курс элитологии. М.: ЗАО «Спортакадем-пресс», 1999. 368 с.

7. Ашин, Г. К. Доктрина "массового общества" / Г. К. Ашин. - М. : Политиздат, 1971. 192 с.

8. Багно В.Е. Мысли о культуре и культура мысли Хосе Ортеги-и-Гассета //Вопросы литературы. 1991. №2. С. 82-95.

9. Бердяев H.A. Сочинения. / Сост., вступ. Статья и прим. A.B. Гулыги.— М.: «Раритет», 1994. 416 с.

10. Бицилли ИМ. Игнатий Лойола и Дон Кихот / Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры / Сост., предисловие и комментарии Б. С. Кагановича. СПб.: Мифрил, 1996. С. 201-226.

11. Бондаренко Н.Д. Некоторые проблемы человека и философия X. Орте-ги-и-Гассета / Историко-философский сборник. М.: Издательство МГУ, 1968. 319 с.

12. Бондаренко Н.Д. Проблема кризиса современного буржуазного общества в социальной философии X. Ортеги-и-Гассета. Автореф. канд. дис. М.: 1970. 20 с.

13. Буклов Д.А. Культурологическое учение Ортеги-и-Гассета. Дисс. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2002. 120 с.

14. Гайденко П.П. Буржуазная философия в поисках реального содержания исторического процесса//Вопросы истории. 1966. №1. С. 88-104.

15. Гайденко П.П. Хосе Ортега-и-Гассет и его «Восстание масс»//Вопросы философии. 1989. №4. С. 155-169.

16. Гур С.Н. Этико-эстетическая концепция Хосе Ортеги-и-Гассета (Сущностные характеристики и социально-культурные функции). Автореф. канд. дис. Киев, 1991.14 с.

17. Гуревич П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание. М.: Наука, 1980.367 с.

18. Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. М.: Искусство, 1966. 344 с.

19. Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., Наука, 1977. 319 с.

20. Давыдов Ю.Н. Роднянская И.Б. Социология контркультуры: инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь. Критический анализ. М.:1980. 264 с.

21. Давыдов Ю.Н. Труд и искусство: избранные сочинения / Юрий Николаевич Давыдов; сост. В.В. Сапов. М.: Астрель, 2008. 670 с.

22. Деревянко Е.В. Аристократическая версия общественного идеала в социологии X. Ортеги-и-Гассета. Автореф. канд.дис. М..Т992. 21 с.

23. Долгов K.M. Анализ кризиса буржуазной культуры и гуманизма // Вопросы философии. 1971. № 7. С. 159-162.

24. Долгов K.M. От Киркегора до Камю. Философия, эстетика, культура / Научное знание // K.M. Долгов. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. 472 с.

25. Долгов K.M. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 1034 с.

26. Долгов K.M. Философия культуры и эстетика Хосе Ортеги-и-Гассета// О современной буржуазной эстетике. Вып. 3. М., 1972. С. 51-58.

27. Дубнов А.П. "Падение Запада" и глобальные проблемы человечества // Шпенглер О. Закат Европы. Образ и действительность. ВО "Наука". Новосибирск, 1993.

28. Журавлев О.В. Вызревание предпосылок эстетической мысли в Испании 2 пол. 19-20 вв. Эстетика X. Ортеги-и-Гассета// Лекции по истории эстетики. Под ред. Кагана М.С. Кн. 3. ч. 2. Л.: 1977. С. 65-72.

29. Журавлев О.В. Главная книга X. Ортеги-и-Гассета // Размышления о «Дон Кихоте». СПб.: Издательство СПбГУ, 1997.

30. Журавлев О.В. Концепция «культурного синтеза» в системе идей X. Ортеги-и-Гассета//Проблемы борьбы против буржуазной идеологии. Вып.1. Л.: Изд. ЛГУ. 1973. С. 66-86.

31. Журавлев О.В. Ортега в Латинской Америке // Историческое развитие философии в диалоге философских культур: проблемы логики идей. СПб.: Издательство СПбГУ, 1996.

32. Журавлев О.В. Ортега-и-Гассет: размышления о гуманизме и о Дон Кихоте//Сервантовские чтения /Под ред. Г.В. Степанова. Л.: Наука, 1985. С. 190-199.

33. Журавлев О.В. Пути и перепутья. Очерки испанской философии XIX-XX веков. СПб.: Издательство СП6ГУ. 1992. 200 с.

34. Журавлев О.В. Философия «жизненного разума» X. Ортеги-и-Гассета как социально-этическая доктрина. Автореф. канд. дис., Л.: 1972. 25 с.

35. Журавлев О.В., Осипов В.Д. Возможности и границы историологии (от Н. Кареева до X. Ортеги-и-Гассета)//Социальная философия и философия истории. СПб.: 1994.

36. Зиммель Г. Избранное. М.: Юрист, 1996. Т.1. 670 С. Т.2. 607 с.

37. Зыкова А.Б. «Опыт жизни» как форма знания //Вопросы философии 1971. №7. С. 172-176.

38. Зыкова А.Б. Критический анализ проблемы человека в философии X. Ортеги-и-Гассета. Автореф. канд. дис. М., 1973. 26 с.

39. Зыкова А.Б. Поиски сферы свободного «самовыражения» личности и философия X. Ортеги-и-Гассета //Вопросы философии. 1969. №9. С.78-87.

40. Зыкова А.Б. Учение о человеке в философии X. Ортеги-и-Гассета. Критический очерк. М.: Наука, 1978. 160 с.

41. Зыкова А.Б. Хосе Ортега-и-Гассет // Философы двадцатого века. М.: Искусство, 1999.

42. Зыкова А.Б. Человек в философском учении Хосе Ортеги-и-Гассета // Буржуазная философская антропология XX века. М.: Наука, 1986. С. 88-97.

43. Капитанова JI.C. Проблема кризиса культуры в творчестве X. Ортеги-и-Гассета и Й. Хейзинги. Дисс. канд. филос. наук. Спб, 2002. 163 с.

44. Карьева-Угринович В.Б. Реакционность концепции человека в философии Ортеги-и-Гассета // Философские науки. 1964. №6.

45. Корчак A.C. Отчуждение индивида: X. Ортега-и-Гассет // Корчак A.C. Философия Другого Я: История и современность. М.: ЛЕНАНД, 2006. С. 93-95.

46. Костина A.B. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд. 5-е. М.: Издательство ЛКИ, 2011. 352 с.

47. Костина A.B. Национальная культура - этническая культура - массовая культура: «Баланс интересов» в современном обществе. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 216 с.

48. Костина A.B. Теоретические проблемы современной культурологии: Идеи, концепции, методы исследования. — М.: Книжный дом «ЛИБ-РОКОМ», 2009. 288 с.

49. Костяев А.И. Вкус чести: М. Унамуно, X. Ортега-и-Гассет // Костяев А.И. Вкусовые метафоры и образы в культуре. М.: Издательство ЛКИ, 2007. С. 39-43.

50. Кризис буржуазной культуры и его осмысление буржуазными учеными. Научн. реф. сб. вып. 3. сост. Савицкая Т.М.: 1983.

51. Кризис буржуазной культуры и музыка: Сб. статей. М.: Музыка, 1972. 288 с.

52. Кризис буржуазной социальной мысли: Реф. сб. / Редкол.: А. Поликарпов. М.: ИНИОН, 1980. 220 с.

53. Кризис буржуазной цивилизации и поиски «нового стиля жизни». Реф. сб. Вып. 3. М.: 1984. Вып. 4. М.: 1985. Вып. 5. М.: 1986. Вып. 6. М.:1987. Вып. 7. М: 1998.

54. Кризис буржуазных концепций «массового общества»: Реф. сб. М.: ИНИОН, 1979. 182 с.

55. Кризис западно-европейского искусства и современная эстетика. Вып.8. М.: Искусство, 1968. 328 с.

56. Кризис и перспектива развития культуры на рубеже тысячелетий: Под ред. А.Ф. Еремеева. Екатеринбург, УРГУ, 1999. 122 с.

57. Кризис современной буржуазной идеологии: Сб. статей. Под ред. М.Я. Корнеева и М.А. Кисселя. Л.: Издательство ЛГУ, 1978. 119 с.

58. Кузнецов В. Ортега-и-Гассет: привнести философию в жизнь, а жизнь -в философию // Восстание масс. Дегуманизация искусства. Бесхребетная Испания : [сб.: пер. с исп.] / Хосе Ортега-и-Гассет. М.: ACT: CT МОСКВА, 2008. С. 5-12.

59. Куличенко Л.К. Критика концепции общественного развития социальной философии Хосе Ортеги-и-Гассета. Автореф. Канд. дис. М.,1973. 23 с.

60. Кутлунин А.Г. Западно-европейская философия жизни: проблемы и противоречия. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992. 208 с.

61. Кутлунин А.Г. Критика философских и социологичсеких воззрений Ортеги-и-Гассета. Автореф. канд. дис. Свердловск, 1972.

62. Кутлунин А.Г. Немецкая философия жизни: Критические очерки. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1986. 172 с.

63. Кутлунин А.Г. Проблема «индивид - общество» в философии Ортеги-и-Гассета // Историко-философские исследования: Избранное / Под ред. проф. К.Н. Любутина. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. С. 62-77.

64. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. 525 с.

65. Макиавелли Н. Избр. Соч., М., 1982. 503 с.

66. Малышев И.В. Диалектика эстетического.— М.: ПРОБЕЛ-2000, 2006. 304 с.

67. Монтон Феррер X. Концепция «жизненного разума» в философском учении X. Ортеги-и-Гассета. Автореф. канд. дис. М., 1989. 20 с.

68. Моска Г. Правящий класс // СоцИс, № 10, 1994.

69. Московичи С. Исторический трактат по психологии масс / Пер. с фр. Т.П. Емельяновой. М.: Академический проект, 2011. 396 с.

70. Одиноченко В.А. Концепция культуры X. Ортеги-и-Гассета. Автореф. канд. дис. Минск, 1990. 18 с.

71. Онеггер А. Я - композитор. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1963. 208 с.

72. Ортега-и-Гассет X. «Философия истории Гегеля» и историология / Метафизические исследования. Вып. 2. СПб.: 1997. С. 250-281.

73. Ортега-и-Гассет X. Веласкес. Гойя. М.: Республика, 1997. 350 с.

74. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства и другие работы. М., Радуга, 1991. 638 с.

75. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.: Весь мир, 1997. 700 с.

76. Ортега-и-Гассет X. Камень и небо. М.: Грант, 2000. 285 с.

77. Ортега-и-Гассет X. Размышления о «Дон Кихоте». СПб.: Издательство СПбГУ, 1997. 331 с.

78. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., Наука, 1991. 403 с.

79. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. 586 с.

80. Ортега-и-Гассет X. Этюды об Испании. Киев, Новый Круг: Пор-Рояль, 1994. 394 с.

81. Ортега-и-Гассет X. Вильгельм Дильтей и идея жизни /Метафизические исследования. Вып.5-7. СПб.: 1998.

82. Платон Диалоги: Пер. с древнегреч. / Худож.-оформитель Б.Ф. Бублик. Харьков: Фолио, 1999. 383 с.

83. Погорельчик, А. В. «Человек-масса» -.Социально-философский портрет XX века. Дисс. канд. филос. наук. Воронеж, 2004. 143 с.

84. Портнов А.Н. Философская антропология Хосе Ортеги-и-Гассета в контексте антропологических идей XX века // Вестник Ивановского государственного университета. Вып. 2. 2003. Серия «История. Философия. Педагогика. Психология». С. 40-50.

85. Пространство другими словами. Французские поэты XX века об образе в искусстве. Спб., 2005. 304 с.

86. Прохорова Э.В. Поколение 1898 года: Проблема синтеза философии и литературы. Автореф. канд. дис. М.: 1997.

87. Райнов Б. Массовая культура; пер. с болгарск. М.: Прогресс, 1979.488 с.

88. Руткевич A.M. Социальная философия Мадридской школы. М., Издательство МГУ, 1981. 176 с.

89. Сидорина Т.Ю. Философия кризиса. М.: Флинта: Наука, 2003. 456 с.

90. Современная западная социология: классические традиции и поиски новой парадигмы. Под. общей ред. Ю.Н. Давыдова, Н.Л. Поляковой. М.:1990. 202 с.

91. Социальная теория и современность. Выпуск 10. X. Ортега-и-Гассет. М.: Луч, 1993. 150 с.

92. Тавризян Г.М. О. Шпенглер, Й. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М.: Искусство, 1989. 269 с.

93. Тавризян Г.М. Техника, культура, человек: Критический анализ концепций технического прогресса в буржуазной философии XX века. М.: Наука, 1986. 199 с.

94. Теория культуры / Под ред. С.И. Иконниковой, В.П. Большакова. СПб.: Питер, 2008. 592 с.

95. Тертерян И. Гуманизироваться или погибнуть // Вопросы литературы. 1961. №6.

96. Титов В.Ф. Хосе Ортега-и-Гассет о месте и роли философии в жизни общества // Вестник МГТУ, Т. 13, № 2, 2010. С. 249-255.

97. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, Культура, 1991. 606 с.

98. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М.: Прогресс, Культура. СПб.: Ювента, 1996. 477 с.

99. Турчин B.C. ОБРАЗ ДВАДЦАТОГО... М.: Прогресс-Традиция, 2003.

648 с.

100. Унамуно М. Избранное в 2-х томах. Д.: Художественная литература, 1981. Т. 1.518. с. Т.2. 350 с.

101. Унамуно М. О трагическом чувстве жизни. Киев, Символ, 1997. 414 с.

102. Философы двадцатого века. Сб. ст. Научн. ред.: A.M. Руткевич. М.: Искусство, 1999. 261 с.

103. Фридлендер Г. Философия искусства и искусство философа (Эстетика X. Ортеги-и-Гассета) // X. Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия культуры. -М.: Искусство, 1991. С. 89-103.

104. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Лекции и интервью. М., Наука, 1992. 175 с.

105. Хайдеггер М. Сборник. М.: Гнозис,1993. 332 с.

106. Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. / Общ. ред. и послесл. Г.М. Тавризян. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. 464 с.

107. Хёйзинга Й. В тени завтрашнего дня // Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. / Общ. ред. и послесл. Г.М. Тавризян. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. 464 с.

108. Хёйзинга Й. Осень Средневековья. М.: Прогресс. Культура, 1995. 539 с.

109. Хосе Ортега-и-Гассет и философский диагноз западной культуры // Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 4, гл. 19. Спб.: 1997.

110. Хренов H.A. Культура в эпоху социального хаоса. Изд. 2-е. — М.: Еди-ториалУРСС, 2011. 448 с.

111. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М.: ЦТР МГП ВОС, 1994. 308 с.

112. Чередниченко Т.В. Кризис общества - кризис искусства: Музыкальный «авангард» и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. М.: Музыка, 1987. 191 с.

113. Чернов Г. Ю. Социально-массовые явления: исследовательские подходы. 2-е изд. Ростов-на-Дону, Феникс+, 2009. 208 с.

114. Шестаков В.В. История эстетических учений. М.: Книжный дом «ЛИБ-РОКОМ», 2009. 408 с.

115. Шинкаренко В.Д. Смысловая структура социокультурного пространства: Игра, ритуал, магия. Изд. 2-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 232 с.

116. Шубарт В. Европа и душа Востока. М.: "Русская Идея", 2000. 446 с.

117. Щербань O.A. Проект преодоления кризиса искусства в эстетике X. Ортеги-и-Гассета // Вюник НТУУ «КП1». Фшософ1я. Психолопя. Педа-гогша.В. 1,2005. С. 7-14.

118. Arrióla J. F. La libertad, la autoridad y el poder en el pensamiento filosófico de José Ortega y Gasset. México: UNAM. Instituto de Investigaciones Jurídicas, 2003. 120 p.

119. Campomar M. M. Ortega y Gasset en La Nación. Buenos Aires: El Elefante Blanco, 2003.405 p.

120. Campomar M. M. Ortega y Gasset: en la curva histórica de la Institución Cultural Española. Madrid: Biblioteca Nueva; Fundación Ortega y Gasset, 2009. 939 p.

121. Carrascal J. M. Autobiografía apócrifa de José Ortega y Gasset. Madrid: Marcial Pons, 2010. 363 p.

122. Escamez Sánchez J. JOSÉ ORTEGA Y GASSET. Paris, UNESCO: International Bureau of Education, vol. XXIV, no. 1/2, 1994, p. 261-278.

123. Ferreiro Lavedán M. I. La teoría de los usos de Ortega y Gasset. La Coruña: Tórculo, 2002. 293 p.

124. Ferreiro M. I. La teoría social de Ortega y Gasset: los usos. 2a ed. rev. Madrid: Biblioteca Nueva, 2005. Fundación Ortega y Gasset,. 300 p.

125. Fresnillo Nuñez J. Concordantia ortegiana : concordantia in José Ortega y Gasset Opera Omnia / Javier Fresnillo Nuñez. Alicante : Universidad de Alicante, Servicio de Publicaciones, 2004. 248 p.

126. Garcia Morente M. Estudios y ensayos. Mexico: Editorial porrua, S.A., 1992. 328 pags.

127. González Cuevas P. C. Conservadurismo heterodoxo: tres vías ante las derechas españolas: Maurice Barrés, José Ortega y Gasset y Gonzalo Fernández de la Mora. Madrid: Biblioteca Nueva, 2009. 224 p.

128. Jahanbegloo R. Reading José Ortega Y Gasset in 21st Century [Электронный ресурс] URL: http://jahnbegloo.com/articles/ortega.html (дата обращения 09.12.2011)

129. Lasaga Medina J. Figuras de la vida buena: (ensayo sobre las ideas morales de Ortega y Gasset). Ia ed. Madrid: Enigma Fundación José Ortega y Gasset, 2006. 250 p.

130. Lasaga Medina J. José Ortega y Gasset (1883-1955): vida y filosofía. Madrid: Biblioteca Nueva; Fundación José Ortea y Gasset, 2003. 196 p.

131. López Medel J. Ortega y Gasset en el pensamiento jurídico. Madrid: Dykinson, D.L. 2003. 287 p.

132. López Medel J. Recepción del pensamieto de Ortega y Gasset en la España contemporánea. Madrid: Fundación Cultural de la Milicia Universitaria (FUNDAMU), D.L. 2006. 17 p.

133. López Medel J. Universidad, política y milicia en Ortega y Gasset. Madrid: Fundación Cultural de la Milicia Universitaria (FUNDAMU), D.L. 2006. 23 p.

134. Marías J. Acerca de Ortega. Madrid, Revista de Occidente, 1971. 217 p.

135. Marías J. Como leer la rebelión de las masas. Prólogo a la 9a. Edición del Club de Lectores, Buenos Aires, 1985.

136. Marías J. Introducción // Ortega y Gasset J. La rebelión de las masas. Madrid, Espasa Libros, S.L.U., 2010. P. 9-32.

137. Medin T. El cristal y sus reflexiones: nueve intérpretes españoles de Ortega y Gasset. Madrid: Biblioteca nueva, Cop. 2005. 400 p.

138. Padilla J. Ortega y Gasset en continuidad: Sobre la Escuela de Madrid. Madrid: Biblioteca Nueva Fundación José Ortega y Gasset, 2007. 201 p.

139. Romiro de Paño P. Dios y cristianismo en Ortega y Gasset. Tesis doctoral. Universidad Complutense de Madrid. 1997. 252 p.

140. Saavedra M. H. Ortega y Gasset: la obligación de seguir pensando. Madrid: Dykinson, 2004. 295 p.

141. Sánchez Villaseñor J. Pensamiento y trayectoria de José Ortega y Gasset. 2a ed. México: Universidad Iberoamericana, 2007. 270 p.

142. Zamora Bonilla J. Ortega y Gasset. Barcelona: Plaza Janés, 2002. 652 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.