Этнокультурная идентичность Испании: национальные и региональные аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Тумин Александр Дмитриевич

  • Тумин Александр Дмитриевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 176
Тумин Александр Дмитриевич. Этнокультурная идентичность Испании: национальные и региональные аспекты: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет». 2022. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Тумин Александр Дмитриевич

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования этнокультурной идентичности

1.1. Осмысление понятий «идентичность» и «коллективная идентичность»

в рамках западноевропейской и отечественной гуманитарной мысли

1.2. Исторические и культурные особенности формирования испанской этнокультурной, национальной и региональной идентичности

1.3. Испанские исследования этнокультурной, национальной, региональной идентичности

Глава 2. История формирования испанской этнокультурной, национальной, региональной идентичности

2.1. Эпоха Античности и Реконкисты как основа для испанской этнокультурной идентичности и возникновения национальной идеи «Еспаньолидад»

2.2. Этнокультурная идентичность в период формирования и развития национального государства (ХУ1-Х1Х вв.)

2.3. Кризисное развитие испанской коллективной идентичности в ХХ

веке

Глава 3. Диалектика общенационального и регионального в испанской этнокультурной идентичности

3.1. Истоки идеологии федерализма и гражданского национализма

3.2. Особенности испанских региональных идентичностей

3.3. Государство «исторических национальностей» как путь к преодолению кризиса идентичности

Заключение

Библиографический список

164

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнокультурная идентичность Испании: национальные и региональные аспекты»

Введение

Актуальность исследования этнокультурной идентичности состоит в том, что в современном мире постоянно расширяются межнациональные и межкультурные отношения между большинством стран. Несмотря на глобализационные процессы во всех сферах жизни общества, развитие гражданского общества и нивелирование сословных и классовых ограничений, а также в целом на попытки унификации этнокультурной специфики стран в виде «вестернизации» и принятия доктрины мультикультурализма, в большинстве стран Западного полушария и в целом в мире этнические противоречия продолжают нарастать.

Этнокультурная коллективная идентичность - это динамическая и частично меняющаяся структура, ядро национальной культуры, обеспечивающее культурную преемственность. Глобализация же ведет к размыванию культурных границ, этнокультурных стереотипов, развитию этноцентристских региональных движений, что, в свою очередь, приводит к кризису этнокультурной коллективной идентичности и изменению национальной и культурной политики.

Кризис этнокультурной коллективной идентичности выражается в опасности утратить свой язык, религию, народный эпос, историческую уникальность, в целом свою самобытность. Кризисные процессы наиболее радикально проявляются в таких отрицательных феноменах, как ксенофобия и воинственный этноцентризм, радикализация сторонников регионального национализма и сепаратизма, что еще сильнее разрывает национальное единство государств. Тем самым подрывается устойчивость современных государств, единство которых основано на концепции гражданского национализма и национального государства. В сложившейся ситуации для сохранения национального единства требуется поиск новых идеологических

основ культурной и национальной политики. Сказанное в полной мере относится к Испании, где радикальный этнический национализм проявляется во всех сферах - от классовой борьбы до женской эмансипации и экологии. Наглядным примером являются недавние события в Каталонии, направленные на отделение этой области от Испании1.

Из вышесказанного следует, что чрезвычайно важно выявить истоки кризисных явлений в процессе формирования испанской национальной и региональной этнокультурной идентичности, проанализировать направления государственной культурной политики по их преодолению.

Представляется, что испанский опыт может быть полезен и для других стран, сталкивающихся с потребностью в осмыслении современных национальных процессов и своей этнокультурной специфики. К числу таких стран, несомненно, принадлежит и Россия, в которой проживает свыше 180 различных народностей и национальностей. Компаративистская методология позволяет использовать выводы из данного исследования для анализа кризисных состояний и нахождения путей их возможного решения в контексте отечественной культуры.

Потребность междисциплинарного исследования этнокультурной специфики государств мира, во многом определяющей особенности их национального и культурного развития, настоятельно требует обращения к культурологическому анализу, поскольку, как справедливо заметил С. Хантингтон, в современном мире глобальная политика - это политика цивилизаций, а «основные различия политического и экономического развития различных цивилизаций имеют корни в различии культур» 2 . Поэтому принципиальное значение приобретает фактор целостности этнических культур, которая обеспечивается «не только наличием социальных институтов

1 La historia de la nación y del nacionalismo español / A. Morales Moya, J.P. Fusi Aizpurua, A. de Blas Guerrero (coord.). Barcelona: Galaxia Gutenberg: Circulo de Lectores, 2006. 1536 p.

2 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2021. С. 26.

государства, но и сохранением культурных традиций в их художественной, эстетической и смысловой составляющей, что... и позволяет этническому самосознанию достигать уровня гражданского сознания и гражданской идентичности»3.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретическая разработка проблемы идентичности, с которой непосредственно связана концептуализация испанской этнокультурной, национальной, региональной коллективной идентичности, широко представлена как в отечественной, так и в зарубежной литературе.

Понятие «идентичность» образовалось от латинского корня «idem», и его можно перевести как «сходство», «подлинность». Корни понятия «коллективная идентичность» и «этнокультурная коллективная идентичность» начали прослеживаться в изучении специфики народной культуры через концепцию «народного духа» (В. Вундт, М. Лацарус, X. Штейнталь). Автором концептов «идентичность» и «коллективная идентичность» является З. Фрейд 4 . Психоаналитик Э. Эриксон внес большой вклад в популяризацию и актуализацию темы кризиса идентичности. В рамках данных исследовательских направлений были разработаны понятия «этноцентризм» и «коллективное сознание», легшие в основу концепции «этнического национализма» (В. Вундт5, Л. Гумплович, Г. Лебон и др.).

Российские исследования этнокультурной коллективной идентичности начались с изучения специфики русского национального характера, что получило выражение в работах славянофилов (С.Н. Булгаков, В.О. Ключевский, Н.О. Лосский, B.C. Соловьев, А.С. Хомяков и др.) и философии персонализма H.A. Бердяева. Анализом специфики российской этнокультурной и национальной

3 Этнос и этническое самосознание в цивилизационном дискурсе: размышления / Г.В. Драч [и др.] // Вопросы философии. 2020. № 8. С. 64-71.

4 Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений. М.: Просвещение, 1989. 448 с.

5 Вундт В. Проблемы психологии народов. СПб.: Питер, 2001. 160 с.

гражданской коллективной идентичности занимались культурологи, философы, психологи, социологи, политологи (Р.Г. Абдулатипов, М.М. Бахтин, Ю.В. Бромлей, Н.Я. Данилевский, З.А. Жаде, О.А. Журавлев, И.С. Кон, Ю.М. Лотман, C.B. Лурье, С.А. Ляушева, И.В. Малыгина, Б.Ф. Поршнев, В.А. Тишков, А.Я. Флиер, С.М. Широкогоров, Л.Е. Яковлева и др.).

Основными методологическими подходами для исследования этнокультурной коллективной идентичности являются: примордиалистский (от англ. primordial - изначальный) и конструктивистский (инструменталистский). Представителями примордиалистского методологического подхода являются следующие исследователи: В.Г. Бабаков, Ю.В. Бромлей, М.Н. Руткевич, В.М. Семенов, С.М. Широкогоров и др. Исследователями, придерживающимися конструктивистского методологического подхода, являются Р.Г. Абдулатипов, Б. Андерсон, Ф. Барт, А. Геллнер, Р. Редфилд, Э. Смит, В.А. Тишков, Ю. Хабермас, С. Хантингтон, Э. Хобсбаум, К. Хюбнер, Э. Эриксон и др.

Исследованию ибероамериканской цивилизационной специфики, испанской национальной и этнокультурной идентичности, национальных особенностей испанской философии как части культурной самоидентификации были посвящены труды отечественных ученых Ю.Н. Гирина, О.В. Журавлева, В.Б. Земскова, А.Б. Зыковой, Т.С. Паниотовой, Н.И. Петякшевой, Л.Е. Яковлевой и др.

Испанские исследования этнокультурной и гражданской коллективной идентичности, испанской региональной этнокультурной коллективной идентичности можно разделить на хронологические этапы:

- письменные хроники XV-XVI вв., в период объединения испанского государства, когда возникло исследовательское историческое направление «Новаторэс», ориентированное на поиск правдивой исторической информации на основе исследований испанского народного эпоса (М. Марти, Н.А. де Мондехар, Г. Маянс, Б.Х. Фейхо-и-Монтенегро, Э. Флорес, Х. Франциск);

- рубеж Х1Х-ХХ в., когда вследствие национального кризиса возникли испанские интеллектуальные движения «Поколение 1898 г.» и «Поколение 1914 г.» (Р. Альтамира-и-Кревеа, М. Асанья-и-Диас, Х.-Л. Бальмес, А. Кастро, Х. Коста, М. Лафуэнте, Р. де Маэсту, Х. Ортега-и-Гассет, Ф. Пи-и-Маргаль, Э. Хименес Кабальеро, Ф. Хинер де лос Риос и др.), в рамках которых зародились концепции испанского и ибероамериканского культурного единства «Еспаньолидад» и «Испанидад», отражающие специфические черты испанского национального духа, а также испанское региональное культурное многообразие;

- испанский «переход к демократии» (1975-1982), когда из-за радикального изменения национальной и культурной политической стратегии испанского государства испанские интеллектуалы стали ориентироваться на поиск идеологических основ единства испанского государства (Х. Висенс Вивес, М. Диас-Андреа, Х. Мариана, А. Морелес Моя, К. Санчес-Альборнос, Х. П. Фуси, Х. Хуаристи и др.).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день большое значение имеет развитие междисциплинарного культурологического исследования темы формирования этнокультурной коллективной идентичности, гражданской идентичности в целом и испанской в частности. Эта область научного знания отличается большим теоретическим многообразием.

Научная задача исследования заключается в том, чтобы определить, какие именно специфические черты испанской этнокультурной коллективной идентичности имели ключевое значение в процессе формирования испанской гражданской коллективной идентичности. Такая постановка вопроса определяет объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект исследования: этнокультурная идентичность.

Предмет исследования: испанская этнокультурная, национальная и региональная идентичность.

Цель исследования: провести комплексный культурологический анализ особенностей формирования и развития испанской этнокультурной идентичности.

Задачи исследования:

- рассмотреть основные методологические подходы междисциплинарного исследования понятий «идентичность» и «коллективная идентичность»; проанализировать понятия этнокультурной, национальной и региональной коллективной идентичности и институты культуры, которые их формируют;

- раскрыть содержание концептов «Испанидад» и «Еспаньолидад» и рассмотреть возможность их применения для характеристики испанской этнокультурной и национальной коллективной идентичности;

- исследовать культурный контекст и выделить ключевые события испанской истории и культуры, оказавшие решающее влияние на формирование испанской национальной коллективной идентичности;

- выявить основные этапы и особенности формирования региональной идентичности испанских «исторических национальностей», причины возникновения испанских региональных национализмов;

- определить роль испанской монархии в формировании испанской этнокультурной и гражданской коллективной идентичности;

- проанализировать испанскую государственную культурную политику в сфере формирования национальной гражданской коллективной идентичности.

Теоретико-методологические основания исследования. За основу приняты теоретические положения в работах ведущих исследователей, в том числе испанских, испанской культуры, этнокультурной и гражданской коллективной идентичности.

Методологический инструментарий диссертации составляют ключевые понятия, принципы исследования и подходы. К основным понятиям относятся: «идентичность», «индивидуальная идентичность», «коллективная

идентичность», «этноцентризм», «этнокультурная идентичность», «национальная идентичность (гражданская и государственная)», «федерализм», «национализм», «национальная идея». Также играют важную роль такие понятия, как «культурные границы», воспринимающиеся как «этнические границы», и «картина мира», что можно определить, как систему мировоззренческих представлений, которые формируют культурные традиции.

Теоретические положения, важные для исследования этнокультурной коллективной идентичности, имеются в трудах представителей ростовской культурологической школы (В.Е. Давидович, Г.В. Драч, Ю.А. Жданов, М.К. Петров, Е.Я. Режабек, О.М. Штомпель и др.). В рамках данной школы получил развитие деятельностный подход, ориентированный на понимание культуры как процесса адаптации человека к окружающей среде, совокупности способов и результатов человеческой деятельности.

Ключевое методологическое значение в плане исследования культурной и национальной политики Испании имеют следующие научные подходы и идеи:

- междисциплинарный подход, позволяющий использовать результаты социогуманитарных исследований, затрагивающих проблематику истории формирования испанской этнокультурной и гражданской коллективной идентичности;

- категориальный подход для выявления сущностных характеристик коллективной идентичности;

- идеи Ф. Пи-и-Маргаля, создателя доктрин локализма и регионализма, представителей пантеистического направления «краузизм», а также объединений «Поколение 1898 г.» и «Поколение 1914 г.», которыми были выработаны концепции «Еспаньолидад» и «Испанидад»;

- теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. В основе данной концепции лежит соотнесение идеи осуществления социальной справедливости с понятиями реалистической утопии прав человека, гражданского общества и

критикой концепции этнического национализма;

- примордиалистский (онтологический) и конструктивистский методологические подходы, которые являются основными для исследования этнокультурной коллективной идентичности. С точки зрения сторонников примордиалистского методологического подхода, этнос, или этническая группа, - это сообщество индивидов, которое объединено не только политическими или идеологическими конструктами, но и общим этническим происхождением и культурными ценностями; в рамках конструктивистского методологического подхода понятие нации определяется как «воображаемое сообщество», сформированное на основе не общего этнического происхождения, а чувства лояльности, принятия общих идеологических конструктов, научных и художественных дискурсивных практик, образующих «национальное самосознание»6.

- синхронно-диахроннический подход (Н. Элиас)7, суть которого состоит в исследовании исторической статики (синхронии) в контексте социокультурной динамики (диахронии), с учетом сложного комплексного характера исторических явлений. Этнокультурная идентичность - это комплексное понятие, на которое влияет социокультурная динамика, состоящее из нескольких слоев, формирующих так называемую диахроническую вертикаль, которая имеет трехуровневый характер: нижний слой - родовая идентичность; средний слой - этническая идентичность (этничность); верхний слой - национальная идентичность;

- принцип историзма, выражающийся в исследовании историко-культурного контекста формирования испанской этнокультурной, региональной, гражданской коллективной идентичности;

6 Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2001. С. 62.

7 Элиас Н. Изменение баланса между Я и Мы // Общество индивидов. М.: Праксис, 2001. С. 238.

- системный анализ, использующийся для анализа интеграции выделенных категорий в базовые элементы (этнокультурная идентичность, культурная политика, региональное движение, культурные институты и организации);

- метод междисциплинарной компаративистики, предполагающий необходимость сравнительного исследования этнокультурной специфики

о

государств мира, ее культурологического анализа8.

Источниковая база исследования. Категориальный подход к изучению испанской этнокультурной коллективной идентичности предполагает изучение работ испанских исследователей, среди которых:

- научные труды испанских авторов, посвященные средневековой культуре Испании: работы Х. Хуаристи «Новые истории баскских националистов» 9 , «Вестготы Вавилона. Для археологии испанских национализмов»10; статьи К. Санчес-Альборнос об истории средневековой Испании; сочинение М. Лафуэнте «Общая история Испании от самых далеких времен до наших дней: введение в дискурс»11; работа Р. Альтамира-и-Кревеа «История средневековой Испании»; исследования М. Диас-Андреа, посвященные роли вестготских королей для возникновения предпосылок объединения испанского государства;

- научные работы испанских исследователей XIX-XX вв. консервативной направленности: труд Х. Бальмеса «Влияние религии на молодежь»12, где обосновывается его концепция «двух Испаний»; статьи Э. Хименеса Кабальеро,

8 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. С. 26.

9 Juaristi J. Sacra Némesis. Nuevas historias de nacionalistas vascos. Madrid: Espasa Calpe, 1999. 316 р.

10 Juaristi J. Vestigios de Babel. Para una arqueologia de los nacionalismos espanoles. Madrid: Siglo XXI, 1992. 120 р.

11 Lafuente M. Historia general de España desde los tiempos más remotos hasta nuestros días: discurso preliminar. Pamplona: Urgoiti, 2002.

12 Balmes J. La relijión demostrada al alcance de los niños. Quito: Reimpreso por M. Rivadeneira, 1853.

посвященные обоснованию причин патриархальности испанской культуры; работа Р. де Маэсту «Защита Испанидад»13, легшая в основу концепции национал-католицизма; статьи А. Кастро, автора концепции «Еспаньолидад»;

- научные работы испанских исследователей Х1Х-ХХ вв. либеральной направленности: статьи М. де Унамуно, посвященные исследованию испанского регионального фольклора на основе его концепции интраистории; научный труд Х. Ортеги-и-Гассета «Идея программы-минимум»14, посвященный концепции регионализации испанского государства; статьи Ф. Пи-и-Маргаля, в которых обосновываются предпосылки федерализации испанского государства; статьи М. Асанья-и-Диаса об испанском патриотизме как основе единения народов страны;

- научные работы современных испанских авторов: сочинение Х.П. Фуси «Испания: Автономии» 15 , посвященное исследованию этнокультурной специфики испанских регионов; сборник статей под редакцией А. Моралеса Мойи «История нации и испанского национализма »16, посвященный истории формирования испанской гражданской коллективной идентичности; научный труд С. Балфоура «Переосмысленная Испания. Нация и самобытность с начала

17

переходного периода» , темой которого является исследование ключевых событий, произошедших в процессе испанского «перехода к демократии»; работа М. Каминаля «Плюралистический федерализм. От национального

13 Maeztu R. de. Defensa de la Hispanidad. Madrid: Gráfica Universal, 1934. 317 p.

14 Ortega-y-Gasset J. Idea de un programa minimo // Obras completas. Vol. 3 (1917-1925). Madrid: Fundación J. Ortega-y-Gasset / Centro de Estudios Orteguianos, 2005. P. 142-145.

15 Fusi J.P. España, autonomías. Madrid: Espasa Calpe, 1988. 816 p.

16 La historia de la nacion y del nacionalismo espanol / A. Morales Moya, J.P. Fusi Aizpurua, A. de Blas Guerrero (coord.). Barcelona: Galaxia Gutenberg: Circulo de Lectores, 2006. 1536 p.

17 Balfour S., Quiroga A. España reinventada. Nación e identidad desde la transición. Barcelona: Península, 2007. 415 p.

федерализма к многонациональному федерализму», посвященная становлению

18

испанского «государства автономий»18.

Исследование специфики формирования испанской этнокультурной и гражданской коллективной идентичности потребовало привлечения широкого круга текстов испанских авторов: исторических хроник, законодательных актов, дневниковых записей, выступлений, информации интернет-ресурсов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- введение в научный оборот и анализ оригинальных испаноязычных источников позволили выделить главные направления изучения испанской этнокультурной идентичности в различных контекстах и показать доминирование в испанской историографии конструктивистского подхода (историческая школа «Новаторэс»);

- раскрыто содержание понятий «Испанидад» (доктрина единства иберийских и латиноамериканских народов, объединенных языковым и в целом общим культурным происхождением), «Еспаньолидад» (концепция испанского национального единства); «Насионалидад», или «историческая национальность» (выражает признание этнокультурной специфики испанских регионов). Эти понятия играют важную роль в концептуализации темы испанской этнокультурной и гражданской национальной коллективной идентичности;

- доказано, что на формирование испанской этнокультурной, национальной и региональной идентичности оказали существенное влияние как внешние (римское, вестготское, арабское) завоевания, так и внутренние факторы (этнический и религиозный состав, Реконкиста, политика католических королей (Изабеллы I Кастильской и Фердинанда II Арагонского) и др.);

- обосновано, что признание «исторических прав» четырех испанских «исторических национальностей» (Страны Басков, Каталонии, Галисии и

18 CaminalM. El federalismo pluralista. Del federalismo nacional al federalismo plurinacional. Barcelona: Paidós, 2002. 153 р.

Арагона) является как легитимизацией их региональной этнокультурной идентичности, так и следствием проводимой современным испанским государством культурной политики;

- доказано, что восстановление образа испанского монарха как символа единства Испании имело целью подчеркнуть преемственность современного испанского государства и тысячелетней истории культуры Испании и должно было сломать культурный барьер уникальности испанского «перехода к демократии»;

- продемонстрировано, что принятие политической доктрины конституционного патриотизма в качестве идеологической основы современной испанской национальной и культурной политики направлено на автономизацию испанского государства, знаменует отказ от франкистской борьбы против культурной специфики регионов и является попыткой преодоления кризиса национальной идентичности на государственном уровне.

На защиту выносятся следующие основные положения исследования:

1. Научное осмысление испанской этнокультурной коллективной идентичности началось с распространения пантеистической концепции «краузизмо» и под влиянием и доктрины «народного духа», легших в основу примордиалистского методологического подхода, что имело большое значение для исследования испанской региональной этнокультурной коллективной идентичности, возникновения движений по исследованию фольклора испанских регионов - «рэгэнэрасионисмо» и «кастисисмо». Конструктивистский характер исследований формирования испанской гражданской коллективной идентичности получил выражение во франкистской концепции испанского мононационального государства, концепции «насионал католисисмо» и в современной доктрине испанского национального единства «Еспаньолидад». На основе конструктивистской по сути концепции национального и регионального

самоопределения для испанских регионов был утвержден статус «исторических национальностей».

2. «Еспаньолидад», являющаяся доктриной испанского национального единства, и «Испанидад», концепция ибероамериканского культурного единства, возникли как реакция консервативных испанских политиков на модернизацию и секуляризацию патриархального общества. Близкое по значению понятие «Еспаньолисмо» стало обоснованием федерализации испанского государства. Современная испанская национальная доктрина «Еспаньолидад» была инкорпорирована в концепцию конституционного патриотизма, и данные идеологические конструкции послужили основой для утверждения современного испанского государства «автономных сообществ», регионализации испанского государства.

3. Историческое и географическое положение Испании как перекрестка культур предопределило особенности формирования ее этнокультурной, национальной и региональной идентичности. Внешние вторжения (римское, вестготское, арабское) породили сложные межэтнические и межконфессиональные взаимодействия, а противостояние захватчикам сформировало своеобразные черты национального характера. Сложившаяся в период Реконкисты форальная система консервировала региональную специфику. Важнейшим историческим событием, ознаменовавшим начало формирования национальной гражданской идентичности, стало объединение испанских средневековых королевств под эгидой католических королей. Принятие Первой испанской конституции 1812 г. привело к противостоянию «двух Испаний» (сторонников патриархальной, теократической Испании и сторонников секуляризации и демократизации страны). Принятие франкистской доктрины «насионал католисисмо» означало утверждение курса на создание мононационального государства. Современное «государство автономий» - это следствие отказа от этноцентризма франкистской Испании.

4. Испанская региональная идентичность сформировалась на основе национального и культурного многообразия «исторических национальностей». Специфика формирования баскской этнокультурной коллективной идентичности выражается в том, что Страна Басков является «заповедником иберийского патриархального уклада», что стало следствием географической труднодоступности региона. Кастильская и андалузская региональная этнокультурная идентичность сформировалась под влиянием средневековой арабо-мусульманской культуры и Реконкисты; это получило выражение в культурных феноменах «идальгизма», «мачизма» и «донкихотизма», которые стали восприниматься как общеиспанские национальные символы, что выражает «кастельяносентрисмо» испанской этнокультурной идентичности. Каталонская региональная специфика связана с кельтским этническим происхождением коренного населения региона. Галисийцы идентифицируют себя в качестве граждан мультиязычной Испании, как и граждане остальных испанских регионов.

5. Сохранение монархии в Испании является следствием того, что католические короли (Изабелла I Кастильская и Филипп II Арагонский) стали рассматриваться как основатели единого испанского государства и испанской нации. Статус католических королей символизировал их преемственность вестготским королям (готизм), при которых происходило утверждение христианства и объединение испанских средневековых королевств. После испанского «перехода к демократии» сохранение испанской монархии стало рассматриваться в качестве предпосылки сохранения унитарного территориального устройства страны.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Тумин Александр Дмитриевич, 2022 год

Библиографический список

1. Альтамира-и-Кревеа, Р. История средневековой Испании: в 2 т. / Р. Альтамира-и-Кревеа. - М.: Евразия, 2003. - Т. 1. - 520 с. - Текст: непосредственный.

2. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон. - М.: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2001. - 286 с. - Текст: непосредственный.

3. Аникеева, Н.Е. Испания в конце XX - начале XXI века / Н.Е. Аникеева // Новая и новейшая история. - 2006. - № 2. - С. 71-84. - Текст: непосредственный.

4. Асмус, В.Ф. Иммануил Кант / В.Ф. Асмус. - М.: Наука, 1973. - 536 с. -Текст: непосредственный.

5. Бабаков, В.Г. Кризисные этносы / В. Г. Бабаков. - М.: ИФРАН, 1993. - 181 с. -Текст: непосредственный.

6. Боткин, В.П. Письма об Испании / В.П. Боткин. - Л.: Наука, 1976. - 342 с. -Текст: непосредственный.

7. Бродель, Ф. Что такое Франция? Кн. 2. Люди и вещи / Ф. Бродель. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1997. - Ч. 2. - 511 с. - Текст: непосредственный.

8. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. - М.: Наука, 1983. -412 с. - Текст: непосредственный.

9. Вундт, В. Проблемы психологии народов / В. Вундт. - СПб.: Питер, 2001. -160 с. - Текст: непосредственный.

10. Ведюшкин В.А., Попова Г.А. (отв. ред.) История Испании. Том 1. С древнейших времён до конца XVII века. М.: Индрик, 2012. — 724 с.

11. Вилар, П. История Испании / П. Вилар. - М.: АСТ-Астрель, 2006. - 225 с. -Текст: непосредственный.

12. Висенс, Х. Записки по истории франкистского режима / Х. Висенс // Проблемы испанской истории. - М.: Наука, 1979. - С. 79-105. - Текст: непосредственный.

13. Волкова, Г.И. Политическая история Испании XX века / Г.И. Волкова, А.В. Дементьева. - М.: Высшая школа, 2005. - 191 с. - Текст: непосредственный.

14. Второй Ватиканский Собор / Е.В. Калиниченко [и др.] // Православная энциклопедия. - М.: Православная энциклопедия, 2004. - Т. 7. - С. 268-303. - Текст: непосредственный.

15. Вундт, В. Проблемы психологии народов / В. Вундт. - СПб.: Питер, 2001. -160 с. - Текст: непосредственный.

16. Гарсия, Х. Испания XX века / Х. Гарсия. - М.: Мысль, 1967. - 486 с. - Текст: непосредственный.

17. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа. Философия истории / Г.В.Ф. Гегель. -М.: Эксмо, 2007. - 876 с. - Текст: непосредственный.

18. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. // Г.В.Ф. Гегель. - М.: Наука, 1977. - Т. 3. - 470 с. - Текст: непосредственный.

19. Геллнер, Э. Пришествие национализма // Нации и национализм. М.: Праксис, 2002. С. 156-158.

20. Геллнер, Э. От родства к этничности / Э. Геллнер // Цивилизации. - М.: МАЛП, 1997. - Вып. 4. - С. 95-102. - Текст: непосредственный.

21. Давидович, В.Е. Сущность культуры / В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, -Ростов-на-Дону., Издательство Ростовского уни-верситета, 1979 г. - 264 с. Текст: непосредственный.

22. Дамс, Х.Г. Франсиско Франко. Солдат и глава государства / Х.Г. Дамс. -Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 346 с. - Текст: непосредственный.

23. Декарт, Р. Избранные произведения / Р. Декарт. - М.: Политиздат, 1950. -712 с. - Текст: непосредственный.

24. Диас-Плаха, Г. От Сервантеса до наших дней / Г. Диас-Плаха. М.: Прогресс, 1981. - 328 с. - Текст: непосредственный.

25. Драч, Г.В. Конститутивы культурологической теории/ Г.В. Драч. -Культурологический журнал., Теоретическая культурология, - 2011. - №3 (5). - С. 2. - Текст: непосредственный.

26. Заковоротная, М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты / М.В. Заковоротная. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 1999. - 183 с. -Текст: непосредственный.

27. Испания: анфас и профиль / под ред. В.Л. Верникова. - М.: Весь мир, 2007. -480 с. - Текст: непосредственный.

28. Испанская Конституция. - URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/LAW/SPAIN.HTM. - Текст: электронный (дата обращения: 23.09.2021).

29. История Испании. Т. 1. С древнейших времен до конца XVII века / отв. ред. В.А. Ведюшкин, Г.А. Попова. - М.: Индрик, 2012. - 696 с. - Текст: непосредственный.

30. История мировой культуры: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманит. специальностям и направлениям / [Г. В. Драч, В. Д. Бакулов, В. К. Королев и др.]; Под науч. ред. Г. В. Драча. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 507 с. - Текст: непосредственный.

31. История Франции: в 3 т. / П.И. Примак [и др.]. - Минск: Вышэйшая школа, 2010. Т. 2. - 222 с. - Текст: непосредственный.

32. Кожановский, А.Н. Народы Испании во второй половине XX века (опыты автономизации и национального развития) / А.Н. Кожановский. - М.: Наука, 1993. - 187 с. - Текст: непосредственный.

33. Каро Бароха, Х. Баски / Х. Каро Бароха. - М.: URSS, 2004. - 320 с. - Текст: непосредственный.

34. Калиниченко Е. В., Пономарёв В. П., Пучкин Д. Э., Тюшагин В. В.Второй

энциклопедия», 2004. — Т. VII. — С. 268—303. — 752 с.

35. Культурология: конспект лекций / Г. В. Драч [и др.]; отв. ред.: Г. В. Драч. -Изд. 7-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 154 с. - Текст: непосредственный.

36. Культурология в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / [Драч. Г. В. и др.]; под ред. Г. В. Драча. - Изд. 4-е, доп. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 411 с. - Текст: непосредственный.

37. Кожановский, А.Н. Быть испанцем. Традиция. Самосознание. Историческая память / А. Н. Кожановский. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2006. - 318 с. -Текст: непосредственный.

38. Коротеева, В. Теории национализма в зарубежных социальных науках / В. Коротеева. - М.: РГГУ, 1999. - 140 с. - Текст: непосредственный.

39. Креленко, Д.М. Франсиско Франко: путь к власти / Д.М. Креленко. -Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2002. - 211 с. - Текст: непосредственный.

40. Кулешова, В.В. Проблема Испании в полемической публицистике Рамиро де Маэсту 1896-1936 годов / В.В. Кулешова // Проблемы испанской истории. - М.: Наука, 1979. - С. 106-134. - Текст: непосредственный.

41. Лебон, Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. - М.: Академический Проект, 2011. - 228 с. - Текст: непосредственный.

42. Ляушева, С.А. Эволюция религиозных верований адыгов: история и современность : (Филос.-культурол. анализ) / С. А. Ляушева; Сев.-Кавк. науч. центр высш. шк., Адыг. гос. ун-т. - Ростов н/Д : Адыг. гос. ун-т, 2002

Ватиканский

энциклопедия. — М. :Церковно-научный

Собор // Православная центр «Православная

(ООО Аякс). - 184 с.;

43. Лурье, С. Метаморфозы традиционного сознания / С. Лурье. - СПб.: Тип. им. Котлякова, 1994. - 286 с. - Текст: непосредственный.

44. Мец, А. Мусульманский Ренессанс / А. Мец. - М.: Наука, 1973. - 473 с. -Текст: непосредственный.

45. Мишель, А. Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции / А. Мишель. - М.: Территория будущего, 2008. - 536 с. - Текст: непосредственный.

46. Монтгомери Уотт, У. Влияние ислама на средневековую Европу / У. Монтгомери Уотт. - М.: Наука, 1976. - 128 с. - Текст: непосредственный.

47. Многоуровневая идентичность / З.А. Жаде [и др.]. - М.: Российское философское общество; Майкоп: Качество, 2006. - 245 с. - Текст: непосредственный.

48. Ортега-и-Гассет, Х. Бесхребетная Испания / Х. Ортега-и-Гассет. - М.: Ермак: АСТ, 2003. - 272 с. - Текст: непосредственный.

49. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс: сб. / Х. Ортега-и-Гассет. - М.: АСТ, 2002. - 509 с. - Текст: непосредственный.

50. Ортега-и-Гассет, Х. Избранные труды / Х. Ортега-и-Гассет. - М.: Весь мир, 2000. - 700 с. - Текст: непосредственный.

51. Паниотова, Т.С. Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX - начало XXI в.) / Т.С. Паниотова. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 223 с. -Текст: непосредственный.

52. Паниотова, Т.С. Утопия в пространстве диалога культур / Т.С. Паниотова. -Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2004. - 303 с. - Текст: непосредственный.

53. Паниотова, Т.С. Этногенез как фактор культурной идентичности: на примере становления латиноамериканской культуры / Т.С. Паниотова // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2013. - № 6. - С. 47-51. -Текст: непосредственный.

54. Прохоренко, И.Л. Проблема национальной идентичности в условиях региональной интеграции: Испанский случай // Ибероамериканские тетради. - 2016. - Вып. 1. - С. 49-55. - Текст: непосредственный.

55. Пожарская, С. Франсиско Франко и его время / С. Пожарская. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 410 с. - Текст: непосредственный.

56. Пономарева, Л.В. Поздний Маэсту / Л.В. Пономарева // Проблемы испанской истории. - М.: Наука, 1979. - С. 95-106. - Текст: непосредственный.

57. Попов, Л.Б. Воспоминания о еврокоммунизме / Л.Б. Попов. - М.: Международные отношения, 2008. - 156 с. - Текст: непосредственный.

58. Престон, П. Франко: Биография / П. Престон. - М.: Центрполиграф, 1999. -702 с. - Текст: непосредственный.

59. Робертсон, Дж.С. История христианской церкви от апостольского века до наших дней: в 2 т. Т. 2. От разделения церквей до наших дней / Дж.С. Робертсон, И.И. Герцог. - СПб.: Изд. И.Л. Тузова, 1891. - 1290 с. - Текст: непосредственный.

60. Смит, Э. Национализм и модернизм. Критический обзор современных теорий наций и национализма / Э. Смит. - М.: Праксис, 2004. - 464 с. -Текст: непосредственный.

61. Тертерян, И.А. Человек мифотворящий / И.А. Тертерян. - М.: Советский писатель, 1988. - 557 с. - Текст: непосредственный.

62. Тишков, В.А. О феномене этничности / В.А. Тишков // Этнографическое обозрение. - 1997. - № 3. - С. 3-21. - Текст: непосредственный.

63. Тишков, В.А. Национализм в мировой истории / В.А. Тишков, В.А. Шнирельман. - М.: Наука, 2007. - 600 с. - Текст: непосредственный.

64. Томас, Х. Гражданская война в Испании. 1931-1939 гг. / Х. Томас. - М.: Центрполиграф, 2003. - 571 с. - Текст: непосредственный.

65. Уиттакер, Э. Испания / Э. Уиттакер. - М.: Рипол классик, 2014. - 343 с. -Текст: непосредственный.

66. Унамуно, М. де. Избранное: в 2 т. / М. де Унамуно. - Л.: Художественная литература. Ленинград. отд., 1981. Т. 1. - 520 с. - Текст: непосредственный.

67. Унамуно, М. де. О трагическом чувстве жизни / М. де Унамуно. - Киев: Символ, 1997. - 414 с. - Текст: непосредственный.

68. Унамуно, М. де. Житие Дон Кихота и Санчо / М. де Унамуно. - М.: Наука, 2002. - 404 с. - Текст: непосредственный.

69. Фадеева, А. Федералистская модель Европейского союза / А. Фадеева // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 6. - С. 24-33. - Текст: непосредственный.

70. Фихте, И.Г. Речи к немецкой нации / И.Г. Фихте. - СПб.: Наука. СПб, 2009. -352 с. - Текст: непосредственный.

71. Фрейд, З. Будущее одной иллюзии / З. Фрейд // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990. - С. 94-142. - Текст: непосредственный.

72. Фрейд, З. Психология бессознательного: сб. произведений / З. Фрейд. - М.: Просвещение, 1989. - 448 с. - Текст: непосредственный.

73. Хабермас, Ю. В поисках национальной идентичности. Философские и политические статьи / Ю. Хабермас. - Донецк: Донбасс, 1999. - 252 с. -Текст: непосредственный.

74. Хабермас Ю. Политические работы / Ю. Хабермас. М.: Праксис, 2005. - 368 с.

75. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. - М.: АСТ, 2021. - 576 с. - Текст: непосредственный.

76. Хантингтон, С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / С. Хантингтон. - М.: АСТ, 2004. - 635 с. - Текст: непосредственный.

77. Хенкин С.М., Самсонкина Е.С. Баскский конфликт: истоки, характер, метаморфозы / С.М. Хенкин, Е.С. Самсонкина. - М.: МГИМО(У) МИД России, 2011. - 380 с. - Текст: непосредственный.

78. Хенкин, С.М. Хуан Карлос I: политический портрет / С.М. Хенкин. - М.: ИНИОН РАН, 2001. - 91 с. - Текст: непосредственный.

79. Хобсбаум, Э.Дж. Нации и национализм после 1780 года / Э.Дж. Хобсбаум. -СПб.: Алетейя, 1998. - 305 с. - Текст: непосредственный.

80. Хюбнер, К. Нация: от забвения к возрождению / К. Хюбнер. - М.: Канон+, 2001. - 295 с. - Текст: непосредственный.

81. Цивилизационные исследования на Юге России / [Г.В. Драч, Т.С. Паниотова, В.Н. Бадмаев и др.]; отв. ред. Г.В. Драч. - Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2018. - 301 с. - Текст: непосредственный.

82. Элиас, Н. Изменение баланса между Я и Мы // Общество индивидов. М.: Праксис, 2001. С. 238.

83. Элиас, Н. Общество индивидов / Н. Элиас. - М.: Праксис, 2001. - 336 с. -Текст: непосредственный.

84. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. - 352 с. - Текст: непосредственный.

85. Этнос и этническое самосознание в цивилизационном дискурсе: размышления / Г.В. Драч [и др.] // Вопросы философии. - 2020. - № 8. - 6471. - Текст: непосредственный.

86. Юнг, К.Г. Психология бессознательного / К.Г. Юнг. - М.: Когито-Центр, 2010. - 352 с. - Текст: непосредственный.

87. Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. - М.: Ренессанс, 1991. - 300 с. -Текст: непосредственный.

88. Як, Б. Национализм и моральная психология сообщества / Б. Як. - М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2017. - 516 с. - Текст: непосредственный.

89. Яковлева, Л.Е. Национальные философские традиции Испании в России: опыт компаративистского анализа / Л.Е. Яковлева. - Йошкар-Ола: РИЦ Марийск. гос. тех. ун-та, 2006. - 279 с. - Текст: непосредственный.

90. А1Ысапа, J.M. Partido Nacionalista Español / J.M. А1Ысапа. - Madrid: UNED, 2000. - 54 р.

91. Altamira, R. Psicología del pueblo español / R. Altamira. - Madrid: Biblioteca Nueva, 1997. - 238 р. - Texto: inmediato.

92. Alvarez Junco, J. Los intelectuales: anticlericalismo y republicanismo / J. Alvarez Junco // Los origenes culturales de la Segunda Republica / Ed. M. Tuñón de Lara. - Madrid: Siglo XXI, 1993. - Р. 101-126. - Texto: inmediato.

93. Barth, F. Ethnic groups and boundaries (цит. по: Лурье С. Метаморфозы традиционного сознания. СПб.: Тип. им. Котлякова, 1994. С. 27).

94. Balfour, S. España reinventada. Nación e identidad desde la transición / S. Balfour, A. Quiroga. - Barcelona: Península, 2007. - 415 р. - Texto: inmediato.

95. Balmes, J. La relijión demostrada al alcance de los niños / J. Balmes. - Quito: Reimpreso por M. Rivadeneira, 1853. - 116 р. - Texto: inmediato.

96. Besga, A. Origenes Hispano-Godos del Reino de Asturias / A. Besga. - Oviedo: Real Instituto de Estudios Asturianos, 2000. - 635 р. - Texto: inmediato.

97. Blinkhorn, M. Conservatism, traditionalism and fascism in Spain, 1898-1937 / M. Blinkhorn // Fascists and conservatives: The radical right and the establishment in Twentieth-Century Europe / Ed. by M. Blinkhorn. - London: Routledge, 2003. -Р. 118-137. - Text: unmediated.

98. Bueno, G. Espana no es un mito: daves para una defensa razonada / G. Bueno. -Madrid: Temas de hoy, 2005. - 302 р. - Texto: inmediato.

99. Caminal, M. El federalismo pluralista. Del federalismo nacional al federalismo plurinacional / M. Caminal. - Barcelona: Paidós, 2002. - 153 р. - Texto: inmediato.

100. Castro, A. La realidade histórica de España / A. Castro. - México: Porrúa, 1966. -480 p. - Texto: inmediato.

101. Chiaramonte, J.C. Nación y Estado en Iberoamérica, El lenguaje politico en tiempos de la independencia / J.C. Chiaramonte. - Buenos Aires: Sudamericana, 2004. - 218 p. - Texto: inmediato.

102. Cirot, G. Mariana historien / G. Cirot. - Bordeaux: Ferret et fils, 1904. - 482 p. -Texte : immédiat.

103. El Estado y la Nación cuestión nacional, centralismo y federalismo en la Europa del Sur. - Santander: Universidad de Cantabria, Servicio de Publicaciones, 2013.

- 360 p. - Texto: inmediato.

104. Estado, protesta y movimientos sociales: actas del III Congreso de Historia Social de España (Vitoria-Gasteiz, julio de 1997). - Universidad del País Vasco / Euskal Herriko Unibertsitatea, Servicio de Publicaciones, 1998. - 718 p. - Texto: inmediato.

105. Fernández Almagro, M. Historia: política de la España contemporánea / M. Fernández Almagro. - Madrid: Alianza Editorial, 1968. - Vol. 3. - 345 p. - Texto: inmediato.

106. Fuentes, J.F. José Marchena: Biografía política e intelectual / J.F. Fuentes, J. Marchena. - Barcelona: Crítica, 1989. - 334 p. - Texto: inmediato.

107. Fusi, J.P. España, autonomías / J.P. Fusi. - Madrid: Espasa Calpe, 1988. - 816 p.

- Texto: inmediato.

108. Fusi, J.P. España. La evolución de la identidad nacional / J.P. Fusi. - Madrid: Temas de hoy, 2000. - P. 24-44. - Texto: inmediato.

109. Gascón, C.S. Las fluctuaciones de la economía española (1971-1996): un ensayo en la teoría de los ciclos / C.S. Gascón. - Madrid: Marcial Pons, 1997. - 144 p. -Texto: inmediato.

110. Gijón, M.M. Los (anti)intelectuales de la derecha en España. De Jiménez Caballero a Jiménez Losantos / M.M. Gijón. - Barcelona: RBA, 2011. - 412 p. -Texto: inmediato.

111. Gil Pecharromán, J. Sobre España inmortal, solo Dios. José María Albiñana y el partido nacionalista español (1930-1937) / J. Gil Pecharromán. - Madrid:UNED, 2000. - Texto: inmediato.

112. Hansen, N. Regional policy in a changing world / N. Hansen, B. Higgins, D.J. Savoie. - Boston, MA: Springer Science & Business Media, 2013. - 312 p. -Text: unmediated.

113. Hidalgo, M. El Museo Marítimo de Barcelona / M. Hidalgo, M. José. - Barcelona: Editorial H.M.B., SA, 1984. - 125 p. - Texto: inmediato.

114. Juaristi, J. Sacra Némesis. Nuevas historias de nacionalistas vascos / J. Juaristi. -Madrid: Espasa Calpe, 1999. - 316 p. - Texto: inmediato.

115. Juaristi, J. Vestigios de Babel. Para una arqueologia de los nacionalismos espanoles / J. Juaristi. - Madrid: Siglo XXI, 1992. - 120 p. - Texto: inmediato.

116. Julia, S. Historias de las dos Españas / S. Julia. - Madrid: Taurus, 2004. - 624 p. -Texto: inmediato.

117. Lafuente, M. «Discurso preliminar», Historia General de España. Barcelona, Montaner y Simón editores, 1887.

118. Lafuente, M. Historia general de España desde los tiempos más remotos hasta nuestros días: discurso preliminar / M. Lafuente. - Pamplona: Urgoiti, 2002. - 155 p. - Texto: inmediato.

119. La historia de la nacion y del nacionalismo espanol / A. Morales Moya, J.P. Fusi Aizpurua, A. de Blas Guerrero (coord.). - Barcelona: Galaxia Gutenberg: Circulo de Lectores, 2006. - 1536 p. - Texto: inmediato.

120. Lopez Cordon Cortezo, M.V. De monarquia a nacion: la imagen historica de Espana en el: siglo XVIII de la Ilustracion / M.V. Lopez Cordon Cortezo // Norba. Revista de Historia. - 2006. - Vol. 19. - P. 151-173. - Texto: inmediato.

121. Maravall, J.A. Las Comunidades de Castilla. Una primera revolución moderna, Ediciones Altaya, 1998 - 233 p.

122. Molina, E. La disputada cronología de la nacionalidad: fuerismo, identidad vasca y nación en el siglo XIX / E. Molina // Historia Contemporánea. - 2005. - № 30. - P. 219-246. - Texto: inmediato.

123. Ortega-y-Gasset, J. Idea de un programa minimo / J. Ortega-y-Gasset // Obras completas. Vol. 3 (1917-1925). - Madrid: Fundacion J. Ortega-y-Gasset / Centro de Estudios Orteguianos, 2005. - P. 23-65. - Texto: inmediato.

124. Perez-Agote, A. Sociologia del Nacionalismo / A. Perez-Agote. - Vizcaya: Universidad del Pais Vasco, 1989. - 393 p. - Texto: inmediato.

125. Pedrell, F. Tomás Luis de Victoria, Abulense / F. Pedrell. - Valencia: Manuel Villar, 1918 (2021). - 207 p. - Texto: inmediato.

126. Pineda Novo, D. Antonio Machado y Álvarez "Demófilo". Vida y obra del primer flamencólogo español / D. Pineda Novo. - Madrid: Ed. Cinterco y Fundación Andaluza de Flamenco, 1991. - 341 p.

127. Portillo, J.M. Crisis atlántica. Autonomía e independencia en la crisis de la monarquía hispánica / J.M. Portillo. - Madrid: Marcial Pons, 2006. - 318 p. -Texto: inmediato.

128. Preston, P. The Triumph of Democracy in Spain / P. Preston. - London: Routledge, 1986. - 247 p. - Text: unmediated.

129. Salomon Cheliz, P. Anticlericalismo en Aragon. Protesta popular y movilizacion politica (1900-1939) / P. Salomon Cheliz. - Zaragoza: Prensas Universitarias de Zaragoza, 2002. - 455 p. - Texto: inmediato.

130. Smith, A.D. The ethnic origins of nations / A.D. Smith. N.Y.: Wiley-Blackwell, 1987. - 312 p. - Text: unmediated.

131. Thiesse, A.M. La creacion de las identidades nacionales, Europa: Siglos XVIII-XX / A.M. Thiesse. - Madrid: Ezaro, 2010. - 309 p. - Texto: inmediato.

132. Tusell, J. La transición Española a la democracia / J. Tusell. - Madrid: Historia 16, 1999. - 203 p. - Texto: inmediato.

133. Varela, J. Nacion, patria y patriotismo en los origenes del nacionalismo espanol / J. Varela // Studia Historia. Historia Contemporanea. - 1994. - Vol. 12. - P. 3143. - Texto: inmediato.

134. Vicens Vives, J.V. Approaches to the history of Spain / J.V. Vicens Vives. -Berkeley: University of California Press, 1970. - 190 p. - Text: unmediated.

135. Vives J. L., Calero, Francisco. Obras políticas y pacifistas. Madrid: Ediciones Atlas - Biblioteca de Autores Españoles. 1999. - 344 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.