Феномен леворадикального сознания в России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.03, кандидат политических наук Богатырева, Елена Евгеньевна

  • Богатырева, Елена Евгеньевна
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.03
  • Количество страниц 180
Богатырева, Елена Евгеньевна. Феномен леворадикального сознания в России: дис. кандидат политических наук: 23.00.03 - Политическая культура и идеология. Москва. 1998. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Богатырева, Елена Евгеньевна

Введение.

Глава 1.

Сущность и истоки леворадикального сознания.

1.1. Генезис леворадикального сознания: этимологические, 13 понятийные и исторические границы.

1.2. Идентификация леворадикального сознания: социально- 26 философские, нравственные и психологические основания.

Глава 2.

Леворадикальное сознание в России.

2.1. Классические типы российского леворадикального сознания.

2.2. Леворадикализм и леворадикальное сознание в 128 посткоммунистическую эпоху.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политическая культура и идеология», 23.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен леворадикального сознания в России»

1. Общая характеристика диссертации.

Актуальность исследования.

Леворадикальное сознание (ЛРС) - неизменный спутник российской истории. Радикализм в России по традиции придерживался левой стороны, его постоянство и безмерность влияния на судьбу России - феноменально, исключительно. ЛРС здесь получило свой генетический код и часто сопровождало попытки новаций на государственном уровне, превращая их в пытку для простого гражданина. Имея родовые связи с древнерусской духовной культурой, с русским религиозным сознанием (H.A. Бердяев), с особенностями менталитета, и нередко являясь запоздалой реакцией народного самосознания на процессы европеизации российского государства, ЛРС получило теоретическую основу во второй половине ХЕХ века. Именно к этому времени относится формирование ЛРС в России в классическом виде (от социально-политического нигилизма до революционной демократии и большевизма).

XX век освидетельствовал леворадикализм в крупнейшем в мировой истории революционном движении, "триумфальное шествие" которого закономерно завершилось Октябрем 1917 года. Но не смотря на дальнейшее развитие событий и недавнее "свержение" коммунизма в России, сегодня мы, как и 100 лет назад, наблюдаем леворадикализм и, что парадоксально, леворадикализм посткоммунистический. Современный леворадикализм ищет единую идеологию, и пока мы говорим о довольно разрозненных течениях в рамках необольшевизма (от реваншизма до левого национализма), а также о леворадикальных течениях среди молодежи. Однако сегодня эта традиция не теряет своих приверженцев, а в последнее время число симпатизирующих ей людей в силу известных событий пополняется за счет новых неимущих слоев. В определенной степени "полевела" и российская власть. Все это дает некоторые основания полагать, что политическая, экономическая и социальная жизнь России по-прежнему детерминируется именно этим видом политического сознания. Сегодня леворадикализм (ЛР) - не исчерпывается модным ныне клише "левая оппозиция", это целый мировоззренческий пласт, в котором взаимодействуют политические силы и силы социальные, а также все те, кого по-прежнему утешают или увлекают идеалы леворадикализма, это старшее поколение и политически альтернативная молодежь, разоренные крестьяне и безработные рабочие, это наша ностальгия и наш благонамеренный и мессианский тип самосознания.

Поэтому в данном случае представляется наиболее целесообразным политико-историческое прочтение этого феномена, которое охватило бы масштабность леворадикализма и ЛРС как доминирующих начал политического сознания в России, позволило проследить динамику их развития, классические и современные формы проявления ЛРС, а также ответить на ряд вопросов относительно его преемственности и циклического характера.

Таким образом, исследовать этот феномен, описать его существенные черты, механизм формирования и степень обусловленности инокультурными влияниями, вычислить динамику развития, фазы его цикла - эти наиболее общие задачи в настоящий, сложный для России момент, приобретают особую актуальность.

Предмет исследования

Предметом данной работы является - феномен ЛРС, понимаемый в нескольких аспектах: а) как российский феномен; б) как идея (социально - философские основания); в) как намерение и умонастроение (нравственные психологические основания); г) как исторически апробированный фактор политики (классификация исторических типов ЛРС); д) как атрибут посткоммунистического политического сознания

Оперируя этой категорией (ЛРС - "леворадикальное сознание"), важно подчеркнуть, что речь идет не только о каком - либо революционном учении или его ветви (например, научном социализме), под которое в свое время были "подписаны" практически все проявления политического андеграунда, имевшие место в конце XIX - начале XX веков в России, а о роде политического (в российском варианте и социокультурного) сознания, берущих свое начало от народного самосознания (русского религиозного сознания и русской смуты), с одной стороны, и с другой, от мировоззрения левой интеллигенции, теоретически и нравственно применившей европейскую леворадикальную идею к России к началу XX века.

Степень разработанности проблемы.

Оговоримся, что понятие "леворадикальное сознание" - в такой форме не встречается ни у оного из исследователей леворадикализма или революционно - нигилистического сознания. Нужно отметить, что ввиду широкого толкования проблемы перечень предшественников носит достаточно собирательный характер.

Приоритет в исследовании европейской леворадикальной идеи и леворадикализма, одействорившегося в России, принадлежит отечественной социальной философии, а осмысление его исторического значения с особым интересом происходило в первой половине XX - го века. Свидетельствами того времени выступают два сборника русских интеллектуалов - "Вехи", выпущенный в 1909 г. в Москве, и "Смена вех", появившийся в Праге в 1921 г., в центре внимания которых такие темы как смысл русской революции, судьба России, роль русской интеллигенции и российской истории.

Особенно хотелось бы выделить вклад H.A. Бердяева1, который, в рамках русской религиозной философии и истории анализирует идейные истоки и социальную обусловленность русской революции, религиозно - мессианское значение русского коммунизма и определяет русский традиционный тип человека как "апокалиптически-нигилистический". Франк C.JI.2 в своих работах уделяет внимание метаморфозам "правого" и "левого" в российском самосознании, происхождению социалистической идеи в России, он же определяет сознание русской интеллигенции как нигилистическое. В этом ключе писали такие

1 См. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма, М.: "Наука" - 1990 г.; Бердяев H.A. Судьба России. М.1990.г.;Бердяев H.A. Демократия и иерархия // Русская свобода, 1917 г. № 24-25.; Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.1989. г.; Бердяев. H.A. "Философская истина и интеллигентская правда". // "Вехи", Из глубины. М. 1991 г. мыслители как Аскольдов С.А3. (религиозный смысл русской революции), Струве П.Б.4 (исторический смысл русской революции как развивающееся противоречие власти и свободы), Шестов Л.5 (феномен большевизма). У Достоевского Ф.М6 мы находим литературно-философское осмысление "нечаевщины" в "Бесах" - "волюнтаристского" типа ЛРС, а также характеристику революционной психологии.

Среди наших современников в последнее десятилетие возрос интерес к оценке и исторической роли большевизма в российской истории. В работах А.А. Кара-Мурзы7 содержится осмысление большевизма по шкале "варварство - цивилизация". Темы традиционности и преемственности русского радикализма развиваются Г. Авциновой. о

Русаковой О.Ф. Проблемы нравственной философии, философский нигилизм Ф. Ницше и этические идеалы русской этической мысли Л. Толстого и Ф. Достоевского анализируется Ю. Давыдовым9 с позиций культурологии. Новиков А.И.10 повествует о нигилизме как об этапе революционно-демократического движения в России.

Ряд авторов в своих трудах косвенно касаются нашей темы, исследуя проблемы политики и морали, амбивалентности мира человеческого и политического (Баталов Э.Я.11), динамику

2 См. Франк С. JI. "Поту сторону правого и левого" // Философская мысль в России. М.-1992 г.; Франк С.Л. Этика нигилизма. // В поисках пути. М.: "Русская книга", - 1992 г.

3 См. Аскольдов С.А. Религиозный смысл русской революции. //.Из глубины. Сборник статей о русской революции. М. - 1990 г.

4 См. Струве П.Б. Великая Россия. Из размышлений о проблеме русского могущества// Струве П.Б. Patriótica. Политика, культура, религия, социализм. Сборник статей за пять лет (1905-1910). Спб.-1911 г.; Струве П.Б Исторический смысл русской революции и национальные задачи. // Вехи. Из глубины. М.-1991 г. С. 471-472.

5 См. Шестов Л. Большевизм как он есть. // Антология общественной мысли XX века. Выпуск 2. М. - 1992 г.; Шестов Л. Что такое большевизм? Берлин -1920 г.

6 См. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-ти тт. Т. 10, 21, 29.; Достоевский Ф.М. Бесы. М.: "Художественная литература" - 1990 г.; Сараскина Л. "Бееы "- роман предупреждение. М.: "Советский писатель" -1990 г.

7 См. Кара-Мурза А.А. "Новое варварство" как проблема российской цивилизации, М.-1995 г.; Кара-Мурза А.А., Панарин А.С., Пантин И. К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития. // "Полис", 1995 г. № 4.

8 См. Авцинова Г.И Политический радикализм в России: концептуальные подходы к понятию и пути нейтрализации. //Вестник МГУ, 1995 г. № 3. Авцинова Г. Политический радикализм как одна из российских традиций. // "Власть", 1996 г. № 3. См. также Русакова О.Ф. Лики российского радикализма. Екатеринбург -1994 г.

9 См. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. М.: "Молодая гвардия"- 1989 г.

10 См. Новиков А.И. "Нигилизм и нигилисты". М. - 1972 г.

11 См. Баталов Э.Я. "Политическое -"слишком человеческое". // "Полис", 1995 г. №5; Баталов Э.Я. Единство в многообразии - принцип живого мира. // "Вопросы философии", 1990 г. №8. революционных и реформационных процессов (Зародов К.И, Мощелков E.H., Д.Фурман12 и ДР-)

Работы, касающиеся политического сознания в своем большинстве не содержат комплексного (культурологического и политологического) анализа феномена ЛРС, но затрагивают важные аспекты данной темы: вопросы политической психологии и психологии политической борьбы рассматривают Дилигенский Г.Г., Гозман Л.Я., Зимичев A.M., Шестопал Е.Б.13, массовое политическое сознание - Грицко В., Одайник. В., Сергиенко П.А.14, о революционном сознании писали Бадовский Д.В., Крапивин В.В. Собственную "метаидеологию" грядущей консервативной революции предлагает А. Дугин15, в рамках которой революционное сознание оценивается как в высшей степени достойное проявление своего носителя - миссионера.

Архетипы и ориентиры российской ментальности, особенности русского национального характера анализируют Касьянова К., Мостовая И.В. Скорик А.П.16. Особое внимание в последнее время уделялось феноменам тоталитарного (К.С. Гаджиев17) и посттоталитарного сознания (Ольшанский Д.В.18).

Среди зарубежных исследователей обобщенный анализ исторического и современного нигилизма, тесно связанного с русской леворадикальной традицией, предлагает австрийский политолог В. Краус. Известный французский культуролог и писатель М. Элиаде дал весьма

12 См. Зародов К.И. Три революции в России и наше время. М. - 1983 г. ; Мощелков E.H. Реформы - революции в России как непрерывный циклический процесс, (постановка проблемы) //Вестник МГУ, 1994 г.№5.; Фурман Д. Революционные циклы России. // "Свободная мысль", 1994 г. №1.

13 См. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: "Новая школа" - 1996 г.; Гозман Л.Я. Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону: "Феникс" - 1996 г.; Зимичев A.M. Психология политической борьбы. С - Пб. - 1993 г.

14 См. Грицко В. "О типах массового сознания в современной политике".// "Мы и мир". Психологическая газета. 1998 г. №3.; Одайник. В. Массовая душа и массовый человек. // КГ. Юнг. Аналитическая психология. М.:"Мартис"-1995 г.; Сергиенко П.А. Массовое политическое сознание. Киев -1991 г.;

15 См. Бадовский Д.В. Советская политическая элита: от "организации профессиональных революционеров" к номенклатурной системе. // Вестник МГУ, №1, 1995 г.; Дугин А. Тамплиеры пролетариата. М.:"Арктогея"- 1997 г.; Дугин А. Консервативная Революция. М. - 1994 г.; Крапивин В.В. Формирование революционного сознания: (проблемы и характерные черты в странах социалистической ориентации). М.:"Мысль" - 1987 г.

16 См. Касьянова К. О русском национальном характере. М - 1994 г.; Мостовая И.В. Скорик А.П. Архетипы и ориентиры российской ментальности, №4, 1995 г.

17 См. Гаджиев К.С. Заметки о тоталитарном сознании. // Вестник МГУ. Сер. 12, 1993 г. №4.

18 См. Ольшанский Д.В. Посттоталитарное сознание и его лидеры. // Вестник МГУ, 1995 г. № 1. интересную характеристику мифологического сознания, всегда тесно связанного с мессианством. Темы метафизического и исторического бунта, метаморфозы нигилизма и революции рассматривает философская эссеистика А. Камю.

Западные леворадикальные движения 50-ых - 60-ых гг. известны в России благодаря именам Ч. Миллса, Г. Маркузе, Й. Хубера19 Много писали о левом молодежном протесте М.

20

Халлер, К.В. Бранд, Д. Бюссер, Д. Рухт . Результаты исследований некоторых идеологических тезисов и условий актуализации ЛРС в Европе указывают на ряд закономерностей формирования, развития и форм его проявления в капитализированном обществе со слабыми социальными институтами21, и в этом отношении западноевропейский опыт левого радикализма может оказаться поучительным для современной России. В 70-ые гг.

УУ темы "новых левых" были подхвачены советскими исследователями , в 80-ые, по известным причинам, наступило затишье, но в настоящий момент появляются работы, которые условно можно подразделить на две категории: посвященные "оппозиции у власти" - КПРФ, и посвященные молодежному леворадикализму, чаще всего взятого в рамках социологического анализа23.

Современный леворадикализм в России также не получил еще своего адекватного комплексного освещения в научной и публицистической литературе. В этой связи ряд

19 Huber J. Wer soll das alles andern: Die Alternativen der Alternativbewegung. B. - 1981.; Huber J.Links fehlt eine Partei./ Sozialismus? Hamburg, 1981. H3,

20 Haller M. Aussteigen oder rebelliren? Uber die Doppel - Deutigkeit der Jugendrevolte. - In: Aussteigen oder rebellieren: Jugendliche gegen Staat und Gesellschaft / Autor - Kollektive: Haller M, Kraatz B. et. al. Reinbeg bae Hamburg, 1981.; Brand K.W., Busser D., Rucht D. Aufbrach in eineandere Gesellschaft: Neue soziale Bewegungen in der Bundesrepublik. -2. Aufl. - Frankfurt а. M.; New York: Campus, 1984.

21 Об этом см. "Кризис буржуазной цивилизации и поиски "нового стиля жизни". М,- 1983 г. В.2.; М. - 1987 г. В. 6.; Красильщиков В. А. Левый радикализм об отчуждении труда. // "Рабочий класс и современный мир. 1983 г. №6.

22 См. например: Араб - Оглы Э.А., Жирицкий А.К. Социальная критика и утопизм в концепциях "новых левых" США. // "Преемственность поколений как социологическая проблема". М. - 1973 г. Замокший Ю.А., Мотрошилова Н.В. Критична ли "критическая теория общества" Герберта Маркузе? // "Вопросы философии", 1968 г. №10.; Противоречия современного "левого" радикализма. "Новое левое" движение и его эволюция. //Борьба идей в современном мире в 3-х тт. Т.2. М. - 1976 г.; Замокшин Ю.А., Мотрошилова Н.В. "Новые левые" - их мысли и настроения // "Вопросы философии", 1971 г. №4.

23 Бобахо В.А., Левикова С.И. Социально-политические аспекты молодежной субкультуры. // Вестник МГУ. Сер. 12, 1996 г. Ка2.; Криминологи о неформальных молодежных объединениях: Круглый стол издательства "Юрид. лит.". Отв. ред. И.И. Карпец. М.:"Юридическая литература" - 1990 г.; Политический экстремизм в России. М.:"Панорама" - 1996 г. аспектов ЛРС оказались практически неисследованными. Например, политическая и циклическая динамика ЛРС - вопрос, который мы попытаемся проанализировать на примере дифференциации классических и современных форм ЛРС в России. Далее, несмотря на то, что в работах отечественных философов и публицистов значительное место занимает рассмотрение вопроса о роли революционного сознания русской интеллигенции и русского народа (нигилистически - апокалиптический тип сознания), собственно психологические основания ЛРС - малоисследованная область, которую мы также попытаемся восполнить. И наконец, здесь предпринята попытка ответить на особенно актуальный сегодня вопрос об условиях идентификации и исторических шансах ЛРС в современную посткоммунистическую эпоху в ситуации глубокого политического, экономического и духовного кризиса.

Цель и задачи исследования.

Цель: описать и объяснить природу, раскрыть существенные черты и циклический характер ЛРС в России как культурно-исторического феномена.

Задачи:

Ввести и определить понятие ЛРС, как основополагающее для нашего исследования, выявить его существенные характеристики, этимологические и исторические границы;

Идентифицировать ЛРС: осуществить анализ социально-философского, нравственного и психологического оснований ЛРС в целях рассмотрения его как социокультурного российского феномена;

Классифицировать формы ЛРС, провести сравнительный анализ классических и современных типов ЛРС в России;

Определить исторические шансы леворадикализма, его перспективы и общественно-политическую роль ЛРС в России;

Раскрыть циклический характер ЛРС.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Тема диссертации предполагает комплексный подход к решению вышеупомянутых задач. Думается, что леворадикальное сознание, равно как и леворадикализм - это явления, полностью обозримые только с помощью пограничных исследований в области истории, философии, политологии, и частично художественной литературы. Кроме того, коль скоро речь идет о сознании человека, кажется необходимым привлечь к данному исследованию ряд положений из психологии человека и политической психологии, поскольку именно эти науки позволяют приблизиться к сложной и малоисследованной проблеме леворадикального сознания. Поэтому наиболее целесообразным кажется подход к этому явлению как к многомерному историко-культурному феномену, который проявился в России в XIX - XX вв. Здесь леворадикализм действительно связан не только с культурным и историческим прошлым нашей страны, но и с мировоззрением каждого человека, живущего в нынешней политической реальности российского государства.

Основные концептуальные положения работы основаны на анализе взглядов представителей тех или иных леворадикальных направлений, ведущих начало от первых утопистов Нового времени. Кроме того, некоторые свидетельства современников о "субъектах без границ", "пламенных борцах" и просто о сочувствующих делу революции, позволили автору выделить некоторые характерные черты этого типа политического сознания, классифицировать его и провести ряд параллелей между традиционным и современным. ЛРС в России.

В диссертации использован метод культурологического анализа социально-философских, нравственных и психологических оснований ЛРС, на основе обобщения теоретического и практического материала, заложенного в работах а) исследователей философского и социально-политического нигилизма (Н.А. Бердяев, Ю. Давыдов, В, Краус, С.Л. Франк); б) представителей европейского нигилизма (М. Штирнер, Ф. Ницше); в) концепциях леворадикализма (от социалистов-утопистов до марксизма и русской революционной интеллигенции), д) ученых и мыслителей в области психологии человека и социально -политической психологии (3. Фрейд, А. Адлер. К. Юнг, В. Франкл).

Метод системно-функционального анализа позволил рассмотреть, каким образом ЛР и ЛРС работают в рамках общественного целого: каков леворадикал у власти и в процессе ее завоевания, (роль ЛРС в реформационном процессе), каков леворадикал в оппозиции (роль и место ЛР в изменении ценностных приоритетов общества). Хотя принято оговаривать, что это явление не включено в рамки государственной политики и чаще всего не рассматривается как присущее властям, в нашей стране остается актуальным вопрос о перевоплощении власти из сочувствующей народному горю в равнодушную, нигилистичную и циничную машину, или, пользуясь метафорой С.Л. Франка, ее перевоплощении из "доброй левой" в "левую злую".

В работе использован метод классификации ЛРС, на основе исходного объединяющего признака, а именно теоретической причастности каждого из типов ЛРС к леворадикализму как к политической идеологии. Применение социологического анализа современного ЛРС и сравнительного анализа отечественного и западного ЛРС позволило выстроить аргументы для защиты положений о его цикличности, выявить особенности и степень преемственности отечественного ЛРС по отношению к западным аналогам.

Исторические сюжеты работы воспроизведены с помощью трудов Замалеева Е.А и Овчинниковой, посвященных метаморфозам древнерусской духовности, Соловьева С.М. о Петре Великом, работ Д. Мородовцева, И. Смирнова, В. Шишкова о народных бунтах в России XVI-XVIII вв.

Научная новизна диссертации.

Современная Россия, трудности модернизационного периода и неопределенность ее пути социально-экономического и культурного развития ставит перед исследователем совершенно новые проблемы. Научная новизна данного исследования связана прежде всего с комплексным политологическим анализом леворадикального сознания в России. В работе сделана попытка рассмотреть ряд аспектов этого явления, ставших обозримыми именно сегодня.

Исследовано леворадикальное сознание как атрибут посткоммунистического политического сознания, что позволило наметить совершенно новые его грани, непосредственно связанные с циклической динамикой этого феномена, с определением общего и особенного в классическом и современном леворадикальном сознании в России.

Проанализировано леворадикальное сознание как историко-культурный феномен, что позволило дать обоснование нового, расширенного понимания леворадикализма и леворадикального сознания, связанного не только с политико-идеологическим, но и с социокультурным, психологическим прочтением.

Изучена социальная база леворадикального сознания и ее динамика в контексте двух эпох - докоммунистической (до 1917 г.) и посткоммунистической (после 1993 г.); динамика взаимоотношений интеллигенции и революции. В этой связи дана классификация классических и современных типов леворадикального сознания на основе анализа наиболее известных и влиятельных леворадикальных идеологических конструкций и политических движений в России XIX - XX вв.

Сделана попытка идентифицировать леворадикальное сознание посткоммунистической эпохи в ситуации глубокого политического, экономического и духовного кризиса, при учете его идеологического темперамента и политической логики. С этой целю в работе дан обобщенный анализ современных леворадикальных сил (в основном политических партий) в России, включая осень 1998 г., и оценка исторических шансов леворадикализма в перспективе общественно-политического развития России.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Основные положения и выводы исследования могут быть использованы в научно-теоретической, учебно-методической работе.

Апробация результатов исследования.

Отдельные части исследования получили отражение в опубликованных работах. Работа была обсуждена на кафедре политологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в октябре 1998 г.

Объем и структура диссертации.

Диссертация изложена на 179 страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политическая культура и идеология», 23.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политическая культура и идеология», Богатырева, Елена Евгеньевна

Заключение.

Приключение перераспределительной идеи, зародившейся в Европе, в России, где народ и человек не смирился с долговременным ожиданием правды и справедливости на земле, оказалось увлекательным и драматичным. Именно здесь поверили в новую мироспасительную идею и сделали первую пробу на крови, здесь вырос на своих Бакунине и народниках и раскрылся "революционный гений" вождя мирового пролетариата, здесь всегда бурлила и звала к переменам интеллигенция, и революция была поддержана практически всеми социальными слоями, за исключением, может быть, убежденных ортодоксов. Леворадикальное сознание, одействотворившись в Октябрьской революции 1917 г., освидетельствовало не только народный и индивидуальный бунт, еретизм и нигилизм, но в то же время стало актом великой силы, жажды идеала свободы, заложенной в недрах человеческой души. Таким, революционным, бунтарским или, как полагают некоторые исследователи "варварским", способом Российская цивилизация пыталась перейти к новому качеству своего существования.

Классический леворадикализм начал с атаки на те культурные традиции, из которых как ему казалось, вырастает тоталитаризм, авторитаризм, но приходит к атаке на любые нормы и ценности. Российский леворадикализм доказал всему миру, что подобная логика демонтажа любых норм приводит совсем к другим последствиям, чем те, которые были задуманы в рамках леворадикального проекта.

Вот это отчаянье леворадикального максимализма, который натолкнулся на сопротивление опыта, истории и т. д. взял на вооружение постмодернизм. Поэтому в заключении исследования ЛРС хотелось бы проследить преемственность, динамику общего и особенного двух глобальных для российской истории эпох - политического модернизма, возродившего и одействотворившего леворадикальную идею (идею построения идеального общества), и пришедшего ему на смену политического постмодернизма, отрицающего (опровергающего) любую вероятность идеальных конструкций вообще, отрицающего даже веру в подобные "иллюзии".

Сегодня наметилась связующая нить между модернизмом и современностью -постмодернизмом. Модернисты (в искусстве и в политике) - всегда призывали к революции умов, к прорыву действительности в другую, лучшую, реальность. Практически все модернистские течения в искусстве объединялись советской эстетической наукой под "антиреалистическим творческим методом", но и сами большевики, по сути, были модернистами-конструктивистами от политики - на место естественных форм они также предполагали поставить совершенные, искусственные, и в конечном итоге утвердили общий проект эпохи модерна.

В свою очередь "постмодернисты, - как пишет A.C. Панарин, - это подлинно люди рубежа культурных формаций, которым дано сравнить прежний и новый дух"249. Постмодернизм является поздней формой модернистского отчаянья, предельного модернистского разочарования, которым он заражает кулыуру в целом. Конечно, постмодернисты не радикалы в полном смысле слова, но они радикалы в отрицании норм, в отрицании однозначных критериев, и в этом смысле они являются радикалами релятивизма, радикалами скептицизма, радикалами отрицающими процедуры различения добра и зла, истины и лжи, справедливого и несправедливого, иными словами они провозглашают, что сама культура не имеет надежных процедур различия нормы и антинормы, нормального и отклоняющегося. В этом смысле постмодернизм играет роль не столько традиционного левого нигилизма или леворадикализма. Но если рассматривать ЛР в традиции постмодернизма, то постмодернисты принадлежат к тому направлению леворадикалимзма, которое атакуют сознание (в отличие от того, которое атакует политические институты). То есть в этом смысле постмодернизм -является формой нигилизма, демонтирующего ценности сознания. Недобросовестный софизм постмодернизма, который начинается с провала определенных типов духовных и политических экспериментов, в конечном итоге делает вывод о провале норм, надежды, будущего и истории вообще. "Модерн - верит в мир, постмодерн - не верит ни во что"250.

В рамках современной леворадикальной доминанты происходит смешение приоритетов этих эпох.

Так одни леворадикалы говорят сегодня о новом восстании угнетенных масс в условиях рыночного капитализма, о восстановлении (?) социализма, о предреволюционной ситуации ("Трудовая Россия", Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Российский коммунистический союз молодежи и др.)

Другие ведут речь о некоторой альтернативной тайне, которая в последние времена должна противостоять открывшейся "тайне беззакония". Здесь и Золотой Век, и апелляция к магии, эзотеризму и гностицизму, ценности национализма и всех возможных форм леворадикализма -все идет "на пользу" дела новому мироустроителъному проекту, который по-постмодернистки комбинирует такие противоположные политические силы (например национализм и большевизм) - с одной стороны, и с другой, по - модернистски верит в мессианские перспективы такого синтеза (революция и новый мировой порядок).

В этом смысле леворадикальное сознание, как никакое другое политическое амплуа, в нашей стране детерминировано политикой, по-прежнему определяющей не только экономику, но и жизнь своих граждан. Оно стремится к власти через отрицание всего, на чем зиждется власть существующая, оно уповает на возможность справедливого передела этой власти. Самоутверждение леворадикала реализуется в преобразовании мира через разрушение существующего порядка, прежде всего традиционных основ и ценностей. Но современный леворадикал лишь придерживается традиционной для него риторики и идеологии (от справедливой революции до построения коммунизма), поскольку она по-прежнему находит сочувствие у людей. Особенность же леворадикалов из постмодернистов в том, что они

249 Панарин A.C. Политология. М.: 1997 г. С. 93.

250 Из авторского интервью с A.C. Панариным от 29/08.1998 г. полагают, что практически каждого можно заставить служить делу социальной ("национальной", всемирной") революции. Они призывают к тотальной ревизии истории, к переосмыслению всего, что отброшено современным либерализмом - новых левых, новых правых, традиционалистов, анархистов и многих других - все берется в синтезе единой альтернативы. Такой концептуальный синтез призван привести к планетарному "новому мировому цорядку" (А. Дугин) путем формулировки и распространения "Единой Теории Восстания". Чем не мессианские чаяния новых "творцов истории"?

Вероятно, явление национал-большевизма - наиболее характерная для современной эпохи прагматическая стратегия. Это беспрецедентная (но вполне в духе времени) попытка объединить две оппозиционных нынешнему режиму силы, каждая из которых не может свалить этот режим. В одной аббревиатуре объединяются две исторические оппозиции: леворадикализм, эксплуатирующий идеи демократии равенства, уравнительной социальной справедливости, идею социального государства и национализм, когда речь идет о защите России от вестернизаторов и американской экспансии, от однополярного мира, или о защите государственных интересов России. Национализм и большевизм столь разъединенные в парадигме модернизма 20-ых гг., в парадигме постмодерна каким - то образом объединяются, хотя в принципе казались не совместимыми.

Думается все же, что именно подобный синтез, не смотря на тотальное разочарование людей во всем, от политики до духовной культуры, царящее в современной России, питает возможность единой политической и идеологической альтернативы. Будет ли эта альтернатива правой или левой (или "право-левой") - покажет время - но механизм "единого фронта" противоположных сил и идеологий уже есть. Как есть Россия - пространство повышенного исторического риска, непредсказуемая "русская душа"., и в настоящий момент можно только гадать, какому объяснению, какой теории поверит ее народ, и какой проект в конце концов одействотворится.

Когда идея мирового революционного пожара была заменена идеей построения социализма в одной стране, революция в России уступила место контрреволюции. Подобно этому и теперь, когда ликование от падения коммунизма сменилось тотальным разочарованием в результатах реформ, массовым неверием и унынием, стало очевидно, что простых рецептов спасения Отечества ни "от Маркса", ни "от Чубайса" не существует, что нам никогда не стать прагматичными американцами или почтенными англичанами, что одним "демократическим" махом не навести на Россию благодать.

Сегодня уже нельзя не соглашаться с тем, что ".не смотря на многовековые попытки "внедрения", на тесное общение и взаимовлияние, наша культура не влилась и не вливается органически в западноевропейскую, представляя собой как бы "особое мнение" по вопросу с человеке и его месте в мире. "251. Наша культура неустанно объясняет нам, что мы и наши деяния исходят из другого представления о мире и о месте человека в нем. Она задает другую модель поведения не по причине незнания, неумения или неразвитости, а по причине своей инаковости и многомерности. Нужно прислушаться.

251 Касьянова К. О русском национальном характере. М. - 1994 г. С. 103.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Богатырева, Елена Евгеньевна, 1998 год

1. Абель Л."Два нигилизма" // Иностранная литература, 1971 г. № 7.

2. Авцинова Г.И Политический радикализм в России: концептуальные подходы к понятию и пути нейтрализации. //Вестник МГУ, № 3, 1995 г.

3. Авцинова Г. Политический радикализм как одна из российских традиций. // "Власть", 1996 г. № 3.

4. Адлер А. Лечение и воспитание. 1928 // Цит. по кн. В. Крауса. Нигилизм и идеалы. М. -1994 г.

5. Айрапетов Г.А., Юдин А.И. Западноевропейский и русский утопический социализм нового времени. М.: "Высшая школа"-1991 г.

6. Араб Оглы Э.А., Жирицкий А.К. Социальная критика и утопизм в концепциях "новых левых" США. // "Преемственность поколений как социологическая проблема". М. - 1973 г.

7. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.:"Прогресс" 1993 г.

8. Аскольдов С.А. Религиозный смысл русской революции. //.Из глубины. Сборник статей о русской революции. М. 1990 г.

9. Ахиезер A.C. Социокультурная динамика России. // "Полис", 1991 г. № 5.

10. Ю.БабефГ. Сочинения в 4-ех тт. М. 1975-1982 гг.1 l.Barrep X. Реформы Петра Великого. М. 1985 г.

11. Бадовский Д.В. Советская политическая элита: от "организации профессиональных революционеров" к номенклатурной системе. // Вестник МГУ, №1,1995 г.

12. Бакунин М. "Исповедь"// "Алексеевский равелин: секретная государственная тюрьма России в XIX веке", Л. 1990 г.

13. Бакунин М. Философия. Социология. Политика. М. 1989 г.

14. Барг М.А. Черняк Е.Б. Великие социальные революции XVII XVIII вв. М.:"Наука" -1990 г.

15. Баталов Э.Я. "Политическое -"слишком человеческое". // "Полис", 1995 г. №5.

16. Белов Г. А. Политология. М.: "ЧеРо"- 1996 г.

17. Бердяев H.A. Демократия и иерархия // Русская свобода. 1917 г. № 24-25.

18. Бердяев H.A. Духи русской революции. Из глубины. Сборник статей о русской революции. М.: 1990 г.

19. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: "Наука" 1990 г.

20. Бердяев H.A. Смысл истории. Париж, 1969 г.

21. Бердяев. H.A. Философская истина и интеллигентская правда. // "Вехи", Из глубины. М. -1991 г.

22. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.-1989 г.

23. Бобахо В.А Левикова С.И Социально-политические аспекты молодежной субкультуры. // Вестник МГУ, 1996 г. № 2.

24. Бобрищев Пушкин A.B. Новая вера. // В поисках пути. М.: "Русская книга", - 1992 г.26."Болылевистская правда", 1998 г. № 2.

25. Борьба идей в современном мире в 3-ех тт./П.р. Константинова Ф. В. М.: "Политиздат" -1978 г.

26. Булгаков С.Н. Русская трагедия. // "Русская мысль", кн. 4. 1914 г.29"Бумбараш 2017", 1994 г. №.5 (16).

27. Бунин И. "Окаянные дни". // "Даугава", 1989 г. №3.

28. Ватыль В.Н., Ермашов Д.В., Ширинянц A.A. Социально-политическая и правовая мысль России 19 начала 20 века. М. - 1997 г.

29. Вейдле В. В. Задача России. Нью-Йорк 1956 г.

30. Водолагин А. Предисловие к книге В.Аксючица "Идеократия В России". М.: "Выбор" -1995г.

31. Возможен ли государственный переворот в России? / Материалы круглого стола клуба "Современная политика" 19.11.1996 г. М,- 1996 г.

32. Гаджиев КС. Заметки о тоталитарном сознании. //Вестник МГУ. Сер. 12, 1993 г. №4.

33. Гайрапетов А.Г. Юдин А.И. Западноевропейский и русский утопический социализм нового времени. М.: "Высшая школа" -1991 г.

34. Геллер М. Некрич А. Утопия у власти. История Советского Союза с 1917 года до наших дней в 3-х книгах. М.: "МИК" 1995 г.

35. Генон Р. Кризис современного мира. М.: Арктогея -1991 г.

36. Гершензон М.О. Творческое самосознание. // В поисках пути. М.: "Русская книга", -1992 г.

37. Герцен А.И. О развитии революционных идей в России. // Герцен А.И. Сочинения в 8 т.

38. Герцен А.И. Собрание сочинений в 30 тт.

39. Грицко В. "О типах массового сознания в современной политике".// "Мы и мир". Психологическая газета. 1998 г. №3.

40. Гозман Л .Я. Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону: "Феникс" 1996г.

41. Горький М. ППС в 30-ти т. Т. 28. М.-1954 г.

42. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. М.: "Молодая гвардия"- 1989 г.

43. Два мира // На путях. Утверждение евразийцев. М. Берлин - 1992 г.

44. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: "Новая школа" 1996 г.

45. Добролюбов H.A. Сочинения в 9 т.

46. Донн Д. "Правящий класс". // Антология общественной мысли XX века. В.З. М. 1995 г.

47. Достоевский Ф.М. ППС. Т.21.

48. Достоевский Ф.М. "Бесы". М.: "Художественная литература" 1990 г.

49. Дугин А. Тамплиеры пролетариата. М.:"Арктогея"- 1997 г.

50. Дугин А. Консервативная Революция. М. 1994 г.54."Дуэль", 1998 г. №30.

51. Ергин Д., Густафсон Т. Россия: двадцать лет спустя. М.-1997 г.

52. Зародов К.И. Три революции в России и наше время. М. 1983 г.

53. Захарова М.Н. Роберт Оуэн и оуэнисты в Соединенных Штатах Америки // История социалистических учений. М,- 1976 г.

54. Зиновьев А. Коммунизм как реальность. М. 1994 г.65.3имичев A.M. Психология политической борьбы. С Пб. - 1993 г.

55. Изгоев A.C. Социализм, культура и большевизм. // Вехи. Из глубины. М. -1991 г.

56. Из писем В.Г. Короленко к Луначарскому. "Новый мир", 1988 г. № 10.

57. Ильин В.В., Панарин A.C., Бадовский Д.В. Политическая антропология. / П. р. В.В. Ильина. М. 1995 г.

58. Ильин В.В., Панарин A.C., Рябов A.B. Опыт национально-государственной идеологии. / П. р. В.В. Ильина. М. 1994 г.

59. Ильин В.В., Панарин A.C. Философия политики. М. 1994 г.

60. Ильин И.А. Русская революция была безумием // Ильин И.А. Наши задачи. Париж; М. -1992 г.

61. Иное. Хрестоматия нового российского самосознания в 3 -хтт. М.:"Аргус" 1995 г.73 .Исаев И. А. От "Вех"- к "Смене вех". // В поисках пути. М.: "Русская книга" 1992 г.

62. Исаев И.Л., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI XX вв. М. - 1994 г.

63. История политических и правовых учений. М.: "Юридическая литература "-1991 г.

64. Камю А. Бунтующий человек. М. 1990 г.

65. Канетти Э. Масса и власть. М. 1997 г.

66. Кантор K.M. О глобальном кризисе истории в социокультурном измерении. // "Полис", 1996 г. №3.

67. Капустин Б.Г. Левый консерватизм КПРФ и его роль в современной политике. // "Независимая газета". 5 марта, 1996 г.

68. Капустин Б.Г. Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян. // "Полис", 1994 г. №4.

69. Касьянова К. О русском национальном характере. М. 1994 г.

70. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. М.:"Наука"-1991 г.

71. Кара-Мурза A.A. "Новое варварство" как проблема российской цивилизации. М.-1995 г.

72. Кара-Мурза A.A., Панарин A.C., Пантин И. К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России : перспективы развития. // "Полис", 1995 г. № 4.

73. Кара Мурза С.Г. Интеллигенция на пепелище России. М.: "Былина" 1997 г.

74. Карсавин Л. П. Восток, Запад и русская идея. Пг. 1922 г.

75. Карякин Ю. Достоевский и канун XXI Века. М. 1989 г.88."Катехизис" С.Г. Нечаева // в кн. Сараскиной Л. "Бесы "- роман предупреждение. М.: "Советский писатель" -1990 г.

76. Коваленко В.И., Мощелков E.H. Российская государственность: идеология и самосознание народа. // "Вестник МГУ", Сер. 12, 1994 г. № 2.

77. Клямкин И.М. Посткоммунистическая демократия и ее исторические особенности в России. // "Полис", 1993 г. № 6.

78. Козиков И. А. Диалектика социальной и научно-технической революции. М. 1987 г.

79. Козлавский П. Современность постмодерна. // "Вопросы философии", 1995 г. №10.

80. Коликов Н. Россия в контексте глобальных перемен. // "Свободная мысль", 1994 г. № 23.

81. Кончаловский Д.П. Пути России. Размышления о русском народе, большевизме и современной цивилизации. Париж 1969 г.

82. Коэн С. Бухарин: политическая биография. 1888-1938, М.: "Прогресс" 1988 г.

83. Коэн С. Большевизм и сталинизм. // "Вопросы философии", 1989 г. № 7.

84. Крапивин В.В. Формирование революционного сознания: (проблемы и характерные черты в странах социалистической ориентации). М.:"Мысль" 1987 г.

85. Красильщиков В. А. Левый радикализм об отчуждении труда. // "Рабочий класс и современный мир. 1983 г. №6.

86. Краус В. Нигилизм и идеалы. М,- 1994 г.

87. ЮО.Кризис буржуазной цивилизации и поиски нового стиля жизни. М,- 1983 г. В.2.

88. Криминологи о неформальных молодежных объединениях: Круглый стол Изд.-ва "Юрид. лит.". Отв. ред. И.И. Карпец. М.:"Юридическая литература" 1990 г.

89. Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. // Этика. М. -1991 г.

90. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М. 1980 г.

91. Ю4.Куригинян С. Е. Россия: власть и оппозиция. М. 1993 г.

92. Ленин В. И. Современная Россия и рабочее движение. // ППС, Т.23.106."Либо мы, либо - ничто"/ ж. "Элементы": www.geocities.com107."Лимонка", 1997 г. № 57 / www.zhurnal.ru108."Лимонка", 1998 г. № 2, №99.

93. Маркс К. "Стенька Разин". // "Молодая гвардия", 1926 г. №1. 1 Ю.Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-ое изд. Т.19-21. 1 П.Медведев В. Чуканов Н. Великая российская депрессия. М.-1997 г.

94. Мельгунов С.П. Красный террор в России (1918 1923 г.). М. - 1990 г.

95. Ментальность россиян. Специфика сознания больших групп населения России. М. -1997 г.

96. Мережковский Д.С. Пушкин //Пушкин в русской философской критике. М. 1990 г.

97. Михайловский Н.К. Из литературных и журнальных заметок 1872 года // Сочинения Н. К. Михайловского . Т.1. Спб., 1896 г.

98. Михайловский Н.К. Литературные и журнальные заметки. "Отечественные записки", 1873 г. №2, отд. П.117."Молния", 1998 г. .№10. №19.118.Мор Т. Утопия. М. 1978 г.

99. Мордовцев Д. Разбойники России. Политические движения русского народа. (Санкт-Петербург -1871). "Евроросс", 1991 г.

100. Мостовая И.В. Скорик А.П. Архетипы и ориентиры российской ментальности, №4, 1995 г.

101. Мощелков E.H. Реформы революции в России как непрерывный циклический процесс, (постановка проблемы) //Вестник МГУ, 1994 г.№5.

102. Муравьев В.Н. Рев племени. // Из глубины. Сборник статей о русской революции. М. -1990 г.123 .Неизбежность империи. М.: "Интеллект" 1996 г.

103. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. М.: "Мысль" 1990 г.

104. Новиков А.И. "Нигилизм и нигилисты". М. 1972 г.

105. Павленко Н.И., Кобрина В.Б. Федорова В.А. История СССР с древнейших времен до 1861 года. М.: "Просвещение" -1989 г.

106. Пайпс Р. Русская революция. Часть 1, 2. М. 1994 г.

107. Панарин A.C. Революция или Реформация ? (революционная эсхатология и цивилизованная повседневность) // Из истории реформаторства в России. Философско-исторические очерки. М. 1991г.

108. Панарин A.C. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX века (Печатный текст).

109. Пастухов В.Б. Будущее России вырастает из прошлого. Посткоммунизм как логическая фаза развития евразийской цивилизации // Полис, 1992 г. №5-6.

110. Переверзев В. Достоевский и революция. "Печать и революция" -1921, № 3. С. 6.

111. Писарев Д.И Сочинения в 4-ех тт. М. 1955.

112. Писарев Д.И. Избранные философские и общеполитические статьи. М. 1968 г.С.8.

113. Платонов А. Избранные произведения. М. 1983 г.

114. Плеханов Г.В. Год на Родине. Т.2. Пг. 1918 г.

115. Повесть временных лет. / Под ред. Чл.-корр.В.П. Андриановой-Перетц. 4.1. М.,Л. 1950г.

116. Политический экстремизм в России. Информационно-аналитический бюллетень. М.,Фонд "Гражданское общество" 1995 г. № 1-12, 1996 г. № 1-2.

117. Политический экстремизм в России. М.: "Панорама" 1996 г.

118. Политическое сознание и политическая идеология в России. //" Вестник МГУ" Сер. 12, 1993 г. № 6.

119. Политология: энциклопедический словарь. М.:1993 г. С. 150

120. Посошков И.Т. Зерцало очевидное. Казань 1895 г. С.284.

121. Постановление временного Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза. //"Молния", 1998 г. № 10.

122. Райк Т. Мазохизм в натуре современного человека. Нью-Йорк, 1941 г. // В. Краус. Нигилизм и идеалы. М,- 1994 г.

123. Рассен Б. Практика и теория большевизма. М.: "Наука" -1991 г.

124. Революционеры 1870-х годов. Л. 1986 г.

125. Революционеры и либералы в России. М. 1990 г.

126. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. // Розанов В.В Уединенное. М. 1990.

127. Русакова О.Ф. Лики российского радикализма. Екатеринбург 1994 г.

128. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: "Наука"- 1995 г. Статьи: "Нигилизм в России", "Шопенгауэр в России" и др.

129. Рябов А. В. Выстрадает ли Россия центризм? // Вестник МГУ. 1993 г. № 1.

130. Савицкий П. Евразийцы. // Россия между Европой и Азией. М. 1993 г.

131. Сараскина Л. "Бесы "- роман предупреждение. М.: "Советский писатель" 1990 г.15 8. Саркисян С. А. Утопический социализм Роберта Оуэна и его философско-социологическая основа // Философские науки. 1971 г. №5.

132. Сен-Симон К. Избранные сочинения. М., Л.-1948 г.

133. Сергиенко П.А. Массовое политическое сознание. Киев -1991 г.

134. Смирнов И.И. Восстание Болотникова. М.: 1951 г.162."Советская правда", 1998 г. № 9.

135. Солженицын А."Чем оставлено дышать?" / "Аргументы и факты", 1998 г. № 22.

136. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. // Чтения и рассказы по истории России. М. -1989 г.

137. Соловьев Э.Ю. "Профессионалы" в современном классово-социальном конфликте (О книге А.Турена "майское движение во Франции, или Утопический коммунизм").// "Борьба классов и современный мир". М.- 1970 г.

138. Современный политический процесс в России. Учебно-справочное пособие. Часть 1. М.: МНЭПУ, 1995 г.

139. Соргин В. Политическая история современной России. 1985 1994. От Горбачева до Ельцина. М.: "Прогресс-академия" - 1994 г.

140. Степун Ф. Нетерпение. // Антология общественной мысли XX в. Выпуск 3. М. 1995 г.

141. Струве П.Б. Великая Россия. Из размышлений о проблеме русского могущества// Струве П.Б. Patriótica. Политика, культура, религия, социализм. Сборник статей за пять лет (1905-1910).Спб.-1911 г.

142. Струве П.Б Исторический смысл русской революции и национальные задачи. // Вехи. Из глубины. М.-1991 г. С. 471-472.

143. Такер Р. "Сталин. Путь к власти 1879-1929. История и личность. М.: "Прогресс" 1991г.

144. Тихомиров JI.A. Почему я престал быть революционером. Спб. 1884 г.

145. Тихонова Н. Жизненные ценности россиян: меняется ли наш менталитет? // "Власть", 1996 г. № 5.

146. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 20-ти т. М. 1964 г. Т. 16.

147. Традиция и революция. // "Лимонка", 1998 г. № 2.

148. Троицкий Е.С. Русская цивилизация и соборность. М. 1994 г.

149. Троцкий Л.Л. История русской революции. Кн. в 3 х тт. М. - 1992 г.178."Трудовая Россия", 1998г. №16.

150. Тургенев И. "Отцы и дети" // Собрание сочинений в 12 тт. Т.З. М. 1958 г.

151. Ушаков В. Немыслимая Россия. // Иное. Россия как идея. М. 1995 г. Т.З.

152. Федотов Г.П Трагедия интеллигенции. // Федотов Г.П. Судьба и грехи России. М. 1991г.

153. Франк С.Л. Из размышлений о русской революции. // Новый мир. 1990 г. №4.

154. Франк С. Л. "По ту сторону правого и левого" // Философская мысль в России. М.-1992г.

155. Франк С.Л. Этика нигилизма. //В поисках пути. М.: "Русская книга", 1992 г.

156. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: "Прогресс" 1990 г.

157. Фрейд 3. "Я и Оно" в 2 тг. Тбилиси: "Мирани" -1991 г. Т. 1.

158. Фурман Д. Революционные циклы России. // "Свободная мысль", 1994 г. №1.

159. Фурье Ш. Избранные сочинения. М., Л. -1951 г. Т. 1.

160. Хайдеггер М. "Европейский нигилизм" // "Время и бытие". М.-1993 г.

161. Цветков А. "Дао партизана, или Патриот, взорви свою Родину!" // "Черная звезда", 1993 г. № 3.191."Черная звезда" 1993 г. №3.

162. Шевцова Л.Ф. Политические зигзаги посткоммунистической России. М.: Московский Центр Карнеги 1997 г.

163. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры. М.: "Владос" 1995 г.

164. Шестов Л. Большевизм как он есть. // Антология общественной мысли XX века. Выпуск 2. М. 1992 г.195 .Шестов Л. Что такое большевизм? Берлин 1920 г.

165. Ширинянц А. А. Очерки истории социально-политической мысли России XIX века, М.: "Золотой век" 1995 г.

166. Шишков В. Емельян Пугачев. М.: "Советский писатель" 1949 г.

167. Штайгервальд Р. Непролетарский протест и марксистское рабочее движение. // Проблемы мира и социализма, Прага 1982 г. № 6.

168. Штирнер М. "Единственный и его собственность", М. -1961 г.

169. Штекли А.Э. Утопия и социализм. М. -1993 г. 201.Эйдельман Н. Революция "сверху" в России. М. 1989 г.

170. Экосоциализм и его критика.// Кризис буржуазной цивилизации и поиски нового стиля жизни. Выпуск 2. М.-1983 г.

171. Юнг К. Г. Настоящее и будущее.// Аналитическая психология. М.:"Мартис" 1995.

172. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. С Пб. - 1992 г.

173. Allerbeck К. Houg W. J. Jugend ohne Zukunft?: Einstellungen, Umwelt, Lebensperspektiwen. Munhen; Zürich: Piper, 1985.

174. Bahro R. Die Alternative. Zur Kritik des real exestierenden Sozialismus. Köln; Europ. Verl., 1977.

175. Fetscher I. Thesen zum Okosozialismus. Sozialismus, Hamburg, 1981, H.3.

176. Harich W. Kommunismus ohne Wachstums ?: Babeuf und der "Club of Rome". Reinbek bei Hamburg: Rowohlt, 1975.

177. Huber J. Wer soll das alles andern: Die Alternativen der Alternativbewegung. B. 1981.; Huber J.Links fehlt eine Partei./ Sozialismus? Hamburg, 1981. H3.21 l.Jacobi Fr., Werke, 3B Leipsig, 1861.

178. Nietzsche. Werke. Kritische Gesamtausgabe. VIII. Abt. Bd. 2, S.74.

179. Paturi F. R. Chaos oder Paradies: Alternativen zur Menschheitskrise. Dusseldorf; Wien: Econ., 1981.

180. Strasser J., Traube K. Die Zukunft des Fertschritts: Der Sozialismus u. die krise des Industrialismus. Bonn: Neue Ges., 1981.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.