Феномен искусства в философско-эстетических воззрениях И. А. Ильина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Соколова, Алла Викторовна

  • Соколова, Алла Викторовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Кострома
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 140
Соколова, Алла Викторовна. Феномен искусства в философско-эстетических воззрениях И. А. Ильина: дис. кандидат философских наук: 09.00.04 - Эстетика. Кострома. 2001. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Соколова, Алла Викторовна

Введение.3

Первая

глава. О природе искусства.11

§ 1. Предмет искусства: культ Тайны.11

§ 2. Искусство и общество: национальная специфика искусства, его роль в жизни общества.27

Вторая

глава. Проблемы творящего субъекта.49

§ 1. Природа художественного творчества: опыт и сердечное созерцание.48

§ 2. Талант и гений.71

Третья

глава Проблемы воспринимающего субъекта. . . . 88

§ 1. Художественное восприетйе*й>,художествённь1й вкус . . . 87

§ 2. Проблемы художественной критики.104

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен искусства в философско-эстетических воззрениях И. А. Ильина»

В настоящее время стоит задача изучения богатейшего наследия русских философов. Это необходимо для осмысления путей развития русской культуры, ее прошлого, настоящего и будущего. Открываются новые, малоисследованные пласты, которые только начинают осваиваться, в этой связи важнейшее значение имеет обращение к трудам И.А.Ильина (1882-1955), философское наследие которого лишь недавно вернулось в Россию и стало доступным для осмысления.

В своей философии Ильин исходит прежде всего из определенной разработки онтологических и гносеологический проблем, наиболее плодотворным итогом которой можно признать вывод о необходимости гцреодо-ления в делах познания «состояния внутреннего раскола» в человеке между мьюлью и чувством, духом и инстинктом, знанием и верой, разумом и сердцем. Труды и творчество Ильина интересны и потому, что его предсказания и прогнозы относительно путей исторического развития России во многом сбылись.

Ильин занимает особое место в плеяде русских мыслителей, которые создавали современную русскую религиозную философию. Он идейно расходился с такими известными ее представителями, как Розанов, Мережковский, Гиппиус-Мережковская, Булгаков, Бердяев, Вячеслав Иванов, Карсавин. Причиной этого расхождения явилось то, что Ильин осмелился на критику толстовской идеи непротивления злу.

Философия его непосредственно нацелена на осознание жизни, она изложена определенно, доступно, образно через отношение к религии, к

Трагической мировой и русской действительности, наконец, к искусству и культуре. Ильин соединил в своем творчестве традиции русской и западноевропейской философской мысли, опираясь на классический немецкий идеализм (Фихте, Канта, Шеллинга, Гегеля).

Еще в начале 1914 года Ильин выступает с докладом по своей диссертации «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», которая выходит из печати в 1918 году. Система Гегеля в этот период вновь начинает активно обсуждаться в европейской мысли, ведь именно Гегель, по существу, выступает завершителем традиции классического философствования. Ильин предлагает переосмыслить учение Гегеля в религиозно-иррационалистическом духе.

После высыжи философа из России в 1922 году в Германии начинают выходить его большие теоретические работы «Религиозный смысл философии», «Путь духовного обновления», «О сопротивлении злу силою», которые вызывают бурные обсуждения и споры. С приходом к власти Гитлера в 1933 году возникает конфликт Ильина с геббельсовским министерством пропаганды. Своеобразное отношение мыслителя к фашизму, который понимался им как движение рыцарского начала и отклик на волну безбожия, дополнялось критикой «партийного дела ради партийных целей».

Бежав в 1938 году в Швейцарию от гитлеровского режима, философ концентрируется на творческой работе, пишет свою философско- художественную серию «Огни жизни. Книга утешений», «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» и «О грядущей русской культуре».

Ильин утверждает необходимость рассматривать познание в контексте культуры, считая коренным недостатком сложившихся философских традиций противопоставление ума сердцу, разума чувству и наоборот, сердца уму, чувства разуму. Если полагать человека в качестве вещи среди

Других вещей, а каждое действие мыслить только материально и технически, легче достичь успеха и сделать карьеру, но мыпшение без сердца всегда цинично и бездуховно.

Преодолеть расколотость можно только научившись пользоваться опытом как интуицией, сердечным созерцанием. Вопрос о смысле жизни решается всегда с точки зрения ценностей, которые всегда выше жизни и в то же время вполне достижимы человеком в пределах его бытия. С этих позиций философ подходит и к рассмотрению эстетических проблем искусства. Его концепция искусства может немало способствовать решению проблем духовного возрождения России.

Знаменательно, что сам Ильин, выдвинув идею национального возрождения еще в 30-е годы, считал средствами этого возрождения веру, любовь и духовность и особую роль в этом процессе отводил искусству.

В работах, посвященных эстетическим проблемам, Ильин создает оригинальную концепцию искусства. Осмысление центральных проблем эстетики он так или иначе связывает с социальными проблемами, рассматривая искусство в прямой и непосредственной связи с судьбой русского народа. Именно в искусстве, по мнению философа, наиболее полно выражается национальное самосознание. Общий кризис культуры, с точки зрения философа, начался с 30-х годов XIX столетия. Его основными причинами он считал идеологизацию культуры, безбожие и бездуховность, порожденные атеизмом.

Как никогда актуальны сегодня проблемы, поставленные Ильиным в философских работах, посвященных творчеству и искусству: это проблемы творческого служения художника, нравственности, ответственности его перед обществом, возрождения искусства и культуры на путях любви, обновленного созерцания и мудрости, а также христианской религиозности.

Философ искал ответы на важнейшие вощ)осы современности, создавая при этом систему критериев искусства и художественного творчества. Он предлагал зрителям, читателям, критикам систему эстетических координат, учитывая ту огромную роль, которую искусство играло и гфодолжает играть в формировании человека и гражданина, его национального самосознания и духовности.

Ильин считал возможным национальное возрождение только через возрождение духовное, которое, в свою очередь, не представлялось ему возможным без подлинного искусства и настоящей культуры.

По прошествии более полувека эстетическая концепция Ильина может казаться в чем-то наивной и утопичной, но нельзя не признать, что во многом философ оказался прав по существу. Истины, к которым он пришел в результате гфавственных исканий, просты, логичны, понятны ,но, может быть, именно потому так далеки от практической реализации.

В последнее пятилетие стали появляться публикации, анализирующие различные направления философского наследия И.А.Ильина. Они посвящены проблемам добра и зла в его философии, нравственному воспитанию, анализу программы национального возрождения, идее монархической государственности, религиозного опыта, естественного и положительного права, этнополитическим проблемам, принципам истинной политики.

Публикации характеризуются признанием актуальности и злободневности творчества философа, однако наметившийся в начале 90-х годов поворот в сторону изучения жизни и творчества Ильина представляется лишь начальной попыткой разобраться в его богатейшем творческом наследии и драматической судьбе.

Представляется неоправданным тот факт, что эстетические взгляды Ильина не заняли достойного места среди исследований, посвященных его творчеству, что они представляются чем-то второстепенным, не имеющим принципиального значения для понимания его философской концепции в целом. Однако совершенно очевидно, что эстетические воззрения Ильина, его понимание искусства, творчества, восприятия, взгляд на проблемы художественной критики являются неотъемлемой и органической частью той целостной философской системы, которую создавал выдающийся русский философ. Не случайно сам Ильин заявлял о своей эстетической теории. В зоне внимания исследователей (С.М.Бабинцева, Л Лукьяновой, Г.И.Ризза, Г.И.Ризза Р.Редлиха, Я.В.Шабанова, И.Н.Степановой, Н.И.Изергиной, М.В.Рутковского, Н.А.Нефедовой и других) оказалась общефилософская концепция Ильина, его философия права, социальная и нравственная философия. Между тем, концепция душевно цельного человека, разумно-сердечного познания с наибольшей силой проявляет себя в эстетике Ильина, которая практически оказалась вне внимания исследователей.

Цель настоящей работы состоит во всестороннем исследовании эстетических взглядов Ильина как важного элемента его философской системы, диктуемого его онтологическо- гносеологической позицией. Намеченная цель определила следующие задачи:

1. Выяснить общий взгляд Ильина на природу искусства, в связи с чем проанализировать понятие «Предмет искусства».

2. Изучить его понимание и трактовку проблемы «искусство и общество».

3. Рассмотреть взгляды философа на проблему национальной специфики искусства.

4. Проанализировать точку зрения Ильина на процесс художест-веьшого творчества.

5. Рассмотреть его концепцию художественного восприетия.

6. Исследовать постановку Ильиным вопроса о художественной критике и ее назначении.

В качестве методологической основы диссертант избирает сравнительно-исторический метод, а также принцип научной объективности и всесторонности. Для более полного раскрытия темы диссертант опирается на труды известных философов и мыслителей прошлого- Аристотеля,, Дж. Локка, И. Канта, Ф.В.И. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, A.C. Пушкина, П.Д.Юркевича, Н.Г.Чернышевского, H.A. Добролюбова, В.Г.Белинского, Л.Н. Толстого, B.C. Соловьева, а также обраш;ается к исследованиям современных ученых и писателей, таких как А. Бергсон, Р.Ингарден, А.Я Зись, В Кандинский, 3. Фрейд, М.А Лифшиц, Н.Я.Мандельштам, И.Бродский, Е.В.Вожова, К.М.Долгов, А.И.Буров, В.Набоков, В.А.Осипян, В.Ф.Асмус, И.С.Шмелев, И.А.Бунин, А. Илиади, Л.Б.Шульц, Б.Г.Лукьянов и др.

Главными источниками исследования явились работы Ильина, посвященные проблемам искусства, собранные в книгах «Одинокий ху-дожнж» и «Путь к очевидности», а также в 6 томе Собрания сочинений Ильина в 10 томах.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые осуществлено специальное систематическое изучение философско-эстетических воззрений Ильина, давшее их реконструкцию в виде оригинальной эстетической теории, базирующейся на его онтологическо- гносеологической концепции . Суть этой эстетической теории , которую с полным правом можно назвать философией искусства, сводится к следуюпщм основным положениям :

1 .Во главу угла Ильин ставит предметность искусства, которую определяет как жизнесостояние, находящееся в боге, человеке или природе вещей. Констатируя глубину и неисчерпаемость мира, философ называет эту глубину нредметно-сущим обстоянием, великим объективно-сущим предметом, тайной «целокупного мироздания». Рассматривая Тайну и Предмет как нечто объективное , Ильин развивает взгляд на искусство как на постижение Предмета посредством создания художественного произведения, обладающего трехслойной структурой : внешний слой («эстетическая материя»), второй слой («эстетический образ»), высший слой («ядро», или основная концешщя художника).

2. Роль искусства в жгони общества предопределена его влиянием на становление и развитие нащюнального самосознания, духовное очищение и обновление нации. Искусство является одним из важнейших способов ос-мьюления народной судьбы , предвидения новых исторических путей ее развития.

3. Национальная самобытность искусства заключена в духовном начале, объединяющем людей. Великое искусство может быть рождено только на основании национального опыта, духа и уклада.

4. Сердечное созерцание Ильин считает основой художественного творчества и единственно верным путем постижения Предмета и Тайны. Вместе с тем, для характеристики творческого процесса философ вводит понятие «художественный акт» (творческий уклад, характерный для того или иного художника).

5. Философ формулирует достаточно жесткие требования к восприятию произведения искусства, считая, что воспринимаюпщй субъект должен полностью подчиниться творящему субъекту , воспроизвести его «художественный» акт , жить этим актом, исключая собственную фантазию и домысел по поводу прочитанного, увиденного, услышанного.

6. Художественная критика есть промежуточное звено между искусством и наукой.

Оценивая в целом эстетическую теорию Ильина, есть основание утверждать, что в трактовке искусства ( особенно художественного творчества) она занимает некоторое промежуточное положение между эстетической теорией Гегеля, последователем которого он был в начале своей философской карьеры, и эстетической теорией Шеллинга, с явным креном в сторону второго мыслителя, причем периодов его философии тождества и откровения, когда шеллинговская интуиция приобрела мистический характер. Вместе с тем попытка Ильина сохранить в своей концепции роль разума наводит на мысль, что здесь он выступает не только как бывший гегельянец, но и как философ, прошедший школу Владимира Соловьева с его идеей «великого синтеза».

Феномен искусства в эстетике Ильина неразрьшно связан с духовностью, внутренним душевно-духовным миром человека, формированием нравственности и любви, объективного совершенства, силы и цельности; именно искусство способно давать человеку настоящее счастье и удовлетворение.

Практическая ценность данного исследования состоит в возможности использования полученных результатов в преподавании философии, эстетики, культурологии, литературы, социологии, а также в художественной критике.

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Эстетика», Соколова, Алла Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Изучение философско-эстетических воззрений И.А.Ильина приводит к реконструированию их в виде оригинальной эстетической теории, базирующейся на его онтологическо-гносеологической концепции. В центре внимания этой теории - феномен искусства.

В исследовании этого феномена философ ставит во главу угла понятия «Предмет», «Тайна» и рассматривает их как нечто объективное, заключающее в себе суть и смысл бытия, к постижению которых стремится подлинное искусство. Он трактует последнее как путь к озарению и умудре-нию, к Божественному. При этом следует отметить, что проходящее через всю эстетику Ильина понятие «Предмет», («Тайна») так и остается достаточно аморфным, туманным, ускользающим от более или менее строгого определенойя. На наш взгляд, здесь сказывается следующее обстоятельство: Ильин в разработке своей эстетической теории искусства больше идет от онтологическо-гносеологических установок , чем от анализа самого искусства, т.е. его метод оказывается чрезмерно спекулятивным, что и мешает ему разработать концепцию Предмета в более определенных признаках. То несомненно ценное, что содержит в себе понятие «Предмет», есть утверждение объективной природы искусства.

Художественное произведение рождается в результате сердечного созерцания, которое Ильин цровозглашает основой творчества. Художник в эстетической концепции Ильина предстает в роли пророка, осуществляющего высшее служение Предмету (свою статью о Пушкине Ильин называет «Пророческое призвание Пушкина). Философ считает художественное творчество предметосозерцавнем, в результате которого создается произведение искусства, имеющее «трехслойную» структуру ( первый слой - «эстетическая материя», второй слой - «эстетический образ», третий слой —собственной Предмет художественного произведения).

Художник «мыслит» предмет «актом эстетического чутья», облекает его в образы и слова. Собственно, этот поиск и есть по Ильину процесс творчества . От Предмета - к образу и слову - вот путь, пройденный художником, постигающим Предмет, который в виде «помысла» осветил его дущу, ушел в ее глубину и остался в ней навсегда, превратившись в художественный заряд.

Художественное щ)оизведение создается посредством художественного акта, который есть явление специфическое, индивидуальное, присущее только данному художнику. Художественный акт основывается либо на внешнем, либо на внутреннем опыте, либо на их сочетании и представляет собой явление органичное для данного творящего субъекта, но не раз и навсегда данное и неизменное (пример с меняющимся художественным актом Пушкина).

Ильин настаивает на том, что попытка художника использовать не свойственный его опыту художественный акт приводит к разрушительным для произведения последствиям: вырождению, схематизму, заданности, что лишает произведение искусства его живой дупш и возможности выполнять свою первоочередную задачу - «умудрять и исцелять» человека.

Ильин создает свою концепцию гениальности, считая, что только гений способен органически сочетать дар созерцания с даром выртения, соединив это с любящим сердцем, способным страдать страдание.

Через любовь и страдание искусство открывает человеку путь к Божественному, оставаясь при этом национально самобытным. Отдавая приоритет духовному началу в человеке и считая его ведущим и определяющим, философ излагает свою точку зрения на абсолютную духовную самобытность каждой нации, выражающуюся прежде всего в искусстве и творчестве. Ильин рассматривает гения как выразителя национального субстрата духовности, высшую степень ее проявления в конкретной личности.

Философ считает, что в процессе восприятия необходимо «отделять» художественный акт писателя от его личной жизни. Он трактует восприятие как творчество, отличающееся от творчества художника тем, что имеет обратную последовательность - от слов и образов - к Предмету.

В процессе восприятия субъект должен расшифровать «целый мир замыслов и образов», как бы воссоздать «художественное создание».

Для вторичного рождения произведения необходима художественная сосредоточенность, внимание и «верная настройка всего душевно-духовного, многострунного «инструмента» читателя, который несет ответственность за понимание того, что хотел сказать художник.

Процесс адекватного «воссоздания», которым должен овладеть воспринимающий субъект, Ильин ограничивает рамками того, что «хотел показать писатель». Возможное несовпадение художественного акта писателя и опыта воспринимающего субъекта (внешнего или внутреннего) может создать непреодолимый барьер для художественной встречи читателя и писателя.

Внутренняя противоречивость присуща взглядам философа как на процесс художественного творчества, так и на процесс художественного восприятия. В первом случае она выражается в попытке разъять личность художника и его художественный акт, во втором - в требовании, предъявляемом к читателю, - понять, что хотел сказать автор , которое вступает в противоречие с утверждением, что автору не дано отчетливо понимать, что он хочет сказать в произведении (ибо говорит не столько он сам, сколько Предмет, рупором которого он является).

Оценивая эстетическую теорию Ильина, есть основания утверждать, что в трактовке искусства (особенно художественного творчества) она занимает промежуточное положение между эстетической теорией Гегеля, поП 1 следователем которого он был в начале своей философской карьеры, и эстетической теорией Шеллинга, с явным креном в сторону второго мыслителя, причем периодов его философии тождества и откровения, когда шеллинговская интуиция приобрела мистический характер.

Вместе с тем попытка Ильина сохранить в своей концепции роль разума наводит на мысль, что здесь он выступает не только как бывший гегельянец, но и как философ, прошедший школу Владимира Соловьева с его идеей «великого синтеза».

В основе эстетических взглядов Ильина, безусловно, лежит его общая философия (онтология и гносеология).

Для Ильина искусство - один го путей, ведущих человека через «мировую пыль» и «хаотичнью случайности бытия» к Богу и истине. Этот путь , по глубокому убеждению философа, более верный и плодотворный, так как основан на вере, нечувственном опыте, совестном акте, созерцании и любви, которые неприменимы в науке, опирающейся на знание и эмпирические факты.

Эстетика Ильина оптимистична, потому что в ней содержится вера в объективность и незыблемость красоты мира, жюни и человека, в возможность преодоления духовного и культурного кризиса (и политического тоже), в великую миссию русского народа, создавшего уникальную духовную культуру и имеющего неисчерпаемый творческий потенциал, являющийся залогом духовного возрождения и обновления. Все это лишний раз делает эстетику Ильина притягательной для нашего сложного и трудного времени.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Соколова, Алла Викторовна, 2001 год

1. Аристотель. Об искусстве поэзии. - М.: Гослитиздат, 1957. - 184 с.

2. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М.: Наука, 1981.- 193 с.

3. Андреев A.M. Искусство, культура, сверхкультура. -М.: Знание, 1991.63 с.

4. Апресян З.Г. Свобода художественного творчества. М.: Искусство,1985. -253 с.

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.392 с.

6. Асмус В.Ф. Проблема интуиции: (Очерк истории: ХУП начало XX в.). - 2-е изд. - М.: Мысль, 1965.

7. Афасижев М.В. Западные концепции художественного творчества. М.: Высшая школа, 1990.- 174 с.

8. Афасижев М.Н. Между иллюзией и действительностью. М.: Знание,1986. -62 с.

9. Бабинцев СМ. Миросозерцание И.А.Ильина. -М.: Прометей, 1997. 123 с.

10. Банфи А. Философия искусства. М.: Искусство, 1989.- 383 с.

11. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. // Избр. фи-лос.сочин.: В 2 т. Б.м.,1948.- т.2.- С.439).

12. Бергсон Анри. Смех.-М.: Искусство, 1992. 128 с.

13. Бредт Е.В. Нравственность и безнравственность в искусстве. М. - Современные проблемы, 1914.- 130с.

14. Бродский И. Меньше единицы. М.: Изд. Независимая газета, 1999.472 с.

15. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1956.292 с.

16. Буров А.И. Эстетика, проблемы и споры. М.: Искусство, 1975.- 175 с.

17. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М.: Искусство, 1984.- 264 с.

18. Бычков В.В. Эстетическое сознание Древней Руси. М,: Знание, 1988.-61с.

19. Буткевич О.В. Красота: природа. Сущность. Формы.- Л.: Художник РСФСР, 1983.-438 с.

20. Вальков A.A. Идея нации в свете русской социально-философской мысли //Науч.редактор Бондаренко В.Н. Башкирский гос.университет. -Уфа: Изд-во Башк. ун-та, 1996.

21. ВарналисК. Эстетика-критика. -М.: Иностранная литература, 1961.-258 с.

22. Вожова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. -М.:МГУ, 1976.-286 с.

23. Вожпе, Гатьвано делла. Критика вкуса. -М.: Искусство, 1979.- 351 с.

24. Воробей Ю.Д. Диалектика художественного творчества. М: Изд-во Моск. ун-та, 1984.- 175 с.

25. Выготский Л.С. Психология искусства.- М.Лабиринт, 1998.- 416 с.

26. Гартман Н. Эстетика.- М.: ИЛ, 1958. 692 с.

27. Гегеж Г.В.Ф. Лекции по эстетике. Ч.1 // Эстетика: В 4-х т. М., 1968. -Т. 1 .-С.7-312.

28. Гегеж Г.В.Ф. Лекции по эстетике.Ч.З // Эстетика: В 4 т. М., 1971. -Т.З.-С.5-621.

29. Гете И.В. Статьи и мысли об искусстве. М.-Л.: Искусство, 1936.- 412 с.

30. Гождентрихт С.С. О природе эстетического творчества. М.: МГУ, 1977. - 248 с.

31. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986.- 237 с.

32. Громов Е.С. Художественное творчество. М.: Политиздат, 1970. - 263 с.

33. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации.- Новосибирск, Наука, Сиб.отд.,1982. 256 с.

34. Гусев В.Е. Проблемы фольклора в истории эстетики. М.-Л.: Изд-во АН СССР /Лен. отд./, 1963.- 205 с.

35. Диденко В.Д. Искусство. Духовная культура. Философия. Алма-Ата: Наука, Каз.ССР, 1990.- 199 с.

36. Дмитриев A.C. Романтическая эстетика Августа Вильгельма Шлегеля. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974.-120 с.

37. Добролюбов H.A. Когда же придет настоящий день? // Избр. статьи. -М., 1978.-С.171-218.

38. Долгов K.M. Эстетика и художественная критика. М.: Знание, 1972.40 с.

39. Долгов K.M. Восхождение на Афон. М.: Раритет, 1997.- 311с.

40. Еремеев А.Ф. Границы искусства: социальная сущность художественного творчества. М.: Искусство, 1987. - 317 с.

41. Ермаш. Г. Л. Творческая природа искусства. М.: Искусство, 1977.- 320 с.

42. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление.- М.: Искусство. 1982. 277 с.

43. Ермаш Г.Л. Искусство как творчество.- М.: Искусство, 1972. 184 с.

44. Зеленов Л.А. Процесс эстетического отражения.- М.: Искусство, 1969. -175 с.

45. Зедльмайр X. Искусство и истина.- М.: Искусствознание, 1999. 338 с.

46. Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество. М.: Искусство, 1987 .- 252 с.

47. Иванов Вяч.И. Лик и личины России: эстетика и литературная теория. -М.: Искусство, 1995.- 669 с.

48. Изергина Н.И. И.А.Ильин: к возрождению России через новое воспига-ние.- Вестник Мордовского ун-та, Саранск, 1998. -№2. С. 11-13.

49. Ильин И.А. Одинокий художник. М.: Искусство, 1993. - 347 с.

50. Ильин И.А. Путь к очевидности.- М.: Эксмо-пресс, 1998. 912 с.

51. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека. СПб.: Наука, 1994.- 541с.

52. Ильин И.А. Собрания сочинений в Ют.- М.: Русская книга, 1994.

53. Ильин И.А. О грядущей России. Избр.ст. / Под ред. Полторацкого Н.П. -М.,Военизд.,1993. 368 с.

54. Ильин И.А. Родина и мы. Статьи.- Смоленск «Посох», 1995. 512 с.

55. Ильин Н.П. Творчество И.А.Ильина в контексте русской философской традиции. Наука и культура русского зарубежья. - СПб, 1997.- С.89-93.

56. Илиади А.Я. Природа художественного таланта. М.: Сов.писатель, 1965.- 535 с.

57. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Изд-во И Л 1962.- 572 с.

58. Интернациональное и национальное в искусстве /Сборнрж. М.: Наука, 1974.-276 с.

59. Искандер, Фазиль. Моцарт и Сальери. Воспоминание о романе. Статьи// Софичка.- М.: Вагриус, 1997- С.465-480.

60. Искусство в мире духовной культуры.- Киев: Наук.думка, 1987.- 239 с.

61. Искусство в системе культуры /Сб.статей АН СССР. Л.: Наука, Ле-нингр. отделение, 1987.- 272 с.

62. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, Лен.отд., 1972.- 440 с.

63. Казин А.Л. Художественный образ и реальность. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.- 120 с.

64. Кант И. Критика способности суждения // Соч.: В 6 т. М., 1966.- Т.5 -С. 65- 564.

65. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М. Архимед, 1992.- 107 с.

66. Катенин П. А. Размышления и разборы. М.: Искусство, 1981.- 374 с.

67. Коган Л.Н. Художественный вкус. М.: Мысль, 1966. - 213 с.

68. КорминН.А. Онтология эстетического.-М.: Наука, 1992.- 113 с.

69. Кремлев Ю.А. О роли разума в восприятии произведений искусства. -М.: Музыка, 1970.- 72 с.

70. Кручинина СЮ. Культурологические идеи в философско-эстетическом наследии И.А.Ильина / Культура. Искусство. Образование: актуальные проблемьт М.,1996.-С91-101.

71. Кудрявцев Ю.П. Эстетическая теория П.А.Катенина: Автореф. дне.канд.филос.наук.-ЯрославльД995.- 28с.

72. Куликова И.С Философия и искусство модернизма.- М.: Политиздат, 1980.-272 с.

73. Лаврова П.В. Национальная идея у Ивана Ильина /Возвращение в Рос-сию.-М., 1997. С110-120.

74. Лановенко О.П. Художественное восприятие: опыт построения общетеоретической модели. -Киев: Наука и думка, 1987.- 245 с.

75. Левшина И.С. Как воспринимается произведение искусства. М.: Знание, 1983.- 96 с.

76. Лилов А. Природа художественного творчества.- М.:Искусство, 1981.479 с.

77. Лифпшц М.А. Мифология древняя и современная. М.: Искусство, 1980.- 582 с.

78. Лифпшц М.А. В мире эстетики: статьи 1969- 1981 г.г.- М.: Изобразительное искусство, 1985 .-3 1 8с.

79. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Избр. Филос. произв.: В 2 т.-М., 1960.-Т.1.-С.57-729.

80. Лукьянов Б.Г. Эстетическая оценка искусства: супщость и критерии. -М.: Знание, 1977.-64 с.

81. Мазаев А.И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма .- М.: Наука, 1992.- 324 с.

82. Малахов Н.Я. Модернизм. Критический очерк. М.: Изобразительное искусство, 1986.- 148 с.

83. Мавдельштам Н.Я. Вторая книга М.: ACT, 2001.-512 с.

84. Манн Ю.В. Русская философская эстетика (1820- 1830 г.г.).- М.: Искусство, 1969. 304 с.

85. Маньковская Н.Б. Художник и общество. М.: Искусство, 1985.- 208 с.

86. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восгфиятие. М.: Искусство, 1985.-318 с.

87. Митющин A.A. Учение Гете о природе гения // Философия искусства в прошлом и настоящем. М., 1981. - С. 224- 273.

88. Михайлов О. Пленник культуры . //Мережковский Д.С. Собр. соч. в 4 т. -М., Правда, 1990.- Т. 1, с.3-22.

89. Мюнх Ганс. Беспредметное искусство ошибка против логики. - М.: Сов.художник, 1966.- 274 с.

90. Набоков В. О хороших читателях и хороших писателях //Лекции по зарубежной литературе.- М.: Изд.Независимая газета, 1998.- С.23-29).

91. Натев А. Искусство и общество. М.: Прогресс, 1966.- 320 с.

92. Национальные традиции и процесс интернационализации в сфере художественной культуры. -Киев: Наук.думка,1987.- 235 с.

93. Новиков A.B. От позитивизма к интуитивизму. М.: Искусство, 1976 .255 с.

94. Ортега-и-Гассет X. .Дегуманизация искусства и другие работы// Сборник.- М.: Радуга, 1999.- 683 с.

95. Ортега-и Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1990. - 586 с.

96. Осипян В.А. О специфике предмета искусства. Ереван, Митк, 1968. -144 с.

97. Проблемы художественного творчества. Критический анализ. М.: Наука, 1975 - 367 с.

98. Пушкин A.C. Евгений Онегин. М.: Детская литература, 1973. - 304 с.

99. Пушкин A.C. Письмо П.Я. Чаадаеву, 19 октября 1836 г. // Поли. собр. соч.: В 10 т. -М-Л., 1951. 866-868.

100. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю: как построено и функционирует произведение искусства. М.: Сов.художник,1978. - 237 с.

101. Редлих Р. Иван Александрович Ильин был философом // Грани.-Франкфурт. -М., 1996. -Г.51,182. -С.250-257.

102. Рубцов H.H. Символ в искусстве и в жизни. М.: Наука, 1991.- 174 с.

103. Самохин В.Н. Эстетическое восприятие: вопросы методологии и критики. -М.: 1985.- 208 с.

104. Серебржова Ю.А. Серебряков A.C. Взаимосвязь народного и национального в развитии искусства.- Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1988.- 186 с.

105. Соловьев Вл.С. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М.: Книга, 1990.- 448 с.

106. Соловьев Вл.С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991.- 699 с.

107. Соловьев Вл.С. Оправдание добра// Соч.: В 2 т. -М., 1989.

108. Творческий процесс и художественное восприятие /Сборник АН СССР -М.: Наука, 1978.-278 с.

109. Титов СП. Искусство: объект, предмет, содержание. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1987.- 206 с.

110. Торшилова Е.М. Можно ли поверить алгеброй гармонию?- М.: Искусство, 1988.- 207 с.

111. Филипьев Ю.А. Искусство: философские проблемы исследования. -М.: Мысль, 1981.

112. Французская философия и эстетика XX века.- М.: Искусство, 1995. -270 с.

113. Фрейд 3. Художнж и фантазирование. М.: Республика, 1995.- 394 с.

114. Хоум Г. Основания критики. М.: Искусство, 1977.- 615 с.

115. Хрипков О. Иван Ильин и его программа национального возрождения России//Континент. -М.: Париж, 1998.-№95. С.211-220.

116. Художественная деятельность. Проблемы субъекта и объективной детерминации. Киев: Наук.думка, 1980.- 295 с.

117. Художественное творчество. Проблемы комплексного изучения. Л.: Наука, 1982.- 279 с.

118. Художественное восприятие. Сборник статей под ред. Мейлаха Б.С.-Л.: Наука, 1971.-387 с.

119. Шевченко А.К. Проблема понимания в эстетике.- АН УССР.- Киев: Наук. Думка, 1989. 125 с.

120. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.: Мысль, 1966.- 496 с.1*21. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т. М.: Искусст-во,1983. Т. 1 -479 с. Т.2-447 с.

121. Шукуров Ш.М. Искусство и тайна.- М.: Алетейа, 1999. 280 с.

122. Шульц Л.Б. Против эклектики в теории искусства /В сб. Философия искусства в пропшом и настоящем. М.: Искусство, 1981. - С. 146-169.

123. Шульц Л.Б., Лапин В. А. Феномен Шаляпина: Философско-эстетический очерк. Кострома: РФО, КРО, 1995. - 112 с.

124. Шульц Л.Б. Объективность в художественном творчестве.- Художник, 1976.-№2.-0.37-38.

125. Юнг К.Г. Нойманн Э. Психоанализ и искусство.- М.: Ваклер, 1988.304 с.

126. Юркевич П. Д. Философские произведения. М.: Правда, 1990. - 473 с.

127. Якобсон п .М. Психология художественного восприятия.- М.: Искусство, 1964.- 87 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.