Феномен игры в обществе: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Аликин, Виктор Анатольевич

  • Аликин, Виктор Анатольевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Новочеркасск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 152
Аликин, Виктор Анатольевич. Феномен игры в обществе: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Новочеркасск. 2003. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Аликин, Виктор Анатольевич

ВВЕДЕНИЕ

1 МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ИГРЫ В ОБЩЕСТВЕ

1. 1 теории игры.

1.2 Методологические подходы в исследовании игры в культуре и обществе.

1.3 Понятие и критерии типологии игры в обществе.

2 ФЕНОМЕН ТИПОЛОГИИ ИГРЫ В ОБЩЕСТВЕ.

2.1 типология игры в социокультурном измерении.

2.2 Типология игры в социологическом измерении.

2. 3 институализации игры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен игры в обществе: социально-философский анализ»

Актуальность исследования. В XX веке в гуманитарном знании возрос iiiiu'-рес к осмыслению феномена игры в обществе. Это отчасти связано с возникшей необходимостью найти новые подходы в объяснении социальных изменений. Прежде в этом вопросе господствовал «историцизм», подход, в соответствии с которым историческому процессу имманентно приписывались определённые качества и регулярность, внутренняя логика и направленность. Исходя из этого человек считал возможным познать законы истории и в соответствии с ними управлять развитием обществ. История XX века была наполнена амбициозными попытками изменить мир в соответствии с теми или иными социально философскими воззрениями. Однако все подобные попытки закончились провалом, массовыми человеческими трагедиями. И сегодня всё больше обществоведов отказываются от такого подхода. Карл Поппер утверждал, что «вера r историческое предназначение есть простое суеверие. Курс человеческой истории нельзя предсказать ни научными, ни какими бы то ни было иными рациональными методами» (190, Р. 56). Подобные идеи мы найдем и у Роберта Нисбета, Чарльза Тилли, Иммануэля Уолерстайна и других выдающихся современных исследователей общества. В связи с этим возникает необходимость более глубокого изучения социальных изменений, поиска ответа на вопрос о том, что лежит в их основе, если не поэтапное, неизбежное развитие. Раскрытие феномена игры должно помочь в разрешении этой проблемы, ведь игра как раз и является в отличие от утилитарного труда деятельностью спонтанной. Таким образом, более точное знание феномена игры позволит понять природу социальных изменений и сделает социальное управление более адекватным реальным потенциям развития обществ.

Кроме этого, феномен игры в обществе представляет интерес и сам по себе, безотносительно к социальным изменениям. По крайней мере в искусстве, сфере досуга, в образовании, в спорте игра имеет определяющее значение. На производстве бурно внедряются различного рола деловые игры. Математическая теория игр широко используется для анализа социальных конфликтов. На игры тратятся огромные материальные и моральные ресурсы, многие люди посвящают всю свою жизнь тем или иным играм. И всё это, несмотря на то, что они не производят каких-либо чётко фиксируемых благ. Другими словами, в играх люди растрачивают вполне конкретные блага получая взамен неопределённое, неизмеримое чувство удовлетворения. Этот феномен достоин внимания исследователей. При этом мы должны констатировать отсутствие как общепризнанной общей теории игры, так и общей теории игры в обществе. Многие известные исследователи данного феномена, например, Ж. Колларитс или Д. Эльконин вообще пришли к выводу о невозможности создания общей научной теории игры, так как термин «игра» во всех языках мира обозначает самые разнообразные и разнокачественные действия, по существу не имеющие между собой ничего общего.

Данная позиция представляется неверной, так как, в соответствии с элементарной формальной логикой, за каждым словом, как бы разнообразно оно не употреблялось, должно стоять одно самотождественное понятие. Иное возможно только по недоразумению, как, например, в случае со словом австралийских аборигенов «кенгуру». В родном языке оно означало приветствие, а английские колонизаторы ошибочно подумали, что кенгуру, это сумчатое животное. Однако понятие об игре имело и имеет настолько важное значение для всех народов мира, что оно не могло сформироваться по недоразумению.

Отсюда возникает актуальная в теоретическом и практическом отношении задача описания и изучения игры в обществе как единого самотождественного феномена, лежащего в основе человеческой удовлетворённости жизнью и, возможно, в основе социальных изменений.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной философии феномен человеческой игры до сих пор не становился самостоятельным предметом изучения. Но именно философский анализ данной проблемы становится насущной задачей в контексте современной научной дискуссии об «общей теории игры», которая обусловлена дефицитом методологии и трудностями в комплексном анализе результатов, полученных в целом ряде специальных теоретико-игровых исследований психологии детской игры (А. Е. Аркин, М. Я. Басов, П. П. Блонский, JI. С. Выготский, А. В. Запорожец, С. J1. Рубишшойн, Д. Н. Узнадзе, Д. Б. Эльконин), педагогики (III. А. Амонашвили, И. F. Берлянд, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, В. А. Разумный, А. С. Спиваковская), иску-ствоведении (М. Н. Эпштейн), социологии (Ю. А. Левада), математической теории игр (Н. Н. Воробьёв), теории управления (В. М. Ефимов, В. Ф. Комаров. А. К. Попов, Г. П. Щедровицкий). Важным является взгляд на игру, в которой правила действий не заучиваются, не конструируются, а непосредственно усваиваются подобно языку и традиции (О. А. Седакова).

Большой ценностью для раскрытия проблемы обладает рассмотрение игровых аналогий и элементов игры в эстетике, культурологии, семиотике, логике, лингвистике (В. В. Бибихин, Е. И. Добринская, К. Г. Исупова, А. Т. Ишму-ратов, Ю. М. Лотман, В. И. Мазепа, В. А. Малахов, М. Е. Маркова, П. А. Пара-хонский, М. С. Петровский, Г. С. Померанц, Е. В. Ростомашвили В. Л. Скура-товский, В. Н. Топоров, В. И. Устименко). Важным вкладом является философская интерпретация психологических теорий игры (Г. О. Нодиа), а так же обзор и анализ обширной литературы посвященной вопросу за рубежом (Т. А. Апи-нян, Р. А. Гальцева).

Различные аспекты игровой деятельности освещены в трудах исследователей культуры праздника и досуга: М. М. Бахтина, Л. С. Лаптевой, А. И. Ма-заева, Я. В. Ратнера, Э. В. Соколова, Н. А. Хренова и др.

Нельзя не сказать и о том, что проблема игры занимала большое место в философско-этическом наследии П. В. Лаврова, Г. В. Плеханова, педагогических трудах П. Ф. Кантерова, Н. К. Крупской, П. Ф. Лесгафта, А. С. Макаренко.

Зарубежные исследования феномена игры представлены в большом многообразии подходов. Здесь мы находим игру как «язык трансценденции» (М. Хайдеггер, Г.-Х. Гадамер) и «языковые игры» аналитической философии (Л. Витгенштейн), теологию игры (Р. Гвардини) и художественные конпепиии игры (Г. Гессе, Т. Манн), игру как основание онтологической эстетики (Л. Гор гман) и «психодраммы» (Дж. Морено), теорию «социальных ролей» (Дж. Мид), семиотику игры (Р. Кайюа). Но наиболее заметными исследованиями феномена игры в культуре, которые рассматривали его как центральное, а не вспоо могательное понятие, являются теории игры И. Хёзинги и Е. Финка.

Особо необходимо отметить попытки создать общую теорию игры и животных, и людей, которые, тем самым неизбежно рассматривали вопрос в биологическом контексте. К таковым относятся теории избытка сил Ф. Шиллера, Г. Спенсера и В. Вундта; теории упражнения К. Гросса, В. Штерна, К. Бюллера; общая психоаналитическая теория игры Ф. Бойтендайка.

Большой вклад в раскрытие феномена человеческой игры сделали психоаналитические теории игры 3. Фрейда, Ж. Пиаже, Э. Берна, рассматривавших вопрос в контексте противостояния индивида и общества.

Важной вехой в познании феномена игры в обществе является появление математической теории игры (Дж. Нейман, О. Моргенштейн), опфьшшсп ;j> для количественного анализа некоторых видов игр.

Анализ самых различных концепций игры показывает, что можно выделить один общий для всех теорий элемент в определении сущности игры. Все рассмотренные нами авторы определяют игру через её противопоставите утилитарной деятельности. При этом, на вопрос о том, что, побуждает животных или людей играть, предлагаются различные ответы, что и отличает существующие объяснения феномена игры друг от друга.

Кроме того, несмотря на наличие множества самых разнообразных теорий игры, существуют вопросы в отношении данного феномена, которые остаются нераскрытыми в достаточной мере. Основной из них состоит в том, что в существующих теориях, мы видим по отдельности игру в связи с раскрытием феноменов культуры, искусства, языка, досуга, развития личности, общения, конфликта. Но нет целостной картины игры в обществе.

Данное диссертационное исследование представляет собой с одной стороны, попытку снять противоречия существующих теорий в объяснении явижущих сил игры, с другой, попытку раскрыть вопрос о целое!ном описании феномена игры в обществе.

Цель и задачи научного исследования. Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть феномен игры в обществе через описание её типологии, значений и функций.

Для достижения цели в диссертационной работе решаются следующие задачи:

1. Исследовать и систематизировать сложившиеся в науке теории и концепции игры;

2. Сформулировать понятие игры, снимающее противоречия cynicv i .ч> щих теорий в объяснении побуждающих сил игры;

3. Сформулировать критерии типологии игр в обществе;

4. Сформулировать и описать типы, значение и функции игры в обществе в социокультурном и социологическом измерениях.

Таким образом, объектом исследования в данном диссертационном исследовании является феномен игры в обществе, а предметом её типы, значения и функции.

Методологические основы исследования. Данная научная работа осуществляется в рамках неоклассической модели научного исследования. Автором признаётся, что учёный не способен быть идеально нейтральным, поэтому может быть несколько истинных точек зрения на одну и ту же объективную реальность. В этом смысле, в работе предполагается поиск в каждой из существующих теорий игры рационального зерна.

Кроме того, неоклассическая модель исследования позволяет подняться над частнонаучными теориями игры и предложить такое обобщённое понятие игры, которое в силу этого может одинаково подходить как интеллектуальный шкч-румент для любой из частных теорий игры. Главным становится вопрос не о том, является ли тот или иной образец деятельности игрой, а - в какой степени любой из образцов деятельности является игрой.

Важным в данной работе является и опора на неклассическую модель научного исследования, в соответствии с которой изучается не объект, а субъект, через который и познаётся социальная реальность. Действительно, в соответствии со многими теориями, игра есть плод воображения человека. Но что он воображает — можно выяснить достоверно только у него самого.

Таким образом идентификация и объяснение игры осуществляются через интерпретацию внутренних ценностей и побуждений играющих субъектов, и, соответственно, для этого используется метод понимания. При этом, для формулирования функций игры в обществе она рассматривается уже как объект имеющий регистрируемые посредством внешнего наблюдения качества. Для описания типов и функций игры в обществе используются типологический и структурно-функциональный методы.

Разработка гипотезы в данном исследовании осуществляется в рамках культурологического подхода, наиболее яркими представителями которого являются Г. Гадамер, Й. Хёйзинга и Е. Финк. В соответствии с культурологическим подходом основными вопросами, на которые необходимо ответить для достижения поставленной цели являются: каким образом происходит развитие культуры в игровой форме; как соотносятся между собой основные компоненты культуры (нормы, ценности, символы, язык) и игра; как соотносятся между собой игра и социальная структура. Важно, что культурологический подход предполагает исторический взгляд на вопрос о феномене игры в обществе.

В качестве источников эмпирической информации используются прежде всего уже существующие теории игры. В соответствии с неоклассической моделью научного исследования фактами в данном случае являются утверждения в отношении феномена игры, изложенные в выводах авторов этих теорий -признанных исследователей.

Другим источником эмпирической информации служат тексты признанных авторов теорий о феноменах социальной жизни, в которых можно наблюдать частные проявления игры. К таким феноменам относятся религия, философия, искусство, наука, воспитание и образование, экономика, политика, спорт, досуг и социальная структура.

Научная новизна диссертационного исследования:

- проведён анализ общих, психологических и культурологических теорий и концепций игры на предмет поиска общего основания в определении понятия игры;

- проделан анализ базовых парадигм и теоретических подходов в исследовании общества и культуры на предмет подбора наиболее приемлемого методологического инструментария для исследования феномена игры в обществе;

- дано определение понятия игры, в равной степени eooiBeiciBvtomee всем существующим теориям игры, и на основе нового понятия выработаны два критерия типологии игры в обществе;

- исходя из рассмотрения игр в обществе одновременно по двум указанным критериям разработана матрица типов игры;

- определены сущностный смысл игры в обществе и четыре её прикладные функции - две в социокультурном измерении и две - в социологическом. При этом каждая из функций рассмотрена сквозь призму'разработанной матрицы типов игры;

- на базе рассмотрения функций игры в обществе описаны соответственно четыре группы социальных институтов, основной задачей которых является воспроизводство игры в той или иной её функции.

Тезисы, выносимые на защиту.

1. Для всех рассматриваемых в данной работе теорий игры можно выделить два общих элемента в определении сущности игры. Игра определяется через её противопоставление утилитарной деятельности и наличие какой-либо неопределённости в деятельности и интереса спять её.

2. Наиболее приемлемо формулировать определение игры и выявлять её основное значение в обществе в рамках парадигмы социальных дефиниций и теоретического подхода - символического интеракциониз-ма. Формулировать же функции игры в обществе более приемлемо в рамках парадигм социального поведения и психологического детерминизма, функционального и конфликтологического теоретических подходов.

3. Результатом каждого конкретного образца деятельности, с одной стороны, являются преобразованные в ходе его осуществления предметы, с другой - образ этого конкретного уникального образца деятельности, информация о нем. Тогда игра - это отношение к той или иной деятельности, характеризующееся ценностью её информационного результата и определяющее характер участия в этой деятельности. Другими словами, любая конкретная деятельность является в той или иной степени игрой, в зависимости от того как к ней относится тот или иной её участник. Чем больше он нуждается в конечном продукте деятельности и чем определённей для него её результат, тем меньше эта деятельность является для него игрой. И наоборот, чем меньше участник нуждается в конечном продукте деятельности и чем менее определёнен для него её результат, тем больше эта деятельность является для него игрой. Исходя из данного определения понятия игры, можно предложить два критерия для типологии игры в обществе. Первый критерий -степень свободы играющего человека от внешнего принуждения. Второй критерий — степень неопределённости хода и конечного продукта деятельности.

4. В соответствии с критерием свободы от внешнего принуждения предлагается деление игры на следующие уровни по степени возрастания свободы: побочные игры, экспериментальные, имитационные, зна-ко-символические, интеллектуальные. В соответствии с критерием неопределённости деятельности предлагается деление игры на следующие уровни по степени возрастания неопределённости: незначимые игры, конкурентные, с неопределёнными вариантами, с неопределённым критерием. В соответствии с уровнями игры предлагается матрица типов игры.

5. Игра для человека, с одной стороны является познанием истины, ценной самой по себе, и в этом её сущностный смысл, с другой - поставщиком интеллектуального материала для организации жизнеобеспечения, в этом её прикладное значение. Прикладное значение игры реализуется по крайней мере в двух измерениях: социокультурном и социологическом. В социокультурном измерении игра реализуется в функциях развития технологий и социальных норм, а также в функции социальной памяти. В социологическом измерении игра реализуется в функциях социализации индивидов и статусно-ролевой идентификации индивидов и групп.

6. Игра в своём сущностном смысле представлена в обществе в форме религии, философии и искусства. Институтами игры, реализующими функции развития технологии и социальных норм являются технологически ориентированная наука и системы принятия экономических и политических решений. Институтами игры, реализующими функции социальной памяти являются историческая наука и институты сохранения традиций. Игровая функция социализации индивида реализуется в институтах воспитания и образования. Игра, выполняющая функции статусно-ролевой идентификации индивида или группы, реализуется в институтах соревнования за статус или роль, институтах демонстрации статуса или роли и институтах развлечения.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические положения и практические выводы, сделанные автором, могут быть использованы в дальнейшей разработке некоторых направлений в социальной философии связанных с анализом спонтанных процессов в обществе. Материалы диссертации могут быть использованы в чтении вузовских спецкурсов по социологии и культурологии, а также как методологические основы развития теории социальных изменений, воспитания личности, общения, в практике разработки и организации различного рода развлекательных и образовательных игр.

Апробация диссертации и публикации. Основные положения диссертационного исследования апробированы на межрегиональных научно-методических и научно-теоретических конференциях, проведённых в Новочеркасской государственной мелиоративной академии и других научно-образовательных учреждениях. Среди них «Игровая природа прогресса» (Новочеркасск, 1999 г.), «Основные научные концепции игры» (Новочеркасск, 2000 г.).

По теме диссертации опубликовано 10 печатных работ.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы. Объём диссертации 143 страницы машинописного текста, библиографический список использованной литературы изложен на 9 страницах машинописного текста и включает в себя 192 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Аликин, Виктор Анатольевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной вывод данного диссертационного исследования состоит в том, что феномен игры является тотальностью общественной жизни, а не неким редким экзотическим явлением, которое нужно долго искать, что называется «с лупой в руках», тщательно отделяя от других якобы более важных явлений, как он представляется в психологических и отчасти даже культурологических теориях. Общество также наполнено игрой как пространство энергией. Какое действие не возьми, какую мысль — во всём отыскивается игривость.

Анализ существующих теорий игры показал, что:

1. Попытки сформулировать общую для животных и людей теорию игры неизбежно приводили к биологизации этого феномена, встраиванию игры в жёсткую логику поддержания и сохранения жизни. Но это противоречит основному качеству игры - свободе от внешнего принуждения. Признание за игрой биологической целесообразности сначала неизбежно сводит её к одной из разновидностей утилитарной деятельности, а затем и вовсе заставляет сделать выводы о том, что игра - это вовсе и не понятие, а некое недоразумение. Попытка же утвердить независимость игры от биологической необходимости в рамках общей теории означает мистификацию, одушевление животных.

2. Сугубо антропологические теории игры заранее обречены на частность и на то, чтобы быть только материалом для будущих попыток сформулировать таки теорию игры во всех своих проявлениях. В этом смысле, каждая из них описывает только одну из функций игры в обществе, не имея методологического потенциала для создания комплексной теории игры в обществе.

3. Тот факт, что игра может быть самостоятельным феноменом только через противопоставление утилитарному, говорит о её духовном происхождении, о том, что нет внешних по отношению к человеку первопричин игры. Именно поэтому и не может быть научной теории игры. Наука занимается только тем, что встроено в причинно-следственные связи ощущаемого мира. Теория игры может быть только философской.

Анализ различных парадигм и теоретических подходов применяемых для исследования феноменов социального, в том числе и игры показал, что:

1. В той или иной степени любая из парадигм и подходов исследования общества и культуры может оказаться продуктивной при исследовании феномена игры.

2. Для того, чтобы сформулировать определение игры и выявить её основное значение в обществе больше всего подойдёт парадигма социальных дефиниций. Социальная реальность здесь рассматривается через способ понимания людьми социальных фактов. Игра тоже, скорее всего, может быть идентифицирована только через субъективное отношение человека к деятельности. Игра часто неуловима по внешним признакам, проявляясь лишь в воображении конкретных людей, и в таком случае её не зафиксируешь как социальный факт.

3. Несмотря на противопоставление игры утилитарности, очевидно, что, человек осознанно или неосознанно прибегает к играм для удовлетворения своих потребностей. Для объяснения этой стороны феномена игры в наилучшей степени подойдут парадигмы социального поведения и психологического детерминизма.

4. Некоторые функции выполняемые игрой в обществе настолько важны, что оформляются в специальные игровые социальные институты. Эту стороны проявления феномена игры в обществе лучше всего описывать в рамках парадигмы социальных фактов или социально-исторического детерминизма.

5. Если говорить о теоретических подходах в исследовании общества, то можно сказать, что в рамках символического интеракционизма лучше всего говорить о сущности игры и её смысле для людей. А в рамках функционального и конфликтологического подходов удобнее описывать те или иные прикладные проявления игры.

6. Говоря о теоретических подходах в исследовании культуры, можно сказать, что наиболее приемлемым из них для нашего исследования будет социологический. Это связано с тем, что мы не рассматриваем генезис общества и культуры и роль игры в этом процессе. Мы говорим о месте игры в ставшем обществе. А философско-антропологический и философско-исторический подходы как раз концентрируют внимание на вопросе становления культуры.

Анализ различных теорий культурогенеза, который проводился для того, чтобы прояснить связь игры и культуры показал, что:

1. Орудийно-трудовая теория культурогенеза фактически отрицает значение игры в формировании культуры, отводя ей роль только социализации индивидов.

2. Психоаналитическая теория в основу происхождения культуры кладёт исходные, неизменяемые во времени, непознаваемые подсознательные влечения и в этом мы видим признание нематериального, неутилитарного происхождения культуры. В этом смысле данный подход может быть серьёзным инструментом для исследования феномена игры в обществе.

3. Игровая и социокультурные теории культурогенеза, с нашей точки зрения, являются фактически идентичными, так как и та и другая предполагают независимое от внешнего принуждения развитие культуры, только видят разные источники этой независимости.

В диссертации было предложено новое определение игры. Игра - это отношение к той или иной деятельности, характеризующееся ценностью её информационного результата и определяющее характер участия в этой деятельности. Другими словами, любая конкретная деятельность является в той или иной степени игрой, в зависимости от того как к ней относится тот или иной её участник. Чем больше он нуждается в конечном продукте деятельности и чем определённей для него результат деятельности, тем меньше эта деятельность является для него игрой. И наоборот, чем меньше участник нуиедается в конечном продукте деятельности и чем менее определёнен для него её результат, тем больше эта деятельность является для него игрой. На основе данного определения была предложена типология игры в обществе, состоящая из двадцати типов (см. приложение). Кроме этого, в работе было выделено четыре функции игры в обществе, две в социокультурном измерении (развитие технологии и социальных норм, а также социальная память), и две - в социологическом (социализация индивида и статусно-ролевая идентификация индивида или группы).

Используя материалы по исследованию различных феноменов общества, удалось описать каждый из двадцати типов игры в каждой из четырёх её функций в обществе. Таким образом, было получено описание восьмидесяти типо-функциональных образцов игры в обществе. Каждый из них был идентифицирован на примерах, что говорит об адекватности предложенной типологии социальной реальности.

В ходе описания типов игры была выявлена их динамическая связь между собой: указанные типы проявляются как этапы развития деятельности. Но в диссертации эта идея была только обозначена, её разработка предстоит в будущих исследованиях.

Вычленение определённых здесь типов, значений и функций игры позволили обозначить и систематизировать институты игры в обществе. В этой части работы были сделаны следующие выводы:

1. Игра в своём основном смысле познания ради познания, поиска истины представлена в обществе в институтах религии, философии и искусства;

2. Институтами игры, выполняющими функции развития технологии и социальных норм являются технологически ориентированная наука и системы принятия экономических и политических решений;

3. Институтами игры, реализующими функции социальной памяти являются историческая наука и институты сохранения традиций;

4. Институтами игры, выполняющими функции социализации индивида являются системы воспитания и образования;

5. Институтами игры, выполняющими функции статусно-ролевой идентификации индивида или группы являются институты соревнования за статус или роль, институты демонстрации статуса или роли и институты развлечения.

Основным социальным смыслом игривости является социальная динамика. В основе утилитарности лежит ответственность за жизнь. Эта ответственность заставляет человека воспроизводить успешные образцы деятельности, чтобы гарантировать выживание. В основе же игривости лежит отсутствие каких либо обязательств перед жизнью, игра ценит только саму себя. Поэтому только благодаря этой способности быть частично безответственным по отношению к своей жизни, человек, как говорится «просто так» или ещё - «ради спортивного интереса», «от делать нечего», «сходя с ума» осваивает новые бесполезные образцы деятельности. Эти образцы накапливаются в опыте человека в виде «груды» никчёмного, странного, чудного материала. И только потом, постепенно «заботливая» утилитарность что-то, далеко не всё, берёт из этой груды ради обеспечения жизни, либо в ситуации возникновения экзогенных угроз, либо, когда в результате рационализации деятельности высвобождаются ресурсы. Именно в этом кроется принципиальная непланомерность социальных изменений. Чем больше прогресс планируется, тем больше он сводится к воспроизводству старого, хорошо зарекомендовавшего себя опыта. И, наоборот, чем более стихиен процесс поиска, чем больше он ориентирован не на выгоду, а на внутренне присущее человеку стремление к познанию всего нового, тем интенсивней последующие социальные изменения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Аликин, Виктор Анатольевич, 2003 год

1. X Всесоюзная Конференция по логике, методологии и философии науки (24-26 сент. 1990 г.). Минск, 1990. Секция 10. Методология и философия гуманитарных наук. Коллоквиум «Людвиг Витгенштейн и философская мысль XX века».

2. Алексеев А. Г. Серьёзное и смешное. Полвека в театре и на эстраде. -М., 1972.

3. Аналитическая философия в XX в. (Материалы «Круглого стола») // Вопр. философии. 1988. № 8.

4. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. Минск, 1998.

5. Андреева А. Л. Место искусства в познании мира. М., 1980.

6. Аникеева Н. П. Педагогика и психология игры. М., 1986.

7. Антология исследования культуры. СПб., Т.1, 1997.

8. Апинян Т.А. Игра в контексте современной буржуазной философии // Философские науки. 1988. № 9.

9. Аргил М. Психология счастья. М., 1990.

10. Аркин Е. А. Ребёнок и его игрушка в условиях первобытной культуры. -М., 1935.

11. Балмаева С.Д. Аналитическая «философия сознания»: Взгляд сквозь призму интеллектуальной биографии Герберта Фейгла // Историко-философский ежегодник. М., 1991. С. 123-143;

12. Барман А. Художественная атмосфера спектакля. М., 1989.

13. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.,1989.

14. Барт Р. Смерть автора. От произведения к тексту. Удовольствие от текста //Р.Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.,1989.

15. Басов М. Я. Общие основы педогогики. Изд. 2-е. М.-Л., 1931.

16. Белль Г. Язык как оплот свободы: язык и совесть // Философские науки. 1990. №4.

17. Бердяев Н. Философия неравенства // Русское зарубежье. Л., 1991.

18. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992.

19. БёрнЭ. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. СПб., 1996.

20. Бибихин В. В. Язык философии. М., 1993.

21. Блонский П. П. Педология. М., 1934.

22. Богомолова Н. Н. Ситуационно ролевая игра, как активный метод социально - психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии». - М., 1977.23

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.