Феминизм в пространстве современной гуманитарной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Крыкова, Ирина Викторовна

  • Крыкова, Ирина Викторовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 188
Крыкова, Ирина Викторовна. Феминизм в пространстве современной гуманитарной культуры: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Тамбов. 2009. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Крыкова, Ирина Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Теоретико-методологические основания исследований феминизма в философии и культурологии.

1.1. Понятие феминизма, происхождение и его толкование в современной гуманитарной науке.

1.2. Предпосылки возникновения феминизма как элемента гуманитарной культуры.

1.3. Особенности феминизма «первой волны» как явления культурного процесса.

1.4. Феминизм «второй волны» как необходимое условие торжества гуманистических этических принципов в культуре.

Глава 2. Специфические особенности феминизма как феномена современной русской гуманитарной культуры.

2.1. Предпосылки и причины возникновения феминистских идей в поле русской гуманитарной культуры

2.2. Российский феминизм «первой волны» как проявление тенденций социально-культурной модернизации.

2.3. Специфика российского феминизма в советский, и постсоветский периоды.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феминизм в пространстве современной гуманитарной культуры»

Актуальность исследования. Феминизм как составляющая гуманитарной культуры является условием позиционирования в ней этических принципов. Социальное движение женщин, как отрасль социальных и культурных движений, выступает условием развития принципов демократии, идеалов гражданского общества и необходимой составляющей процесса культурных преобразований в гуманистическом контексте. Гуманитарная культура как важнейшая сфера жизнедеятельности человека и общества, духовного производства, создает и сохраняет в «текстах культуры» смыслы, жизненные ценности и идеалы человеческой жизни, социальные ориентации и стандарты поведения, основанные на идеалах гуманизма, человеколюбия и тем самым способствует общественному согласию, консолидации человеческих сообществ, обеспечивает индивидуальное самоопределение личности.

Исследования показывают, что отсутствие женских общественных движений приводит к насилию, саморазрушению, нравственному и социальному цинизму. Социально-культурное равенство мужчин и женщин — это вопрос равенства человеческого существования. Общество не может гармонично развиваться, если в нем принижена чья-либо роль, в частности, созидательная роль женщины; не сбалансировано соотношение двух взаимодополняющих начал — мужского и женского. Известно, что положение женщины в социуме выявляет действительную степень цивилизованности той или иной социальной общности, а также отражает степень приверженности ее членов принципам гуманизма, равенства и милосердия. Свобода является непреходящей ценностью и основополагающей сущностной характеристикой человека. Покушение на свободу женщины, на её право быть полноправным членом общества, подавление в ней творческого начала, исключение из культурного процесса самым негативным образом сказывается на развитии культуры. Феминизм, охвативший исторические, философские, религиозные, политические, социоэкономические, этические аспекты, затронувший такие тенденции развития человечества, как перспективы развития будущей цивилизации, пути ее выхода из глобального кризиса, в настоящее время оказывает влияние на изменение состояния человеческого сообщества в направлении гуманизма.

По указанным причинам культурологический анализ феминизма представляется необходимым элементом современной гуманитарной мысли. Современный феминизм, подвергнув критике традиционную патриархатную концепцию социокультурного развития человечества, выдвинул ей альтернативу, в которой женщина предстает в качестве активного и равноценного с мужчинами субъекта культурного процесса. Развитие феминистской идеи в Америке, Европе и России имеет свои особенности, обусловленные историей развития континентов, национальной ментальностью, культурным и религиозным своеобразием. Это обусловило необходимость сравнительного анализа западной и российской культурных традиций в решении проблем тендерного равенства. Несмотря на растущий интерес к проблематике феминизма, ее разработка в отечественной научной литературе уступает западноевропейской и североамериканской. В культурфилософской рефлексии новых социальных явлений и процессов, происходящих в современной России, определенное место должны занять вопросы системности феномена феминизма, возможность его существования в национально-культурном поле, его типологические.свойства и структура ценностных предпочтений.

Степень научной ; разработанности проблемы.

Междисциплинарный характер теории и практики феминизма обусловил интерес к нему представителей философии, культурологии, политологии, истории, социологии, психологии, антропологии, лингвистики и т.д.

Представление о материальности, телесности, природности феминного содержится в трудах Аристотеля, И. Канта, Ф. Ницше, Платона, Ж.-Ж. Руссо, Сократа, П.А. Бакунина, А. Белого, H.A. Бердяева, В.И. Иванова, Д.С. Мережковского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, A.C. Хомякова, В.Ф. Эрна и др.

Антифеминистский дискурс нашел также отражение в трудах О. Вейнингера, И. Канта, Ф. Ницше, 3. Фрейда, А. Шопенгауэра и др., которые отмечали более низкие ментальные способности женщины, а господство мужчин в обществе объясняли природным предназначением и анатомо-физиологическими особенностями женского организма.

Способность женщины быть полноценной, свободной личностью доказывали К. Агриппа, М. де Гурне, К. де Пизан, М. Уоллстонкрафт, М. де Цаяс, М. Эстел, которые видели основной путь независимости женщин от мужчин в получении качественного образования.

Идеи о равноправии полов были высказаны французскими просветителями Вольтером, Д. Дидро, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, однако они отрицали способность женщин выступать субъектами истории.

Феминистский дискурс в философии представлен трудами Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, рассматривавших отношения между полами как первооснову социальных противоречий.

Идею о спасительной миссии женщины, о женственности России высказали русские философы H.A. Бердяев, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский и др. »

Проблему женской эмансипации в России затрагивали в своих трудах В.Г. Белинский, А.И. Герцен, A.M. Коллонтай, M.JI. Михайлов, Н.К. Михайловский, Н.И. Пирогов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, которые были убеждены, в том, что эмансипация общества невозможна без эмансипации женщины. Как практику разрушения традиционного женского идеала рассматривали стремление к эмансипации К.С. Аксаков, П.А. Бакунин, H.A. Бердяев, И.В. Киреевский, Н.И. Соловьев, H.H. Страхов, JI.H. Толстой, A.C. Хомяков и др.

Анализ женского движения на Западе и формирования феминистской идеологии представлен в работах В. Брайсон, Дж. Скотт, С.Г. Айвазовой, Е.А. Беловой, O.A. Ворониной, В.И. Успенской и др.

Феминизм и женское движение в России стали предметом изучения М. Бакли, Р. Гликман, Р. Стайтса, JL Эдмондсон, С.Г. Айвазовой, О.В. Ворониной, Н.Б. Гафизовой, Г.А. Ельниковой, М.В. Рабжаевой, Л.П. Репиной, Г.А. Тишкина, O.A. Хасбулатовой, И.И. Юкиной и др. Авторы признают факт существования женского движения как закономерное явление в процессе модернизации и демократизации страны. .

Положение женщин в конкретно-исторических условиях с применением тендерной методологии исследуют Б.С. Андерсон, Дж. Келли, Г. Лернер, К. Оффен, Ю. Цинссер, С.Г. Айвазова, Г.А. Ельникова, В.Г. Иваницкий, С.И. Кайдаш, Н.Л. Пушкарева, Т.Б. Рябова, В.И. Успенская, И.Р. Чикалова и др.

Социальное положение женщины с учетом культурных традиций анализируют С.М. Моор, Н.М. Римашевская, Г.Г. Силласте и др.

Права женщин, их роль в общественно-политической жизни исследуют С.Г. Айвазова, O.A. Воронина, Е.В. Кочкина, С.А. Поленина, H.A. Шведова и др.

Проблемы феминизма с философских позиций рассматриваются в трудах таких авторов, как С. де Бовуар, Б. Фридан, Г.А. Брандт, O.A. Воронина, И.А. Жеребкина, Т.А. Клименкова, A.A. Костикова, Т.А. Ладыкина, Т.А. Рубанцова, Н.С. Юлина и др. В их работах прослеживаются традиции социокультурного подхода к причинам дискриминации женщин в обществе.

Сущность феминистской социологической концепции и феминистской эпистемологии раскрывают Дж. Батлер, Л. Иригарэй, К. Клингер, X. Сиксу, С. Хардинг, Н. Хартсок, Е.А. Здравомыслова, Н.Л. Пушкарева, A.A. Темкина, С. Шакирова, которые рассматривают женщину как субъект познания.

Феминистская история искусств стала предметом рассмотрения Б. Зентген, Л. Малви, Л. Нохлин, Г. Поллок, Р. Паркер, Л. Тикнер, которые высказали мысль о том, что тендерная дифференциация определяет творческий процесс и восприятие произведений искусства.

Либеральное направление феминизма представлено работами Дж. Милля, Д. Ричарде, X. Тейлор, Б. Фридан, Н. Блюстоун, А. Росси и др. Основным средством преодоления неравенства полов авторы считают социально-экономические и юридические реформы в рамках существующего общества.

Феминистская критика патриархального общества содержится в трудах теоретиков радикального феминизма — К. Гилиган, А. Дворкин, К. Дельфи, К. Миллет, А. Рич, С. Файерстоун и др. Авторы ввели в научный оборот такие понятия как сексизм, андроцентризм, идеология маскулинизма, рассматривали в своих трудах проблемы насилия в отношении женщин и т.д. ,

Мысль о том, что исторически различные формы классовой системы и патриархата создают разные формы женского угнетения, подчеркивают представители марксистского (М. Барретт, Б. Тейлор, Э. Ферпоссон, А. Филипс, X. Хартман, И1 Янг и др.) и социалистического феминизма (Д. Смит, Н. Фрейжер и др.). При анализе марксистского и социалистического феминизма большое значение имели работы А. Бебеля, A.M. Коллонтай, В.И. Ленина, К. Маркса, К. Цеткин, Ф. Энгельса, в которых подчеркивается мысль о необходимости включения женщины в общественную сферу.

Теоретиками психоаналитического феминизма являются Д. Диннерстайн, Д. Митчелл, Н. Чодороу, которые подчеркивают роль социально-культурных факторов в становлении внутреннего мира женщины.

Постмодернистское течение феминизма представлено работами Д. Батлер, Р. Брайдотти, К. Дельфи, Л. Иригарэй, Э. Сиксу, Ю. Кристевой и др. Авторы рассматривают гносеологические и онтологические основания феминистской критики современного общества.

В контексте данного диссертационного исследования несомненный интерес представляют работы, посвященные исследованию культурного процесса. К их числу относятся труды Л.А. Уайта, B.C. Библера, А.Я. Гуревича, A.A. Гусейнова, Б.А. Ерасова, В.А. Кантора и др. Проблемы философии и теории культуры, ее фундаментальные характеристики были изучены Л.А. Уайтом, B.C. Библером, Г.Д. Гачевым, П.С. Гуревичем, С.Н. Иконниковой, М.С. Каганом и др.

Вместе с тем указанные авторы обошли стороной проблемы феминизма, связанные с взаимоотношениями феминизма и принципами этического гуманизма.

Таким образом, анализ степени изученности проблемы дает основание утверждать, что, несмотря на обширную литературу, в которой исследуются различные аспекты феминизма, работ, в которых рассматривалось бы место феминизма в гуманитарной культуре, пока нет.

Целью исследования является анализ генезиса и сущности феминизма как культурного феномена, составной части текста гуманитарной культуры.

Данная цель обусловила собой постановку ряда конкретных задач: создание системного представления о концептуальных особенностях феминизма; изучение социально-исторических и культурфилософских предпосылок возникновения феминизма в рамках гуманитарной культуры; исследование феномена феминизма, его сущности, содержания, функций и основных этапов развития; сравнительный анализ феминистских теорий, рассматривающих проблемы социального тендерного равенства в границах понятий гуманитарной культуры; анализ соотношения категорий мужского и женского начал в основных философских, культурологических и гуманистических концепциях; анализ специфики теории и практики феминизма в России как явления культуры; выявление значимости форм отражения феминистских идей в современной гуманитарной культуре России.

Объектом диссертационного исследования стал феминизм как явление в пространстве современной гуманитарной культуры.

Предмет исследования — изучение возникновения, развития и трансформации феминистских идей, концепций и движений в культурологическом контексте.

Методологической основой работы является I междисциплинарный, интегративный подход, сочетающий принципы историзма, системности с методами философского и культурологического анализа феминизма. Метод реконструкции использован для выяснения специфики исторических форм феминизма. При рассмотрении культурологических приемов исследования феминизма автор использовал герменевтический метод, позволяющий установить корреляции между основными культурологическими концептами и социально значимым содержанием феминистских теорий. В работе применялись также методы сравнительного анализа, контент-анализа научной литературы.

Научная новизна исследования заключается в том, что феминизм как структура современной гуманитарной культуры понимается как сознательно-целесообразная деятельность женщины по отказу от императивов патриархальной культуры, позволяющей выступать в роли субъекта гуманистического культуротворческого процесса.

Данный вывод основывается на следующем:

1. Установлено, что основными предпосылками возникновения феминизма стали гуманистические идеи о ценности автономной личности, её индивидуальности и способности к творческому самосовершенствованию.

2. Показано, что субъектность женщины в культурном процессе современности оказывает тотальное гуманистическое влияние на ход человеческой истории, выразившееся в распространении идей добра, справедливости, терпимости, пацифизма.

3. Доказано, что женщина инкорпорирована в современное поле гуманитарной культуры, в его социальное, политическое и экономическое пространство в качестве субъекта определенных норм и ценностей этического гуманизма, обеспечивающего благоприятные условия для осуществления культурного процесса, основанного на идеалах всестороннего развития личности.

4. Определено, что в рамках русской культуры образ женщины-матери, впитывая в себя как изменения, происходившие в культурном пространстве России в целом, так и в эмоциональном мире женщины, насыщается личностными характеристиками и эволюционирует в сторону диалектической связи внутренней этико-психологической напряженности с общекультурными изменениями мира современного человека, основанного на исключении любых форм насилия и подавления личности.

Теоретико-практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость диссертации заключается в обосновании самостоятельного направления культурфилософских исследований феминистских проблем и анализа гуманитарной культуры с применением тендерного подхода.

Практическая ценность выполненной работы состоит в том, что материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в исследовательской работе, в процессе преподавания социальной философии, истории и культурологии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. С возникновением традиционного общества в различных культурах женщина была выведена за границы понятий свободы, свободного самосознания, самоопределения народа и его членов, а значит, отчуждена от своего субъектного начала, превращалась в объект собственности, инструмент деторождения. Естественно обусловленный протест стал причиной возникновения феминистских идей и женского движения как одной из форм их реализации.

Феминизм «первой волны», возникший под влиянием либеральных идей о ценности и суверенитете личности и ее правах, был направлен на осуществление прав женщин участвовать в политической жизни общества. С точки зрения феминисток это право могло помочь решить проблему женской дискриминации в сферах общественной жизни (науке, образовании, религии, экономике, искусстве) и семье.

2. Феминизм входит в текст гуманитарной культуры как социокультурное явление, создающее собственную систему общественно-значимых ценностей, выраженных в онтологических основаниях тендерных начал. Современная гуманитарная культура как особая смысловая область транслирует обществу поведенческие установки положительной аксиологической направленности, меняя характер внутренних отношений в соответствии с принципами гуманизма, усиливая их значимость в культуротворческом процессе.

3. «Русское лицо» феминизма в гуманитарной культуре сформировало православие, почитание Богородицы и культ женщины-матери. Женское начало русской души (Н.А. Бердяев), России подчеркивалось большинством русских философов, которые полагали, что идея женственности способна стать основой для духовного единения человечества. Это способствовало возникновению и становлению феминистских идей в пространстве гуманитарной культуры России, смягчила и уберегла его от выраженной «жесткости» этих проявлений на Западе.

4. Большой заслугой советского периода развития страны явилось предоставление женщинам равных прав с мужчиной во всех сферах общественной жизни и в семье,1 закрепленное на законодательном уровне. Однако несмотря на провозглашенное равенство, в реальности в советском обществе сохранялись патриархатные установки. Основным механизмом дискриминации женщин выступало тоталитарное государство, а не собственно мужчины как социальная группа. Провозглашая равенство во всем, именно мужчины заняли все ключевые руководящие посты на всех уровнях социума, в которых женщина -директор, посол, министр, космонавт и др. - воспринимались как экстраординарные явления. •

5. Современное женское движение в России направлено на изменение традиционной патриархатной культуры, создание новых ценностей (женская индивидуальность, личностная автономность, право женщин на творческую самореализацию и участие в культурном процессе, преобладание в малом и среднем бизнесе). Укоренение гуманной системы идеалов является для России определяющим, позволяющим найти выход из духовного, культурного и социального кризиса, который переживает страна сегодня. Гуманитарная культура с ее системой ценностей, реализованных в конкретную практику, может выступать как один из варинатов; решения сложных социокультурных проблем.

Апробация результатов работы: материалы диссертации были изложены в ряде статей, включая издания, рекомендованные ВАК РФ; межвузовский сборник научных трудов «Социально-гуманитарные проблемы современности»; обсуждены на кафедре культурологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина; докладывались на методологическом семинаре аспирантов-культурологов; опубликованы в материалах V и VI Международной научно-практической Интернет-конференции «Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире» (март, 2008 г; март 2009 г.); СЭНИ «Аналитика культурологии» и др.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Крыкова, Ирина Викторовна

ВЫВОДЫ ПО П ГЛАВЕ

До принятия христианства юридический статус женщины на Руси был достаточно высоким, однако под влиянием восточных традиций, распространившихся в результате татаро-монгольского нашествия, в российском обществе утвердилась патриархальная система права, просуществовавшая вплоть до 1917 года. Глубокая патриархальность русской культуры обусловила дискриминационное различие полов, а также сформировала ментальные и культурные стереотипы общества, согласно которым мужчине отводилась роль главы семьи, кормильца, а женщине — роль матери и жены. В тоже время культ женщины-матери, почитание Богородицы, характерные для русского менталитета, а также восприятие в русском сознании Родины в образе матери обусловили специфику российской феминистской традиции и направленность женского движения.

Маргинальность социального статуса российских женщин вызвала их протест и, как следствие, инициировала возникновение женского движения. Появление феминистских идей в поле русской гуманитарной культуры стало возможным благодаря широкому процессу европеизации, модернизации и демократизации российского общества, распространению в нем идей Просвещения и европейских революций о ценности личности, её независимости, о правах человека, а также западной эмансипационой идеологии, раскрывающей проблему дискриминации женщины в обществе. Передовая часть российской интеллигенции полагала, что эмансипация общества невозможна без эмансипации женщины. Широкая дискуссия вокруг решения женского вопроса, возникшая во второй половине XIX века, способствовала формированию феминистской идеологии, росту женского самосознания.

В русской философии сущность женского начала ассоциировалась с милосердием, состраданием, жертвенностью. В тоже время русскими философами была сформулирована идея комплементарности мужского и женского начал, которая способствовала формированию духовных основ российского феминизма и определяла специфику участия женщин в общественном и культурном процессе.

Российский феминизм возник позже, чем на Западе. Если на Западе феминистская идеология зарождалась как следствие уже появившегося женского движения, то в России возникновение женского движения стало следствием широкой дискуссии в отечественной печати об эмансипации женщин. Женское движение второй половины XIX — начала XX века представляло собой совокупность многочисленных, разнообразных по формам работы обществ, союзов, руководствовавшихся идеей о ценности свободной, самостоятельной и самодостаточной женской личности для культурного прогресса, целью которых было расширение гражданских прав и свобод женщин в экономической, политической, культурной, общественной сферах. Эмансипационная, феминистская идеология, основанная на идеологии индивидуализма, противостояла с одной стороны, культурным установкам традиционного российского общества, заключавшимся в подавлении индивида родом, общиной, государством, в доминировании идеи общего блага над идеей благополучия отдельной личности, а с другой - сформированному православной традицией идеалу женской жертвенности. Женское движение в России на начальном этапе было связано с благотворительностью, а также с попыткой добиться экономической независимости и борьбой за доступ женщин к высшему образованию. Именно в получении качественного образования российские феминистки видели путь вхождения в новые сферы деятельности, усвоение новых социальных ролей и, как следствие, — повышение статуса женщин в обществе, устранение его маргинальное™. Усилиями женских организаций феминистское движение России стало конструктивной силой социальных изменений, которая постепенно меняла положение женщины в обществе, превращала её из объекта в субъект культурного процесса. В целом, характерными особенностями российского феминизма «первой волны» стали недостаточная теоретическая разработка феминистских проблем, отсутствие единого центра женского движения, наличие связи с революционно-демократическим движением, активное участие женщин в общенародном освободительном движении, подчинение интересов своего пола интересам борьбы за освобождение всего народа, отсутствие мужененавистнических черт. В итоге российские феминистки добились всей полноты политических прав женщины.

В советский период государственная политика по отношению к женщине способствовала созданию образа свободной и равноправной женщины, успешно реализующей себя в семейной и общественной сфере. Равенство мужчин и женщин было закреплено Советскими

Конституциями. До начала 1930-х гг. в СССР активно развивалась марксистская феминистская теория (А. Коллонтай, Н. Крупская, И. Арманд), способствовавшая быстрой эмансипации советских женщин. Однако эмансипация женщин в СССР оказалась всего лишь мифом, внедрение которого в массовое сознание стало средством маскировки дискриминации и эксплуатации женщин, что в свою очередь, привело к искажению самого понятия «эмансипация». В советском обществе I I традиционные представления о женщине и мужчине практически не к подверглись изменению, а сама идея эмансипации не стала составной частью гуманитарной культуры. В современной России феминизм как теория и практика женского движения имеет свою историю и традиции и достаточно широко представлен в гуманитарной культуре. Феминистские традиции, посвященные проблемам становления и развития женского движения, тендерным проблемам в области здравоохранения, политики, экономики, науки, образования, культуры, искусства, а также вкладу феминизма в современную гуманитарную культуру, исследуются. в различных научных центрах, находят отражение на страницах журналов и на интернет-сайтах. Несмотря на то, что феминистская теория изучается во всех гуманитарных науках, феминистские исследования в России до сих пор обладают статусом маргинальное™, отношение к феминизму даже на уровне обыденного сознания связано с предубеждением к его основным идеям. Причина подобного отношения кроется в определенной консервативности мышления российского общества, в традиционализме русской культуры. Кроме того, в современных условиях кризиса для большинства россиян главной проблемой, по сути, является проблема выживания, а не вопрос равноправия полов. В связи с этим возрождаются традиционные гендерные стереотипы, где муж воспринимается как кормилец, обеспечивающий семью (а, значит, он главный), а сферой женщины является дом и семья, следовательно, ее задача — найти мужчину, способного обеспечить материальным благополучием ее и детей. Эти позиции внедряются в общественное сознание (прежде всего, женщин) через женские журналы, телепередачи, рекламу. В современных условиях гуманистические ценности, исповедуемые российским феминизмом и реализуемые в практике женского движения, могут стать способом выхода из кризиса и основанием для построения нового общества, основанного на принципах свободомыслия, добра и справедливости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общепринятого четкого определения феминизма в гуманитарной науке на сегодняшний день не существует. Появление термина «феминизм», введенного в научный оборот во Франции в XIX веке, было связано с возросшей ролью женщины в жизни общества, ее участием в политической, социальной и культурной сферах, что и потребовало теоретического обоснования женского движения в защиту права женщины определять себя как самостоятельную личность.

Первоначально феминизм возник не столько как теория, сколько как движение против социально-экономической дискриминации женщин и выступил синонимом понятия «эмансипация женщин». Особенно это характерно для России XIX века, где сам термин «феминизм» был связан с негативными коннотациями, в связи с чем г чаще употреблялось понятие «эмансипация», большинство российских феминисток предпочитали называть себя «равноправками». Поскольку на первых этапах женского движения ставилась задача добиться предоставления женщинам избирательных прав, то некоторое время феминизм являлся синонимом понятия «суфражизм». : В XX веке феминизм из 1 практики социально-политического движения за равноправие полов перерос в социокультурное явление с развернутой философской концепцией, в основе которой лежит ! тендерный подход к проблемам положения мужчин и женщин в обществе.

Проведенный анализ исторического и этнографического материала, мифологии и философии позволяет сделать вывод о том, дискриминация женщин зародилась в момент формирования сложных социально-экономических отношений. Возникнув во времена первичного разделения труда, общество оформилось как патриархальное. Феминизм как социокультурное явление возник с появлением женского движения в XVIII веке и был обусловлен определенными социально-историческими и культурфилософскими предпосылками.

К социально-историческим предпосылкам возникновения и распространения феминистских идей можно отнести процесс секуляризации общества, зарождение буржуазных отношений в Европе, укрепление государственной структуры европейских стран, утверждение либерально-демократической идеологии, теории «прав человека», промышленный переворот, повлекший за собой привлечение женщин к общественному производству.

Культурфилософские предпосылки возникновения феминизма можно наблюдать в коренных изменениях в мировоззрении, утверждении нового взгляда на устройство Вселенной, общества, человека, в распространении прогрессивных гуманистических идей, утверждении принципа единственности и оригинальности каждого индивида, подъеме национального самосознания, возникновении утопических теорий социального равенства. Гуманисты провозгласили самоценность человеческой жизни, независимость достоинства личности от происхождения и родовитости, утверждали идеи личной свободы, равенства граждан перед законом, принцип общего блага. В тоже время субъектом культурного процесса выступал мужчина, характерной чертой западной культуры стал андроцентризм. В условиях, когда женщина была отчуждена от общественной сферы — политики, религии, юрисдикции, науки, образования, творчества, искусства, когда она не имела большинства гражданских прав, не имела возможности получать сравнимого с мужским уровня образования, она была вынуждена довольствоваться ролью матери и хранительницы «домашнего очага». Кроме того, начиная с античных времен, в философии и науке утвердился антифеминистский дискурс (Платон,

168

Аристотель, И. Кант, Ф. Ницше, О. Вейнингер и др.), в рамках которого положение женщины объявлялось зависимым от мужчины, её роль в обществе признается второстепенной, поскольку она обусловлена биологическими различиями между мужчиной и женщиной. Подобные сексистские взгляды наряду с мизогинистическими установками привели к возникновению феминистических теорий, в которых формулируется критика патриархатной идеологии (К. Пизан, К. Агриппа). Наибольшее влияние на появление феминистского движения оказала волна национально-освободительной борьбы, поднявшаяся в Америке и во Франции. Выдвинутые в этот период лозунги свободы, равенства и братства активизировали протестное движение женщин против маргинальное™ их социального статуса и угнетенного положения в обществе.

В XIX веке были заложены основы главных течений феминизма: либерального, радикального и социалистического (марксистского). Представители всех течений исходили из идеи равенства мужчин и женщин как человеческих существ, главной целью феминизма этого периода была борьба против дискриминации женщин по признаку пола.

На начальном этапе женщины выступили за право на образование, экономическую независимость, однако ключевой проблемой феминизма «первой волны» стала борьба женщин за гражданское право участия в голосовании. Борьба суфражисток дала свои результаты — в большинстве стран Европы и Северной Америке женщины получили избирательные права. К началу XX века феминистки смогли добиться выполнения многих требований, женщины уже не были исключены из общественной жизни.

Вторая волна» феминизма, возникшая под влиянием студенческих леворадикальных движений протеста и формирования новых контркультурных теорий, сформировала широкий теоретический дискурс: в различных сферах социальных и гуманитарных наук возникли исследования, базирующиеся на критике традиционя-«^^ патриархатной культуры с применением тендерной методологией. Основными структурами подавления женщины, с -точки! зренсг^^я радикальных феминисток, выступают государство, экономичесБс:^^ система, семья, воспроизводство, сексуальность и насилие.

Поскольку в современной цивилизации культ мужества, и сизц=Ь1 занимает доминирующее положение, все феминистские направлеы!^^ делают акцент на необходимости пересмотра многих духовных традиищ^^^ нашей цивилизации как условия подлинно равноправных отношеыг^л между мужчиной и женщиной в семье и обществе. Принцип гуманиззч/га, как основополагающий принцип современного феминиззч^г^ предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его гражданских прав, создание условий для свободной творческой самореализации личности.

Феминистские исследования в современной культурологии направлены не только на восстановление женских имен в историй; и различных сферах творчества, но и на анализ причин, по кото1>^>хм женщины были исключены из общественного и культуротворчесьсого процесса. Феминистский научный подход позволяет расширить истор^цо искусства до общего знания о культуре.

До принятия христианства юридический статус женщины на Р^З^си был достаточно высоким, однако под влиянием восточных традшсцц^ распространившихся в результате татаро-монгольского нашествия:, в российском обществе утвердилась патриархальная система права I просуществовавшая вплоть до 1917 года. Глубокая патриархальность русской культуры обусловила дискриминационное различие полов5 а также сформировала ментальные и культурные стереотипы общества, согласно которым мужчине отводилась роль главы семьи, кормилыца, а женщине — роль матери и жены. В тоже время культ женщины-матери почитание Богородицы, характерные для русского менталитета, а таюке восприятие в русском сознании Родины в образе матери обусловили специфику российской феминистской традиции и направленность женского движения.

Маргинальность социального статуса российских женщин вызвало их протест и, как следствие, инициировала возникновение женского движения. Появление феминистических идей в поле русской гуманитарной культуры стало возможным благодаря широкому процессу европеизации, модернизации и демократизации российского общества, распространению в нем идей Просвещения и европейских революций о ценности личности, её независимости, о правах человека, а также западной эмансипационой идеологии, раскрывающей проблему дискриминации женщины в обществе. Передовая часть российской интеллигенции полагала, что эмансипация общества невозможна без эмансипации женщины. Широкая дискуссия вокруг решения женского вопроса, возникшая во второй половине XIX века, способствовала формированию феминистской идеологии, росту женского самосознания.

В русской философии сущность женского начала ассоциировалась с милосердием, состраданием, жертвенностью. В тоже время русскими философами была сформулирована идея комплементарности мужского и женского начал, которая способствовала формированию духовных основ российского феминизма и определяла специфику участия женщин в общественном и культурном процессе.

Российский феминизм возник позже, чем на Западе. Если на Западе феминистская идеология зарождалась как следствие уже появившегося женского движения, то в России возникновение женского движения стало следствием широкой дискуссии в отечественной печати об эмансипации женщин. Женское движение второй половины XIX — начала XX века представляло собой совокупность многочисленных, разнообразных по формам работы обществ, союзов, руководствовавшихся идеей о ценности свободной, самостоятельной и самодостаточной женской личности для культурного прогресса, целью } которых было расширение гражданских прав и свобод женщин в | экономической, политической, культурной, общественной сферах. Эмансипационная, феминистская идеология, основанная на идеологии индивидуализма, противостояла с одной стороны, культурным установкам традиционного российского общества, заключавшимся в подавлении индивида родом, общиной, государством, в доминировании идеи общего блага над идеей благополучия отдельной личности, а с другой — сформированному православной традицией идеалу женской жертвенности. Женское движение в России на начальном этапе было связано с благотворительностью, а также с попыткой добиться экономической независимости и борьбой за доступ женщин к высшему образованию. Именно в получении качественного образования российские феминистки видели путь вхождения в новые сферы деятельности, усвоение новых социальных ролей и, как следствие, -повышение статуса женщин в обществе, устранение его маргинальное™. Усилиями женских организаций феминистское движение России стало конструктивной силой социальных изменений, которая постепенно меняла положение женщины в обществе, превращала её из объекта в субъект культурного процесса. В целом, характерными особенностями российского феминизма «первой волны» стали недостаточная теоретическая разработка феминистских проблем, отсутствие единого центра женского движения, наличие связи с революционно-демократическим движением, активное участие женщин в общенародном освободительном движении, подчинение интересов своего пола интересам борьбы за освобождение всего народа, отсутствие мужененавистнических черт. В итоге российские феминистки добились всей полноты политических прав женщины.

В советский период государственная политика по отношению к женщине способствовала созданию образа свободной и равноправной женщины, успешно реализующей себя в семейной и общественной сфере. Равенство мужчин и женщин было закреплено Советскими Конституциями. До начала 1930-х гг. в СССР активно развивалась марксистская феминистская теория (А. Коллонтай, Н. Крупская, И. Арманд), способствовавшая быстрой эмансипации советских женщин. Однако эмансипация женщин в СССР оказалась всего лишь мифом, внедрение которого в массовое сознание стало средством маскировки дискриминации и эксплуатации женщин, что в свою очередь, привело к искажению самого понятия «эмансипация». В советском обществе традиционные представления о женщине и мужчине практически не подверглись изменению, а сама идея эмансипации не стала составной частью гуманитарной культуры. В современной России феминизм как теория и практика женского движения имеет свою историю и традиции и достаточно широко представлен в гуманитарной культуре. Феминистские традиции, посвященные проблемам становления и развития женского движения, тендерным проблемам в области здравоохранения, политики, экономики, науки, образования, культуры, искусства, а также вкладу феминизма в современную гуманитарную культуру, исследуются в различных научных центрах, находят отражение на страницах журналов и на интернет-сайтах. Несмотря на то, что феминистская теория изучается во всех гуманитарных науках, феминистские исследования в России до сих пор обладают статусом маргинальное™, отношение к феминизму даже на уровне обыденного сознания связано с предубеждением к его основным идеям. Причина подобного отношения кроется в определенной консервативности мышления российского общества, в традиционализме русской культуры. Кроме того, в современных условиях кризиса для большинства россиян главной проблемой, по сути, является проблема выживания, а не вопрос равноправия полов. В связи с этим возрождаются традиционные тендерные стереотипы, где муж воспринимается как кормилец, обеспечивающий семью (а, значит, он главный), а сферой женщины является дом и семья, следовательно, ее задача — найти мужчину, способного обеспечить материальным благополучием ее и детей. Эти позиции внедряются в общественное сознание (прежде всего, женщин) через женские журналы, телепередачи, рекламу. В современных условиях гуманистические ценности, исповедуемые российским феминизмом и реализуемые в практике женского движения, могут стать способом выхода из кризиса и основанием для построения нового общества, основанного на принципах свободомыслия, добра и справедливости.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Крыкова, Ирина Викторовна, 2009 год

1. Айвазова С.Г. Тендерное равенство в контексте прав человека. — М.: Эслан, 2002.

2. Айвазова С.Г. Женщины и политика в западном обществе // Социс. 1989.-№5. С. 124-129.

3. Айвазова С.Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 1992. -№ 6. С. 153-168.

4. Айвазова С. Русские женщины в лабиринте равноправия. — М., 1998. http://www.owl.ru/win/books/rw/index.htm

5. Актуальные проблемы культуры XX века. М., 1993.

6. Алексеевич. С. У войны не женское лицо. Повести. М., 1988. - С. 61-62.

7. Антология исследований культуры. Т. 1 Интерпретации культуры. Санкт-Петербург. Университетская книга, 1997. 728 с. — (Культурология XX век).

8. Аристотель. Политика / Аристотель // Соч: В 4 т. М., 1983. - Т.1. -438 с.

9. Бахофен И.Я. Материнское право // Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1. — М.: Канон, 1996.

10. Белова Е.А., Савчук Г. А. Феминизм как феномен западноевропейской цивилизации //http://sstusocwork.narod.ru/files/ gendsbwww/chapter2/belsav.htm

11. Берёзовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учеб. для студ. высш. заведений: В 2 ч. М.: изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 4.1.-400 с.

12. Бердяев H.A. Смысл творчества: опыт оправдания человека // Бердяев H.A. Философия свободы; Смысл творчества — М., 1989.

13. Бердяев H.A. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды.-М., 1999.

14. Бовуар С. Де. Второй пол. Т.1: Пер. с франц. / Общ. ред. и вступ. ст. С.Г. Айвазовой, комментарии М.В. Пристовой. — М.: Прогресс, 1997.-342 с.

15. Большой толковый словарь русского языка. — СПб, 1998.

16. Болыной толковый социологический словарь Collins. — М., 1991.

17. Болыпой энциклопедический словарь. — М., 1998.

18. Брайдотти Р. Путем номадизма // Введение в тендерные исследования. Часть II: Хрестоматия. ЦХГИ, Санкт-Петербург, Алетейя, 2001.-С. 136-163.

19. Брайсон В. Политическая теория феминизма. — М., 2001.

20. Брандт Г.А. Философская антропология феминизма. Природа женщины. СПб., 2006.

21. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. — М.: Аграф, 1994.

22. Вейнингер О. Пол и характер. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. 608 с.

23. Война за- независимость (1775-1783 гг.) и образование США http ://www. countries .ru/?pid= 175

24. Вологдин A.A. История государства и права зарубежных стран: Учеб. пособие. -М.: Высш. шк., 2005.

25. Воронина O.A. Тендерная экспертиза законодательства РФ о средствах массовой информации. — М.: МЦГИ, 1998. — 156 с.

26. Воронина O.A. Социально-философский анализ теории, методологии и практики тендерного равенства: Дис. . д-ра филос. Наук. — М., 2004.-309 с.

27. Воронина O.A. Теоретико-методологические основы тендерных исследований. // Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций. /Под общ. Ред. O.A. Ворониной. — М.: МЦГИ -НВШСЭН-МФФ, 2001.-С. 13-106.

28. Воронина О., Клименкова Т. Тендер и культура // Женщины и социальная политика (тендерный аспект). — М., 1992.

29. Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. Избранные сочинения. -М.: Астрель, 2006. 1037, 3. с.

30. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. № 6.

31. Гаджиев К.С. Размышления о свободе // Вопросы философии, 1993. № 2. С. 33-46.

32. Гачев Т.Д. Русский Эрос. М.: Мысль, 1994. - 342 с.

33. Гендерные аспекты политической социологии. Учебное пособие / Отв. ред. С.Г. Айвазова, O.A. Хасбулатова. М., 2004.

34. Гендерная экспертиза российского законодательства, /отв. ред. Л.Н. Завадская. М.: БЕК, 2001.

35. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиторал УРСС, 1999. - 704 с.

36. Губин В.Д. Русская культура и феномен насилия // Вопросы философии, 1995. № 5. С.3-5.

37. Губман Б.Л. Ценности. Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.

38. Гуревич П.С. Философия культуры: Учеб. пособие для студентов гуманит. вузов. — М.: Аспект пресс, 1995.

39. Гусейнов A.A. Моральная демагогия как форма апологии насилия //Вопросы философии, 1995. № 5. С.5-12.

40. Гусейнов A.A. Понятия насилия и ненасилия // Вопросы философии, 1994. № 6. С.35-41.

41. Дашкова Е.Р. Литературные сочинения /Сост., вступ. ст. и прим. Г.Н. Моисеевой. М.: Правда, 1990. - 368 с.

42. Домострой. Составление, вступительная статья, перевод и комм. В. Колесова. -М., 1990, с. 9.

43. Дубинский М. Мужчины и женщина. -М.: Дрофа-Плюс, 2005.

44. Елисеева О.И. Женская дружба в эпоху Просвещения / Адам и Ева. Альманах тендерной теории / Под ред. Л.П. Репиной. — М.: ИВИ РАН; СПб.: Алетейя, 2003. (Серия «Гендерная коллекция»). -С. 222-241.

45. Ельникова Г. А. Духовные и социокультурные основания российского феминизма: дис. . д-ра социол. наук / Г.А. Ельникова. Белгород, 2004.

46. Ерасов Б.С. Социальная культурология. — М., 1996.

47. Женщина в античном мире: Сб. статей. — М.: Наука, 1995.

48. Женщины в истории: возможность быть увиденными: Сб. науч. ст. / Под ред. И.Р. Чикаловой. Мн.: БГПУ, 2001. http://www.genderstudies.info/sbornik/vozmoj/4.htm

49. Женщина. Тендер. Культура. — М., 1999.

50. Жеребкин С. Гендерная проблематика в философии. // Введение в тендерные исследования. 4.1.: Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. -с.390-426.

51. Жеребкина И.А. «Прочти мое желание» Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М., 2000.

52. Жеребкина И.А. Теория и история феминизма. Курс лекций. — Харьков, 1996. ;

53. Жеребкина И.А. Феминизм и психоанализ. Введение в тендерные исследования. 4.1.: Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной — Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.

54. Иваницкий В. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность. 1995, № 3.

55. Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы. СПб., 1996.

56. Ильенков Э.В. Философия и культура. — Что же такое личность? — М.: Политиздат, 1991.

57. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктизм. Постмодернизм. -М., 1996.

58. Исполатова С. Самосознание женщин как фактор обновления общественного строя: из доклада на первом Всероссийском женского съезде в декабре 1908 г. // Женщины и земля. 1992, март.

59. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. — М., 1998.

60. Кайдаш С. Сила слабых. Женщины в истории России. (XI-XIX вв.). М., 1989.

61. Кайдаш-Лакшина С.Н. Судьбы великих русских женщин. М.: «Мартин», 2005. - 576 с.

62. Карамзин Н.М. История государства Российского в 12-ти томах. — Т.т. 1-3. -М.: Наука, 1989.

63. Кардапольцева В.Н. Женщина: хозяйка, героиня, муза. (о стереотипах женского поведения) // Вестник Тамбовского ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Вып. 4, 1999.

64. Касьянова К. Русский национальный характер. — М., 1992.

65. Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М.: Преображение, - 1996.

66. Клименкова Т.А. Феминизм // Словарь тендерных терминов. / Под ред. A.A. Денисовой. / Региональная общественная организация «Восток — Запад: Женские Инновационные Проекты». М.: Информация - XXI век, 2002. - С.220-221.

67. Клименкова Т. Философские проблемы неофеминизма 70-х годов //Вопросы философии, 1988,i№2.

68. Клирикова О.Н. Женская культура. СПб., 1909.

69. Коллонтай A.M. Любовь трудовых пчел. — М.-Пг., 1924. 128 с.

70. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. — М., 1997.

71. Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах. Справочное учебное пособие: М.: Изд-во «Щит-М», 1999. 406 с.

72. Корбут Л.В., Поленина C.B. Международные конвенции декларации, касающиеся прав женщин и детей, 2-е изд. — М., 1998.

73. Королева Т.А. Феминизм: идейно-теоретические основы и политическая практика: дисс. . кандидата политических наук: Санкт-Петербург, 2007.

74. Корчагина И.Л. Парадоксы души русской женщины. М.: ИП РАН, КСП, 1997.-224 с.

75. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI-XVII столетиях //Быт и нравы русского народа в XVI-XVII столетиях. Смоленск: «Русич», 2002.

76. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. М., 1997.

77. Кулик В.Н. Женщина в российском обществе XX века: история и современность. Специальный курс. -М., 1996.

78. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. Н.О. Воскресенской. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003.-759 с.

79. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.И. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2003. - 600 с.

80. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. -М.: Высш. шк., 1999. 511 с.

81. Культурология / Уч. пособие под ред. Ю.И. Солонина и М.С. Кагана. М., 2005.

82. Культурология. XX век: Антология. М., 1995.

83. Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.

84. Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии, 1994. № 6. С.22-28.

85. Ленин В.И. О задачах женского рабочего движения в Советской республике // В.И. Ленин. Полн. собр. соч. — М.: Политиздат, 1976. -Т. 39.-С. 201-227.

86. Либоракина М.И. Обретение силы: российский опыт. Пути преодоления дискриминации в отношении женщин (культурное измерение), http://www.a-z.ru/women/texts/genderr-l .htm

87. Лихачев Д.С. Культура русского народа X-XV вв. М., 1987.

88. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии, 1990. № 4.

89. Лозинская Л .Я. Во главе двух академий. М.: Наука, 1978. - 144 с.

90. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XX века). - СПб., 1994.

91. ЮО.Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб., 2002.

92. Малая Советская Энциклопедия. М., 1931.

93. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

94. ЮЗ.Миллет К. Сексуальная политика (главы из книги) // Вопросы философии, 1996, № 9. С. 148 172.

95. Милль Дж.С. Подчиненность женщин. СПб., 1869.

96. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1993. Юб.Мольтманн-Вендель Э. И сотворил Бог мужчину и женщину //

97. Вопросы философии, 1991. № 3. С. 91-104.

98. Московский центр тендерных исследований. Глоссарий. http://www.gender.ru/russian/glossary/index.shtml

99. Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. М., 1990.

100. Новейший философский словарь. М., 1998.

101. Основы римского частного права / В.Б. Романовская, Э.Б. Курзенинhttp://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=l 136998&subID=l 00019595100075629#text

102. Ш.Павлов A.A. Греческая paiderastiva и античный полис: миф, реальность, философия. / Адам и Ева. Альманах тендерной теории

103. Под ред. Л.П. Репиной. М.: ИВИ РАН; СПб.: Алетейя, 2003. -(Серия «Гендерная коллекция»). - С. 45-68.

104. Панченко А. О русской истории и культуре. — СПб., 2000.

105. Парамонов В.Н. Психологический портрет мужчины и женщины в сфере управления // Женщины и общество: вопросы теории, методологии и социальных исследований: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Ижевск, 1997.

106. Платон. Государство // Собрание сочинений. Т.З. 4.1. — М., 1983.

107. Платон. Пир. // Собр. соч.: В 4 т. М., 1993. - Т.2.

108. Поленина C.B. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект-М.: Эслан, 2000.

109. Поликарпов B.C. Лекции по культурологии. — М., 1997.

110. Полюшкевич O.A. Специфика идеологии современного феминизма в условиях России: диссертация кандидата философских наук: 09.00.11 Иркутск, 2006.

111. Померанц Г. Выход из транса. — М., 1995.

112. Попкова Л. Теория и практика современного феминизма: женское движение в США. // Введение в тендерные исследования. 4.1. : Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейа, 2001. - С. 635-663.

113. Прохоров A.B., Разлогов К.Э., Рузин В.Д. Культура грядущего тысячелетия // Вопросы философии, 1989. № 6. С. 17-30.

114. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М.: Мысль, 1989: -286 с. I

115. Пушкарева Н.Л. Женщины в исторических судьбах России XXIX вв. http://www.owl.ru/wirL/womphis/2003/0213.htm

116. Пушкарева Н.Л. Между «тюрьмой» и «хаосом». Феминистская эпистемология, постмодернизм и историческое знание // Пол, тендер, культура: немецкие и русские исследования. Ред. Шоре Э., Хайдер К. М.: РГТУ, 2000.

117. Пушкарева Н.Л. От «his-story» к «her-story»: рождение исторической феминологии / Адам и Ева. Альманах тендерной теории / Под ред. Л.П. Репиной. М.: ИВИ РАН; СПб.: Алетейя, 2003. - (Серия «Гендерная коллекция»). — С. 367-389.

118. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X — нач. XIX вв.) http://www.owl.ru/win/womplus/2003/0213.htm

119. Развитие научных и гуманистических оснований философии: итоги и перспективы //Вопросы философии, 1992. № 10. С.87-102.

120. Репина Л.П. Гендерная история сегодня: проблемы и перспективы // Альманах тендерной истории. Адам и Ева. СПб., 2003. С. 8-17.

121. Решетников Л.М. Российская ментальность. СПб., 1996.

122. Розанов В.В. Опавшие листья. Короб второй //Уединенное: Сочинения. -М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.

123. Розанов В.В. Религия и культура /Собр. соч. Т.1. — М., 1990.

124. Розин В.М. Культурология. -М., 2004.

125. Российское Законодательство X XX вв. — М., 1984.

126. Рубанцова Т.А. Философия феминизма и культура. М.: РАН. -1998.

127. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании // Ж.-Ж. Руссо. Педагогические сочинения. — М.: Высшая школа, 1981. — С. 127289.

128. Рябов О.В. Матушка-Русь: опыт тендерного анализа поисков национальной идентичности России в отечественной и западной историографии — М.: Ладомир, 2001.

129. Рябов О.В. Русская философия женственности (XI—XX века). -Иваново: Издательский центр «Юнона», 1999. — 360 с. http://www.genderstudies.info/sbornik/sbornikl9.htm

130. Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIII XIX вв.: Учебное пособие - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.-432 с.

131. Селиванова JI.JL Сестра-супруга Аполлона: об одной мифологеме близнечного мифа / Адам и Ева. Альманах тендерной теории / Под ред. Л.П. Репиной. М.: ИВИ РАН; СПб.: Алетейя,2003. с. 18-44.

132. Семина B.C., Бочарова Е.В. Религия и мифология древних славян. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002.

133. Серебряный век. Мемуары / Сост. Т. Дубинская-Джалилова. — М., 1990.

134. Сиксу Э. Хохот Медузы // Введение в тендерные исследования. 4.IL: Хрестоматия / Под ред. C.B. Жеребкина Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - С. 779-821.

135. Соловьев B.C. Смысл любви // Соч.: в 2-х томах. Т. 2 — М., 1990.

136. Социология тендерных отношений: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред З.Х. Саралиевой. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН),2004. 270 с.

137. Социологический энциклопедический словарь. М., 2000.

138. Стайте Р. Женское освободительное движение в России: феминизм, нигилизм и большевизм, 1860-1930. Пер. с англ. — М.: РОССПЭН, 2004.

139. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры.: Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Академический проспект, 2001. — 990 с.

140. Темкина A.A. Женское движение второй волны: истоки, концептуализация и результаты // Введение в тендерныеIисследования. 4.1.: Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной -Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 664-695.

141. Темкина A.A. Феминизм: Запад и Россия // Преображение (Русский феминистический журнал), 1995, № 3. С. 5-17.

142. Теория и история феминизма. Курс лекций. ХЦГИ, 1996.

143. Тишкин Г.А. Женский вопрос в России в 50-60 гг. XIX в. — JL, 1984.

144. Третьякова JI. Российские богини. — М., 1997.

145. Трофимова Е.И. Терминологические вопросы в тендерных исследованиях / Общественные науки и современность, 2002. № 6. -С. 178-188.

146. Уоллстонкрафт М. В защиту прав женщин // Феминизм: эссе, письма, воспоминания. -М., 1992.

147. Успенская В.И. Суфражизм в истории феминизма, http://www.a-z.ru/women/texts/sufir.htm

148. Успенская В.И. Феминизм до феминизма: идеи в защиту прав женщин в истории европейской социальной мысли, XV — XVIII вв. // Тендерный калейдоскоп. Курс лекций. / Под общ. ред. М.М. Малышевой. -М.: Academia, 2001. С.76-97.

149. Успенская В.И. Феминизм: происхождение понятия и современный смысл http://community.livejournal.eom/feministki/l 76203.html

150. Феминизм в общественной мысли и литературе / Е.Трофимова, сост. М., 2006.

151. Феминизм: Восток. Запад. Россия: Сб. ст. / РАН. Ин-т философии; Отв. рёд. М.Т. Степанянц. М.: Наука, 1993. - 243 с.

152. Феминизм и тендерные исследования. Хрестоматия под ред. В.И.Успенской. Тверь, 1999.

153. Феминизм и российская культура: Сб. тр. / Междунар. ин-т «Женщина и управление», Санкт-Петербург, гос. акад. культуры; Науч. ред. и сост. Тишкин Г.А. СПб., 1995. — 167 с.

154. Феминизм: перспективы социального знания / Отв. ред. O.A. Воронина. М.: ИНИОН / ИФ РАН, 1992.

155. Феминизм: проза, мемуары, письма: Пер. с англ. / Под ред. М. Шнеир.-М., 1992.

156. Фрейд 3. Женственность // 3. Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции. -М., 1991.-С. 369-385.

157. Фридан Б. Загадка женственности. М., 1994.

158. Фурье Ш. Теория четырех движений и всеобщих судеб. — M., 1938.

159. Хасбулатова O.A., Гафизова Н.Б. Женское движение в России (вторая половина XIX начало XX века). - Иваново: ФГУП «Издательство «Иваново»». Иван. гос. ун-т, 2003. - 256 е.: ил.

160. Цимбаев Н.И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. — М., 1986.

161. Шакирова С. Эпистемология тендера // Шакирова С., Сеитова М. (ред). Пол женщины. Алматы, 2000.

162. Шмелева О.Н. Дискурсивный анализ феминистских текстов (На материале проблемно-портретных очерков германского политического феминистского журнала «EMMA»): Дис. . канд. филол. наук. Астрахань, 2006.

163. Шнырова О.В. Феномен милитантства в истории суфражизма, http ://anthropology .ru/ru/texts/shnyrova/woman24 .html

164. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. СПб.: Амфора, 2001. 173.Эванс Э. Рожденная для свободы. История американскихженщин. М., 1993.

165. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. -М., 1987.

166. Эндерлайн Э. Эрос в русской утопии //Адам и Ева. Под ред. Л. Репниной. СПб.: Алетейя, 2003.

167. Энциклопедия социологии. http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-0994.htm

168. Юкина И.И. Русский феминизм как вызов современности. — СПб., 2007.

169. Якимович А.К. Тоталитаризм и независимая культура // Вопросы философии, 1991. № 11. С. 16-25.

170. Anderson B.S., Zinsser J.P. A History of Their Own. Women in Europe from Prehistory to the Present. New York, 1988.

171. Beate Söntgen: Den Rahmen wechseln. Von der Kunstgeschichte zur feministischen Kulturwissenschaft. In: Rahmenwechsel. Kunstgeschichte als Kulturwissenschaft in feministischen Perspektive. Hrsg. von Beate Söntgen. Berlin, 1996.

172. Gouma-Peterson, Thalia / Patricia Mathews: The Feminist Critique of Art History. In: The Art Bulletin LXIX, 3 (1987).

173. Klein E. Gender Politics: From Consciousness to Mass Politics. -Cambridge: Harvard University Press, 1984.

174. Kristeva J. About Chinese Women. Transi. Anita Barrows. New York: Urizen Books, 1974.

175. Nochlin Linda: Why Have There Been No Great Women Artists? 1971. In: Women, Art and Power and Other Essays. London, 1989.

176. Offen К. The origins of the words «feminism» and «feminist» // Feminist Issues. 1988. 8(2).

177. Offen К. Feminism // Encyclopedia of Social History / Ed. By Peter N. Steams.-N.Y.;L., 1994.

178. Parker Rozsika / Griselda Pollok (Hrsg.): Framming Feminism. Art and the Women's Movement 1970-1985. London/New York, 1987.

179. Parker Rozsika / Griselda Pollok: Old Mistresses. Women, Art and Ideology. London, 1981. Darin: Painted Ladies.

180. Tuttle L. Encyclopedia of Feminism. New York (Arrow Books), 1986.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.