Эволюция общественно-политических ток-шоу на федеральных каналах российского телевидения в период с 2000 по 2015 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат наук Гуленко, Петр Васильевич
- Специальность ВАК РФ10.01.10
- Количество страниц 220
Оглавление диссертации кандидат наук Гуленко, Петр Васильевич
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ФОРМАТА «ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ТОК-ШОУ» НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ
§ 1.1 Общественно-политическое ток-шоу: сущностные характеристики
§ 1.2 История развития формата в США и России
§ 1.3 Место и роль общественно-политического ток-шоу в структуре телевизионного вещания
Глава 2. ФОРМАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЭВОЛЮЦИИ
§ 2.1 Влияние социально-политических и экономических факторов: этапы эволюции
§ 2.2 Место ток-шоу в программной сетке
§ 2.3 Трансформация структурно-композиционной схемы ток-шоу
Глава 3. ЭВОЛЮЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ТОК-ШОУ НА ПРИМЕРЕ ТК НТВ
§ 3.1 Изменение концепций передач в исторической ретроспективе
§ 3.2 Эволюция тематической направленности передач
§ 3.3 Рост значения развлекательных элементов в структуре ток-шоу
§ 3.4 Элементы интерактивности в общественно-политических ток-шоу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
Эволюция жанра телепередачи "утреннее развлекательное шоу": на примере телеканалов Курска и Орла2015 год, кандидат наук Новоженина, Алла Сергеевна
Модели информационного взаимодействия российских федеральных телеканалов с аудиторией2019 год, кандидат наук Куприянов Олег Алексеевич
Политические телевизионные дебаты: их роль в избирательных кампаниях, социально-психологические и жанровые особенности2004 год, кандидат филологических наук Андреев, Андрей Анатольевич
Влияние федерального телевидения на региональные телевизионные каналы: На примере Ростовской области2003 год, кандидат филологических наук Иванова, Елена Александровна
Влияние информационных интернет-технологий на развитие новостных телевизионных форматов2015 год, кандидат наук Макушин, Александр Борисович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция общественно-политических ток-шоу на федеральных каналах российского телевидения в период с 2000 по 2015 гг.»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Формат общественно-политического ток-шоу начал активно осваиваться советскими журналистами в середине 1980-х гг., когда появились социально-политические предпосылки для создания подобных передач. Ослабление цензурных требований, а также общественные настроения, характерные для данного периода, обусловили увеличение количества общественно-политических программ в телевизионном эфире. Некоторые проекты конца 1980-х - начала 1990-х гг. стали публичной площадкой для обсуждения насущных проблем общества, находящегося в процессе социальных и политических реформ («12 этаж», телемосты, «Пресс-клуб», «Тема» и др.). Трансформация журналистики, ставшая следствием значительных преобразований в политической и социально-экономической жизни общества в конце ХХ в., формирование коммерческого телевещания в России, а затем постепенное усиление финансового и идеологического контроля над содержанием телевизионных передач преобразовали реальное обсуждение общественных проблем, имевшее место в телевизионных проектах, в его иллюзию. Одновременно произошло становление требований, предъявляемых к передачам данного формата, и подчинение им существующих программ.
Сегодня исследуемый формат - один из самых популярных и знаковых на современном российском телеэкране. Практически все универсальные телеканалы имеют одно или несколько общественно-политических ток-шоу, список которых может обновляться каждый телевизионный сезон. Среди проектов много таких, которые существуют на экране уже несколько лет: «Время покажет» (Первый канал), «Воскресный вечер с Вл. Соловьевым», «Поединок» («Россия 1»), «Право голоса» («ТВ Центр»).
Действительно, данный телевизионный контент потенциально интересен достаточно широкому кругу зрителей. Обострение
внешнеполитической обстановки вокруг России в последние годы также стимулировало рост популярности общественно-политических ток-шоу, о чем свидетельствуют их рейтинговые показатели. Кроме того, формат позволяет их создателям совмещать существующую тенденцию с развлекательностью телеэфира и выполнением традиционных функций журналистики, таких как информирование и ориентация телевизионных зрителей в общественно-политической ситуации в своей стране и за ее пределами. Рост популярности передач повышает важность исследования механизмов происходящих с форматом изменений, а также фиксации параметров, в наибольшей степени подверженных эволюции, для прогнозирования тенденций дальнейшего развития.
Отправная точка исследования выбрана не случайно: в 2000 г. президентом России был избран В.В. Путин, что вызвало частичную смену элит, а также перераспределение собственности на федеральных телеканалах. С 2000 г. начинается новый период для средств массовой информации, связанный, с одной стороны, с усилением роли государства, с другой - с благоприятной экономической конъюнктурой, стимулировавшей значительные темпы развития медиаиндустрии.
Хронологические рамки исследования достаточно широкие, это позволяет проследить развитие формата в исторической ретроспективе, выделить этапы эволюции, проанализировать происходящие изменения по определенным параметрам, изучить механизмы трансформаций, предложить темпоральную классификацию структурно-композиционных схем. Исследуется период не только начала XXI века, связанный с благоприятной экономической конъюнктурой, но и время финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг., а также этап обострения внешнеполитической обстановки вокруг России в 2013-2015 гг. Обращение к методу сравнительного анализа способствует, на наш взгляд, демонстрации влияния на эволюцию формата не только социально-экономических и политических, но и производственных факторов, дает возможность последить тенденции в
развитии общественно-политических ток-шоу как продукта креативной индустрии, достаточно сильное воздействие на результат деятельности в которой оказывает человеческий фактор. По мере увеличения количества ток-шоу на телеэкране журналистам все сложнее предлагать инновационные элементы, демонстрирующие отличие нового проекта от программы-конкурента.
Общественно-политические ток-шоу - составная форма экранного произведения, предполагающая обращение журналистов во время подготовки таких программ к различным жанрам телевизионной журналистики. Прогнозируемость развития драматургического действия, развивающегося на экране, усложнено наличием различных субъектов полилога, происходящего в студии: ведущие, герои, эксперты, публика. Комбинационность структуры программ затрудняет анализ ее драматургии и интенций участников как для выработки рекомендаций по созданию успешной передачи, так и для концептуализации тенденций эволюции формата. Данный факт повышает актуальность выработки матрицы для последующих анализов.
Исходная гипотеза исследования. В исследуемый период общественно-политические ток-шоу стали одним из самых востребованных телевизионных форматов общественно-политического вещания, обладающих определенными формальными и содержательными качествами, по которым можно проследить их эволюцию. Влияние социально-экономических, политических, а также производственных факторов на развитие передач привело к усложнению структурно-композиционных схем проектов, росту разнообразия методов драматизации и «театрализации» эфирного действия, а также способов взаимодействия с аудиторией в студии и телезрителями. Обращение в передачах к интерактивным элементам могло бы создать в общественно-политических ток-шоу пространство публичной сферы для обсуждения насущных проблем общества, однако в условиях современного
телевизионного производства реализация данной идеи оказывается невозможной.
Гипотеза, выдвинутая нами, обусловила цель исследования: выявить факторы, параметры и тенденции эволюции общественно-политического ток-шоу.
Выбор цели предопределил реализацию следующих задач исследования:
1) выявить истоки и проследить генезис формата «общественно-политическое ток-шоу»;
2) концептуализировать сущностные характеристики формата;
3) предложить собственную периодизацию эволюции общественно-политических ток-шоу на российском телевидении в обозначенный период;
4) исследовать тенденции программирования изучаемых передач как показателя эволюции;
5) классифицировать основные структурно-композиционные схемы общественно-политических ток-шоу;
6) провести эмпирическое исследование идейно-тематической направленности передач как показателя эволюции содержания программ;
7) систематизировать методы драматизации и «театрализации» экранного действия;
8) исследовать приемы взаимодействия с аудиторией в общественно-политическом ток-шоу.
Объект исследования: общественно-политические ток-шоу на современном российском телевидении. Предмет исследования: факторы, параметры и тенденции эволюции общественно-политических ток-шоу в изучаемый период.
Степень научной разработанности темы. Одним из первых обратил внимание на данный формат, предпринял попытку изучения вопроса преемственности традиций американских ток-шоу на российском телеэкране российский исследователь Г.В. Кузнецов. Ученый теоретизировал
особенности данного вида передач1. В исследовании концепция Г.В. Кузнецова соотносится с суждениями современных российских и зарубежных ученых, на основании сопоставительного анализа делаются выводы о сущностных характеристиках общественно-политических ток-шоу.
Обращаясь в научных трудах к ток-шоу как к объекту исследования, авторы значительное внимание уделяют развлекательным, а также игровым
2 3
элементам в их структуре (см., например: И.И. Волкова , А.А. Новикова ). С.Н. Ильченко, анализируя подачу на телевизионном экране современных внешнеполитических конфликтов, раскрывает используемые при их освещении приемы, характерные для шоу-бизнеса4. Однако систематизации технологии драматизации и «театрализации» авторами не предложено.
Вопроса функциональной специфики общественно-политических ток-шоу в своих работах касалась Ю.И. Долгова, рассматривая их как один из современных инструментов управления общественным сознанием. Автор также исследовал феномен популярности передач в условиях политических кризисов, в частности, сложной для России внешнеполитической обстановки осени 2014 г. - весны 2015 г., систематизирует виды тематик передач в ситуации повышенной конкурентной борьбы между телеканалами.
Многие авторы обращаются к исследованию возможности качественного улучшения существующих общественно-политических программ, посредством повышения уровня взаимопонимания и толерантности, организуемой в них (Ю.В. Клюев5, Е.Ф. Коханов6). Например, Е.Ф. Коханов в качестве средства совершенствования данных
1 Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000; Кузнецов Г.В. ТВ-журналист: критерии профессионализма. - М.: РИП-Холдинг, 2004.
2 Волкова И.И. Игра как системообразующий феномен экранных коммуникаций. Дис... док. фил. наук. - М., 2015.
3Новикова А. А. Телевизионная реальность: экранная интерпретация действительности. - М.: Издательский дом НУИ ВШЭ, 2013; НовиковаА.А. Современные телевизионные зрелища. - СПб.: Алетея, 2008.
4Ильченко С.Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий. - СПб: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2009.
5 Клюев Ю.В. Психология взаимопонимания в аудиовизуальных СМИ // Гуманитарный вектор. - N.1 (41). -2015. - C. 129-136; Клюев Ю.В. Телевидение и толерантность // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. — 2010. - Т. 71. - № 1. - C. 19-31.
6Коханов Е.Ф. Политические ток-шоу: диалогичность и интерактивность// Вопросы теории и практики журналистики. - 2015. - Т. 4. - № 1. - C. 50-59.
характеристик называет новые технологии, обеспечивающие онлайн-доступ зрителей к оценке происходящего. Данная заинтересованная группа зрителей, участвующая в дискуссии в режиме «онлайн», рассматривается Е.Ф.
п
Кохановым как «модель публичной сферы» .
Высока частотность обращения исследователей к проблемам речевого воздействия и взаимодействия в ток-шоу (А.А. Лаврова, В.Е. Ершова, Е.Э.
о
Яренчук) , а также рассмотрения ток-шоу как инструмента манипуляции общественным мнением (М.В. Выжлаков, Т.Г. Черепова9)
Исследований, уточняющих понятие «общественно-политическое ток-шоу», анализирующих эволюцию передач, концептуализирующих факторы и параметры их трансформации, а также предлагающих прогностические выводы о тенденциях, представлено не было.
Теоретическая основа исследования. Теоретическим фундаментом данного диссертационного исследования, в первую очередь, стали работы отечественных авторов, исследовавших систему российской журналистики, а также трансформационные процессы, происходящие в ней: Е.Л. Вартановой, В.М. Горохова, Я.Н. Засурского, В.Л. Иваницкого, Р.П. Овсепяна, Е.П. Прохорова, Л.Г. Свитич, С.С. Смирнова, А.А. Тертычного, М.В. Шкондина10.
'Подробнее см.: Там же.
8Лаврова А.А. Интенциональная специфика предвыборных теледебатов (на примере теледебатов Майкла Дукакиса и Джорджа Буша старшего) // Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой реальности. - Т.11 - 2016. - № 4. - С. 43-51; Ершова В.Е. Стилистические особенности конфликтных текстов в ток-шоу // Вестник Томского государственного университета. -2012. - № 365. - С. 15-18; Яренчук Е.Э. Специфика речевого влияния дискурса ток-шоу на реакцию телезрителей (на материале веб-форума телепрограммы «Открытая студия») // Теория языка и межкультурная коммуникация. - № 1 (17). - 2015. -С. 51-55; Яренчук Е.Э. Речевые стратегии и тактики коммуникативного саботажа в ток-шоу. - 2014. - № 1 (15). - С. 67-75.
9 Выжлаков М.В. Манипуляция сознанием в аналитических передачах российского телевидения // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2012. - № 1. - С. 153156; Черепова Т.Н. Роль телевизионных политических ток-шоу в пропаганде новой российской идеологии // Журналистский ежегодник. - 2015. - № 4. - С.54-56.
10Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. - М.: МедиаМир, 2014; Вартанова Е.Л. О современных медиа и журналистике: заметки исследователя. - М.: МедиаМир, 2014; Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. - М.: Высшая школа, 1989; Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2007. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007; Иваницкий В.Л. Модернизация журналистики: методологический этюд. - М.: Изд-во Моск. ун-та; Ф-т журн. МГУ, 2010; Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999; Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - М.: Аспект Пресс, 2009; Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М.: Икар, 2000; Смирнов С.С. Медиахолдинги России: национальный опыт концентрации СМИ. - М.: МедиаМир, 2014; Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2014; Шкондин М.В. Средства массовой информации как системный объект. - М.: Ф-т журналистики Моск. ун-та, 2003.
Значимым корпусом теоретической базы являются исследования зарубежных авторов, изучавших природу медиа и коммуникаций (П. Бурдье, Н. Лумана, М. Маклюэна11), специфику функционирования общественно-
политических медиа в современном обществе (Д. МакКуэйла, С. Сиберта, У
12
Шрамма, Т. Питерсона , а также Дж. Карена, Д. Халина и П. Манчини и
13
др. ), а также генезис и сущностные характеристики телевизионных ток-шоу (А. Морана, Дж. Малброна, А. Толсона, Б.М. Тимберга, Б. Эрлера)14.
В отдельную группу, на наш взгляд, стоит отнести исследования, посвященные политической коммуникации, а также специфике включения общественно-политических СМИ в современные коммуникационные процессы в России. В данном аспекте следует отметить работы М.Н. Грачева, И.М. Дзялошинского, Е.Г. Дьяковой, С.Г. Корконосенко, Г.С. Мельник, Э. Мицкевич, Л.Л. Реснянской, В.В. Тулупова и др.15.
Исследование общественно-политических ток-шоу опирается на многоаспектную теоретическую базу телевизионной журналистики: труды советских и российских ученых, посвященных специфике телевизионной журналистики как вида СМИ, ее жанрово-тематическому и функциональному своеобразию (Э.Г. Багирова, Р.А. Борецкого, Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика, Л.П.
11 Бурдье П. О телевидении и журналистики. - М.: Прагматика культуры, 2002; Луман Н. Реальность массмедиа. - М.: Праксис, 2005; Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. - М.: Гиперборея, Кучково поле, 2007 и др.
12МакКуэйл Д. Журналистика и общество. - М.: МедиаМир: Ф-т журн. МГУ, 2014; Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. - М.: Вагриус, 1998.
13Curran J. The New Revisionism in Mass Communication Research: a Reappraisal //European Journal Of communication. - 1990. - V. 5. - № 3. - P. 157-158; Hallin D. &Manchini P. Communication, society and politics: comparing media systems: free models of media and politics. - Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
14 Moran A., Malbron J. Understanding the global TV format. - UK / USA: Intellect Books, 2006; Timberg B.M., Erler B. Television talk: a history of the TV talk show. - USA: University of Texas Press. - 2002; Tolson A. Television talk shows. Discourse, performance, spectacle. - Mahwah, NJ / London: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 2001.
15Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. - М.: Прометей, 2004; Dzyaloshinsky I.M. Participation of the public in social development. The role of media // World of media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. - 2016. - №.6. - C. 209-234; Дьякова Е.Г. Власть и массовая коммуникация: опыт теоретического моделирования. Дис... докт. полит. наук. - Екатеринбург, 2003; Политическая журналистика / Под ред. Корконосенко С. Г. - СПб., 2015; Мельник Г.С. Mass-Media: Психологические процессы и эффекты. - СПб., 1996; Мицкевич Э. Телевидение, власть и общество. - М.: Аспект Пресс, 2003; СМИ и политика / Под ред. Реснянской Л.Л. - М.: Аспект Пресс, 2007; Тулупов В.В. О политической журналистике // Акценты. Новое в массовой коммуникации. - 2016. - № 1-2 (136-137). - C. 23; Тулупов В.В. Профессиональные типы и роли в журналистике // Вестник Воронежского государственного университета. - 2016. - № 1. - C. 136-140; Dzyaloshinsky I.M. Participation of the public in social Development: The role of media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. - 2016. - № 6. - P.209-234.
Шестеркиной)16; работы исследователей, занимающихся осмыслением места и роли общественно-политических проектов в телевизионной политической и социальной коммуникации (М.А. Бережной, Ю.И. Долговой, В.В.
17
Егорова) , а также статьи, монографии, учебные пособия, анализирующие современные индустриальные процессы в телевизионных медиа, а также
тенденции их развития (И.И. Волковой, С.Н. Ильченко, В.П. Коломийца, А.А.
18
Новиковой, И.А. Полуэхтовой) .
Методологическая основа диссертации. В диссертационном исследовании при соблюдении принципов системности изучена эволюция и современное состояние формата общественно-политического ток-шоу по выделенным параметрам. Используется анализ литературы, историко-сравнительный, аналитический и структурно-функциональный анализ для исследования истоков и генезиса формата на российском телевидении, а также при выделении сущностных характеристик формата, определении его места в современных коммуникационных процессах, а также метод экстраполяции для целей прогнозирования.
Проведен сравнительный анализ при изучении программных версток телеканалов, а также классификация структурно-композиционных элементов программ. Осуществлен контент-анализ на предмет выявления приоритетных тематик общественно-политических ток-шоу телеканала НТВ для
16Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. - М.: Искусство, 1978; Борецкий Р.А. В Бермудском треугольнике ТВ. - М.:ИКАР; Ф-т журн-ки МГУ, 1998; Кузнецов Г.В. ТВ-журналист: критерий профессионализма. - М., 2002; Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2004; Шестеркина Л.П., Николаева Т.Д. Методика телевизионной
журналистики. - М.: Аспект Пресс, 2012.
17
Бережная М.А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики. - СПб.: Изд. Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2009; Долгова Ю.И. Феномен популярности общественно-политических ток-шоу на российском ТВ осенью 2014 года - весной 2015 года // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2015. - №.6. - С. 162-177; Долгова Ю.И. Эволюция предвыборной телевизионной коммуникации в постсоветской России (1989-2008) // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2009. - №.1. - С. 95-112; Егоров В.В. Телевидение и власть. - М.: ИПК работников радио и телевидения ФСТР, 1997.
18 Волкова И.И. Игра как системообразующий феномен экранных коммуникаций. Дис... док. фил. наук. - М., 2015; Ильченко С.Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий. - СПб: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2009; Коломиец В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Соц. исслед. - 2010. - № 1. - С. 58-66; Новикова А.А. Телевизионная реальность: экранная интерпретация действительности. -М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2013, Полуэхтова И.А. Социокультурная динамика российской аудитории телевидения. - М.: Аналитический центр «Видео Интернешнл», 2009.
определения идейно-тематической эволюции передач, а также качественный анализ и типологизация развлекательных элементов и способов интерактивного взаимодействия со зрителем в изучаемый период.
Эмпирическую базу исследования составили общественно-политические ток-шоу, выходившие на трех федеральных телеканалах: Первый канал (ОРТ), «Россия 1» (РТР), и НТВ в 2000 - 2015 гг.. В каждом телесезоне анализировалось по четыре самые успешные программы, выходившие в эфир в тот или иной период, общим хронометражем порядка 264 часов эфирного времени.
В период с 2000 по 2008 гг. - программы «Времена» (Первый канал / ОРТ), «Глас народа» и «Свобода слова» (НТВ).
С 2008 по 2012 гг. - программы «Судите сами» (Первый канал), «Поединок» («Россия 1») и «К барьеру» (НТВ).
С 2012 по 2015 гг. - «Свобода и справедливость», «Политика», «Время покажет» и «Толстой. Воскресенье» (Первый канал), «Воскресный вечер» и «Специальный корреспондент» («Россия 1»), «Список Норкина» и «Большинство» (НТВ).
Методом включенного наблюдения было проанализировано около 112 часов 20 минут телевизионных программ телеканала НТВ: «Честный понедельник» (121 выпуск), «Метла» (16 выпусков), «Железные леди» (16 выпусков) телесезонов 2009-2013 гг.
Для проведения сравнительного анализа верстки телевизионных каналов на предмет выделения в них места и времени выхода общественно-политических ток-шоу эмпирическая база была расширена до четырех каналов: Первый канал, «Россия 1», «ТВ Центр», НТВ. Научная новизна исследования:
• уточнено понятие «общественно-политическое ток-шоу», выделены сущностные характеристики формата;
• исследован генезис общественно-политических ток-шоу на современном российском телевидении;
• выделены параметры возможной эволюции формата;
• предложена собственная периодизация развития общественно-политических ток-шоу с 2000 по 2015 гг.;
• воссоздана и концептуализирована производственная цепочка работы над цикловой телевизионной передачей в начальный период;
• предложена темпоральная классификация структурно-композиционных моделей ток-шоу;
• теоретизированы тенденции эволюции идейно-тематической направленности программ;
• проведен качественный анализ и типологизация методов драматизации и «театрализации» экранного действия, а также приемов взаимодействия с аудиторией в общественно-политических ток-шоу;
• систематизированы трудности и ошибки, совершаемые редакторами при работе с телевизионной аудиторией и публикой в студии. Научно-практическая и теоретическая значимость работы. Научные положения и выводы могут быть использованы для
дальнейшего изучения формата «общественно-политическое ток-шоу» на современном экране, жанрово-форматной структуры современного телеэфира, а также для осмысления принципов организации эффективной телевизионной политической коммуникации при помощи данных программ.
Выводы диссертации могут быть использованы при чтении учебных курсов для студентов, обучающихся по системе «бакалавриат» и «магистратура» и изучающих специальности, связанные с массовыми коммуникациями, СМИ и журналистикой, в частности телевизионной. Положения, выносимые на защиту:
1) В качестве существенных факторов развития формата «общественно-политическое ток-шоу» следует рассматривать, в первую очередь, события внутренней и внешней политики, в освещении которых
заинтересована правящая элита, что подтверждает тезис о зависимости формата от политической конъюнктуры.
2) Эволюция программ может быть прослежена на основании изменений формальных (место в программной сетке, структурно-композиционная схема), а также содержательных качеств общественно-политических ток-шоу (идейно-тематическая направленность, значение в передаче интерактивных элементов, методов драматизации и «театрализации» экранного действия).
3) Межканальная и межпрограммная конкуренция, стимулирующая творцов на новые структурно-композиционные схемы, приводит к усложнению драматургии программ, увеличению количества действующих лиц обсуждения, выступающих согласно прописанной в сценарии роли, а также появлению тенденции к мультижанровости и мультитемности при их продюсировании.
4) Конкуренция также имеет следствием рост значения методов драматизации и «театрализации» экранного действия, значение которых может уменьшаться и увеличиваться в связи с политической конъюнктурой.
5) Элементы интерактивности, которым придавалось большое значение в начале исследования, оказались не обязательными для формата. Участие зрителей в студии и телезрителей в дискуссии лишь иллюстрирует происходящее, а сами элементы оказываются вариативной частью структурно-композиционной схемы.
6) Актуализация общественно-политических проектов будет происходить в периоды внутренней и внешней политической активности. В эти отрезки времени можно будет наблюдать усиление суггестивной коннотации в коммуникативной стратегии ведущего, а также программирование проектов в самое рейтинговое время.
7) Прогнозируется сохранение тенденции к усложнению структурно-композиционных схем, а также активное обращение к методам
драматизации и «театрализации» экранного действия при их продюсировании для повышения конкурентоспособности передач.
Содержание работы. Структура диссертации отвечает целям и задачам исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения, библиографии и приложений.
Апробация исследования
Результаты проводимого исследования были представлены в выступлении автора диссертации на международной научно-практической конференции «Журналистика в 2014 г. СМИ как фактор общественного диалога» и в публикациях в журналах, рекомендованных Высшей Аттестационной Комиссией:
1. Гуленко П.В. Проектирование общественно-политического ток-шоу на телеканале НТВ // Журналистика в 2014 г. СМИ как фактор общественного диалога. - М., ф-т журналистики МГУ, 2014. - С. 195-196. (0,2 п.л.).
2. Гуленко П. В. Истоки и генезис формата «общественно-политическое ток-шоу» // Вестник Московского университета. Серия 11: Журналистика. - 2016. - № 6. - С. 109-125 (0,9 п.л.).
3. Гуленко П.В., Долгова Ю.И. Проблемы классификации современных телепередач: сущностные характеристики формата ток-шоу// Вестник РУДН. Серия Литературоведение, журналистика.
- 2016. - N.3. - С.102-110 (0,7 п.л.).
4. Гуленко П.В. Общественно-политическое ток-шоу на телеканале НТВ: проектирование формата// Меди@льманах. - 2016. - №4 (75).
- С. 56- 65 (0,6 п.л.).
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ФОРМАТА «ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ТОК-ШОУ» НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ
§ 1.1 Общественно-политическое ток-шоу: сущностные характеристики
Исследование эволюции общественно-политического ток-шоу требует
Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
Тексты телевизионных новостных передач: лингвопрагматический анализ: на примере программ телеканалов "Первый", "Россия-1", НТВ, "Евроньюс"2015 год, кандидат наук Строкова, Юлия Александровна
Развитие и современное состояние формата телевизионных журналов новостей2017 год, кандидат наук Никольская, Элина Сергеевна
Профессиональные стандарты в политической тележурналистике (на примере программ «Первого канала» и канала «Россия 1»)2021 год, кандидат наук Кузнецова Нина Евгеньевна
Роль государственного регионального телевидения в организации диалога между властью и обществом2024 год, кандидат наук Романова Ангелина Николаевна
Радиопублицистика России: проблемно-тематические и структурно-функциональные характеристики (2000-2018 годы)2019 год, кандидат наук Зубко Дарья Валерьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гуленко, Петр Васильевич, 2017 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Монографии, учебные пособия
1. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т.4. - М.: Мысль, 1983.
2. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. - М.: Искусство, 1978.
3. Бард А., Зодерквист Я. №тократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004.
4. Бережная М.А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики. - СПб.: Изд-во С-Петерб. гос. ун-та, 2009.
5. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М.: РИП-холдинг, 2003.
6. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. М.: Аспект Пресс, 2008.
7. Борецкий Р.А. Осторожно телевидение! - М.: ИКАР, 2002.
8. Борецкий Р.А. В бермудском треугольнике ТВ./Под общ. Ред. Я.Н. Засурского - М.: ИКАР; Изд-во ф-та журналистики МГУ, 1998.
9. Борецкий Р.А. Начало. К истории ТВ: выпавшее звено, или Мое забытое телевидение. - М.:ВК, 2010.
10. Борецкий Р.А. Телевидение на перепутье. Статьи 1989-1998. - М.: НИАНО «Институт истории и социальных проблем телевидения», 1998.
11. Бурдье П. О телевидении и журналистике. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры»; Институт экспериментальной социологии, 2002.
12. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. - М.: Ин-т современного искусства, 1997.
13. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: на телевизионных подмостках. М.: КДУ; Высшая школа, 2003.
14. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. - М.: Аспект Пресс, 2003.
15. Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. - М.: МедиаМир, 2014.
16. Вартанова Е.Л. О современных медиа и журналистике: заметки исследователя. М.: МедиаМир, 2015.
17. Вартанова Е.Л. Теория СМИ: актуальные вопросы. - М.: МедиаМир, 2009.
18. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. - М.: Аспект Пресс, 2004.
19. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М.: Высшая школа, 1989.
20. Грабелъников А.А. Средства массовой информации постсоветской России: пятнадцать лет спустя. - М.: РУДН, 2008.
21. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. - М.: Прометей, 2004;
22. Грушин Б.А. Массовое сознание. - М.: Политиздат, 1987.
23. Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. - М.: Искусство, 1991.
24. Дзялошинский И.М. Коммуникационные процессы в обществе: институты и субъекты. - М.: АПК и ППРО, 2012.
25. Дзялошинский И.М. Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности. - М.: ВИКОН, 1996.
26. Дубин Б. Интеллектуальные группы и символические формы. Очерки социологии современной культуры. - М.: Новое издательство, 2004.
27. Дъякова Е. Массовая коммуникация и власть. - Екатеринбург: УрО РАН, 2002.
28. Дэннис Э., Мэррилл Дж. Беседы о масс-медиа. - М.: Вагриус,
1997.
29. Егоров В.В. Телевидение и власть. - М.: ИПК работников радио и телевидения ФСТР, 1997.
30. Егоров В.В. Телевидение. Страницы истории. - М.: Аспект Пресс,
2004
31. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. - М.: Изд-во МГУ, 1995.
32. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. - М.: Изд-во МГУ, 1999.
33. Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2004. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.
34. Иваницкий В.Л. Модернизация журналистики: методологический этюд. - М.: Ф-т журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2010.
35. Ильченко С.Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий. -СПб: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2009.
36. Информационная и психологическая безопасность в СМИ: в 2-х т. Т.1: Телевизионные и рекламные коммуникации/ Под. ред. А.И. Донцова, Я.Н. Засурского, Л.В. Матвеевой, А.И. Подольского. - М.: Аспект Пресс, 2002.
37. Кара-Мурза С.К. Манипуляция сознанием. - М.: Алгоритм, 2000.
38. Кемарская И.Н. Телевизионный редактор. - М.: Аспект Пресс,
2004.
39. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004.
40. Коломиец В.П. Медиасоциология: теория и практика. М.: НИПКЦ Восход-А, 2014
41. Корконосенко С.Г. Печать, управление и самоуправление. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1992.
42. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. - М.: Аспект Пресс, -
2006.
43. Корчагин П.П., Скворцов С.В. В СССР секс был! Как мы строили телемосты. - М.: Инфомедиа Паблишерз, 2007.
44. Краснянская М. На голубом экране памяти. М.: Интерграф Сервис, 2003.
45. Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.
46. Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. -М.: РИП-холдинг, 2003.
47. Липков А.И. Проблемы художественного воздействия: принцип аттракциона. - М.: Наука, 1990.
48. Лукина М. М. Технология интервью. - М.: Аспект Пресс, 2005.
49. Луман Н. Реальность массмедиа. - М.: Праксис, 2005.
50. Макеенко М.И. Радиовещание и телевидение США в новом столетии: структура, экономика, стратегии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010.
51. Маккаллах К. Новости на TV. - М.: Мир, 2004.
52. МакКуэйл Д. Журналистика и общество. - М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2014.
53. Маклюэн Г.М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. - М.: Академический проект, 2015.
54. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. - М.: «Гиперборея», «Кучково поле», 2007.
55. Матвеева Л.В. Аникеева Т.Я. Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. - М.: РИП-холдинг, 2004.
56. Медиасистема России: Учеб. пособие для студентов вузов/ Под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2015.
57. Митта А. Кино между адом и раем. - М.: АСТ, 2016.
58. Мицкевич Э. Телевидение, власть и общество. -М.: Аспект Пресс,
2013.
59. Муратов С.А. ТВ - времена перемен?: книга признаний и откровений / [сост. С.А. Муратов, М.Б. Топаз]. - М.: ИКАР, 2010
60. Муратов С. А.. ТВ - эволюция нетерпимости. - М.: Логос, 2000.
61. Муратов С. А. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009.
62. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. - М.: Аспект Пресс, 2007.
63. Муратов С.А. Пристрастная камера. - М.: Аспект Пресс, 2004.
64. Новикова А. А. Современное телевизионное зрелище: истоки, формы и методы воздействия. - СПб.: Алетейя, 2008.
65. Новикова А. А. Телевизионная реальность: экранная интерпретация действительности. - М.: Высшей школы экономики, 2013.
66. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. -Изд-во Моск. ун-та, 1999.
67. О политической журналистике: Книга интервью. / Сост. Л.Л. Реснянская. - М.: МедиаМир, 2009.
68. Огурчиков П.К., Падейский В.В., Сидоренко В.И. Мастерство продюсера кино и телевидения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
69. Основы медиабизнеса / Под ред. Е. Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2014.
70. Падейский В.В. Проектирование телепрограмм. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. .
71. Петровская И.Е. Сто одна теленеделя с Ириной Петровской. М.: Гуманитарный центр «Монолит», 1998.
72. Поберезникова Е.В. Телевидение взаимодействия: интерактивное поле общения. - М.: Аспект Пресс, 2004.
73. Познер В. Прощание с иллюзиями. - Москва: Астрель, 2012
74. Политическая журналистика / под ред. Корконосенко С. Г. - М.: Юрайт, 2015.
75. Полуэхтова И.А. Российская аудитория телевидения: социологический дискурс. - М.: Наука: Флинта, 2008.
76. Полуэхтова И.А. Социокультурная динамика российской аудитории телевидения. - М.: НИПКЦ «Восход-А», 2010.
77. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.
78. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2009.
79. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М.: Аспект Пресс,
2004.
80. Российское телевидение: индустрия и бизнес/ Под. Ред. В.П. Коломийца, И.А. Полуэхтовой. - М.: Аналитический центр «Видео Интернешнл», 2010.
81. Российское телевидение: между спросом и предложением: В 2 т. / Под ред. А. Г. Качкаевой, И. В. Кирия. - М. Элиткомстар, 2007.
82. Свитич Л.Г. Феномен журнализма. - М.: ИКАР, 2000.
83. Сергеева О.В. Домашний телевизор: экранная культура в пространстве повседневности. СПБ.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2009.
84. Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. -М.: Вагриус, 1998.
85. СМИ и политика/ под ред. Реснянской Л.Л. - М.: Аспект Пресс,
2007
86. Смирнов С.С. Медиахолдинги России: национальный опыт концентрации СМИ. - М.: МедиаМир, 2014.
87. Смеющаяся НЕреволюция: движение протеста и медиа (мифы, язык, символы) /под ред. А.Г. Качкаевой. - М.: Фонд «Либеральная миссия», 2013.
88. Соколов А.Г. Природа экранного творчества: Психологические закономерности. - М.: Изд. А. Дворников, 2004.
89. Социокультурная роль российского ТВ в национальном информационном пространстве: учебное пособие/ Под ред. С.Л. Уразовой. -М.: ИП Головко Сергей Бориэльевич, 2014.
90. Средства массовой информации современной России: Учеб. пособие для студентов вузов/М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова и др; Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2006.
91. Телевидение глазами телезрителей / Под ред. Полуэхтовой И.А. -М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2012.
92. Телевидение: режиссура реальности/Сост и отв. ред.Д. Донудрей.
- М.: Искусство кино, 2007.
93. Телевизионная журналистика/редкол.: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. - М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005.
94. Телерадиоэфир: история и современность / под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2005.
95. Телерадиоэфир: история и современность/ под ред. А. Г. Качкаевой. - М.: Элиткомстар, 2008.
96. Телерекламный бизнес (информационно-аналитическое обеспечение). Сост. и общ. ред. В.П. Коломиец. - М.: Международный институт рекламы. 2001.
97. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2014.
98. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004.
99. Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов: введ. в медиаметрию. - М.: Аспект Пресс, 2004.
100. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. Лекции и интервью, Москва, апр. 1989 г. - М.: Наука, 1992.
101. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие.
- СПб.: Наука, 2006.
102. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. М., Аспект Пресс, 2004
103. Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей. - М.: ЮНИТИ, 2012
104. Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. - М.: Аспект Пресс, 2002.
105. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2009.
106. Шестеркина Л.П., Николаева Т.Д. Методика телевизионной журналистики: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2012.
107. Шкондин М.В. Средства массовой информации как системный объект. - Ф-т. журн. МГУ, 2003.
108. Энциклопедия мировой индустрии СМИ/ под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2013.
Диссертации и авторефераты диссертаций
109. Андрианова К.В. Лингвопрагматический аспект манипулятивного воздействия в теледискуссии: на материале передач В. Соловьева и М. Шевченко: Автореф. дис... канд. фил. наук. - Уфа, 2013
110. Бердышева Н.Ю. Современное аналитическое вещание: формирование телевизионной картины мира: Автореф. дис. канд. фил. наук. - СПб., 2008.
111. Бережная М.А. Проблематика социальной сферы в телевизионной журналистике: актуализация позитивного дискурса: Автореф. дис. ... док. фил. наук. - СПбГУ 2009.
112. Бирюкова Е. О. Языковая личность в контексте языковой игры: на материале российских ток-шоу: Автореф. дис. ... канд. фил. наук. -Вологда, 2012.
113. Волкова И.И. Игра как системообразующий феномен экранных коммуникаций. Дис... док. фил. наук. - М., 2015.
114. Волынкина С.В. Речевые жанры похвалы и комплимента в бытовой сфере общения и коммуникативной среде телевизионного ток-шоу: Автореф. дис. ... канд. фил. наук. - Красноярск, 2009,
115. Галимова З. Ф. Тактики комплимента и похвалы в конструировании «положительного образа» женщины - собеседницы (на материале ток-шоу): Автореф.дис... канд. фил. наук. - Ижевск, 2009.
116. Долгова Ю.И. Политическая пропаганда на телевидении (особенности модели и технологий; по материалам избирательных кампаний 1999-2000 гг.). Дис. канд. фил. наук. - М., 2002.
117. Дьякова Е.Г. Власть и массовая коммуникация: опыт теоретического моделирования: Дис.док. полит. наук. - Екатеринбург,
2003.
118. Ершова В.Е. Речевое взаимодействия в условиях конфликта: ситуационный подход (на материале ток-шоу и теледебатов): Автореф. дис. канд. фил. наук. - Томск, 2013
119. Жорова Ю.В. Политическая информация в медиапространстве современных демократий (опыт США и РФ). Дис. ... канд. фил. Наук. -СПб., 2014.
120. Залегдинова А. Р. Коммуникативные стратегии и тактики в дискурсивном пространстве ток-шоу (на материале русского и английского языков). Автореф. дис. канд. фил. наук. - Казань, 2013.
121. Ильченко С.Н. Трансформация жанровой структуры современного отечественного телеконтента: актуализация игровой природы телевидения. Дис. док. фил. наук. - М., 2012.
122. Кано И.А. Креативные и рецептивные аспекты жанра ток-шоу на современном российском телевидении: Автореф. дис. канд. фил. наук. М.,
2004.
123. Ковалев П.А. Российская телевизионная аудитория: дифференциация и типологические группы: Дис. ... канд. соц. наук. - М., 2006.
124. Ларина Е.Г. Лингвопрагматические особенности ток-шоу как жанра телевизионного дискурса: на материале американских телевизионных программ: Автореф. дис....канд. фил. наук. - Волгоград, 2004.
125. Луков М.В. Телевидение: конструирование культуры повседневности: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 2006.
126. Негров Е.О. Трансформация официального политического дискурса в современной России. Дис. ... канд. полит. наук. - СПб., 2008.
127. Полуэхтова И.А. Социокультурная динамика российской аудитории телевидения. Дис. ... док. соц. наук. - М., 2008.
128. Смирнова С.С. Концентрация средств массовой информации России в условиях трансформации национальной медиасистемы (1991-2006 гг.). Дис. ... канд. фил. наук. - М., 2011.
129. Шарапова А.А. Динамика социокультурных функций телевидения в условиях постиндустриального общества: Дис. ... канд. соц. наук. - М., 2005.
130. Яренчук Е .Э. Коммуникативный саботаж в интерактивно-аналитическом дискурсе. Автореф. дис. .. канд. фил. наук. - Курск, 2013.
Статьи и сборники статей
131. Богословская К. Фокус-группы на РТР: спектакль мифов общественного сознания// Телефорум. -2001. - № 6-7. - С. 34-39.
132. Ванченко Т.П. О методе моделирования телепрограмм// Вестник ВГИК. - 2013. - №.15. - C. 128-140.
133. Ванченко Т.П. Шоу-программы современного ТВ: классификация и специфика моделирования // Вестник ВГИК. - 2013. - №. 16. - C. 122-134.
134. Вартанова Е.Л., Смирнов С.С. СМИ России как индустрия развлечений // Медиаскоп. - 2009. - №4. - C.3
135. Волкова И.И. Игра на телеэкране как форма эффективной коммуникации. - 2014. - №1. - С. 116-123.
136. Волкова И.И., Осиповская Е.А. Особенности игрового кода политических медиакоммуникаций // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 2-1 (32). - С. 47-50.
137. Волкова И.И. Телеигра «Аукцион» советский вариант рекламного ток-шоу// Журналистика России в условиях перехода к информационному обществу. - 2016. - С. 88-93.
138. Долгова Ю.И. В поисках публичной сферы, которой никогда не существовало. Анализ телевизионной политической коммуникации в России. 2000-2009гг. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. -2010. - № 1-С.38-50.
139. Долгова Ю.И. Специфика и сущность понятия «общественно-политическое телевещание» // Медиаскоп. - 2016. - № 3.
140. Долгова Ю.И. Феномен популярности общественно-политических ток-шоу на российском ТВ осенью 2014 г. - весной 2015 г.// Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2015 -№ 6 - С. 160-176.
141. Долгова Ю.И. Эволюция предвыборной телевизионной коммуникации в постсоветской России (1989-2008)// Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2009. - N.1. -С.
142. Зайцев Д.Г., Карастелев В.Е. Протестное движение в России в 2011-2012 годов: проблема субъективности // Государство и общество в пространстве власти и политических коммуникаций. - М.: РОССПЭН, 2013. - С.231-266.
143. Ильченко С.Н. Политическая изнанка шоу-цивилизации: иллюзии свободы слова и информационная война // Коммуникативные исследования. - 2014. - №2. - С. 16-22.
144. Ильченко С.Н. Политические игры современного шоу-бизнеса в телеэфире: дискурс манипуляции // Гуманитарный вектор. - 2016. -Т.11. - № 5. - С. 110-115.
145. Климов И.А. Телевидение: модальности существования// Социологические исследования. - 2005. - № 10. - С. 93-100.
146. Коломиец В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социологические исследования. - 2010. - №1. - С. 58-66.
147. Крапивенский А.С. Вербальный аспект культурной безопасности молодежи в социальных сетях и блогосфере рунета. // Современные проблемы науки и образования. - 2012.- N. 2.
148. Луков М.В. Телевидение как «третья реальность» и телевизионная картина мира (аспекты тезаурусного анализа) // Тезаурусный анализ мировой культуры: Сб. науч. трудов. Вып. 1 / Под общ. ред. Вл. А. Лукова. М., 2005. С. 56-74.
149. Мамонов М. В. Протестная активность россиян в 2011-2012 гг.: основные тренды и некоторые закономерности// Государство и общество. -2012. - январь-февраль. - С.5.
150. Могилевская Э. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования // Новое в массовой коммуникации. - 2006. - В.5-6.- С.40-48.
151. Новикова А.А. Гибридность как определяющий признак телевизионного формата // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистики. -2010. - № 6. - С.56-65.
152. Перипечина Г.В. Жанр или формат: к вопросу телевизионной терминологии// Материалы научно-практической конференции, ф-т журналистики Санкт-Петербургского университета. СПб., 2010. [Электронный ресурс]. - URL http://jf.spbu.ru/conference/3444.html. (Дата обращения 15.01.2016).
153. Степанян С.К. Формат телепрограммы как рыночный товар// Журналистика и медиарынок. - 2006. -№ 4. - С.42-43.
154. Сухарева В.А. Информационная среда в процессе социально-экономической трансформации (Общественная вещательная модель.
Принципы функционирования на примере радиовещания европейских стран) // Безопасность Евразии. - 2006. - №. 4.
155. Третьяков В.Т. Будущий виртуальный коммунизм и гипновидение: о массовом телевидении и массовой политике// Полис. Политические исследования.- 2014. - № 4. - С.9-20.
156. Цвик В.Л. Классическая теория жанров и современные телевизионные форматы // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. -2010. - № 6. - С.52-55.
157. Шеремет П., Киселев Е.В политических программах большинства телеканалов работать негигиенично // Журналист. - 2008. - № 12. - С. 39-40.
158. Шестеркина Л.П., Лободенко Л.К. От медиатекста к медиабренду: к вопросу о взаимодействии журналистики, рекламы и PR в конвергентных СМИ // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. - 2014. - Т. 11. - № 3. - С. 50-55.
159. Шестеркина Л.П. Специфика медиатекстов общественно значимого телепроекта в контексте культурно-просветительской функции телевидения // Гуманитарный вектор. - Т.11. - № 3. - С.151-159.
160. Шестеркина Л.П., Булаева М.Н. Традиционные и специфические основы формирования системы жанров универсальной журналистики // Гуманитарный вектор. - 2015. - № 4 (44). - С. 129-136.
Книги, статьи, интернет-источники на английском языке
161. Curran J. The New Revisionism in Mass Communication Research: a Reappraisal //European Journal Of communication. - 1990. - V. 5. - № 3. - P. 157-158.
162. Dolgova Y. I. Models of television political communication in postsoviet Russia. The 3d International Media Readings in Moscow Mass Media and Communications - 2011: Mass Media after post-socialism: trends of 2000-s.
163. Hallin D.&Manchini P. Communication, society and politics: free models of media and politics. - Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
164. Hume E. Talk show culture // Encyclopedia of International Media and Communications. - Vol. 4. - 2003.
165. McCombs M. et al. Media Agenda-Setting in the Presidential Election.
- N.Y. 1981.
166. McCombs M., Shaw D. The agenda-setting function of mass-media // Public opinion quarterly. - 1972. - V. 36. - № 3. - P. 176 -187.
167. McQuail D. Mass Communication Theory. - London; Thousand Oaks: Sage , 1994.
168. Mickiewicz E. Changes in the media under Gorbachev: the case of television. // Gorbachev and gorbachevism. Editied by Joyce W., Ticktin H., White S. -London: Frank Cass and Co. Ltd., 1989.
169. Moran A., Malbron J. Understanding the global TV format. - UK/ USA: Intellect Books, 2006.
170. Timberg B.M., Erler B. Television talk: a history of the TV talk show.
- USA: University of Texas Press, 2002.
171. Tolson A. Television talk shows. Discourse, performance, spectacle. -Mahwah, NJ/London: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 2001.
СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ
172. Большой толковый социологический словарь. Colins. Дэвид Джери, Джулия Джери. - Т.2. - М.: Вече-АСТ, 1999.
173. Большой Энциклопедический словарь. Изд. 2-е/Гл. ред. А.М. Прохоров. М.; СПб., 2000. - URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/.
174. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М.:ЭКСМО, 2006. -URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic fwords/.
175. Крысин Л.П. Толковый словарь иностранных слов под ред. М: Русский язык, 1998. - URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic fwords/.
176. Философский словарь/авт. - сост. Подопригора С.Я., Подопригора А.С. - Ростов на Дону: Феникс, 2013. - С. 523-524
177. A Dictionary of Media Communication. Oxford University Press. 2011. URL:
http://www.oxfordreference.com/view/10.1093/acref/9780199568758.001.0001/ac ref-9780199568758.
178. Encyclopœdia Britannica. [Электронный ресурс]. - URL: http://global.britannica.com/topic/talk-show .
179. Encyclopedia of International Media and Communications. - Vol. 4. -
2003.
180. Encyclopedia of television. Museum of Broadcast Communications. -URL : http : //www.museum.tv/eotv/talkshows .htm.
181. Oxford Advanced Learner's Dictionary [Электронный ресурс]. -URL: http://www.oxforddictionaries.com/definition/english/talk-show?q=talk+show.
Статьи в периодических и интернет-изданиях
182. Борис Дубинин о выборах и митингах// ЛЕВАДА-ЦЕНТР. - 2012.
- 28 февр. - URL: http://www.levada.ru/2012/02/28/boris-dubin-o-mitingah-i-vyborah-video/
183. Бородина А. В Кремль должен ходить руководитель каждой большой корпорации// Коммерсантъ. - 2007. - 4 июня. - URL: //http://www.kommersant.ru/articles/2007/kulistikov.html
184. Бородина А. Государственное телевидение расширяет политический эфир// Коммерсантъ. - 2008. - 3 сент. - С. 3.
185. Бородина А. И текут куда надо каналы //Время новостей. - 2000.
- 29 дек. (№ 197).
186. Буравченко В. Музыкально-документальный сезон на НТВ// Газета. Ру. - 2008. - 13 окт. - URL: https://www.gazeta.ru/business/2008/10/13/2855380.shtml
187. Вместо «Гласа народа» на НТВ будет «Свобода слова»// NEWSru.com/ - 2001. - 10 авг. - URL: http : //newsru. com/russia/10aug2001/shuster. html
188. Не собираюсь делать вид, что я объективная. Интервью с Маргаритой Симоньян. // Lenta.Ru. - 2013. - 07 марта. - URL: https://lenta.ru/articles/2013/03/07/simonyan/ .
189. НТВ нужно вернуть ореол объективности и беспристрастности. Первое интервью нового гендиректора Владимира Кулистикова// Коммерсантъ - 2004. - 19 июля (№. 129). - С. 1
190. НТВ уберет «Список Норкина» из эфира// Известия. - 2015 - 02 июня. - URL: http://izvestia.ru/news/587254
191. Полякова В. Обыденные телекритики об общественно-политических ток-шоу// База данных ФОМ. - 2007. - 23 июля. - URL: http : //bd.fom.ru/report/map/tkr0714
192. Программная дуэль: Владимир Познер против Владимира Соловьева //Комсомольская правда. - 2008. - 2 марта. - URL: http://www.kp.ru/daily/24060.4/303244/
193. Просветова А. Времена не выбирают // Труд. - 2000 . - 02 нояб. (№ 206).
194. Прусенкова Н. Кривой эфир // Новая газета. -2004. - 12 июля (№ 49). - С. 25.
195. Савик Шустер: «Свобода слова ограничена только временем»//АиФ Суббота-воскресенье. - 2002. - 14 марта (№. 11). - URL: http : //www. aif. ru/archive/1724340.
196. Школьники против министров: секрет успеха «12-го этажа» // Программа передач. ТРК «Петербург - Пятый канал». - 2010. -22 июля. -URL: http://www.5-tv.ru/video/504627/
Сайты компаний:
197. http:// www.1tv.ru
198. http://www.cikrf.ru
199. http://www.ntv.ru
200. http://www.tns-global.ru
201. http://www.tvc.ru
202. http://www.vgtrk.com
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.