Эволюция метрического и силлабического стихосложения в башкирской поэзии начала XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Искандарова, Светлана Айратовна

  • Искандарова, Светлана Айратовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Уфа
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 178
Искандарова, Светлана Айратовна. Эволюция метрического и силлабического стихосложения в башкирской поэзии начала XX века: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Уфа. 2013. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Искандарова, Светлана Айратовна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Метрическое стихосложение аруз в башкирской поэзии

начала XX века

1.1. Ритмико-интонационный строй

1.2. Размеры

1.3. Рифма

1.4. Арабо-персидские формы (строфика)

Глава 2. Силлабическое стихосложение в башкирской поэзии

начала XX века

2.1. Ритмический строй

2.2. Размеры

2.3. Рифма

2.4. Строфика

Глава 3. Переход от традиционных форм стиха к новой поэзии (основные этапы перехода, новаторские поиски)

3.1. Дореволюционный период

3.2. Взаимовлияние метрического аруза и силлабического стихосложения

3.3. Послереволюционный период

3.4. Аруз в конце 1920-х годов в башкирской поэзии и в других

литературах

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция метрического и силлабического стихосложения в башкирской поэзии начала XX века»

ВВЕДЕНИЕ

Степень изученности. К настоящему времени в тюркологической науке сделано немало в области разработки теоретических основ, исследования общих закономерностей становления и развития тюркского стиха. Большую роль в этом сыграли достижения отечественных литературоведов В.М. Жирмунского, И.В. Стеблевой, З.А. Ахметова, М.К. Хамраева, К.Рысалиева, H.H. Тобурокова, Х.У. Усманова, Х.Р. Курбатова, М.Х. Бакирова и др.

В башкирском литературоведении изучению стихосложения уделялось меньше внимания, несмотря на то, что отдельные вопросы, затрагивающие те или иные аспекты башкирского стихосложения, освещались еще в статьях и изданиях дореволюционного времени1. Начиная с конца 20-х годов XX века авторы трудов по стихосложению, «механически перенося формулы русского стихосложения на башкирскую почву, стремились во что бы то ни стало доказать существование силлабической, силлабо-тонической и тонической систем в башкирской поэзии» . В то время как метрическое стихосложение аруз, веками господствовавшее в башкирской письменной поэзии, продолжалось оставаться и вовсе без внимания. В первых работах башкирских исследователей советского периода, в частности А. Харисова («Теория литературы» 1944, 1947), К. Ахметьянова («Теория литературы», 1971) вопросы башкирского стихосложения не изучались отдельно, а лишь рассматривались в общих трудах, посвященных теории литературы.

Существенные проблемы татарского и башкирского стихосложений, были обсуждены также в ходе дискуссии, прошедшей в Казани в 1958 году, на которой

1 Вэлиди Э. 3. Жырларымыз хатсында // Шура. - 1911. - № 10. - 317-320-се б.; - № 14, - 445-448-се б.; Сэгди F. Мохтасар-и тауагид-и эдэбийэ. - Уфа: «Шэретс» матбагасы, 1911.-98 б; Сэгди F. Мохтасар ■кауапщ эдэбийэга гилэуэ - Уфа: «Шэретс» матбагасы, 1911. - 69 б.; Сэгди F. 6ч мэсьэлэгэ жауап // Шура. - 1911. - № 20. - 626-сы б.; Сэгди F. Эдэбийэт-и мегэллим. - Уфа: «Шэретс» матбагасы, 1913. -

82 б.

2

Хусаинов Г. Б. К вопросу о башкирском стихосложении // Вопросы башкирской филологии. - М.: Изд-во АН СССР, 1959. - С. 85-97.

рассматривались различные теоретические и практические вопросы научно-методологического характера3.

Важным трудом в изучении башкирского стихосложения является работа Г. Б. Хусаинова «Башкирское стихосложение» (2003), в которой было проведено целостное системное исследование национального стихосложения от древних фольклорных образцов до стихотворений современных поэтов. Исследователем затронуты все основные разделы стиховедения: ритмика, рифма, строфика. Однако в работе сведения о закономерностях башкирского стихосложения даются в общем плане, не касаясь конкретно изучения, в частности, эволюции аруза и силлабического стихосложения в башкирской поэзии начала XX века.

В последнее время были защищены кандидатские диссертации, в которых разрабатывались отдельные проблемы башкирского стихосложения, например, Р.Х. Фаткуллиной, Г.Н. Каскиновой, А. А. Иксановой4, однако в них исследуется современная башкирская поэзия.

На сегодняшний день в башкирском литературоведении остается немало нерешенных проблем в области изучения башкирского стихосложения начала XX века. Таковыми являются вопросы о национальном своеобразии метрического стихосложения аруз в башкирской поэзии, дореволюционного книжного силлабического стихосложения, взаимоотношениях аруза и силлабического стихосложений, которые требуют своего отдельного изучения.

Актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью важных вопросов, связанных со спецификой традиционного башкирского стихосложения начала XX века, а также особенностями становления и развития башкирского стиха нового типа.

3 у

Хесэйенов Г. Б. "Казанда шигыр тезелешенэ арналган дискуссия тураИында // Совет Баштсортостаны. -1958.-7 февр.

4 Фаткуллина Р. X. Строфика башкирской поэзии: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Уфа, 2007. - 24 е.; Каскинова Г. Н. Вопросы структурной поэтики в современной башкирской поэзии: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Уфа, 2007. - 21 е.; Иксанова А. А. Древнетюркские традиции в современной башкирской поэзии: автореф. дис.... канд. филол. наук. - Уфа, 2009.-20 с.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации заключается в раскрытии основных закономерностей, в изучении процесса эволюции метрического и силлабического систем стихосложений в башкирской поэзии первых десятилетий XX века.

В соответствии с поставленной целью, предполагается решение следующих задач:

- охарактеризовать метрическое стихосложение аруз с точки зрения ее ритмики, метрики, рифмы и строфики;

- проанализировать силлабическое стихосложение со стороны ритмики, метрики, рифмы и строфики;

- установить историко-литературные факторы эволюции стихосложения и основные этапы его развития;

- раскрыть внутреннее развитие обеих форм стихосложения и новаторские приемы.

Объектом исследования явились стихотворные произведения башкирских поэтов, опубликованные в начале XX века (1900 - конец 1920-х гг.) в книгах, поэтических сборниках и в периодической печати на старотюркском языке, издававшиеся на арабском алфавите (в журналах «Шура», «Анг», «Сэсэн», «Безнен юл», «Ислам», «Диянат» и др.). В частности, стиховедческому анализу были подвергнуты произведения М. Гафури, Ш. Бабича, Д. Юлтыя, С. Кудаша, С. Якшигулова, Ф. Туйкина, X. Габитова, Б. Валидова, Р. Нигмати и др. Для более углубленного и сравнительного изучения, выявления природы и процессов развития башкирского стихосложения привлекались также творчество ираноязычных (персидских, таджикских) и иных тюркоязычных поэтов (татарских, казахских, турецких, узбекских и др.), а также образцы башкирского народного устно-поэтического творчества.

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных востоковедов и литературоведов Е. Э. Бертельса, В. М. Жирмунского, И. В. Стеблевой, Н. Ю. Чалисовой,

М. С. Фомкина, Д. В. Фролова, И. С. Брагинского, В. И. Брагинского, В. Е. Холшевникова, М. Л. Гаспарова, Б. Сируса, А. Бомбачи, А. Тамимдари и др. В диссертации использованы исследования башкирских литературоведов Г. Б. Хусаинова, К. А. Ахметьянова, А. И. Харисова, Г. С. Кунафина, Р. Н. Баимова и др., а также работы по стихосложению других тюркоязычных литератур А. Джафара, У. Туйчиева, М. К. Хамраева, 3. А. Ахметова, К. Рысалиева, Н. Н. Тобурокова, X. У. Усманова, X. Р. Курбатова, М. X. Бакирова, В. Г. Родионова и др.

Методы исследования. В диссертации использованы историко-типологический, сравнительно-исторический, системный и статистический методы исследования.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые предпринят комплексный подход к изучению башкирского стихосложения первых десятилетий XX века. Основываясь на уже имеющемся опыте по изучению проблемы, в настоящей работе раскрыты и проанализированы основные черты одновременно существовавших двух форм стихосложений -метрической и силлабической со стороны ритмики, метрики, рифмы и строфики и установлено следующее:

- определен состав употреблявшихся размеров аруза и силлабического стихосложения;

- изучены разновидности рифм и строфических форм обеих систем;

- установлены хронологические этапы эволюции аруза и силлабического стихосложения и ее особенности в каждой из двух систем стихосложения;

- выявлены образцы смешанного метрико-силлабического стихосложения.

В результате сравнительного изучения башкирского стиха со стихотворным

творчеством близких по языку тюркских народов, а также иных народов -ираноязычных и русского, были выявлены общие закономерности и специфические черты башкирского стихосложения. На основе конкретных фактов определены качественные особенности и тенденции к изменениям,

взаимовлияниям, а также новаторские поиски поэтов в области поэтической техники. В диссертации также впервые изучен важный исторический вопрос, имеющий существенное значение в развитии башкирской литературы, - переход от метрического аруза к силлабическому стихосложению.

На защиту выносятся следующие положения:

1) В начале XX века башкирские поэты использовали метрическое и силлабическое стихосложение с ярко выраженными национальными своеобразиями.

2) В течение первой трети XX века метрическое и силлабическое стихосложение прошли две стадии эволюции, взаимовлияя и взаимодействуя друг с другом.

3) К концу 1920-х годов в башкирской поэзии установилось одно силлабическое стихосложение.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что впервые в башкирском литературоведении исследована эволюция метрического и силлабического стихосложения в национальной поэзии начала XX века, изучены вопросы взаимовлияний и взаимопроникновений книжного башкирского стиха и поэтических традиций фольклора. Проведенное исследование расширяет представление о метрическом и силлабическом стихосложении как одной из значимых проблем филологической науки, служит перспективой для дальнейших исследований как башкирской, так и поэзии других тюркских народов. Практическая ценность работы определяется тем, что ее основные положения могут быть использованы при составлении учебников и вузовских пособий по истории и теории башкирской литературы первой трети XX века, при чтении специальных курсов по теории литературы, в работах по сравнительному литературоведению.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были изложены в докладах на международных, всероссийских научнйх, научно-практических конференциях, симпозиумах, опубликованы в сборниках

материалов конференций, научных трудов молодых ученых ИИЯЛ УНЦ РАН, межвузовском сборнике научных статей таких, как «Гуманитарные науки в Башкортостане: история и современность»: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию ИИЯЛ УНЦ РАН (Уфа, 2007); «Урал-Алтай: через века в будущее»: Материалы III Всероссийской тюркологической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Н. К. Дмитриева. - Уфа (2008); «Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе»: Материалы III Международного симпозиума (Уфа, 2008); «Актуальные проблемы истории, языка и культуры Башкортостана»: Сборник научных трудов молодых ученых ИИЯЛ УНЦ РАН. - ( Уфа, 2008); «Феномен Евразийства в материальной и духовной культуре, этнологии и антропологии башкирского народа. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, проводимой в рамках разработки 7-томного издания «История башкирского народа». (Уфа, 2009); «Урал-Алтай: через века в будущее»: Материалы IV Всероссийской научной конференции, посвященной III Всемирному курултаю башкир. (Уфа, 2010); Karde§ Kalemler. Aylik Avrasya Edebiyat Dergisi. Mecit Gafuri. Dogumunun 130. Yili Anisina. 47. Sayi. Kasim 2010. S. 72-74. (Собратья по перу. Ежемес. лит. евразий. журнал. Турция, 2010.); «Материалы III Международного Симпозиума Исламская Цивилизация в Волго-Уральском регионе» (Стамбул, 2010); «Литература Урала: история и современность». Сб. статей (Екатеринбург, 2011); «Язык и литература в поликультурном пространстве». Материалы международной научно-практической конференции (Бирск, 2011); «Актуальные проблемы современной башкирской филологии и творческое наследие профессора Р.Н.Баимова». Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Уфа, 2012); «Урал-Алтай: через века в будущее»: материалы V Всероссийской тюркологической конференции, посвященной 80-летию Института истории, языка и литературы УНЦ РАН (Уфа, 2012); «Литературное наследие. Фольклор. Текстология: межвузовский сб. науч. статей. Вып. VI. (Уфа, 2012); «Актуальные проблемы современной башкирской филологии и творческое наследие

профессора А. Н. Киреева». Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). (Уфа, 2013).

Основное содержание исследования отражено в 16 научных публикациях, в том числе в 2 статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Глава 1.

Метрическое стихосложение аруз в башкирской поэзии в начале XX века

Башкирская письменная литература к началу XX века имела многовековую традицию. Господствующей в ней системой стихосложения являлся заимствованный из арабо-персидской поэтики аруз (от араб. оЧ^ «аруд», перс, «аруз» - «просодия», «метрика»), который с проникновением ислама во многих тюркских литературах, в том числе башкирской, заменил тюркское народное силлабическое стихосложение бармак (от тюрк, «бармак» - «палец»).

Теория аруза, корни которой уходят в глубокое прошлое арабской поэзии, была разработана и систематизирована в VIII в. арабским ученым Халилом ибн Ахмадом5. Общая для многих мусульманских литератур (арабской, персидской, тюркской) поэтика аруза в процессе своего развития претерпела изменения в каждой из национальных литератур, так как при перенесении в иную языковую среду аруз подвергался различным изменениям. На формирование аруза в тюркоязычных литературах, и дальнейшее его развитие огромное влияние оказали языковые особенности и поэтические традиции тюркского народного творчества.

Нам неизвестны первые тюркоязычные произведения, созданные метрами аруза. Однако уже в X веке по правилам аруза была сочинена большая по объему поэма «Благодатное знание» («Кутадгу билиг», 1069-1070) тюркоязычным автором Юсуфом Баласагуни. Метрами аруза создавались произведения средневековых урало-поволжских тюркоязычных поэтов Кутба, Хорезми, Хусама Катиба, Сайфа Сараи6 и др. В XIX веке высокохудожественные стихи по канонам

5 Фролов Д. В. Классический арабский стих. История и теория аруда. - М.: Наука, - 1991. - С. 7.

6 Образцы поэтических текстов см: Баш-корт э?эбиэте антологияЬы. I том. XIII - XVIII быуаттар / Те?. М. Нэзерголов, Г. Хесэйеиов. - 0фе: Китап, 1999. - 464 б.; Башкорт эзэбиэте антологияИы. II том. XIX быуат / Те?. М. Нэзерголов, Г. Хесэйеиов. - Эфе: Китап, 2007. - 388 б.

арабо-персидской поэтики сочиняли Хибатулла Салихов, Шамседдин Заки, Гали Сокрый, Гарифулла Кииков, Акмулла, Мухамметсалим Уметбаев и др.

На территории Башкортостана помимо распространения в рукописях поэтические строки, сочиненные арузом, обнаруживаются и на эпитафийных памятниках, датируемых ХУ1-Х1Х веками. Таковы, например, стихотворные надписи, сделанные в мавзолее Хусейн-бека (ныне на территории Чишминского района Республики Башкортостан) .

Некоторые стихи, созданные изначально в письменной поэзии метрами аруза, распространились и в образцах фольклорных произведений8. Арабо-персидские поэтические традиции оказали большое влияние и на формирование в устном народном творчестве жанров байт и мунажат9.

Стихотворные произведения, созданные метрами аруза, относились к высокой поэзии. Они предназначались для образованных, осведомленных читателей, которые могли оценить мастерство поэта. Теория аруза входила в комплекс обязательных наук образованного человека, поэтому нашла отражение в многочисленных трудах средневековых ученых как арабо-персидских, так и тюркоязычных авторов. Из наиболее ранних сочинений арабских теоретиков можно отметить трактат Ибн ас-Сарраджа (ум. 928) «ал-Ми'йар фи аузан ал-

I

аш'ар» («Мерило размеров стихов»), трактат ас-Сахиба ибн 'Аббада (ум. 995) «ал-Икна' фи-л- 'аруд ва-кавафих» («Наставление по аруду и рифме»), сочинение Абу Закария (ал-Хатип) ат-Тибризи (ум. 1109) «ал-Кафи фи-л -'аруд ва-кавафи»

7 Образцы стихотворений см.: Хусаинов Г. Б. Наскальные знаки. Письмена. Эпиграфия // Литература и наука.-Уфа: Гилем, 1998. - С 446-453.

8 См.: Баш-корт халытс ижады. Йола фольклоры. T. I. - 9фе: Китап, 1995. - 315-се б.; 362-364-се б.

9 Об этом: Галина Г. С. Башкирские байты и мунажаты: тематика, поэтика, мелодика. - Уфа: БИРО, 2006. - 185 е.; Исхакова-Вамба P.A. О духовной музыке татар Поволжья // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды междунар. Конференции. Т. 2. - М.: Инсан, 1997. -С. 192-194; Сайдашева 3. Генезис и специфика ранних форм музыкальной культуры татар // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды междунар. Конференции. Т. 2. -М.: Инсан, 1997. - С. 190-192; Смирнова Е. М. Ритмический строй музыкально-поэтического фольклора татар мусульман Волго-Уралья: автореф. дис.... докт. филол. наук. - С.-Петербург, 2010. - 52 с.

(«Достаточное по аруду и рифмам»), трактат Замахшари (ум. 1114) «ал-Кистас ал-

мустаким фи 'илм ал- 'аруд» («Правильные весы в науке аруда»)10 и др.

По персидскому арузу были написаны сочинения Радуйани «Тарджуман ал-

балага» («Перевод по красноречию»), Рашида Ватвада «Хадайик ас-сихр фи

дакайик аш-ши'р» («Сады волшебства в тонкостях поэзии») (XII в.), Шамс-и

Кайса Рази «ал-Му'джам фи ма'айир аш'ар ал-'аджам» («Свод правил персидской

поэзии») (соч. 1218-1233), Насир ад-Дина Туси «Ми'йар ал-аш'ар» («Мера

стихов») (соч. 1251-1252), Тадж ал-Халави «Дакайик аш-ши'р» («Тонкости

поэзии») ( XIV в.), Вахида Табризи «Джами'-и мухтасар» («Трактат по поэтике»)

(XV в.), Абдаррахмана Джами «Рисала-йи кафийа» («Трактат о рифме») (XV в.) и п

др.

Из средневековых сочинений, посвященных тюркскому арузу, на

сегодняшний день известны труды Алишера Навои «Весы [стихотворных]

1

размеров» («Мизан ал-авзан», конец XV в.) и Захир ад-Дина Бабура «Краткое

I 7

учение об арузе» («Мухтасар фи-ль-'аруз» , первая четверть XVI в.).

Рукописные книги, излагающие теорию об арузе, были распространены и среди урало-поволжских тюркоязычных народов. Таковы произведения «ал-'Акидат ал-манзумат» («Основы сложения стихов»), «Рашх-и 'илм ал-ши'р ал-харфи» («Просачивание в науку о поэзии, буквальное»)14. В конце XIX - начале XX века в Урало-Поволжье были изданы также и печатные книги, в основном, касающиеся основ арабского аруза такие, как аш-шейха аль-Фазыла ас-Саида Мухаммада аль-Даман-хури аль-Мысри Рахматуллы «Аль-мухтасар аш-шафи 'аля матн ал-кафи фи 'илми ал 'аруз ва ал кавафи» («Краткое достаточное по учению

10 Подробнее об этом см: Фролов Д. В. Классический арабский стих. История и теория аруда. - М.: Наука, 1991.-С. 7-8.

11 Мусульманкулов Р. Персидско-таджикская классическая поэтика (X - XV вв). - М.: Наука, 1989. - С. 5.

12 Хамраев М. К. Пламя жизни: (о системе стихосложения тюркоязычных народов) - Ташкент: изд-во лит-ры и иск-ва им. Г. Гуляма, 1988. - С. 187-256.

13 Захириддин Мухаммад Бобир. Мухтасар / 3. М. Бобир; нашрга тайерловчи Саидбек. - Тошкент: Узбекистан ССР «Фан» нашриети, 1971.-240 б. + факсимиле 172 б.

14 Дмитриева Л. В. Каталог тюркских рукописей Института востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2002. -С. 445.

об арузе и рифме» Казань, 1895), Габдуллы ал-Жалдари «Гилми гаруз намунзсе» («Образцы учения об арузе» Оренбург, 1907), Мухаммада Абу Губайдуллы «Шигыр бизмэне» («Весы стихов» Казань, 1909) и др.

Степень применения стихосложения аруз в тюркоязычных литературах была неодинакова. Если в турецкой, узбекской, азербайджанской, туркменской средневековой письменной поэзии аруз являлся основным видом стихосложения, то поэзия казахская, киргизская, чувашская и др. аруза не знала, так как их литература не была подвержена сильному влиянию мусульманской религии, и отсутствие в этих литературах стихосложения аруз было связано с поздним формированием письменности. В башкирской письменной поэзии до начала XX века аруз был основным стихотворным метром, произведения, сочиненные силлабическим стихосложением были немногочисленны и были характерны в основном для устного народного поэтического творчества.

1.1. Ритмнко-интонационнын строй

Аруз - метрическая система стихосложения, основанная на определенном чередовании стоп с долгими и краткими слогами.

Согласно арабским теоретикам, исходящим из графического, а не фонетического принципа, аруз основан на различии между «подвижными», или огласованными (мутахарик), и «неподвижными», или неогласованными (сакин), буквами15. В качестве системы стихосложения аруз был разработан для арабского языка, в котором гласные, различаясь по долготе, могут быть долгими или краткими. Так как арабские средневековые теоретики не имели представления о слоге, то поэтому были вынуждены при обозначении долгих и кратких слогов исходить из буквы (харф - согласных и долгих гласных). Огласованные буквы (

^ ^^ «сакинэ хуруф») обозначали долгие слоги, неогласованные ^ «мутахаррикэ хуруф») - краткие слоги.

15 Бомбами А. Тюркские литературы. Введение в историю и стиль // Зарубежная тюркология. Вып. 1. -М.: Наука, 1986. - С. 242-243.

Европейские ученые увидели в метрике аруз, привычную для них систему стихосложения, основанную на краткости и долготе слогов, подобно античному древнегреческому или латинскому языкам. Для обозначения долготы и краткости ими было принято применение знаков в виде полукруга «и» - для краткого слога и тире «-» - для долгого слога.

Рассмотрим определения краткого и долгого слога, данные Е. Э. Бертельсом: «Кратким слогом является каждый открытый слог с кратким гласным, например, согласная, снабженная одним из гласных знаков: ч-1, ь-1, Ф. Долгим слог может быть: а) по природе и б) по положению. Долог по природе каждый открытый слог с долгим гласным: Ь , , Л ; долог по положению каждый закрытый слог с кратким гласным: \ ¿4. Единственным исключением из этого правила является слово 'как, когда' всегда являющееся кратким. Долгим или кратким в зависимости от требования стиха является конечное а ( < ) / изафета ( с5 и — ) и и односложных слов л! ^ 'два'. Если в закрытом слоге за краткой гласной

следует два согласных или же за долгой гласной одна или две согласных, то такой слог называется полуторным, если только закрывающая долгий слог согласная или первая из двух согласных не есть //, которая в расчет не принимается»16.

В тюркском арузе более чем долгие слоги (полуторные) практически не учитывались внутри полустиший, но имели значение на концах полустиший, так как участвовали в построении рифмы17. Следует отметить, что в творчестве урало-поволжских тюркоязычных авторов начала XX века полуторные слоги не учитывались и в конце полустиший. В отличие, например, от турецкого аруза, в

котором имеется сверхдолгий слог в двух формах: закрытый слог с долгим

" 18 гласным внутри него и закрытый, но с двумя согласными в конце .

16 Бертельс Е. Э. Грамматика персидского языка. - Л.: Изд-е нн-та живых восточных языков им. А. С. Енукидзе, 1926.-С. 97.

17 Стеблева И. В. Ритм и смысл в классической тюркоязычной поэзии. - М.: Наука, 1993. - С. 10. Джафар А. Тевфик Фикрет о метрике стихосложения и метры его поэзии // Теоретические проблемы

восточных литератур. - М.: Наука, 1969. - С. 47.

Соединяясь в той или иной последовательности, огласованные и неогласованные буквы образуют элементы стопы - сабаб (от араб, «веревка»), ватад (от араб, «колышек») и фасила (от араб, «промежуток между двумя полами»), каждый из которых имеет по две разновидности19.

Сабаб. «Легкий сабаб» (сабаб хафиф) образуется из одной огласованной и одной неогласованной буквы, т. е. состоит из одного долгого слога, схема: -Например: , <-£, с!—А «Тяжелый сабаб» (сабаб сакил) образуется из двух огласованных букв, т. е. состоит из двух кратких слогов, схема: и и. Например:

Ватад. (-^Ъ). «Собранный ватад» (ватад-и маджму) - состоит из двух огласованных и одной неогласованной буквы, т. е. из одного краткого и одного долгого слога, схема: и - . Например: , о-1?-. «Разобщенный ватад» (ватад-и мафрук) в нем из трех букв не огласован средний, за долгим слогом следует один краткий, т. е. представляет собой один долгий слог, за которым следует краткий слог, схема: - и. Например: .

Фасила. «Фасила малая» (фасила сугра) - состоит из трех огласованных и четвертой неогласованной буквы, т. е. за двумя краткими слогами следует один долгий, схема: и и - . Например: —^ . «Фасила большая» (фасила кубра) -состоит из четырех огласованных букв и одной без огласовки, т. е. после трех кратких слогов следует один долгий, схема: и и и - . Например: с^Аз.

При помощи соединений элементов сабаб, ватад и фасила образуются основы метра - рукны - стопы. Для парадигмы стоп в арабской поэтике используются производные формы слова фи'л - сМ (от араб, «глагол»). Производные этого слова называются тафаиля - , которые по числу слогов и распределению долгот и краткостей совпадают с составом стоп. Слова эти значения не имеют и употребляются для удобства при запоминании. Различают следующие виды основных стоп:

19 См.: Табризн В. Джами мухтасар. Трактат о поэтике. - М.: изд-во вост. лит-ры, 1959. - С. 27-31; Хамраев М. К. Основы тюркского стихосложения. - Алма-Ата: изд-во АН КазахССР, 1963. - С. 97-99.

1) фа'улун и —

2) фа'илун -и-

3) мафа'илун и---

4) ^тУпиа мустаф'илун — и-

5) фа'илатун -и —

6) (jjlc.UA муфа'алатун и и-и

7) мутафа'илун и-и и

8) маф'улату ---и

Различные сочетания стоп образуют метры - бахры (от араб. ^ «море», «размер в стихосложении»), составляющие стих, основную единицу произведения. В арабо-персидской поэтике стихом считается бейт (от араб. ^ «дом, шалаш, палатка, жилище»). Бейт состоит из двух полустиший - мисра' (от

ЛЛ

араб. «створки двери», «один из двух скатов крыши») . Полустишия в

бейте между собой разделяются обязательной цезурой. В классической поэзии на арабском, персидском, тюркских языках, имеющих письменность на основе арабского алфавита, бейт записывался на одной строке с просветом между полустишиями (мисра):

хххххххххххх хххххххххххх

В письменностях на основе латинской и русской графики и в переводах на европейские языки каждое полустишие (мисра) располагается на одной строке, а отдельные бейты разделяются горизонтальными просветами:

ХХХХХХХХХХХХ

хххххххххххх

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Искандарова, Светлана Айратовна, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

На русском языке:

1. Азер, А. Рифма персидского стиха [Текст] / А. Азер // Проблемы восточного стихосложения. Сб. статей. -М.: Наука, 1977. - С. 16-24.

2. Аминов, А. Жанр руба'и и советская лирико-философская поэзия [Текст] / А. Аминов. - Душанбе: Дониш, 1986. - 136 с.

3. Арзибеков, Р. О генезисе и типологии руба'и [Текст] / Р. Арзибеков // Советская тюркология. -1985. — № 5. - С. 25-33.

4. Ахметов, 3. А. Казахское стихосложение (Проблемы развития стиха в дореволюционной и современной поэзии) [Текст] / 3. А. Ахметов. - Алма-Ата: Наука, 1964. - 460 с.

5. Баимов, Р. Н. Великие лики и литературные памятники Востока [Текст] / Р. Н. Баимов. - Уфа: Гилем, 2005. - 496 с.

6. Бертельс, Е. Э. Грамматика персидского языка [Текст] / Е. Э. Бертельс. - Л.: Изд-е ин-та живых восточных языков им. А. С. Енукидзе, 1926.-127 с.

7. Бертельс, Е. Э. Избранные труды. История персидско-таджикской литературы [Текст] / Е. Э. Бертельс. - М.: изд-во вост. лит-ры, 1960. - т. 1. - 556 с.

8. Бертельс, Е. Э. Навои. Опыт творческой биографии [Текст] / Е. Э. Бертельс. - М. Л.: изд-во АН СССР, 1948. - 271 с.

9. Бикбаев, Р. Т. Шайхзада Бабич. Жизнь и творчество [Текст] / Р. Т. Бикбаев. - Уфа: Китап, 1995. - 304 с.

10. Бикбаев, Р. Т. Поэтическая летопись времени [Текст] // Антология поэзии Башкортостана. Голоса веков. - Уфа: Китап, 2007. - С. 3-42.

11. Бомбачи, А. Тюркские литературы. Введение в историю и стиль (Сокр. пер. с анг. Л. В. Горяевой) // Зарубежная тюркология. Вып. 1. Древние тюркские языки и литературы [Текст] / А. Бомбачи. - М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1986.-С. 191-293.

12. Брагинский, В. И. Эволюция малайского классического стиха. Повествовательные формы фольклорной и письменной поэзии [Текст] / В. И. Брагинский. -М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1975. - 207 с.

13. Брагинский, И. С. 12 миниатюр [Текст] / И. С. Брагинский. - М.: Художественная литература, 1966. - 284 с.

14. Брагинский, И. С. Из истории таджикской и персидской литератур [Текст] / И. С. Брагинский. - М.: Наука. Гл. ред. вост. литературы, 1972. - 524 с.

15. Булгаков, Р. М. Описание восточных рукописей Института истории, языка и литературы. Ч. 1. Тюркские рукописи. Вып. 1. Произведения XII

- начала XVIII века [Текст] / Р. М. Булгаков. - Уфа: Гилем, 2002. - 128 с.

16. Булгаков, Р. М. О стихотворной технике М. Уметбаева в бейтах сборника «Ядкяр» [Текст] / Р. М. Булгаков // Башкироведение. Сб. статей. - Уфа: Гилем, 2004. - С. 158-178.

17. Ватват, Р. Сады волшебства в тонкостях поэзии. (Хада'ик ас-сихр фи дака'ик аш-ши'р) [Текст] / Рашид ад-Дин Ватват; перевод с перс., исслед. и коммент. Н. Ю. Чалисовой.- М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1985. - 324 с.

18. Вахобов, Р. И. Трансформация метрики и ритмико-интонационные особенности современной таджикской поэзии (на примере творчества Мумина Каноата): автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст] / Р. И. Вахобов. - Душанбе, 2007.-26 с.

19. Габен, А. Древнетюркская литература. (Пер. с нем. Д.Д. и Е.А. Васильевых) // Зарубежная тюркология. Вып. 1. Древние тюркские языки и литературы [Текст] / А. Габен. - М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1986. - С. 293344.

20. Галина, Г. С. Башкирские байты и мунажаты: тематика, поэтика, мелодика [Текст] / Г. С. Галина. - Уфа: БИРО, 2006. - 185 с.

21. Гарбузова, В. С. Поэты Турции XIX века [Текст] / В. С. Гарбузова.

- Л.: изд-во ленингр. ун-та, 1970. - 116 с.

22. Гарбузова, В. С. Поэты Турции первой четверти XX века [Текст] / В. С. Гарбузова. - Л.: изд-во ленингр. ун-та, 1975. - 72 с.

23. Гаспаров, М. Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика [Текст] / М. Л. Гаспаров. - М.: Наука, 1984. - 319 с.

24. Гаспаров, М. Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика [Текст] / М. Л. Гаспаров. - М.: Наука, 1974. - 487 с.

25. Гордлевский, В. А. Избранные сочинения. Т. 2. Язык и литература [Текст] / В. А. Гордлевский. - М.: изд-во вост. лит-ры, 1961. - 558 с.

26. Гусейнов, Б. М. Новое и новаторское в современной персидской поэзии [Текст] / Б. М. Гусейнов // Теоретические проблемы восточных литератур. -М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1969. - С. 34-41.

27. Джафар, А. Тевфик Фикрет о метрике стихосложения и метры его поэзии [Текст] / А. Джафар // Теоретические проблемы восточных литератур. -М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1969. - С. 42-53.

28. Джафар, А. Теоретические основы аруза и азербайджанский аруз (в сравнении с арабским, персидским, таджикским, турецким и узбекскими арузами): автореф. дис. ... д-ра филол. наук [Текст] / А. Джафар. - Баку: изд-во АН Азерб.ССР, 1968. - 197 с.

29. Джафар, М. Грамматика персидского языка [Текст] / М. Джафар. Изд-е второе (с участием акад. Ф.Е. Корша). -М.: Типография и словолитня О. О. Гербека, 1901. - 329 с.+21 с.

30. Дмитриева, Л. В. Каталог тюркских рукописей Института востоковедения РАН [Текст] / Л. В. Дмитриева. - М.: Вост. Лит., 2002. - 616 с.

31. Жале, Б. Нима Юшидж - отец новой поэзии в Иране [Текст] / Б. Жале // Проблемы теории литературы и эстетики в странах Востока. - М.: Наука, 1964.-С. 319-339.

32. Жирмунский, В. М. О некоторых проблемах тюркского народного стиха [Текст] / В. М. Жирмунский // Вопросы языкознания. - 1968. - № 1. - С. 2342.

33. Жирмунский, В. М. О некоторых проблемах тюркского народного стиха [Текст] / В. М. Жирмунский // Тюркологический сборник. - М.: Наука, 1970. - С. 29-64.

34. Жирмунский, В. М. Огузский героический эпос и «Книга Коркута» [Текст] / В. М. Жирмунский // Книга моего деда Коркута. Огузский героический эпос. / Пер. В. В. Бартольда, изд-е подгот. В. М. Жирмунский, А. Н. Кононов. -М.-Л.: АН СССР, 1962. - 300 е., - С. 244-247.

35. Жирмунский, В. М. Ритмико-синтаксический параллелизм как основа древнетюркского народного эпического стиха [Текст] / В. М. Жирмунский // Вопросы языкознания. -1964. -№ 4. - С. 3-24.

36. Жирмунский, В. М. Теория стиха [Текст] / В. М. Жирмунский. - Л.: Советский писатель, 1975. - 664 с.

37. Жирмунский, В. М., Зарифов X. Т. Узбекский народный героический эпос [Текст] / В. М. Жирмунский. - М.: Гослитиздат, 1947. - 519 с.

38. Залеман, К. Г., Жуковский, В. А. Краткая грамматика новоперсидского языка с приложением метрики и библиографии [Текст] / К. Г. Залеман, В. А. Жуковский. - СПб: Типогр. императ. Акад. Наук, 1890. - 100 с.

39. Иванов, С. Н. Пять веков узбекской газели [Текст] / С. Н. Иванов // В красе нетленной предстает: Узбекская классическая лирика XV - XX веков / С. Н. Иванов. -М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1977. - С. 5-39.

40. Иванов, С. Н. Свиток столетий: Тюркская классическая поэзия XIII - XX веков [Текст] / Сост., пер., авт. вступ. статьи С. Н. Иванов. - Л.: изд-во ленингр. ун-та, 1991. - 712 с.

41. Иксанова, А. А. Древнетюркские традиции в современной башкирской поэзии: автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст] / А. А. Иксанова. -Уфа, 2009. - 20 с.

42. История башкирской литературы в 4-х т. Т. 1: С древнейших времен до начала XX века [Текст] / Г.Б.Хусаинов (ответ, ред.), P.M. Булгаков, М.Х. Надергулов - Уфа: Китап, 2012.-560 с.

43. Исхакова-Вамба, Р. А. О духовной музыке татар Поволжья / Р. А. Исхакова-Вамба [Текст] // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды междунар. конференции в 3-х томах. Июнь 9-13, 1992. Казань. Т. 2. / Ред. Хасанов М.Х. - М.: Инсан, 1997. - С. 192-194.

44. Калачева, С. В. Эволюция русского стиха [Текст] / С. В. Калачева. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1986. - 264 с.

45. Камаев, А. Ф. Народное музыкальное творчество: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / А. Ф. Камаев, Т. Ю. Камаева. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 304 с.

46. Каскинова, Г. Н. Вопросы структурной поэтики в современной башкирской поэзии: автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст] / Г. Н. Каскинова. -Уфа, 2007.-21 с.

47. Кляшторина, В. Б. «Новая поэзия» в Иране [Текст] / В. Б. Кляшторина. - М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1975. - 255 с.

48. Ковальский, Т. К вопросам формального изучения поэзии тюркских народов [Текст] / Т. Ковальский; перев. с польск. А. А. Радаева // Советская тюркология. - 1988. - № 5. - С. 63-79.

49. Корш, Ф. Древнейший народный стих турецких племен. Оттиск из «Записок Восточного отд. русск. арх. об-ва» [Текст] / Ф. Корш. - СПб., 1909. T.XIX. - С. 140-142.

50. Кунафин, Г. С. И песней, и сатирой. Развитие жанровой системы башкирской литературной песенной и сатирической поэзии XIX - начала XX веков [Текст] / Г. С. Кунафин. - Уфа: Китап, 1999. - 256 с.

51. Кунафин, Г. С. Поэтическое эхо прошлого. Развитие жанровой системы башкирской манифестационно-публицистической и нарративной поэзии [Текст] / Г. С. Кунафин. - Уфа: Китап, 2004. - 316 с.

52. Курбатов, X. Р. Ритмика татарского стиха [Текст]/ X. Р. Курбатов. -Казань: Ин-т яз., лит-ры и иск-ва, 2005. - 92 с.

53. Курбатов, X. Р. Татарская лингвистическая стилистика и поэтика [Текст] / X. Р. Курбатов. - М.: Наука, 1978. - 218 с.

54. Леонтьев, А. А. К современному состоянию вопроса об аллитерации в тюркской народной поэзии [Текст] / А. А. Леонтьев// Проблемы восточного стихосложения. - М.: Наука. - С. 107 - 110.

55. Меликов, Т. Д. Назым Хикмет и новая поэзия Турции [Текст] / Т. Д. Меликов. -М.: Наука, 1987. - 200 с.

56. Меликов, Т. Д. Турецкий верлибр и национальная поэтическая традиция [Текст] / Т. Д. Меликов // Советская тюркология. - 1989. - № 5. - С. 4349.

57. Миннегулов, X. Ю. Татарская литература и восточная классика [Текст] / X. Ю. Миннегулов. - Казань: изд-во Казанского ун-та, 1993. - 384 с.

58. Мусульманкулов, Р. Персидско-таджикская классическая поэтика (X - XV вв.) [Текст] / Р. Мусульманкулов. - М.: Наука. Гл. ред воет лит-ры, 1989. -240 с.

59. Мухамедов, Н. Али Сардар Джафри и его поэзия [Текст] / Н. Мухамедов. - Ташкент: Изд-во «ФАН» Узбекской ССР, 1969. - 137 с.

60. Очерки истории башкирского литературного языка [Текст] / Ишбердин Э.Ф., Халикова Р.Х., Галяутдинов И.Г., Ураксин З.Г. - М.: Наука, 1989 -255 с.

61. Рейснер, М. Л. Эволюция классической газели на фарси (X - XV века) [Текст] / М. Л. Рейснер. - М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1989. - 224 с.

62. Родионов, В.Г. Чувашский стих: проблемы становления и развития [Текст] / В. Г. Родионов. - Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1992. - 224 с.

63. Рустамов, Э. Р. Узбекская поэзия в первой половине XV века [Текст] / Э. Р. Рустамов; под ред. Е.Э. Бертельса. - М.: изд-во вост. лит-ры, 1963. -367 с.

64. Рыбаков, С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта [Текст] / С. Г. Рыбаков. - СПб: Типогр. императ. Академии Наук, 1897. - 330 с.

65. Рысалиев, К. Киргизское стихосложение: автореф. дис. ... д-ра филол. наук [Текст] / К. Рысалиев. - Фрунзе, 1965. - 131 с.

66. Сайдашева, 3. Генезис и специфика ранних форм музыкальной культуры татар [Текст] / 3. Сайдашева // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды междунар. конференции в 3-х томах. Июнь 9-13, 1992. Казань. Т. 2./Ред. ХасановМ.Х.-М.: Инсан, 1997.-С. 190-192.

67. Серикова, JI. Н. Малые формы лирики Алишера Навои (кытъа, руба'и, фард) [Текст] / Л. Н. Серикова. - Ташкент: изд-во «ФАН» Узбекской ССР, 1981.-95 с.

68. Сирус, Б. И. Рифма в таджикской поэзии [Текст] / Б. И. Сирус. -Сталинабад: Изд-во АН ТаджССР, 1953. - 86 с.

69. Смирнова, Е. М. Ритмический строй музыкально-поэтического фольклора татар мусульман Волго-Уралья: автореф. дис. ... докт. филол. наук [Текст] / Е. М. Смирнова. - С.-Петербург, 2010. - 52 с.

70. Стеблева, И. В. Арабо-персидская теория рифмы и тюркоязычная поэзия [Текст] / И. В. Стеблева // Тюркологический сборник. К 60-летию А.Н. Кононова. - М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1966. - С. 246 - 254.

71. Стеблева, И. В. Некоторые особенности тюркского стиха [Текст] / И. В. Стеблева // Советская тюркология. - 1970. -№ 5. - С. 98-104.

72. Стеблева, И. В. Литературы на тюркских языках [Текст] / И. В. Стеблева // Изучение литератур Востока: Россия, XX век / Редкол.: Е. П. Челышев и др.; общ. ред. и сост. A.A. Суворовой. - М.: Вост. лит., 2002. - С. 170-212.

73. Стеблева, И. В. Развитие тюркских поэтических форм в XI веке [Текст] / И. В. Стеблева. -М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1971. - 298 с.

74. Стеблева, И. В. Ритм и смысл в классической тюркоязычной поэзии [Текст] / И. В. Стеблева. - М.: Наука, 1993. - 180 с.

75. Стеблева, И. В. О проникновении арабо-персидских метров в тюркоязычную поэзию [Текст] / И. В. Стеблева // Проблемы теории литературы и эстетики в странах Востока. - М.: Наука, 1964. - С. 285-318.

76. Стеблева, И. В. О стабильности некоторых ритмических структур в тюркоязычной поэзии [Текст] / И. В. Стеблева // Тюркологический сборник. - М.: Наука, 1973.-С. 218-230.

77. Стеблева, И. В. Поэтика древнетюркской литературы и ее трансформация в раннеклассический период [Текст] / И. В. Стеблева. -М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры. 1976. - 214 с.

78. Сулейманов, Р. Озон-юой - башкирская песенная классика / Р. Сулейманов [Текст] // Ватандаш. -2009. - № 10. - С. 183-194.

79. Табризи, В. Джами мухтасар. Трактат о поэтике [Текст] / Вахид Табризи, крит. текст, перев. и примеч. А. Е. Бертельса. - М.: изд-во вост. Лит-ры, 1959.- 158 с.

80. Тамимдари, А. История персидской литературы [Текст] / А. Тамимдари. - СПб: Петербургское Востоковедение, 2007. - 240 с.

81. Тимофеев, Л. И. Основы теории литературы [Текст] / Л. И. Тимофеев. -М.: гос. уч-пед изд. Мин. Просвещения РСФСР, 1963.-454 с.

82. Тобуроков, Н. Н. Якутский стих [Текст] / Н. Н. Тобуроков. -Якутск: якутское кн. изд-во, 1985. - 160 с.

83. Тугушева, Л. Ю. Древнеуйгурская поэзия [Текст] / Л. Ю. Тугушева // Советская тюркология. - 1970. - № 4. - С. 101-107.

84. Туйчиева, Г. У. Аруз в контексте газелей Амир Хосрова Дехлави [Текст] / Г. У. Туйчиева. - Ташкент: ТашГИВ, 2005. - 204 с.

85. Усманов, X. У. Тюркский стих в средние века [Текст] / X. У. Усманов. - Казань: Издательство Казанского университета, 1987. - 146 с.

86. Фаткуллина, Р. X. Строфика башкирской поэзии: автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст] / Р. X. Фаткуллина - Уфа, 2007. - 24 с.

87. Фильштинский, И. М. Арабская классическая литература [Текст] / И. М. Фильштинский. -М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1965. -312 с.

88. Фильштинский, И. М. История арабской литературы Х-ХУШ века [Текст] / И. М. Фильштинский. - М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1991. - 726 с.

89. Фомкин, М. С. Султан Велед и его тюркская поэзия [Текст] / М. С. Фомкин. -М.: Наука. Вост. лит-ра, 1994. - 194 с.

90. Фролов, Д. В. Классический арабский стих. История и теория аруда [Текст] / Д. В. Фролов . - М.: Наука, 1991. - 359 с.

91. Хакимов, А. Творцы созвучий. Мотивы восточной поэзии [Текст] /

A. Хакимов; перевод с тадж. С. Золотцева. - М.: Советский писатель, 1988. -254 с.

92. Хамраев, М. К. Очерки теории тюркского стиха [Текст] / М. К. Хамраев. - Алма-Ата: Мектеп, 1969. - 356 с.

93. Хамраев, М. К. Пламя жизни: (о системе стихосложения тюркоязычных народов) [Текст] / М. К. Хамраев. - Ташкент: изд-во лит-ры и иск-ва им. Г. Гуляма, 1988. - 256 с.

94. Хамраев, М. К. Основы тюркского стихосложения. (На материале уйгурской классической и современной поэзии) [Текст] / М. К. Хамраев. - Алма-Ата: изд-во АН Казахской ССР, 1963.-215 с.

95. Харлап, М. Г. О стихе [Текст] / М. Г. Харлап. - М.: Худ. лит-ра, 1966.-151 с.

96. Холшевников, В. Е. Мысль, вооруженная рифмами [Текст] /

B. Е. Холшевников. - Л.: изд-е ленингр. Ун-та, 1983. - 447 с.

97. Холшевников, В. Е. Напевный стих [Текст] / В. Е. Холшевников // Краткая литературная энциклопедия / Гл.ред. А.А. Сурков. - М.: Сов. энцикл., 1968.-Т. 5.-С. 98-99.

98. Холшевников, В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение [Текст] / В. Е. Холшевников. Пособие для студентов филологических факультетов. - Л.: изд-во ленингр. ун-та. 1962. - 152 с.

99. Холшевников, В. Е. Стиховедение и поэзия [Текст] /

B. Е. Холшевников. - Л.: изд-во ленингр. ун-та, 1991. - 256 с.

100. Художественные традиции литератур Востока и современность: традиционализм на современном этапе [Текст]. - М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1986.-335 с.

101. Хусаинов, Г. Б. К вопросу о башкирском стихосложении [Текст] / Г. Б. Хусаинов // Вопросы башкирской филологии. - М.: Изд-во АН СССР, 1959. -

C. 85-97.

102. Хусаинов, Г. Б. Литература и наука [Текст] / Г. Б. Хусаинов. Избр. труды. - Уфа: Гилем, 1998. - 613 с.

103. Шамс ад-Дин Мухаммад ибн Кайс ар-Рази. Свод правил персидской поэзии (ал-муджам фи ма айир ашар ал-аджам). Ч. II. О науке рифмы и критики поэзии [Текст] / Шамс ад-Дин Мухаммад ибн Кайс ар-Рази; перевод с персидск., исслед. и коммент. Н. Ю. Чалисовой. - М.: Восточная литература РАН, 1997.-470 с.

104. Щербак, А. М. Грамматика староузбекского языка [Текст] / А. М. Щербак. - М.-Л.: изд-во АН СССР, 1962. - 274 с.

105. Щербак, А. М. Соотношение аллитерации и рифмы в тюркском стихосложении [Текст] / А. М. Щербак // Народы Азии и Африки. - 1961. - № 2. -С. 142-153.

На башкирском языке:

106. Баш-корт эдэбиэте тарихы. Алты томда. II т. [Текст]. - 0фе: Башк-н китап нэшриэте, 1990. - 582 б.

107. Баигкорт халтс ижады. I т. [Текст] / Тед., редакция, кереш мэтсэлэ Ьэм ацлатмалар биреусеЬе Э. И. Харисов. - 0фе: Башкортостан китап изд-Ьы, 1954.-303 б.

108. Баш-корт хальгк ижады. Йола фольклоры. I т. [Текст] / Te?. Э. Селэймэнов, Р. Солтангэрэева. - бфе: Китап, 1995. - 303 б.

109. Вилданов, Э. X. Мэгрифэтселек поэзияЬыныц тсайЬы бер жанр уденсэлектэре [Текст] / О. X. Вилданов // Баигкорт эдэбиэтендэ жанр?ар системаЬы. - бфе, 1980. - 73-78-се б.

110. Галин, С. А. Тел аскысы халыкта. Баш-корт фольклоры: ацлатмалы Ьудлек [Текст] / С. А. Галин. - бфе: Китап, 1993. - 224 б.

111. Гэлэуетдинов, И.Г. Балалар фольклоры [Текст] / И. Г. Гэлэуетдинов. - 0фе: Китап, 1994. - 160 б.

112. Егерменсе быуат баигкорт эдэбиэте [Текст] / те?., ред. Р. Н. Байымов. - 0фе, 2003. - 575 б.

113. "Кунафин, Г. С. Баш-корт поэзияЬында гэзэл жанры [Текст] / Г. С. "Кунафин // Баш-корт эдэбиэтендэ жанрдар системаЬы. - бфе, 1980. - 26-34-се б.

114. Нэ?ерголов, M. X. Мул емешле ижад [Текст] / М.Х. Нэдерголов// Фазыл Туйкин. Ватан -каЬармандары. Шигырзар, йырдар, поэма, хикэйэ Ьэм пьесалар. - Эфе: Китап, 2007. - 3-24-се б.

115. Со-корой, Г. Шэм я-ктьйш. Шигырдар, сэсмэ эдэрдэр, тарихи я?малар, хаттар [Текст] / Г. Со-корой.; те?. М. Нэ?ерголов. - Эфе: Китап, 1995. -96 б.

116. Сэгитов, М. Баш-корт хальгк эпосы [Текст] / М. Сэгитов // Баигкорт хальгк ижады. Т. III. Эпос. - Эфе: Китап, 1998. - 6-26-сы б.

117. Харисов, Э. И. Баштсорт хал-кыныц э?эби мирады. XVIII - XIX быуаттар [Текст] / Э. И. Харисов. - Эфе: Баштсортостан китап нэшриэте, 1965. -416 6.

118. Харисов, Э. И. Рухи тамырдар. Э?эбиэт Ьэм фольклор мэсьэлэлэре [Текст] / ©. И. Харисов. - 0фо: Баштсортостан китап нэшриэте, 1984. - 240 б.

119. Харисов, Э. И. ©зэбиэт теорияЬы [Текст] / Э. И. Харисов. - 0фо: Башгосиздат, 1944. - 162 б; 1947. - 222 б.

120. Хесэйенов, F. Б. Баштсорт э^эбиэтенен, поэтикаЬы. Беренсе кидэк. Теоретик поэтика [Текст] / F. Б. Хесэйенов. - ©фе: Тилем, 2006. - 403 б.

121. Хесэйенов, F. Б. Баштсорт эзэбиэтенец поэтикаЬы. Икенсе кидэк. Тарихи поэтика. Психологик поэтика. Милли шигыр поэтикаЬы [Текст] / F. Б. Хесэйенов. - ©фе: Гилем, 2007. - 352 б.

122. Хесэйенов, F. Б. Баш-корт шигыры. Шигриэт Ьузлеге [Текст] / F. Б. Хесэйенов. - ©фе: Гилем, 2003. - 480 б.

123. Хесэйенов, F. Б. Казан да шигыр тезелешенэ арналган дискуссия тураЬында [Текст] / F. Б. Хесэйенов // Совет Баштсортостаны. - 1958. - 7 февр.

124. Эхмэтйэнов, К. Э. Э^эбиэт теорияЬы [Текст] / К. Э. Эхмэтйэнов. -©фе: Баштсортостан китап нэшриэте, 1971. - 388 б.

На татарском языке:

125. Бакиров, М. X. Шигърият деньясына сэяхэт. Фольклордан язма шигырьгэ кучеш тарихыннан [Текст] / М. X. Бакиров. - Казан: Татарстан газета-журналлар нэшрияты, 1999. - 238 б.

126. Госман, X. Татар шигыре (Тарихи кузэту) [Текст] / X. Госман. -Казан: Татарстан китап нэшр., 1964. - 156 б.

127. Курбатов, X. Р. Шигырь энжелэре ничек барлыкка килэ [Текст] / X. Р. Курбатов. - Казан: Фикер, 2002. - 158 б.

128. Курбатов, X. Р. Иске татар поэзиясендэ тел, стиль, метрика Ьэм строфика [Текст] / X. Р. Курбатов. - Казан: тат. кит. нэшр., 1984. - 164 б.

129. Исламов, Р.Ф. Урта гасыр терки шигърияте усешендэ Шэрифнен, «ШаЬнамэ»се (Текст Ьэм чыганаклар. Шигырь тезелеше Ьэм стиль) [Текст] / Р. Ф. Исламов. - Казан: Фикер, 2001. - 280 б.

130. Исхак, 6. Ту-кайныц шигри осталыгы [Текст] / Э. Исха-к. - Казан: Татарстан китап нэшр., 1963. - 126 б.

131. Туфан, X. Эдэбият теориясе мэсьэлэлэре [Текст] / X. Туфан // Совет эдэбияте. -1958. -№ 12. - 101-113-се б.

На узбекском языке:

132. Захириддин Мухаммад Бобир. Мухтасар [Текст] / 3. М. Бобир; нашрга тайерловчи Саидбек. - Тошкент: Узбекистон ССР «Фан» нашриети, 1971.

- 240 б. + факсимиле 172 б.

133. Иброхимов, М. Узбек совет поэзияси жанрларининг таркиб топиши (1917-1930 йиллар) [Текст] / М. Иброхимов. - Тошкент: Узбекистон ССР «Фан» нашриёти, 1983.-224 б.

134. Туйчиев, У. Узбек поэзиясида аруз системаси [Текст] / У. Туйчиев.

- Тошкент: Узбекистон ССР «Фан» нашриёти, 1985. - 376 б.

На старотюркском и старотатарском языках:

135. Аш-шейх аль-Фазыл ас-Саид Мухаммад аль-Даман-хури аль-Мысри Рахматулла. Аль-мухтасар аш-шафи 'але матн ал-кафи фи 'илми ал 'аруз ва ал кавафи [Текст] / Фазыл Сайд Мухаммад . - "Казан: Типо-литография Имп. Ун-та, 1895.-78 б.

136. Вэли, X. Татар шигере тезелеше (метрика) [Текст] / X. Вэли. -Казан: Яцалиф, 1929. - 133 б.

137. Вэли, X. Яцы шигырларда вэзен Ьэм кафия [Текст] / X. Вэли // Безнец юл. - 1928. - № Ю.-31-34-се б.

138. Вэлиди, Э. 3. Тутсаев эсэрлэрендэн «Шурэле»гэ гаид жентеклэу [Текст] / Эхмэд Зэки Вэлиди // Мэктэп. - 1913. - № 4. - 116-120-се б.

139. Вэлиди, Э. 3. Жырларымыз хатсында [Текст] / Э. 3. Вэлиди // Шура.

- 1911.-№ 10. — 317-320-се б.; — № 14,-445-448-се б.

140. Габдулла эл-Жалдари. Гилми гаруз намунэсе [Текст] / Габдулла эл-Жалдари. - Оренбург: паровая типо-литография М.Ф.Каримова, 1906. - 56 б.

141. ИбраЬимов, Г. Эдэбиэт кануннары [Текст] / Г. ИбраЬимов. -Казань: б-я гос.типография, 1919. - 127 б.

142. Ибрагимов, Г. Ватсытсыз Ьэлэк булды [Текст] / Г. ИбраЬимов // Бабич Ш. Шигырлар мэжмугэсе / Г. ИбраЬимов ред. - Казань: б-я гос. типография, 1922. - 3-17-се б.

143. Мухаммад Абу Губайдулла. Шигыр бизмэне [Текст] / Мухаммад Абу Губайдулла. - Казань, 1909.

144. Рэхим, Г. Хальгк эдэмиэтемезгэ бер -карат [Текст] / Г. Рэхим // Ац. -1914.-№21.-382-386 б.

145. Сэгди, Г. Кешелек донъясында тел, эдэбиэт, язу Ьэм аларньщ тарихи ысуллары [Текст] / Г. Сэгди. - Казань: Татарстан дэулэт нэшриэте басмасы, 1926.-247 б.

146. Сэгди, Г. Мохтасар-и -кауагид-и эдэбийэ [Текст] / Г. Сэгди. - Уфа: «Шэретс» матбагасы, 1911. - 98 б.

147. Сэгди, Г. Мохтасар тсауагид эдэбийэга гилэуэ [Текст] / Г. Сэгди. -Уфа: «Шэре-к» матбагасы, 1911. - 69 б.

148. Сэгди, Г. 0ч мэсьэлэгэ жауап [Текст] / Г. Сэгди. // Шура. - 1911. -№ 20. - 626-сы б.

149. Сэгди, Г. Сэгит Рэмиев нинди вэзенлэрдэ Ьэм ничек язды [Текст] / Г. Сэгди // Безнец юл. - 1927. - № 3. - 25-29 б.

150. Сэгди, Г. Эдэбийэт-и могэллим [Текст] / Г. Сэгди. - Уфа: «Шэре-к» матбагасы, 1913. - 82 б.

151. Тукай, Г. Хальгк эдэбиэте [Текст] / Г. Тукай. - Казан, 1910. - 24 б.

152. Туфан, X. Хэзерге шигырлэр турында [Текст] / X. Туфан // Безнен, юл. - 1927. - № 8. - 26-29-сы б.

153. Туфан, X. Яды шигыр техникасы турында [Текст] / X. Туфан // Безнец юл. - 1928. - № 6-7. - 16-20-се б.

На турецком языке:

154. Arat, Re§id Rahmeti. Eski türk §iiri [Text] / Re§id Rahmeti Arat. - 3 baski. -Ankara: Türk tarih kurumu basimevi ,1991. - S . 506.

155. Köprülü, Fuad M. Aruz [Text] / Fuad M. Köprülü // Islam ansiklopedi§i. - 1 Cilt. Eski§ehir Anadolu Üniversitesi güzel sanatlar fakültesi, 1997. - S. 625-653.

156. Kolsu Hasan. Türk edebiyatinda hece-aruz tarti§malan [Text] / Kolsu Hasan . - Ankara: Kültür Bakanligi, 1993. - S. 417.

На английском языке:

157. Bonebakker, S.A. Kafiya [Text] / S.A. Bonebakker // The encyclopaedia of islam. - Vol. IV. -Leiden: E. J. Brill, 1997. - P. 412.

158. Bruijn, J. T. P. Mathnawi [Text] / J. T. P. Bruijn // The encyclopaedia of islam. - Vol. VI. -Leiden: E. J. Brill, 1997. - P. 832.

159. Flemming, B. Marthiya in Turkish [Text] / B. Flemming// The encyclopaedia of islam. Volume VI. Leiden. E. J. Brill. 1991. - P. 609.

160. Hanaway, W. L. Marthiya in Persian literature [Text] / W. L. Hanaway // The encyclopaedia of islam. Volume VI. - Leiden. E. J. Brill. 1991. - P. 608.

161. Meredith-Owens, G. Arud [Text] / G. Meredith-Owens // The encyclopaedia of islam. - Volume I. - Leiden: E. J. Brill, 1986. - P. 667-667.

162. Schoeler G. Musammat [Text] / G. Schoeler // The encyclopaedia of islam. Volume VI. - Leiden. E. J. Brill., 1991. - P. 660.

Источники

На башкирском языке:

163. Баигкорт эдэбиэте. XX быуат башы. Беренсе китап. Поэзия [Текст] / Тед. В. Эхмэдиев, И. Булэков, F. Хесэйенов. - Офе: Башкортостан китап нэшриэте, 1983.-400 б.

164. Баигкорт эдэбиэте антологияЬы. I том. XIII - XVIII быуаттар [Текст] / Тед. М. Нэдерголов, F. Хосэйенов. - Офе: Китап, 1999. - 464 б.

165. Баигкорт эдэбиэте антологияЬы. II том. XIX быуат [Текст] / Тед. М. Нэдерголов, F. Хесэйенов. - Офе: Китап, 2007. - 388 б.

166. Бангкорт шигриэте антологияЬы [Текст]. - 9фе: Китап, 2001. - 816

б.

167. Кудаш, С. Эдэрзэр. Т. I. [Текст] / С. Кудаш. - Эфе: Башгосиздат, 1946.-336 6.

168. Кудаш, С. Эдэрзэр ике томда. Т. I. [Текст] / С. Кудаш - Эфе: Башк-н китап нэшр., 1989. - 398 б.

169. Эметбаев, М. Йэдкэр. Шигыр?ар,публицистик ядмалар, тэржемэлэр, хальпс ижады елгелэре, тарихи-этнографик я?малар [Текст] / М. Эметбаев; тез. F. Кунафин. - Эфе: Башкортостан китап нэшризте, 1984. - 288 б.

На татарском языке:

170. Гафури, М. Эсэрлэр. Дурт томда. Т. I. Шигырьлар Иэм мэсэллэр (1902 - 1917) [Текст] / М. Тафури; тез. Ф. Ибрагимова. - Казан: Тат-н китап нэшрияты, 1980. - 535 б.

171. Гафури, М. Эсэрлэр. Дурт томда. Т. II. Шигырьлар Иэм сэхнэ эсэрлэре (1917-1934) [Текст] / М. Гафури; тез. Ф. Ибрагимова. - Казан: Тат-н китап нэшрияты, 1980. - 598 б.

172. Насыйри, К. Сайланма эсэрлэр. Ике томда. Т. I. [Текст] / К. Насыйри. - Казан: Татарстан китап нэшриэте, 1974. - 340 б.

На старотюркском языке:

173. Бабич, Ш. Иэш Баштсортостан (зэцгэр жырлар) [Текст] / Ш. Бабич.

- Оренбург: Типо-литография Кооп. Союза «Народное дело», 1918.-36 б.

174. Бабич, Ш. Шигырлар мэжмугэсе [Текст] / Ш. Бабич; Г. ИбраИимов ред. - Казань: б-я гос. типография, 1922. - 163 б.

175. Гафури, М. Кызларга махсус милли шигырлар [Текст] / М. Гафури.

- Уфа: электро-типография т-ва «Каримов, Хусаинов и К», 1912. - 32 б.

176. Гафури, М. Кызыл байратс [Текст] / М. Гафури. - Уфа: электротипография «Восточная Печать», 1917. - 24 б.

177. Еафури, M. Кызыл байратс [Текст] / М. Еафури. - Казань, 1922. - 30

б.

178. Еафури, М. Миллэт мехэббэте [Текст] / М. Еафури. - Казань: электро-типография «Шараф», 1907. - 56 б.

179. Еафури, М. Милли шигырлар [Текст] / М. Еафури. - Уфа: электротипография «Каримов, Хусаинов и К», 1911. - 40 б.

180. Еафури, М. Милли шигырлар [Текст] / М. Еафури. - Уфа: электротипография «Каримов, Хусаинов и К», 1914. - 24 б.

181. Еафури, М. Моц вэ зар [Текст] / М. Еафури. - Уфа: электротипография «Восточная Печать», 1914. - 31 б.

182. Еафури, М. Себер тимер юлы [Текст] / М. Еафури. - Оренбург: тип. М.-Ф. Е. Каримова, 1904. - 16 б.

183. Еафури, М. Тэьдоратым [Текст] / М. Еафури. - Уфа: электротипография «Каримов, Хусаинов и К», 1910. - 40 б.

184. Е. Исэнбирдин шигырлары [Текст] / Е. Исэнбирдин. - Уфа: электро-типография «Восточная Печать», 1914. - 27 б.

185. Жамаледдин Юмаев шигырлары [Текст] / Ж. Юмаев. - Казань: электро-типография «Умид», 1913. - 24 б.

186. Жамаледдин Юмаев шигырларынан [Текст] / Ж. Юмаев . - Казань: Типо-литография «Умид», 1915. - 24 б.

187. Матэм йырдары [Текст]. - Уфа, 1924. - 44 б.

188. Мехэммэтсэлим бин Ишмехэмэт Ометбаевныц тэснифлэрендэн. Йэдкэр [Текст] / М. Ометбаев. - ТСазан: Домбровский, 1897. - 122 б.

189. Мэжит Еафури шигырлары [Текст] / М. Еафури. - Казань: электротипография «Урнэк», 1909. - 46 б.

190. Туйкин. Нардуган [Текст] / Ф. Туйкин. - Уфа: электро-типография «Восточная Печать», 1916. - 24 б.

191. Шагир Еэбделмэжит Еафуринын; Миллэт мехэббэте нам эшгары [Текст] / M. Еафури. - Казань: электро-типография «Шараф», 1907. - 56 б.

192. Яхшыголов, С. Баигкорт хэллэре [Текст] / С. Яхшыголов. Стэрлетаматс: Типография т-ва «Нур», 1911. - 34 б.

Журналы:

193. Ац.- 1917. -№3-4.

194. Безнец юл. - 1927. - № 6-7, 8.

195. Диянат. - 1926. - № 2, 3.

196. Ислам. - 1924. - № 2, 3; - 1926. - № 5; 1927. - № 7.

197. Сэсэн. - 1927. -№ 1, 3, 5, 6-7; - 1928. -№ 1-2; - 1929. -№ 2-3.

198. Шура. - 1908. - № 1, 2; - 1909. - № 2; - 1911. - № 7, 16, 18; - 1912. -№ 17, 21;-1914.-№ 8, 14, 21; - 1915.-№ 4; - 1916.-№ 1,2, 5, 12, 15, 18, 24.

199. Яцы юл. - 1923. - № 1.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.