Эволюция концепции свободы печати в египетском обществе во второй половине XX века, 1952-1996 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.04, кандидат политических наук Манар, Фатима

  • Манар, Фатима
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.04
  • Количество страниц 151
Манар, Фатима. Эволюция концепции свободы печати в египетском обществе во второй половине XX века, 1952-1996 гг.: дис. кандидат политических наук: 23.00.04 - Политические проблемы международных отношений и глобального развития. Москва. 1999. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Манар, Фатима

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА I. Теоретические аспекты концепции свободы печати з Египте,

1.1. Понятие "свобода печати" и его теоретическое осмысление

1.2. Концепция свободы печати в трактовке египетских авторов. 37 ГЛАВА И. Свобода печати в Египте в период авторитарного правления (1952-1970 гг.),

2.1. Краткий очерк истории египетской прессы и законодательства о

печати до 1952 г

2.2. Пресса Египта в условиях авторитаризма

2.3. Правовое положение печати в 1952-1970 гг. 82 ГЛАВА III. Эволюция практической реализации концепции свободы печати в Египте в эпоху демократизации общества.

3.1. Пресса Египта при президенте А. С адате (1970-198! гг.)

3.2. Политика президента Хосни Мубарака в отношении СМИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

136

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

147

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», 23.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция концепции свободы печати в египетском обществе во второй половине XX века, 1952-1996 гг.»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. На Арабском Востоке египетская школа прессы занимает особое место Ей присущи определенные традиции, особенно - приверженность свободе слова. По существу, уровень понимания свободы печати был обусловлен давлением колониальной системы. Сама свобода слова в Египте оформилась под влиянием идей Великой французской революции, первой зафиксировавшей среди основных гражданских прав и свобод право на свободу слова и выражения мнений. В годы английского протектората в Египте наблюдалось приоритетное преобладание авторитарной концепции свободы печати с отдельными элементами ответственной. После Первой мировой войны, в условиях развития капиталистических отношений в стране, получила развитие американская концепция полной свободы печати ("свободный рынок идей"). Но после июльской революции 1952 года, когда к власти пришел Г. А. Насер, ситуация со свободой печати изменилась. По существу, на протяжении нескольких десятилетий в Египте господствовала авторитарная концепция свободы печати, когда пресса находилась под жестким государственным контролем, зажатая в тиски официальной цензуры.

На данный момент в Египте ситуация изменилась кардинально, поскольку благодаря установлению относительной социально-политической и экономической стабильности пресса оказалась на подъеме и все чаще заявляет о себе как о независимом и равном партнере официальных властей. Вопрос о параметрах свободы печати поэтому является актуальным для прессы Египта и приобретает с каждым годом все более яркое звучание.

Что касается состояния прессы в других арабских странах, то, по сравнению с прессой Египта и Ливана, она владеет меньшим опытом и представляет собой еще достаточно слабую силу в своих взаимоотношениях с властями. В большинстве арабских государств еще не настало время для постановки вопроса о неукоснительном предоставлении широким народным массам права на исчерпывающую и достоверную информацию. Естественно, что в силу неравномерного развития социально-политических процессов страны данного региона в разной степени приближаются к уровню прессы Египта, по праву занимающей в настоящее время место лидера на Арабском Востоке.

Проблема свободы печати, снятия всякого рода ограничений в выражении мнений, стоящая сейчас перед египетским обществом, в самом недалеком будущем грозит стать "проблемой № 1" и в других арабских странах. Вот почему так важно детально ознакомиться с опытом прессы Египта и разобраться во всех противоречиях относительно реализации на практике принципа свободы печати в этом арабском государстве. Актуальность выбора темы нашего исследования также обусловлена и тем, что в поисках разрешения проблем развития свободы прессы многие страны Арабского Востока, вне сомнения, обратят свои взоры на Египет, поскольку условия функционирования средств массовой информации имеют значительное сходство, обусловленное не в последнюю очередь общностью исторической судьбы самих арабов.

Одной из серьезнейших проблем развития демократии в арабских странах стали сложные и порой достаточно противоречивые взаимоотношения между прессой и официальными властями. Особенно это относится к тем государствам региона ( их, пожалуй, большинство), в которых власть не просто централизована, а сверхцентрализована, как с точки зрения самого понятия данного общественно-политического

института, так и с позиций ее реального воплощения. Влияние власти в таких странах продолжает оставаться господствующим во всех сферах общественной жизни, включая прессу. Отметим, что в большинстве арабских государств пресса появилась относительно недавно, поэтому не имеет еще достаточного опыта взаимодействия с официальными структурами власти на правах независимого и равноправного партнера. Исключение составляют только пресса Египта и Ливана. В целом, неокрепшие средства массовой информации арабских стран в настоящее время испытывают постоянное давление со стороны правящих элит, что нарушает хрупкое равновесие во взаимоотношениях между прессой и государством в целом.

В таком контексте власти пытаются придать прессе статус "четвертой власти", поднять ее авторитет. Однако в условиях отсутствия четкого разграничения полномочий между различными ветвями власти пресса неизбежно оказывается под непосредственным контролем правящего режима. По существу, громкие лозунги о наличии "четвертой власти" - это попытка правящих элит превратить прессу в эффективное орудие своего господства, в определенный государственный институт, подчиненный высшему руководству точно так же, как исполнительная власть, зависимый от тех же факторов, что и законодательные органы, и подверженный тем же ограничениям, что и судебная система.

Что бы ни говорилось о независимости прессы в той или иной арабской стране, в целом ее положение здесь характеризуется подчинением печатных органов политической власти и, в первую очередь, правящей элите. Используя средства массовой информации в своих целях, правящие авторитарно-тоталитарные режимы большинства государств данного региона отвергают в повседневной практике общепринятые демократические нормы. Вне сомнения, существующая в настоящее время

ситуация со свободой слова и положением национальных СМИ обусловлена также объективными историческими причинами. А именно: сильным влиянием ислама на всю общественно-политическую и социально-экономическую жизнь стран Арабского Востока. Особую проблему для государств данного региона, включая Египет, составляет рост исламистских настроений, волна террора и насилия, развязанная исламскими экстремистами. Правящим элитам приходится считаться с усилением исламского фактора на современном этапе развития и ограничивать свободу в деятельности национальных средств массовой информации с тем, чтобы недопустить еще большую нестабильность в обществе.

Хронологические рамки исследования охватывают период почти в полвека (1952-1996 гг.), что обусловлено необходимостью проследить за эволюцией параметров свободы печати. В частности, нами рассматривается три периода: 1) 1952-1970 гг. - эпоха Г. Насера; 2) 19701981 гг. - эпоха А. Садата; 3) 1981-1996 гг. - эпоха X. Мубарака. Каждый из данных периодов характеризуется определенным состоянием со свободой слова в стране, соответствующей концепцией свободы печати.

Предмет и объект исследования. Предметом настоящего исследования является реализация свободы печати в деятельности египетской прессы за полвека. В качестве объектов исследования были выбраны работы египетских авторов о проблемах свободы печати в стране, их сравнительный анализ и практические подтверждения реализации свободы слова в деятельности египетской прессы.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования была попытка анализа эволюции концепции свободы печати в Египте за последние 44 года.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи исследования:

1) анализ работ египетских авторов по проблеме свободы печати;

2) разработка периодизации эволюции концепции свободы печати;

3) изучение опыта деятельности Египта с точки зрения реализации концепции свободы печати;

4) извлечение рациональных зерен из опыта египетской прессы, имеющие важное значение для деятельности прессы других арабских государств;

5) анализ процессов, происходящих в сфере журналистики. Методологическую основу исследования составили сравнительно-

исторический и структурно-функциональный анализ. Мы исходили из теоретических воззрений, сложившихся в обществах с устоявшимися демократическими нормами и традициями. В качестве рабочей концепции были использованы теоретические установки в работах профессора Е.П.

1 2 3

Прохорова, Я.Н. Засурского , Е. Тарновского и др., а также ряда западных исследователей4. Кроме того, мы исходили из необходимости продолжения традиции в исследовании проблемы эволюции свободы печати Египта в соответствии с подходами, разработанными в работах

1 См., например: Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1995; Журналистика, государство, общество.М., 1996.

2 См., например: Журналистика в буржуазном обществе //под ред. Я.Н. Засурского. М., 1976; Засурский И.И. Политика, деньги и пресса в современной России // Свободная мысль. М., 1996. - № 10. - С. 94-105.

3 См.: Тарновский Е. Четыре свободы. Спб., 1995.

4 См, например: Гоуайзер Ш. , Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. М., 1997; Дэннис Э., Мэррил Д. Беседы о масс-медиа. М. , 1997; Хаудар Д. Два века конституционного правления //Америка, 1987. - № 362. - С.4.

Абду Ибрагима "Развитие прессы в Египте"1 и Анвара аль-Джунди "Политическая пресса в Египте"2.

Состояние разработанности и степень изученности рассматриваемой проблемы. Среди работ, так или иначе затрагивающих проблему свободы печати в Египте, остановимся на "Энциклопедии арабской прессы" , написанной пятью тунисскими учеными-филологами, специализирующимися в области журналистики. Здесь, в частности, представлены краткие реферативные очерки о состоянии египетской печати на разных этапах исторического развития, приведены аннотации основных источников по отдельным темам. Но конкретного анализа событий, происходивших в египетской прессе, нет, равно как специально не рассматривается и проблема свободы печати.

В работе египетского журналиста Абу Зейда Фарука "Отражение

»4

кризиса национальной идеи на страницах египетской прессы основное внимание уделено проблеме выражения национально-патриотических взглядов и идей на страницах египетской прессы. В своей книге автор лишь поверхностно касается вопроса ограничения свободы выражения мнений по таким темам, как арабский патриотизм, панарабизм и исламский национализм, не останавливаясь на глубоком и всестороннем анализе.

1 См. : Абду Ибрагим."Татаввурас ас-сихафа аль-мисриима". Каир, 1974 (на арабском языке).

о

См. : Анвар аль-Джунди. Ас-сихафа ас-синасиина фи миср. Каир, 1962 (на арабском языке).

о

См. : Аватыф Абдуррахман и др. Аль-Маусуа ас-Сухуфиииа аль-Арабиййа. Тунис, 19 91 (на арабском языке).

4 См. : Абу Зейд Фарук. Азма аль-Фикр аль-каумий фи ас-сихафа аль-мисриййа. Каир, 1976 (на арабском языке).

Достаточно подробное исследование названной проблемы проводится в работе видного египетского журналиста Анвара аль-Джунди "Политическая пресса в Египте". В этом объемном труде автор детально рассматривает этапы становления и развития арабской прессы вообще и проблемы формирования свободной прессы в различных арабских странах. Автор, в частности, подробно анализирует освещение на страницах египетской печати точек зрения политических меньшинств, критических и полемических материалов. Значительное место в его работе занимает рассмотрение проблемы ограничения свободы прессы в данной стране. Но для целей данного диссертационного исследования эта книга представляет ограниченный исторический интерес, поскольку в ней не раскрываются и не анализируются факты последних десятилетий.

Небольшая по объему работа египетского журналиста Али аль-Магриби "Закулисная борьба в прессе Египта"1 носит отчетливо выраженный публицистический характер. Здесь автор дает краткие очерки отдельных моментов деятельности ведущих египетских газет и журналистов, демонстрируя свою наблюдательность и владение языком образного изложения. В его поле зрения попали сложные и животрепещущие проблемы безработицы среди журналистов, внутрипрофсоюзные распри, преступления представителей прессы, их частная жизнь. Анализируя проблему свободы печати в Египте, исследователь отмечает, что национальная пресса пережила "длительную пору отлучения от свободы" и стала возвращаться к демократическим ценностям лишь при Анваре Садате. Вне сомнения, несмотря на ряд достоинств данной работы, в ней отчетливо прослеживается явная

1 См. : Али аль-Магриби. Хабайа ас-сихафа. Каир, 1975 (на арабском языке).

приверженность автора прежнему режиму власти и, следовательно, отсутствие полной объективности.

В работе египетского журналиста Абду Ибрагима "Развитие прессы Египта" представлен обзор исторического становления и развития национальной печати. Но одним из существенных недостатков данного исследования отсутствие информации о существовавших тенденциях и направлениях в журналистике Египта.

Особое значение при работе над диссертацией имели труды выдающегося египетского журналиста М. Хасанейна Хейкала, в частности его книга "Политика и пресса"1. Несмотря на ярко выраженный характер приверженности насеризму, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что точка зрения данного автора также заслуживает внимания.

В книге египетского журналиста М. Абу аль-Асаада "Египетская журналистика и фальсификация общественного сознания"2 затрагиваются важные проблемы деятельности СМИ, в частности дезинформация и манипулирование общественным мнением. Исследовав значительный фактический материал периода правления Г.А. Насера и А. Садата, автор приходит к выводу о невозможности предоставления СМИ полной свободы слова, а, следовательно, о необходимости постоянного контроля за их деятельностью со стороны правительственных структур. Такую крайнюю позицию исследователя можно, по нашему мнению, объяснить реакцией честного журналиста на произвол властей при Анваре Садате.

Полезный фактический материал был почерпнут из работы египетского журналиста Абдульазиза Халиля "Ежедневная печать Египта

1 См. : М. X. Хейкал. Бейна ас-сихафа ва ас-сийаса. Каир, 1984 (на арабском языке).

2 См. : Мухаммед Абу аль-Асаад. Ас-сихафат аль-мисриййа ва тазйиф аль-ваай. Каир, 1988 (на арабском языке).

(1960-1971 гг. У'1, в которой автор прослеживает основные пути развития так называемой "прогрессивной" прессы страны (в первую очередь социалистической и национально-патриотической, по его мнению). Но свободу слова он вообще не рассматривает, поскольку такая позиция вытекает из его политических убеждений и приверженности социалистическим идеям.

Важной для данной работы оказалось исследование египетских журналистов Х.Сабая, С.Азиза и Ю. Ризка "Свобода печати в Египте" , полностью посвященная анализу рассматриваемой нами проблемы свободы слова. Здесь авторы частично затрагивают ряд аспектов параметров свободы прессы, в частности, взаимоотношения журналистов и властей, роль прессы и других СМИ в предвыборных кампаниях, деятельность оппозиционной печати, роль законодательства как ограничителя журналистских свобод, этика деятельности журналистов и ДР-

Особый интерес в ходе работы над диссертацией для нас представляло научно-теоретическое исследование египетского ученого Фаррага Мухаммеда, посвященное проблеме взаимоотношений властей Египта и легальной оппозиции в лице печатных органов3, в котором автор предпринял попытку обличения антидемократической, антинародной сущности политики президента Анвара Садата.

1 См.: Абдульазиз Халиль. Ежедневная печать Египта (1960-1971 гг.). М. : Наука, 1976.

о

См. : Халиль Сабаиа, Сами Азиз, Юнан Ризк. Хуррииа ас-сихафа фи мыср. Каир, 1995 (на арабском языке).

См.: Канд. дисс. Фарраг М. Печать легальной партийной оппозиции в Египте. Деятельность газет "аль-Ахали", "аш-Шааб", "аль-Вафд" в 1978-1986 гг. // Вестник МГУ, Сер. Журналистика. 1989.

Нужно отметить, что в российской научной литературе мало работ, посвященных непосредственно проблеме свободы слова в Египте. В частности, книга Н.К. Коцарева "Печать, радио, и телевидение ОАР"1 представляла для нас чисто познавательный интерес, поскольку она полностью лишена аналитического материала.

В процессе исследования был проанализирован широкий спектр мнений по проблемам свободы печати, представленный на страницах египетской периодической печати и, в первую очередь, статьи из газет "аль-Ахрам", "аль-Гумхурийа", "аль-Ахали", журналов "аль-Мусаввар", "Ахир Саа", "Роз эль-Юсеф" и др.

В целом, подводя краткий итог обзору работ по рассматриваемой проблеме, приходится констатировать отсутствие в настоящее время обобщающих теоретических исследований, посвященных свободе печати в Египте и охватывающих значительный период истории этой страны, позволяющих выявить объективные тенденции в развитии национальной журналистики, что обусловило нашу задачу исследования. Работы наиболее видных и значительных египетских журналистов по данной теме содержат массу фактов и подробностей, но в целом не поднимаются до уровня серьезных научных выводов и обобщений, а порой и попросту лишены анализа происходящего. Содержащиеся в них резюме и оценки зачастую носят поверхностный, конъюнктурный характер.

В ходе работы над диссертацией мы широко использовали научную теоретическую литературу российских авторов, особенно по вопросам, посвященным проблемам теории журналистики и ее правовому статусу в современном мире2. Кроме того, большую помощь в понимании общей

1 См.: Коцарев Н.К. Печать, радио и телевидение ОАР. М., 1969.

о

См., например: Ганчев Д. Изучение и формирование

общественного мнения. М., 1983; Голиков М.К. Общественное

ситуации в Египте в историческом контексте оказали работы А.Е. Князева1 и A.M. Васильева2.

В ходе подготовки диссертации мы широко использовали различные международные документы по правам человека и свободе слова3 и различного рода справочную литературу.

Научная новизна исследования в первую очередь обусловлена тем, что впервые была предпринята попытка полномасштабного и всестороннего анализа эволюции свободы прессы в Египте. На основе изучения богатого фактического материала о деятельности египетских журналистов сделаны обобщающие выводы о развитии и изменении концепции свободы печати в исследуемой нами стране. Кроме того, анализируя конкретные исторические периоды (эпохи президентства Г.А. Насера, А. Садата и X. Мубарака), мы выявили характерные для каждого из них тип концепции свободы печати.

Практическая значимость исследования. Данные настоящего диссертационного исследования могут быть использованы как

мнение. М., 1988; Горохов В.М. Основы журналисткого мастерства. М., 1989; Журналистика в буржуазном обществе // Под ред. Я.Н. Засурского. М. , 1976; Прохоров Е.П. Указ. ранее работы; Рощин С.К. Психология и журналистика. М., 1989 и др.

1 См,, например: Князев А.Г. Египет после Насера (1970-1981). М., 1986.

2 См., например: Васильев A.M. Египет и египтяне. М., 1989; Египет: эволюция политической системы. М., 1988.

3 См., например: Гоуайзер Ш. , Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. М., 1997; Всеобщая декларация прав человека. М., 1993; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (русская версия). Страсбург, 1993 и др.

практиками-журналистами, так и в теоретических спецкурсах по проблемам свободы слова и прессы в арабских странах.

Структура работы. Настоящее диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты проблемы свободы печати. Приводятся мнения и точки зрения арабских, российских и западных исследователей. Особое внимание уделено взглядам египетских авторов.

Вторая глава посвящена анализу проблемы свободы египетской печати в эпоху правления президентов Г.А. Насера и А. Садата, политика которых в отношении национальных СМИ имела ряд особенностей.

В третьей главе рассматривается деятельность египетских СМИ в период демократизации египетского общества при президенте Хосни Мубараке.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», 23.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», Манар, Фатима

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренный в настоящей диссертационной работе фактический материал позволяет сделать некоторые выводы относительно того, как на протяжении последних пяти десятилетий видоизменялась и эволюционизировала в египетском обществе концепция "свободы печати".

В настоящее время, с одной стороны, не существует единого устоявшегося определения "свободы печати". Хотя в основе этого понятия лежат конкретные и вполне четкие идеи - свободы выражения мнений.

Впервые принципы свободы печати были зафиксированы в Декларации Великой французской революции (1789 г.) и Американской конституции 1791 г. Логическим этапом их эволюции стала "Всемирная декларация прав человека" (1948 г.), закрепившая право каждого на свободу слова и мнений.

Для концепции свободы печати в целом еще в конце 18-начале 19 веков принцип "свободы печати" был по существу декларативным, то по мере развития демократических свобод в развитых странах Европы и США он стал реализовываться и в практической жизни. Теоретическое осмысление данной проблемы в настоящее время представлено различными концепциями и теоретическими воззрениями, что свидетельствует о разнонаправленном подходе к данной проблеме. В связи с этим особый теоретический интерес представляют три аспекта в проблеме свободы журналиста (социально-творческий, юридический и экономический), а также исторически сложившиеся концепции свободы печати (авторитарная, идея полной свободы печати и отвественная) и современные западные концепции ("теория социальной ответственности печати", "теория журналистской элиты").

Международный опыт практической реализации принципа свободы печати наиболее полно нашел свое отражение в таких развитых странах мира, как Англия, Франция, Германия, США и др. В России в настоящее время только наметились тенденции к практическому осуществлению данного принципа, что обусловлено длительным засильем идеологического прессинга и строгой цензуры в бывшем Союзе ССР.

Относительно трактовки свободы печати египетскими авторами можно отметить тот факт, что: 1) большинство авторов в основном рассматривают правовой и социально-творческие аспекты свободы печати, уделяя значительно меньше времени экономическому; 2) правовой аспект вызывает закономерный интерес практически у всех рассмотренных нами исследователей, поскольку в период правления Г. Насера и А. Садата всегда существовал значительный разрыв между правовой и законодательной базами и практическими реалиями относительно положения национальных СМИ в Египте, который продолжает наблюдаться и при президенте X. Мубараке; 3) говоря о социально-творческом аспекте свободы печати, отметим, что в значительной части проанализированных работ эта важная составляющая рассматривается, как правило, в контексте исторического аспекта феномена. Здесь мало встречается чисто теоретических размышлений о сущности данного аспекта свободы печати; 4) относительно экономического аспекта свободы печати можно констатировать отсутствие оригинальных воззрений.

Обращаясь непосредственно к Египту, нужно отметить следующее. Первое, что обращает на себя внимание, - это неуклонный рост влияния СМИ и их роли в общественно-политической и социально-культурной жизни Египта, отмечаемый для всего периода, начиная с 1952 года по настоящее время. Мы полагаем, что данное явление представляет собой конкретное, частное выражение глобального объективного общественноисторического процесса, наблюдаемого на примере многих других стран. Он связан с ростом общественно-политического сознания граждан, их культурного уровня, развитием и совершенствованием технологии средств массовой информации. Никто из президентов в рассматриваемый период ( Г.А. Насер, А. Садат, М. X. Мубарак) не проявил недооценки данного фактора в своей деятельности по упрочению своей власти и влияния. Каждый из лидеров Египта стремился к привлечению СМИ на свою сторону, к тому, чтобы пресса и другие виды СМИ страны служили претворению в жизнь политики властей. Другое дело, что успехи каждого из этих лидеров в данном аспекте были неодинаковыми.

В эпоху правления президента Насера (1952-1970 гг. ) СМИ Египта находились под жесточайшим контролем властей и фактически не имели реальной свободы печати. Привлечение Насером на свою сторону ряда влиятельных журналистов и допущение некоторой критики по частным вопросам не имеют в данном случае принципиального значения. В этот период общественно-политической жизни Египта в стране безраздельно господствовала авторитарная концепция свободы печати. СМИ отводилась роль рупора правящей социалистической идеологии, инструмента политического, идеологического и духовного влияния правящей элиты на широкие массы египетского общества.

В период нахождения у власти президента Анвара Садата, с нашей точки зрения, характерным явлением было непоследовательное отношение к СМИ. Стремясь претворить в жизнь концепцию "ответственной свободы печати", власти одновременно использовали богатый арсенал воздействия и 1 «» о на средства массовой информации, характерный для авторитарной концепции: административный нажим, репрессии, цензурирование. В целом, этот период может быть обозначен как "переходный" от авторитарной концепции к концепции "ответственной свободы". Власти, по нашему мнению, и в первую очередь сам А.Садат, недооценили то обстоятельство, что политика "открытых дверей" ведет не только к притоку новых инвестиций в экономику из развитых стран Запада, но и появлению новых идей и концепций, сформировавшихся в обществах с устоявшимися демократическими традициями. К ним, в частности, относится концепция "полной свободы СМИ" как идеала демократического общества.

В настоящее время, в период правления президента X. Мубарака (с 1981 г. по сей день) в египетском обществе господствует концепция "ответственной свободы печати". Предоставление национальным средствам массовой информации широчайшей свободы в выражении взглядов, мнений и оценок сопровождается планомерной и целенаправленной политикой властей на смягчение деструктивной роли СМИ в системе государства, по усилению ответственности журналистов за каждое высказанное ими публичное слово.

Тем не менее, современная ситуация со свободой печати в египетском обществе отличается неоднозначностью, что в первую очередь обусловлено существованием ограничительных законов, умело используемых официальными властями в зависимости от политического климата в стране.

Новым явлением в общественной жизни Египта стало развитие политической прессы, деятельность которой особенно усиливается в периоды обострения политической борьбы - в ходе выборов и предвыборных кампаний. Причем общая атмосфера в это время сильно накаливается, а представители официальной и оппозиционной прессы ведут себя далеко не примерно, вызывая зачастую закономерное недоверие к себе со стороны рядовых граждан страны. Более того, нашумевшие в течение ряда лет скандалы, связанные с незаконной деятельностью журналистов, наличием коррупции в национальных СМИ также не способствуют росту их популярности. Хотя, вне сомнения, не стоит из ничтожной толики нечестных "работников пера" судить негативно вообще о деятельности национальных средств массовой информации.

Таким образом, суть произошедшей за последние полвека в египетском обществе эволюции концепции "свобода печати" состоит в переходе от авторитарной концепции к концепции "ответственной свободы". Данная эволюция носила не простой, прямолинейный характер, а сопровождалась "прорывами" и "отступлениями", непоследовательностью и отклонениями в ту или иную сторону, внешней противоречивостью.

В качестве частного вывода можно отметить то обстоятельство, что концепции свободы печати в Египте вырабатывались при сильнейшем влиянии правящей элиты общества. Роль журналистских кругов и широких слоев общественности в данном процессе была заметно меньше. Исключение не составляет и новейший период истории Египта (при президенте Хосни Мубараке). Проникновение идей и концепций "сверху вниз" отмечается нами как характерный признак общественно-политической жизни страны в рассматриваемый период.

В настоящее время в Египте ведется активный поиск собственного пути построения демократического общества, учитывающего национально-культурную самобытность египетского народа, его исторический опыт, а также религиозно-политическую ситуацию в стране. Представители творческой интеллигенции Египта, литераторы, журналисты и политические деятели предлагают осуществить целый ряд мероприятий, направленных на упрочение и совершенствование принципа свободы печати. Ряд таких мер, предложенных, в частности, политическими деятелями умеренной (центристской) оппозиции, на наш взгляд, могли бы действительно способствовать демократизации печатного слова в Египте и сделали бы необратимыми уже имеющиеся в этой области завоевания. К таким практическим шагам или мероприятиям мы относим:

- обеспечение беспрепятственного распространения печатной информации путем отмены действия тех законов, которые позволяют скрывать часть информации от населения и препятствуют свободному поступлению информации в египетское общество из-за рубежа;

- предоставление свободы издания газет всем социальным и политическим силам страны без исключения, а также любому египетскому гражданину вне зависимости от его политических взглядов и убеждений;

- отмена еще остающихся форм цензурирования публикаций и контроля за распространением печатных материалов;

- обеспечение доступа всем без исключения идейно-политическим течениям египетского общества ко всем видам СМИ и в первую очередь к электронным СМИ (радио, телевидение), оказывающиим наиболее заметное влияние на формирование общественного мнения в стране;

- официальное присоединение Египта к протоколу-приложению Международного соглашения о гражданских и политических правах, принятому Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1966 г.;

- реализацию на практике ст. 151 Конституции Египта, провозглашающей международные соглашения в качестве основы внутреннего законодательства страны. Ряд ныне действующих законодательных актов должен быть пересмотрен в свете международных соглашений;

- отмена чрезвычайных законов, ограничивающих общественные свободы, тем более, что они существуют скорее номинально, как реликт прошлых политических эпох и не применяются в практике современного египетского общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Манар, Фатима, 1999 год

ЛИТЕРАТУРА

Международные документы (на русской языке) Всеобщая Декларация прав человека. М.5 1993.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (русская версия). Страсбург, 1993.

Национальная хартия Египта (пер. с арабского). М., 1964. Общая теория прав человека. М., 1996.

Права человека. Основные международные документы. М., 1990, Правовая защита прессы и книгоиздания, М., 1996.

Монографии я статьи

!) Актуальные проблемы журналистики стран Азии и Африки и Латинской Америки// Сб. н. тр. М.: изд-во УДН, 1994,

2) Блюм И.П. Как было разрушено "Министерство правды": советская цензура эпохи гласности и перестройки (1985-1991 гг. ')// Ж. "Звезда", 1996. »№6. - СС. 212-221.

3) Ганчев Д. Изучение и формирование общественного мнения. М.: Мысль, 1983.

4) Голиков М.К, Общественное мнение. М.: Политиздат, 1988.

5) Горохов В.М. Основы журналистского мастерства.М. ¡Высшая школа, 1989.

6) Гоуайзер III. , Уитт 3. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. М., 1997.

7) Доныне Э. , Мзррнл )\. Беседы о масс-медиа (пер. с аш л. ). N1

1997.

8) Журналистика. История и современность. М. : Изд-во ^'УД1I.

1993.

9) Журналистика в буржуазпоГш обществе // иод ред. ЯЛ. Засурекого. М., 1976.

10) Заеурскнй Я.П. Полигика, деньги и пресса в современной России // ж. "Свободная мысль", 1996. № К). - СС. 94-105.

11) Кии Д. Средства массовой информации и демократия (пер. с англ.). М., 1986.

12) Кирова С. Печать Болгарин в период осмысления полых ценностей//Вестник МГУ, сер. К), 1996. - №№ 2,3.

13) Миры буржуазной журналистики // под ред. Я.II. Засурстсого. М„ 1979.

14) Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. ГШС.-'Г. 12.

15) Ленинская теория нсканнтшгистичсского куш развитии к исторический опыт МНР. М.: Политиздат, 1987.

16) Новое политическое мышление и "третий мир". "Круглый стол"// "Азия и Африка сегодня", 1990. - № 3.

17) Обращение в международно-правовые органы как средство защиты прав и свобод человека // "Законность", 1996. - № 6 (740). - Сс 1

12-18.

18) Общественная мысль развивающихся стран. М. : Наука, 19;-<':

19) Поздняков Л.И. Информационная безопасность России/Д.'б ; "Безопасность". СП В., ¡993. - СС. 49-50.

20) Пронин Свобода печати и пути ее осуществления. Лекция. М„ 1980.

21) Прохоров В.II. Введение в теорию журналистики. М., 1995.

1 Д. Г)ОГ 1 .1

21) Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1995.

22) Прохоров Е.П. Ведение в теорию журналистики (уч.-мет. пособие в 2-х частях). М., 1993.

23) Прохоров Е.П. Власть ли пресса? //"Журналист", 1995. - № 5.

24) Прохоров Е.П. Журналистика, государство, общество. М. : Изд-во МГУ, 1996.

\

25) Револ10цпоипо--демокрагпческая журналистика освободившихся стран. М. : Изд-во УДН, 1987.

26) Рощин С.К. Психология и журналистика. М. : Наука, 1989.

27) СМИ в современном обществе. Тенденции развития, подготовки кадров. М. : Изд-во РУДЫ, 1995.

28) Тарновский Е. Четыре свободы. Спб., 1995.

29) Трошкин Ю.В. Свобода слова и власть //Вестник МГУ. Сер. 10, 1996. -№ 4.

30) УченоваВ.В. Публицистика и политика. М., 1973.

31) Шабанова М. Свобода в условиях реформ. Основные виды современных ограничителей // "Свободная мысль", 1996. - № 4. - СС. 6272.

32) Хаудар Д. Два века конституционного правления // "Америка", 1987.-№ 362.-С. 4.

Монографии и статьи, посвященные Египту

33) Абдуль Азиз X. Ежедневная печать Египта (1960-1971 гг. ). М.,

1976.

34) Арабская Республика Египет. Справочник. М., 1991.

35) Баланс сил в мировой политике: теория и практика. Сб. ст. //Под ред. Подзнякова Э.А. М., 1993.

36) Беляев И. , Беляев А. Только два года. М., 1985.

37) Беляев И. От Насера до Мубарака // "Азия и Африка сегодня", 1990.-№ 7.-СС. 38-42.

38) Беляев И.П. , Примаков Е.М. Египет: время президента Насера. М., 1974.

39) Борисов А.Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта (XX век). М., 1991.

41) Васильев A.M. Египет и египтяне. М., 1989.

42) Васильев A.M. Египет: эволюция политической системы // "Вопросы истории", 1988. - № 11. - СС. 28-45.

43) Васильев JT.C. История религий Востока. М., 1983.

44) Владимиров В.В. Политика "открытых дверей" в Египте и местном буржуазии //"Народы Азии и Африки", 1982. - № 2. - СС. 25-36.

45) Герасимов O.K., Князев А.Г. Египет: Десять лет после Насера //Сер. "У политической карты мира". М., 1980. - № 10.

46) Громыко A.JI. Политический режим. М., 1994.

47) Жданов Н.В., Игнатенко A.A. Ислам на пороге XXI века. М,

1989.

48) Ибрагимов А.Х Коммунистическая и революционно-демократическая печать освободившихся стран Азии и Африки. М., 1988.

49) Ибрагимов А.Х. Средства массовой информации арабских стран

\

// Вестник. М., сер. 10 (журналистика). - 1984.

50) Игнатенко A.A. Халифы без халифата. М., 1988.

51) Исаев В.А., Наумкин В.В. Арабский мир. Три десятилетня независимого развития. М., 1980.

52) Ислам в современной политике стран Востока. ML, 1986.

53) Кириллина С.А. Ислам в общественной жизни Египта. М., 1989.

54) Князев А.Г. Египет после Насера (1970-1981 гг.). М., 1986.

14Гб>

55) Комплексное исследование египетского общества (B>52-!VHO гг.) (пер. е арабского). М,, 1985.

56) Кондратенко 13.М. Мод маской объективности. М., 198е>.

57) Коцарсв U.K. Печать, радио и телевидение OA!'. М., 1969. ¿К) Левин Развитие арабской общественной политической

мысли. М., 1984.

59) Левин З.И. Развитие основных течении общественно-политической мысли в Сирин и Египте. М., 1986.

60) Майсур 1-1. Что 1 .(роизопшо в Кшп-Дэвпде (мер. с англ. ) h i..

1990.

61) Медведко /I,.')тот ближний бурлящий Восток. М.. 1985.

62) Молохов А.К. Некоторые аспекты внешнеполитических взглядов М.Х. Xсикала //Актуальные проблемы журналистики Азии, Африки и Латинской Америки. М., 1989. - СС. 68-82.

63) Мусульманские страны. Религия и политика (70-е - 80 -с j оды). М., 1991.

64) Мчедлов М.П. Политика и религия. М., 1987.

65) Пак 11.М. Арабский Восток: борьба за независимость и социальный прогресс. М., 1983.

66) Погашение государственного долга API: //ВИКИ, 1988. • М:

29.

67) Политические отношения на Востоке: общее и особенное, hi,

1990.

68) Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. М„ 1982.

69) Садам М.А.Д. Роль периодической печати в общественно-политической жизни Север!Ю1Ч) и Южного Йемена (1920-1962 гг.). ivi. : Изд-во МГУ, 1987. -канд.дисс. филол. наук.

р 1 л. nor;

70} Современный ислам: нолнтико-идсоло1 пческпс н социально-экономические проблемы. М., 1990.

71) Торжев А. Общеенктшо-полптпческое развитие Египта : проблемы и тенденции// МЭМО, 1985. - № 12. - СС, 123-133.

72) Трофимов Д.С. Исламский фундаментализм в политической жизни Египта. М„ 1991. - АКД. - 24 с.

73) Фарук ЬЛ. Печать легальной партийной оппозиции в Египте. Деятельность газет "аль-Ахрам" , "аш-Шааб" и "аль-Вафд" в 1978 1986 гг. - канд. дпес. фнлол. н. М., 1989.

74) Шслспков Г. Наступление исламскою экстремизма в Египте //Россия и мусульманский мир. М., 1996. - № 4. - с. 125-130.

75) Шумилин А. Египет: победу на выборах, лразднов-члн "партия власти" //Россия и мусульманским мир. М., 1995. - № 12. - С. 28-29..

II а.арабском .языке (даются в порядке арабского алфавита) « 1) Дбу Зсйд, Фарук. Кризис демократии в прессе Египта.- Каир. 1976.

2) Лбу Зейд, Фарук. Отражение кризиса национальной и. • г ни • страницах египетской прессы. Каир, 1976.

3) Абу Зейд. Фарук. Пресса и проблемы свободомыслия п Египте, Каир, 1974.

4) Лбу Фахр, Адцаи. Проблемы эффективности прессы (политико-экономическое исследование). [-Сайр. 1982.

5) ''Аль-ипфнтах" : истоки, результаты и перспективы (политико-экономическое исследование). Каир, 1982.

.6) Дль-Ьишари Т. Демокра тии и насеризм. Каир, 1975. 7) Лль-Тундп, Лпвар. Политическая печать в Нпнпс. Каир. 1967.

р д . | ;0; • 1 г; ■->

8) Аль-Кардави КЗ. Исламское решение: долг и необходимое п,. Каир, 1987.

9) Конституция Египта. Каир, 1971.

10) Ас-Санд, Рнфаат. Политическая печать и Египте. •• 2-е изд. Каир, 1982.

11} Агрессия против свободы печати и журналистов: .досье газеты "аль-Ахрам" (сборник материалов). Каир, 1987.

12) Аль-Утейфи. Гама ль. Свобода печати. Каир, б.г.

13) Лль-Матрибп, Али. Закулисные тайны печати. 2-е изд. Каир, 1975. -

14) Аль-Манзплявн A.M. Газета "аль-Гумхурiiiiiia": освещение общественного мнения, информация и реклама и период с 1953 по 1981 гг. Каир. 1987. - Дисс. па сокиек. уч. ст. магистра.

15) Амин, Муетафа. Не величество пресса в тюремной камере. Бейрут, 1975.

16) Бутрус, Аптуап. Средства массово!! информации им пороге двадцать первого века. Бейрут, 1996.

17) Баха :>д-Дип, А. Мои диалога с ( "адатом. Каир. 1 '>87.

18) Джабур, Джордж. Арабская хартия прав человека, принятая Лигой арабских государств // ж. "Аль-Маарпфа", 1996. - .М- 7i'3'>4). СС. 87-109.

19) Глазета "аль-Ахрам" как свидетель гшохи (материалы газоы "аль-Ахрам" за период с 1879 по 1986 гг.). Каир, 1986.

20) Гяляль М.Н. Египет и проблема прав человека. Каир. 199*.

21) Геййид P.M. Кризис демократии и туник национальной прессы в период с 1902 но 1984 гг. Каир, 1987.

22) Хафез, Салах эд-Дин. Печали и горести свободы печати, Каир, 1994.

F1 л. г jo*"- -)

39} Абдуррахмап, Авытыф. Исследования но арабской печати. "Гунне, о.Г.

40) Абдуррахмап. Авытыф. Энциклопедия арабской печати. -Т.2. (Егпнег. Судан. Сомали). Тунис, 1991.

41) А бдел ь Мадпщ Л.М. Печать Египта. Каир. 1988.

42) А б дуль Муати. Абд<чп> Басит. Средства массовой информации и фальсификация общественного сознания. Каир, Еу 9.

43) Абдо. Пбрлхим. тракты египетской действительноети Мо'ЗЬ' 1983 1 т.). Каир, ¡983.

44) Абдо, Нбрахнм. История египетской печати и ее вклад в идеологическое и социальное возрождение. - Дисс. на поиск, уч. ст. канд. социолог, и. Каир, 1983.

45) Абдо, Иьрахим. Развитие прессы Египта П 898-1981 ¡1.) -4-изд. Кипр, 1982.

46) Абдо, Ибрахим. Газета "аль-Ахрам". Каир, 1984.

47) Ауд, Лгоис. История развития современного мышления >'• Египте (в политике и социальной жизни). Каир, 6.1.

48) Махер, ! 1асим. Пресса и парод. Каир, 1()57.

49) Маран, Муетафа. Пресса между властью и зл сил нем. 2-е и ;.т. Каир, 1996.

50) Хиляль, Али эд-дин; Бадр эд-Дии, Икрам; Абдель Магпд, ляйла. Опыт демократизации в Египте (1970-1981 гг.). Каир, 1982.

51) Хейкал М.Х. Между прессой и политикой. Бейрут, 1984.

52) Хейкал М.Х. Осень шва. - 7-е пзд-. Бейрут. 1983.

53) Хейкал М.Х, 11а распутье. Бейрут, 1987, 5-е пзд.

23) Хафез, Салах зд-дан. Псслсдонапия и статьи о свободе печати. опубликованные г. газете "аль-Ллрам" и ж\рпале "Информати-кн и 1ые исследования". Каир, б.г.

24) Свобода выражения мнения в Египте (доклад египетской организации "За-нрава человека'5. Каир, 1990.

25) Хаеап Б .Д. Масштабы избирательной игры. Каир, 1984.

26) Хамруш, Ахмед. В поисках /демократии. Бейру т, 1982.

27) Хамруш, Ахмед. Рассказ о египетской печати. Каир, 1984.

28) Хамруш. Ахмед. Рассказ о революции 23-го июля. Бейрут.

1982.

29) Хамруш, Ахмед. Египетское общество в зноху Лбдемь Насера. Каир, 1982.

30) Х.амза A.JI. Опыт демократизации Мубарака. Каир, 191).з.

31) Ринадч Шамс. Свобода выражения мнении и преступления прессы. Каир, 1995.

32) Закария, Фарук. Современное пела меласс ./цнгжение: реальность и иллюзии. -2-е изд. Каир, 1986.

33) Захра Л. Оппозиционные партии н политика "открытых .дверей" в Египте. Каир, 1986.

34) Чух/ при. Юшнль. Пресса между запретом и разрешением. Каир. 1980.

35) Рамадан A.A. Политическая и общественная борьба !>•> времена X. Мубарака. Каир, 1995.

36) Салем, Падня. Письма читателей па страницах египетской прессы. - Диее. на соиек. уч. ст. канд. фнлол. наук. Каир, 1986

37) Оабат, Халнль: Азиз~ Сами; Риле, Юл ал. Свобода ие-птл в Египте. Каир, 1995.

38) Салио, Бутрус. Египетская пресса за два десятилетия (11?60-1980 Г!1.). Каир, 1с)81.

!Г ! V I И V

Jlincparvpa »a amvmiicKoivi hjukc

» 1) Buliough V.ISonic thoughts on islamic fundamentalism // 1 Tec-inquiry. - Buffalo (N.Y.), 1995.

2) Dessouki A. The Ressurgence of islamic organizations iti Egypt Islam and Power. Baltimore and London, 1991.

3) Emerson Thomas I. The system of freedom of expression. N.Y.: Random house? 1970.

4) Gelhicr E. Human rights and the new circle of equity // Freedom . and rationality. Dordrecht, 1989.

5) ¡hular E.T. Wlial (ircen Peril? // Foreign affairs. Spring IW. P 27-42. '

6) Haiman Franklvn S. Speech and law in a free Society. Chicago: University of Chicago Press, 1981.

7) MaUat Ch. introduction: on islam and democracy // Islam and public law: classical a. contemporary studies. - E., 1993.

8) Merrill Jolm C. 1 he dialectic in journalism: toward a Responsible use of press freedom. Baton Rouge: Louisiana State University pr<\ss. 1989.

9) Miller J. The Challenge of Radical Islam. Is Islam' Threat? // Foreign affairs. Spring 1993. - P. 42-56.

10) Rubin B. Islamic fundamentalism in Egyptian poliMcs. !.., 1090

VIE

11 ) Rubin B. Media polities and democracy. N.Y.: Oxford 1 miversiry press, 1977.

12) Schmidt Benno C. Public Access //jr. Freedom of the press. N.Y.: Praeger, 1976.

13) Sunstein Carl. Democracy and the problem of free speech. N.v. ; the free press, 1993.

14) Wicklem Jogn. Electronic Nightmare: The new communication-, and freedom. N.Y.: Viking press, 1981.

K . I K ". -f >-".f

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.