Политическое лидерство на мусульманском Востоке во 2-ой пол. XX века: На примере внешнеполитических концепций А. Садата, Р. М. Хомейни, А. Акаева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Воронин, Сергей Анатольевич
- Специальность ВАК РФ07.00.03
- Количество страниц 177
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Воронин, Сергей Анатольевич
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА НА ВОСТОКЕ (ВТОРАЯ
ПОЛОВИНА XX ВЕКА)
§1. Основные параметры и краткая характеристика массового сознания 18 и уровня политической культуры восточного социума.
§2. Характеристика харизматического лидерства как базисного в феномене восточной модели управления.
ГЛАВА И. АВТОРИТАРНЫЙ ТИП ЛИДЕРСТВА: АНВАР САДАТ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
§ 1. Мухаммад Анвар Садат. Конструкция политико-психологического образа.
§ 2. Методы и подходы А. Садата к урегулированию египетско-израильского конфликта.
ГЛАВА III. ИСТОКИ И ЭВОЛЮЦИЯ ТОТАЛИТАРНОГО ЛИДЕРСТВА: РУХОЛЛА МУСАВИ ХОМЕЙНИ. МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
§ 1. Основные аспекты этноконфессиональной традиции в Кыргызстане как базиса для формирования политической доктрины А.
§ 1. Рухолла Мусави Хомейни. Политико-психологическая характеристика.
§ 2. Специфика социально-политической доктрины Хомейни.
§ 3. Эволюция политико-религиозного мировоззрения Хомейни в ходе ирано-иракского конфликта.
ГЛАВА IV. ФОРМИРОВАНИЕ "ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО" ЛИДЕРСТВА В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ: АСКАР АКАЕВ.
Акаева.
§ 2. Аскар Акаев: психологический портрет.
§ 3. Внешнеполитическая концепция А. Акаева
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Эволюция политического лидерства в исламском мире в контексте концепции "третьего пути" в 40-е г. XX в. - нач. XXI в.: Индонезия, Ливия, Иран2010 год, доктор исторических наук Воронин, Сергей Анатольевич
Советское / российское направление во внешней политике Египта и Ливии во второй половине XX века2008 год, кандидат исторических наук Ульянищева, Екатерина Викторовна
Особенности выработки и осуществления региональной политики Исламской Республики Иран в условиях глобализации2005 год, кандидат политических наук Мотовилов, Юрий Васильевич
Становление демократии в Египте как проявление основных социальных и политических тенденций современного мирового развития: II-я половина XX в. - начало XXI в.2002 год, кандидат политических наук Шохди Моубарак Абдоу Фадл
Особенности и реализация внешней политики Исламской Республики Иран в 1979-2010 гг.2012 год, доктор исторических наук Юртаев, Владимир Иванович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политическое лидерство на мусульманском Востоке во 2-ой пол. XX века: На примере внешнеполитических концепций А. Садата, Р. М. Хомейни, А. Акаева»
Актуальность темы
На рубеже XXI века начинают происходить колоссальные видоизменения в центросиловой структуре мировых политических сил. Отходят в прошлое европоцентристские политические взаимоотношения. Взгляды политиков, представителей деловых и финансовых кругов все чаще обращаются на Восток. По оценкам специалистов начало XXI века в международных отношениях охарактеризуется дальнейшим движением по пути азианизации мира. Рассмотрение феномена восточного лидерства в этих новых условиях приобретает особое значение.
Проблема роли личности в истории являлась и остается одним из краеугольных камней преткновения, ожесточенных дискуссий историков, социологов и политологов. Анализ любого хронологически ограниченного исторического периода, любого исторического факта, события неизбежно сталкивает исследователя с личностями, действовавшими на данном этапе. Без понимания психологии лидера, без персонифицированного подхода невозможно адекватно отразить, осмыслить тот или иной исторический факт.
Актуальность данной темы объясняется повышенным интересом к проблеме психологии лидерства как одному из важнейших инструментов решения региональных международных конфликтов.
Более глубокое и детальное изучение феномена массового сознания восточного общества позволит выявить ту социальную базу, на основе которой и формируется лидер на Востоке. Актуальность данной темы связана также с тем, что ее изучение выявляет колоссальную пропасть между понятиями "власть" и "лидерство" на Востоке, что может значительно расширить рамки дипломатических усилий России по защите ее национальных интересов в афроазиатском регионе в целом, и на мусульманском Востоке в частности.
Определяющим аспектом в концепции лидерства в Азии и Африке во второй половине XX в. становится борьба за независимость, против иностранного вмешательства бывших метрополий. Таким образом, именно внешняя политика, по мнению диссертанта, является показательным срезом для изучения феномена восточных лидеров, их психологии, формирования, развития и рутинизация их авторитетов.
Объект исследования
Объектом исследования являются природа и роль лидерства на мусульманском Востоке, которая рассматривается по схеме "лидер-конфликт (внешнеполитическая стратегия)" на примерах египетского президента Анвара Мухаммада Садата (1918-1981), иранского лидера - аятоллы Рухоллы Мусави Хомейни (ок. 1900-1989) и кыргызского президента Аскара Акаева (р. 1944).
Автор сознательно попытался, изучая феномен "восточного лидерства" синтезировать в рамках одного исследования опыт изучения диаметрально противоположных фигур. Эти политические лидеры были избраны в качестве "сигнальных" портретов восточной модели государственого управления.
Дели и задачи исследования
Целью диссертационного исследования является выяснение природы и роли политического лидерства на мусульманском Востоке во 2-ой половине XX в. на примере внешнеполитической стратегии, осуществляемой лидерами Египта (А. Садат), Ирана (P.M. Хомейни), Кыргызстана (А. Акаев).
В соответствии с поставленной целью задачами исследования являются:
1) Типологизация и структуризация лидерства на мусульманском Востоке во 2-ой половине XX в.
2) Выявление и изучение методов и подходов восточного лидерства, применяемых для решения внешнеполитических проблем.
3) Анализ и рассмотрение соответствия на мусульманском Востоке между властью, опирающейся на закон и властью, опирающейся на личностный авторитет.
4) Изучение феномена массового сознания на Востоке как базиса для формирования лидерства.
5) Общая характеристика политического лидерства на мусульманском
Востоке.
Методы исследования
В XX в. историческая наука небывало расширила методологию научного исследования. Собственно историческая методология активно использует методы психологии и социологии, их синтез необходим при изучении ментальных и социальных функций. При этом под предметом изучения истории ряд ученых начинают понимать изучение и соотношение этих функций. Французский ученый Л. Февр определял границы исторического познания в XX в. как «способность к открытию соотношений.»1, к исследованию «на стыке наук», а саму задачу историка как способность, вооружившись данными психологии и социологии, «установить их взаимоотношения в рамках прошлого»2.
Методологической основой исследования явилась концепция о харизматическом лидерстве, разработанная немецким социологом М. Вебером.
По Веберу, в основе системы социального управления лежит вера, опираясь на которую лидеры пользуются авторитетом в социальной массе. Вебер отмечал, что существуют три способа достижения власти, легитимного управления. Власть может опираться на традиционное политическое сознание, рационально-правовую базу в социуме, на персональный авторитет личности, т.е. на харизматического лидера. Харизма, по Веберу, обладание личностью исключительными, трансцендентными свойствами. Вебер исследовал стадии развития харизматического авторитета, проанализировав присущие ему особенности"'.
Значительное содействие для расширения методологической базы исследования оказали труды французских социологов Г. Лебона4 и С Московичи5. Лебон полагал, что основным содержанием современной эпохи является «замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы»6. С. Московичи, используя разработки Лебона и Фрейда, попытался выявить закономерности и объяснить бессознательную деятельность толпы (массы) и ее лидеров.
В основу данного исследования также положена оригинальная концепция 3. Фрейда, изложенная им в работе «Моисей и монотеизм» . Австрийский ученый, тщательно изучив кровнородственные и социальные взаимоотношения в период патриархата, сделал вывод о том, что истоки природы тиранических и деспотических режимов как прошлых, так и настоящих, следует искать в первобытнообщинном строе с его непререкаемым авторитетом - Отцом-деспотом, контролирующим все сознательные и бессознательные контакты между единицами социума. Когда его власть стала сверхмерной, сыновьями было совершено убийство отца. Однако память о жестоком, несправедливом, но в то же время властном и решающем все проблемы вожде сохранилась в веках. Со временем социальная память об Отце превратилась в ностальгию по сильной власти.
Значительное содействие для формирования методологической базы исследования оказали труды отечественных социальных психологов. Особенно следует отметить работы В.М. Бехтерева8, Б.Ф. Поршнева9, Ю.В. Ирхина10, которые помогли диссертанту в раскрытии побудительных поведенческих мотивов и психологических особенностей изучаемых лидеров. Также хотелось бы отметить I 12 работы Е.В. Шороховой, Н.С. Мансурова, К.К. Платонова , C.J1. Рубинштейна , A.B. Брушлинскогоь'
Хронологические рамки работы
Хронологические рамки исследования охватывают 70-90-е гг. XX в. Именно на данном хронологическом этапе на мусульманском Востоке в постколоциальный период вызрели предпосылки для формирования и функционирования трех типов изучаемых форм осуществления власти тоталитарного, авторитарного и дем ократического.
Научная новизна исследования
Диссертация посвящена одной из сложнейших проблем в новейшей истории - проблеме роли личности, действующей на определенном историческом поле (пространстве и времени). Автор исследования пытается ответить на вопрос, изучению которого в отечественной и зарубежной историографии уделено фрагментарное внимание. Анализ форм правления на Востоке в 70-90-е гг. XX в. призван дать ответ на вопрос, какие же из них являются наиболее приемлемыми для современного восточного исламского общества. Впервые предпринимается попытка типологизации восточного лидерства на основе характерных черт, проявляющихся в выработке и принятии внешнеполитических решений. Впервые в рамках одного исследования анализируются три типа лидеров мусульманского Востока (А. Садаг, аятолла P.M. Хомейни и лидер сформировавшийся в условиях советского пространства, а также в постсоветский период (на примере Кыргызстана) - А. Акаев).
Практическая значимость работы
Практическая значимость работы состоит в том, что основные положения и выводы диссертации могут найти применение в научно-исследовательской работе, для подготовки лекций и спецкурсов по новейшей истории, политической психологии. Изучение исторического опыта форм осуществления власти на современном мусульманском Востоке приобретает особую актуальность и для России. Поэтому материалы и выводы диссертации могут быть полезными для российских политических деятелей, их советников, имиджмейкеров и т.п.
Источниковая база
В основу диссертации положен широкий круг разнообразных источников и литературы.
Ценными источниками являются документы международного характера, позволяющие изучить позиции лидеров - участников внешнеполитических событий, а именно документы внешней политики СССР, бюллетени Государственного департамента США, межгосударственные договоры, документы Генеральной Ассамблеи ООН и Совета Безопасности ООН14. В качестве источников использовались также комментарии, материалы отечественной и зарубежной прессы различных направлений15'
Другой важной группой источников являются речи, выступления и статьи изучаемых политических лидеров16. Интервью, выступления и заявления политических лидеров позволяют проанализировать их политические взгляды, специфику их мышления, стиль изложения проблем, формирование и эволюцию их позиции по тем или иным внешнеполитическим вопросам. Сравнительный анализ заявлений одного и того же политического деятеля, предназначенных для местной, американской и советской прессы позволяет выявить скрытые от поверхностного наблюдателя оттенки и нюансы в его позиции, истинный смысл его стратегии и дипломатии.
Для исследования данной проблематики особое значение имеет мемуарная литература. Для написания всех глав диссертации значительную помощь оказали мемуары отечественных политических деятелей среди которых особенно хотелось бы отметить воспоминания министра иностранных дел Громыко A.A., министра иностранных дел РСФСР, посла СССР в Египте, Иране Виног радова В.М, первого заместителя министра иностранных дел СССР Корниенко Г.М., первого заместителя заведующего Международным отделом ЦК КПСС Брутенца К.Н., член-корреспондента РАН, чрезвычайного полномочного посла Советского Союза Капицы М.С., посла в Китае и Японии, представителя СССР в Организации
I 7
Объединенных Наций Трояновского O.A. По сей день многие документы по ближневосточному урегулированию и ирано-иракскому конфликту недоступны для исследователей. Многие важнейшие и малоизвестные аспекты секретного взаимодействия между Египтом и США, личностного общения С адата и Киссинджера, Хомейни и Хусейна, сведения об эволюции позиций и установок изучаемых политических лидеров могут быть почерпнуты только из мемуаров18. Этот вид источников содержит фактический материал, не имеющий аналога в других источниках (к примеру, описание усилий А. Садата по открытию секретного канала связи между Каиром и Вашингтоном и др.).
Важные сведения о личностных характеристиках Садата, его политической деятельности, некоторых аспектах его биографии, о секретных переговорах между Садатом и Киссинджером содержатся в ценнейшем источнике по данной проблеме, воспоминаниях М. Хейкала19. М.Х. Хейкал - египетский журналист, являвшийся доверенным лицом Насера, близко знавший Садата, по праву считается одним из самых информированных лиц на Ближнем Востоке после политических лидеров, непосредственно принимавших участие в политических процессах.
Значительное содействие для написания диссертации оказали также воспоминания бывшего начальника генштаба египетской армии генерала С. эль-Шазли20. Он анализирует причины, ход и последствия Октябрьской войны 1973 г.
Ценный материал, основанный на личных впечатлениях, позволяющий глубоко проанализировать психологию и стиль мышления египетского президента А. Садата и иранского лидера - аятоллы Хомейни, содержится в воспоминаниях посла СССР в Египте и Иране В.М. Виноградова21.
Историография проблемы
Для исследования проблемы, которой посвящена данная работа, автором использовался широкий круг научной отечественной и зарубежной литературы.
Для анализа проблемы власти, специфики массового сознания, состояния уровня политической культуры общества стран "третьего мира" большое значение имеют теоретические работы Ерасова Б.С., Куббеля Л.Е., Мирского Г.И., Федорова В.А."" Основным аспектам проблемы политического лидерства посвящена монография Пищулина IT. и Сокола С.ъ Среди зарубежных исследователей особо хотелось бы отметить общие работы, посвященные проблемам лидерства Р. Такера, М. Бернса и Д. Мак-Грегора, Б. Бэсса, М. Дюверже24.
Однако, в целом, в отечественной историографии комплексного изучения феномена восточного лидерства не предпринималось. Исследовалось лишь информационное поле (внешнеполитическая и внутриполитическая стратегия), на котором оперировал конкретный политический лидер. Поскольку в данной работе исследуются типы лидерства в процессе решения внешнеполитических задач, автором были тщательно изучены работы отечественных и зарубежных историков по внешней политике Египта в 70-е - нач. 80-х гг. (основной фигурант А. С адат), Исламской Республики Иран в 70-е - 80-е гг. (фигурант - P.M. Хомейни) и внешнеполитической стратегии Кыргызстана в 90-е гг. (фигурант - А. Акаев).
В отечественной историографии изучение американо-египетских отношений в 70-х гг., роли А. Садата; политики ИРИ в 80-е гг., роли аятоллы Хомейни велось в основном с идеологизированных позиций. Оценка политики Садата и Хомейни напрямую связывалась с их позицией в советско-американском противостоянии.
При оценке политики Садата исходной базой для отечественных исследователей явилась оценка академика Е.М. Примакова. Он анализирует в своих работах истоки и причины, породившие ближневосточный конфликт, прослеживает конфронтацию между Израилем и арабскими странами. Его работы содержат также интересный биографический материал о С адате. Однако кэмп-дэвидская политика Садата оценивается как заблокировавшая достижение всеобъемлющего урегулирования. В качестве противовеса вмешательству США рассматривается политика СССР как единственного возможного гаранта решения ближневосточного конфликта.
Внутренняя и внешняя политика С адата освещена в работах И.П. Беляева и Е.М. Примакова, А.Г. Князева, A.M. Васильева23. Особенно следует выделить монографию А.Г. Князева «Египет после Насера», в которой прослеживаются изменения во внутренней и внешней политике Египта в период президентства Садата. Подавляющее большинство отечественных исследователей точкой отсчета изменения египетского режима считают 1970 г. - год смерти Г.А. Насера и вступления в президентские права Садата, который рассматривается как политический лидер, осуществивший демонтаж политического наследия Насера. С этим трудно согласиться. В данном исследовании автор диссертации показывает, что эволюция политической системы Египта и во внутренней, и во внешней политике начиналась с июньского кризиса 1967 г. и осуществлялась еще в период Насера. Садат, порвав с официозным насеровским наследием, фактически явился продолжателем тех тенденций и течений, у основания которых стоял сам Насер последних лет, который уже не был прежним Насером.
Формированию внешней политики Египта в 1970-1993 гг. посвящено исследование В.Е. Титоренко26. В его монографии рассматривается влияние социально-экономических и природно-демографических факторов на внешнюю политику АРЕ в 70-х - нач. 90-х гг., анализируется механизм принятия внешнеполитических решений, роль президентов (Садата, Мубарака) и их окружения в формировании внешнеполитического курса страны, роль исламского фактора во внешней политике Египта.
Развитие американо-египетских отношений в 70-е гг. освещено в
27 монографии В.Х. Халилова .
Эволюция американской ближневосточной политики изучена в работах И.Д. Звягельской, Р.В. Борисова, А.И. Осипова и др.
И.Д. Звягельская28 на примере развития арабо-израильского конфликта анализирует приемы контролирования и урегулирования США данного конфликта, рассматривает американские внешнеполитические методы на Ближнем Востоке, сдвиги и изменения в американской ближневосточной политике в 70-е гг. г, 74
Звягельская изучила также принципы взаимоотношении военной верхушки Израиля с политическими органами власти, степень участия генералитета в разработке политических решений государства. Ее монография о роли поенной верхушки в Израиле имеет большое значение для анализа событий Октябрьской войны 1973 г., выявляя планы израильского руководства, степень его готовности к военным действиям, степень контролируемости ситуации на Ближнем Востоке Израилем. В оценках роли и места Октябрьской войны 1973 г. в отечественной историографии доминировала концепция американского сценария развития событий в октябре 1973 г. Эта версия была выдвинута Е.М. Примаковым и И.П. Беляевым"'0. Суть ее сводилась к тому, что военные действия в октябре 1973 г. были политическим спектаклем, разыгранным С адатом по сценарию Киссинджера для выведения конфликта из мертвой точки. ч I
Полезным для диссертанта было исследование А.Б. Борисова0 , который рассматривает влияние ислама на внешнюю и внутреннюю политику Садата. Это позволяет понять причины недовольства и неприятия курса Садата в арабском мире.
Среди работ зарубежных исследователей особо важное место принадлежит монографии У. Кваидта"'2, который анализирует все узловые аспекты ближневосточного урегулирования на обширном, детальном историческом материале. Для его исследования характерно объективное, лишенное политической ангажированности рассмотрение ближневосточного урегулирования. Квандт объективно и беспристрастно оценивает роль США и СССР в ближневосточном урегулировании в 70-е гг.
Интересный фактический материал содержится в работе Г. Шукри «Египет: портрет президента (1970-1981)», посвященной анализу политической деятельности А. Садата"''3.
Для объективной оценки Октябрьской войны 1973 г. диссертант обратился к работам М. Бонэма, М. Шапиро, Т. Трамбла"'4, которые убедительно показали, что действия Садата были абсолютно неожиданными для США. Американская администрация знала о военных приготовлениях арабов, но не верила в возможность реального начала военных действий.
Большую помощь при анализе переговоров Садата и Киссинджера диссертанту оказала работа профессора Гарвардского университета Э. Шихана, в которой содержатся материалы о ближневосточной миссии Киссинджера. Материалы о секретной дипломатии Г. Киссинджера на Ближнем Востоке содержатся также в работе М. Кэлба и В. Кэлба''5.
Исследования отечественных историков-востоковедов, рассматривающих историю Ирана периода после исламской революции и ирано-иракского кризиса, в основных выводах коррелируются с западными учеными и не имеют таких идеологических и пропагандистских различий как при анализе политики египетского президента А. Садата. Видимо это объясняется отсутствием биполярного противоборства СССР и США в Иране. Сходство оценок отечественных и зарубежных исследователей обусловлено видимо и внешнеполитической формулой Хомейни - «Ни коммунистическому Востоку, ни империалистическому Западу».
В отечественной историографии особо заметное место в изучении политических процессов в Иране в конце 70-80-е гг. XX в., внутренней и внешней политики Хомейни, занимают монографии СЛ. Агаева^. В его трудах тщательно изучен режим шаха Реза Пехлеви; выявлены истоки и причины исламской революции; рельефно показано формирование идеологических установок Хомейни, его первые внешнеполитические инициативы.
Агаев уделяет большое внимание изучению политического портрета иранского лидера. В его работе содержатся малоизвестные данные о биографии аятоллы37. Интересная, насыщенная богатым фактическим материалом, попытка наброска к политическому портрету Хомейни была предпринята также иранистом С.А. Алиевым38.
Учитывая противопоставление в ирано-иракском конфликте идеологии исламского фундаментализма и теории и практики иракского национализма, значительное внимание в трудах отечественных востоковедов уделено изучению ряда аспектов исламской религии. Общему характеру истории и современности ислама-посвящены работы О.Г. Большакова и Д.Е. Еремеева"'9. Роли ислама и его влияния на массовое сознание в Иране уделяет внимание А.К. Лукояиов40. Изучению эволюции роли государства в экономическом развитии Ирана в конце 70-80-х гг., посвящена монография Н.М. Мамедовой41.
Причины и история ирано-иракского конфликта детально изучены в монографии Ш.А. Ниязматова42. Течение ирано-иракского конфликта, рассматриваемого сквозь призму личностных взаимоотношений Хомейпи и иракского лидера С. Хусейна, представлено в работе Б.Г. Сейраняна4"'.
Среди работ зарубежных историков особенно полезным для диссертанта был фундаментальный труд М. Реза Годса, посвященный изучению политической истории Ирана в XX в.44- В этой монографии дается анализ политики и взглядов имама Хомейпи. Проблеме иранской революции, роли Хомейни, эволюции его религиозной и политической концепции посвящены исследования С. Забиха, X. Баширигеха43.
Анатомия ирано-иракского кризиса на основе анализа значительного фактического материала изучена в монографии Н. Физзли46. К. Мофид47 исследовал экономические аспекты ирано-иракского конфликта.
Изучение истории суверенного государства Кыргызстан и его лидера А. Акаева стоит лишь у истоков научного анализа. Количество работ, посвященных этой проблеме крайне незначительно, поскольку речь идет о событиях, современниками которых мы являемся. Для глубоких и научно выверенных выводов прошло мало времени, явно недостаточно, чтобы оценивать фигуру кыргызского президента и его внешнюю политику в ретроспекции. Однако интересные работы по этим вопросам все же есть, как кыргызских, так и российских авторов.
Особенно следует выделить биографию А. Акаева, написанную авторским коллективом кыргызских ученых и журналистов под руководством А. Атамышева48. Данная работа хотя и изобилует явными панегириками в адрес кыргызского президента, содержит большой пласт биографического материала.
Критический анализ личности А. Акаева предпринят Г. Ситнянским4;.
Для понимания формирования президентской концепции власти у Акаева диссертанту помогли труды Е. Кривец, изучающей религиозную традицию в Кыргызстане50.
Проблеме исследования этнического сознания в Кыргызстане посвящены работы Д. Трофимова, Б. Акмолдоевой, Ч. Исраиловой51 .
Основные аспекты экономической политики Кыргызстана аккумулируются в о работах М. Гафарлы, Г. Старченкова . Анализу геополитичекой ситуации в Закавказье и Центральной Азии посвящена работа Г. Милославского53.
Следует также отметить монографию A.B. Васильева "Россия на Ближнем и Среднем Востоке", оказавшуюся полезной при написании всех глав диссертации. Васильевым дается непредвзятая оценка политики СССР в данном регионе, показан процесс принятия решений по вопросам внешней политики в Кремле, приводятся ранее неизвестные факты арабо-израильской войны 1973 г. В целом монография Васильева явилась плодом его 30-летнего изучения Ближнего и Среднего Востока54.
1 Февр JI. Бои за историю. М., 1991. С. 97.
2 Там же.
3 Weber М. The Theory of social and economic organization. N-Y, 1947., P. 358-359.
4 Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896.
5 Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. М., 1996.
6 Хрестоматия по социальной психологии. Под ред. Райгородской Д.Я. М., 1998. С.
3.
7 Freud S. Moses & monotheism. Standart edition. Т. XXIII. L., P. 100-101.
8 Бехтерев В. M. Психика и жизнь. М., 1998; Будущее психиатрии. М., 1999.
9 Поршнев Б.Ф. Историческая и социальная психология. М., 1979.
10 Ирхин Ю.В. Психология и политика. М., 1993.
11 Вопросы психологии. М., 1963. № 5. 10
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
13 Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического развития человека. М., 1977.
14 ARE: Ministry of foreign affairs: White paper on the peace initiative by president Anvar al-Sadat (1970-1977). Cairo, 1978; Camp David Summit, September 5-17, 1978. Publication 8954 Department State, Wash., 1978; Department State bulletin Vol. 69, 74 November 1973; Interview with the president Remarks & questions & answers. Session with a group of editors & news directors 16. 12. 1977. Weekly complications of presidential doc. 19. 12. 1977; The Search for peace in the middle East. Documents & statements 1967-1979. Report Subcommittee on Europe & the Middle last of the committee on foreign affairs US House of representatives GPO. Wash., 1979; Policy Memorandum № 40. Middle East -Review. L., 1985; Внешняя политика Советского Союза и международные отношения: Сб. док. М., 1973, 1975, 1976; Громыко А.А. Указ. соч.; Громыко А.А. Избранные речи и статьи. М., 1978; Организация Объединенных Наций: Сб. док. М., 1981.
15 Egyption gazzete; Foreign affairs; The Foreign policy; Newsweek; The Washington post; Guardian; Аргументы и факты; Правда; Известия; Комсомольская правда.
16 Великий аятолла имам Хомейни. Завещание. М., 1996; Khomeiny R. Islam & Revolution. Berkley, 1981; Выступление А. Садата на конференции солидарности народов Азии и Африки, Каир, 26. 12. 1957 - 01. 01. 1958. М., 1958; А. Садат Заявления и интервью в прессе. Washington post, Известия, Правда и др.; А. Акаев Интервью и выступления в прессе. Аргументы и факты, Известия и др.
17
Громыко А.А. Памятное. М., 1988; Виноградов В.М. Дипломатия: люди и события. Из записок посла. М., 1998; Корниенко Г.М. "Холодная война": свидетельство ее участника. М., 1995; Брутенц К.Н. Тридцать лет на Старой площади. М., 1998; Капица М.С. На разных параллелях: записки дипломата. М., 1996; Трояновский О.А. Через годы и расстояния: история одной семьи, воспоминания дипломата. М., 1997.
18 Sadat A. In search of identity. N-Y., 1978; Kissinger H. White House years. N-Y., 1982; Никсон P. На арене: Воспоминания о победах, поражениях и возрождении. М., 1992; Haber Е, Sehiff Z, Yaazi Е. The year of the dove Abantam book, 1979; Eisenberg D., Dan U., Landau E. Mossad: Israel's secret intelligence Service. Inside stories, L., 1990.; Vance C. Hard choises: Critisal years in American foreign polisy. N-Y., 1983; Brzezinski Z. Power & prisiples. N-Y., 1983.
19 Heikal M. Sphinx & Commissar. L., 1975; Heikal M. The road to Ramadan., L., 1975; Хейкал M.X. Осень гнева // Новое время. 1984. № 6, № 15.
20 el-Shazly S. The Crossing of Suez. The October War. L, 1980.
21 Виноградов В.М. Указ. соч.
22
Ерасов Б.С. В кн.: Идеологические процессы и массовое сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1984; Куббель JI.E. Там же; Мирский Г.И. В кн.: Авторитаризм и демократия в "Третьем мире". М, 1991; Федоров В.А. Эволюция авторитарных режимов на Востоке // Азия и Африка сегодня. 1990. № 4.
23 Пищулин Н., Сокол С. Политическое лидерство. М., 1992.
Tucker R. Politics as leadership. L., 1981; Burns M., Mccregor J. Leadership. N-Y., 1978; Bass B. Stogdills Handbook on leadership. N-Y., 1981; Duverger M., The idea of politics. L„ 1976.
25 Беляев A.H., Примаков E.M. Египет: время президента Насера. М., 1981; Князев А.Г. Египет после Насера: 1970-1981. М., 1986; Его же. Внутриполитическое и идеологическое развитие в посленасеровском Египте // Народы Азии и Африки. 1984. № 4; Васильев A.M. Египет: эволюция политической системы // Вопросы истории. 1988. № 11; Его же. Египетский национализм и панарабизм // Народы Азии и Африки. 1987. № 1.
26 Титоренко В.Е. Формирование внешней политики Египта после Г.А. Насера (19701993 гг.). М„ 1994.
27 Халилов В.Х. От «плана Роджерса» к Кэмп-Дэвиду. Ташкент, 1983.
28 Звягельская И.Д. Конфликтная политика США на Ближнем и Среднем Востоке: сер. 70 - вторая половина 80-х гг. М., 1990.
29 Звягельская И.Д. Роль военной верхушки в формировании государственной политики Израиля. М., 1982.
30 Беляев А.Н., Примаков Е.М. Указ. соч.
31 Борисов А.Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта (XX век). М.,
1991.
32 Quandt W. Decade of decisions. American policy towards the arab-israel conflict 19671976, Bercley, 1977.
33 Shoukri G. Egypt: Portrait of a President (1970-1981). L, 1981.
34 Bonham M., Trumble Т., Shapiro M. The October War: Congealed beliefs & historical analogizing: Rep. XVII Confen. Int. Studies Assoc. Toronto. 1976.
35 •
Sheehan E. The arabs & israelis & Kissinger. A secret history of american diplomasy in the Middle east. N-Y., 1976; Kalb M., Kalb В. Kissinger. N-Y., 1975.
36 Агаев С.Jl. Иран в прошлом и настоящем. М., 1981; Иранская революция, США и международная безопасность. М., 1986.
Ч 7
Агаев С.Л. Рухолла Мусави Хомейни // Вопросы истории. 1989. № 6. 38 Алиев С. Рухолла ал-Мусави ал-Хомейни // Азия и Африка сегодня. 1988. № 10. Большаков О.Г. История халифата. Ислам в Аравии. М., 1989; Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990.
40 Лукоянов А.К. Исламизация в Иране (Проблема власти) // Мусульманские страны религия и политика в (70-80-е гг.). М., 1991; Ислам в современной политике стран Востока (конец 70 - начало 80-х гг. XX в. М., 1986; Мусульманские страны: Религия и политика (70-80-е гг.). М., 1991.
41 Мамедова Н.М. Иран в XX веке. Роль государства в экономическом развитии. М.,
1997.
42 Ниязматов Ш.А. Ирано-иракский конфликт. Т., 1989.
43 Сейранян Б.Г. Звезда и жизнь диктатора // Азия и Африка сегодня. 1994. № 4.
44 Reza Ghods М. Iran in the twentieth century. A political history, Boulder, 1989.
45 Zabih S. Iran since the revolution. L., 1982; Bashirigeh H. The state & revolution in Iran. L., 1984.
46 Fizzli N. The Iran-Iraq conflict. P., 1981.
47 Mofid K. The economic consequences of the Iran-Iraq war. US-European Summer school of Global security & arms control. University of Sussex (27^ July-7^1 August 1987).
48 Атамышев А. и др. Аскар Акаев: Человек без середины. Бишкек, 1993.
49 Ситнянский Г. Президент Киргизии: Аскар Акаев // Россия и мусульманский мир. 1996. №3.
50 Кривец Е. Религиозная традиция в Казахстане и Киргизии // Россия и мусульманский мир. 1997. № 1.
51 Трофимов Д. Киргизия: «Северяне» против «южан» // Известия. 1997. 19 июля; Акмолдаева Б., Исраилова Ч. Кыргызстан: этническое сознание на переломе // Этносоциальные процессы в Кыргызстане. М., 1994.
52 Гафарлы М. Киргизия: оживление в хозяйственной жизни // Россия и мусульманский мир. 1997. № 1 (55); Старченков Г. Киргизия: жизнь без старшего брата // Азия и Африка сегодня. 1995. № 2.
53 Милославский Г. Закавказье и Центральная Азия в сер. 90-х г. // Россия и мусульманский мир. 1998. № 6 (48).
54 Васильев А. Россия на Ближнем и Среднем Востоке. М., 1993.
Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Политические процессы в современном развитии Ирана: тенденции, проблемы, перспективы2010 год, кандидат политических наук Кудрявцев, Алексей Николаевич
Внешняя политика Исламской Республики Иран после революции 1978-1979 гг.1997 год, доктор исторических наук Ушаков, Вячеслав Алексеевич
Ближний Восток: проблема экспансии терроризма и исламского экстремизма: 70-е - 90-е гг. XX в.2006 год, кандидат исторических наук Казак, Владимир Владимирович
Основные направления внутренней и внешней политики правительства Садата (1970-1981 )1984 год, кандидат исторических наук Турсунова, Сурия Миноваровна
Религиозно-политический модернизм в современном Иране2011 год, кандидат исторических наук Федосеенкова, Анна Николаевна
Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Воронин, Сергей Анатольевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования диссертант пришел к следующим выводам: I. Фундаментальной базой в .феномене политического лидерства на Востоке во 2-ой половине XX в. является мифологическое массовое сознание, опирающееся на традиционные ценностные установки. Оно характеризуется:
•общинно-коллективистскими традициями, при которых консенсус является основой социального мироустройства. Приоритет общего над частным при безусловном признании деспотизма власти сформировал пренебрежение к соблюдению прав и свобод индивида, что и заложило фундамент для формирования и развития лидеров авторитарного и тоталитарного типов во 2-ой половине XX в.
•символизм сознания афро-азиатского общества, под которым понимается единство слова и жеста, насыщение обыденно-практического существования символикой и риторикой религиозного, этнического или национального толка. При подобном способе осмысления действительности у индивида сливаются воедино воплощение миропонимания и единства коллектива. При этом важнейшей задачей массового сознания является защита символа, ибо его нарушение воспринимается как посягательство на устои социального бытия.
•фетишизация социальных отношений, при которых индивид не является самостоятельным организатором основ общественного мироустройства. Определяющими факторами его существования являются контроль над личностью и боязнь наказания за совершенные проступки.
•эгалитаризм и иерархизм не вступают на Востоке в противоречия друг с другом. Имеют право на существование как требование равного распределения благ, так и признание общественного неравенства.
•локальный солидаризм, понимаемый как унификация собственных установок под коллективные., Основным параметром отношения к материальным благам является ориентир на удовлетворение конкретных насущных потребностей, а не на накопление.
•отношения в рамках коллектива строятся на патронажно-клиентальной1 основе. Индивид олицетворяет себя с микрогруппой в противоположность макросообществам. Так, например, вождем друзов в Ливане являлся Камаль Джумблат. После его смерти массы, не раздумывая, пошли за его сыном. Отец и сын (Камаль-бек и Валид-бек) слились в массовом сознании в монолитную фигуру лидера. Подобная система взаимоотношений прочно заложила основы монархически-деспотических режимов, основанных на преемственности власти (будь то власть кровнородственная, будь религиозная). Структура режима Хомейни в этом аспекте мало отличается от режима шаха Реза Пехлеви. Внешняя форма сохранялась, лишь повсеместно портреты шаха были заменены на изображения аятоллы. И если в первом случае апелляция легитимности власти шла к многовековым традициям иранской монархии, то во втором к пророку Мухаммаду и 12 имаму. Без соблюдения правил патронажно-клиентальной системы, без уверений в верности идеям Насера Анвару Садату также не удалось бы на первых порах своего президентства добиться значительных успехов.
II. Второй основой политического лидерства на Востоке в рассматриваемый период является слабо выраженная политическая культура населения стран "третьего мира". В политической культуре восточного социума 2-ой половины XX в. отсутствует понятие об эволюции общественного развития. Новация, какой бы характер она не носила, воспринимается с заведомым недоверием, в ней видится источник потенциальной опасности вековым устоям и традициям. В силу этого основным призывом политических лидеров, пользующихся наибольшей поддержкой массового сознания, является лозунг о восстановлении изначального мироустройства, возвращения к традиционному общественному порядку, проверенному веками.
Колониальная эпоха на Востоке сыграла двоякую роль. С одной стороны, она привнесла европейские политические ценности, которым суждено было остаться на поверхности, глубоко не проникая в массовое политическое сознание, с другой, она лишь прочнее укрепила представление об истинности традиционных ценностей, и об опасности проникновения любых инноваций в традиционное общество.
Также важным параметром, характеризующим слабовыраженную политическую культуру является отсутствие социализации единиц восточного социума. Индивид на Востоке не превращается в активного, персонифицированного участника общества.
III. Отдельно следует выделить и особую роль государства как общественного института, также оказывающего непосредственное влияние на формирование лидеров в рассматриваемый период. Вековые традиции деспотии привели к ситуации, когда государственная власть вне зависимости от формы правления является неподотчетным ни перед кем институтом. Власть в лице фараона, шаха, короля, президента решала и решает на Востоке все вопросы политической, а не редко и экономической жизни. Все это перекрывает участие в политике представителей финансовых и деловых кругов в странах Азии и Африки. Так, Садат,'декларируя экономические свободы египетской буржуазии, ограничил ее сферу деятельности в ходе "инфитаха" лишь хозяйственным механизмом, не допустив ее до реального участия в-выработке политического курса Египта. В силу этого представители финансовых кругов не смогли полностью доверять авторитарному, никому неподконтрольному стилю Садата.
IV. Основными идеями социально-политических доктрин для объединения масс вокруг лидеров 2-ой половине XX в. на Востоке становятся: а) этническая; б) государственная (национальная); в) религиозная.
В 70-е гг. в Египте произошел отход от идеи панарабизма и переориентация с помощью Садата на египетскую национальную идеологию, в основу которой был положен принцип приверженности не нации, а государству, под девизом: "Мы прежде всего египтяне, а потом арабы!", а не наоборот. Государственный национализм как объединяющая идея становится во 2-ой половине XX в. наиболее прочной формой объединения, опираясь на длительные традиции подчинения государству, уважения к старшему. Приходя в противоречие даже с религиозной риторикой, идеология государственного национализма нередко оказывается более конструктивной. Так, например, в ходе ирано-иракской войны арабы - граждане
Ирана (Хузестан) не подняли восстание против режима Хомейни, а сражались с войсками Саддама Хусейна. При этом, арабы-шиииты в Ираке в свою очередь не пошли против правительства Ирака, когда на втором этапе войны в Ирак вошла иранская армия. И несмотря на то, что в Египте периода Садата государственный национализм проиграл этнической идеологии панарабизма, сегодня тенденция к - использованию именно этой социально-политической доктрины намечается у лидеров афро-азиатского мира.
V. На основе анализа фактического материала, автор диссертации также пришел к выводу, что именно внешняя политика, осуществляемая лидерами является наиболее показательным срезом для изучения свойств их личности. Разрушение колониальной системы в ходе национально-освободительных движений привело к тому, что именно внешнеполитическая стратегия стала приоритетной в формировании национальных лидеров в изучаемый период.
VI. Фактор политического лидерства на Востоке в рассматриваемый период выражен значительно ярче, нежели на Западе. Основным типом лидера на Востоке во 2-ой половине XX в. остается лидер харизматический, то есть наделенный исключительными индивидуальными свойствами, в силу которых, он выделяется из окружающей массы, становясь главой социальной группы и почитаемый социумом как . эталон для подражания. Распространенными качествами харизматического лидера являются пророческие способности, политический эпатаж, безусловное доверие со стороны населения. Обладание харизмой есть обладание мистическим даром руководить толпами. Харизматическому лидерству свойственны фазы возникновения и развития, эволюции и рутинизации. ' Национальная поддержка в "третьем мире" обеспечивается только лидером харизматическим.
VII. Автор исследования также пришел к выводу о разграничении на Востоке понятий "власть" и "лидерство". Власть основывается на подчинении закону. Лидерство - на подчинении конкретной личности. Власть является функцией. Лидерство - призванием, основанным на обладании харизмой. Только личность, являющаяся лидером по совокупности присущих ей свойств, может претендовать на власть на Востоке. Садат был президентом, официальным руководителем государства, однако,, не стал лидером. Хомейни, напротив, не занимая формального поста руководителя государства являлся истинным лидером со всеми присущими этому явлению атрибутами.
VIII. В ходе проведенного исследования, автор работы, выяснил, что вторая половина XX века на Востоке представлена всемГи основными типами лидерства: авторитарным, тоталитарным и демократическим. Изучив данные явления на конкретных примерах (А.' Садат, P.M. Хомейни, А. Акаев), диссертант пришел к следующим характеристикам данных типов лидерства.
1. Авторитарный тип лидерства (на примере А. Садата). а) Основные рычаги управления государством сконцентрированы в одних руках. При этом лидер допускает некоторое размежевание политических сил внутри властных структур. Однако, когда разнонаправленные векторы политических группировок входят в противодействие, лидер пресекает конфликт, уничтожая одну из них. Экономика находится в режиме достаточно свободного развития. б) Подчинение принципу высшей власти рассматривается как залог функционирования режима. в) Противопоставление лидером понятий "закон" и "личное послушание вождю". Основной признак государственного служащего при авторитарном лидере - лояльность по отношению к руководителю, даже если при этом нарушаются юридические нормы. г) Авторитарный лидер характеризуется такими психологическими чертами, как:
•агрессивность по отношению к лицам, не разделяющих убеждения и взгляды вождя;
•склонность к суевериям;
•мнительность и подозрительность (вспомним "странную войну" с Ливией, начатую Садатом в 1977 г. из-за сведений, предоставленных Моссадом о том, что ливийцы готовят покушение на его жизнь);
•стремление к гиперболизации своих заслуг, своей роли в жизни государства (Анвар Садат нередко сравнивал свою роль в новейшей истории Египта со значением великих фараонов и пирамид);
•склонности к позерству, самолюбованию и эпатажу, нередко в ущерб своему имиджу и реальным событиям (известно, что 6 октября 1981 г., когда Садат был убит на параде в Каире он сознательно не надел бронежилет, так как этот аксессуар сильно полнил фигуру президента);
•внутренняя неуверенность в собственных возможностях при внешней демонстрации самоуверенности (у Садата на протяжении всей политической карьеры был комплекс "недоучки". Его жизнь сложилась так, что он не получил какого-либо систематического образования и крайне переживал это).
М. Дюверже дает следующие объяснения феномена авторитарного лидерства: ".индивид мстит окружающим за то, что они не любят его, смеются над ним, считают его ниже себя. таким образом, лидер пытается компенсировать индивидуальные недостатки" . (Садат образца 1970 г. является классической иллюстрацией замечания Дюверже).
В целом, следует отметить, что Садат, осуществляя авторитарный стиль лидерства и достигнув значительных успехов во внешнеполитической сфере; отошел от типично восточных политических методов. Его политическая концепция базировалась на европейских ценностях, на приоритете национальных интересов над этническими. Он противопоставил Египет и арабский мир, но несмотря на реальные успехи своей политики не стал, да и не мог стать, лидером харизматическим, за которым пошел бы народ. Садату суждено было остаться , непонятым и непризнанным лидером и трагически погибнуть в результате покушения исламских террористов.
2. Тоталитарный тип лидерства (на примере P.M. Хомейни). а) политическая власть в государстве принадлежит одному лицу. Узурпация всей полноты власти (Хомейни решал весь круг вопросов в Иране); б) регламентация и регуляция всех социальных, экономических и личносемейных отношений. Формирование так называемого, по определению Севортяна Н.Э., "тотального психологического генотипа"3, то есть индивида, который естественно отчужден от любых прав личности. (Напомним, что в ходе ирано-иракской войны иранцы не могли даже приобрести продукты питания без предъявления справки о том, что один из членов семьи служит в армии); в) беспощадное подавление мыслей и желаний, противоречащих принятым нормам (объявление Хомейни смертной казни Салману Рушди за оскорбление ислама в его "Сатанинских стихах"); г) гиперболизация- достоинств личности лидера, доходящая до слепого поклонения. (В конце 70-х - 80-е гг. в Иране портреты Хомейни были повсюду, даже на могилах погибших воинов. Хомейни синтезировал шахидизм за веру с шахидизмом за лидера); д) деспотизм по отношению к окружающим. Их тотальное подчинение воле лидера;. 1 е) показная морализация общественной жизни. Сверхстрогость в личносемейных отношениях. (Забивание камнями за супружескую неверность было в Иране при Хомейни обычной практикой); ж) показная скромность образа4 жизни лидера. (В доме Хомейни были лишь стеллажи с книгами и коврик для сна); з) Растворение лидера в массах. Его визуальное присутствие в общественной жизни в виде портретов, цитируемых высказываний и т.п.; и) слабое проявление законности. Характеризуя тип лидерства на примере Хомейни, следует заметить, что образ тоталитарного, харизматического лидера наиболее идеален для массового сознания и уровня политической культуры традиционого общества.
3. Демократический тип лидерства (на примере А. Акаева).
Демократия есть форма государственности, порожденная европейской системой политических ценностей. Все демократические принципы прямо противоположны установкам ментальности восточного индивида. Демократические установки характерны для стран "третьего мира", лидеры и население которых прошли через длительную политическую европейскую ассимиляцию, то есть для стран, в которых в. ходе модернизации традиционное общество претерпело значительные изменения, вплоть до его разрушения. Таким образом, эти государства перестали соответствовать стандартной социальной модели "третьего мира". Они утратили восточные традиции, но не приобрели и западные черты, превратившись в аморфные образования, существование которых заканчивается нередко установлением диктатуры. (К примеру в некоторых странах Африки тенденция к разрушению традиционного общества в связи с урбанизацией привела к дезориентации индивидов, которые, утратив традиционные ценностные установки, ничего не получили взамен). В тех же случаях, когда демократия избирается в качестве базовой модели государственного устройства без полного разрушения традиционного социума, правильнее говорить о восточной квазидемократии,' яркий пример осуществления которой мы можем наблюдать в Кыргызстане. На провозглашение демократической концепции власти Акаевым воздействовали следующие факторы: а) Ознакомление лидера и населения с идеями демократии (на примере России и Западной Европы). б) Развитая роль средств массовой информации. в) Забота об имидже режима во внешнем мире.
При этом, следует отметить, что, даже провозглашая идеи демократии, восточное лидерство сразу же ограничивает её права и свободы. (Идея об "авторитарной демократии" в переходный период у Акаева, концепция "контролируемой демократии" у Садата).
Таким образом, демократическая модель государственного устройства является формальной системой ценностей на Востоке 2-ой половины XX в. При официальной демократической политической доктрине стили и методы лидерства остаются типично авторитарными (жесткая цензура Акаева над средствами массой информации, президентские выборы в Кыргызстане 1995 г. подтверждают это положение). Все это свидетельствует о том, что на сегодняшний день демократия -случайный гость в феномене восточного лидерства. IX. И в заключение хотелось бы выделить общие черты, характерные для лидерства на Востоке во 2-ой половине XX в.
1. Истинный лидер на Востоке - лидер, наделенный харизматическими чертами.
172
2. Для лидеров "третьего мира" характерны:
- подмена "мы" на "я", ведущая к узурпации власти.
- двойной стандарт в оценке ситуаций.
- гиперболизация событий и личности.
- политическое хамелеонство.
- опора на эмоционально-чувственный фактор
- зависимость политического успеха от выбора в альтернативе власти и лидерства.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Воронин, Сергей Анатольевич, 1999 год
1. Брутенц К.Н. Тридцать лет на Старой площади. М., 1998
2. Виноградов В.М. Дипломатия: люди и события. Из записок посла. М.,1998.
3. Великий аятолла имам Хомейни. Завещание. М., 1996.
4. Внешняя политика Советского Союза и международные отношения: Сб. док. М., 1973, 1975, 1976.
5. Выступление А. Садата на конференции солидарности народов Азии и Африки, Каир, 26. 12. 1957 01. 01. 1958. М„ 1958.
6. Громыко А.А. Избранные речи и статьи. М., 1978.
7. Громыко А.А. Памятное. М., 1988.
8. Капица М.С. На разных параллелях: Записки дипломата. М., 1996.
9. Корниенко Г.М. "Холодная война": свидетельство ее участника. М., 1995.
10. Никсон Р. На арене: Воспоминания о победах, поражениях и возрождении. М., 1992.
11. Организация Объединенных Наций: Сб. док. М., 1981.
12. Трояновский О.А. Через годы и расстояния: история одной семьи. Воспоминания дипломата. М., 1997.
13. ARE: Ministry of foreign affairs: White paper on the peace initiative by president Anvar al-Sadat (1970-1977). Cairo, 1978.
14. Camp David Summit, September 5-17, 1978. Publication 8954 Department State, Wash., 1978.
15. Department State bulletin Vol. 69, 74 November 1973.
16. Eisenberg D., Dan U., Landau E. Mossad: Israel's secret intelligence service. Inside stories, L., 1990.
17. Haber E, Sehiff Z, Yaazi E. The year of the dove. N-Y, 1979.
18. Heikal M. Sphinx & Commissar. L., 1975.
19. Heikal M. The road to Ramadan., L., 1975.
20. Interview with the president Remarks & questions & answers. Session with a group of editors & news directors 16. 12. 1977. Weekly complications of presidential doc. 19. 12. 1977.
21. Kissinger H. White House years. N-Y., 1982.
22. Khomeiny R. Islam & Revolution. Berkley, 1981.
23. Policy Memorandum № 40. Middle East Review. L., 1985.
24. Sadat A. In search of identity. N-Y., 1978.
25. Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем. М., 1981.,
26. Агаев С.Л. Иранская революция, США и международная безопасность. М.,1986.
27. Атамышев А. и др. Аскар Акаев: человек без середины. Бишкек, 1993.
28. Беляев А.Н., Примаков Е.М. Египет: время президента Насера. М., 1981.
29. Бехтерев В. М. Будущее психиатрии. М., 1999.
30. Бехтерев В. М. Психика и жизнь. М., 1998.
31. Болыпаков O.E. История халифата. Ислам в Аравии. М., 1989.
32. Борисов А.Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта (XX век). М., 1991.
33. Брушлинский A.B. О природных предпосылках психического развития человека. М., 1977.
34. П.Васильев А. Россия на Ближнем и Среднем Востоке. М., 1993.
35. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990.
36. Идеологические процессы и массовое сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1984.
37. Ирхин Ю.В. Психология и политика. М., 1993.
38. Ислам в современной политике стран Востока (конец 70 начало 80-х гг. XX в. М., 1986.
39. Князев А.Г. Египет после Насера: 1970-1981. М., 1986. Кяе^еРfl.fl. C/\oaftpb по новейшей истории
40. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896.
41. Мамедова Н.М. Иран в XX веке. Роль государства в экономическом развитии. М., 1997.
42. Московичи С. Век толп: исторический трактат по психологии масс. М.,1996.
43. Мусульманские страны: религия и политика (70-80-е гг.). М., 1991.
44. Ниязматов Ш.А. Ирано-иракский конфликт. Т., 1989.
45. Новейшая история арабских стран Африки. Под ред. В.В. Наумкина. М.,1990.
46. Пищулин Н., Сокол С. Политическое лидерство. М., 1992.
47. Поршнев Б.Ф. Историческая и социальная психология. М., 1979.
48. Примаков Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. М., 1978.
49. Примаков Е.М. История одного сговора: ближневосточная политика США в 70-е нач. 80-х гг. М., 1985. С.20.
50. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
51. Титоренко В.Е. Формирование внешней политики Египта после Г.А. Насера (1970-1993 гг.). М., 1994.
52. Февр Л. Бои за историю. М., 1991
53. Халилов В.Х. От «плана Роджерса» к Кэмп-Дэвиду. Ташкент, 1983.
54. Хрестоматия по социальной психологии. Под ред. Райгородской Д.Я. М.,1998.
55. Bashirigeh Н. The state & revolution in Iran. L., 1984.
56. Bass B. Stogdills Handbook on leadership. N-Y., 1981.
57. Blondel J. Political leadership: Towards & general analysis. L., 1987.
58. Bonham M., Trumble Т., Shapiro M. The October War: Congealed beliefs & historical analogizing: Rep. XVII Confen. Int. Studies Assoc. Toronto. 1976.
59. Brzezinski Z. Power & prisiples. N-Y., 1983.С к источникm)
60. Burns M., Mccregor J. Leadership. N-Y., 1978.
61. Duverger M., The idea of politics. L., 1976.
62. Fizzli N. The Iran-Iraq conflict. P., 1981.177
63. Freud S. Moses & monotheism. Standart edition.i
64. KalbM.,Kalb B.Kissinger. N-Y., 1975.
65. Mofid K. The economic consequences of the Iran-Iraq war. US-European Summer school of Global security & arms control. University of Sussex (27th July-7th August 1987).
66. Quandt W. Decade of decisions. American policy towards the arab-israel conflict 1967-1976, Bercley, 1977.
67. Sherif M., Sherif C. An outline of social psychology, Londres, 1956. 52.Shoukri G. Egypt: Portrait of a President (1970-1981). L, 1981.
68. Tucker R. Politics as leadership. L., 1981.
69. Vance C. Hard choises: Critisal years in American foreign polisy. N-Y., 1983^ 5 5. Weber M. The Theory of social & economic organization. N-Y., 1947.
70. Willner A. The spellbinders: charismatic political leadership. New-Haven. Yale University press, 1984.
71. Zabih S. Iran since the revolution. L., 1982.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.