Эволюция форм репрезентации королевской власти во Франции: на материале придворного балета Людовика XIV тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат наук Сидоренко, Максим Анатольевич

  • Сидоренко, Максим Анатольевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 275
Сидоренко, Максим Анатольевич. Эволюция форм репрезентации королевской власти во Франции: на материале придворного балета Людовика XIV: дис. кандидат наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Новосибирск. 2013. 275 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сидоренко, Максим Анатольевич

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................3

ГЛАВА 1. РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИИ ПРИДВОРНОГО БАЛЕТА ДО НАЧАЛА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРАВЛЕНИЯ ЛЮДОВИКА XIV.............................................................................28

1.1. Значимость придворного балета и танца для общества Старого порядка......31

1. 2. Стратегии репрезентации королевской власти во Франции при Валуа и рождение придворного балета.....................................................................................50

1.3. Буффонадный балет Людовика XIII и репрезентативная политика Ришелье 67

1. 4. Мазарини и влияние итальянского искусства на французский театр..............84

ГЛАВА 2. РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИИ ПРИДВОРНОГО БАЛЕТА В ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРАВЛЕНИЯ ЛЮДОВИКА XIV...........................110

2. 1. Королевский двор как политический проект Людовика XIV.........................118

2. 2. «Кухня» придворного балета - политическая «кухня» монархии эпохи Барокко.........................................................................................................................144

2. 3. Балет Людовика XIV - дело государственное.................................................164

2. 4. Музыка Люлли - зеркало монархии Людовика XIV.......................................175

2. 5. Репрезентативный образ Людовика XIV в творчестве Мольера....................190

!

2. 6. Придворный балет или королевский балет?.....................................................213

2. 7. Уход Людовика XIV со сцены и закат королевского балета..........................225

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................244

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....................................................251

ПРИЛОЖЕНИЕ.........................................................................................................272

/

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция форм репрезентации королевской власти во Франции: на материале придворного балета Людовика XIV»

Введение Актуальность исследования

Репрезентация королевской власти при Старом порядке - это ее публичный имидж, коллективное представление о ней, сложившееся во французском обществе XVI—XVIII веков, в эпоху Барокко, причем в результате целенаправленных действий со стороны институтов власти. Ключевая особенность репрезентации власти в этот период заключается в том, что многие репрезентативные стратегии сосредотачиваются на персоне короля1. Считаем необходимым ввести термин, ранее не используемый в исторической науке: репрезентативные инструменты (или инструменты репрезентации) - средства воздействия на общественное сознание (виды искусства, церемонии, традиционные ритуалы и т.п.), которые задействуются институтами власти для создания своего публичного имиджа или для коммуникации правителя с обществом.

Впервые проблематика репрезентации власти в исторической науке была поставлена в 20—30-е годы прошлого века с появлением новой дисциплины -исторической антропологии. Появляется целая серия исследований на эту тему, и прежде всего это работы историков школы «Анналов» (многие из них стали классическими и легли в основание данного нового подхода исследовательской деятельности ученых - историков ). За последующие десятилетия (особенно с середины 80-х годов прошлого века) интерес к репрезентации власти сильно возрос, и больше всего этими вопросами занимаются специалисты, работающие в направлении исторической имагологии. Появилось большое количество исследований, позволяющих по-новому взглянуть на психологию и природу

1 «Государство - это я!» - Людовик XIV не говорил этих слов, однако его современники, смотря на него, видели Францию. Физическое тело короля, его внешность, здоровье, поведение и даже аппетит - все его человеческие качества олицетворялись в коллективном сознании французов (и иностранцев) с государством, с Францией.

2 Например, исследование М. Блока о природе «королевского чуда» и влияния этого явления на общества Франции и Англии в период Средних веков и Нового времени (Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и Англии; пер. сфр. М„ 1998.712 с.).

власти, на стратегии ее коммуникации с обществом, на способы манипуляции общественным сознанием. С точки зрения исторической имагологии, особенный интерес сегодня представляет изучение поисков рычагов воздействия французских монархов Старого порядка на общество, в частности, на придворное общество.

Абсолютная монархия, природа королевской власти во Франции в этот период, ее политические и репрезентативные инструменты давно подвергнуты научному анализу. Однако стоит признать, что наряду с появлением большого количества исследований по данной теме (действительно, важных и фундаментальных для науки), это привело к возникновению множества паразитирующих мифов и штампов, которые мешают пониманию и дальнейшему изучению прошлого. Даже термин, которым традиционная историческая наука обозначает этот период - «абсолютизм», - расценивается нами как слово - штамп и грубейший анахронизм3. Как следствие, в науке прочно укореняется неверное понимание природы абсолютной монархии, ее идеологической и моральной основы, рычагов управления. Историки и сегодня стоят на том, что монархи XVII—XVIII веков были наделены всей полнотой власти4, что, конечно, неверно. Такой вывод и многие другие подобные ему приводят к извращенному пониманию природы королевской власти и личностей европейских монархов того периода.

Работы в русле исторической имагологии более широко и многогранно смотрят на природу монархии Старого порядка, вникая в детали и понимая ее особенности. Результаты таких исследований могут помочь и в понимании современных общественно-политических процессов. В актуальности таких уроков мы не сомневаемся, поскольку говорим о времени, когда зарождаются многие современные институты власти. Так, во Франции Старого порядка формируется «классический» образ правителя и инструментарий его складывания, к которому

3 Сам термин «абсолютизм» появляется только в 1797 году, спустя восемь лет после Старого порядка.

4 В последние десятилетия историки начали работать над его опровержением. Одной из наиболее интересных работ в этом направлении является исследование британского историка Н. Хеншелла (Хеншелл Н. Миф абсолютизма: Перемены и преемственность в развитии западноевропейской монархии раннего Нового времени; пер. с англ. СПб., 2003. 272 с.)

уже тогда прибегают другие европейские монархи. Образцом идеального правителя становится король Франции Людовик XIV: как никто до него, он выводит на первый план культ государственного лидера. Исходя из современной ему политической ситуации, король заинтересован в том, чтобы привязать подданных к себе, заставить их повиноваться королевской воле, служить государству, государственным интересам - этот мотив толкает Людовика на поиски новых репрезентативных инструментов, которые помогают создать новый общественный образ королевской власти во Франции.

В доиндустриальном обществе королевская власть прибегает к коммуникационным стратегиям с подданными, которые во многом отличаются от современных. Например, традиционным и часто используемым каналом общения правителя Средних веков с обществом является церковь: решая свои задачи, она выполняет и функцию рупора королевской воли. Поэтому незаурядные средневековые монархи всячески способствуют возвращению паствы в приходы. Пример такого сотрудничества - политика, проводимая Карлом Великим в области народного образования.

Одним из средств коммуникации монарха с подданными при Старом порядке становится придворный балет. Это лишь «дальний родственник по боковой линии» современного сценического искусства, которое мы называем балетом. Принципиальное отличие придворного балета от современного балета заключается в том, что это вид зрелища и развлечения, в котором участвуют правитель страны (монарх), члены королевской семьи и представители придворного общества. Это не столько придворная забава, сколько разновидность государственного церемониала Франции Старого порядка; придворный балет можно поставить в один ряд с традиционными церемониями французской монархии (коронацией, королевскими похоронами, заседанием парламента с участием короля и т.п.).

Подчеркнем, что придворный балет XVI—XVII веков отличается и от театральных постановок при дворе времен Людовика XV и Марии-Антуанетты. Их театр - реализация частной потребности монарших особ и узкого круга их

друзей в развлечении и времяпрепровождении (вряд ли эти постановки могут стать предметом исследований в направлении исторической имагологии, ведь зачастую они являются «фрондерскими» по отношению к официальной политике королевской власти5). Постановки придворного балета - представления, даваемые перед большим количеством зрителей (несколько тысяч человек), среди которых подданные короля и представители иностранных держав (монархи и дипломаты), что наверняка дает королю возможности решать задачи внутренней и внешней политики.

Танцуя в придворном балете, Людовик XIV лично принимает участие в создании нового репрезентативного образа королевской власти. Король не покидает сцену на протяжении двух десятилетий (1651—1670), в двадцати трех балетах он воплощает более шестидесяти ролей6, сумев создать за это время образ, вошедший в историю и ставший не только хрестоматийным, но и нарицательным. Король-Солнце. Современники Людовика XIV так его не называют (в своих похвалах поэты, писатели и драматурги Великого века выказывают большую изобретательность и утонченность), однако для потомков он лучше всего узнаваем именно через это прозвище-клише.

Никто больше из европейских государей не имеет столь продолжительной сценической карьеры, опыт Людовика XIV как короля-артиста уникален. Да, короли Франции (как и монархи Англии, императоры Священной Римской империи, итальянские князья и принцы) выходят на сцену до Людовика XIV и после него. Но, танцуя в балетных постановках, они предаются излюбленному развлечению, и лишь порой смотрят на придворный балет как на возможность поработать над своим репрезентативным образом. Людовик XIV совмещает одно с другим: он предается любимому развлечению вместе со своими придворными и работает над созданием образа королевской власти. В этом заключается одно из главных отличий его придворного балета.

5 Например, постановка «Свадьбы Фигаро» Бомарше в 1783 году в доме графа де Водрейля. Мария-Антуанетта и ее друзья, пожелав поставить пьесу, идут наперекор королевскому запрету.

6 Beaussant P. Le Ballet des singe et des autruches. Tours, 2010. P. 30.

Обратим внимание на одну особенность природы Барокко, которая накладывает отпечаток на репрезентацию королевской власти. Архитектура, живопись, скульптура, литература, музыка... - во всех видах искусства Барокко оставляет свой след, однако лучше всего его суть отражена в театре7. Театр - это ключ, помогающий понять не только культуру Барокко, но и природу власти в ту эпоху. Почему Людовика XIV и следует считать образцовым (¡идеальным) монархом эпохи Барокко. Это король-артист, чей репрезентативный образ представляется нам наиболее сложным, многогранным и досконально продуманным (в то же время он понятен для современников - гениальное решение в духе противоречивого Барокко), в отличие от его предшественников и потомков. Ни одна, даже, казалось бы, самая незначительная, деталь этого мифотворческого монумента не выпадает из-под бдительного присмотра его автора, режиссера и координатора - Людовика XIV (порой столь обширная репрезентативная программа становится предметом упреков со стороны историков в адрес короля за его «культ самообожания, граничащий с нелепой мегаломанией»8, и «нарциссизм»9).

Методология исследования

Основным методологическим принципом исследования является принцип историзма. Использование методологии исторической антропологии позволяет рассмотреть эволюцию коммуникативных стратегий королей Франции Старого порядка с обществом, процесс формирования общественного образа королевской власти в тот период. Методология исследования стоит на стыке нескольких научных дисциплин - истории, психологии власти, истории искусства, исторической и контекстной лингвистики, антропологии и т.д. Мы убеждены что, только прибегнув к такому междисциплинарному подходу, можно по-новому взглянуть на столь сложное и многогранное явление, как

7 Beaussant P. Vous avez dit baroque? Musique du passé, pratiqes d'aujourd'hui. Arles, 1994. P. 231.

8 Dessert D. 1661, Louis XIV prend le pouvoir. Nessance d'un mythe? Bruxelles, 2002. P. 9.

9 Burke P. Louis XIV. Les stratégies de la gloire; traduit de l'anglais. Lonrai, 2007. P. 23.

«языки» власти, способы ее коммуникации с обществом, тем более это необходимо для работы с таким экзотичным для человека XXI века материалом, как придворный балет. Междисциплинарный подход позволяет увидеть в придворном балете не только культурное явление века Барокко, но и аспект политической жизни Франции Старого порядка, инструмент формирования общественного образа короля и способ коммуникации монарха с подданными. Говоря о репрезентации Людовика XIV, трудно обойти стороной личность этого монарха, поэтому в исследовании мы прибегнем к подходам, свойственным современной биографистики.

Историко-генетический метод позволяет рассмотреть процесс зарождения и основные этапы эволюции придворного балета как средства репрезентации королевской власти, особенно при Людовике XIV. Сравнительно-исторический подход дает возможность сопоставить использование этого инструмента репрезентации королевской власти Людовиком XIV и его предшественниками.

Степень изученности темы

Эпохе Людовика XIV, инструментам власти этого короля, его политической программе посвящена обширная историческая литература, однако вопросы репрезентации власти при этом монархе, тем более репрезентативной роли какого-то отдельного вида искусства, историки долгое время обходили стороной. И если до 80-х годов прошлого века, до момента складывания исторической имагологии, эти вопросы отражались в исторических исследованиях, то, как правило, не целенаправленно и фрагментарно.

Одним из первых свою оценку Великому веку и его творцу дает Вольтер. В 1751 году выходит его «Век Людовика XIV»10, книга, к которой сегодня редко обращаются: «Этот шедевр больше не читают, отмахиваются от него, утверждая, что книга была написана лишь для того, чтобы вызвать раздражение

10 Voltaire. Le Siècle de Louis XIV. Paris, 2005. 1213 p.

у Людовика XV и принизить его», - справедливо замечает Ф. Блюш11, который,

желая воздать должное Вольтеру, включает его в список авторов «Словаря

12

Великого века» (1990, 2005) . Вольтер первым обращает внимание на политическую роль придворного общества и на культурную политику Людовика XIV. Он пишет о том, как король поддерживает искусство, выплачивая пенсии писателям, поэтам, музыкантам и всем остальным артистам, которые посвящают ему свои творения13. При этом Вольтер мало касается темы взаимосвязи между искусством и королевской властью.

После Французской революции историки, как правило, соревнуются в критике Людовика XIV, который в их сочинениях предстает символом абсолютизма и деспотизма. Короля упрекают в самых разных, порой противоречащих друг другу вещах, при этом авторы иной раз даже не пытаются вникнуть в суть его деяний и процессов, происходящих в Великий век. В каком-то смысле столь предвзятый и односторонний подход послужил одной из причин того, почему практически никакого внимания после Революции не уделялось сюжету репрезентации власти Людовика XIV (впрочем, как и многим другим).

В XIX - первых двух третях XX века такое отношение к Людовику XIV лишь усиливается. Издаются «Мемуары» Сен-Симона, публикуются «История Франции» Ж. Мишле (1860—1862)14 и учебники Э. Лависса (в 1906 году выходит седьмой том его «Истории Франции», посвященный Людовику XIV)15. У обоих авторов, хоть и с разной степенью предвзятости, король - это холодный, бесчувственный человек, не подпускающий к себе никого близко и находящийся в плену государственных интересов. Сосредотачивая свои усилия на критике Людовика XIV и его правления, историки XIX века также обходят вниманием многие темы, которые позволили бы объективно оценить правление этого монарха.

11 Блюш Ф. Людовик XIV; пер. с фр. М., 1998. С. 4.

12 Dictionaire du Grand Siècle. Textes réunis par F. Bluche. Paris, 2005. 1640 p.

13 Voltaire. Op. cit. P. 602.

14 Michelet J. Histoire de France: Tome 13, Louis XIV et la Révocation de l'Edit de Nantes. Paris, 2008. 351 p.

15 Lavisse E. Louis XIV: Histoire d'un grand régne (1643—1715). Paris, 2010. 1312 p.

Современные историки по-разному оценивают политическую и репрезентативную роль придворного балета и процессы репрезентации Людовика XIV в целом. В своем фундаментальном жизнеописании короля Ф. Блюш16 уделяет этому аспекту незначительное внимание. Другой биограф Людовика Ж.-К. Птифис, написавший свою монографию девятью годами позже (1995), признает за балетным искусством его политическую

17

функцию , однако, продекларировав это, не углубляется в суть проблемы.

Дальше всех, на наш взгляд, пошел историк и искусствовед, основатель Центра музыки барокко в Версале Ф. Боссан. В своей книге «Людовик XIV, король-артист»18 он делает серьезную попытку написать биографию монарха через призму его отношений с искусством (эту мысль Боссан развивает и в другой книге, посвященной распорядку дня Людовика XIV19). Книга Ф. Боссана стоит особняком в общем ряду жизнеописаний Людовика XIV, и может претендовать на роль биографии-ключа, позволяющей проникнуть в глубины личности короля. Монография наглядно демонстрирует то, что историческая наука, несмотря на огромное количество литературы по Великому веку и Людовику XIV, еще недостаточно изучила личность этого правителя и его деяния.

В последнюю треть XX века зарождается интерес европейской исторической науки к теме репрезентации королевской власти20, к стратегиям складывания общественного образа правителя. Среди множества работ на эту тему есть и те, в которых говорится о сотрудничестве искусства и государственной власти при Людовике XIV, о его репрезентативной политике. На эту тему пишут специалисты по имагологии, искусству, литературе, нумизматики и так далее. Предметами многочисленных исследований являются портреты короля, его конные статуи, медали, посвященные главным событиям правления. Декор Версаля тоже дает повод для появления большого количество

16 Bluche F. Louis XIV. Paris, 2008. 1041 p.

17 Petitfils J.-C. Louis XIV. Paris, 2008. P. 285.

18 Боссан Ф. Людовик XIV, король-артист; пер. с фр. М., 2002. 272 с.

19 Beaussant P. Le Roi-Soleil se lève aussi. Paris, 2000. 262 p.

20 В это время дается определение репрезентации: «Латинское слово repraesentatio означает визуализацию или изображение. На французском и английском языках термин "репрезентация" означает визуальный или концептуальный образ, часто равноценный символу или метафоре» (Цит. по: Sabatier G. Le Prince et les arts: Stratégies figuratives de la monarchie française de la Renaissance aux Lumières. Paris, 2010. P. 14.).

исследований. Существуют очерки о репрезентации Людовика XIV в литературе того времени, анализы его литературных портретов и стратегий их авторов. Есть монографии, изучающие труды официальных историков Людовика XIV и пропаганду правительства короля времен войны за Испанское наследство. Придворные балеты, музыкальные трагедии и другие спектакли также подвергаются научному анализу.

Прежде всего, назовем уже ставший классическим труд Ж.-М. Апостолиде «Король-машина: Зрелище и политика во времена Людовика XIV» (1981)21. Автор делит его правление на две части: сначала (1660—1674) король управляет зрелищами и является их душой, затем (1674—1715) он сам становится главным носителем и воплощением идеи французской монархии. Он сам - зрелище, а его жизнь - чуть ли не главное событие для подданных и иностранных дворов. В тот год выходит и историко-философский труд Л. Марена «Портрет короля» , центральным сюжетом которого также является репрезентативный образ Людовика XIV: автор исследует трансформацию образа короля, изучая медали, дворцы, придворные празднества и портреты. В монографии Ж.-П. Неродо «Олимп Короля-Солнце» (1986) говорится о том, как античная мифология ставится на службу идеологии французской монархии (в живописи, архитектуре, литературе и придворном балете). Теме репрезентации королевской власти посвящена и более поздняя монография американского исследователя П. Берка «Людовик XIV: Стратегии славы»

(1998)24. Историк,

желая представить все

многообразие инструментов репрезентации короля, подчеркивает, что он анализирует не «образ этого монарха, который сложился в глазах потомков», а его публичный имидж, то «каким был Людовик XIV в коллективном представлении

25

своих подданных» . Хоть работа Берка грешит неточностями и несколько необоснованными выводами, это не делает ее менее ценной. Одной из последних монографий о репрезентации королевской власти является труд Ж. Сабатье

21 Apostolidès J.-M. Le roi-machine. Spectacle et politique au temps de Louis XIV. Paris, 2008. 165 p.

22 Marin L. Le portrait du roi. Paris, 2010. 301 p.

23 Néraudau J.-P. L'Olympe du Roi-Soleil: Mythologie et idéologie royale au Grand Siècle. Paris, 1986. 383 p.

24 Burke P. Louis XIV. Les stratégies de la gloire; traduit de l'anglais. Lonrai, 2007.

25 Ibid. P. 9.

«Государь и искусство» (2010) . Предметом исследования автор делает произведения искусства не только французских художников, архитекторов и скульпторов, но и иностранцев (он говорит и о репрезентативной нагрузке Медного всадника Фальконе). Формы и стратегии репрезентации власти, ее общественный образ и средства коммуникации с обществом исследуют и наши соотечественники: М.Б. Ямпольский27, И.Ю. Николаева28, В.М. Мучник29 и др. Например, М. Ямпольский точно подметил: «Лишь сам монарх может быть собственным портретистом, потому что он единственный контролирует

ТА

сходство» . Особенно это утверждение уместно в отношении столь последовательного и скрупулезного государя, как Людовик XIV.

Приведенные выше труды являются основополагающими в нашей исследовательской работе, однако в них говорится о репрезентации Людовика XIV в целом, придворный балет как бы вписан в общую картину, из-за чего порой он отступает на второй план, оставляя в центре внимания придворное общество, церемониал, этикет и Версаль. Немецкий историк и социолог середины XX века Н. Элиас, говоря об уникальности двора Людовика XIV и о том, что сам король «был явлением уникальным и неповторимым»31, делает предметом своего фундаментального исследования двор Людовика XIV лишь в его «версальский» период (с 1682 года). Говоря о репрезентативной роли двора, Элиас обходит вниманием первую половину правления Людовика XIV, а значит, и такой инструмент управления придворным обществом, как придворный балет.

26 Sabatier G. Le prince et les arts: Stratégies figurative de la monarchie française de la Renaissance aux Lumières. Lonrai, 2010. 460 p.

27 Ямпольский M. Физиология символического. Книга I. Возвращение Левиафана: Политическая теология, репрезентация власти и конец Старого режима. M., 2004. 800 с.

Николаева И. Личность и власть: поиски методологии исследования // Методологические и историографические вопросы исторической науки. 1999. С. 131—141.; Николаева И. О харизме Меровингов, или О возможностях методологического синтеза и верификации в истории ментальности // Европейские исследования в Сибири. 2000. С. 58—73.

29 Мучник В., Николаева И. Проблематика ментальности традиционных обществ и современная западная историография // К новому пониманию человека в истории. Томск, 1994. С. 53-98.; Мучник В., Николаева И. Некоторые аспекты ментальности доиндустриальных цивилизаций в интерпретации современной историографии // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 21. Томск, 1994. С. 19-38.

30 Ямпольский M. Физиология символического. Книга I. Возвращение Левиафана. С. 234.

31 Элиас H. Придворное общество. Исследования по социологии короля и придворной аристократии, с Введением: Социология и история; пер. с нем. M., 2002. С. 31.

Придворный балет, прежде всего, подвергнут культурологическому анализу. Первые работы на эту тему появились уже в XVII—XVIII веках, параллельно с существованием этого жанра. Аббат дю Пюр пишет свои «Мнения о древних и новейших зрелищах» (Париж, 1668) , где он одним из первых говорит о том, что балету в скором времени суждено отпочковаться от оперы. Позднее выходит книга ученого иезуита Клода Менетрие «Балеты старинные и современные, согласно правилам театра» (Париж, 1684). О французском придворном балете пишут и иностранцы: так, из сочинения итальянца Ф. Милициа33 мы узнаем о жизни и творчестве Ж. Торелли, знаменитого сценографа XVII века, творящего на службе Людовика XIV. Все эти сочинения относятся к источникам, но здесь мы привели их, чтобы указать на то, что первыми подвергают анализу придворный балет современники.

В новейшей исторической науке придворному балету посвящено множество исследований. В книге «Придворный балет Людовика XIV: 1643—1672» (1967) искусствовед и историк М.-Ф. Кристу представляет полную историю балетного искусства в указанный период. Автор рассказывает о ключевых событиях и стадиях развития придворного балета, о танцорах, сценических декорациях, машинерии, костюмах, хореографии... - обо всем, что составляет «кухню» придворного балета. Однако, читая монографию Кристу, посвященную отдельному аспекту правления Людовика XIV, можно воссоздать картину политической жизни Франции того времени. Не ставя изначально перед собой такой задачи, Кристу указывает на тесную связь между придворным балетом и королевской властью в XVII веке. «Зеркало общества» - так исследователь определяет придворный балет34.

В книге Ф. Боссана и П. Бушено-Дешена «Удовольствия Версаля. Театр и музыка»35 рассказывается о разнообразии театральной и музыкальной жизни Версальского замка в XVII—XVIII веках. Исследование изобилует множеством

32 Pure M. de. Idée des spectacles anciens et nouveaux. Idée des spectacles anciens et nouveaux, Paris: M. Brunei, 1668. Genève, 1972.328 p.

33 Milizia F. Le Vite de piu celebri architetti, notice sur Giacomo Torelli avec la traduction de Pingeron, 1771 // Christout M.-F. Ballet de cour de Louis XIV: 1643—1672. Mises en scène. Paris, 2005. P. 237—239.

34 Christout M.-F. Ballet de cour de Louis XIV: 1643—1672. Mises en scène. Paris, 2005. P. 18.

35 Beaussant P., Bouchenot-Déchin P. Les plaisirs de Versailles: Théâtre et musique. Paris, 1996. 543 p.

подробностей о дерзких и даже революционных театральных проектах маркизы де Помпадур и Марии-Антуанетты, но львиная доля внимания уделена эпохе Людовика XIV, времени, когда закладываются эстетические основы культуры классического придворного общества Старого порядка, пронизанного духом театра как на сцене, так и в частной жизни. От книги к книге Боссан методично доказывает, что связь Людовика XIV с театром не прекращается даже со смертью Мольера (1673), Люлли (1687) и Расина (1699). Многие историки до сих пор склонны думать иначе.

Придворный балет и музыкальная жизнь Франции XVII века хорошо изучены западными историками и культурологами36. Так, в сборнике статей «Государь и музыка: Музыкальные пристрастия Людовика XIV»37 авторы с разных сторон рассматривают отношения Людовика с музыкальным искусством. Воспитание и формирование музыкального вкуса короля, роль музыки и танца в образовании августейших особ, оценка Людовика как танцора, музыкальные традиции Барокко, отношения монарха с ведущими музыкантами своего времени. Правда, рассуждая на тему «Музыка - дело государственное», авторы не затрагивают вопроса репрезентативной роли музыкального искусства, сделав акцент на формировании музыкальных фондов Королевской библиотеки и истории печатания либретто балетов и опер. Не обошли стороной вопрос взаимоотношения музыки и государства авторы другого сборника «Взоры на музыку: Во времена Людовика XIV»: «Мало периодов в истории, когда музыкальный стиль столь тесно отождествлялся и был напрямую связан с

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сидоренко, Максим Анатольевич, 2013 год

Список источников и литературы Источники

1. Бельгард, аббат де. Образцы разговоров для учтивых людей; пер. с фр. / Аббат де Бельгард // Неклюдова М. С. Искусство частной жизни: Век Людовика XIV. - М.: ОГИ, 2008. - С. 133—146.

2. Буало Н. Поэтическое искусство; пер. с фр. / Н. Буало. - М.: Художественная литература, 1957. - 231 с.

3. Брантом, аббат де. Галантные дамы; пер. с фр. / П. де Бурдей, аббат де Брантом. - М.: Эксмо, 2006. - 608 с.

4. Бюсси-Рабютен. Любовная история галлов; пер. с фр. / Бюсси-Рабютен. - М.: Ладомир; Наука, 2010. - 322 с.

5. Вольтер Ф. М. Философские повести. Философские письма. Статьи из «Философского словаря»; пер. с фр. / Ф. М. Вольтер. - М.: ACT; Астрель, 2011.-748 с.

6. Гамильтон А. Мемуары графа де Грамона; пер. с фр. / А. Гамильтон. -М.: Моск. рабочий, 1993. - 224 с.

7. Кальер Ф. О способах ведения переговоров с государями; пер. с фр. / Ф. де Кальер. - М: Гендальф, 2000. - 208 с.

8. Корнель П. Театр: в 2 т.; пер. с фр. / П. Корнель. - М.: Искусство, 1984.

Т. 1.- 1984.-552 с.

Т. 2.- 1984.-688 с.

9. Куртиль де Сандра Г. де. Дневники Шарля де Баатца, сеньора д'Артаньяна; пер. с фр. / Г. де Куртиль де Сандра // Нимье Р. Влюбленный д'Артаньян. - СПб.: СП Смарт, 1993. - С. 210—386.

10. Лабрюйер Ж. де. Характеры, или Нравы нынешнего века; пер. с фр. / Ж. де Лабрюйер. - М.: ACT; Транзиткнига, 2005. - 412 с.

11. Ларошфуко Ф. де. Мемуары. Максимы; пер. с фр. / Ф. де Ларошфуко. - М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2003. - 556 с.

12. Лафайет М.-М. де. Сочинения; пер. с фр. / М.-М. де Лафайет. - М.: Ладомир; Наука, 2007. - 524 с.

13. Лафонтен. Басни; пер. с фр. / Лафонтен. - М.: Рипол Классик, 2001.-400 с.

14. Маргарита де Валуа. Мемуары. Избранные письма. Документы; пер. с фр. / Маргарита де Валуа. - СПб.: Евразия, 2010.-352 с.

15. Маргарита де Валуа (королева фр.) Мемуары королевы Марго; пер. с фр. / Маргарита де Валуа (королева фр.). - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 224 с.

16. Матвеев А. А. Русский дипломат во Франции / А. А. Матвеев. - М.: Наука, 1972. - 296 с.

17. Мемуары мессира д'Артаньяна: в 3-х т.; пер. с фр. - М.: Антента Лтд, 1995.

Т. 1.-1995.-480 с.

Т. И.- 1995.-448 с.

Т. III.-1995.-544 с.

18. Мольер. Полное собрание сочинений в одном томе; пер. с фр. / Мольер - М: Альфа-Книга, 2009. - 1231 с.

19. Монпансье, Мария-Анна-Луиза Орлеанская, герцогиня де. Мемуары (1677) // Неклюдова М. С. Искусство частной жизни: Век Людовика XIV. - М.: ОГИ, 2008. - С. 328—368.

20. Перро Ш. Век Людовика Великого; пер. с фр. / Ш. Перро // Спор о древних и новых / Сост. В. Я. Бахмутский. - М.: Искусство, 1985. - С. 41—54.

21. Перро Ш. Гений; пер. с фр. / Ш. Перро // Спор о древних и новых / Сост. В. Я. Бахмутский. - М.: Искусство, 1985. - С. 54—59.

22. Перро Ш. Параллель между древними и новыми; пер. с фр. / Ш. Перро // Спор о древних и новых / Сост. В. Я. Бахмутский. - М.: Искусство, 1985. - С. 59—246.

23. Перро Ш. Письмо к господину аббату д'Обиньяку, прилагаемое к диалогу Амура и Дружбы; пер. с фр. / Ш. Перро // Французское общество в эпоху культурного перелома: от Франциска I до Людовика XIV. Приложение к ежегоднику «Средние века». № 3. - 2008.

24. Перро Ш. Диалог Амура и Дружбы / Ш. Перро // Французское общество в эпоху культурного перелома: от Франциска I до Людовика XIV. Приложение к ежегоднику «Средние века». № 3. - 2008.

25. Пипе С. Домой, ужинать и в постель. Из дневника; пер. с англ. / С. Пипе. - М.: Текст, 2010.- 189 с.

26. Расин Ж. Сочинения; пер. с фр.: в 2-х т. / Ж. Расин. - М.: Искусство, 1984.

Т. 1.- 1984.-438 с.

Т. 2.- 1984.-464 с.

27. Рец, кардинал де. Мемуары; пер. с фр. / Поль де Гонди, кардинал де Рец. - М.: Ладомир, 1997. -831с.

28. Ришелье А. Ж. де. Мемуары; пер. с фр. / А.-Ж. дю Плесси, кардинал де Ришелье. - М.: ACT: Люкс; Наш дом - L'Age d'Homme, 2005. - 461 с.

29. Ришелье А.-Ж. дю Плесси, кардинал-герцог де. Политическое завещание, или Принципы управления государством; пер. с фр. / А.-Ж. дю Плесси, кардинал-герцог де Ришелье. -М.: Ладомир, 2008. - 496 с.

30. Севинье, мадам де. Письма; пер с фр. / Мадам де Севинье. - СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2012. - 304 с.

31. Сен-Симон, герцог де. Мемуары: Полные и дополнительные воспоминания герцога де Сен-Симона о веке Людовика XIV и Регентстве; пер. с фр.: в 2 т. / Герцог де Сен-Симон. - М.: Прогресс, 1991.

Т. 1.- 1991.-598 с.

Т. 2.- 1991.-520 с.

32. Сен-Симон, герцог де. Мемуары. 1691—1701; пер. с фр. / Герцог де Сен-Симон. - М.: Ладомир; Наука, 2007. - 992 с.

33. Сен-Симон, герцог де. Мемуары; пер. с фр. / Герцог де Сен-Симон // Людовик XIV. Государство - это я. - М.: Эксмо, 2012. - С. 29—469.

34. Скюдери М. де. Карта страны Нежности; пер. с фр. / М. де Скюдери // Бюсси-Рабютен Р. де. Любовная история галлов. - М.: Ладомир; Наука, 2010. - С. 199—125.

35. Таллеман де Рео Ж. Занимательные истории; пер. с фр. / Ж. Таллеман де Рео. - Л.: Наука, 1974.-316 с.

36. Фенелон Ф. Из писем к Ла Моту; пер. с фр. / Ф. Фенелон // Спор о древних и новых / Сост. В. Я. Бахмутский. - М.: Искусство, 1985. - С. 418—423.

37. Фенелон Ф. Письмо о занятиях Французской академии; пер. с фр. / Ф. Фенелон // Спор о древних и новых / Сост. В. Я. Бахмутский. - М.: Искусство, 1985.-С. 406—418.

38. Фонтенель Б. Диалоги мертвых - древних и новых; пер. с фр. / Б. Фонтенель // Спор о древних и новых / Сост. В. Я. Бахмутский. - М.: Искусство, 1985.-С. 246—250.

39. Фонтенель Б. Свободное рассуждение о древних и новых; пер. с фр. / Б. Фонтенель // Спор о древних и новых / Сост. В. Я. Бахмутский. - М.: Искусство, 1985. - С. 250—265.

40. Шантелу П. Ф. де. Журнал путешествия кавалера Бернини во Францию. Париж, 1665 г. / П. Ф. де Шантелу // Дасса Ф. Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами. - M.: АСТ; Астрель, 2004. - С. 134—137.

41. Bois M. du. Moi, Marie du Bois, gentilhomme vendômois, valet de chambre de Louis XIV / M. du Bois // Lebrun F. Louis XIV: Le roi de gloire. - Paris: Gallimard, 2007.-P. 130—131.

42. Breteuil, baron de. Lettres d'amour, mémoires de cour. 1680—1715 / Baron de Breteuil. - Paris: Tallandier, 2009. - 384 p.

43. Bussy-Rabutin, compte de. Mémoires / Compte de Bussy-Rabutin. - Paris: Mercure de France, 2010. - 372 p.

44. Lettres de Madame duchesse d'Orléans née princesse Palatine / Duchesse d'Orléans née princesse Palatine; Édition établie et annotée par O. Amiel. - Paris: Mercure de France, 2009. - 733 p.

45. Le Grand Siècle en Mémoires. Anthologie / Présentée par T. Sarmant. -Paris: Perrin, 2011.-510 p.

46. Les entretiens de Diane et d'Apollon, ballet de Madam la Duchesse de Valentinois, Aix, Étienn David, 1654 // Christout M.-F., Le ballet de cour de Louis XIV: 1643-1672. Mises en scène. - Paris: Picard, 2005. - P. 223—229.

47. Les français vus par eux-mêmes: Le Siècle de Louis XIV. Anthologie des mémorialistes du Siècle de Louis XIV. - Paris: Robert Laffont, 1997. - 910 p.

48. Les Noces de Pélée et de Thétis, comédie italienne en musique, entremêlée d'un ballet sur le même sujet dansé par sa Majesté, Paris, Rober Ballard, 1654 // Christout M.-F. Le ballet de cour de Louis XIV: 1643-1672. Mises en scène. - Paris: Picard, 2005. - P. 215—221.

49. Louis XIV. Mémoires / Louis XIV. - Paris: Éditions Jules Tallandier, 1927.-307 p.

50. Louis XIV. Mémoires. Réflexions sur le métier de Roi, Instructions au duc d'Anjou, Projet de harangue / Louis XIV. - Paris: Tallandier, 2001. - 288 p.

51. Louis XIV: Mémoires. Manière de visiter les jardins de Versailles / Louis XIV. - Paris: Tallandier, 2007. - 353 p.

52. Motteville, madame de. Chronique de la Fronde / Madame de Motteville. -Paris: Mercure de France, 2007. - 899 p.

53. Montpensier, Anne de. Mémoires de la Grande Mademoiselle / Anne de Montpensier. - Paris: Mercure de France, 2008. - 716 p.

54. Pièces d'archives concernant Torelli (Arch. nat. de France) // Christout M.-F. Le ballet de cour de Louis XIV: 1643-1672. Mises en scène. - Paris: Picard, 2005. -P. 240—249.

55. Remarques pour la conduit des Ballets, de Cloude-François Ménestier, s. j., Lyon, Jean Moulin, 1658 // Christout M.-F. Le ballet de cour de Louis XIV: 1643-1672. Mises en scène. - Paris: Picard, 2005. - P. 231—235.

56. Sévigné, madame de. Lettres / Madame de Sévigné. - Paris: GF-Flammarion, 1976. -448 p.

57. Vallot, Vallot, Fagon, Perez S. Journal de la santé de Louis XIV / Vallot, Vallot, Fagon, Perez S. - Paris: Jérôme Millon, 2004. - 450 p.

Аудиоисточники

58. Lully J.-B. Ballet Music for the Dun King [Звукозапись] / J.-B. Lully; исп. Aradia Baroque Ensemble; дир. Kevin Mallon. - Toronto: Naxos, 1996. - CD.

59. Lully / Molière. Comédies-ballets [Звукозапись] / J.-B. Lully, J.-B. Molière; исп. Les musiciens du Louvre; дир. Marc Minkowski. - Germany: Erato-DisquesS. A., 1988.-CD.

60. Lully / Molière, Campra. Le Bourgois Gentihomme, L'Europe Galante [Звукозапись] / J.-B. Lully, J.-B. Molière, Campra; исп. La Petite bande; дир. Gustav Leonhardt. - EEC: D Harmonia Mundi, 1988. - 2 CD.

61. Lully J.-B. Lully ou Le musician du soleil. Vol. I: Idylle sur la Paix de Racine. Le Temple de la Paix [Звукозапись] / J.-B. Lully; исп. La Simphonie du Marais; дир. Hugo Reyne. - France: Musidisc, 2001. - CD.

62. Lully J.-B. Lully ou Le musician du soleil. Vol. II: Ballet Royal de Flore [Звукозапись] / J.-B. Lully; исп. La Simphonie du Marais; дир. Hugo Reyne. - France: Musidisc, 2001.-CD.

63. Lully J.-B. Lully ou Le musician du soleil. Vol. III: Le Carrousel. Les Plaisirs de l'Ile Enhantée. La Grotte de Versailles [Звукозапись] / J.-B. Lully; исп. La Simphonie du Marais; дир. Hugo Reyne. - France: Musidisc, 2001. - CD.

64. Lully J.-B. Lully ou Le musician du soleil. Vol. IV: Le Bourgois Gentihomme [Звукозапись] / J.-B. Lully; исп. La Simphonie du Marais; дир. Hugo Reyne. - France: Universal Classics France, 2002. - 2CD.

65. Lully J.-B. Lully ou Le musician du soleil. Vol. V: Le Triomphe de l'Amour [Звукозапись] / J.-B. Lully; исп. La Simphonie du Marais; дир. Hugo Reyne. - France: Universal Classics France, 2003. - 2CD.

66. Lully J.-B., Cambert R. Lully ou Le musician du soleil. Vol. VI: Les Premiers Opéras Français: Les Fêtes de l'Amour et de Bacchus [Звукозапись] / J.-B. Lully, R. Cambert; исп. La Simphonie du Marais; дир. Hugo Reyne. - France: Universal Classics France, 2004. - 2CD.

67. Lully J.-B., Cavalli F. Lully ou Le musician du soleil. Vol. IX: Musiques pour le Mariage de Louis XIV [Звукозапись] / J.-B. Lully; исп. La Simphonie du Marais; дир. Hugo Reyne. - France: Universal Classics France, 2007. - 2CD.

68. Lully J.-B. Lully ou Le musician du soleil. Vol. X: Ballet des Arts [Звукозапись] / J.-B. Lully; исп. La Simphonie du Marais; дир. Hugo Reyne. - France: Universal Classics France, 2008. - CD.

69. Lully J.-B., Cordier J., Lambert M., Cambert R. Le roi danse. Bande originale du film de G. Corbiau [Звукозапись] / J.-B. Lully, J. Cordier, M. Lambert, R. Cambert; исп. Musica Antiqua Köln; дир. Reinhard Goebel. - Hamburg: Deutsche Grammophon, 2000. - CD.

70. L'Orchestre de Louis XIII. 1601—1643 [Звукозапись] / исп. Le Concert des Nations; дир. Jordi Savall. - Austria: Alia Vox, 2002. - 2CD.

71. Guédron P., Moulinié E., Boesset A. Si tu veux apprendre les pas à danser... Airs & ballets en France avant Lully [Звукозапись] / исп. Le Poème Harmonique; дир. Vincent Dumestre. - UE: Alpha, 2005. - 3CD.

Vol. I. Guédron P. Le Consert des Consorts [Звукозапись] / P. Guédron; исп. Le Poème Harmonique; дир. Vincent Dumestre. - UE: Alpha, 2005. - CD.

Vol. II. Moulinié E. L'Humaine Comédie [Звукозапись] / E. Moulinié; исп. Le Poème Harmonique; дир. Vincent Dumestre. - UE: Alpha, 2005. - CD.

Vol. III. Boesset A. Je meurs sans mourir [Звукозапись] / A. Boesset; исп. Le Poème Harmonique; дир. Vincent Dumestre. - UE: Alpha, 2005. - CD.

Исследования (отечественная историография)

72. Балакин В. Генрих IV / В. Балакин. - М.: Молодая гвардия, 2011. - 325 с.

73. Балакин В. Екатерина Медичи / В. Балакин. - М.: Молодая гвардия, 2012.-302 с.

74. Борисов Ю. Дипломатия Людовика XIV / Ю. Борисов. - М.: Международные отношения, 1991. - 384 с.

75. Бояджиев Г. Жан Батист Мольер / Г. Бояджиев // Писатели Франции. -М.: Просвещение, 1964. - С. 98—119.

76. Брежнева А. Ф. Королевский замок Фонтенбло: Альбом / А. Ф. Брежнева. - М.: ACT, 2004. - 119 с.

77. Булычева А. Сады Армиды: Музыкальный театр французского барокко / А. Булычева. - М.: Аграф, 2004. - 448 с.

78. Глаголева Е. Повседневная жизнь во Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII / Е. Глаголева. - М.: Молодая гвардия, 2007. — 333 с.

79. Глаголева Е. Повседневная жизнь королевских мушкетеров / Е. Глаголева. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 326 с.

80. Григорьев Б. Королева Кристина / Б. Григорьев. - М.: Молодая гвардия, 2012.-459 с.

81. Дмитриева О. Елизавета I. Семь портретов королевы / О. Дмитриева. -М.: Янус-К, 1998.-248 с.

82. Красовская В. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: От истоков до середины XVIII века / В. Красовская. - М.: Искусство, 1979.-295 с.

83. Малов В. Ж.-Б. Кольбер. Абсолютистская бюрократия и французское общество / В. Малов. - М.: Наука, 1991. - 240 с.

84. Малов В. Людовик XIV: Опыт психологической характеристики / В. Малов // Новая и новейшая история. - М,. 1996. - №6. - С. 152—170.

85. Малов В. Парламентская Фронда: Франция, 1643—1653 / В. Малов. -М.: Наука, 2009.-497 с.

86. Мокульский С. Мольер / С. Мокульский. - СПб.: Планета музыки; Лань, 2011.-496 с.

87. Мокульский С. Расин. К 300-летию со дня рождения / С. Мокульский.

- Л.: Худ. литература, 1940. - 109 с.

88. Мучник В., Николаева И. Проблематика ментальности традиционных обществ и современная западная историография / В. Мучник, И. Николаева // К новому пониманию человека в истории / Под ред. Б.Г. Могильницкого. - Томск: Изд-во ТГУ, 1994. - С. 53—98.

89. Мучник В., Николаева И. Некоторые аспекты ментальности доиндустриальных цивилизаций в интерпретации современной историографии / В. Мучник, И. Николаева // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 21. - Томск: Изд-во ТГУ, 1994. - С. 19—38.

90. Неклюдова М. Искусство частной жизни: Век Людовика XIV / М. Неклюдова. - М.: ОГИ, 2008. - 440 с.

91. Николаева И. Личность и власть: поиски методологии исследования / И. Николаева // Методологические и историографические вопросы исторической науки.- 1999.-С. 131—141.

92. Николаева И. О харизме Меровингов, или о возможностях методологического синтеза и верификации в истории ментальности / И. Николаева // Европейские исследования в Сибири. - 2000. - С. 58—73.

93. Петрункевич А. Маргарита Ангулемская и ее время / А. Петрункевич. -М.: Энас, 2010.-216 с.

94. Ракова А. Версальские праздники Короля-Солнце / А. Ракова. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2004. - 16 с.

95. Савин А. Век Людовика XIV / А. Савин. - М.: Гос. изд-во, 1930.

- 248 с.

96. Сидоренко М. Королевский двор как политический проект Людовика XIV / М. Сидоренко // Восток—Запад: Проблемы взаимодействия: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Интеграция исторического и образовательного пространства, посвященной 50-летию со дня рождения М. Ю. Брандта. - Новосибирск, 2011. - С. 74—82.

97. Сидоренко М. Образовательные функции исторических концепций во Франции XVII—XVIII вв. / М. Сидоренко // Философия образования. -2011.-31 декабря.-С. 138—145.

98. Сидоренко М. Опала Николя Фуке как акт репрезентативной политики Людовика XIV / М. Сидоренко // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2013. - № 366. - С. 87—90.

99. Сидоренко М. Репрезентативный образ Людовика XIV в творчестве Мольера / М. Сидоренко // Идеи и идеалы. - 2013. - № 2 (16). - С. 86—94.

100. Черкасов П. Елизавета Петровна и Людовик XV. Русско-французские отношения 1741—1762 / П. Черкасов. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2010.-376 с.

101. Черкасов П. Кардинал Ришелье / П. Черкасов. - М.: Международные отношения, 1990. - 384 с.

102. Шафаренко И. Жан Расин / И. Шафаренко // Писатели Франции. - М.: Просвещение, 1964. - С. 81—98.

103. Эткинд Е. Пьер Корнель / Е. Эткинд // Писатели Франции. - М.: Просвещение, 1964. - С. 71—81.

104. Ямпольский М. От символического тела к репрезентативному пространству. Книга 1. Возвращение Левиафана: Политическая теология, репрезентация власти и конец Старого режима / М. Ямпольский. - М.: Новое лит. обозрение, 2004. - 800 с.

Исследования (зарубежная историографии)

105. Баблон Ж.-П. Генрих IV; пер. с фр. / Ж.-П. Баблон. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.-608 с.

106. Беллок X. Ришелье; пер. с англ. / X. Беллок. - М.: Алетейа, 2002. - 336 с.

107. Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных

преимущественно во Франции и Англии; пер. с фр. / М. Блок. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - 712 с.

108. Блюш Ф. Людовик XIV; пер. с фр. / Ф. Блюш. — М.: Ладомир, 1998.- 815 с.

109. Блюш Ф. Ришелье: Эссе; пер. с фр. / Ф. Блюш. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 323 с.

110. Бордонов Ж. Мольер; пер. с фр. / Ж. Бордонов. - М.: Искусство, 1983.-415 с.

111. Боссан Ф. Людовик XIV, король-артист; пер. с фр. / Ф. Боссан. - М.: Аграф, 2002. - 272 с.

112. Вьенно Э. Маргарита де Валуа. История женщины, история мифа; пер. с фр. / Э. Вьенно. - СПб: Евразия, 2012. - 528 с.

113. Гарро А. Людовик Святой и его королевство; пер. с фр. / А. Гарро. -СПб.: Евразия, 2002. - 256 с.

114. Дасса Ф. Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами. - М.: ACT, Астрель, 2004. - 160 с.

115. Дешодт Э. Людовик XIV; пер. с фр. / Э. Дешодт. - М.: Молодая гвардия; Палимпсест, 2011. - 286 с.

116. Дюлон К. Анна Австрийская: Мать Людовика XIV; пер с фр. / К. Дюлон. - СПб.: Евразия, 2009. - 605 с.

117. Дюшен М. Герцог Бекингем; пер. с фр. / М. Дюшен. - М.: Молодая гвардия, 2007. - 327 с.

118. Испанские короли; пер. с нем. / В. Л. Бернекер, К. Кольядо Сейдель, П. Хозер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 512 с.

119. Кармона М. Мария Медичи; пер. с фр. / М. Кармона. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 448 с.

120. Кастело А. Королева Марго; пер. с фр. / А. Кастело. - М.: Молодая гвардия, 2009.-231 с.

121. Клоулас И. Екатерина Медичи; пер. с фр. / И. Клоулас. - М.: Терра, 1997.-704 с.

122. Клулас И. Лоренцо Великолепный; пер. с фр. / И. Клулас. - М.: Молодая гвардия, 2007. - 260 с.

123. Клулас И. Повседневная жизнь в замках Луары в эпоху Возрождения; пер. с фр. / И. Клулас. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 358 с.

124. Кнехт Р. Дж. Ришелье; пер. с англ. / Р. Кнехт. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 384 с.

125. Кут С. Августейший мастер выживания. Жизнь Карла II; пер. с англ. / С. Кут. - М.: ACT, 2004. - 446 с.

126. Лаворини М. Карл V: Властелин трех континентов; пер. с итал. / М. Лаворини. - М.: Ниола-Пресс, 2010.- 128 с.

127. Леви Э. Кардинал Ришелье и становление Франции; пер. с англ. / Э. Леви. - М.: ACT; Астрель, 2007. - 415 с.

128. Лекуре М.-А. Рубенс; пер. с фр. / М.-А. Лекуре. - М.: Молодая гвардия, 2011. - 394 с.

129. Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях; пер. с фр. / Ж. Ленотр. - М.: Молодая гвардия, 2003 - 230 с.

130. Мандру Р. Франция раннего Нового времени, 1500—1640: Эссе по исторической психологии; пер. с фр. / Р. Мандру. - М.: Территория будущего, 2010.-328.

131. Мань Э. Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII; пер. с фр. / Э. Мань. - СПб.: Евразия, 2002. - 288 с.

132. Мишель Д. Ватель и рождение гастрономии; пер. с фр. / Д. Мишель. -М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 419 с.

133. Монгредьен Ж. Повседневная жизнь комедиантов во времена Мольера; пер. с фр. / Ж. Монгредьен. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 261 с.

134. Мори К. Мольер; пер. с фр. / К. Мори. - М.: Молодая гвардия; Палимпсест, 2011. - 308 с.

135. Мультатули В. Мольер / В. Мультатули. - М.: Просвещение, 1988.- 142 с.

136. Мунье Р. Убийство Генриха IV (14 мая 1610 года); пер. с фр. / Р. Мунье. - СПб.: Евразия, 2008. - 416 с.

137. Перуз де Монкло, Ж.-М. Версаль; пер. с фр. / Ж.-М. Перуз де Монкло. - М.: Слово / Slovo, 2006. - 424 с.

138. Петифис Ж.-К. Дело о ядах: Алхимики и колдуны времен Людовика XIV; пер. с фр. / Ж.-К. Птифис. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2001. - 272 с.

139. Птифис Ж.-К. Железная маска: Между историей и легендой; пер. с фр. / Ж.-К. Птифис. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 298 с.

140. Птифис Ж.-К. Истинный д'Артаньян; пер. с фр. / Ж.-К. Птифис. - М.: Молодая гвардия, 2004. - 207 с.

141. Птифис Ж.-К. Людовик XIV. Слава и испытания; пер. с фр. / Ж.-К. Птифис. - СПб.: Евразия, 2008. - 382 с.

142. Сольнон Ж.-Ф., Сессоль Б. де, Валлуар Ф. Версаль; пер. с фр. / Ж.-Ф. Сольнон, Б. де Сессоль, Ф. Валлуар - М.: БММ, 2007. - 296 с.

143. Фавье Ж. Столетняя война; пер. с фр. / Ж. Фавье. - СПб.: Евразия, 2012.-576 с.

144. Фрэзер А. Мария Антуанетта: Жизненный путь; пер. с англ. / А. Фрэзер. - М.: ACT: ACT Москва; Хранитель, 2007. - 638 с.

145.. Хаксли О. Серое Преосвященство: этюд о религии и политике; пер. с фр. / О. Хаксли. - М.: Московская школа полит, исследований, 2000. - 320 с.

146. Хеншелл Н. Миф абсолютизма: Перемены и преемственность в развитии западноевропейской монархии раннего Нового времени; пер. с англ. / Н. Хеншелл. - СПб.: Алетейя, 2003. - 272 с.

147. Цвейг С. Мария Антуанетта: Портрет ординарного характера; пер. с нем. / С. Цвейг. - М.: Эксмо, 2009. - 576 с.

148. Шандернагор Ф. Королевская аллея: воспоминания Франсуазы д'Обиньи, маркизы де Ментенон, супруги короля Франции; пер. с фр. / Ф. Шандернагор. - М.: МИК, 1999. - 575 с.

149. Шевалье П. Генрих III; пер. с фр. / П. Шевалье. - М.: Терра, 1997.- 848 с.

150. Эйри О. Реставрация Стюартов и Людовик XIV, от Вестфальского до Нимвегенского мира; пер с. англ. / О. Эйри. - М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2008.-239 с.

151. Эриксон К. Елизавета I; пер. с англ. / К. Эриксон. - М.: ACT, 2008. - 512 с.

152. Эриксон К. Мария Кровавая; пер. с англ. / К. Эриксон. - М.: ACT: ACT Москва. - 637 с.

153. Эрланже Ф. Генрих III; пер. с фр. / Ф. Эрланже. - М.: ЭНАС, 2008.-336 с.

154. Эрланже Ф. Регент; пер. с фр. / Ф. Эрланже. - М.: ЭНАС, 2008. - 288 с.

155. Эрланже Ф. Эпоха дворов и королей. Этикет и нравы в 1558—1715 гг.; пер. с англ. / Ф. Эрланже. - Смоленск: Русич, 2005. - 288 с.

156. Эре Ж. Людовик XI: Ремесло короля; пер с фр. / Ж. Эре. - М.: Молодая гвардия, 2007. - 367 с.

157. Antoine M. Louis XV / M. Antoine. - Paris: Fayard, 1989. - 1049 p.

158. Apostolidès J-M. Le roi-machine. Spectacle et politique au temps de Louis XIV / J.-M. Apostolidès. - Paris: Minuit, 2008. - 165 p.

159. Arnoux P. La politique ottomane de Louis XIV / P. Arnoux // Château de Versailles de l'Ancien Régime à nos jours. - 2012. - № 5. - P. 55—61.

160. Aubert F. d'. Colbert: La vertu usurpée / F. d'Aubert. - Paris: Perrin, 2010. -488 p.

161. Baumont O. La musique à Versailles / O. Baumont. - Versailles: Actes Sud, 2007.-427 p.

162. Beaussant P. Le Ballet des singes et des autruches / P. Beaussant. - Paris: Le promeneur, 2010. - 74 p.

163. Beaussant P. Lully ou Le musicien du soleil / P. Beaussant. - Paris: Gallimard; Théâtre des Champs-Elysées, 1992. - 893 p.

164. Beaussant P. Le Roi-Soleil se lève aussi / P. Beaussant. - Paris: Gallimard, 2000. - 262 p.

165. Beaussant P., Bouchenot-Déchin P. Les plaisirs de Versailles, théâtre et musique / Beaussant P., Bouchenot-Déchin P. - Paris: Fayard, 1996. - 543 p.

166. Beaussant P. Vous avez dit baroque? Musique du passé, pratiques d'aujourd'hui / P. Beaussant. - Arles: Actes Sud, 1994. - 234 p.

167. Bertière S. Condé: Le héros fourvoyé / S. Bertière. - Paris: Fallois, 2011. - 542 p.

168. Bertière S. Les Reines de France au temps des Bourbons: Les Femmes du Roi-Soleil / S. Bertière. - Paris: Fallois, 2007. - 608 p.

169. Bertière S. Mazarin: Le maître du jeu / S. Bertière. - Paris: Fallois, 2007.-950 p.

170. Biet C. Les miroirs du Soleil - Le roi Louis XIV et ses artistes / C. Biet. -Paris.: Gallimard, 2007. - 176 p.

171. Bluche F. La vie quotidienne au temps de Louis XIV / F. Bluche // Bluche F. Le Grand règne. - Paris.: Fayard, 2006. - P. 7—249.

172. Bluche F. Louis XIV / F. Bluche. - Paris: Fayard 19867 - 1039 p.

173. Bluche F. Louis XIV vous parle / F. Bluche // Bluche F. Le Grand règne. -Paris.: Fayard, 2006. - P. 920—1200.

174. Bouissou S. Vocabulaire de la musique baroque / S. Bouissou. - Paris: Minevre, 2008. - 252 p.

175. Bouyer C. Gaston d'Orléans: Le frère rebelle de Louis XIII / C. Bouyer. -Paris: Pygmalion, 2007. - 344 p.

176. Bouyer C. Le duc d'Orléans: Le frère Louis XIV / C. Bouyer. - Paris: Pygmalion^ 2003. - 285 p.

177. Bouyer C. Louis XIII (1601—1643): Le scepter et la pourpre / C. Bouyer. - Paris: Tallandier, 2001.- 160 p.

178. Bouyer C. Louis XIV et la famille royale / C. Bouyer. - Paris: Pygmalion, 2009.-358 p.

179. Burke P. Louis XIV: Les stratégies de la gloire; traduit de l'anglais / P.

r

Burke. - Lonrai: Editions du Seuil, 2007. - 327 p.

180. Chaline O. Le règne de Louis XIV / O. Chaline. - Paris: Flammarion,

2005. - 808 p.

181. Christout M.-F. Le ballet de cour de Louis XIV: 1643-1672. Mises en scène / M.-F. Christout. - Paris: Picard, 2005. - 292 p.

182. Constans C. Versailles: Château de la France et orgueil des rois / C. Constans. - Paris: Gallimard, 2008. - 160 p.

183. Cornette J. Louis XIV / J. Cornette. - Paris: Chêne, 2009. - 239 p.

184. Da Vinha M. À la table du Roi / M. Da Vinha // Château de Versailles de l'Ancien Régime à nos jours. - 2011. - № 3. - P. 14—22.

185. Da Vinha M. Alexandre Bontemps: Premier valet de chambre de Louis XIV / M. Da Vinha. - Paris: Perrin, 2011. - 224 p.

186. Da Vinha M. De la difficulté d'être courtesan / M. Da Vinha // Château de Versailles de l'Ancien Régime à nos jours. - 2011. - № 3. - P. 36—37.

187. Da Vinha M. La journée de Louis XIV / M. Da Vinha // Château de Versailles de l'Ancien Régime à nos jours. - 2011. - № l.-P. 9—17.

188. Da Vinha M. Le Versailles de Louis XIV / M. Da Vinha. - Paris: Perrin, 2009. - 427 p.

189. Delalex H. Les amours de Louis XIV / H. Delalex // Château de Versailles de l'Ancien Régime à nos jours. - 2012. - № 5. - P. 15—24.

190. Déon M. Louis XIV par lui-même / M. Déon. - Paris: Gallimard, 1991. -

345 p.

191. Desprat J.-P. Madame de Maintenon ou Le prix de la réputation / J.-P. Desprat. - Paris: Perrin, 2010.-491 p.

192. Dessert D. Fouquet / D. Dessert. - Paris: Fayard, 2002. - 404 p.

193. Dessert D. 1661, Louis XIV prend le pouvoir. Naissance d'un mythe? / D.

r

Dessert. - Tournai: Editions Complexe, 2002. - 149 p.

194. Dictionnaire du Grand siècle. Textes réunis par F. Bluche. - Paris: Fayard, 2005.- 1640 p.

195. Duchêne R. Molière / R. Duchêne. - Paris: Fayard, 2006. - 790 p.

196. Duron J. Les Vingt-quatre violons du Roi / J. Duron // Château de Versailles de l'Ancien Régime à nos jours. -2012.-№5.-P. 49—52.

197. Fastes de cour et cérémonies royales: Le costume de cour en Europe (1650—1800). Sous la direction de P.-G. Ballesteros. - Paris: Editions de la Réunion des musées nationaux, 2009. - 279 p.

198. Forestier G. Jean Racine / G. Forestier. - Paris: Gallimard, 2006. - 972 p.

199. Fraser A. Les femmes dans la vie de Louis XIV / A. Fraser. - Paris: Flammarion, 2007. - 414 p.

200. Fumaroli M. Le Poète et le roi: Jean de La Fontaine en son siècle / M. Fumaroli. - Paris: Fallois, 1997. - 640 p.

201. Gady A. Jules Hardouin-Mansard. L'architecte du Roi-Soleil / A. Gady // Château de Versailles de l'Ancien Régime à nos jours. - 2011. - № 2. - P. 27—33.

202. Goubert P. L'avènement du Roi-Soleil. 1661 / P. Goubert. - Paris: Hachette, 2008. - 288 p.

203. Hanley S. Le Lit de Justice des Rois de France; traduit de l'américain / S. Hanley. - Paris: Aubier, 1991. - 469 p.

204. Hours B. Louis XV: Un portrait / B. Hours. - Toulouse: Privât, 2009. - 732 p.

205. Lavisse E. Louis XIV: Histoire d'un grand régne (1643—1715) / E. Lavisse. - Paris: Robert Laffont, 2010. - 1312 p.

206. La Gorce J. de. Carlo Vigarani, intendant des plaisirs de Louis XIV / J. de La Gorce. - Paris: Perrin, 2005. - 275 p.

207. La Gorce J. de. Jean-Baptiste Lully / J. de La Gorce. - Paris: Fayard, 2005. -912p.

208. La Gorce J. de, Milliot S. Marin Marais / J. de La Gorce. - Paris: Fayard, 1991.-288 p.

209. Lebrun F. Louis XIV: Le roi de gloire / F. Lebrun. - Paris: Gallimard, 2007.- 159 p.

210. Leconte T. La musique du roi / T. Leconte // Château de Versailles de l'Ancien Régime à nos jours. - 2011. -№ 2. - P. 55—63.

211. Leferme-Falguières F. Les courtisans: Une société de spectacle sous l'Ancien Régime / F. Leferme-Falguières. - Paris: Presses Universitaires de France, 2007.-314 p.

212. Leferme-Falguières F. Sièges et préséances / F. Leferme-Falguières // Château de Versailles de l'Ancien Régime à nos jours. - 2011. - № 4. - P. 12—17.

213. Le Guillou J.-C. Versailles avant Versailles: Au temps de Louis XIII / J.-C. Le Guillou. - Paris: Perrin, 2011. - 397 p.

214. Le prince et la musique. Les passions musicales de Louis XIV / Textes réunis par J. Duron. - Wavre: Mardaga, 2009. - 319 p.

215. Le Roy Ladurie E. Saint-Simon ou le système de la Cour / E. Le Roy Ladurie. - Paris: Fayard, 1997. - 637 p.

216. Levantal C. Louis XIV: Chronographie d'un règne: en 2 t. / C. Levantal. -Paris: Infolio, 2009.

T. 1.-436 p.

T. 2. - 1055 p.

217. Louis XIV: L'homme & le roi. Sous la direction de Milovanovic N., Maral A. - Paris: Flammarion, 2009. - 431 p.

218. Maral A. L'installation de la Cour / A. Maral // Château de Versailles de l'Ancien Régime à nos jours. - 2012. - № 5. - P. 35—39.

f

219. Marin L. Le portrait du roi / L. Marin. - Paris: Les Editions de minuit, 2010.-301 p.

220. Masson R. Le Grand divertissement royal (18 juillet 1668) / R. Masson // Château de Versailles de l'Ancien Régime à nos jours. - 2012. - № 6. - P. 47—51.

A

221. Masson R. Les Plaisirs de l'Ile enchantée / R. Masson // Château de Versailles de l'Ancien Régime à nos jours. - 2011. - № 1. - P. 41—47.

222. Mazouer C. Molière et ses comedies-ballets: 2ème édition / C. Mazouer. -Paris: Honoré champion, 2006. - 345 p.

223. Milovanovic N. Les animaux domestiques / N. Milovanovic // Château de Versailles de l'Ancien Régime à nos jours. - 2011. - № 4. - P. 30—35.

224. Morand P. Fouquet / P. Morand. - Paris: Gallimard, 2009. - 193 p.

225. La naissance du style français (1650—1673). Textes réunis par J. Duron. -Wavre: Mardaga, 2008. - 190 p.

226. Néraudau J.-P. L'Olympe du Roi-Soleil: Mythologie et idéologie royale au Grand Siècle / J.-P. Néraudau. - Paris: Les belles letters, 1986. - 283 p.

227. Niderst A. Molière / A. Niderst. - Paris: Perrin, 2004. - 348 p.

228. Norman B. Quinault, librettiste de Lully. Le poète des Grâces / B. Norman. - Wavre: Mardaga, 2009. - 384 p.

229. Ottaviano F. Les perruquiers du roi / F. Ottaviano // Château de Versailles de l'Ancien Régime à nos jours. - 2012. - № 6. - P. 39—44.

230. Perez S. La santé de Louis XIV: Une biohistoire du Roi-Soleil / S. Perez. -Lonrai: Champ Vallon, 2007. - 410 p.

231. Petitfils J.-C. L'arrestation de Fouquet / J.-C. Petitfils // Château de Versailles de l'Ancien Régime à nos jours. - 2011. - № 4. - P. 37—43.

232. Petitfils J.-C. Fouquet / J.-C. Petitfils. - Paris: Perrin, 2005. - 607 p.

233. Petitfils J.-C. Lauzun, ou L'insolente séduction / J.-C. Petitfils. - Paris: Fayard, 2008. - 395 p.

234. Petitfils J.-C. Louis XIII / J.-C. Petitfils. - Paris: Perrin, 2008. - 970 p.

235. Petitfils J.-C. Louis XIV / J.-C. Petitfils. - Paris: Perrin, 2008. - 775 p.

236. Petitfils J.-C. Louis XVI / J.-C. Petitfils. - Paris: Perrin, 2012. - 1115 p.

237. Petitfils J.-C. Louise de La Vallière / J.-C. Petitfils. - Paris: Fayard, 2008. -387 p.

238. Petitfils J.-C. Madame de Montespan / J.-C. Petitfils. - Paris: Fayard, 2008. -347 p.

239. Regards sur la musique: Au temps de Louis XIII. Textes réunis par J. Duron. - Wavre: Mardaga, 2007. - 178 p.

240. Regards sur la musique: Au temps de Louis XIV. Textes réunis par J. Duron. - Wavre: Mardaga, 2007. - 157 p.

241. Rey F., Lacouture J. Molière et le roi: L'affair Tartuffe / F. Rey, J. Lacouture. - Paris: Seuil, 2007. - 455 p.

242. Roche D. Les Écuries royales vitrine des chevaux du royaume / D. Roche // Château de Versailles de l'Ancien Régime à nos jours. - 2011. - № 3. - P. 38—43.

243. Sabatier G. Le prince et les arts: Stratégies figuratives de la monarchie française de la Renaisssnce aux Lumières / G. Sabatier. - Lonrai: Champ Vallon, 2010.

- 460 p.

244. Sarmant T. Les demeures du soleil: Louis XIV, Louvois et la surintendance des bâtiments du roi / T. Sarmant. - Paris: Champ Vallon, 2003. - 392 p.

245. Sarmant T. Louis XIV: Homme et roi / T. Sarmant. - Paris: Tallandier, 2012.-605 p.

246. Sarmant T., Stoll M. Régner et gouverner. Louis XIV et ses ministres / T. Sarmant, M. Stoll. - Paris: Perrin, 2010. - 665 p.

247. Solnon J-F. Histoire de Versailles / J.-F. Solnon. - Paris: Perrin, 2003.-380 p.

248. Solnon J-F. La Cour de France / J.-F. Solnon. - Paris: Fayard, 1987.

- 733 p.

249. Thuillier J. La galerie des Glaces: Chef-d'oeuvre retrouvé / J. Thuillier. -Paris: Gallimard, 2007. - 128 p.

250. Tiberghien F. Versailles: Le chantier de Louis XIV (1662—1715) / F. Tiberghien. - Paris: Perrin, 2002. - 378 p.

251. Voltaire. Le Siècle de Louis XIV / Voltaire. - Paris: Le Livre de Poche, 2005.- 1213 p.

Электронные ресурсы

252. Людовик XIV [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.louisxiv.ru/

253. Jean-Baptiste Lully [электронный ресурс] - Режим доступа: http://sitelully.free.fr/

254. Site Versailles 1687 [электронный ресурс] - Режим доступа: http://versaillesl687.free.fr/

255. Jean Baptiste Lully: Musicien du Roy [электронный ресурс] - Режим доступа: http://sites.estvideo.net/arp/

256. Parcours dans la musique baroque [электронный ресурс] - Режим доступа: http://musique.baroque.free.fr/

Приложение

Ил. 2. Филипп де Шампеиь «Посвящение Генриха II Орлеанского, герцога Лонгвиля, в рыцари ордена Святого Духа в 1633 году» (ок. 1634—1635).

Ил. 3. Людовик XIV в костюме Восходящего солнца («Королевский балет ночи», 1653 год).

наук

Ил. 4. Анри Теслен. Кольбер представляет Людовику XIV членов Академии (1667). Фрагмент.

Ил. 5. Жан Нокре. Семья Людовика XIV в образах героев мифологии (1670

год).

Ил. 6. Лебрен. Портрет Людовика XIV в доспехе (1661 год).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.