Этноконфессиональные взаимодействия в контексте современной социокультурной ситуации в Крыму тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Жеребцова, Елизавета Вадимовна

  • Жеребцова, Елизавета Вадимовна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 224
Жеребцова, Елизавета Вадимовна. Этноконфессиональные взаимодействия в контексте современной социокультурной ситуации в Крыму: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2008. 224 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Жеребцова, Елизавета Вадимовна

Введение.

Глава 1. Межкультурное взаимодействие в полиэтническом и поликонфессональном обществе: теоретические аспекты анализа

§ 1. Культурная идентичность как основа межкультурного взаимодействия

§ 2. Типы межкультурной коммуникации в мультикультурном обществе

Глава 2. Основные этноконфессиональные процессы в Крыму

§ 3. Формирование полиэтнического и поликонфессионального общества Крыма: исторические аспекты (до 1783 г. и после)

§ 4. Специфика процесса религиозного ренессанса в АРК после 1991 г.

Глава 3. Структура этноконфессиональных взаимодействий в Крыму на современном этапе

§ 5. Проблема политизации межэтнических и межконфессиональных отношений

§ 6. Проявления конфликтогенности в сфере этноконфессиональных отношений (1996 - 2006 гг.)

§ 7. Перспективы социокультурного развития Крыма на современном этапе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этноконфессиональные взаимодействия в контексте современной социокультурной ситуации в Крыму»

Актуальность темы исследования. Одним из наиболее проблемных регионов постсоветского пространства стал Крымский полуостров, на территории которого за последние двадцать лет произошел целый ряд политических, экономических, межэтнических и межконфессиональных кризисов. Естественно, что перерастание их в конфликты может оказать серьезное влияние на соседние регионы и даже на всю Восточную Европу в целом.

Крым является зоной политических интересов Украины, России, Турции, США и государств Черноморского бассейна. Этим государствам выгодно если и не присоединить Крым к себе, то хотя бы сделать эту территорию зоной своего влияния. Украинское государство, в состав которого входит Крым, является соседом России, их связывают не только близкое географическое положение, но и общая многовековая история. В то же время вся история полуострова, на протяжении веков принадлежавшего России, фактически представляет собой часть российской истории. Судьба Крымского полуострова также волнует Россию ввиду своего стратегического положения и конфликтного потенциала.

Сложный характер территориального формирования современной Украины не мог не отразиться на современной этноконфессиональной ситуации, поскольку отдельные части территории государства долгое время находились под разным этнокультурным влиянием. Многие регионы в различные исторические периоды являлись самостоятельными субъектами исторического процесса. Так, Крым до 1783 г. являлся крымскотатарским ханством, в 1920 г. оказался средоточием антибольшевистских сил. Кроме того, на территории Крымского полуострова в прошлом, как и сейчас, проживало много различных этнических групп, которые находили возможности для мирного сосуществования, но и нередко конфликтовали друг с другом. Также следует подчеркнуть, что в Крыму соседствовали две мировые религии: христианство и ислам. Все это вместе взятое заставляет руководство Автономной Республики Крым искать новые формы для организации совместного проживания представителей разных конфессий и этнических групп.

Первые интенсивные контакты православных и мусульман на территории Крымского полуострова имели место в XIII веке. Таким образом, проблема взаимодействия двух религий имеет многовековую историю. И в итоге, невзирая на многочисленные трудности, определившие взаимоотношения между христианской культурой, представленной в этом регионе преимущественно православием, и мусульманской культурой за это время сложились весьма стабильные отношения.

С момента обретения Украиной независимости, начавшийся в период перестройки в СССР процесс возрождения религий получил новый импульс.

История Крымского региона сложна и противоречива. Депортация крымских татар в 1944 году - лишь один из ее этапов. Массовая репатриация крымских татар на полуостров (с 1989 г.) обусловила возникновение достаточно мощной этнической группы на территории, которая ранее была практически однородна в культурном отношении. На рубеже тысячелетий Крым вновь стал местом встречи двух мировых религий, двух моделей духовности - христианской и исламской. По какому пути пойдет развитие взаимоотношений этих цивилизаций на полуострове в новом столетии: по пути «цивилизационного столкновения» или же диалога, взаимообогащающего сотрудничества?

В конечном итоге Крым вновь оказался в ситуации межконфессиональной напряженности, неопределенности и непредсказуемости. В результате возникла зона сложных взаимодействий культур, конфессий, этнических групп. Этнические и религиозные сообщества активно заявляют о своих правах, при этом часто выходя за пределы существующих законов и оказывая негативное влияние на процесс формирования социально-политического консенсуса в обществе. Очевидно, что для урегулирования возникающих конфликтных ситуаций необходимо ведение диалога между этническими группами, конфессиями, культурами, цивилизациями. Особая роль при этом возлагается на государство, на те механизмы, которыми располагает государственная власть для минимизации конфликтных проявлений в этнической и межконфессиональной сферах. Но проблема заключается также и в том, что государственность на Украине еще только формируется, страна находится на пути становления демократии и гражданского общества. Это усложняет ведение поиска форм сосуществования в Крыму различных культур, конфессий, этнических групп.

Кроме этого, научной общественностью прилагается не достаточно усилий для изучения и анализа процессов в социокультурной сфере в Крыму.

Исходя из сказанного представляется актуальным проведение комплексного исследования причин и условий развития основных этноконфессиональных процессов, характерных для крымского региона за последние 15 лет, поиск путей для урегулирования межконфессиональной и межэтнической конфликтности мирным путем. Иными словами, ощущается потребность в исследовании особенностей процессов возрождения и реконструкции православия и ислама в Автономной Республике Крым (АРК) и их взаимодействия.

Степень разработанности темы исследования. Основное внимание автора данной работы уделено исследованию специфической комплексной проблемы, каковой является проюлема этноконфессиональных взаимодействий в контексте современной социокультурной ситуации в Крыму, которую необходимо рассматривать с разных сторон.

Так, культурологический аспект проблемы культурной идентичности нашел свое отражение в работах западных исследователей: Э.Эриксона, С. Гибсона, X.JIeccapa, П.Бурдье, С.Холла, Р.Водак, Р.Редфилда, Р.Линтона1, а также в трудах современных отечественных культурологов, этнологов и политологов: В.А.Тишкова, А.П.Садохина, Т.М.Фадеевой2.

1 См. об этом: Исламская идентичность в Украине / А.В.Богомолов, С. И. Данилов, И.П. Семнволос, Г.М.Иворская / Пер. с укр. - Изд.2-е, доп. - К.: ИД «Стилос», 2006. - 200с.; Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: анализ и менеджмент: учебное пособие. - М.: Дело, - 2005. - 472 с.

2Тншков В.А. Политическая антропология. Российские исследования в гуманитарных науках. Russian Studies in the Humanities. T. 14 -New York: The Edwin Mellen Press, 2000. - 338 е.; Садохин А.П. Культурология: теория и

В культурологическом отношении важными для данного исследования

1 2 концепциями являются концепции С.Хантингтона , С.Бенхабиб . Эти исследователи затрагивают проблемы взаимоотношений различных этнических групп, локальных конфликтов, современного состояния протекания межконфессиональных процессов на микро- и макроуровне, которые в последние десятилетия занимают все более важное место в культурологических, политологических и религиоведческих исследованиях.

С.Хантингтон полагает, что «в новом мире самые масштабные, важные и опасные конфликты будут происходить не между социальными классами, богатыми и бедными, или другими экономически обусловленными группами, а о между народами, принадлежащими к различным культурным общностям» . Но культура сама по себе не может являться поводом для конфликта. Конфликтный потенциал могут нести экономические и политические интересы сторон. С.Бенхабиб справедливо отмечает, что политика влияет на культурную сферу жизни общества. Ряд вопросов, связанных с предпосылками этнических и религиозных конфликтов рассматриваются в работах Л.Козера, Р. Дарендорфа, В.А. Тишкова, Л.М. Дробижевой,4 и многих других отечественных и зарубежных авторов.

Этнический аспект интересующей нас проблемы исследуется в работах Л.Н.Гумилева, Ю.В. Бромлея, Д.Ротшильда, Ф.Барта5.

Исторический аспект темы диссертационного исследования раскрывается в контексте исследования распространения православия и ислама на Крымском полуострове, а также первых культурных контактов этих двух религий, история культуры: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2007. - 624 с ; Фадеева T.M. Европа: Идея и реальность. Концепции культурной идентичности. - М., 1997.

1 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. - 1994. - № 1. - С 33-48.

2 Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. / Пер с англ.; под ред. В.И.Иноземцева. - М.: Логос, 2003.-350 с.

3 Хантингтон С. Указ. соч. - С. 33-48.

4 Козер Л. Функции социального конфликта - М, 2000. - 205 е.; Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политической свободы. - М, 2002. - 288 е.; Геллнер Э. Нации и национализм // Вопросы философии, - М., 1989. - № 7. - С.120-131; Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Институт этнологии и антропологии РАН. 1997. - 528 е.; Дробижева Л.М., Коротеева В В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. - 140 с.

5 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983. - 370 с.; Садохин А.П. Грушевицкая Т.Г. Основы этнологии: учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 351 с. основных моделей их взаимодействия, наконец, изменений, происшедших в культурной и других сферах жизни крымчан после присоединения полуострова к России в 1783 году. Этим проблемам посвящены работы наиболее крупных исследователей периодов XV-XVII вв., XVIII-XIX вв.: В.Х. Кондараки, Ф. Хартахайя, A.JI. Бертье-Делагарда, Ф.Ф. Дашкова, А.А. Скальковского,

A.И. Маркевича, А. Озенбашлы1.

В этих работах содержится богатый статистический материал, описание интересующих нас процессов, а также анализ политической и культурной жизни крымского населения. '

Ряд аспектов процесса реконструкции ислама в Крыму в постсоветский период получил освещение в некоторых работах крымских, украинских, российских исследователей. Значительный вклад в разработку проблематики внес директор Научно-исследовательского центра «Крьтмоведения»

B. Е. Григорьянц. Среди крымских исследователей следует также выделить О. А. Габриеляна, Э. С. Муратову2. В российской социологии процесс возрождения ислама исследуется С. М. Червонной3,' однако этот труд далек от объективной оценки, из-за высокой эмоциональности автора. Монография Р.Силантьева4 посвящена систематическому изложению новейшей истории мусульман в России. Кондараки В.Х. История Христианства в Тавриде. - Одесса: изд. 1-е, 1871. - 28 е.; Маркевич А.И. К вопросу о положении противо-мусульманской миссии в Тавриде. - Симферополь: Тавр. губ. тип., - 1911.-31 е.; Хартахай Ф. Христианство в Крыму. Рукопись б.м. б.г. - 1864. - 70 е.; Бертье-Делагард А. Л. К истории христианства в Крыму. Мнимое тысячелетие. - Одесса: «Славянская» тип., 1909. - 113 е.; Лашков Ф.Ф. Распоряжения (Ордера) светлейшего князя Потемкина Таврического правителю Таврической области В.В.Каховскому за 1784 и 1785 годы. // Одесское общество любителей истории и древностей. 1889. т. 15- С, 594-677.; Скальковский А.А. Опыт статистического описания Новороссийского края. - Одесса. 1853; Озенбашлы А. Роль царского правительства в эмиграции крымских татар. // Крым, № 2, 1926.

2 Григорьянц В. Е. Ислам как фактор интеграции крымских татар в украинский социум (1989-2004 гг.) // Гражданское общество и религия / Под ред. д.ф.н. О.А.Габриэляна. - Симферополь: Энергия Дельта, 2005. -с. 135-163.; Габриелян, О.А. Крым. Депортированные граждане: Возвращение. Обустройство. Социальная адаптация. - Симферополь, 1997.; Муратова Э. С. Возрождение ислама в Крыму (политологический анализ процесса). // Гражданское общество и религия / Под ред. д.ф.н. О.А.Габриэляна. - Симферополь: Энергия Дельта, 2005. - С. 164-232.

3 Губогло, М.Н., Червонная, С.М. Крымскотатарское национальное движение / РАН. Центр по изучению межнац. отношений, Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - М., 1992. т. 1, - 331с. , т.2, -339 с.

4 Силантьев Р. История исламского сообщества в России. / Союз писателей России. — M.: Инфомационно-издательская продюссерская компания «ИХТИОС», 2005. - 632с.

Информация в современной научной литературе о процессе реконструкции православия в Крымском регионе предоставляется в основном только об отдельных тенденциях этого процесса. В частности, вопрос о государственно-конфессиональных отношениях на Украине и в Автономной Республике Крым (АРК) исследуют В. Е.Григорьянц, А.В. Ишин, А.Г.Шевчук1. В работе этого коллектива ученых предоставляется общий правовой анализ государственно-конфессиональных отношений на Украине и в АРК, анализ состава религиозного населения этих регионов и некоторых особенностей межконфессиональных противоречий после 1991 г. На основе вышесказанного, очевидно, что назрела необходимость в проведении комплексного исследования процесса реконструкции православия в Крыму.

Психологический аспект адаптации крымских татар к условиям современной социокультурной реальности, анализ этнической ситуации в л

Крыму дается в работах К.В. Коростелиной .

Особенности проявлений социокультурной конфликтности, имеющие место на полуострове начиная с 2000 г., исследуют А. Швец, И. Беднарский3, А. Мальгин, А. Никифоров, А. Ишин, С.Киселев, А.Дугин. Освещение проблемы конструирования принципиально нового типа региональной идентичности А.Мальгиным, А.Никифоровым4, подвергается критике и ставится под сомнение многими другими крымскими исследователями.

Кроме того, по интересующей нас проблематике существует огромное количество источников: нормативно-правовые акты, крымская пресса, периодические издания, множество положений и документов этнических

1 Григорянц В. К вопросу о государственно-конфессиональных отношениях в Украине и АРК. - Симферополь: Крымский Архив, 2003. - 44с.; Григорьянц В.Е., Ишин А.В., Шевчук А.Г. К вопросу о государстоенно-конфессиональных отношениях в Украине и АРК. (издание второе, переработанное и дополненное). Региональный информационно-аналитический центр - филиал Национального института стратегических исследований в Автономной Республике Крым. - Симферополь: Крымский Архив, 2004. - 52 с.

2 Коростелина К.В. Система социальных идентичностей: опыт анализа этнической ситуации в Крыму. Вып I., -Симферополь: Доля, 2002.-255 с.

3 Швец А.Б., Беднарский И.Г., Яковлев А.Н. Проявления социокультурной конфликтности в Крыму. // Культура народов Причерноморья. - 2006. - № 73 - с. 165-176.

4 Мальгин А.В. Крымское сообщество: между прошлым и будущим. - //http: www\ok\part2\Krimskoe-soob.htm; Мальгин А.В. Новое в самосознании этнических групп Крыма. - // http:/Avww.\ok\part2\Novoe.})tm.; Никифоров А.Р. Этнические процессы в современном Крыму 11 Этнография Крыма Х1Х-ХХ вв. и современные этнокультурные процессы: Материалы и исследования. - Симферополь, 2002. - С.94-98. общин, освещающих политические, межконфессиональные, межэтнические проблемы.

Однако следует отметить, что в основном в работах крымских авторов изучаются отдельные аспекты межконфессиональных и межэтнических конфликтных ситуаций, имевших место в Крыму в постсоветский период, а также отдельные тенденции и процессы, происходящие в разных сферах общества.

Все сказанное свидетельствует об очевидной недостаточности тех усилий, которые прилагаются научной общественностью для изучения и осмысления процессов, составивших тему настоящей работы.

Цель исследования — исследовать (дать комплексную оценку) современной этноконфессиональной ситуации в АРК и предложить перспективы ее развития. Автор исследования ставит следующие задачи:

1. на основе анализа существующих социологических, культурологических концепций проблемы культурной идентичности и типов межкультурной коммуникации выявить этноконфессиональную составляющую культурной идентичности, рассмотреть возможные типы межкультурной коммуникации в Крымском регионе;

2. рассмотреть формирование социокультурной идентичности крымских татар и славян в исследуемом регионе: дать характеристику первым формам культурных контактов православия и ислама на полуострове до присоединения его к Российской империи в 1783 г. и в течение следующих 100 лет после этого исторического момента;

3. исследовать процессы реконструкции православия и ислама в Крыму, рассматривая их как составные части процесса возрождения религий на полуострове в постсоветский период;

4. установить и проанализировать совокупность социокультурных факторов, определяющих характер и направленность межэтнического взаимодействия в АРК в постсоветский период;

5. предложить механизм предотвращения конфликтов.

Объект диссертационного исследования - социокультурная ситуация в Автономной Республике Крым, сложившаяся после 1991 г.

Предметом исследования — этноконфессиональные взаимодействия, под которыми понимаются мотивы и сложившиеся стандарты взаимоотношений между основными этническими группами, проживающими на Крымском полуострове, а именно: русскими, украинцами и крымскими татарами.

Методология исследования. Тема предлагаемого исследования обуславливает необходимость применения комплексного междисциплинарного подхода к ее изучению.

Были использованы следующие методы исследования: исторический, историко-генетический и компаративный.

Сложность процесса формирования и функционирования межэтнических и межконфессиональных отношений предполагает использование системного и системно-функционального, структурно-функционального, структуралистского подходов к изучению центральной для настоящей работы проблемы.

Для того чтобы иметь возможность наиболее эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере, что крайне важно для культурной региональной политики, в работе был применен метод социокультурного проектирования.

В рамках диссертационного исследования использовались также частнонаучные методы познания, применяемые в социологических, психологических, этнологических исследованиях и опирающиеся на эмпирические данные.

Для научного отображения динамичности процессов социокультурного развития региона использовался картографический и статистический методы.

Эмпирическую базу исследования составили: 1. Нормативные правовые акты1;

1 Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Принят в 1991 г.; Конституция Автономной Республики Крым. Принята на второй сессии Верховного Совета APK 21 октября 1998 г. // http.7/krod.narod.ru/obozl.htm.; Конституция Украины. Принята на пятой сессии Верховной Рады Украины 28

2. Экспертные оценки отечественных и зарубежных ученых, опубликованные в периодической печати в 1994-2007 гг.;

3. Исторические документы Государственного архива в АРК;

4. Учредительные документы этнических общин Крыма;

5. Статистические материалы о составе населения Крымского полуострова, количестве религиозных общин и культовых сооружений;

6. Материалы крымской прессы, посвященные интересующим нас вопросам;

7. Материалы периодических научных изданий.

8. Материалы различных конференций и круглых столов, проведенных в АРК в 2001 -2006 гг.

Научная новизна и теоретическая значимость

Новизна данного исследования заключается в том, что автор впервые систематизировал и предпринял попытку дать комплексный культурологический анализ процессов, происходящих в социокультурной сфере в АРК после 1991 г., а также на примере АРК предложил аналитическую модель исследования взаимодействия культур в проблемном регионе, где имеют место сложные межцивилизационные взаимодействия.

На новом научном уровне проанализированы межэтнические, межконфессиональные взаимодействия на современном этапе в АРК. В диссертации впервые поставлен целый ряд проблем практического характера, заключающиеся в комплексном исследовании причин происхождения и условий протекания основных этноконфессиональных процессов в Крымском регионе.

Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что автор предпринял попытку реконструировать модель социокультурных контактов в регионе, оценить ее возможные перспективы, а также предложил механизм профилактики конфликтов. июня 1996 г. - Симферополь: «Таврия», 2007. - 40 с. - (Рус. яз.); Указ Президента Украины № 154/206 «Про ршення Ради нащонально! безпеки i оборони Укра'ши вщ 8 лютого 2006 року «Про суспшьну ситуащю в Автономнш Республщ! Крим».

Также результаты диссертации имеют теоретическое значение для дальнейших исследований в нескольких направлениях: углубление исторических поисков социокультурного развития региона; поиск цивилизационных предпосылок современной природы конфликтогенности. Кроме того, целесообразно соотнести крымскую проблематику с российским и общеевропейским опытом.

Практическое значение исследования. Диссертационное исследование имеет характер прикладного, направленного на трансформацию полученной культурологической модели проблемной ситуации, сложившейся в Крымском регионе, в стратегию и тактику наиболее эффективного ее решения с учетом культурных факторов и оснований. Автор исследования предлагает культурологический прогноз, а также конкретные стратегии для реализации в управленческих практиках.

Данная работа способствует активизации исследований в сфере этноконфессиональных взаимодействий на крымском пространстве.

Результаты этой работы могут быть использованы при исследованиях межкультурных взаимодействий и в других регионах при принятии конкретных управленческих решений, а также при оценке перспектив межрегионального сотрудничества.

Исследование может быть использовано при планировании межкультурных российско-украинских образовательных и бизнес-проектов, а также в учебном процессе при разработке спецкурсов по конфликтологии. В данной работе продемонстрирована возможность разрешения конфликтной ситуации, возникающей в результате стихийного взаимодействия конфессий и этнических групп в конкретной социокультурной ситуации. Отдельные выводы, сделанные автором диссертации, могут представлять интерес при решении практических вопросов предотвращения и урегулирования межэтнических конфликтов.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Поликонфессиональность и полиэтничность на протяжении веков характеризовали социокультурную ситуацию в Крыму. Тем не менее в данном регионе именно геополитический фактор играл важную, если не определяющую роль как в периодической смене доминирующих этнических образований, которыми в течение последних семи веков является славянский суперэтнос (русские, украинцы, белорусы) и тюркский этнос (крымские татары), так и для той или иной конфессиональной модели. Обусловленные этими обстоятельствами потенциальная конфликтность и перманентная неустойчивость социальной ситуации на современном этапе развития АРК привели к осложнению этноконфессиональных отношений и обострению порождаемых ими проблем.

2. С конца 80-х — начала 90-х годов в АРК оформляется так называемый крымский регионализм. В среде русскоязычного большинства в его основе лежат либо ирредентизм и реюнионизм [от фр. reunion — соединение, объединение], выражающиеся в требованиях пересмотра Закона СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» от 19 февраля 1954 года, либо представления об особости русскоязычного крымско-славянского сообщества и о наличии у него собственных интересов, отличных от интересов как Москвы, так и Киева1. Среди крымских татар господствует стремление к созданию третьей модели развития Крыма — национального крымско-татарского государства.

3. Существенные различия в оценке современной социополитической ситуации в Крыму могут быть выражены посредством трех взаимопротиворечивых позиций: 1) украинское правительство, проводя необдуманное форсирование процессов украинизации, утверждает, что происходит трансформация как менталитета крымчан, так и их социокультурной самоидентификации; 2) многие российские политики полагают, что, даже несмотря на отстраненность правительства РФ от проблем соотечественников, проживающих в крымском регионе, полуостров остается и будет оставаться русским анклавом; 3) крымские татары,

Мальгин А.В. Новое в самосознании этнических групп Крыма. - // http// ww.archipelag.ru/authors/mal gin/?Iibrary=l 172. распространяя через СМИ информацию о том, что они являются коренным народом Крыма, пытаются при помощи «идеологических симулякров» (т.е. копий с копий несуществующих оригиналов)1, оказывать воздействие на региональное общественное сознание.

4. В настоящее время в ходе политической борьбы в регионе делается ставка на этноконфессиональные, культурные особенности менталитета проживающих в Крыму представителей соответствующих социокультурных общностей православных и мусульман, результатом чего становится обострение отношений между ними. Вероятность возникновения конфликта обусловлена подчеркнутой конфронтационностью участвующих в нем сторон, которая возрастает как на уровне межэтнических отношений, так и в рамках отношений между этническими элитами, политизацией существующих межкультурных различий, накоплением неразрешенных проблем. Недостаточный контроль государства над этими процессами может привести к увеличению конфликтогенности в регионе.

5. В настоящее время все еще сохраняется возможность разрешения сложившейся ситуации мирным путем, для чего необходимо осуществление политики, основанной на изучении социокультурных реалий и опирающейся на идею общности людей разных верований и культурных традиций по месту их рождения и/или проживания. Важнейшую роль в ослаблении напряженности в регионе способны сыграть разъяснение через СМИ основополагающих постулатов православия и ислама, беседы об общих корнях этих религий и о возможности достижения согласия между их адептами, призывы к самостоятельному чтению, изучению и толкованию Священного Писания. Инициаторами подобной просветительской и миротворческой деятельности должны выступать не только представители политических элит, но и рядовые члены различных этноконфессиональных групп. Необходимо реформировать законодательство в области свободы совести и религиозных организациях, разрабатывать модели диалога власти и национально-культурных организаций.

1 Бодрийар Ж. Система вещей. М: 1995.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Жеребцова, Елизавета Вадимовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном исследовании автором была предпринята попытка применить культурологический подход к анализу этноконфессиональных взаимодействий, имевших место в Автономной Республике Крым после 1991 года.

АРК - регион, на территории которого издавна проживало множество этнических групп, принадлежащих к различным культурным общностям, большинство из которых относилось к двум мировым цивилизациям: исламской и восточно-христианской. Но тем не менее, геополитический фактор оказал существенное влияние на развитие Крыма, как полиэтнического региона. Успех развития Крымского региона во многом зависит от того, насколько успешно удастся трансформировать геополитические противоречия в геополитическое сотрудничество.

Понятие «цивилизация» на настоящий момент достаточно широко разработано в современной науке, и многие исследователи интерпретируют его как некую культурную общность, в основе которой лежат общие культурные и духовные ценности. Среди наиважнейших характеристик цивилизации — религия и язык.

Если говорить о процессе формирования этнической идентичности у народов Крыма, то следует отметить, что и для крымских татар, чей быт, обычаи и земли находились под различными влияниями: с середины XV в. до 70-х гг. XVIII века — под влиянием Турции, а с 1773 г. - под влиянием России, и для греков, являвшихся до конца XVIII - начала XIX вв. основными носителями восточно-христианских культурных традиций, существенную роль играли как специфические для них цивилизационные основания, так и региональные особенности, которые в равной степени наложили свой отпечаток на их быт и культуру. Аналогичная ситуация сложилась и для славян - преимущественно русских (позже - и украинцев), активно заселявших полуостров с 1773 г., — чья этническая идентичность на тот момент была уже сформирована: на них существенное влияние также оказал региональный фактор. Таким образом, принадлежность к различным культурам стала не единственным основанием, определившим этническую идентичность народов Крыма.

Особо следует отметить, что границы новых государств, образованных на постсоветском пространстве после 1991 г., и гипотетические границы религиозной идентичности людей, проживающих на этих территориях, не совпали. Особую роль здесь сыграло то обстоятельство, что на территории Украины в конце 1980-х возобновила легальную деятельность УАПЦ, а часть приходов РПЦ, оставшихся на Украине, впоследствии стала приходами УПЦ МП. Кроме того, появились приходы искусственно созданной УПЦ КП. В связи с этим с целью создания новой этнической идентичности властями стал активно использоваться политический фактор.

Проведенный с учетом этих обстоятельств анализ современной социокультурной ситуации в Крымском регионе позволяет утверждать, что имевший место и постепенно усиливающийся с конца 1990-х гг. процесс активной украинизации жителей автономии создал условия для политизации этнической идентичности, насаждаемой административными методами. Государством была предпринята попытка использовать украинскую идентичность в качестве основной модели идентичности, навязываемой гражданам Украины, проживающим в Крыму.

Более того, на региональном уровне параллельно проходят два разных процесса: одновременно с процессом конструирования модели этнической идентичности, основанной на специфических культурных чертах, характерных для двух разных цивилизаций, присущих русским, украинцам и крымским татарам, а также другим малочисленным этническим группам, проживающим на полуострове, в АРК, согласно некоторым исследователям, начинается процесс создания некоей общей крымской региональной надэтнической идентичности, основу которой составляет общность территории и языка; в роли последнего выступает русский язык. В перспективе крымчанам предстоит создать региональную идентичность на основе объединяющих ценностей.

Соперничество между двумя направлениями формирования идентичности крымчан обусловлено особенностями политической истории региона.

Несовпадение политических и культурных границ, разделяющих этнические группы, проживающие на Крымском полуострове, создало условия для возникновения перманентной латентной конфликтности между ними. Непосредственные причины конфликтных ситуаций заключены не в факте принадлежности к определенной этнической группе, конфессии, цивилизации, а в большей степени в политических притязаниях политических элит, представляющих разные этнические группы. Поэтому при определенных условиях конфликт в АРК может развиваться по трем направлениям. Первое может иметь своим основанием цивилизационный фактор: с одной стороны, это русские и украинцы, а с другой - крымские татары. Второе направление может быть обусловлено культурными особенностями, присущими лишь определенной группе крымчан и препятствующими более тесным контактам ее с другими группами. Третье направление зависит от линии раздела политических фронтов, которые могут меняться ситуационно.

Существенная особенность современной социокультурной ситуации в автономии заключается в имеющем место конфликте идентичностей проживающих там этнокультурных групп, в их фрагментации, что мешает осознанию ими значимости тех духовных ценностей, которые были бы обусловлены особенностями многонациональной культуры региона, формировавшейся на протяжении двух столетий.

Кроме этого, для современной социокультурной ситуации в АРК характерно осознание необходимости заполнения духовного вакуума, образовавшегося в результате отрыва одной части общества в течение нескольких десятилетий от канонического православия, а другой — от ислама и от соответствующих культурных традиций, а также и сам процесс заполнения этого вакуума. Однако в результате попыток заполнение духовного вакуума происходит чрезмерная политизация мировоззрения.

По результатам проведенного исследования можно сделать ряд выводов:

1. Поликонфессиональность и полиэтничность на протяжении веков характеризовали социокультурную ситуацию в Крыму. Тем не менее в данном регионе именно геополитический фактор играл важную, если не определяющую роль как в периодической смене доминирующих этнических образований, которыми в течение последних семи веков является славянский суперэтнос (русские, украинцы, белорусы) и тюркский этнос (крымские татары), так и для той или иной конфессиональной модели. Обусловленные этими обстоятельствами потенциальная конфликтность и перманентная неустойчивость социальной ситуации на современном этапе развития АРК привели к осложнению этноконфессиональных отношений и обострению порождаемых ими проблем.

2. С конца 80-х — начала 90-х годов в АРК оформляется так называемый крымский регионализм. В среде русскоязычного большинства в его основе лежат либо ирредентизм и реюнионизм [от фр. reunion — соединение, объединение], выражающиеся в требованиях пересмотра Закона СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» от 19 февраля 1954 года, либо представления об особости русскоязычного крымско-славянского сообщества и о наличии у него собственных интересов, отличных от интересов как Москвы, так и Киева6. Среди крымских татар господствует стремление к созданию третьей модели развития Крыма — национального крымско-татарского государства.

3. Существенные различия в оценке современной социополитической ситуации в Крыму, могут быть выражены посредством трех взаимопротиворечивых позиций: 1) украинское правительство, проводя необдуманное форсирование процессов украинизации, утверждает, что происходит трансформация как менталитета крымчан, так и их социокультурной самоидентификации; 2) многие российские политики полагают, что, даже несмотря на отстраненность правительства РФ от проблем соотечественников, проживающих в крымском регионе, полуостров остается и будет оставаться русским анклавом; 3) крымские татары, распространяя через СМИ информацию о том, что они являются коренным народом Крыма, пытаются при помощи «идеологических симулякров» (т.е. копий с копий несуществующих оригиналов)7, оказывать воздействие на региональное общественное сознание.

4. В настоящее время в ходе политической борьбы в регионе делается ставка на этноконфессиональные, культурные особенности менталитета проживающих в Крыму представителей соответствующих социокультурных общностей православных и мусульман, результатом чего становится обострение отношений между ними. Вероятность возникновения конфликта обусловлена подчеркнутой конфронтационностью участвующих в нем сторон, которая возрастает как на уровне межэтнических отношений, так и в рамках отношений между этническими элитами, политизацией существующих межкультурных различий, накоплением неразрешенных проблем. Недостаточный контроль государства над этими процессами может привести к увеличению конфликтогенности в регионе.

5. В настоящее время все еще сохраняется возможность разрешения сложившейся ситуации мирным путем, для чего необходимо осуществление политики, основанной на изучении социокультурных реалий и опирающейся на идею общности людей разных верований и культурных традиций по месту их рождения и/или проживания. Важнейшую роль в ослаблении напряженности в регионе способны сыграть разъяснение через СМИ основополагающих постулатов православия и ислама, беседы об общих корнях этих религий и о возможности достижения согласия между их адептами, призывы к самостоятельному чтению, изучению и толкованию Священного Писания. Инициаторами подобной просветительской и миротворческой деятельности должны выступать не только представители политических элит, но и рядовые члены различных этноконфессиональных групп. Необходимо реформировать законодательство в области свободы совести и религиозных организациях, разрабатывать модели диалога власти и национально-культурных организаций.

Также автор обозначил контуры желаемой модели социокультурных отношений в АРК, дал основные рекомендации предотвращения конфликтности.

Подобные рекомендации касаются не только проведения культурной политики в самой автономной республике, но и реформ на уровне Украинского государства.

Во-первых, большинство серьезных политических проблем необходимо решать в рамках переговоров Украины и России, при наличии их обоюдного желания и стремлений. Это заключается в проведение особой политики в отношении крымских татар, в том числе и в сохранении статуса АРК и наделении ее большим количеством полномочий. Вмешательство третьей стороны, в частности Турции, в любом случае не будет способствовать позитивному решению региональных проблем. Турция является исключительно протатарски, промусульмански настроенным государством и поэтому может только помешать достижению компромиссов.

Во-вторых, необходимо устранить языковую проблему, как в Крыму, так и на Украине в целом. В АРК Необходимо ввести трехъязычие. Это позволит снять напряжение и желание подавлять права какой-либо этнической группы. На равных условиях предоставлять права теле- и радиовещания: на русском, украинском, крымско-татарском языках, а не преимущественно на украинском. Вести делопроизводство не на одном, а на двух языках — русском и украинском.

В-третьих, развивать регион на строго конфедеративных началах. Крым может стать конфедеративной республикой. Для этого Украине необходимо взять на себя защиту прав русского населения полуострова. Внимательнее отнестись к взаимодействию УПЦ КП и УПЦ МП, прекратить захваты храмов УПЦ МП. В этом случае России придется отстраниться от помощи в решении проблем соотечественников, доверив их судьбу Украине.

В-четвертых, всем этническим группам, проживающим на Крымском полуострове, необходимо работать над разработкой и осмыслением проблемы региональной идентичности на основе взаимопонимания, сотрудничества и опоры на общие интересы. В таком случае Крым будет способствовать укреплению культурных, экономических, политических связей между Украиной и Россией. При уважении и защите прав всех жителей Крыма у АРК не будет стимула к отделению от Украины.

Также целесообразно внести в законодательство Украины изменения, направленные на установление особого правового характера взаимодействия государства с традиционными конфессиями.

Целесообразным представляется введение принципа обязательности процедуры регистрации всех без исключения религиозных организаций, расширения перечня необходимых для этого документов1.

Усилению государственного контроля за соответствием деятельности религиозных организаций основам национальной безопасности Украины будет способствовать введение принципа обязательной периодической отчетности, а также сроков предоставления отчетных данных.

Представляется необходимым законодательно ограничить вмешательство политических партий, национальных движений в деятельность религиозных организаций (дополнив ст. 5 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях»)2.

Как отмечает А.Ишин, необходим жесткий правовой контроль за всеми процессами, происходящими в этнической сфере, а также конструирование продуманной стратегической этнической политики, которая бы принималась бы всеми без исключения национальными группами. Важной частью такой политики должно стать использование в интересах общества и государства стабилизационного потенциала, который, без сомнения, имеют все

1 Григорьянц В.Е., Ишин А.В., Шевчук А.Г. К вопросу о государственно-конфессиональоных отношениях в Украине и АРК. (издание второе, переработанное и дополненное). Региональный информационно-аналитический центр — филиал Национального института стратегических исследований в Автономной Республике Крым. - Симферополь: Крымский Архив, 2004. - С. 49.

2 Там же, - С. 50. традиционные конфессии региона, оказывающие существенное воздействие на формирование этнопсихологического поля1.

Сегодня православие и ислам — это две ведущие конфессии в Крыму, и несмотря на известные проблемы и противоречия (неизбежные в период восстановления традиционных форм религии), существующие между ними, они располагают значительными потенциальными возможностями для толерантного сосуществования и конструктивного сотрудничества.

Гармоничное взаимодействие этнических групп Крыма возможно при взаимном уважении к правам и культурным особенностям друг друга, сохранении своих культурных особенностей в сочетании с возможностью индивидуумов и этнических групп полноправно участвовать во всех сферах общественной жизни: экономической, политической и культурной.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Жеребцова, Елизавета Вадимовна, 2008 год

1. ИСТОЧНИКИ1. 1. Государственный Архив в АРК.

2. Ф. 535, т. Ill, on. 1. д. 2007, т/к 90, л. 18. Материалы для истории гражданских отношений в Крыму до присоединения его к России (суд, власть, администрация, управление). Инструкция о принятии мер к татарским детям, желающим принять христианство.

3. Ф. 535, т. Ill, on 1, д, 2008, т/к 89. Исторические сведения о крымских ханах и их отношении к Турции. Подготовка присоединения Крыма к России.

4. Ф. 535, т. Ill, on 1, д. 2070. Ведомости о количестве церквей по епархиям. 1785-86 гг.

5. Ф. № 535, т. Ill, on 1. д. 2452. Рапорт из Кременчуга об аресте 4-х татар, ехавших в Мекку на поклонение и в Анапу для изучения турецкого языка. 1791 г.1.. 2. Опубликованные источники на русском языке

6. Алексий иеромонах. Описание киновии св. исповедника Стефана Сурожского (Судак) или Кизилташ в Крыму // Сочинения иеромонаха Алексия. — Симферополь: Отт. из № 22, Тавр, епарх. ведом, 1886.

7. Гавриил, Архиепископ. Переселение греков из Крыма в Азовскую губернию. (Основание Готийской и Кафийской епархий). // Записки Одесского общества любителей истории и древностей. М. 1844. т.1 — с. 197-204.

8. Гавриил, Архиепископ. Армяно-Григорианские архиереи в Новороссии и Бессарабии // Записки Одесского общества любителей истории и древностей. -Москва. 1844. т. 1. С.315-318.

9. Исторический и статистический взгляд на успехи умственного образования в Новороссии. // Записки Одесского общества любителей истории и древностей. Москва. 1848. т.2. - С.330-346.

10. Кушнерев X., священник. (Перевод с армянского.) Армянские древности Таврического полуострова // Одесское общество любителей истории и древностей. М. 1877. т. 10. - С. 441-451.

11. Дашков Ф.Ф. Статистические сведения о Крыме, сообщенные каймаканами в 1783 г. // Записки Одесского общества любителей истории и древностей. Москва. 1886. т. 14. - С. 91-156.

12. Дашков Ф.Ф. Распоряжения (Ордера) светлейшего князя Потемкина Таврического правителю Таврической области В.В.Каховскому за 1784 и 1785 годы // Записки Одесского общества любителей истории и древностей. — М. 1889. т. 15.-С. 594-677.

13. Описание киновии св. исповедника Стефана Сурожского (Судакского) или Кизилташ в Крыму. Симферополь: Тавр. губ. тип., 1886 г. - 30 с.

14. Остатки греческих легионов в России или нынешнее население Балаклавы. Исторический очерк с 1769 по 1801 гг. // Записки Одесского общества любителей истории и древностей. Москва. 1844. т.1 - С. 205-254

15. Панагия или Бахчисарайский скит /исторический очерк/ Одесса: Типография Фасенко, 1908.

16. Письма правителя Таврической области В. В. Каховского правителю канцелярии В. С. Попову для доклада его светлости князю Г. А. Потемкину // Записки Одесского общества любителей истории и древностей. М. 1877. т. 10-С.235-360.

17. Погодин Д.Ч. О походе руссов на Сурож // Записки Одесского общества любителей истории и древностей. Москва, 1844. - т.1 - С.191-195.

18. Скальковский А.А. Опыт статистического описания Новороссийского края. Одесса, 1853.

19. Смирнов В.Д. Крымско-ханские ярлыки // ИТУАК. 1913. - № 50. -С.143-154.1. 3. Государственный комитет статистики Украины. Главное управление статистики в АРК.

20. Бюллетень Крым. Центр. Статист. Упр. № 7. «Крым», журнал издан ОПИК'ом. № 1, С. 104-105.

21. Уровень образования населения АРК (по данным Всеукраинской переписи населения 2001г.) // Государственный комитет статистики Украины. Главное управление статистики в АРК. / Под ред. В.И.Колесник. — Симферополь. 2003. 444 с.

22. Распределение населения наиболее многочисленных национальностей АРК по полу и возрасту, состоянию в браке, языковым признакам и уровню образования (по данным всеукраинской переписи населения 2001 г.) / Под ред. В.И.Колесник. Симферополь. 2004 - 567с.

23. Национальный склад населения автономно! республики Крим та його мовш ознаки // Державний комитет статистики Украши, головне управлшня статистики автономно! Республики Крым. Симферополь. - 2003. - С.7-11.

24. За даними Всеукрашського перепису населения 2001 року // Головне управлшня статистики в Автономнш Республщ1 Крим. / за ред. B.I. Колесник.— С1мферополь. 2003 368 с.1. 4. Нормативные правовые акты.

25. Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Принят в 1991 г.

26. Конвенция и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1958-1990. т.2.-Женева, 1991, -С.2193-2207.

27. Конституция Автономной Республики Крым. Принята на второй сессии Верховного Совета АРК 21 октября 1998 г. //http://krod.narod.ru/obozl.htm.

28. Конституция Украины. Принята на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г. Симферополь: «Таврия», 2007. - 40 с. - (Рус. яз.).

29. Обращение Курултая крымскотатарского народа к мусульманам Крыма. Принято на III сессии IV созыва Курултая крымскотатарского народа, г. Симферополь, 12 сентября 2004 года.

30. Абдуллаев И. Поступь крестоносцев в Крыму. // № 48, - 2000, с.4.

31. Абдуллаева 3.3. Крымскотатарское духовенство накануне присоединения Крыма к России. // Культура народов Причерноморья. Симферополь: ТНУ им В. И. Вернадского. № 14. ноябрь 2004. - С. 59-62.

32. АбдульваакН. Суфизм в Крыму // Асавет (Къасавет). 2005. № 31 -С.6-11.

33. Айдер-Оглу. Ислам и крымские татары // Голос Крыма. 7.12.2001. - С.7.

34. Айдынгюн Исмаил. Крымские татары: конфликт или стабильные отношения между русскими жителями полуострова и украинцами? // Россия и мусульманский мир. 2005. - №3 (153). - С. 62-70.

35. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: анализ и менеджмент: учебное пособие. -М.: Дело, 2005. - 472 с.

36. Аксючиц В. Атеистическая идеология. Государство. Церковь.// Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси: Сборник. — М.: Столица, 1991.— С.213-234.

37. Александров И. О мусульманском духовенстве и управлении духовными делами мусульман в Крыму после его присоединения к России // ИТУАК. -Симферополь. -1914. -№51-16 с.

38. Алядинова JI. Избран новый муфтий Крыма // Голос Крыма. -10.12.1999 г. № 50.

39. Архимандрит Платон. Церковь как явление тысячелетней истории и культуры. // СССР: демографический диагноз. /Сост. В.И.Мукомель. — М.: Прогресс. 1990.-С.113-128.

40. Астахова Н. Крым это будущее Украины // Крым.ги общественно-политическая газета. 20 января 2006. № 5 (61). - С.2.

41. Бабинов Ю. К вопросу о толерантности в межконфессиональных отношениях // Гражданское общество и религия. / Под ред. Габриэляна О. -Симферополь: Энергия Дельта, 2005. С. 35-47.

42. Бахревский Е. «Православие в Османской империи» // Брега Тавриды. — Симферополь. 1992. № 4. -С. 110-139.

43. Бахревские Леонид и Евгений «Страна солнца» // Брега Тавриды, -Симферополь. 1994. № 1. -С.188-194.

44. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. / Пер с англ.; под ред. В.И.Иноземцева. М.: Логос, 2003. — 350 с.

45. Бердяев Н. Судьба России. (Опыты по психологии войны и национальности). М., 1990.

46. Бердяев Н. Предсмертные мысли Фауста // Освальд Шпенглер и Закат Европы. / Сост. Н.А.Бердяев. — М.: Книгоиздательство «БЕРЕГ», 1922. С. 67.

47. Бертье-Делагард А. Л. К истории христианства в Крыму. Мнимое тысячелетие. — Одесса: «Славянская» тип., 1909. 113 с.

48. Бодрийар Ж. Система вещей. М: 1995.

49. Бойцова Е. Е. Роль ислама в этногенезе крымских татар // Культура народов Причерноморья. 1997. — № 7. - С.73-76.

50. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 370 с.

51. Викентий (Дмитрив). Иеромонах. Отсюда начинается Россия // Московский журнал М.: ГУП «Редакция журнала «Московский журнал», 1998. № 9. - С.37-39.

52. Возгрин В.Е. Исторические судьбы крымских татар. — М.: Мысль, 1992. -446 с.

53. Габриэлян, О. А. Крым. Депортированные граждане: Возвращение. Обустройство. Социальная адаптация. Симферополь, 1997.

54. Ганкевич В. Ю. Очерк истории крымскотатарского этноконфессионального мектебе (XIX XX вв.) // Культура народов Причерноморья: Научный журнал. - 1997. - № 2. - С. 130-136.

55. Гаспринский, И. Россия и Восток. Казань: Тат. кн. изд-во, 1993. - 132 с.

56. Геллнер Э. Нации и национализм // Вопросы философии, М., 1989. - № 7. - С. 120-131

57. Герцен А.Г. «Крымские татары» // От киммерийцев до крымчаков (народы Крыма с древнейших времен до конца XVIII в.). 2-е изд., -Симферополь: издательство «ДОЛЯ», 2004. - С. 228-240.

58. Горизонты культуры накануне XXI века. Сборник научных работ. М: 1997.

59. Григорьянц В. Е. Ислам как фактор интеграции крымских татар в украинский социум (1989-2004 гг.) // Гражданское общество и религия / Под ред. д.ф.н. О.А.Габриэляна. Симферополь: Энергия Дельта, 2005. - С. 135-163.

60. Григорьянц В. К вопросу о государственно-конфессиональных отношениях в Украине и АРК. — Симферополь: Крымский Архив, 2003. 44с.

61. Губогло, М.Н., Червонная, С.М. Крымскотатарское национальное движение / РАН. Центр по изучению межнац. отношений, Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М., 1992, т.1. - 331с., т.2. - 339 с.

62. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 573 с.

63. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политической свободы. М, 2002. - 288 с.

64. Дискуссия вокруг цивилизационной модели: С.Хантингтон отвечает оппонентам // Полис. 1994. - № 1. - С.49-57.

65. Доненко Н., протоиерей. Житие преподобномученника Парфения, игумена Кизилташского монастыря. 2000. — 31с.

66. Дробижева Л.М., Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. - 140 с.

67. Ефимов С.А. Сравнительный анализ отношения населения Крыма к религии // Религия и гражданское общество: на пути к глобальному этосу.

68. Материалы VI международного семинара 1-3 ноября 2006 г., г. Ялта / Под ред. Т.А.Сенюшкиной. Симферополь, 2007. - С. 44-48.

69. Ефремова С. Семинария вчера и сегодня. // Крым.ги, 2007. - 5 января. № 1 (108). - С.4.

70. Зарубин А.Г., Зарубин В.Г. Без победителей: из истории гражданской войны в Крыму. Симферополь: Таврия, 1997, - 351 с.

71. Заявление священнослужителей Смферопольской и Крымской епархии в связи с «заявлением мусульман Крыма» // Таврида Православная -, 2000. № 7. -С.4.

72. Зоткин, А. Некоторые аспекты элитогенеза в Украине и в Крыму // Социол: теория, методы, маркетинг. Киев, 2002. - № 1. — С.202-211.

73. Игнатенко А. А. Самоопределение исламского мира // Ислам и политика: сборник статей. М.: Институт религии и политики, 2004. С.61-62.

74. Игнатенко А. А. От Филиппин до Косова. Исламизм как глобальный дестабилизирующий фактор // Ислам и политика: сборник статей. М.: Институт религии и политики, 2004. — С.40-52.

75. Ионин JI.T. Основания социокультурного анализа. М: 1996.

76. Исламская идентичность в Украине / А.В.Богомолов, С. И. Данилов, И.Н. Семиволос, Г.М.Иворская / Пер. с укр. Изд.2-е, доп. - К.: ИД «Стилос», 2006. -200с.

77. Испытание Украиной: Сб.ст. / Ин-т стран СНГ (Ин-т диаспоры и интеграции); Под общ. ред. Затулина К.Ф. М., 1999. - 182 с.

78. Ишин А.В. Проблема конфликтности в этнической сфере Крымского региона. // Вестник Крымских Чтений Н.Я.Данилевского: Сб. науч. Ст. / Под ред.В.П.Казарина. Вып. 1. Симферополь: Крымский Архив, 2002. - 112 с.

79. Ишин А.В. Посмертное чудо святителя Стефана Сурожского в свете истории крещения Руси. // Таврида Православная. Симферополь, 2007. № 24. -С.9-10.

80. Ишин А.В. Святитель Иннокентий (Борисов): к 150-летию блаженной кончины // Таврида Православная. Симферополь, 2007. № 10. - С.6.

81. Ишин А.В., Шевчук А.Г. Православие и ислам в Крыму: проблемы взаимодействия // Пилигримы Крыма. / Сб. научных статей и материалов. Новая и новейшая история Крыма Симферополь: Крымский архив. - 2003. Вып. 2 (7).-С. 169-272.

82. Кант И. Сочинения: в 6 т. М., 1963-1966. Т.2.

83. Карсавин Л.П. Философия истории. С.-П.: АО Комплект. 1993. - 350 с.

84. Катунин Ю.А. Православная церковь в условиях реформирования в Украине в 80-90 годы XX века. // Культура народов Причерноморья. 1997. -№ 1. — сс.329-334.

85. Кессельбреннер Г.Л. Крым. Страницы истории — М.: SvR-Аргус, 1994. -96 с.

86. Кепель Ж. Джихад: Экспансия или закат исламизма. / Пер с фр. В.Ф. Денисова. М: «Ладомир», 2004. - 468 с.

87. Киселев С.Н. Крымская русская идентичность — это реальность // Этнография Крыма Х1Х-ХХ вв. и современные этнокультурные процессы: Материалы и исследования. Симферополь. 2002. - С.71-75.

88. Коджаман О. Южный Кавказ в политике Турции и России в постсоветский период. М: 2004. - 296 с.

89. Козер Л. Функции социального конфликта М, 2000. - 205 с.

90. Козлов В. Ф. Крым Православие - Россия. // Московский журнал. М. № 9 - 1998.-С. 39-43.

91. Козлов М.В., Козлов В.И. Русские и русскоязычные в Белоруссии и на Украине // Русские в ближнем зарубежье. — М: Институт этнологии и антропологии РАН. 1994. - С.38-52.

92. Козловски П. Культура постмодерна. М: 1997.

93. Колесов М. «Крым в контексте мировой культуры» // Брега Тавриды. — Симферополь. 1994. № 6. - С. 190-214.

94. Кондараки В.Х. История Христианства в Тавриде. Одесса: изд. 1-е, 1871.-28 с.

95. Коростелина К.В. Система социальных идентичностей: опыт анализа этнической ситуации в Крыму. Симферополь: Доля, 2002. Вып 1 — 255 с.

96. Коротеева В. В. Теории национализма в зарубежных и социальных науках./ PAT. М., 1999. - 140 с.

97. Краткий философский словарь. Под ред д.ф.н. Алексеева А.П. М.: «Проспект», 1997. - 400 с.

98. Крик буревестника. // Крым.ги. -2006 г. № 41 (97). С.З.

99. Крымского ханства не будет // Крымское время. 2004. - 17 августа.

100. Крымскотатарская пресса назвала Ющенко «собакой». Новый регион — Крым // Крымская правда. 2005 г. № 93.

101. Латынин А. Крым не готов дать отпор воинствующему исламизму.// Крымское время. 29.12.2004 г. № 244 (2088) - С.5.

102. Лебедев А.П. История разделения церквей. М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство «ДАРЪ», 2005. - 528 с.

103. Лебедева Н.М. Русская диаспора или часть русского народа? (К проблеме самоопределения русских на Украине) // Русские в ближнем зарубежье. М: Институт этнологии и антропологии РАН, 1994. - С.53-59

104. Мальгин А. Крымский узел. Симферополь: Новый Крым, 2000. - 161с.

105. Мальгин А. «Русский Крым» в поисках себя // Диаспоры. 2003. - №4. -С.105-130.

106. Мальгин А. Руководсство партизанским движением Крыма в 1941 1942 годах и «татарский вопрос» // Историческое наследие Крыма. Симферополь. 2006. № 14. С. 78.

107. Мальгин А. Украина: Соборность и регионализм. -Симферополь: Сонат, 2005.-277 с.

108. Мальгин А.В. Крымское сообщество: между прошлым и будущим. // http://www.archipelag.ru/authors/malgin/?library=403

109. Мальгин А.В. Новое в самосознании этнических групп Крыма. // http:// www.archipelag.ru/authors/malgin/?library=l 172.

110. Маркевич А.И. К вопросу о положении противо-мусульманской миссии в Тавриде. Сиферополь: Тавр. губ. тип., - 1911. - 31 с.

111. Маркевич А.И. Переселение крымских татар в Турцию в связи с движением населения в Крыму. // Известия АН СССР. Отдел гум. наук. -Москва, 1928. № 4-7. С. 367-392.

112. Маркелов О. О матери народов. // Крымское время. 2002. № 209 -С.11.

113. Матвеев В. «Русские покушались строить мечети». // Родина 2004. № 4. - С.8-12.

114. Матвеев К.П. История ислама. Все об арабах до ислама. Ислам: история, традиции, обычаи вчера, сегодня, завтра. - М.: ACT: Восток - Запад, 2005. -254 с.

115. Межуев.В.М. Культура как проблема философии // Культура, человек и картина мира. М.: 1987. 328 с.

116. Миллер А.И. Теория национализма Эрнеста Геллнера и ее место в литературе вопроса. // Полит. Наука. М., 1999, № 1.

117. Мишкин С. Почтительная просьба к владыке Лазарю. // Крым.ги № 45 (101)8 декабря 2006 г. - С.З.

118. Модестов С.А. Геополитика ислама. М.: Мол.гвардия, 2003. - 190 с.

119. Муратова Э. С. Возрождение ислама в Крыму (политологический анализ процесса). // Гражданское общество и религия. / Под ред. д.ф.н. О.А.Габриэляна. Симферополь: Энергия Дельта, 2005. - С. 164-232

120. Муратова Э. Политические факторы межконфессиональных отношений в Крыму // «Религия и гражданское общество: на пути к глобальному этосу». Материалы III международного семинара Ялта, 2003. - С. 118-129.

121. Мучник В.М. В поисках утраченного смысла истории. Томск: Издательство Томского Университета, 1986. — 200 с.

122. На фоне оранжевой революции: Украина между Востоком и Западом. Под ред. К.Ф. Затулина. М., 2005.

123. Нарочницкая Н. Крым // Родина. М., 1992. - № Ю. - С.22-26.

124. Неживой А. Украинский муфтий против экстремизма. // Крымское время. - 13.10.2000 г. № 190 (1057). - С.З.

125. Никифоров А. Проблемы и перспективы реконструкции этнической истории Крыма // Регион. 1997. №2. - С.27-29.

126. Никифоров А.Р. Этнические процессы в современном Крыму // Этнография Крыма Х1Х-ХХ вв. и современные этнокультурные процессы: Материалы и исследования. Симферополь. - 2002. - С.94-98.

127. Озенбашлы А. Роль царского правительства в эмиграции крымских татар. //Крым. №2. 1926.

128. Остроух И.Г., Шервуд Е.А. Немцы в России. (Исторический очерк) // Этнографическое обозрение. 1993. май-июнь. № 3. С. 40-51.

129. Очерки по истории мировой культуры. Учебное пособие./ Под ред. Т.Ф.Кузнецовой. -М.: «Языки русской культуры», 1997. 469 с.

130. Пенчук М. Русское православие в Тавриде. // Брега Тавриды. -Симферополь. 2000. № 4-5. С. 367-330.

131. Потапенко А. «Великие консерваторы России» // Брега Тавриды. — Симферополь. 2001. № 2-3- С.З 18-321.

132. Потехин В., Потехин Д. Белорусы в Крыму. // Брега Тавриды. -Симферополь. 1994. № 6, -С.190-214.

133. Похлебкин В.В. К вопросу о геополитическом международно-правовом положении Крыма // Моск. журнал международного права = Moscow j. of intern law. M., 1996.-№ 2.-C.165-181.

134. Проблемы миграции и возвращение депортированных в Украину. Материалы международного симпозиума 14-15 марта 1997 г. Отв ред. Шульга Н. Киев: Freedom House, 1997 - 210 с.

135. Протопопов М. Успенский скит в Крыму близ Бахчисарая. // Крымский Афон. Сборник духовно-нравственного просвещения Свято-Успенского мужского монастыря. Бахчисарай. 2001. № 7- С. 18-24.

136. Ремушин В. Под радужным оморфом. // Таврида православная 2001. № 1 (60). - С.5.

137. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. М.: Эксмо, 2007. - 624 с.

138. Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 - 271 с.

139. Садохин А.П. Грушевицкая Т.Г. Основы этнологии: учебное пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 351 с.

140. Сейфулла, Р.Д. Крым Terra incognita. - М., 2001. - 422 с.

141. Сенюшкина Т.А. Управление этническим конфликтом, как теоретическая проблема. // Проблемы обновления России. Материалы IV межрегиональной научной конференции. М: Москва-Нижний Новгород, изд-во МЮН при МЮ РФ, 2006-С.119-122.

142. Сенюшкина Т.А. Управление местными сообществами в Крыму // http//:www.eawarn.ru. Местное управление многоэтничными сообществами в странах СНГ. / Под. ред. В.Тишкова и Е.Филипповой М.: ОАО "Авиаиздат". -2001.-400 с.

143. Силантьев Р. История исламского сообщества в России / Союз писателей России. М.: Инфомационно-издательская продюссерская компания «ИХТИОС», 2005. - 632с.

144. Скляренко Д. «Все школы хороши — выбирай на вкус?» // Крым.ги. 2006 г. 8 декабря. № 45 (101)- С.З.

145. Славяне в Крыму и на Тамани. АН СССР. Тезисы доклада д.и.н., профессора Б.А.Рыбакова на сессии по истории Крыма. Симферополь: Крымиздат, 1952. - 15 с.

146. Словарь иностранных слов./ Под ред. Лехина И.В. и проф.Петрова Ф.Н. -М.: государственное издательство иностранных и национальных словарей. — 1954.-853 с.

147. Современная западная философия: словарь./ Сост.: Малахов B.C., Филатов В.П. -М.: Политиздат, 1991.-414 с.

148. Степанов В.В. Современное русское население Крыма. // Русские в ближнем зарубежье. М: Институт этнологии и антропологии РАН, 1994. -С.60-76.

149. Сурдель Доменик, Сурдель Жанин. Цивилизация классического ислама. / Пер. с фр. В. Бабинцева. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 554 с.

150. Татары Крыма аборигены или пришельцы? // Журналист. 1997, 15-21 декабря. № 44.

151. Тишков В.А. О природе этнического конфликта // Свободная мысль. 1993. №4. С.4-15.

152. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Институт этнологии и антропологии РАН. 1997. 528 с.

153. Тишков В.А. Политическая антропология. Российские исследования в гуманитарных науках. Russian Studies in the Humanities. Т. 14 New York: The Edwin Mellen Press, 2000. - 338 c.

154. Тойнби А. Дж. Постижение истории. — M.: Прогресс, 1991. 736 с.

155. Украинское ТВ по-прежнему необъективно. Новый регион — Киев. // Крым.га -26 ноября 2006 г. № 41 (97) С.2.

156. Фадеева Т.М. Европа: Идея и реальность. Концепции культурной идентичности. М., 1997.

157. Федоров А.В. Правовой статус Крыма. Правовой статус Севастополя. М.: Изд-во МГУ, 1999. 56 с.

158. Фрейд 3. Недовольство культурой, М.: Олимп , 1997 г.

159. Формирование канонической территории РПЦ. Справка // Отечественные записки. 2002. - № 6-7. - С. 101-108.

160. Ханацкий К.В. Памятная книжка Таврической губернии за 1867 г.

161. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской идентичности. Пер. с англ. Башкирова. М.ЮОО «Издательство ACT»: ООО «Транзиткнига», 2004. - 635 с.

162. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. - № 1. -С.33-48.

163. Хартахай Ф. Христианство в Крыму. Рукопись б.м. б.г. 1864. - 70 с.

164. Хриенко, А.П., Кутюгин, Д.И. Молодежь Крыма Социологический анализ политических приоритетов // Молодежь в информационном пространстве. М., 2001.-ч.2.-С.107-109.

165. Шалюгин Г. Таврика, Таврида, Крым. Что дальше? // Брега Тавриды. -Симферополь. 2002. № 1 С. 286-289.

166. Иппн А.В. Тенденцп етноконфесшних в1дносин в Автономшй Республщ1 Крим. // Украша в 2007 рощ: щор1чш оцшки суспшьно-пол1тичного та сощально-економ!чного розвитку: монограф1а / За заг. ред. ЮГ.Рубана. Кшв: ШСД, 2007.-538 с.

167. Гр1гор'янц В.Е. До питания про особливост1 вияву етноконфесшно1 конфлштност1 на пострадянському npocTopi. //"СТРАТЕГ1ЧНА ПАНОРАМА. 2001. № 3-4 // http://www.niisp.gov.ua.

168. Шевчук О.Г. Територ1альш особливое^ соц}окультурного розвитку сучасного Криму. Дисертац!я на здобуття наукового ступеня кандидата географ1чних наук. УДК 911.3 (477.75), 21.09.2007; 17.01.2008. ДК №044258. Симферополь.2007. 300 с.

169. I. 3. Литература на английском языке.

170. Barth F. The Analysis of Culture in Complex Societies // Ethnos. 1989. -Vol. 54. P. 120—142.

171. Bukkvoll ,T. Ukraine and European security. L.: Roy. Inst, of intern. Affairs,1997.

172. Dawson Jane I. "Ethnicity, Ideology and Geopolitics in Crimea"// Communist and Postcommunist Studies, vol.30, № 4, the Regents of the University of California,1998, published by Elsvier Ltd. Printed in Great Britain. P. 427-442.

173. Ethnic Groups and Boundaries. The Social Organization of Culture Differences / Ed. F. Barth. Bergen; London, 1969. P. 15-16.

174. Golovakha E., Panina N. Inter-Ethic Relations and Ethic Tolerance in Ukraine // Jews and Jewish Topics in the Soviet Union and Eastern Europe (Jerusalem). -1991.-V. 14.-P. 27-30.

175. Yurlov Felix N. "Russia: Problems of security in the post-cold war world" // World Affairs, vol. 4 № 2, apr-jun, 2000. P. 42-88.J

176. Количество наличного населения; чел. (2001 г.)

177. Всего в АРК русские украинцы крымские татары белорусы татары

178. Автономная Республика Крым 118044 492227 243433 29285 10911

179. Симферополь (горсовет) 238938 76147 25209 4102 1339

180. Алушта (горсовет) 35030 11987 33081 743 —

181. Армянск (горсовет) 14969 9722 949 299 87г. Джанкой 25611 11106 3469 658 —

182. Евпатория (горсовет) 76295 27429 8140 1716 287г. Керчь 124420 24298 1635 1795 383г. Красноперекопск 15756 12631 982 366 145г. Саки 18573 6938 1646 527 118

183. Судак (горсовет) 17442 5173 5131 387 286

184. Феодосия (горсовет) 78536 20416 5055 1949 236

185. Ялта (горсовет) 91408 38604 1877 2204 476районы:

186. Бахчисарайский 50236 18158 19695 1156 1254

187. Белогорский 32706 10749 19425 622 454

188. Джанкойский 32048 27788 17744 1415 192

189. Кировский 29290 10219 14816 955 775русские украинцы крымские татары белорусы татары

190. Красногвардейский 45666 25563 15619 2059 1061

191. Красноперекопский 10587 13822 5477 397 248

192. Ленинский 38168 15950 10784 892 324

193. Нижнегорский 28727 16419 9136 1009 190

194. Первомайский 14155 15317 8693 696 279

195. Раздольненский 15289 14896 4961 524 336

196. Сакский 36592 25517 14137 1765 639

197. Симферопольский 73753 35098 33161 2038 545

198. Советский 18234 8287 8344 499 757

199. Черноморский 18002 9993 4321 512 499

200. Севастополь 377200 84400 1800 5800 2500

201. Составлено автором по материалам переписи населения Украины в 2001 г.

202. Плотность русских в общей численности населения региона (2001 г,)11. КРЛСИОПЕРЕКОПСКИЙ1. КРАСНОПЕРЁКОПСК1. КЕРЧЬ

203. Национальный склад населения автономно'1 республики Крим та його мовн1 ознаки И

204. Державний ком)тет статистики У кражи, головне управления статистики автономно! Республжи Крим, Симферополь, - 2003.1. UZ333,2-45,2 48,5-49,4 | 50,4-54,3 . 55,7-64.9 | 65,1-66,7 67,1-78,7ю

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.