Этноконфессиональные особенности самоидентификации тверских карел в постсоветский период тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Калинина, Светлана Олеговна

  • Калинина, Светлана Олеговна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 209
Калинина, Светлана Олеговна. Этноконфессиональные особенности самоидентификации тверских карел в постсоветский период: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Москва. 2008. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Калинина, Светлана Олеговна

ВВЕДЕНИЕ .:.

ГЛАВА 1. Социокультурные факторы самоидентификации тверских карел в конце XX - начале XXI вв.

1.1. Методологические основы анализа этноконфессиональных особенностей самоидентификации тверских карел и социологическая база исследования проблемы ^

1.2. Общекультурные компоненты национального самосознания тверских карел: современная структура и динамика

1.3. Роль конфессионального фактора в этнокультурной истории тверских карел

ГЛАВА 2. Внутренние и внешние аспекты национально-культурного возрождения тверских карел постсоветской России.

2.1. Проблемы создания литературного карельского языка и его вхождения в культурный обиход народа.

2.2. Общественные формы самоорганизации карел как инструмент противодействия их ассимиляции.

2.3 Роль национальной и вероисповедной политики государства в сохранении ' национально-культурного многообразия России. ^^

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этноконфессиональные особенности самоидентификации тверских карел в постсоветский период»

Актуальность темы исследования. Исторически сложившееся этнокультурное многообразие российского государства является его ценнейшим достоянием и способно служить фактором устойчивого развития общества. В настоящее время в условиях, с одной стороны, нарастающего процесса глобализации, чреватого нивелирующими последствиями, а с другой - динамичными миграционными процессами, разрушающими исторически сложившийся этнонациональный баланс государств и отдельных регионов, проблема сохранения традиционной локальной идентичности обретает особую актуальность. В этой связи исследование адаптационных возможностей региональных социокультурных этносистем с учетом особой роли религии как фактора этнокультурной (и шире — внутринациональной) стабильности - актуальная исследовательская задача.

В современной ч российской внутринациональной политике востребована постановка таких задач в сфере национальной и вероисповедной политики, решение которых будет направлено на торможение ассимиляционных процессов среди национальных меньшинств, коррекцию их кризисного национального самосознания и на создание условий для формирования личностей и социальных общностей, органично сочетающих в себе как самосознание своей исконной этнической принадлежности, активное владение этнокультурными ценностями, так и сознательное усвоение компонентов культуры национального большинства — социальной среды своего обитания. Преобладание в практической внутренней политике России конструктивистского подхода к этносу1 приводит к недооценке реальных потребностей кризисных региональных этнокультур, влияющих на социальную стабильность в обществе в целом. Сознательная позиция государства по отношению к национальному сектору как, в лучшем случае, второстепенному, а в худшем, не существующему

1 См.: Тишков В.А. Народы и государство//Коммунист.1989. №1; Он же. О новых подходах в теории и практике межнациональных отношение/Советская этнография. 1989. № 5; Он же. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003; Чешко С.В.Национальное государство или демократическое общество //Вестник Академии Наук СССР. 1990. № 1. реально, определяет пассивный, по большей части лозунговый характер внутренней национальной политики России по отношению как к доминирующему русскому этносу, так и многочисленным инонациональным группам. Финно-угорская этническая группа тверских карел в качестве объекта предлагаемого исследования на протяжении XX - XXI вв. в полной мере испытывает на себе негативное влияние ассимилятивных процессов, обусловленных, в первую очередь, отсутствием системной государственной национальной политики. Вместе с тем историческая модель взаимной адаптации тверских карел и русского населения являет собою показательный пример толерантного и в целом гармоничного взаимодействия, обусловленного конфессиональным православным родством. В этом смысле предметный анализ региональных культурологических традиций может служить ключом к выявлению общероссийских духовно-нравственных основ, ставших фундаментом прочного многовекового полиэтнического сосуществования.

На взгляд диссертанта, эффективность государственных этнонациональных управленческих воздействий в условиях трансформации экономической и политической структур будет определяться реальным учетом этнических и религиозных ценностей региональных социокультурных систем. В этой связи социально востребованными представляются такие современные научные концепции, которые рассматривают этнос как определенную «защиту»' членов общества от нестабильности и неопределенности жизни1.

Научная проработка модели эффективной национально-вероисповедной политики — актуальная задача для исследователей. Она предполагает прежде всего изучение структуры этнонациональной идентичности, степени относительной устойчивости ее элементов к ассимиляционным процессам, роли религии в этническом самосознании

1 См.: Арутюнов С.Л. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989; Сусоколов А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса// Расы и народы. Вып. 20. М., 1990. народа - и в целом значения и места этих элементов в этническом самосознании народа.

Степень научной разработанности проблемы. Тверские (или верхневолжские) карелы как этнонациональное меньшинство, проживающее четыре столетия в условиях диаспоры (преимущественно сельской) на территории центральной России (Тверская область), вплоть до XX в. не являлись объектом систематических научных исследований. Последние носили фрагментарный характер и были заданы сферой различных интересов ученых. I

Первый обзор тверских карел академического характера был сделан немецким ученым Д.Рихтером и вышел в "Энциклопедическом словаре в 86 томах" Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона1. Исследователь дает историческую картину постепенного рассеивания некогда единого карельского народа, делает важное указание на отсутствие письменного языка у тверских карел; определяет их родным языком финский с сильной примесью слов русского происхождения; наконец, отмечает начавшийся с развитием земских школ и усилением отхода на сторону процесс проникновения русского языка в среду карел. Для диссертанта важны замечания Д.Рихтера о слабой степени I контактов и незначительной ассимилированности карел Тверской губернии с русским населением, а также указание на православное, наряду с новгородскими карелами, вероисповедание тверских карел.

Неизменный интерес тверские карелы вызывали и вызывают у финских исследователей с точки зрения значения карельского этнокультурного наследия для финской культуры и сохранения ее историко-культурных особенностей, свидетельствующих о единстве исторической судьбы карел с финнами2.

1 См.: Рихтер Д. Корелы //Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Т. 16. СПб., 1895; Он же. Bemerkungen uberdie tverischen Karelier//JournaI d. finnisch-ugrischen Gesellschaft in Helsingfors, 1904 r.

2 См.: Культурное окружение северного побережья Ладожского озера /П.Линтунен, М.Хютенен, К.Иконен, С.Кивимяки. Хельсинки, 1998; История Карелии XVI -XVII вв. в документах. Йоенсуу, 1987; Kurkijoen kihlakunnan historia. Pieksamaki, 1958; Kahden Karjalan viililla Kahden Riikin riitamaalla. Tampere, 1994; Lumivaara. Lahti, 1979; Kurkijoen historia IV. Loimaa, 1982; Kurkijoki kylasta kylaan. Hameenlinna, 1972; Hiitolan kylUhistoria. Vaamala, 1972; Theodor Schvindt, Kansantaruja Laatokan luoteis - rannikolta kesalla 1879,

Язык тверских карел стабильно оказывался в центре самого пристального внимания финских лингвистических исследований и этнографических экспедиций. Так, сохранились сведения об экспедиции ученого Д.Европеуса в деревни Толмачи, Козлово и Тресну Тверской губернии в XIX в.; магистра В.Алавы и доктора К.Карьялайнена в 1895г.; в 1913 г. - финского ученого Ю.Куела в Весьегонск1. Результатом поездки первых стали записанные руны о Куллерво и песни; результатом поездки Ю.Куела стала книга «Тверские и новгородские карельские сказки». Профессор Хельсинкского университета П.Виртаранта неоднократно посещал Тверскую Карелию в период с 1957 по 1984 гг. Кроме многочисленных записей устного народного творчества тверских карел, о

П.Виртаранта написал «Этюды о карельской культуре» . В них автор с трепетом и щемящей любовью сделал зарисовки об исследователях и учителях тверских карел: И.С.Беляеве (занимался вопросами преподавания русского языка в национальной школе, с 1956г. — председатель Совета Министров Карельской АССР); А.А.Белякове (научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского филиала АН СССР; принимал участие в создании литературного языка на основе тверских говоров;* вместе с Д.В.Бубрихом написал в 1934 году грамматику карельского языка; составил «Хрестоматию для карельских школ»; собирал материал для «Диалектического атласа карельского языка»); М.Ф.Беляковой, носительнице карельского языка (тверской говор), монахине Весьегонского монастыря Тверской области, и многих других.

Фольклор и древняя история тверских карел интересовали и наших тверских соотечественников. Так, русский этнограф и востоковед А.Н.Виноградов (1847-1919), уроженец Весьегонского уезда, подготовил

Helsinki, 1883; Heikki Kirkinen. Karjala idan ja lannen valissii, Helsinki, 1970; Leo Pohjola. Vaieneet temppelit. Toinen painos Jyviiskyla. Pirjo Uino. Ancient Karelia. Archaeological studies. Helsinki. 1997; История Карелии XVI -XVII вв. в документах. Поземельная книга Кексгольмского лена 1637г. Иоенсуу, 1991.

1 См.: Зелов Н. Юхо Куела в Весьегонске//Весьегонская жизнь. 1993. 17 сентября.

2 См.: Виртаранта П.Этюды о карельской культуре: Люди и судьбы. Петрозаводск: Карелия, 1992. 288с. рукописный сборник русских и карельских песен Весьегонского уезда1. (Архив ученого хранится в отделе рукописей Российской государственной библиотеки (г.Москва). Известный поэт Ф.Н.Глинка, имение которого находилось в Тверской губернии, составил заметки о признаках древнего быта тверских карел Бежецкого уезда и написал повесть в стихах «Дева карельских лесов и описательное стихотворение «Карелия»2 и др.

Достаточно широко представлены работы исторического содержания, в центре внимания которых находится ветиевато-динамичная судьба карельского этноса. Российских ученых конца XIX - XX вв. тверские карелы интересовали преимущественно как средневековые партнеры в историческом развитии Новгородской феодальной республики и шире Северо-Западной Руси; а также как феноменальный субъект протяженных во времени миграций на территорию Московского государства3.

Собственно региональные исследования тверских карел в части, интересующей автора, ограничиваются краеведческими заметками священника В.Михайловского конца XIX в.4, да языковедческими дискуссиями, развернувшимися в 30-е гг. XX в. по поводу развития карельского языка, и собственно тверского говора.5 Последние приобрели

1 См.: Чигринский М.Забытый энциклопсдист//Наука и религия. 1991.№ 8.

2 См.: Глинка Ф.Н. К древним курганам и насыпям в Тверской Карелии//Москвитянин.1850. № 8; Он же. Мои заметки о признаках древнего быта и камнях, найденных в Тверской Карелии, в Бежецком уезде// Русский исторический сборник. Т.1. Кн.2. М., 1837; Он же. Карелия: Описательное стихотворение в 4-х ч. Петрозаводск, 1938; Он же. Дева карельских лесов: Повесть в стихах. Петрозаводск, 1939.

3 См.: Жербин Л.С. Переселение карел в Россию в XVII веке. Петрозаводск, 1956; Кочкуркина С.И. Древние карелы. Петрозаводск, 1987; Она же. Корела и Русь. Ленинград, 1986; Она же. Письменные известия о карелах (X-XVIbb.). Петрозаводск, 1996; Она же. Археологические памятники корелы (V-XV вв.). Л., 1981; Очерки истории Карелии. Петрозаводск, 1957; Карелы Карельской АССР. Петрозаводск, 1983; Киркинен X., Невапайнен П., Сихво X. История карельского народа. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. Москва, 1987; Чернякова И.А. Карелия на переломе эпох. Петрозаводск, 1998; Мюллер Р.Б. Очерки по истории Карелии XVI-XVII вв. Петрозаводск, 1947; Шаскольский И.П. Борьба Руси за сохранение выхода к Балтийскому морю в XIVb. Л., 1987; Шаскольский И.П. Борьба Руси против шведской экспансии в Карелии. Конец XIII - начало XIV вв. Петрозаводск, 1987; Неволин К.А. О пятинах и погостах новгородских в XVI веке. Спб., 1853; Чистович И. История православной церкви в Финляндии и Эстляндни, принадлежащей Санкт-Петербургской епархии, Спб., 1856; Данилов Л.В. Очерки по истории землевладения и хозяйства в Новгородской земле XIV-XV вв. М., 1955.

4 См.: Михайловский В. Записка о карелах, поселившихся в Тверской губернии//Тверские епархиальные ведомости. Тверь. 1882. №№3-4, № 6.

5 См.: Бубрих Д.В. Какой язык положить в основу просвещения тверских карел// Революция и национальности. 1931. № 2-3; Он же. Какой язык - тверским карелам?/ Ленингр. общество исследователей культуры финно-угорских народностей. Л., 1931; Вершинский А.Н. Очередные задачи работ среди национальных меньшинств тверской деревни // По ленинскому пути. Тверь. 1930. № 12-13; Кочанов А. Вопрос о карельском языке для карел Московской области// Революция и национальности. 1931. № 2-3; Он политический характер, поставив актуальные вопросы самоопределения карельского народа и перспектив создания Карельского национального округа в Московской (нынешней Тверской) области.

После 50-летнего периода информационного вакуума и негласного политического запрета на упоминание о тверских карелах научное сообщество вновь заговорит о них с 90-х гг. двадцатого столетия. В 1997г. пройдет первая и последняя региональная научная конференция, посвященная истории и культуре тверских карел1.

Религиозно-конфессиональные мотивы переселения тверских карел в центральную часть Российской империи освещаются в работах А.Н.Вершинского, М.А.Ильина, А.С.Жербина, О.М.Фишман, А.Е.Мусина, И.А.Черняковой, В.А.Виноградова, В.Салохеймо и др. .

Опыт национального государственного строительства Карельского национального округа 1937-1939гг. на территории тогдашней Московской области находит подробное отражение в современных краеведческих работах широкой тематики А.Н.Головкина, внесшего бесценный вклад по введению в же. О проблеме литературного языка карельской национальности// Революция и национальности. 1931. № 6. Курбанбаев С. Еще раз по вопросу о литературном карельском языке// Революция и национальности. 1931. N 9. Милорадова А. Карельский литературный язык// Kolhozoin Puolen. 1931. N 21; Грепде Е. Из практики языкового строительства// Национальная книга. 1931. № 5.

1 См.: История и культура тверских карел: перспективы развития: Материалы международной конференции. Тверь: ТГУ, 1997. 103 с.

2 См.: Вертинский А.Н. Очерки истории верхневолжских карел в XVI-XIX вв. //Исторический сборник: T.4. М., 1935; Виноградов В.А., Ильин М.А. Некоторые проблемы истории карел Верхневолжья// Карелы: этнос, язык, культура, экономика: Проблемы и пути развития в условиях совершенствования межнациональных отношений в СССР: Тез. докл. Петрозаводск, 1989; Жербин А.С.Переселение карел в Россию в XVII в. Петрозаводск, 1956; Он же. Переселение карел на русские земли в русской историографии//Вопросы истории Карелии. Петрозаводск, 1958; Салохеймо В. Проводимые в Финляндии исследования переселения карел в Россию. Тверь, 1997; Фишман О.М. Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы. М., 2003; Она же. Итоги и перспективы изучения верхневолжских карел// Полевые исследования ГМЭ народов СССР 1985-1987 г.г.: Тезисы докл. науч. сессии/ Гос. музей этнографии народов СССР. Л., 1989; Она же. К изучению этнической культуры карел Верхневолжья// Современное финно-угроведение. Опыт и проблемы. Л., 1990; Она же. К истории экспедиционно-собирательской деятельности у верхневолжских карел//Ежегодник этнографического музея. Вып. 34. Таллинн, 1984; Мусин А.Е. Становление православия в Карелии XII-XYIbb. (историко-археологический аспект)//Рябининские чтения: Сборник докладов. Петрозаводск, 1997//http:www.vottovaara.ru/karelia/drev/pravosl.htm!/; Чернякова И.А. Карелия на переломе эпох: Очерки социальной и аграрной истории XYIIb. Петрозаводск, 1998. научный обиход богатейших фактологических данных закрытых ранее для свободного доступа фондов Тверского государственного архива1.

Социально-психологический аспект процессов адаптации тверских карел в связи с задачами возрождения карельской этнической культуры стал предметом исследования А.М.Копалиани . Этнографический интерес i представляет диссертация тверского педагога областного колледжа культуры и искусства М.В.Зыкус, в которой фиксируются ассимилятивные процессы среди тверских карел, отраженные в орнаментах современного карельского костюма . Непреходящую языковедческую ценность представляет региональное исследование Л.Г.Громовой «Евангелия от Матфея» (1820г.) с точки зрения оценки состояния языка тверских карел в исторической и современной перспективе. 4

Объект диссертационного исследования — этническая группа тверских карел как социокультурный феномен. I

Предмет исследования — этноконфессиональные особенности самоидентификации тверских карел в постсоветский период.

Цель и задачи исследовательской работы. Цель данной работы -выявить наиболее существенные особенности этноконфессиональной самоидентификации тверских карел в постсоветский период через сравнительный анализ исторических и современных и характеристик идентификационного процесса в карельском этносе.

1 См.: Головкин А.Н. Прошедшие через века. Тверь, 1998; Он же. Книга памяти тверских карел. Тверь, 2000; Он же. Рождение карельской письменности. Тверь, 2000; Он же. История Тверской Карелии. Тверь, 2001; Он же. Карелы: от язычества к православию. Тверь, 2003; Он же. В краю двух культур: Бежецкий уезд. Ржев, 2005.

2 См.: Копалиани A.M. Психологические аспекты профессиональной деятельности координатора программы по возрождению духовной культуры тверских карел: Дис. канд.психол.наук. Тверь, 2003.

3 См.: Зыкус М.В. Региональные особенности народного костюма XIX - начала XX века в традиционной культуре русских и карел Тверской губернии: Дис. . канд. ист. н. М., 2006.

4 См.: Громова Л.Г. Евангелие от Матфея - тверской памятник карельской письменности в контексте межкультурного диалога//Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. Тверь, 2005.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- раскрыть сущность и содержание ключевых для .данного исследования понятий «этнос», «нация», «идентичность», «самоидентификация» и «этноконфессиональная самоидентификация», «религиозный» и «светский» типы культур и нек. др.;

- выявить на основе социокультурной модели этноконфессиональной идентификации тверских карел динамику этноконфессиональных ценностей на разных этапах становления карельского этноса;

- проанализировать содержательную структуру самоидентификации тверских карел в постсоветский период;

- определить место и роль религиозного/конфессионального компонента в структуре идентичности тверских карел в досоветский и постсоветский периоды;

- проанализировать этнокультурные и национальные проблемы тверских карел и формы их общественной самоорганизации;

- выявить роль и значение национальной и вероисповедной политики российского государства, деятельности общественных институтов и религиозных организаций Русской Православной Церкви в деле сохранения этнических и религиозных ценностей в ситуации кризиса этнокультурной системы тверских карел.

Теоретическая основа исследования. Основу диссертационного исследования составляют базовые положения, выдвинутые отечественными и зарубежными авторами, специалистами в области этнологии (этнографии), религиоведения, философии, социальной философии, антропологии, культурологии и других гуманитарных дисциплин. При изучении этнической общности тверских карел диссертант в основном придерживался традиционного для отечественной этнографической науки примордиалистского подхода в его эволюционно-историческом проявлении, и в частности информационной концепции этноса. Как этническая, так и конфессиональная общности рассматриваются нами не как умозрительные мифические» конструкции, но как реально существующие социальные феномены, являющиеся продуктом естественно-исторического процесса. В узком смысле автору близки идеи Л.Н.Гумилева о ландшафтно-природном влиянии на становление этноса как органичные в приложении к тверским карелам и зоне их проживания (Верхневолжью) как своеобразной исторической территории невраждебного этнического синтеза.

Альтернативные научные подходы - конструктивистский и инструме нтал истский - не отвергаются нами полйостью в силу своей актуализации в контексте современного этапа национально-государственного самосознания карельского этноса.

Эмпирическая база диссертационного исследования. В основу диссертации положены результаты социологического исследования, проведенного автором на территории Тверской области, в местах компактного проживания тверских карел (март 2007 г.). Исследование проводилось в десяти деревнях Лихославльского и Спировского районов Тверской области, где исторически компактно проживают карелы. Выбор именно сельских жителей определялся тем, что основная часть тверских карел - селяне. Среди опрошенных постоянно проживающие в данной местности составили 95,8%.

При подготовке диссертации использовались документы и материалы Тверской епархии Русской Православной Церкви; материалы государственной статистики по Тверской области и по финно-угорским регионам России XIX-XX вв., а также статистические данные переписей 1970, 1979, 1989, 2002ГГ1.

1 Колосов Вл. История Тверской Духовной семинарии: Ко дню 150-летнего юбилея семинарии. Тверь, 1889; Преображенский В.А. Описание Тверской губернии в сельскохозяйственном отношении. СПб., 1854. Список населенных мест Российской Империи. T.43: Тверская губерния. СПб., 1862; Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. T.43: Тверская губерния. СПб., 1904; Вертинский А.Н., Золотарев Д.А. Население Тверского края // Тверской край. 1929. N6; Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 28 августа 1920 г. по Тверской губернии. Вып.1. Тверь, 1921; Список селений Бежецкого уезда с карелами (по материалам Комиссии по изучению племенного состава населения России) // Бежецкий край. Бежецк, 1921; Всесоюзная перепись населения 1926 года. T.XXXVI. М., 1930; Народное хозяйство Калининской области в 1960 году: Стат. сб. М., 1961; Калининская область за годы восьмой пятилетки (1966-1970 г.г.) в цифрах: Стат. сб. Вологда, 1971; Численность и состав населения СССР: По данным Всесоюзной переписи населения 1979 года. М., 1984; Число и состав семей Тверской области: Всесоюзная перепись населения 1989 года. Тверь, 1991; Прибалтийско-финские

Автор опирался на результаты современных отечественных и зарубежных социологических исследований в сфере национальных отношений и поиска национальной идентичности; разнообразные языковые и исторические источники и материалы ученых из Карелии и Финляндии, в том числе опубликованные на Internet-сайтах; документы Государственного архива Тверской области. В ходе исследования проанализирована нормативно-правовая база в части, касающейся национальной политики в Российской Федерации (Конституция РФ 1993г., Закон о национально-культурной автономии от 17 июня 1996г., Концепция государственной национальной политики РФ от 1 мая 1996г.) и международного права о защите нацменшинств, а также деятельность органов законодательной и исполнительной власти Тверской области в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений.

Диссертантом изучены уставные документы Национально-культурной автономии тверских карел (далее РЖА тверских карел); неопубликованные материалы конференций, семинаров и отчетов данной национальной организации; материалы международных финно-угорских конгрессов и конгрессов Молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН) 1998-2008 гг.; публикации в тверской прессе, в том числе прессе НКА тверских карел по национальной тематике; информация о финно-угорских российских и зарубежных общественных национальных организациях на Internet-pecypcax (результатом явился обзор Internet-pecypcoB о финно-угорском мире - предлагается в приложении к диссертации).

Научная новизна исследования заключается в первичной постановке, обосновании и попытке решения задач философского осмысления поисков идентичности в инонациональном окружении на примере тверских карел и состоит в следующем: народы: История и судьбы родственных народов /Сост. М.Йокипии. Ювяскюля, 1995; Финно-угорские и самодийские народы России. Стат. Сб. Сыктывкар, 2006.

- диссертантом предложена модель социокультурной самоидентификации тверских карел, отличающейся ярко выраженной этноконфессиональной спецификой;

- на основе исторических данных и материалов проведенного автором социологического исследования проанализированы содержательная структура и динамика этнической идентичности современных тверских карел, выявлены особенности национального самосознания в различных возрастных, профессиональных и иных группах респондентов;

- систематизированы основные вехи эволюции этнического самосознания тверских карел до и после миграции на протяжении 400-летнего периода пребывания в инонациональном окружении (с XVII в. до начала XXI в.);

- обозначены ключевые моменты идентификационных процессов и проанализированы исторические варианты взаимосвязи религиозного и этнического компонентов в процессе формирования национального самосознания тверских карел.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Религия в силу своей онтологической сущности постоянно взаимодействует с этносом, влияя на его становление. Она способна оказывать значительное влияние на ход этнических процессов и на определенных этапах играть, как в случае с тверскими карелами, роль основного этнообразующего фактора. В зависимости от конкретных социально-исторических условий взаимодействие религии с этносом может иметь разную степень интенсивности, что предопределяется прежде всего типом' религии/конфессии. Определяющее влияние на социокультурное становление карельского этноса было оказано православным христианством, его мироотношением.

2. Этническая (национальная) составляющая в структурной модели самоидентификации личности в постиндустриальную эпоху выходит на первый план; конфессиональный (религиозный) элемент в ситуации все более секуляризирующегося мира отходит на второй, более скрытый, по сравнению с этническим компонентом, уровень, становясь либо неосознаваемым элементом культурологической традиции, либо осознаваемой ценностью внутреннего мира личности. Ситуация полного разрыва этнического компонента с вероисповедным в ситуации иноокружения приводит к большей степени депривации, внутренней и внешней конфликтности личности и национальной группы.

3. Религиозный фактор и конфессиональная община играют положительную гармонизирующую роль в процессе социально-психологической адаптации национальной диаспоры к условиям новой среды проживания. В случае конфессионального родства мигрантов с принимающим доминирующим населением адаптация происходит максимально успешно. Однако этническая (языковая в первую очередь) чуждость остается объективным источником культурной дистанции и напряженности этнического самоощущения. Механизмы гармонизации национальной (языковой) депривации мигрантов должны разрабатываться государством, призванным реализовывать эффективную внутреннюю национально-вероисповедную и миграционную политику.

4. В ситуации полиэтничности на переходном этапе становления внутренней национальной политики России государство должно владеть программными и ресурсными механизмами эффективной поддержи положительного уровня идентичности региональных национальных меньшинств, активно используя в практической деятельности адаптационный потенциал вероисповедного фактора.

5. Государственные и общественные управленческие воздействия, направленные на различные социальные подсистемы в обществе, должны согласовываться с этнокультурой и учитывать объективную способность региональных социокультурных ценностных систем оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на ход социальных преобразований.

Теоретическая и практическая значимость данного диссертационного исследования прежде всего заключается во введении в научный оборот новой эмпирической информации о малоизученном, исчезающем на наших глазах, социокультурном феномене - тверских карелах. Поэтому отдельные положения исследования можно использовать в разработках теоретического и прикладного характера для государственных органов, политических и общественных организаций, осуществляющих управленческую деятельность в сфере национальной и конфессиональной политики по отношению к исчезающим коренным национальностям.

Положения и результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения вопросов взаимодействия религии с этносферой в культурном, политическом и правовом аспектах; в практических курсах религиоведения (истории религии), этнографии (этнологии); при подготовке спецкурсов по проблемам взаимосвязи религии и этноса.

Отдельным сектором применения представляется использование материалов диссертации отечественными и зарубежными финно-угроведами, для которых любая дополнительная информация о тверских карелах сможет восполнить пробелы по некоторым демографическим, лингвистическим, историческим, культурологическим и иным вопросам.

На уровне субъекта федерации - Тверской области - исследование может быть рекомендовано для использования при подготовке региональных программ поддержки этнокультурного многообразия Верхневолжьяя. Результаты социсследования могут использоваться органами региональной власти в качестве исходных данных для дальнейших сравнительных «замеров» социального самочувствия карельского населения. Практическое использование результатов работы общественным региональным сектором (в лице Национально-культурной автономии тверских карел) представляется перспективным с точки зрения решения задач повышения статуса национальной организации как в собственно карельской среде, так и в региональном гражданском сегменте; пересмотра приоритетов внешней и внутренней миссии организации; повышения эффективности планируемой уставной деятельности; а также с позиций необходимости корректировки существующих рисков в текущей и перспективной общественной деятельности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Калинина, Светлана Олеговна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях, исходя из задач внутренней национальной политики, процессы этноконфессиональной идентификации россиянин должны корректироваться с учетом опыта друг друга как людей разных этнических и конфессиональных культур. Осваивая и усваивая новые ценности, каждая культура должна не потерять «свое» лицо, свою традиционную идентичность, которая является основой для самоуважения и стабильности личности, этноса, государства.

Однако финно-угорское лицо российской этнической палитры теряется с каждым годом все более. Следует признать, что по количественным показателям роль, отведенная финно-угорским народам на российской национальной сцене, никогда не была ведущей. Так, согласно переписи населения 2002 г., общая численность финно-угорских народов составляет 1,9% общей численности населения страны (по данным переписи 1989 г., эта цифра составляла 2,2%). На протяжении XX в. доля финно-угров постоянно уменьшалась, и, как отмечают исследователи, особенно катастрофические потери произошли в последние 10-15 лет. Так, среди карел за последние 76 лет уменьшение произошло в 2,7 раза. Такое значительное уменьшение только • демографическими факторами объяснить нельзя. Скорее всего здесь играют не последнюю роль факторы ассимиляции и собственно факторы самоопределения себя с той или иной национальностью, в зависимости от политической и экономической полезности национальности1. Этот вывод подтверждается зафиксированными в нашем диссертационном исследовании количественными показателями значительной доли субъектов с размытой, кризисной идентичностью как в отношений этнической (языковой), так и в отношении конфессиональной (религиозной) идентификации.

1 См. об этом: Фаузер В.В. Демографическое развитие финно-угорских народов: общие черты и специфические особенности// Материалы сессий по обучению представителей неправительственных организаций финно-угорских народов (2006-2008 гг.). Сыктывкар - Саранск: изд-во Мордов. ун-та, 2006. -С. 48.

По своим внутренним характеристикам финно-угорская группа очень несхожа: численность в 15 народов варьирует от нескольких сотен ижорцев до более миллиона мордвы. До сих пор ведется полемика, затрагивающая не только самые малочисленные, но и некоторые средние по численности народы, относительно того, формируют ли они собственную нацию или нет. К тому же, по всей вероятности, некоторые из этих народов обречены на постепенный упадок и вымирание, поскольку исторически постоянно подвергались тысячелетнему славяно-русскому влиянию, а значит ассимиляции и обрусению1.

Однако при всем этом финно-угорские племена сыграли важную роль в формировании великорусского народа, причем многие из них растворились в ходе этого процесса. Со времен средних веков финно-угры Волго-Камского бассейна и северо-востока современной Европейской России находились в контакте со славянами; фактически став первыми этническими меньшинствами возникшей Московской Руси. Из неславянских соседей именно финно-угры имели самый тесный и продолжительный контакт с русскими. Таким образом, финно-угорско-русский опыт представляет пример глубоко укоренившихся этнокультурных контактов, который может стать продуктивным и открыть дальнейшие перспективы для анализа тех духовно-нравственных традиций совместного сосуществования этносов, которые стали фундаментом их толерантных взаимоотношений на протяжении веков.

Безусловна первенствующая роль • православной вероисповедной культуры в процессе бесконфликтного этнического соседства в рассмотренном нами примере тверских карел. Духовно-нравственная сущность христианских догматических канонов, и прежде всего величие философии православной любви по Христу, покрывало все иноразличия, которые возникали в ходе адаптации тверских карел к русской зоне нового проживания. Однако одна сфера иноразличий - сфера языка - оказалась

1 См.: Лаллукка С. Восточно-финские народы России. Анализ этнодемографических процессов. СПб.: Европийсдсий Дом, 1997.С.9. ' наиболее ущербной в силу принадлежности к зоне ответственности государственного контроля федеральным сектором. С позиций эффективности государственного управления исследовать исторические региональные опыты совместного проживания различных этносов - значит учитывать те этнокультурные традиции, которые предопределяют современное состояние социального самочувствия представителей этих народов как граждан России.

На второе место, после православного мировоззрения, в ряду приоритетов, определяющих положительный уровень карельской идентичности, следует поставить гражданское самоопределение тверских карел в лице созданной общественной структуры — НКА тверских карел.

На третье место в число приоритетных элементов этнокультурной идентификации включим Интернет-комммуникации как эффективный способ этнобаланса кризисной этнической культуры. К примеру, диссертант предполагает продолжить тему данного исследования в практической плоскости, став участником в октябре 2008г. проекта № 39/2008 в рамках Российско-Финляндского культурного форума1 I

Задача государства, общественных и религиозных организаций в создавшейся ситуации кризиса тверской, карельской идентичности -разделить с этносом степень ответственности за ее разрушение, наполнив конкретными делами лозунговые тезисы. Базируясь на синергетических подходах к социокультурному знанию, полагаем, что на любом этапе кризис идентичности из катастрофы можно преобразовать в этап нормальной стадии роста.

1 С анкетой проекта можно познакомится на сайте культурного форума: www.kulturforum.natrn.ru.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Калинина, Светлана Олеговна, 2008 год

1. Абдулатипов Р.Г. О федеральной и национальной политике Российского государства. М., 1995.- 63 с.

2. Аванесова Г.А. Астафьева О.Н. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональной политики. М.: изд-во РАГС, 2004.-424 с.

3. Авксентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология// Социологические исследования. 1996. № 12. -С.43- 49.

4. Alava V. Tverin laanin karjalaisten haatapoja. Helsinki, 1937.

5. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»? //Этнографическое обозрение. -1996. №3.

6. Александрова А.Н. Коллекция этнографических материалов по верхневолжским карелам// Материалы юбилейной конференции,- Тверь, 1992.-С.53-56.

7. Андриченко Л. К вопросу о понятиях «национальные меньшинства» и «коренные народы»// Федерализм. -2002. № 3. С.123-158.

8. Арутюнов С.А.Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.

9. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальноесамосознание//Социологические исследования. 1990. № 7. С.42-49.

10. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Этносоциология: пройденное и новые горизонты// Социс. 2000. № 4,- С. 11-21.

11. Архимандрит Рафаил (Карелин). Христианство и модернизм. М., 1999. -412 с.

12. П.Бабаков В.Г. Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы). М.: изд-во РАН, 1996. - 70 с.

13. Баграмов Э.А. Этнос, народ, нация // Российская цивилизация:•Ht

14. Этнокультурные и духовные аспекты: Энц.словарь/ Ред.кол.: Мчедлов М.П. и др. М.: Республика, 2001. - С.533-534.

15. Баранцев А.П. Карельская письменность// Прибалтийско-финское языкознание.- Л., 1967.- С.89-94,98-101,102,104.

16. Баширов Л.А. Этнологическая природа этнического и религиозного феноменов// Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень № 1-2. М.: изд-во РАГС, 2006,- С. 17-44

17. Беляков А.А. Морфологическая система собственно карельского диалекта (калининское наречие)// Труды Карело-Финского филиала АН СССР.-Петрозаводск, 1954,- Вып. 1.- С.68- 97.

18. Беляков А.А. Фонетика карельского диалекта села Толмачи Калининской области// Сов. финно-угроведение,- Петрозаводск, 1949.- Вып. V.- С.62-98.

19. Библиотека для карельского населения: опыт, тенденции развития.- Тверь, 2007. 47 с.

20. Богданов С.В. Сообщения письменных источников о карельском населении северной Руси XII- XYbb./ История и культура тверских карел:перспективы развития: Материалы международной конференции. Тверь: ТГУ, 1997. - С.34-37.

21. Большой психологический словарь /Ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. С.-Петербург, 2006.

22. Бранский В.П. Социальная синергетика и теория наций. Основы этнологической акмеологии. СПб.: изд-во С.-Пет. акмеолог. акад., 2000. — 106 с.

23. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики// Петербургская социология. 1997. - № 1.

24. Бромлей Ю.В.Современные проблемы этнографии. М., 1981.

25. Бромлей Ю.В. Очерки по теории этноса. М; 1999.

26. Бубрих Д.В. Какой язык положить в основу просвещения тверских карел// Революция и национальности.- 1931. N 2-3.- С.132-136.

27. Бубрих Д.В. Какой язык-тверским карелам?/Ленинградское общество исследователей культуры финно-угорских народностей.- Л.: Б. и., 1931.- 8 с.

28. Бубрих Д.В. Происхождение карельского народа: Повесть о союзнике и друге русского народа на Севере.- Петрозаводск: ГИЗ Карело-Фин. ССР, 1947.52 с.

29. Вероиспеведная политика Российского государства: учебное пособие/ Отв.ред. М.О.Шахов.- М.: изд-во РАГС, 2003. 207 с.

30. Вершинский А.Н. Очередные задачи работ среди национальных меньшинств тверской деревни // По ленинскому пути.- Тверь, 1930.- N12-13.-С.31-35.

31. Вершинский А.Н. Очерки истории верхневолжских карел в XVI-XIX вв. //Исторический сборник.- М., 1935.-Т.4.- С.73-105.

32. Вершинский А.Н. Список карельских селений Московской области / Моск. обл. музей.- М., Калинин: Тип. изд-ва "Пролетарская правда", 1932.- 22 с.

33. Вершинский А.Н., Золотарев Д.А. Население Тверского края // Тверской край.- 1929.-N6. -С.38-61.

34. Винер Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения// Этнографическое обозрение.- 1998, № 4.- С. 3-26.

35. Виноградов В.А. Карельский национальный округ: Забытые страницы// Политическая агитация.- 1989. N 16.

36. Виртаранта П. Этюды о карельской культуре : Люди и судьбы / Пер. с фин. Ю.Сурхаско.- Петрозаводск: Карелия, 1992. 288с.

37. Возвращение к правде: из истории политических репрессий в Тверском крае в 20-40-е и начале 50-х годов. Документы и материалы.- Тверь: Тверское областное книжно-журнальное изд-во, 1995. 120 с.

38. Военно-статистическое обозрение Российской империи: В 17 т. Т.4, 4.1. Тверская губерния.- СПб., 1848.- 326 с.

39. Всесоюзная перепись населения 1926 года. T.XXXVI./ Госплан СССР.Экономико стат. сектор.- М.: Планхозгиз, 1930.- 292 с.

40. Всесоюзная перепись населения 1939 года: Основные итоги / РАН. Упр. статистики населения Госкомстата.- М.: Наука, 1992.- 256 с.

41. Второй Всемирный конгресс финно-угорских народов / Отв. ред. Е.Рубовски.- Будапешт, 1996. 269 с.

42. Герранъ м!янъ шюндю-руохтынанъ святой 1овангели Матвьйста, карьялань юелълля (Евангелие от Матфея).- Пштери: Вешягенъ Библ. канжа-куннанъ элолла, 1820. 96 с.

43. Глинка Ф.Н. Дева карельских лесов: Повесть в стихах / Публ. и ред. ст. В.Базанова.- Петрозаводск: Каргосиздат, 1939.- 114 с

44. Глинка Ф.Н. Карелия: Описател. стихотворение в 4-х ч.- Петрозаводск: Каргосиздат, 193 8.-96с.

45. Глинка Ф.Н. К древним курганам и насыпям в Тверской Карелии// Москвитянин.- 1850. N 8. С.291- 294.

46. Глинка Ф.Н. Мои заметки о признаках древнего быта и камнях, найденных в Тверской Карелии, в Бежецком уезде // Русский исторический сборник.- М., 1837. Т.1, кн.2.- С.3-29.

47. Глинка Ф.Н. О древностях Тверской Карелии // Журнал Мин-ва Внутр. Дел.- 1836. T.XIV, N 3.-С.633-652;

48. Головкин А.Н. В краю двух культур: Бежецкий уезд. Ржев, 2005. 240 с.

49. Головкин А.Н. Жернова: Книга памяти тверских- карел. Тверь: Альба, 2000.- 92 с.

50. Головкин А.Н. История Тверской Карелии. Тверь:ЧуДо, 2001. - 302 с.

51. Головкин А. Карелы обрели автономию. Национально- культурную// Вече Твери.- 1998.- 9 января,- С.4.

52. Головкин А.Н Карелы: от язычества к православию. Тверь: Студия-С, 2003.- 176 с.

53. Головкин А.Н. Прошедшие через века. Тверь:Альба, 1998. -134 с.

54. Головкин А.Н. Рождение карельской письменности.-Тверь,2000. 91 с.

55. Головкин А.Н. Трудный путь самоопределения // Тверские ведомости.-1998. N15.- С.2.

56. Головкина З.И. Тверские карелы на парламентских слушаниях// Karielan sana. -Тверь, 1997. N 1 (5).- СЛ.

57. Голубев А.В. Этнополитическое исследование в контексте идей современной гуманитаристики: постановка проблемы// http||weblib. samara.ru/DLib/vestnik/documents/2002305011 .html

58. Государственно-церковные отношения в России: курс лекций. 4.1-2. М.,1995.

59. Государственный архив Тверской области, фонды Р -2691; Р-1367; 640.

60. Гренде Е. Из практики языкового строительства // Национальная книга.-1931. N5,- С. 18-24.

61. Громова Л.Г. Евангелие от Матфея тверской памятник карельской письменности в контексте межкультурного диалога//Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь, 2005.- С.67-72.

62. Громыко М.М.Православие как традиционная религия большинства русского народа / Исторический вестник историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви. Москва-Воронеж, 2001 № 2-3. С.30-35.

63. Гумбольт В. Язык и философия культуры. М., 1985.

64. Гумилев JI.H.Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989. С. 170.

65. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли/ Л.Н.Гумилев.- М.: ACT, 2005. -548 с.

66. Данилов Л.В. Очерки по истории землевладения и хозяйства в Новгородской земле XIV-XV веков.-М, 1955.

67. Дементьева Л.А. Брачно-семейные традиции тверских карелов во второй половине XIX века// Карельский этнос: история и перспективы развития: Тез. науч. конф.- Олонец, 1996.- С. 28-30.

68. Дорофеев В.В. Этноконфессиональные особенности коренных жителей Сакмарска, сохранявшиеся в первой половине XX века//Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития — Оренбург,2002.

69. Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития// СЭ.- 1985. № 5 .- С.4-12

70. Дробижева Л.М. Межэтнические отношения в Российской Федерации: пример республик с «особыми правами»// Конституционное право: восточноевропейское обозрение 2001. № 2. — С. 81-91.

71. Дубин Б. Массовая религиозная культура в России (тенденции и итоги 1990-х годов)// Вестник общественного мнения. 2004. № 3. - С.35-44.

72. Духовность в многонациональном обществе: Учебное пособие/ Б.А.Воронович, Г.Т. Товадов, В.П. Торукало. М.: изд-во РАГС, 2003.- 189 с.

73. Егоров В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы. М.: Изд-во РАГС, 2002. - 653с.

74. Егоров В.К. О культурных, культурно-национальных кодах истории// Ученые записки РАГС. Выпуск I/ под общ. ред. В.К.Егорова, В.П.Чичканова, В.М.Герасимова.- М.: изд-во РАГС, 2004.- С.5-25.

75. Ефимов А.Б. Миссионерство и роль церкви в колонизации территорий: Лекции Святотихоновского Богословского института. М.: СТБИ, 1998. — 52 с.

76. Жербин А.С. Переселение карел в Россию в XVII в.- Петрозаводск: Госиздат КФССР, 1956.- 79 с.

77. Жербин А.С. Переселение карел на русские земли в русской историографии // Вопросы истории Карелии.- Петрозаводск, 1958,- С.60-66.

78. Золотарев Д.А. Этнографический состав населения Бежецкого уезда:.// Бежецкий край.- Бежецк, 1921. Вып.1.- С.64-74.

79. Золотарев Д.А. Карелы СССР.- Л.: изд-во АН, 1930.- 124 с.83.3ыкус М.В. Региональные особенности народного костюма XIX начала XX века в традиционной культуре русских и карел Тверской губернии: Дис. . канд. ист. н. М., 2006.- 150 с.

80. Иванов А.В. Этническое самосознание: содержание, структура и развитие//Этническая психология и современные реалии: Материалы науч.-практ. конф— Якутск: изд-во Якутского гос.универ-та, 2003 . — С.47- 50.

81. Иванов В. К вопросу о подготовке кадров для карельских районов округа // По ленин. пути. Тверь, 1930. N4.- С.58- 60.

82. Иванова Н.Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа/ Психологический журнал. 2004.Т.25, №1. — С.52-60.

83. Известия Бежецкого временного исполнительного комитета. Бежецк, 1917 г. № 22. 11 апреля.

84. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М.:изд-во ACT, 2003 365 с.

85. Ильинский С.И. Проблемы этноконфессиональной идентификации в современной Удмуртии//Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития. Оренбург,2002.

86. История и культура тверских карел: перспективы развития: Материалы международной конференции.- Тверь: ТГУ, 1997.- 103 с.

87. История Карелии XVI XVII вв. в документах. - Йоенсуу, 1987.

88. История Карелии XVI XVII вв. в документах. Поземельная книга Кексгольмсого лена 1637 г., Йоенсуу, 1991.

89. Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года: В 7 т. Т.4. Национальный состав.- М.: Статистика, 1973.- 648 с.

90. Калининская область за годы восьмой пятилетки (1966-1970 г.г.) в цифрах: Стат. сб. Вологда, 1971. - 253 с.

91. Казьмина О.Е. Роль религиозного фактора в этническом самосознании населения России //Исторический вестник. 2001г., №2-3 . 66-75.

92. Кардинская С.В. Удмурты об этнической идентичности (опыт пилотажного исследования)// Социс.- 2005, № 5.- С. 100-105.

93. Карельская деревня в XVII в.: Сб. документов / Сост. Р.Б.Мюллер; Под. ред. А.И.Андреева.- Петрозаводск : Госиздат КФ ССР, 1941.- 379 с

94. Карельская семья // Российская семья. Энциклопедия. М., 2008.

95. Карелы Карельской АССР, Петрозаводск, 1983.

96. Карельское "дело".- Тверь: Б.и., 1991.- 40 с.

97. Karielan kielen programma: Moskun oblastin Karielazella algu skolalla varoin/ Sostuavi: P.P.Smirnov, A.Miloradovan, A.Zinovjevan, A.Pugacevan; V.Runtovan ucastvuinnanke.- M.: Ucpedgiz, 1933.- 36 c.

98. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

99. Kahden Karjalan valilla Kahden Riikin riitamaalla. Tampere, 1994.1.mivaara.- Lahti, 1979.

100. Киркинен X., Невалайнен П., Сихво X. История карельского народа. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. Петрозаводск, 1998.

101. Клеерова Т. Функционирование родных языков// Финно-угорский вестник.- 2004. № 3.- С. 48-54.

102. Клементьев Е.И.Карелы// Народы и религии мира: Энциклопедия/Гл.ред. В.А.Тишков. М.: Большая российская энциклопедия, 2000. - С.225-227.

103. Ключевский В.О. Православие в России. М.: Мысль, 2000. - 623 с.

104. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций в 3 кн. Кн.1 — М.: Мысль, 1993.-572 с.

105. Ключевский В.О. Сочинения. М., 1956-1959.Т.1. С.305.

106. Ковалев В.А., Шабаев Ю.П. Этничность и согражданство. (Национальные движения в финно-угорских' регионах РФ)// Политические исследования. 2004. № 4. - С. 126- 138.

107. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса// СЭЛ974. №2. -С.84-86.

108. Колосов В. История Тверской Духовной семинарии. Ко дню 150-летнего юбилея семинарии. — Тверь: Типография губернского правления, 1889.

109. Конституция Российской Федерации: Энцикл. словарь / Авт.коллектив: В.А.Туманов, В.Е.Чиркин, Ю.А.Юдин и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995, - 416 с.

110. Копалиани A.M. Психологические аспекты профессиональной деятельности координатора программы по возрождению духовной культуры тверских карел: Дис. . канд.психол.наук. Тверь: ТвГУ, 2003. 150 с.

111. Кочанов А. Вопрос о карельском языке для карел Московской области// Революция и национальности.- 1931. N 2-3.- С. 136-140.

112. Кочанов А. О проблеме литературного языка карельской национальности//Революция и национальности.- 1931. N 6.- С.78-82.

113. Кочкуркина С.И. Археологические памятники корелы (V-XV вв.). Л.,1981.

114. Кочкуркина С.И. Очерки истории Карелии. Петрозаводск, 1957.

115. Кочкуркина С.И. Древние карелы. Петрозаводск, 1987.

116. Кочкуркина С.И. Древняя Корела. Ленинград: Наука, 1982.

117. Кочкуркина С.И. Корела и Русь. Ленинград: Наука, 1986.

118. Кочкуркина С.И. Письменные известия о карелах (X-XVI в). -Петрозаводск, 1996.

119. Круковский М.А. Олонецкий край. СПб., 1904. - С.40.

120. Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2004.- 320 с.

121. Кудрина Т.А. Пинкевич В.К. Вероисповедные реформы в России в начале XX века. М.: изд-во РАГС, 2003.

122. Культурное окружение северного побережья Ладожского озера /П.Линтунен, М.Хютенен, К.Иконен,С.Кивимяки. Хельсинки, 1998.

123. Куприянова В.И. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с этнокультурными объединениями: теория и практика. Хабаровск: ДВАГС, 2005.- 34 с.

124. Курбанбаев С. Еще раз по вопросу о литературном карельском языке// Революция и национальности.- 1931. N 9.- С. 111-112.

125. Kurkijoen kihlakunnan historia. Pieksamaki, 1958.133. ^urkijoen historia IV.- Loimaa, 1982.

126. Kurkijoki kylasta kylaan. Hameenlinna, 1972.

127. Лаллукка С. Восточно-финские народы России. Анализ этнодемографических процессов. СПб.:Европийский Дом, 1997. - 392 с.

128. Лебедев С.Д. Методология анализа культуры (социально-когнитивный аспект). Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. - 44с.

129. Лебедев С.Д. Религиозная и светская культуры как типы систем социального знания. Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. - 48 с.

130. Лебедева Н.М.Введение в этническую и кросскультурную психологию. М., 1998.

131. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические проблемы этнического сознания//Социальная психология и общественная практика. М, 1985.

132. Leo Pohjola. Vaieneet temppelit. Toinen painos Jyvaskyla. Pirjo Uino. Ancient Karelia. Archaeological studies. Helsinki. 1997

133. Лесков Н.Ф. Корельская свадьба// Живая старина.- 1894.- T.IV, № 3-4.-С.499-511.

134. Лисаковский И.Н. Культурная эволюция. Три источника// Теория и практика культуры. Вып.2. М.: изд-во РАГС, 2004. - С. 18-34.

135. Лисаковский И.Н. Этномышление: грани, ограничения, ограниченность: Лекция. М.: Изд-во РАГС, 2005. - 36 с.

136. Лувенда материала: энзималелла и тойзелла классалла варойн кариэлан школых.- Лихославль: Карельскойн Окружнойн Народнойн Образованиян Отделан издания, 1938.- 15 с.145. Lumivaara. Lahti, 1979.

137. Макаров Г.Н. Образцы карельской речи: Калининские говоры/ АН СССР, Карел, филиал; Ин- т языка, литературы и истории.- М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963.- 193 с.

138. Макаров Г.Н. О переводном памятнике карельского языка 20-х годов прошлого века// Труды Карел, филиала АН СССР.- Петрозаводск, 1963.-Вып.39.- С.70-79.

139. Малахов С.В. Идентичность// Новая философская энциклопедия в 4 т. Т.2. М.: Мысль, 2001. С.78-79.

140. Маслов А.А. Цивилизационная идентичность российского общества (социально-философский аспект): Дис. .канд. филос. н. М., 2005. — 150 с.

141. Маслова Г.С. "Kegrin paiva" у карел Калининской области// Сов. этнография.- 1937.- N 4.- С.150-152.

142. Маслова Г.С. Материалы по этнографии карел Калининской области// Сов. этнография.- 1936.- N 2.- С.79-100.

143. Маслова Г.С. Народный орнамент верхневолжских карел/ Отв. ред. В.И.Чичеров.- М.: изд-во АН СССР, 1951.- 137 с.

144. Методология и методика измерения социальной идентичности. — М., 1991.

145. Милорадова А. Карельский литературный язык// Kolhozoin Puolen.-1931.N21.-C.4.

146. Miloradova A. Enzimane karielan kirja.- M.: Zentrizdat, 1931,- 100 c.

147. Михайловский В. Записка о карелах, поселившихся в Тверской губернии//Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1882. №№3-4, № 6.

148. Мусин А.Е. Становление православия в Карелии XII-XYIbb. (историко-археологический аспект)//Рябининские чтения. Сборник докладов. Петрозаводск, 1997 // http:www.vottovaara.ru/karelia/drev/pravosl.html/. *

149. Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки// Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. М., 2005. - С.91-134.

150. Мчедлова М.М. Идентичность общероссийская // Российская цивилизация Этнокультурные и духовные аспекты: Энц.словарь/ Ред.кол.Мчедлов М.П. и др. М.: Республика, 2001. -С.68-70.

151. Мюллер Р.Б. Карелия в XVII веке: Сб. документов.- Петрозаводск : Госиздат Карело-Фин. ССР, 1948.- 442 с.

152. Мюллер Р.Б. Очерки по истории Карелии XVI-XVII вв.- Петрозаводск: Госиздат Карело- Фин. ССР, 1947.- 175 с.

153. Найденова И.А. Этноконфессиональный состав государственных крестьян Южного Урала в первой половине XIX века//Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития Оренбург,2002;

154. Национальная политика России: история и современность. М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1997. — 680 с.

155. Нация, религии православие и новые европейские реалии. Доклады. Международная политическая конференция. — Афины: публикация Межпарламентской ассамблеи православия, 2006. - 336с.

156. Неволин К.А. О пятинах и погостах новгородских в XVI веке.- Спб: Тип. императорской Академии Наук, 1853 год. 414 с.

157. Никольская Р.Ф. Карельская кухня.- 2-е изд., испр. и доп,-Петрозаводск: Карелия, 1989.- 164 с.

158. Новая философская энциклопедия. Т. 1-4. М., 2000-2001.

159. О национальном самочувствии народов России. О состоянии и перспективах государственной национальной политики/ Спец.доклад президенту. М., 2001.- 63с.

160. Орлов М.М. Букварь (карел.языка).- Ваммала (Финляндия), 1992.- 60 с.

161. Орлов М.М. Карелы Тверской губернии// Прибалтийско-финские народы. Юваскуля, 1995. - С. 465-483

162. Осваивая национальное наследие: из опыта работы библиотек области с карельским населением. Тверь: ТОУНБ им. А.М.Горького, 2002.- 35 с.

163. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т.43: Тверская губерния .- СПб., 1904,- 262 с.

164. Пивоев В.М. Этническая и региональная идентификация в условиях Европейского Севера // Международная безопасность на Европейском Севере. -Петрозаводск, 2000,- С. 33-35.

165. Полное собрание русских летописей. Спб., 1841. Т. 1.

166. Покровский В.И. Историко-статистическое описание Тверской губернии. T.I.- Тверь: Типо-литография Ф.С.Муравьева, 1879,- 146 с.

167. Права коренных народов. Изложение фактов № 9.-Женева, 1990.- 15 с.

168. Преображенский В.А. Описание Тверской губернии в сельскохозяйственном отношении. СПб., 1854.

169. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 28 авг. 1920 г. по Тверской губернии. Вып.1.- Тверь, 1921,- 32 с.

170. Прибалтийско-финские народы: История и судьбы родственныхонародов / Сост. М.Иокипии.- Ювяскюля: Атена, 1995.- 504 с.

171. Проблемы гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в северном регионе/ С.Н.Варламова, Г.А.Выдрина, Р.А.Лопаткин, С.П.Малахов/ Ответ, ред Р.А.Лопаткин. Ханты-Мйнсийск: Изд-во ГУП «Информационно-издательский центр», 2004. - 197 с.

172. Провинциальное духовенство дореволюционной России: Сб. науч. тр./ под науч. ред. Т.Г.Леонтьевой. Тверь: Славянский мир, 2006. Вып. 2. - 376 с.

173. Пулькин М.В. Захарова О.А. Жуков А.Ю. Православие в Карелии (XY 1-я треть XX вв.). - М., 1999. - 208 с.

174. Религиоведение/Энциклопедический словарь. М.: Академический проект, 2006. - 1256с.

175. Рихтер Д. Корелы //Энциклопедический словаре. Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. 16. СПб., 1895. - С.227-228.

176. Rihter D. Bemerkungen uber die tverischen Karelier//Journal d. finnisch-ugrischen Gesellschaft in Helsingfors, 1904 r.

177. Родное карельское. Карельско-русский букварь для легчайшего обучения грамоте карельских детей, со ст. для первоначал, чтения и краткими карельско-русским и русско-карельским словарями/ Сост. А.Толмачевская;.- М.: изд. Твер. Губ. Земства, 1887.- 66 с.

178. Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энц.словарь/ Ред.кол.: Мчедлов М.П. и др. М.: Республика, 2001. - 544с.

179. Рыжов Ю.В. Конфессиональная и этнокультурная идентификация в православии// Этническая психология и современные реалии. Якутск, 2003. С. 142-146.

180. Рыбаков С.Е.Анатомия этнической деструктйвности. Два облика национализма//Вестник МГУ. Серия 18. Политология и социология. № 3. 2001. -С.35-39.

181. Салохеймо В. Проводимые в Финляндии исследования переселения карел в Россию.- Тверь, 1997: ТГУ. С.40-44.

182. Сапрыкин В.А.Культуры этнические в России//Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энц.словарь/ Ред.кол.Мчедлов М.П. и др. -М.: Республика, 2001. -С. 151 -152.

183. Сборник материалов для статистики Тверской губернии. Вып. И.Тверь: Тип. Твер. Губ. Зем. Управы, 1874.- 134 с.

184. Сборник материалов 3-го Всемирного конгресса финно-угорских народов. Хельсинки, Финляндия.-Йошкар-Ола),-2001.- 172 с.

185. Ситников А.В. Проблема культурно-национальной идентичности в светском государстве// Религия и право. 2005 № 2. - С. 42-43.

186. Скукина Е.В. Финно-угры на Верхней Волге по данным археологии (до YIII в.н.э.)// История и культура тверских карел: перспективы развития. Материалы международной конференции. Тверь:ТГУ,1997., С.28-34.

187. Слушаю карельский говор/ сост. А.В.Пунжина.- Петрозаводск: Периодика, 2001.- 208 с.

188. Smirnov P.P. Kolhozoin puoleh Bukvari suurilla varoin.- M.: Б.и., 1931.-Б.с.

189. Словарь карельского языка (тверские говоры): Около 17000 слов/ Сост. А.В.Пунжина; ред. В.Д.Рягоев,- Петрозаводск: Карелия, 1994,- 396 с.

190. Сородичи по языку/Глав.ред. Д.Нановски.- Будапешт: Фонд им. Ласло Телеки.- 2000,- 601 с.

191. Сорокин П.А. Кризис нашего времени // П.Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 429-431.

192. Сорокин П.А.Социальная и культурная динамика. СПб, 2000.

193. Социологическая энциклопедия в 2-х т. Т. 1 — М.: Мысль, 2003.

194. Список селений Бежецкого уезда с карелами (по материалам Комиссии по изучению племенного состава населения России при Рос. Акад. наук) // Бежецкий край.- Бежецк, 1921. Вып.1.- С.87-102.

195. Список сельских населенных пунктов Калининской области по результатам переписи 1989 г.: В 2 т.- Тверь: Стат. управление, 1991.- 518 л.

196. Ставропольский Ю.В. Модели этнокультуроной идентичности в современной американской психологии// Вопросы психологии.- 2003, № 6- С. 112-121.

197. Степанов А.Я. На путях духовного возрождения: Религия и атеизм в Карелии. — Петрозаводск: Карелия, 1986. — 168 с.

198. Сурхаско Ю.Ю. Карельская свадебная обрядность (конец Х1Х-начало XX вв.)/ АН СССР, Карел, филиал; Ин-т языка, лит. и истории.- JL: Наука, 1977.238 с.

199. Сурхаско Ю.Ю. Традиционная культура финно-угров и соседних народов. Международный симпозиум. Петрозаводск, 1997// http:www.vottovaara.ru/karelia/drev/ist.html/.

200. Сусоколов А.А. Структурые факторы самоорганизации этноса. Расы и народы. Вып.20. М., 1990.

201. Сычев Ю.В. Что такое человек: социально-философский взгляд. Монография. М.: Изд-во РАТС, 2001. - 171 с.

202. Тароева Р.Ф. Некоторые стороны семьи и семейного быта у верхневолжских карел// Научная конференция, посвященная итогам работ Ин-та языка, лит. и истории Карел, филиала АН СССР за 1962 г.: Тезисы докл.-Петрозаводск, 1963.-С.34-36.

203. Тишков В.А. Народы и государство//Коммунист.1989.№1;

204. Тишков В.А. О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений//Советская этнография.- 1989. № 5.

205. Тишков В.А. О феномене этничности/Этнографическое обозрение. —1997. №3. С.12-18.

206. Тишков В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии.- М: Наука, 2003. 544 с

207. Товадов Г.Т. Этнология: Словарь-справочник. М.: Соц.-полит, журн.1998.-688 с.I

208. Товадов Г.Т. Этнология. Учебник для ВУЗов. -М. Проект, 2004. - 352с.

209. Трофимов Е.Н. Эволюция идеи НКА в постсоветской России// Власть.-2008. № 4.-С 48-51

210. Theodor Schvindt, Kansantaruja Laatokan luoteis rannikolta kesalla 1879, Helsinki, 1883

211. Федоров А.А. Введение в теорию и историю культуры: словарь/А.А.Федоров. -М.: Флинта: МПСИ, 2005. -464с.

212. Федерализм: Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. -228 с.

213. Федотова JI. Узорное ткачество тверских карел// Нар. творчество.-1996.-N6.- С. 19-20.

214. Федотова Н.Н.Кризис идентичности в условиях глобализации//Человек. -2003, №6.

215. Филатов С. Особенности религиозной жизни Карелии.// Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. М. - СПб, 2002, -С.75-90.

216. Филатов С. Лункин Р. Православие по-поморски и по-новгородски//Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. М. - СПб, 2002, - С.33-58.:

217. Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова. М., 2001.

218. Финно-угорские и самодийские народы России. Статистический сборник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистика по Республике Коми. Сыктывкар, 2006. - 275 с.

219. Фишман О.М. Деревянная утварь верхневолжских карел (Соотношение этнических и локальных элементов)// Субэтносы в СССР.- Л., 1986.- С.123-142.

220. Фишман О.М. Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы. М., 2003.-408с.

221. Фишман О.М. Итоги и перспективы изучения верхневолжских карел б.Твер. губ.// Полевые исследования ГМЭ народов СССР 1985-1987 г.г.: Тезисы докл. науч. сессии/ Гос. музей этнографии народов СССР.- Л., 1989.-С.53-54.

222. Фишман О.М. К изучению этнической культуры карел Верхневолжья// Современное финно-угроведение. Опыт и проблемы.- Л., 1990.- С.158-163.

223. Хайрулина Н.Г. Грани этнической идентификации// Социс. 2002 № 5. -С. 121-125

224. Heikki Kirkinen, Karjala idan ja lannen valissa, Helsinki, 1970.

225. Hiitolan kylahistoria. Vaamala, 1972.

226. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидецтификация и этническое самосознание// Социологические исследования. 1999, № 9. - С.67-74.

227. Чернякова И.А. Карелия на переломе эпох: Очерки социальной и аграрной истории XYII века.- Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского гос-го универ-та. 1998.- 295 с.

228. Чешко С.В.Национальное государство или демократическое общество //Вестник Академии Наук СССР. 1990. № 1.

229. Чигринский М. Забытый энциклопедист/Наука и религия. -1991.№ 8.

230. Численность и состав населения СССР: По данным Всесоюз. переписи населения 1979 года.- М.: Финансы и статистика, 1984.- 366 с.

231. Чистович И., История православной церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащей Санкт-Петербургской епархии. Спб.,1856.

232. Что такое Карелия. Хельсинки: Союз Карелии.- 1997.- 71 с.

233. Шабаев Ю.П. Проблема финно-угорской идентичности// Современная Европа.-2005. №3.- С. 112-123.

234. Шаскольский И.П., Борьба Руси за сохранение выхода к Балтийскому морю в XIV веке. Ленинград, 1987.

235. Шаскольский И.П., Борьба Руси против шведской экспансии в Карелии. Конец XIII начало XIV вв.- Петрозаводск, 1987.

236. Шахов Н.О. Альтернативные философские предпосылки изучения религии // Фил о соф ско-методо логические проблемы изучения религии М.: Изд-во РАГС, 2004. - С. 79-121.

237. Шешукова Г.В. Политические и этноконфессиональные ориентации населения приграничной территории (по материалам исследования) //Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития Оренбург,2002.

238. Эриксон Э. "Идентичность: юность и кризис". М.: Прогресс, 1996. -342с.

239. Этническая психология. Хрестоматия. — СПб.: Речь, 2003,- 320 с.

240. Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2002. 456 с.

241. Этнос и власть: местное самоуправление и этнические конфликты. 4.1. -Саратов, 1999.- 158 с.

242. Этнос и религия /Авдеев В.Б., Банников К.Л., Белик А.А. и др.- М.: Российская Академия наук, институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая, 1998.- 332 с.

243. Этносоциология: Учебное пособие для вузов / Ю.В.Арутюнян, Л.М.Дробижева, А.А.Сусоколов. М.: Аспект Пресс, 1998.- 271 с.145

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.