Этноконфессиональная составляющая регионального политического процесса: Северокавказский регион тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Шульженко, Максим Вячеславович

  • Шульженко, Максим Вячеславович
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2007, Пятигорск
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 156
Шульженко, Максим Вячеславович. Этноконфессиональная составляющая регионального политического процесса: Северокавказский регион: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Пятигорск. 2007. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Шульженко, Максим Вячеславович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ФАКТОРА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

1.1. Этноконфессиональный и политический процессы: характер взаимосвязи.

1.2. Современный этноконфессиональный процесс в условиях глобализации.

1.3. Этноконфессиональный фактор в структуре угроз безопасности.

ГЛАВА II. ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВОЗРОЖДЕНИЕ» И

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.

2.1. Специфика регионального политического процесса в ситуации эт-ноконфессионального «возрождения» (на материалах республик Северного Кавказа).

2.2 Конфликтный потенциал этноконфессионального фактора.

2.3. Управление этноконфессиональными процессами на региональном уровне (на примере Ставропольского края).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этноконфессиональная составляющая регионального политического процесса: Северокавказский регион»

Актуальность темы диссертационного исследования. События последнего десятилетия со всей очевидностью продемонстрировали значение юга страны как стратегически важного региона Российской Федерации, во многом определяющего состояние ее национальной безопасности и перспективы реализации национально-государственных интересов. Сложившаяся здесь внутриполитическая обстановка, комплекс неурегулированных межнациональных конфликтов, активизация экстремистских религиозно-политических сил оказывают значительное дестабилизирующее влияние на политические процессы как в самом регионе, так и в целом в Российской Федерации. Речь идет о многостороннем, предельно противоречивом влиянии, имеющим кризисный, деструктивный характер, превращающих северокавказский регион в один из наиболее конфликтных и нестабильных сегментов федерального пространства, что и актуализирует проблематику исследования.

Среди факторов, влияющих на политический процесс в северокавказском регионе, особое место занимают этнический и конфессиональный, которые, взаимодействуя между собой, в значительной степени определяют ситуацию в регионе. Тесное взаимодействие и взаимопроникновение этих факторов позволяет говорить о возникновении на горных и предгорных территориях округа своеобразной этноконфессиональной среды, которая и обусловливает особую сложность управления политическими процессами. Исследование этих процессов представляется чрезвычайно актуальной задачей политической науки.

Актуальность предложенной темы диссертационного исследования обусловлена рядом причин:

- значимостью для России Северного Кавказа в экономическом и геополитическом аспектах, его объективной вовлеченностью в сферу российских национальных интересов, в обеспечении военной безопасности страны как естественного военно-оборонительного рубежа;

- ростом национального самосознания и религиозной активности у проживающих на территории округа народов, являющихся не только следствием социально-экономического и политического кризиса в России, но и неотъемлемой составляющей объективного процесса восстановления национальных культурно-духовных форм жизнедеятельности; этнокультурным и конфессиональным многообразием, которое становится питательной средой противоречий и конфликтов в данном регионе;

- использованием национальных и религиозных идей и лозунгов практически всеми действующими в северокавказском регионе политическими силами; непосредственным вмешательством обеих доминирующих здесь конфессий - православия и ислама - в общественную и политическую жизнь региона.

Степень научной разработанности проблемы. Методологические проблемы теории наций и национальных отношений полно освещены в работах таких классиков этнополитологии, как Р.Г. Абдулатипов, Ю.В. Арутю-нян, А.П. Бутенко, А.К. Гливаковскитй, А. Дробижева, В.Н. Иванов, Э.А. Поздняков, В.П. Суставов, Г.Т. Тавадов, В.Тишков и др.1

Соотношение политики и религии стало предметом рассмотрения таких исследователей, как А. Ахмедов, J1. Зидентоп, Д. Малышевой, М. Ол

1 См.: Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. - М., 1991; Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M. Русские в распадающемся Союзе // Отечественная история. - 1992. - № 3; Бутенко А.П. Тоталитаризм в России и пути его преодоления // Социально-политический журнал. - 1994. - № 11-12; Марков Н.Н. Государственная национальная политика России на Северном Кавказе (философско-политологический анализ): Автореф. дисс. канд. полит, наук. -М., 2001. - 24 с; Гливаковский А.К. Национальная безопасность России и геополитика //Кентавр. - 1991. - октябрь-декабрь; Иванов В.Н. Межнациональные отношения в России: состояние и перспективы // Социально-политический журнал. - № 4. - 1993; Миронов Н.В., Тавадов Г.Т. Федерация и национальные отношения в современных условиях // Социально-политический журнал. - 1994. - № 7-8; Тишков В. Этнонационализм и новая Россия // Свободная мысль. - 1992. - .№4; Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. - М., 1994. брайт, В. Понаморев1.

Несмотря на достаточно большой массив работ, посвященных этнопо-литологической проблематике, некоторые важные аспекты пока ещё разработаны недостаточно и требуют своего научно-теоретического осмысления и дальнейшего изучения.

Р. Абазов, В. Арестов, А. Ахмедов, 3. Арухов, Г. Курбанов, Д, Малышева, М. Мчедлов, Ю. Носков в своих работах исследуют особенности проявления экстремизма, сепаратизма в различных сферах, в том числе и религиозной2.

Проблемы этнонационализма и его экстремистские проявления исследуются Р. Абдулатиповым, А. Абзаевым, Ю. Волковым. JI. Дробижевой, Т. Денисовой, Ю. Карповым, Е. Несмеяновым, JLJI. Хоперской, В.В. Черноусом и др.3

1 См.: Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. - М.:, 1985; Зиден-топ J1. Демократия в Европе. - М., 2002; Малышева Д.Б. Религия и общественно-политическое развитие арабских и африканских стран. - М., 1986; Олбрайт М. Религия и политика. - М., 2007;

Герейханов Г.П. Религиозная ситуация на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС России (философско-политологический анализ): Ав-тореф. канд. филос. наук. - М., 1999; Ильин И.В. О терроре и терроризме: природа, сущность, причины, проявления // Информационный сборник «Безопасность». - 2001. - №7; Курбанов Г. Религия и политика террора. - Махачкала, 2002; Коровинов А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. - М., 1990; Кридкий Е.В. Религиозный фактор в этнополи-тической ситуации на Северном Кавказе //Религия и политика в современной России. - М., 1997. Лопаткин Р. А. Экстремизм религиозный // Политическая энциклопедия. - М., 2001. -Т.2; Малышева Д.Б. Религия и общественно-политическое развитие арабских и африканских стран. - М., 1986; Мчедлов М. Религиозная ситуация в России: реалии, противоречия, прогнозы // Свободная мысль. - №5. - 1993. - С.52-62; Носков Ю.Г. Религиозный фактор в системе национальной безопасности. - М., 1997; Полонская JI.P. Советский исламский фундаментализм: политический тупик или альтернатива развития // Азия и Африка сегодня. - 1994. -№1; Рагузин В. Роль религиозного фактора в межнациональных отношениях. - М., 1998; Саидбаев Т.С. Политика и религия // Социально-политические науки. - 1991. -№ 9; Филатов С. Б. Католическая церковь и внешняя политика США // США: экономика, политика, идеология. -1984. - .№ 5.

3 См.: Абзаева А. Россия ислам: политические и экономические аспекты диалога // Центральная Азия и Кавказ. - 2006. - № 2 (44); Рябцев В.Н. Конфликтологическая работа па Кавказе в аспекте этнонациональных отношений: проблемы и перспективы. - Ростов н/Д., 1999; Хоперская JI.J1. Технология управления этнополитическими процессами в СевероКавказском регионе. - Ростов н/Д., 1999; Ченоус В.В. Россия и народы Кавказа: проблемы цивилизационно-культурного диалога // Научная мысль Кавказа. - 1999. - №3.

Этнонациональный и этнорелигиозный экстремизм в рамках различных конфликтологических теорий рассматриваются в работах Н.В. Жданова, Ю.Г. Запрудского, Е.Е. Несмеянова, Е.И. Степанова, В.Ю. Шпака, И.П. Чер-нобровкина1.

Работы по проблемам религиозного экстремизма на Северном Кавказе в основном ограничены проблемами исламского радикализма и экстремизма. Среди них выделяются труды З.С. Арухова, В.Х. Акаена, В.О. Бобровникова, И.П. Добаева, А.В. Кудрявцева, A.JI. Игнатенко, А.В. Малашенко, Д.В. Макарова, В.Н. Шевелева, А.А. Ярлыкапова и др .

Терроризм как крайняя форма политического экстремизма, его социокультурные и региональные особенности анализируются в трудах О.А. Ан-тоняна, И.М. Вакулы, В.В. Витюка, С.А. Воронцова, И.П. Добаева, Е.Г. Ляхова, И.О. Манацкова, А.В. Попова, А.И. Тиводара, К.А. Салимова и др3.

Среди публикаций, посвященных исследовании сущности и содержания национальных интересов России вообще и их специфике применительно к условиям Северного Кавказа, известны работы О.А. Белькова, И.В. Бочар-никова, В.В. Барабина, Г.А. Горобцова, М.В. Гацко, М.А. Гареева, И.С. Да-ниленко, В.Д. Дзидзоева, П.М. Иванова, И.А. Климова, А.В. Малашенко, И.С. Моренова, С.А. Мелькова, В.В. Попова, В.И. Ремарчука, В.М. Родачина, Тихомирова Ю.А., В.М. Шевцова и др.4

1 См.: Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. - М., 2003; Ислам и политика. -М„ 2000.

2 См.: Добаев И.П., Немчина В.И. Новый терроризм в мире и на юге России. - Ростов н/Д., 2005.

3 См.: Добаев И.П., Немчина В.И. Новый терроризм в мире и на юге России. - Ростов н/Д., 2005; Этнорелигиозный терроризм / Под ред. Ю.М. Антоняна. - М., 2006.

4 См.: Проблемы и пути военного обеспечения национальных интересов России /Круглый стол. Армия и общество // Полис. - 1994. - № 4; Барабин В.В. Военно-политическая деятельность государства в системе национальной безопасности (социально-философский анализ): Дисс. . д-ра филос. наук. - М., 1999; Гацко М.В. Угрозы интересам национальной безопасности России и проблемы их предотвращения: Дисс. .канд. филос. наук. - М., 1996.; Гареев М.А. Национальная безопасность России как теория и практика национальной и международной безопасности // Безопасность. Информационный сборник. - 1993; Дзидзоев В.Д Национальная политика СССР, межнациональные отношения и национальные движения на Северном Кавказе: Дис.д-ра ист. наук. - СПб., 1992; Иванов П.М. Пар

Среди исследований отечественных кавказоведов, акцентирующих внимание на этнорелигиозных проблемах в их политологическом аспекте, можно выделить В. Авксентьева, 3. Арухов, М. Аствацатурова, Ю. Васильева, Е. Волосенкову, М. Гусаева, Г. Денисову, В. Панина, J1. Хоперскаую.1

Зарубежная библиография исследования военно-политических проблем Кавказского региона представлена работами Д. Бэдли, JI. Зидентопа, Д. Лэн-га, П. Наварро, Э. Фуллера.2

Несмотря на большой объём публикаций, посвященных проблемам наций и национальных отношений, а также религиозной и конфессиональной тематике, практически отсутствуют современные работы, непосредственно посвященные этноконфессиональной составляющей политического процесса, тия войны - Северный Кавказ. - Нальчик, 2000; Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. - М., 2001; Родачин В.М. К вопросу о понятии, системном характере и системе национальных интересов России // Анализ систем на пороге XXI века: материалы Международной конференции. - Т. 4. - М., 2006; Тихомиров Ю.А. Влияние геополитических факторов на пограничную политику РФ в Северо-Кавказском регионе: Дисс. .канд. полит, наук. - М.:, 2001; Шевцов М. Национальные отношения и их влияние на военный потенциал государства (на примере России): Дисс. .д-ра филос. наук. - М., 1997. 'См.: Авксентьев В.А, Гриценко Г.Д., Дмитриев А.В. Региональная конфликтология: экспертное мнение. - М., 2007; Авксентьев ВА. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы.- Ставрополь, 2001; Арухов З.С. Поиски идентичности в дагестанском обществе // Религия - этнос - нация в России. - Махачкала, 2001; Аствацатурова М.А., Савельев В.Д., Диаспоры Ставропольского края в современных этнополитических процессах. - Ростов н/Д. - Пятигорск, 2000; Васиьев Ю.В. Этнополитические процессы на Юге России на рубеже XX - XXI веков: от конфликта к стабилизации. - Ростов н/Д., 2004; Во-лосенкова Е.В. Конфессиональные процессы в Краснодарском крае: конфликтологический мониторинг 2005 года // Дневник Алтайской школы политических исследований. - № 22. Современная Россия и мир: альтернативы развития. - Барнаул, 2006; Гусаев М. Религиозный фактор в кавказской геополитике // Ризванов Р.З. На стезе служения Дагестану: Очерк жизни и политической деятельности М. Гусаева. - Махачкала, 2003; Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. - Ростов н/Д., 2000; Панин В.Н. Политический процесс в арабском мире II Человек. Сообщество. Управление. - 2004. - № 2; Хоперская JI.B. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе: концепция этнической субъективности. - Ростов н/Д., 1997.

2 См.: Parenti М. Ethnic politise and the persistence of ethnic identification // The American science review, 1967.; Rocket R. Ethnic nationalities in the Soviet Union. New York, 1981.; Kotze D/Nationalism: A comparative Study. Cape Town, 1981; Бэдли Д. Русское завоевание Кавказа (Baddeley J. The Russian conquest in Caucasus. - London, 1908); Лэнг Д. Последние годы грузинской монархии 1658-1832. (Lang D. The last years of the Georgian monarche 16581832, New York, 1957; Зидентоп JI. Демократия в Европе. - M., 2004; Наварро П. Грядущие войны Китая: поле битвы и цена победы. - М. - СПб., 2007; Фуллер Э. Российская стратегия в Закавказье после кончины СССР / Россия и современный мир. - Вып.2- М. -1995. -Вып.2. в которых бы получило выражение единство, тесная связь этнических и религиозных проявлений культурно-духовной жизни определённого региона.

Объект исследования - региональный политический процесс в поликультурном макрорегионе.

Предмет исследования - этноконфессиональный процесс как элемент регионального политического процесса.

Цель исследования - определить роль и место этноконфессиональной составляющей регионального политического процесса в северокавказском регионе.

Для достижения этой цели в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:

- определить характер взаимосвязи этноконфессионального и политического процессов;

- эксплицировать современный этноконфессиональный процесс через призму глобализации;

- уточнить роль этноконфессионального фактора в структуре угроз безопасности;

- определить специфику регионального политического процесса в условиях этноконфессионального «возрождения»;

- проанализировать конфликтный потенциал этноконфессионального фактора;

- исследовать проблемы, связанные с управлением этноконфессио-нальными процессами на региональном уровне.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составили научные концепции этноса, нации, религии, межконфессиональных, этноконфессиональных отношений, принадлежащие отечественным и зарубежным авторам (С. Амин, JI. Васильев, Б. Ерасов, J1.

Зидентоп, Ф. Утар). При написании отдельных параграфов использовались концепции глобализации, конфликтов, национальной безопасности, государственного управления (3. Бауман, А. Каллинкос, Б. Линдси).

При подготовке диссертации использовалось всё многообразие общенаучных методов научного исследования, некоторых специфических подходов, используемых в этнологии, религиоведении, конфликтологии, глобалистике: синтез сравнительно-исторического, структурно-функционального и институционального анализа, заключающийся в рассмотрении важнейших внутренних и внешних факторов в локальном контексте.

Научная новизна диссертации определяется следующими основными исследовательскими результатами:

- показана эвристическая значимость этноконфессионального подхода к анализу политических процессов и раскрыт характер взаимодействия этноконфессионального и политического процессов;

- раскрыта взаимосвязь глобализации как процесса выстраивания единого мира и изменений, происходящих в сфере национально-этнических и религиозно-конфессиональных отношений;

- рассмотрено влияние этноконфессиональной ситуации, складывающейся в том или ином регионе, на уровень национальной безопасности и социальной стабильности;

- дано объяснение феномена этноконфессионального и политического процессов на основе концепта этноконфессиональной идентификации и самоидентификации, приобретающего особое значение в условиях этноконфессионального «возрождения»;

- уточнено понятие этноконфессионального политического конфликта через обращение к этнорелигиозным факторам идентичности и роли политических интересов;

- обоснована необходимость упрочения прямой и обратной связи между теорией и практикой регулирования этноконфессиональных отношений, а также совершенствования системы управления этноконфессиональными процессами на региональном уровне.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. С середины XIX века стремление политической элиты переустроить политическое пространство с максимально выгодными для себя последствиями обусловило политизацию религиозных и этнических отношений, появление феномена этноконфессиональности. В современных условиях усиливается тенденция вовлечения во властные отношения представителей различных религиозных конфессий и использования религиозной идеологии в борьбе за достижение, сохранение и поддержание власти политической элиты. Степень и формы взаимодействия этноконфессионального и политического процессов зависят от национальных традиций, особенностей политической культуры, условий формирования политической системы и других причин.

2. Происходящие в современном мире изменения включают в себя процессы глобализации и локализации (этноконфессиональной идентификации). Глобализация как процесс выстраивания единого мира тесно связана с изменениями, происходящими в сфере национально-этнических и религиозно-конфессиональных отношений. С одной стороны, глобализация, наталкиваясь на эти изменения, вынуждена преодолевать их сопротивление, а с другой стороны, она сама подпитывается этноконфессиональными изменениями.

3. Этноконфессиональный фактор представляет собой такую сферу, которая содержит альтернативный потенциал: и позитивный, и негативный. Политическая дихотомия как условие стабильности или условие дестабилизации существует в каждом многонациональном и поликонфессиональном обществе, но проявляется по-разному, в зависимости от условий места и времени. Для современной России, являющейся полиэтничным и поликонфессиональным обществом, свойственны две основные проблемы: проблема сохранения единого социально-политического пространства в прежних национально-территориальных границах и проблема терроризма, нередко имеющего религиозно-националистическую окрашенность, которые занимают приоритетное место в структуре национальной безопасности Российской Федерации.

4. Важное место для понимания этноконфессионального «возрождения» отводится взаимосвязи этнического и религиозного компонентов политического процесса, в основе которой лежит концепт этноконфессиональной идентификации и самоидентификации. Именно через процедуру идентификации и самоидентификации формируется этноконфессиональное сознание и самосознание, создаётся специфическая этноконфессиональная среда, в рамках которой реализуются отношения как внутри этой среды, так и по отношению к другим субъектам.

5. Стремление тех или иных социальных групп к реализации своих политических интересов нередко наталкивается на интересы других групп, что приводит к разного рода конфликтам. Этноконфессиональным политическим конфликтом является такой, в котором, по крайней мере, одна сторона рассматривает возможность или демонстрирует готовность использовать аргумент этнической или конфессиональной исключительности в целях применения силы для достижения своих политических целей. Этнические и религиозные антагонизмы не являются неизбежными для полиэтнических и поликонфессиональных обществ. Нередко этнические и конфессиональные проблемы искусственно нагнетаются различными группировками, озадаченными распределением сфер влияния в экономике и политике.

6. В центр внимания современной системы управления этноконфессио-нальными процессами на региональном уровне ставятся вопросы практической реализации принятых органами власти решений, постановлений, концепций и программ и, главное, эффективное использование в этих целях возможностей, которыми обладают средства массовой информации, система образования, учреждения культуры и институты гражданского общества, в особенности такие, как национально-культурные общества и объединения, политические партии и движения, молодёжные организации.

Теоретическая значимость работы состоит в возможности применения нового подхода к исследованию современного политического процесса -этноконфессионального подхода, сочетающего в себе методы исследования как этнических, так и конфессиональных отношений, а также в возможности уточнения ряда положений и категорий, относящихся к исследуемой проблематике.

Практическая значимость исследования заключается в том, что отдельные идей и выводов диссертации могут быть полезными в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества при выработке конкретных мер, направленных на достижение стабильности и согласия в обществе. Результаты исследования могут также использоваться в преподавании различных дисциплин политологического и социологического профиля.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре управления, политологии и социологии Пятигорского государственного лингвистического университета и рекомендована к защите по специальности 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии.

Итоги отдельных этапов работы были представлены на: IV и V Международных конгрессах «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (г. Пятигорск, 2004 г., 2007 г.); Международной конференции «Messianic Ideas in Jewish and Slavic Cultures» (Израиль, 2005 г.); Международной научной конференции «Классическое лингвистическое образование в современном мультикультурном пространстве» (г. Пятигорск, 2006 г.); еже

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Шульженко, Максим Вячеславович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если политический процесс - это совокупная политическая активность социальных субъектов, реализующих свои цели и интересы, как деятельность, направленную на завоевание и использование власти, то этноконфессиональный процесс есть, во-первых, процесс формирования и функционирования этноконфессиональных общностей и групп, и, во-вторых, это процесс реализации этноконфессиональной идеи.

Важное место для понимания взаимосвязи этнического и религиозного компонентов (факторов) политического процесса имеет концепт этноконфессиональной идентификации и самоидентификации, а также вопрос о месте и роли религии и этноса в современной политике. Именно через процедуры идентификации и самоидентификации формируется этноконфессиональное сознание и самосознание, создаётся специфическая этноконфессиональная среда (пространство), в рамках которого реализуются отношения как внутри этой среды, так и по отношению к другим субъектам - носителям другой идентичности.

Одним из механизмов старта «этнического ренессанса» в мире, начавшегося с середины XIX века, были попытки политической элиты переустроить политическое пространство с максимально выгодными для себя последствиями. Именно интересы политической элиты оказались тем импульсом, который вызвал к жизни политизацию религиозных и этнических отношений, появление феномена этноконфессиональности.

Глобализация, как процесс, приводит к существенным изменениям в характере социальной идентичности, поскольку требует преимущественно личной идентичности с глобальным сообществом и не требует личной идентичности с конкретным государством. Индивиды в глобализирующемся обществе идентифицируют себя не столько с государством, сколько с кланом, семьёй, территорией, конфессией. Этноконфессионализм же, предполагающий коллективную государственную идентичность, как правило, постулирует, что политическое, этническое и конфессиональное объединения должны совпадать. Он нацелен на сохранение государства, которое в свою очередь, защищает этноконфессиональную общность. Этноконфессионализм сегодня остаётся духовным и политическим прибежищем в большей степени тех стран, которых не устраивают вторые и третьи роли, и которые ищут собственный путь к внутренней и внешней консолидации.

Уровень безопасности обратно пропорционален уровню угроз безопасности. В свою очередь уровень угроз безопасности непосредственно зависит от целого ряда факторов, оказывающих влияние как на реальное состояние безопасности, так и на субъективное восприятие ситуации в области безопасности.

Под факторами социальной безопасности понимаются те феномены социальной жизни, которые могут действовать как в направлении обеспечения безопасности, её укрепления, так и в направлении её подрыва, ослабления, то есть такие, с которыми нужно бороться, преодолевать их, не допускать их усиления. Все факторы безопасности как бы пронизывает этноконфессио-нальная составляющая, которая зачастую выступает непосредственной причиной обострения социальной напряжённости, и которая сама является своеобразным индикатором безопасности, обнаруживается двояким образом: через интенсивность межэтнических и межрелигиозных отношений (нейтральная составляющая) и через факторы, препятствующие реализации позитивных отношений (негативная составляющая).

Характер современных этноконфессиональных отношений на территории Южного федерального округа определяется рядом факторов как объективного, так и субъективного характера:

- Сложности для ранее депортированных граждан, связанные с их репатриацией, адаптацией и интеграцией в местное сообщество;

- Оживление национальных движений в регионе;

- Не всегда чёткая и ясная позиция религиозных лидеров и представителей политических элит.

К этому можно добавить такой немаловажный фактор как характерная для Северного Кавказа полиэтничность и связанная с этим конфликтоген-ность.

Представляется целесообразным отличать этнический конфликт, в котором конфессиональный компонент не является системообразующим, от конфликта, в котором конфессиональные различия играют роль доминанты в конфликтном взаимодействии этнических групп. В каждом из этих видов этнических конфликтов религия выполняет разные функции: этнодифференци-рующую или этноинтегрирующую.

Религия, безусловно, способствует становлению этнической самоидентификации личности, особенно если этот процесс протекает в иноконфессио-нальном окружении. Это - проявление этноинтегрирующей функции. Другим следствием религиозного влияния на ход конфликта является более четкое осознание людьми своих различий с этносами, исповедующими иные конфессии, и, вследствие этого, «наращивание» собственной этнической идентичности. Это - проявление этнодифференцирующей функции религии в этнических процессах, которая особенно явно прослеживается в этнических конфликтах.

Важной причиной дискомфорта и возникновения конфликтных взаимоотношений является низкий уровень идентификации личности со средой окружения. С точки зрения прикладной системологии степень самоидентификации индивида в любой системе зависит от давления среды. Так, конфессиональная система в разные моменты времени может включать носителей разных этнических идентичностей.

Точно так же этническая система может включать приверженцев разных конфессий. В подобной ситуации возникает возможность вычленения из конфессиональной совокупности «этноконфессиональных» группировок, а из этнической совокупности - «конфессионально-этнических» группировок. И если только ощущение социального неравенства этих группировок сохраняется достаточно длительное время, то конфликт неизбежен. Такой конфликт его участниками воспринимается не как социальный, а именно как «конфессионально-этнический» («этно-конфессиональный»).

Этнорелигиозным политическим конфликтом является такой, в котором, по крайней мере, одна сторона, опиравшаяся на этнорелигиозный фактор своей идентичности, рассматривает возможность или демонстрирует готовность применять силу для реализации своих политических интересов. Стремление тех или иных социальных групп, общностей к реализации своих политических интересов неизбежно наталкивается на интересы других групп и общностей, являет собой первооснову политики, приводит к появлению политических проблем и, как следствие, к политическому конфликту.

Обращение к аргументам национального или конфессионального характера происходит с целью привлечь на свою сторону «аргумент массы» соплеменников, пробуждая у этой массы дремлющие до поры, но всегда готовые выйти на поверхность этнические и религиозные инстинкты, подпитывающие и усиливающие друг друга. Благодаря этому достижение религиозного доминирования происходит с помощью этнического компонента, а воплощение националистический идеологии подпитывается религиозным началом.

В этом случае имеют место системные причины этноконфессиональных конфликтов. Поведение же, установки, потребности и интересы субъектов-сторон конфликта относятся к ситуативным причинам.

Поскольку этноконфессиональная сфера и этноконфессиональные отношения объективно существуют и нуждаются в изучении, правомерно говорить и о необходимости разработки специального этноконфессионального подхода к исследованию политического процесса, в рамках которого соединялись бы методы исследования как этнических, так и конфессиональных отношений. Тем более, что раздельная постановка вопросов о национальных и конфессиональных отношениях сегодня наталкивается на трудности решения практических вопросов, связанных с урегулированием разного рода проблем, связанных с многонациональностью и поликонфессиональностью российского общества.

Данное обстоятельство всё больше осознаётся и получает выражение в содержании принимаемых на государственном уровне документов, а также в практике создания специальных органов управления как на федеральном, так и на региональном уровне.

Среди всех субъектов Федерации на Северном Кавказе проблема управления этноконфессиональными процессами, пожалуй, в наибольшей степени получила разработку в деятельности органов управления и научных коллективов Ставропольского края. Здесь в основу этой работы кроме федеральных программ и концепций были положены принятые Правительством края «Основные направления национальной и региональной политики». В соответствии с этим документом была разработана «Комплексная программа гармонизации межэтнических отношений в Ставропольском крае на 20002005 гг.», в которой чётко фиксировалось, что край, являясь зоной соприкосновения трех мировых религий - христианства, ислама и буддизма - стоит перед проблемой обеспечения условий для полноправного социального и культурного развития всех народов, проживающих в крае, упрочения общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Любая управленческая деятельность нуждается в отслеживании результатов деятельности по выполнению концептуальных положений всех принятых решений, постановлений, программ. В качестве звена такой обратной связи между теорией и практикой в этноконфессиональной сфере выступает деятельность Межведомственной комиссии Совета по экономической и общественной безопасности Ставропольского края, заседания которой про

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Шульженко, Максим Вячеславович, 2007 год

1. Абзаева А. Россия ислам: политические и экономические аспекты диалога // Центральная Азия и Кавказ. 2006. - № 2 (44). - С. 153-161.

2. Авдеев В.Б., Севастьянов А.Н. Раса и этнос. М.: Книжный мир, 2007. -160 с.

3. Авксентьев А.В. проблема культуры межнационального общения и ее актуализация в современных условиях // Проблемы межнациональных отношений и пути их стабилизации. Ставрополь: Кавказская библиотека, 1994.- 112 с.

4. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические процессы современности и культура межнационального общения. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 1992.- 168 с.

5. Авксентьев В.А, Гриценко Г.Д., Дмитриев А.В. Региональная конфликтология: экспертное мнение. -М.: Альфа-М, 2007. 208 с.

6. Авксентьев В.А. Глобальность и локальность в этнической конфликтологии // Россия в условиях глобализации: философские, социокультурные и политические проблемы. Невинномысск: Изд-во НГГТИ, 2004. -294 с.

7. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: В 2-х ч. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.

8. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 268 с.

9. Авксентьев В.А., Бабкин И.О., Медведев Н.П., Хоц А.Ю., Шнюков В.В. Ставрополье: этноконфликтологический портрет. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.- 138 с.

10. Ю.Авксентьев В.А., Бабкин И.О., Пирцхалава З.Р., Хоц А.Ю. Ситуация в

11. П.Акаев В.Х. «Северокавказский ваххабизм» разновидность исламского радикализма // Научная мысль Кавказа. - 2000. - №3. - С. 23-43.

12. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология. М.: Дело, 2005. -234 с.

13. Акопов JI.B. Правовые проблемы регулирования межэтнических отношений в условиях Северокавказского региона. Ростов н/Д., 2000.

14. Амин С. Арабский мир и Средний Восток // Глобализация сопротивления: борьба в мире / Под ред. С. Амин, Ф. Утар. М., 2004.

15. Арухов З.С. Поиски идентичности в дагестанском обществе // Религия этнос - нация в России. - Махачкала, 2001.

16. Аршинцева О.А., Бетмакаева A.M., Глушков А.Е. Конфессионализм и эволюция христианской демократии в Германии // Дневник Алтайской школы политических исследований. № 22. Современная Россия и мир: альтернативы развития. - Барнаул, 2006.

17. Аствацатурова М.А. Идеология межнациональных отношений на региональном уровне: принципы, направления, техники и технологии // http ://www.eawarn.ru/pub/Bull/WebHome/6133 .htm

18. Аствацатурова М.А., Савельев В.Д., Диаспоры Ставропольского края в современных этнополитических процессах. Ростов н/Д. - Пятигорск,2000.-221 с.

19. Ачкасова В.А. Региональный политический ландшафт России: столкновение интересов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. - 208 с.

20. Ачкасова В.А., Бабаев С.А. Мобилизованная этничность. СПб., 2000.

21. Бабич И. Соотношение политической, религиозной и этнической идентичности в современном кабардино-балкарском обществе // Фактор эт-ноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе. М., 1998.-С. 22-48.

22. Балуев Д.Г. Этничность и национализм в условиях глобализации // Дневник Алтайской школы политических исследований. № 22. Современная Россия и мир: альтернативы развития. - Барнаул, 2006.

23. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004.

24. Бек У. Политическая динамика в глобальном обществе риска // МЭИ-МО. 2002.-№ 5.

25. Бергстен Ф. Китай. Что следует знать о новой сверхдержаве. М., 2007.

26. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

27. Бобков Ф.Д., Иванов И.Ф., Свечников A.JL, Чаплинский С.П. Современный глобальный капитализм. М.: OJIMA-ПРЕСС, 2003. - 351 с.

28. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. М.: Логос, 2003.-368 с.

29. Варгун В.А. Синергетика эволюции современного общества. М.: Дом Книга, 2006.-216 с.

30. Васечко Е.Н. Этноконфессиональный фактор в межнациональных отношениях. Донецк, 1994. - 300 с.

31. Васиьев Ю.В. Этнополитические процессы на Юге России на рубеже XX XXI веков: от конфликта к стабилизации. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2004. - 324 с.

32. Ващенко А.В. Интеграция, как метод преодоления конфликтности на Кавказе // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: Материалы IV международного конгресса. Симпозиум по геополитике и безопасности. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2004.

33. Величко О.И. Дискуссия и религиозно-культурном многообразии: немецкие католики и возможности диалога с исламом // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. Вып. 6. - М.: Институт социологии, 2007. - 408 с.

34. Волосенкова Е.В. Конфессиональные процессы в Краснодарском крае: конфликтологический мониторинг 2005 года // Дневник Алтайской школы политических исследований. № 22. Современная Россия и мир: альтернативы развития. - Барнаул, 2006. - 384 с.

35. Воскобойникова И.А. Православная цивилизация в глобальном мире // Россия в условиях глобализации: философские, социокультурные и политические проблемы. Невинномысск: НГГТИ, 2004. - 294 с.

36. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М.: Логос, 1998.

37. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М.: Международные отношения, 2001.

38. Галкин А.А. Исламский аспект иммиграционной проблемы // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. Вып. 6. -М.: Институт социологии, 2007. - 408 с.

39. Геополитика, проблемы безопасности и миротворчества на Северном Кавказе. Симпозиум 3: Материалы III Международного конгресса Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру «». Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001

40. Геополитика, проблемы безопасности и миротворчества на Северном Кавказе. Симпозиум 3: Материалы IV Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2004.

41. Глобализация, рост и бедность. Построение всеобщей мировой экономики. М.: Весь мир, 2004.-216 с.

42. Глобальное сообщество: Картография постсовременного мира. М.: Восточная литература, 2002.-463 с.

43. Государственная национальная политика и государственно-конфессиональные отношения в субъектах Российской Федерации в 2004 году. Т. 1. М.: Проспект, 2005. - 473 с.

44. Государственная национальная политика и государственно-конфессиональные отношения в субъектах Российской Федерации в 2004 году. Т. 2.-М.: Проспект, 2005. 219 с.

45. Грей Дж. Поминки по Просвещению. М., 2003

46. Гусаев М. Религиозный фактор в кавказской геополитике // Ризванов Р.З. На стезе служения Дагестану: Очерк жизни и политической деятельности М. Гусаева. Махачкала: Изд-во «Юпитер», 2003. - 368 с.

47. Гусаев М.М. Этноконфессиональные процессы в современном Дагестане. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Махачкала, 2000.

48. Дахин В.Н. Новый радикализм: этнополитический контекст // Современные международные отношения: этнополитический контекст. М. -Н.Новгород, 2003.

49. Дахнин А.В., Распопов Н.П. Проблема региональной стратификации в современной России // Университетская политология России. М.: РОССПЭН, 1999.-348 с.

50. Делягин М. Основы внешней политики России: матрица интересов. -М., 2007.

51. Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. М., 2003.

52. Денисенко М.Б. Миграционная политика в зарубежных странах и Российской Федерации: опыт сравнительного анализа. М., 2003.

53. Денисова Г.С. Субъекность этноса. Ростов н/Д., 1997.

54. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов-на-Дону, 1996.

55. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. Ростов н/Д., 2000.

56. Дергачев В.А. Глобалистика. -М., 2005.

57. Джохадзе И. Демократия после модерна. М.: Праксис, 2006. - 112 с.

58. Дзидзоев В.Д. Кавказ конца XX века: тенденции этнополитического развития (историко-политологическое исследование). Владикавказ: Изд-во Владикавказский научный центр РАН и РСО-А, 1998. - 359 с.

59. Дзидзоев В.Д. Национальные отношения на Кавказе. Владикавказ: Изд-во Владикавказский научный центр РАН и РСО-А, 1998. - 221 с.

60. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М.: Гар-дарики, 2002. - 526 с.

61. Дмитриев А.В. Этнический конфликт: теория и практика. М., 1998. -461 с.

62. Добаев И. П. Исламский фактор в этнополитических процессах на Северном Кавказе // Известия вузов Северо-Кавказского региона: общественные науки. 1998. - № 2.

63. Добаев И. П. Радикальная идеология в политическом процессе. Ростов-на-Дону, 1999.

64. Добаев И.П., Немчина В.И. Новый терроризм в мире и на юге России. -Ростов-на-Дону: Ростиздад, 2005. 304 с.

65. Дугин А. Основы геополитики. М.: Арктогея, 2000.

66. Ефимов Ю.Г. Политическая миграциология. Ставрополь, 2005.

67. Жаде З.А. Векторы геополитической идентичности. Майкоп: ООО «Качество», 2007. - 335 с.

68. Зидентоп JI. Демократия в Европе. М., 2004.

69. Зубков А.И. Геополитика и проблемы национальной безопасности России: Курс лекций. М.: Юридический Центр Пресс, 2004.

70. Иванова С.Ю. Патриотизм в системе социокультурных ценнстей современной России. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - 300 с.

71. Иванова С.Ю. Патриотизм, национализм, глобализм: социокультурные, исторические и антропологические аспекты. Ставрополь: Изд-во1. СГУ, 2004.- 198 с.

72. Интрилигейтор М.Д. Глобализация как источник международных конфликтов и обострения конкуренции // МИЭМО. 1986. - № 6.

73. Ионин Л.Г. Культурный шок: конфликт этнических стереотипов // Психология национальной нетерпимости. М., 1998.

74. К итогам парламентских слушаний «Законодательное обеспечение предупреждения терроризма: этноконфессиональный аспект» // Думское обозрение. № 47 (1356). - 8 апреля 2003 года.

75. Кадыров А.А. Российско-чеченский конфликт: генезис, сущность, пути решения. М.: ИСПИ, 2003. - 152 с.

76. Казанцев В.Г. Социальная и этнополитическая ситуация в Южном регионе России. Ростов н/Д, 2000.

77. Каллиникос А. Антикапиталистический манифест. М., 2005.

78. Кателевский А.И. Государственное строительство и поиск политической идентичности в новых странах Закавказья // Вестник ПГЛУ. -2004. № 2.

79. Кателевский А.И. Терроризм современный вызов безопасности общества // Вестник ПГЛУ. - 2001. - № 3.

80. Классический университет как центр социального и культурного развития в полиэтническом регионе: Сб. научн. статей. Москва-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - 439 с.

81. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации: опыт, реализация. 2002 год. Т. 1. - М., 2003. - 367 с.93 .Концепция государственной национальной политики Российской Федерации: опыт, реализация. 2002 год. Т. 2. - М., 2003. - 300 с.

82. Кортунов С.В. Имперские амбиции и национальные интересы: новые измерения внешней политики России. М.: Изд-во МНФ, 1998.

83. Кортунов С.В. Россия и США путь к партнерству // Мировая экономика и международные отношения. - 1996. - № 7.

84. Косов Г.В., Лушников Д.А., Нефедов С.А., Рябцев А.Л., Рябцева Е.Е., Харламова Ю.А. Общество безопасности как альтернатива обществу риска. -М.: АНМИ, 206.-212 с.

85. Кривенький В.В. Новые данные сравнительно-количественного анализа политических партий России // История национальных политических партий России. М.: Росспэн. 1997

86. Курбанов X. Террористическая практика ультрарадикальной салафийи в республике Дагестан // Центральная Азия и Кавказ. 2006. - № 2 (44). -С. 161-169.

87. Курбанов Х.Т. Религиозно-политический экстремизм на Северовосточном Кавказе. Ростов н/Д.: Изд-во СКВШ, 2006.

88. Линдси Б. Глобализация: повторение пройденного. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 416 с.

89. Лубский А.В. Северный Кавказ в условиях глобализации. Майкоп, 2001.

90. Лукьянов А.Г. Взаимосвязь религиозного фактора и этнополити-ческих процессов на Северном Кавказе: Научно-практическое пособие.- М.: Пограничная академия ФСБ РФ, 2003. 23 с.

91. Лукьянов А.Г. Приоритетные направления совершенствования национальной политики России на Северном Кавказе с учетом воздействия этноконфессионального фактора: Научно-практическое пособие.- М.: Пограничная академия ФСБ РФ, 2004. 24 с.

92. Лукьянов А.Г. Этноконфессиональная обстановка на Северном Кавказе как источник террористической активности: Материалы конференции. М.: МОСУ, 2004. - 12 с.

93. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998.

94. Малашенко А. Исламская альтернатива и исламский проект. М., 2006.

95. Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001.

96. Малышева Д.Б. Конфликты в развивающемся мире России и СНГ.-М., 1997.

97. Манацков И.В. Особенности российского политического терроризма (на материалах Северного Кавказа). Краснодар, 1997.

98. Мартюхова М.А. На переломе революции: общественно-политическое движение в Белоруссии в связи с учреждением Государственной думы в России (август 1905 июль 1906 г.). - Минск, 1986.

99. Матвеева С .Я., Шляпентох В.Э. Страхи в России в прошлом и настоящем. Новосибирск, 2000.

100. Мирский Г.И. Ислам и нация. Ближний Восток и Центральная Азия //Полис.- 1998.-№2.

101. Мирский Г.И. Нация, этнос, религия в центрально-азиатском контексте // Мировая экономика и международные отношения. 1993.12.

102. Мишин В.Е. Геополитическая динамика в условиях глобализации и исламский фактор // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: Материалы IV Международного конгресса. Симпозиум по геополитике и безопасности. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2004.

103. Многоуровневая идентичность / Под ред. А.Ю. Шадже. М.: Майкоп, 2006.

104. Мчедлов М.П. Диалектика взаимодействия социальных и культурно-религиозных идентичностей // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. Вып. 6. - М.: Институт социологии, 2007.-408 с.

105. Наварро П. Грядущие воны Китая: поле битвы и цена победы. -М. -СПб., 2007.

106. Нартов Н.А. Геополитика. М.: ЮНИТИ, 2000.

107. Население и глобализация / Н.М. Римашевская, В.Ф. Галецкий, А.А. Овсянникова и др. М., 2004.

108. Науменко В.Е., Нарожный Е.И. Основы регионоведения. (Северный Кавказ). Ч. 1. - Краснодар: Изд-во КубГУ, 1999.

109. О реализации концепции государственной национальной политики Российской Федерации в 2001 году (к всероссийскому совещанию «Вопросы гармонизации межнациональных отношений и взаимодействия с религиозными организациями»). М., 2002. - 262 с.

110. Общество и власть: проблемы взаимодействия / Под ред. В.Д. Виноградова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - 250 с.

111. Ожиганов Э.Н. Стратегический анализ политики.- М., 2006.

112. Осипов Г.В. Национальные интересы и безопасность России: национальная стратегия и социальные приоритеты. М.: Республика, 1997.

113. Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М.: Логос, 1998.

114. Паниев Г.Э. Современный курс внешней политики Турции // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: Материалы IV Международного конгресса. Симпозиум по геополитике и безопасности. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2004.

115. Панин В.Н. «Большая геополитическая игра» вокруг Кавказа // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: Материалы IV Международного конгресса. Симпозиум по геополитике и безопасности. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2004.

116. Панин В.Н. Влияние внешней миграции на геополитические процессы на Северном Кавказе // Материалы межрегионального конгресса по миграционной политике. Ставрополь: Изд-во СГАУ, 2002.

117. Панин В.Н. Внешнеполитическая стратегия США // Университетские чтения. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002.

118. Панин В.Н. Геополитические процессы и национальная безопасность на Северном Кавказе // Власть в России: теория, традиции, перспективы: Материалы международной конференции. Волгоград: Изд-во ВАГС, 2000.

119. Панин В.Н. Международные отношения на рубеже XXI века // Геополитические процессы на Северном Кавказе: Материалы международной конференции. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2000.

120. Панин В.Н. О некоторых теоретических аспектах понятия «Безопасность» // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Материалы III международного конгресса. Симпозиум по геополитике и безопасности. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001.

121. Панин В.Н. Политический процесс в арабском мире // Человек. Сообщество. Управление. 2004. - № 2. - С. 6 - 16.

122. Панин В.Н. Политический процесс на Ближнем Востоке: влияние России и США. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2003.

123. Панин В.Н. Северный Кавказ в системе национальной безопасности России // Социально-экономические и духовные проблемы региона КМВ: Материалы региональной научно-практической конференции. -Пятигорск: Изд-во ПФ СКГТУ, 2002.

124. Панин В.Н. Современное состояние этнополитической ситуации на Северном Кавказе // Конфликты на Северном Кавказе и пути их разрешения: Материалы международного «Круглого стола». Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2003.

125. Панин В.Н. Стратегический энергетический эллипс новая геополитическая конструкция Евразии // Вестник ПГЛУ. - 2002. - № 3.

126. Панфилов Д.Ю., Браницкий А.Г. Миграционная политика Франции как источник этноконфессионального латентного конфликта // Дневник Алтайской школы политических исследований. № 22. Современная Россия и мир: альтернативы развития. - Барнаул, 2006.

127. Пивоваров Ю.С. Русская политика в ее историческом и культурном отношениях. М.: РОССПЭН, 2006. - 168 с.

128. Платонов Ю.П. Народы мира в зеркале геополитики. СПб.: Речь, 2000. - 324 с.

129. Платонов Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология. -СПб.: Речь, 2002.-520 с.

130. Побережников И.В. Переход от традиционного к индустриальному обществу. М.: РОССПЭН, 2006. - 240 с.

131. Поздняков Э. А. Геополитика. М.: Прогресс, 1995.

132. Поздняков Э. А. Нация, национализм, национальные интересы. -М.: Прогресс, 1994.

133. Поляков К.И. Арабский Восток и Россия: проблемы исламского фундаментализма. -М., 2003.

134. Померанц Г. Кто такие «чужаки»? // Психология национальной нетерпимости. М., 1998.

135. Прохоров А.П. Русская модель управления. М., 2006.

136. Пути мира на Северном Кавказе / Под ред. В.А. Тишкова. М., 1999.

137. Пути мира на Северном Кавказе. Независимый экспертный доклад / Под ред. Тишкова В.А. М., 1999.

138. Пятигорский А. Что такое политическая философия. М., 2007.

139. Рансьер Ж. На краю политического. М.: Праксис, 2006. - 240 с.

140. Ризванов Р.З. На стезе служения Дагестану: Очерк жизни и политической деятельности М. Гусаева. Махачкала: Изд-во «Юпитер», 2003. - 368 с.

141. Россия в условиях глобализации: философские, социокультурные и политические проблемы. Невинномысск: НГГТИ, 204. - 294 с.

142. Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. Вып. 6. - М.: Институт социологии, 2007. - 408 с.

143. Русские на Северном Кавказе: Вызовы XXI века. Ростов н/Д., 2002.

144. Рябцев В.Н. Карабахский Узел: этнонациональный конфликт в аспекте региональной геополитики. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 1996.

145. Рябцев В.Н. Конфликтологическая работа на Кавказе в аспекте этнонациональных отношений: проблемы и перспективы. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 1999.

146. Рябцев В.Н. Конфликтологическая работа па Кавказе в аспекте этнонациональных отношений: проблемы и перспективы. Ростов н/Д., 1999.

147. Саламов К.Н. Современные проблемы терроризма. М., 1999.

148. Селунская Н., Тоштендаль Р. Зарождение демократической культуры: Россия в начале XX века. М., 2005.

149. Семенов В.А. Этногеополитические аспекты безопасности России.-М., 1998.

150. Серебрянников В., Хлопьев А. Социальная безопасности России.- М.: ИСПИ РАН, 1996. 352 с.

151. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений.-СПб., 1999.

152. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии.- СПб., 1996.

153. Слепцов Н.С. Государственное регулирование социальных и региональных конфликтов как фактор обеспечения безопасности // ГМУ.- 2000. №2.

154. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 16. Региональная конфликтология: Ставрополье. Москва-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. - 230 с.

155. Социологическая энциклопедия / Под ред. Осипова Г.А. М., 1998.

156. Социологическая энциклопедия / Под ред. Семигина Г.Ю. М., 2003.

157. Стефаненко Т. И. Этнопсихология. М., 1999.

158. Таирбеков Б.Б. О концепции «этноконфессионального конфликта» (на примере «армянского вопроса») // Дневник Алтайской школы политических исследований. № 22. Современная Россия и мир: альтернативы развития. Барнаул, 2006. - С. 74.

159. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. -М, 1997.

160. Тишков В.А. Этнической конфликт в контексте обществоведческих теорий. М., 2000. - 165 с.

161. Тишков В.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии. 1993. - № 1-2.

162. Толерантность как основа социальной безопасности / Под ред. Н.П. Медведева. М. - Ставрополь: Илекса, 2002. - 160 с.

163. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М., 2001.

164. Тощенко Ж.Т. Три основных лика власти. М., 2002.

165. Тощенко Ж.Т. Этнократия и современность. Социологические очерки.-М., 2003.

166. Трофимчук Н.А. Государственно-церковные отношения: проблемы и пути их решения // Исторический вестник. 2000. - № 7 (11). - С. 338-344.

167. Трофимчук Н.А. Миссионерская деятельность в системе политических отношений // Исторический вестник. 2000. - № 7 (11). - С. 344 -349.

168. Узденов Т.А. Исламская реакция на вызовы глобализации // Россия в условиях глобализации: философские, социокультурные и политические проблемы. Невинномысск: НГГТИ, 2004. - 294 с.

169. Формы национального движения в современных государствах. Австро-Венгрия, Россия, Германия. СПб., 1999.

170. Фридман Т. Плоский мир. М.: ACT, 2006. - 601 с.

171. Фукуяма Ф. Конец истории и Последний человек. М., 2004.

172. Фэй Монун. Будущее место Китая в Азии. М., 1994.

173. Ханбабаев К.М. Этапы распространения ваххабизма в Дагестане // Алимы и ученые против ваххабизма. Махачкала, 2001. - 128 с.

174. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

175. Хардт М., Негри А. Множество: война и демократия в эпоху империи. М.: Культурная революция, 2006. - 559 с.

176. Хоперская JI.B. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе: концепция этнической субъективности. Ростов-на-Дону, 1997.-78 с.

177. Хоперская J1.B., Харченко В. Динамика конфликта // Сеть этно-политического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов: Бюллетень. 1999. - № 27 (Август).

178. Хоперская JI.JI. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 1997

179. Хоперская JLJI. Технология управления этнополитическими процессами в Северо-Кавказском регионе. Ростов н/Д., 1999.

180. Чагилов В.Р. Кризис этнокультурной идентичности: политический аспект // Проблемы межнациональных отношений и пути их стабилизации. Ставрополь: Кавказская библиотека, 1994. - 112 с.

181. Чагилов В.Р. Этническая идентичность перед лицом глобальных вызовов: теоретико-методологические проблемы // Россия в условиях глобализации: философские, социокультурные и политические проблемы. Невинномысск: НГГТИ, 2004. - 294 с.

182. Ченоус В.В. Россия и народы Кавказа: проблемы цивилизацион-но-культурного диалога // Научная мысль Кавказа. 1999. - №3.

183. Шамири Самир Абдулрахман Хайл Демократия и общество вразвивающихся странах // Вестник Московского университета. Серия 12. - Политические науки. - 1995. - № 6.

184. Шаповалов В.А. Регион и регионоведческие исследования // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии раз-пешения. Вып. 16. Региональная конфликтология: Ставрополье. Москва-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. - 230 с.

185. Шевелев В.Н. Модернизация исламских обществ. Ростов-на-Дону, 1997.

186. Эллюль Ж. Политическая иллюзия. М., 2003.

187. Эргашев Б. Система взаимодействий национальной безопасности и гражданского общества в государствах Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. 2006. - № 2 (44). -С. 11- 86.

188. Этнические мигранты в принимающем обществе / Под ред. Петрова В.Н. Краснодар, 2005.

189. Этнорелигиозный терроризм / Ю.М. Антонян, Г.И. Белокуров, А.К. Боковиков и др.; Под ред. Ю.М. Антоняна. М.: Аспект Пресс, 2006.

190. Янов А.Л. Русская идея и 2000 год // Нева. 2000. - № 9.

191. Berlin I. Four Essays on Liberty. London, 1979.

192. Castels M. The Power of Identity. Blackwell Publishers, 1998.

193. Miller L. The Clinton years: Reinventing U.S. Foreign Policy International Affairs. 1994. -№4. - P.23

194. Mortimer E. Christianity and Islam // International Affairs. 1991. — 67 (Jan.)

195. Suny R.G. The Empire Strikes Out: Imperial Russia, "National" Identity, and Theories of Empire. P. 8.

196. Panin Victor. Russia, Islam and the North Caucasus / Islam and Cen

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.