Этнический и конфессиональный аспекты молодежной субкультуры народов Кабардино-Балкарии в конце XX - начале XXI в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат наук Машуков Хызыр Вячеславович
- Специальность ВАК РФ07.00.07
- Количество страниц 198
Оглавление диссертации кандидат наук Машуков Хызыр Вячеславович
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ДЕФИНИЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКИХ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В КБР
В 90-Е ГГ. ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВВ
1.1. Теоретико-методологические подходы к исследованию дефиниции «молодежная субкультура»
1.2. Молодежная субкультура в контексте современных этноконфессиональных процессов в КБР
ГЛАВА 2. ЭТНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НАРОДОВ КБР
В КОНЦЕ 90-Х ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВВ
2.1. Память о прошлом как фактор динамики молодежной субкультуры народов КБР в 90-е гг. ХХ в. - начале XXI в
2.2. Репрезентация молодежной субкультуры народов КБР в информационном пространстве
(СМИ и Интернет)
2.3. Культура межнационального общения в молодежной среде
и деятельность молодежных организаций в КБР в начале XXI в
2.4. Межэтническая толерантность молодёжи как фактор устойчивого развития КБР
ГЛАВА 3. КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НАРОДОВ КБР
3.1. Молодежь и современная религиозная ситуация в КБР
3.2. Проблемы конфессиональной интолерантности в молодежной среде кабардино-балкарского общества
3.3. Профилактика религиозной интолерантности в молодежной среде у народов КБР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
170
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК
Ислам в новейшей истории кабардинцев2009 год, кандидат исторических наук Мукожев, Арсен Хабалович
Восток и Запад в художественной культуре Кабардино-Балкарии (XIX - начало XXI в.)2006 год, доктор культурологических наук Базиева, Гульфия Джамаловна
Гендерное равенство в культурно-историческом развитии народов Северного Кавказа2010 год, кандидат исторических наук Шоранова, Залина Владимировна
Молодежный религиозный экстремизм в современной России и пути его преодоления: на материалах Северо-Кавказского федерального округа2012 год, кандидат политических наук Олифиренко, Екатерина Павловна
Развитие этнополитической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике: Постсоветский период2002 год, доктор исторических наук Аккиева, Светлана Исмаиловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнический и конфессиональный аспекты молодежной субкультуры народов Кабардино-Балкарии в конце XX - начале XXI в.»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время в условиях трансформации и модификации различных сфер общественной жизни особую актуальность приобретают проблемы молодежной субкультуры, комплексно влияющие на формирование новой идентичности. Этнические и конфессиональные аспекты формирования молодежной субкультуры у народов Кабардино-Балкарии как объекты этнологического исследования в настоящее время приобретают большую актуальность как в научном, так и в публичном дискурсе. Ярко выраженная социальная потребность в четкой идентификации масштаба и существа проблемы этнической и конфессиональной интолерантности объясняет необходимость проведения данного исследования.
Молодежь тоньше всех остальных возрастных групп чувствует «дух времени», острее переживает и точнее различает в нем новые тенденции и пережитки прошлого, т.е. молодежь - это наиболее динамичная социально-демографическая группа общества.
В распоряжении Правительства РФ «Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г.» под «молодежью» понимается «социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями»1. Возраст молодежи, установленный в нормативно-правовых актах, составляет от 14 до 35 лет2. В некоторых случаях молодежью считаются люди до 40 и даже более
1 Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/. Дата обращения: 24.09.2018 г.
2 Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ // Электронный ресурс. Режим доступа:
лет (например, «молодые ученые» - доктора наук). Настроение, социальное самочувствие, этнокультурная и конфессиональная идентичности молодежи - это своеобразный ориентир, отражающий общий социально-психологический и культурный климат в обществе. Сложившиеся в молодости идеалы и ценности становятся мировоззренческой основой зрелой личности.
Исследование этнического и конфессионального аспектов динамики молодежной субкультуры в современной Кабардино-Балкарии актуально как в теоретическом, так и практическом отношениях.
В теоретическом плане такое исследование дает возможность предложить механизмы регулирования межэтнических отношений в молодежной среде, формы и методы предупреждения и разрешения социальных конфликтов, возникающих в ходе такого взаимодействия. Однако исключительную актуальность весь проблемный комплекс, связанный с межэтнической конфликтностью, приобретает в многосоставных (в этническом и конфессиональном отношениях) государствах, вступивших в период глубоких системных преобразований.
В практическом плане данное исследование актуально в том смысле, что программы и стратегии устойчивого развития региона, обозначенные и реализуемые в последние годы в российском государстве, позволяют укрепить мир и солидарность, в том числе на Кавказе; оказать содействие в укреплении демократии и процветании терпимости в России, в основе которых должны лежать принципы этнокультурного многообразия и гуманистические идеи: свобода в выборе вероисповедания, равенство перед законом, равные возможности участия в общественной жизни и др.
В последнее время российская молодежь все ярче демонстрирует активную позицию в развитии гражданского общества, интенсивнее формируются механизмы создания молодежью общественных благ. К тому
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/. Дата обращения: 24.02.2021 г.
же проведение историко-этнологических исследований, посвященных вопросам положения молодежи на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, является одним из основных организационных механизмов реализации государственной молодежной политики РФ, определённых на период до 2025 г. 1
Актуальность работы обуславливается также отсутствием в историко-этнографической литературе комплексного исследования, посвященного исследованию этнического и конфессионального аспектов молодежной субкультуры народов Кабардино-Балкарской Республики. Важным условием решения поставленной научной проблемы является комплексное исследование всех факторов, сопряженных с распространением проявлений интолерантности в молодежной среде кабардино-балкарского общества, а также их укоренением в виде устойчивой субкультуры. Только на этой основе могут быть выработаны и осуществлены эффективные методы и формы профилактики этнической и конфессиональной нетерпимости, которая и может стать основой для более деструктивных этноконфессиональных проявлений. Опыт объективного и разностороннего анализа проблем молодежной субкультуры даст возможность повысить эффективность национальной культурной молодежной политики.
Объектом исследования является молодежная субкультура народов Кабардино-Балкарии. Дефиниции «молодежь» и «молодежная субкультура» применялись в настоящем исследовании в том смысле, в котором определены во введении и п. 1.1 работы. Под народами Кабардино-Балкарии понимались представители как титульных этносов (кабардинцы и балкарцы), так и других народов, проживающих на ее территории. Исследование направлено в основном на выявление общих для представителей разных народов КБР тенденций и механизмов трансформации молодежной субкультуры, поэтому в некоторых случаях мы использовали унифицированные дефиниции (кабардино-балкарское общество и т.п.).
1 Федеральный закон «О молодежной политике...»
5
Предмет исследования - этнокультурный и конфессиональный аспекты молодежной субкультуры народов Кабардино-Балкарии в конце XX - начале XXI вв.
Целью диссертационной работы является исследование этнического и конфессионального аспектов молодежной субкультуры народов КБР в конце XX - начале XXI вв. В соответствии с этой целью поставлены и решены следующие задачи.
- определить теоретико-методологические подходы к исследованию молодежной субкультуры;
- охарактеризовать молодежную субкультуру в контексте современных этноконфессиональных процессов в КБР;
- проанализировать память о прошлом как фактор динамики молодежной субкультуры народов КБР в 90-е гг. ХХ в. - начале XXI в.;
- выявить формы репрезентации молодежной субкультуры народов Кабардино-Балкарии в информационном пространстве (СМИ и Интернет);
- охарактеризовать культуру межнационального общения в молодежной среде кабардино-балкарского общества и деятельность молодежных организаций в КБР в начале XXI в.;
- определить формы включенности молодежи в современные конфессиональные процессы в КБР;
- изучить проблемы конфессиональной интолерантности в молодежной среде кабардино-балкарского общества;
- предложить меры профилактики религиозной интолерантности в молодежной среде у народов КБР.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 90-х гг. (период глубоких социокультурных трансформаций, оказавших наибольшее влияние на молодежную культуру) по настоящее время. Нижний хронологический рубеж связан со сменой политического режима в стране, что повлекло за собой качественные социальные и этнокультурные преобразования. Верхний хронологический рубеж не определяется. Крайней
датой сбора эмпирического материала, использованного в настоящей работе, является февраль 2019 г.
Географические рамки исследования совпадают с территорией Кабардино-Балкарской Республики.
Методологическую основу диссертации составляют современные разработки о функциях и методах историко-этнологических исследований и в первую очередь принципы научности, объективности, историзма, системности, междисциплинарности.
На основе принципа научности конкретные этнические и конфессиональные аспекты молодежной субкультуры народов КБР описаны с использованием достоверных источников (нормативно-правовые акты, материалы полевых исследований, интервьюирования, электронных (Интернет-) ресурсов и т.п.).
Исходя из принципа объективности вся совокупность фактов и тенденций этнокультурных процессов в молодежной среде КБР в конце XX -начале XXI вв. подверглась комплексному и всестороннему анализу. Именно этот принцип позволил достоверно описать социальные трансформации в молодежной среде кабардино-балкарского общества, а также оценить степень влияния этнического и конфессионального аспектов молодежной субкультуры в настоящее время.
Использование принципа историзма дало возможность изучить особенности динамики молодежной субкультуры кабардино-балкарского общества в контексте эпохи, в тесной связи с исторической обстановкой, в которой она происходила.
Системный принцип ориентирован на проведение структурного и функционального анализа объекта исследования и позволяет уяснить взаимообусловленность и взаимозависимость различных аспектов молодежной субкультуры. В настоящей работе мы опирались на системный
подход, предложенный Л. Уайтом1, т.к. его труды способствовали переходу от частных исследований локальных культур, устремленных в прошлое, к целостному исследованию культурно-исторического процесса, мировой культуры2. Анализ культуры, обоснованный и развиваемый Л. Уайтом, позволил рассматривать современную молодежную культуру народов КБР «как сложноорганизованное динамичное единство, в основе изменений которого лежат диалектика и трансформация внешних и внутренних факторов»3.
Междисциплинарный принцип дает возможность использовать в рамках историко-этнологических исследований подходы и методы различных социально-гуманитарных наук. Более того, мы полагаем, что междисциплинарный подход в исследовании молодежной культуры является наиболее перспективным направлением, в связи с чем был использован комплекс этнологических, социологических, культурологических методов исследования, который включает полевые исследования, изучение нарративных источников и нормативно-правовых актов, описание антропологических материалов, анализ статистических источников, а также интервью и социологический опрос.
1 Лесли Уайт. Избранное. Наука о культуре М., 2004; Работы Л. А. Уайта по культурологии (сборник переводов). М., 1996; Лесли Уайт. Энергия и эволюция культуры. Антология исследований культуры. Том. 1. СПб., 1997; Лесли Уайт. Концепция эволюции в культурной антропологии. Антология исследований культуры. Том. 1. СПб., 1997; Лесли Уайт. История, эволюционизм и функционализм как три типа интерпретации культуры. Антология исследований культуры. Том. 1. СПб., 1997.
2 Культурология XX век. Энциклопедия. Том первый А-Л. СПб., Университетская книга. 1998. Режим доступа: http: //www.countries.ru/library/antropology/antrousa.htm. Дата обращения: 14.12.2017 г.
3 Рябова А.Л. Культурология Лесли Уайта в контексте американской культурантропологии: автореф. канд. филос. наук. СПб., 2008. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/kulturologiya-lesli-uaita-v-kontekste-kulturantropologii. Дата обращения: 13.02.2018 г.
Исследование этнического и конфессионального аспектов молодежной субкультуры народов КБР проводилось с опорой на методы историко-этнологического исследования (проблемно-хронологический,
ретроспективный, метод полевого исследования и т.п.).
Использование проблемно-хронологического метода предполагает выделение в контексте исследования этнического и конфессионального аспектов молодежной субкультуры народов КБР целого ряда определенных взаимосвязанных проблем, каждая из которых последовательно изучается в установленных временных рамках. В ходе исследования темы диссертации в рамках исследуемого периода нами выделены основные этапы динамики молодежной субкультуры народов КБР и определены характерные особенности каждого из них.
Необходимость исследования предпосылок формирования исторической памяти и истоков зарождения основных подсистем этнической культуры кабардинцев и балкарцев требует последовательного проникновения в историческое прошлое. Тем самым ретроспективный метод позволяет выявить особенности динамики молодежной субкультуры, влияния на нее исторической памяти и формирования предложений для нивелирования причин этнической и конфессиональной интолерантности в молодежной среде как одного из факторов устойчивого развития региона.
В этих условиях особо важным является метод полевого исследования (анкетный опрос и интервью). В ходе исследования применялись методы конкретных этносоциологических исследований. Кроме того, представляя свои полевые материалы, мы прибегали к различным формам комментирования относительно экспедиционного контекста, в котором собиралась информация, каковыми были цели, задачи и приемы полевого исследования и т.п. Эти методы были использованы для получения данных по таким вопросам, как межэтнические конфликты, изменение статуса национальных языков, вопросы этнической самоидентификации в молодежной среде, межэтнические контакты и т.п.
Все это позволяет рассмотреть этнический и конфессиональный факторы динамики молодежной субкультуры КБР в настоящее время в их конкретно-исторической обусловленности, оценить степень разработанности отдельных аспектов проблемы, подробно проанализировать наиболее значимые для понимания сути проблемы положения, не вырывая их из исторического контекста.
Степень изученности проблемы. Проблема этнической и конфессиональной интолерантности в силу своей междисциплинарности неоднократно становилась предметом исследования разных социально-гуманитарных наук (этнологии, социологии, философии, политологии, психологии, юриспруденции, истории). Однако особенности влияния этнического и конфессионального аспектов на динамику молодежной субкультуры народов КБР в настоящее время не получили комплексного исследования. Поэтому для оценки степени разработанности темы настоящего исследования мы использовали как прикладные исследования на материале Кабардино-Балкарской Республики, так и труды, составляющие теоретическую базу исследования диссертации.
Общим проблемам взаимодействия государства и этноса, причинам межэтнических конфликтов посвящены работы отечественных социологов и политологов (Р. Абдулатипов, К. Боришполец, Л. Хоперская и Г. Денисова и др.1). В настоящее время особое внимание исследователей привлекают этнополитические конфликты, их влияние на государственно-политическое устройство РФ, устойчивое развитие российского общества, положение народов и этнических групп, миграционные процессы, состояние прав граждан и их массовое сознание. Исследованиями этнополитических
1 Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000; Боришполец К.П. Этничность и политика // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 1999. № 4; Хоперская Л., Денисова Г. Современная национальная политика на Северном Кавказе // Этнополитический вестник. 1996. № 1 (13).
конфликтов занимались В.А. Авксентьев1, М.А. Аствацатурова2, В.П. Иванов3, А.Г. Здравомыслов4, М. Лебедева5, В.А. Тишков6 и др.
Интерес к исследованию различных процессов в молодежной среде стал резко повышаться с конца 80-х гг. - начала 90-х XX в. в связи с трансформационными процессами в России. Наибольшее внимание исследователей привлекли так называемые «неформальные объединения молодежи»7. Им посвящены обобщающие работы и сборники1.
1 Авксентьев В.А. Этнические проблемы Северного Кавказа в контексте общероссийских и мировых этнических процессов // Известия вузов. СевероКавказский регион. Общественные науки. 1998. №2. С. 9-12; Авксентьев В.А. Этническая конфликтология в поисках научной парадигмы. Ставрополь, 2001; Авксентьев В.А., Грищенко Г.Д, Маслова Т.Ф. Социальное самочувствие молодежи Северного Кавказа // СоцИс. 2008. № 2. С. 91-96; Авксентьев В.А. Кто я? Социокультурная идентификация молодежи Юга России // Молодежь перед цивилизационным выбором: на материалах республики Молдова и Юга России: сборник научных статей. Выпуск I. Ставрополь-Кишинев: СГУ, 2009. С. 33-49.
2 Аствацатурова М.А. Северный Кавказ: перспективы и риски (Трансформация регионального этнополитического пространства). М., 2011.
3 Иванов В.Н. Межнациональные конфликты и механизмы их преодоления // Проблемы межэтнических отношений на Северном Кавказе: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь, 1994.
4 Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М., 1995.
5 Лебедева М. Межэтнические конфликты на рубеже веков // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 5.
6 Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. Изд. 2. М., 1997; Состояние научной экспертизы по проблемам этнической истории, культуры, межэтнических и конфессиональных отношений в СевероКавказском федеральном округе: экспертный доклад / под ред. В.А. Тишкова. М., 2013; «Черкесский вопрос»: экспертный доклад / отв. ред. В.А. Тишков; сост. И.Л. Бабич. М., 2014; Межэтнические отношения и религиозная ситуация в Кабардино-Балкарской Республике: экспертный доклад / ред. В.А. Тишков, А.Х. Боров, В.В. Степанов. М.-Нальчик, 2014.
7 Володько В.Ф. Неформальные объединения молодежи. Минск, 1988; Запесоцкий А.С., Файн А.П. Эта непонятная молодежь...: проблемы неформальных молодежных объединений. М., 1990; Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня... а завтра?: сб. ст. / отв. ред. В.В. Семенова. М., 1988; Ольшанский Л.В. Неформалы: групповой портрет в
Исследователями часто рассматриваются темы, связанные с противоправным поведением молодежи. Особого внимания заслуживают этнографические исследования Т.Б. Щепанской и А.Ю. Буяновой2. В этом же ряду можно перечислить и труды Б.В. Аксюмова (ценностные ориентации северокавказской молодежи)3, Т.Т. Байцаева (молодежь в современном обществе на материалах республики Северная Осетия-Алания)4, С.Н. Зинева (идентичность региональной молодежи)5, Б.М. Зумакулова (проблемы семейных отношений в условиях рыночной экономики)6, Д.А. Лавриненко
интерьере. М., 1990; Пашков М.Ю. Рок... Брейк... Что дальше?.. Кишинев, 1990; Шкурин В.Н. Неформальные молодежные объединения. М., 1990.
1 Молодежные субкультуры / Т.Г. Исламшина, О.А. Максимова, А.Л. Салагаев, С.А. Сергеев, Г.Р. Хамзина, Р.С. Цейтлин. Казань, 1997; Молодежный Петербург: движения, организации, субкультуры / под ред. В. Костюшева. СПб., 1997; Молодежные движения и субкультуры Петербурга / под ред. В. Костюшева. СПб., 1999; Меняющаяся молодежь в меняющемся мире: невидимая повседневность / под ред. Е. Омельченко. Н. Гончаровой. Ульяновск, 2006; Глядя на Запад: культурная глобализация и российские молодежные культуры. СПб., 2004; Омельченко Е. Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск, 2004.
2 Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт этнографического исследования системы 1986-1989 гг. СПб., 1993; Буянова А.Ю. Жизненные стратегии молодежи постсоветской Бурятии: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2009.
3 Аксюмов Б.В. Цивилизационные ориентации молодежи Северного Кавказа: на материалах полевых исследований // Молодежь перед цивилизационным выбором: на материалах республики Молдова и Юга России: сборник научных статей. Выпуск I. Ставрополь-Кишинев, 2009. С. 50-62.
4 Байцаев Т.Т. Молодежь в социальном пространстве современного российского общества: на примере Республики Северная Осетия-Алания: автореф. дис. ... канд. соц. наук. М., 2004.
5 Зинев С.Н., Полонский Г.В. Гражданская идентичность молодежи Юга России // Молодежь перед цивилизационным выбором: на материалах республики Молдова и Юга России: сборник научных статей. Выпуск I. Ставрополь-Кишинев, 2009. С. 63-72; Зинев С.Н., Ракитных М.Б. Основные характеристики политической идентификации молодежи Юга России: предварительные итоги исследования // Молодежь перед цивилизационным выбором: на материалах республики Молдова и Юга России: сборник научных статей. Выпуск I. Ставрополь-Кишинев, 2009. С. 113-124.
6 Зумакулов Б.М. Проблемы семьи, материнства, отцовства и детства в условиях рыночной экономики. Нальчик, 1998.
(статус молодежи на фоне миграционных процессов)1. В целом исследование молодежной субкультуры признается активно развивающимся и перспективным научным направлением2.
Изучение статуса северокавказской молодежи в трудах М.А. Текуевой, А.О. Виндижевой, Д.З. Хамдохова, А.И. Тетуева, З.Б. Думанова, З.А. Битоковой проводилось в основном в рамках социологии, философии и политологии, что, в свою очередь, определяет их специфику и содержание3. Основной акцент в них сделан на социально-экономическом положении молодежи, ее мировоззрении и ценностной ориентации. Социокультурную идентификацию молодежи, а также нравственный и духовный аспекты молодежной культуры народов Юга России затрагивали в своих работах
1 Лавриненко Д.А. Юг России: миграционные процессы глазами молодежи // Молодежь перед цивилизационным выбором: на материалах республики Молдова и Юга России: сборник научных статей. Выпуск I. Ставрополь-Кишинев, 2009. С. 81-103.
2 Громов Д.В. Изучение молодежных субкультур России: современное состояние и проблемы // ЭО. 2008. № 1. С. 4.
3 Текуева М.А. Гендер как социокультурный конструкт адыгского общества: дис. ... докт. ист. наук. Нальчик, 2006. - 371 с.; Текуева М.А. Гендерный фактор в культуре кавказских народов // Вопросы культурологии. 2012. № 8. С. 37-42; Текуева М.А. Историко-правовые и культурные аспекты статуса адыгской женщины // Исторический вестник. 2006. № 4. С. 142-167; Виндижева А.О. Нравственная культура студенчества в условиях стабилизации общества (на материалах вузов Северного Кавказа): автореф. дис. ... канд. соц. наук. Майкоп, 2007; Виндижева А.О., Атабиева З.А. Ценностные ориентиры молодежи Кабардино-Балкарии в процессе модернизации // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2014. № 5. С. 102-112; Хамдохов Д.З. Социальное самочувствие в современном поликультурном российском обществе: на примере Кабардино-Балкарской республики: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Майкоп, 2007; Тетуев А.И. К вопросу формирования гражданских ценностей молодежи. Исторический вестник КБИГИ. Нальчик, 2008. Вып. VII. С.77-92.; Его же. Проблемы становления и развития институтов гражданского общества (на материалах Кабардино-Балкарской Республики) // Вестник КБИГИ. Нальчик, 2009. Вып. XVI. С. 96-110; Думанов З.Б. Факторы напряженности в молодежной среде Кабардино-Балкарии // Известия КБНЦ РАН. Нальчик, 2010. № 6. Ч. 2. С. 6366; Битокова З.А. Молодежь в дискурсе социально-экономических трансформаций 90-х годов XX в. в субрегиональном преломлении // Вестник КБИГИ. Ч. 2. Нальчик, 2010. Вып. XVII. С. 42-58.
такие российские авторы, как Т.Т. Байцаев, З.Х. Гучетль, Н.О. Бурдеева, В.А. Авксентьев, Г.Д. Грищенко, Т.Ф. Маслова, Б.В. Аксюмова, Е.С. Назарова др.1 Применительно к теме нашего исследования определенный интерес представляют труды С.Е. Бережного об исламском фундаментализме на Юге России2, Х.В. Дзуцева об эволюции семьи и межсемейных отношений у осетин3, Е.С. Назаровой о ценностных ориентациях молодежи Юга России4, З.Б. Цаллаговой по этнокультурному наследию народов Кавказа как основе формирования толерантных межнациональных отношений5, И.Х. Тхамоковой о влиянии семьи на гражданские ценности современной
1 Байцаев Т.Т. Молодежь в социальном пространстве современного российского общества: на примере Республики Северная Осетия-Алания: автореф. дис. ... канд. соц. наук. М., 2004; Гучетль З.Х. Этнические традиции как социально-культурный феномен в процессе социализации молодежи: на примере Республики Адыгея. Майкоп, 2006; Бурдеева Н.О. Молодежная субкультура в Республике Адыгея (социологический анализ): дис. ... канд. соц. наук. Майкоп, 2006; Авксентьев В.А., Грищенко Г.Д, Маслова Т.Ф. Социальное самочувствие молодежи Северного Кавказа // СоцИс. 2008. № 2. С. 91-96.
2 Бережной С.Е. Исламский фундаментализм на Юге России. Центр системных региональных исследований и прогнозирования ИППК РГУ и ИСПИ РАН. Приложение к Южнороссийскому обозрению. № 3. 2004. Ростов-на-Дону, 2004.
3 Дзуцев Х.В. Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений. Этносоциологический анализ. М., 2001; Дзуцев Х.В. Этносоциологический портрет республик Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации. М., 2012; Дзуцев Х. Латентные конфликты на Северном Кавказе: этносоциологический анализ. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.geopolitica.ru/article/latentnye-konflikty-na-severnom-kavkaze-еШовосю^юЬевИу-апа^. Дата обращения: 20.11.2015 г.
4 Назарова Е.С. Ценностные ориентации молодежи Юга России // Молодежь перед цивилизационным выбором: на материалах республики Молдова и Юга России: сборник научных статей. Выпуск I. Ставрополь-Кишинев, 2009. С. 124-138.
5 Цаллагова З.Б. Этнокультурное наследие народов Кавказа как содержательная основа формирования толерантных межнациональных отношений // Горские общества Кавказа: проблемы социокультурного, политического, исторического развития. Часть II // Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 180-летию присоединения Карачая к России: в 2-х частях. Карачаевск, 2008.
молодежи славянских народов КБР1, Л.Х. Сабанчиевой о семейной обрядности2 и гендеру в социально-политических процессах в КБР3.
Кроме того, проблемам межэтнических отношений на современном российском Кавказе посвящены работы М.М. Гаджиева4, С.А. Тхатель5, Б.В. Туаевой6, Ф.М. Кулиева7, М.З. Шогенова8. Некоторые сведения по изучению положения северокавказской молодежи и ее включению в этнические и конфессиональные процессы содержатся в трудах Е.Х. Апажевой9, А.Х.
Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК
Политизация гендерных отношений в процессе преобразования российского общества (на материале Северного Кавказа)2015 год, кандидат наук Шаожева, Наталья Анатольевна
Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития2007 год, кандидат социологических наук Анциферова, Наталья Геннадьевна
Национальная политика на Северном Кавказе: политические и социально-экономические предпосылки межнационального согласия: 1990-е - начало XXI в.2006 год, доктор исторических наук Тетуев, Алим Инзрелович
Межнациональные отношения в процессах общественной трансформации в этнически родственных Республиках Северного Кавказа: Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Республика Адыгея. 1985-2000 гг.2003 год, доктор исторических наук Апажева, Елена Хасановна
Национальная и религиозная идентичность карачаевцев и балкарцев: исторический аспект2010 год, кандидат исторических наук Джантуева, Фатима Рашитовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Машуков Хызыр Вячеславович, 2021 год
Литература
35. Diminescu D., Loveluck B. Traces of Dispersion: Online Media and Diasporic Identities // Crossings: Journal of Migration & Culture. 2014. Vol. 5, № 1. P. 23-29.
36. Public Discourse in the Russian Blogosphere: Mapping RuNet Politics and Mobilization / by B. Etling, K. Alexanyan, J. Kelly, R. Faris, J. Palfrey, and U. Gasser. Berkman Center Research Publication. № 1. 2010-11.
37. Wilson S.M., Peterson L.C. The Anthropology of Online Communities // Annual Review of Anthropology. 2002. Vol. 31. P. 461. URL: https://www.scribd.com/document/153353063/WILSON-The-Anthropology-of-Online-Communities.
38. Абазов А.Х. Институты обычного права в исторической памяти кабардинцев в XIX- начале ХХ вв. // Вестник ЮНЦ РАН. 2013. Т. 9, № 1. С. 90-94.
39. Абазов А.Х. Историческая память кабардинцев в контексте историографии обычного права // Лавровский сборник: материалы XXXIV и XXXV среднеазиатско-кавказских чтений 2010-2011 гг. Этнография, история, археология, культурология. СПб.: МАЭ РАН, 2011. С. 216-221.
40. Абазов А.Х. Историческая память кабардинцев в современной исследовательской практике // Материалы международного симпозиума «Устойчивое общества развитие: проблемы, концепции, модели», посвященного 20-летию создания Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук. (Россия, г. Нальчик, 28 июня - 3 июля 2013 года). Том III. Нальчик: Издательство КБНЦ РАН, 2013. С. 79-82.
41. Абазов А.Х. Обычаи и традиции в исторический памяти кабардинцев в начале XXI в. (по материалам полевых исследований) // Модернизация полиэтничного макрорегиона и сопредельных государств: опыт, проблемы, сценарии развития: материалы Всероссийской научной конференции (г. Ростов-на-Дону. 18-19 сентября 2014 г.) / отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. Ростов-на-Дону: ЮНЦ РАН, 2014. С. 306-311.
42. Абазов А.Х. Память во имя мира (Past Indefinite: историческая память и политика на Северном Кавказе) // Новое прошлое / The New Past. 2018. № 3. С. 191-193.
43. Абазов А.Х. Теоретический уровень формирования исторической памяти кабардинцев в советский период (на примере обычного права) // Стратегическое планирование в полиэтничном макрорегионе в условиях неравномерного развития и роста напряженности: материалы Всероссийской научной конференции (Ростов-на-Дону, 3-4 октября 2013 г.) / отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. Ростов-на-Дону: ЮНЦ РАН, 2013. С. 154-158.
44. Абазов А.Х. Формы и практики решения социальных конфликтов в исторической памяти кабардинцев // Х11 Конгресс этнологов и антропологов России: сборник материалов. Ижевск, 3-6 июля 2017 г. / отв. ред.: А.Е. Загребин, М.Ю. Мартынова. М.; Ижевск: ИЭА РАН, УИИЯЛ УрО РАН, 2017. С. 152.
45. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Славян. диалог, 2000. 655 с.
46. Авксентьев В.А. Кто я? Социокультурная идентификация молодежи Юга России // Молодежь перед цивилизационным выбором: на
материалах республики Молдова и Юга России: сборник научных статей. Выпуск I. Ставрополь-Кишинев: Изд-во СГУ, 2009. С. 33-49.
47. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология в поисках научной парадигмы. Ставрополь: Ставропольский государственный университет, 2001. - 267 с.
48. Авксентьев В.А. Этнические проблемы Северного Кавказа в контексте общероссийских и мировых этнических процессов // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1998. № 2. С. 9-12.
49. Авксентьев В.А., Грищенко Г.Д., Маслова Т.Ф. Социальное самочувствие молодежи Северного Кавказа // СоцИс. 2008. № 2. С. 91-96.
50. Аккиева С.И. Развитие этнополитической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике (постсоветский период). М.: Институт этнологии и антропологии РАН: Центр по изучению межнациональных отношений ИЭА РАН, 2002. - 441 с.
51. Сампиев И.М., Аккиева С.И. Молодежные субкультуры Кабардино-Балкарии: генезис и современное состояние // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. Электронный ресурс. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11512. Дата обращения: 07.01.2020 г.
52. Аксюмов Б.В. Цивилизационные ориентации молодежи Северного Кавказа: на материалах полевых исследований // Молодежь перед цивилизационным выбором: на материалах республики Молдова и Юга России: сборник научных статей. Выпуск I. Ставрополь-Кишинев: СГУ, 2009. С. 50-62.
53. Апажева Е.Х. Молодежь как фактор стабилизации или нормализации межэтнических отношений на Северном Кавказе. Владикавказ: ИСПИ РАН, 2002. 35 с.
54. Апажева Е.Х. Школа гуманизма межнациональных отношений (мониторинг участников фестиваля «Студенческая весна на Северном
Кавказе») // Литературная Кабардино-Балкария. 2001. № 5. Нальчик. С. 182186.
55. Апажева С.С. Из опыта КБГУ по противодействию идеологии экстремизма и терроризма // Тезисы научно-практической конференции «Формы и методы противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи. Роль и задачи образовательных организаций». М.: Министерство образования и науки РФ, 2015. С. 55-60.
56. Апажева С.С., Мамсиров А.Х., Цолоев Т.С. Северный Кавказ: современная этнополитическая ситуация и перспективы ее стабилизации // История: факты и символы. 2017. № 4 (13). С. 101-111.
57. Апажева С.С., Машуков Х.В. Религиозные воззрения современной молодежи КБР: социологический анализ // Динамика развития культуры и искусства народов Северного Кавказа и профилактика ксенофобии, национализма и этносепаратизма: материалы региональной научно-практической конференции. Махачкала: Издательство Дагестанского гуманитарного института, 2015. С. 110-116.
58. Апажева С.С., Унежев К.Х., Зумакулов Б.М., Мамсиров А.Х. Современная молодежь Северного Кавказа: проблема выбора между традициями и новациями // Вестник Адыгейского государственного университета. 2017. № 4 (209). С. 32-42.
59. Аствацатурова М.А. Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление (Северо-Кавказский регион). Ростов-на-Дону-Пятигорск: Северо-Кавказская академия государственной службы. Пятигорский филиал, 2002. - 627 с.
60. Аствацатурова М.А. Северный Кавказ: перспективы и риски (трансформация регионального этнополитического пространства). М.: Московское бюро по правам человека, 2011. - 192 с.
61. Виндижева А.О., Атабиева З.А. Ценностные ориентиры молодежи Кабардино-Балкарии в процессе модернизации // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2014. № 5. С. 102-112.
62. Бабич И.Л. Ислам в современной Кабардино-Балкарии: правовые аспекты // Этнографическое обозрение. 2001. № 2. С. 131-142.
63. Бабич И.Л. Современные исламские общины в Кабардино-Балкарии // Россия и мусульманский мир. 2003. № 48. С. 50-61.
64. Бабич И. Л., Ярлыкапов А.А. Исламское возрождение в Кабардино-Балкарии. М.: Типография Российской государственной библиотеки, 2003. - 143 с.
65. Базиева Г.Д. Изобразительное искусство Кабардино-Балкарии (традиции и современность). Нальчик: Эль-фа, 2004. - 90 с.
66. Базиева Г.Д. Художественная культура Кабардино-Балкарии в полиэтничном пространстве России. Нальчик: КБИГИ, 2010. 296 с.
67. Байцаев Т.Т. Молодежь в социальном пространстве современного российского общества: на примере Республики Северная Осетия-Алания: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2004. 25 с.
68. Байцаев Т.Т. Молодежь в социальном пространстве современного российского общества: на примере Республики Северная Осетия-Алания: дис. ... канд. социол. наук. М., 2004. 199 с.
69. Баркова Э.В. Межкультурные коммуникации как пространство становления гуманизма XXI века // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития: материалы международной конференции. М.: Рос. академия гос. службы при Президенте РФ, 2007. С. 235-240.
70. Беджанов М.Б. Россия и Северный Кавказ: межнациональные отношения на пороге XXI в. Майкоп: ГУП РИПП Адыгея, 2002. - 442 с.
71. Бережной С.Е. Исламский фундаментализм на Юге России. Центр системных региональных исследований и прогнозирования ИППК РГУ и ИСПИ РАН. Приложение к Южнороссийскому обозрению. № 3. 2004. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2004. - 200 с.
72. Битова Е.Г., Боров А.Х., Дзамихов К.Ф. Северный Кавказ в общественной динамике современной России // Рубеж. Альманах социальных исследований. 1996. № 8-9. С. 30-33.
73. Битокова З.А. Молодежь в дискурсе социально-экономических трансформаций 90-х годов XX в. в субрегиональном преломлении // Вестник КБИГИ. 2010. Вып. XVII. Ч. 2. С. 42-58.
74. Бляхер Л.Е. Властные игры в кризисном социуме: преобразование российской институциональной структуры // Политические исследования. 2003. № 1. С. 63-73.
75. Богомолова И.Г. Политико-правовое регулирование региональными этнополитическими процессами (на примере Карачаево-Черкесской Республики и Ставропольского края): автореф. дис. ... канд. полит. наук. Ставрополь, 2006. 27 с.
76. Болотин Б.М. Региональные диспропорции в России в результате «реформ» // Глобализация и крупные полупериферийные страны. М.: Международные отношения, 2003. С. 309-313.
77. Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика. № 3. 2007. С. 1-14.
78. Боришполец К.П. Этничность и политика // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 1999. № 4. С. 3-21.
79. Боров А.Х. «Волны» российских модернизаций Х1Х-ХХ веков и социально-культурная эволюция народов Северного Кавказа // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2010. № 6 (160). С. 45-50.
80. Боров А.Х. Методологические проблемы региональной истории: предварительные заметки // Электронный журнал «Кавказология». 2019. № 3. С. 12-37.
81. Боров А.Х. Национальная стратегия многонациональной России: северокавказский срез // Северный Кавказ в национальной стратегии России /
под ред. В. Тишкова. М.: Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, 2008. С. 60-75.
82. Боров А.Х. Порядок и развитие: системы власти и преобразование обществ на Северном Кавказе в контексте российских модернизаций Х1Х-начала XXI вв. // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2012. № 3. С. 174-182.
83. Боров А.Х. Проблемы социальнокультурной модернизации Северного Кавказа: советский опыт // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 2. С. 175-183.
84. Боров А.Х. Религиозный экстремизм на Северном Кавказе: от анализа событий к пониманию явления // Вестник КБГУ. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск 11. Нальчик, 2006. С. 12-17.
85. Боров А.Х., Думанов З.Б. Теории этничности и этнических конфликтов: современные тенденции // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 5 (55). С. 164-171.
86. Боров А.Х., Кочесоков Р.И. Северный Кавказ в российском цивилизационном процессе - противоречия интеграции и синтеза // Философские науки. 2011. № 1. С. 43-61.
87. Боров А.Х., Муратова Е.Г. Северный Кавказ в современном общественном дискурсе // Общественные науки и современность. 2011. № 4. С. 157-166.
88. Боров А.Х., Пшемурзов В.Х. Историческая память и этническая культура // Этническая культура и проблема самосохранения в современном контексте (культурологические очерки). М.-Нальчик: Логос, 1997. С. 202210.
89. Бурдеева Н.О. Молодежная субкультура в Республике Адыгея (социологический анализ): дис. ... канд. социол. наук. Майкоп, 2006. 186 с.
90. Буянова А.Ю. Жизненные стратегии молодежи постсоветской Бурятии: автореф. дис. ... канд. истор. наук. М., 2009. 190 с.
91. Васильев Ю.В. Возникновение и механизмы разрешения этнополитических конфликтов на Юге России. Ростов-на-Дону: СКАГС, 2005. - 42 с.
92. Васильев Ю.В. Этнополитические конфликты на Юге России: дис. докт. полит. наук. Ростов-на-Дону, 2006. - 299 с.
93. Виндижева А.О. Нравственная культура студенчества в условиях стабилизации общества (на материалах вузов Северного Кавказа): автореф. дис. ... канд. социол. наук. Майкоп, 2007. - 26 с.
94. Вислова А.Д. Проблемы социальной адаптации молодежи в современном обществе (на примере Кабардино-Балкарии). Нальчик: ИГИ КБНЦ РАН, 2017. - 104 с.
95. Вишневский Ю.Р., Трынов Д.В., Шапко В.Т. Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования // СоцИс. 2009. № 4. С. 108-116.
96. Возраст и состояние в браке населения СССР. По данным всесоюзной переписи населения 1989 года. М.: Финансы и статистика, 1990. - 109 с.
97. Володько В.Ф. Неформальные объединения молодежи. Минск: ВКШ, 1988. - 67 с.
98. Вопросы кабардино-балкарского музыкознания // Ученые труды Северо-Кавказского госинститута искусства: сборник статей / сост. Б.Г. Ашхотов. Нальчик: Эльбрус, 1995. 69 с.
99. Гаджиев М.М. Межнациональные отношения на Северном Кавказе в историческом ракурсе: основные факторы формирования // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 2. С. 28-31.
100. Геловани В.А., Бритков В.Б., Дубовский С.В. Информационное клонирование в процессах глобализации // Общественные науки и современность. М., № 6. 2005. С. 125-135.
101. Гельман В.Я. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики // Политические исследования. 1998. № 1. С. 87-105.
102. Герои нашего времени. Социологические очерки / под ред. Е. Омельченко. Ульяновск: УлГУ, 2000. - 254 с.
103. Гимадеева Д.Р. Татарские сетевые группы как вид этнических сообществ // Материалы международной научно-практической конференции ученых, аспирантов и студентов «Культура. Духовность. Общество». 2012. № 1. С. 277-282.
104. Гладкова А.А. Региональные веб-сайты этнических групп России как отражение языкового и культурного плюрализма в сети Интернет // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2015. № 2. С. 17-39.
105. Глядя на Запад: Культурная глобализация и российские молодежные культуры. СПб.: Алетейя, 2004. - 278 с.
106. Громов Д.В. Изучение молодежных субкультур России: современное состояние и проблемы // Этнографическое обозрение. 2008. № 1. С. 4-18.
107. Гугова М.Х. Война глазами женщины в исторической памяти народов Северного Кавказа: постановка проблемы // Народы Юга России в отечественных войнах: материалы международной научной конференции. Ростов-на-Дону, 2012. С. 427-430.
108. Гучева А.В. Традиция мужского исполнительства на гармонике в инструментальной культуре адыгов // Исторический вестник. 2009. Вып. VIII. С. 262-289.
109. Гучетль З.Х. Этнические традиции как социально-культурный феномен в процессе социализации молодежи: на материалах Республики Адыгея: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Майкоп, 2006. 21 с.
110. Дзидзоев В.Д. Кавказ конца XX в.: тенденции этнополитического развития. Владикавказ: ИР, 2004. 359 с.
111. Дзуцев Х.В. Латентные конфликты на Северном Кавказе: этносоциологический анализ // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.geopolitica.ru/article/latentnye-konflikty-na-severnom-kavkaze-etnosociologicheskiy-analiz. Дата обращения: 20.11.2015 г.
112. Дзуцев Х.В. Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений. Этносоциологический анализ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001. 248 с.
113. Дзуцев Х.В. Этносоциологический портрет республик СевероКавказского федерального округа Российской Федерации. М.: Российская политическая энциклопедия, 2012. - 734 с.
114. Дзуцев Х.В., Гокоева К.В. Средства массовой информации в контексте общественного мнения населения республик Северо-Кавказского федерального округа России // Гуманитарий Юга России. 2015. № 2. С. 6579.
115. Драгунский Д.В. Навязанная этничность // Полис. 1993. № 5. С. 24-27.
116. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. - 373 с.
117. Думанов З.Б. Факторы напряженности в молодежной среде Кабардино-Балкарии // Известия РАН. Ч. 2. № 6. Нальчик, 2010. С. 63-66.
118. Емельянова Н.М. Мусульмане Кабарды. М.: Граница, 1999. - 142
с.
119. Жарова А.К. Интернет, глобализация и международное право // Общественные науки и современность. 2004. № 6. С. 97-104.
120. Запесоцкий А.С., Файн А.П. Эта непонятная молодежь...: проблемы неформальных молодежных объединений. М.: Профиздат, 1990. 224 с.
121. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М.: АО «Аспект-пресс», 1995. 319 с.
122. Зинев С.Н., Полонский Г.В. Гражданская идентичность молодежи Юга России // Молодежь перед цивилизационным выбором: на материалах Республики Молдова и Юга России: сборник научных статей. Выпуск I. Ставрополь-Кишинев: СГУ, 2009. С. 63-72.
123. Зинев С.Н., Ракитных М.Б. Основные характеристики политической идентификации молодежи Юга России: предварительные итоги исследования // Молодежь перед цивилизационным выбором: на материалах Республики Молдова и Юга России: сборник научных статей. Выпуск I. Ставрополь-Кишинев: СГУ, 2009. С. 113-124.
124. Зорин В.Ю. Национальная политика в России: история, проблемы, перспектива. М.: ИСПИ: Межрегион. обществ. орг. содействия демократ. реформам, 2003. - 284 с.
125. Зумакулов Б.М. Проблемы семьи, материнства, отцовства и детства в условиях рыночной экономики. Нальчик: Эльбрус, 1998. - 82 с.
126. Иванеско А.Е., Урушадзе А.Т. Past Indefinite: историческая память и политика на Северном Кавказе // Новое прошлое / The New Past. 2018. № 3. С. 186-190.
127. Иванов В.Н. Межнациональные конфликты и механизмы их преодоления // Проблемы межэтнических отношений на Северном Кавказе: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь: Ставропольский гос. педагог. ин-т, 1994. С. 38-45.
128. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека. Электронный ресурс: Режим доступа: Шр://Ао§181оп.га^1с1е8/пе1р8у/§атеаёё1с12/соштеП:8/1.Дата обращения: 23.02.2018 г.
129. Исторические сведения о кабардинском народе: К 300-летию дома Романовых / изд. В.Н. Кудашева. Киев: С.В. Кульженко, 1913. 283 с.
130. Кажаров В.Х. Историография и историческое сознание кабардинцев во второй половине XX - начале XXI вв. Нальчик: КБИГИ, 2012. - 83 с.
131. Кажаров В.Х. Историческое сознание, фольклор и национальная письменность кабардинцев в 30-50-е гг. ХХ в. // Исторический вестник КБИГИ. Вып. 10. Ч. 1. Нальчик, 2012. С. 190-198.
132. Казенин К. Язык для школы: в чем проблема поправок в закон об образовании? // РБК. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.rbc.ru/opinions/politics/24/05/2018/5b0669c49a794712893d00ce. Дата обращения (13.11.2018 г.).
133. Карамина А.Л. Проблема обеспечения информационной безопасности на Северном Кавказе // Южнороссийское обозрение. 2003. № 14. С. 14-22.
134. Кара-Мурза А.А., Панарин А.С., Пантин И.К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития // Полис. 1995. № 4. С. 16-19.
135. Карамурзов Б.С., Боров А.Х., Дзамихов К.Ф., Муратова Е.Г. Социокультурные механизмы северокавказского исторического процесса: древность-новое время // Научная мысль Кавказа. 2006. № 3. С. 68-75.
136. Карамурзов Б.С., Боров А.Х., Мамсиров Х.Б. Опыт системного анализа межнациональных и межконфессиональных проблем на Северном Кавказе // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2006. № 4 (136). С. 28-35.
137. Карамурзов Б.С., Боров А.Х. Северный Кавказ в историческом пространстве и времени // Электронный журнал «Кавказология». 2017. № 1. С. 12-40.
138. Карлов В.В. Этнокультурные процессы новейшего времени. М.: Координационно-методический центр прикладной этнографии ИЭА РАН, 1995. 220 с.
139. Конева О.Б. Социально-психологические аспекты дезадаптации // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (73). С. 75-79.
140. Корешкова Н.Е., Михеева А.А., Волкова Н.М. Адаптация и дезадаптация в юношеском возрасте // Социальная профилактика и здоровье. 2004. № 5. С. 15-20.
141. Корытникова Н.В. Социальные последствия развития Интернет как средства производства сетевых коммуникаций // СоцИс. 2010. № 6. С. 70-79.
142. Кулиев Ф.М. О религиозной идентичности народов Северного Кавказа в условиях глобализации // Россия и мусульманский мир. 2012. № 4. С. 67-72.
143. Кумыкова М.М. Информационная политика как условие социально-экономической модернизации регионов Северного Кавказа // Северный Кавказ в национальной стратегии России (под ред. В.А. Тишкова). М: Росинформагротех, 2008. С. 219-230.
144. Кучмезова М.Ч. Соционормативная культура балкарцев: традиции и современность. Нальчик: Эль-фа, 2003. - 213 с.
145. Лавриненко Д.А. Юг России: миграционные процессы глазами молодежи // Молодежь перед цивилизационным выбором: на материалах республики Молдова и Юга России: сборник научных статей. Выпуск I. Ставрополь-Кишинев: СГУ, 2009. С. 81-103.
146. Лапкина Н.А. Социальный потенциал Интернет-ресурсов в дискурсе этничности: автореф. дис. ... канд. истор. наук. М., 2011. 23 с.
147. Лебедева М. Межэтнические конфликты на рубеже веков // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 5. С. 31-39.
148. Левикова С.И. Молодежная субкультура: учеб. пособие. М.: Гранд; Фаир-пресс, 2004. - 607 с.
149. Лешкевич Т.Г. Глобализация и глокализация: PRO и CONTRA // Научная мысль Кавказа. 2011. № 3. С. 5-14.
150. Лукиенко А.И. Культурно-идеологические аспекты роста напряженности в Северо-Кавказском регионе // Научная мысль Кавказа. 2011. № 4. С. 99-104.
151. Мадияров А.Б. Влияние средств массовой информации на формирование идеологии межэтнического согласия: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Казань, 1998. - 15 с.
152. Макоева А.А. Нетрадиционные религиозные движения в современном российском обществе (на примере Кабардино-Балкарской Республики): автореф. дис. ... канд. истор. наук. Нальчик, 2010. 24 с.
153. Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М.: Гендальф, 2001. - 180 с.
154. Малькова В.К. Не допускается разжигание межнациональной розни. Книга об этнической журналистике. Из опыта анализа российской прессы. М.: Московское бюро по правам человека, Academia, 2007. 244 с.
155. Малькова В.К., Тишков В.А. Образы российских республик в Интернете. Культура и пространство. Книга первая. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2009. - 180 с.
156. Маремшаова И.И. Менталитет в семейных и общественных традициях: Кабарда, Балкария, Карачай. Нальчик: Книга, 1999. - 236 с.
157. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. М.: Мысль, 1983. - 284 с.
158. Машуков Х.В. Репрезентация молодежной субкультуры народов Кабардино-Балкарии в Интернете: формы и особенности // Манускрипт. 2020. Т. 13, № 12. С. 109-114.
159. Межуев В.М. Культура и история. М.: Совет. Россия, 1977. - 212
с.
160. Межэтнические отношения и религиозная ситуация в Кабардино-Балкарской Республике: экспертный доклад / ред. В.А. Тишков, А.Х. Боров, В.В. Степанов. М.-Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2014. - 51 с.
161. Меняющаяся молодежь в меняющемся мире: невидимая повседневность / под ред. Е. Омельченко, Н. Гончаровой. Ульяновск, УлГУ,
2006. - 180 с.
162. Молодежные движения и субкультуры Петербурга / под ред. В. Костюшева. СПб.: Норма, 1999. 303 с.
163. Молодежные субкультуры / сост. Исламшина Т.Г., Максимова О.А., Салагаев А.А. и др. Казань: КТГУ,1997. - 115 с.
164. Молодежный Петербург: движения, организации, субкультуры / под ред. В. Костюшева. Казань: Казан. гос. технол. ун-т, 1997. 115 с.
165. Мукожев А.Х. Внутриконфессиональный конфликт и проблемы исламского радикализма в современной Кабардино-Балкарии // Исторический вестник КБИГИ. Нальчик: Издательский отдел КБИГИ. 2009. Вып. VIII. С. 303-321.
166. Мукожев А.Х. Ислам в истории и культуре кабардинцев и балкарцев // Проблемы мусульманской общины: национально-культурные факторы: материалы научно-практической конференции. Нальчик: Эльбрус,
2007. С. 10-15.
167. Нагорный О.С. Репрезентация этничностей в русскоязычных социальных медиа // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 4. С. 173-176.
168. Назарова Е.С. Ценностные ориентации молодежи Юга России // Молодежь. Ставрополь-Кишинев: Молодежь, 2009. С. 124-138.
169. Назарова Е.С. Ценностные ориентации молодежи Юга России // Молодежь перед цивилизационным выбором: на материалах республики Молдова и Юга России: сборник научных статей. Выпуск I. Ставрополь-Кишинев: СГУ, 2009. С. 124-138.
170. Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня... а завтра?: сб. ст. / отв. ред. В.В. Семенова. М.: ВКШ, 1988. - 67 с.
171. Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Эльбрус, 1986. 302 с.
172. Нормальная молодежь: пиво, тусовка, наркотики. Ульяновск: Ульян. гос. ун-т, 2005 (ООО Деловые и представительские бумаги). 314 с.
173. Ольшанский Л.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М.: Педагогика, 1990. 188 с.
174. Омельченко Е. Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск: Симб. кн., 2004. 180 с.
175. Ошроев Р.Г. Анализ общественно-политической и религиозной ситуации в Кабардино-Балкарии в аспекте противодействия экстремизму: научный доклад. Нальчик: ИГИ КБНЦ РАН, 2017. 106 с.
176. Ошроев Р.Г. Факторы и условия, влияющие на проявление экстремизма в молодежной среде Кабардино-Балкарии // Вестник ИГИ КБНЦ РАН. 2017. № 3 (34). С. 64-73.
177. Павлова Ю.Б. Человеческий фактор // Социальный психолог. 2018. № 2 (36). С. 150-160.
178. Паин Э.А. Социальная природа экстремизма и терроризма // Общественные науки и современность. 2002. № 4. С. 113-124.
179. Паленая Е.М. Информационная безопасность на Юге России и роль СМИ в ее осуществлении // Южнороссийское обозрение. 2003. № 14. С. 55-64.
180. Пашков М.Ю. Рок... Брейк... Что дальше?.. Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1990. 135 с.
181. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // СоцИс. 2008. № 2. С. 83-90.
182. Петровский А.В. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 40-46.
183. Платонов Ю.П. Психология национального характера. М.: Academia, 2007. - 237 с.
184. Платонов Ю.П. Этническая психология. СПб.: Речь, 2001. - 170 с.
185. Поляков Л.В. Методология исследования российской модернизации // Политические исследования. 1999. № 3. С. 5-15.
186. Потчебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2012. - 336 с.
187. Прасолов Д.Н. Динамика и основные тенденции развития гражданского общества в КБР в начале XXI в. // Северный Кавказ: профилактика конфликтов. М., 2008. С. 148-157.
188. Прасолов Д.Н. Земельный вопрос в исторической памяти кабардинцев и балкарцев в Х1Х-начале ХХ вв. // Историческая память: люди и эпохи. М.: Наука, 2010. С. 221-223.
189. Прасолов Д.Н. Земельный вопрос в исторической памяти народов Кабардино-Балкарии: образы прошлого в этнополитических стратегиях конца ХХ-начала XXI вв. // Модернизация полиэтничного макрорегиона и сопредельных государств: опыт, проблемы, сценарии развития: материалы Всероссийской научной конференции. Ростов-на-Дону: ЮНЦ РАН, 2014. С. 388-393.
190. Прасолов Д.Н. Исламский фундаментализм и проблема смены религиозной идентичности // Исторический вестник КБИГИ. Нальчик: КБИГИ, 2008. Вып. VII. С. 230-256.
191. Прасолов Д.Н. Коммеморативные практики в современной Кабардино-Балкарии // Неприкосновенный запас. 2017. № 2. С. 67-82.
192. Прасолов Д.Н. Проблемы интеграции в интеллектуальной культуре кабардинцев в Х1Х-начале ХХ вв. // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2012. № 6 (50). С. 128-140.
193. Распопов И.П. Социально-политическая стабильность региона -субъекта РФ // Политические исследования. 1999. № 3. С. 88-95.
194. Рахаев Дж.Я. Темрюк Идаров в культурной памяти кабардинцев (ХУ1-ХХ в.) // Историческая память: люди и эпохи. Тезисы научной конференции. М.: Наука, 2010. С. 210-212.
195. Рябова А.Л. Культурология Лесли Уайта в контексте американской культурантропологии: автореф. дис. ... канд. филос. наука. Спб., 2008. - 25 с.
196. Рязанцев И.П., Завалишин А.Ю. Территориальное поведение россиян (историко-социологический анализ). М.: Акад. Проект: Гаудеамус,
2006. 455 с.
197. Сабанчиев Р.Х. Современные средства коммуникации: актуализация и трансляция культурной памяти // Всероссийские миллеревоские чтения. № 3. Владикавказ: СОГУ, 2012. С. 384-393.
198. Сабанчиева Л.Х. Гендер в социально-политических процессах в Кабардино-Балкарии (20-е гг. XX в.-начало XXI в.). Нальчик: КБИГИ, 2016. 156 с.
199. Сабанчиева Л.Х. Кабардинская свадьба: архаичные и современные мотивы // Исторический вестник КБИГИ. Вып. VIII. Нальчик: КБИГИ, 2009. С. 226-261.
200. Сабанчиева Л.Х. Семейные ценности студенчества Кабардино-Балкарии: гендерный и этнокультурные аспекты // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2011. № 4. С. 166-170.
201. Сабанчиева Л.Х. Семья и семейная обрядность кабардинцев: между традицией и модернизацией. Нальчик: КБИГИ, 2015. 180 с.
202. Сабанчиева Л.Х. Социализирущая роль детских обрядов кабардинцев: традиции и современность // Вестник КБИГИ. Вып. 14. Нальчик, 2007. С. 90-107.
203. Савельева И.М., Полетаев А.В. Социальные представления о прошлом: источники и репрезентации. М.: ГУ ВШЭ, 2005. 51 с.
204. Свечников С.К. Молодежь и рок-культура: методическое пособие. Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК)С «Марийский институт образования»,
2007. 67 с.
205. Северный Кавказ и Дагестан: современная этнополитическая ситуация и пути ее стабилизации: материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию РЦЭИ ДНЦ РАН (1-3 октября 2002 г.). Махачкала: Изд. ДНЦ РАН, 2004. 452 с.
206. Соколов Б.Г. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма // Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М.: Высшее образование, 2005. С. 409-415.
207. Сухарев А.В. Этнофункциональный подход к проблеме психического вырождения // Сибирский психологический журнал. 2003. № 3. С. 11-22.
208. Сухачев В.Ю. Этническая и национальная составляющая в кавказском конфликте: пришествие «чужого» // Россия и Кавказ: сквозь два столетия. СПб.: Издательство журнала «Звезда», 2001. С. 171-190.
209. Такова А.Н. «Молящаяся» мусульманская молодежь как субкультура кабардино-балкарского общества // Государство, религия и церковь в России и за рубежом. 2016. № 2. С. 255-280.
210. Такова А.Н. Нетрадиционные религиозные организации как сегменты конфессионального пространства современной Кабардино-Балкарии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 10. С. 160-163.
211. Такова А.Н. Современное состояние и основные тенденции развития конфессиональной (исламской) политики в Кабардино-Балкарии на этапе латентной фазы религиозного конфликта // Исторический вестник КБИГИ. . Вып. VII. Нальчик, 2008. С. 287-304.
212. Такова А.Н. Трансформация конфессионального пространства двухсубъектных республик Северного Кавказа (Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии) на постсоветском этапе развития // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 8 (70). С. 199-203.
213. Текуева М.А. Гендер как социокультурный конструкт адыгского общества: дис. ... докт. истор. наук. Нальчик, 2006. 371 с.
214. Текуева М.А. Гендерный фактор в культуре кавказских народов // Вопросы культурологии. 2012. № 8. С. 37-42.
215. Текуева М.А. Историко-правовые и культурные аспекты статуса адыгской женщины // Исторический вестник. 2006. № 4. С. 142-167.
216. Тетуев А.И. Влияние региональных средств массовой информации на этнополитические процессы на Северном Кавказе в период системной трансформации российского общества // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2018. № 2 (39). С. 55-66.
217. Тетуев А.И. Демографические и миграционные процессы в Кабардино-Балкарии и их влияние на общественно-политическую ситуацию в регионе в период системной трансформации российского общества // Вестник ИГИ КБНЦ РАН. 2017. № 2 (33). С. 46 - 54.
218. Тетуев А.И. К вопросу формирования гражданских ценностей молодежи // Исторический вестник КБИГИ. Вып. VII. 2008. С. 77-92.
219. Тетуев А.И. Межнациональные отношения на Северном Кавказе: эволюция, опыт, тенденции. Нальчик: Эль-Фа, 2006. 352 с.
220. Тетуев А.И. Межнациональный диалог культур как форма взаимодействия регионов и фактор консолидации народов России // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. 2011. № 4. С. 111-118.
221. Тетуев А.И. Проблемы становления и развития институтов гражданского общества (на материалах Кабардино-Балкарской Республики) // Вестник КБИГИ. 2009. Вып. ХШ. С. 96-110.
222. Тетуев А.И. Этнополитические процессы в Кабардино-Балкарии в начале XXI в. // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2015. № 1. С. 33-38.
223. Тетуев А.И. Этнополитические процессы в Кабардино-Балкарии в период системной трансформации российского общества: особенности и основные тенденции. Нальчик: Принт Центр, 2018. 240 с.
224. Титаренко И.Н. Межкультурная коммуникация в эпоху глобализации: толерантность или борьба за культурную идентичность? // Научная мысль Кавказа. 2011. № 3. С. 13-21.
225. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. Изд. 2. М.: Рус. Мир, 1997. 531 с.
226. Тишков В.А. Этническое и религиозное многообразие - основа стабильности и развития российского общества // Этнопанорама. 2007. № 12. С. 6-20.
227. Тощенко Ж.Т. Этнократия: история и современность (социологические очерки). М.: РОССПЭН, 2003. - 432 с.
228. Тринадцатый шаг: социология наркотизации / под ред. Е. Омельченко. Ульяновск: УлГУ, 2002. 257 с.
229. Туаева Б.В. Этнокультурный опыт выстраивания межнациональных отношений на Северном Кавказе // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 8-4 (39). С. 80-82.
230. Тхамокова И.Х. Русское и украинское население Кабардино-Балкарии. Нальчик: Эль-фа, 2000. 240 с.
231. Тхамокова И.Х. Семья глазами студентов г. Нальчика // Сборник научных статей Института социальных исследований. Назрань, 2010. С. 119126.
232. Тхамокова И.Х. Семья и брак в представлениях русских студентов г. Нальчика // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2006 год. Дикаревские чтения (13). Краснодар: КубГУ, 2007. С. 434-450.
233. Тхамокова И.Х. Современная свадебная обрядность русского населения КБР // Образец служения науке. Нальчик: Эльбрус, 2005. С. 181198.
234. Тхатель С.А. Социокультурные особенности развития гражданского общества на Северном Кавказе // Теория и практика общественного развития. 2013. № 9. С. 95-96.
235. Уайт Л. Избранное. Наука о культуре М.: РОССПЭН, 2004. 322 с.
236. Уайт Л. История, эволюционизм и функционализм как три типа интерпретации культуры. Антология исследований культуры. Т. 1. СПб.: Университетская книга, 1997. 630 с.
237. Уайт Л. Энергия и эволюция культуры. Антология исследований культуры. Т. 1. СПб.: Университетская книга, 1997. 630 с.
238. Урушадзе А.Т. Помнить-нельзя-забыть: Кавказская война в исторической памяти адыгов и российском пространстве коммеморации // Политическая наука. 2018. № 3. С. 106-128.
239. Усманова Д.Ш. Региональная блогосфера как дискуссионная политическая и социальная площадка (на примере Республики Башкортостан) // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2015. № 2. С. 3-16.
240. Усманова Д.Ш. Региональная блогосфера как дискуссионная политическая и социальная площадка (на примере Республики Башкортостан) // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2015. № 2. С. 3-16.
241. Хамдохов Д.З. Социальное самочувствие в современном поликультурном российском обществе: на примере Кабардино-Балкарской Республики: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Майкоп, 2007. 24 с.
242. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). Ростов-на-Дону: Аякс, 2001. - 190 с.
243. Хоперская Л., Денисова Г. Современная национальная политика на Северном Кавказе // Этнополитический вестник. 1996. № 1 (13). С. 11-22.
244. Цаликов А.Х. Кавказ и Поволжье. Очерки инородческой политики и культурно-хозяйственного быта. Нальчик: Тетраграф, 2014. - 198 с.
245. Цаллагова З.Б. Этнокультурное наследие народов Кавказа как содержательная основа формирования толерантных межнациональных отношений // Горские общества Кавказа: проблемы социокультурного,
политического, исторического развития. Часть II // Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 180-летию присоединения Карачая к России: в 2-х частях. Карачаевск: КЧГУ, 2008. С. 266-271.
246. Цуциев А.А. Русские и кавказцы: очерк незеркальной неприязни // Вестник института цивилизации. Вып.1. Владикавказ: СОГУ, 1998. С. 251256.
247. Черных А. Мир современных медиа. М.: Территория будущего, 2007. 312 с.
248. Чернышев А.Г. Центр - провинция в региональном самосознании // Политические исследования. 1999. № 3. С. 99-105.
249. Шамсуев М.-Э.Х. Теоретические аспекты изучения информационной безопасности // Теория и практика общественного развития. 2010. № 2. С. 319-325.
250. Шеуджен Э.А. Адыги (черкесы) в пространстве исторической памяти. М.: Российское филос. о-во; Майкоп: АГУ, 2010. 279 с.
251. Шкурин В.Н. Неформальные молодежные объединения. М.: ВНМЦНТИКПР, 1990. 146 с.
252. Шогенов З.А., Шогенов М.З. Социально-психологические аспекты религиозного экстремизма в молодежной среде Северного Кавказа // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 4 (23). С. 127-129.
253. Шогенов М.З. Экстремизм и нетерпимость в среде молодежи: опыт социально-психологического исследования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 263-268.
254. Шогенов М.З., Ханова М.Н., Машуков Х.В. Социальные теории и социальное развитие в современном мире: учебное пособие. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2020. 51 с.
255. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт этнографического исследования системы 1986-1989 гг. СПб.: Наука, 1993. -340 с.
256. Эристави Н.Д. Социально-адаптационная технология формирования этнокультурных установок подростков-мигрантов: автореф. дис. ... канд. педагог. наук. Майкоп, 2005. 25 с.
257. Этнополитическая ситуация в Кабардино-Балкарии / сост. и отв. ред. И.Л. Бабич: в 2-х т. Т. 2. М.: ИЭА РАН, 1994. 313 с.
258. Юнусова К.А. Патриотическое воспитание молодежи средствами этноязыковой идентификации // Педагогика. 2007. № 10. С. 49-55.
259. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. М.: Наука, 1975. 250 с.
260. Ярлыкапов А.А. «Народный ислам» и мусульманская молодежь Центрального и Северо-Западного Кавказа // Этнографическое обозрение. 2006. № 2. С. 59-73.
261. Ярлыкапов А.А. Ислам на Кавказе и его влияние на конфликтность в регионе и России // Сравнительная политика. 2013. № 4. С. 133-152.
262. Ярлыкапов А.А. Исламские общины Северного Кавказа: идеология и практика // Азия и Африка сегодня. 2006. № 1. С. 44-49.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.