Этапы становления европейской экзистенциальной психологии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Баранникова, Дарья Александровна

  • Баранникова, Дарья Александровна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 151
Баранникова, Дарья Александровна. Этапы становления европейской экзистенциальной психологии: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Москва. 2006. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Баранникова, Дарья Александровна

Введение

Глава 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИ

1.1. Основные понятия европейского экзистенциализма. Религиозный экзистенциализм

1.2. Основные понятия феноменологии.

Представители феноменологического движения.

1.3. Психологическое разрешение экзистенциальной философии

Глава 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИКЛАДНОЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

2.1. Дазайн-анализ как одно из направлений прикладной экзистенциальной психологии

2.2. Анализ логотерапии как дополнения к психотерапии

2.3. Европейский экзистенцанализ и его исторический смысл

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ

3.1. Российская экзистенциальная философия

3.2. Основные направления западной прикладной экзистенциальной психологии в России

3.3. Представители российской экзистенциальной практической психологии

ВЫВОДЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этапы становления европейской экзистенциальной психологии»

Актуальность исследования. В настоящее время в современной психологии наблюдаются две основные тенденции: сближение гуманитарных и естественных наук и стремление к выработке интегративного знания. Это особенно наглядно представлено в истории становления европейского экзистенциализма, прошедшего путь от философского знания до его конкретно психологического применения.

В современном понимании существует традиционная, академическая, психология человека детерминированного и, призванная служить ей дополнением, психология человека недетерминированного, экзистенциальная.

Российские психологи рассматривают экзистенциальные проблемы с позиций интегративного гуманистического подхода. При помощи диалектической логики они работают с экзистенциальными содержаниями, опираясь при этом не только на европейские традиции, но и на достижения российской экзистенциальной философии.

Интерес к экзистенциализму в России привел к попыткам установления корреляций между экзистенциальными понятиями, понятиями отечественной психологии и клинической медицины. Сегодня экзистенциальный подход используется в решении широкого круга психологических проблем (семейные проблемы, детская психология, посттравматическое стрессовое расстройство, личностные нарушения и многие другие). Интеграция экзистенциальной психологии в отечественную говорит об открываемых ею методологических и методических возможностях.

Экзистенциальная психология вобрала в себя основные направления гуманистической психологии XX го века. К концу XX го и в начале XXI го века она достигла высокой степени проработанности как в теоретическом, так и в прикладном аспектах, получила широкое распространение во всём мире, что определяет возможность анализа развития направления. Экзистенциальная психология раскрывает противоречие, обусловленное применением научного подхода к субъективности человеческого бытия. Анализ этапов становления европейской экзистенциальной психологии и разрешения этого противоречия в экзистенциализме является актуальной задачей исследования.

Методологической основой исследования являются принципы категориального анализа, введенного М. Блоком и разработанного М. Г. Ярошевским: учет социально-исторических условий появления и развития данной научной школы, изучение идеогенеза, когнитивного стиля и оппонентного круга и анализ состояния психологической науки в определенный исторический период.

Объект исследования - европейская экзистенциальная психология. Предмет исследования - история становления европейской экзистенциальной психологии.

Цель исследования - выявить основные этапы становления европейской экзистенциальной психологии. Задачи исследования:

1. Проанализировать основные направления европейской экзистенциальной психологии;

2. Выявить основные этапы становления экзистенциальной психологии;

3. Провести сравнительный анализ западной и отечественной экзистенциальной философии.

Научная новизна работы и ее теоретическое значение обусловлены описанием истории становления европейской экзистенциальной психологии. Впервые выделены ее этапы и дан анализ современного состояния экзистенциальной психологии. Теоретическая значимость работы определяется отражающимися в ней актуальными методологическими тенденциями современной психологической науки: интеграцией гуманистического и естественнонаучного знания и выработкой единого научного понятийного аппарата.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретическая проработка экзистенциальной психологии облегчает ее сближение с научно-практической и экспериментальной сферой. Она также обусловлена универсальностью экзистенциальных, духовных феноменов при решении психологических проблем. Их понимание имеет большое значение для работы в области семейной, медицинской психологии, психологии труда, психологии развития и многих других отраслях психологии.

Методы исследования: историко-генетический, историко-функциональный, категориальный анализ, метод систематизации психологических высказываний.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась методологическими позициями, целостным подходом к исследованию проблемы, применением методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам.

Положения, выносимые на защиту: 1. История идеогенеза европейской экзистенциальной психологии заключала в себе следующие этапы ее становления:

• общеметодологический этап заключался в том, что на нем была выдвинута идея об индивидуальном человеческом бытии и этической сфере личности, как основе философского знания.

• феноменологический этап означил появление феноменологии, ставшей методом экзистенциальной философии и психологии. В основу феноменологии легла идея о необходимости объединения научного познания и индивидуального человеческого опыта.

• психологоонтологический этап был связан с созданием экзистенциально-психологической теории (Dasein-анализ), основной категорией которой являлась категория опыта. Основным понятием Dasein-анализа стало понятие миропроекта.

• психологоантропологическии этап был связан с появлением логотерапии, основанной на идее саморегуляции личности, при помощи ее духовной сферы и опираясь на находимые в окружающем мире личностные смыслы; а также с формированием двух первых экзистенциальных психотерапевтических методов (дерефлексия и парадоксальная интенция).

• практикоориентыровапный этап европейской экзистенциальной психологии заключался в создании теории Персоны (свободное внутреннее начало в человеке, не поддающееся научному описанию), ответственной за аутентичный диалог между внутренним и внешним миром личности. Теория Персоны послужила основой для экзистенцаналитической психотерапии, обладающей обширным арсеналом психотерапевтических методов.

2. Экзистенциализм на уровне философского знания содержал в себе тенденции развития в научно-психологическую теорию и затем в психотерапию.

3. Становление экзистенциальной психологии на ее основных этапах заключалось в своеобразном решении противоречия между субъектом и объектом исследования в научном толковании человеческого бытия.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации использовались при чтении лекций в Московском педагогическом государственном университете, в докладах на аспирантском объединении и на заседаниях кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Объем и структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, состоящей из 235 источников, из них 30 на иностранном языке, объем текста составляет 151 страницу машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Баранникова, Дарья Александровна

Выводы

В результате исследования были выявлены этапы становления экзистенциальной психологии, отражающие формирование феноменологии. Феноменология явилась методом научного познания экзистенциальной психологии. Ее проблематика заключалась в попытке объединения субъекта и объекта исследования в подходе к человеческому бытию (под объединением субъекта и объекта исследования мы понимаем объединение познающего и познаваемого); идеогенез становления европейской экзистенциальной психологии отражает эволюцию представлений об индивидуальном человеческом существовании и способах его толкования. Своеобразие этапов в том, что предыдущие этапы по мере появления последующих не пропадали, а продолжали свое существование во времени: 1. Общеметодологический этап заключался в том, что на фундаментальном уровне была выдвинута идея об индивидуальном человеческом бытии и его этическом измерении, как основе философского знания. Она нашла отражение в понятии существующего мыслителя, которое противопоставлялось созданному Г.В.Ф. Гегелем понятию абстрактного мыслителя. Суть первого понятия заключалась в том, чтобы поставить мышление на службу собственному существованию и, тем самым, объединить познающего и познаваемое в процессе познания, суть второго, напротив, в отречении от всякой индивидуальной конкретности ради объективной логики. В результате возникновения понятия абстрактного мыслителя появилось представление о личности, как о вовлеченной в саморазвивающуюся логику истории. Идея, заложенная в понятии существующего мыслителя, дала основание для представления о личности, как об абсолюте, имеющем цель и задачу в самом себе, что в свою очередь создало почву для понимания каждый раз заново приходящей в этот мир личности, как обладающей неизменными экзистенциальными характеристиками. Это раскрывалось в понятии повторения. Все вышеперечисленные идеи и понятия экзистенциальной философии были созданы основателем экзистенциализма С. Кьеркегором.

2. Феноменологический этап означил формирование феноменологии, ставшей методом экзистенциальной философии, а затем психологии. В основу феноменологии легла идея о необходимости объединения научного познания и индивидуального человеческого опыта. Важнейшим интересом феноменологии стали способы представленности объектов в сознании. Ими ограничился круг исследуемой феноменологией реальности. Э. Гуссерль - основатель феноменологии, определил её как науку о предметах, как они даны в опыте. Единство познающего и познаваемого отразилось в феноменологическом термине интенциональность, означающем свойство сознания всегда быть направленным на объект, а также в термине феноменологическая редукция, которая призвана направить мышление на выявление сущностных структур сознания и оградить его от того, что не феномен: от необоснованных абстракций (в том числе от научного теоретического мышления) предрассудков повседневной действительности и т.д. Последователи Э. Гуссерля являлись также его оппонентским кругом. Например, М. Хайдеггер и М. Шелер протестовали против сосредоточенности гуссерлевской феноменологии исключительно на проблемах сознания. У М. Шелера феноменология была направлена на человека и находимые им ценности, у М. Хайдеггера - на категорию бытия. Феноменологическая онтология ( наука о бытии) М. Хайдеггера положила начало онтологическому направлению экзистенциальной психологии, к которому относится Dasein-анализ JI. Бинсвангера, а философия М. Шелера - антропологическому, к которому относится логотерапия В. Франкла и экзистенцанализ А. Лэнгле.

3. Психологоонтологнческий этап становления европейской экзистенциальной психологии был связан с появлением Dasein-анализа, основанного на хайдеггеровской феноменологической онтологии и идее о том, что нормальное или отклоняющееся психическое функционирование зависит от уникальных способов организации субъективного опыта. Так, создатель данной экзистенциально-психологической теории J1. Бинсвангер сделал опыт основной категорией Dasein-анализа. Основным понятием Dasein-анализа стало понятие миропроекта. Оно формировалось в рамках феноменологической категории интенциональности. Понятие миропроект означает смысловую матрицу возможного опыта индивида. В случаях сужения смыслового контекста нарастает единообразие опыта и возникают психические отклонения. Суженность горизонта опыта, его несоответствие реальности (фактичности на феноменологическом языке) обозначается в Dasein-анализе понятием заброшенности.

4. Психологоантропологическнй этап был связан с философской антропологией и привел к возникновению логотерапии. В основу логотерапии легло шелеровское понимание ценностей и идея их реализации в субъективном опыте путём выбора и осуществления возможностей; а также идея М. Шелера о трёхмерности человека, его понятие Персоны (свободного в личности) и ноэтической (духовной) сферы, при помощи которых личность осуществляет свободный выбор, «волю к смыслу» и саморегуляцию. Саморегуляция по В. Франклу (создателю логотерапии) основана на двух экзистенциальных характеристиках личности: самотрансценденции и самодистанцировании. Первая выражается в постоянном выходе человека за пределы самого себя, в направленности его на что-то вне его. Вторая - в возможности человека подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. На самотрансценденцию и самодистанцирование опираются два первых экзистенциальных психотерапевтических метода: дерефлексия и парадоксальная интенция. Ценности, экзистенциальные характеристики, «воля к смыслу», которую В. Франкл считал основной движущей силой личности, - всё это принадлежит к ноэтической (духовной) сфере, которая ответственна за специфически человеческие характеристики интенциональности. Тогда как в Dasein-анализе личность оставалась несвободной от психофизического, ноэтическое измерение в логотерапии представляло собой тот духовный резерв в человеке, который ставил его над организмом и психикой.

5. Практикоориентированный этап заключался в создании современного экзистенциального анализа и появлении теории Персоны (свободное внутреннее начало в человеке, не поддающееся научному описанию). Так как ценности и смысл означали лишь представленность мира в личности, в основу теории Персоны легла идея человека, как диалогического существа, и об ответственности Персоны за диалогический обмен между внутренним и внешним миром. От диалога (по мнению Лэнгле А., создателя современного экзистенциального анализа) зависит осуществление экзистенции. Понятие Персоны в психотерапевтическом отношении явилось воплощением феноменологического тезиса о непознаваемости сущности экзистенции. Ограниченность научного познания в вопросе о человеческом бытии была окончательно признана. При такой научной позиции главное в этом познании переносится на конкретный психотерапевтический случай, что послужило толчком для разработки новых психотерапевтических методик и создания экзистенциальной психотерапии.

Выше перечисленные этапы отражают специфику экзистенциализма, которая заключалась в том, что еще на общеметодологическом уровне объектом познания в нем стала конкретная человеческая ситуация. На феноменологическом этапе появился метод ее исследования, который впоследствии воплощался и совершенствовался в психологии и психотерапии. Так, понятие миропроекта в Dasein-анализе, хотя и было призвано отразить своеобразие индивидуального опыта, не могло дать антропологически полной картины человека, поскольку не был еще определен тот ресурс, на котором основана духовная саморегуляция личности. Это произошло только на психологоантропологическом этапе, когда логотерапия сделала своим центральным понятием ноэтическую сферу личности. Но под саморегуляцией в логотерапии подразумевалось только то, каким образом личность обращается с данностями внешнего мира, поэтому основным понятием экзистенцанализа стало понятие Персоны, выступающей арбитром между внутренним и внешним миром личности.

Экзистенциализм, с самого начала обращенный к индивидуальному человеческому бытию и его этической сфере, формировался по мере приближения к антропологической реальности, что говорит с одной стороны о том, что экзистенциальная психология еще на фундаментальном уровне содержала в себе большие психотерапевтические возможности, а с другой - об объединении по мере этапов ее становления субъекта и объекта исследования в подходе к человеческому бытию.

В ходе исследования были выделены следующие черты российского христианского экзистенциализма (Шестов JI. И., Бердяев Н. А.), совпадающие с теми или иными западными экзистенциальными теориями: объединение субъекта и объекта познания; отрицание возможности логического познания экзистенциальных проблем личности; толкование проблем сущности и существования в христианском аспекте (Кьеркегор С.); отрицание идеи прогресса в истории и идеи устроения полного человеческого счастья на земле (Ясперс К.); утверждение приоритета личности над общественными нормами; необходимость экзистенциального общения «я» и «ты» для развития личности (Сартр Ж.-П., Бинсвангер JL, Франкл В., Лэнгле А.); необходимость трансцендирования в бесконечное, диалога с Богом и участия в судьбе Бога на земле для реализации личности (Кьеркегор С.). Отличительной чертой российского христианского экзистенциализма является его эсхатологичность.

Тогда как российский религиозный экзистенциализм не занимался разработкой представлений о связи конкретного человеческого существования с окружающим его миром (философия Шестова Л. И. и Бердяева Н. А. является экзистенциальной скорее по своему ценностному содержанию) М. М. Бахтин создал полноценную экзистенциальную теорию на основе категории «не-алиби-в-бытии», которой соответствует кьеркегоровская категория «Dasein», и философии поступка.

В современной России существует несколько направлений, связанных с экзистенциальными психотерапевтическими школами Европы. Наиболее разработанной психотерапевтической теорией, базирующейся на отечественном экзистенциальном философском наследии нам представляется дианализ В. Ю. Завьялова. На основе идей Н. А Бердяева, А. Ф. Лосева и М. М. Бахтина он создал оригинальный психотерапевтический метод, ядром которого стали принципы диалога и диалектической логики.

В результате анализа этапов становления экзистенциализма это направление философии и психологии предстает в своем развитии как формирование феноменологии, проблематика которой заключается в попытке объединить субъект и объект познания в подходе к человеческому бытию. Эта проблематика неизбежно ведет к ограничению экзистенциальной философии до философии человеческого бытия и, следом, к психологизации и созданию психотерапевтических школ. На уровне психотерапевтической практики такое объединение завершается созданием теории Персоны. В объединении субъекта и объекта исследования в подходе к человеческому бытию и в формировании теории Персоны нам видится исторический смысл экзистенциальной психологии на данном этапе ее развития.

Основная тенденция в развитии европейской экзистенциальной и отечественной психологии заключается в том, что фокус их взаимоотношений сместился с признания различий в понятиях к признанию общего в представлениях о человеке.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Баранникова, Дарья Александровна, 2006 год

1. Августин А. Исповедь. - Спб., 1999. - 397 с.

2. Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. М., 1994.-331 с.

3. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990. - 416 с.

4. Асмус В. Ф. Лев Шестов и Киркегард. Филос.Науки. №4. 1972. - с. 72 - 80.

5. Асмус В. Ф. Экзистенциальная философия: её замыслы и результаты (Лев Шестов как её адепт и критик). Человек и его бытие как проблема современной философии. М., 1978. - 327 с.

6. Баранников А. С. От эклектицизма к принципам творческой интеграции. - Вопросы ментальной медицины и экологии. - Т.7, №1.- Москва-Павлодар, 2001. с. 50 - 55.

7. Баранников А.С. Феномен «экзистенциально нового» гносеологически-онтологическая проблема психотерапии. -Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия.- Ростов-на-Дону, 2004. с. 105 - 123.

8. Бахтин М. М. К философии поступка. Философия и социология науки. М., 1986. - с. 35 - 67.

9. Бахтин М. М Проблемы творчества Достоевского. Киев, 1994. -318 с.

10. Бахтин М. М Работы двадцатых годов. Киев, 1994. - 343 с.

11. Бахтин М. М. Собрание сочинений в семи томах. Т.5. М., 1997. -731 с.

12. Бахтин М. М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. М., 2000. - 625 с.

13. Бахтин и философская культура 20-го века (Проблемы бахтинологии): Материалы конференции. Спб., 1991. - 105 с.14

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.