Онтологическое и персоналистическое направления в экзистенциальной психологии: сравнительный анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Шумский, Владимир Борисович

  • Шумский, Владимир Борисович
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 173
Шумский, Владимир Борисович. Онтологическое и персоналистическое направления в экзистенциальной психологии: сравнительный анализ: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Москва. 2008. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Шумский, Владимир Борисович

Введение.

1. Философские основания экзистенциальной психологии и психотерапии.

1.1 Философия экзистенции - С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер,

Ж.-П. Сартр.

1.2 Персоналистическая традиция в философии.

1.3 Личность и экзистенция.

2. Теоретические концепции экзистенциальной психологии.

2.1 Предметная область экзистенциальной психологии.

2.2 Теоретические концепции онтологического направления.

2.3 Теоретические концепции персоналистического направления.

2.4 Взаимосвязь онтологической и персоналистической тематики в экзистенциальной психологии.

3. Методология практики экзистенциальной психотерапии.

3.1 Общие методологические принципы экзистенциальной психотерапии.

3.2 Методология психотерапии онтологического направления.

3.3 Методология психотерапии персоналистического направления.

3.4 Стадии становления методологии экзистенциальной психотерапии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Онтологическое и персоналистическое направления в экзистенциальной психологии: сравнительный анализ»

В начале XXI столетия экзистенциальная психология получает все более и более широкое распространение в России. Ситуация перехода от советской системы к западному пути развития вызвала у большинства людей огромные социальные и идеологические потрясения, связанные с лишением чувства принадлежности к могучему государству, потерей консолидирующей и возвышающей общественной идеи, девальвацией' нравственных ценностей и т.д. Круг внимания экзистенциальной психологии как раз и составляет проблематика человека, поставленного перед необходимостью самостоятельно, в смятении и сомнениях, определять свою идентичность и ценности, ради которых он живет. Развитие собственной индивидуальности становится одновременно и задачей, и способом справиться с новой социальной реальностью.

Общая ситуация в психологии, характеризующаяся движением от естественнонаучной парадигмы к. гуманитарной, от объясняющего подхода к понимающему, от изучения человека как изолированного объекта к рассмотрению неразрывной связи человека и мира также способствует развитию и распространению экзистенциальной психологии и стремлению к активному обмену идеями с ней со стороны других психологических направлений. Параллельно происходит рост популярности экзистенциальной психотерапии, которая за последние десятилетия получила качественное развитие от "дополнения («добавки») к другим психотерапевтическим направлениям до самостоятельной целостной психотерапевтической системы.

Экзистенциальная психология и психотерапия - явление неоднородное, в котором есть несколько направлений, развивающихся достаточно независимо друг от друга. Эти направления базируются на некоторых общих основания, но имеют также и значительные отличия как в плане своих теоретических представлений, так и в плане психотерапевтической практики. Вместе с тем в психологической литературе, отечественной и зарубежной, ощущается недостаток работ, в которых были бы систематизированы, с выделением общего и отличного, разные направления экзистенциальной психологии. Имеющиеся историко-психологические работы связаны либо с отдельным направлением экзистенциальной психологии (В. Бланкенбург, А.В. Лаврухин, Г.М. Кучинский, Я. Нидлмен, Е. Craig), либо ограничиваются описанием концепций нескольких авторов (Д.А. Баранникова, В.В. Летуновский, A. van Kaam, R. May, I. Yalom). Наиболее фундаментальной в данной сфере представляется вышедшая еще в 1985 г. работа A.M. Рут-ксвича «От Фрейда к Хайдеггеру. Критический очерк экзистенциального психоанализа». Следует отметить, что в указанных работах присутствует описание различных авторских подходов, но не содержится анализ детерминант развития экзистенциальной психологии как направления.

В отечественной философии и психологии тематика, относящаяся к области экзистенциальной психологии, представлена достаточно широко, однако не оформлена в единую систему. Следует особо выделить российских философов, активно развивавших идеи экзистенциальной онтологии и персонализма: М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, Л.П. Карсавина, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, Л.И. Шестова. Пионером привнесения идей экзистенциализма в отечественную психологию, с нашей точки зрения, является С.Л. Рубинштейн, итоговая работа которого «Человек и мир» (1976 г.) имеет ярко выраженную экзистенциальную направленность. Среди современных авторов следует отметить работы К.А. Абульхановой, раскрывающие принцип субъекта в психологии, деятельностно-смысловой подход Д.А. Леонтьева, психологию бытия В.В. Знакова, постмодернистские экзистенциальные эссе А.И. Сосланда. Отказ от философии марксизма-как базиса отечественной психологии ознаменовался мощным развитием персоналистической тематики в работах таких ведущих отечественных психологов, как Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.П. Зинченко, А.Б. Орлов, В.А. Петровский, Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадриков. Популяризации экзистенциальной психотерапии способствуют работы С.Л. Братченко, В.В. Летуновского, Е.С. Мазур. И.Н. Семенов и Г.И. Давыдова предложили оригинальную модель экзистенциально-рефлексивной психотерапии. Можно предположить, что отечественная психология стоит перед задачей создания собственной версии экзистенциальной психологии. Решению такой задачи может способствовать анализ зарубежной экзистенциальной психологии и психотерапии, который представлен в настоящей диссертационной работе.

Таким образом, актуальность выбранной темы с точки зрения истории психологии определяется необходимостью диахронической и системно-структурной реконструкции экзистенциальной психологии как одного из ведущих направлений современной психологии. Актуальность работы с точки зрения самой экзистенциальной психологии связана с необходимостью внутреннего упорядочивания разных авторских подходов и выявления детерминант развития как теоретических моделей, так и методического обеспечения психотерапевтической практики. В работе также разрабатывается проблематика психологии личности, связанная с вычленением в экзистенциальной психологии персоналистического направления и анализом этого направления.

Объектом исследования выступают труды представителей различных направлений западноевропейской и североамериканской экзистенциальной психологии:

• Dasein-анализа (JI. Бинсвангер, М. Босс, Ж. Кондрау);

• американской экзистенциальной психологии (Р. Мэй, И. Ялом, Дж. Бьюдженталь, С. Мадди);

• третьей венской школы психотерапии (экзистенциальный анализ и лого-терапия - В. Франкл, А. Лэнгле);

• британской экзистенциальной психологии и психотерапии (Р. Лэйнг, Э. Спинелли, Э. ван Дорцен);

• итальянского экзистенциального анализа (А. Меркурио).

Предмет исследования - представленные в авторских текстах теоретические концепции экзистенциальной психологии и методология практики экзистенциальной психотерапии.

Цель исследования - выявление существенных дифференциаций и конкретизации, которые происходят в предметной области экзистенциальной психологии и объяснение их влияния на развитие психологических теорий и психотерапевтической практики.

Задачи исследования:

Деконструкция и последующая реконструкция философских оснований экзистенциальной психологии и психотерапии.

Сравнительное рассмотрении различных направлений экзистенциальной психологии на уровне:

• философского базиса;

• теоретико-психологических концепций;

• методического обеспечения психотерапевтической практики.

Методы исследования: тематический анализ, категориальный анализ, содержательно-хронологический и сравнительно-сопоставительный анализ.

Методологическую основу исследования составили принципы историко-психологического анализа, общий подход к пониманию и интерпретации текстов (Ю.М. Лотман, Е.Б. Старовойтенко), феноменологическая герменевтика (Г.Г. Шпет, М. Хайдеггер, П. Рикер, Х.-Г. Гадамер); методология исследования связана с комплексным подходом: работой на пересечении философии, истории психологии, психологии личности и психотерапии.

Научная новизна исследования. В отличие от традиционных представлений о том, что экзистенциальная психология занимается исключительно онтологической проблематикой, в настоящей диссертации показано, что в предметную область экзистенциальной психологии входит также и проблематика личности. Введено понятие «персоналистическое направление в экзистенциальной психологии и психотерапии». Впервые показано, как в современной экзистенциальной психологии соединяются «бытийный» и «личностный» подходы к пониманию человека.'

Теоретическая значимость исследования. Проведена предметно-методологическая дифференциация онтологической и персоналистической проблема-тик в экзистенциальной психологии. Раскрыта содержательная связь ведущих концепций экзистенциальной психологии и психотерапии с онтологической и персоналистической тематикой. Предложено объяснение генезиса методического обеспечения экзистенциальной психотерапии.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах по истории психологии, психологии личности, экзистенциальной психологии. Значение исследования для практики связано также с уточнением оснований методического обеспечения экзистенциальной психотерапии. Это может способствовать совершенствованию процесса подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов, обеспечивая его материалом для рефлексивного овладения теоретико-методологическим базисом, на котором основаны конкретные способы практической работы с пациентами.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В экзистенциальной психологии и психотерапии можно выделить два направления - онтологическое и персоналистическое - в соответствии с разной исходной теоретической установкой. Исходная установка онтологического направления — экзистенция (существование) предшествует эссенции (сущности); исходная установка персона-листического направления - эссенция предшествует экзистенции.

2. Персоналистическое направление в качестве философского базиса имеет не только философию экзистенции, но, главным образом, персоналистическую философскую традицию христианской культуры,

3. Психологические концепции онтологического и персоналистического направлений дополняют друг друга. Первые концентрируются в основном на экспликации структуры экзистенции, вторые — на описании процессов достижения экзистенции.

4. Персоналистическое направление внесло решающий вклад в становление экзистенциальной психотерапии. Разработка специфических для экзистенциальной психотерапии методов диагностики и коррекции психических нарушений оказалась возможной благодаря модели внутренних процессов поэтапного приближения к экзистенции.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Шумский, Владимир Борисович

Заключение

Подводя итоги проведенного исследования, мы можем сказать, что его основная цель достигнута — выявлены дифференциации, происходящие в предметной области экзистенциальной психологии, предложено объяснение их влияния на теоретические модели и методологию экзистенциальной психотерапии. Впервые выполнено систематическое рассмотрение всех ведущих зарубежных авторских концепций экзистенциальной психологии: проведен последовательный анализ их философских оснований, теоретико-психологических моделей и подходов к психотерапевтической практике.

Результаты проведенного исследования могут быть обобщены в следующих выводах:

1. В основе теоретических концепций экзистенциальной психологии и методологии практики экзистенциальной психотерапии лежат две исходные философские позиции по вопросу соотношения эссенции (сущности) и экзистенции (существования) у человека: экзистенция первична по отношению к эссенции: сущность есть предикат существования (К. Ясперс, М. Хайдеггер); существование предшествует ь сущности (Ж.-П. Сартр); эссенция первична по отношению к экзистенции: личность как духовная индивидуальность представляет собой сущность человека и является внутренней антропологической основой экзистенции; личность первична по отношению к экзистенции, которая есть следствие актуализации личностного начала (персоналистическая философская традиция).

2. В соответствии с исходной философской позицией в экзистенциальной психологии и психотерапии выделяются два направления - онтологическое и персоналистическое.

3. Онтологическое направление опирается на работы философов экзистенции С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра.

В религиозном, а затем и философском распространении персоналистической традиции определяющую роль сыграли тринитарные и христологические дискуссии Никейского (325 г.) и Халкидонского (451 г.) Вселенских соборов. В XX веке наибольший вклад в философское развитие персоналистической традиции, оказавший непосредственное влияние на экзистенциальную психологию, внесли философы-персоналисты Э. Мунье, Ж. Маритен, философы экзистенции Н.А. Бердяев, М. Бубер, Г. Марсель, создатель оригинальной философской антропологии М. Шелер.

4. В предметной области экзистенциальной психологии выделяются две части:

- онтологическое направление занимается описанием человеческого бытия как возвышающегося над природной и социальной детерминацией;

- персоналистическое направление занимается рассмотрением того, каким образом происходит актуализация человеческой личности, так что человек оказывается способным быть автономным самодетерминируемым субъектом собственной жизни.

5. К онтологическому направлению экзистенциальной психологии и психотерапии относится Dasein-анализ - JL Бинсвангер, М. Босс и их последователи, современная английская школа экзистенциального анализа - Э. ван Дорцен, Э. Спинелли, североамериканская ветвь экзистенциальной психологии - Р. Мэй (после 1958 г.), И. Ялом, С. Мадди, Дж. Бьюдженталь.

К персоналистическому направлению экзистенциальной психологии и психотерапии относятся ранние работы Р. Мэя, творчество Р. Лэйнга, итальянский экзистенциальный анализ (А. Меркурио), «третья венская школа психотерапии» (В. Франкл, А. Лэнгле), а также работы Р. Лэйнга.

6. Психологические концепции онтологического направления представляют-собой главным образом адаптацию онтологических философских положений к оптическому уровню бытия конкретного человека. Психологические концепции персоналистического направления представляют собой оригинальные психологические модели внутренних процессов поэтапной актуализации личности.

Онтологическое направление рассматривает экзистенцию как нечто сложившееся, а персоналистическое — условия ее становления. В персоналистическом направлении обосновано понимание развития в зрелом возрасте как развития способности человека проживать свое личностное начало. Это развитие индуцируется в межличностных отношениях, однако решающая роль в актуализации личности принадлежит внутренней деятельности самого человека.

7. Психологические концепции онтологического и персоналистического направлений, с разных точек зрения рассматривая общую предметную область, дополняют друг друга. Такое дополнение, позволяющее рассматривать человека в единстве существования и сущности, бытия и становления, обеспечивает целостность экзистенциальной психологии.

8. Персоналистическое направление внесло решающий вклад в становление экзистенциальной терапии. Это произошло в результате разработки оснований для диагностики и дифференцированного подхода к пациентам с различными типами нарушений, а также обеспечения психотерапевтической практики арсеналом оригинальных методов и специфических техник. Дифференцированный взгляд на психопатологию оказался возможным благодаря модели поэтапного приближения к экзистенции как последовательной реализации четырех экзистенциальных мотиваций (А. Лэнгле) вместо характерной для онтологического направления дихотомии подлинность-неподлинность. Посредством модели, подразделяющей нематериальное в человеке на психическое и духовное и противопоставления духовной личности психофизическому организму были разработаны оригинальные методы психотерапии (В. Франкл, А. Лэнгле).

9. В развитии методологии практики экзистенциальной психотерапии прослеживаются следующие стадии (последующая стадия включает в себя предыдущие): экзистенциальная терапия как философский праксис; экзистенциальная терапия как развитие диалога с внешним миром; экзистенциальная терапия как развитие диалога с самим собой.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Шумский, Владимир Борисович, 2008 год

1. Аббанъяпо Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм. СПб.: Алетейя, 1998.

2. Абулъханова К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

3. Абулъханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т.2, №4, 2005, с. 3-21.

4. Августин А. Исповедь. СПб.: Азбука, 1999.

5. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

6. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2002.

7. Асмолов А.Г., Леонтьев Д.А. Личность. // Новая философская энциклопедия в 4-х т. Т.2 М.: Мысль, 2001, с. 401^104.

8. Бандуровский К.В. Личность. // Новая философская энциклопедия в 4-х т. Т.2 М.: Мысль, 2001, с. 400-401.

9. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963.

10. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. // Бердяев Н.А. Опыт парадоксальной этики. М.: ООО «Издательство ACT», 2003, с. 423-696.

11. Бинсвангер JI. Феноменология и психопатология. // Логос, 1992, №3, с. 125135.

12. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. М.: Рефл-Бук, 1999.

13. Бинсвангер Л. Экзистенциально-аналитическая школа мысли. // Экзистенциальная психология. Экзистенция. / Ред. Р.Мэй. М.: ЭКСМО, 2001а, с.308-332.

14. Бинсвангер Л. Случай Эллен Вест. Антрополого-клиническое исследование. // Экзистенциальная психология. Экзистенция. / Ред. Р.Мэй. М.: ЭКСМО, 20016, с. 361-511.

15. Бланкенбург В. Экзистенциальный анализ. // Энциклопедия глубинной психологии. / Ред. А.М.Боковиков, т.4, М.: Когито-Центр, 2004, с. 429-453.

16. Больное О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб.: Лань, 1999.

17. Босс М. Влияние Мартина Хайдеггера на возникновение альтернативной психиатрии. // Логос, 1994, №5, с. 88-100.

18. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии. // Психология личности. Сборник статей. / Сост. А.Б.Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2001, с. 177-192.

19. Братченко C.JI. Экзистенциальная психология глубинного общения. М.: Смысл, 2001.

20. Бубер М. Два образа веры. М.: ACT, 1999.

21. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым: диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии. М.: Класс, 1998а.

22. Бьюдженталь Дж. Предательство человечности: миссия психотерапии по восстановлению нашей утраченной идентичности. / Эволюция психотерапии в 3-х т. М.: Класс, 19986, т.З, с. 180-207.

23. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001.

24. Вальверде К. Философская антропология. М.: Аматека, 2000.

25. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ, 2003.

26. Вульф Д. Все что вы хотели знать о Хайдеггере, но боялись спросить у вашего терапевта. // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. №1 (1), 2002, с. 81-90.

27. Дорцен Э. ван Вызов подлинности по Хайдеггеру. // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. №1 (8), 2006, с. 20-30.

28. Дорцен Э. ван Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия. Ростов-на-Дону: Ассоциация экзистенциального консультирования, 2007.

29. Дильтей В. Описательная психология. СПб.: Алетейя, 1966.

30. Джиорджи А. Экзистенциализм. // Психологическая энциклопедия. Ред. Корсини Р., Ауэрбах А., СПб.: Питер, 2003, с.ЮОЗ.

31. Зинченко В.П. Мысль и Слово Густава Шпета. М.: Издательство УРАО, 2000.

32. Зинченко В.П. Психология доверия. Самара, 2001.

33. Знаков В. В. Экзистенциальная психология или психология человеческого бытия? // 1-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений. М.: Смысл, 2001, с. 13-18.

34. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990.

35. Камю А. Миф о Сизифе. / Камю А. Изнанка и лицо. М.: Эксмо-Пресс, 1998.

36. Кант И. Критика практического разума. Собр. Соч. в 4т., Т.З. М.: Наука, 1997.

37. Карташев А.В. Вселенские соборы. М.: Республика, 1994.

38. Коплстон Ф. История философии. XX век. М.: ЗАО Центрполиграф, 2002.

39. Кочюнас Р. Экзистенциальная терапия в группах. // Московский психотерапевтический журнал №2,2002, с. 139-161.

40. Кочюнас Р. Контуры экзистенциальной терапии. // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. №2 (11), 2007, с. 42-59.

41. Къеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.

42. Къеркегор С. Наслаждение и долг. Ростов н/Д: Феникс, 1998.

43. Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. СПб.: Высшая >ре-лигиозно-философская школа, 1998.

44. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

45. Леонтьев ДА. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997.

46. Леонтьев ДА. Личность: человек в мире и мир в человеке. // Психология личности. Сборник статей. / Сост. А.Б.Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2001а, с.151-161.

47. Леонтьев ДА. О предмете экзистенциальной психологии. // 1-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. Материалы сообщений. М.: Смысл, 20016, с. 3-6.

48. Леонтьев ДА. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им.Ломоносова. Вып.1 / ред. Б.С.Братусь, Д.А.Леонтьев. М.: Смысл, 2002, с. 56-65.

49. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика. М.: Смысл, 2007.

50. Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ в психологии. Дисс. канд. психология. наук, М., 2003.

51. Летуновский В.В. Опыт экзистенциального праксиса. // 2-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. Материалы сообщений. М.: Смысл, 2004, с. 167-169.

52. Личность: определение и описание // Вопросы психологии, 1992, №3-4, с. 34-42.

53. Лифинцева Т.П. Диалог как структура бытия в религиозном экзистенциализме М.Бубера. // История философии, №1, 1997, с.

54. Лэйнг Р.Д. Расколотое «Я». СПб.: «Белый кролик», 1995.

55. Лэйнг Р.Д Феноменология переживания. Райская птичка. О важном. Львов: Инициатива, 2005.

56. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ найти согласие с жизнью // Московский психотерапевтический журнал, № 1, 2001, с. 5-23.

57. Лэнгле А. Значение самопознания в экзистенциальном анализе и логотера-пии: сравнение подходов // Московский психотерапевтический журнал, № 4, 2002, с. 150-168.

58. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. М.: Генезис, 2003.

59. Лэнгле А. Терапевтический случай нахождения собственного Я. Применение метода персонального экзистенциального анализа. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т.2, №2,2005а, с. 81-98.

60. Лэнгле A. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. М.: Генезис, 20056.

61. Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. М.: Генезис, 2006.

62. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция. Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007.

63. Лэнгле А., Зайцев С.Н., Шумский В.Б. Экзистенциальный анализ в практике телефонного психологического консультирования. // Психология. Журнал Высшей школы экономики, т.2, №2,2005, с.99-109.

64. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб.: Речь, 2002.

65. Мадди С. Случай из З.Ф.: виктимизация Доры. // Московский психотерапевтический журнал, №2,2003, с. 138-149.

66. Маечек С. З.Фрейд и М.Босс. // Dasein-анализ в философии и психологии. Минск: Издательство Европейского гуманитарного университета, 2001, с.170-184.

67. Мазур Е. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия в России: история и перспективы развития. // Экзистенциально-гуманистический подход в психотерапии. / Ред. Е.С.Мазур, М.: Смысл, 2003, с. 4-18.

68. МаритенЖ. Философ в мире. М.: Высшая школа, 1994.

69. Марк Аврелий. К себе самому. М.: Алетейа, 1998.

70. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1995.

71. Марсель Г. Опыт конкретной философии. М.: Республика, 2004.

72. Мартин Бубер Карл Роджерс: диалог. // Московский психотерапевтический журнал №4, 1994, с. 67-96.

73. Меркурио А. Экзистенциальная антропология и персоналистическая метап-сихология. М.: Гениус, 2006.

74. Мунье Э. Что такое персонализм? М.: Издательство гуманитарной литературы, 1994.

75. Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999.

76. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Независимая фирма «Класс», 1994.

77. Мэй Р. Любовь и воля. М.: «Рефл-бук», 1997.

78. Мэй Р. Смысл тревоги. М.: Независимая фирма «Класс», 2001а.

79. Мэй Р. Происхождение экзистенциальной психологии. // Экзистенциальная психология. Экзистенция. / Ред. Р.Мэй. М.: ЭКСМО, 20016, с. 9-41.

80. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии. // Экзистенциальная психология. Экзистенция. / Ред. Р. Мэй. М.: ЭКСМО, 2001с, с. 141-200.

81. Мэй Р. Открытие Бытия. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004.

82. МэйсонДэю. Трактат о самопознании. СПб.: Тропа Троянова, 2004.

83. Никифоров О.В. Хайдеггер на «повороте»: основные понятия метафизики. // Логос, №8,1996, с. 78-91.

84. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. М.: Смысл, 2002.

85. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

86. Орлов А.Б., Шумский В.Б. Ноэтическое измерение человека: вклад Виктора Франкла в психологию и психотерапию. // Психология. Журнал Высшей школы экономики, т.2, №2,2005, с. 65-80.

87. Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. СПб.: Питер, 2003.

88. Платон. Собрание сочинений в 4-х т. T.l. М.: Мысль, 1990.

89. Психология личности. Сборник статей. / Сост. А.Б.Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2001.

90. Прохазка Дж., Норкросс Дж. Системы психотерапии. СПб.: Прайм -Еврознак, 2005.

91. П. Тиллих и К. Роджерс: диалог. // Московский психотерапевтический журнал №2, 1994, с. 133-150.

92. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.

93. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

94. Роджерс К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии. // Психологическое консультирование и психотерапия. Сборник статей. / Сост. А.Б.Орлов М.: ООО «Вопросы психологии», 2004, с.154-165.

95. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств. // Психологическое консультирование и психотерапия. Сборник статей. / Сост. А.Б.Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2004, с.65-74.

96. Розин В.М. Личность и ее изучение. М.: Едиториал УРСС, 2004.

97. Рубинштейн C.JI. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997.

98. Рубинштейн C.JI. Теоретические вопросы психологии и проблема личности. // Психология личности. Сборник статей. / Сост. А.Б.Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2001, с. 5-13.

99. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.

100. Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру. Критический очерк экзистенциального психоанализа. М.: Политиздат, 1985.

101. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм. // Сумерки богов. Сборник. / Сост. А.А.Яковлев. М.: Политиздат, 1989, с. 319-344.

102. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2002.

103. Сартр Ж.-П. Трансцендентность Эго. Набросок феноменологического описания. // Логос, №2, 2003, с. 86-121.

104. Сартр Ж.-П. Бодлер. М.: Едиториал УРСС, 2004.

105. Спинелли Э. Экзистенциальная терапия. // Муллан Б. Психотерапевты о психотерапии. М.: Независимая фирма «Класс», 1999, с. 182-207.

106. Ставцева О. И. «Экзистенция» в философии С.Кьеркегора и М.Хайдеггера. Дисс. канд. филос. наук. СПб., 1998. ?

107. Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. М.: Академический проект, 2007.

108. ТиллихП. Избранное: Теология культуры. М.: Юрист, 1995.

109. ТиллихП. Систематическое богословие. СПб.: Алетейя, 1998.

110. Типсина А.Н. Немецкий экзистенциализм и религия. Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1990.

111. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1998.

112. Философский словарь. / ред. И.Т.Фролов. М.: Республика, 2001.

113. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

114. Франкл В. Воля к смыслу. М.: ЭКСМО, 2000а.

115. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб.: Речь, 20006.

116. Франкл В. Теория и терапия неврозов. СПб.: Речь, 2001.

117. Франкл В. Десять тезисов о личности. // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. №2 (7), 2005, с. 4-13.

118. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, эксперименты, упражнения. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.

119. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.

120. Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. Десять докладов, прочитанных в Касселе. // Два текста о Вильгельме Дильтее. (Г.Шпет, М.Хайдеггер). М.: Гнозис, 1995, с. 137-183.

121. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001.

122. Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков: Фолио, 2003.

123. Холл К, ЛиндсейГ. Теории личности. М.: КСП+, 1997.

124. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер Пресс, 1997.

125. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М: Логос, 2003.

126. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Логос, 2006.

127. Шелер М. Положение человека в космосе. // Проблема человека в западной философии. Сборник статей. / Сост. П.С.Гуревич. М.: Прогресс, :1988, с. 31-95.

128. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.

129. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб.: Наука, 1999.

130. Щитцова Т.В. Memento nasci: сообщество и генеративный опыт. Штудии по экзистенциальной антропологии. Вильнюс: ЕГУ, 2006.

131. Экзистенциальная психология. Экзистенция. / Ред. Р.Мэй. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

132. Экзистенциально-гуманистический подход в психотерапии. 10 лет в России. / Сборник статей. Ред. Е.С.Мазур. М.: Смысл, 2003.

133. Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. М.: Независимая фирма «Класс», 1997.

134. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

135. Ялом И. Психотерапевтические истории. М.: ЭКСМО, 2002.

136. Ялом И. Лжец на кушетке. М.: ЭКСМО, 2004.

137. Ялом И. Дар психотерапии. М.: ЭКСМО, 2005.

138. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М.: Политиздат, 1974.

139. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994а.

140. Ясперс К. Феноменологическое направление исследования в психопатологии. // Логос, №5, с. 25-41, 19946.

141. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997.

142. Ясперс К. Введение в философию. Минск: Изд-во ЕГУ «Пропилеи», 2000.

143. Binswanger L. Schizophrenie. Pfullingen: Neske, 1957.

144. Binswanger L. Grundformen und Erkenntnis menschlichen Daseins. Mtinchen: Reinhardt, 1964.

145. Bollnow O.F. Existenzphilosophie. 4 Aufl., Stuttgart: Kohlhammer, 1955.

146. Boss M. Psychoanalyse und Daseinsanalytik. Stuttgart, Bern: Huber, 1957.

147. Boss M. Existential foundations of medicine and psychology. New York: Jason Aronson, 1979.

148. Bugental J.F.T. What is distinctive about this existential-humanistic perspective on psychotherapy. // The Saybrook Perspective. Spring, 1995, p. 18-19.

149. Cohn H. Existential Thought and Therapeutic Practice: An Introduction to,Existential Psychotherapy. London: Sage, 1997.

150. Condrau G. A seminar on Daseinsanalytic psychotherapy. // Humanistic psychologist, №16, 1988, p. 101-129.

151. Condrau G. Daseinsanalysis as psychotherapy. // Proceedings of the 16th International Congress of Psychotherapy, Seoul, South Korea, 1994, p.341 -347.

152. Craig E. Daseinsanalysis: A Quest for Essentials. // Humanistic psychologist, №16, 1988, p. 1-21.

153. Deurzen E. van. Everyday Mysteries: Existential Dimensions of Psychotherapy. London: Routledge, 1996.

154. Deurzen E. van. Existential Counselling and Psychotherapy in Practice. London: Sage, 2002.

155. Fabry J. The Noetic Unconscious // The international forum for logo therapy. Journal of search for meaning. Vol. 2, № 2, 1979, p. 8-11.

156. Frankl V.E. Der unbewuBte Gott. Psychotherapie und Religion. Miinchen: Kosel, 1979.157.158.159160161.162,163,164,165,166,167,168,169,170,171,172,

157. Frankl V.E. Arztliche Seelsorge. Vienna: Deuticke, 1982.

158. Frankl V.E. Der leidende Mensch. Anthropologische Grundlagen der Psycho-therapie. Bern: Huber, 1984.

159. Frankl V.E. Das Leiden am sirrnlosen Leben. Psychotherapie fur heute. Freiburg: Herder-Taschenbuch, 1985.

160. Frankl V.E. On the meaning of love. // The international forum for logotherapy. Journal of search for meaning. Vol. 10, № 1, 1987, p. 5-8. Grawe K. GrundriB einer allgemeinen Psychotherapie. // Psychotherapeut, №40, s. 130-145,1995.

161. Maddi S.R. & Khoshaba D.M. Hardiness and mental health. // Journal of Personality Assessment, №63, 1994, pp. 265-274.

162. Maddi S.R. Creating meaning through making decisions. / P.T.P.Wong & P.S.Fry (Eds.) Handbook of personal meaning: theory, research and practice. Mahway, NJ: Lawrence Erlbaum, 1998, pp. 3-26.

163. Maddi S.R. The story of hardiness: Twenty years of theorizing, research and practice. // Consulting Psychology Journal, №54,2002, pp. 173-185.

164. Maddi S.R. The Role of Hardiness and Religiosity in Depression and Anger. // International Journal of Existential Psychology & Psychotherapy, Volume 1, Issue 1, July 2004, pp. 38-49.

165. May R. The Art of Counseling. New York: Abingdon-Cokesbury press, 1939.

166. May R. Man's Search for Himself. New York: W.W.Norton&company Inc., 1953.

167. May R. Dangers in the relation of existentialism to psychotherapy. // Review of Existential Psychology and Psychiatry, №3,1963, p. 5-10.

168. May R. Freedom and Destiny. New York: Norton, 1981.

169. May R. The Cry for Myth. New York: Norton, 1991.

170. May R. & Yalom I. Existential Therapy. / R.J.Corsini & D.Wedding (Eds.) Current psychotherapies. Itasca, IL.:F.E.Peacock, 1989, pp. 363-402.

171. Rogers C. A Way of Being. Boston: Houghton Mifflin, 1980.

172. Spinelli E. The Interpreted World: An Introduction to Phenomenological Psychology. London: Sage, 1989.

173. Spinelli E. Tales of Unknowing: Therapeutic Encounters from an Existential Perspective. London: Duckworth, 1997.

174. Spinelli E. Hell is Other People: A Sartrean View of Conflict Resolution. // International Journal of Existential Psychology & Psychotherapy, Volume 1, Issue 1, July 2004, pp. 56-65.

175. Spinelli E. A Response to Dr. Paul Wong's Editorial. // International Journal of Existential Psychology & Psychotherapy, Volume 1, Issue 1, July 2004, pp. 122123.

176. Stumm G., Wirth B. (Hrsg.) Psychotherapie: Shulen und Methoden. Wien: Falter, 2 Aufl., 1994.

177. Wong P. T. Existential Psychology for the 21st Century. // International Journal of Existential Psychology & Psychotherapy, Volume 1, Issue 1, July 2004, pp. 1-2.

178. Yalom I. The Gift of Therapy. New York: Harper Collins, 2002.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.