Эстетическое образование как освоение эстетической культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Назарова, Марина Григорьевна

  • Назарова, Марина Григорьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 169
Назарова, Марина Григорьевна. Эстетическое образование как освоение эстетической культуры: дис. кандидат философских наук: 09.00.04 - Эстетика. Москва. 2001. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Назарова, Марина Григорьевна

Введение.

Глава 1. "Образование" и "воспитание": становление и развитие понятий.

2.1. Диалектика образования и воспитания.

2.2. Специфика эстетического.

2.3. Эстетическое образование как механизм социокультурного наследования.

Глава П. Проблемы эстетического становления личности.

2.1. Эстетический опыт и эстетическая культура.

2.2. Эстетическое образование в системе эстетической культуры. Художественное образование.

2.3. Механизм эстетической коммуникации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетическое образование как освоение эстетической культуры»

Народы платились за неуважительность к красоте тем, что имели грубый или суровый характер"

Ф.Шиллер

Актуальность темы исследования.

Переживаемая современная действительность сложна, противоречива по своему характеру настолько, что разговор сегодня о человеке, образовании, воспитании кажется утратившим свою актуальность. Тем не менее, как бы не изменялась жизнь, проблема образования и воспитания всегда остаётся "вечной", ибо человек - носитель социального опыта, а не просто представитель вида живого, он - преобразователь мира, творец, занимающийся материально-духовной деятельностью, культурным созиданием жизни. Исторически выработанной формой передачи социокультурного опыта является образование и воспитание.

Во все времена остаётся задача быть Человеком, сохранить истинно человеческое лицо; меняются лишь её способы, методы. Так, сегодня на первый план выходит проблема выживания человека вообще, в условиях глобального экологического, политического, экономического, нравственного, национального и других кризисов, поэтому исследования обращаются прежде всего к вопросам экономики, материального обеспечения людей, нежели к проблемам образования, воспитания, высоких идеалов и целей человека. Однако решение проблем экономики связано с переменами в сфере образования и воспитания, потому что две эти сферы готовят человека творческого, "умеющего быстро приспосабливаться к любым изменениям, гибкого, способного работать больше, чем на одной профессиональной позиции; любознательного, пытливого, стремящегося оказать влияние на происходящее. В грядущем устройстве мира будут вознаграждаться прежде всего индивидуальность и предприимчивость, ориентированность на будущее".л

Одним словом, жизнь требует творческого человека, способного решать проблемы. Творческая личность - это человек, способный комбинировать элементы опыта, организовать его творческий созидательный потенциал и вырабатывать новые модели поведения. Через деятельность такого рода (творческую) и возможно созидание мира и самого себя, "своего" внутреннего и внешнего мира. Речь идёт об универсальном творчестве по законам красоты, по мере предметов и сообразно родовой мере человека.

Очевидно, сегодня важно говорить не только о количественном присутствии Человека на Земле, а о качественном состоянии человеческого обпхества. Среди многообразных качеств человека необходимы и такие, которые характеризует его как эстетического индивида, т.е. способного быть Человеком, стремящегося познать мир и строить свои отношения с ним на основе гармонии, согласия; реализовать свои сущностные силы в творческой деятельности. О поиске такого "эстетического индивида" свидетельствует вся история человечества. Возможно, эстетика и поможет разрешить в определенном плане острейшие проблемы современности.

Отечественная эстетика сегодня представляет собой сложную систему научных знаний. Глубоко разработаны почти все ветви её структурного образования: история, теория эстетики, методология, проблемы искусства, эстетического воспитания. Успешное развитие эстетической мысли, однако, натолкнулось на проблему разработки единой эстетической системы, имеющей внутренние связи, последовательность и единство между её теоретическими компонентами: концептуальными идеями, принципами, методами, категориями, понятиями, решениями, аргументацией, критериями проверки истинности и т.д.

Острота теоретических противоречий, непоследовательность, взаимоисключающие постановки и решения проблем особенно остро Толстых A.B. О новой социокультурной ситуации эстетического развития детей //Педагогика искусства в творческих поисках. - Москва-Самара,1996,С.6-7. проявляются в подходе к эстетическому воспитанию. Ошибочные исходные принципы и методология приводят к "повторению пройденного", слабо наращивается теоретический багаж при обилии эмпирических вариантов. Где корень проблемы? Что нужно современной теории эстетического воспитания? Возможно, устарел багаж человеческого знания, изменились социальные парадигмы или утрачена цель совершенствования социума и эстетический индивид перестал быть интересен? Такая постановка вопроса вызывает живой интерес современного исследования. Есть ли потребность современного общества в эстетическом индивиде, что он из себя представляет? Каковы пути достижения такого состояния в случае его необходимости?

Не только эстетика, но и педагогика не в меньшей мере обеспокоена проблемой человека, его будущего, что и нашло отражение в возникновении такой отрасли знания как философия образования.Л Мировую общественность сегодня волнует проблема новых ценностей образования. Цели личностно ориентированной педагогики требуют делать акцент на культурологическом, коммуникативном и субъективном содержании образования.л Встал вопрос о новом осмыслении практики образования в различных странах, извлечении положительного опыта цивилизации в области образования. Особый интерес у мировой общественности вызывает опыт гуманитарного образования, идеи гуманистического свободного воспитания. Не перестаёт интересовать педагогическую общественность проблема культурной среды образования и механизмы саморазвития личности.Л

Сегодня развивается новая педагогическая парадигма - концепция Педагогики Свободы, использующая в качестве ключевых понятий (так же как и концепция гуманистического воспитания) "образование", "обучение", "воспитание". Определяются цели, содержание и средства личностно

См.; Долженко О.В. Очерки по философии образования. - М.:Промо-Медиа, 1995. - 240с. л См.: Новые ценности образования - 2. М.: РГНФ-ИПИ, «Инноватор», 1995. - 103с. л Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. - М., 1991. - 175с.; Эстетическая среда и развитие культуры личности: Меж- вузовский сборник научных трудов. - М.: ИХО РАО, ЕГПИ, 1999. С.6-13. ориентированного образования, авторы концепции предлагают в качестве базового понятия "саморазвитие личности". Не возражая по поводу необходимости поиска новых педагогических концепций и новых ориентации, хотелось бы сослаться на то, что педагогика никогда не стояла и стоять не может в стороне от "социального заказа" на тот или иной тип личности. Уже сама формулировка понятия "Педагогика свободы" свидетельствует об осмыслении новых социальных целей. Свобода от чего и для чего?

Очевидно, что демократизация образования, перемена его акцентов не снимают вопроса о том, какая же личность нужна XXI веку. Нам импонирует позиция А.В.Толстых по этому вопросу. Говоря о новой ситуации в мире, в том числе в мире образования, он отмечал, что мы переживаем глобальный переход от техногенной к антропогенной цивилизации. При этом рушится мир устоявшихся ценностей в области образования и воспитания. Под личностным м м м развитием понимается разматывание исходной сущности - тотальности возможностей, заложенных в род человеческий". Поворот общественного интереса от технократических ценностей в сторону антропогенных ставит вопрос о духовно-личностной форме человеческой жизнедеятельности. Становление нового субъекта духовности требует освоения всей гуманитарной культуры, эта культура становится глобальной моделью человеческого поведения в той или иной конкретной ситуации, выразителем его творческого потенциала^

Актуальность исследования в теоретическом плане определяется тем, что категория "эстетическое образование" еще не утвердилась окончательно в современной эстетике и педагогике, она включается в педагогическое понятие "образование", теряется в нем и не играет эвристической роли. Выявление содержания данной категории, ее функционального значения позволяет по-новому подойти к осмыслению не только всего образовательного процесса, но и

См.: Толстых A.B. О новой социовультурной ситуации эстетического развития детей //Педагогика искусства в творческих поисках. - Москва-Самара, 1996. С. 6-7. традиционного понятия "эстетическое воспитание", установить связь между ними. Это будет являться важнейшим положением для самого процесса эстетического становления личности и выяснения роли эстетической личности в обновлении и развитии культуры.

Для XXI века крайне важной будет выработка такой системы ценностей, бытие человека в которой будет исходить из его бесконечного стремления к самосовершенствованию на основе гармонизации им всех своих взаимодействий с миром. Эту реально определяющую бытие людей ситуацию смогут создать только люди, способные к "творчеству по законам красоты". То есть в XXI веке весь образовательный процесс должен быть естественно эстетизирован.

От Платона, Аристотеля до наших дней идёт поиск оптимальных путей становления индивида, в том числе и прежде всего эстетического. Однако, исследователи с древних пор до сегодняшнего времени практически никогда не обращались к понятию "эстетическое образование", и сегодня данная категория отождествляется с категорией "эстетическое воспитание". Так, одна из секций Международной Эстетической Ассоциации (Российского Отделения) называется "Секция эстетического образования и воспитания в армии и правоохранительных органах"Л

Образование на современном этапе рассматривается учеными как единство (синтез) обучения и воспитания, а также учения, самовоспитания и самообразованияЛ. Поэтому говоря об образовании, в частности, эстетическом, мы имеем в виду также его составной блок - эстетическое воспитание (но наряду с этим сегодня продолжают традиционно использовать понятия: "образование и воспитание", "художественное образование и эстетическое воспитание", "эстетическое образование и воспитание").

Сложившаяся сегодня теоретическая ситуация побудила нас избрать

См.: Эстетический опыт XX века: Горизонты и измерения. - М., 1998.С.2. л Новые ценности образования - 1. - М.: РГНФ - ИЛИ, «Инноватор», 1995.С.60-61. эстетическое образование в качестве предмета исследования. Опыт работы школ говорит о том, что практически происходит подмена задач эстетического образования более узкими задачами приобш;ения к искусству. Если проанализировать опыт эстетического воспитания нашей страны, зафиксированный в многочисленных томах издания, то окажется, что речь, за редким исключением (эстетическое воспитание на уроках географии, экскурсии на природу), идёт о приобш;ении к искусству, т.е. задачи образования эстетического подменялись задачами более узкими (образования только художественного). Практически учителя осуществляют реализацию теории эстетического воспитания, не имея при этом собственной позиции по вопросу эстетического образования как необходимого элемента этой теории.

Сегодня как эстетика, так и педагогика замыкаются на практических работниках-учителях, которым нужна теория, методология и технология деятельности в школе с учащимися. Такая необходимость проявилась в подготовке и проведении Всероссийского совещания-семинара "Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях" в Самаре в 1996 году, а также на Всероссийском научно-практическом семинаре в Москве в 1996 г. (тема: "Эстетическое и художественное развитие и самообразование учителя и школьника в педагогическом процессе"); на Всероссийском научно-практическом семинаре в Москве в 2000 г. (тема: "Школьник 2000: культурные ориентации и эстетическая среда урока, класса, школы" ) и других семинарах и конференциях.

Наше исследование актуально в практическом аспекте: при огромном количестве литературы, посвященной опыту эстетического воспитания, остаётся невыявленной сущность эстетического образования, его необходимость и научная обоснованность, а также методы, способы решения данной проблемы на современном этапе.

Отметим актуальность темы в культурологическом плане: эстетическое образование может быть рассмотрено не только во взаимосвязи с эстетическим воспитанием, но и в аспекте целостной теории культуры. Поскольку эстетическое становление личности является частью культурного процесса, то наш подход позволяет выйти за привычные рамки психолого-педагогического анализа и рассматривать эстетическое образование (включающее в себя и воспитание) в контексте эстетической культуры.

Степень разработанности проблемы.

Как уже отмечалось, в эстетике и педагогике были достигнуты такие успехи, которые Л явились методологическим основанием для нашего исследования*, что и побудило нас взять эту тему в качестве научного исследования. Эстетическому воспитанию посвящено огромное количество литературы от античности до наших дней, но в новой постановке этого вопроса /"эстетическое образование'7'Ле была ещё научно исследована, хотя глубоко шучшся её аспект - художественное образование и воспитание. Данное исследование оказалось возможным потому, что в отечественной эстетике разработана методология изучения интересующих нас проблем.

Для анализа категорий «образование» и «воспитание» мы обратились к истории педагогики и истории эстетического воспитания, к трудам отечественных и зарубежных ученых, которые зачастую были и философами, и педагогами одновременно: Аристотель, Платон, Гегель, И.Гердер, И.Кант, Я.Коменский, Ф.Шиллер, В.Острогорский, Л.Н,Толстой и другие. Рассматривая новые педагогические концепции, новые ценности образования, мы обратились не только к педагогике, но и к философии образования, к работам ученых: О.С.Газмана, Б.С.Гершунского, О.В.Долженко, Н.Б.Крыловой, Н.С,Розова и др.

Огромный вклад в развитие общих вопросов эстетики внесли отечественные зЛеные: В.Ф.Асмус, М.М.Бахтин, Ю.Б.Борев, А.И.Буров, В.В.Бычков, В.В.Ванслов, А.Ф.Еремеев, Л.А.Зеленов, А.Я.Зись, М.С.Каган, Одшпи из достижений в педагогике, обеспечивающим новый подход к пониманию становления индивида, мы считаем разработанный принцип единства образования и воспитания.

Л.Н.Коган, А.Ф.Лосев, Г.Лукач, Н.Б.Маньковская, А.С.Молчанова, М.Ф.Овсянников, Г.Н.Поспелов, В.И.Самохвалова, Л.Н.Столович, Н.З.Чавчавадзе, В.П.Шестаков и другие. Ими создана методологическая отечественная база для исследования таких частных вопросов, как эстетическое образование и воспитание, художественное образование и воспитание.

Можно выделить вторую группу ученых, которая занималась теоретической разработкой собственно проблем эстетического воспитания. Ведущие из них: Г.З.Апресян, Н.Л.Аринина, А.И.Буров, М. С. Каган, Н.И.Киященко, Т.Н.Кухтевич, Н. Л. Лейзеров, Б.Т.Лихачев, Д.С.Лихачев, Л.П.Печко, Е.Н.Шапинская и другие. Многие из них сегодня занимаются исследованием эстетического опыта и эстетической культуры как особых феноменов, изучают уровни и структуру эстетической культуры (ученые: Г.Я.Василеску,

A. И.Комарова, Н.Б.Крылова, В.Н.Липский, Л.П.Печко,

B. И.Самохвалова и др.).

К последней группе мы отнесем ученых, работы которых посвящены практическому опыту эстетического воспитания (отечественные педагоги, психологи, эстетики): Л.С.Выготский, А.Ю.Гончарук, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, А.Н.Леонтьев, А.А.Мелик-Пащаев, Б.М.Неменский, Л.П.Печко, В.Н.Шацкая. Многие из них являются авторами программ по эстетическому воспитанию, художественному образованию и воспитанию. Во многих работах отражен опыт щкол г.Москвы (№717, №548, №1532 и др.), г. Санкт-Петербурга, Перми (№11), Владимира (№1, №11), Мурома (№4), г.Самары и других щкол России, работающих по программам эстетического развития.

Среди зарубежных ученых, занимающихся проблемой эстетического образования, а также проблемой эстетического опыта и эстетической культуры можно отметить З.Айсне, М.Биэдсли, Р.Берссон, Дж.Дьюи, С.Лангер, В.Мэденфот и другие.

Все эти работы в совокупности и являются источниками нашего исследования.

Однако, несмотря на огромную исследовательскую работу по теме эстетического воспитания, проблема эстетического образования не получила самостоятельного решения, специальной разработки по причине отождествления эстетического воспитания с художественным. Итак, при обилии литературы проблема эстетического образования остается малоисследованной.

Целью работы является исследование эстетического образования как важнейшего компонента эстетического становления личности как субъекта эстетической культуры, а также рассмотрение эстетического образования и воспитания в контексте эстетической и мировой культуры.

Эта цель реализуется в следующих задачах:

• выявление диалектики образовательно-воспитательного процесса;

• обращение к категории "эстетическое", выявление специфики эстетического;

• анализ категории "эстетическое образование" и выяснение соотношений категорий "эстетическое образование" и "эстетическое воспитание";

• определение места и роли эстетического образования в системе эстетического опыта, эстетической культуры;

• рассмотрение форм, методов и средств эстетического образования;

• выявление роли художественного образования, его форм в эстетическом становлении личности.

Однако мало только рассмотреть две стороны единого эстетико-воспитательного процесса, доказать роль и значение каждой из них. Необходимо также обратиться к специфике эстетического, исследовать механизм передачи эстетической информации и ее усвоение учащимися в процессе становления эстетргческой личности.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили разработанные отечественными и зарубежными авторами философско-педагогические основы образования и воспитания, принципы и методы обучения и воспитания.

Как уже отмечалось, в теории и практике эстетического воспитания накоплен значительный опыт изучения эстетического воспитания как педагогической проблемы. При этом она рассматривается вне целостной системы культуры, вне единства рассмотрения таких структур духовной культуры как образование и воспитание, а больше изучается в плане педагогической технологии и в идеологическом аспекте. Очевидно, что система эстетического воспитания может быть понята из модели данного обш,ества как имманентное воспроизведение потребностей социального организма.

Представляется, что в таком рассмотрении речь пойдет о социальном воспроизводстве рода и индивида через механизм эстетического образования, о воссоздании "самости" /Гегель/ человеческого рода, о механизме перевода внешних структур культуры /общественных норм, установок, вкусов, потребностей/ во внутренние стимулы поведения личности. Так устанавливается связь структур: сознание - поведение - культура. Ведущие тенденции саморазвития социального организма определяются состоянием индивидуально-личностных структур целого. Возможно, при таком подходе будет преодолена тенденция практиков эстетического воспитания педагогизировать процесс эстетического воспитания, не видеть в личности индивидуально представленного общества с конкретной программой жизнедеятельности.

Сегодня осуществление тех или иных звеньев системы эстетического образования (включающего в себя и воспитание) происходит случайно. Мы не знаем как, например, семья или школа эстетически образовывает и воспитывает, какая коррекция им необходима и необходима ли вообще?

Очевидно, что специфика эстетического образования и воспитания требует учета следующих субъективных моментов:

• роли образования, эстетического, в частности, и наличной культуры в становлении субъекта;

• степени "дикости его дущи", разгула страстей эгоцентризма, ориентации на "псевдоценности";

• реальных путей перевода общественных форм эстетического в достояние, лично принимаемую собственность индивида;

• наличия механизма самосозидания и творчества "по мерам" в каждом возрасте и потребности в самосозидании.

Методы исследования Эстетическое образование, по нашему мнению, относится к комплексной проблеме, в которой тесно переплетаются философские, педагогические, психологические и социальные аспекты, поэтому для научного анализа потребовались методы этих наук, в том числе и методы эстетиьси. Так, Г глава строится на общетеоретических методах описания, сравнения, дедукции, индукции, методах допущения, используются методы эстетического исследования (историко-эстетический анализ, позволяющий проследить в хронологической закономерности формирование понятий "образование", "воспитание», «эстетическое воспитание»). 2' глава базируется на методах социологии, психологии, педагогики (методы описания, сравнения, анализа, попытки структурного исследования эстетического образования, эстетической культуры). Метод системного рассмотрения диалектики общего и отдельного преобладает.

Научная новизна работы заключается в том, что это одно из первых специальных исследований эстетического образования в отечественной литературе на современном этапе:

• его категориального статуса;

• связи с эстетическим воспитанием;

• механизма функционирования в системе эстетической культуры;

• форм, методов и средств осуществления эстетического образования и воспитания (на материале щколы).

Сделана попытка разработать содержание понятий "эстетическая информация", "эстетическая коммуникация" в новом ключе, а также исследовать механизм и перспективы эстетического становления личности.

Осуществлена попытка определить критерии эстетически развитой личности через понятия эстетический и неэстетический индивид , "свобода", "творчество" и др.

Данный подход позволил получить следующие результаты исследования, выносимые на защиту:

• раскрытие особенностей эстетического образования и определение его как способа освоения эстетической культуры;

• рассмотрение эстетического образования как единства двух его важнейших частей: эстетического обзЛения и эстетического воспитания;

• обоснование положения о том, что практика эстетического воспитания не может строиться вне эстетического образования;

• развитие идеи о принципиальной несводимости эстетического к художественному, сведение эстетических функций искусства лишь к художественным.

В результате исследования автор приходит к выводам, имеющим не только теоретическое, но и практическое значение. Представляется, что при реализации теории эстетического воспитания в школе, вузе необходимо учитывать следующие важнейшие положения:

• эстетическое образование должно рассматриваться как необходимая база эстетического воспитания;

• эстетическое образование является процессом трансляции, передачи эстетической информации;

• механизм функционирования эстетической культуры предстает в таких компонентах как: эстетическое образование, эстетическое воспитание, эстетическая информация, эстетическая коммуникация.

Практическую значимость имеют принципы различия форм, методов и средств эстетического образования и воспитания; проведенное в данном исследовании разграничение содержания понятий "эстетическое" и "художественное".

Результаты исследования по теме «Эстетическое образование как освоение эстетической культуры» могут быть использованы для решения многих проблем образования, воспитания в различных аспектах: в регионально-национальных, этнических, религиозно-эстетических, эколого-эстетических и других.

Апробация работы.

Основные положения работы излагались автором в выступлениях на Всероссийском совещании "Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях" (Самара, 1996); на Всероссийской научно-практической конференции "Народная художественная культура и образование" (Шуя, 1997). Материалы исследования были представлены на научной конференции эстетического воспитания Международной Эстетической ассоциации "Эстетический опыт XX века: горизонты и измерения" (Москва, 1998 г); на Международной научной конференции: "Запад-Восток: традиции, взаимодействие, новации" (Владимир, ВГПУ, 2000 г.); на Всероссийской научной конференции: "Проблемы функционирования и развития культзфы" (Великий Новгород, НовГУ, 2000г.).

Теоретические положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры культурологии во Владимирском государственном педагогическом университете, на ежегодных научных отчетных конференциях ВГПУ, в процессе чтения лекций в курсе "Эстетика" для студентов ВГПУ, лекций по культурологии. Эксперимент по эстетическому образованию осуществлялся в средней школе № 1 Г.Владимира на уроках музыки. Основные положения

16 данного исследования рассматривались на заседаниях сектора эстетики в Институте философии РАН, диссертация была рекомендована к защите.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения и списка библиографии, включающего 160 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Эстетика», Назарова, Марина Григорьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образование и культура являются важнейшими сферами человеческого бытия, посредством которых возможно созидание и сохранение ценностно-смыслового, духовного богатства человеческого мира. Образование выступает как важнейший элемент системы социокультурного наследования, воспроизводства и развития культуры.

Человек становится настояш;им Человеком-Творцом, Личностью, то есть способным к созидательной деятельности в определенной сфере труда и творчества, к общению с другими членами общества, готовым к социальной жизни, ориентируясь на общепринятые социокультурные нормы, - только благодаря образованию. Нет иного способа, иного пути, кроме образования, чтобы подготовить индивида к самой важной, самой высокой должности на земле - быть Человеком. Без образования и воспитания невозможно обеспечить и профессиональную подготовку человека, передать ему навыки в определенной отрасли труда.

Понятие «образование» по своему характеру является историческим. С античности до наших дней сохранилось несколько смыслов образования: как формирование себя и руководствование неким образом (пайдейя); как «забота о себе», проявляющаяся в форме самопознания и самопостижения истины; образование как получение практического знания, связанного с бытием человека. И, наконец, образование как процесс передачи образа в значении отображения, слепка, образца, образование как человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей. Так, в XIX в. образование целиком соответствовало буквальному смыслу термина (нем.ЫМип§) и означало «формирование образа» (духовного и телесного), а также тесно связывалось с понятием культуры. В этом значении ввел его в оборот в Западной Европе известный швейцарский педагог И.Г.Песталоцци, а в России - просветитель Н.И.Новиков.

В настоящее время под образованием понимается процесс и результат усвоения систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности. В широком смысле образование предстает как процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества.

В соответствии с новой педагогической парадигмой в образовании объединяются об5Д1ение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей. В образовании индивид осваивает систематизированную совокупность нравственных, эстетических, культурных ценностей, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям.

Сегодня переосмыслена главная цель образования: развитие индивида, сообщества и в глобальном плане - сохранение и развитие культурных и цивилизационных форм жизни. Эти цели и достигаются в процессе освоения индивидом различных видов человеческой деятельности. Современная система образования представляет собой совокупность различных типов и уровней учебных заведений, высшие учебные заведения выступают в качестве эталонных центров нормативного знания.

Образование рассматривается (в рамках философии образования) как процесс вхождения человека в мир, в жизнь общества; как процесс социализации, в итоге которого он обретает статус полноценного и полноправного гражданина. Учитель в этом случае является не только передатчиком знаний, но и наставником, воспитателем.

Воспитание представляет собой в широком смысле организованный процесс передачи, усвоения и воспроизводства социокультурного опыта человечества. Исходя из традиционного подхода к воспитанию, это есть воздействие общества на личность, в результате которого происходит формирование у личности социально ценных, позитивных качеств. Воспитание является процессом социального взаимодействия, общения (коммуникации) педагога и воспитуемого, процессом совместной социальной деятельности, в итоге которой происходит взаимообогащение, взаиморазвитие учителя и ученика. Для формирования личности, выявления и развития природных задатков, творческих способностей, для раскрытия «самости» человека необходимо создание условий (материальных и духовных, внешних и внутренних). Мы придерживаемся философского взгляда на воспитание как целенаправленный процесс перевода накопленной человечеством культуры в индивидуальную форму существования, когда внешнее (объективное) становится содержанием внутреннего (субъективного), когда усвоенные в процессе образования знания, модели, образы становятся внутренним достоянием личности (осуществляется интериоризация, т.е. преобразование внутренних структур психики человека под воздействием усвоенного опыта социальной деятельности) и находят отражение в мыслях, чувствах, действиях, поведении человека (экстериоризация). Итогом этой деятельности является воспроизводство опыта человечества и создание новых образцов, моделей человеческой деятельности. В настоящее время воспитание рассматривается как составная часть образования. Под образованием в педагогике, в философии образования сегодня понимается единство обучения и воспитания.

Образование человека есть процесс включения его в прошлое, настоящее и будущее культуры. Поэтому прагматизация задач образования и формальный подход неизбежно ведет за собой кризис образования и распад культуры. Выходом из сложившейся кризисной ситуации является гуманизация образования и воспитания, предполагающая ориентацию его содержания на передачу подрастающему поколению основ всего социокультурного опыта человечества, усиление роли эстетического образования и воспитания в процессе формирования личности. Приобщение к лучшим мировым художественным произведениям, изучение народной художественной культуры позволит наполнить образование духовно-практическим, нравственно-ценностным содержанием.

Итак, образование есть процесс передачи образов, моделей, образцов которым человек следует в своей жизни; это получение информации, теоретического и практического знания о мире и человечестве, созидание и передача образов прежней и моделей будущей деятельности человека.

Эстетическое образование представляет собой:

- процесс передачи образа человека как родового существа, знаний о его сущностных силах, ценностях, мерах человека;

- способ сохранения и передачи общечеловеческой информации последующим поколениям (информация о природе, о космосе, о человеческом роде), сохранения всего социокультурного опыта человечества (представленного в различных образцах, моделях);

- создание условий для эстетического развития человека, подготовка его к творческой деятельности;

- процесс формирования эстетического сознания индивида.

Социально-эстетические ценности («человеческое содержание») составляют базу эстетического образования. В них находят выражение объективная необходимость бытия и его цели, диктуемые развитием общества и наличной жизненной ситуацией. Суть эстетического образования также состоит и в том, чтобы обеспечить информационный процесс познания мер человеческого рода, процесс передачи знаний, образов прежней человеческой деятельности, передачи и обеспечения восприятия информации. С точки зрения воспринимающего, образование есть постижение заключенного в вещи, явлении, поступке, теории - содержания. Образование - это также приобретение навыков, способов деятельности в сфере материального и духовного производства через формирование способностей к ней.

В истории эстетического воспитания мы не встречаем такого понятия как эстетическое образование, как самостоятельная категория оно появляется лишь в XX веке. Возможно, эстетическое образование возникло и развивалось в рамках теории и практики эстетического воспитания. В отечественной литературе XX века эстетическое воспитание определяется как «целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности». Эстетическое воспитание сегодня рассматривается без идеологических рамок и являет собой не целенаправленное

157 воздействие на воспитываемого с целью развития в нем необходимых качеств, а создание благоприятных материальных и духовных условий для развития личности ребенка, для выявления природных задатков и формирования на их основе творческих способностей.

Эстетическое образование в соответствии с новой образовательной парадигмой представляет собой единство эстетического обучения и эстетического воспитания. Если в первую часть эстетического образования входит передача знаний, образов, моделей человеческой деятельности, то воспитание (вторая часть эстетического образования) - это не только перевод усвоенных внешних культурных форм, духовных ценностей (образов, образцов, моделей) во внутреннюю структуру личности (вкус, взгляды, идеалы, мировоззрение), но и как итог - создание новых культурных ценностей.

Эстетическое образование является широкой комплексной проблемой, где пересекаются пути философской, педагогической, психологической и социальной наук. Как мы уже убедились, проблема эстетического образования может быть рассмотрена с позиций синергетики или в информационно-коммуникативном аспекте. Глобальный размах на современном этапе обретает проблема эколого-эстетического образования (и воспитания), проблема эстетической среды, регионально-национальный аспект образования и культуры, религиозно-эстетический и другие аспекты, на которые мы выходим, решая одну из важнейших проблем современного образования - эстетического.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Назарова, Марина Григорьевна, 2001 год

1. Античная музыкальная эстетика. - М.,1960. С. 129-131.

2. Апресян Г.З. Эстетика и художественная культура социализма: Избранные труды / Предисл. Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзерова. М.: Изд-во МГУ, 1984. -327с.

3. Аринина Н.Л. Актуальные проблемы эстетического воспитания. Владимир: ВГНИ, 1974.С.23-24.

4. Аринина Н.Л. Уроки прекрасного. М.: Просвещение, 1983. - 128с.

5. Аристотель. Никомахова этика. VI 3-7 /Соч. в 4-х т. Т.4 . М.: Мысль, 1984. С. 174-180.

6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.

7. Артеменко Н.М. Природа и эстетическое воспитание школьников / Под ред. А.И. Бурова. -М., 1978.

8. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968. -654с.

9. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. -М., 1975; К методологии гуманитарных наук //Эстетика словесного творчества. -М.: Педагогика, 1989.

10. Ю.Большая Советская энциклопедия. М.: Изд-во БСЭ, 1973. Т. 12 С.527. 1977, Т.18. С.218-219. Т.ЗО. С.256-257.

11. П.Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. - 495с.

12. Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры //Всероссийская научная конференция 24-26 октября 2000 года. Великий Новгород: НовГУ, 2000. - 140 с.

13. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Искусство, 1975. - 175с.14. бычков В.В. Русская средневековая эстетика ХГХУП века. М.: Мысль, 1995.-637с.

14. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Советский художник, 1966.

15. Василеску Г.Я. Эстетический портрет молодежи. Кишинев, 1988.

16. П.Вахематса А.Л., Плотников СП. Человек и искусство. М., 1968.

17. Вейль Г. Симметрия.- М.: Наука, 1968. 191с.

18. Вопросы теории эстетического воспитания /Под ред. Г.З.Апресяна. М.: Изд-во МГУ, 1970.- 110с.

19. Воспитание музыкой: Из опыта работьг /Сост. Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарева. -М.: Просвещение, 1991. 203с.

20. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского М.: Педагогика, 1987.-341с.

21. Га£)риловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. Минск, 1988.

22. Гегель Г.В.Ф. Сочинения, Т.13. Лекции по эстетике. Кн. 2. Пер. : Б.Г. Столпнер. -М.: Соцэкгиз, 1940,-ЗбЗс.

23. Герасимов С.А. Любить человека: Культура и нравственно-эстетическое воспитание молодежи: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. - 382с.

24. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 197-7. С.225-230.

25. Гершунский Б.С. Г5Шанитаризация образования: необходимость новой парадигмы. М.: Магистр, 1991. С.6-12; Философия образования. - М.: Образование, 1998.

26. Гончарук А.Ю. В мире зрелищных искусств. -Программа. Искусство и образование, 1998 /1-2; Хорошо забытое старое.Монография. - М.: Изд-во РУДН, 2000.-380с.

27. Гуманизация педагогического образования. Екатеринбург.: Изд-во УГГГУ, 1994. С.45-47.

28. Гуреева А. В. Критический анализ прагматической эстетики Дж.Дьюи. М.: Изд-во МГУ, 1983.-56с.

29. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики /Под ред. М.Н. Скаткина. М.: Просвеш;ение, 1982. - 319с.

30. Долженко О.В. Очерки по философии образования: Учебное пособие. М.: Промо-Медиа, 1995. С. 16-21, 138-139.

31. Долженко О.В. Философия образования: новые идеи, цели, ценности. Круглый стол чешско-советского семинара //Совр.высшая школа. 1990. -№6.

32. Еремеев А.Ф. Происхождение искусства. Теоретические очерки. М.: Молодая гвардия, 1970. - 272с.34.3еленов Л.А. Процесс эстетического отражения. М.: Искусство, 1969. -175с.35.3ись А.Я. Очерки о природе искусства. М.: Искусство, 1980.

33. Идеи эстетического воспитания. Антология в 2-х т. Т.2. -М.: Искусство, 1973. С.161.

34. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /Сост. О.А.Апраксина. -М.: Просвещение, 1990. -206с.

35. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М.: Искусство, 1984. -349с.

36. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 462с.

37. Искусство и дети /Эстетическое воспитание за рубежом. М.: Искусство, 1969.-272с.

38. Искусство и эстетическое воспитание молодежи: Сб. статей / Ред.В.Г.Кисунько и др. М.: Наука, 1981. - 335с.

39. Искусство и школа: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1981. - 288с.

40. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. 2 изд. - М.: Просвещение, 1984. - 206с.

41. Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание.- М.: Знание, 1984. -64с.

42. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. Эстетическое воспитание. Статьи, доклады, выступления. М.: Педагогика, 1973. - 334с.

43. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке. 1-7 классы. М.: Просвещение, 1983.

44. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971.

45. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.,1974.

46. Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание. М.-Л., 1984.

47. Кант И. Соч. в 6-ти т. Т. 5. М.: Мысль, 1966. С.113.

48. Картин A.C. Нравственно-эстетическое формирование личности.- М.: Знание, 1981.-64с.

49. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР.-М., 1971.

50. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество: О проблеме эстетического творчества в развитом соц. обществе. М.: Знание, 1984. -112с.

51. Киященко Н.И. Эстетическое воспитание и НТП.-М.: Знание, 1981. 64с.

52. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Актуальные проблемы марксистско-ленинской эстетики. М.: Знание, 1985. - 64с.

53. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М., 1983. С.59-62.

54. Киященко Н.И. Эстетический опыт России в XX веке: обретения и провалы // Эстетический опыт XX века: горизонты и измерения. М., 1998. С. 14.

55. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. М.: Знание, 1979.-63с.

56. Комарова А.И. Эстетическая культура личности. Киев, 1988.С.18.

57. Коменский Я.А. Великая дидактика //Избранные пед. соч. Т.1. М.: Педагогика, 1982. - 655с.

58. Коршунов A.M., Мантонов В.В. Теория отражения и эвристическая роль знаков.-М., 1974. С. 132.

59. Краткий словарь по эстетике: Книга для зрителя /Под ред. М.Ф.Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. - 224с.

60. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. - 574с.

61. Крылова Н.Б., Печко Л.П. Формирование эстетической культуры личности:0Ьо1лшкола, труду коллектив, вуз. М.: Знание, 1986. - 63 с.

62. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М.: Прометей, 1990. С.82-83.

63. Кудря Д.С. Сообщение о круглом столе, посвященном философским проблемам образования//Философские исследования. 1993. - №2. - С.12-16.

64. Кулаев К.В. Эстетическое воспитание: пути преемственности. -М.: Знание, 1986.-63с.

65. Культура как эстетическая проблема.- М.: Изд-во Ин-та философии РАН, 1985.- 145с.

66. Культура повседневности. Владимир. Изд-во ВЛГУ, 1996. С.5-7, 9-12, 76.

67. Культура, образование, развитие индивида / Сб. статей. М., 1990.

68. Культура: теории и проблемы. -М., 1995. С.54.

69. Куницьш Г.И. Общечеловеческое в литературе. М.: Сов.писатель, 1980. -583с.

70. Кунчева Л.И. Эстетическое и этическое в жизни и искусстве. М.: Мысль, 1968.- 141с.

71. Кухтевич Т.Н. Социология воспитания. М., 1989.

72. Ладыжец П.С. Развитие идеи западного университета: Социально-философский анализ. Ижевск, 1991.

73. Ладыжец Н.С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации .-Ижевск, 1992.

74. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304с.

75. Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. М.: Знание, 1987. - 123с.

76. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников.- М.: Просвещение, 1985. 175с,

77. Лихачев Д.С. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995.

78. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М.: Искусство, 1974. С.204 - 214.

79. Лукач Д. Своеобразие эстетического. М.: Образование, 1986.

80. Луначарский A.B. О воспитании и образовании.-М.: Педагогика, 1976. С.354.

81. Маньковская Н.Б. Эстетика русского постмодернизма. //Корневище ОА: Книга неклассической эстетики. М., 1999. С. 18-43.

82. Массовые виды искусства и современная художественная культура. М., 1986.

83. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. -Л.: Музыка, 1988.

84. Маца И.Л. История эстетических учений. М.; Изд-во МГУ, 1962.

85. Мелик-Пащаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981.-96с.

86. Мирецкая Н.В. Сопряжение: Комплексная работа по эстетическому вопитанию в школе : Книга для учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989. -203с.

87. Молчанова A.C. На вкус, на цвет. М.: Искусство, 1966.

88. Народная художественная культура и образование //Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- Шуя.: Изд-во ШГПИ, 1997.- 158с.

89. Неменский Б.М. Доверие. М.: Мол.гвардия, 1984. - 165с.

90. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн.для учителя. М.: Просвещение, 1987. С. 15-19.

91. Новые ценности образования 1. Тезаурус для учителей. - М.: РГНФ - ИПИ, «Инноватор», 1995. С.60-61.

92. Новые ценности образования 2. - М.: РГНФ - РШИ, «Инноватор», 1995.

93. С.17, 26, 34-35, 44,71. 96.Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.: Высшая школа, 1984. -336с.

94. Основы эстетического воспитания: Учеб.пособие для вузов /Подг.

95. Педагогика искусства в творческих поисках: Материалы Всероссийского совещания-семинара. Москва-Самара.: ИЦЭВ РАО, 1996. -287с.

96. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М.: ИЦЭВ РАО, 1991.

97. Пирадов A.B. Эстетическая культура личности. -Л., 1978. С.8.

98. Платон. Государство. Кн.VII 514 Ь, 515 Ь-е /Соч. в 3 т. М.: Мысль, 1968. Т.З. Ч.1.С.321-325.

99. Юб.Платон. Протагор. 345 а-Ь, 361 Ь-с. /Соч. в 3 т. М.: Мысль, 1968. Т.1. С.252-253.

100. Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе: Сб. науч.трудов /Под ред. Л.П.Печко. М.: Изд-во АПН СССР, 1991. - 109с.

101. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. М.: Изд-во МГУ, 1965. -360с.

102. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1984. - 325с,

103. ПО.Проблемы эстетического развития личности школьника /Под ред. А.И.Бурова. М.: Педагогика, 1987.

104. Проблемы эстетического воспитания подростков // Сб. статей. М., 1994. С.23-24.

105. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев /Мировая художественная культура. Эстетика жизни. М.: Дрофа, 1999. - 128с.

106. Пути и средства эстетического воспитания /Под ред. Н.И.Киященко, И.А.Коникова. М., 1989.

107. Раппопорт С.Х. Искусство и формирование нового человека //Сб. материалов и программ эстетического воспитания школьников. М., 1979.

108. Рачков П. А. Человек в зеркале философии //Вестник Московского университета. 1998. - №2. - С.45-46.

109. Пб.Революция искусство - дети: Из истории эстетического воспитания в советской школе. Книга для учителя. В 2-х ч. /Сост. Старосельцева. - М.: Просвещение, 1987.

110. Ренанский А.Л. Эстетическое воспитание учащихся. Минск: Нар. асвета,1978. 110с.

111. Рерих Н.К. О вечном: Книга о воспитании. М.: Политиздат, 1991. - 461с.119. розов Н.С. Философия гуманитарного образования: Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе. М., 1993.

112. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. статей. Л.: Музыка, 1981.-104с.

113. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая рос. энц., 1993. Т.1. С. 168, 256-260. 1999, Т.2. С.62-63.

114. Савранский И.Л. Коммуникативно-эстетическая функция культзфы. М.,1979. С.74.

115. Самохвалова В.И. Красота против энтропии. М.: Наука, 1990. С.6,7,19.

116. Система эстетического воспитания школьников: Кн. для учителя /Под ред. С.А.Герасимова. М.: Педагогика, 1983. - 264с.

117. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1981. - 96с.

118. Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 207с.

119. Соболев П.В. Художественная культура личности. Л.: Знание, 1986. - 31с.

120. Современные концепции эстетического воспитания: Теория и практика /Отв. ред. Н.И.Киященко. М.: ИФРАН, 1998. - 302с.

121. Современные подходы к теории эстетического воспитания : Материалы и тезисы Буровских чтений. М.: ИХО РАО, 1999. С.25-29.

122. Современный мир и эстетическое развитие человека. /Отв. ред. Н.И.Киященко, Е.Н.Шапинская. М.; Прометей, 1993. С.3,4,9,11,21-24,41,50,58,59.

123. Современный философский словарь /Под ред. В.Е.Кемерова. Москва-Екатеринбург-Бишкек., 1996. - 608с.

124. Современно-философские проблемы образования/Сб.статей. -М., 1992.

125. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат., 1972. С. 149.

126. Степанов Ю.С. Язык и метод. Современная философия языка.-М., 1998. С.99.

127. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М.: Республика, 1994. - 464с.

128. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М., 1972.

129. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. - 269с.

130. Сысоева Л.С. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание /Под ред. В.Дмитриенко. Томск, 1989.

131. Теория эстетического воспитания /Под ред. Сомова. М., 1975. - 81с.

132. Теория эстетического воспитания /Ред.-сост. Н.А.Кушаев, В.И.Лейбсон. -М., 1977.-65с.

133. Теория эстетического воспитания /Под ред. Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзерова. М.: Искусство, 1979. - 255с.

134. Толстой Л.Н. Об образовании и воспитании //Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X нач. XX века): Учебное пособие. -М.: Форум. 1998. С.501-503.

135. Тягунов СИ. Образование в герменевтической традиции //Проблемные вопросы историко-культурного наследия Урала. Соликамск, 1996.С. 146147.

136. Управление эстетическим развитием личности: Проблемы и перспективы. Тезисы областной научной конференции /Под ред. Н.Л.Арининой, отв. О.Н.Шпагина. Владимир, 1989. - 77с.

137. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования школы №2 Реутова Московской области. М., 1982.

138. Учитель и эстетическая культура. М.: ИЦЭВ РАО, 1994. - 83с.

139. Филипьев Ю.А. Сигналы эстетической информации.-М.: Наука, 1971.

140. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 430с.

141. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. Пер. с нем. М.: Республика, 1993. С.345-353.

142. Хрестоматия по эстетическому воспитанию /Сост.С.П.Максимюк. Киев: Вища школа, 1987. - 310с.

143. Художественное образование в школе. Л., 1973. - 238с.

144. Художественное воспитание подрастающего поколения: Проблемы и перспективы. Новосибирск: Министерство культуры РСФСР, АПН СССР, Новосиб. Гос. Консерватория, 1989. С. 19,21.

145. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.

146. Человек и предметный мир /Сб. статей. Горький, 1980.

147. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества.-М., 1975.

148. Шевцов E.B. Эстетическое воспитание: пути и проблемы. М.: Знание, 1988.-63с.

149. Шестаков В.П. Проблемы эстетического воспитания. М., 1962. С.16.

150. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики: от Сократа до Гегеля. М.: Мысль, 1979.-372с.159.111иллер Ф. Собр. соч. в 7 т.- М.: Гослитиздат, 1957. -Т.6. С. 302, 328-333.

151. Эстетика /Сост. Л.Т.Левчук.- Киев,1991.

152. Эстетика: Словарь /Под.ред. A.A. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. С. 117,244, 424.

153. Эстетика и искусство в контексте мировой культуры /Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. М., 1989. СЮ- 12,18,19.

154. Эстетика урока математики /Сост. И.Г.Зенкевич.- М., 1981.

155. Эстетическая культура.- М.: ИФРАН, 1996. С. 10,19-24,32,42.

156. Эстетическая культура советского человека. Л., 1976.

157. Эстетическая среда и развитие культуры личности: Межвузовский сборник трудов. М.: ИХО РАО, ЕГПИ, 1999. - С.6-13.

158. Эстетический опыт и эстетическая культура /Отв. ред. И. А.Коников. М.: ИФРАН, 1992. С.7-8, 84-94, 104-105.

159. Эстетическое воспитание в школе /Под ред. Б.Т.Лихачева. М.: Педагогика, 1980.- 136с.

160. Эстетическое воспитание школьников: вопросы теории и методологии /Под ред. М.Д.Таборидзе.- М.: Педагогика, 1988. 101с.

161. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. -М., 1986.

162. Эстетическое воспитание школьников /Под ред. А.И.Бурова, Б.Т.Лихачева. -М.: Педагогика, 1974. 303с.

163. Эстетическое воспитание школьников /Сб. -Пермь, 1976.

164. Эстетическое воспитание в процессе преподавания биологии.- М., 1961.169

165. Эстетическое сознание и процесс его формирования /Отв.ред Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров. М., 1981.

166. EisnerA Е. The Relationship of Theory and Practice in Art EducationAAn Education, У 35, Nol,1982.

167. Dewey, J. Art as Experience. N. Y., 1934.P.192.

168. Madenfort, W. Aesthetic education //Art Education, vol. 25, No. 5, 1972. P. 13.

169. MunroJh. Art Education Its Philosophy and Psychology-HX, 1956.P 36.

170. Robertson, S. Creative crafts in education. London: Rooutlede and Kegan limited, 1957.-280p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.