Эстетический субъект в философии И. Канта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Рустанович, Станислава Николаевна
- Специальность ВАК РФ09.00.04
- Количество страниц 127
Оглавление диссертации кандидат философских наук Рустанович, Станислава Николаевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
I. О трансцендентальных основаниях эстетиического мира
2.0 красоте как форме эстетических созерцаний в
ее связи с эстетическим суждением рефлексии
3. Эстетический субъект свободы в чистой природе
4. Непосредственный субъект вкуса
5. Гений
6 Индивидуальность
7. Эстетическая любовь как сфера проявления гения
8.0 действительной эстетической свободе
и первичном и вторичном искусстве души
9. О негативном характере эстетической любви
10.0 чувствующем самосознании красоты
II. Эстетический человек
ГЛАВА ВТОРАЯ
1. Субъект моральный и эстетический
2. О прекрасной душе
3. Субъект эстетический и религиозный
4. "Теургический" субъект
5.0 возможности искусства "чистой религиозности"
6. Выводы
7.0 педагогических проблемах эстетической субъективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК
Философия и эстетизм в творчестве К.Н. Леонтьева2012 год, кандидат философских наук Донских, Ксения Юрьевна
Эстетизация как парадигма современности. Философско-эстетический анализ трансформационных процессов в современной культуре2013 год, доктор философских наук Никонова, Светлана Борисовна
Культурно-охранительная природа красоты2012 год, кандидат наук Девдараидзе, Екатерина Анатольевна
Социальный смысл онтологии эстетического2008 год, доктор философских наук Шатунова, Татьяна Михайловна
Красота: онтологические аспекты философского анализа2011 год, кандидат философских наук Сокровищук, Алсу Ахметовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетический субъект в философии И. Канта»
ВВЕДЕНИЕ
Критика способности суждения Канта, это не только вершина мировой философской эстетической мысли, но и высокий образец системной философии. Являясь центральным звеном философии немецкого мыслителя "Критика способности суждения" придала данной системе законченность целого. То есть, мир трех критик, есть единая "область", содержание которой не может быть взято по частям, вне связей задающих единство данной области. Но именно "срединный мир" эстетики и проблемное поле телеологии связали мир природы и свободы, причем красота, без сомнения, несет основную нагрузку указанной взаимосвязи.
Однако, способность красоты объединять два теоретически "разнохарактерных" мира, может и должна быть объяснена, в свою очередь, через включенность последней в общий метафизический подтекст системы. Отсюда первой задачей нашего исследования мы видим прояснение метафизической подосновы эстетики вкуса. И поскольку философская система Канта структурируется в соответствии с "высшими познавательными способностями" души, то второй задачей данной работы будет выявление структуры эстетического субъекта в контексте способностей его составляющих.
Так как не метафизика эстетики вкуса, ни эстетический субъект не есть "данности" кантовой философии, то методом "решения" вышеобозначенных задач, может выступить, по идее, только реконструкция. Отсюда, в свою очередь, характер предпринимаемого исследования будет по преимуществу
теоретическим, и, соответственно, не предполагающим ради возможности исследования своих предметов выхода из идейного поля критической философии Канта. С другой стороны, речь не может идти о синтетической реконструкции, ибо для возможности последней, в нашем понимании, необходимо было бы мыслить в согласии непосредственно с Кантом, а не в согласии с самим собой, а кроме того, обладать "спонтанностью мышления" присущей самому создателю системы. Следовательно, под реконструкцией корректней понимать теоретическую разработку избранных вопросов в согласии с эвристическим потенциалом системы идей философа.
Следует отметить, что эстетические воззрения Канта начали развивать, равно как и критиковать, уже его современники. Здесь необходимо назвать имена Шиллера, Гете, Гердера, Фихте, Гегеля, Шеллинга и других. Так, принцип незаинтересованности эстетического созерцания нашел свое развитие в эстетике Фихте. Эстетика Фихте продолжает и развивает "линию" Канта и в вопросе о чувственности в искусстве (как считает М.Ф. Овсянников -"в более резкой форме").1 . Своеобразное преломление эстетика
Канта нашла и в эстетической концепции Шопенгауэра. Здесь "незаинтересованное созерцание" выступает как способность гения, а также, как способность, указывающая на "чистого и
о
безвольного" субъекта, как своего носителя. Некоторые принципы кантовой эстетики легли в основу "формальной эстетики" Гербарта., идеи которого, в свою очередь, систематизировал и продолжил Циммерман. Одновременно из Канта и Гербарта исходил Лотце, в своем делении "микрокосма" на "мир явлений" и "мир ценностей", а в делении философии на "философию о мире сущего и философию о мире ценностей".3 Интересно, что, как пишет Столович, Лотце - "даже упрекает Канта за ригоризм, выразившийся в разрыве связи между ценностью и наслаждением"1,
В.Ф.Овсянников История эстетической мысли, М., "Высшая школа" 1978, стр. 227.
2 Ф.Э.С., М., "Советская энциклопедия"1989, стр. 751.
3 Миртов Д.П. Учение Лотце о духе человеческом и Духе Абсолютном (Из истории борьбы с материализмом и опытов примирения веры и знания в философии XIX века), Спб. 1914, стр. XXIII.
1 Л.Н.Столович Красота. Добро. Истина., М., "Республика" 1994, стр. 125.
ибо, согласно Лотце, все ценности "мы схватываем только чувством удовольствия и неудовольствия"2, или, ценность "подтверждается" ее способностью вызывать удовольствие. Красоту Лотце рассматривает как особенную ценность. Красота, как "эстетическая ценность" в наименьшей степени присуща "чувственной приятности". Далее, по возрастающей, идут "удовольствие представления", порождаемое интеллектуальной деятельностью и "рефлексивная красота", "связанная с познанием
о 0
истины и правильной оценкой добра". (Пересечения с эстетикои Канта, в приведенном положении, на наш взгляд, очевидны).
Нельзя не отметить, также, и особое внимание русской мысли к эстетическому наследию философа. Здесь наиболее интересен период от "старших символистов" до А. Белого. Те или иные черты эстетической концепции "Критики способности суждения" находят свое продолжение и в современных эстетических теориях (например, концепция эстетической ценности Мукаржевского, которая возникла - как говорит Столович "опираясь на философские традиции, идущие от Канта и Гербарта. . "4) .
Однако, развитие отдельных положений или идей эстетики Канта в философской мысли всегда шло с позиций иных, собственных систем или философских теорий мыслящих субъектов. А в эстетической мысли вообще, куда должна быть отнесена и мысль не вполне философская, с позиций той или иной эстетической концепции. Другими словами, попыток развить или "достроить" эстетику вкуса с точки зрения основоположений самой критической системы философа, включая мыслимую за трансцендентальными основоположениями их возможную метафизическую подоснову, в принципе не было.
Спрашивается, будут ли усилия направленные на разработку эстетики вкуса в контексте эвристических возможностей критической системы в целом, спустя два столетия после появления на свет "Критики способности суждения", необходимыми?
2 Лотце Г. Микрокосм, ч. 1, М., 1866, стр. 281.
3 Л.Н.Столович (там же, стр. 127).
В нашем понимании - да.
Необходимость подобной разработки обусловлена не только нашим интересом к данной проблематике, тогда речь шла бы о необходимости только субъективной, но и общезначимостью самой проблематики как для философского мира, так и для культуры вообще. Если конечно мы принимаем, что философия в культуре занимает, или хотя бы может занять, то место, которое должна занимать по идее.
В ситуации кризиса рациональной культуры общества, и глубокого кризиса самих философских оснований культуры, обращение к системной философии диктуется способностью последней противостоять как эмпирическому анархизму и хаотичной действительности, так и "вакууму" умопостигаемого и ущербности ценностных ориентиров "массового человека".
Кроме того, философия Канта особенна, особенна своей человекоцентричностью или человекомерностью, что не может не притягивать, и история философии это подтверждает, к ней свободную мысль, и прежде всего мысль культивирующего свои способности разума.
Принципиально соразмерна человеку как существу наделенному разумом и метафизика рассматриваемого мира. Соразмерна, конечно, не в своей принципиальной теоретической непостижимости, а в степени своей данности человеку как разумному существу. Метафизическое открыто человеку, погруженному в систему координат критической философии, ровно настолько, насколько данное существо его практически познает. Субъектом открывающим закрытую для познания в ином отношении область, выступает моральный индивид, а "открытым" метафизическим простором предстает свобода в ее конкретике "факта поступка". То есть, метафизическое можно мыслить данным индивиду в "качестве" познания свободы в себе самом.
По идее, "умонепостигаемое" философии Канта, вообще можно рассматривать как метафизику свободы. Дело не только в том, что
4 (там же, стр. 138)
свобода единственная вещь в себе способная доказывать свою объективную реальность. Мыслимая как "абсолютная
самодеятельность и спонтанность" свобода в принципе может рассматриваться как единственная вещь в себе вообще.
Таким образом, если мы принимаем, что человек поставлен в отношение к миру в целом и противостоит ему "универсально", то индивид, погруженный в мир через мир философии Канта, в качестве "универсалии", противостоящей мирозданию в целом, будет представлять собой универсализм свободы. И поскольку универсализм свободы можно мыслить "возрастающим" лишь в соотнесении со степенью познаности субъектом свободы в себе самом, то философское наследие Канта, следует мыслить имеющим практическое значение и актуальность "на все времена", или, по крайней мере, до тех пор, пока понятие о человеке как о существе наделенном разумом не станет означать пустое множество.
Следовательно, вписывая эстетику вкуса в контекст собственной метафизической подосновы данной системы, мы выполняем не только теоретическую задачу, позволяющую показать полноту эстетического мира заложенную в критической философии в целом, но и выявляем еще одну грань универсализма свободы. Ибо, эстетика вкуса "достроенная" до эстетики свободы, может рассматриваться как еще один способ "освоения" метафизического пространства. То есть, как способ эстетического освоения свободы через самого себя в действительности красоты. Или, красота, рассмотренная как "действие" свободы, должна мыслиться как один из способов противостояния человеческой субъективности "миру в целом". Отсюда, способ представления эстетического есть вместе и практическая культурная ценность, а не только сугубо теоретическая.
Наиболее важным в "практическом" отношении, то есть для возможности приложения к тем или иным феноменам эстетической действительности, мы видим выявление структуры эстетического субъекта, которого эстетика Канта, достроенная до своей
метафизической подосновы, позволяет "увидеть" начиная с его трансцендентальной ипостаси, кончая эстетическим человеком.
В современном прочтении, в принципе, эстетический субъект раскрывает себя в таких широких и основных понятиях как "эстетическое сознание личности", или просто "эстетическое сознание". Однако, ситуация разработанности данного вопроса такова, что: - "Если проблема сознания - традиционно сложная область исследований, эффективно осуществляемых сегодня лишь на междисциплинарной основе, то эстетическое сознание, выступающее для эстетической теории в значительной мере как terra incognita, имеет свою специфику, детерминируемую его собственной природой, а его рассмотрение приобретает остро дискуссионный характер".1
Почему эстетическое сознание остается в "значительной мере" скрытой природой, и что же питает ситуацию острой дискуссионности?
На наш взгляд, вышеуказанное состояние эстетической теории в отношении интересующего нас "явления" объясняется не только сложностью самой предметной области, но и снижением уровня "умозрительности" самой теории, ее погруженностью в конкретику смеженных областей. Кризис собственно философского основания эстетической теории не может не сказываться на взаимоотношениях последней с дисциплинами не философскими, но связанными с теоретической эстетикой предметной областью. Обогащаясь данными междисциплинарных исследований эстетическая теория вместе обкрадывает самое себя. Ибо, будучи не достаточно дистанцированной от смеженных дисциплин, она уступает суверенное эстетическое пространство указанным дисциплинам, не достигая познания своего предмета на своем собственном уровне, и в его философской целостности. Отсюда, по нашему глубокому убеждению, эстетика как часть философской системы, будет и должна иметь преимущество в трактовке своего собственного мира, перед любой новейшей эстетической теорией, вооруженной развитой
методологией и исследовательским аппаратом, но не обладающей мировоззренческим потенциалом философской системы.
Следовательно, выявление структуры эстетического субъекта философии Канта, можно рассматривать как одну из попыток эстетической теории обогатить проблемное поле эстетического сознания исходя из собственно философских оснований, то есть, в соответствии со статусом предмета рассмотрения. Знание структуры эстетического субъекта, в том числе и предложенный вариант представления, может быть практически полезен как для исследований в области истории искусств, так и для понимания сферы межиндивидуального общения.
Наша работа состоит из двух глав. Основная теоретическая нагрузка ложится на первую главу диссертации. В ней предпринимается попытка доказать, или хотя бы показать, возможность мыслить красоту как форму "действительности свободы". Далее красота рассматривается нами как особая форма воображения для эстетических созерцаний. С данной формы мы начинаем структурировать эстетического субъекта, как субъекта самосознания красоты. Параллельно описываются сферы проявления эстетической субъективности на разных уровнях ее существа. Глава заканчивается разбором эстетического человека, с которым мы входим и в мир кантовой антропологии.
Вторая глава диссертации посвящена анализу
взаимоотношений эстетического субъекта с этической и религиозной субъективностью. Затронуты в ней также и проблемы, связанные с влиянием этического сознания на "непринужденный" характер чисто эстетического состава души. Ряд вопросов посвящен рассмотрению позитивных и негативных сторон влияния эстетического субъекта на религиозное сознание. В конце главы обрисован круг педагогических проблем, понимаемых в основном, как выявление способов формирования и развития эстетической субъективности как таковой. В заключении коротко изложены основные выводы диссертации в целом.
1"Эстетическое сознание личности" , Москва, ИФРАН 1994, с.З.
Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК
Эстетические основания философской онтологии2004 год, доктор философских наук Найман, Евгений Артурович
Проблема музыкально-эстетического предмета в контексте отечественного музыкознания конца XIX - начала XX века2004 год, кандидат философских наук Высоцкая, Лариса Николаевна
Искусство как вид познания2008 год, доктор философских наук Левченко, Елена Викторовна
Эстетические воззрения в Учении Живой Этики2005 год, кандидат философских наук Шлемова, Наталья Анатольевна
Трансформация способов концептуализации "эстетического" в современной эпистемологии и культуре2009 год, кандидат философских наук Желнова, Александра Марковна
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Рустанович, Станислава Николаевна, 1999 год
БИБЛИОГРАФИЯ
И. Кант. Собрание сочинений в шести томах. М., Мысль, 1963-1966.
1. Т. 1. Труды докритического периода. М., 1963.
2. Т. 2. Труды докритического периода. М., 1964.
3. Т. 3. Критика чистого разума. М., 1964.
4. Т.4, часть 1. Пролегомены. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. М., 1966. Т.4, часть 2. Труды по этике. Метафизика нравов. М., 1965 .
5. Т.5. Критика способности суждения. М., 1966.
6. Т. 6. Труды по философии истории и философии природы. Антропология. М., 1966.
7. Кант И. Критика способности суждения. М., Искусство. 1994.
8. Кант И. Трактаты и письма. М., Наука. 1980.
9. Кант И. Собрание сочинений . Юбилейное издание в 8 томах, М.,Чоро,1994 "Мировая философская мысль.
10. Кант И. Сочинения в 4 томах на немецком и русском языке, (под. Н.Мотрошиловой, Б.Тушлингом) М., издат. АО"Ками", 1994.
11. Кант И. Из "Лекций по этике" (1780-1782). Этическая мысль. -
М., 1990.
12. Кант И. О внутреннем чувстве. Вопросы философии. 1986. Н.4.
ЛИТЕРАТУРА О КАНТЕ
13. Асмус В.Ф. Вопрос о непосредственном знании в философии Канта (Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике , Очерк истории. ХУ11-начало XX века). - М.,1963.
14. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. - М.,"Высшая
школа", 1968.
15. Асмус В.Ф. И.Кант о "гении" в художественном творчестве. (Из истории эстетической мысли нового времени).- М., 1959 С. 24-58.
16. Асмус В.Ф. Проблема классификации искусств в эстетике Канта Философские науки. - 1959. -н.2.
17. Асмус В.Ф. Проблема целесообразности в учении Канта об органической природе и в эстетике. (Кант И. Сочинения. - т.5. -М., 1966).
18. Асмус В.Ф. Эстетика Канта (Асмус В.Ф. Немецкая эстетика ХУ111 века. -М., 1962).
19. Асмус В.Ф. Этика Канта (Кант И. Сочинения. - т.4, ч.1. - М., 1965).
20. Афасижев М.Н. Эстетика Канта. - М., Наука, 1975.
21. Балашов Н.И. Эстетическое в философии Канта (Эстетическое. -М.,1964).
22. Басин Е.Я. Кант и коммуникативные проблемы искусства (Философия и история культуры. - М., 1985).
23. Библер B.C. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант.-М., 1997...
24. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. - М., Высшая школа, 1966.
25. Бочоришвили А.Т. Эстетика Канта в развитии (Бочоришвили А.Т. Философия , психология, эстетика. - Тбилиси, 1979).
26. Гулыга A.B. Гердер как критик эстетической теории Канта. (Вопросы философии. -1958, н.9).
27. Гулыга A.B. Гете и Кант (Изв. АН СССР.Сер. Лит. И яз. - 1978. -Т. 37, вып.5).
28. Добринская Е. "Игровая" концепция искусства в эстетике Канта -Шиллера (Театр. Музыка. Кинематография. -Л., 1975).
29. Долгов K.M. Кант и кризис буржуазного философско-эстетического сознания (Вопросы философии - 1976, н. 6 и 7).
30. Доронина Н.С. "Моральная вера" как основание нравственной жизни в философии И.Канта (Жизнь. Смерть. Бессмертие. - Спб., 1993).
31. Жучков В.А. Противоречия "трансцендентальной эстетики" в их связи с общей проблематикой "Критики чистого разума" Канта (Из истории философии. Сб. Асп. Ст. - М., 1972, вып.З).
32. Зивельчинская Л .Я. Опыт марксистской критики эстетики Канта. - М.,Л., Госиздат, 1927.
33. Калинкин А.Т. Концепция идеала в эстетической теории Канта и Гегеля (Калинкин А.Т. Эстетический идеал, искусство, познание. - М., 1983, ч.1).
34. Калинников Л.А. Понятие "вещь вообще" и "вещь в себе" и их роль в системе кантовского "критицизма" (Кантовский сборник 1985, вып. 10).
35. Клочков В.М. Кант об искусстве как игре познавательных способностей человека (Научные труды Куйбышевского пед. Ин-та. - 1975, Т. 143).
36. Коровин В.И., Шестаков В.П. Проблемы эстетического воспитания в классической немецкой философии (Идеи эстетического воспитания - Т.2. -М., 1973).
37. Любимова Т.Б. Прекрасное как схема времени в эстетике И.Канта (Эстетический опыт и эстетическая культура - М., 1992).
38. Любимова Т.Б. Эстетический принцип в строении критической философии (Эстетика и жизнь - М., 1975, вып.4).
39. Любутин К.Н. Кантовское учение о трансцендентальном субъекте (Любутин К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии - Свердловск, 1973).
40. Мамедов А.К. Философия религии Канта (Религии мира. 1986 - М., 1987).
41. Маца И.Л. Эстетика классической немецкой философии идеализма (Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель). (Маца И.Л. История эстетических учений - М., 1962).
42. Машненкова Л.П. Некоторые аспекты категории возвышенного в учении Канта (Некоторые вопросы теории и истории эстетики. - М., 1980, вып. 3).
43. Матцке А. Кантовская трактовка единства чувственного и рационального и ее интерпретация Хайдеггером (Вестн. Моск. Ун-та. Философия. - 1986, н.1).
44. Мееровский Б.В. Кант и английская эстетика ХУ111 века. (Кантовский сборник, 1985, вып. 10).
45. Межу ев В.М. Проблема культуры и цивилизации в философско-историческом учении Канта (Цивилизация: прошлое, настоящее и будущее человека. - М., 1988).
46. Меринг Ф. Избранные труды по эстетике. - Т. 1-2., М., "Искусство", 1985.
47. Молчанов В. Хайдеггер и Кант: Проблема сознания и проблема человека (Антропологический "поворот" в философии XX века. - Вильнюс, 1987).
48. Молчанов В.И. Концепция времени и сознания в трансцендентальной философии Канта (Молчанов В.И. Время и сознание: Критика феноменологии философии. - М., 1988).
49. Нарский И.С. Категория свободы у Канта. (Кантовский сборник 1993, вып. 17).
50. Овсянников М.Ф. Немецкая эстетика конца ХУ111 - начала XIX века (История эстетической мысли. - Т.З., М., 1986).
51. Овсянников М.Ф. Эстетическая концепция Иммануила Канта и современность (Эстетика и жизнь. - М., 1975, вып.4).
52. Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. - М., изд-во Моск. Ун-та, 1978.
53. Слинин Я. А. Учение Канта о вещи в себе в контексте развития европейской философской мысли (Логика и развитие научного знания. -Спб.., 1992).
54. Судаков А.К. Стоическая традиция в этике и кантовская теория императива (Этика стоицизма: традиции и современность. - М., 1991, ИФРАН).
55. Судаков А.К. Трансцендентальные предпосылки человеческой свободы у Канта (Ценности культуры и современная эпоха. - М., 1990).
56. Троепольский А.Н. Кант, эстетические суждения и принципы отражения в условиях рефлексии (Тезисы докладов XXI11 научной конференции КГУ. Калининград, 1991).
57. Тушлинг Б. Проблема системы трансцендентального идеализма в "Критике способности суждения" (Пер. с нем., Кантовский сборник вып. 16.-1991).
58. Чернов С.А. Телеология свободы (Кантовский сборник, вып. 17., 1993).
59. Черняков А.Г. Трансцендентное и трансцендентальное (Проблема синтеза в философии Канта и Гуссерля., Логос, Л., 1991. - Кн. 1: Разум. Духовность. Традиции).
60. Швейцер А. Оптимистически-этическое мировоззрение Канта (Швейцер А. Культура и этика. - М., 1973).
61. Шестаков В.П. Проблема гармонической личности в немецкой классической эстетике (Кант, Гете, Шиллер). (Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. - М.,1973).
62. Шмелев В.Д. Проблемы религии в учении И.Канта - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1994.
63. Эстетика Иммануила Канта и современность: (М., Знание, 1991). 1. Калинников Л.А. Кантианская революция в философии и эстетика;
64. 2.Столович Л.Н. Ценностный подход к эстетическим категориям в эстетическом учении Иммануила Канта.
65. 3. Сараф М.Я. Кант о форме целесообразности и генезис эстетического.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА О И. КАНТЕ
66. Айвазов И.Г. Проблема свободы в философии Канта. - М., Верность, 1910.
67. Амфитеатров Е. Исторический обзор учений о красоте и искусстве (Вера и разум. - Харьков, 1889).
68. Белый А. Критицизм и символизм: по поводу столетия со дня смерти Канта (Весы. - М.,1904, н.2).
69. Глаголев С.С. Религиозная философия Канта: (К столетию со дня смерти), Вера и разум. - Харьков, 1904, н.З.
70. Козлов A.A. Генезис теории пространства и времени Канта. - Киев, 1884.
71. Райнов Т. Теория искусства Канта в связи с его теорнией науки (Вопросы философии и психологии творчества. - Харьков, 1915, т.6, вып.1).
72. Щербина A.M. Учение Канта о вещи в себе. - Киев, 1904.
ПЕРЕВОДЫ
73. Зиммель Г. Кант и современная эстетика (Пер. С нем. М.Сокольского. -Спб. 1904).
74. Якоби Ф.Г. О трансцендентальности идеализма (Новые идеи в философии. - Спб., 1914, н.12).
АВТОРЕФЕРАТЫ
75. Судаков A.K. Стоическая и эпикурейская тенденции в этике И.Канта. (АН СССР. Ин-т философии, М.,1991, на ст. кфн).
76. Стецко Е.В. Проблема сознания в критической философии Канта (Спб. Гос, Ун-т., Спб. 1996, на ст. кфн).
77. Печурчик Ю.Ю. Учение Канта о рефлектирующей способности суждения (Спб. Гос. Ун-т., Спб. 1996, на ст. кфн).
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ.
78. Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4-х томах. М.,1968.
79. Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма. М.,1936.
80. Шеллинг Ф. Философия искусства. М., 1966.
81. Шиллер Ф. Собрание сочинений в 7-ми томах. М., 1955-1957.
82. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина., М., Республика, 1994.
83. Иванов A.B. Сознание и мышление. М., 1994.
84. Семенов В.В. От теории познания к теории сознания. Отходная методология XX века. (Пущинский науч. центр РАН, 1997).
85. Heintel Р. Die Bedeutung der Kritik der ästhetischen Urteilskraft für die transzendentale Systematik. Bonn, 1970.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.