Эстетические проблемы прикладного искусства (на примере искусства керамики) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Шавгулидзе, Этери Нодариевна

  • Шавгулидзе, Этери Нодариевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1984, Тбилиси
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 179
Шавгулидзе, Этери Нодариевна. Эстетические проблемы прикладного искусства (на примере искусства керамики): дис. кандидат философских наук: 09.00.04 - Эстетика. Тбилиси. 1984. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Шавгулидзе, Этери Нодариевна

ВВЕДЕНИЕ.I

ГЛАВА I. О СПЕЦИФИКЕ ИСКУССТВА КЕРАМИКИ

§ I. Постановка вопроса

§ 2. О двух группах керамических изделий

§ 3. Тенденция неоэстетизации в искусстве керамики

§ 4. Неофункционализм и проблема классификации искусства керамики

§ 5. Неотрадиционализм в искусстве керамики

ГЛАВА П. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ИСКУССТВО

КЕРАМИКИ

§ I. К постановке и истории вопроса.

§ 2. О керамических изделиях машинного производства

§ 3. Дизайн и особенности формообразования в производстве массовых керамических изделий.

§ 4. Место и значение искусства керамики в общественном быту.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетические проблемы прикладного искусства (на примере искусства керамики)»

На ХХУТ съезде КПСС было особо подчеркнуто, что "духовная жизнь советского общества становится все более многообразной и богатой, - и это бесспорная заслуга наших деятелей культуры, нашей литературы и искусства. Дело литературных критиков и искусствоведов выносить профессиональные суждения. Но думается, что все читатели, зрители, слушатели чувствуют: в советском искусстве поднимается новая приливная волна" /Материалы ХХУТ съезда КПСС, 1981: 61/.

Современная художественная жизнь отличается особенной сложностью. Революционные сдвиги, являющиеся решающей чертой современной эпохи, вызывают значительные перемены и в сфере искусства. Поэтому сегодня проблемы развития художественной культуры являются предметом изучения философов, социологов, психологов, этнолоо гов и историков, равно как и исследователей всех других видов культуры.

В широком кругу этих общих проблем одной из частных, но очень актуальных является проблема места и роли прикладного искусства в современной художественной культуре, так как важность комплексного подхода к теме, необходимость учитывать достижения смежных наук вовсе не означает того, что какой-либо конкретный вид художественной деятельности не может стать объектом изучения данной проблематики во всем ее теоретическом объеме. Напротив, неповторимые особенности общественного бытования того или иного вида искусства дают подчас такой очевидный материал для обобщения, который с гораздо большими трудностями может быть получен при рассмотрении других областей художественной культуры. Сегодня именно прикладное искусство изменило свой облик, обнаружив тенденцию к универсализму и "тотальности": с одной стороны, оно прочно утвердилось в сфере промышленности, и, с другой стороны,-в результате усилившегося взаимодействия различных областей художественной деятельности, удельный вес прикладного искусства значительно возрос в области художественной культуры. Такая дву-сторонность развития прикладного искусства стала причиной возникновения теорий, которые, придавая особое значение его связи, с одной стороны, с дизайном, а, с другой стороны, с изобразительным искусством, ставят под сомнение возможность дальнейшего самостоятельного развития этого искусства, над которым, по их мнению, нависла угроза потери специфики.

Иначе говоря, становятся проблемными не только тенденции развития прикладного искусства и вопросы его связи с другими видами художественной деятельности, но и само его существование; эта проблема имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как ее искаженное освещение и неправильное решение может нанести неизгладимый ущерб художественной практике. Об этом свидетельствует история сложного развития прикладного искусства. Именно поэтому так важно всестороннее рассмотрение названных проблем - уточнение места и роли прикладного искусства в художественной культуре нашего времени в связи с прогрессивными тенденциями развития искусства в целом.

Известно, что "задача эстетики заключается в изучении общих законов искусства, в исследовании принципиальных понятий теории искусства" /Чавчавадзе Н.З., 1955: 6/. Такакак дело касается своеобразия одной из разновидностей художественной деятельности, ее роли в художественной культуре и ее взаимосвязи с другими формами творчества, тенденции развития современного прикладного искусства по своей сути являются эстетическими проблемами. Такой подход к вопросу оправдан так же теми глобальными задачами эстетической деятельности, которые диктует сама общественная практика человечества. Восстановление гармонического единства окружающего мира на основе формирования эстетически организованной материально-предметной среды и полноценного эстетического субъекта, требует творческого единства всех сфер жизнедеятельности человека на основе эстетической деятельности. Именно это и называют "большим синтезом", который должен не только объединять виды эстетической деятельности, но и уточнять место и роль каждого из них в процессе создания пространственно-предметной сферы.

Б этом важном процессе определенная роль бесспорно принадлежит и прикладному искусству, которое создает значительную часть бытовой предметной среды. Ясно, что обеспечение на современном этапе успешного функционирования прикладного искусства в эстетически организованной среде непременно требует научно-теоретического исследования именно эстетических проблем этого вида художественной деятельности.

В данной работе эти вопросы рассматриваются на примере искусства керамики, так как искусство керамики сегодня является ведущим видом прикладного искусства. Разумеется, не менее интересные художественные поиски имеют место и в сфере художественного стекла, декоративных тканей и т.п., но в новом жилом и общественном интерьере, в архитектурном пространстве вопрос о первенстве того или другого видов прикладного искусства всякий раз решается по-новому, и сегодня в этом ансамбле главное и решающее слово принадлежит искусству керамики. Именно в искусстве керамики с наибольшей силой и своеобразием проявляется тенденция к универсализму и "тотальности", определяющий самые важные качества современного прикладного искусства. Тут, фактически, почти целиком выразился сложный процесс реконструкции художественного языка прикладного искусства, основной смысл которого заключается в преодолении узкого утилитаризма, в новом осмыслении своего места и значения в общественном быту, в самоосмыслении и самоутверждении. Радикально меняется отношение художника-керамиста к форме предмета, к традициям его декорирования, к изобразительным возможностям материала и т.д.

Искусство керамики, помимо своего непосредственного участия в создании окружающего человека материально-предметного мира, играет активную роль и в общем процессе становления самого человека, эстетического воспитания личности, так как "не надо объяснять, как важно, чтобы все окружающее нас несло на себе печать красоты, хорошего вкуса" /Материалы ХХУТ съезда КПСС, 1981: 62/.

На современном этапе необходимо отметить еще одно важное обстоятельство. Керамика, как материал, используется сегодня почти во всех сферах общественной практики. Значительно расширился круг керамических материалов, неуклонно растет число использующих его отраслей /машиностроение,космонавтика, радиомеханика и др./ и, вместе с тем, отмечаются новые достижения в художественном производстве фаянса и фарфора, расцвет, так называемой "грубой" керамики; раскрылись богатейшие декоративно-пластические возможности материала, происходит сближение искусства керамики с другими видами искусства, освоение их художественных методов, складываются и творчески созревают национальные школы керамического искусства. Все это объясняется прогрессом науки и культуры, стремлением человека ко все более полноценному техническому и эстетическому освоению мира, усилением общественных начал в быту и в искусстве. В создавшихся обстоятельствах необходимо найти однозначное определение понятия "керамика", отмежевать искусство керамики от других сфер использования керамического материала и начать поиски его специфики, как одного из видов художественной деятельности. С другой стороны, обязательно определить взаимоотношения НТР и самого искусства керамики /как одного из видов прикладного искусства и, следовательно, явления, непосредственно связанного со сферой материально-практической деятельности человека/, так как и здесь имеют место весьма значительные перемены.

Актуальность поставленных проблем определяется обстоятельствами, объективно сложившимися в сфере искусства керамики, требованиями его /и прикладного искусства в целом/ практического развития, а также реальным положением исследования этих проблем в современной научной литературе.

В нашей стране интерес к искусству керамики особенно усилился в конце 50-х - начале 60-х гг. Несмотря на то, что сегодня уже собран богатейший эмпирический материал и в этой сфере искусства плодотворно работают достаточно авторитетные специалисты, вопросы истории искусства керамики все еще нуждаются в серьезном освещении, а теоретические проблемы остаются почти не тронутыми. Отставание научной мысли не могло не оказать известного влияния на творческую практику керамики, так как "описав факты искусства, как такового, эстетика стремится объяснить их, т.е. открыть законы, которым эти факты подчиняются. Законы эти в дальнейшем могут служить /и служат/ нормами для творческой деятельности художников" / Чавчавадзе Н.З., 1955: 6/.

Теоретическая подготовка, ясное представление о задачах своей деятельности избавляет художника от слепого эмпиризма, его работа становится целеустремленной, а средства - экономичными. Художник обязательно должен руководствоваться творческими принципами, учитывать развитие современных тенденций, разработка которых является первостепенной задачей теоретиков.

Еще в 1962 году в каталоге Международной выставки керамики в Праге отмечалось¡"Развитие современной керамики показывает, что роль керамики в эстетическом воспитании масс все более возрастает, что, выполняя новую общественную функцию, она будет все более широко использоваться в самых разнообразных сферах жизни".

Прошло два десятилетия и этот прогноз стал жизненной реальностью. Сегодня керамические изделия удовлетворяют самые разнообразные потребности человека и играют важную роль в процессе эстетической организации нашей материально-предметной среды, а общие проблемы научного управления этим процессом уже давно стоят в центре внимания исследователей /Аркин Д.Е., 1967; Горпен-ко А.Е., 1966; Аронов В.Р., 1973; Синицын В.Г., 1967; ЧекаловА.К., 1961, 1967; Шепетис Л.М., 1978 и др./.

Проблема значения и места, занимаемого керамическими изделиями в быту современного человека, непосредственно связана с проблемами социально-экономического, идейно-политического и художественного развития общества; поэтому она вызывает интерес не только марксистской, но и буржуазной эстетики.

Об актуальности исследуемой проблемы свидетельствует необходимость разоблачения теории "вещевого фетишизма", "потребительская психология" и "эстетизация богатства", которые господствуют в современном буржуазно-эстетическом мышлении.

В сфере исследования керамики советскими учеными различаются два аспекта: эмпирический и теоретический.

В работах эмпирического характера, в основном, имеют место два направления: описательно-историческое, занимающееся изучением различных этапов исторического развития керамики и хронологическим и технологическим анализом археологического материала /Салтыков А.Б., 1952; Андреева Л.В., 1975; Лансере А.К., 1968; Габуния А.Г., 1958; Майсурадзе 3.3., 1954; Мурина Е.Б., 1972 и др./ и второе - эмпирико-публицистическое, касающееся некоторых вопросов роли и значения прикладного искусства /а, следовательно, и керамики/ в культуре быта; оно имеет, в основном, дидакти-ко-рекомендационный характер и рассчитано на широкого читателя /Киселев В.В., 1963; Кусак А., 1963; Финицкая З.М., 1963; Арбат Ю.А., 1962; Русанова О.Б., 1962; Костинская Г.С., 1962 и др./.

В теоретических трудах /Каган М.С., 1961; Чекалов А.К.,1962; Монахова Л.П ., 1969; Салтыков А.Б., 1957; Кантор K.B., 1967; Глазычева M.B., 1977 и др./ обсуждаются проблемы сущности декоративно-прикладного искусства; уточнены некоторые основные понятия; представлены схемы различных классификаций; частично установлены границы прикладного искусства, с одной стороны, с изобразительным искусством, и, с другой стороны, с дизайном; исследована проблема эстетического отношения человека с предметом в пределах различных общественных систем; рассмотрены некоторые теоретические аспекты воспитательной функции эстетически организованной материально-предметной среды и т.п., но, к сожалению, почти нигде не разработаны теоретические проблемы, непосредственно связанные с самой керамикой. Это создает парадоксальное положение - классификация форм, постановка проблем и создание программ осуществляется таким образом,-что мы не имеем никакого представления, что представляет из себя керамика.

На ХХУ1 съезде КПСС было отмечено, что "далеко не все в области общественных наук вызывает удовлетворение. Не преодолена еще склонность к схоластическому теоретизированию, о чем говорилось и на ХХУ съезде. Философы частенько предпочитают доказывать доказанное, вместо того, чтоб осмысливать новые явления жизни" /Материалы ХХУТ съезда КПСС, 1981: 78/. Это относится в полной мере и к эстетике.

Исходя из всего вышесказанного, цель нашего исследования такова: выявление закономерности развития искусства керамики, на основе исторической активизации эстетических истоков в процессе материально-практического освоения керамического материала; установление органического единства современных тенденций развития искусства кер»амики с глубинными процессами художественной деятельности; определение социального статуса искусства керамики.

Цель диссертации обусловила задачи исследования, в частности:

1. Определение специфических особенностей двух групп керамических предметов - изделий технической керамики и произведений искусства керамики;

2. Анализ искусства керамики, как одной из сфер художественной деятельности во всех разрезах данной системы;

3. Выявление своеобразия искусства керамики, как одного из видов прикладного искусства, опосредованного материально-технической базой общества, во взаимосвязи с НТР;

4. Определение места и значения искусства керамики, как одной из форм художественной практики, в сфере материальной и духовной жизни человека.

Исследуя названные проблемы искусства керамики, мы опираемся на основное положение марксистско-ленинской философии - о диалектическом понимании первичности бытия и вторичности сознания, на учение К.Маркса и Ф.Энгельса о развитии взаимодействия производственных сил и производственных отношений, о деятельности человека "по законам красоты", о неравномерном развитии искусства, социальной обусловленности художественной практики и т.д., а также на основные положения ленинской теории отражения, заложивших теоретические основы понимания эстетической среды, как активной и целенаправленной мировоззренческой категории; кроме того, мы руководствуемся положениями программы КПСС, материалами съезда и другими партийными документами и основными постановлениями правительства о роли искусства в современную эпоху.

Решая основные задачи диссертационной темы, мы опираемся на методологические принципы эстетического анализа искусства, разработанные современными философами-марксистами, а также на некоторые важные итоги искусствоведческих работ, посвященных искусству керамики и прикладному искусству вообще.

Исходя из законов и принципов марксистской диалектики, мы представляем искусство керамики как исторически развивающееся единое целое, для которого на всех этапах характерно единство формы и содержания и которое в каждый конкретный период обретает определенную форму, имеет определенное общественное значение, что на данном этапе и составляет его социальное содержание.

В основе диссертационного исследования лежит единство исторических и логических принципов. С помощью историко-генетическо-го анализа мы попытались раскрыть социальный смысл "новой приливной волны" в керамическом искусстве. Одновременно, в подходе к названной проблеме мы пытались преодолеть эмпиризм и односторонность и на основании эстетического анализа определить место и значение искусства керамики, с одной стороны, во всей системе художественной деятельности, а, с другой стороны, - в общественном быту.

В результате такого подхода к решению проблемы обозначились характерные черты современного искусства керамики, в частности: усиление эстетического момента /тенденция к уникальности изделий/, тенденция к расширению и одновременно уточнению функций, все более перспективные возможности технико-технологического освоения материала, безграничность средств художественной выразительности и, что важнее всего, все эти моменты, характерные для современного искусства керамики, являются закономерным результатом развития культуры. Более того, сегодня, именно благодаря этим качествам, искусство керамики выполняет новую социальную функцию, сохраняя, с одной стороны, свое традиционное материально-практическое значение,а, с другой стороны, оно подобно другим видам художественной деятельности, приобретает самостоятельную художественно-эстетическую и духовную ценность.

На защиту выдвигаются следующие положения:

- современное искусство керамики резко отмежевывается от технической керамики и представляет собой одну из форм художественной деятельности - один из видов прикладного искусства;

- основным принципом многоплановой классификации современного искусства керамики является соотношение в нем утилитарной и эстетической функций;

- современное искусство керамики есть результат современного осмысления проблемы взаимосвязи национального и интернационального, с одной стороны, и традиционного и новаторского, с другой.

- влияние на современное искусство керамики НТР, несмотря на существование отдельных отрицательных моментов, безусловно, следует считать серьезным движущим фактором его /искусства керамики/ перспективного развития;

- морфологическая схема современного машинного производства массовых керамических изделий выглядит так: эстетическая деятельность------художественная деятельность------прикладное искусство-----искусство керамики------промышленно-дизайнерская керамика;

- современное искусство керамики является неотделимой частью содержания человеческого быта, одним из обязательных факторов его функционирования, а также серьезным средством воспитания эстетической личности в быту.

Кроме этих и ряда других положений, мы выносим на защиту также и вопросы терминологии, связанные со сферой проблем искусства керамики. Мы попытались установить однозначные определения некоторых основных понятий /"керамика", "утилитарный", "уникальный", "дизайн", "промышленное искусство" и др./.

Многие положения и выводы диссертационной работы рождались в непосредственном столкновении с новыми явлениями советского искусства керамики 60-х - 80-х годов. Поэтому логика развития понятий, рассматриваемых в данной работе, в большой мере отражает их движение в самом прикладном искусстве и шире - в общественно-художественной жизни нашего времени. В самой последовательности изменения углов зрения, акцентов в интересующей нас проблеме сказались определенные этапы развития нашей художественной культуры в целом, и след этого развития, по мере возможностей, виден и в диссертационной работе. Поэтому выводы и положения ее в полной мере могут быть практически использованы на общеобразовательных курсах марксистско-ленинской эстетики и при разработке и чтении специальных учебных курсов тех высших учебных заведений, которые готовят творческие кадры как для индивидуальной профессионально-художественной деятельности, так и для массового производства художественных изделий. Б то же время, основные итоги исследования могут быть использованы в случаях критического и искус

- 12 ствоведческого анализа произведений искусства керамики.

Выводы и положения второй главы диссертационной работы могут быть использованы в практике массового производства керамических изделий, что может в значительной мере повысить художественно-эстетическую ценность продукции и обеспечить ускорение темпов ее производства и реализации.

Современный уровень изучения искусства керамики и задачи исследования определили структуру диссертации, которая фактически лишь в общем освещает круг проблем, связанных с развитием искусства керамики, и показывает необходимость будущего конкретного исследования кавдой проблемы в отдельности.

Диссертация состоит из введения, двух шав /состоящих из девяти параграфов/, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Эстетика», Шавгулидзе, Этери Нодариевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Эстетический анализ одного из ведущих видов прикладного искусства - искусства керамики показывает, что потеря специфики не угрожает этому виду художественной деятельности, наоборот, на основе углубления эстетической значимости изделий.современного искусства керамики в ее развитии отмечается процесс самоутверждения. Во-первых, это выражается в необходимости установления однозначного понимания термина "керамика" - материала и размежевания двух видов деятельности, использующих данный материал в совершенно различных целях: в производстве материально-практических изделий технической керамики и в создании произведений искусства керамики.

Во-вторых, все три основные тенденции /неоэстетизация, неофункционализм, неотрадиционализм/ развития современного искусства керамики подтверждают ее принадлежность к сфере художественной деятельности, структурный анализ которой дает возможность определить место прикладного искусства в этой системе человеческой деятельности. А искусство керамики сегодня остается прикладным искусством и не смотря на усиление эстетического момента, оно не нарушает границ изобразительного искусства, так как имеет свой собственный метод формотворчества и свои собственные средства выражения.

Сложный и живой процесс самоутверждения искусства керамики требует-, с одной стороны, ее многознаковой классификации на основе соотношения утилитарной и эстетической функций и, с другой, I

- анализа ее взаимоотношений с современной НТР.

Первый вопрос связан с расширением функциональных границ искусства керамики и этот процесс определяется как усилением эстетического момента в изделиях керамики, так и влиянием современной НТР.

Искусство керамики по своей сущности традиционно всегда было связано с техникой и влияние НТР в этом смысле не является оригинальным фактом. Главная проблема здесь заключается в научной обоснованности этой взаимосвязи, в выявлении ее специфики на современном этапе.

Здесь особое значение приобретает правильная трактовка дизайнерской деятельности в рамках искусства керамики /на уровне формального мастерства и на уровне формотворчества/.

Одна из главных причин девальвации эстетической ценности современной керамики машинного производства является пренебрежение принципами дизайна. Повышение эффективности производства керамических изделий массового потребления и успешное решение их как художественно-эстетических, так и социально-экономических задач требует совмещения двух методов: моделирования и компоновки.

Структурный анализ общественного быта дает возможность определить место и практическую роль искусства керамики в жизни современного человека, в формировании его эстетических взглядов, вдеалов, вкусов и т.д.

Почти полтора века назад К.Маркс отметил:"Философия не витает вне мира, как и мозг не находится вне человека." /Маркс К. Энгельс Ф., 1959:105/. Через всю историю марксизма руководящей нитью проходит принцип активного вмешательства философского знания в процесс диалектического изменения бытия, а общественный быт является неотъемлемой частью бытия и,так как социальная значимость искусства керамики, главным образом, определяется ее всевозрастающей ролью во всех формах проявления эстетической культуры быта, то ясно, что проблемы современного развития ис

- 156 куества керамики требуют изучения и на уровне философского знания, в частности эстетической науки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шавгулидзе, Этери Нодариевна, 1984 год

1. Маркс К., Энгельс Ф. Из экономических рукописей 1857-1858годов. Соч., изд.2-е, т.12, с.709-738.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Экономическо-философские рукописи 1844года. Из ранних произведений.- М.¡Госполитиз-дат, 1959, с.517-642.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Возникновение искусства. Об искусстве.

4. Изд.3-е. М.¡Искусство, т.1, 1976, с.127-131.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Передовица в М79 yüÜ^!'

6. Соч., изд.2-е, т.1, М.:Госполитиздат, 1955, с.99-113.

7. Ленин В.И. Отчёт о политической деятельности ЦК РКП/б/ 8 марта. Соч., изд.5-е, т.43, с.7-34.

8. Ленин В.'И. О литературе и искусстве. Изд.4-е, М. .'Художественная литература, 1969, 822 с.

9. Фейербах Л. Приложения и примечания к лекциям о сущности религии. Избранные философские произведения.-М.: Госполитиздат, т.2, 1955, с.811-894.

10. Адамян A.A. Вопросы эстетики и теории искусства.-М.¡Искусство, 1978.- 301 с.

11. Акопджанян Е.С. Диалектика националвного и интернационального в искусстве.-Ереван:АН Арм.ССР,1980.-103 с.

12. Актуальные проблемы марксистско-ленинской эстетики.- М.¡Знание, I98I.-63 с.

13. Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. Материаловедение и технологияпроизводства художественных керамических изделий.- М.¡Высшая школа, 1979, 216 с.

14. Андреева Л.В. и др. Чудесные превращения. Глина. Камень. Пе- 158 сок. Л.:Аврора, 1973. - 159 с.

15. Андреева Л.В. Тенденции и принципы. Декоративное искусство1. СССР, 1976, №3, с.35-40.

16. Андреева Л.В. Советский фарфор в 1920-1930 годы.- М.:Советский художник, 1975.- 339 с.

17. Андреева Л.В. Фарфор и фаянс РСФСР. Промышленность. Цифры ифакты. Советское декоративное искусство 1977- 1978 гг. М.:Советский художник, 1980,с.84-95.

18. Апресян Г.З. Красота и добро. Из истории эстетической мысли народов Закавказья.- М.:МГУ, 1966.- 121 с.

19. Асмус В.Ф. -Вопросы теории и истории эстетики.- М.:Искусство,1968.- 654 с.

20. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики.- М.:Искусст- во, 1968,- 654 с.

21. Афасижев М.Н. Эстетические проблемы в эпоху научно-технической революции.- М.:Знание, 1975.- 47 с.

22. Афасижев М.-Н. Эстетические потребности человека.- М.:3нание, 1979. 63 с.

23. Арбат Ю.А. Красота вокруг нас.- М.:Госполитиздат, 1962.-176с.

24. Арбат Ю.А. Народное декоративное искусство.- М.:Советскийчхудожник, 1963. 48 с.

25. Арзуманян С.С. НТР и прогресс искусства. В ж.:МецниеребаУ1982, ЖЕ, с.23-30.

26. Аркин Д.Е. .Искусство бытовой вещи. Очерки новейшей художественной промышленности.- М.:Изогиз. тип. Правда, 1932. 170 с.

27. Аронов В.Р. Эстетическая организация предметной среды. Искусство и НТР. М.:Искусство, 1973,с.222-252.

28. Аронов В.Р. По ту сторону эстетики. Декоративное искусство- 159 -СССР, *7, 1970, с.35-36.

29. Аронов В.Р. Декоративное искусство в науке и критике. Советское декоративное искусство 77/78.- М.: Советский художник, 1980, с.236-242.

30. Балыпаков И.Г. Гармония предметного мира. М., 1968.- 30с.

31. Балыпаков И.Г. Техническая эстетика и общественная среда.1. М., 1966.- 30 с.

32. Бегенау З.Г. Функция, форма, качество.- М.:Мир, 1969.-168с.

33. Безмоздин Л.Н. Художественно-конструкторская деятельностьу человека.- Ташкент, 1975.- 243 с.

34. Безклубенко С.Д. Природа искусства. 0 некоторых сторонаххудожественного творчества.- М.УПолитиздат, 1982. 166 с.

35. Борев Ю.Б. Эстетика.-М.¡Политиздат, 1981. 386 с.

36. Борев Ю.Б. Критика современных буржуазных эстетических концепций. М.:Высшая школа, 1977.- 172 с.

37. Борисовский Г.Б. Красота и стандарт.- М., 1968. 142 с.

38. Борисовский Г.Б.-Человек мера вещей. - М.:Искусство, 1966.- 142 с.

39. Буева Л.Н. Человек: деятельность и общение.- М.:Мысль, 1978,- 215 с.

40. Бутенко А.П. Социалистический образ жизни.- М.:Наука, 1979.- 365 с.

41. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства.- М.:Искусство,1956. 292 с.

42. Буткевич О.В. Красота. Природа. Сущность. Формы.- Л.¡Художник РСФСР, 1979. 438 с.

43. Ванслов В.В. 0 станковом искусстве и его судьбах. М.:

44. Изобразительное искусство, 1972. 235 с.42

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.