Эпитет в адыгском песенно-стихотворном фольклоре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Машукова, Марьяна Хаутиевна

  • Машукова, Марьяна Хаутиевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 156
Машукова, Марьяна Хаутиевна. Эпитет в адыгском песенно-стихотворном фольклоре: дис. кандидат филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Майкоп. 2008. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Машукова, Марьяна Хаутиевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Эпитет в адыгской народной песне.

1.1. Жанры адыгского песенно-стихотворного фольклора.

1.2. К определению понятия «эпитет».

1.3. Эпитет в системе изобразительно - выразительных средств адыгского фольклора.

1.4. Классификация эпитетов.

ГЛАВА II. Обрядовая и мифологическая поэзия.

2.1. Обрядовые песни, посвященные образам окружающей действительности и мифологическим покровителям.

2.2 Семейные обрядовые песни.

ГЛАВА III. Эпитет в поэзии нарративного плана.

3.1. Нартские пшинатли.

3.2. Песни балладного типа.

3.3. Историко-героические песни о событиях общественного характера.

3.4. Песни, посвященные отдельным героям.

ГЛАВА IV. Традиционная и современная любовная лирика.

4.1. Лирическая песня в традиционной форме.

4.2. Современная лирическая песня.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эпитет в адыгском песенно-стихотворном фольклоре»

Актуальность диссертационной работы определяется настоятельной необходимостью воссоздания современными научными методами всех особенностей эстетического богатства языка адыгского фольклора. В частности, в данном плане до настоящего времени нет монографических исследований, посвящённых всей системе художественного языка в целом-, или же определённым способам создания поэтического текста. Имеющиеся исследования-или посвящаются лингвистическому аспекту, например, труды М.А. и З.Ю. Кумаховых, или же рассматривают эпитет в связи с общей характеристикой какого-то отдельного жанра, но не всего адыгского поэтического фольклора в целом.

Степень новизны настоящей работы связана с тем, что комплексное исследование одного тропа во всех жанрах проводится впервые, благодаря чему устанавливаются системные и эволюционные связи поэтического языка с тематикой и жанровым разнообразием явления фольклора.

Цели и задачи исследования. Основной целью нашей работы является изучение эпитета в его многообразии форм и эволюции в разных жанрах адыгского поэтического фольклора. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

-определить и дать характеристику состояния изученности выдвигаемой проблемы;

-проанализировать характер употребительности рассматриваемого тропа от древнейшей мифологической обрядовой поэзии до современной лирики;

-выявить основные разновидности эпитета в адыгском- песенном фольклоре и дифференцировать их по формальным, семантико-грамматическим и другим существенным признакам;

-определить место эпитета в ряду других изобразительно-выразительных средств и отметить значение рассматриваемого тропа в создании художественного образа в адыгской народной поэзии;

-отметить основные особенности содержания, характер употребления и частотность функционирования эпитета.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена тем, что она является одной из первых работ, где эпитет рассматривается как отдельный поэтический троп в его взаимосвязях и эволюции от древнейших форм до современной фольклорной поэзии. В данном случае мы опираемся на труды известных адыгских учёных, которые занимались проблемами художественного языка адыгского фольклора, а также обращались в качестве примера к исследованиям на данную тему.

Предметом исследования являются опубликованные и архивные материалы, полевые записи адыгских народных песен разных жанров от героического эпоса и обрядовой мифологической поэзии до современной лирики.

Объект исследования. Конкретным объектом изучения стали практически все доступные нам опубликованные и хранящиеся в архивах материалы древнейших мифологических обрядовых песен, благопожеланий, хохов, относящихся к разным обрядово-ритуальным действиям, песни историко-героического эпоса, народной философской и любовной лирики и других жанров адыгского фольклора. Использованы также материалы полевых записей, произведённые нами в период написания диссертации.

Научно - методологической основой диссертации явились фундаментальные положения филологической науки, в частности, труды В.Г. Белинского, Ф.И. Буслаева, А.Н. Веселовского, В.Я. Проппа, В.П. Аникина, Ф. М. Селиванова, В.М. Гацака, JI.A. Астафьевой, М.М. Бахтина и других отечественных и зарубежных исследователей. Также мы опирались на труды исследователей адыго-абхазского фольклора разного времени: Л.Г. Лопатинского, З.Д. Джапуа, А.Т. Шортанова, А.И. Алиевой, A.M. Гадагатля, С.Ш. Аутлевой, З.М. Налоева, A.M. Гутова, Р.Б. Унароковой, А.А. Ципинова, Л.А. Бекизовой, Б.Г. Ашхотова и т.д.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение поэтических особенностей адыгского эпоса начинается в XIX веке. В? трудах первых адыгских.учёных-просветителей С. Хан-Гирея, Ш.Б. Ногма, Кази Атажукина, Паго Тамбиева есть важные наблюдения относительно языка народных, эпических произведений; Работы; дореволюционных фольклористов и просветителей; в. своём подавляющем большинстве остаются до сих пор образцом записи; и исследования произведений; устно-поэтического творчества.

Заметную роль В; деле изучения адыгского* фольклора сыграли отдельные статьи А.П. Кешокова, А.О. Шогенцукова- А.Т. Шортанова в Кабарде, A.M. Гадагатля, III.X. Хута, Р.Б. Унароковой, К.Н.Паранук и др. в Адыгее. На основе богатого фактического материала написаны' монографические труды А.И. Алиевой, A.M. Гадагатля, C.LII. Аутлевой, A.M. Гутова, М.И. Мижаева и др., где отдельные главы посвящены анализу художественного языка.

Особо следует выделить монографию G.I1I. Аутлевой: «Адыгские историко-героические народные песни XVI-XVIII веков»,, где главное внимание автора обращено на художественные особенности историко-героических произведений; Исследователь выделяет в историко-героических песнях эпитеты постоянные, переходящие из одного произведения; в другое,, и определения; которые указывают на национальность, вероисповедание, иные существенные качества и свойства предметов. Автор даёт краткое толкование различных эпитетов, указывая на полисемантичность, их значений.

Значительный интерес представляет комплексный* анализ ; эпитета в эпосе;, сделанный в сравнительно-типологическом; плане на примере конкретных текстов фольклора разных народов в коллективной' работе «Опыт системно-аналитического исследования исторической поэтики народных песен» (Алиева А.И., Астафьева JI.A., Гацак В.М., Кирдан Б;П., Пухов И.В.). Выданной работе предлагается один из возможных подходов системно-аналитический, как он понимается авторами применительно к песенному материалу и историко-поэтическому освещению.

Важнейшие наблюдения над поэтикой адыгского песенно-стихотворного фольклора содержится в трудах З.М. Налоева. Его статья «У истоков песенного искусства адыгов» была опубликована в 1980 году в I томе этномузыкологической антологии «Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов», где автор уделяет особое* внимание сюжетике, поэтическим тропам и композиционным приёмам. При этом он обстоятельно характеризует сравнения, эпитеты, метафоры, которые очень часто употребляются в песенном фольклоре. Продолжением продуктивных наблюдений З.М. Налоева стали вводные статьи к последующим томам названной серии. Второй том сопровождается предисловием'A.M. Гутова, а третий - того же З.М. Налоева.

Изучению поэтики древнеадыгского народного героического эпоса «Нартхэр» посвящена одна из глав книги A.M. Гадагатля «Нарты. Героический эпос адыгских (черкесских) народов», которая* называется «Художественные особенности и поэтическое своеобразие адыгского эпоса». Исследователь делит эпитеты, встречающиеся в «Нартиаде» на эпитеты, традиционно определяющие женские и мужские имена. При этом учитывается принцип эпитетного выделения объекта, что не всегда и везде выдерживается. Автор обращает внимание на специфические устойчивые формы эпитета — обращения, особенно сложные, в которых подчёркивается отношение говорящего к герою, иногда дана и его портретная характеристика. Это подтверждается примерами.

Работа A.M. Гутова «Художественно-стилевые традиции1 адыгского эпоса» представляет собой исследование, выполненное на большом фактическом материале устнопоэтического творчества Адыгеи, Кабарды и Черкессии, где нартский и историко-героический эпосы рассматриваются в их единстве и типологических различиях. На сравнительном материале кавказского и мирового фольклора и мифологии проводится анализ ряда мотивов и сюжетов с точки зрения особенностей их трансформации в различных жанрах. Также исследуются такие изобразительно-выразительные средства, как эпитет, метафора, сравнение, гипербола.

В разделе «К историко-сравнительному изучению эпитета» исследователь анализирует ряд слов, часто употребляемых в народном устнопоэтическом творчестве, которые в адыгском эпосе - раннем и позднем - часто были представлены в качестве эпитета, а именно, эпитета постоянного. Избранные слова - «гуащэ» (гуаша), «пщы» (пши). и «къан» (кан). Исследователь рассматривает эволюцию семантики* этих широкоупотребляемых слов и эстетическую значимость их в эпосе.

Важные проблемы поэтики адыгского эпоса освещаются в работах Паштовой М.М. В её кандидатской диссертации «Адыгская- народная лирика. Традиционные необрядовые жанры». Во второй главе - работы «Художественно-семантические и типологические характеристики адыгской народной лирики», автор рассматривает несколько характерных тропов. Основным теоретическим положением, на котором строится анализ поэтических средств, является то, что «означивающая» функция языковых знаков возникает не в силу соотнесения их с внешним миром, а' В' силу соотнесения с человеческим опытом. Исходя из этого, автор понимает под эпитетом не «образное определение», а «эстетически значимое определение». Всякое определение в поэтическом тексте может выступать в качестве эстетически значимого, если оно является ассоциативным сигналом. В главе даётся аналитическое толкование отдельных эпитетов, производится их классификация по формальным признакам.

Заключая, обзор исследования литературы, можно сказать, что в интересующей нас области проделано немало по объёму и содержанию работ. Ещё в первых небольших заметках начала XX. века содержатся весьма важные наблюдения* над художественным языком адыгского фольклора, определяются некоторые национальные особенности поэтического мышления, которые в разных жанрах фольклора проявляются по-разному.

Более развёрнутые специалистами исследования принадлежат М.Е. Талпе, А.Т. Шортанову, З.П. Кардангушеву, A.M. Гадагатлю, З.М. Налоеву и другим учёным, которые фактически выявили адыгскую фольклористику на профессиональный уровень. Всё это явилось продуктивной основой для того, чтобы системно исследовать адыгский эпитет в нашей работе.

Теоретическая значимость, нашей работы определяется тем, что в научный обиход вводятся результаты исследования, проведённого впервые на самом широком фактическом материале адыгского фольклора. Они дополняют общие представления о характере употребления эпитета, его разновидностях, включая форму, отдельные особенности содержания и место в ряду других изобразительно-выразительных средств в разных жанрах.

Практическая значимость работы определяется тем, что в системе изобразительно-выразительных средств адыгского фольклора такой-важный компонент как эпитет получает относительно полную характеристику, в частности, определяется наиболее вероятная частотность, употребления, в разных жанрах, многообразие формальных особенностей эпитета (от аффикса, самостоятельного слова до сложного и составного эпитета, представленного целым предложением). Эти результаты позволяют получить целостное представление об эпитете в адыгском фольклоре, что, несомненно, будет важным для дальнейшего изучения всех изобразительно-выразительных средств, а в сугубо практическом плане найдёт применение при написании обобщающих работ по адыгскому фольклору, по фольклору народов Северного Кавказа. В процессе обучения основные положения диссертации и конкретный анализ отдельных произведений могут стать составной частью спецкурсов для Высших Учебных Заведений.

На защиту выносятся следующие положения диссертации: 1.Эпитет как один из важных компонентов поэтического языка адыгского фольклора рассматривается в его эволюции от древнейших устно-поэтических форм до образцов современной народной лирической поэзии.

2. Эпитеты классифицируются по степени эстетического наполнения, по характеру и частотности употребления, по формальным, семантико-эстетическим и грамматическим признакам. Особое внимание уделяется формальным разновидностям эпитета (песенный материал дифференцируется по формальным признакам: от аффикса, и самостоятельной лексической единицы до сложного и составного эпитета, представленного сочетанием нескольких слов или целой развёрнутой тирадой).

3.Сравнительно-исторический анализ рассматриваемого тропа во всех жанрах адыгского фольклора свидетельствует о его большой эстетической роли в создании художественного поэтического языка.

Апробация. Главы представленной работы по частям обсуждались в отделе адыгского фольклора Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ. Отдельные главы её изложены в материалах международной конференции (Майкоп, октябрь, 2006г.), литературных журналах, сборниках статьей. Основные положения работы опубликованы в монографии «Эпитет в адыгском фольклоре».

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Машукова, Марьяна Хаутиевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённый анализ позволяет восстановить основные этапы эволюции эпитета в адыгской народной поэзии, а также определить основные разновидности данного тропа, встречающиеся в разных жанрах народной песни.

Как и следовало ожидать, в адыгском песенно-стихотворном фольклоре встречаются практически все формальные разновидности эпитета от простого (представленного одним однокоренным словом) до сложного и составного (представленного сочетанием нескольких слов., или целой развёрнутой тирадой). Характерно, что частотность употребления и степень сложности эпитета далеко не всегда зависит от степени архаичности жанра. Мы предполагаем, что здесь может быть не одна причина. Во-первых, архаические жанры (например, обрядовая лирика)» в процессе своего естественного бытования постоянно были подвержены художественной обработке. Поэтому, если даже первоначально их поэтическая структура была довольно примитивной за многие столетия из устной передачи от одних исполнителей к другим, их тексты постоянно шлифовались, совершенствовались, т.е. в художественном отношении непроизвольно изменялись в сторону своего развития. Отсюда вполне вероятно возможность их достаточно высокого эстетического насыщения, что не зависит от первоначальных утилитарных функции, ставших причиной их возникновения.

Второе обстоятельство, которое открылось в результате анализа - это достаточно явно обнаруживаемая связь между поэтическим жанром и характером употребляемых эпитетов. Так, в мифологической и обрядовой поэзии, которая адресно ориентировано на какое-либо сверхъестественное существо (например, языческие гимны в честь лесного бога, грозового бога, бога растительности, бога крупных или мелких животных) доминируют эпитеты с положительным содержанием. Это объясняется тем, что народ, как сочинитель и исполнитель песни, предназначает своё творение для увещевания сверхъестественных сил, для1 вызывания их благорасположения к себе. Отсюда мотивы величания. Вместе с тем, уже в самых древних произведениях, наряду с простым воспеванием и величанием, отмечаются и мотивы уничижительного,' пренебрежительного отношения к каким-либо явлениям. Например, в свадебных обрядовых песнях, как жених, так и невеста могут наделяться весьма не лицеприятными эпитетами, порою выражено гиперболическими. В подобных случаях, мы видим элементы вербальной магии: называя явно отрицательные признаки, исполнители песен как бы отгоняют всяческие пороки, преграждают им путь, и тем самым оберегают себя и общество от подлинных носителей нежелательных качеств. В .пользу такого понимания элементов ритуального осмеяния жениха и невесты свидетельствуют то, что песни свадебного цикла завершаются, как правило, тирадными строфами, которые насыщены эпитетами величального характера.

Следующая особенность, на которую мы считаем важным обратить внимание - это многообразие художественного .предметного мира, непременно изменяющегося от более древних жанров к близким нам по времени возникновения. Естественно, что атрибутика песен героического эпоса представлена предметами воинского обихода: герой, его оружие и снаряжение, конь, противник, вещи, принадлежащие противнику.

В данном реестре, периферийным являются предметы, обихода, которые в поздней лирической поэзии (бытовая лирика, любовная* лирика) чаще всего занимают центральное место.

Таким образом, можно говорить, о том, что тематика и основной пафос произведений определяют всю систему представления в рамках данного жанра. Так, на месте наделяемых эпитетами объектов героического нартского эпоса (герой, его меч, лук со стрелами, боевой конь, грозный противник и прочее) в центре внимания бытовой лирики нередко выдвигается красота и стройность юноши или девушки, описание лица, длина и цвет волос, грациозность походки, изящество, свойственное таким бытовым вещам, как платок и другим элементам одежды.

В рассмотренных нами песенных текстах обнаруживается определённое число выделяемых эпитетами предметов, которые можно назвать универсальными или сквозными, поскольку они представлены во всех жанровых разновидностях адыгской народной лирики. Таковы, например, конь героя, его аксессуары и аксессуары его коня. В нартском эпосе конь представлен как, действительно, часть необходимого боевого снаряжения. Естественно, что здесь нет прямой выраженной эстетической характеристики ни коня, ни вооружения, ни аксессуаров. Совсем иное дело, когда конь упоминается в любовной лирике. Здесь, на первый план выдвигается не выносливость и сила коня, а вместе с тем поражающие способности оружия, и не мужество и сила самого героя, а красота, внешняя привлекательность, эстетическое совершенство каждого называемого предмета.

Таким образом, определённая совокупность определяемых предметов, вместе с сопровождающими их эпитетами, выступает с одной стороны, как неизменная константа адыгского песенного фольклора, с другой, как эстетически трансформирующий, эволюционирующий компонент эстетического языка.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Машукова, Марьяна Хаутиевна, 2008 год

1. Бгажноков Б. Адыгский:этикет. - Нальчик: Эльбрус, 19781- 158с.

2. ВеселовскийА.Н! Историческая поэтика;-Л(: FHXJI-,Л940.-408с.

3. Гадагатль А.М1 Героический эпос «Нарты» и его генезис. - Краснодар: Краснодарское книжное издательство;Л967.-424с.

4. История Кабардино-Балкарской АССР с: древнейших времен; до наших : днею-Москва: Наука, 1967.-T.I. -482с.

5. Каламбий(Адыль-Гирей Кешев). Записки;черкеса. - Нальчик: Эльбрус, 1988:-272с.

6. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. Исследования и материалы. -Москва: ИВ Л, 1961. - 260с.

7. Крупнов Е.И. Древняя история и культура Кабарды. — Москва: Издательство Академии наук СССР, 1957. - 176с.

8. Крупнов Е.И. Древняя культура Северного Кавказа. — Москва: Издательство Академии наук СССР, 1960. - 520с.

9. Краткая литературная энциклопедия. - Москва: Советская энциклопедия, 1975.-Книга 8.-1135с.

10. Кравцов Н.И., Лазутин Г. Русское устное народное творчество. - Москва: Высшая школа, 1983. - 376с.

11. Кумахов М.А., Кумахова З.Ю. Функциональная стилистика адыгских языков. — Москва: Наука, 1979. - 359с.

12. Кумахов М.А., Кумахова З.Ю. Язык адыгского фольклора. Нартский эпос. - Москва: Наука, 1985. - 224с.

13. Лазутин Г. Поэтика русского фольклора. - Москва: Высшая школа, 1989.-223с.

14. Мижаев М.И. Мифологическая и обрядовая поэзия адыгов. Черкесск: Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1973.

15. Морохин В.Н. Прозаические жанры русского фольклора. - Москва: Высшая школа, 1983. - 303с.

16. Налоев З.М. Из истории культуры адыгов. - Нальчик: Эльбрус, 1978.- 192с.

17. Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа. - Нальчик: Эльбрус, 1982. - 166с.

18. Унарокова Р.Б. Песенная культура адыгов (эстетико-информационный аспект).- Москва: ИМЛИ, 2004. - 222с.

19. Петросян А.А. История народа и его эпос. - Москва: Наука, 1982. - 216с.

20. Поспелов Г.Н. Теория литературы. - Москва: Наука, 1978. - 352с.

21. Словарь кабардино-черкесского языка. (Адыгэбзэ псалъалъэ). - Москва: Дигора, 1999.-904с.

22. Соколов Ю.М. Русский фольклор. - Москва: Учпедгиз, 1941. - 560с.

23. Тимофеев Л.И., Тураев С В . Словарь литературоведческих терминов. — Москва: Просвещение, 1958. - 509с.

24. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. — Москва: Просвещение, 1976.-448с.

25. Тимофеев; Л.И., Тураев С В . Краткий словарь литературоведческих терминов. -Москва: Просвещение, 1978. - 208с.

26. Хан-Гирей. Записки оЧеркессии. - Нальчик: Эльбрус, 1992. — 352с.

27. Хут Ш.Х. Адыгское народное искусство слова. - Майкоп: Адыгейское Республиканское книжное издательство, 2003. - 536с.

28. Ципинов А.А. Мифо-эпическая традиция адыгов. - Нальчик: Эль-фа, 2004.-180с.

29. Алиева А.И. Эпитет в адыгском героическом эпосе // УЗ КЕНИИ, T.XXIV, серия филологическая. - Нальчик, 1967. - с. 17-28.

30. Алиева А.И. Поэтика нартского эпоса адыгов // Сказание о нартах - эпос народов Кавказа. - Москва: Наука, 1969. - с. 303-350.

31. Алиева А.И. Историко-героический эпос адыгов и его стадиальная специфика // Типология народного эпоса. - Москва: Наука, 1975. - с. 139-151.

32. Алиева А.И., Астафьева Л.А., Гацак В.М. (руководитель работы), Кирдан Б.П., Пухов И.В. Опыт системно-аналитического исследования исторической поэтики народных песен // Фольклор. Поэтическая система. - Москва: Наука, 1977. - с. 42-105. , : 1 4 8

33. Алиева А.И; Адыгские сказки //. Сказки адыгских народов;.- Москва: Наука, 1978;-с. 5-24; '

34. Алиева; А.И.. Возникновение адыгской фольклористики в; XIX в. // Фольклор- адыгов в записях и публикациях XIX начала* XX вв. — Нальчик: Эльбрус, 1979:-с: 13-39:

35. Алиева, А.И:, Еутов: А.М;, Таов Х.Т. Введение // Фольклор- адыгов в. записях и публикациях XIX-начала,XX вв: Нальчик: Эльбрус, 1979: - с. 3-121 . ...,'••••'

36. Аристотель; Поэтика' // Аристотель, и античная литература: - Москва: Наука; 1978:-с:,144-152.; '• ', ' •

37. Аутлева Ш: Историко-героическая поэзия // Адыгский фольклор. - Майкоп, 1980. - Книга II: - с. 71-82.

38. Гишев Н:Т; Язык певцов адыгского эпоса; «Нартхэр» // Нартский эпос и кавказское языкознание. -Майкоп, 1994. - с. 82-90.

39. Голубева Л;Г. Из истории просветительства на Северном Кавказе во II половине 19 века // Автореферат кандидатской диссертации: - Москва, 1965.

41. Гутов A.M. Обозначения цвета в поэтическом языке эпоса «Нартхэр» // Нартский эпос и кавказское языкознание. - Майкоп, 1994. - с. 128-133.

42. Гутов A.M. Историческая память народа // Адыгские песни времён Кавказской войны. - Нальчик: Эль-фа, 2005. — с. 5-28.

43. Далгат У.Б. Кавказские богатырские сказания древних циклов и эпос о нартах // Сказания о нартах - эпос народов Кавказа. - Москва: Наука, 1969.-с. 103-161.

44. Инал-Ипа Ш.Д. Исторические корни древней культурной общности кавказских народов (опыт сравнительного изучения нартского эпоса) // Сказания о нартах - эпос народов Кавказа. - Москва: Наука, 1969. — с. 30-68.

45. Керашев Т. О сказаниях и сказках народов адыге // Адыгейские сказания и сказки. - Ростов-на-Дону: Азчериздат, 1937. - с.3-16.

46. Керашев Т. Значение адыгского фольклора // Адыгские сказания и сказки. -Майкоп, 1946.-с. 3-10.

47. Кешев (Каламбий) Адиль-Гирей. Характер адыгских песен // Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX- начала XX вв. - Нальчик: Эльбрус, 1979.-с. 326-342.

48. Крупнов Е.И. О времени формирования основного ядра нартского эпоса у народов Кавказа // Сказания о нартах - эпос народов Кавказа. — Москва: Наука, 1969. - с. 15-29.

49. Куашев Б.И. История собирания и изучения кабардино-черкесского фольклора // Б.И. Куашев. Собрание сочинений. - Нальчик: Эльбрус, 1966.-ТомII.-с. 101-145.

50. Куашев Б.И. Стихосложение нартского эпоса // Б.И. Куашев. Собрание сочинений. - Нальчик: Эльбрус, 1966.-Том II. с. 166-190.

51. Лопатинский Л.Г. Андемиркан // СМОМПК, вып. 6, отд.П: Тифлис, 1888.

52. Лопатинский-Л.Г. Предисловие к адыгейским песням, напечатанным в СМОМПК, 25 // Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX - начала XX вв. - Нальчик: Эльбрус, 1979: - с. 354-361.

53. Махопг Р. О воспитательном значении? адыгейского фольклора* // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. — Майкоп, 1977. -Вып.1.-с. 139-150.

54. Меретуков М.А. Отражение древних форм- социальных отношений в адыгском нартском эпосе. // Нартский эпос и кавказское языкознание: -Майкоп, 1994.-с. 175-183.

55. Меретукова К.Х. Представление о красоте в адыгском эпосе «Нартхэр» // Нартский эпос и.кавказское языкознание. - Майкоп, 1994. - с . 117-121.

56. Мижаев М.И. История собирания, публикации и- изучения адыгских народных песен // Труды КЧНИИ. - Черкесск, 1970."- Вып. 6. - с.24-45.

57. Мижаев М.И. Мифологическая и обрядовая поэзия // Адыгский.фольклор. - Майкоп, 1980. - Книга I. - с. 34-69.

58. Мижаев М.И. Представление о мире в адыгском- героическом эпосе // Нартский эпос и кавказское языкознание. - Майкоп, 1994. - с. 57-63.

59. Морару Г. Поэтика молдавской дойны // Автореферат кандидатской диссертации. — Москва, 1973.

60. Налоев З.М! О происхождении вольности джегуако // Из истории культуры адыгов. - Нальчик: Эльбрус, 1978. - с.11-18.

61. Налоев З.М. К типологии «колыбельных для .старцев» // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. - Майкоп, 1979. - Вып. 2. — с. 81-84.

62. Налоев З.М. У истока песенного искусства адыгов // Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. - Москва: Советский композитор, 1980.-Т. I.-C.7-26.

63. Налоев. З.М. Героические величальные и< плачевые песни адыгов // Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. — Москва: Советский композитор, 1986. — Т. III., ч. I, - с. 5-34.

64. Паштова М.М. Эпитет в адыгских лирико-героических песнях // Вопросы кавказской филологии и истории. — Нальчик, 2000. — Вып. 3. — с. 23.

65. Паштова М.М. Адыгская народная лирика. Традиционные необрядовые жанры // Автореферат кандидатской диссертации. - Нальчик, 2002.

66. Петросян А.А. Решённые и нерешённые вопросы нартоведения- // Сказания о нартах - эпос народов Кавказа. - Москва: Наука, 1969. — с.5-14.

67. Самогова Г.А. Необрядовые песни адыгов // Адыгский фольклор. - Майкоп, 1980. - Книга I. - с. 152-177.

68. Стрелецкий Кабардинские песни о Нарте Айдамиркане // СМОМПК, вып. 5. отд. П. Тифлис, 1886. - с. 113.

69. Схаплок Г.Ю. Лиро-эпическая песня в народном творчестве адыгов // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. - Майкоп, 1979. - Вып. 2 . - с . 126-133.

70. Схаплок Г.Ю. Народная песня советской эпохи // Адыгский фольклор. - > Майкоп, 1980. - Книга II. - с. 125-141.

71. Схаплок Г.Ю. Бытование- и исполнение нартских песен в Адыгее // Нартский эпос и кавказское языкознание. - Майкоп, 1994. - с. 91-98.

72. Талпа М.Г. Кабардинский фольклор // Кабардинский фольклор под редакцией Ю.М. Соколова. - М. - Л.: Академия, 1936. - с.9-16.

73. Тлехас Б.Г. О бытовых сказках // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. - Майкоп, 1979. - Вып. 2. - с. 99-106.

74. Тресков И.В. Шора Ногмов как поэт и собиратель произведений устного народного творчества // УЗ КЕНИИ, Т. XI. — Нальчик, 1957.

75. Тресков И.В. К географии «Нартиады» // УЗ КЕНИИ, Т. XXIV. - Нальчик, 1996.-с. 29-62.

76. Орбели И.А. Предисловие // Давид Сасунский. Армянский народный эпос. - Ереван, 1939. - с. IX.

77. Хагурова К.Х. К вопросу о мироощущении народа в эпосе адыгов «Нарты» // Объективная закономерность и сознательная деятельность людей. - Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1975. — с. 139-154.

78. Хагурова К.Х. Прекрасное в адыгском эпосе «Нарты» // Адыгский фольклор. - Майкоп, 1980. - Книга I. - с. 70-98.

79. Хакуашев А.Х. Адыгский фольклор // Адыгский фольклор. - Нальчик: Эльбрус, 1992. - с. 4-30. (на каб. языке).

80. Хут Ш.Х. Отражение социальных отношений в адыгейском волшебном эпосе // УЗ АНИИ, Т. XVIII. - Майкоп, 1973. - с. 207-245.

81. Хут Ш.Х. Творчество адыгских писателей - просветителей XIX начала XX в. // Сборник статей по адыгейской литературе и фольклору. -Майкоп, 1975.- с. 102-123.

82. Хут Ш.Х. Особенности бытования адыгских сказок и их исполнители // Сказки адыгских народов. - Москва: Наука, 1978. - с. 379-386.

83. Хут Ш.Х. Предисловие // Адыгские пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. - Майкоп, 1978. - с. 3-15. (На адыг. языке).

84. Хут Ш.Х. Философские жанры адыгского фольклора // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. - Майкоп, 1979. - Вып. 1.-е. 99-138.

85. Хут Ш.Х. Дореволюционные писатели-просветители // Вопросы истории адыгейской советской литературы. - Майкоп, 1979. - Книга I. - с. 21-34.

86. Хут Ш.Х. Несказочная проза // Адыгский фольклор. - Майкоп, 1980. — Книга I I . - с . 83-124.

87. Хут Ш., Хут 3. Общность жанров нартского эпоса с другими категориями адыгского фольклора // Нартский эпос и кавказское языкознание. - Майкоп, 1994. - с. 99-102.

88. Чамоков Т.Н. Традиции фольклора в адыгейской поэзии // Адыгейская филология. - Краснодар, 1967. - Вып. 2. - с. 259-273.

89. Чамоков Т.Н. О поэтике героического эпоса «Нартхэр» // Нартский эпос и кавказское языкознание. - Майкоп, 1994. — с. 108-113.

90. Чич Г.К. Героико-патриотические традиции в народно-песенном творчестве адыгов // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. — Майкоп, 1979. - Вып. 2. - с. 107-125.

91. Чич Г.К. О музыке адыгов // Адыгский фольклор. - Майкоп, 1980. - К н и г а ! - с . 121-151.

92. Шейблер Т.К. Кабардинский фольклор // Ж. «Советская музыка», № 6,. 1955.-с. 73-79. '

93. Шейблер Т.К. Музыкальная культура Кабардино-Балкарской АССР // Музыкальная культура автономных республик РСФСР. - ".Москва: Советский композитор, 1957. - с. 19-37.

94. Шенкао М.А. Представление о пространстве и времени в адыгском эпосе «Нарты» // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. -Майкоп, 1979. -Вып. 2. - с. 86-98.

95. Шенкао М.А. Эпос «Нартхэр» в контексте мировой культуры // Нартский эпос и кавказское языкознание. - Майкоп, 1994. - с. 114-116.

96. Шогенцуков А.О. Сказания о нарте Сосруко // УЗ КЕНИИ, Т. IV. - Нальчик, 1948. - с. 137-156. (На каб. языке).

97. Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в народно-поэтическом творчестве адыгов // УЗ АНИИ, Т. VII. - Майкоп, 1968. - с. 64-87.

99. Г. Шортанов А.Т. Адыгский фольклор* // Очерки8 истории- кабардинской . литературы. - Нальчик: Эльбрус, 1968.V-с. 48.

100. Адыгейские сказания и сказки. Перевод И., Цея* Т.: Керашева, А. Хаткова, Д.Ашхамафа и др: Литературная; обработка П;Х. Максимова. . Вступит, статья Т. Керашева. Комментарии И.Х. Максимова. - Ростов-. на-Дону: Азчериздат,1937. -472с.

101. Адыгские старинные песни. Сост. Т. Керашев. - Майкоп, 1940: (На адыг. . языке).

102. Адыгейские (черкесские) народные песни и мелодии. Сборник первых; записей. Составитель и редактор Гребнев А.Ф; - М.-Л., 1941.

103. Адыгские народные сказания; и сказки. Сост. Ш:Х. Хут. - Майкоп: Книжное издательство, 1947. - 336с. (На адыг. языке).

104. Адыгский фольклор. Сост. З.П. Кардангушев. Вступит, статья А.Т. Шортанова. - Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1963. - Т.Г. - 338с. (На каб. языке).

105. Адыгский фольклор. Сост. З.П. Кардангушев. — Нальчик: Кабардино- Балкарское книжное издательство, 1969. - Т. П. - 412с. (На каб. яз.).

106. Адыгские народные песни. Зап. и обр. Кардангушева 3!П. - Нальчик: Эльбрус, 1979: -224с. (На каб. яз.).

107. Адыгские песни. Сост. З.П. Кардангушев. - Нальчик: Эльбрус, 1992. - 225с. (На.каб. языке).

108. Гнесин М! Черкесские народные песни. - Ж. «Народное творчество», 1937.

109. Из адыгского народного эпоса. Материалы и архивы Н.А. Цагова. - Нальчик: Эльбрус, 1987. - 108с.

110. Кабардинский фольклор. Вступит, статья, комментарии и словарь М.Е. Талпа. Ред. Ю.М. Соколов. - М.-Л.: Академия, 1936. - 650с.

111. Кабардинские • народные сказания. Сказитель Хавпачев А. - Нальчик, 1940. (На каб. языке).

112. Кабардинские народные песни. - Нальчик, 1940. (На каб. языке)*

113. Кабардинские песни и пословицы. - Нальчик: Эльбрус, 1948. (На каб. языке).

114. Кабардинские песни. - Нальчик, 1954. - 48с.

115. Кабардинские народные песни. - Нальчик, 1969: - 81с.

116. Кабардинский фольклор. Общая редакция Г.И. Бройдо. - Нальчик: Эльфа, 2000. - 650с.

117. Нарты. Кабардинский эпос. - Москва: Гослитиздат, 1951. - 502с.

118. Нарты. Кабардинский эпос. - Москва: Гослитиздат, 1957. - 527с.

119. Нарты. Из кабардинских сказаний о богатырях-нартах. - Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1962. - 133с.

120. Нарты. Адыгский эпос. Сост. A.M. Гадагатль. - Майкоп, 1968-1971. - T.I-VII. (На адыг. языке).

121. Нарты. Адыгский героический эпос. - Москва: Наука, 1974. -^415с.

122. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. - М.: Советский композитор, 1980. Т. I. - 224с.

123. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. - М.: Советский композитор, 1981. - Т.П. - 232с.

124. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. - М.: Советский композитор, 1986. - T.IIL, Ч. I. - 264с.

125. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов - М.: Советский композитор, 1990. - Т.Ш, Ч. II. - 488с.

126. Нарты. Сказания о древних героях. Составитель Кармоков X. - Нальчик: Эльбрус, 1995. - 288с. (На каб. яз).

127. Нарты. Кабардинский эпос. - Нальчик: Эль-фа, 2002. - 527с.

128. Ногма Ш.Б. Филологические труды. - Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1956. - T.I. - 308с.

129. Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX - начала XX вв. Сост. и автор вступит, статьи А.И. Алиева. Подготовка текстов и общая ред. A.M. Гутова. - Нальчик: Эльбрус, 1979. - 404с.

130. Хан-Гирей Избранные произведения. - Нальчик: Эльбрус, 1974. - 335с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.